Признаться, автор этих строк стал просматривать клавир оперы именно из-за этих самых подлинных напевов, в первую очередь старообрядческих. В Пскове впервые прозвучала легендарная опера Мусоргского «Хованщина» в исполнении артистов Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Фоторепортаж оперы "Хованщина". Фотографии Вадима Боченкова. Музыкальный театр свою «Хованщину», премьера которой состоялась в 2015 году, исполняет в редакции Дмитрия Шостаковича. Музыку финальной сцены оперы написал наш современник, композитор Владимир Кобекин.
Из истории оперы «Хованщина»
↑ Соавтором книги помимо Марины Сабининой значится Григорий Головинский, однако в примечании от авторов значится, что главу об опере «Хованщина» написала Сабинина[3]. Об опере М.П. Мусоргского «Хованщина» Либретто оперы «Хованщина». Обратившись к истории, вспоминаем, что опера «Хованщина» впервые была показана на сцене Мариинского театра в ноябре 1911 года в творческой редакции и оркестровке Римского-Корсакова. подробная информация, 12+. Легендарной (без всякого преувеличения) постановке Леонида Баратова в 2015 году исполнилось 55 лет — ровно столько она идёт на сцене Мариинского театра. Эту оперу здесь впервые поставили в 2015 году на празднование столетия театра. Представляем Вам фрагмент оперы Модеста Мусоргского «Хованщина».
«Хованщина», или загадка умирающего Мусоргского
↑ Соавтором книги помимо Марины Сабининой значится Григорий Головинский, однако в примечании от авторов значится, что главу об опере «Хованщина» написала Сабинина[3]. Эту оперу здесь впервые поставили в 2015 году на празднование столетия театра. Билеты в Большой театр» Репертуар» ХОВАНЩИНА» Публикации» Об опере "Хованщина" (1958 г.), часть 1. 28 февраля на сцене малого зала БГТОиБ состоялась премьера оперы Модеста Петровича Мусоргского «Хованщина».
М. П. Мусоргский. Опера "Хованщина". Краткое содержание
Опера «Хованщина» — одно из главных произведений Модеста Петровича Мусоргского, написанное им в период расцвета творчества. опера (с субтитрами «национальная музыкальная драма») в пяти действиях Модеста Мусоргского. Опера «Хованщина» — выдающееся творение не только музыкальное, но и литературное. Оперу «Хованщина» дали в Пскове солисты оперы, хора и Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева сегодня, 20 апреля, передает корреспондент Псковской Ленты Новостей. События «Хованщины» относятся к 1682-1689 гг., периоду правления царевны Софьи, которая стремилась сохранить за собой власть. Фоторепортаж оперы "Хованщина". Фотографии Вадима Боченкова.
Модест Мусоргский
«Хованщина» — выдающееся творение не только музыкальное, но и литературное. Либретто этой оперы, в отличие от других опер Мусоргского, не имеет литературного первоисточника и целиком написано самим композитором. Либретто этой оперы, в отличие от других опер Мусоргского, не имеет литературного первоисточника и целиком написано самим композитором, причем сделано это в литературном отношении не менее талантливо, чем музыка оперы. Предыстория дягилевской «Хованщины» началась в 1907 году, когда в одном из концертов «Русского сезона» впервые в Париже был исполнен V акт оперы в редакции Римского-Корсакова. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. События «Хованщины» относятся к 1682-1689 гг., периоду правления царевны Софьи, которая стремилась сохранить за собой власть. Позже путь оперы на сцены советских театров религиозная основа «Хованщины» сделала также чрезвычайно тернистым.
Как отдать «Жизнь за царя»
— Центральным событием фестиваля станет показ оперы «Хованщина» Модеста Мусоргского в «золотомасочной» постановке МАМТ». Купить официальные билеты на оперу Хованщина в музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. Фоторепортаж оперы "Хованщина". Фотографии Вадима Боченкова. последняя, недописанная опера Модеста Петровича Мусоргского.
Из истории оперы «Хованщина»
Партитура Шостаковича издана в 1963 году. Собственную версию заключительного хора в сцене самосожжение раскольников написал И. Стравинский , совместно с М. Равелем подготовивший новую редакцию оперы для постановки в 1913 году в Париже труппой С. В этой редакции использовалась оркестровка Римского-Корсакова, а работа Стравинского и Равеля заключалась в восстановлении в отдельных случаях - реконструкции и оркестровке фрагментов, не вошедших в редакцию Римского-Корсакова. Первые постановки При жизни Мусоргского опера не исполнялась.
Первые постановки: в Петербурге: силами Музыкально-драматического кружка любителей, в зале И. Кононова [2] , 9 февраля 1886 года , дирижировал Э. Сетова, в помещении Городского театра, 26 октября 1892 года. Мамонтова , в помещении театра Г. Солодовникова , 12 ноября 1897 года.
Дирижёр Е. Эспозито, Досифей — Ф. Шаляпин , художники А. Васнецов, К. Коровин и С.
Эта парижская постановка подверглась резкой критике Римского-Корсакова, обозвавшего действия композиторов, равно как и действия Дягилева, «вандализмом». Равель же показал себя как ярый защитник музыкальных идей Мусоргского, заявив, что они не нуждаются ни в каких улучшениях и самобытны сами по себе. Впрочем, и эта трактовка «Хованщины» не была достаточно удачной, вступая в противоречие с первоначальным замыслом Мусоргского.
Коренной перелом в судьбе произведения можно связать с именем Д. Именно он создал полную партитуру оперы, основываясь на клавире П. Ламма и частично — на редакции Римского-Корсакова.
Именно в этой оркестровке наиболее полно выражены идеи автора и именно она может считаться самой близкой к оригиналу. Шостакович выполнил эту работу в 1958 году, по отдельному заказу для киностудии «Мосфильм», а в 1959 году «Хованщина» впервые была транслирована по телевидению. Эта же оркестровка была взята Р.
Тихомировым для постановки в 1960 году, на сцене академического Театра оперы и балета имени С. Дирижировал С. К большому сожалению, театр не смог открыть зрителю подлинного Мусоргского, так как при новой аранжировке местами оставили старый текст.
Таким образом, «Хованщина» утратила заложенную изначально целостность, а интерпретация ее и вовсе осталась без изменений. В 1950 году «Хованщина» была поставлена в Москве, где заслужила Сталинскую премию, а через 10 лет, в 1960 году, добралась до Санкт-Петербурга. Настоящим прорывом в понимании драматургии Мусоргского стала постановка оперы Театром оперы и балета Белорусской ССР в 1971 году.
Впервые она была показана как динамичная, настоящая народная драма, полная жизни и движения. В Вене «Хованщина» исполнялась в 1989 году, когда за дирижерским пультом стоял гений музыки К. Аббадо, а режиссером был А.
Постановка была очень тепло принята публикой. В 1999 году в Саратове очередная постановка, в редакции Д. Шостаковича, дирижер — Ю.
В ноябре 2014 года вновь состоялась постановка «Хованщины» в Вене, дирижер — американец Семен Бычков, театральный режиссер — Лев Додин. Пресса и оперные обозреватели очень неоднозначно восприняли постановку, наполненную странными образами и дикими технологическими решениями.
Хотя путь к постановке в государственном театре был закрыт, оперу поставили в Санкт-Петербурге на сцене Музыкально-драматического кружка любителей в зале И. Кононова, премьера состоялась 9 21 февраля 1886 года [92]. Владимир Стасов прокомментировал это событие как «великолепный пример и доказательство музыкального сознания и художественного развития современного общества» [91]. Начальные этапы постановки и выбор актёров[ править править код ] Стрелецкая слобода.
Эскиз декорации к опере «Хованщина» Аполлинария Васнецова 1897 Основатель Русской частной оперы Савва Мамонтов ещё до любительской постановки оперы в Санкт-Петербурге писал Владимиру Стасову в апреле 1885 года, при обновлении репертуара будущего сезона, выбор дирекции пал на «Хованщину» Мусоргского. Мамонтов планировал за лето поручить актёрам разучивание партии, но для этого необходимо было иметь партитуру, разрешение на постановку и сопутствующую помощь, ради чего он и обращался к Стасову [93]. Хотя поставить оперу в ближайших сезонах не удалось, Мамонтов о произведении Мусоргского не забыл. Музыковед Абрам Гозенпуд считает, что поспособствовать постановке оперы мог музыкальный консультант Частной оперы Семён Кругликов , который критиковал организацию за «недостаточное внимание к музыкальной стороне» и поддерживал стремление Мамонтова к пропаганде русской оперы [94]. Для постановки «Хованщины» был привлечён художник Аполлинарий Васнецов , а также Константин Коровин и Сергей Малютин [95] и в качестве консультанта по постановке планировали назначить Владимира Стасова, но из-за разногласий с Мамонтовым этого не произошло [96]. Последний отмечал, что в проводимых перед репетициями беседах принимали участие художники, работавшие над постановкой.
На самой первой беседе Аполлинарий Васнецов рассказал, что на Рогожском старообрядческом кладбище многое сохранилось с давней старины [96]. Шкафер вспоминает, что Савва Мамонтов на одной из репетиций предложил сходить к старообрядцам в Преображенское. Ныне входящее в состав Москвы, село в те времена состояло из «маленьких домишек, незамощённых грязных улочек и огромных пустырей». Также в год постановки «Хованщины» на сцене Частной оперы общественность широко обсуждала погребение заживо в знак протеста двух групп старообрядцев в Тираспольском уезде. Эта трагедия изучалась и психиатрами, и врачами, и историками [98]. Афиша премьеры в Русской частной опере 1897 В постановке Частной оперы принимал участие Фёдор Шаляпин в роли Досифея, который поразил Шкафера искусством фразировки и дикции [К 10] [95].
В других спектаклях «Хованщины» была задействована Варвара Страхова , окончившая Петербургскую консерваторию по классу Ферни-Джиральдони , однако её драматические способности были гораздо более сильными, чем певческие, и её по «степени художественного толкования» сравнивали с Шаляпиным [99].
В 2015-м же для постановки была выбрана редакция Дмитрия Шостаковича, а финал дописан композитором Владимиром Кобекиным по заказу театра. На площадке гордо возвышается огромный дом из досок, у которого отсутствует одна стена, с покатой крышей, двумя лестницами, множеством выходов, лавками и, конечно, накрытым столом, который разделен упавшей балкой. Художник - постановщик Владимир Арефьев выстраивает не то палаты Голицына, не то двор Хованского, не то съемочный павильон, не то избу под названием "Россия". Сцена лишена тканевого занавеса, но закрыта занавесом звуковым. Еще до начала увертюры сцену начинают заполнять стрельцы в красных кафтанах, знаменуя скорый приход кроваво - алой зари, начало рассвета на Москве - реке. Оркестр соединяет реальность и живописность, стрельцы усаживаются, хмелеют, пируют, а по заднему плану неспешно проезжает телега с тряпьем и убиенными, на которую чуть позже беззаботно усядутся дети, ближе к финалу именно на нее бросят тело убитого Хованского. Вокруг этого стола и будет выстраиваться все действие: за ним пьют и играют, вокруг него выплясывают и бегают, на нем пытаются любить и читают списки умерших, за ним решаются вопросы о судьбе державы. Немировича-Данченко, рецензия Кажется, что в спектакле изнутри светится сама изба, наполненная спрессованным воздухом. Воздухом плотным, законсервированным, сгущенным, которого очень много, но нечем дышать.
Дамир Исмагилов создает световую партитуру, выстраивая ажурные переливы, пробивающиеся сквозь доски золотые струи, выводя светом черные кресты по стенам и лицам в сцене самосожжения раскольников. При статичной декорации пространство ни на минуту не перестает модернизироваться: в сцене гадания оно мистически - тревожное и заброшенное, в момент неистовствования хора - объемное и широкое, в дуэтах - интимно-комнатное, в финале - мертвенное, схожее с безжизненной атмосферой верещагинского "Апофеоза войны". Оркестр под руководством Александра Лазарева наполняет Русь звучанием густым, торжественным, бравурным, но при этом правдивым, страстным, выражающим мятежный дух. Кажется, что они три с половиной часа укрощают ретивую и непослушную стихию, вихрь, беспощадную чуму. Но самое главное в том, что Лазарев полностью исключает нарядное звучание при подчеркнуто - народных и парадных мелодиях. Здесь струнные - гибкая опора, на которую надстраиваются многочисленные звуки духовых, при аскетизме аранжировки происходит праздник жести - меди, буйство звуковых потоков.
Написали оперу "Хованщину": как правила Рунета объяснили блогерам
В репертуаре Мариинского театра сохраняется спектакль, ведущий свою родословную от первой постановки «Хованщины» на мариинской сцене. Примечательно, что в этой постановке, в далеком 1911 году, режиссером и исполнителем роли Досифея был сам Федор Шаляпин, а художником выступал Константин Коровин. Представляем Вам фрагмент оперы Модеста Мусоргского «Хованщина».
Она часто включается в программы симфонических концертов как самостоятельное произведение.
В стенах Кремля начинается жизнь. Просыпаются стрельцы - сначала Кузька, потом другие. Входит Подъячий, он направляется к своей будке и садится в ней.
Появляется боярин Шакловитый. Он ставленник царевны Софьи. У него "заказец важный есть" для писаря.
Тот догадывается: настрочить доносец, - и предвкушает заработать на этом дельце. Шакловитый предупреждает о той каре, которая ждет Подъячего, если он проговорится. Тот мгновение колеблется, но в конце концов, потирая руки в предвкушении платы, соглашается.
Шакловитый диктует анонимный донос Петру на Хованских: начальник стрельцов Иван Хованский задумал посадить на престол своего сына Андрея и с этой целью разжигает мятеж. Подъячий в страхе от того, что ему приходится писать это. Он смертельно боится, что "князь Хованский.
Стрельцы проходят и удаляются. Шакловитый продолжает диктовать свой донос. Наконец дело сделано.
Доносчик уходит. Сцену заполняет пришлый люд. Подъячий тем временем прячет кошель; он ощупью, под стойкой, считает деньги, поглядывая не без страха на пришлых людей.
У тех недоумение вызывает появившийся за ночь на площади столб. На нем надписи, но они не могут по своей безграмотности их прочесть. Они обращаются к Подъячему, чтобы он прочитал.
Он грубо отказывает им. Тогда они поднимают будку, в которой он отсиживается, и несут ее к столбу. Подъячий в страхе зовет на помощь и обещает прочитать надпись.
Тем временем слышатся звуки труб. Так стрельцы приветствую своего предводителя - князя Ивана Хованского. Входит князь Иван Хованский.
Москва и Русь спаси Бог! Из глубины сцены появляется князь Андрей Хованский и Эмма, девушка из Немецкой слободы. Андрей пытается обнять Эмму, но та сопротивляется.
Эмма обвиняет его в том, что он убил ее отца, изгнал жениха и не сжалился даже над ее матерью. Остался ты верен мне! Андрей негодует и бросается на Марфу с ножом, но та тоже выхватывает из-под рясы нож и отражает его удар.
Большому слава! Он изумлен, видя Андрея, Марфу, а еще Эмму, которая ему самому приглянулась. И теперь отец и сын сходятся как соперники: отец приказывает стрельцам схватить Эмму, сын — встает на ее защиту.
Отец гневно приказывает взять Эмму и отвести в свои палаты. В этот момент входит Досифей, он останавливает руку Андрея. Эмма опускается на колени перед Досифеем, своим спасителем.
Досифей приказывает Марфе отвести Эмму в ее дом. Этот его скорбный монолог рисует облик сурового и гордого старца. В Кремль!
Досифей в мистическом порыве возносит молитву Господу. Обстановка, как поясняет композитор, в смешанном вкусе: московско-европейская. Поздний вечер.
На письменном столе князя зажжены канделябры. Перед зрителем садик и красивая решетка на каменных столбах. Вечерняя заря.
Князь читает любовное письмо от царевны Софьи. Его мучает тревога, одолевает страх перед будущим. Входит дворянин Варсонофьев, клеврет князя Голицына.
Он сообщает князю, что к нему настойчиво просится "лютерский священник". Князь велит пригласить пастора. Пастор обращается к Голицыну с просьбой заступиться за Эмму.
Князь отказывается: "Не могу входить я в дело частное Хованских".
В хоровых сценах показан не некий абстрактный «народ», а множество социальных групп: стрельцы и стрелецкие жены, московский люд, раскольники. Их музыкальные характеристики, которые так же различны, как и «портреты» персонажей: упругие ритмы в духе плясовых и солдатских песен у стрельцов, интонации причитания у стрелецких жен, черты древнерусских песнопений у раскольников. С этими «коллективными» музыкальными сферами связаны и характеристики действующих лиц: Досифей и раскольники, Иван Хованский и стрельцы. Персонажи оперы «Хованщина» в основном отрицательные, по-настоящему обаятельными предстают только два действующих лица: Досифей и, в особенности, раскольница Марфа — единственный значительный женский образ в опере появившаяся мимоходом девушка Эмма из немецкой слободы играет роль второго плана. Современному человеку поведение Марфы может показаться эгоистичным — она приводит к смерти неверного возлюбленного, но с позиции ее веры старообрядчества все выглядит совершенно иначе: бросив Марфу ради «лютерки» Эммы, Андрей не просто предает женщину, он отпадает от истинной веры, и только «в огне и пламени» он может найти спасение души не говоря уже о том, что самосожжение спасает его от более страшной участи — Марфа спасает Андрея несмотря на то, что он разбил ее сердце, ее любовь не мстительна, а жертвенна. Этот образ обрисован композитором с большой теплотой, в ее музыкальной речи немало прекрасных кантиленных мелодий. Опера «Хованщина» — произведение загадочное, оно ставит вопросы, однозначного ответа на которые нет до сих пор. Например, почему в уста коварного Шакловитого композитор вкладывает проникновенную арию «Спит стрелецкое гнездо…» , исполненную тревоги и печали о судьбе Руси?
Что это — тонкий психологический штрих, напоминающий, что нельзя судить о человеке по первому впечатлению? А может, сам автор «берет слово» — задолго до появления кинематографа с его «голосом за кадром»?
Сцена самосожжения раскольников в финале оперы не произвела уже такого глубокого впечатления. Красочный по оркестровке, по словам Гергиева "здесь должен гореть оркестр", симфонический завершающий эпизод уступил по глубине воздействия хору a capella в сцене Князя Ивана Хованского с обреченными стрельцами. Фото: thesarafan. Дописать и инструментовать оперу композитор не успел. Первая редакция произведения принадлежит Римскому-Корсакову.
Дмитрий Шостакович в 1959 году создал версию оркестровки, наиболее приближенной к замыслу Мусоргского. В Мариинском театре используют этот вариант, дополненный раскрытыми Гергиевым неоправданными купюрами.
Хованщина: стрельцы против Софьи
Смутное время навсегда | «Хованщина» Модеста Мусоргского в постановке | Модест Петрович самостоятельно написал либретто оперы, постоянно советуясь со Стасовым по всем вопросам. |
В Метрополитен-опера с оглушительным успехом прошла премьера оперы "Хованщины" | опера в 1985 году немецким мастером оперной режиссуры Августом Эвердингом. |
Хованщина - Khovanshchina | Мировая премьера оперы «Хованщина» состоялась 21 февраля 1886 года в Петербурге. |
9/21 февраля 1886 года состоялась первая постановка оперы "Хованщина" М. | | Его первым шагом на посту генерального директора станет постановка оперы «Хованщина» Модеста Мусоргского, пишет Forbes. |
Написали оперу "Хованщину": как правила Рунета объяснили блогерам
При поддержке князя Ивана Хованского, болезненный брат Федора Иван, которому 16 лет, и его сводный брат Петр, которому всего 10 лет, были назначены совместными правителями, а их старшая сестра София исполняла обязанности регента. София объединилась с князем Василием Голицыным , влиятельным придворным и либеральным политиком, который также является ее предполагаемым любовником. В соответствии с правилами, действовавшими во время создания оперы в Императорской России, было запрещено изображать членов династии Романовых на сцене, поэтому Мусоргский прибегнул к ряду символов и косвенному упоминанию основных персонажи сюжета. София, Иван и Петр фактически никогда не появляются на сцене. Основная тема Хованщины прямо выражена в хоровом номере «Ах, ты Родная, матушка Русь» в 1 акте «Горе тебе, родная, Россия матушка» , в котором сетует, что Россия истекает кровью. Идет что-то вроде трехсторонней гражданской войны, которая по сути сжимает двенадцать лет российской истории в один рассказ. Царский двор модернизируется, и этим изменениям противостоят две могущественные силы: стрельцы и старообрядцы. Они фанатично преданы князю Ивану Хованскому. Старообрядцы - это русские православные христиане, вышедшие из государственной церкви из-за несогласия с реформами патриарха Никона; они также оспаривают линию престолонаследия и отказываются признать патриарха России. Их лидер Досифей.
К счастью для царя Петра, эти две фракции презирают друг друга, так как стрельцы - буйные выродки, а старообрядцы - набожные аскеты. Каждый из трех основных басов в опере считает себя олицетворением «истинной» России против ее внутренних врагов: князь Иван Хованский заявляет о своей легитимности благородным происхождением и воинской доблестью, Досифей - религией, а Шакловит - поддерживает царя Петра. Синопсис Время: 1682 год. Место: Москва В некоторых исполнениях и записях оперы некоторые фрагменты удалены в зависимости от интерпретации оригинальных нот, которые описано в [скобках]. Акт 1 Москва, Красная площадь Утром в на Красной площади, один из стрельцов по имени Кузька подпевает свое пьянство, в то время как двое других стрельцов рассказывают о своих хулиганских действиях накануне вечером. Приходит писец; они все придираются к нему и уходят. Шакловитый, боярин и агент регента и царей, входит и диктует письмо ко двору, предупреждая о восстании, запланированном князем Иваном Хованским капитан стрелецкой гвардии и старообрядцы. Закончив письмо, он предупреждает писца не повторять услышанное. Писец, напуганный перспективой вовлечения в политическую интригу, подписывает письмо вымышленным именем.
Он и толпа уходят. Князь Андрей, сын Хованского, преследует Эмму, немецкую девушку, намереваясь напасть на нее. Вмешивается старообрядка Марфа, бывшая невеста Андрея.
Андрей грозится убить Марфу, но Иван-царевич возвращается и решает сам схватить Эмму. Последовавшая ссора между отцом и сыном прерывается приходом Досифея, вождя старообрядцев.
Досифей ругает всех за то, что они такие сварливые и нехристианские, и просит их всех присоединиться к старообрядцам для воссоединения России. Князь Иван Хованский уезжает с князем Андреем Хованским. Марфа уезжает с Эммой. Досифей, оставшись один, молится за будущее России. Акт 2 Летний этюд князя Василия Голицына Голицын, нервный прогрессивный дворянин, читает письма своей возлюбленной [и матери, которая предостерегает его хранить себя в чистоте ].
Князь Голицын пытается умилостивить пастора и предлагает какую-то форму политического преимущества, которое пастор обещает получить позже, хотя Голицын категорически отказывается позволить ему построить еще одну церковь; затем князь задается вопросом об истинных мотивах действий пастора]. Князь нанимает Марфу, чтобы та тайно гадала ему судьбу. Она предсказывает, что он потеряет власть и столкнется с изгнанием; он отпускает ее и приказывает своему слуге убить ее. Оказавшись в одиночестве, он обдумывает все действия, которые он предпринял для продвижения России, но прерывается, когда князь Иван Хованский входит без объявления. Иван по иронии судьбы неуважительно относится к Голицыну, который сам реформировал традицию объявлять дворянских гостей.
Князь Хованский жалуется, что Голицын мешает своим друзьям из дворянства и умаляет дворянские привилегии, и заявляет, что только татары считают, что все люди равны, и задаются вопросом, станет ли Россия «тартаризованной». Возникает ссора, [каждый делает оскорбительные замечания по поводу военных кампаний друг друга], но входит Досифей и отвлекает их внимание от их спора, критикуя их обоих: Голицына за его современные взгляды и князя Ивана за то, что он позволил стрельцам напиться и сбежать. После нее входит Шакловиты, который угрожающе заявляет, что царь предупрежден о планируемом восстании и отдал приказ арестовать князей Хованских. Не разрешив драму, действие заканчивается. Акт 3 Оформление сцены Константин Коровин.
Мариинский театр , Санкт-Петербург, 1911 Стрельцовский квартал, к югу от Москвы-реки Пока старообрядцы поют гимн будущему России, Марфа воспевает утраченную любовь к князю Андрею Хованскому. Досифей велит ей молиться о помощи. Они уходят, и Шакловиты, который до сих пор представлялся чисто угрожающим персонажем, поет навязчивую молитву о защите обеспокоенной России от стрельцов он называет их «наемниками» и от мятежных сил, которым они подчиняются. Услышав их приближение, он уходит; некоторые из стрельцов входят и поют хоровод, а их жены ругают их за пьянство. Стрельцы зовут своего вождя, князя Ивана Хованского, который входит и просит у них прощения за то, что он отказался вести их к возмездию; Новый царь очень силен, объясняет он, и время их власти прошло.
Князь Голицын в своем кабинете читает любовное письмо от Софьи. Его одолевает чувство тревоги за будущее. К нему входит клеврет дворянин Варсонофьев и говорит, что к нему настойчива просится пастор. Он просит вступиться за Эмму и возвести церковь в Немецкой слободе. Голицын отказывает ему в двух просьбах. Вновь появляется Варсонофьев и говорит о прибытии колдуньи. Это пришла Марфа под видом гадалки.
Начинается сцена гадания. Звучит известная ария «Силы потайные». Девушка предсказывает ему опалу. Суеверный князь боится, что она проговорится и приказывает слуге ее утопить. Марфа подслушивает их разговор и скрывается. Неожиданно к Голицыну входит Иван Хованский. Между ними возникает спор.
В разгар ссоры появляется Досифей и уговаривает помириться князьям. Звучат хоры народа. Внезапно вбегает Марфа и просит Голицына помиловать ее. К ней обращается Досифей со словами утешения. За сценой слышны голоса петровцев. Кратко третье действие Опера «Хованщина». Краткое содержание III д.
Звучит хор раскольников. Они поют фанатичный гимн. Из толпы выделяется фигура Марфы. Она поет лирическую песню «Исходила младешенька». Досифей успокаивает ее. С другой стороны сцены является Федор Шакловитый. Он поет «Спит стрелецкое гнездо».
Пробуждаются пьяные стрельцы и продолжают веселиться. Вбегают жены и ругают их. За сценой слышен крик Подьячего. Он появляется и говорит: «Беда, беда, Рейтеры близко». Испуганные стрельцы зовут Ивана Хованского и рвутся в бой. Но он заявляет: «Страшен царь Петр». И уходит.
Характеристика четвертого действия Краткое содержание оперы «Хованщина».
После смерти композитора оперу завершил и инструментовал Римский-Корсаков. В репертуаре Мариинского театра сохраняется спектакль, ведущий свою родословную от первой постановки «Хованщины» на мариинской сцене. Примечательно, что в этой постановке, в далеком 1911 году, режиссером и исполнителем роли Досифея был сам Федор Шаляпин, а художником выступал Константин Коровин.