В нынешнем году Аркадию Северному исполнилось бы 82 года, а умер он очень рано, не дожив и до 42-х. Аркадий Северный слушать лучшее онлайн бесплатно в хорошем качестве на Яндекс Музыке. Окончив школу в 1957 году, Аркадий уехал в Ленинград и поступил в Лесотехническую академию имени С.М. Кирова на планово-экономический факультет. друга и коллеги Сергея Маклакова.
Аркадий Северный – биография, фото, личная жизнь, песни, смерть
Аркашей Северным. Созданный им Аркадий Северный, биография которого протекала в русле советской жизни, заканчивал учебу, в 1965 году он был приговорен к тюремному заключению за фальсификацию документов. Биография Аркадия Северного Аркадий Дмитриевич Звездин(Северный) родился на свет 12 марта 1939 года в городе Иваново.
Тридцать килограммов с ботинками
Биография и жизнь Аркадия Северного — это история о человеке, который смог преодолеть любые трудности, чтобы осуществить свою мечту. Аркадий Северный был сложный человек. В апреле 1975 года запись Аркадия Северного с ансамблем организовал и Сергей Маклаков.
12 марта – 80 лет великому русскому певцу Аркадию Северному
Через год с небольшим после Высоцкого. Значит, ровесники. В смерти они тоже ровесники, умерли в один год, правда, Аркадий немного раньше. А мог бы в Москву. Мог бы учиться вместе с Венедиктом Ерофеевым. Бухали бы. Оба ведь скитальцы. С Высоцким — как с конкурентом — дружбы не вышло бы, конечно, а с Ерофеевым отчего ж? Ерофеев снобом не был. Да и Аркадий Звездин, как сказали бы тогда, был типичным скромным интеллигентным молодым человеком.
И книжки читал. И в блатную песню он угодил, по одной из версий, из-за книжек. Правда, в Ленинграде, конечно же, а не в Москве. В 1957 году Звездин поступил в Лесотехническую академию им. В начале 60-х зашел к другому студенту — Рудольфу Фуксу. Может, за книжками, может, еще за чем. Взял гитару, запел. Фукс был в другой комнате, решил, что кто-то включил магнитофон. Оказалось, что не магнитофон.
Включили Аркадия Северного. Тут он высокий. Таким и должен быть памятник. Фото автора Первый, но далеко не последний, как оказалось, раз. Через десять лет фраза «Включили Аркадия Северного» будет звучать в каждом почти доме, будет касаться всей страны. Но тогда, в 1963 году, Фукс просто услышал его пение. Решили сделать запись, сделали. Считается, что как раз тогда и был придуман псевдоним «Северный». Но в тот раз как-то «не пошло».
В те годы в Москве уже вовсю набирал популярность Высоцкий. А Северный учился и играл в студенческой команде в хоккей, потом работал экономистом в ленинградской конторе объединения «Экспортлес». Потом его забрали в Советскую Армию, служил лейтенантом в вертолетном полку. Вернулся, женился, родилась дочь… Так все могло и закончиться. Жизнь, работа, пение на домашних вечеринках. Но Северный опять встретил Фукса.
Видимо, и в больнице не спешили приступить к операции, глядя на затрапезный вид поступившего пациента - очередного бомжа и пьяницу.
В ночь с 11 на 12 апреля 1980 года от кровоизлияния в мозг умер Аркадий Дмитриевич Звездин - король блатной песни. Диагноз: гипертоническая болезнь с атеросклерозом и тяжелая форма дистрофии. Источник: Шелег Михаил ,,Аркадий Северный.
В пользу второй версии свидетельствует тот факт, что в семье было четверо детей: дочь Людмила, сыновья Валентин, Лев и Аркадий. После войны родился младший брат Михаил. Отец с первых дней войны ушёл на фронт и вернулся лишь в 1946 году. К тому моменту Аркадий уже учился в 1-м классе.
Рос мальчишка тихим и спокойным, ничем не приметным среди сверстников. Всё изменилось, когда в руки Аркадия попала гитара, он будто перевоплотился. Парень освоил инструмент, стал сочинять песни и сам же их исполнял. Вернувшаяся из тюрьмы, старшая сестра Людмила, отсидевшая срок по бытовой статье, подарила брату тетрадь с набором лагерных произведений. Городской романс и блатная песня стали основой репертуара молодого автора-исполнителя. В 1956 году Аркадий окончил школу, а в следующем году уехал в Ленинград, где стал студентом Лесотехнической академии и поселился в студенческом общежитии. Жизнь была полна развлечений и знакомств с любителями неформальной музыки, одним из которых оказался Рудольф Фукс.
Рудольф Фукс и Аркадий Северный. Летом 1963 года Фукс организовал домашнюю запись Аркадия под ансамбль, в репертуар которой вошли, в том числе, и блатные песни. В то же время и родился псевдоним "Северный". В 1965 году Аркадий окончил академию. Аркадий Северный в армии. Источник изображения: udivim.
Одним словом, Фукс погрузился в творческий процесс с головой, а для достижения поставленной цели он пробудил в себе литературные способности. Готовый сценарий исполнителю понравился. Аркадий Северный, биография которого никогда не была связана с Черным морем, обладал врожденным артистизмом. Он быстро смог представить себя в предложенном одесском колорите. Даже сложно охарактеризовать, в каком сценарном ключе был реализован этот музыкальный проект. Небольшие зарисовки из еврейско-одесской жизни вперемежку с песнями или, наоборот — песни, между которыми звучали небольшие стилизованные миниатюры. Успех был поистине ошеломляющим. За короткое время альбом разошелся по Советскому Союзу. Не останавливаясь на достигнутом, предприимчивый Рудольф быстро готовит вторую программу. На этот раз шквал одесского юмора облечен в форму концерта по заявкам. Вторая запись закрепила успех. Доподлинно не известно, сколько копий этих двух альбомов было сделано, но с этого времени Аркадий Северный стал настоящей звездой подпольной музыкальной индустрии. Но голос Северного знали от Сахалина до Бреста. Предприимчивые теневые дельцы, которых по иронии советской действительность называли коллекционерами, продолжали зарабатывать на популярном исполнителе. Набирался музыкального опыта и Аркадий Северный. Биография героев его песен перерастала в нечто личное и родное. Период с 1973 по 1978 год был наполнен записями в каких-то наспех организованных студиях и нелегальными концертами. К 1975 году были записаны «Лука Мудищев», «Первый одесский концерт», «Ой, мамочка! Запрещенная музыкальная индустрия уже переросла уровень исполнения одесских песен под гитару. Для записи стали привлекать профессиональных музыкантов. Чаще всего такие коллективы находили в ресторанах. Под незамысловатыми названиями они участвовали в записи песен. Артист выступал под аккомпанемент «Братьев Жемчужных» и «Черноморской чайки». Аркадий Дмитриевич к известности привык быстро. Заключительный аккорд Нет ничего удивительного в том, что веселая артистическая жизнь сломала простую человеческую судьбу Аркадия. В 1975 году он бросил жену и дочку. С этого времени певец Аркадий Северный практически стал бомжом. Жизнь у друзей и случайных знакомых, записи, переезды — вся эта беспокойная и напряженная жизнь наложила тяжелый отпечаток на привычки Аркадия. Он начал пить. Несколько попыток избавиться от пагубной привычки не дали стойкого положительного результата. Хотя после лечения в 1977 году трезвая жизнь продолжалась целый год. С 1977 по 1979 год Аркадий Северный много ездит. Он записывается в Киеве и Одессе. Можно только удивляться тому, как передвигался по стране человек, который к тому времени уже утерял все документы. Фактически любой милицейский наряд мог прервать карьеру Аркадия при первой же проверке. Но судьба хранила талантливого музыканта. В начале апреля 1980 года певец приезжает в Ленинград — здесь собирались все братья Звездины для того, что почтить дату гибели своего отца. Аркадий Северный смерть отца переживал всю свою жизнь и не приехать просто не мог. Остановился, как всегда, у друзей. Здесь и произошло несчастье — тяжелый инсульт. Прибывшая на вызов бригада скорой помощи оказалась бессильна. Мечникова умер действительно народный артист — Аркадий Северный. Причина смерти — инсульт с обширным кровоизлиянием в мозг. Ровно за месяц до этого дня ему исполнился 41 год. Невозможно с точностью сказать, какое творческое наследие осталось после этого яркого исполнителя. Известно о более чем 100 магнитофонных альбомах. К сожалению, нынешнее поколение навряд ли помнит, кто такой Аркадий Северный. Биография, фото, воспоминания друзей и очевидцев — вот все, что осталось от этого талантливого человека. Кажется, все уже известно и найдено. Но новые коллекционеры не прекращают поиски. Время от времени находятся утерянные записи, и голос Аркадия уже с электронных носителей снова произносит ставшие легендарными слова: «Вы хочете песен? Их есть у меня!
Аркадий Северный. Родоначальник русского шансона.
Звездин) родился 12 марта 1939 года в городе Иванове. Человек без имени, профессии, определенного места жительства, Аркадий Северный стал одним из самых легендарных и романтических артистов 60-70-х годов прошлого века. Сегодня вспомним про легендарного советского музыканта и певца, исполнителя песен в жанре современный городской фольклор, авторских песен, а также исполнител. Вернувшись в Москву, где Аркадий останавливался у друзей, Северный вновь уходит в сильный запой. И учитывая то, что сам Аркадий Северный большую часть своей жизни дарил свои песни людям не требуя ничего взамен. Аркадий Северный (12 марта 1939, Иваново – 12 апреля 1980, Ленинград) – советский музыкант и певец, исполнитель песен современного городского фольклора, авторских неподцензурных песен, романсов и стилизаций.
Две жизни Аркадия Северного
А ведь они не только ровесники Высоцкий и Ерофеев - 1938 года рождения, Северный — 1939-го , Веничка Ерофеев персонаж и Аркашка Северный псевдоним возникли, в сущности, одновременно: в 1970 году Ерофеев написал "Москву-Петушки", в самом конце 60-х появились первые магнитофонные записи Аркадия Северного. Северному меньше всего повезло и с прижизненной известностью, и с посмертной славой: при жизни он был знаменит всего последние пять лет, а после его постарались забыть — уж слишком непривлекателен жанр. Потому 60-летие Высоцкого в 1998 году шумно праздновала вся страна, 60-летие Ерофеева отмечали и возведением памятника как оказалось, на один день , и телемарафоном. И памятника ему никто, нигде и никогда не поставит. Так что это именно про него пел Высоцкий: "Не поставят мне памятник в сквере...
Шаляпин блатной музыки. Семья В конце 1969 года Аркадий женился на Валентине Бойцовой. Смерть Теперь о самом тяжелом, о смерти. И Ерофеев, и Высоцкий, и Северный знали, что делают, пили потому, что хотели пить и не могли не пить.
Это их выбор, сознательный и губительный. Каждый живет по-своему. Кто-то пьет залпом и не закусывая, не чувствуя даже вкуса, но сразу ощущая эффект. Это его право, его путь, не надо обвинять друзей, жену и правительство.
Аркадию Северному совсем "не повезло" в смерти. Писать об этом тяжело, это та правда, говорить которую совсем нелегко и очень неприятно. Приведу поэтому фрагмент упомянутой уже книги Михаила Шелега, где автор говорит как раз о последних часах и минутах певца: "Кинулись звонить в "Скорую помощь". Пока она приехала, пока врачи брезгливо осматривали пьяное бесчувственное тело, пока довезли до больницы, время уже было потеряно.
Видимо, и в больнице не спешили приступить к операции, глядя на затрапезный вид поступившего пациента — очередного бомжа и пьяницу. В ночь с 11 на 12 апреля 1980 года от кровоизлияния в мозг умер Аркадий Дмитриевич Звездин — король блатной песни. Диагноз: гипертоническая болезнь с атеросклерозом и тяжелая форма дистрофии". Редакция Mega-Stars.
Она подарила ему тетрадь с рифмованными произведениями после того, как вернулась из тюрьмы. Музыка В 1957 году юноша переезжает в Ленинград, чтобы получить диплом Лесотехнической академии имени С. Вместе со студенческими развлечениями Аркадий знакомится с фарцовщиками и любителями неформальной музыки. Один из таких любителей - Рудольф Фурс, случайно услышал, как Аркадий исполняет простые романсы на гитаре.
Аркадий Северный с гитарой Фурс, вдохновленный талантом Аркадия, предлагает молодому человеку записать кассету. Летом 1963 года запись первого домашнего концерта Аркадия Северного расходится по фарцовщикам - так называл себя студент и новый исполнитель песен в стиле шансон. В 1968 году Северный был вынужден прервать свою творческую деятельность, так как его призвали в армию. Он был отправлен в вертолетный полк Ленинградского военного округа.
В будущем, когда его будут спрашивать о военной службе, Аркадий будет шутить, что он сражался во Вьетнаме. Песня Аркадия Северного «Голуби целуются на крыше» В 1972 году Аркадий вернулся к музыке, так как понял, что его зарплата экономиста в компании "Экспортлес" недостаточна. Он записал альбом "Программа для Госконцерта" вместе с Фурсом Северным. Мужчина был отправлен в эту компанию после окончания института по распределению.
Запись была чрезвычайно успешной. После увольнения с официальной работы артист провел следующие 2 года, путешествуя по городам СССР и работая над новыми песнями. Музыканты, известные как "Братья Жемчужные", записывают еще один домашний концерт с молодой звездой. Аркадия пострадала от богемной жизни, и в 1976 году друзья артиста поняли, что Северный страдает от алкоголизма и нуждается в лечении.
В 1957 году уехал в Ленинград и поступил на лесоинженерный факультет Лесотехнической академии имени С. Кирова ЛТА. Жил в студенческом общежитии на ул.
В соответствии с модой тех лет, в репертуаре были в том числе и блатные песни. На этой записи и родился сценический псевдоним — «Северный». Фукс решил возобновить записи песен в его исполнении. Фукс сочинил сценарий «литературно-музыкальной композиции» из одесских песен, миниатюр и анекдотов и в конце 1972 года произвёл её запись в исполнении Аркадия Северного. Запись получила название «Программа для Госконцерта» и очень быстро завоевала популярность практически на всей территории СССР. Вдохновлённый успехом, Фукс осуществил запись ещё одной «одесской программы», написанной по его же сценарию, а затем ещё целый ряд сценарных концертов, открывая, по существу, новый жанр в магнитиздате, своего рода «театр у микрофона». Кроме того, в этот же период, в 1972-74 годах, Северный записал под гитару немало других домашних концертов, состоявших не только из блатных песен, но и из уличной лирики, романсов, студенческих и прочих «неподцензурных» песен.
Особо следует выделить запись известной скабрёзной поэмы XIX века «Лука Мудищев», которую сделал знакомый Фукса, известный ленинградский коллекционер Сергей Иванович Маклаков. В 1974 году Фукс снова организовал запись Аркадия Северного под небольшой ансамбль, а вскоре начал подготовку к новому проекту — концертам Аркадия Северного с «одесским джазом». Первая пробная запись состоялась в январе 1975 года на квартире басиста ВИА «Поющие гитары» Владимира Васильева, а в феврале была произведена запись концерта Аркадия Северного с ансамблем в актовом зале института «Ленпроект», по месту работы Рудольфа Фукса. Запись получила название «Первый одесский концерт», быстро разошлась по всей стране и имела большой успех. В апреле 1975 года запись Аркадия Северного с ансамблем организовал и Сергей Маклаков. Ансамбль состоял из музыкантов ресторана «Парус», которые под именем «Братья Жемчужные» уже записывались у Маклакова в конце 1974 года. Запись Жемчужных с Северным, получившая впоследствии название «Ой, мамочка! У Аркадия с Калятиным завязалась дружба, а с осени того же 1975 года Аркадий поселился у него на квартире. Дело в том, что к этому времени Аркадию было негде жить, он ушёл из семьи и из дома, лишился работы в «Экспортлесе». У Калятиных Северный прожил около полутора лет.
За это время Дмитрием Калятиным было произведено много записей Аркадия под гитару, на которых исполнялись как уличные и блатные, так и лирические песни и романсы. В 1976 году произведены записи с ансамблями «Братья Жемчужные», «Четыре брата и лопата», «Альбиносы», «Светофор», «Крёстные отцы». Концептуально выдержанными можно назвать, пожалуй, лишь несколько записей, организованных Фуксом — например, «Памяти Вертинского». В 1976 году Северный предпринял несколько попыток избавиться от своего уже развившегося недуга — алкогольной зависимости. Лечение и в ленинградском Институте имени Бехтерева, и в московской клинике на Каширском шоссе привели лишь к кратковременной ремиссии. Примерно с середины 1976 года он уже нигде не работал, и полностью перешёл на богемный образ жизни подпольного артиста. Его личные отношения с семьёй Калятиных всё более и более осложнялись. В начале 1977 года произошла история с ленинградским коллекционером Виктором Набокой. В январе он записал два концерта Аркадия Северного с ансамблем «Обертон», один из которых был сделан в оригинальном рок-н-ролльном стиле. Но вскоре вдруг в адрес Аркадия прозвучали обвинения, что он украл у Набоки оригиналы записей.
Что на самом деле лежало в основе этой истории — до сих пор остаётся неизвестным. Вскоре после этого Аркадий уехал из Ленинграда, но есть ли связь между его отъездом и этой историей — тоже неизвестно.
Аркадий Северный...вспомним.
В 1975 году, его творческий путь перешел на совершенно новый уровень. Аркадий Северный выпустил свой первый альбом, который стал настоящим прорывом в музыкальной индустрии. Его уникальный голос и глубокие тексты песен покорили сердца многих слушателей. За короткое время, Северный смог завоевать популярность не только в России, но и за ее пределами.
В 1976 году он был удостоен престижной музыкальной премии «Золотой Голос», которая подтверждала его чрезвычайный талант и творческий вклад. Северный стал любимцем публики и неотъемлемой частью музыкальной индустрии того времени. Он выпустил ряд чартовых хитов, которые до сих пор остаются знаковыми и неповторимыми.
Его музыка стала символом эпохи и воплощением настоящей свободы и духа времени. В 1978 году, Северный продолжал радовать поклонников новыми релизами и концертами. Его шоу стали настоящими событиями, привлекающими огромное количество зрителей.
Аркадий Северный показал всему миру, что он не только талантливый певец, но и настоящая звезда, способная вдохновить и преобразить окружающую реальность. В течение этих трех лет, Аркадий Северный покорил сердца многочисленной публики и стал одной из ярких фигур на музыкальной сцене. Его творчество оставило незабываемый след, а его голос стал легендарным.
Такие альбомы, как «Засну я, засну», «На чердаке» и «Скажи мне, скажи», до сих пор востребованы и пользуются популярностью. Аркадий Северный оставил неизгладимый след в истории отечественной музыки. Его карьера продолжалась и дальше, но именно эти годы с 1975 по 1978 стали особенно значимыми и яркими.
Северный стал легендой, которую нельзя забыть. До сих пор его музыка продолжает вдохновлять и трогать сердца слушателей по всему миру. Каждый его концерт и выступление были событием, которым зрители ждали с нетерпением.
За эти годы он выпустил несколько альбомов, которые получили высокие оценки как от критиков, так и от слушателей. Каждая песня, исполненная Аркадием, проникала в самые глубины души, вызывая смех, радость или грусть. Кроме музыкальной деятельности, Северный активно участвовал в различных благотворительных проектах.
Он поддерживал детские дома, больницы и дома престарелых, делая все возможное, чтобы помочь нуждающимся. Последние годы жизни Аркадия Северного были полны ярких событий и творческого подъема. Он продолжал покорять сердца публики, каждый его концерт превращался в настоящий праздник музыки и эмоций.
Северный неустанно работал над новыми песнями и идеями, не позволяя возрасту или здоровью становиться преградой на его пути к искусству. Его талант и страсть к творчеству вдохновляли людей каждый день. Песни, которые он оставил после себя, продолжают звучать и перекликаться в сердцах многочисленных поклонников.
После его смерти на концертах и мероприятиях почти всегда звучат его лучшие хиты, чтобы сохранить его наследие и память о великом артисте. Аркадий Дмитриевич Северный будет жить в сердцах своих поклонников навсегда. Он был женат дважды.
Первая его жена, Ирина, была его соавтором и партнером на сцене. Их дуэт был очень популярен в 1970-х годах и считался одним из лучших в стране. Они вместе выпустили несколько успешных альбомов и часто выступали на больших концертах.
Однако, спустя несколько лет, их брак начал трещать по швам из-за разногласий в творчестве и проблем в отношениях. В конце 1970-х они официально развелись и прекратили сотрудничество в музыкальной сфере. После развода с Ириной, Аркадий встретил свою вторую жену, Ольгу.
Ольга была фанаткой его творчества и всегда поддерживала его во всем. Вместе они решили создать новый дуэт и вместе писать песни. Их совместная работа была успешной, и они выпустили несколько хитовых альбомов.
Семья Аркадия Северного была для него всегда важным поддерживающим фактором. Он всегда старался уделять время и внимание своим близким, несмотря на график исполнителя, который не оставлял много свободного времени. Сам он всегда отличался вниманием и заботой о своих близких.
А музыка была для меня как бы хобби. Вот Аркадий с какого-то момента нигде не работал. Когда после рождения дочери его выгнали из семьи, он некоторое время ночевал по парадным, как самый настоящий бомж. Я его познакомил со всеми коллекционерами. И он поочередно жил то у одного, то у другого.
У Дмитрия Колятина он прожил два года. У Коли Рыжкова жил. Ему везде была открыта «зеленая улица». Бывало, придет ко мне и говорит: «Сергей, дай мне 15 рублей». Конечно, я знал, что он не отдаст.
Но как я мог ему отказать?! Я пытался устроить Аркадия к себе в конструкторское бюро инженером. Но он 20 дней походил на работу и плюнул на нее. Автор «Последнего рассвета» захлебнулся блевотиной. Даже на многих записях заметно, что он находится в изрядном подпитии… — Это была его беда.
Аркашу знали в определенных кругах. И все, кто его встречал, предлагали ему выпить. Потом все шли по домам, а ему-то некуда было пойти. И он продолжал пить. Помню, когда мы делали концерт с «Крестными отцами», я должен был привезти Аркашу.
Звоню ему, а его нет. Он просто забыл, где должен быть. Я начинаю искать его по всем телефонам. Выясняется, что он сидит у Коли Рыжкова, пьет. Мы на машину — и в Купчино.
На первую половину опоздали. Он даже на записи об этом говорит. Бывали, и более неприятные последствия. Например, когда Аркадий ехал из Тихорецка, попутчики напоили его и вытащили все деньги, которые ему там заплатили за концерт. По моей просьбе, Георгий Сергеевич из Москвы, тот, что помог мне достать магнитофон, по блату положил Аркадия в какую-то хорошую больницу.
После этого Аркадий год не пил. Потом встретил какую-то бабу и опять загулял. Остановить его могла только моя супруга Валентина Павловна. Она не одобряла наши выпивки и не давала нам разгуляться. Аркадий не то, чтобы ее боялся, но уважал ее мнение.
Бывало, она строго на него посмотрит, так он поднимает руки вверх и говорит: «Все, Валюня, все! По одной, он умер в ванне, окруженный заботливыми друзьями. По другой, смерть настигла его на грязном матрасе в притоне, где он пил с какими-то шабашниками. Причем, врачи установили у него помимо всего прочего тяжелую форму дистрофии… — Про ванну — это моя выдумка. Я тогда первый раз рассказывал об Аркадии по телевизору и решил немножко приукрасить обстоятельства его смерти.
На самом деле Аркадий действительно умер в притоне у шабашников. Его привел туда Роменский, который вместе с этими ребятами занимался обивкой дверей дерматином. Они беспрерывно пили и не сразу заметили, что Аркадию плохо. Когда спохватились и вызвали «скорую», было уже поздно. Дочь Наташа недавно рассказывала в интервью, будто родные скидывались на похороны.
На самом деле они ни копейки не дали. Хоронили его мы, друзья. Жену Аркадия я вообще никогда не видел. Во всяком случае, ни ее, ни Наташи, которой тогда было 9 лет, на похоронах не было. Из родных приехали только братья, один из которых, Михаил, потом умер в тюрьме, да теща.
Помню, теща очень сильно плакала. Она вообще очень любила зятя. Аркадия сожгли и захоронили его прах на кладбище при крематории. Потом мы с Роменским установили ему плиту со стихами. Сначала нам сказали, что для Аркадия все сделают бесплатно.
А когда я поехал принимать работу, мне сказали: «Плати 440 рублей». Собирать деньги уже было не с кого. Пришлось нам вдвоем скинуться.
Эти записи были организованы Владиславом Петровичем Коцишевским. В том же году киевлянин Алексей Ильинский записал Северного с коллективом Григория Бальбера, в результате вышел магнитофонный альбом, известный как "Привет Киеву! После этого Северный снова в Одессе - записывает совместный альбом с Владимиром Шандриковым - автором и исполнителем своих песен. В 1979 году были записаны знаменитые тихорецкие концерты - с ансамблем Анатолия Мезенцева руководителя знаменитых тогда "Магаданцев" "Встреча" и "Казачок". В репертуаре Северного было около тысячи песен, большую часть он знал наизусть, имея с детства прекрасную память.
Лещенко, Козина. Пел и произведения, авторы которых остаются неизвсетными,- песни, ставшие по-сути народными. В песнях Северного нельзя найти открытый политический протест: Аркадий избегал политики и не хотел иметь никаких дел в этой злобной дамой. Его не прельщала роль бунтаря. Но, хоть песен в репертуаре было много, и они рано или поздно исчерпались. Начались повторы, что никак не радовало Маклакова, который продолжал "курировать" Северного. Среди знакомых Маклакова поэтическим даром обладал один человек - Владимир Роменский. Он и пришел на выручку.
Владимир Роменский родился 20 мая 1935 года в Ленинграде. Его отец и мать были врачами. В блокаду Владимир с матерью остались в Ленинграде. После войны пошел в школу, окончил десять классов. Служил в армии рядовым с 1955 до 1958 года. После армии работал на заводе электриком. С Маклаковым Роменского познакомили в 1971 их общие друзья, да и жили они не далеко друг от друга. Иногда Роменский присутствовал при записях, которые организовывал Маклаков,- там Владимир и познакомился с Северным.
В стихах Роменского не было откровенной блатной тематики. Но эти стихи были очень искренни, они были достаточно ритмичны и прекрасно ложились на музыку. В записях Северного 78-80 годов как раз и преобладают песни на стихи Владимира Роменского. Это и "Осень Петербурга", и "Облака", и "Друг Серёга" - песня, посвященная Сергею Маклакову, и "Поручик Голицын" - именно Роменский привел разрозненные обрывки и рефрен в тот вид, который мы знаем теперь, хотя авторство этой песни приписывают себе многие, и продолжение "Поручика" - песня "Не надо грустить, господа офицеры... Многие стихи В. Роменского не потеряли свою актуальность и ныне. Прочтите стихотворения "Достойно" кстати, не забудем, что написано оно было не позднее 1980го, и там встречается определение эпохи "застойка", по крайней мере за 5 лет до Горбачева , "Равенство"... Високосный восьмидесятый год...
Год, который советологи называют самым апогеем застоя. Год проведения Московской олимпиады. Этот год стал роковым для трех талантливых музыкантов и певцов: Владимира Высоцкого, Джона Леннона и Аркадия Северного. Сколько творческих личностей в России умерло от водки!.. Высоцкий, Даль, Агафонов, Ерофеев, Довлатов... Почему же не выдержали их сердца, остановились, не сумев совладать с горечью и несправедливостью, заглушаемыми водкой?.. В начале 80 года Северный выступал в Москве, где заработал небольшую сумму за свои концерты.
Мечникова в Ленинграде. Творчество Поскольку Аркадий Звездин не особо лояльно относился к советской системе, то за время учёбы он близко сошёлся с различными представителями «несоветской» молодёжи — со стилягами, фарцовщиками, диссидентами, и музыкальными коллекционерами. Среди последних был студент кораблестроительного института Рудольф Фукс.
Однажды Фукс случайно услышал пение Аркадия и сразу загорелся идеей записать его на ленту. После нескольких пробных записей летом 1963 года Фукс вместе с компанией других коллекционеров-подпольщиков организовал домашнюю запись Северного под ансамбль. В соответствии с модой тех лет, в репертуаре были в том числе и блатные песни. На этой записи и родился сценический псевдоним — «Северный». Фукс решил возобновить записи песен в его исполнении. Фукс сочинил сценарий «литературно-музыкальной композиции» из одесских песен, миниатюр и анекдотов и в конце 1972 года произвёл её запись в исполнении Аркадия Северного.
«Аркадий Северный - король советского шансона». Сценарий полнометражного художественного кинофильма
До войны семья Бальберов проживала на Константиновской. Интересно, что в этой семье классических евреев, все разговаривали исключительно на идиш. Не отсюда ли в первый вариант песни про Подол был про Константиновскую:.
У него была просто феноменальная память, и он знал и исполнял под аккомпанемент гитары огромное количество самых разных песен: песни советских композиторов, популярные в то время зарубежные шлягеры и конечно же "городские романсы" - песни, которые были популярны в среде подростков того времени. Как-то сестра подарила Аркадию рукописный песенник, в котором были стихи Есенина и Рубцова и много блатных песен.
Аркадий их выучил, а сестра показала, как такие песни надо исполнять, в какой манере и с какой интонацией. Часто бывая в молодежных компаниях, Аркадий никогда не отказывал просьбам друзей спеть и пел с большим удовольствием. В 1957 году Аркадий окончил школу и поступил в Ленинградскую лесотехническую академию на планово-экономический факультет. Ни одно творческое мероприятие - КВН, концерт студенческой самодеятельности - не обходилось без участия Аркадия. Он везде появлялся с гитарой, пел песни, увлекся джазом - пел в вузовском оркестре по-английски, подражая Армстронгу.
Конечно, такая богемная жизнь была куда как интереснее скучных лекций по политэкономии или философии. Появились "хвосты", "двойки"... Преподаватели говорили Аркадию: "Коль уж вы, Звездин, так любите петь, то идите в эстрадное училище и не занимайте чужое место! Ещё во время учебы, в 1963 году, состоялась первая магнитофонная запись Аркадия Северного. В какой-то компании он напел под гитару несколько песен.
И записывал Аркадия Рудольф Фукс, впоследствии сыгравший в судьбе певца решающую роль. Фукс был советским бизнесменом - подпольным, естественно. Он был связан с теми, кто в домашних условиях изготавливал пластинки "на костях" и даже виниловые диски... Кроме этого, Фукс записывал у себя дома самодеятельных певцов. После той первой случайной записи несколько лет Северный и Фукс не встречались.
В конце 60х-начале 70х у Шелега это 1967г. Аркадий пришел к Фуксу домой, чтобы купить то ли пластинку, то ли еще что-то. И Фукс предложил Севрному исполнить несколько песен. Оказалось, что репертуар певца невелик - около 30 песен. Но наметанный глаз Фукса разглядел талант Аркадия.
В то время по стране уже ходило много пленок с песнями бардов, и появление еще одной вряд ли было так уж заметно. И тогда Фукс определяет неповторимый и запоминающийся образ: "Никакой советской эстрады, никакого джаза, никаких палаток-костров! Твой козырь - блатняк! Фукс активно записывал Северного с 1972г. Из ранних записей можно упомняуть т.
Последняя запись у Фкуса датируется ноябрем 1975 года: "На дне рождения дочки Фукса". Ранние записи Северного охотно покупались, но большую конкуренцию таким исполнителям авторской песни, как Галич, Высоцкий, Кукин, Визбор Северный не составил. Однако у многих коллекционеров были его записи. Заитересовался Северным и Сергей Иванович Маклаков -страстный "магнитофонщик" и меломан. Через посредников ему удалось разыскать Северного, и в том же 1972г у Шелега 1969 года Аркадий приехал на квартиру к Маклакову.
Одной из первых "маклаковских" записей Северного была баллада "Лука Мудищев".
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Регион 12 апреля 2017, 15:41 Папа русского шансона Аркадий Северный скоропостижно скончался 12 апреля 1980 года. Его называют отцом русского шансона, и вполне заслуженно: в большинстве его блатных песен поётся про тюрьму, водку и тоску. У Аркадия Северного, чья настоящая фамилия Звездин, за всю карьеру не было ни одного официального концерта, ни выступления по радио и на телевидении, ни отзыва в газете. При этом его песни слушали и пели по всей стране. С детства мальчишка из города Иваново играл на семиструнной гитаре: он исполнял всё подряд — от советских песен до зарубежных хитов. Но после школы Аркадий Звездин не стал связывать профессию с творчеством и поступил на лесоинженерный факультет в Ленинграде. Зато во время обучения он не пропускал ни одного концерта студенческой самодеятельности или КВН, и везде Звездин появлялся с гитарой. В это время он увлёкся джазом и пел в оркестре академии по-английски без знания языка: феноменальная память помогала запоминать и точно воспроизводить тексты иностранных песен.
Лечение и в ленинградском Институте имени Бехтерева, и в московской клинике на Каширском шоссе привели лишь к кратковременной ремиссии. Примерно с середины 1976 года Аркадий уже нигде не работал, и полностью перешёл на богемный образ жизни подпольного артиста. Его личные отношения с семьёй Калятиных всё более и более осложнялись. В январе он записал два концерта Аркадия Северного с ансамблем «Обертон», один из которых был сделан в оригинальном рок-н-ролльном стиле. Но вскоре вдруг в адрес Аркадия прозвучали обвинения, что он украл у Набоки оригиналы записей. Что на самом деле лежало в основе этой истории — до сих пор остается неизвестным. Вскоре после этого Аркадий уехал из Ленинграда, но есть ли связь между его отъездом и этой историей — тоже неизвестно. Как раз в это время киевскому коллекционеру Фреду Ревельсону удалось через Р. Фукса найти Аркадия и пригласить его на гастроли в Киев, куда Аркадий и прибыл в апреле 1977 года. Здесь была произведена запись концерта с ансамблем Григория Бальбера.
А вскоре Северный получил приглашение от одесского коллекционера Владислава Коцишевского и в конце апреля приехал в Одессу. В Одессе Аркадий записывался у Коцишевского под ансамбль «Черноморская чайка», собранный специально для этих записей. Сначала в трёх концертах совместно с омским автором-исполнителем Владимиром Шандриковым, а позже, весной и летом 1977-го, — в двух сольных концертах. Один из них — «Тётя Шура» — многими признан как образец классики в жанре уличной лирики. Осенью 1977 года Аркадий вновь направился на лечение в московскую клинику. На этот раз удалось добиться ремиссии на год. После лечения Аркадий вернулся в Ленинград, где С. Маклаков вновь организовал его записи с братьями Жемчужными. Теперь они были осуществлены на более солидном музыкальном уровне концерты «Диксиленд», «Проводы 1977 года» , а также более оригинальны в репертуарном плане. В основном были исполнены не фольклорные песни, а песни на стихи самодеятельного питерского поэта Владимира Раменского, друга Аркадия Северного и Сергея Маклакова.
Из стихов Владимира Раменского был составлен репертуар и других концертов этого периода — с ансамблями «Чайка» и «Химик». Два концерта с «Химиком» были организованы и записаны в феврале-марте 1978 года Владимиром Тихомировым и Владимиром Раменским. Перед этим Северный совершил непродолжительную гастрольную поездку в Нарву, где выступал в «Старом кафе» с исполнением песен на стихи В. Вскоре Северный вновь уехал в Одессу к своей новой гражданской жене Зинаиде. Весной и летом этого года Аркадий вновь плодотворно сотрудничал с В. Коцишевским, записывался у него под гитару, а также с ансамблями «Черноморская чайка» и «Шесть плюс один». Осенью Аркадий оказался в Москве, и в это же время произошёл рецидив его болезни. В столице было организовано несколько ресторанных выступлений Северного, одно из них — для игроков хоккейной сборной СССР. Вскоре Аркадий расстался с Зинаидой, что, видимо, ещё более усугубило его недуг. Записей в этот период производилось совсем немного — с ансамблем «Аэлита» в Феодосии?
Его образ жизни, в сущности, совершенно невероятен для советской действительности. Не имея ни прописки, ни паспорта, не говоря уже об официальном месте работы, Северный свободно разъезжал по стране и практически открыто участвовал в записях с репертуаром, совершенно неприемлемым для Советской власти. Здесь он тесно сошёлся с компанией «деловых» знакомых В. Раменского и В. Тихомирова, занимавшихся обивкой дверей, довольно выгодным в советские времена бизнесом. На квартире одного из них, Валерия Шорина внука А. Шорина , Аркадий жил несколько месяцев. Весной С.
The Сriminal — по ту сторону закона
- СЕВЕРНЫЙ Аркадий
- Аркадий Северный: почему знаменитый исполнитель блатных песен жил как бомж
- Аркадий Северный: каким был отец русского шансона
- Творчество
- Северный Аркадий.
«Аркадий Северный. Человек, которого не было»
Ещё во время учебы, в 1963 году, состоялась первая магнитофонная запись Аркадия Северного. В какой-то компании он напел под гитару несколько песен. И записывал Аркадия Рудольф Фукс, впоследствии сыгравший в судьбе певца решающую роль. Фукс был советским бизнесменом - подпольным, естественно. Он был связан с теми, кто в домашних условиях изготавливал пластинки "на костях" и даже виниловые диски... Кроме этого, Фукс записывал у себя дома самодеятельных певцов.
После той первой случайной записи несколько лет Северный и Фукс не встречались. В конце 60х-начале 70х у Шелега это 1967г. Аркадий пришел к Фуксу домой, чтобы купить то ли пластинку, то ли еще что-то. И Фукс предложил Севрному исполнить несколько песен. Оказалось, что репертуар певца невелик - около 30 песен.
Но наметанный глаз Фукса разглядел талант Аркадия. В то время по стране уже ходило много пленок с песнями бардов, и появление еще одной вряд ли было так уж заметно. И тогда Фукс определяет неповторимый и запоминающийся образ: "Никакой советской эстрады, никакого джаза, никаких палаток-костров! Твой козырь - блатняк! Фукс активно записывал Северного с 1972г.
Из ранних записей можно упомняуть т. Последняя запись у Фкуса датируется ноябрем 1975 года: "На дне рождения дочки Фукса". Ранние записи Северного охотно покупались, но большую конкуренцию таким исполнителям авторской песни, как Галич, Высоцкий, Кукин, Визбор Северный не составил. Однако у многих коллекционеров были его записи. Заитересовался Северным и Сергей Иванович Маклаков -страстный "магнитофонщик" и меломан.
Через посредников ему удалось разыскать Северного, и в том же 1972г у Шелега 1969 года Аркадий приехал на квартиру к Маклакову. Одной из первых "маклаковских" записей Северного была баллада "Лука Мудищев". Голос ведь у него низкий, хриплый. К тому же я был уверен, что он настоящий уркаган, жиган с Молдаванки, имевший не одну отсидку. Сознаюсь, я даже немного побаивался - черт его знает, что это за личность!
Тогда сходу была записана целая 500 метровая бобина. И с тех пор завязались хорошие дружеские отношения между Северным и Маклаковым. И, сделав несколько записей Северного, исполнявшего песни под гитару, Маклаков задумал записать Аркадия в сопровождении оркестра. И встреча свела Маклакова с Николаем Резановым - руководителем ансамбля, игравшего в ресторане "Поплавок". Профессиональным музыкантом Резанов стал в 1968 году.
Руководитель ленконцертовского "Традиционал-джазбэнда" Роман Моргулян помог Николаю Резанову пройти худсовет и взял его в свой коллектив. В следующем году Резанов переходит в "Джаз-оркестр Иосифа Вайнштейна" и осваивает банджо.
Но Северный опять встретил Фукса. И тут они уже сделали настоящую запись. Она называлась «Программа для Госконцентра» и была, конечно, пародией на программу для Госконцерта. Потому что пел Северный — и попутно рассказывал сценарий программы сочинил Фукс — «одесские» блатные песни. Запись разошлась по всему СССР. О Северном тут же пошли легенды. Завораживающий баритон, удивительная манера говорить и петь и рассказывать анекдоты обманули всех. Ну, видимо, решили многие слушатели, перед нами запись старого зэка, который помнит прекрасно НЭП, сидел при всех режимах, а сейчас вот на старости лет решил записать песни и «разговоры».
Не верилось, что такой мощный голос принадлежит невысокому тихому молодому человеку. Да, молодой человек, а жить ему оставалось всего восемь лет. Он пел и записывался под гитару и с различными оркестрами. В том числе и с музыкантами из ресторана «Парус» впоследствии — знаменитые «братья Жемчужные». Пел «классический» блатняк и совсем новые песни, часто написанные специально для него, пел и Высоцкого. Сделал запись небезызвестной поэмы «Лука Мудищев» даже сейчас многие считают, что автор ее Иван Барков, хотя написана она, разумеется, позже , пел на стихи Саши Черного и Есенина, пел с Григорием Бальбером из Киева и Владимиром Шандриковым из Омска, да чего только не пел. В Москве и других городах выступал в ресторанах, считается, что одно из таких выступлений было перед сборной СССР по хоккею. По слухам, пел и «для начальства», но, думаю, что только по слухам. Не было у него ни прописки, ни паспорта, как и у Ерофеева, кстати, но последний хотя бы то учился, то работал. А Северный ездил по всей стране, вел асоциальный образ жизни и пел блатные песни.
К Олимпиаде вполне могли посадить. Не умер бы «вовремя» — боюсь, наверняка посадили бы. Если бы, конечно, нашли. Он умер оттого, что бомжевал, но и на свободе оставался из-за того же. Хотя могли бы свинтить на любой подпольной записи… Почему такая популярность была у Северного, почему вообще блатняк? Ведь уже не 60-е, послесталинские, ведь Северный — человек 70-х. Первая и главная причина популярности жанра: бесцензурность. Барды матом не пели, не пели и про тюрьму. Разве что Галич. Барды не пели про полную нищету и разруху развитого социализма, про трущобы и притоны.
Разве что Высоцкий, когда пел блатняк или про водку. Барды, как и эстрада, все больше про любовь и костры. И лишь изредка вырывалось и у них — почти у каждого приличного. Но изредка. А блатняк — только про тюрьму, только про водку, только про тоску и полную разруху развитого социализма. Были, конечно, среди относительно неподцензурных и рок-музыканты кстати, о другом ярком представителе питерского музыкального андерграунда Сергее Курёхине читайте на первой странице сегодняшнего номера «НГ-EL».
Я давно не видел мамы родной". У кого лучше? Трудно сказать, но то, что жанр один и тот же — это определенно. Об Аркадии Северном ходило много легенд. Самая глупая — в фильме "Неуловимые мстители" именно он сыграл роль незабвенного Бубы Касторского. Легенды традиционные и устойчивые, некоторые и сейчас в это верят: Северный — одессит, знавший еще Беню Крика и дававший уроки воровского искусства и игры на гитаре Утесову; старый зек, двадцать девять лет отсидевший и живущий отшельником в Магадане; эмигрант, воевавший с большевиками, и прочее. Многие, кстати, считали, что ранние, блатные песни Высоцкого написаны им под влиянием Северного. Скорее наоборот: Высоцкий как явление Магнитиздата появился раньше Северного, к тому же Северный пел некоторые песни Высоцкого. Самая красивая из легенд: песню "Здравствуй, чужая милая" написал именно он, Аркадий Северный. Увы, Северный был чистым исполнителем, хотя многое из того, что он пел, действительно как будто им написано. Отчасти так и было — только не он писал, а про него писали, для него писали. Судьбу же его правомернее всего сравнить с судьбой еще трех человек, ставших символами России второй половины XX века: Владимира Высоцкого, Венедикта Ерофеева и Алексея Охрименко. Высоцкого знают все, Ерофеева теперь тоже знают почти все, Охрименко и сейчас почти неизвестен. Между тем именно Охрименко вместе с товарищами Сергеем Кристи и Владимиром Шрейбергом написал самые известные народные песни нашего века: "Я был батальонный разведчик", "Жил-был великий писатель Лев Николаич Толстой ", "Благодаря Шекспиру я потерял квартиру" etc. Именно в этой странной известности песни знает вся страна, а автор или исполнитель живет никому не ведомый, в бедности, кое-как сходство Северного и Охрименко. Что касается Высоцкого и Ерофеева, то у них сходство с Северным касается еще и смерти — все умерли от водки. А ведь они не только ровесники Высоцкий и Ерофеев - 1938 года рождения, Северный — 1939-го , Веничка Ерофеев персонаж и Аркашка Северный псевдоним возникли, в сущности, одновременно: в 1970 году Ерофеев написал "Москву-Петушки", в самом конце 60-х появились первые магнитофонные записи Аркадия Северного. Северному меньше всего повезло и с прижизненной известностью, и с посмертной славой: при жизни он был знаменит всего последние пять лет, а после его постарались забыть — уж слишком непривлекателен жанр. Потому 60-летие Высоцкого в 1998 году шумно праздновала вся страна, 60-летие Ерофеева отмечали и возведением памятника как оказалось, на один день , и телемарафоном. И памятника ему никто, нигде и никогда не поставит. Так что это именно про него пел Высоцкий: "Не поставят мне памятник в сквере...
Разумеется, не могло быть и речи о том, чтобы распространять записи песен под настоящим именем исполнителя. Звездину нужен был псевдоним. Так родился Аркадий Северный. Легенда о Северном В этом человеке не было ничего от скромного уроженца Иваново, выпускника «Лесопилки», служащего «Экспортлеса». Аркадий Северный родился в солнечной Одессе, впрочем, некоторые утверждали, что он — из семьи эмигрантов первой волны, что живет в Нью-Йорке и поет в ресторане «Одесса». Находились люди, которые клялись, что видели Аркашу Северного на Колыме, когда сами мотали там срок, так вот, судьба свела как-то на пересылке. Причиной появления всех этих легенд был, разумеется, репертуар записей Северного. Фукс, послушав своего нового друга, категорически заявил ему: «Никакого джаза, никаких романсов и никаких палаток и костров. Только блатные песни! В этом был резон. Все прочие жанры были прекрасно представлены на подпольном рынке «коллекционеров музыки». Все, кроме блатных песен, так любимых народом. В 1972 году Фукс сочиняет для Аркадия Северного своеобразную литературно-музы кальную композицию из одесских песен и анекдотов. Затем Фукс пишет продолжение этой «одесской программы», которая на сей раз имела форму концерта по заявкам. Аркадий читал стихи, рассказывал анекдоты, разыгрывал целые миниатюры из «одесской жизни», пел песни — и все с неподражаемым юмором, чувством стиля и артистизмом. Так родился, по существу, новый жанр магнитиздата, целый подпольный театр у микрофона.