Жизнь Иисуса Христа до сих пор является предметом размышлений и пересудов.
Иисус Христос - биография, новости, личная жизнь
Как правило, она наступает в 30 33 года, когда Иисус Христос начал свое великое служение человечеству. Греческие архитекторы сделали невозможное — установили точный возраст легендарной усыпальницы Иисуса Христа в Иерусалиме. Иисус Христос – центральная фигура в христианском вероучении. Всё, что написано в Евангелиях о рождении Иисуса Христа, связано именно с этим городом. Очень интересная статья про исследования жизни Иисуса Христа в возрасте от 12 до 30 лет.
Иисус Христос
Точный возраст Иисуса Христа Иисус Христос, согласно библейским учениям, родился около 2000 лет назад. Иисуса Христа называли назореем, назарянином (Мк.1:24; Лк.4:34) потому, что Назарет был городом, в котором Он жил до определенного времени. Согласно евангельскому повествованию, чтобы принять крещение Иисус Христос пришёл к Иоанну Крестителю в 30-летнем возрасте – значит, в 30 году от Рождества Христова (или нашей эры). Согласно евангельскому повествованию, чтобы принять крещение Иисус Христос пришёл к Иоанну Крестителю в 30-летнем возрасте – значит, в 30 году от Рождества Христова (или нашей эры).
Sorry, your request has been denied.
Поскольку Господь Иисус Христос является Совершенным Богом и вместе Совершенным Человеком, постольку и ответ на вопрос о возрасте Христа должен рассматриваться с двух сторон. Возраст Христа — это полное количество лет, прожитых Иисусом Христом. О годах жизни Иисуса сказано немало. Но нигде нет точной цифры. В данном видео я расскажу Вам о том, где в первоисточниках, мы найдем реальную цифру. Всё, что написано в Евангелиях о рождении Иисуса Христа, связано именно с этим городом.
«И сошел Дух Святой в виде голубя». Во сколько лет, кем и где крещён Иисус
Неясности и споры вокруг возраста Иисуса Христа Точный возраст Иисуса Христа является предметом споров и неясностей в христианской традиции. Смотрите видео онлайн «Сколько лет Иисусу Христу?» на канале «Секреты Творческой Мастерской» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 24 сентября 2023 года в 10:16, длительностью 00:01:55, на видеохостинге RUTUBE. биография, новости, личная жизнь.
Хронология земной жизни Иисуса Христа
Неясности и споры вокруг возраста Иисуса Христа Точный возраст Иисуса Христа является предметом споров и неясностей в христианской традиции. Дата рождения Иисуса Христа 7 января была установлена во второй половине второго века, когда церковь культурно была в основном греческой. Люди, которые продолжают исповедовать Иисуса Христа Иисус Христос, по преданию, родился около 2000 лет назад. Возраст Девы Марии, матери Иисуса Христа — довольно удивительный факт для человека нашего времени. Однако, точный возраст Иисуса Христа является предметом дебатов и различных интерпретаций текстов. Жизнь Иисуса Христа до сих пор является предметом размышлений и пересудов.
Что известно о дате рождения Иисуса Христа
Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлёк к себе многих иудеев и эллинов. То был Христос. По настоянию влиятельных лиц Пилат приговорил его к кресту. Но те, кто раньше любили его, не прекращали любить его и теперь. На третий день он вновь явился им живой, как возвестили о нём и о многих других Его чудесах боговдохновенные пророки. Поныне ещё существуют так называемые христиане, именующие себя таким образом по его имени. Однако, по мнению ряда учёных, этот фрагмент в тексте греческой рукописи является благочестивой вставкой христианского переписчика, сделанной на рубеже III и IV веков [11]. В настоящее время большинство исследователей считают текст Свидетельства Флавия частично интерполированным [12]. По мнению критиков [ каких?
В 1912 году русский учёный А. Васильев опубликовал арабский текст сочинения христианского епископа и историка X века Агапия Манбиджского «Книга титулов» «Китаб аль-унван» , а в 1971 году израильский учёный Шломо Пинес обратил внимание на цитату Агапия из Иосифа Флавия, которая расходится с общепризнанной греческой версией Свидетельства Флавия, причём Христос назван Мессией: В это время был мудрый человек по имени Иисус. Его образ жизни был похвальным, и он славился своей добродетелью; и многие люди из числа иудеев и других народов стали его учениками. Пилат осудил его на распятие и смерть; однако те, которые стали его учениками, не отреклись от своего ученичества. Они рассказывали, будто он явился им на третий день после своего распятия и был живым. В соответствии с этим он-де и был Мессия, о котором пророки предвещали чудеса [13] [14] [15]. Свидетельство Иосифа Флавия об Иисусе Христе. Христос перед народом, Марк Антокольский , 1878 Тем не менее, по поводу приведённого отрывка также нет единого мнения среди исследователей. Он может отражать подлинный текст Иосифа Флавия, сохранившийся благодаря ранним переводам его сочинений на сирийский язык , а может быть вариацией христианской вставки, адаптированной для мусульманского окружения, в котором жил Агапий [16].
Другим автором, упоминающим о Христе, является крупнейший римский историк Корнелий Тацит , написавший: «Христа, от имени которого происходит это название христиан , казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат» [17]. Другой знаменитый римский историк Гай Светоний Транквилл в книге « Жизнь двенадцати цезарей », в главе Клавдий 25:4 пишет: «Иудеев, постоянно волнуемых Хрестом, он изгнал из Рима». Это известие написано на несколько лет позже свидетельств Тацита. До нашего времени дошла переписка правителя Вифинии и Понта Плиния Младшего с императором Траяном, в котором Плиний сообщал, что «христиане в определённый день перед восходом солнца собирались вместе и совместно воспевали гимны Христу, как Богу, давали перед Ним обеты никогда не делать нечестия, не заниматься кражей, воровством или блудом, не нарушать данного слова, не удерживать данного им в залог». Мифологическая школа в историографии признаёт образ Иисуса Христа мифическим, созданным на основе тотемических верований или земледельческих культов особенно культов умирающего и воскресающего бога , подобно культу Осириса , Диониса , Адониса и др. George Albert Wells [19] , Эрл Доэрти англ. Earl Doherty [20] , Д. Мёрдок Acharya S , Тимоти Фрик англ. Timothy Freke и Питер Гэнди англ.
Peter Gandy [21] , такие теологи, как Роберт Прайс англ.
Из Евангелия известно, что смерти Ирода предшествовало избиение вифлиемских младенцев от 2-летнего возраста и ниже. Когда происходило избиение, Иисусу Христу по меньшей мере было два года, а может быть и больше. Значит, наше летосчисление не отвечает действительному, а идет на несколько лет лет на 5—6 впереди.
Астрономия дает подтверждение этому. Иосиф Флавий говорит, что Ирод умер по 37-летнем царствовании, в тот год, когда пред иудейскою пасхою было лунное затмение, произведшее сильное впечатление. Астрономия показывает, что на соответствующий период времени приходились три лунных затмения. Одно было 20 января 752 г.
Другое было в 753 г. Третье затмение было в 750 г. Оно было частное и в Иерусалиме было видимо. Оно-то и предшествовало той пасхе, которая была в год смерти Ирода.
Предпочесть дату 750 г. Отсюда с очевидностью следует, что Иисус Христос родился до 750 г. Относительно того, когда Он скончался, твердых данных также не имеется.
Популярное лакомство поможет улучшить самочувствие при смене часовых поясов Выводы экспертов Стоит обратить внимание на то, что эксперты почти единогласны в своем мнении. Они полагают, что отказ от празднования своего 33-го года рождения является ничем иным, как страхом. Человек искренне верит в то, что с ним может произойти что-то подобное, что произошло со Спасителем, и поэтому притягивает к себе неприятности из-за этого после празднования они все-таки происходят. Кстати, атеистов это не касается - весь год они чувствуют себя по-прежнему нормально.
Однако в Библии нет информации, что Иисусу было 33 года на момент смерти и воскрешения. Он был, как думали люди, сыном Иосифа, который был сыном Илия. Где-то через год Иисуса распяли.
Следовательно, согласно Евангелию от Луки Иисус умер в возрасте 31 года. Но как появился возраст 33 года? Традиция склоняется к трем Песахам. Если сопоставить сведения от Луки и от Иоанна, то получится весьма натянутое предположение, что Иисусу Христу было 33 года.
Сколько лет было Иисусу Христу на момент Распятия?
Последние дни В христианстве период последней недели земной жизни Иисуса получил название «страстей Христовых». Он начался в период перед иудейской Пасхой, в иудейский месяц нисан. Первым событием этого периода именуют вход Иисуса в Иерусалим. Здесь он впервые, не в частной беседе, а в проповеди объявил себя Мессией. Въехал Христос в город на осле. К тому времени известность его была такова, что люди устилали путь проповедника ветвями оливы и частями одежды. В воскресенье перед Пасхой Иисус прибыл в Иерусалим из Вифании, где был в доме Лазаря сведения на этот счет в Евангелиях разных апостолов расходятся. Тайная вечеря В четверг пасхальной недели Иисус с учениками вечером прибыли в дом, где они и останутся на праздник. Здесь, в отсутствие слуг, учитель, в знак смирения, омыл ноги своим ученикам.
Затем состоялись приготовления к Пасхе. Одним из ключевых событий Страстной недели именуют тайную вечерю, которая прошла в ту ночь. Во время этой трапезы Иисус сделал пророчество, что один из учеников предаст его. А также сказал о своем скором уходе. Опечаленных учеников он утешил особым таинством, которое сегодня знают как евхаристию. Иисус Христос молится в Гефсиманском саду После вечери Иисус с некоторыми учениками отправился на прогулку в расположенный за Кедронским потоком Гефсиманский сад. Здесь он, по свидетельству апостолов, молился, прося Бога об избежании возложенной на него миссии, но был готов принять ее. В это время с ним находились лишь трое апостолов — Иоанна, Петра и Иакова.
Вместе они поднялись на гору Елеон. А затем вернулись в дом, где нашли приют. Здесь Иисус сказал, что предательство состоялось, и за ним уже идут. Тем временем Иуда Искариот уже оклеветал Мессию перед первосвященниками и старейшинами. И пообещал показать его, поцеловав при встрече. Так и произошло. В дом вошли первосвященники и войны. Предательство состоялось.
Иисус был заключен под стражу. А из его учеников только Иоанн и Петр тайно последовали за учителем. Но не рассказали о принадлежности к его апостолам. Приговор и суд По навету иудейских священников, не согласных с трактовкой Иисусом законов Моисея, он был схвачен в Иерусалиме, и осужден Синедрионом на смерть. Но сами они не могли исполнить такой приговор. Поэтому над «лжепророком» состоялся второй суд, гражданский, проведенный прокуратором Иудеи. В то время эту должность занимал Понтий Пилат. И хотел отпустить того.
Тем более, что существовал обычай на Пасху миловать одного из преступников. Но разгоряченная толпа требовала распятия Иисуса. И даже прилюдное избиение, которое Пилат устроил, надеясь спасти Христа от казни, не удовлетворило горожан, настроенных иудейскими священниками против Мессии. Иисус же покорно терпел унижения, в терновом венце на голове, и багрянице, с тростью в руке. Перенес он насмешки, и избиения. В страхе за собственную жизнь, прокуратор вынес обвинительный приговор. Но выступая перед народом сказал, что неповинен в крови праведника. И люди согласились принять эту вину на себя и детей своих.
Смерть Иисус, приговоренный к смерти на кресте, согласно Евангелию, отправился на гору Голгофа за стенами Иерусалима, как и другие осужденные на казнь. Он сам нес распятие. А затем был заживо пригвожден к нему. Рядом такой же казни подверглись двое разбойников. Иисус Христос несет свой крест на голгофу Процессию на Голгофу сопровождали ученики Христа, в числе которых была его мать, Мария. Симон Коренянин даже помогал нести крест, под тяжестью которого Христос падал. Во время мучительной смерти от кровопотери под палящим солнцем, Иисус продолжал проповедовать, и даже принял покаяние в грехах от одного из разбойников. Но в первую очередь он обращался к Богу, ученикам, и своей матери.
По свидетельствам Евангелия, в момент смерти Иисуса на кресте на мгновение померкло солнце. А в иерусалимском главном храме разорвалась отделяющая его тайные покои завеса. В городе также наблюдали землетрясение. И, по некоторым сведениям, многочисленные воскрешения усопших. Но говорить о чудесах стражникам, присутствовавшим на казни, запретили. Распятый Иисус Христос рядом с разбойниками Чтобы убедиться, что Иисус умер, один из охранявших его воинов, ткнул копьем под ребра Христу.
Где-то через год Иисуса распяли. Следовательно, согласно Евангелию от Луки Иисус умер в возрасте 31 года. Но как появился возраст 33 года? Традиция склоняется к трем Песахам. Если сопоставить сведения от Луки и от Иоанна, то получится весьма натянутое предположение, что Иисусу Христу было 33 года. Этот возраст очень условен, потому что сам Лука пишет, что Иисусу было около 30. Это означает, что ему могло быть 28, 29, 30, 31, 32 или 33 года.
Значит, наше летосчисление не отвечает действительному, а идет на несколько лет лет на 5—6 впереди. Астрономия дает подтверждение этому. Иосиф Флавий говорит, что Ирод умер по 37-летнем царствовании, в тот год, когда пред иудейскою пасхою было лунное затмение, произведшее сильное впечатление. Астрономия показывает, что на соответствующий период времени приходились три лунных затмения. Одно было 20 января 752 г. Другое было в 753 г. Третье затмение было в 750 г. Оно было частное и в Иерусалиме было видимо. Оно-то и предшествовало той пасхе, которая была в год смерти Ирода. Предпочесть дату 750 г. Отсюда с очевидностью следует, что Иисус Христос родился до 750 г. Относительно того, когда Он скончался, твердых данных также не имеется. Апостолы могли сказать, что воскресение Христа было 16 ниссана, но для римлян это была дата непонятная, и первые христиане едва ли были настолько научно подготовлены, чтобы перевести ее на римское счисление. Да этому не придавали и особенного значения: апостолы служили делу веры, а не научной любознательности.
Многие христиане мира отмечают начало предрождественского периода - Адвент! В конце прошлого года церквями Петрозаводска была подготовлена программа "Адвент - в ожидании Рождества", где мы рассказали о добрых христианских традициях этого периода. У нас выйдет 28 небольших видеороликов, в которых пасторы и служители церквей ответят на вопросы о Рождестве: Когда появилась традиция встречать праздник Рождества? В каком году родился Иисус Христос?
Иисус Христос
Имена поколений в Израиле исчисляли или по природе, или по закону: по природе, когда имелось преемство законных сыновей; по закону, когда по смерти бездетного брата его брат своему чаду давал имя умершего. Тогда не было ещё ясной надежды на воскресение и будущее обетование считали заодно со смертным воскресением: имя умершего должно было сохраниться навеки. Поэтому из лиц, упоминаемых в этом родословии, некоторые были законными наследниками своих отцов по природе, другие же рождены были одними отцами, а по имени принадлежали иным. Упоминали же тех и других: и действительных отцов, и тех, кто были как бы отцами. Таким образом, ни то, ни другое Евангелие не ошибается, исчисляя имена по природе и по закону. Азбука веры.
Со времён Реформации широкое распространение получила точка зрения, согласно которой Лука прослеживает родословную Иисуса по материнской линии Лук. Хронология См. Большинство из них лежит в следующем диапазоне дат [2] : 7—4 годы до н. Он родился во второй половине правления императора Августа и в последние года царствования Ирода. Иоанна Предтечи.
Вскоре после этого — призыв апостолов и выход Иисуса Христа на общественную проповедь. Распят в пятницу, день Пасхи, 14 или 15-го нисана. Предпринимались попытки вычислить дату распятия, используя еврейский календарь который в современном виде сформировался значительно позже, в 359 году. Дата рождения Иисуса Христа определена весьма приблизительно. Самым ранним обычно называется 12 год до н.
Точную дату смерти Иисуса Христа множество исследователей пытались определить на основании астрономических данных, сопоставляя их со свидетельствами Евангелий о том, что Иисус был распят в пятницу накануне еврейской Пасхи, которая празднуется с вечера 15 нисана , то есть Иисус был распят в пятницу 14 нисана до захода солнца. В настоящее время наиболее вероятными годами смерти Иисуса считаются 30 и 33 годы н. Методы расчёта даты смерти Иисуса на основании времени новолуния критиковались учёными как несоответствующие фактическому календарю того времени, который был основан на наблюдениях за фазами Луны и сильно зависел от субъективных факторов принятия коллегиального решения синедрионом о начале месяца и о добавлении дополнительного месяца в году. Определение даты Пасхи на основании астрономических расчётов в еврейском календаре было установлено значительно позже, в связи с невозможностью традиционного для иудаизма времен Второго храма определения начала месяца на основании заявлений свидетелей о появлении новой луны. После рождения Иисус был увезён родителями в Египет Мф.
После смерти царя Ирода Иисус со своими родителями вернулся в Назарет. Большинство христианских конфессий исповедует непорочное зачатие Христа от Святого Духа. Некоторые считают сверхъестественным не только зачатие , но и рождение Иисуса, совершенно безболезненное, при котором не нарушилась девственность Девы Марии. Так, в православном задостойнике говорится: « Бог из боку твоею пройде» — как и сквозь двери затворённые. Это, в частности, изобразил Андрей Рублёв на иконе «Рождества», где Богородица смиренно отвела взгляд в сторону, склонив голову.
Причиной бегства стало задуманное иудейским царём Иродом Великим убийство младенцев в Вифлееме чтобы умертвить в их числе и будущего иудейского царя. В Египте родители с Иисусом пребывали недолго: они вернулись на родину после смерти Ирода, когда Иисус был ещё младенцем Мф. Дуччо ди Буонинсенья , Маэста , фрагмент, ок.
Согласно Библии, во время казни Спасителя произошло солнечное затмение.
Используя данные сведения, астрономы провели любопытное расследование и установили следующее. В период между 26 и 25 г. А солнечное затмение наблюдалось лишь в 33 году! Отсюда следует, что Иисус умер в человеческом теле в пятницу 3 апреля 33 года, примерно в три часа дня.
Кстати, атеистов это не касается - весь год они чувствуют себя по-прежнему нормально. Да и священники считают, что если человек действительно верует в Бога и Иисуса Христа, ему не будет никакого дела до суеверий. Святым Писанием категорически запрещаются любые предрассудки, поэтому отказ от празднования не имеет ничего общего с истинной верой. Если человек боится, можно утром отправиться в церковь, а вечером отметить день своего рождения с родными и близкими.
Так грустно сетовал предок Господа по плоти, царь Давид , в одном из своих псалмов — чему же здесь радоваться, отмечая «еще один год жизни»? Не случайно и то, что: событиями Рождества христиане заинтересовались не ранее 60-х гг. Лука, создавая свое Евангелие, впервые записал то, что, скорее всего, сообщила ему Сама Матерь Божия, с Которой он встречался во Иерусалиме; но и после этого праздник Рождения Господа известен только со 2 пол. Так чтопо поводу даты Рождества существуют различные версии, ни одна из которых не имеет абсолютного подтверждения. Хотя древние предания об Иосифе и Пресвятой Богородице все же доносятся до нас некоторыми текстами, которые не признаны Церковью как канонические, однако, считаются опирающимися на некоторые древние повествования.
Мозаика церкви Христа-Хора в Стамбуле : Священник, стоя на пороге храма, вручает Иосифу посох, процветший живой лозой, а вместе с ним и поручает — Марию Деву Марию Изображение датируют 1316-1321 гг. Фото после реконструкции. Это, например, так называемое «Протоевангелие Иакова», источник II в. Иосифа, Иакову, однако, не подтверждено, так как текст — более позднего происхождения. Тем не менее, именно на него в основном опирается церковное предание, говорящее, что: Мария, позднее дитя престарелых родителей, Иоакима и Анны, с трех лет воспитывалась при Иерусалимском храме, после чего должна была быть выдана замуж, однако, дала обет остаться девственницей; можно полагать, что тогда ей было больше 12 лет — ибо таким считался брачный возраст еврейских девушек; именно тогда решением священников был избран вдовец, Иосиф, который стал мнимым мужем, на самом деле хранителем ее девства; известно, что к этому времени он вдовствовал уже несколько десятков лет, его дети были взрослыми, многие имели свои семьи; самому старцу на момент его брака с Марией было по крайней мере 80 лет. Как долго жила Мария в доме супруга до времени, когда Ей явился Архангел Гавриил, сообщая о будущем Рождении Иисуса, мы не знаем. Что говорит Библия и ученые-историки О том, в какое время суток случилось событие, есть более или менее точные данные: была ночь. Об этом говорит рассказ св. Луки о явлении Ангелов пастухам, которые «содержали ночную стражу» там, где пасся скот.
Несколько сложнее определить время года. Да, Мария и Иосиф искали укрытие не только потому, что пришло время родов, но еще от ночного холода — однако, в Иудее вообще очень прохладные ночи, так что люди, находящиеся на улице, стараются согреться хотя бы у огня. Вспомним, например, историю ареста Христа, когда на дворе иудейского первосвященника по случаю ночного холода был разведен костер, близ которого «стоя и греяся» находился Апостол Петр Ин. Зимой же к холоду чаще всего добавляются дожди, даже снег — но о такой погоде св. Лука ничего не говорит. Так когда же случилось Рождество?
Что для нас значит возраст Христа?
Почему, может спросить удивленный читатель? Да все дело в том, что религиозным учителем в древнееврейском обществе считали лишь того, кто достиг не менее чем пятидесятилетнего возраста. Подтверждением этому служит и свидетельство Иринея Леонского ученика Поликарпа, знавшего людей, которые воочию видели Иисуса Христа. Он говорил, что Спасителю было около пятидесяти лет, когда Он начал учить людей. Подобная информация содержится в уже упомянутом нами Евангелие от Иоанна 8:57.
В другом отрывке св. Иоанн 2:20 пишет, как Спаситель сравнивает свое тело, а на самом деле жизненный путь, с Иерусалимским храмом, строившимся «сорок шесть лет».
У синоптиков это иудейский пасхальный седер , на котором Иисус Христос таинственно отождествляет хлеб и вино трапезы со своими Телом и Кровью Мф 26:17—29; Мк 14:12—25; Лк 22:7—20. У Иоанна отождествления с седером нет, слова о плоти и крови отсутствуют, но Иисус Христос сообщает более полное мистическое учение о своей личности и о будущих событиях Ин 13:1—14:31. Судебные разбирательства евангелисты описывают несколько по-разному, но синоптики согласны, что синедрион вынес приговор, получив от Иисуса Христа признание в мессианских притязаниях Мф 26:63—66; Мк 14:60—64; Лк 22:67—71. Иисус Христос был передан римскому наместнику Понтию Пилату Мф 27:2; Мк 15:1; Лк 23:1; Ин 18:28 , который вынес окончательный приговор. Иисус Христос был распят между 2 разбойниками, а над его головой поставлена надпись, именующая его «царём иудейским» Мф 27:37—38; Мк 15:26—27; Лк 23:33, 38; Ин 19:18—21. Воскресение Пьеро делла Франческа.
Городской музей, Сансеполькро. Пьеро делла Франческа. Утром 3-го дня после распятия к гробнице приходят женщины: согласно одной версии, Мария Магдалина Ин 20:1—2 ; согласно другой, группа женщин Мф 28:1—8; Мк 16:1—8; Лк 24:1—10. Гробница оказывается пустой. Между рассказами евангелистов есть различия, но они сходятся на том, что воскресший Иисус Христос являлся ученикам Мф 28:16—20; Мк 16:7; Лк 24:13—51; Ин 20:19—21:23. Согласно Матфею, воскресший Иисус Христос заповедал двенадцати передать его учение всем народам, крестя их «во имя Отца и Сына и Святого Духа» Мф 28:19. Лука описывает также вознесение Иисуса Христа на небеса Лк 24:51; Деян 1:1—11. Иисус Христос в Павловых посланиях Для Павла характерен гораздо больший интерес к смерти и воскресению Иисуса Христа, чем к его учению и обстоятельствам проповеди.
В его письмах сведения о жизни Иисуса Христа минимальны. Иисус Христос заповедовал избегать разводов 1 Кор 7:10—11 и давал наставления миссионерам 1 Кор 9:14. Он произнес установительные слова на последней трапезе с учениками 1 Кор 11:23—25 , был распят 1 Кор 1:13, 23; 2:2; Флп 3:18; Гал 3:1 «за грехи наши» и был воскрешён в 3-й день, после чего являлся ученикам и самому Павлу 1 Кор 15:38. Воскресение Иисуса Христа лежит в основе Павловой веры, и без него христианская вера не имеет смысла 1 Кор 15:14, 17, 19. Благодаря его воскресению возможна личная встреча верующего с Иисусом Христом и пребывание духа Иисуса Христа в сердцах верующих Гал 2:20; 4:6. Благодаря ему человек не только воскреснет в конце времен, но может духовно ожить ещё в земной жизни Рим 8:11 , обретя качество любви к ближним 1 Кор 13. При этом для Павла важен соборный аспект веры: христиане, объединенные живущим в них Духом Иисуса Христа, составляют единое «тело Христово» 1 Кор 12:27. Только этот опыт Духа, а не формальная вера определяет человека как христианина 1 Кор 12:23; 2 Кор 13:13.
В бесспорных посланиях Павел называет Иисуса Христа «Христом» 266 раз, но почти всегда возможно, кроме Рим 9:5 это не имеет выраженного мессианского подтекста: «Христос» становится вторым именем. Данное исповедание отражено в арамейском восклицании «маранафа» 1 Кор 16:22; «Господь наш, приди» или «Господь наш пришел». Павел также называет Иисуса Христа «последним Адамом» 1 Кор 15:45 : своей праведностью Мессия стал антитезой первому Адаму. Если первый Адам принес людям смерть, то второй — искупление и вечную жизнь Рим 5:12—21. В науке нет единого мнения относительно того, считает ли Павел Иисуса Христа Богом. Согласно одной гипотезе, Павел не предполагал божественности Иисуса Христа, оставаясь в рамках ветхозаветного монотеизма McGrath. Однако более распространена теория о наличии у Павла «бинитарного» монотеизма: Иисус Христос достоин поклонения вместе с Богом Hurtado. Божественность Иисуса Христа может подразумеваться в некоторых отрывках Рим 9:5; Флп 2:5—11.
Ещё ближе к этой вере поздние послания Павлова корпуса, в которых Иисус Христос есть «образ Бога невидимого» Кол 1:15 , в чём-то напоминающий ветхозаветную Премудрость. Иисус Христос в Соборных посланиях Послания Иакова и Иуды лишь упоминают мессианское достоинство и владычество Иисуса Христа, а также его ожидаемое пришествие Иак 1:1; 2:1; 5:7; Иуд 4, 21; 2 Пет 1:1. Особый упор сделан на готовности Иисуса Христа безропотно претерпеть страдания ради исцеления человечества 1 Пет 2:23; 4:1. Концепция посланий Иоанна Богослова напоминает 4-е Евангелие. Иисус Христос есть Спаситель мира 1 Ин 4:14 , который умер за грехи людей 1 Ин 4:10 , а ныне выступает в роли «ходатая» за верующих перед Отцом Небесным 1 Ин 2:1. Наиболее самобытна христология послания к Евреям , трактующая Иисуса Христа одновременно как жертву и как небесного первосвященника Евр 7:26—28. Подчёркивается божественность Иисуса Христа: он есть сияние славы Божией и отпечаток сущности Бога Евр 1:3 , которому поклоняются все ангелы Евр 1:6. Текст сочетает акценты на смирении Иисуса Христа и его роль владыки-победителя.
С одной стороны, Иисус Христос чаще всего именуется «Агнцем», искупившим своей кровью человеческие грехи Откр 5:8—10. С другой стороны, Иисус Христос восседает с Отцом на престоле Откр 3:21 , а в конце времен вернется поразить своих врагов Откр 19:11—21. Иисус Христос и историческая наука Почти все учёные считают Иисуса Христа реальной исторической личностью. Все древнейшие свидетельства об Иисусе Христе предполагают его историчность. Не только в канонических Евангелиях, но и в более раннем источнике Q Иисус Христос — реальное лицо. Нет свидетельств, что древние противники христианства называли Иисуса Христа вымышленным лицом.
Заметь: пастухи не приходили в поле только днем — они жили там. Их стада оставались в поле всю ночь. Стали бы пастухи жить под открытым небом зимой, во время холодов и дождей?
Конечно нет!
Поскольку Христос был казнен в возрасте 33 лет, то следует, что он родился в интервале 7 г. В описании событий казни Иисуса упоминается о том, что «в шестом часу настала тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого» Марк, 15:33; Лука, 23:44. Это, очевидно, было полное солнечное затмение, наблюдавшееся в Палестине в течение трех часов. Современная астрономия позволяет точно установить, когда это было: в 28 г. С учетом возраста Христа, устанавливаем год его рождения — 5 г. Обобщая все вышеперечисленное, мы должны принять как наиболее вероятный год рождения Иисуса Христа — 4 г.
Это значит, что 2000-летие со дня его рождения уже состоялось три года тому назад. В заключение надо упомянуть ставшие неожиданно модными взгляды Н. Морозова, сформулированные им более полувека тому назад. Поскольку труды многих историков древности дошли до нас только в виде многократно переписанных рукописей и нет древних оригиналов, то Морозов усомнился в их подлинности.