Новости первое главное управление кгб ссср

Дальнейшая реорганизация органов КГБ СССР проводилась в направлении укрупнения и усиления некоторых подразделений контрразведывательного (Второго главного) управления путем преобразования их в самостоятельные управления (всего к 1980 г.

Кто, когда и зачем придумал комитет государственной безопасности

Содержание 1 Центральный аппарат «нелегальной» разведки КГБ СССР 1.1 Начальники управления «С» ПГУ КГБ СССР. Дальнейшая реорганизация органов КГБ СССР проводилась в направлении укрупнения и усиления некоторых подразделений контрразведывательного (Второго главного) управления путем преобразования их в самостоятельные управления (всего к 1980 г. зам. председателя КГБ и куратора 5-го управления КГБ - оказалась вакантной. Причиной реорганизации стало появление Советского Союза как объединения четырех главных советских республик: Белорусской, Закавказской, Украинской и РСФСР.

Разрушитель системы государственной безопасности СССР

Агентурный аппарат КГБ СССР насчитывал около 260 000 негласных сотрудников, а всего по различным делам оперативного учёта проходили 10 008 человек. Из рассекреченных документов Государственного архива Российской Федерации стало известно, что численность личного состава по сравнению с 1954 годом была сокращена более чем на 50 процентов. Было упразднено 3678 городских и районных аппаратов, проведено объединение некоторых подразделений и следственных аппаратов, следственные отделы и отделения в оперативных подразделениях ликвидированы и объединены в единые следственные аппараты. Значительно упрощена структура транспортных органов и особых отделов.

Они имели соответствующие псевдонимы — Святослав, Алтарь, Магистр и т. К примеру, в 1969 году, согласно отчету КГБ, при помощи такой агентуры «было оказано выгодное идеологическое воздействие» на митрополита Болгарской православной церкви в США Андрея.

В документах Центрального архива КГБ СССР, приводимых Георгием Урушадзе, упоминается о том, что агенты-церковники за границей не только «изучали процессы, происходящие в международных кругах», но и наблюдали за поведением соотечественников-агентов КГБ. Леонов отметил, что в этом деле не обошлось и без материального интереса: многим западным информаторам советские спецслужбы хорошо платили. Как утверждает Леонов, американцы после провала Эймса и Ханссена провели проверку служащих ключевых госструктур США, обладающих секретной и стратегически важной информацией, и выяснили, что у более чем 4 тысяч из них имеются финансовые проблемы — много долгов, неоплаченные кредиты и в целом запросы, не соответствующие зарплате. В результате каждого из этой группы риска ФБР стала считать потенциальным предателем.

Тем не менее и в России сегодня у части либеральной общественности сохраняются клише о сотрудниках Комитета госбезопасности исключительно как о борцах с инакомыслием и диссидентами. Об этом, кстати, еще несколько десятков лет назад говорил Юрий Андропов, который дольше всех председателей - в течение 15 лет - возглавлял КГБ. На самом деле служба безопасности создана самим обществом для своей самозащиты от происков империалистических разведок и действий враждебных элементов. Она строит свою работу на принципах социалистической демократии, она находится под постоянным контролем народа, его партии и правительства", - заявлял Андропов. По сути, к моменту создания КГБ советским органам безопасности противостояло все западное разведсообщество во главе с США. Например, в 1955 году у захваченных американских разведчиков, работавших под дипломатическим прикрытием, была изъята портативная радиоэлектронная аппаратура, предназначенная для установления местоположения импульсных радиолокационных и радионавигационных станций и систем управления реактивным оружием. Советское воздушное пространство регулярно нарушали самолеты-разведчики США. С 1960-х годов Запад начал активно осваивать космос в шпионских целях. От органов безопасности требовалось принятие дополнительных мер в сфере защиты гостайны.

УАО переименован в 10-й отдел; 28 октября 1966 г. Его точное название неизвестно; 4 января 1973 г. Следственный отдел вновь получил статус управления, однако, в целях конспирации, название сохранилось прежнее.

Аналитика от Юрия Андропова. Создание информационных подразделений в КГБ

Именно половинчатость принятых партийных решений и породила в интеллектуальных кругах общества дискуссию о сталинизме и путях дальнейшего общественного развития, что стала лейтмотивом, главной темой духовно-творческих исканий, причиной появления в последующие годы «демократического» и «правозащитного» движений в Советском Союзе. Продолжим, однако, цитирование прерванной нами записки Серова в ЦК КПСС: «Враждебные действия и враждебная пропаганда разведок капиталистических государств вызвали надежду на восстановление капиталистического строя у скрытых врагов социализма, которые после венгерских событий несколько оживились и активизировали свою деятельность. Особую активность проявляют бывшие участники троцкистско — националистических и других враждебных организаций, а также отдельные антисоветские элементы, которые ведут работу против партии, используя в этих целях неустойчивых и политически незрелых лиц из числа рабочих, интеллигенции, молодежи, призывая их к борьбе против советской власти. Оживлению антисоветской деятельности после венгерских событий в значительной мере способствовали вражеские элементы из числа лиц, возвратившихся из мест заключения, отбывавших наказание за контрреволюционные преступления. Эти лица пытаются группировать вокруг себя политически неустойчивых граждан с целью привлечения их к враждебной подрывной работе.

Органы госбезопасности с помощью партийных, комсомольских и профсоюзных организаций бдительно следят за происками враждебных элементов и, в соответствии с законами советской власти, своевременно пресекают их преступные действия». В данной записке также указывалось, что для укрепления разведывательных подразделений КГБ в них было направлено более 800 человек, окончивших ведущие вузы страны, в том числе институт международных отношений, военно-дипломатическую академию и другие. Что способствовало достижению некоторых результатов «… по добыванию качественной информации, что позволило Комитету госбезопасности своевременно информировать Центральный Комитет и Советское правительство о некоторых враждебных планах и намерениях глав империалистических держав по международным вопросам» [25]. В 1954 г.

Высшая школа перешла на трехлетний срок подготовки сотрудников, а в ноябре того же года при ней была образована аспирантура для подготовки специалистов высшей квалификации. Следует также отметить, что при И. Серове началась работа по формированию нового «имиджа» советских органов безопасности, повышению доверия к ним со стороны населения. Софинова; «Страницы из жизни Ф.

Дзержинского» 1956. В следующем году вышли из печати «Дневник и письма» Ф. Дзержинского, двухтомник его избранных произведений. В 1958 г.

В числе важнейших событий, относящихся к периоду пребывания Серова на посту председателя КГБ, относится гибель в результате взрыва 29 октября 1955 г. Тайна гибели «Новороссийска», унесшей жизни более 600 членов его экипажа, не раскрыта и до сегодняшнего дня. Важнейшими политическими вехами руководства Серовым органами госбезопасности, бесспорно, являются начало процессов их очищения от лиц, виновных в нарушениях законности, а также реабилитации необоснованно репрессированных граждан. На этих направлениях деятельности органов КГБ мы остановимся подробнее, учитывая как то, что они до сей поры мало известны нашим сограждан, и, с другой стороны, представляют далеко не только исторический интерес.

После образования 5 марта 1953 г. Министерства внутренних дел СССР, в состав которого были включены и подразделения упраздненного министерства государственной безопасности, заместителями министра Л. Берии [26] были назначены С. Круглов, Б.

Кобулов, И. Как известно, 27 марта 1953 г. Однако эта амнистия не затронула осужденных за «контрреволюционные преступления», т. Кстати сказать, это были не первая амнистия и реабилитации, проведенные по его инициативе: сменив на посту наркома внутренних дел Н.

Ежова 8 декабря 1938 г. Всего в 1939-1940 гг. Всего, как отмечал доктор юридических наук В. Однако реабилитация почти не касалась тяжких обвинений.

Хрущева письмо, в котором дал удручающую характеристику происходившего в последние годы в МГБ, где, в том числе, указывалось: «Значительная часть чекистских кадров, имеющих опыт — разгромлена… Необходимо будет рассмотреть материал на арестованных чекистов и в зависимости от результатов принять решение об использовании их на работе в МГБ» [30]. И действительно, из-под ареста были освобождены и возвращены на работу многие чекисты, арестованные при В. Абакумове и С. Игнатьеве [31] , что, впрочем, пагубно сказалось на судьбе некоторых из них после «разоблачения банды Берия» в июне того же года.

На основе его доклада было принято решение о полной реабилитации и освобождении обвиняемых «по делу врачей» и членов их семей всего 37 человек. Несколько позже последовали и другие освобождения из-под ареста и от обвинений. Берия заверил Президиум ЦК о том, что в МВД «…проводятся меры, исключающие возможность повторения впредь подобных извращений в работе». Игнатьева [32].

Берия Л. Однако положение в органах госбезопасности в свете приводимых документов по-прежнему продолжало оставаться непростым. А 26 июня 1953 г. Одновременно с арестом Берии был проведен арест ряда заместителей министра и группы руководящих работников МВД, суд над которыми состоялся в декабре 1953 г.

Круглова было опубликовано только 29 июня. Маленкова, в котором содержится целый ряд обвинений, в том числе и следующее: «Враги хотели поставить органы МВД над партией и правительством. Задача состоит в том, чтобы органы МВД поставить на службу партии и правительству, взять эти органы под контроль партии… Задача состоит в том, чтобы не допустить злоупотребления властью». Однако документы свидетельствуют о том, что мы специально подчеркнули ранее, что высший партийный орган — ЦК КПСС, в начале 50-х годов не только был информирован о деятельности органов МГБ, но и принимал непосредственное участие в формировании их политики.

Сталина [34]. Позднее этот факт информированности руководителей ЦК партии о конкретных «делах» МГБ замалчивался высшим партийным руководством с целью вывести себя из-под возможной критики, что стало основой и причиной сокрытия многих фактов, что неизбежно вело к искажению исторической правды. Круглов представил предсовмина Г. Маленкову докладную записку о реакции населения на арест Берии и его заместителей.

В ней приводилось высказывание одного из современников: «…Я убежден, что будут следующие. Как ни сильна машина, а развал начался. Скандал большой и гнусный. Теперь будем ждать и наблюдать, что дальше, чей черед».

Там же содержалась и следующая оценка происшедших событий: «От смены руководства режим у нас не меняется. Он был и есть, по существу, полицейский. Я не верю ни в какие идейные мотивы в поступках не только Берия, но и других. Это откровенная борьба за власть.

По-моему, дележка власти только началась. Так или иначе, крах этой структуры рано или поздно неизбежен» [35]. Следует особо подчеркнуть, что сразу после сообщения об аресте Л. Берии как «врага народа», в органы прокуратуры и ЦК КПСС стали поступать многочисленные заявления и жалобы осужденных и их родственников по поводу пересмотра уголовных дел, и применения незаконных методов в процессе ведения следствия.

В записке в Президиум ЦК от 19 марта 1954 г. Руденко и министра внутренних дел С. Круглова отмечалось, что в лагерях, колониях и тюрьмах содержатся 467 946 осужденных за контрреволюционные преступления, немалую долю среди которых составляли предатели, каратели и пособники немецко-фашистских оккупантов, и еще находятся в ссылке после отбытия основного наказания за контрреволюционные преступления 62 462 человека. Разумеется, подобные действительно волюнтаристские решения являлись грубым нарушением принципов отправления правосудия и конституционных прав граждан, вследствие чего имелись бесспорные юридические основания для реабилитации лиц, ставших жертвами беззакония и правового произвола.

В указанной записке Р. Руденко и С. Круглова также подчеркивалось, что с августа 1953 по 1 марта 1954 г. В 1941—1944 годах ОСО также рассматривались дела на разоблаченных агентов германских спецслужб, фашистских карателей и пособников оккупантов.

Из этого общего числа осужденных ОСО за 19 лет его существования оно было ликвидировано 1 сентября 1953 г. Круглова, изложенного в записке от 19 марта, в мае 1954 г. Данная статья имела 10 частей — различных составов преступлений — от шпионажа, диверсии, вредительства, терроризма до антисоветской агитации и пропаганды — статья 58—10. О результатах работы Центральной комиссии Р.

В то же время были отменены приговоры или прекращены уголовные дела в отношении 8 973 человек, что означало их частичную реабилитацию, были освобождены из мест лишения свободы 21 797 человек, отменена ссылка 1 371 осужденному. Помимо этого были сокращены сроки наказания 76 344 осужденным и в отношении 2 891 из них были переквалифицированы обвинения на менее тяжкие составы преступлений [39]. Помимо этого были образованы Выездные комиссии Президиума Верховного Совета СССР всего их было образовано 97 , наделенные правом объявления амнистии в отношении осужденных рядовых граждан и коммунистов, но не номенклатурных партийных работников. На основании выявленных Центральной комиссией многочисленных фактов нарушения норм и принципов ведения следствия, в КГБ при СМ СССР, КГБ союзных и автономных республик Союза ССР, управлениях КГБ по краям и областям были созданы аналогичные комиссии для пересмотра следственных и уголовных дел с участием прокурорских работников, наделенные правом пересмотра решений внесудебных «двоек» и «троек», образовывавшихся при районных и краевых управлениях НКВД [40].

В результате работы этих комиссий вскрывались многочисленные факты нарушения законности в ходе следствия и необоснованного привлечения к уголовной ответственности граждан, что влекло пересмотр их дел, снятие обвинений либо смягчение формулировок обвинения с досрочным освобождением осужденных. Но были примеры и иного рода, о чем свидетельствуют судьбы генералов П. Судоплатова, Н. Эйтингона и полковника Я.

Серебрянского [41]. В связи с выявленными в процессе пересмотра уголовных дел многочисленными фактами нарушений социалистической законности, в конце 1955 г. Поспеловым и А. Подчеркнем и следующие важные обстоятельства.

По обстоятельствам, вскрывавшимся в процессе пересмотра уголовных дел в 1954-1957 годы, а также по результатам следствия в отношении высокопоставленных работников органов госбезопасности, началось выявление и привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушениях социалистической законности. Весной 1954 г. Это было началом по пересмотру многих законодательных актов, определявших карательную политику Советского Союза. Еще 1 сентября 1953 г.

Президиум ЦК КПСС принял постановление «Об освобождении из ссылки на поселение ранее осужденных за антисоветскую деятельность» лиц, осужденных на срок до 5 лет. Естественно, что новая волна ходатайств о пересмотре уголовных дел нахлынула после появления информации в марте 1956 г. Хрущева с разоблачениями культа личности И. Сталина, о чем мы расскажем далее.

А это, в свою очередь, породило новые проверки и «чистки» в рядах сотрудников КГБ, новые разоблачения беззаконий и наказания. Последующие шаги и меры по ликвидации и искоренению последствий нарушений законности периода культа личности были выработаны после ХХ съезда КПСС 14—24 февраля 1956 г. Неожиданный для делегатов съезда доклад 25 февраля Н. Хрущева о культе личности И.

Сталина расколол советское общество, а затем — и международное коммунистическое движение. Неоднозначность восприятия и оценки итогов ХХ съезда КПСС показывает также полемика, проявившаяся в материалах, посвященных полувековому юбилею этого события [43]. В силу целого ряда обстоятельств, неизвестных сегодняшнему поколению наших молодых сограждан, ХХ съезд Коммунистической партии Советского Союза, начавший свою работу в Большом кремлевском дворце 14 февраля 1956 г. А между тем, на этом съезде были обнародованы новые принципы внешней политики СССР.

Принцип мирного сосуществования государств с различным социально-политическим устройством был конкретизирован констатацией возможности отказа от войн, их предотвращения. В то же время была отмечена неизбежность острой идеологической борьбы между двумя социальными системами — миром социализма, и миром капитализма. Напомним, что Соединенный Штаты Америки в тот период во внешнеполитической сфере открыто руководствовались доктриной «Отбрасывания коммунизма». Следует особо подчеркнуть, что одобренные съездом основы внешней политики СССР не остались лишь политическими декларациями, а последовательно реализовывались в дипломатических и политических акциях советского правительства.

Например, что уже через месяц после окончания работы съезда, 27 марта 1956 г. Они, в частности, предусматривали сокращение под международным контролем армий СССР, США и КНР до 1 — 1,5 миллионов человек, Англии и Франции — до 650 тысяч военнослужащих, армий остальных стран — до 150 тысяч, а также прекращение испытаний ядерного оружия, уменьшение военных бюджетов. Но эта и иные мирные инициативы СССР, включая масштабное сокращение Вооруженных Сил в 1955-1960 годах, не были адекватно оценены ведущими зарубежными государствами. Что со всей очевидностью доказывает риторика сорокового президента США Р.

Рейгана [44]. Ничуть не умаляя международного значения внешнеполитических инициатив Советского Союза, впервые обнародованных на ХХ съезде КПСС, следует отметить, что наибольший интерес, а также оживленные, порой жесткие дискуссии и полярные оценки, как в нашей стране, так и за рубежом, все же вызывали и вызывают поныне вопросы внутренней политики. Как вспоминал об этом бывший в ту пору заместителем директора Центрального разведывательного управления США Рей Клайн, «Выступление Хрущева стало событием исторического значения, ибо документировано обличив сталинизм как невиданных размеров политическое зло, он был вынужден перейти к более мягким формам тоталитарного управления страной» [45]. Отметим, что в Отчетном докладе ЦК КПСС съезду критика культа личности Сталина и порождавших его ошибок в государственном строительстве и управлении, прозвучала лишь в третьей части доклада, да и то достаточно обтекаемо.

В частности, Н. Хрущев подчеркивал: — Опыт показывает, что малейшее ослабление социалистической законности враги Советского государства пытаются использовать для своей подлой, подрывной работы. Так действовала разоблаченная партией банда Берия, которая пыталась вывести органы государственной безопасности из-под контроля партии и Советской власти, поставить их над Партией и Правительством, создать в этих органах обстановку беззакония и произвола. Во враждебных целях эта шайка фабриковала лживые обвинительные материалы на честных руководящих работниках и рядовых советских граждан.

Центральный Комитет проверил так называемое «Ленинградское дело» и установил, что оно было сфабриковано Берия и его подручными для того, чтобы ослабить ленинградскую партийную организацию, опорочить ее кадры. Установив несостоятельность «ленинградского дела», Центральный Комитет партии проверил и ряд других сомнительных дел». Сразу оговоримся, что здесь, как и в некоторых местах доклада о культе личности Сталина, Хрущев допускает неточности, поскольку не Берия являлся инициатором «ленинградского дела», а секретарь ЦК КПСС Г. По предложению Центрального Комитета невинно осужденные люди были реабилитированы.

Из всего этого ЦК сделал серьезные выводы. Установлен надлежащий контроль Партии и Правительства за работой органов госбезопасности. Проведена значительная работа по укреплению проверенными кадрами органов госбезопасности, суда и прокуратуры. Полностью восстановлен в своих правах и усилен прокурорский надзор.

Необходимо, чтобы наши партийные, государственные, профсоюзные организации бдительно стояли на страже советских законов, разоблачали и выводили на чистую воду всякого, кто посягнет на социалистический правопорядок и права советских граждан, сурово пресекать малейшее проявление беззакония и произвола. Следует сказать, что в связи с пересмотром и отменой ряда дел у некоторых товарищей стало проявляться известное недоверие к работникам органов государственной безопасности. Это, конечно, неправильно и очень вредно. Мы знаем, что кадры наших чекистов в подавляющем своем большинстве состоят из честных, преданных нашему общему делу работников, и доверяем этим кадрам.

Нельзя забывать, что враги всегда пытались и будут пытаться впредь мешать великому делу построения коммунизма. Капиталистическое окружение засылало к нам немало шпионов и диверсантов. Наивным было бы полагать, что теперь враги оставят свои попытки всячески вредить нам. Всем известно, что подрывная деятельность против нашей страны открыто поддерживается и афишируется реакционными кругами ряда капиталистических государств.

Достаточно сказать, что США выделяют, начиная с 1951 года, 100 миллионов долларов ежегодно для подрывной деятельности против социалистических стран. Поэтому мы должны всемерно поднимать в советском народе революционную бдительность, укреплять органы государственной безопасности». В числе важнейших задач в Отчетном докладе ЦК КПСС требовалось: «Бдительно следить за происками тех кругов, которые не заинтересованы в смягчении международной напряженности, своевременно разоблачать подрывные действия противников мира и безопасности народов. Принимать необходимые меры для дальнейшего укрепления оборонной мощи нашего государства, держать нашу оборону на уровне современной военной техники и науки, обеспечивающем безопасность нашего социалистического государства» [46].

Но все же, главным событием ХХ съезда, придавшим ему не только поистине всемирно-историческое значение, но и некоторую таинственно-детективную составляющую, явился закрытый доклад Н. Хрущева о культе личности Сталина, уже после окончания работы съезда, предварительно не обозначенный в его повестке дня. Поскольку нам в дальнейшем придется еще не раз обращаться к содержанию этого исторического документа, представляется целесообразным коротко познакомить читателя с некоторыми положениями этого доклада.

Подлец с интеллектом гения. Кадрового военного с хорошей должностью и доступом к секретной информации ЦРУ завербовало ещё в 1983 году. И с этого момента многие военные тайны советской оборонки превращались в ежемесячные отчёты. Ещё одно "входное" раскрытие Олдрич Эймс осуществил после рассказа про Адольфа Толкачёва агент, работавший под псевдонимом Сфера в одном из ведущих НИИ Советского Союза и раскрывший ЦРУ данные о системах радиолокации на советских истребителях.

Раскрытие Толкачёва ошибочно относят к сведениям от другого американского перебежчика — Эдварда Ли Говарда. В его аналитическое управление стекались все данные: о военных методах, которые можно предпринять относительно СССР, о дипломатических каналах работы и вербовки, списки сотрудников ведомств и посольств, готовых пойти на контакт. Информация была уникальная и позволяла уничтожить всю агентурную сеть ЦРУ одним ударом. Собственно, после контактов с Эймсом после 1985 года американская резидентура в СССР была серьёзно сокращена. Одних выслали из страны, других арестовали и осудили. Список раскрытых Олдричем Эймсом агентов насчитывает почти 40 человек, хотя ЦРУ до сих пор официально не признаёт ни одного из них. Генерал-майор Главного разведывательного управления Генерального штаба.

Работал на ЦРУ 25 лет. Арестован после информации от Олдрича Эймса в 1986 году. Леонид Полещук. Агент ЦРУ под псевдонимом Уэй.

Наконец, есть пересечение и чисто структурное: Всероссийская чрезвычайная комиссия была органом при Совнаркоме, первом советском правительстве, и точно так же КГБ существовал при Совете министров СССР. Это положение резко поменялось после 1922 года, когда в связи с ликвидацией ВЧК чекисты перешли во вновь созданную структуру — Главное политическое управление при Наркомате внутренних дел РСФСР. Фактически это стало понижением статуса спецслужбы: из самостоятельной структуры она превратилась в часть наркомата, пусть и наделенную немалыми полномочиями. Задачи у новосозданного управления остались прежними: борьба с контрреволюционерами и саботажниками, контрразведка и охрана путей сообщения, охрана госграницы и «выполнение специальных поручений Президиума ВЦИК или СНК по охране революционного порядка». ГПУ можно считать своего рода «антирекордсменом» КГБ: меньше, чем она — полтора года — не существовала ни одна другая ипостась советских политических спецслужб. Отсюда и эпитет «объединенная» в названии спецслужбы. Это и неудивительно, ведь оно и создавалось «в целях объединения революционных усилий союзных республик по борьбе с политической и экономической контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом», то есть фактически для выполнения всех контрразведывательных функций и обеспечения госбезопасности. На фото: Хрущев и Серов во Львове, 1945. Самое главное управление НКВД Примечательно, что только в 1934 году, спустя почти два десятка лет после формирования советской спецслужбы, занимающейся вопросами государственной безопасности, в ее названии появилось само это словосочетание. Но зато с того момента и до самого конца существования Советского Союза органы госбезопасности назывались именно так, в полном соответствии со своей задачей — обеспечением безопасности государства, прежде всего политической и контрразведывательной. Неслучайно система персональных званий, установленных для сотрудников этого главка, была совершенно особой: фактически они на две ступени обгоняли армейские звания, поэтому сержант госбезопасности был равен лейтенанту РККА, а майор госбезопасности — полковнику. Хотя в структуру наркомата входила, скажем, и советская милиция, которая до создания союзного наркомата внутренних дел была частью ОГПУ и вместе с ним влилась в новую государственную структуру.

А потому, к сбору разведывательной информации привлекались также и различные категории иностранных граждан, посещавших СССР, в том числе и иностранные туристы. Отметить в этой связи, что если в 1959 г. СССР посетили 34 тысячи иностранных туристов, то в 1967 г. В 70-е годы ежегодное количество иностранных туристов, посещавших нашу страну, превышало 500 тысяч человек. Только за 1954 год и первую половину 1956 года среди американских, английских и французских граждан, посещавших СССР в качестве туристов и участников разного рода делегаций, было выявлено более 40 представителей разведывательных служб указанных государств [18]. В те же 50-60-е годы КГБ СССР был разоблачен ряд как сотрудников посольских разведывательных резидентур в Москве, так и работавших на них агентов из числа советских граждан, в том числе и военнослужащих. Так в 1958 г. Попов, а в октябре 1962 г. Поляков [19]. Однако вряд ли сегодня можно говорить о том, что степень масштабности и реальности угрозы разведывательно-подрывной деятельности иностранных спецслужб были адекватно восприняты и оценены тогдашним руководством Советского Союза и его органов госбезопасности. Объективности ради нельзя также не сказать и о том, что нечто похожее, в нашей стране повторилось и на рубеже 90-х годов прошлого века, горькие плоды чего мы пожинаем и поныне. Разведывательно-подрывная деятельность иностранных государств включает в себя проведение их специально-уполномоченными государственными органами гласных и негласных операций и акций как по добыче информации о других государствах, так и по оказанию скрытого воздействия на их позиции и политику по тем или иным вопросам, в тех или иных географических зонах и регионах планеты. В целом же, система разведывательно-подрывной деятельности иностранных государств, с которой призваны бороться органы контрразведки, включает в себя, как внешнеполитические установки правительств иностранных государств, структуру их специальных служб разведывательных, контрразведывательных, диверсионно-террористических и т. С середины 50-х годов, вследствие официально принятой администрацией Д. Эйзенхауэра «доктрины освобождения», роль и значение разведки в реализации внешней политики США последовательно возрастали, что не могло не сказываться на масштабах и интенсивности ее деятельности в отношении СССР, и что не могло не влиять на деятельность советских органов безопасности. Следует также коснуться и деятельности 4 управления КГБ, призванного вести борьбу с антисоветским подпольем, националистическими бандитско-повстанческими формированиями и попытками иностранных спецслужб использовать их в своих целях. Как известно, в ряде западных регионов СССР — на Украине, в Белоруссии и прибалтийских республиках в послевоенные годы продолжали существовать вооруженные «повстанческо»-сепаратистские группирования, подчас достаточно многочисленные, борьбы с которыми носила жестокий, бескомпромиссный, а подчас и кровавый характер. Произошедшая в марте 1954 г. Так, уже 11 мая 1954 г. Чуть позже в ходе завязавшейся после ареста указанных агентов оперативной игры, у берегов Литвы был захвачен быстроходный катер, доставивший очередную партию военного груза для «лесных братьев» — отдельные бандитско-повстанческие группы продолжали существовать до конца 50-х годов. На Украине 23 мая 1954 г. Кук [22] , что явилось завершением одной из масштабных операций по ликвидации националистического подполья на Украине. Серов отмечал, что только лично Н. Хрущеву было направлено 2 508 информационных сообщений, полученных от резидентур ПГУ за рубежом, в Совет министров СССР было направлено 2 316 сообщений. Также разведывательная информация направлялась КГБ в отделы ЦК КПСС по международным связям и по связям со странами народной демократии, в министерства обороны, иностранных дел, внешней торговли, среднего машиностроения и здравоохранения. В записке также уточнялось, что за тот же период времени по отдельным вопросам оперативной деятельности КГБ, по вопросам политического, экономического и военного положения капиталистических стран, по отдельным вопросам положения в странах народной демократии в ЦК КПСС было направлено 4 504 документа, а в Совет министров — 1 750. В то же время следует подчеркнуть, что из общего числа указанных документов, 907 адресованных в ЦК КПСС и 330 адресованных в Совет министров СССР документов требовали решений инстанций по конкретным поднятым в них вопросам. И за этими сухими цифрами стоит повседневная кропотливая, напряженная и опасная работа советских разведчиков. В то же время в письме И. Провел 2 Всесоюзных совещания начальников органов госбезопасности, на которых были вскрыты еще имеющиеся недостатки в работе, намечены пути к их устранению… Значительно улучшился качественный состав органов госбезопасности. В настоящее время около 80 процентов сотрудников имеют высшее и среднее образование… Внимание всего руководящего состава и партийных организаций органов госбезопасности в настоящее время направлено… на привитие оперативным работникам высокой дисциплины, самоотверженности при выполнении специальных заданий, на постоянное совершенствование их чекистского мастерства, необходимого для борьбы с врагами нашей Родины». Непосредственно о деятельности «главного противника» в этом документе сообщалось: «В своих разведывательных целях американская разведка использует многочисленные эмигрантские организации, в том числе т. Направляя антисоветские эмигрантские организации на борьбу против СССР и стран народной демократии, американская разведка затрачивает огромные средства на их содержание. Как известно, США ежегодно ассигнуют более 100 млн. За последние три года органами безопасности при активной помощи советского народа были пойманы на советской территории десятки шпионов, проникших нелегальным путем морем, воздухом, через сухопутные границы , у которых были изъяты радиостанции, оружие, фотоаппараты, средства тайнописи, яды, фиктивные документы и значительные суммы советских денег и иностранной валюты. По изъятым у этих шпионов документам и по их личным показаниям, а также по материалам, полученным нами из других источников, видно, что разведки капиталистических государств всеми силами стремятся добывать сведения о наших вооруженных силах, о новой технике и достижениях советской науки, пытаются проникнуть в важные промышленные центры страны и объекты оборонного значения и атомной промышленности. Наряду с заброской специально обученной агентуры на территорию Советского Союза, вражеские разведки принимают активные меры к сбору разведывательных данных через своих разведчиков, прибывающих в СССР под видом дипломатов, туристов и членов различных делегаций. В этих целях они используют не только поездки по стране, но и новейшую технику, рассчитанную на добычу секретных данных большой государственной важности… Организуя подрывную работу против Советского Союза, американская разведка рассчитывает на использование отдельных вражеских элементов внутри нашей страны и создание с их помощью антисоветского подполья. Органы госбезопасности за последние три года вскрыли ряд антисоветских групп, проводивших подрывную работу и поддерживавших связь с некоторыми иностранными посольствами в Москве. В условиях обострения международной обстановки и разгула реакции в странах империализма, оживления антинародной деятельности контрреволюционных элементов в некоторых странах народной демократии, капиталистические разведки усилили враждебную деятельность против Советского Союза, широко используя в этих целях все имеющиеся у них возможности, в том числе и разного рода шпионско-эмигрантские центры. Под воздействием международной реакции жалкие остатки антисоветских элементов в нашей стране кое-где пытаются поднять голову, используя в своих гнусных целях имеющиеся еще трудности и недостатки, возводят клевету на политику партии и правительства, распространяют провокационные слухи. Имеющиеся в органах госбезопасности материалы свидетельствуют о том, что разведки империалистических государств, наряду с усилением шпионско-диверсионной деятельности, развернули бешенную пропаганду против основ политического строя в СССР и странах народной демократии». Прервем здесь цитирование этого исторического документа для одного необходимого замечания по его дальнейшему содержанию. Следует отметить, что определенные объективные основания для подобной пропаганды действительно имелись. И содержались они, в частности, и в докладе Н. Принятое в июле того же 1956 г. Именно половинчатость принятых партийных решений и породила в интеллектуальных кругах общества дискуссию о сталинизме и путях дальнейшего общественного развития, что стала лейтмотивом, главной темой духовно-творческих исканий, причиной появления в последующие годы «демократического» и «правозащитного» движений в Советском Союзе. Продолжим, однако, цитирование прерванной нами записки Серова в ЦК КПСС: «Враждебные действия и враждебная пропаганда разведок капиталистических государств вызвали надежду на восстановление капиталистического строя у скрытых врагов социализма, которые после венгерских событий несколько оживились и активизировали свою деятельность. Особую активность проявляют бывшие участники троцкистско — националистических и других враждебных организаций, а также отдельные антисоветские элементы, которые ведут работу против партии, используя в этих целях неустойчивых и политически незрелых лиц из числа рабочих, интеллигенции, молодежи, призывая их к борьбе против советской власти. Оживлению антисоветской деятельности после венгерских событий в значительной мере способствовали вражеские элементы из числа лиц, возвратившихся из мест заключения, отбывавших наказание за контрреволюционные преступления. Эти лица пытаются группировать вокруг себя политически неустойчивых граждан с целью привлечения их к враждебной подрывной работе. Органы госбезопасности с помощью партийных, комсомольских и профсоюзных организаций бдительно следят за происками враждебных элементов и, в соответствии с законами советской власти, своевременно пресекают их преступные действия». В данной записке также указывалось, что для укрепления разведывательных подразделений КГБ в них было направлено более 800 человек, окончивших ведущие вузы страны, в том числе институт международных отношений, военно-дипломатическую академию и другие. Что способствовало достижению некоторых результатов «… по добыванию качественной информации, что позволило Комитету госбезопасности своевременно информировать Центральный Комитет и Советское правительство о некоторых враждебных планах и намерениях глав империалистических держав по международным вопросам» [25]. В 1954 г. Высшая школа перешла на трехлетний срок подготовки сотрудников, а в ноябре того же года при ней была образована аспирантура для подготовки специалистов высшей квалификации. Следует также отметить, что при И. Серове началась работа по формированию нового «имиджа» советских органов безопасности, повышению доверия к ним со стороны населения. Софинова; «Страницы из жизни Ф. Дзержинского» 1956. В следующем году вышли из печати «Дневник и письма» Ф. Дзержинского, двухтомник его избранных произведений. В 1958 г. В числе важнейших событий, относящихся к периоду пребывания Серова на посту председателя КГБ, относится гибель в результате взрыва 29 октября 1955 г. Тайна гибели «Новороссийска», унесшей жизни более 600 членов его экипажа, не раскрыта и до сегодняшнего дня. Важнейшими политическими вехами руководства Серовым органами госбезопасности, бесспорно, являются начало процессов их очищения от лиц, виновных в нарушениях законности, а также реабилитации необоснованно репрессированных граждан. На этих направлениях деятельности органов КГБ мы остановимся подробнее, учитывая как то, что они до сей поры мало известны нашим сограждан, и, с другой стороны, представляют далеко не только исторический интерес. После образования 5 марта 1953 г. Министерства внутренних дел СССР, в состав которого были включены и подразделения упраздненного министерства государственной безопасности, заместителями министра Л. Берии [26] были назначены С. Круглов, Б. Кобулов, И. Как известно, 27 марта 1953 г. Однако эта амнистия не затронула осужденных за «контрреволюционные преступления», т. Кстати сказать, это были не первая амнистия и реабилитации, проведенные по его инициативе: сменив на посту наркома внутренних дел Н. Ежова 8 декабря 1938 г. Всего в 1939-1940 гг. Всего, как отмечал доктор юридических наук В. Однако реабилитация почти не касалась тяжких обвинений. Хрущева письмо, в котором дал удручающую характеристику происходившего в последние годы в МГБ, где, в том числе, указывалось: «Значительная часть чекистских кадров, имеющих опыт — разгромлена… Необходимо будет рассмотреть материал на арестованных чекистов и в зависимости от результатов принять решение об использовании их на работе в МГБ» [30]. И действительно, из-под ареста были освобождены и возвращены на работу многие чекисты, арестованные при В. Абакумове и С. Игнатьеве [31] , что, впрочем, пагубно сказалось на судьбе некоторых из них после «разоблачения банды Берия» в июне того же года. На основе его доклада было принято решение о полной реабилитации и освобождении обвиняемых «по делу врачей» и членов их семей всего 37 человек. Несколько позже последовали и другие освобождения из-под ареста и от обвинений. Берия заверил Президиум ЦК о том, что в МВД «…проводятся меры, исключающие возможность повторения впредь подобных извращений в работе». Игнатьева [32]. Берия Л. Однако положение в органах госбезопасности в свете приводимых документов по-прежнему продолжало оставаться непростым. А 26 июня 1953 г. Одновременно с арестом Берии был проведен арест ряда заместителей министра и группы руководящих работников МВД, суд над которыми состоялся в декабре 1953 г. Круглова было опубликовано только 29 июня. Маленкова, в котором содержится целый ряд обвинений, в том числе и следующее: «Враги хотели поставить органы МВД над партией и правительством. Задача состоит в том, чтобы органы МВД поставить на службу партии и правительству, взять эти органы под контроль партии… Задача состоит в том, чтобы не допустить злоупотребления властью». Однако документы свидетельствуют о том, что мы специально подчеркнули ранее, что высший партийный орган — ЦК КПСС, в начале 50-х годов не только был информирован о деятельности органов МГБ, но и принимал непосредственное участие в формировании их политики. Сталина [34]. Позднее этот факт информированности руководителей ЦК партии о конкретных «делах» МГБ замалчивался высшим партийным руководством с целью вывести себя из-под возможной критики, что стало основой и причиной сокрытия многих фактов, что неизбежно вело к искажению исторической правды. Круглов представил предсовмина Г. Маленкову докладную записку о реакции населения на арест Берии и его заместителей. В ней приводилось высказывание одного из современников: «…Я убежден, что будут следующие. Как ни сильна машина, а развал начался. Скандал большой и гнусный. Теперь будем ждать и наблюдать, что дальше, чей черед». Там же содержалась и следующая оценка происшедших событий: «От смены руководства режим у нас не меняется. Он был и есть, по существу, полицейский. Я не верю ни в какие идейные мотивы в поступках не только Берия, но и других. Это откровенная борьба за власть. По-моему, дележка власти только началась. Так или иначе, крах этой структуры рано или поздно неизбежен» [35]. Следует особо подчеркнуть, что сразу после сообщения об аресте Л. Берии как «врага народа», в органы прокуратуры и ЦК КПСС стали поступать многочисленные заявления и жалобы осужденных и их родственников по поводу пересмотра уголовных дел, и применения незаконных методов в процессе ведения следствия. В записке в Президиум ЦК от 19 марта 1954 г. Руденко и министра внутренних дел С. Круглова отмечалось, что в лагерях, колониях и тюрьмах содержатся 467 946 осужденных за контрреволюционные преступления, немалую долю среди которых составляли предатели, каратели и пособники немецко-фашистских оккупантов, и еще находятся в ссылке после отбытия основного наказания за контрреволюционные преступления 62 462 человека. Разумеется, подобные действительно волюнтаристские решения являлись грубым нарушением принципов отправления правосудия и конституционных прав граждан, вследствие чего имелись бесспорные юридические основания для реабилитации лиц, ставших жертвами беззакония и правового произвола. В указанной записке Р. Руденко и С. Круглова также подчеркивалось, что с августа 1953 по 1 марта 1954 г. В 1941—1944 годах ОСО также рассматривались дела на разоблаченных агентов германских спецслужб, фашистских карателей и пособников оккупантов. Из этого общего числа осужденных ОСО за 19 лет его существования оно было ликвидировано 1 сентября 1953 г. Круглова, изложенного в записке от 19 марта, в мае 1954 г. Данная статья имела 10 частей — различных составов преступлений — от шпионажа, диверсии, вредительства, терроризма до антисоветской агитации и пропаганды — статья 58—10. О результатах работы Центральной комиссии Р. В то же время были отменены приговоры или прекращены уголовные дела в отношении 8 973 человек, что означало их частичную реабилитацию, были освобождены из мест лишения свободы 21 797 человек, отменена ссылка 1 371 осужденному. Помимо этого были сокращены сроки наказания 76 344 осужденным и в отношении 2 891 из них были переквалифицированы обвинения на менее тяжкие составы преступлений [39]. Помимо этого были образованы Выездные комиссии Президиума Верховного Совета СССР всего их было образовано 97 , наделенные правом объявления амнистии в отношении осужденных рядовых граждан и коммунистов, но не номенклатурных партийных работников. На основании выявленных Центральной комиссией многочисленных фактов нарушения норм и принципов ведения следствия, в КГБ при СМ СССР, КГБ союзных и автономных республик Союза ССР, управлениях КГБ по краям и областям были созданы аналогичные комиссии для пересмотра следственных и уголовных дел с участием прокурорских работников, наделенные правом пересмотра решений внесудебных «двоек» и «троек», образовывавшихся при районных и краевых управлениях НКВД [40]. В результате работы этих комиссий вскрывались многочисленные факты нарушения законности в ходе следствия и необоснованного привлечения к уголовной ответственности граждан, что влекло пересмотр их дел, снятие обвинений либо смягчение формулировок обвинения с досрочным освобождением осужденных. Но были примеры и иного рода, о чем свидетельствуют судьбы генералов П. Судоплатова, Н. Эйтингона и полковника Я. Серебрянского [41]. В связи с выявленными в процессе пересмотра уголовных дел многочисленными фактами нарушений социалистической законности, в конце 1955 г. Поспеловым и А. Подчеркнем и следующие важные обстоятельства. По обстоятельствам, вскрывавшимся в процессе пересмотра уголовных дел в 1954-1957 годы, а также по результатам следствия в отношении высокопоставленных работников органов госбезопасности, началось выявление и привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушениях социалистической законности. Весной 1954 г. Это было началом по пересмотру многих законодательных актов, определявших карательную политику Советского Союза. Еще 1 сентября 1953 г. Президиум ЦК КПСС принял постановление «Об освобождении из ссылки на поселение ранее осужденных за антисоветскую деятельность» лиц, осужденных на срок до 5 лет. Естественно, что новая волна ходатайств о пересмотре уголовных дел нахлынула после появления информации в марте 1956 г. Хрущева с разоблачениями культа личности И. Сталина, о чем мы расскажем далее. А это, в свою очередь, породило новые проверки и «чистки» в рядах сотрудников КГБ, новые разоблачения беззаконий и наказания.

Черная Быль: система против хаоса. Что происходило 26 апреля 86-го

Первое главное управление КГБ СССР (ПГУ) — структурное подразделение Комитета государственной безопасности СССР, ответственное за внешнюю разведку. Главное управление специальных программ президента Российской Федерации встретит день чекиста по праву – как выходец из системы КГБ/ФСБ. Первое главное управление КГБ СССР (ПГУ) — структурное подразделение Комитета государственной безопасности СССР, ответственное за внешнюю разведку. Первое главное управление КГБ СССР (ПГУ) — структурное подразделение Комитета государственной безопасности Советского Союза, ответственное за внешнюю.

Первое генеральное управление КГБ

Sputnik Беларусь. 8 ГУ КГБ СССР состояло из трех больших подразделений – управлений А, В и С, из которых управление А отвечало за безопасность дипломатической переписки, управление В – за безопасную выработку ключей и своевременное обеспечение ими всех нуждающихся. Какие успехи были достигнуты Первым Главным управлением КГБ, когда им стал руководить Владимир Александрович Крючков, в дальнейшем Председатель КГБ? Главное управление безопасности связи (ГУБС, создано на базе 8-го Главного управления КГБ СССР, контролировавшего все шифровальные службы, включая службу МИД, правительства и президента СССР). В 9-м Управлении КГБ СССР, пройдя «традиционный» путь офицера охраны, Юрий Васильевич возглавлял комендатуру Большого Кремлевского дворца, а потом был избран секретарем партийной организации управления. Первое главное управление КГБ СССР (ПГУ) — структурное подразделение Комитет.

Ветеран советской разведки: Кто и как готовил СССР к «Беловежской Пуще»

В этой записке, в частности, говорилось: «Существующее организационное построение Министерства внутренних дел СССР и его органов громоздко и не в состоянии обеспечить должного уровня агентурно-оперативной работы в свете задач, поставленных перед советской разведкой Центральным комитетом КПСС и Советским Правительством. В целях создания необходимых условий для улучшения разведывательной и контрразведывательной работы считаем целесообразным выделить из Министерства внутренних дел СССР оперативно-чекистские управления и отделы и на их базе создать Комитет по делам государственной безопасности при Совете Министров СССР». Такое значительное понижение государственно-правового статуса по сравнению с существовавшим с 1946 года министерством госбезопасности, было, в основном, связано с недоверием и подозрительностью Хрущева и других тогдашних руководителей страны в отношении органов госбезопасности и их руководителей. Задачи одного из важнейших направлений деятельности КГБ — внешней разведки, были конкретизированы в решении ЦК КПСС от 30 июня 1954 года «О мерах по усилению разведывательной работы органов государственной безопасности за границей». Оно требовало направить все усилия на организацию работы в ведущих западных странах США и Великобритании, которые были старым геополитическим соперником России, а также на «используемых ими для борьбы против Советского Союза странах, — в первую очередь Западной Германии, Франции, Австрии, Турции, Иране, Пакистане и Японии». Его заместителями стали К. Лунев первый заместитель , И. Савченко, П. Григорьев, В.

Сегодня опробуется по этой методике Россия. При этом используется система анализа Google, система штрих-кодирования, банковская электронная система слежения, мобильная связь и т. Было применено оружие против атомной подводной лодки «Курск», чуть не приведшее к ядерному конфликту, развязано КНИ в Чечне, Таджикистане, Грузии и т. Применялись террористические акты с подрывом метров, общественных центров, жилых домов, захватов заложников с использованием каналов сионистского телевидения, которое выступило спонсором этого террора. Был уничтожен при помощи радиоактивного вещества Александр Литвиненко, внедренный в систему элиты сионского импера в Лондоне. Россия сегодня огорожена частоколом ПРО, включая Арктику. Периодически сбиваются военные спутники и станции России. Более того, на ней опробовано климатическое оружие в 2010 ионизационными установками на Аляске, в Норвегии и под Мюнхеном… С успехом применяется биолого-психологическое оружие. Это грипп не известной модификации, как среди людей, так и животных, ВИЧ-инфекция, которой нет в природе и т.

Фитин стал заместителем начальника внешней разведки НКВД в 1938 году, а через год в возрасте тридцати одного года стал начальником. Служба внешней разведки России приписывает Фитину восстановление разрушенного после сталинского террора управления внешней разведки. Фитину также приписывают подробное предупреждение о немецком вторжении 22 июня 1941 года, которое положило начало Великой Отечественной войне. Берия оставил Фитина начальником внешней разведки до окончания войны, но понизил его в должности. С июня по сентябрь 1946 года начальником внешней разведки 1-е управление МГБ был генерал-лейтенант Петр Кубаткин 1907 года рождения , его сменил тогдашний генерал-лейтенант Петр Федотов 1900 года рождения. С 1949 по 1951 год начальником разведки Комитета информации был Сергей Савченко. Савченко родился в 1904 году и сначала работал охранником. Когда Андрей Вышинский стал министром иностранных дел и главой Комитета информации, Савченко была его заместителем и главой внешней разведки. В 1951 году его сменил генерал-лейтенант Евгений Петрович Питовранов, многолетний сотрудник спецслужб. Позже, когда в крупных городах по всему миру были созданы официальные советские посольства, дипломатические представительства и иностранные представительства, они были использованы для строительства постов правовой разведки под названием резидентура. Его возглавлял житель, настоящая личность которого была известна только послу. Первые операции советской разведки были сосредоточены в основном на российских военно-политических эмиграционных организациях. Согласно указаниям Владимира Ленина , отдел внешней разведки выбрал своей главной целью белогвардейцев Белое движение , из которых самые крупные группы находились в Берлине, Париже и Варшаве. Управление разведки и контрразведки вело длительные так называемые разведывательные игры против русской эмиграции. В результате этих игр основные представители русской эмиграции, такие как Борис Савинков, были арестованы и отправлены на многие годы в тюрьму. Другой известной акцией против русской эмиграции, проведенной в 1920-х годах, была операция «Доверие» Trust Operation. Эта должность позволяла ему выезжать за границу и контактировать с русскими эмигрантами. MUCR сохранил монархист общую А.

Призывали в КГБ и интеллигенцию — библиотекарей, инженеров, учителей. Их жизненный опыт помогали закрепить в Высшей школе КГБ или Краснознаменном институте — в зависимости от выбранного направления работы. Многие сотрудники органов попали туда сразу после вуза. Выпускники МГИМО, Института стран Азии и Африки, различных в основном гуманитарных факультетов Московского и Ленинградского университетов — все они успешно сделали карьеру на госслужбе и многие сумели добиться высоких постов. Куда уходили из КГБ Можно с уверенностью сказать, что работники госбезопасности и после ухода из родных стен смогли найти свое место в жизни. Даже те, кто в начале 90-х годов опасался не просто остаться без работы, но и подпасть под люстрации, сейчас успешно зарабатывают в частных фирмах или принимают государственные решения в органах власти.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий