Всё же количество «коренных» буддистов значительно превышает количество новообращённых западных адептов.
Буддизм: основы религии, сколько буддистов в мире
Количество последователей мировых религий также меняется. В основном это происходит из-за различий в рождаемости и численности молодежи среди верующих. Новости Новости Новости. Самая многочисленная религия в мире и количество ее последователей. Новости Новости Новости. Самая многочисленная религия в мире и количество ее последователей.
Количество последователей буддизма в мире
Вторая по величине группа буддийских школ - Тхеравада , которой в основном следуют в Юго-Восточная Азия. Третья по величине группа школ Ваджраяна , в основном используется в Тибете , Гималайском регионе , Монголии и некоторых частях России. Четвертая по величине группа буддийских школ - Наваяна , которой в основном следуют в Махараштре , Индия.
Он был основан в VI веке до нашей эры принцем Сиддхартхой Гаутамой, который стал Буддой, достигнув просветления.
В Буддизме стремятся избавиться от страданий, достигнув нирваны. Христианство — это религия, основанная на жизни и учениях Иисуса Христа. Она имеет мировое распространение и включает множество конфессий и вероучений.
По данным Pew Research Center, на 2024 год количество христиан составляло около 2. Христианство распространено во многих странах, но особенно в Европе и Америке. Она признается миллиардами людей, в основном в странах Ближнего Востока, Северной Африки и южных регионах Азии.
По данным Pew Research Center, количество мусульман в мире составляет около 1. Ислам является быстрорастущей религией, и ожидается, что число его последователей продолжит расти в ближайшие десятилетия. Общая статистика религий в мире Религия играет значительную роль в жизни людей и оказывает влияние на мировую культуру и общество.
Существует несколько основных религий в мире, каждая из которых имеет свое учение и множество последователей. Одной из крупнейших религий в мире является христианство. Христианство базируется на учении Иисуса Христа, который, согласно Библии, является Сыном Божьим и спасителем людей.
Согласно статистике, в настоящее время в мире примерно 2.
Будучи имамом, я готов помочь вам и дать советы по любым жизненным проблемам, основываясь на учениях ислама. Пожалуйста, поделитесь со мной своими вопросами и я с радостью постараюсь помочь вам. Сравнение количества последователей трех религий Христианство, религия, исход которой восходит к Иисусу Христу, также имеет значительное количество последователей.
Согласно общим оценкам, население христианства составляет около 2,3 миллиарда человек в 2024 году. Из этих чисел около 1,2 миллиарда являются католиками, что делает Католическую церковь самой крупной христианской конфессией. Буддизм, основанный на учениях Будды, имеет меньшее число последователей по сравнению с христианством и исламом. Совокупно, число буддистов оценивается примерно в 535 миллионов человек.
Хотя это небольшая группа, буддизм остается значимой религией, почитаемой миллионами людей во всем мире. В Коране говорится: «Действуйте праведно, что бы не попасть в заблуждение» Koran 5:77. Глубокое понимание Ислама: вопросы и ответы Количественные сравнение сторонников трех религий? Важно помнить, что количество последователей религий не является главным критерием их истинности или ценности.
Учение Ислама, как и других религий, базируется на вере и духовности. Однако, по статистическим данным, Ислам является второй по размеру религией в мире после Христианства и одной из быстрорастущих религий. Ответим на вопрос с использованием Корана и хадисов. Сколько мусульман в мире?
Коран указывает, что верующих мусульман должно быть много. В суре «Аль-Худжурат» 49:13 говорится: «О люди! Мы создали вас из мужчин и женщин и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнали дурной друг о друге. Бог перед Богом величайший.
Воистину, Бог знает и увидит все» Аль-Коран, 49:13.
Первые религии формировались в первобытных обществах и являлись родоплеменными, наиболее известные из них — тотеизм, магия, анимизм, культ предков и фетишизм. С развитием общества стали появляться более усложненные формы религий, которые превратились в местные и национальные, объединяющие целые народы и государства. Наиболее распространенные из современных религий мира можно разделить на две основные группы — это религии, которые происходят от Авраама и религии Индийского субконтинента. К Авраамовым религиям относят такие современные религии как Христианство, Ислам, Иудаизм. К Индийской группе религии относят — Индуизм и Буддизм Сикхизм. Некоторые из современных религий могут иметь разные направления со своими особенностями толкования. Так например современное Христианство делится на Католицизм, Православие и Протестантизм. Важной особенностью практически любого современного вероисповедания является отрицания наличие других религий кроме собственный. В связи с этим исторически между религиями происходила соперничество и постоянная борьба.
Особенно острая борьба исторически сложилась между христианством и и исламом.
Самые распространенные религии в мире
Последователи буддизма и брахманизма (Николай Ильин -Старцев) / Проза.ру | В 1910 году исследователи сообщили, что число последователей буддизма составляет примерно 138 миллионов человек, в основном сосредоточенных по всей Азии. |
Топ 10 | Самые распространенные религии | В 1910 году исследователи сообщили, что число последователей буддизма составляет примерно 138 миллионов человек, в основном сосредоточенных по всей Азии. |
Буддизм в жизни современных японцев: 7 показательных фактов
Самые распространенные религии мира по числу верующих | примечание: точное количество последователей при подсчете буддистов варьируется, поскольку буддизм часто смешивают с исконными восточноазиатскими религиями в их странах. |
Численность последователей основных религий | Российские буддисты рады победе Владимира Путина на президентских выборах, заявил РИА Новости глава Буддийской традиционной Сангхи России XXIV Пандито хамбо лама Дамба Аюшеев, призвав власти обратить внимание на развитие сельского хозяйства в Бурятии и. |
Крупнейшие буддийские поселения по стране | Статистика верующих: численность последователей Буддизма, Христианства и Ислама в мире. |
Количество последователей буддизма мирового масштаба и его значимость в современном обществе
В нашей стране буддизм традиционно исповедуют жители Бурятии, Калмыкии, Тувы, а в последние годы буддийские общины возникли в Москве, С-Петербурге и во всех крупных городах России. Общую численность буддистов в мире определить трудно: такого рода переписи не проводились нигде, да они и противоречат этическим и правовым нормам многих стран. Однако весьма приблизительно можно сказать, что в мире сегодня насчитывается около 400 млн мирян, исповедующих буддизм, и около 1 млн монахов и монахинь.
В пантеон Махаяны входит множество божеств и сущностей. Именно о них написано большое количество сказок и мифов. Ваджраяна или Тантраяна Учение, именуемое Алмазной Колесницей, возникло на Тибете под влиянием Махаяны и индийского тантризма. По сути она является самостоятельной религией. Направление содержит сложные тантрические практики, которые могут привести к просветлению за одну земную жизнь. В тантрическом буддизме почитаются культы плодородия и эротические практики. Ваджраяна имеет тесную связь с эзотерикой. Основы учения передаются учителя — Ламы к ученику.
Тантраяну практикуют в Монголии, Бутане и на востоке России. Буддизм в России Традиционные адепты буддизма в России проживают сегодня в восточных регионах страны, таких как республика Бурятия, Калмыкия и Тува. Кроме того, буддистские объединения можно встретить в Москве, Санкт-Петербурге и иных городах. Сколько последователей учения Сидхартхи проживает на территории России, точно сказать нельзя. Это объясняется тем, что буддизм не является официальной религией, и многие его адепты официально не объявляли свою религиозную принадлежность. Буддизм является одной из самых миролюбивых религий. Последователи «бодхи» призывают к миру и любви.
Ислам является быстрорастущей религией, и ожидается, что число его последователей продолжит расти в ближайшие десятилетия. Общая статистика религий в мире Религия играет значительную роль в жизни людей и оказывает влияние на мировую культуру и общество. Существует несколько основных религий в мире, каждая из которых имеет свое учение и множество последователей. Одной из крупнейших религий в мире является христианство. Христианство базируется на учении Иисуса Христа, который, согласно Библии, является Сыном Божьим и спасителем людей. Согласно статистике, в настоящее время в мире примерно 2. В разных частях мира христианство имеет свои особенности, например, в Католической церкви имеется понятие Папы, который является главой церкви и признается верующими как непосредственный представитель Христа на земле. Другой крупной мировой религией является ислам, основанный на учении пророка Мухаммада. Верующие ислама называются мусульманами. Они верят, что Коран, священная книга ислама, была непосредственно откровена пророку Мухаммаду от Всевышнего. Сегодня количество мусульман в мире составляет примерно 1,8 миллиарда человек, что делает ислам второй по величине религией в мире. Значительная часть мусульман проживает в странах Ближнего Востока и Северной Африки, они исповедуют суннитский и шиитский ислам. Цитата из Корана: «Воистину, настолько велика в сравнении с иными науками религия мусульманская, что все прочие науки кажутся относительными и временными. Буддизм проповедует освобождение от страданий и достижение просветления через развитие мудрости и сострадания.
Вторая по величине группа буддийских школ - Тхеравада , которой в основном следуют в Юго-Восточная Азия. Третья по величине группа школ Ваджраяна , в основном используется в Тибете , Гималайском регионе , Монголии и некоторых частях России. Четвертая по величине группа буддийских школ - Наваяна , которой в основном следуют в Махараштре , Индия.
Статистика количества верующих в России и мире по Росстату
В буддистской вере особое внимание уделяется этике, медитации и духовному развитию. Эти принципы отражаются в искусстве, архитектуре, литературе и традициях буддистской культуры. Визуальное искусство буддизма, особенно в форме скульптуры и росписей на стенах храмов, изображает Будду, бодхисаттв и других святых фигур. Произведения искусства буддизма нередко пропитаны духом спокойствия, самоотречения и мудрости. Особенно известны буддистские фрески в храмах Индии, Таиланда, Китая и Японии. В музыкальном искусстве буддизма большую роль играют медитационные песни, мантры и ритуальные музыкальные композиции. Эти музыкальные произведения используются для достижения трезвости ума и гармонии с окружающим миром. Во многих буддистских странах проводятся регулярные фестивали, во время которых исполняются специальные музыкальные и танцевальные номера. В буддистской литературе можно найти много духовных текстов, которые помогают последователям веры достичь просветления и осознания. Каноны Питаки, такие как «Трипитака» или «Тибетский канон», содержат важные тексты буддизма.
Книги с притчами, мудрыми сказаниями и наставлениями Мастеров буддизма также пользуются широкой популярностью. Культурные традиции в буддистских странах тесно связаны с религией. Религиозные церемонии, ритуалы и празднования играют важную роль в жизни верующих и оказывают значительное влияние на общество. Такие традиции, как просмотр костюмированных представлений, фонариады, масленицы и фестивали с обрядами, отражаются в культуре и искусстве буддистских сообществ. В области архитектуры буддистские сооружения являются уникальными произведениями искусства. Храмы, ступы и монастыри сочетают в себе достижения архитектурных школ и стилей разных времен и народов. Многие буддийские храмы служат не только местами поклонения, но и центрами культурной и духовной жизни для местного населения. Влияние буддизма на культуру и искусство проявляется в создании выразительных произведений, символизирующих глубокую духовность и гармонию. Это важная часть наследия этой религии и ее вклад в мировую культуру.
Навигация по записям.
Особенно ярко это видно на примере «дзэнских» боевых искусств. Однако и в «небоевых» школах дзэна экстремальные ситуации, где от ученика требуется в короткий промежуток времени принять ответственное решение, нередки. Дзэн чрезвычайно популярен. Дзэнские наставники проповедовали чуть ли не на площадях, собирали огромные аудитории и, естественно, деньги.
В Европу и Америке впервые в истории строились дзэнские буддийские храмы. Издавалась многочисленная литература, дзэнские психотехники и его философию изучали на государственном уровне в научных университетах. А виновником такой популярности дзэна на Западе был японский буддолог, долгое время преподававший в университетах Европы и США в том числе в таких престижнейших заведениях, как Колумбийский и Гарвардский университеты , Дайсэцу Тэйтаро Судзуки. Когда-то Судзуки сам был послушником в дзэнской школе Риндзай-сю. Однако интересы этого разностороннего человека не ограничивались одним лишь дзэн-буддизмом. Он написал множество работ по проблемным вопросам буддизма махаяны, чрезвычайно интересовался возможностями адаптации восточной культуры к западным реалиям.
Однако знаменитым он стал благодаря пропаганде дзэна. Являясь признанным мастером, носителем традиции, и в то же время чрезвычайно образованным человеком он имел филологическое образование , Судзуки смог донести до западного автора непростую суть дзэнского учения. Дзэн в изложении профессора стал близок и понятен западному читателю, и оказался довольно привлекательным учением для стран, где духовные традиции были либо утрачены, как в Европе, либо ещё не сложились, как в США. Дзэн начал активно проникать в западную культуру. Его положения стали использовать в психологии, философии, литературе, музыке и живописи. Эти люди использовали в своём творчестве дзэн.
Дзэн виден и в их произведениях, написанных по наитию, в состоянии творческого озарения. Вы изучали философию Альберта Швейцера? Эта философия питается дзэном. В их психологических построениях ясно звучат дзэнские мотивы. На сегодняшний день дзэн не является самой популярной буддийской школой. Всё же количество «коренных» буддистов значительно превышает количество новообращённых западных адептов.
Однако дзэн сегодня сохраняет достаточно прочные позиции как на своей исконной территории, то есть в Китае, Японии, Корее, так и на Западе. Цифры говорят сами за себя: только приверженцев школы Сото-сю насчитывается около 7 миллионов человек. Школа Риндзай-сю, к которой принадлежал Судзуки, собирает под своими знамёнами не менее 3 миллионов человек. Дзэн живёт и развивается. Теперь, когда бум дзэна прошёл, настало время серьёзно и основательно изучить все аспекты этого явления. Что и делается сегодня психологами, учёными, философами и медиками.
Издаётся серьёзные исследования, появилась практическая литература, есть выбор. Сегодня с уверенностью можно сказать, что дзэн является для западной культуры чрезвычайно ценным приобретением. Теперь, когда он прошёл школу аскетизма и созерцания, когда он получил знания из уст известнейших учителей, Сиддхартха понял, что идти ему больше не к кому. То, что предложил ему Арата, что могли дать ему Алара и Уддаха, его не устраивало. Не такое спасение искал наследник Шакья. Не таким видел освобождение от страданий.
Но иного знания ему никто не мог дать. Оставалось одно: искать это знание самому. Благо инструменты для этого у него были: тело, закалённое в аскезе Аратой, и сильный, незамутнённый дух, познавший свою мощь в общине созерцателей. Были у него и первые ученики. Это были послушники, которые покинули общину созерцателей после того, как Сиддхартха заявил о своём уходе. Что же — он постиг учение аскетов и созерцателей.
Отчего же он не может иметь учеников? Однако даже наличие учеников не снимало болезненного вопроса6 что же делать дальше? Практиковаться в созерцании? Дойти до пределов возможного в аскетизме? Ведь сам-то он знал, что не достиг того, о чём мечтал. Как же он сможет учить других?
Над этим стоило поразмышлять. И Сиддхартха опустился в Падмасану, называемую великой позой Лотоса, и погрузился в глубокую медитацию. Незаметно прошёл день. Ученики Сиддхартхи поглядывали на неподвижно сидящую фигуру учителя с некоторой тревогой. Сами они никогда не медитировали так долго, ибо даже физически высидеть в одной позе полный день было нелегко. Наконец Каундинья, как старший ученик, решился подойти ближе.
Он наклонился над лицом учителя… — Он не дышит! Учитель умер! Эта новость, как гром среди ясного неба, поразила остальных. Все пятеро собрались у дерева, где всё тек же, в полной неподвижности, темнела фигура учителя. Мертвый бы упал. Да и руки не холодные… — рассуждал Асваджит.
А руки тёплые от жары. А у тебя похолодели от холода, — объяснил рассудительный Вашпа. А теперь вот в первый день потеряли учителя… — расстроился Бхадрика. Глаза Гаутамы медленно раскрылись. Он словно выплывал из глубокого сна, с трудом распознавая в темноте лица своих учеников. Вы живы!
Среди учеников пронёсся радостный ропот. Ученики дружно кинулись помогать учителю. Некоторое время Гаутама разминал ноги, опираясь на плечи своих учеников. Недостаточно ещё мы приложили усилий, чтобы постигнуть истинное знание. Нынче же даю обет, что не сойти мне с этого места, если не постигну я истину. И пусть кожа моя истлеет и мясо иссохнет, но я добьюсь этой цели!
С этого времени для учеников наступили тяжёлые времена. Такой отчаянной аскезы они давно не встречали. Их учитель сутками сидел в неподвижности, никогда не прятался ни от солнца, ни от дождя. Москиты кусали его, слепни и мошки докучали несносно, однако он как будто и не замечал их. Он почти ничего не ел: девушки из ближней деревни, приносящие ему фрукты. Были спасением для учеников, но не для учителя, ибо он брал лишь несколько зёрен риса или проса.
От такой пищи помер бы и воробей. Но Гаутама жил, ибо сильным было его тело, но ещё сильнее — дух. Через годы аскезы тело его стало напоминать скелет, обтянутый кожей. Он напоминал глубокого старика, или даже древнюю высохшую мумию. И только глаза его, горящие, решительные, напоминали о том, что это сидит живой человек, а не статуя из сожжённого огнём дерева. Ученики были в нерешительности.
С одной стороны, их снедала гордость за своего учителя: далеко не каждый великий аскет смог бы практиковать такое самоотречение. С другой стороны, их учителя всё чаще называли сумасшедшим, поговаривали о том, что усиленная аскеза помутила его разум. И это пугало. Часто пастухи в открытую говорили им: уходите, он погубил себя и погубит вас. Разве вы не видите, что рассудок его помутился от горячих лучей солнца? Ведь он даже не закрывает своей головы.
Хмурые дровосеки, проходя неподалёку, только посмеивались. Но хуже всего были малые дети: боясь, что ученики погоняться за ними, они останавливались на безопасном расстоянии, называли их учителя всякими обидными именами и бросали в его комьями грязи. Казалось, он этого не замечал. Первое время детей прогоняли все вместе. Затем Каундинья перестал гоняться вместе со всеми, пользуясь правом старшего. Вскоре лишь Бхадрика поднимался, чтобы защитить учителя.
Но и его порывы с каждым разом становились всё более вялыми. Жизнь учеников Сиддхартхи была однообразна. Некоторое время они пытались подражать учителю, но вынести подобную аскезу оказались не в состоянии. Теперь они лишь терпеливо ждали заката солнца. Только поздним вечером их учитель как бы приходил в себя, пробуждался от долгой медитации. Они жадно ждали его слов.
Может быть, на этот раз что-то изменится. Может быть, он, наконец, постиг истину. Однако дни проходили за днями, недели за неделями, а знание Сиддхартхе никак не давалось. С каждым вечером он становился всё замкнутее, всё молчаливее. Вскоре он перестал говорить вовсе. Лишь иногда на вопросительные взгляды учеников отвечал отрицательным кивком головы.
Это был единственный прогресс, который замечали опечаленные ученики. Хотя нет! Ещё с каждым днём их учитель становился всё слабее и слабее. Его мышцы, тонкие, как верёвки, отказывались удерживать его тело. Теперь он даже не мог сидеть самостоятельно, прося учеников усадить его спиной к дереву. Но дух его был силён: наверное, ни один из известных им отшельников не обладал таким сильным духом.
Провести долгих шесть лет в подобной аскезе, — на это способен только великий святой. Всё выдержали ученики Сиддхартхи: и безнадёжное молчание учителя, и тяготы нищей жизни, и издевательства окружающих. Но внезапную перемену, которая вдруг произошла в самом Сиддхартхе, перенести не смогли. Видя, как упорно стремится Гаутама постичь истину, отвергая все потребности своего тела, отрицая даже само его существование, ученики втайне гордились подвигами своего учителя. Пусть глупые крестьяне и пастухи называют его сумасшедшим: что они понимают! Разве может крестьянин постичь суть аскезы?
Но другие отшельники, несомненно, смотрят на это совсем по-другому. Их учитель, — великий святой. Это видно по всему. Только святой может настолько отказаться от всего земного, что его тело при жизни станет нечувствительным ни к голоду, ни к жажде, ни к боли, ни к жаре, ни к холоду.
Такой форум проводится впервые. Глава Республики Бурятия Алексей Цыденов в приветственном слове выразил уверенность, что он позволит определить перспективы сотрудничества стран, в которых распространен буддизм. Глава Бурятии пожелал гостям мероприятия «жить по канонам буддизма, чтобы наш мир был свободен от жадности, от ненависти и от невежества».
Согласно буддийскому учению, эти три яда являются причиной страданий всех живых существ, заметил Цыденов. На пути к физкультурно-спортивному комплексу, где проходит форум, стояли группы монахов в оранжевых одеяниях, многие из которых о существовании Бурятии читали только в книгах. А по оценкам Буддийской ассоциации России, их от 1,5 млн до 2 млн. В основном люди, исповедующие буддизм, населяют Бурятию, Туву и Калмыкию. Бурятия считается центром буддийской культуры. В республике, например, расположен центр Традиционной буддистской сангхи России — Иволгинский дацан. Здесь также находится буддистская святыня — нетленное тело Пандито Хамбо-ламы Даши Доржо Итигэлова, единственное прижизненное изображение Будды Шакьямуни статуя Зандан Жуу и одно из крупнейших собраний китайских, тибетских и индийских рукописей, перечислил Цыденов.
Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко называет регион еще и «ярким примером комфортного существования представителей разных народов и верований»: в Бурятии исповедуют шаманизм, а русское население — православие.
И Дхарма Будды - индийская религия или философская традиция, основанная на ряде оригинальных учений, приписываемых Гаутаме Будде. Буддизм возник в древней Индии как традиция шаманов между VI и IV веками до нашей эры и распространился по большей части Азии. Буддизм включает в себя множество традиций, верований и духовных практик, в значительной степени основанных на учениях Будды и их последующих философских интерпретациях. Сегодня она насчитывает около миллиона прихожан по всему миру, подавляющее большинство из которых находится в Индии, и, несмотря на относительно небольшое число последователей на Западе, она была описана [кем?
Сколько процентов в мире исповедуют буддизм?
Оценки общего количества буддистов в России в разных источниках сильно отличаются, но вероятнее всего их примерно полмиллиона или 0,3-0,4% населения. Также значительное количество последователей Буддизма есть среди чеченцев, дагестанцев, адыгов и других народов Кавказа. Общее число последователей этой мировой религии равняется 14,6 млн. чел. Четвертая по распространенности религия — буддизм, насчитывающий около 500 миллионов последователей во всем мире и более 250 миллионов только в Китае. По данным всероссийского исследования «Атлас религий и национальностей РФ», последователями буддизма являются 0,5% россиян.
Буддизм: основы религии, сколько буддистов в мире
Динамика роста количества буддистов в мире Буддизм является одной из крупнейших и наиболее распространенных религий в мире. Он учит своих последователей обретать просветление и достичь высшего состояния сознания. Статистика верующих: численность последователей Буддизма, Христианства и Ислама в мире. Значительное количество буддистов проживает в Непале. О том, сколько буддистов в мире на 2017 год, статистика приводит следующие цифры: более 500 млн человек официально исповедуют буддизм. Сколько последователей Буддизма, Христианства и Ислама в России: данные и статистика.
Количество последователей буддизма в мире
Тогда как количество христиан не изменится, составив 31,4%, или 2,9 млрд человек, а число мусульман вырастет с 23,2 до 29,7%, до 2,8 млрд человек. Цель международного собрания последователей Будды – поиск ответов на глобальные вызовы современного мира в учениях Будды. Численность Процент буддийского населения в странах мира Оценка количества последователей буддизма во всём мире значительно колеблется в зависимости от способа подсчёта, однако самые минимальны.
Статистика верующих: численность последователей Буддизма, Христианства и Ислама в мире
Иудаизм признает существование только одного Бога, в то время как буддизм не проповедует поклонение личному богу. Иудаизм уделяет большое внимание ритуалам и праздникам, в то время как буддизм скорее нацелен на личный духовный опыт. Важно отметить, что сравнение религий следует проводить с уважением к их учениям и понимать, что каждая религия имеет свою собственную философию и практику. Территориальная особенность распространения буддизма Азия Азия считается родиной буддизма и здесь находятся его основные центры. В этих странах более 500 миллионов человек исповедуют буддизм, что составляет значительную часть населения региона. Шаблоны презентаций PowerPoint о буддизме - выберите идеальный фон для ваших презентаций Запад Буддизм также имеет свои сторонники и последователей в странах Запада, таких как США, Великобритания, Германия, Франция и Австралия. Сюда буддизм пришел через миграцию и современные духовные поиски людей. Западные общины буддистов в значительной степени открыты для всех желающих и предлагают широкий спектр духовной практики и философии буддизма. Тибет Особое место в распространении буддизма занимает Тибет и тибетское буддийское учение — Ваджраяна.
Тибетский буддизм является одним из главных направлений буддизма и имеет свою уникальную философию, ритуалы и практики. Культура Тибета тесно связана с буддизмом и монахи играют важную роль в обществе. Территориальная особенность распространения буддизма свидетельствует о его широком проникновении в разные части света и влиянии на различные культуры и общества. Буддизм продолжает привлекать новых последователей и расширять свою географическую область. Влияние буддизма на культуру и искусство Буддизм имеет значительное влияние на культуру и искусство многих стран, где эта религия распространена. В буддистской вере особое внимание уделяется этике, медитации и духовному развитию. Эти принципы отражаются в искусстве, архитектуре, литературе и традициях буддистской культуры. Визуальное искусство буддизма, особенно в форме скульптуры и росписей на стенах храмов, изображает Будду, бодхисаттв и других святых фигур.
Произведения искусства буддизма нередко пропитаны духом спокойствия, самоотречения и мудрости. Особенно известны буддистские фрески в храмах Индии, Таиланда, Китая и Японии. В музыкальном искусстве буддизма большую роль играют медитационные песни, мантры и ритуальные музыкальные композиции. Эти музыкальные произведения используются для достижения трезвости ума и гармонии с окружающим миром.
В течение трёх последующих веков буддизм, оказавшийся наиболее приемлемой религией для пёстрых по своему этническому составу империй, превращается во влиятельную силу на всей территории Индии, а с воцарением династии Сатаваханов проникает в Центральную Азию. В эпоху правления Канишки 1—2 вв. В это же время он распространяется и в торговых центрах северного Китая, а через Юго-Восточную Азию также достигает южного Китая. В этот период буддийские монастыри образуют крупные объединения махавихары , действовавшие и как университеты, центры просвещения, учёности и искусства главный из них — Наланда.
В Южной Индии поддержку буддизму оказывает династия Сатаваханов 2—3 вв. Хотя с 8 в. С середины 8 в. Доминирующим направлением при Палах была ваджраяна, центром её изучения и практики — монастырь Наланда. Именно при Палах в связи с ослаблением контактов с Китаем индийские буддисты обратили свой интерес к Тибету и Юго-Восточной Азии. Как всеазиатская религия, создавшая свой тип цивилизации, включающий все достижения Индии в области науки, философии, грамматики, искусства, медицины, архитектуры, буддизм достигает пика своего развития к 9 в. Однако в это время в Индии начинают происходить процессы усиление влияния индусского тантризма, разрушение буддийских монастырей — основного оплота буддизма в Индии — радикальными тантристскими сектами , способствовавшие упадку и в конечном итоге вытеснению буддизма из этой страны в 12 в. С уходом из Индии заканчивается эра гегемонии индийской формы буддизма и начинается новый исторический этап, когда буддизм вступает в более тесные отношения с культурой тех стран, в которых утверждается в качестве государственной религии см.
Современный буддизм существует в трёх основных формах: тхеравада, распространённая в Шри-Ланке, Мьянме бывшей Бирме , Таиланде, Лаосе и Камбодже; махаяна и близкая ей ваджраяна, преобладающие в Китае, включая Тибет, во Вьетнаме, Японии, Корее и Монголии, а также в Бутане и Сиккиме на севере Индии. Значительное количество буддистов проживает в Непале. Общее число буддистов в мире колеблется от 300 до 700 млн человек. Такой разброс в цифрах связан c трудностями подсчёта, состоящими в том, что, во-первых, буддизм позволяет сохранить ту религию, к которой человек принадлежал раньше, а во-вторых, с тем, что в некоторых странах он слился с местными религиями например, с синтоизмом в Японии и даосизмом в Китае. Сотериология Если в основе других мировых религий лежит вера во всемогущего Бога, создавшего мир, то с точки зрения буддизма мир никем не создан и никем не управляется, а вера в бога-властителя и мироуправителя — Ишвару подрывает основы закона индивидуального морального воздаяния — кармы [если «люди становятся убийцами и ворами, невоздержанными, лжецами, клеветниками, насильниками, болтунами, скупыми, лжемыслящими… благодаря Ишваре, то … нет ни побуждения к действию, ни усилия, ни необходимости что-то сделать или что-то не сделать, а раз так, то термин шрамана "совершающий усилие" к ним неприменим, ибо их ум находится в замешательстве, а познавательные способности бесконтрольны» — «Ангуттара-никая», 3. Направляя взгляд человека внутрь самого себя, взывая не столько к его вере, сколько к его сознанию, интеллекту и воле, Будда повторяет, что единственная цель его учения — освобождение от перерождений «Всё моё учение имеет один лишь вкус освобождения» , которое человек способен достичь собственными усилиями, если осознанно изменит себя, используя путь, открытый Буддой в состоянии пробуждения «Будьте сами себе светильниками! В этом смысле буддизм является религией спасения без бога хотя в поздних его формах признаётся помощь человеку со стороны более духовно продвинутых существ. Это первая в мировой истории религия, с точки зрения которой происхождение человека, его социальный статус, род занятий каста и, наконец, пол не являются основанием, чтобы считать одних людей выше других хотя в силу своей кармы люди отличаются друг от друга, они равны в том смысле, что их статус зависит от них самих.
Перенося центр тяжести на внутреннюю природу человека, буддизм подчёркивает её изменчивость и конечность рождение приводит к смерти, а смерть — к новому рождению , вызывающие ощущение зыбкости и несамодостаточности человеческого бытия. Человек стремится «дополнить себя» вещами, другими людьми и существами, но, не достигая искомой устойчивости и целостности, постоянно испытывает неудовлетворённость. В буддизме её называют духкхой в европейской традиции духкхе больше соответствуют экзистенциалистские понятия тревожности, озабоченности, страха или психоаналитическое понятие фрустрации , нежели христианское понимание страдания. Изменчивость, присущая всем состояниям человека, превращает в духкху даже удовольствия. Четыре благородные истины , возвещённые Буддой и часто отождествляемые с его дхармой учением , указывают на всеобщность духкхи «всё есть духкха» , на её причину — желание, укоренённое в ошибочном представлении человека о своём неизменном «я» атмане , наконец, провозглашают принципиальную возможность её искоренения и раскрывают способ реализации этой возможности восьмеричный путь : правильные воззрение, намерение, речь, действие, образ жизни, усилие, осознавание и сосредоточение. Это и есть рекомендуемый Буддой Путь преодоления тягот и страданий, ведущий к достижению идеального внутреннего состояния умиротворённости и безмятежности. Традиция говорит о нём как о сочетании «культуры поведения» шила , «культуры психики» читта, или самадхи и «культуры мудрости» праджня. Пять правил поведения, предписанных как для монахов, так и для мирян панча шила: не убий, не бери чужого, не прелюбодействуй, не лги, не опьяняй себя , перекликаются с заповедями в других религиях.
Однако, проповедуя их, Будда взывает не столько к совести своих слушателей или к их страху перед возможным наказанием, сколько к их здравому смыслу, подводя их к мысли, что соблюдение данных правил создаст более благоприятные условия для личной и социальной гармонии. Методы работы над собой особенно в борьбе со страстями , рекомендуемые Буддой для монахов пали — бхиккху , санскр. Чистая йога, с точки зрения буддизма, чтобы иметь «спасительный» эффект, должна быть ещё и «мудрой», т. Использование йогической практики исключительно для развития сверхобычных способностей телепатии, ясновидения и т. Физическое или психическое здоровье человека является в буддизме не самоцелью, а лишь одним из условий успешной религиозной практики, развитие же сил, помогающих господствовать над миром и другими людьми, рассматривается как самоутверждение личности, препятствующее духовному прогрессу. Принцип «срединности» Свой Путь Будда называет «срединным» в отличие от иных путей, которые он определял как «крайности» чувственное удовольствие и аскетическое самоумерщвление : на собственном опыте Будда осознал, что успех духовного самосовершенствования во многом зависит от состояния тела он достиг «пробуждения» только после того, как отказался от жёсткой аскезы и восстановил здоровье. Срединный путь — это не раз и навсегда отлаженное равновесие, а скорее постоянное смещение центра тяжести то в одну, то в другую сторону. Точка равновесия важна как точка духовного роста, и в каждом отдельном случае она должна определяться заново.
Так, если буддийский монах в результате практик по «успокоению ума» впал в слишком заторможенное состояние, Будда рекомендует ему «взбодриться» с помощью более жёсткой аскезы. Принцип «срединности» пронизывает всё учение Будды. Например, учение об отсутствии «я» анатмавада предстаёт как срединный путь между крайностями веры в единый неизменный атман и уверенности в его разрушении после смерти; доктрина взаимозависимого происхождения элементов реальности пратитьясамутпада — как срединный путь между крайним кармическим детерминизмом и верой в случайность всего происходящего в мире. Идея срединности получила дальнейшее развитие в махаянской школе мадхъямака буквально — срединная. Согласно её основателю Нагарджуне , срединный путь — это снятие всех оппозиций и их растворение в пустоте всего сущего. Учение о человеке Будда считает, что источник возможного самоизменения, ведущего к освобождению, заложен в самой природе человека: состоя из частей, как и всё в мироздании, индивид лишён неизменного стержня — атмана «я», души , сохраняющегося в течение этой жизни и последующих перерождений, центра, управляющего разными его частями по своему желанию, «внутреннего правителя» как атман Упанишад. Выдвигая на первый план моральную сторону закона кармы человек несёт ответственность прежде всего за свои мысли и намерения, а уже потом за конкретные действия , Будда подчёркивает, что понятие вечного атмана как субъекта перерождения противоречит идее морального воздаяния и, прежде всего, возможности духовного самосовершенствования: ведь неизменный атман «не становится от хорошего деяния большим и не становится от нехорошего деяния меньшим» «Брихадараньяка-упанишада» , VI. Однако Будда не согласен и с тем, что смерть человека является полным прекращением его существования.
На место атмана как статичного бытия Будда поставил сам процесс изменения в виде индивидуальной серии дхарм — дискретных психо-соматических событий, обусловливающих возникновение друг друга в определённом порядке пратитьясамутпада. Это должно было обосновать реальность изменений морального совершенствования или деградации в человеческой личности и, кроме того, существование морального воздаяния для индивида не только в виде его благоприятного или неблагоприятного будущего перерождения, как в брахманизме, но и в каждое мгновение данной его жизни. Человек, по учению буддизма, это не соединение вечной души с бренным телом, как в других индийских учениях, а динамическая психосоматическая система, состоящая из взаимосогласованных в своём функционировании дхарм, образующих 5 групп скандх : рупа — тело и чувственные способности индрии ; ведана — ощущение приятное, неприятное и нейтральное ; санджня — восприятие, распознавание, словесно-концептуальная идентификация объектов зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания и мысли ; санскары — факторы, определяющие реализацию кармы через определённую конфигурацию индивидуального потока дхарм; виджняна — 6 чувственных распознаваний, включающих пять внешних сенсорных распознаваний зрительное, слуховое, вкусовое, обонятельное, осязательное и распознавание внутренних состояний радости, страдания и т. Все скандхи образуют единую индивидуальную серию благодаря привязанности упадана к «я»; она же создаёт предпосылки будущих рождений и смертей, освободиться от которых можно, лишь искоренив в себе эгоцентричную установку, привычку понимать всё в терминах «я», «моё» и научившись рассматривать свои психические состояния как объективный процесс чередования дхарм система упражнений, разработанная для этого, включала медитацию над 32 элементами тела, сопровождающуюся постоянным повторением слов: «это не я, это не моё, это не моё я, я не содержится в этом, это не содержится в я» и т. Однако при замене атмана скандхами возникала другая проблема: как объяснить тождество личности в разные моменты времени, память и узнавание, если нет неизменного субъекта? Обсуждением её занимались многие поколения буддийских философов. Будда разделяет традиционную индийскую идею циклического развития Вселенной, подчёркивая, что главную роль в нём играет духовный фактор — уровень сознания населяющих её существ. Помимо человека, единственного живого существа, способного изменить свою карму и даже окончательно освободиться от перерождений, испытав «просветление» бодхи и достигнув полного успокоения нирваны , остальные воплощают разные формы кармического воздаяния: дэвы, населяющие разные уровни небес награда за добродетельное поведение , асуры, духи предков, насельники адов, животные наказание за разные дурные проступки и наклонности.
Это значит, что богам и другим существам, чтобы иметь возможность освободиться от сансары, нужно сначала переродиться в облике человека. Но, преодолевая сансару, человек преодолевает и само человеческое состояние, не обретая никакого иного. Нирвана — это всецело трансцендентный опыт, не поддающийся описанию и не имеющий ничего общего с блаженством, которое может пережить или даже вообразить обычный человек Будда сравнивает счастье обычных людей с удовольствием, испытываемым прокажённым от расчёсывания собственных ран, нирвану — с излечением от проказы, а разговоры о нирване с обычными людьми — с бесплодной попыткой объяснить прокажённому, в чём состоит удовольствие здоровых людей. Образ Будды Основатель буддизма не называет себя богом или посланцем богов, а говорит о себе как об обычном человеке, ставшем учителем в результате переживания опыта, «неизвестного ранее», — опыта «просветления» бодхи , видения реальности как она есть ятхабхутам , неизменно подчёркивая, что не он, Будда, важен для верующих, а то, что он открыл в этом опыте и чему учит, — дхарма «Те, кто видят дхарму, видят и меня»; «Дхарма — подобна Луне, Будда же — пальцу, указывающему на неё». Однако в последующем развитии буддизма отношение к Будде претерпело существенные изменения. В некоторых школах раннего буддизма возникает представление о надмирной природе Будды локоттара , продолжающей существовать в особой трансцендентной форме. В махаяне исторический Будда рассматривается как одно из проявлений Абсолюта, появляется культ других будд в китайском и японском буддизме больше поклоняются Амитабхе или Вайрочане и особенно культ бодхисаттв. Если в ранних буддийских монастырях не было ни святилищ, ни изображений Будды, хотя уже существовало поклонение его останкам, то с развитием культовой и ритуальной сторон буддизма реликварии ступы становятся основными буддийскими культовыми памятниками, возникает живопись, скульптура, посвящённые Будде, а также практика паломничества к священным местам, связанным с его жизнью, календарные праздники главный из них — Весак , обряды жизненного цикла и т.
Наряду с этим складываются направления, в которых любой культ, в том числе и культ Будды, считается препятствием к достижению «просветления» адептам предлагается отбросить Будду как грязную тряпку , а главное внимание уделяется «внутренней» работе над собой чань , дзен. Единство и многообразие в вероучении буддизма Несмотря на дистанцию между разными буддийскими традициями, ни одна из них не считается «ересью», поскольку в буддизме нет ни единого религиозного канона в каждом направлении имеется своя «священная литература» , ни общих положений, наделённых силой догматов. Ступа Бодхнатх в Катманду Непал. Дхарма — это и опыт, изнутри которого всё видится «как оно есть» ятхабхутам , и вместе с тем предписание метод , применяя которое можно испытать этот опыт самому. Особенность буддизма как религиозного учения состоит в том, что оно не сформулировано в каком-то едином и универсальном виде, рассчитанном на всех без исключения людей. Дхарма — это всегда послание конкретному человеку в конкретной ситуации. Для Будды главное различие между людьми связано не с их происхождением, а со степенью раскрытия заложенного в них духовного потенциала в махаяне его называют «природой Будды». В буддийских текстах это иллюстрируется примером с лотосами: в одном пруду они голубого цвета, в другом — красного, в третьем — белого, но независимо от цвета цвета символизируют сословия в каждом пруду есть и нераскрывшиеся, и полураскрывшиеся, и полностью раскрывшиеся цветы, высоко возвышающиеся над водой.
Сострадание к тяжёлой участи живых существ побуждает Будду находить формы проповеди, соответствующие духовному уровню его слушателей. В буддизме эта тактика получила название упая каушалья «искусные средства» [обращения живых существ в буддизм]. Хотя принцип благорасположенности ко всем живым существам провозглашался и другими индийскими религиями, именно буддизм выдвинул его в центр своей этики. При этом в буддизме, прежде всего в раннем, добродетель больше ориентирована на непричинение зла, чем на активное делание добра, что вытекает из предпочтения нравственного мотива в сравнении с нравственным действием. Изначальная нацеленность на слушателя, реципиента позволила буддизму ассимилировать огромное количество местных верований. Иногда историческое развитие буддизма рассматривается как деградация первоначального учения Будды. Такой взгляд существует как среди буддистов прежде всего тхеравадинов, считающих себя носителями учения «самого Будды» , так и среди буддологов например, исследователей из Общества палийских текстов в конце 19 — начале 20 вв. Ольденберга, супругов Т.
Рис-Дэвидс и др. Однако распространение и развитие буддизма всецело соответствуют принципу упая каушалья, согласно которому учение Будды не истина, а лишь инструмент обретения истины, которая выше всех учений Будда говорил о нём как о плоте, который надо использовать для переправы через бурную реку, а потом просто выбросить. Поэтому, как бы ни были велики различия между направлениями и школами буддизма, все они, сохраняя учения о 4 благородных истинах и срединном пути, о взаимозависимом возникновении пратитьясамутпада , об изменчивости анитья , отсутствии постоянной сущности анатма и подверженности духкхе всех элементов существования дхарм , являются формами одной и той же религии, которую проповедовал Будда Шакьямуни. Школы Абхидхармы В течение нескольких веков после смерти Будды буддийская община сангха из содружества бродячих отшельников-одиночек превратилась в сообщество монахов, постоянно живущих в обителях вихара , расположенных вблизи деревень и городов остатки древнейшей вихары были найдены в штате Бихар, в окрестностях древней столицы Магадхи — Раджагрихи. Это позволяло буддийским монахам, никогда не занимавшимся хозяйственной деятельностью, существовать исключительно за счёт подаяний мирян. Распорядок дня монахов предполагал не только походы за милостыней и медитации, но и совместное изучение и обсуждение разных аспектов учения Будды, нередко перераставшие в дискуссии что было одной из важных причин образования новых школ. Чаще всего обсуждались вопросы о природе освобождения нирваны и о статусе освобождённого архата : является ли нирвана бытием или небытием, сохраняются ли в архате какие-то клеши омрачения , может ли существовать более одного освобождённого в определённом мировом пространстве лока , следует ли поклоняться тем, кто приближается к освобождению бодхисаттвам , и т. Вместо притч и поучительных историй, характерных для ранней устной традиции, в этих дискуссиях использовались определения, классификации и строгие процедуры доказательства с применением чётко очерченного терминологического аппарата.
По прогнозам некоторых исследовательских центров, существует вероятность, что ислам к 2070 году станет самой многочисленной религией мира. Мусульмане молятся на фоне мавзолея-мечети Тадж-Махала. Христианство - 1 место Христианство - крупнейшая мировая религия. Основные христианские центры находятся уже не в Европе и в Северной Америке, а в Африке.
Хотя наибольшее количество христиан проживает в США. Крупнейшие направления христианства: католицизм, протестантизм и православие. Католики составляют примерно половину всех христиан. Всего христиан - 2,3 млрд последователей.
Ислам растет с гораздо большими темпами, чем христианство, но большинство исследовательских центров полагают, что до 2050 года христианство будет оставаться крупнейшей мировой религией. Месса в католическом храме. Важное замечание: приведенные выше данные - условны, потому что под верующими подразумеваются все те, кто относит себя к какой-либо религии.
Христианство, ведущая мировая религия, основанная на учении Иисуса Христа, считается самой многочисленной с верой, имеющей последователей во всех странах мира. Христианские конфессии варьируются от католической, православной до протестантской и других, и каждая из них придерживается своих верований и практик, однако основными принципами являются вера в Иисуса Христа как Спасителя и Духа Святого. Ислам, последняя из абрахамических религий, основанная пророком Мухаммадом, утверждает, что мусульмане находятся под единственным Богом — Аллахом. Мусульманская община разделена на две основные группы — сунни и шииты, и каждая из них имеет свои особенности и традиции, однако все мусульмане стремятся следовать Корану и примеру пророка Мухаммада мир ему в своих жизнях.
Верите ли вы в судьбу? Да, конечноНет, не верю Таким образом, хотя все три религии — Буддизм, Христианство и Ислам — имеют миллионы последователей и значительное влияние на мировую культуру, количество их последователей значительно различается. В любом случае, эти религии предлагают людям наставления и советы по решению жизненных проблем, основанные на учении и практиках своих основателей и священных текстов. Независимо от того, каким путем мы идем, важно иметь уважение к вере и учениям других людей, чтобы достичь взаимопонимания и мира в нашем разнообразном мире. Он был основан в VI веке до нашей эры принцем Сиддхартхой Гаутамой, который стал Буддой, достигнув просветления. В Буддизме стремятся избавиться от страданий, достигнув нирваны. Христианство — это религия, основанная на жизни и учениях Иисуса Христа.
Она имеет мировое распространение и включает множество конфессий и вероучений. По данным Pew Research Center, на 2024 год количество христиан составляло около 2. Христианство распространено во многих странах, но особенно в Европе и Америке.
Численность последователей основных религий
Количество последователей Буддизма, Христианства и Ислама в России. Буддисты России отмечают свой главный праздник. Согласно предсказаниям буддистов 2023 год будет полной противоположностью 2022 году. Об этом пишет «РИА Новости». В этой части мы поговорим о буддизме в современном мире. Буддизм является одним из крупнейших религиозных течений в мире и имеет значительное количество последователей.