Даже если человек говорит по-татарски и ощущает себя татарином, но у него в роду есть башкиры, значит он и есть башкир. Даже если человек говорит по-татарски и ощущает себя татарином, но у него в роду есть башкиры, значит он и есть башкир. Разницы между татарами и башкирами в этом случае не существует, и плохо будет всем. Почему в Башкирии татар больше, чем башкир. Между башкирами и татарами существуют значительные культурные и религиозные различия, которые могут повлиять на взаимоотношения между этими этническими группами.
Татары и башкиры в России - Перепись 2021
Они регулярно менялись - замужество означало конец службы. И на их место приходили новые девушки, которых набирали из представительниц элитных дворянских фамилий... Поужинал среди персиков за 8. Пока моя прошлая статья пожинает плоды неожиданного Дзен-ажиотажа, решил порадовать читателей ужином в очень традиционном ресторане. Безо всяких сетов. Зато с концертами поп-звезд первой величины. Просторном и большом, красивом и ярком. В общем "Прага" XXI века.
И имя ему Peach. Попасть в ресторан я собирался давно, с самого открытия, посмотрев обзор Макса Брандта на Ютубе вышедший в 2022 году. Но ноги дошли только через два года когда цены уже заметно подросли, как и везде и на все.
Однако несмотря на эти различия и сложности, башкиры и татары имеют множество общих исторических и культурных черт.
Они соседи и имеют общие корни. Оба народа богаты своими традициями, языком и культурой, которые свидетельствуют о многовековых связях и взаимоотношениях. Влияние исторических событий В XIII веке Московское княжество начало активно завоевывать территории Золотой Орды, в результате чего Золотая Орда постепенно распалась на независимые ханства. Казанское ханство стало одним из самых мощных и влиятельных государств Золотой Орды.
Читайте также: Миранчук: клубы и достижения в Италии С течением времени Казанское ханство начало оказывать давление на соседние территории, в том числе и на Башкортостан. Татары, принадлежащие к Казанскому ханству, воспринимали башкиров как народ второго сорта и подчиняли их своему правлению. Этот период истории стал одним из моментов, которые отразились на современных отношениях между башкирами и татарами. Кроме того, башкиры и татары разделяют различные этнические, религиозные и культурные особенности.
Башкиры принадлежат к тюркской группе народов, а татары — к тюркскому иранскому этносу. Это также особенность, которая влияет на взаимоотношения между этими народами. Все эти исторические события и особенности сформировали сложную картину отношений между башкирами и татарами. Несмотря на это, в современном обществе наблюдается активное взаимодействие и усиление культурных связей между этими народами, что позволяет надеяться на улучшение отношений в будущем.
Баширское национальное самосознание Одной из причин, почему баширы не всегда находят общий язык с татарами, является тот факт, что эти два народа имеют разные исторические корни и культурные традиции. Баширы имеют свою уникальную историю и культуру, которая отличается от татарской. Это создает определенное различие между ними и может стать причиной конфликтов или недопонимания. Также важной особенностью баширского национального самосознания является сильная привязанность к своему родному языку — башкирскому.
Баширы с гордостью сохраняют свою языковую и культурную идентичность, что иногда может быть воспринято как неприятие других народов, включая татарскую нацию. Однако, несмотря на некоторые различия и особенности, баширы и татары также имеют общие культурные ценности и традиции. Большинство баширов и татар живут в мире и сотрудничают друг с другом в различных сферах жизни, таких как образование, экономика и культура. Диалог и взаимопонимание между этими двумя народами позволяют им сосуществовать и развиваться вместе.
Причины особенностей взаимоотношений между башкирами и татарами: 1. Исторические различия и разные корни 2.
До середины XIX в. В то время этноним «татары» еще не стал общепринятым для всех татароязычных тюрков региона. Frank, 1998. Со временем стали выделяться те, кто называл себя татарами. Кроме того, здешние иммигранты разделялись на две группы, различавшиеся по месту выхода: казанлык казанцы и мишари [5]. На северозападе Уфимской губернии проживали также башкиры и тептяри.
Они одновременно являлись и этносами и сословиями, вели свое происхождение с XVI столетия по царскому указу, давшему башкирам особые привилегии на право владения землей на этой территории [6]. Тептярям также разрешалось владеть землей, хотя и меньшего размера, и поэтому они считались менее престижным сословием, чем башкиры. В то время как в сословии башкир в целом доминировали этнические башкиры, в сословие тептярей входило большинство этносов Поволжья, в том числе и нетюрки — марийцы и удмурты Якупов, 1992, с. Нерусские народы, не принадлежавшие к башкирам или тептярям, не могли владеть землей и арендовали ее у представителей этих сословий. В конце XIX столетия землевладение реформировали: сословные привилегии упразднили, а все этнические группы уравняли в правах. Однако рудименты этой системы сохранялись вплоть до революции 1917 г. Этничность на северо-западе Уфимской губернии все это время была крайне нестабильной. Он выяснил, что в 1870-1913 гг.
Это были не только переходы из мишарей, тептярей и татар в башкиры, но и наоборот см. Таблицу 2. После 1917 г. Тептярей и мишарей постепенно причислили к национальностям, официально признанным Советским правительством. Тюркоязычным мусульманам было предложено стать либо татарами, либо башкирами.
Это то же самое, что татаро-башкир? Он прекрасно знал, кем является на самом деле, поэтому такой проблемы нет. Соответствующие языковые курсы открылись в Москве и в Уфе. Все громче начали говорить, что никакого татарского языка не было, был поволжский тюрки, от которого в том числе образовался и башкирский. Речь идет о литературном языке Золотой Орды. Он формировался, в том числе, и при помощи разных внешних влияний, потому что среднеазиатский, чагатайский язык тоже повлиял на этот язык. Но я рассуждаю таким образом — в старые времена во времена Советского Союза этот язык как татарский маркировать было нельзя, потому что получается, что золотоордынцы — татары. Нельзя этого допустить. Поэтому сами татары придумали термин «поволжский тюрки». Миркасым Усманов в свое время написал, что мы были вынуждены пользоваться таким термином, но на самом деле это был татарский. У башкир такого языка быть не могло, потому что речь идет о татарской элите, которая осталась со времен Золотой Орды, которая продолжала говорить на этом языке. Потому что образованные башкирские круги, во многих случаях обучавшиеся у татар, начали использовать этот язык. И пришлось выбирать определенные диалекты башкирского языка. Были сторонники выбора татарского диалекта, но тогда литературный язык у нас оказался бы общий. Галимжан Ибрагимов, бедный, рассчитывал, что литературный язык останется общим для двух республик. И если бы так произошло, то сегодня мы имели бы очень интересную ситуацию. Они верили в эту идею. Но взамен того вклада, что внесли, они все стали башкирами. Нужно иметь ввиду, что до Рахимова Башкортостаном фактически все время правили татары, или западные башкиры. То есть татароязычные башкиры. Большой проблемы не было. Хотя уже в 1959 году при Зии Нуриеве началась фальсификация переписных данных. И потом это все время продолжалось. Не очень интенсивно, но в 1970-х годах приобрело интенсивный характер и вышло на уровень пленума КПСС, тогда еще Егор Лигачев выступил, потому что было много жалоб. Но до этого такого особенного конфронтационного духа не было. Что послужило импульсом? И вот они стали подниматься, начали появляться и в партийных органах, их усиление произошло в 1980-е годы. Конфронтация началась, когда коммунистическая элита была подорвана из-за постановления ЦК КПСС, когда убрали верхушку Башкортостана, в это время к власти пришли другие люди. Тогда же начал «двигаться» Рахимов. Потом окончательно в ходе национального движения Рахимов оказался наверху, и он привез, привнес с собой башкирскую верхушку, своих соратников из так называемых восточных башкир. Пока был хотя бы остаток пролетариатского интернационализма и коммунисты курировали эти вещи, это как-то пряталось внутри, а как только коммунистическая система начала расшатываться, это рассыпалось — реальные вещи вылезли на поверхность. Но этот процесс требует особого изучения. Проблема формирования современных татарских элит тоже не изучена. В этом году и электронно можно будет пройти перепись, в этом случае вообще никто не увидит, кем ты там записался. В любых вариантах. Потому что во время прошлой переписи в Башкортостане переписчики очень часто заполняли переписные листы карандашом. А что они потом там написали ручкой, никто не знает. Были случаи, когда приезжали из района и говорили, у вас должно быть вот столько-то башкир. Сочиняли уже на местном уровне. Поэтому, я не думаю, что будет нормальный опрос. В Башкортостане уже давно не было нормального опроса. В интернете даже гуляет такой мем «перепись — это зло». По какому принципу она проводится? Из Москвы спускается выборка и местные не могут менять ее результаты. И им пришлось давать реальную картину. И там видно, что пропорция татар соответствует пропорциям данных переписи 1989 года. На первом месте — русские, на втором — татары и только на третьем — башкиры. Проценты совпадают. Татары в Башкортостане, фактически, находятся на втором месте после русских. Что это сконструированный народ. Это связано со стремлением получить во владение золотоордынское наследие. Сейчас этим также казахи занимаются, башкиры… Но речь идет о том, кем было население Золотой Орды? Потому что татары и татарские ханы тоже оттуда вышли. Но весь мир считал, что это — татары. Может быть, башкирские ученые другого мнения. Но до сих пор в трудах, которые выходят на Западе, население Золотой Орды маркируется как татары. Но это была элита. Например, известный историк Вадим Трепавлов недавно отдал нам один интересный документ, как из Казани люди ушли в Великое Литовское княжество. Там написано, что «нас, татар, 20 тысяч человек». Это как раз элита, из которой состояли войска, правящая верхушка — ханы, беки князья — прим. Если 20 тысяч только мужчин, это значит, всего вместе с женами и детьми это 80-100 тысяч татар. Но были и крестьяне из марийцев, чувашей, потомки бывших булгар, их было больше, конечно. Если бы не было татар, разве ханства существовали бы? Ханства держали татары. Поэтому, это как раз стремление идеологически ликвидировать татар, чтобы получить доступ к этому историко-культурному наследию. Но я не думаю, что у соседей это получится, потому что есть большая проблема так называемых башкирских племен и родов. Скоро я опубликую определенные конкретные данные и тогда выяснится, что эти племена на самом деле были татарскими. По большей части. Глубоко в лесах останется немного иштяков, но их будет не так много. Как отреагирует руководство Татарстана? Здесь есть конкретный нормальный подтекст, намек. Потому что, если начнут отбирать татар, мы с этим не согласимся. Интересы различаются. Потому что главная битва — это северо-запад Башкортостана, он в свое время совершенно осмысленно был включен партийными структурами Москвы в состав Башкортостана, это мина, которая заложена специально, и она до сих пор действует. Но если в России будет демократия, а она когда-нибудь будет, то этот вопрос придется обсуждать на серьезном уровне. А если не будет демократии и будут ликвидированы республики, такое тоже возможно, вопрос тоже будет существовать. Тогда народы вынуждены будут объединяться и тогда этот вопрос всплывет. И при таких условиях башкирам будет непросто, потому что татары всегда окажутся сильнее в этом крупном образовании. И нам придется сесть за стол переговоров и все обговаривать.
Кто такие башкиры и откуда они взялись. Чем отличаются татары от башкир — основные отличия народов
Любой татарин поймет башкира. У башкир есть дополнительные специфические буквы и звуки в алфавите - оба народа религиозны. Среди татар много тех, кто держит пост во время Рамадана - если в башкирской и татарской семье трепетно относятся к религии, то замужние девушки обязаны носить платок на голове - в башкирских и татарских семьях особое бережное отношение к женщине - есть забытые национальные праздники, но все они связаны с наступлением весны. Сейчас любые национальные праздники отмечают с большим размахом - самым значимым праздником народов считается Сабантуй. На праздник на городской площади устраивают спортивные соревнования, национальные игры, проводят скачки на лошадях - похожи национальные игры: бой с мешками сена верхом на бревне, карабканье по столбу с привязанным на верхушке призом, бег с яйцом и ложкой.
Изначально татары использовали арабскую и персидскую письменность, но в начале 20 века перешли на кириллицу, когда турецкий алфавит был запрещен в Российской империи.
Культура татар и башкиров также различается. Татарская культура объединяет татар в разных регионах, таких как Татарстан, Башкортостан, Крым и другие. Она включает в себя традиционную музыку, танцы, народные песни и обычаи. Башкирская культура также богата и разнообразна. Она включает башкирскую музыку, народные инструменты, такие как кобыз и домбра, а также традиционные песни и танцы.
Башкирская культура также характеризуется уникальными национальными костюмами и народными промыслами. Важно отметить, что язык и культура являются важными аспектами идентичности татар и башкиров, которые помогают им сохранять и передавать свой уникальный национальный характер и традиции из поколения в поколение. Религия и традиции Традиционные обычаи и традиции также могут иметь некоторые различия. Например, в башкирской культуре особое внимание уделяется семье и роду. Одна из важных традиций — соблюдение клятвы родственной помощи, а также уважение к старшим.
На основе приведенных цифр мы можем восстановить возможную схему получения этих результатов переписи в Москве: Лично — через переписчиков или Госуслуги — переписалось около половины жителей Москвы. Оставшихся порядка 6-6,5 миллиона зарегистрированных жителей переписали по паспортным данным. Остальные 3 миллиона остались в категории «лиц, не указавших национальность». Русские среди них тоже есть, но лишь около одной трети.
Подобные схемы, позволяющие без явно видимых нарушений и фальсификаций получать нужный власти результат, вероятно, использованы в большинстве регионов РФ. Прежде всего, в Петербурге, других крупнейших городах, как Самара, Челябинск, Новосибирск, и в развитых регионах с высокой долей мигрантов: Московская область, Югра... Главный этнолог страны Валерий Тишков ругает организаторов за провальную перепись. И утверждает, что при переписи потеряли не менее 0,5 миллиона татар и не менее 13,5 миллиона русских.
Еще в число русских могли попасть до 1,5 млн украинцев, чувашей, финно-угров из пропавших 2,5 млн человек. Еще было массовое переселение из Донбасса в 2014-2015 годах — минимум 0,5-0,7 млн человек. В результате убыль русских в границах 2010 года может получиться 9-10 миллионов. Но часть потерь находится среди «лиц без национальности».
Сколько их там? Тишков утверждает, что 13,5 миллиона. А на самом деле лишь около 5 миллионов. Максимум 6.
Среди 16,6 миллиона не указавших национальность осталось около 5 миллионов русских. Потери меньше в регионах, где у коренных народов значительное сельское население. И 45 миллионов не окончательное число не участвовавших в переписи людей.
История вынуждает нас объединяться.
Мелкие общества не способны создать великую культуру. Они будут жить, задыхаясь в своей узкой среде. По этой причине я отдам свой голос за систему правления единой народной республики, которая защитит наше национально-культурное единство и откроет дорогу великой культуре [2, с. Вы, делегаты съезда, должны всем показать, что вы представляете 30 миллионов мусульман и великую нацию" [2, с.
По мнению же Заки Валиди, изложенному им на съезде, чтобы решить национальные, культурные и религиозные проблемы мусульман России, чтобы выбрать для них систему правления в России, надо знать, что из себя представляют мусульмане России. Пока мы, говорит З. Валиди, достаточно хорошо этого не знаем [2, с. По его мнению, существуют три группы тюрок: 1.
Южные тюрки азербайджанцы и туркмены Ставрополя. Срединные тюрки узбеки, казахи, киргизы, ногайцы, карачаевцы, балкарцы, башкиры, крымские и тюменские татары. Восточные тюрки урянхайцы, саха, черные и желтые уйгуры. Все эти тюрки в местах своего проживания составляют 64-96 процентов от всего населения.
Заки Валиди предполагает, что эти тюрки смогут создать территориальные автономии, и для них подходит федеративное устройство России. А для тюрок Внутренней России татар - Р. Далее он предлагает при решении всех вопросов российских мусульман особое внимание уделять их этническим особенностям и различиям и решать проблемы, не нарушая естественной эволюции событий. Человек, мало-мальски представляющий этнографию, историю, социальное положение и особенности российских мусульман, не будет стремиться создавать учреждение под названием "национальный парламент российских мусульман, вырабатывающий для них особые законы", втискивать этих мусульман в некую единую форму, навязывать им единую национальность.
Все это не естественно. Это противоречит и науке, и жизни" [2, с. Пусть кавказцы поддерживают дела туркестанцев, а казанские и крымские татары - дела казахов и кавказцев. Только таким образом мы достигнем цели.
Если и возможно для всех этих мусульман создать некое общее учреждение, то это может быть лишь религиозное учреждение" [2, с. Для нас недостаточно создать блок лишь с демократами. Нам нет нужды создавать союз с рабочими и демократами. Есть другие нации.
Литовская и латышская нации. Мы должны заключить союз с ними и должны действовать совместно с нациями, требующими территориальной автономии" [2, с. Почему у элит этих двух очень близких по языку и культуре народов и у их лидеров, Гаяза Исхаки и Заки Валиди, не получилось единого подхода к проблеме нациесторительства, а возникло разное видение развития этнополитического пространства? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть ряд факторов, которые исторически в какой-то мере формировали менталитет этих двух народов и способствовали тому, что к 1917 году у них сложились разные позиции в этнополитической сфере.
В основе формирования противоположных подходов татар и башкир, на мой взгляд, лежали 5 основных факторов. Один из них — субъективный, другие — объективные: 1. Отсутствие взаимопонимания и неприязнь между двумя ведущими лидерами этих народов: Гаязом Исхаки и Заки Валиди субъективный фактор. Разный характер земельного вопроса у татар и башкир.
Чем отличаются башкиры от татар? Рассказываю просто об истории двух народов
По социальному положению отличались от прочих групп служилых татар и башкир; они, как и однодворцы, владели землёй на основе поместного права. Уверен, что он так же, как и Хабиров, считает, что очень сложно найти разницу между башкирами и татарами, что ее искать по-хорошему не надо. это близкие по духу и культуре и образу жизни народы, то правомерно утверждать, что ничего тут морочить друг другу головы.
«У татар все-таки меньше коллективного самоощущения, чем у башкир»
Есть еще один вопрос: Если будет федерация, будут ли даны права автономии не титульным нациям, проживающим в республиках, составляющих федерацию? В таком случае нужно будет дать автономию 48 народам на Кавказе и 10 народам в Туркестане. С точки зрения исторической перспективы такое чрезмерное дробление не нужно. История вынуждает нас объединяться. Мелкие общества не способны создать великую культуру. Они будут жить, задыхаясь в своей узкой среде. По этой причине я отдам свой голос за систему правления единой народной республики, которая защитит наше национально-культурное единство и откроет дорогу великой культуре [2, с. Вы, делегаты съезда, должны всем показать, что вы представляете 30 миллионов мусульман и великую нацию" [2, с. По мнению же Заки Валиди, изложенному им на съезде, чтобы решить национальные, культурные и религиозные проблемы мусульман России, чтобы выбрать для них систему правления в России, надо знать, что из себя представляют мусульмане России. Пока мы, говорит З. Валиди, достаточно хорошо этого не знаем [2, с.
По его мнению, существуют три группы тюрок: 1. Южные тюрки азербайджанцы и туркмены Ставрополя. Срединные тюрки узбеки, казахи, киргизы, ногайцы, карачаевцы, балкарцы, башкиры, крымские и тюменские татары. Восточные тюрки урянхайцы, саха, черные и желтые уйгуры. Все эти тюрки в местах своего проживания составляют 64-96 процентов от всего населения. Заки Валиди предполагает, что эти тюрки смогут создать территориальные автономии, и для них подходит федеративное устройство России. А для тюрок Внутренней России татар - Р. Далее он предлагает при решении всех вопросов российских мусульман особое внимание уделять их этническим особенностям и различиям и решать проблемы, не нарушая естественной эволюции событий. Человек, мало-мальски представляющий этнографию, историю, социальное положение и особенности российских мусульман, не будет стремиться создавать учреждение под названием "национальный парламент российских мусульман, вырабатывающий для них особые законы", втискивать этих мусульман в некую единую форму, навязывать им единую национальность. Все это не естественно.
Это противоречит и науке, и жизни" [2, с. Пусть кавказцы поддерживают дела туркестанцев, а казанские и крымские татары - дела казахов и кавказцев. Только таким образом мы достигнем цели. Если и возможно для всех этих мусульман создать некое общее учреждение, то это может быть лишь религиозное учреждение" [2, с. Для нас недостаточно создать блок лишь с демократами. Нам нет нужды создавать союз с рабочими и демократами. Есть другие нации. Литовская и латышская нации. Мы должны заключить союз с ними и должны действовать совместно с нациями, требующими территориальной автономии" [2, с. Почему у элит этих двух очень близких по языку и культуре народов и у их лидеров, Гаяза Исхаки и Заки Валиди, не получилось единого подхода к проблеме нациесторительства, а возникло разное видение развития этнополитического пространства?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть ряд факторов, которые исторически в какой-то мере формировали менталитет этих двух народов и способствовали тому, что к 1917 году у них сложились разные позиции в этнополитической сфере. В основе формирования противоположных подходов татар и башкир, на мой взгляд, лежали 5 основных факторов.
Например, приезжает представитель власти к оседлым татарам, захочет — найдет к чему-либо придраться... А татарин уже не может погнать свой скот и со всем имуществом уйти в степь — тут уже приходится придумывать выходы, прибегать к хитрости. Вот эта черта характера у нас до сих пор сидит. Ты можешь себе представить башкира, который ради чего-то там будет называть себя татарином? Я — нет.
А сколько татар, сами внутри себя не веря в это, называют себя башкирами. Вы согласны с теми, кто считает это разжиганием? Мы же не собираемся предпринять что-то враждебное к башкиркому народу, и башкир превращать в татар тоже. Кто как хочет, кто себя представителем какой культуры считает, на каком языке говорит — это ведь и есть определение национальности. А перепись населения должна быть самым обычным социологическим опросом. Не применяя никаких административных ресурсов. А у нас она почему-то превращается в политику.
Это можно понять, но оправдать нельзя. Хотите, чтобы вас было больше — размножайтесь естественным способом! Искуственное увеличение численности обычно плохо заканчивается. Разве перепись 1989 года не показала это? В 21-м веке такие выходки — просто дикость, никак не укладывается в рамки цивилизации. Нельзя забывать и то, что разделение на племена говорит о слабости конструкции этой нации. При больших потрясениях нация может очень быстро развалиться.
Когда только еще их было семь племен, а сейчас, кажется, уже сорок семь... Да, вроде кто-то такое заявил. Они уже сами запутались в своих сказках. Этот человек ни башкирского, ни татарского в совершенстве не знает — и выступает как языковед! Большинство башкирских этномиссионеров такие. Думаю, башкирский народ рано или поздно выразит к ним свое отношение. Своими поступками они больше вредят своей же нации, чем татарам, тянут ее в пропасть.
Сразу после его смерти какая-то башкирская поэтесса написала, мол, он башкир, став татарином, предал свои корни... Никакой порядочности уже у людей не осталось. У человека земля не успела остыть на могиле, а эта обвиняет покойного в предательстве. Если он киргизского племени, почему же должен быть башкиром? Кстати, о племенах. Такой термин для нас уже остался глубоко в истории, только по учебникам о них знаем. Как я уже говорил, на территории Башкортостана и раньше жили очень разные народы, их было много, они смешивались между собой.
А какое это племя — киргизы? В царской России казахов называли киргизами или киргиз-кайсаками. Вот они в начале 17-го века с территории Арала переселяются на земли современного Башкортостана. Это были тяжелые времена для Ногайской Орды. Большинство ногайских племен вымерли от голода и междоусобных войн, основное население переместилось к Кубани и в Крымское ханство. На их земли приходят другие племена. Известно также, что примерно в тот же период и каракалпаки перебрались в наши края.
Все эти народы со временем оказались под властью Москвы. И, если подумать, возводить историю этих племен до уровня нации, строить на этой основе какую-то политику — это смешно. Не думаю, что молодое поколение это примет. Очень похоже, что это придумывается из безысходности, от отчаяния. Сейчас перед нами стоят совершенно другие проблемы. Если хотим сохраниться как нация, татарам и башкирам вроде бы надо быть союзниками... Видимо, время еще не пришло.
А когда придет, может оказаться поздно. Тут племена изучать не надо, достаточно просто пообщаться с людьми. Ты же в Илишево сам своими глазами все видел. Попробуй съездить в Сибай, Абзелилово... Люди же отличаются. Илишево — это район, который дал нашей литературе известных авторов. Писатель Марат Кабиров, например, вырос в Илишево, его корни оттуда.
Был Ринат Хайри, сейчас его считают башкирским поэтом, он писал по-татарски и считал себя татарином, трагически умер.
И это отражалось на «татарском вопросе», самосознании татарского населения Башкортостана. Помню на живом примере: черная кошка пробежала между Шаймиевым и Рахимовым во время Всемирного конгресса татар 2002 года. Когда на него приехал президент Владимир Путин, дядька из Башкирии, директор белебеевской татарской гимназии Нурмухамет Хусаинов пожаловался на жизнь татар в республике: «легко ли быть татарином в Башкортостане? Рустэм Хамитов — глава республики Башкортостан с июля 2010 года по октябрь 2018 года.
Его выступление было расценено Рахимовым как удар, срежиссированный из Казанского Кремля. Он обиделся, не остался ужинать и уехал в Уфу, как только проводили ВВП: на языке больших людей это означает крайнюю степень нерасположения. Для башкирской политической культуры того времени сама мысль, что люди могут говорить что хотят, без указания начальства или секретного задания — просто невозможна. Даже сейчас этот текст публиковать страшновато. При позднем Рахимове Татарстан стал фигурой умолчания — «соседи».
Хотя на уровне риторики мы были «два крыла одной птицы, два братских народа». Но наш Бабай так и не оттаял ни Татарстану, ни к татарам, которые норовили проголосовать за папу Алсу, Ралифа Сафина. В народе ходили мифы, что в Татарстане что-то дешевле, «дороги у них лучше», что, в общем, видно по трассе M7. Это история 90-х годов и 2000-х. В 2000-х годах в Казани построили аквапарк.
Средний уфимский класс начал ездить в Казань, туристической Меккой, что у нас усилило недовольство собой и всяческие комплексы. Хамитов любил рейтинги, мы видели, что Татарстан везде нас обгоняет. Мэр Ирек Ялалов в 2017 году на оперативках публично говорил — «не приводите мне в пример Казань». Но ощущение вторичности оставалось. Ирек Ялалов — мэр Уфы с января 2012-го по сентябрь 2018 года.
Покинул пост после продолжительного конфликта с главой республики Рустэмом Хамитовым. Перешел на работу в Совет Федерации. Хотя, если судить по муниципальному бюджету, оба наших города бедны — что-то около 23 млрд в год на миллион двести населения. Бюджет Москвы — в сто раз больше: 2,3 трлн. Шаймиев и Рахимов оба, будучи государственниками, поддерживали стратегические федеральные вещи, как бы говорили «мы будем вам верны, но вы не заходите на нашу самобытную территорию своими федеральными лапами».
Их называли «тяжеловесами». Он был легкой добычей: плохо выстроенные отношения с Кремлем и с элитами в Москве. Шаймиев, имея политический талант, воспитал себе преемников, которые подходили на разные виды кремлевских решений, были верны татарстанской идентичности и гарантировали ему уважительное отношение после отставки. Это сработало. Шаймиев умел и умеет ориентироваться, когда много разных источников силы, много разных группировок, и оставаться в них арбитром.
Рахимов только под себя всё выстроил — кто не с нами, тот против нас. И у тебя нет вариантов, хоть уезжай из республики. Есть тому живые примеры. Его окружение занималось тем что, что «вымораживало» любого, кто мог бы понравиться Москве. Любого, кто начинает ходить по Старой площади, или народу нравиться, отправляли «на повышение» на заштатную должность либо загоняли за Можай.
На этом его Кремль и поймал. В результате не было преемничества. Пришел Хамитов, человек городской культуры, который терпел, что его клевали в прессе, сохранял общедемократический, интеллигентский флёр, хотя ему это давалось всё труднее с годами. Чиновниками, главами администраций это воспринималось как слабость и призыв к растащиловке и байству. Хабирову с этим еще бороться и бороться сейчас.
При Хамитове ушли в небытие элементы государственной этнократии, которая не давала русским и татарам чувствовать себя полноценными участниками столетнего башкортостанского проекта. Я хорошо запомнил как мне отказали после собеседования в пресс-службу Госсобрания, куда сами и позвали. Я искренне хотел служить своей республике. Сделал сознательный выбор в её пользу, отказавшись от карьеры в федеральных структурах. Сказали, что я не знаю башкирского языка, даже не удосужившись проэкзаменовать.
Там это и не требовалось — я узнавал. Это вызвало сильное чувство беспросветности и унижения. Сидел один в гостиничном номере в Новосибирске, переживал физически: меня выворачивало наизнанку, мочился кровью, было сначала страшно, потом стало легко. Поставил себе далекую цель: способствовать тому, чтобы моя республика была и этнически самобытной, и демократической и развитой. Без насилия, хамства, клановости, байства и унижения, особенно по "пятому пункту".
Уже в десятые годы мы с моими дорогими друзьями-башкирами сели и спокойно поговорили-выяснили. Узнали много нового и хорошего друг о друге. Выяснили, что "режим" не давал ходу и самим продвинутым этническим башкирам, особенно городской интеллигенции. За очень редким исключением молодые башкиры оставались не при делах: все ресурсы забирали себе «самые везучие». А зачастую под видом развития башкирского народа, башкирской культуры лучше всего двигали свои темы люди других этносов.
Нередко это были татары, которые «внезапно» нашли в себе башкирские корни. Оказалось, что это была власть партхозноменклатуры, которая рядилась в башкирские лисьи шапки, чтобы удерживать и распределять ресурсы. Кстати, я в себе тоже нашел башкирские корни, но уже в 2017 году. Самое удивительное и прекрасное сейчас в Башкортостане — взлёт интереса к башкирской культуре, мода на всё башкирское, и она уже искренняя, не привнесённая и не насаждаемая. Мы ни перед кем не позировали, не красовались, так просто вышло.
Уже целое поколение выросло с тех пор, как я услышал впервые от Талгата Таджуддина, что у нас треть всех браков межнациональные и межконфессиональные. И теперь, наверное, у многих восприятие своей этнической принадлежности станет каким-то иным, отличающимся от мышления предков, мы этого еще толком не осмыслили.
Многие из них скоро обогащаются; в Казани и Нижнем есть татары-миллионеры. Полное географическое описание. Выгрузка баржи татарами. Дмитриева, 1890-е.
Зажиточные нижегородские татары. Одежда татар - восточная, отличающаяся своей длиной и шириной. Рубашка - белая или цветная, ситцевая или же из синей крашенины, с широкими рукавами, спускается ниже колен и не подпоясывается; штаны, также широкие, запускаются за сапоги или завертываются за онучи. Поверх рубашки татары носят безрукавый камзол "зилян" , доходящий до колен, затем халат, подпоясываемый гарусным или шелковым кушаком - и, наконец, шубу. Казанские татары-купцы носят обыкновенно поверх зиляна суконный кафтан с опушкой, похожий покроем на русский купеческий. Эта скромная одежда отличается у богатых только тем, что сукно тоньше и кафтан вообще опрятнее; зато они носят много драгоценностей: золотые перстни, кольца с бриллиантами, массивные золотые цепи и пр.
Выбритая гладко голова татарина покрывается ермолкой тюбетейкой , иногда расшитой золотом и жемчугом, затем шапкой, у богачей опушенной бобром. Муллы и хаджи, т. Пожилой и молодой татарин. Фото К. Сафонова, 1890-е. Татарин Казанской губ.
Татарский мальчик Казанской губ. Прянишников, 1880. Женская одежда состоит из длинной и широкой ситцевой рубашки с нагрудннком и шаровар. На рубашку татарки надевают зилян, а на голову накидывают полотняное или ситцевое покрывало, заменяемое иногда простым платком; богатые вместо зиляна носят халат из парчи, из шелковой материи или из китайки с длинными рукавами. Халат накидывается прямо на голову и служит таким образом вместо чадры покрывала. Головным убором служат шелковые или бархатные колпачки, с дорогой бахромой, позументами, мелкими серебряными монетами и драгоценными камнями, или же бархатные круглые шапочки с плоским верхом, отороченные соболем.
Кроме того, татарки очень любят разные украшения из благородных металлов и самоцветных камней: ожерелья, массивные серьги, браслеты, перстни, в косы вплетают разные металлические подвески, монеты и пр. Солнцев, 1869. Татары Пензенской губ. Фото Орлова, 1890-е. В городах, в особенности Казани, вид татарских домов и строений ничем не отличается от других городских. Приемные покои в виде залы и гостиной убраны на европейский лад, обыкновенной мягкою мебелью, зеркалами, канделябрами, занавесками, коврами, салфетками и цветами на окнах.
Во внутренних покоях преобладает азиатский вкус с его низкими диванами по стенам, на которых сидят татарки, поджав свои ноги. Дома в деревнях по первому впечатлению опрятнее русских, что происходит от влечения татар казаться богаче, чем они в действительности есть. Для сего он белит несколько раз в году свою печь, ставит на вид самовар с чайным прибором яркого цвета, большой сундук, окованный жестью и раскрашенный такими же цветами и зеркало на видном месте - придают избе своего рода изящество, без которого русский крестьянин обходится легко, не увлекаясь желанием казаться богатым и приберегая копейку на более необходимые предметы, либо для увеличения своего капитала. В татарских избах с виду кажется все чистым и прибранным, но большинство татар нельзя, однако, похвалить за чистоту и опрятность. У них постоянно случается, что в одной и той же посуде стирается грязное белье и подается кушанье. Чистоплотности от татар также, кажется, можно было бы ожидать, вследствие частых омовений, предписываемых им законом; но на деле бывает далеко не то: у них чаще, чем у какого-нибудь другого племени встречаются разные накожные болезни, порождаемые неопрятностью, а также парша на голове от грязных тюбетеек, не пропускающих головных испарений.
Вместе с тем, как сам татарин, так и дом его, насквозь пропитаны каким-то особенным запахом от бараньего сала, которое они постоянно употребляют в пищу, в виде приправы к разным кушаньям. Обыкновенная пища татарина-поселянина состоит в следующем: «толкан» - мука вареная в воде с солью; болтушку эту едят утром вместо чая. За обедом подают салму - мучные шарики, иногда с мясом, разваренные в воде; лепешки из гречневой муки. Вечером опять варят «толкан». По праздникам лакомятся лошадиным мясом или бараниною. Самый общительный татарин не станет с русским есть мяса: надо, чтобы животное было заколото татарином, который, перерезывая горло, произносит молитву: "бис-милях" во имя Божье.
Часто случается, что, приходя в русский трактир, татарин приносит с собою курицу или кусок говядины и отдает ее зажарить; если же принесенная птица живая, то татарин тут же сам закалывает ее с молитвою. Уход за скотиною в татарском хозяйстве весьма тщателен и примерно чист. Их вареные сливки - каймак - очень вкусны. Они запасаются ими на зиму, замораживая их в больших кадках, и едят затем разогретыми. Впрочем, это делается большею частью в домах зажиточных татар. Богатые татары преимущественно едят лапшу, пельмени, жаркое, жирные лепешки с чаем , пироги с зелеными огурцами и сухие плоды.
До разных овощей татары весьма болышо охотники: они возделывают их с любовью, запасаясь ими на зиму. Татары, живущие в Казани, почти совсем не едят конины. Это невкусное мясо в употреблении только у деревенских жителей, которым продают на убой обыкновенно старых, еле живых лошадей. До чаю все вообще татары страстные охотники; быть может, это потребность желудка после их жирных обедов. Но замечательно, что пристрастие к чаю и ко всему сладкому не уничтожает в них, как и в русских крестьянах, склонности к вину. Несмотря на заповедь пророка и запрещение мулл, татарин любит выпить, оправдываясь тем, что пьет не вино, а бальзам попросту - настой трав на водке.
Трактирная жизнь татарину очень по сердцу; в этом, может быть, проявляется здесь любовь восточного жителя к кофейням. В трактире татарин обыкновенно выпивает несколько рюмок бальзаму и множество бутылок пива. Выпить в течение дня 10 - 15 бутылок у татарина не считается гастрономическим подвигом. За пивом распевает он свои песни, или слушают орган, курит табак, а у себя в доме курить не позволяется. Пьяные татары не так скоро ссорятся, как русские; зато уж если случится драка, то унимается она не скоро. Фото неизв.
Нижегородские татары. Дмитриева, 1893. Татары очень набожны и отличаются сильной приверженностью к обрядам своей религии, исправно посещают богослужение и обязательно пять раз в день совершают моление, которому всегда предшествует омовение. Нахождение даже в пути не освобождает татарина от исполнения религиозных обязанностей, и он свято выполняет их. Самым важным в религиозном отношеши у татар считается месяц рамазан - девятый месяц в лунном году мусульманского летосчисления, так как, по словам корана, в этом месяце основатель ислама начал получать откровения Божии, и потому все мусульмане, кроме детей, престарелых, беременных женщин, больных и путешественников, обязаны держать в этот месяц пост. Пост состоит в том, что с появлением утренней зари все воздерживаются от употребления пищи и питья, курения и пр.
Мещеряки современное название мишари - татарский субэтнос, представители которого обитают в Среднем Поволжье и Приуралье, наиболее компактно - в окрестностях Нижнего Новгорода нижегородские татары. В XIX веке бытовала версия их происхождения от финно-угорского племени мещёра, жившего в среднем течении Оки. Существует также версия происхождения мишарей от племени буртас, смешавшегося с булгарами. Некоторые исследователи полагают, что мишари произошли от смешения золотоордынских кипчаков с булгарами и буртасами. Тек или иначе, но мишари имеют свой диалект татарского языка, свои этнокультурные особенности, хотя в ХХ веки многие различия мишарей и татар были во многом нивелированы. Часть мещеряков приняла христианство и слилась с русским населением, часть оккончательно "отатарилась" и утратила субэтнические признаки.
Семья мещеряков. Фото Круковского, 1897. Кузница у мещеряков. Татары Сергачского уезда. Происхождение другой поволжской народности, чувашей , также вызывает споры исследователей. По нынешней версии, чуваши - это потомки древних племен суваров и булгар.
Существовала также версия финно-угорского происхождения чувашей. Бытуют даже мнения, правда, ничем не подкрепленные, что чуваши произошли от шумеров, или египтян, или этрусков. До присоединения чувашей к России, случившегося после завоевания Казанского ханства, они исповедовали языческую религию на основе многобожия, анимизма и поклонения духам предков. На рисунке из книги Паули чувашка, как видим, вполне находит общий язык с представителями финно-угорских народов Поволжья. Чуваши, как начинает говорить о них история, являются зависимыми и подчиненными другим народам, более сильным и самостоятельным. Так в период совершенного покорения русскими Казани, чуваши прежде других инородцев здешнего края стали изъявлять покорность.
Местность по речкам Цывилям, принадлежащая к главнейшим становищам чувашского населения, является почти в полной зависимости от русских еще в конце XV столетия. Есть предания, что здешние чуваши впоследствии сами просили о построении у них города, куда бы они могли являться для сдачи ясака. Эти обстоятельства, без сомнения, имели немаловажное влияние на характер чувашей, от природы тихий и робкий. Они же, быть может, послужили главною причиною , что чуваши селились преимущественно в глуши лесов, в стороне от больших до-рог, и непременно в каком-либо овраге, так что самое слово «овраг» - сирмы сделалось синонимом слова «деревня», и не-редко слышится в названиях чувашских селений: Оба-сирмы, Ирх-сирмы, Ялдым-сирмы и пр. Надобно к тому присовокупить, что обычай чувашей селиться патриархально, усадьбами, «каждо с родом своим» имеет последствием то, что в чувашских деревнях дворы располагаются не улицами, но более или менее сближенными группами, между которыми пролегают вообще не широ-кие, прихотливо извивающиеся проезды. Правительство, хотя и принимало меры к более правильному расположению чувашских селений, однако и ныне селений, выстро-енных по правильному плану и с «белыми» избами, еще весьма немного.
Относительно пост-ройки самих домов можно сказать, что они вообще отличаются обширностью и прочностью; дверь в них всегда обращена на восток, страну священную по древнерелигиозным понятиям чувашей. К дому примыкают такой же прочной постройки амбары и другие хозяйственные заведения, между прочим, пивоварни и особые здания для летнего житья. Все это придает чувашскому селению вид благосостоятельности. И действительно, зажиточность распространена между чувашами ровнее, быть может, главным образом от того, что в чувашах нет наклонности к щегольству, а напротив заметна скупость и крайняя неприхотливость в жизни. Главный промысел чувашей - земледелие, и они считаются в здешнем краю даже лучшими, усерднейшими земледельцами, умеющими с выгодами пользоваться каждым клочком земли для пашни, хотя и не очень удобряют свои поля. Успешности их земледельческих занятий в немалой степени способствует и то, что чуваши по преимуществу живут немноголюдными поселка-ми, и потому пахотные поля имеют в недальнем расстоянии, да к тому же сами селения, как сказано выше, стоя в оврагах, ничего не отнимают у пахотных полей.
Другие промыслы между чувашами не развиты; к ремеслам и торговле они не обнаруживают особого влечения, - и в этом отношении они состоят под влиянием русских, которые с промышленно-торговыми це-лями живут весьма во многих чувашских селениях. Чуваши почти все обращены в христианство, но еще весьма не тверды в познании этого учения. Курьезнее всего то, что с принятием христианства чуваши от русских получили насмешливо-почетное прозвища «Василиев Иванычей», усвоенное и самими чувашами, хотя во-обще они склонны к употреблению русских имен собственных в уменьшительном виде: Митька, Тишка и проч. Сохраняется предание, что поводом к упомянутому прозвищу послужило следующее обстоятельство: один из главных крестителей чувашей иеромонах Вениамин Пуцек-Григорович впоследствии митрополит Казанский крестил их целыми толпами, причем любил им давать свое мирское имя «Василий». Впрочем, если христианство привилось к чувашам только од-ною внешнею обрядностью и если они не очень немного усвоили от русских, - тем не менее, нельзя сказать, что они не спо-собны вовсе к развитию более высшему. Учителя училищ, за-веденных в чувашских селениях, вообще весьма выгодно отзываются о понятливости и прилежании чувашских учеников.
Некоторая часть чувашей, особенно живущих вместе с татарами, приняла мухамеданство. Этнографическое обозрение чувашей Чуваши-язычники Казанской губ. Фото Шумилова, 1890-е. Свыкаясь с физиономиею чуваша, всматриваясь в ее отдельные черты и сравнивая их с другими народностями Казанской губернии, нельзя не придти к заключению, что выдающиеся скулы, узкий разрез глаз и покатый назад лоб суть непременные признаки чувашского типа. Лицом они смуглы, глаза карие или черные, лоб узкий, нос тонкий разного очертания, зубы белые, роста среднего, походка тяжелая, переваливающаяся, при сильном махании рук. Волосы у них темно-русые, усы и борода густые, ровные, свивающиеся иногда в виде пряди.
У женщин узкий разрез глаз и выдающиеся скулы еще больше заметны, чем у мужчин. Одежда мужчин совершенно схожа с русскою. Женская одежда более разнообразна, причем разные местности имеют свои характеристические оттенки одежды, тем не менее, по некоторым предметам всеобщей носки легко признать чувашку. Чуваши смотрят на свою жену, как на человека, которого они должны любить, как на существо им, вместе с тем, вполне подчиненное и способное быть не только подспорьем мужа, но и трудиться в одинаковой с ним мере. Оттого нигде, вероятно, женщины не работают так усердно дома и в поле, как у чуваш; нигде они не ездят так лихо верхом, как там. Женятся чуваши очень рано, т.
Родители медлят выдавать их замуж, ценя в них рабочую силу. В прежнее время нередко бывало, что пятнадцатилетнего мальчика женили на тридцатилетней девице. Браки чувашская молодежь устраивает большей частью сама, знакомясь предварительно друг с другом на посиделках или так называемых девичьих пирах, устраиваемых обыкновенно в промежуток между Рождеством и Масленицей. Для своих гулянок иногда девицы снимают особый дом, куда и собираются, принося с собой пива и водки; иногда же просто собираются в топленых банях. На посиделки являются молодые парни, и начинается веселье. Кроме игр и плясок, поются песни, сказываются сказки, загадки и прибаутки.
Жмурки - также весьма употребительная игра между молодежью. Необходимой принадлежностью всех подобных собраний служит также музыка. Чуваши - очень музыкальный народ. Они знакомы со многими музыкальными инструментами , как-то: пузырем, гуслями, гудком, дудкой, гармонией, балалайкой и скрипкой; наиболее древний и оригинальный из них - пузырь. Во время посиделок молодежь иногда очень близко сходится между собой, и здесь же предрешаются многие браки. Сближению молодежи между собой много содействует поверье чуваш, что каждая девушка должна выйти замуж; в противном случае она на том свете сделается женой злого бога духа смерти и будет мыть его белье.
Слева - невеста в традиционном наряде. Фото Г. Локке, 1870. Ест чувашенин хоть и не роскошно, а все же лучше русского, вследствие своей большей зажиточности. Любимая еда - "шурбе", которую всякая чувашенка готовить в виде похлебки из говядины или рыбы; рыбу тут чистить не любят, потому съедят и так, да и вообще, лучше не смотрть на чувашскую кухню, так как зачастую варка идет в том же котле, нз которого только что налакалась собака или в котором только что помыли юного чувашенина. Понятное дело, что если в мясе недохват, то приходится обойтись и без него, и тогда в "яшку" накладывают свекольной или огуречной ботвы, да забелят ее молоком, смотря по вкусу; иногда в "яшку" кладут и капусту, и муку, а в праздничные дни не пожалеют и курицу с чесноком.
Чисто народным блюдом чувашским следует признать "йигечь" - нечто вроде сыра из творогу. На закуску при парадных едах подает хозяйка "ширтан"- очень вкусную колбасу из баранины, поджаренную в масле на сковородке. Хлеб чуваши пекут не по-нашему, а любят, чтобы он был покислеe, а потому и затирают муку ячневую и ржаную на сыворотке. Кваса у чувашей нет, но они с успехом заменяют его "ойраном" - квашеным молочным питьем, не настолько противным на вкус, чтобы пить его было невозможно; но зато поневоле подивишься выносливости чувашского желудка, когда невзначай поешь с ними "болдрана", который приготовляется из искерды, борщовника с прибавлением молока и масла - подобной бурды не переварит ни один сколько-нибудь цивилизованный желудок. В праздничные дни угощаются чуваши пивом, сыром и вином - "эреком", которое гонят даже и из картофеля. Не все просто складывалось в отношениях башкир и российской власти.
В XVII - XVIII веках произошло несколько башкирских восстаний; башкиры под водительством своего национального героя Салавата Юлаева участвовали в пугачевском бунте, но после этого все как-то подуспокоилось, и сосуществование башкир с русскими стало носить вполне мирный характер. Молодые башкиры. Вернье, "Путешествие в Азию", 1851. О происхождении башкирского народа , за отсутствием исторических указаний на это, толкуют различно. Гумбольдт и Штраленберг признают башкир за народ финского племени, только со временем перенявший монгольский тип. Хвольсон производит башкир и одноплеменных им мадьяр от вогульского племени, составляющего отдельную отрасль так называемой угрской группы или большой алтайской семьи.
Некоторые же историки производят их от болгар. Есть, наконец, писатели, отводящие башкирам среднее место между финским и татарским племенами. Глядя на нынешних башкир, трудно представить себе, что еще так недавно они составляли сильный и воинственный народ ; через каких-нибудь сто лет нельзя и узнать этого буйного и отважного народа... Еще недавние сказания про силу и воинственный дух башкир кажутся теперь просто невероятными: так сильно изменилось это племя под влиянием русской культуры и новых условий жизни. По типу лица башкиры не представляют резкого отличия от татарского племени вообще. Та же круглая, довольно большая голова, круглое и смуглое лицо, серые или карие, большею частью плоские и довольно узкие глаза, прямой и небольшой лоб, оттопыренные большие уши, короткая редкая борода, по большей части темно-русая.
Выражение лица у башкир не только не безобразно, но нередко даже очень красиво. Ходячие изображения башкир с зверским монгольским лицом, с выдающимися скулами и косыми глазами - далеко не верны. Рост башкиры имеют большею частью средний, сложение не очень крепкое; но, тем не менее, они довольно сильны и способны переносить большие лишения. В работе они, по общему отзыву, трудолюбивы и аккуратны, но не споры, т. Поэтому заработная плата башкирам полагается меньше, нежели русским крестьянам, а урочную работу они выполняют, по крайней мере, на треть дольше в сравнении с русскими. Вообще, башкиры исполняют, например, на золотых приисках и заводах, большею частью чисто механический труд: рубят и возят дрова, приготовляют уголь, доставляют руду и проч.
Также дают им такие работы, при которых требуется аккуратность без особенного уменья. У башкир замечательно развиты органы чувств. Днем и даже ночью они в состоянии различить предметы на недосягаемом для нас расстоянии, равно как уловить звуки, далеко не долетающие еще до нашего уха. Вообще, организм башкир в высшей степени приноровлен к своеобразной степной жизни и закален против всех стихийных невзгод. В этом смысле здоровье их можно считать очень хорошим. Башкиры не знают, что такое простуда или неудобоваримая пища.
Найдите 10 отличий! Одежда башкир, даже по названию, почти тождественна с обыкновенным татарским костюмом. Мужчины носят те же длинные рубахи с откладными воротниками, тот же чекмень кафтан , халаты и широкие шальвары. Голову покрывают низкой войлочной шляпой с загнутыми вверх полями. На ногах носят ичиги с калошами, а бедные - лапти. Зимою носят тулупы и шапки, отороченные мехом.
Женский костюм также мало отличается от татарского. Башкирки носят холщовые рубашки, вышитые вокруг ворота и рукавов алого цвета нитками.
Чем отличаются татары от башкир — основные отличия у народов. Разница между башкирами и татарами
Чем отличаются татары от башкир: основные отличия народов. Мне башкиры говорили, что они вообще-то татары и неизвестно зачем их назвали башкирами. Современные татары с башкирами и кавказские мусульмане, живя в России, имеют значительные ментальные различия. Различий между татарским и башкирским языком значительно меньше, чем это можно встретить в русском и белорусском, британском и американском. Однако, несмотря на различия в религии и традициях, татары и башкиры имеют общие черты и общую историю. Главное отличие в том что у башкир есть родА а у татар нет.
Чем отличаются башкиры от татар? Рассказываю просто об истории двух народов
А если война, даже победная, случится, Татарстан получает злейшего врага у границ, плюс к этому, не видать международной легитимности, зато будет много подозрительности от рядом расположенных республик. Мирно же башкиры не откажутся от границ республики и роли своего народа на этой территории. Башкирам тоже нужно многое осознать. Сохранить границы и статус титульной нации можно только в случае договорённости с народами, живущими в республике. Есть вариант: при национальной диктатуре этнические чистки. Ничего хорошего для Башкорстана это не сулит — ни в международном статусе, ни во взаимоотношениях с ближайшими соседями. Теперь о русских, коих большинство Как быть в этой ситуации русским, проживающим на территориях Башкорстана и Татарстана? Сейчас русский язык имеет непропорциональное преимущество в обеих республиках, несмотря на весь их национализм. Наблюдается тотальное преобладание русского языка в бизнесе, во всех СМИ и в книгоиздании, а государственное управление почти целиком ведётся на русском, даже там, где количество русских людей невелико. В Башкортостане легко идти по карьерной лестнице, не зная ни татарского, ни башкирского.
Но даже смешно говорить о об этом, если человек не знает русского. Нельзя сравнивать преподавание башкирского и татарского русским детям с преподаванием русского татарам и башкирам. Русским языком владеют все без исключения и в самом полном объёме, что никак нельзя сказать о владении русскими национальным языком республик. Русским всё равно, "башкиризация" наступит или "татаризация" — в любом случае в течение ближайших нескольких десятилетий как минимум доля русского языка будет намного выше доли любого национального. Так сложилось, несмотря на все претензии к равноправию и справедливости. А политическое представительство можно распределять по договорённости, как того и хотят рядовые башкиры и татары. Отличия между ними несущественны и в таких важных областях, как религия: помимо атеизма и православия, которые присутствуют в обеих республиках, большинство исповедует суннитский ислам. Благие подвижки Надежда на улучшение башкиро-татарских отношений появилась после ухода президента М. Президенты республик обменялись визитами.
В Уфе начал работу татарский телеканал ТНВ в виде корреспондентского пункта. Увеличилось культурное и экономическое сотрудничество этих республик. Хотя нерешённые проблемы никуда не ушли и остаются в отношениях двух стран многочисленные противоречия. На самом деле странно, что у элит народов, ближайших по языку и одинаково сложившейся культуре, не получается совместного подхода к проблемам нациестроительства. Откуда это разное видение этнополитического пространства? Год 1917-й с его ошибочными, может быть, решениями неимоверно далёк от настоящего момента, но, тем не менее, спрятанные там конфликты до сих пор влияют на менталитет двух братских народов. Причины противоречий Если покопаться, можно выделить из канвы событий вековой давности пять основных факторов такого развития событий. Первый — субъективный, остальные — вполне объективные. Неприязнь и полное отсутствие взаимопонимания между лидерами Заки Валиди и Гаязом Исхаки.
Заки Валиди был вождём башкирского освободительного движения от 1917 года до 1920-го. Востоковед, историк, доктор философии, профессор и почётный член университета Манчестера в будущем. А пока — просто лидер. Гаяз Исхаки — лидер национального движения Татарии, издатель и писатель, публицист и политик. Ревностный мусульманин — главенствовал в подготовке, а после в проведении первого съезда мусульман в предреволюционной Москве. Умные же, образованнейшие люди, почему не договорились?
Споры о праве владения землей, имуществом или национальными ресурсами могут возникать и усугублять отношения между этническими группами. Важную роль в национальных конфликтах играют стереотипы и предубеждения. Негативные стереотипы, формировавшиеся на протяжении веков, могут быть источником враждебности и непонимания между башкирами и татарами. Отсутствие информации о другой культуре и непродолжительное знакомство между этническими группами только усугубляют конфликты. Решение имущественных споров и конфликтов требует внимания и усилий со стороны правительства, а также образовательных и культурных учреждений. Важно создать условия для обмена опытом и диалога между представителями разных национальностей, чтобы уменьшить предрассудки и стереотипы, а также содействовать взаимопониманию и сотрудничеству. Культурные и религиозные различия Между башкирами и татарами существуют значительные культурные и религиозные различия, которые могут повлиять на взаимоотношения между этими этническими группами. Одно из главных культурных различий между башкирами и татарами заключается в языке. Башкиры говорят на башкирском языке, который относится к группе тюркских языков, в то время как татары говорят на татарском языке, который также относится к тюркской языковой семье. Это языковое различие может создавать некоторые преграды в общении между этими двумя народами. Культурные традиции и обычаи также могут отличаться у башкиров и татар. Например, в башкирской культуре особое значение придается семейным ценностям и традициям, таким как уважение к старшим и сохранение семейных уз. В то же время, в татарской культуре больше внимания уделяется национальным и религиозным праздникам, таким как Ураза-байрам и Курбан-байрам. Религиозные различия также существенно влияют на взаимоотношения между башкирами и татарами. Башкиры в основном являются мусульманами суннитского течения, тогда как в татарской культуре преобладает ислам ханафитского течения. Эти религиозные различия могут влиять на общение и понимание обрядов и традиций друг друга. Несмотря на эти культурные и религиозные различия, можно сказать, что башкиры и татары имеют общую историю и культурное наследие. Важно принимать во внимание эти различия и стремиться к взаимопониманию и сотрудничеству между этими народами. Читайте также: Чухан: что это за язык и где он говорится Различия в традициях Взаимоотношения между башкирами и татарами часто определяются их различными традициями. Оба народа имеют богатое культурное наследие, которое отражается в их обычаях, религиозных праздниках, ритуалах и национальных костюмах. Одной из основных различий в традициях башкиров и татар является религиозная принадлежность. Башкиры в большинстве своем исповедуют ислам суннитского течения, в то время как татары относятся к разновидности ислама — суннизму. Эти различия в религии могут влиять на повседневную жизнь и взаимоотношения между башкирами и татарами.
Они складывались независимо друг от друга и, фактически, являются народами разными. Население современного Татарстана — это потомки волго-уральских татар. Общая численность — свыше 2 млн. Подобно башкирам, они обладают разными антропологическими признаками. Однако здесь куда больше прослеживаются европейские черты, чем монголоидные. В чём между ними разница? Регионы на карте Если говорить о внешности, то среднестатистический татарин будет похож на русского, а среднестатистический башкир — на казаха.
Потомки хантов, манси и финно-угров. Берут истоки от пришлых народов Происходят от коренных народов К Средневековью перешли на оседлый образ жизни. Кочевали до XIX века У татарского народа, в отличие от башкиров, сложилось много географических разновидностей: крымские, чулымские, волжские, сибирские, горские, ногайские, кузнецкие. Главные отличия Татары быстро покинули кочевые привычки и разрослись до второго по численности народа в современной России. Башкиры долго шли к оседлости и остались в меньшинстве. Для русских людей между национальностями нет различий, кроме названия. Народы Татарстана и Башкортостана не испытывают друг к другу враждебности, но чувствуют национальную обособленность так же, как белорусы и украинцы. Между ними существуют культурные и языковые различия, а также разница в характере. Башкиры открыты, прямолинейны, гостеприимны и щедры. Татары отличаются бережливостью, расчетливостью, настороженностью к гостям. О них в народе ходила поговорка «Незваный гость хуже татарина».
Кто такие татары? Мнение башкирских историков.
Разницы между татарами и башкирами в этом случае не существует, и плохо будет всем. Башкиры и татары продолжают сохранять свою культурную самобытность и национальное наследие, несмотря на различия в их истории и традициях. Главное отличие в том что у башкир есть родА а у татар нет. Существенное различие: в Башкортостане за счет этого доля башкир могла вырасти до 2%, в Татарстане доля татар – лишь на 0,2-0,3%, или на несколько тысяч человек. Башкиры и татары – два близкородственных тюркских народа, издавна живущие по соседству. Кто богаче – башкиры или татары?
Татарский и башкирский языки: отличия
Чуваши отличаются также и знанием судоходства Эти татары – культурнее других, так как они и возделывают поля, и занимаются разнообразной торговлей». Татары и башкиры различия. Башкирский и татарский различия. Отличие башкир от татар в том, что их этноним сформировался раньше – примерно в середине 9 века нашей эры, когда они впервые под своим именем фигурировали в записках одного из мусульманских путешественников. План Узбека: Разница между башкирами и татарами Современные башкирский и татарский языки различаются очень немного.
ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ БАШКИРЫ ОТ ТАТАР? РАССКАЗЫВАЮ ПРОСТО ОБ ИСТОРИИ ДВУХ НАРОДОВ
Только вот появились они куда раньше. Если отбросить в сторону фолк-хистори, а также всевозможные предположения и допущения, то получается интересная ситуация. Мы вполне надежно знаем, что башкиры кочевали на Урале уже в 7-м веке. Это подтверждается двумя независимыми источниками: китайскими хрониками империи Суй и географическим трудом за авторством то ли изобретателя армянского алфавита Мовсеса Хоренаци, то ли другого, менее известного автора. В любом случае, в то время они уже существовали как народ, причем, задолго до того, как булгары покинули свои причерноморские степи и под давлением более сильных племен были вынуждены откочевать в Среднее Поволжье. А ведь до появления Золотой Орды было еще семь столетий! Многие государства успевают возникнуть и распасться за этот срок, а их народы исчезнуть или рассеяться по земле!
Но не знают, что внутри, между собой башкиры отличали друг друга по цвету волос, а не по тому раскосые глаза или круглые. И еще отличительная черта- от татар, то, что у башкир отсутствует комплекс неполноценности. Все башкиры независимо от цвета волос, очень гордятся своими героическими предками и своим вотчинным правом на землю, т. В документах, архивах царских! Башкиры, фактически, единственные в составе Российской империи, имели такое право. И все хотели стать башкирами, поэтому башкиры разные. А татары, по моему наблюдению, "урыс булмай аптырап юрийляр" по русски значить- настоящие татары белокурые, голубоглазые. А если татарин, вдруг узкоглазый и смуглый! О ужас! Зачем меня мама родила я второсортный. Ответ от Metalik220871 [активный] Разница между башкирами и татарами Современные башкирский и татарский языки различаются очень немного. И тот и другой принадлежат к поволжско-кипчакской подгруппе тюркских языков. Степень понимания — свободная, больше даже, чем у русского с украинцем или белорусом. Да и в культуре народов много общего — от кухни до свадебных обычаев. Однако взаимной ассимиляции не происходит, так как и татары, и башкиры — сформировавшиеся народы с устойчивой национальной самоидентификацией и многовековой историей. До Октябрьской революции и башкиры, и татары пользовались арабским алфавитом, а позже, в 20-е годы прошлого века, была предпринята попытка ввести латинскую графику, но в конце 30-х годов от нее отказались. И сейчас эти народы используют графику на основе кириллической письменности. И башкирский, и татарский языки имеют по несколько диалектов, а расселение и численность народов разнятся довольно сильно. Башкиры преимущественно проживают в республике Башкортостан и прилегающих регионах, а вот татары рассеяны по стране. Диаспоры татар и башкир есть и вне пределов бывшего СССР, а численность татар в несколько раз превышает численность башкир. Такси «Лидер» Черная «хонда» приехала к хостелу на 15 минут раньше назначенного срока. Перед глазами водителя раскачивается православный крестик. Я сам здесь родился, мои родители, бабушки и дедушки тоже. Кстати, чистых башкир в Уфе практически нет, в основном они в аулах остались. Это единственный признак различия. Я русская, но считаю, что ничем не отличаюсь ни от башкир, ни от татар. В ее бежевом «рено» по-женски чисто и вместо шансона играет приятная музыка. Плевать всем на национальность! Если смотреть глубже, наш народ даже не православный - староверы. А сестра моя недавно вышла за татарина замуж. И ничего, не просил он ее ислам принимать. Они вообще про это не думают! Вот при предыдущем президенте национализм, конечно, в республике ощущался заметнее. Он всю деревню к себе притащил, не башкиру в верха вообще не пробиться было. А сейчас новый, его никто не выбирал, он из Москвы Путиным назначен - кого ему тащить? Многие башкиры и татары принимают православие. У нас в храме есть сложившийся костяк прихожан, среди которых много башкир. Человек часто находится в поиске, и многие обретают успокоение души, придя в православие. Детей у нас часто крестят от смешанных браков. Мусульмане в основном приходят не на службу, а просто поставить свечку, подать записку. Наркомания - это ведь болезнь. У нее в руках айфон, на крышке которого изображен флаг Великобритании. Действительно ли в Уфе преобладают люди башкирской национальности? Ой, я вообще считаю, что башкиры - это вымирающая нация и язык башкирский мертвый. Их осталось очень мало. Вы хотели бы уехать на ПМЖ в другой город? Молодому человеку здесь делать нечего. Я, например, мечтаю уехать в Лондон. Да об этом все мечтают, просто не признаются... Был бы я мусульманином, не был бы крещен. Да и праздники у нас сильно различаются. В детстве я впервые услышала слово «нацмен», так называли представителей всех народов, кроме русского, представителей национальных меньшинств. Но это неправильно. Русский язык не главный, он объединяющий, помогает всем языкам. Иногда некоторые политиканы кричат у нас: «Трагедия! Закрывают татарские школы! Они строят «мосты дружбы» только с казанскими татарами, а мы остаемся в стороне. Отличие национальности только в самосознании, - отвечает эксперт Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов Ильдар Габдрафиков. Нет искусственного перегиба среди наций. Отношения между нациями стали более толерантны. Уфы Моя национальность - русский, - говорит десятиклассник Константин Кудринский. У меня есть друзья чеченцы и дагестанцы. Они общаются на родном языке в своей семье, чтят традиции. Он рассказывает о своей семье: мать башкирка, отец русский, жена чувашка. Я не знаю, кто я: нельзя отказаться от части себя! Если я говорю, что я русский, тем самым я отметаю нечто башкирское. У меня уже на уровне подсознания есть вещи, заложенные в детстве, а я воспитывался среди башкир. Отличаются вкусовыми предпочтениями. Кто-то печет беляши, кто-то не печет. Одни любят блины, другие не любят. А я люблю яблочки и огуречики. Карина на минуту задумывается и добавляет: А еще они очень жадные и хитрые! Кто - они? Это нормально, у каждого есть недостатки, но именно это я не понимаю. Ее одногруппник Рустам Газизов, кажется, совсем не обиделся на такой комментарий: Я по национальности татарин, но я не считаю себя хитрым или жадным. Дети прекрасно уживаются друг с другом, общаются, не дерутся, дружат, - рассказала учительница музыки Марина Хамутинина. У нас обучаются и русские, и татары, и башкиры, и евреи. Те, кому это не нравится, детей к нам и не приводят. Более того, многие родители участвуют в наших мероприятиях вместе со своими детьми, приобщаются к еврейской культуре и даже изучают иврит. Чем мы отличаемся от русских и башкир? У нас, у татар, воспитание более жесткое. И лично меня очень жестко воспитывали: шаг вправо, шаг влево - нельзя. Родители у нас больше в почете, что ли. Моей матери 82 года, а мне 59. До сих пор, если она что-то попросит, я беспрекословно выполняю. Девушки из Китая более закрытые, - уверена Ян. Но, глядя на нее, этого не скажешь. А молодые люди? Парни из Китая не умеют говорить, но хорошо хватают девушку, - говорит Ян, а потом быстро поправляется: - Заботятся о девушках. Если бы ты полюбила русского парня, ты бы вышла за него замуж? Я не буду! А мы вам покажем: зь-зь-зь. А татарские - совсем по-другому: з-з-з». Любят не глядя, дружат не глядя, друг над другом похихикивают иногда. Но национальной розни у нас нет совершенно. Мы даже иногда не понимаем, кто есть кто. А жена у меня татарка. Люди разных национальностей , по моему мнению, отличаются только языком. Я не брезгую чак-чаком, а жена вполне может съесть крашеное пасхальное яйцо на семейном празднике у моих родителей. Правда, есть категория мусульман, которые относятся к женщинам как к людям второго сорта.
Этих прежних иштяков угорского происхождения или ногайцев? И таких вопросов полно. Просто, когда начинают в целях конструирования конкретного этноса присобачивать такие вещи, я прекрасно понимаю Тишкова, например, в этом вопросе я с ним солидарен. Такие вещи к этносу имеют мало отношения. Каждый случай требует перепроверки. Но он прав на самом деле. Потому что я всегда привожу пример: мой далекий предок жил 35 тысяч лет тому назад, ближайшие сородичи внимание! Ну какое отношение к этому имеют татары? Это же какой-то древний субстрат, масса, так сказать. Татары сложились значительно позже. И ученые должны такие вещи вытаскивать, показать, что это вообще-то, ребята, не совсем этнические, а биологические дела. Это совершенно разные разрезы. Но когда хотят создать этнос искусственно, а у башкир есть прямое желание северо-западную часть республики полностью к себе присобачить, то в ход идут такие методы. На северо-западе Башкортостстана, во-первых, есть собственно татары, а те, которые не татары и до сих пор считают себя башкирами, давно переженились и перемешались с татарами. Их невозможно отделить. Это одна и та же группа, массив. Я еще в начале 1990-х годов в своей книге написал, что эта северо-западная группа — ассоциированная часть татарской нации. Кстати, Риза Фахретдин такого же мнения. У него есть письмо 1925 года, где он говорит, что в состав татар милляте татарской нации — прим. Заки Валиди был такого же мнения. Если вы возьмете работу Заки Валиди, то увидите, что он ни в коем случае не хотел тех, кто остался в Уфимской губернии, включать в малую Башкирию. Потому что тогда, когда республика была создана, вся основная часть настоящих башкир оказалась в составе малой Башкирии. Когда говорят, что Уфимскую губернию присоединили к Башкортостану, на самом деле было наоборот — Башкортостан присоединили к Уфимской губернии. И тем самым сейчас башкиры получили большие проблемы. Интересы различаются». Фото: president. Марджани у нас этим не занимался. Но в Башкортостане же нет отдельного института истории, он объединен с институтом языка и литературы. Шежере и прочие праздники проводятся там на уровне министерства культуры. Минкульт у них занимается «реализацией государственной политики в сфере культуры и межнациональных отношений». В отличие от Татарстана там смогли создать некоторые политтехнологические институты. В Уфе есть институт стратегических исследований — отдельное учреждение в академии наук Башкортостана. Они создавали многотомную историю племен башкирских родов. Они работают как раз как политтехнологи. Недавно же был скандал по поводу Салавата Хамидуллина ведущий исторических программ на телеканале БСТ, в частности, доказывающий, что Уфе 1,5 тыс. Оказалось, что Хабиров его не просто принял в свою команду, а возложил на него новые обязанности, как раз заниматься переписью. По моей информации, он как раз будут ездить по деревням и уговаривать всех записаться башкирами. А сделать это легко, потому что на наш народ как удав или как кобра действует письменный текст, и башкиры их предоставляют. Но при этом башкиры никогда не объясняют, что в ревизских сказках, откуда они исходят, не национальность фиксируется, а сословная принадлежность. Если начинаешь смотреть друг за другом, сразу видно, что так называемые башкиры во многих случаях вовсе не башкиры. Это просто отношение к земле — вотчинники, зафиксированные башкирами. Это старая классификация. Кто несет историю, должен все это объяснять, писать об этом труды. Но этого нет. У меня была одна статья, но она очень давняя, вышла в 1985 году. Я в свое время все эти вещи объяснял, и по переписям татар занимался. Я с удивлением смотрю, в институте истории Марджани сейчас работает около 100 человек, а дискуссии с башкирскими историками ведет узкий круг людей типа меня, а они вообще не участвуют. Ни в одном средстве массовой информации их нет. После этого начинают возникать вопросы, вообще, чем они занимаются? То есть, пока мы в РТ говорим, они уже делают. Получается, в этом вопросе мы опять аутсайдеры. Есть подозрение, что по количеству убитых на войне татары занимают второе место после русских. Но, к сожалению, эта работа тоже не была сделана. Сейчас реализуется проект «100 великих мусульманских деятелей среди татар», им занимается Альфрид Бустанов. Но та работа, о которой вы говорите, да, не делается. Хотя можно было бы. Это что, они объединили сословие с национальностью? То есть башкир — это сословие. Но по земельным делам он проходит как «башкир» и таких примеров полно. Это то же самое, что татаро-башкир? Он прекрасно знал, кем является на самом деле, поэтому такой проблемы нет. Соответствующие языковые курсы открылись в Москве и в Уфе. Все громче начали говорить, что никакого татарского языка не было, был поволжский тюрки, от которого в том числе образовался и башкирский. Речь идет о литературном языке Золотой Орды. Он формировался, в том числе, и при помощи разных внешних влияний, потому что среднеазиатский, чагатайский язык тоже повлиял на этот язык. Но я рассуждаю таким образом — в старые времена во времена Советского Союза этот язык как татарский маркировать было нельзя, потому что получается, что золотоордынцы — татары. Нельзя этого допустить. Поэтому сами татары придумали термин «поволжский тюрки». Миркасым Усманов в свое время написал, что мы были вынуждены пользоваться таким термином, но на самом деле это был татарский. У башкир такого языка быть не могло, потому что речь идет о татарской элите, которая осталась со времен Золотой Орды, которая продолжала говорить на этом языке. Потому что образованные башкирские круги, во многих случаях обучавшиеся у татар, начали использовать этот язык. И пришлось выбирать определенные диалекты башкирского языка. Были сторонники выбора татарского диалекта, но тогда литературный язык у нас оказался бы общий. Галимжан Ибрагимов, бедный, рассчитывал, что литературный язык останется общим для двух республик. И если бы так произошло, то сегодня мы имели бы очень интересную ситуацию. Они верили в эту идею. Но взамен того вклада, что внесли, они все стали башкирами. Нужно иметь ввиду, что до Рахимова Башкортостаном фактически все время правили татары, или западные башкиры. То есть татароязычные башкиры.
Регионы на карте Если говорить о внешности, то среднестатистический татарин будет похож на русского, а среднестатистический башкир — на казаха. Любопытно, какие отличия в менталитете и традициях перечисляют сами представители этих народов. В частности, башкиры признаются прямолинейными, скромными и простоватыми людьми. Татары — хитрые, напористые и хозяйственные. Различается также цветовая гамма народных костюмов. Татары отдают предпочтение красному цвету, башкиры — зелёному и желтому. Однако в культурном, языковом и религиозном отношении это очень похожие этносы.
Чем отличаются татары и башкиры? Рассказываю подробно
башкиры и татары отличия: 2 тыс изображений найдено в Яндекс Картинках. Будьте в курсе новостей IT-индустрии. Помимо различий в языке, татары и русские отличаются друг от друга внешне. Разницы между татарами и башкирами в этом случае не существует, и плохо будет всем.