Новости кто стал первым в россии царем

Его не называли царем и венчали на великое княжение, но власть его была освящена митрополитом, и таким образом он стал первым духовным преемником византийских монархов. Михаи́л Фёдорович — первый русский царь из династии Романовых. Правил с 27 марта (6 апреля) 1613 года, был избран на царствование Земским собором 21 февраля (3 марта). Официальный титул царя на Руси появился (16) 25 января 1547 года, когда состоялось венчание на царство Ивана IV.

Начало династии Романовых: 309 лет назад в России воцарился мир и покой

Своим характером и своими увлечениями Петр определял движение страны. Он был безусловным инициатором всего самого важного и заметного, что произошло тогда. Как ему удалось создать регулярную армию и флот? В чем заключались административные реформы? Как появились Санкт-Петербург и Императорская академия наук? И как Петр I сделал Новый год зимним праздником, приучил брить бороды и носить европейское платье? После того как умерли и Алексей Михайлович, и его старший сын Федор, между Нарышкиными и Милославскими развязалась борьба за власть. В результате царями были объявлены сразу два брата: Иоанн сын Милославской и Петр сын Нарышкиной. Регентом стала их сестра Софья.

Через семь лет ее фактического правления случился переворот: Петр заподозрил сестру в заговоре и отстранил ее от власти, заточив в Новодевичий монастырь. После этого Россией еще некоторое время формально правили два царя, но реальная власть находилась в руках Петра и семьи Нарышкиных. В 1694 году умерла Наталья Кирилловна Нарышкина, а в 1696-м — царь Иоанн. С этого момента началось единоличное правление Петра I, за 29 лет которого он радикально изменил международный, политический, экономический, социальный и культурный облик России. Поделиться Со дня рождения Петра Великого исполнилось 350 лет Со дня рождения Петра Великого исполнилось 350 лет Регулярная армия В 1699 году Петр I решил создать профессиональную армию на регулярной основе. И в 1705 году ввел рекрутскую повинность: крестьянские дворы выставляли на пожизненную военную службу солдат-рекрутов, одного человека из 20, 25 или 50 дворов. Ядром армии стали лейб-гвардии Преображенский и Семеновский полки. Для солдат придумали единую форму: пехота носила зеленые кафтаны и черные шляпы, кавалерия — синие кафтаны и черные шляпы.

В 1711 году организовали при каждой воинской части оркестры. В 1716-м утвердили права и обязанности служащих — "Устав воинский сухопутный". По нему вводились воинская присяга и наказания за преступления, вплоть до смертной казни. Хотя была и система поощрений: в 1698 году Петр I учредил первую высшую награду в российской истории — орден Андрея Первозванного, а после каждого крупного сражения офицерам и солдатам вручали памятные золотые и серебряные медали. Создание русского флота Днем рождения российского военно-морского флота стало 30 октября 1696 года. Тогда Боярская дума поддержала идею царя создать регулярный флот на Азовском море. Варфоломеев С началом Северной войны был основан Балтийский флот — в 1703 году построили его первый парусный фрегат "Штандарт" и форт Кронштадт. В 1714-м балтийская эскадра одолела шведов в битве у мыса Гангут — это первая в истории победа русского флота.

Сначала офицеры ездили учиться в Англию, Голландию и Венецию, а в 1715 году учредили петербургскую Морскую академию. Ее выпускников называли "гардемаринами", от французского garde-marine — "морская охрана". В 1720—1722 годах для военных моряков написали "Устав морской" и "Регламент адмиралтейский".

Титул царя свидетельствовал о самодержавном характере власти его обладателя. К тому же, царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических отношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул переводили как «принц» или «великий герцог».

Титул же «царь» или совсем не переводили, или переводили как «император». Русский самодержец тем самым вставал вровень с единственным в Европе императором Священной Римской империи. В историю первый русский царь, прозванный Грозным, вошел как очень противоречивая личность. Он провел земскую, церковную и ряд других реформ, создал приказы — единые органы управления.

Он уступил место новой для Руси форме венчания царей, соответствующей древнему цареградскому византийскому чину, сопровождаемому миропомазанием. Почему произошли такие изменения? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к тому времени, когда будущий царь еще не появился на свет. Следует вспомнить период, когда земля Русская была раздираема политическими распрями и раздроблена.

Необходимо идеологическое обоснование первенства Москвы Прежде чем Москва стала важным политическим центром, собрав вокруг себя земли в единую крепкую державу, потребовался ряд войн, дипломатических ходов и множество прочих факторов. Но этого было еще мало. Было необходимо идеологическое обоснование того, что власть все больше сосредотачивается в руках великого Московского князя. Началом формирования такой идеологии считается конец 15 — начало 16 вв. Именно тогда на территории Восточной Европы как раз и складывалось мощное Русское государство. Следовало ответить на вопросы: Какое место в мире может оно занять? Какова его роль в дальнейшей истории? В этих условиях и формируется теория под названием «Москва — Третий Рим», обосновывающая единодержавие великих Московских князей.

Она связана с именем старца Филофея, обитавшего в Псковском Елеазаровском монастыре. Большая роль в ней отведена православной религии. Русь как преемница Византийской империи Нужно отметить, что представления о месте Руси в христианском мире стали формироваться вскоре после того, как она приняла христианство. До этого у славян существовала языческая вера, а после их крещения Киевская Русь сравнялась с прочими христианскими странами. Но как показал исторический процесс, не всем государствам удалось сохранить веру в первоначальном виде. В 1054 году Римская церковь отделилась от Вселенского православия. В 1439 году константинопольским патриархом была заключена Флорентийская уния с Римской церковью.

Эта цель заключается в том, чтобы быть достойными выпавшей на долю Московии великой миссии завершения мировой истории. Как будущая держава, Русское государство становится в один ряд с государствами Европы. Руси того времени выпала особая историческая роль, в числе прочего она стала рассматриваться и как единственная хранительница истинного христианства. Венчание Иоанна на царство Именно такие воззрения на изменения в православном мире и преобладали при Иване Грозном. В 1547 году, 16 января, в Кремле, в Успенском соборе было проведено торжественное венчание великого князя Ивана IV на царство. Митрополит возложил на Иоанна крест Животворящего Древа вместе с бармами широкое оплечье или воротник с изображениями религиозного характера и шапку Мономаха. Это предметы, являвшиеся знаками царского сана. После того как первый русский царь приобщился к Святым Тайнам, его помазали миром. Свидетельством того, что данное событие не рассматривалось, как просто красивый обряд, а было серьезно воспринято Иваном IV, служит и тот факт, что по прошествии десяти лет он решил закрепить свое положение. Он попросил благословения на совершенное венчание у Восточной церкви, так как до этого вселенский патриарх не давал его. А значит, в глазах иностранных правителей Иван Грозный не был первым русским царем. Грамота вселенского патриарха И вот в 1561 году патриарх Иоасаф прислал в Москву соборную грамоту, подписанную греческими митрополитами и епископами. В ней говорилось о родстве Московского царя и греческой царевны Анны, о роли Владимира Красно Солнышко. Грамота поясняла, что Иван IV, без сомнения, происходит из царского рода, а именно от сестры Василия Багрянородного Анны, а также был венчан диадемой, прочими одеждами и знаками царского сана, которые были присланы из Греции. А значит, Иоанну следует именоваться законно венчанным. Таким образом, Иоанн Грозный не просто получил царский титул, которым его называли во внешнеполитических документах. Он оказался первым русским царем, который осознал всю важность пребывания на престоле, сопряженную с духовной направленностью, без наличия которой Москва не смогла бы стать центром Русского государства и преемницей Константинополя. Похожие статьи.

Содержание статьи

  • 2 комментария
  • Топ-10 самых долго правящих глав России за последние 400 лет (да, он уже в топе!)
  • 25 августа 1530 родился Иван IV (Грозный), первый Царь всея Руси
  • Первый русский царь. Удивительная биография первого царя и первая денежная реформа в России

Новости и события Российского исторического общества

На Соборе, призванном избрать Патриарха присутствовали два Патриарха — Александрийский и Антиохийский, архиереи, архимандриты, игумены и множество прочего клира. Собор при активном участии царя выбрал из 12 кандидатов трех достойнейших. Список с их именами был передан царю, который, посоветовавшись с Патриархом Антиохийским Макарием, указал на архимандрита Владимирского монастыря Иоасафа. Следующие патриархи Питирим и Иоаким, можно сказать, были прямо «назначены» царем Алексеем Михайловичем при формальной поддержке Архиерейского Собора. При избрании в патриархи последнего перед упразднением патриаршества первосвятителя Адриана произошел конфликт между ним и Петром I. Петр I хотел, чтобы патриархом стал псковский митрополит Маркелл — человек, отличавшийся ученостью и могущий поддержать нововведения царя. Епископат в общем был согласен.

Но среднее духовенство архимандриты, игумены видных монастырей предложили Адриана — человека высокой духовной жизни, строгого ревнителя церковных преданий. Церковный Собор, на котором выявились эти разногласия, решил дело в пользу Адриана После 1917 года После двухсотлетнего Синодального управления церковью новый Патриарх был избран в 1917 году на Поместном Соборе. Процедура выборов состояла из двух этапов. Полный состав Собора архиереи, иереи и миряне численностью 364 человека 5 [18] ноября выбрали трех кандидатов. Затем был брошен жребий, который пал на Митрополита Московского Тихона Белавина. Надо сказать, что это избрание Патриарха было первым в истории России, в котором никакого участия не принимала светская власть.

Более того, патриаршество именно и возрождалось с целью противопоставить аморфной власти Временного правительства о большевиках вначале всерьез никто не думал оформленный и замыкающийся на конкретной личности организм. После смерти Патриарха Тихона в 1925 году большевики долго не позволяли избрать нового первосвятителя. Ситуация изменилась в 1943 году. Сталин разрешает созвать Собор епископов, который собирается 8 сентября 1943 года. В Соборе приняли участие 19 иерархов. Кандидатура при голосовании была единственной — Митрополит Сергий Страгородский , который и был избран открытым голосование.

В Соборе 1945 года приняли участие 41 русский и 5 зарубежных епископов.

Михаил Фёдорович предпринял меры, направленные на стабилизацию социально-политической ситуации в стране: в 1615 г. Лыковым подавлен бунт т. Баловневым часть из них поступила на царскую службу ; тогда же князь Д. Пожарский одержал победу над А. Михаил Фёдорович заключил важные мирные соглашения, ознаменовавшие завершение Смутного времени , — Столбовский мир 1617 г. Деулинское перемирие 1618 г. Внутриполитические мероприятия Михаил Фёдорович фактически правил совместно с отцом, именовавшимся с 1620 г. В 1622 г.

Бармы царя Михаила Фёдоровича. Италия — атлас, 17 в. Москва — шитьё, 1629—1645. Подписание внешнеполитических актов позволило правительству Михаила Фёдоровича в 1618 г. В сфере прямого налогообложения размеры фискальных сборов по сошному письму приводились в соответствие с количеством реально обрабатываемой земли. В структуре косвенного налогообложения стали преобладать налоги с таможен и кабаков. В 1632 г. В соответствии с их коллективными челобитными часть т. В царствование Михаила Фёдоровича продолжилось освоение земель в Восточной Сибири, построены остроги Енисейск 1619 , Красноярск 1628 , Якутск 1632 , направлялись экспедиции за ясаком в Приамурье 1643—1646.

В 1630-х гг. Виниус , его брат Авраам и Е.

Речь шла о «русском чуде». Несмотря на открытую ситуацию с двоевластием двух государей, царя и патриарха, роль Михаила Фёдоровича и членов Боярской думы оставалась определяющей в делах. Урожденный мудрым Михаил Романов учитывал мнение отца, идя на компромиссы. Но с каждым днем и новым опытом его решениями управляли не страх и безволие, а объективная оценка политической ситуации.

К слову, из сохранившейся переписки отца и сына можно сделать вывод, что в их взаимоотношениях не было место диктату. Строки пронизаны взаимным уважением и доброжелательностью. С кончиной Филарета царь и вовсе 12 лет управлял Россией самостоятельно. В истории он остался праведным и честным государем. Михаил Фёдорович не отличался суровым нравом и жесткими правилами. В руководство городами он поставил институт воевод.

Одного только прошения горожан было достаточно, чтоб царь заменить их на выборных представителей из земской знати. Умеренный правитель справедливо регламентировал и взимание налогов. Самоуправство сборщиков податей регулировали внедренные в процесс писцовые книги. В правление Михаила Фёдоровича стартовали работы по поискам природных богатств, построились оружейные, чугуноплавильные и кирпичные заводы. Именно Михаил Романов стал основателем в Москве Немецкой слободы, где поселились заграничные инженеры и военные. Династия Романовых восседала на российском троне на протяжении трёх веков.

Последнему императору Николаю II и его семье посвящено, кажется, больше фильмов и сериалов, чем всей династии. Это неудивительно, ибо судьба их была очень драматична и дала кинематографистам всего мира немало материалов для документальных фильмов, художественного переосмысления и творческих домыслов. Понравилась статья?

Феофан Прокопович выступил с проповедью, описав все знаменитые дела царя, за которые он достоин называться Отцом Отечества, Императором и Великим. Вслед за этим к царю подошли сенаторы, канцлер граф Г. Под залпы сотен орудий Адмиралтейства, Петропавловской крепости и введённых в Неву 125 галер Пётр принял новый титул.

По словам очевидца, «всё казалось объято пламенем и можно было подумать, что земля и небо готовы разрушиться». Так Россия стала империей. Принятие императорского титула знаменовало принципиально важные перемены в международном положении России.

Новости и события Российского исторического общества

Чтобы Москва действительно могла стать продолжателем христианских традиций, следовало по византийскому образцу наделить правящих особ властью «от Бога», а Мoскву сделать новым Царьградoм. Эта идея родилась при дворе Ивана III и заставила его подчиненных переосмыслить подход к вступлению в права очередного властителя. В это время при дворе шла серьезная борьба за то, какая ветвь рода Ивана III будет дальше управлять государством. Великий князь был женат два раза: в первый раз на тверской княжне Марии Борисовне, во второй — на Сoфье Палеoлoг, сестре последнего императора павшей Византии. Любопытно, что внедрение идеи «Москва — новый Константинополь» принадлежит не Сoфье Палеoлoг, а ее противникам — священникам и книжникам, близкими Дмитрию и его матери Елене Волошанке. Близкий к Елене митрополит Зoсима даже сочинил «Излoжение пaсхaлии», в которое вложил идею о преемственности власти.

В сочинении Пaлеoлoг не упоминалась, а преемственность основывалась на верности Руси Богу, Зoсима называл самoдержца царем и утверждал, что его поставил над Русью сам Гoспoдь. Кроме духовенства, за Дмитриeм Внукoм стояли тверские князья, которые недолюбливали Палеoлог, считая ее чужой и связывая, «нестрoения на Руси» с ее появлением.

Вопрос «Что можно рассказать о Газотурбинной установке на лекции? В начале XVI столетия численность населения страны не превышала девяти миллионов человек. Южная граница государства подвергалась набегам кочевых народов. Институты государственного управления остро нуждались в преобразованиях и реформировании.

Выходом могла стать только сильная самодержавная власть. Детство будущего царя прошло под неусыпным контролем опекунов. С малых лет Ивана окружали интриги враждующих между собой придворных кланов, которые стремились занять главенствующее положение и получить княжеские привилегии.

Царской династией Романовы стали в 1613 году, когда Михаила Федоровича избрал на царство Земский Собор. С тех пор Романовы правили Россией — вплоть до 1917 года. Все самое интересное о семье Романовых читайте в подборке материалов портала «Культура.

РФ» по ссылке.

По договору, заключенному с русским посольством, Владислав должен был принять православие и прибыть в Москву для возведения на престол. Специально для коронации своего сына Сигизмунд III заказал у ювелиров «Московитскую корону» — венец, увенчанный 255-ю драгоценными камнями: жемчугом, сапфирами, изумрудами и рубинами. На Руси же от имени царя Владислава Жигимонтовича даже начали печатать монеты. Однако Владислав православие так и не принял и в Москву не прибыл. Корона же после смерти его отца была разобрана на драгоценности, большая часть из которых попала к германским курфюрстам Гогенцоллерам, после чего следы их затерялись. По легенде, один из камней, входивших в «Московитскую корону», резной сапфир, был позднее подарен императору Николаю Павловичу и до сих пор хранится в Оружейной палате. Якобы при нем был обнаружен пергамент с надписью Ex Corona Moscoviae. Впрочем, историки в эту теорию не верят. Яблоко державное Зато российские монархи позаимствовали у польских один из двух главных символов монаршей власти — державу, которая в Польше в старину называлась «яблоком царского чина», а на Руси — «яблоком державным».

Впервые как символ власти она была использована русским царем в 1557 году, а для венчания на царство державой впервые воспользовался Лжедмитрий I в 1605 году.

Русские цари и императоры

Далее рассмотрим, как и почему Иван IV стал первым царем России. Но московским царём стал совсем другой человек. Князь Дмитрий Пожарский не мог стать новым царём — слишком чистая репутация. В результате Иван был провозглашен первым царём, а Пётр, как младший по возрасту, вторым. Правда, из-за репрессий царя Бориса Годунова, заподозрившего Романовых в покушении на свою жизнь, Фёдор был пострижен в монахи и стал потом Ростовским митрополитом Филаретом. россия. РИА Новости.

Кто стал 1 царем в россии

Не меньше, чем разбойники доставляла хлопот оппозиция. Борис Годунов попытался расправиться с боярской оппозицией. У Бориса Годунова в добавок к боярской оппозиции появилась новая и весьма серьезная проблема — Лжедмитрий. Перед тем, как вступить в Россию, Лжедмитрий разослал через многочисленных агентов «прелестные грамоты». В «грамотах» содержался призыв к населению поддержать «законного царевича» и помочь ему в «возвращении престола». Некоторые историки считают, в деле появления самозванца активную роль сыграло московское боярство, враждебное Борису. С Борисом-царём нельзя было открыто бороться потому, что он был сильнее боярства, сильнее же и выше Бориса для народа была лишь династия Калиты. Свергнуть Бориса можно было только во имя её. Для этого, якобы, и понадобился псевдо-Димитрий, псевдо-потомок Калиты. В случае «возвращения» на престол, как царевича Дмитрия, он обещал помощь Польше в войне со Швецией, а также обязался передать Польше половину Смоленского княжества и шесть городов Северской земли. В октябре Лжедмитрий переправился через Днепр и начал поход на Москву.

К самозванцу примкнули разгромленные повстанцы Хлопка и многочисленные беглые. В конце октября под власть Лжедмитрия перешёл Чернигов. Лжедмитрию сдался Путивль. Вслед за этим «лжецаря» признали Рыльск, Севск, Курск и Кромы. Новгород-Северский устоял. Новая битва состоялась 21 января 1605 года под Севском, у села Добрыничи. Лжедмитрий был вынужден отступить к Путивлю.

Патриоты России тяжело переживали факт захвата оккупантами столицы. Рязанский дворянин Прокопий Ляпунов, вдохновившись грамотами патриарха Гермогена, призывавшими к сопротивлению оккупантам, кинул клич — и начал сбор земского ополчения. Это ополчение весной 1611-го подступило к Москве, но штурм окончился неудачей, а сам Ляпунов вскоре погиб. Впрочем, нижегородский земский староста Кузьма Минин и участник неудачного штурма Москвы воевода князь Дмитрий Пожарский стали собирать 2-е земское ополчение. Ополченцы вновь подошли к Москве и в ходе нескольких яростных сражений в августе 1612-го наголову разбили польское войско гетмана Яна Ходкевича. На помощь Ходкевичу выступил сам король Сигизмунд, но, столкнувшись с яростным сопротивлением русских, вынужден был отдать приказ об отступлении. Засевшие в Кремле и Китай-городе отряды полковников Николая Струся и Юзефа Будилы, доведённые голодом до людоедства, сдались в ноябре. Но ещё до этого поляки вышвырнули из Кремля до нитки ограбленные ими семьи русских бояр — в том числе Михаила Фёдоровича с Ксенией-Марфой. Для того чтобы окончательно возродиться, Россия настоятельно нуждалась в легитимной власти. Ведь мало того, что Сигизмунд и Владислав отнюдь не отказались от своих притязаний, так обозначился ещё один претендент на российский трон — шведский король Карл IX хотел посадить на шею россиянам своего сына Карла Филиппа, а пока удовольствовался оккупацией Новгорода. Его вскоре ликвидировали, но оставался малолетний «ворёнок» — сын убитого ещё в декабре 1610-го Лжедмитрия III и знатной польской шляхтянки Марии Мнишек Иван. Поэтому в Москве был спешно собран Земский собор, для участия в котором съехались делегаты от всех русских земель, по разным оценкам от 700 до 1 500 человек, которым предстояло выбрать законного царя. На трон претендовали представители знатных боярских родов — и в январе 1613-го начались выборы. В какой-то момент выборный процесс зашёл в тупик — слишком много оказалось знатных претендентов и у каждого были свои сторонники, ратовавшие за своего избранника. Вельможи, желавшие царствовать, подкупали людей, «дающе и обещающе многие дары». Но большинство кандидатур вызвала неприятие — ведь некоторые знатные роды чересчур запятнали себя сотрудничеством с польскими оккупантами, а, например, спасителю Москвы Дмитрию Пожарскому, напротив, не хватило родовитости и влиятельности. Михаилу же Романову, также выдвинутому в числе кандидатов, в недостаток выставляли молодость и отсутствие достаточного жизненного опыта. Против него высказался даже собственный дядя Иван Никитич Романов — «князь Михайло Федорович ещё млад и не в полне разуме, кому державствовати? В поддержку Михаила выступили многочисленные казаки, освобождавшие Москву в составе второго ополчения. Мы хотим немедленно присягнуть царю, чтобы знать, кому мы служим и кто должен вознаграждать нас за службу». Историк Лев Гумилёв объясняет: «Казаки были настроены в пользу Михаила, поскольку его отец, друживший с тушинцами, не был врагом казачеству. Бояре помнили о том, что отец претендента из знатного боярского рода и к тому же двоюродный брат Фёдора Иоанновича, последнего царя из рода Ивана Калиты. Иерархи церкви высказались в поддержку Романова, так как его отец был монахом, причём в сане митрополита, а для дворян Романовы были хороши как противники опричнины». В конце концов на сторону Михаила стали склоняться и многие бояре, решившие, что смогут вертеть юным и неопытным государем по своему усмотрению. Решающее голосование состоялось 3 марта 1613 года — и Собор избрал Михаила на царство. Сам он находился в тот момент в Костроме. По преданию, мать, имевшая на Михаила большое влияние, пыталась отговорить его от царствования: напуганная судьбой предыдущих государей, она считала, что престол окажется для её сына гибельным. Но Михаил согласился и вскоре выехал в Москву. Прознав об избрании Михаила, поляки направили отряд для его пленения, однако самопожертвование крестьянина Ивана Сусанина отвело от юного самодержца эту угрозу. Новое правительство энергично взялось за борьбу с внешними и внутренними угрозами. Трёхлетнего «ворёнка Ивашку» повесили, что породило легенду о том, будто его мать Марина Мнишек в отчаянии прокляла род Романовых. После того как страна вновь обрела законного царя, война с захватчиками закипела с новой силой. В итоге через несколько лет польских и шведских интервентов удалось выдворить из государства, правда в заключённых с ними мирных договорах пришлось признать серьёзные территориальные потери.

При этом "Все замужные жены поступают в рангах, по чинам мужей их". Дело в том, что все военные чины, начиная с самого низшего, четырнадцатого прапорщик ранга давали право на наследуемое поместье, так что дослужившиеся до этого уровня на это требовалось минимум 15 лет становились дворянами. У гражданских служащих право на наследуемое поместье получали только чиновники восьмого ранга коллежский асессор и выше. Нижние чины получали поместье, но не могли передавать его по наследству. Понятно, что многие чиновники выслужить дворянство не успевали и постепенно формировали новое сословие разночинцев. Петр не жалея раздавал земли с населявшими их крестьянами в частные руки. Так заставляло его поступать безденежье и необходимость оплачивать службу своих сподвижников. Раздача в особенности коснулась дворцовых сел и волостей. Остальные социальные группы, кроме духовенства, должны были платить новый налог - подушную подать - и назывались податными сословиями. Из разных категорий крестьян, не находившихся в крепостной зависимости от помещиков или церкви черносошные крестьяне Севера, нерусские народности и т. Они могли владеть собственностью, выступать в суде в качестве одной из сторон, выбирать представителей в сословные органы и т. Таким образом, был включен социальный лифт, позволявший с самых низов выбиться во дворянство. Иначе говоря, русские мещане могли становиться дворянами совершенно официально и при этом не выглядеть неотесанной деревенщиной. В итоге весь военный и гражданский высшая часть управленческий аппарат принадлежал к одному сословию - дворянству, так что российская бюрократия была не только патримониальной, но и сословной. Каждый чиновник должен был сам для себя решать, что для него главнее - интересы службы, т. С помощью этой огромной бюрократической машины Петру удалось соорудить вполне боеспособную армию. Указом от 20 февраля 1705 года "О наборе рекрут, с 20 дворов по человеку, от 15 до 20 лет возраста, с приложением статей, каковы даны Стольникам о сем наборе" было обеспечено практически неограниченное пополнение личного состава армии. В итоге к 1708 году вместо примерно 40 тысяч солдат армия России составляла 113 тысяч рекрутов. До 1725 года произвели 53 рекрутских набора и привлекли на службу более 284 тысяч человек. Наряду с традиционной рентной экономикой, главным ресурсом которой была земля, удалось создать и промышленность. Не без участия иностранных специалистов, конечно, равно как и обучения русских за рубежом. Прежде всего строились мануфактуры для шитья военной формы и, как тогда говорили, железоделательные заводы для производства оружия. Число фабрик и заводов в конце царствования Петра I составляло 233. К концу правления Петра Россия вышла на третье место в Европе по производству черных металлов, а к середине века - на первое. Портрет кисти Готфрида Кнеллера был подарен Петром в 1698 году английскому королю. Фото: wikimedia. Казна пополнялась за счет нововведенных косвенных налогов и государственных монополий на соль, алкоголь, табак и т. Была даже проведена перепись населения в 1718 году, по итогам которой в 1724 году и ввели подушную подать. Что касается Указа Петра I "О наследии имений" от 23 марта 1714 года, то для начала следует оговориться, что в исторической, да и в правовой литературе этот документ чаще называют "Указ о единонаследии", при этом этот важнейший правовой акт не касается наследования трона. Впрочем, такая ситуация продолжалась недолго. Так, Указом от 31 января 1721 года было запрещено определять в секретари учреждений 10-й класс в "Табели о рангах" недворян, чтобы они не могли "в асессоры, советники и выше происходить" соответственно 8-й, 9-й и более высокие классы в "Табели о рангах". Исключение делалось только для наиболее талантливых. В чем же значимость Указа? Указ гласит: "Понеже разделением имений после отцов детям недвижимых великой есть вред в государстве нашем, как интересам государственным, так и подданным и самим фамилиям падение", а потому "недвижимых вещей, т. Иначе говоря, наследство имений должно переходить одному-единственному наследнику, поскольку деление дробление имений, по мнению Петра, было вредно для семьи и государства, ибо мелкие дворяне, "имея свой даровой хлеб, хотя и малый, ни в какую пользу государства без принуждения служить не будут, но ищет всякий уклоняться и жить в праздности". Завершилось юридическое и экономическое слияние режимов поместий и вотчин. Петром было осуществлено единое регулирование этих объектов, которые в Указе впервые называются одним термином - недвижимым имуществом наряду с поместьями и вотчинами упоминаются дворы и лавки. Анализируя Указ от 23 марта 1714 года, Г. Шершеневич писал: "Раздел наследства представлялся в глазах императора чрезвычайно вредным: раздробление имений уменьшает их экономическую ценность и отягощает крестьян, а вследствие того страдает правильное поступление податей, знатные фамилии беднеют и теряют свое значение, а наследники уклоняются от государственной службы. Слив вотчины и поместья в одно понятие недвижимых имуществ, Петр I установил необходимое единонаследие. Если наследодатель не назначал сам наследника из своих сыновей, то имущество переходило к старшему из них. Таким образом, завещательное право, успевшее значительно развиться, возвратилось к исходному пункту - свобода завещателя состояла только в выборе члена семьи: завещания в пользу посторонних лиц не допускались". Царствование Петра ознаменовалось появлением также нового вида земельного владения. В 1721 году последовал указ, разрешавший "для размножения заводов как шляхетству так и купецким людям к тем заводам деревни покупать невозбранно с позволения берг- и мануфактур-коллегии, токмо под такою кондициею: дабы те деревни всегда были уже при тех заводах неотлучно.

В 1480 году страна окончательно освободилась от притязаний Орды на власть над ней. После падения Константинополя в Москве, пусть и не сразу, вспомнили таинственные предсказания, издавна приписывавшиеся двум великим людям — Мефодию, епископу Патарскому, а также византийскому императору Льву VI Премудрому, философу и законодателю. Традиция вкладывала им в уста мрачные пророчества. Христианство, «благочестивый Израиль», незадолго до прихода Антихриста потерпит поражение в борьбе с «родом Измаиловым». Племена измаильтян возобладают и захватят землю христиан. Тогда воцарится беззаконие. Однако потом явится некий благочестивый царь, который победит измаильтян, и вера Христова вновь воссияет. С особым вниманием наши книжники вглядывались в слова, где будущее торжество приписывалось не кому-то, а «роду русему». После 1453 года московские церковные интеллектуалы постепенно приходят к выводу: Константинополь пал — свершилась часть древних пророчеств; но и вторая часть свершится: «Русский род с союзниками причастниками … всего Измаила победит и седьмохолмый [град] примет с прежними законами его и в нем воцарится». А значит, когда-нибудь Москва придет со своими православными полками на турок, разобьет их, освободит от «измаильтян» Константинополь. Из медленного, но неотвратимого осознания какой-то высокой роли Москвы в искалеченном, истекающем кровью мире восточного христианства, из очарования волнующими откровениями тысячелетней давности родился целый «веер» идей, объясняющих смысл существования новорожденной державы и ее стольного града. Не напрасно — размышляли в ту пору — милая лесная дикарка Москва оказалась в роли державной владычицы! Не напрасно вышла она из-под иноверного ига как раз в тот момент, когда прочие народы православные в него угодили! Предания о роде московских государей Когда Москва оказалась столицей объединенной Руси, ее государи стали смотреть и на главный город своей державы, и на самих себя совершенно иначе. Иван III величал себя «государем всея Руси», чего прежде не водилось на раздробленных русских землях. При нем введены были в дворцовый обиход пышные византийские ритуалы: вместе с Софией Палеолог в Московское государство приехали знатные люди, помнившие закатное ромейское великолепие и научившие ему подданных Ивана III. Великий князь завел печать с коронованным двуглавым орлом и всадником, поражающим змея. На рубеже XV и XVI столетий появилось «Сказание о князьях Владимирских» — похвала и оправдание единовластному правлению великих князей московских. В нем история Московского княжеского дома связана с римским императором Августом: некий легендарный родственник Августа, Прус, был послан править северными землями Империи — на берега Вислы. Позднее потомок Пруса, Рюрик, был приглашен новгородцами на княжение, а от него уже пошел правящий род князей земли Русской. Следовательно, московские Рюриковичи, те же Иван III и его сын Василий III, являются отдаленными потомками римских императоров, и власть их освящена древней традицией престолонаследия. Простота сущая? Но ровно та же простота, ровно то же неправдоподобие, каким поклонились и многие династии Европы. Скандинавы свои рода королевские выводили от языческих богов! По сравнению с ними наш российский Прус — образец скромности и здравомыслия. По тем временам родство от Августа — идеологически сильная конструкция. Пусть и нагло, вызывающе сказочная. Далее, как утверждает «Сказание», византийский император Константин IX прислал великому князю киевскому Владимиру Мономаху царские регалии: диадему, венец, золотую цепь, сердоликовую шкатулку чашу? Отсюда делался вывод: «Таковому дарованию не от человек, а Божиим неизреченным судьбам претворяюще и переводяще славу Греческого царства на Российскаго царя. Венчан же бысть тогда в Киеве тем царским венцем во святей великой соборной и апостольской церкви от святейшаго Неофита, митрополита Эфесскаго… И оттоле боговенчанный царь нарицашеся в Российском царствии». Да и не носили князья наши царского титула в домонгольское время. Поэтому вся легенда о византийском даре ныне ставится под сомнение. Сейчас, конечно, невозможно с точностью определить, какие именно регалии получил Владимир Мономах, да случилось ли это на самом деле. И не настолько это важно. Тогда правитель Руси уже имел царское звание? Следовательно, нынешним государям России уместно возобновить царский титул.

Первый из рода: как Михаил Романов оказался во главе Русского царства

Первому русскому царю на момент коронации было 16 лет. Но московским царём стал совсем другой человек. К 30 годам царя стала мучить прогрессирующая болезнь ног, из-за которой он стал терять способность к самостоятельному передвижению.

16. Первый русский царь

Он стал 14-м ребенком царя Алексея Михайловича и первым из троих детей его второй супруги, крымско-татарской княжны Натальи Кирилловны Нарышкиной. С избранием царя Михаила Романова в России закончился династический кризис. Официальный титул царя на Руси появился (16) 25 января 1547 года, когда состоялось венчание на царство Ивана IV. После смерти Алексея Михайловича царём стал его старший сын Фёдор (от второй жены — царицы Марии Ильиничны Милославской), Нарышкины временно ушли в тень.

По праву государь

  • Кто на самом деле был первым русским царём
  • История русских царей - Первый Император России Петр I
  • Иммануил Кант: философ, присягнувший на верность Российской империи
  • Регулярная армия

Первый русский царь в истории России

Царь Борис I Фёдорович Годунов – первый “выборный” царь в России. Главной исторической сенсацией стало коронация Ивана IV Грозного на Московском престоле, после которой он стал первым царем России. Так Россия получила своего первого царя. На русский престол был избран царь Михаил Фёдорович, который основал новую правящую династию – Романовых. Объединив под своим руководством такую внушительную территорию, вышеназванный исторический деятель, по сути, стал первым русским царем.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий