Новости степан разин карта

Карта походов восставших под предводительством Степана Разина, Василия Уса, Шелудяка, Константинова.

Восстание под предводительством Степана Разина

В 1667–1669 гг. Степан Разин во главе казацкой вольницы совершил удачный «поход за зипунами» на Каспий, к персидским городам. Многофункциональный Комплекс СТЕПАН РАЗИН – креативное пространство для успешного ведения бизнеса в историческом центре Санкт-Петербурга. Так малыми силами Степан Разин вышел из боя у Свиного острова победителем.

Крестьянское восстание Степана Разина причины, этапы, итоги (Таблица)

Бунт под предводительством Степана Разина начался в 1667 г. К его предпосылкам привело оформление крестьянского права и ухудшения жизни социальных низов. Крестьянское восстание под предводительством Степана Разина стало одним из многих бунтов в XVII веке. В Саратовской области на утесе Степана Разина установили символ единства, солидарности и поддержки участников специальной военной операции. 24 апреля 1671 года был пленен донской атаман Степан Разин.

Восстание под предводительством Разина

Степан Разин Предводитель восстания Степан Разин происходил из казачьего рода станицы Земовейская. Степан разин крестьянская война карта. Степан Разин. Читайте последние новости на тему в ленте новостей на сайте РИА Новости. На некоторых улицах Оренбурга возможны кратковременные отключения электроэнергии из-за подъема воды в реке Урал, предупредила городская мэрия в своем Telegram-канале. Сам Степан Разин, обладавший властным и крайне авантюрным нравом, почувствовав свое необыкновенно широкое влияние в массах, набравшийся опыта во время предыдущих походов на Волгу и в Иран, уже, как видно, не мог удержаться от того. УРОК 9 Россия в XVII веке. / Карта. Восстание Разина. Имя Степана Разина впервые появляется в источниках в 1652 г. в связи с запросом на совершение паломничества в Соловецкий монастырь.

История экспроприаций и разбоя.Казачий атаман Разин (1630 – 1671)

Говорят, именно здесь Степан Разин спрятал легендарные два ведра с золотом. В мае этого года побывал на Утесе Степана Разина в Красноармейском районе. Из Царицына Разин начал рассылать прокламации – «прелестные письма», в которых призывал служить себе и казакам («великому войску») наравне с Богом и государем, присоединяться к походу на Москву «бояр побивать». Восстание Степана Разина. Пугачевщина. В Саратове участок улицы Разина перекрыли из-за ремонтных работ "Т Плюс".

По тропам Степана Разина или путешествие в «саратовский Крым»

В районе Астрахани этот отряд разбил царское войско под командованием Авксентьева. Здесь же к Разину примкнули другие атаманы со своими отрядами. Крупнейшими из них были: атаман Боба с войском в 400 человек и атаман Кривой с войском в 700 человек. В это время каспийский поход Разина набирает массовость. Оттуда Разин направляет свое войско вдоль берега на Юг к Дербенту и дальше к Грузии. Продолжило свой путь войско к Персии. Все это время разинцы бесчинствуют в морях, грабя попадающиеся на их пути суда. За этими занятиями проходит весь 1668 года, а также зима и весна 1669 года.

В это же время Разин ведет переговоры с персидским шахом, склоняя того взять казаков к себе на службу. Но шах, получив сообщение от русского царя, отказывается принять Разина с войском. Войско Разина стояло под городом Решт. Туда шах направил свое войско, которое нанесло русским ощутимое поражение. Отступает отряд к Миял-Кале, где и встречает зиму 1668 года. Отступая, Разин дает указание сжигать все города и деревни на пути, тем самым мстя персидскому шаху за начало боевых действий. С началом весны 1669 года Разин направляет свое войско к, так называемому, Свиному острову.

Там летом того же года произошло крупное сражение. На Разина напал Мамед-хана, в распоряжении которого было 3,7 тысячи человек. Но в этой битве русское войско наголову разбило персов и с богатой добычей отправилось домой. Каспийский поход Разина оказался очень удачным. Местный воевода взял со Степана Разина клятву, что тот сложит оружие и вернется на службу к царю, пропускает отряд вверх по Волге. Антикрепостническое выступление и новый поход Разина на Волгу Второй этап восстания начало крестьянской войны В начале октября 1669 года Разин со своим отрядом вернулся на Дон. Остановились они у Кагальницкого городка.

Казаки в своих морских походах приобрели не только богатство, но и огромные военный опыт, который теперь могли использовать для восстания. В результате на Дону образовалось двоевластие. Согласно царскому манифесту атаманом казачьего округа был К. Но Разин блокировал весь юг донской области и действовал в своих интересах, нарушая планы Яковлева и московских бояр. При этом авторитет Степана внутри страны растет со страшной силой. Тысячи человек стремятся убежать на юг и поступить к нему на службу. Благодаря этому численность отряда восставших растет с огромными темпами.

Если к октябрю 1669 года в отряде Разина было 1,5 тысячи человек, то к ноябрю их было уже 2,7 тысячи, а к маю 16700 года 4,5 тысячи. Новый поход Разина на Волгу Можно говорить, что именно с весны 1670 года восстание под предводительством Разина перешло во вторую стадию. Если раньше основные события развивались за пределами России, то теперь Разин начал активную борьбу против бояр. Здесь состоялся новый казачий круг, на котором было решено вновь идти на Волгу, наказывать бояр за их бесчинство. Разин всячески старался показать, что он не выступает против царя, но выступает против бояр.

Россия жила в основном за счет экспорта пшеницы за границу. А народ, который эту пшеницу растил, все сильнее притеснялся.

По части культуры и искусства, можно порассуждать на примере одного из важнейших событий в России той поры — Восстания Степана Разина. Основные свидетельства о нем — это описания иностранцев. Все иллюстрации — иностранные. С тех пор как Рюрики научили Русь строить ладьи на подобие драккаров викингов минуло 700 лет. И глядя на разинские струги, складывается впечатления, что за эти годы на Руси мало что изменилось. Причем, как со стороны власти, так и народа. И когда эта злоба вырвалась наружу во время восстания Степана Разина, мало никому не показалось.

Ленин так отомстил власти за казненного брата, что всю страну перевернул кверху дном. Любопытно, что местью за брата руководствовался и Степан Разин, когда поднимал свое восстание. Степан Тимофеевич Разин, известный также как Стенька Разин — донской казак, атаман Войска Донского, предводитель восстания 1667-1671 годов, крупнейшего в истории допетровской России. Первые исторические свидетельства о Разине относятся к 1652 году. К этому времени он был уже атаманом и действовал как один из двух полномочных представителей донского казачества. Видным казачьим предводителем — наказным атаманом Войска Донского — был также старший брат Разина Иван. В 1661 году Степан Разин вместе с Федором Буданом и несколькими донскими и запорожскими казаками вел переговоры с представителями калмыков о мире и о совместных действиях против ногайцев и крымских татар.

В 1663 году он во главе отряда донских казаков совместно с запорожцами и калмыками ходил в поход против крымских татар под Перекоп. Юрий Долгоруков В 1665 году царский воевода князь Юрий Долгоруков во время одного из конфликтов с донскими казаками, желающими во время несения царской службы уйти на Дон, велел казнить Ивана Разина, старшего брата Степана. Это событие повлияло на дальнейшую деятельность Разина: стремление отомстить Долгорукову и царской администрации соединилось с желанием вольной и благополучной жизни для казаков, находившихся под его началом. Битва за Царицын Е. Оставив командовать войском Василия Уса, Разин с маленьким отрядом отправился к татарским поселениям. Там ему добровольно отдали скот, который был нужен Разину для того, чтобы кормить армию. В Царицыне тем временем жители испытывали нехватку воды, скот царицынцев оказался отрезанным от травы и вскоре мог начаться падеж.

Однако царицынский воевода Тимофей Тургенев не собирался сдавать город повстанцам, надеясь на городские стены и тысячу стрельцов во главе с Иваном Лопатиным, которые шли на помощь осажденным. Зная об этом, лидеры мятежников послали своих людей к стенам и сказали стрельцам, что они перехватили гонца, который вез письмо от Ивана Лопатина к царицынскому воеводе, в котором якобы говорится, что лопатинцы идут к Царицыну, чтобы перебить горожан и царицынских стрельцов, а после уйти с воеводой царицынским Тимофеем Тургеневым под Саратов. Стрельцы поверили и разнесли эту весть по городу в тайне от воеводы. Вскоре воевода Тимофей Тургенев послал несколько горожан на переговоры с разинцами.

Вначале атаман не поверил ему: «Стенька того государя бил и за волосы драл». Но потом, подумав, он всё же объявил, что «Великий Государь царевич» Алексей Алексеевич от «боярских неправд» бежал к нему, донскому атаману, и от имени своего отца поручил ему начать войну с «изменниками боярами» и дать всем простым людям волю.

Лже-Алексея разинцы называли Нечаем — потому что наследник престола нечаянно и нежданно объявился в их войске. Имя Нечай стало их боевым кличем. В перешедших на сторону Разина либо захваченных городах стали приводить народ к присяге на верность царю Алексею Михайловичу и царевичу Алексею Алексеевичу. Также было объявлено, что с войском Разина на Москву идёт и опальный патриарх Никон. Иоганн Юстус Марций. О восстании, охватившем в Россию, в то время писали и за рубежом.

Так, в «Европейской субботней газете» 27 августа 1670 года можно было прочитать: «В Московии, по слухам, вспыхнул большой мятеж, и хотя Царь послал мятежникам грамоту, призывающую их к повиновению, они разорвали ее и сожгли, а тех, кто ее доставил, повесили». В гамбургской газете «Северный Меркурий» 1 сентября 1670 года сообщалось: «Астрахань продолжает оставаться отнятой от Москвы мятежниками — казаками и различными татарами. О Казани говорят то же самое. Если она также отнята, тогда потеряна и вся Сибирь. В таком случае московит находится в том же состоянии, в каком он был в 1554 г. Число мятежников достигло 150 000 человек, и их возглавляет старый тайный враг Москвы по имени Степан Тимофеевич Разин».

Но ситуация скоро изменилась. Надеясь получить подкрепление, Барятинский отступил от Симбирска к Казани, Разин же отправил несколько отрядов под Пензу, Саранск, Козьмодемьянск и некоторые другие города. Наверное, можно говорить о тактическом успехе Степана Разина, но при этом он совершил ошибку, слишком распылив свои силы. Однако ситуация для царского правительства была очень серьёзной. Иоганн Юстус Марций из Мюльгаузена писал о настроениях в Москве: «Имущество, жизнь, судьба жен и детей, а самое главное честь знати и достоинство царя — все было под угрозой. Приходил час последних испытаний, неся царю свидетельства непрочности его судьбы, а Разину — свидетельства его взлета… Предчувствие бедствий усугубилось, когда стало известно, что сторонники бунтовщиков с факелами уже в городе и, наслаждаясь мщением, в своем безудержном гневе уже совершили несколько поджогов.

Мне самому было видно, как недалеки все от погибели, особенно же царские сановники, — ведь именно их Разин обвинял во всех бедах и многих из них требовал выдать, так что их ожидала верная смерть». Титульный лист диссертации Иоганна Юстуса Марция, 1674 год Между тем Алексей Михайлович собрал огромную армию из выступивших на конях столичных и провинциальных дворян и детей боярских — их численность достигала 60 тысяч человек. В поход против восставших пошли также стрельцы и полки нового строя. Возглавил их воевода Юрий Долгорукий, «товарищами» к которому были определены К. Щербатов и Ю. Долгорукий вёл свои войска из Мурома, Барятинский 15 25 сентября снова пошёл на Симбирск — из Казани.

Кошелева О. Барятинского» Разбив отряды мятежников у станицы Куланги, реки Карлы, деревень Крысадаки и Поклоуш, Барятинский вновь подошёл к Симбирску. Разин бился в самых опасных местах, получил сабельный удар в голову и мушкетную пулю в ногу, и в бессознательном состоянии был перенесён в острог. Придя в себя, он в ночь на 4 октября организовал новую отчаянную попытку штурма Симбирска, но взять город так и не удалось. Всё решила совместная атака войск Барятинского и Милославского: теснимые с двух сторон, разинцы бежали к стругам и отплыли от города вниз по Волге. Навстречу ему Василий Ус отправил 50 двуконных казаков, которые должны были «оберегать батьку».

Народная легенда гласит, что, отступая, Разин спрятал свою саблю в расщелине одного из жигулёвских шиханов прибрежных холмов. Якобы он сказал сопровождавшим его казакам: «На Дону чую смерть, иной атаман мое дело продолжит. Для него свою саблю упрячу на кургане». И отыскал на горе боевую разинскую саблю атаман Емельян Пугачев и пошел боярскую нечисть выводить на Руси».

Он объявил себя врагом официальной администрации, и заявил, что все они предали царя. Картина Василия Сурикова «Стенька Разин», написана в 1906 году. В это же время они распустили слух о том, что в их рядах есть царевич Алексей Алексеевич, который к тому времени уже скончался. А вот осаду Симбирска закончить не удалось. В результате Разин был ранен и его отвезли в Кагальницкий городок, где они с его сторонниками укрепились.

Атаман собирался вновь собрать войско, однако казаки побоялись, что царь разозлится на них всех и захватили городок. Разин был отдан единомышленниками представителям царя. По мнению современных историков, восстание Разина было обречено на провал из-за того, что не было организованности и определенных целей. Смерть атамана Разин был передан царским воеводам в конце апреля 1671 года. Вместе с ним оказался и его младший брат Фрол. Вместе их доставили в Москву. Уже на месте оба брата были подвержены жестоким пыткам. Смерть атамана была показательной — его казнили на Красной площади 16 июня того же года. А вот брату Фролу Разину удалось прожить ещё 5 лет.

Картина Сергея Кириллова «Степан Разин» Поиски сокровищ Согласно легенде, во время походов Степан Разин схоронил несусветные сокровища в укромных местах. Люди на Поволжье говорят, что на них есть заговор, но это не останавливает кладоискателей. О тех кладах и посейчас слух идёт, да все те клады заговорены.

Где находятся спрятанные сокровища Степана Разина

Отдал он грамотку другому человеку, клад от того в землю и ушел. Под охраной нечисти Добра у стенькиной вольницы было столько, что закапывали его по буграм да по холмам. В бывшем Царицынском узде ныне Саратовская область недалеко от села Песковатки есть курган, в котором, по легенде, Стенька спрятал целый корабль как есть, набитый золотом и серебром. Атаман завел корабль по воде на мель, а когда вода ушла, «наметал курган».

Для приметы вербу посадил. Народ знал, что в кургане клад спрятан, да вот только копать страшился — при каждой попытке нечисть всякая выскакивала, которая, видать, добро стенькино стерегла. Место это, по словам местных жителей, еще в начале века можно было легко углядеть на закате солнца.

Говорят, там была атаманова «канцелярия». Якобы Разин со своей ватагою долгое время стоял на указанном бугре. Роскошный шатер, обитый бархатом да шелком, на вершине бугра — кресло-трон с насечками из слоновой кости, с которого атаман высматривал на Волге новые жертвы.

Клад тут, говорят, был зарыт сказочный, вот только кроме человеческих костей ничего найти пока не удалось. Дурманная гора В десяти-двенадцати километрах от деревни Даниловки Саратовской области есть гора и ущелье, именуемые в народе «Стенькина тюрьма» или «Дурман». Упоминание о них можно найти в путеводителе начала прошлого века.

Клад, зарытый на Дурман горе, пытались найти даниловские крестьяне, к которым попала кладовая грамота одного из разинских есаулов. Искать клад решили на Пасху. Недолгие поиски места увенчались успехом.

Помолились да начали рыть.

Оно его все равно хорошо видно: уж очень он большой! Как напутствовал Николай Рерих, знаменитый русский художник, путешественник, поэт и археолог, мистик и кладоискатель: «Про всякого человека клад захоронен. Только надо уметь клад брать. Неверому человеку клад не дается. Пьяному клад не взять. Со скоромными помыслами к кладу не приступай… хоронили клады не с глупым словом, а с молитвой, либо заклятием. А пойдешь брать клад, иди смирно. Зря не болтай… Свою думу думай. Будут тебе страхи, а ты страхов не бойся… Иди себе бережно, не оступайся, потому брать клад великое дело».

В части теоретической мы подготовились, дело оставалось за малым — в дорогу! Заправив верного коня бензином под край, соблазнив легендами Киру Васильевну, нашего неизменного спутника, мы двинулись в путь. Что сказать, дорога дальняя, спасало то, что большая часть нашего маршрута составила асфальтированная дорога. Но вот мы и приблизились к сказке! Вот она, волшебная река Алатырь! Ну не может река с таким названием быть обыкновенной! Родниковая, хрустально-прозрачная, ледяная речка не торопливо петляет среди темных лесов… чистейшие песчаные берега, ветки ив, склоненные к воде, все вокруг создавало сказочное настроение. Весь этот морок передался не только нам, навигатор решил, что с него хватит и начал кружить нас совершенно немыслимыми петлями по округе. Имея в наличии координаты, мы нарезали многокилометровые круги по деревням и полям, понимая, что недалеки от цели, но и попасть в заветную деревню не могли. Словно кружил нас, заморачивал кто-то… не пускал в заветную рощу.

Но терпение и труд всех зае…утомят.

Впереди всех развевалось знамя Казанского стрелецкого полка, зеленые полосы перечеркнутые красным христианским крестом. А рядом московское знамя Георгия Победоносца. Впереди длинной колонны в золотых кафтанах шли воеводы, за ними сразу боярская конница. Знатные бояре были в белых кафтанах с расписными золотыми узорами, у каждого полуголовы трепетал на конце копья зеленый или синий прапорец десятка. Полки иноземного строя были похожи на армию Речи Посполитой, главного врага Полки иноземного строя были похожи на армию Речи Посполитой, главного врага За боярами шли дворяне Москвы и Казани, из тех, кто не сбежал. В богатых шелках и на сытых конях, они поблескивали дорогими саблями с драгоценными камнями. Посматривали завистливо на бояр, помахивая невзначай перстами, усыпанными серебряными кольцами - "Чай бояре, и мы не лыком шиты, почти ровня вам! За дворянами шли полки иноземного строя пешие и конные. Гусары и мушкетеры, егери и застрельщики, в разноцветных новеньких кафтанах они сверкали секирами, бердышами, мушкетами и пищалями.

Казанские стрельцы не перешли на сторону Разина потому что снабжались лучше всех Казанские стрельцы не перешли на сторону Разина потому что снабжались лучше всех А уж потом топали обычные стрельцы, в перештопанных кафтанах, но сытые и вдохновленные окружающей силой.

Тогда в качестве проводника взяли его родного брата Фрола. Он обещал привести людей царя к сокровищам, но так этого и не сделал. По легенде, Фрол специально уводил царскую экспедицию подальше, чтобы сподвижники атамана смогли перепрятать клады. Сама карта сокровищ, если верить сказаниям, находилась у любовницы Разина — Алены. Она сделала большую ошибку, передав её сподвижнику своего любовника барону Аугусте фон Роде.

Тот сдал её царю, а сам завладел картой. Не смотря на наличие карты, барон так и не смог найти сами сокровища. Поиски продолжили его потомки. Дочь Аугуста фон Роде со своим супругом нашли подземные галереи. Когда они попытались туда пройти, стены рухнули, а их самих ждал арест. Ещё хуже сложилась судьба правнука барона, которому в наследство достались карты.

Петр Метляев нашел подземные ходы, однако когда попытался их раскопать, умер. Во время Сталинской битвы был тоже инцидент со сокровищами — часть берега Волги обрушилась, и солдаты увидели несколько чугунных пушек. Из них посыпались золотые монеты. В момент, когда к ним все ринулись, начался обстрел и всё засыпало. Больше их никто найти не смог. Где искать клад Степана Разина?

Народное восстание разина - 90 фото

Они попросту перекрыли Волгу, которая была важнейшей торговой артерией, и на протяжении нескольких лет 1667 — 1669 занимались грабежами странствующих по реке купцов, как русских, так и иноземных, в основном персидских. События восстания Степана Разина приняли антиправительственный характер позднее, в 1670 году, когда он захватил Яицкий городок на Урале, скопил силы и объявил о походе на Москву. К тому моменту он уже завоевал немало симпатий среди простого народа, и его войско быстро пополнялось. Вскоре был осаждён и взят Царицын Волгоград , причём его сдали горожане, открыв ворота мятежникам, пока царские стрельцы защищали стены. Следующим городом, взятым повстанцами, стала Астрахань, которая сама открыла им ворота и стала столицей мятежников на время всех последующих событий восстания под предводительством Разина. Астрахань оказывала сопротивление царским войскам даже после того, как сам атаман был казнён. Периодизация Древнего Рима кратко. Периоды истории с характеристиками. После взятия Астрахани всё Среднее Поволжье перешло на сторону разинцев, чему способствовало то, что каждый присоединившийся к ним объявлялся свободным человеком.

Видимость законности действиям повстанцев придавало присутствие среди них самозванца, выдававшего себя за царевича Алексея Алексеевича, на самом деле к тому моменту уже давно покойного. В ходе событий восстания Степана Разина было взято множество городов, а во многих уездах вспыхнули крестьянские волнения.

Астрахань сдалась практически без боя 22 июня 1670 года. Недовольные задержкой жалования стрельцы переходили на сторону бунтовщиков. Городские власти были испуганы и деморализованы. Народ переходил на сторону Разина. Вид города Астрахани.

Несмотря на быструю сдачу города, разинцы убивали многих без разбора. Было казнено около 500 человек. Был подвергнут пыткам и убит митрополит Иосиф , который обличал бунтовщиков как разбойников и отказывался признавать их власть. Масштабное народное выступление стало объектом пристального внимания европейцев. Уже с осени 1670 года восстание подробно освещалось в европейской публицистике и прессе, прежде всего в немецких и голландских газетах. Благодаря опубликованным запискам иностранцев — очевидцев событий — сохранилось и описание внешности атамана: «Вид его величественный, осанка благородная, выражение лица гордое… Он обладал способностью внушать страх и вместе любовь. Что бы ни приказал он, исполнялось безропотно».

На общем казачьем сходе было принято решение идти на Москву. Провозглашалось, что поход осуществляется по воле Алексея Алексеевича, сына царя, который находится в разинском войске. На самом деле Сын Алексея Михайловича царевич Алексей умер в январе 1670 года и никакого отношения к действиям Разина не имел. От его имени выступал самозванец. По пути к Москве войско Разина только разрасталось, на его сторону переходило население Среднего Поволжья, татары, чуваши и другие. Несмотря на то что Разин остался в народной памяти щедрым и приветливым человеком, оделявшим бедных и голодных, есть мнения что ему была присуща крайняя жестокость. Защитников Астрахани он мучил, придумывая неимоверные пытки.

Так, например, женщин он приказывал начинять порохом и взрывать". К таким свидетельствам тоже стоит относится скептически, очевидцы писали что миловал Разин так же часто, как и казнил. Так, при взятии Царицына Разин пощадил захваченных в плен детей боярских и племянника воеводы. Карта походов Разина 5 августа Разина с 10-тысячным войском встретили хлебом-солью в Саратове, без боя сдалась Самара. Захватывая города, разинцы делили имущество знати и крупных торговцев между казаками и повстанцами, призывая «стоять друг за друга единодушно и идти-де вверх и побивать и выводить изменников-бояр». Попытка царя наказать казачество, прекратив подвоз хлеба на Дон, добавила Разину сторонников, к нему сбегались беглые крестьяне и холопы. Слух об идущем с Разиным царевиче Алексее превращал поход в событие, получившее благословение церкви и власти.

Московским властям пришлось выслать на Дон 60-тысячное войско под командованием Долгорукова, того самого кто 5 лет назад отдавал приказ о казни брата Разина. В сентябре 1670 армия Разина осадила Симбирск. Параллельно с осадой Симбирска Разин отправлял отряды для взятия окрестных городов.

После череды успехов и лёгких побед разинцы потерпели поражение, которое стало поворотной точкой в войне. Причина заключалась в том, что впервые на поле боя бунтовщики столкнулись не с разрозненными стрельцами и небольшими отрядами, а с хорошо организованной дворянской армией «государевых людей», преданной царю Алексею Михайловичу.

Большинство крестьян было вооружено вилами, кольями, косами и рогатинами. Этот «арсенал» не имел никаких шансов против пистолетной и ружейной пальбы. Суриков «Степан Разин». Раненый Разин отлёживался в избе. Тем временем царские полки навели мосты через Свиягу и подошли к осаждённому городу с другой стороны.

Северная его часть посад, острог и выход к волжскому берегу со стругами контролировался повстанцами. В деревянной крепости на юге продолжал держаться гарнизон Милославского, там же, с юга, около Симбирска теперь встал Барятинский. Вечером 3 октября внезапно открылись ворота крепости. Гарнизон Милославского ударил по разинскому обозу. Атаман бросил все свои силы, чтобы взять крепость и наконец овладеть городом.

Через несколько часов, когда над объятым пламенем Симбирском уже стояла ночь, казаки забили тревогу. Со стороны Свияги им в тыл ударил рейтарский полк Андрея Чубарова Чубарёва , который туда отправил Барятинский. Бунтовщиков окружили, их участь уже была решена. Разин бежал к Волге. Там он вместе с приближёнными казаками сел на струг и уплыл восвояси.

Та часть восставших, которая не бежала, засела в остроге. Барятинский взял это укрепление 4 октября. Симбирск выстоял после месячной осады. Сразу же после победы царских полков в городе начался сыск. Процесс над сторонниками Разина обещал быть долгим и сулил много казней.

В Москву отправились гонцы с радостными вестями. Хотя Разин спасся, а его сторонники контролировали 15 городов, в войне произошёл перелом. Алексей Михайлович пожаловал князю Барятинскому титул боярина. Меж тем беглый атаман укрылся на Дону. С наступлением тепла он надеялся вновь продолжить борьбу.

Однако поражение под Симбирском пошатнуло репутацию прежде непобедимого батьки. Домовитые казаки решили, что целесообразнее будет пойти на сотрудничество с царём и так заслужить прощение, чем ставить на обречённого бунтовщика. Кириллов «Степан Разин».

Камень окружен сосново-липовым, осиновым лесом, высотой 20-22м, диаметр стволов 0,5м, возраст 60-70лет, отдельные экземпляры сосен высотой до 26 м, диаметр стволов 0,9м, возраст до 200 лет. С урочищем связаны многочисленные легенды, в которых речь идет о пребывании возле валуна Степана Разина, о том, что там, где им зарыты клады, что валун привезен им для охраны сокровищ, камень окружен поверьями, о нем охотно рассказывают и мордва и русские, вероятно место было мордовским святилищем. Имеет экологическое, эстетическое, научно-просветительное, геологическое и культурное значение. Заслуживает охраны как необычный геологический объект, место с которым связаны многочисленные предания и легенды русского и мордовского народов. В 1994 году отнесен к государственным памятникам природы областного значения. А вот еще описание, уже иного, мистического толка, сделанное В. Морохиным «Легенды и предания Волги-реки»: «Разинский камень. Высотой он, пожалуй метра полтора, а в ширину — все три. Мохом порос, с виду очень тяжелый. И говорят про него, что будто бы под этот камень спрятал Степан Разин огромные богатства. Поэтому и зовут этот камень Разинским. Многие здесь разинский клад искали, под камень подкапывались. Один мордвин глубже всех вырыл яму, укрепил ее осиновыми досками и дальше подкапываться стал. И тут все его укрепления рухнули. Тем и кончилось его дело, потому что сам искатель клада погиб. После этого подкопа камень ушел глубоко в землю, опустился в полкоп словно в чашу. Оно его все равно хорошо видно: уж очень он большой! Как напутствовал Николай Рерих, знаменитый русский художник, путешественник, поэт и археолог, мистик и кладоискатель: «Про всякого человека клад захоронен. Только надо уметь клад брать. Неверому человеку клад не дается.

Часть 69. Новая Хронология о разинском мятеже

И тако взяв славный град Астрахань от воров и изменников российских, боярин и воевода Иван Богданович Милославской возвратися в царствующий град Москву. Это было второе крупное произведение Мильтона после всемирно известного "Потерянного рая". Джон Мильтон диктует "Потерянный рай" своим дочерям. Происходил из обуржуазившейся дворянской семьи. Получил блестящее образование в духе идей английского ренессанса первые произведения Мильтона - латинские элегии и итальянские сонеты. Окончив университет с двумя учеными степенями, Мильтон отказался от ненавистной ему карьеры схоласта-священника и поселился в поместье своего отца Гортоне.

Не следует себе представлять Мильтона этого периода его жизни суровым пуританином и ригористом. Английская буржуазия и джентри были еще тесно связаны с землевладельческой знатью. Правда, классовый конфликт между ними обоими неуклонно рос и развивался, но в борьбу было втянуто еще меньшинство буржуазии, и открытый разрыв выявился лишь позднее. На индивидуальном примере Мильтона можно хорошо наблюдать процесс разрыва между "средними классами" middle class и дворянством: подобно первым Мильтон был проникнут тогда лишь смутным недовольством, которое выражалось только спорадически. Мильтон в то время - либеральный англиканец, слабо заинтересованный в религиозных и политических спорах.

Реставрация Стюартов ознаменовалась бесшабашным разгулом реакции. Аристократия мстила теперь за долгие годы своего унижения. Она надругалась над останками Кромвеля, подвергла варварской казни видных революционеров-"цареубийц". Сам Мильтон скрывался, но был найден и брошен в тюрьму. Только ходатайство друзей-аристократов спасло его от казни, но зато его разорили непосильным штрафом.

Одинокий слепой старик отдался художественному творчеству. На склоне лет Мильтон мог использовать опыт своей жизни; как у Данте, его политическая деятельность послужила материалом для его поэзии, основная тема которой - пуританская революция, ее величие и доблесть; здесь Мильтон резюмирует идеи своих памфлетов. Но социальная обстановка была иная: побежденная буржуазия переживала период депрессии и разочарования, основные силы революции были разбиты, только немногие уцелевшие пытались бороться восстание милленариев, 1661 , но безуспешно и гибли в неравной борьбе. Мильтон видел крушение своих идеалов, и это невольно омрачало его взгляды. В этот-то период появилась его лучшая поэма "Потерянный рай", доставившая ему мировую славу.

Внешний сюжет поэмы несложен: он построен на библейских мифах и представляет рассказ о восстании сатаны против бога, жизни Адама и Евы в раю и их грехопадении. Но для Мильтона библейские сказания - только аллегория, в которую он вкладывал свое реальное содержание. Таким образом, он как бы маскировал революционный смысл своей поэмы и получал возможность внушить в эпоху реакции свои взгляды читателю, невольно воспринимавшему Библию по-новому. Мильтон обобщал внешнюю идеологическую форму английской революции, которая, по выражению Маркса, "только рядилась в библейские одежды". Будучи самым крупным феодалом, католическая церковь являлась объединяющим центром всей феодальной системы и освящала ее своим авторитетом.

А войско Разина, тем временем, осадило Симбирск. Утверждают, что численность разинцев под Симбирском возросла до двадцати тысяч человек, за счёт крестьян, сбегавших от своих помещиков. Всё может быть, но большими цифрами любят спекулировать, чтобы добиться больших наград.

Даже если крестьяне и собирались к Разину, это были люди, мало знакомые с военным делом, а их численность — их надо кормить, размещать, вооружать — только мешала ходу осады Симбирского кремля. Четырежды казаки ходили на штурм, но всякий раз были отбиваемы от деревянных стен. Осада Симбирска стала для Стеньки смертельной ловушкой.

Сила казаков — в стремительности и внезапности, многодневная осада не их стиль. Свои победы, над куда более важными городами и гарнизонами, разинцы обеспечивали неожиданным ударом или воинской хитростью, проникая в них, например, под видом купцов. Но для не ведавшего поражений атамана единственный срыв означал неминуемый подрыв авторитета в глазах тех, кто «вольно» вставал под его знамёна, рассчитывая не его «харизму».

Кровь из носу, надо было побеждать — но победить уже не получилось… Почти месяц ждали в Симбирске Барятинского с подкреплением. Путь от Казани к Симбирску занимал несколько дней, и на пути этом Барятинского поджидали отряды восставших, с которыми приходилось вступать в столкновения. Но Юрий Никитич не спешил ещё и по той банальной причине, что затея с подкреплением потерпела крах.

В Казани неуживчивый Барятинский перессорился со всеми военачальниками: никто не пожелал идти с ним к Симбирску. К имевшимся в его распоряжении силам удалось добавить всего несколько сотен солдат. Правда, опытные бойцы из того же выборного Московского полка.

Солдаты подпустили атакующих казаков на дистанцию около сорока метров и открыли убийственный огонь. Повстанцы побежали. Разин сумел остановить бегство и лично повёл бойцов в контратаку.

Но ярость повстанцев оказалась бессильной перед отлаженными маневрами регулярных войск. Степан Тимофеевич был дважды ранен и едва не попал в плен к Барятинскому. Его без сознания вынесли из боя.

Осторожный Барятинский, впрочем, поостерегся тотчас развивать достигнутый успех, сил тоже было в обрез. Первой заботой победителей стала казнь 120 военнопленных разинцев. Взаимная ненависть и неумеренная жестокость — вот самое страшное в любой гражданской войне.

Безуспешная атака вымотала их последние силы.

Из-за них крепостные крестьяне бежали на реки, где жили казаки, в первую очередь, Дон. Волгу, Терек, Яик. В итоге, крестьяне пополняли ряды казачества, а оно было вольным и беглых не выдавало. Последние скопились на Дону и были готовы кого-нибудь пограбить. С земледелием на юге в те годы было плохо из-за набегов крымских татар. В восстании приняли участие не только казаки и крестьяне. Но и представители финно-угорских и тюркских народов Поволжья — мордва, чуваши, марийцы, татары. Дата начала крестьянской войны спорная. Однако, основной первый этап восстания начался с весны 1670 года, когда повстанцы захватили Царицын и создали собственное правительство, которое возглавили донские казаки Федор Шелудяк и Василий Ус.

Четких целей повстанцы не имели.

В 1649 году Земский собор издал указ о крепостном праве, который привёл к тому, что крестьяне оказались под пожизненным гнетом дворян. В это же время царская Россия вела несколько войн за земли Украины и Карелии. Восстание Степана Разина: в каком году случилось? По поводу начала Крестьянской войны между войсками бунтовщиков, возглавляемых С. Разиным, и царской армией, историками ведутся споры. Одни считают, что своё начало восстание берёт аж в 1666 году, когда на Дону недовольные властями казаки, выдвинулись на Тулу, с требованием разрешить им возделывать плодородные донские земли.

Однако Земский собор, боясь, что вместе с хлебом казаки обретут независимость, просьбу бунтующих оставили без рассмотрения. Хотя в знак преданности царю, казаки намеревались вступить в ряды царской армии, но и это их желание было отвергнуто. В итоге против восставших были высланы государственные войска, и чтобы избежать кровопролития, бунтари повернули назад и сложили оружие. Примерно в это же время на Дону стал остро ощущаться недостаток хлеба и вновь вспыхнул бунт, который возглавил уже представитель казачества Степан Разин. Одни историки видят прямую связь между двумя бунтами, справедливо объединяя их в одну Крестьянскую войну, другие считают, что первый бунт был полностью подавлен, а истинное восстание Степана Разина год начала имеет 1667. Причины возникновения бунта Советские и российские историки выделяют несколько равно зависимых факторов, совокупность которых привела к возникновению бунта на Дону, который в итоге перерос в настоящую войну: Законотворческие акты Земского собора, максимально закрепощающие крестьян. Возложение больших налогов и повинностей на крестьян.

Введение бессрочного срока сыска сбежавших крепостных крестьян. Военные действия на Украинских землях. Усиление царской власти и ограничение свободы казачества. Географическое скопление беглых крестьян и казаков в районе Дона. Нехватка продовольствия, угроза голода. Учитывая, в какое время произошло восстание Степана Разина, можно с уверенностью сказать, что не быть этого восстания не могло. Стенька Разин — народный герой Предводитель восстания Степан Разин происходил из казачьего рода станицы Земовейская.

Территории охваченные восстанием степана разина

В условленный час разинцы подошли к городу. Стрельцов, дворян, воеводу казнили. Жителям велели собрать всё самое необходимое и уходить из города. Когда город опустел, разинцы разграбили его, а затем сожгли. Поход на Астрахань[ править править код ] В Царицыне состоялся военный совет. На нём решили идти на Астрахань. Оборонявшие Астрахань стрельцы были настроены позитивно по отношению к Разину, эти настроения подкармливались недовольством начальства, которое платило им жалование с опозданием.

Весть о том, что Разин идет на город, испугала власти. Против повстанцев был выслан Астраханский флот. Однако при встрече с повстанцами стрельцы повязали начальников флота и перешли на сторону Разина. Казаки решали судьбу начальства. Князь Семен Львович был помилован, а остальных утопили. Ночью разинцы напали на город.

Одновременно там вспыхнуло восстание стрельцов и бедноты. Город пал. Мятежники провели свои казни [8] , ввели в городе казачий режим и пошли на Среднее Поволжье с целью дойти до Москвы. В апреле 1671 года, на Страстной неделе , у митрополита Иосифа произошло столкновение с бунтовщиками на базаре. На увещевания Иосифа покориться приближающейся царской армии восставшие ответили матерной бранью. На следующий день, в Великую субботу , на двор к митрополиту несколько раз приезжали казацкие есаулы , требуя выдачи царских грамот; в ответ Иосиф хотел читать эти грамоты в соборной церкви, и «воры тех государевых грамот не слушали и пошли из церкви в свой круг».

Митрополит последовал за казаками в сопровождении духовенства и велел прочесть на кругу две царские грамоты, одну «к ворам», другую — «к нему, святителю». Собрание ответило криком и угрозами в адрес митрополита; в ответ он призвал горожан схватить казаков, хозяйничавших в городе под командованием Василия Уса , и посадить их в тюрьму. Казаки забрали у митрополита одну грамоту, но ту, которая была адресована лично ему, он отказался отдавать, вернулся в собор и спрятал грамоту там. Через неделю после Пасхи бунтовщики схватили и пытали митрополичьего ключаря и других приближённых, желая выведать, где спрятаны грамоты и их списки. В итоге ключарь был убит, но грамот не выдал. Вслед за тем от митрополита потребовали, чтобы он подписал бумагу о верности Разину, на что тот ответил отказом.

Митрополит надел полное облачение, взял крест и явился в круг. На вопрос мятежников, правда ли, что он в сношениях с воеводами, он отвечал упрёками, что они бунтуют против царя. Казаки хотели немедленно убить святителя; один из них, Мирон, стал удерживать своих товарищей от такого преступления, но был сам тут же убит. Затем казаки приказали сопровождавшим митрополита священникам разоблачить его; те повиновались; святитель сохранял полное спокойствие духа. Когда священные одежды с митрополита были сняты и он остался в одной простой «ряске», казаки подвергли его пытке, растянув над огнём. Спрашивали о сношениях с царскими воеводами; стремились также выпытать, где письма и сокровища.

Митрополит твёрдо перенёс мучения и ничего не сказал. После пытки мятежники сбросили митрополита «с раската», и он разбился насмерть. Сочувствующие очевидцы отмечают, что когда тело святителя упало, «в то время велик стук и страх был», и даже «воры в кругу вси устрашилися и замолчали, и с треть часа стояли, повеся головы». Поход на Москву[ править править код ] После взятия Астрахани на сторону Разина добровольно перешло население Среднего Поволжья Саратов , Самара , а также чуваши , марийцы , татары , мордва. Такому успеху способствовало то, что Разин объявлял каждого перешедшего на его сторону свободным человеком.

Это продолжалось в течение года. Весной 1668 флотилия Степана Разина направилась на Каспий в сторону Персии.

По ходу плавания были разграблены несколько прибрежных городов. В июне 1669 состоялся решающий бой между войском Разина и флотилией Мамед-хана. Превосходящие силы противника потерпели поражение, были разбиты и уничтожены. С богатой добычей казаки вернулись в Астрахань. В числе пленных была дочь Мамед-хана, знаменитая персидская княжна, которую Степан Разин бросил в волжские воды. Второй этап — поход на Волгу Весной 1670 года Разин со своими сподвижниками прибыл в Черкасск. Там должен был состояться большой казачий круг.

На это важное событие из Москвы приехал царский гонец. Но Разин сумел доказать, что его прислали бояре изменники и царский посланец был утоплен в реке. Начало было положено, с этого момента войско вступило в борьбу с властью. Разин принял решение идти на Волгу и захватывать волжские города. В то же время атаман рассылал по городам, со своими гонцами, грамоты, где призывал народ убивать всех, кто относится к привилегированным сословиям. Прежде всего Разин решил взять Астрахань, чтобы не оставлять противника у себя в тылу, но сначала был захвачен Царицын. Оставив в городе небольшую дружину, Разин повёл войско на Астрахань.

Местный воевода отправил навстречу казачьему войску отряд стрельцов, но они перешли к Разину и город был взят.

Этих людей нужно было кормить, снабжать — «радетели за униженных и оскорблённых» не могли же просто так грабить простых людей, лишая себя базовой социальной поддержки, они худо-бедно платили им за провизию и фураж, за лошадей. То есть закапывать деньги и ценности «просто так», в надежде вернуться за ними «завтра» или «после победы», было абсолютно нерационально и просто глупо.

Проклинали клады Но испокон веков сокровища, особенно награбленные, прятались вовсе не за тем, чтобы за ними вернуться. Деньги, вещи, драгоценные камни скрывались в земле «на удачу», как некая жертва духам или даже самому дьяволу. Соответственно, скрывавший подобный клад был заинтересован, чтобы сокровища не нашли и они не попали в чужие руки: накладывал заклятия и проклятия, приносил фактически человеческие жертвы.

Например, после зарытия клада инициатор убивал всех, кто непосредственно в этом участвовал, приговаривая: «Чьи руки зарыли, те руки пускай и отроют». И Разин, и Пугачёв были отлучены от церкви. Разин ещё при жизни успел прослыть за колдуна и чернокнижника.

Ведь император, царь — есть помазанник Божий, а лжецарь, обманом претендующий на благодать, — сам Антихрист. Это, кстати, определило и «исторический» подход кладоискателей к разинским и пугачёвским кладам — если «простого» колдуна Разина можно пытаться переиграть, тягаться с самим Антихристом желающих нашлось куда как меньше. Потому, видимо, и историй про разинские клады сохранилось намного больше, хотя пугачёвские события более чем на сто лет к нам ближе.

Предания Один из разинских кладов указывали близ села Труслейка бывшего Карсунского уезда, ныне Инзенского района — это село считалось «богатым» на клады. В некоей записке, хранившейся у грамотеев, было прописано, что невдалеке от родника Разин скрыл мраморный сундук, набитый золотом. Чтобы «выкупить» клад и иметь возможность воспользоваться добытым золотом, на его место в сундук надо положить две отрезанных мужских головы и обязательно блондинов!..

А напротив Жигулёвских гор, некогда располагавшихся в Сызранском уезде Симбирской губернии, Разин будто бы затопил целую ладью, гружёную золотом и прочими драгоценностями, наложив зарок на триста лет — то есть теоретически клад можно добывать уже с 1970 года: знаком для добытчиков должен служить громадный изумруд, положенный на самом верху сокровища. Но зарок был закреплён целой сотней человеческих голов; в общем, клад мог даться только какому-то великому злодею.

Однако царицынский воевода Тимофей Тургенев не собирался сдавать город повстанцам, надеясь на городские стены и тысячу стрельцов во главе с Иваном Лопатиным, которые шли на помощь осажденным. Зная об этом, лидеры мятежников послали своих людей к стенам и сказали стрельцам, что они перехватили гонца, который вез письмо от Ивана Лопатина к царицынскому воеводе, в котором якобы говорится, что лопатинцы идут к Царицыну, чтобы перебить горожан и царицынских стрельцов, а после уйти с воеводой царицынским Тимофеем Тургеневым под Саратов.

Стрельцы поверили и разнесли эту весть по городу в тайне от воеводы. Вскоре воевода Тимофей Тургенев послал несколько горожан на переговоры с разинцами. Он надеялся, что повстанцы разрешат ходить к Волге и брать оттуда воду, но пришедшие на переговоры сообщили разинским атаманам, что они подготовили бунт и договорились с ними о времени его начала. Рисунок Бориса Пашкова к диафильму «Крестьянская война под предводительством Степана Разина» В условленный час в городе вспыхнул бунт.

Бунтующие кинулись к воротам и сбили замки. Стрельцы стреляли в них со стен, но, когда бунтующие открыли ворота и в город ворвались разинцы, сдались. Город был захвачен. Тимофей Тургенев с племянником и преданными стрельцами заперся в башне.

Затем со скотом вернулся Разин. Под его руководством башня была взята. Воевода грубо повел себя с Разиным, за это был утоплен в Волге вместе с племянником, верными стрельцами и дворянами. Его последним привалом стал Денежный остров, который находился на Волге, севернее Царицына.

Лопатин был уверен, что Разин не знает его местоположения, а потому не ставил часовых. В самом разгаре привала на него напали разинцы. Они подошли с обоих берегов реки и стали стрелять по лопатинцам. Те в беспорядке сели на лодки и стали грести к Царицыну.

На протяжении всего пути их обстреливали засадные отряды Разина. Понеся большие потери, они приплыли к стенам города, с которых стреляли по ним опять-таки разинцы. Стрельцы сдались. Большую часть командиров Разин утопил, а пощаженных и рядовых стрельцов сделал гребцами-пленниками.

Бой за Камышин Казацкий круг Разина Несколько десятков разинских казаков переоделось в купцов и вошло в Камышин. В условленный час разинцы подошли к городу. Стрельцов, дворян, воеводу казнили. Жителям велели собрать все самое необходимое и уходить из города.

Когда город опустел, разинцы разграбили его, а затем сожгли.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий