Он не был первым американцем в космосе: Алан Шепард и Вирджил Гриссом слетали туда по баллистической траектории, не достигая первой космической скорости, в мае и июле 1961 года. Всего кандидатов на первый полет в космос было ровно двадцать человек — все военные летчики, которые отбирались по конкретным характеристикам.
Через что прошли первые космонавты? Главное о пионерах освоения Вселенной
Первый человек в космосе, Юрий Гагарин, оттуда с орбиты как будто смотрит на нас. Примерный ученик, активист, участник разных кружков и секций, летчик и первый человек, побывавший в космосе. Анна Тимофеевна услышав новость, что её сын стал первым человеком полетевшим в космос, не поверила своим ушам.
Этот день в истории: 1961 год — первый полет человека в космос
Во время первого выхода в открытый космос была продемонстрирована принципиальная возможность пребывания и работы человека вне космического корабля и было показано, что при движениях в открытом космосе основное значение приобретает, прежде всего. Да и у нас знали о колоссальных финансовых возможностях США, и многие всерьез опасались, что первым человеком в космосе все-таки станет американец. Хроники первого полета человека в космос.
Движение вверх: как СССР сумел вырваться в космос первым
Леонов вспоминал, что из-за волнения так обильно потел, что перестал нормально видеть. Пот залил не только глаза, но и стекло скафандра. За время пребывания в космосе Алексей Архипович, по его словам, потерял шесть килограмм. После возвращения на Землю на вопрос комиссии, почему он не сообщил в Центр управления полетом ЦУП о проблеме со скафандром, Леонов ответил, что у него было лишь полчаса и он не хотел, чтобы в ЦУПе началась паника. Он не знал, что в это время его коллега Павел Беляев пытался понизить содержание кислорода в кабине корабля, чтобы избежать возгорания и взрыва. На этом приключения космонавтов не закончились. Во время возвращения на Землю они чуть не погибли из-за того, что в кабине резко возросло давление. Кроме того, произошли технические неполадки, и капсула приземлилась за сотни километров от запланированного места. Космонавты оказались в глухой тайге, и лишь спустя семь часов их обнаружила спасательная экспедиция.
Леонов вспоминал, что в тайге вертолеты не могли приземлиться, а космонавты дотянуться до спущенных трапов. Спасатели сбрасывали теплые вещи и одеяла, но они повисали на деревьях, а бутылки с коньяком, сброшенным для согрева, разбивались. Леонов умер, прожив долгую и счастливую жизнь. Врачи сказали, что причина его смерти — острая сердечная недостаточность. Он был из тех, о ком говорят: родился в рубашке. Полет 1965 года был не единственным случаем, когда космонавт избежал смерти. В январе 1969 года он вместе с космонавтами Береговым и Николаевым направлялся в Кремль на встречу с руководством страны. В этот день лейтенант милиции Виктор Ильин решил избавить страну от генерального секретаря Леонида Брежнева, но перепутал лимузин и расстрелял машину с космонавтами.
Коллеги Леонова получили легкие ранения, а сам Алексей отделался лишь испугом. Летом 1971 года он был отстранен от полета на станцию «Салют-1» из-за того, что его напарник Валерий Кубасов не прошел медицинскую комиссию. На станцию отправился другой экипаж, члены которого погибли в результате аварии при возвращении на Землю. В отставку Леонов вышел в звании генерал-майор авиации и дважды Героя Советского Союза. Свою жену Светлану Доценко он повстречал в 1957 году. Знакомство состоялось не лучшим образом. Алексей вспоминал, что увидел компанию девушек и шутки ради поставил одной из них подножку. Она упала.
Но люди узнали о нем только постфактум, когда полет уже свершился: подготовка была строго засекречена даже для членов семьи Гагарина. Старт космического корабля "Восток-1" на космодроме Байконур. Открытые источники сообщают, что при выборе кандидата учитывались такие факторы, как отличная подготовка, хорошие человеческие качества, небольшое телосложение крупный человек не поместился бы в маленький космический корабль , а также принадлежность семьи к рабочему классу. Тогда считалось, что вернуться живым на Землю у Гагарина почти нет шансов. Но он вернулся здоровым и невредимым.
Правда, погиб через несколько лет, занимаясь любимым делом: его жизнь оборвалась 27 марта 1968 года во время тренировочного полета. Сергей Королев Сергей Королев. Он был главным конструктором того самого корабля, на котором летал Юрий Гагарин. Имя Королева было рассекречено лишь в день его смерти. До этого для всех он был безымянным главным конструктором.
Родные Сергея Королева рассказывали, что в день, когда Москва встречала первого космонавта, он даже не смог попасть на Красную площадь. Вместе с женой он приехал в аэропорт Внуково встретить Гагарина, но не смог пробраться сквозь толпу.
А имя того самого героя известно каждому из нас с детства - Юрий Гагарин. Знаменательное событие произошло 12 апреля 1961 года. Полет по околоземной орбите длился 108 минут. Но люди узнали о нем только постфактум, когда полет уже свершился: подготовка была строго засекречена даже для членов семьи Гагарина. Старт космического корабля "Восток-1" на космодроме Байконур. Открытые источники сообщают, что при выборе кандидата учитывались такие факторы, как отличная подготовка, хорошие человеческие качества, небольшое телосложение крупный человек не поместился бы в маленький космический корабль , а также принадлежность семьи к рабочему классу. Тогда считалось, что вернуться живым на Землю у Гагарина почти нет шансов.
Но он вернулся здоровым и невредимым. Правда, погиб через несколько лет, занимаясь любимым делом: его жизнь оборвалась 27 марта 1968 года во время тренировочного полета. Сергей Королев Сергей Королев. Он был главным конструктором того самого корабля, на котором летал Юрий Гагарин. Имя Королева было рассекречено лишь в день его смерти.
Автор: Ирина Макеева Алексей Леонов — первый человек в открытом космосе. Он находился вне космического корабля порядка 12 минут.
После успешного полета многоместного космического корабля «Восход-1» была поставлена новая задача — осуществить выход космонавта в открытый космос. Королева переоборудовали трехместный корабль «Восход» в двухместный, освободив пространство для надевания скафандра. Также в корабле была установлена надувная шлюзовая камера «Волга».
Страна, открывшая путь в космос
Он первым из всех живущих на Земле людей побывал в космосе. Первый полет человека в космос был совершен на корабле «Восток-1» массой почти 5 тонн. Юрий Алексеевич вошел сначала в двадцатку, потом в «шорт-лист» из шести кандидатов, которые в декабре 1960-го начали подготовку к первому полету человека в космос. Сложно поверить, что освоение космоса для СССР прошло столь успешно: первая попытка с участием человека — и сразу удача!
Первый человек в открытом космосе
На момент полета на космическом корабле «Дискавери» в октябре 1998 года ему Гленну уже исполнилось 77 лет. Кроме того, Гленну, который ко всему прочему является первым американским астронавтом, совершившим орбитальный космический полет третьим человеком в мире после Юрия Гагарина и Германа Титова , принадлежит еще один рекорд. Его первый полет на орбиту Земли состоялся 20 февраля 1962 года, таким образом, между первым и вторым полетом астронавта прошло 36 лет 8 месяцев, этот рекорд не побит до сих пор. Джон Гленн. Когда в августе 1961 года он на борту советского космического корабля «Восток-2» он оказался на орбите Земли, Герману Титову было всего 25 лет.
Он стал вторым человеком, побывавшем на околоземной орбите, и за 25 часов полета облетел планету 17 раз. Кроме того, Герман Титов был первым человеком, который спал в космосе, и, как сообщается, первым, кто на себе испытал «космическую болезнь» укачивание в космосе. Отправившись в космос в январе 1994 года, астронавт провел на борту орбитальной станции «Мир» больше года, а именно 437 суток и 18 часов. Валерий Поляков.
Полет корабля НАСА «Фридом-7» длился всего 15 минут 28 секунд, при этом аппарат достиг высоты в 186,5 километра. Десять лет спустя, в 1971 году он смог компенсировать столь краткосрочную космическую миссию участием в миссии НАСА «Аполлон-14».
Критерии отбора: возраст до 35 лет, рост не более 170 см, вес -до 70 кг, отличное здоровье. Королев отмечал: «Летчик-истребитель - это и есть требуемый универсал. Он летает в стратосфере на одноместном скоростном самолете. Он и пилот, и штурман, и связист, и бортинженер... В процессе первого отбора кандидатов в космонавты были рассмотрены документы на 3461 летчика истребительной авиации; для первичной беседы было отобрано 347 человек.
К дальнейшему медицинскому отбору было допущено 206 летчиков, которые проходили обследование в Центральном военном научно-исследовательском авиационном госпитале ЦВНИАГе. Из них 72 отказались от прохождения обследования, 105 были отчислены по состоянию здоровья. Из 29 летчиков, прошедших все этапы медицинского обследования с хорошими результатами, 20 человек были отобраны и зачислены первыми слушателями-космонавтами. В то время старший лейтенант Ю. Гагарин проходил службу в 169-м истребительном полку 122-й истребительной авиационной дивизии Северного флота поселок Луостари, Мурманская область. Кандидатов в космонавты решено было отбирать из летчиков — истребителей. В ноябре 1960 года для дальнейшей интенсивной подготовки космонавтов были отобраны шесть кандидатов: Ю.
Гагарин, Г. Титов, А. Николаев, П. Попович, В. Быковский и Г. В январе 1961 года начались занятия в летно-исследовательском институте ЛИИ , в г. Жуковский, где был создан тренажер КК «Восток-3А».
Первым «космическим» инструктором стал Герой Советского Союза М. Два из них с космонавтами на борту остановились в Куйбышеве, чтобы ознакомиться с районом приземления. Королев и М. Утром 8 апреля 1961 года было проведено обстоятельное медицинское обследование Ю. Гагарина и Г. Вечером того же дня состоялось торжественное заседание Государственной Комиссии.
Так, "Российская газета" цитирует дочь Королева в одном из материалов: "Вернувшись в Москву, отец сказал: "Это я должен был лететь. Но годы уже не те, да и не пустили бы меня". Это сожаление не покидало его и в дальнейшем. Бывший заместитель председателя Военно-промышленной комиссии Георгий Николаевич Пашков вспоминал: "Как-то уже после полета Титова сидели мы в домике на космодроме - выдалась свободная минута перед началом заседания Государственной комиссии. И вот Сергей Павлович посмотрел на председателя Константина Николаевича Руднева, на меня и сказал полувопросительно: "А что, братцы, не слетать ли и мне туда, а? Но когда Нобелевский комитет предложил назвать фамилию главного конструктора, Никита Хрущев ответил как обрубил: "Одного человека назвать нельзя, творцом новой техники у нас является весь народ", - пишет издание. На вопрос журналиста "Российской газеты", было ли Королеву обидно, что его заслуги скрывались, дочь конструктора ответила: "Мне кажется, в душе он переживал. Академик Борис Евгеньевич Патон рассказывал мне, как однажды после очередного успешного пуска он встретил отца в коридоре Академии наук и бросился к нему: "Сергей Павлович, я вас поздравляю! А отец ему так грустно ответил: "Мы - рудокопы, мы - под землей. Нас никто не видит и не слышит". Посмотреть эту публикацию в Instagram Публикация от TengriNews tengrinewskz Космонавты Казахстана К слову, с момента полета Гагарина в космос начала развиваться и космическая отрасль в Казахстане. Команда провела в космосе 7 дней 22 часа 13 минут.
На борту этой орбитальной лаборатории стоимостью 100 миллиардов долларов непрерывно находятся люди с 2 ноября 2000 года. Три прогулки по Луне у астронавтов заняли в общей сложности более 22 часов. Отметим, что это был последний раз, когда человек ступал на Луну и вообще выходил за пределы околоземной орбиты. Старт «Аполлона-17». Оба астронавта летали в космос семь раз на борту космических челноков НАСА. В общей сложности он провел за пределами космического корабля 82 часа 21 минуту, что также является рекордом. Анатолий Соловьев. К шести членам миссии МКС тогда присоединились семь американских астронавтов с шаттла. Таким образом, в космосе одновременно находились 13 человек. Рекорд был повторен в апреле 2010 года. Совместный экипаж МКС и «Дискавери».
Миф советской пропаганды: Гагарин не был первым в Космосе
Павел Иванович Беляев родился 26 июня 1925 года в деревне Челищево Вологодской области. В 1960 году был зачислен в отряд космонавтов. Многие считали, что в 40 лет Павел Беляев уже слишком стар для такого задания. Но поскольку в ходе его выполнения ожидались повышенные эмоциональные нагрузки, особую важность приобретала психологическая устойчивость экипажа. Вот как Леонов вспоминает Беляева. Павел меланхолик, а я сангвиник. Я его подталкивал, а он меня сдерживал. Во время одного из парашютных прыжков Павел получил винтовой перелом обеих костей ноги.
Его привезли в госпиталь. Рентгенолог растерялась и, выкручивая объектив аппарата, уронила его прямо на раздробленные кости. И все. Он был человеком огромной выдержки. Только через год после этого перелома Беляев добился возвращения к полноценным тренировкам. Космический корабль «Восход-2» стартовал 18 марта 1965 г. Чтобы расположить экипаж из нескольких человек, на кораблях типа «Восход» пришлось отказаться от катапультных кресел, что делало невозможным спасение космонавтов в первые 40 секунд полета при аварии ракеты-носителя.
Риск был настолько велик, что после двух пилотируемых пусков корабли этого типа больше не использовались. Леонов вспоминал, что уже после завершения полета Королев признался: Когда я вас отпустил, остался на стартовой площадке, мне стало страшно. Подумал: «Что я сделал? Послал сыновей своих! Эта ошибка позволила установить экипажу официальный мировой рекорд высоты полета человека 497,7 км , но при отказе тормозного двигателя шансов выжить у космонавтов не оставалось. Оба космонавта были облачены в скафандры «Беркут» мягкого типа. Позже Леонов рассказал, что в разговоре с ним после приземления Беляев признался, что один на Землю он не вернулся бы.
Справка: Масса скафандра «Беркут» — 20 кг, масса ранца с автономной системой жизнеобеспечения — 21,5 кг. Запаса кислорода в баллонах ранца хватало на 45 минут. Резервная система подачи кислорода была смонтирована в шлюзовой камере и соединялась со скафандром с помощью шланга. При подключении внутри корабля обеспечивалась работа скафандра в течение 4 часов. Выход в открытый космос начался через 1 час 35 минут после старта, когда корабль пролетал над Египтом. В открытом космическом пространстве Леонов оказался над Черным морем. В этот момент Беляев доложил по радиосвязи: Внимание!
Человек вышел в космическое пространство! Много раз Леонов отмечал, что его поразила тишина, в которой он ясно слышал биение собственного сердца.
На высоте 100 км была катапультирована Лиса. На специальном парашюте она впервые вышла в безвоздушное пространство и совершила спуск в скафандре с рабочей границы между атмосферой и космосом на поверхность планеты. Капсула с Рыжиком разогналась до скорости звука. На отметке 45 км сработала катапульта, а с высоты 7 км спуск продолжился на парашюте. Обе собаки вернулись живыми. Первым живым существом, выведенным на орбиту, стала советская собака Лайка 3 ноября 1957 года.
Это по сути также был и первый обитаемый объект на орбите. Совершив несколько витков, Лайка погибла от перегрева в апогее орбиты. Первый в мире космонавт — Юрий Гагарин, 12 апреля. Первый пилотируемый суборбитальный полёт — «Меркурий-3», Алан Шепард, 5 мая. Первый суточный полёт — «Восток-2», Герман Титов, 6 августа. Первый гражданский специалист в космосе — Константин Феоктистов, 12 октября 1964 года. Первый врач в космосе — Борис Егоров, 12 октября 1964 года. Первый выход космонавта в открытый космос — Алексей Леонов, 18 марта 1965 года.
Существовали ли «нулевые космонавты», загадочную смерть которых засекретили советские спецслужбы? Эксперт Добро. Журнала рассказал правду.
Гагарин не летал в космос, он просто был подставным лицом с идеальной анкетой! Информацию о гибели «нулевых космонавтов» обнародовали ещё до полёта Гагарина. Первыми об этом написали журналисты итальянского новостного агентства «Континенталь» в 1959 году, со слов «анонимного высокопоставленного чешского коммуниста».
В публикациях были даже имена и даты кончины: Алексей Ледовский погиб 1 ноября 1957 года «в ходе суборбитального запуска», Сергей Шиборин — 1 февраля 1958 года, Андрей Митков — 1 января 1959 года, Мария Громова — 1 июня 1959 года. Юрий Гагарин Уже через несколько месяцев итальянские корреспонденты пошли дальше: рассказывали о неком «лунном корабле», взорвавшемся на сибирском космодроме Sputnikgrad, о предстоящем секретном космическом рейсе. Ни одна из сенсаций не подтвердилась и вскоре журналистам перестали верить.
Затем в Associated Press напечатали, что в сентябре 1960 года разбился Иван Качур, а в октябре того же года — Пётр Долгов. В 1965 году в итальянской газете Corriere della Sera опубликовали статью о двух братьях Акилле и Джованни Юдика-Кордилья, которые построили под Турином частную радиостанцию. Они уверяли корреспондентов, что перехватили сигналы из космоса.
Также в корабле была установлена надувная шлюзовая камера «Волга». Сразу после выхода на орбиту, на первом витке, была надута шлюзовая камера. На втором витке корабля начался выход Алексея Леонова в открытый космос. В 11 часов 34 минуты он выплыл в безвоздушное пространство.
Космонавта с кораблем соединял страховочный трос длиной 5,35 метра.
Первый человек в космосе
Малиновский сказал, довольно неохотно, что даст Гагарину звание капитана. На что Никита Сергеевич рассердился: «Какого капитана? Вы ему хоть майора дайте». Малиновский долго не соглашался, но Хрущёв настоял на своём, и в этот же день Гагарин стал майором. Потом Хрущёв позвонил в Кремль и потребовал, чтобы Гагарину подготовили достойную встречу. По другим свидетельствам, очередное звание капитан Гагарин должен был получить в апреле 1961 года, но Д. Устинов предложил произвести его сразу в майоры.
Приказ о присвоении этого внеочередного звания был подготовлен до старта, но Юрий Гагарин узнал о своём звании майора только после посадки [48]. Самолёты с эскортом торжественным строем прошли над центром Москвы, над Красной площадью, затем произвели посадку в аэропорту Внуково , там Гагарина ожидал грандиозный приём: ликующие люди, журналисты и операторы, руководство страны. Самолёт подрулил к центральному зданию аэропорта, спустили трап, и первым по нему сошёл Гагарин. От самолёта до правительственных трибун была протянута ярко-красная ковровая дорожка, по ней и пошёл Юрий Гагарин. По пути у него развязался шнурок на ботинке по другой версии — расстегнулась подтяжка для носков , но он не остановился и дошёл до правительственных трибун, рискуя споткнуться и упасть [64] , под звуки оркестра, исполняющего советский авиамарш «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью». Рад доложить вам, что задание Центрального Комитета Коммунистической партии и Советского правительства выполнено… Дальше была поездка в открытом « ЗИЛ-111В », Гагарин стоя приветствовал встречающих.
Кругом слышались поздравления, многие махали плакатами. Один человек прорвался через оцепление и вручил Гагарину букет. Митинг перерос в стихийную 3-часовую демонстрацию, которую Юрий Гагарин и руководители советского государства приветствовали с трибуны мавзолея Ленина. После окончания демонстрации Никита Хрущёв проводил Гагарина внутрь мавзолея, к саркофагу [65]. Торжества продолжились на приёме в Кремле , на котором присутствовали многие конструкторы, имена которых тогда ещё официально не назывались. Многих новорождённых мальчиков родители называли в тот день в честь Гагарина — Юрием.
На следующий день состоялась пресс-конференция, на которой Гагарину и конструкторам задавали вопросы зарубежные журналисты. Конференция началась с вопроса Гагарину о том, не является ли он родственником потомков рода князей Гагариных , ныне живущих в США. На это Гагарин ответил [65] : «Среди своих родственников никаких князей и людей знатного рода не знаю и никогда о них не слышал». Основные статьи: Список зарубежных визитов Юрия Гагарина и Список почтовых марок, имеющих отношение к визитам Юрия Гагарина Жители Карл-Маркс-Штадта на улице, названной именем Юрия Гагарина, 6 мая 1961 года Почти через месяц после полёта Юрия Гагарина отправили в первую зарубежную поездку с «Миссией мира». Первой зарубежной поездкой для Юрия Гагарина стала поездка в Чехословакию. Он летел на обычном рейсовом Ту-104 в Прагу.
Пассажиры рейса узнали Гагарина и кинулись к нему за автографами. А командир экипажа П. Михайлов пригласил его в кабину и дал ему в руки штурвал. В Чехословакии Гагарин посетил литейный завод и получил от местных рабочих сувенир — статуэтку литейщика. При подлёте к Софии болгарские лётчики встретили его почётным эскортом истребителей.
И незадолго до своей гибели в марте 1968 года первый космонавт человечества обсуждал с руководством детали своего нового полета... Неизвестный герой Среди тех, кто готовил полет Гагарина, до сих пор есть и незаслуженно малоизвестные первооткрыватели космоса. Один из них — Олег Генрихович Ивановский. Фронтовик, несмотря на тяжелое и недолеченное ранение, он участвовал в Параде Победы, а в 1947 году поступил на работу техником в секретный НИИ-88 — знаменитую «фирму Королёва».
Получил диплома инженера-радиотехника. И, конечно, знал свое творение до последнего болта. Именно он закрыл за Гагариным люк и внес последние — неожиданные — коррективы, когда нужно было проверить контакт. Ивановский молниеносно снял 32 гайки, удостоверился, что форс-мажорной ситуации нет и, не теряя ни секунды, снова справился с гайками. Нельзя забывать этого человека, которого Гагарин называл своим «ведущим» и «крестным». Факторы победы Что помогло нашей стране выиграть эту «гонку века»? Причин и обстоятельств было несколько. И советские, и американские специалисты постарались привлечь к работе немецких ученых, завладеть ракетными разработками Третьего рейха. Так получилось, что американцы захватили гораздо больше ракет «Фау» и вывезли в Штаты гораздо больше крупных ракетчиков во главе с фон Брауном.
Но именно это «богатство выбора» во многом помешало американцам найти единственно верный, оптимальный путь к мощной ракете, которая смогла бы выйти на орбиту. Государственная, централизованная система в этом случае оказалась эффективнее американской. Космодром Байконур. Кадр из документального фильма "Первый рейс к звездам". Их разработки королевские ракеты и глушковские двигатели до сих пор служат космонавтике. От них прямая линия к «пророку» межпланетных путешествий, Константину Циолковскому, который не дожил до 1961 года, но предсказал взлет Гагарина. У нас еще в 1958 году появилась уникальная ракета Р-7, ставшая носителем для всех первых космических аппаратов. Информационная война А что же американцы? Они готовили ответный ход, но он не оказался достаточно эффектным.
Через три недели после гагаринского триумфа, 5 мая, состоялся полет первого заокеанского астронавта Алана Шепарда на корабле «Меркурий». Во-первых, это был суборбитальный полет, по сути прыжок в стратосферу, который длился всего лишь 15 минут. Облететь вокруг Земли кораблю не удалось, да это и не предусматривалось программой миссии. По вкладу в исследование космического пространства он уступал не только гагаринскому достижению, но даже полету Белки и Стрелки. Дело в том, что по грузоподъемности американские ракеты уступали нашей «семерке» — для них оставались недоступными гагаринские высоты. Космический корабль Шепарда был еще теснее нашего «Востока». И обзор у него был гораздо хуже. Американский астронавт практически не увидел звезд, отметил только, что с высоты хорошо виден земной ландшафт. Единственным преимуществом этого «прыжка» оказалась его демонстрация в прямом телеэфире.
В 1951 году Юрий Гагарин получил специальность «формовщик-литейщик» и окончил седьмой класс в школе рабочей молодежи. Московское областное управление трудовых резервов направило его на учебу в Саратовский индустриальный техникум. В 1955 году Юрий получил диплом с отличием по специальности «литейное производство».
Во время учёбы в Саратове произошло знакомство Гагарина с небом. Занимаясь в Саратовском областном аэроклубе, он выполнил 196 полетов на самолёте ЯК-18, налетав 42 часа 23 минуты. Учёба в лётном училище После окончания аэроклуба Юрия Гагарина направили в Оренбург в Первое Чкаловское Высшее авиационное училище летчиков.
Во время учёбы он летал на самолётах: ЯК-18; МиГ-15бис. Он выполнил 586 полетов, общий налет составил 166 часов 41 минуту. Получив квалификацию летчика-истребителя, Юрий Гагарин отправился к месту службы в Заполярье в истребительный авиационный полк Северного флота.
К тому времени у молодого летчика уже была семья. В 1957 году Гагарин женился на Валентине Горячевой, сотруднице Центра управления полетами. В 1959 году у них родилась дочь Елена, а в 1961 году вторая дочь — Галина.
В 1959 году Юрию Гагарину присвоили звание старшего лейтенанта. Тогда же он был представлен на должность старшего летчика. Подготовка к полёту в космос В конце 1959 года Гагарин написал рапорт с просьбой о зачислении его в отряд космонавтов.
После прохождения тестов и проверок медицинская комиссия признала Юрия годным для полетов.
Они отрабатывали операции по ручной ориентации космического аппарата, тренировались использовать специальную радиопереговорную линию. Последние напутствия главного конструктора Сергея Павловича Королёва справа Юрию Гагарину перед стартом. Однако некоторые документы, в частности заявка на попытку установления рекорда по продолжительности полёта, поданная в Авиационную спортивную комиссию Центрального аэроклуба СССР начальником отдела по подготовке и обеспечению космических полётов Главного штаба ВВС Николаем Каманиным, указывают на то, что на самом деле это могло произойти по крайней мере за месяц до полёта. Большую роль при этом играли психофизиологические качества. Гагарин был улыбчивым, весёлым, лёгким в общении, но при этом умным, усидчивым, работоспособным, хорошо физически развитым и с достаточным опытом службы в авиации», — рассказал Владимир Попов.
За день до полёта прошли последние испытания, и ракета с космическим кораблём «Восток-1» была установлена в стартовое сооружение. Спуском аппарата с орбиты можно было управлять в ручном режиме, но у медиков не было уверенности в правильности принятия решения космонавтом, оказавшимся в одиночестве на орбите в состоянии невесомости. Чтобы не допустить несвоевременного включения тормозной двигательной установки, в кабине был установлен дополнительный пульт с кнопками — «логический замок». Космонавту нужно было на орбите распечатать специальный конверт и нажать три кнопки из девяти. Продуктов питания Юрию Гагарину загрузили на десять дней. Если бы тормозная двигательная установка отказала, спуск должен был произойти за счёт естественного торможения корабля в верхних слоях атмосферы.
В этом случае Гагарину пришлось бы пробыть на орбите около десяти суток. Также по теме «России есть чем гордиться»: астрофизик — о достижениях в изучении Вселенной и возвращении астрономии в школу В России в последние годы наблюдается повышенный интерес к изучению космоса. Такого мнения придерживается российский астрофизик,... Незадолго до пуска стало понятно, что на центральном пульте управления один из трёх транспарантов, сигнализирующих о прижиме крышки люка спускаемого аппарата, не горит. Сергей Королёв принял решение максимально оперативно устранить неисправность, и это удалось сделать в кратчайшие сроки. Из динамиков раздалось знаменитое гагаринское «Поехали!
С трепетным волнением всматривался я в этот новый и непривычный для меня мир, стараясь всё разглядеть и запомнить. В иллюминаторы виднелись удивительно яркие и холодные звёзды. До них было ещё далеко — ой как далеко!
Что скрывали власти про первый полёт Юрия Гагарина
52 года назад человек впервые вышел в космос. История Алексея Леонова | Канобу | Алексей Леонов — первый человек в открытом космосе. |
Первый выход в космос | Полетел в космос первый человек — советский лётчик Юрий Гагарин.-13. |
Как Юрий Гагарин смог покорить космос и навсегда оставить свой след в истории человечества
Владимир Ильюшин — самый первый космонавт по версии Книги Гиннесса Совпадение это или блестящая работа спецслужб, но ровно за сутки до запуска корабля Гагарина британское издание «Дэйли Уокер» опубликовало невероятную статью-расследование журналиста Дэнниса Огдена. По его версии, 7 апреля 1961 года советский летчик Владимир Ильюшин — сын легендарного авиаконструктора, стал самым первым полетевшим в космос человеком. В ней же сообщалось, что при посадке что-то пошло не так, и он приземлился в Китае, где был сразу захвачен и доставлен к Мао Цзэдуну, который пытался выведать космические тайны СССР. Несмотря на абсурдность и полное отсутствие доказательств, версия быстро стала популярной. Настолько, что в редакции Книги Гиннесса за 1964 год Ильюшин был указан самым первым полетевшим в космос человеком. Ильюшин на самом деле летчик, но не космонавт, а испытатель. И с ним действительно случилась трагедия, похуже встречи с Мао. В 1960 году он попал в автомобильную катастрофу, получив серьезные травмы ног, что закрыло его путь в авиацию. Не теряя надежды, его пытались лечить разными способами и действительно отправляли в Китай: испробовать традиционную восточную медицину. Закончилась история благополучно: Ильюшин прожил до глубокой старости и дослужился до звания генерал-майора, умерев лишь в 2010 году.
Петр Долгов — известный испытатель Американское агентство Associated Press сообщало, что 11 октября 1960 полетевший в космос человек по имени Петр Долгов погиб на орбите во время взрыва корабля. В этой истории, как и в других, все замешано на полуправде. Петр Долгов пришел в космонавтику еще до Гагарина, и правда погиб в космосе во время полета. Но случилась трагедия лишь в 1962 году: во время испытательной программы он прыгнул из стратосферы с высоты более 28 км. Шлем не выдержал нагрузок и треснул, что и привело к гибели героя. Александр Белоконев — трижды «космонавт» Имя этого человека упоминали в западной прессе неоднократно: писали, он совершил полет на орбиту в 1960, 1961 и 1962 годах, версий его гибели не меньше. На самом деле он служил техником-испытателем в Институте авиационной медицины и с космическими технологиями сталкивался лишь на земле, а полетов не совершал. Валентин Бондаренко — трагическая, но не таинственная гибель Писали, что Валентин Бондаренко совершил полет в космос первым за 3 недели до Гагарина — 23 марта 1961 года. Этот человек правда числился в космическом отряде, совершал полеты и погиб трагически: во время испытаний сурдобарокамеры.
Первым полетевшим в космос он точно не был, но имел все шансы им стать. По воспоминаниям товарищей, он был самым молодым и веселым в коллективе, поэтому смерть его воспринималась еще более трагически, особенно на фоне успеха Гагарина. Шиборин, Митков, Ледовский, Громова — итальянская фабрика слухов Начиная с 1959 года итальянское агентство «Континенталь» регулярно передавало сообщения о якобы полетевших из СССР космических кораблях и их пилотах.
Товарищи Беляев и Леонов чувствуют себя хорошо. Программа научных исследований выполнена полностью. В процессе полета успешно проведен сложный научно-технический эксперимент по выходу в космическое пространство космонавта в специальном скафандре с автономной системой жизнеобеспечения, открывающий новый этап в освоении космоса человеком. Советский космонавт Алексей Леонов в центре во время полета космического корабля «Аполлон-Союз» в 1975 году. В том сообщении не упоминалось, что именно Леонов совершил тот самый первый выход в открытый космос. Лишь немногие специалисты знали, с каким риском был сопряжен этот эксперимент.
Только много лет спустя широкой общественности стало известно, что Леонов поначалу не мог вернуться на корабль, потому что из-за перепада давления его скафандр раздулся и не пролезал в люк. Но космонавт не потерял самообладания и, действуя в условиях острого цейтнота, сумел все же стравить через клапан часть воздуха из скафандра и протиснуться в шлюзовую камеру. Как слышите? Прием…» С этим позывным 16 июня 1963 года мир услышал с далекой орбиты первую в мире женщину-космонавта Валентину Терешкову. Первая женщина в космосе провела на орбите почти три дня в июне 1963 года. Во время полета ей пришлось преодолеть множество проблем, которые не были обнаружены до распада Советского Союза. Она остается единственной женщиной, выполнившей одиночную миссию. C января по май 1963 года готовилась к полету на космическом корабле «Восток-6» по программе женского полета в составе группы вместе с Ириной Соловьевой, Валентиной Пономаревой, Жанной Еркиной. Была назначена основным кандидатом на полет.
Позывной — «Чайка». Продолжительность полета составила двое суток 22 часа 50 минут. За это время ее космический корабль 48 раз облетел вокруг Земли. Сергей Королев Сергей Павлович Королёв является основоположником практической космонавтики. Его конструкторские разработки и идеи имеют мировое значение. Интерес ученого к авиационной технике возник еще в школе.
День космонавтики отмечают сегодня во всей стране. Фильмы, тематические выставки в музеях, мастер-классы. Сразу в нескольких городах телебашни сменят подсветку на праздничную. А в Петербурге этой ночью во время шоу «Поющие мосты» на одном из пролетов показали лазерную проекцию с портретом Юрия Гагарина и космическим аппаратом «Восток-1». И все это под музыку. В Симферополе пройдет флешмоб, дети на площади изобразят фигуру ракеты и выпустят в небо шары. Торжественные мероприятия сегодня пройдут на Байконуре. И в космосе, и на Земле его имя сегодня звучит абсолютно везде и на всех языках. Юрий Гагарин и спустя 60 лет после того самого полета — суперзвезда. Неземное обаяние, смелость, верность своему долгу, им были очарованы и королевские особы, и люди искусства. Так было в далеком 61-м году, так и сейчас. Эта редкая запись была обнаружена в архиве телевидения ГДР. Юрий Гагарин говорит о межпланетных полетах: на Венеру, на Марс.
Я сверился с графиком полета. Время выдерживалось точно. Такую скорость трудно представить на Земле. Я не чувствовал во время полета ни голода, ни жажды. Но по заданной программе в определенное время поел и пил воду из специальной системы водоснабжения. Ел я пищу, приготовленную по рецептам, разработанным Академией медицинских наук. Кушал так же, как в земных условиях; только одна беда - нельзя было широко открывать рот. И хотя было известно, что за поведением моего организма наблюдают с Земли, я нет-нет да и прислушивался к собственному сердцу. В условиях невесомости пульс и дыхание были нормальными, самочувствие прекрасное, мышление и работоспособность сохранялись полностью. В мой комбинезон были вмонтированы легкие, удобные датчики, преобразовывавшие физиологические параметры - биотоки сердца, пульсовые колебания сосудистой стенки, дыхательные движения грудной клетки - в электрические сигналы. Специальные усилительные и измерительные системы обеспечили выдачу через радиоканалы на Землю импульсов, характеризующих дыхание и кровообращение на всех этапах полета. Так что на Земле знали о моем самочувствии больше, чем знал об этом я. С момента отрыва ракеты от стартового устройства управление всеми ее сложными механизмами приняли на себя разумные автоматические системы. Они направляли рули, заставляя ракету двигаться по заданной траектории, управляли двигательной установкой, задавая необходимую скорость, сбрасывали отработанные ступени ракеты. Автоматика поддерживала необходимую температуру внутри корабля, ориентировала его в пространстве, заставляла работать измерительные приборы, решала много других сложных задач. Вместе с тем в моем распоряжении находилась система ручного управления полетом корабля. Стоило только включить нужный тумблер, как все управление полетом и посадкой "Востока" перешло бы в мои руки. Мне пришлось бы еще раз уточнить по бортовым приборам местоположение стремительно несущегося над Землей "Востока". А затем надо было бы рассчитать место посадки, ручкой управления удерживать ориентацию корабля и в нужный момент запустить тормозную установку. Сейчас всего этого не требовалось - автоматика работала безотказно. Все обдумали и взвесили ученые". Юрий Гагарин передал, что пролетает над Америкой. Это практически совпало с началом передачи по радио и каналам ТАСС официального сообщения о запуске в Советском Союзе космического корабля с человеком на борту. А за минуту или две этого Министерством обороны СССР был выпущен приказ о присвоении старшему лейтенанту Гагарину Юрию Алексеевичу внеочередного воинского звания "майор". Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника "Восток" является гражданин Союза Советских Социалистических Республик летчик майор Гагарин Юрий Алексеевич. Старт космической многоступенчатой ракеты прошел успешно, и после набора первой космической скорости и отделения от последней ступени ракеты-носителя корабль-спутник начал свободный полет по орбите вокруг Земли. По предварительным данным, период обращения корабля-спутника вокруг Земли составляет 89,1 минуты; минимальное удаление от поверхности Земли в перигее равно 175 километрам, а максимальное расстояние в апогее составляет 302 километра; угол наклона плоскости орбиты к экватору 65 градусов 4 минуты. Вес космического корабля-спутника с пилотом-космонавтом составляет 4725 килограммов, без учета веса конечной ступени ракеты-носителя. С космонавтом товарищем Гагариным установлена и поддерживается двусторонняя радиосвязь. Частоты бортовых коротковолновых передатчиков составляют 9,018 мегагерца и 20,006 мегагерца, а в диапазоне ультракоротких волн 143,625 мегагерца. С помощью радиометрической и телевизионной систем производится наблюдение за состоянием космонавта в полете. Период выведения корабля-спутника "Восток" на орбиту космонавт товарищ Гагарин перенес удовлетворительно и в настоящее время чувствует себя хорошо. Системы, обеспечивающие необходимые жизненные условия в кабине корабля-спутника, функционируют нормально. Полет корабля-спутника "Восток" с пилотом-космонавтом товарищем Гагариным на орбите продолжается... Фото: А. Начала работать автоматическая система ориентации космического корабля "Восток-1" для подготовки к включению тормозного двигателя. Космический корабль вышел из тени Земли и автоматически сориентировался по Солнцу двигательной установкой вперед по ходу движения. Из воспоминаний Юрия Гагарина: "Я видел облака и легкие тени их на далекой милой Земле. На какое-то мгновение во мне пробудился сын колхозника. Совершенно черное небо выглядело вспаханным полем, засеваемым зерном звезд. Они яркие и чистые, словно перевеянные. Солнце тоже удивительно яркое, невооруженным глазом, даже зажмурившись, смотреть на него невозможно. Оно, наверное, во много десятков, а то и сотен раз ярче, чем мы его видим с Земли. Ярче, чем расплавленный металл, с которым мне приходилось иметь дело во время работы в литейном цехе. Чтобы ослабить слепящую силу его лучей, я время от времени перекрывал иллюминаторы предохранительными шторками. Мне хотелось понаблюдать Луну, узнать, как она выглядит в космосе. Но, к сожалению, ее серп во время полета находился вне поля моего зрения. Телетайпы закончили передачу первого сообщения ТАСС. Сотни корреспондентов малых и больших стран штурмом брали здание Телеграфного агентства. Из воспоминаний Юрия Гагарина: "Несмотря на сложную работу, я не мог не думать. Вспомнилась мама, как она в детстве целовала меня на сон грядущий в спину между лопаток. Знает ли она, где я сейчас? Сказала ли ей Валя о моем полете? А вспомнив о маме, я не мог не вспомнить о Родине. Ведь неспроста люди называют Родину матерью - она вечно жива, она бессмертна… Дом в Клушино, где семья Гагариных жида до 1946 года. Воссоздан и превращен в музей. Вспоминалось, как мы, мальчишки, тайком трясли яблони в колхозном саду, как накануне полета я бродил по Москве, по ее шумным, радостным улицам, как пришел на Красную площадь и долго стоял у Мавзолея. Подумал о том, что космический корабль несет идеи Ленина вокруг всей Земли. Ведь все, что я сейчас переживаю, придется пережить и ему". Юрий Гагарин стал близким для всех народов земного шара. Но больше всего волновались и переживали за него, конечно же, близкие. Поселок Чкаловский, Московская область. Из воспоминаний Валентины Гагариной: "12 апреля началось как обычно. Лену отправила утром в ясли, занялась Галочкой. Потом пришла Светлана Леонова. Она ждала ребенка и ко мне, "двудетной" матери, приходила перенимать опыт. Неожиданно стук в дверь. Открываю - соседка. Раскраснелась, захлебывается словами: - Валюша, включай радио! Юра в космосе! У меня голова пошла кругом - смотрю на соседку и никак не могу вспомнить ее имени, метнулась к приемнику и не могу вспомнить, как его включают. А потом началось в нашей квартире невообразимое, неописуемое. Прибежал Володя Комаров, нагрянули друзья, сослуживцы, соседи. Спрашивают, советуют, поздравляют. Сразу же приехали журналисты. Первым, помню, Василий Песков". Из воспоминаний Тамары Титовой: "О том, что Юра в космосе, я лично узнала уже по радио, когда голос Левитана объявил об этом всей стране. Побежала к Вале, та попросила сходить за Леночкой в садик. Когда вернулась, к нам уже приехало командование, все женщины, приникнув к приёмнику, сидели у Валентины. Та очень переживала, плакала. И я плакала вместе с ней. Ведь мы не знали, чем это всё может закончиться. Хотя верили, что всё будет хорошо…". Из воспоминаний Валентины Гагариной: "Поминутно открывалась дверь, входили какие-то люди, что-то говорили, жали мне руку. Не помню, что я им отвечала, что говорила. Я не могла разговаривать. Голос диктора сообщил: - Полет продолжается. Пилот-космонавт Юрий Гагарин чувствует себя хорошо. Я крутила ручку приемника, чтобы увеличить громкость, но вместо этого сбивала настройку, снова крутила, утирала ладонью слезы и чувствовала, как сердце сжималось. Рука не слушается. Карандаш падает на стол. А люди что-то говорят, говорят…". Поселок Чкаловский. В квартире Гагариных на четвертом этаже в тот день не закрывались двери. Фото: wikimapia. Из воспоминаний Валентина Гагарина: "Отчаянно размахивая руками, вдогон за мной бежала моя младшая, восьмилетняя Валюшка, кричала что-то неразборчиво. Я остановился. Мама плачет. И что за напасть? Только что говорила, что легче ей. Вечно с этими женщинами всякие истории. Неужто я ее расстроил сообщением о том, что еду на целину? Из мемуаров Бориса Чертока: "Самым мучительным в тот день было ожидание сообщения о благополучном приземлении... Посадка - самый ответственный этап космического полета: ошибка на метр в секунду при скорости 8000 метров в секунду отклоняет точку приземления уже на целых 50 километров... Из воспоминаний Юрия Гагарина: "Наступал заключительный этап полета, может быть, еще более ответственный, чем выход на орбиту и полет по орбите,- возвращение на Землю. Я стал готовиться к нему. Меня ожидал переход от состояния невесомости к новым, может быть, еще более сильным перегрузкам и колоссальному разогреву внешней оболочки корабля при входе в плотные слои атмосферы. До сих пор в космическом полете все проходило примерно так же, как мы отрабатывали это во время тренировок на Земле. А как будет на последнем, завершающем этапе полета? Все ли системы сработают нормально, не поджидает ли меня непредвиденная опасность? Автоматика автоматикой, но я определил местоположение корабля и был готов взять управление в свои руки и в случае необходимости осуществить его спуск на Землю самостоятельно в выбранном мною подходящем для этой цели районе. Главный конструктор переживал за Юрия Гагарина как за сына. Фото: ТАСС Система ориентации корабля в данном полете была солнечной, оснащенной специальными датчиками. Эти датчики "ловят" Солнце и удерживают его в определенном положении, так что тормозная двигательная установка оказывается всегда направленной против полета. В 10 часов 25 минут произошло автоматическое включение тормозного устройства. Оно сработало отлично, в заданное время. За большим подъемом и спуск большой - "Восток" постепенно стал сбавлять скорость, перешел с орбиты на переходный эллипс. Началась заключительная часть полета. Корабль стал входить в плотные слои атмосферы. Его наружная оболочка быстро накалялась, и сквозь шторки, прикрывающие иллюминаторы, я видел жутковатый багровый отсвет пламени, бушующего вокруг корабля. Но в кабине было всего двадцать градусов тепла, хотя я и находился в клубке огня, устремленном вниз. Невесомость исчезла, нарастающие перегрузки прижали меня к креслу. Они все увеличивались и были значительнее, чем при взлете. Корабль начало вращать, и я сообщил об этом "Земле". Из мемуаров Бориса Чертока: "Разделение отсеков корабля по штатному циклу должно было состояться через 10 сек. Гагарин его ждал, но на 10-й секунде разделение не произошло. Корабль начал вращаться вокруг своих осей с очень большой скоростью. Скорость вращения была градусов около 30 в секунду, не меньше. Я ждал разделения. Разделения нет. Я знал, что по расчету это должно было произойти через 10-12 секунд после выключения ТДУ... Разделение произошло только в 10 час 35 мин, а не в 10 час 25 мин, как я ожидал, то есть приблизительно через 10 мин после окончания работы ТДУ". Откуда появились возмущающие моменты на закрутку корабля с такой большой скоростью?