Новости что такое инструментальный концерт

Главная» Новости» Инструментальный концерт что это. Инструментальный концерт – это произведение, включающее в себя несколько частей, количество которых может варьироваться от одной до четырёх. Инструментальный концерт – это форма музыкального произведения, в котором солист исполняет соло на музыкальном инструменте, а оркестр сопровождает его игру или взаимодействует с ним. это музыкальное произведение для инструментального исполнения, состоящее из Антонио Вивальди – скрипач-виртуоз, дирижер и педагог, один из Цикл «Времена года» Вершина творчества Вивальди. В развитии предклассического инструментального концерта большую роль сыграли сочинения сыновей Баха, а также композиторов берлинской, мангеймской и неаполитанской школ.

что такое инструментальный концерт

Влияние инструментального концерта на современную музыку Инструментальный концерт является композицией, в которой главную роль играет музыкальный инструмент, сопровождаемый оркестром. Чисто инструментальные концерты имеют свои истоки в последних двух десятилетиях 17-го века, когда композиторы в различных итальянских городах стали использовать технический и текстурный контраст между солистами и полным оркестром (тутти) в струнных оркестрах. Инструментальный концерт – это произведение, включающее в себя несколько частей, количество которых может варьироваться от одной до четырёх. Инструментальный концерт позволяет слушателю наслаждаться виртуозностью и техническими возможностями солиста, а также наслаждаться слаженным взаимодействием инструментов оркестра. что такое инструментальный концерт, получи быстрый ответ на вопрос у нас ответил 1 человек — Знания Орг. Инструментальный концерт в творчестве Мендельсона, Шопена, Шумана, Грига обнаруживает стремление к лиризации.

Что такое инструментальный концерт в музыке?

Инструментальный концерт — это выступление музыкантов, которые исполняют произведения, не предусматривающие вокальных партий. Концерт, примерно с 1750 года музыкальное произведение, в котором солирующий инструмент противопоставляется оркестровому ансамблю. Инструментальный концерт в творчестве Мендельсона, Шопена, Шумана, Грига обнаруживает стремление к лиризации. Инструментальный концерт — это музыкальное выступление, в котором исполняются композиции, где главную роль играют музыкальные инструменты, без участия вокалиста.

Что такое инструментальный концерт это?

что такое инструментальный концерт, получи быстрый ответ на вопрос у нас ответил 1 человек — Знания Орг. Инструментальный концерт возник на рубеже XVI-XVII вв. как один из жанров церковной музыки. Конце́рт — музыкальное произведение, чаще всего для одного или нескольких солирующих инструментов с оркестром. Существуют также концерты для одного инструмента — без. Представители венецианской школы широко применяли в духовном концерте инструментальное сопровождение.

Статья «Из истории возникновения жанра инструментального концерта» (XVII в.- начало XVIII в.)

Один из вариантов концерта — инструментальный концерт, где основную роль играет музыкальный инструмент. В дальнейшем, инструментальный концерт стал одной из наиболее популярных и востребованных форм в классической музыке. Инструментальный концерт — это выступление музыкантов, которые исполняют произведения, не предусматривающие вокальных партий. Чисто инструментальные концерты имеют свои истоки в последних двух десятилетиях 17-го века, когда композиторы в различных итальянских городах стали использовать технический и текстурный контраст между солистами и полным оркестром (тутти) в струнных оркестрах. Инструментальный концерт – это одна из наиболее популярных форм исполнительского искусства, в которой ведущую роль играют музыкальные инструменты.

Музыка. 6 класс

Например, Антонио Вивальди написал знаменитый цикл «Времена года», который состоит из четырех концертов для скрипки и оркестра. Известные композиторы того времени, такие как Йозеф Гайдн и Вольфганг Амадей Моцарт, также создавали выдающиеся произведения в жанре инструментального концерта. В XIX веке инструментальный концерт стал одним из наиболее популярных музыкальных жанров, особенно в России. В этом веке были созданы множество знаменитых концертов для фортепиано, скрипки, виолончели и других инструментов. В XX веке появились новые направления в инструментальном концерте, такие как неоклассицизм и экспериментальное искусство.

Композиторы как Леонард Бернстайн и Игорь Стравинский приносили новшества в жанре, используя новые характеристики звучания и уникальные комбинации инструментов. Сегодня инструментальный концерт продолжает развиваться, приобретая новые формы и стили. Множество современных композиторов по-прежнему пишут произведения для инструментального ансамбля или оркестра, и это жанр остается важным и значимым в мире музыкального искусства. Оцените статью.

Примером известного инструментального концерта для трубы является «Концерт для трубы и оркестра» Артура Хонеггера. Это лишь некоторые из популярных инструментов, которые встречаются в инструментальном концерте. Они играют важную роль в создании эмоциональной и выразительной музыки. Благодаря разнообразию инструментов, инструментальный концерт предлагает слушателям широкий выбор музыкальных переживаний и впечатлений.

Влияние инструментального концерта на современную музыку Инструментальный концерт является одним из наиболее значимых жанров классической музыки, который существует уже несколько веков. Его влияние на современную музыку не может быть недооценено. В этом разделе мы рассмотрим несколько основных способов, которыми инструментальный концерт влияет на современную музыку. Техническое мастерство Инструментальный концерт требует высокого технического мастерства от исполнителей.

Музыканты, играющие на инструментальных концертах, должны быть виртуозами, чтобы исполнить сложные партии и проявить все свои навыки и таланты. Это влияет на современную музыку, так как музыканты-исполнители, исполняющие сложные инструментальные партии, часто являются источниками вдохновения для других музыкантов. Они становятся образцом мастерства и техники, которые другие музыканты пытаются повторить и развить. Эксперименты со звуком Инструментальный концерт предлагает богатое звуковое пространство для музыкантов, в котором они могут экспериментировать с различными звуками, тональностями и техниками игры на инструментах.

Это влияет на современную музыку, так как музыканты могут использовать эти эксперименты и новые идеи в своей музыке. Многие современные музыканты и композиторы берут вдохновение из инструментального концерта и используют его элементы в своих произведениях. Они могут, например, использовать различные инструменты и техники игры, чтобы создать новые и уникальные звуковые эффекты. Формат произведения Инструментальный концерт имеет свою уникальную форму произведения, которая может включать в себя множество частей и переходов между ними.

Это влияет на современную музыку, так как музыканты могут использовать эту форму для создания новых произведений. Многие современные композиторы используют форму инструментального концерта, чтобы создать свои симфонии, сюиты или другие инструментальные произведения. Они могут варьировать и адаптировать эту форму под свои нужды, добавляя новые элементы и переходы между частями. Источник вдохновения Инструментальный концерт может служить источником вдохновения для многих современных музыкантов.

Они могут находить в нем новые идеи, музыкальные приемы и гармонии, которые могут использовать в своих произведениях. Это может быть особенно актуально для музыкантов, которые работают в жанрах, где инструментальный концерт не является основным жанром. Они могут брать вдохновение из классической музыки и внедрять ее в свою собственную музыку, создавая новые и интересные сочетания стилей и жанров. В заключение, инструментальный концерт имеет значительное влияние на современную музыку.

Он вдохновляет музыкантов на развитие своих технических навыков, эксперименты со звуком, использование его формы и элементов, а также берет место источника вдохновения для многих современных музыкантов. Оцените статью.

История развития инструментального концерта Что такое инструментальный концерт? Исторический корень инструментального концерта можно проследить до XVII века, когда в Италии началась развитие концертной музыки. Великий композитор Антонио Вивальди стал одним из пионеров этого жанра и написал более 500 инструментальных концертов, в том числе знаменитые «Времена года». Инструментальный концерт имеет свои особенности. Один из ключевых элементов — сольное исполнение инструментом или небольшим инструментальным ансамблем, сопровождаемым оркестром. Солист, как правило, проходит через несколько разделов, называемых частями или движениями, каждый из которых представляет собой отдельное музыкальное произведение с определенной формой. Инструментальный концерт может быть написан для различных инструментов, таких как скрипка, фортепиано, флейта, гитара и т.

Кроме того, он может быть написан для разных размеров ансамбля — от дуэта до большого оркестра. Инструментальные концерты широко представлены в классической музыке и являются важной частью репертуара симфонических оркестров и инструментальных ансамблей.

Композиторы создавали циклы концертов, объединенных по общей тематике или инструменту. Например, Антонио Вивальди написал знаменитый цикл «Времена года», который состоит из четырех концертов для скрипки и оркестра. Известные композиторы того времени, такие как Йозеф Гайдн и Вольфганг Амадей Моцарт, также создавали выдающиеся произведения в жанре инструментального концерта. В XIX веке инструментальный концерт стал одним из наиболее популярных музыкальных жанров, особенно в России.

В этом веке были созданы множество знаменитых концертов для фортепиано, скрипки, виолончели и других инструментов. В XX веке появились новые направления в инструментальном концерте, такие как неоклассицизм и экспериментальное искусство. Композиторы как Леонард Бернстайн и Игорь Стравинский приносили новшества в жанре, используя новые характеристики звучания и уникальные комбинации инструментов. Сегодня инструментальный концерт продолжает развиваться, приобретая новые формы и стили. Множество современных композиторов по-прежнему пишут произведения для инструментального ансамбля или оркестра, и это жанр остается важным и значимым в мире музыкального искусства.

Инструментальный концерт: история, понятие, специфика

Важное место в риторике отводилось, во-первых, "locitopici" - " общим местам ", которые помогали оратору находить, разрабатывать тему и излагать ее ясно и убедительно, поучительно, приятно и трогательно, и, во-вторых, "теории стилей", согласно которой характер речи менялся в зависимости от места, предмета, состава аудитории и т. Для музыкантов эпохи барокко locitopici стали сводом выразительных средств их искусства, способом объективировать индивидуальное чувство как общеизвестное и типичное. А категория "стиля" помогала осмыслить многообразие жанров и форм нового времени, вносила в музыкальную эстетику критерии историзма нередко под прикрытием словечка "мода" , объясняла разницу между музыкой разных наций, выделяла в творчестве крупнейших композиторов эпохи индивидуальные черты, отражала формирование исполнительских школ. Эти медленные части состоят всего лишь из нескольких тактов или приближаются к инструментальному ариозо, строятся на сплошной пульсации аккордов piano, с выразительными задержаниями или на имитации, подчас даже включают несколько самостоятельных разделов, отчлененных цезурами. Быстрые части церковной сонаты - обычно фуги или более свободные концертирующие построения с элементами имитации, позднее в таких Allegrо могут соединяться фуга и концертная форма. В камерной сонате, как и в оркестровой или клавирной сюите, части в основном тонально замкнуты и структурно завершены, в их формах можно проследить дальнейшее развитие элементарной двух- и трехчастности. Тематизм курант, а особенно сарабанд и гавотов обычно гомофонный, нередко симметричный; заметны рудименты сонатной формы. Напротив, аллеманды и жиги чаще движутся без остановок и повторений, в аллеманде обычны полифонические элементы, жига нередко пронизана духом концертирования. Сонаты dachiesa и dacamera не связаны строгой композиционной схемой. Все камерные концерты начинаются с прелюдии, за которой следуют танцевальные пьесы, лишь изредка "замещенные" медленными вступлениями или концертирующими Allegrо.

Церковные концерты более торжественны и серьезны, однако в их темах то и дело слышатся ритмы жиги, гавота или менуэта. Немалую путаницу в жанровые подразделения начала XVIII века вносит так называемый камерный концерт, который ничего общего не имел с сюитообразной сонатой dacamera и, по мнению исследователей, зародился как раз не в камерной, а в церковной музыке болонской школы. Речь идет о современнике и "двойнике" так называемой итальянской увертюры - трехчастном концерте Торелли, Альбинони и Вивальди, хрестоматийное описание которого оставил нам И. Первая часть "камерного концерта" сочинялась обычно в четырехдольном метре, в концертной форме; ее ритурнель должен был отличаться пышностью и полифоническим богатством; в дальнейшем требовался постоянный контраст блестящих, героических эпизодов с лирическими. Вторая, медленная часть предназначалась для возбуждения и успокоения страстей, контрастировала первой в метре и тональности одноименный минор, тональности первой степени родства, минорная доминанта в мажоре и допускала определенное количество украшений в партии солиста, которой подчинялись все остальные голоса. Наконец, третья часть - снова быстрая, но абсолютно не похожая на первую: она гораздо менее серьезна, часто танцевальная, в трехдольном метре; ее ритурнель краток и полон огня, но не лишен некоторой кокетливости, общий характер - оживленный, шутливый; вместо солидной полифонической разработки первой части здесь легкий гомофонный аккомпанемент. Кванц называет даже оптимальную продолжительность такого концерта: первая часть - 5 минут, вторая - 5-6 минут, третья - 3-4 минуты. Из всех циклов в музыке барокко трехчастный был наиболее устойчивой и замкнутой в образном плане формой. Однако даже "отец" этой формы Вивальди зачастую варьирует жанровые типы отдельных частей.

Так, например, в двухорном "дрезденском" концерте A-dur в собрании сочинений Вивальди под редакцией Ф. А в Восьмом концерте из тома XI собрания Малипьеро третья часть, в отличие от описания Кванца, - фуга. Нередко к трехчастному циклу как бы присоединяются части, заимствованные из сюиты, церковной сонаты или оперной увертюры. А в Скрипичном концерте F-dur Г. Телемана за ритурнельной формой первой части следует типично сюитное продолжение: корсикана, allegrezza "веселость" , скерцо, рондо, полонез и менуэт. Таким образом, можно отметить повышенное значение "импровизационности". Между тем Кванц, как и другие тогдашние теоретики, считал одной из важнейших черт concerto grosso "ловкие смешения имитаций в концертирующих голосах", так, чтобы слух привлекал то один, то другой инструмент, но при этом все солисты оставались бы равноправными. Следовательно, уже во время Корелли concerto grosso подвергается воздействию своих собратьев - сольного и рипьенного без солистов концертов. В свою очередь в сольном концерте подчас выделяются дополнительные солисты из оркестра, например в первой части концерта "Весна" ор.

Для этого жанра характерно смешение различных концертирующих инструментов числом от двух до восьми и даже более. Соотечественник Кванца, Маттезон считал число партий в concerto grosso чрезмерным и уподоблял такие концерты столу, накрытому не для того, чтобы утолить голод, а ради пышности и импозантности. И Кванц, и Маттезон исходили из немецкой традиции concertogrosso. Любовь немцев к смешанным составам в этом жанре Шеринг связывал с традициями исполнительства на духовых инструментах: еще в средневековой Германии существовал цех Stadtpfeifer городских музыкантов , игравших в церквах, на торжественных церемониях, на свадьбах, а также подававших разные сигналы с крепостных или ратушных башен. Духовое concertino, по словам Шеринга, появляется очень рано, почти одновременно со струнным. Его наиболее популярной моделью также было трио два гобоя и "бас" унисонных фаготов. Иногда гобои заменялись флейтами. Широкое распространение подобных составов вскоре появятся также две трубы с "басом" литавр приписывают не только их акустическим достоинствам и сходству со струнным трио, но и авторитету Люлли, который в 70-х годах XVII века перенес их из французских военных оркестров в оперу. Сопоставления трех- и пятиголосия - чисто динамические, а не тембровые- превосходно организуют и членят его формы.

Фактически это дальнейшее развитие приемов старого многохорного концерта. По примеру Люлли, эхо-перекличками замкнутых масс воспользуется в развивающих частях своих concertigrossi Георг Муффат, этим приемом не будут пренебрегать и Корелли, и его последователи.

В числе важнейших музыкальных истоков — народная музыка. Опираясь на богатства народно-песенного искусства, представители венской классической школы пришли к новому пониманию мелодии, ее функций и возможностей.

Особым своеобразием отмечен музыкальный тематизм фортепианных концертов венских классиков, испытавший на себе влияние итальянского стиля belcanto. Как утверждал Г. Телеман: «Пение — всеобщая основа музыки. Кто берется за сочинение — должен петь в каждой из частей.

Кто играет на инструментах — должен быть в пении сведущ». Поскольку belcanto предполагает сочетание прекрасной кантилены и виртуозной орнаментики, в классических фортепианных концертах выделяются темы двух видов: темы близкие к вокальной кантилене и виртуозные тематические комплексы. В связи с этим, солист предстаёт в двух амплуа — как вдохновлённый музыкант и исполнитель-виртуоз. Представители венской классической школы достаточно интересно и многообразно реализовали себя в жанре фортепианного концерта, тем самым вызвав интерес и развитие данного жанра в эпоху романтизма, а также в творчестве композиторов XX века.

В качестве важнейших специфических свойств жанра фортепианного концерта исследователи традиционно выделяют следующие: игровую логику, виртуозность, импровизационность, состязательность, концертирование. Жанрообразующим принципом классического концерта является игра. Именно в инструментальном концерте наиболее полно реализуются ключевые компоненты игры — противопоставление различных начал и состязательность. В музыкознании понятие игровая музыкальная логика использовано Е.

В гениальном труде учёного «Логика музыкальной композиции» представлено определение исследуемой дефиниции, как логики концертирования, столкновения различных инструментов и оркестровых групп, различных компонентов музыкальной ткани, разных линий поведения, образующих вместе «стереофоническую», театрального характера картину развивающегося действия. Поскольку понятие игры является определяющим для концертного жанра, остановимся более подробно на его характеристике. В энциклопедической литературе представлено следующее определение игры: «игра — вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит как в ее результате, так и в самом процессе». Игра является атрибутом любого музыкально-театрального действа.

Среди современных концепций игры, особое место занимает теория нидерландского историка культуры Й. Хейзинги, который рассматривал культурологическую функцию игры в ее историческом развитии. В работах ученого говорится о том, что «игра» — это, прежде всего, свободная деятельность. Игра по приказу уже больше не игра.

Хейзинга находит взаимосвязь музыки и игры через попытки найти общие для обоих понятий термины. Тоже относится к музыкальному выражению и музыкальным формам. Законы игры действуют вне норм разума, долга и истины. Тоже верно и для музыки… В любой музыкальной деятельности лежит игра.

Служит ли музыка развлечению и радости, или стремится выражать высокую красоту, или имеет священное литургическое назначение — она всегда остается игрой». Игра развертывается перед слушателем как увлекательная цепь событий, каждое из которых, являясь откликом на предшествующее, в свою очередь порождает новые отклики или новое течение мысли. Игровая логика развивается в музыке как игре на инструменте. Как отмечал великий немецкий композитор Р.

Шуман, «слово «играть» — очень хорошее, так как игра на инструменте должна быть тем же, что и игра с ним. Кто не играет с инструментом, не играем и на нем». В жанре концерта игровая логика имеет огромное значение. Градация динамики в микромире игровой логики часто выступает как средство контрастных сопоставлений, вторжений, неожиданных акцентов.

Как отмечает Е. Назайкинский, на композиционном уровне игровая логика может проявляться в особой трактовке формы. На синтаксическом — в особых «игровых фигурах». В качестве подобных «игровых фигур» учёный выделяет такие как: смена модуса, интонационная ловушка, вторжение, оспаривание, реплика-втора, незаметно вкрадывающееся повторение, обрывающий удар, переворот, наложение, слияние, преодоление препятствия, застрявший тон, вариантный подхват, игровая ошибка и др.

Следует отметить, что участниками игрового действа могут выступать как определённые тематические построения, так и небольшие мотивы, краткие музыкальные реплики. Их сочетание являют основу инструментально-игровой логики. Игровая природа фортепианного концерта реализуется посредством виртуозности. Акцентируем внимание на том, что определяющим элементом виртуозности является исполнительское мастерство музыканта, который должен быть намного лучше среднего исполнителя.

Виртуоз от итал. Virtus — доблесть, талант — исполнитель мастерски владеющий техникой искусства. Данный термин предназначался для человека, отметившегося в любой интеллектуальной или художественной области. Термин со временем развивался, одновременно расширялся и сужался в размахе.

Изначально музыканты удостаивались такой классификации, будучи композиторами, теоретиками или знаменитыми маэстро, что было важнее, чем мастерское исполнение. Концерт как жанр предполагает публично-демонстративное проявление мастерства музыканта-исполнителя и его виртуозности. Вместе с тем, виртуозность подчинена внутреннему содержанию музыки и является органическим элементом художественного образа. Также следует отметить, что виртуозность выражает не что иное, как артистическое начало человеческой личности и является частью исполнительского почерка самого музыканта.

В жанре концерта впервые воплощается органичное единство виртуозности и певучести. Виртуозность в партии солиста, с одной стороны, делает его лидером в диалоге с оркестром, а с другой — способствует «общительности» самого концертного жанра. Не менее важным принципом, определяющим жанровую природу фортепианного концерта, является принцип состязательности. Следует отметить, что идея состязательности корнями уходит в древнюю Грецию , где родились Олимпийские игры.

До настоящего времени состязательность определяет практически все сферы жизни человека, способствует творческому проявлению, а также творческой самореализации личности. Принцип состязательности в музыке, в частности в инструментальном концерте, не предполагает противоборства «всерьёз». Концертная состязательность — условная ситуация, где ощущается атмосфера диалога, выражающаяся в «общении» главных участников соревнования. Поэтому состязание в концерте — это лишь идеализированная картина противоборства соло и оркестра.

Состязательность предполагает попеременное чередование реплик солиста и отыгрышей оркестра, потому одни мысли могут представать как в партии ведущего участника состязания, так и в чисто оркестровом изложении совместно с солистом либо без его участия. Следует отметить, что в концертном состязании, как и в любом игровом действии, важен не столько результат кто же первый? Различные типы соотношения оркестра и солиста, которые определяют конкретные способы фактурной организации музыкального материала, а также инструментовки концерта, конкретизированы принципами концертирования. Однако, опираясь на научные исследования немецкого музыкального историка А.

Шеринга, можно говорить о более древнем происхождении этого принципа. Как утверждает исследователь, его истоки «…можно проследить вплоть до античности, до переключающегося пения в греческой трагедии и до псалмов древних евреев, которые затем снова обнаруживаются в период средневековья как антифоры в католическом ритуале». Это указание на музыкально-драматическое происхождение концертирования. По убеждению Б.

Асафьева, именно посредствам концертирования реализуется характерный для концерта инструментальный диалог, основывающийся на раскрытии, импульсов, заложенных в тезисе, в роли которого могут выступать самые различные элементы, вплоть до попевки или «простейшего сопряжения звуков», не говоря уже о развернутых построених типа мелодической темы. Технология концертирования, а именно взаимодействие солиста с оркестром в жанре концерта, зарождалась в концертах А. Основополагающими моментами служат чередование tutti и solo, жанровость и программность, использование тембровых, динамических и ритмических средств выразительности. Сочетание этих особенностей, в гармоническом сочетании, повышают значимость и актуальность принципа концертирования.

Следует отметить, что в эпоху венских классиков данный принцип существенно меняется. Концертирование становится тесно связано с тематическим развитием. Предусматривается импровизация солиста каденция. Партия солиста имеет характер орнаментальной виртуозности.

Реализацией свободного, творческого самовыражения в фортепианном концерте является принцип импровизационности. Данный принцип символизирует высшее проявление игровой природы фортепианного концерта. Имровизационность является следствием спонтанно-творческой инициативы музыканта-исполнителя. Суть импровизационности заключается в новых элементах интерпретации произведения и аспектах музыкальной выразительности.

Согласно практике того времени, пианист должен был в непринужденной импровизации пользоваться мотивами предшествующей музыки, но он мог также вплетать в нее и новые, посторонние темы. В инструментальных концертах этой эпохи имеют место музыкальные эпизоды, где оркестр молчит, а солист получает возможность показать свое умение и фантазию. Известно, что как и В. Моцарт, так и Л.

Быстрота художественной реакции, яркость внезапно возникающих образов, изобретательность в острой их смене — качества, которыми должен обладать импровизатор. Импровизационной неожиданностью отмечены вступления солиста, внезапные вариационные освещения тем, сопоставления их, контрасты гармонии, оркестрового колорита. Но эти смены скреплены мудрой музыкальной логикой. Импровизационная природа характерна и для каденций классического концерта, но принцип импровизационности в каденциях классического фортепианного концерта был жестко регламентирован.

Таким образом, исследовав особенности зарождения и развития фортепианного концерта, а также проанализировав специфику его жанровой природы, мы пришли к выводу о том, что фортепианный концерт — один из крупнейших монументальных жанров инструментальной музыки. Возникновение исследуемого жанра связано с зарождением гомофонного стиля в музыке. Кристаллизация основных жанровых признаков концерта многочастная контрастная структура, принцип состязательности и импровизационности, яркая образность осуществляется в эпоху барокко творчество А. Вивальди, А.

Бах называл концертами свои полифонические кантаты [1]. Наиболее раннее использование термина «концерт» для обозначения музыкального произведения датируется 1587 годом, когда был издан сборник вокально-инструментальной музыки Concerti… a 6-16 voci венецианских композиторов Андреа и Джованни Габриели [3]. Представители венецианской школы широко применяли в духовном концерте инструментальное сопровождение, таковы, в частности, написанные в 1602—1611 годах для 1—4-голосного пения с цифровым басом «Сто духовных концертов» Cento concerti ecclesiastici Лодовико да Виаданы [1]. Исаак Пош развил идеи Виаданы в области направленного разделения вокальной и инструментальной партий в рамках одного произведения в 1623 году в сочинении Harmonia concertans id est Cantiones Sacrae [2]. C начала XVII века принцип «состязания» нескольких солирующих «концертирующих» голосов постепенно распространялся и в инструментальной музыке — в сюите и церковной сонате [1]. Понятие «концертино», первоначально относившееся к «состязанию» двух инструментов например, скрипки и виолончели в op. История жанра[ править править код ] Во второй половине XVII века появились сочинения, основанные на контрастном сопоставлении оркестра tutti и солиста или группы солирующих инструментов в кончерто гроссо.

Широко известны концерты для фортепиано с оркестром Г.

Синисало изд. Кошелева 1975 , Г. Вавилова 2006 , В. Сергеенко 2001 , Б. Напреева 1975, изд. Репникова изд.

Инструментальный концерт: история, понятие, специфика

Иоганн Себастьян Бах. Исполняют Э. Вери скрипка , Камерата Антонио Луко, запись 2006. В инструментальной музыке различие между концертирующей группой и всем составом наметилось у А.

Страделлы , который использовал противопоставление кончертино итал. В дальнейшем у А. Корелли , Г.

Генделя название кончерто гроссо распространилось на всё произведение. Трёхчастную структуру сольного концерта с соотношением частей «быстро — медленно — быстро» установил А. На его скрипичные концерты во многом ориентировался в своих клавирных концертах И.

Жанр органного концерта сформировался в творчестве Генделя. В развитии предклассического инструментального концерта большую роль сыграли сочинения сыновей Баха , а также композиторов берлинской , мангеймской и неаполитанской школ. Классический инструментальный концерт утвердился в творчестве композиторов венской классической школы концерты для разных инструментов Й.

Гайдна , В.

Новаторские подходы в инструментальном концерте Однако, с развитием музыкального искусства, музыканты начали экспериментировать и вносить новаторские подходы в инструментальный концерт. Они использовали различные техники исполнения, инструментальные средства и музыкальные текстуры, чтобы создать уникальные и захватывающие произведения. Некоторые из новаторских подходов включают использование нестандартных инструментов, таких как электрическая гитара или синтезатор, а также использование эффектов и звуковых коллажей. Многие современные композиторы также создают интеграцию с электронными средствами и технологиями, добавляя элементы электроники в инструментальные композиции. Кроме того, новаторские подходы включают эксперименты с формой и структурой произведения.

Музыканты могут изменять традиционные структуры, добавлять свои собственные разделы или создавать нерегулярные ритмические и гармонические схемы. Они также могут использовать новые методы аранжировки, чтобы создать уникальные звуковые миры. Современные новаторы в инструментальном концерте ищут новые способы самовыражения, стремясь поразить и вдохновить свою аудиторию. Они не боятся экспериментировать и искать границы традиционного жанра. Их работы часто отображают современные темы и проблемы и предлагают новые взгляды на музыкальное искусство. Известные композиторы инструментальных концертов В мире музыки существует множество композиторов, чьи сочинения входят в понятие «инструментальный концерт».

Они создают мелодии, которые заставляют нас замирать и погружаться в мир звуков. Один из самых известных композиторов инструментальных концертов — Вольфганг Амадей Моцарт. Именно он внес огромный вклад в развитие этого жанра музыки. В его творчестве можно найти множество произведений для различных инструментов, как соло, так и с оркестром. Бах и Бетховен — еще две великие фигуры, которые стали знаменитыми благодаря своим инструментальным концертам. Их музыка, насыщенная эмоциями и талантливыми мелодиями, до сих пор звучит на концертах и радует слушателей со всего мира.

Среди современных композиторов также есть множество талантливых музыкантов, чьи инструментальные концерты вызывают искреннее восхищение. Например, Эрик Уитакер — британский композитор, который известен своими произведениями для оркестра. А Евгений Мравинский, российский дирижер и композитор, создал незабываемые инструментальные концерты, наполненные глубокими эмоциями. Независимо от времени и эпохи, композиторы инструментальных концертов всегда стараются передать свои чувства и эмоции через звуки музыки. Их творчество объединяет людей и позволяет нам наслаждаться прекрасными мелодиями. Инструментальный концерт в современной музыке Современная музыка не ограничивается жанровыми рамками и предлагает широкий спектр стилей и инструментов для инструментальных концертов.

Благодаря технологическим достижениям и новым звуковым эффектам, музыканты могут экспериментировать с различными инструментами и создавать необычные и уникальные звуковые пейзажи. Современные инструментальные концерты могут быть написаны для симфонического оркестра, духового оркестра, камерного ансамбля или соло инструмента с электронным сопровождением. Композиторы провоцируют инструментальные концерты, чтобы запустить аудиторию в путешествие, провести ее через различные эмоциональные состояния и поделиться своими идеями и вдохновением.

В качестве примера целесообразно назвать концерты Дж. Габриели, Л. Возникновение жанра инструментального концерта связано с зарождением гомофонного стиля в музыке. На данном этапе композиторы, как никогда ранее, стремились подчеркнуть ведущее значение мелодического начала, выраженного солирующим инструментом, в противовес сопровождающему оркестру. Соревнование между солирующим музыкальным инструментом и оркестром, актуализировало значимость виртуозного начала в концертном жанре.

Большое влияние на развитие инструментального концерта оказала также практика инструментальных ансамблей и традиции совместной игры на музыкальных инструментах , восходящие к народному музицированию в европейской культуре средних веков. Следует отметить, что в исследуемый период, оркестра в современном понимании не существовало. Популярными были ансамблевые объединения музыкантов, интересы и предпочтения которых определяли устойчивые формы сочетания инструментов. Особенностью концертных ансамблей XVII в. Данный инструмент выступал в роли руководителя ансамбля, его дирижера, тем самым цементировал общее звучание. Именно в это время в жанр инструментального концерта проникает главный принцип концертной игры — принцип состязания и соревнования. Форма соревнования предполагала органическую связь согласования и единоборства, сочетание ведущего и аккомпанирующего, взаимное согласование их усилий. Клавесином поддерживался либо удваивался басовый голос и заполнялся так называемый «средний этаж» музыкального пространства.

И все же главное заключалось не столько во внешних свойствах концертной музыки XVII века, сколько во внутренней природе, характерной для музыкального сознания европейцев исследуемого периода. Новый жанр инструментального концерта во многом перекликался с танцевальной сюитой. Мастером инструментального концерта XVII в. Корелли — автор первых классических образцов жанра Concerto Grosso большого концерта , основанного на сопоставлении солирующих ripieno и аккомпанирующих Grosso. Концерты А. Корелли, как правило, многочастны. Композитор включал в концерты от четырёх до семи частей, а также небольшие Adagio, служащие как бы связками между быстрыми частями. Музыкальное единство Concerto Grosso А.

Корелли проявлялось и в сохранении основной тональности на протяжении всех частей. Музыка практически всех концертов этого удивительного итальянского мастера патетична, порой в ней слышится лирический напев, ощущаются связи с народными истоками. В концертах этого гениального композитора сложилась типичная структура инструментального концерта, которая предполагала трехчастность формы. Если в Concerto Grosso А. Корелли, замкнутое целое образуют краткие сольные эпизоды, то у А. Вивальди партии солистов рождены неограниченным полетом фантазии и проходят в свободном импровизационном изложении. В концертах А. Вивальди возрастают масштабы оркестровых ритурнелей, и вся форма приобретает новый динамичный характер.

Создатель сольного концерта стремился к ярким и необычным звучаниям, смешивал тембры разных инструментов, часто включал в музыку диссонансы. Следует отметить, что концерты А. Вивальди предоставляли музыкантам широкие возможности блеснуть виртуозной игрой и показать свое совершенное владение инструментом. Между солистами и остальными участниками концертного действа возникают определенные концертные диалоги. Именно в концертах А. Вивальди чередование solo и tutti стало родовой приметой концертного Allegro. Так же определяющей характерной чертой данной формы является рондальность, которая становится следствием жизнеутверждающей природы инструментального концерта XVII — начала XVIII вв. Ярким примером стиля инструментальных концертов А.

Вивальди является цикл «Времена года». Новый этап эволюции инструментального концерта связан с творчеством представителей позднего барокко — И. Бахом и Г. Открытия этих мастеров музыкальной мысли в области инструментального концерта, стали прозрением в далекое будущее. Обилие тембровых контрастов, многообразие ритмических комбинаций, напряжённое взаимодействие солиста и ансамбля-оркестра — всё это работает на усложнение и более глубинное прочтение концерта. Так, ярким примером концертного мастерства И. Баха являются «Бранденбургские концерты» для различных инструментальных составов, «Итальянский концерт», утвердивший самостоятельное значение клавира, как концертного инструмента. Акцентируем внимание на том, что именно клавирные концерты И.

Баха, определили вектор развития будущего фортепианного концерта. Как свидетельствуют исследователи, И. Бах долго работал в области концертного жанра; тщательно изучал скрипичные концерты итальянских мастеров , делал переложения скрипичных концертов для клавира. Затем композитор начал писать собственные концерты для скрипки и делать их переложения. Позже И. Бах перешел к написанию собственных клавирных концертов. Следует отметить, что, создавая клавирные концерты, И. Бах следует традициям и опыту итальянских мастеров, что выражается в трехчастном циклическом строении, облегченной фактуре, мелодической выразительности и виртуозности.

В сольном инструментальном концерте раскрылась и глубокая жизненная основа творчества Г. Совершенно не случайно в письме одному из друзей М. Глинка писал: «Для концертной музыки — Гендель, Гендель и Гендель». Вершиной инструментального концертного творчества этого удивительного мастера являются Concerto Grosso — великие сокровища оркестровой музыки XVIII в. Данные сочинения отличает классическая строгость и сдержанность письма. Говоря о праздничности этого жанра у Г. Генделя, можно было бы определить его стиль как «генделевское барокко» и охарактеризовать его как энергичный, оживленный, блестящий с яркими контрастами и изобилием ярких ритмов. Концерты Г.

Генделя строги по мелодике и фактуре, более лаконичны в композиционном строении. По складу музыки Concerto Grosso, преимущественно, гомофонны. Строение каждого цикла разнообразно от двух до шести частей ; каждому концерту свойственны особые жанровые связи, определенный образно-поэтический облик. Таким образом, традиции, установившиеся в концертной музыкеXVII в. Создателями инструментального концерта нового типа явились представители венского классицизма. Именно в творчестве венских классиков инструментальный концерт становится новым жанром концертной музыки, отличающимся от прежнего ConcertоGrossо, а также от сольного концерта XVII в. В классическом стиле меняется облик циклических композиций, утверждается строгий нормативный трехчастный цикл, с акцентуацией первой части сонатного Allegro. Концертные сочинения Й.

Гайдна, В. Моцарта, Л. Несмотря на то, что инструментальный концерт у венских классиков был родственен симфониям, исследуемый жанр не является разновидностью симфонии. Концерт в эпоху классицизма выступает самостоятельным сложившимся жанром с определенными чертами. Очень важен состав оркестра, где основополагающей является струнная группа, ее дополняет группа деревянных и медных духовых, эпизодически используются ударные инструменты. Практически ликвидируется практика continuo — клавишные инструменты уходят из основного состава оркестра. Солирующий инструмент скрипка или фортепиано становится равноправным участником концертного состязания, концертного диалога. Солист и оркестр сближаются по своим исполнительским приемам, тем самым, создавая условия для более тесного взаимодействия.

Включение новых тем, переменность функций в изложении одной темы — свидетельствует о формировании нового типа взаимодействия солиста и оркестра. Новизна классического фортепианного концерта заключалась также в методе показа эмоции. Если барочный инструментальный концерт фиксировал неподвижную эмоцию, то концерт эпохи классицизма демонстрировал передачу аффектов в движении, развитии, внутренней контрастности. На смену стабильному барочному концерту пришёл динамичный классический концерт. Изображение процесса переживаний, изменение аффекта, картины душевных движений, требовало особой музыкальной формы. Реализацией заданной семантической задачи стала сонатная форма, функции которой заключались в том, чтобы начальную неустойчивость усилить, обострить и лишь в конце достигнуть равновесия. Масштабность, выбор нетипичных оркестровых составов, монументальность циклов классического фортепианного концерта способствовало активизации процесса раскрепощения границ концертного жанра. В результате подобных новаторских допущений, композиторы получили больше возможностей для реализации собственных художественных замыслов.

Следует отметить, что помимо музыкальной драматургии, формы классический фортепианный концерт демонстрирует не свойственное концертам предшествующих эпох отношение к каденции, тематизму, трансформируются отношения солиста и оркестра. Как свидетельствуют исследователи, жанр классического фортепианного концерта можно сравнивать с театральным действием , в котором музыкальная игровая логика выступает как логика игровых ситуаций, превращается в логику сценического действия, позволяющую средствами концертного жанра реализовать сложную драматургию и скрытый авторский подтекст. Новаторством, определяющим облик фортепианного концерта эпохи классицизма, явилось также отношение композиторов и исполнителей к каденции. Как свидетельствуют исследователи, в концертном жанре, предшествующих классицизму эпох, каденциям уделялось особое внимание. Именно каденции демонстрировали творческую изобретательность, а также виртуозность исполнителя.

Дополнительная литература 1. Иллюстрированный словарь иностранных слов. Теоретический материал для самостоятельного изучения Концерт в переводе с латинского — состязание — музыкальный жанр, в основе которого лежит противопоставление солиста или солистов всему оркестру. Впервые слово «концерт» было применено в XVI веке в Италии. В концертах первого типа небольшая группа инструментов противопоставлялась большей группе.

Такие концерты назывались кончерто гроссо. Автором концертов такого типа является итальянский композитор Арканджело Корелли 1653-1713. Второй тип инструментального концерта — для солирующего инструмента с оркестром. Он состоял из трёх частей. Первая, быстрая, почти всегда имела форму рондо. Вторая — медленная, сочинялась в свободной форме. В третьей части — финале, композиторы часто возвращались к форме рондо. Антонио Вивальди 1678-1741 , один из самых знаменитых и плодовитых композиторов итальянского барокко, написал около 500 сольных инструментальных концертов. Вершиной творчества Антонио Вивальди являются четыре концерта для скрипки со струнным оркестром «Зима», «Весна», «Лето», «Осень». Они объединены в один цикл «Времена года».

Содержание каждого из концертов раскрывают сонеты, написанные самим композитором. Сонет — это лирическое стихотворение из 14 строк. В XIX веке соединение музыки со словом, с определённым сюжетом, стало основой программной музыки. Программная музыка — это инструментальная музыка, имеющая название или литературный сюжет, раскрывающие содержание произведения.

Инструментальный концерт

Концерт строится их трёх частей быстро — медленно — быстро. В истории музыки есть концерты для солирующего инструмента и оркестра, для оркестра без солистов, в русской музыке в XVIII веке возник жанр духовного хорового концерта. Учитель: В учебнике стр. Ботичелли и рельефы Ф. Музыку какого художественного стиля вы бы взяли, чтобы озвучить эти произведения искусств? Тема сегодняшнего урока — «Инструментальный концерт». Вы познакомитесь с зарождением и развитием жанра камерной музыки — инструментального концерта. Вспомните, как называется художественный стиль в культуре и искусстве европейских стран в период с 1600-1750 г.

Дети должны дать определение этого слов из темы «Образы духовной музыки Западной Европы », назвать имя И. Баха, учебник стр. Вы верно назвали значение этого слова. Барокко— это один из самых красивых и изысканных стилей в искусстве. Предположительно происходит от португальского выражения pleurabarocco — жемчужина причудливой формы. И в самом деле, барокко — это жемчужина в цепи меняющихся художественных ценностей в живописи, архитектуре, скульптуре, литературе, музыке Для мастера барокко было важно запечатлеть божественную красоту жизни. Барокко как художественному стилю присущи выразительность, пышность, динамика.

Искусство барокко стремилось непосредственно воздействовать на чувства зрителей и слушателей, подчеркивало драматичность душевных переживаний человека. Именно с возникновением барокко музыка впервые полно продемонстрировала свои возможности углубленного и многостороннего воплощения мира душевных переживаний человека. На ведущее место выдвинулись музыкально-театральные жанры, прежде всего опера, что определялось характерным для барокко стремлением к драматической экспрессии и сочетанию различных видов искусства. Это проявлялось и в сфере религиозной музыки, где ведущими жанрами были духовная оратория, кантата, пассионы. Одновременно обнаружилась тенденция к обособлению музыки от слова — к интенсивному развитию многочисленных инструментальных жанров. Корелли, А. Вивальди, И.

Бах, Г. Эпоху барокко принято считать с 1600-1750 г. За эти полтора столетия были изобретены такие музыкальные формы, которые, претерпев изменения, существуют в настоящее время. На сегодняшнем уроке вы познакомитесь с циклом концертов «Времена года», являющегося вершиной творчества А. Антонио Вивальди — итальянский скрипач , композитор и педагог. Творческое наследие Вивальди чрезвычайно велико. Оно охватывает около 700 названий.

Среди них 19 опер. Но главным историческим значением его творчества стало создание сольного инструментального концерта. В этом жанре было написано около 500 произведений. Многие из его концертов были написаны для одной и более скрипок, два концерта — для двух мандолин и несколько — для необычных музыкальных, например, для двух скрипок и двух органов. Сочиняя концерты для струнных инструментов, композитор один их первых обратился к сочинению музыки для духовых инструментов, считавшихся примитивными и неинтересными для композиторов. Гобой, валторна, флейта, труба в его концерте звучали полно и стройно. Концерт для двух труб А.

Вивальди написал по заказу. Очевидно, исполнители хотели доказать, что на трубе можно играть красивую и виртуозную музыку. До сих пор исполнение этого концерта является доказательством высочайшего мастерства исполнителя. Много музыки написано композитором для фагота — более 30 концертов для фагота с оркестром. Особое предпочтение среди духовых инструментов Вивальди отдавал флейте с её нежным, мягким тембром. В партиях, поручаемых флейте, она звучит в полный голос, проявляя все свои достоинства. В творчестве А.

Корелли был сформирован concerto grosso сопоставление всего ансамбля с несколькими инструментами. Вивальди сделал шаг вперёд по сравнению со своим предшественником: сформировал жанр сольного концерта , который значительно отличался масштабами развития, динамичностью и экспрессивностью музыки. В композициях концертов чередовались сольные и оркестровые части, основанные на «хорошо организованном контрасте». Принцип контраста определял трёхчастную форму концерта: 1-я часть — быстрая и энергичная; 2-я — лирическая, певучая, небольших размеров по форме; 3-я часть — финал, живой и блестящий. Сольный инструментальный концерт был рассчитан на широкую аудиторию, для которого были присущи элементы зрелищности, некоторой театральности, проявляющуюся в состязании солиста и оркестра — в беспрестанном чередовании tutti и solo. Именно в этом и был смысл концерта, музыки. Циклом концертов «Времена года» являются вершиной творчества А.

Предлагаю вам послушать 1-ю часть концерта. Звучит 1-я часть, учитель название не называет. Учащиеся определяют первоначальную интонацию, характер музыки, быстрый темп , контрасты динамики, изобразительные моменты — подражание пению птиц, это весна. Мир, в котором мы живем, полон всевозможных звуков. Шелест листвы, раскаты грома, шум морского прибоя, свист ветра, мурлыканье кошки, треск горящих дров в камине, пение птиц… В незапамятные времена человек понял, что звуки бывают разные: высокие и низкие, короткие и долгие, приглушенные и громкие. Но сами по себе звуки — еще не музыка. И когда человек стал организовывать их, чтобы выразить свои чувства и мысли — возникала музыка.

Как можно охарактеризовать мелодию? Возможные ответы детей: ясно слышно, где играет оркестр, а где звучит солирующая скрипка. Мелодия, исполняемая солистом, гораздо сложней, она виртуозная, красивая, украшена музыкальными распевами, похожа на пение птиц. Среди музыкантов всех времён было популярно подражание птичьими голосам. Пение птиц имитировалось в древности, и до сих пор такие имитации встречаются в музыкальном фольклоре разных народов. Мыслители, ученые, музыканты искали в пении птиц истоки музыки. Недаром соловей стал одним из символов искусства вообще, а сравнение с ним — похвала для певца.

Композиторы эпохи барокко написали много прекрасной «птичьей» музыки — «Ласточка» К. Дакена, « Перекликание», «Курица» Ф. Рамо, «Влюблённый соловей» и «Соловей — победитель» Ф. Куперена, многочисленные «Кукушки»— Куперена, А. Вивальди, Б. Пасквини и. Связаны ли музыкальные темы оркестра и солиста?

В музыкальных темах один ритм, ярко динамическое волнение, дыхание простора на природе, ощущается радость жизни. Как мало струнных инструментов использовал А. Вивальди по сравнению с современными оркестрами.

Концерт итал. Концерт, написанный для 2-х инструментов, называется двойным, для 3-х — тройным.

В таких К. Концерт, в котором оркестр имеет большое симфоническое значение, называется симфоническим. Концерт состоит обычно из 3-х частей крайние части — в быстром движении. В XVIII веке симфония, в которой многие инструменты местами исполняли соло, называлась concerto grosso. Позднее симфония, в которой один инструмент получал более самостоятельное значение в сравнении с другими, стала называться symphonique concertante, concertirende Sinfonie.

Концерт в трёх частях явился в конце XVII ст. Итальянец Корелли см. Наибольшей популярностью пользуются К. Позднее К. Небольших размеров Концерт, в котором части слиты, называется концертино.

Классическим концертом называется также публичное собрание в залах со специальной звуковой аккустикой, в котором исполняется ряд произведений вокальных или инструментальных. Смотря по программе, Концерт получает название: симфонического в котором исполняются преимущественно оркестровые произведения , духовного, исторического составленного из произведений разных эпох. Концерт называется также академией, когда исполнителями, как соло, так и в оркестре, являются перворазрядные артисты. При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона 1890—1907. Ссылки в Концерте есть 2 "соревнующиеся" пертии между солистом и оркестром,это можно назвать соревнованием.

Wikimedia Foundation. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф. Konzert, от итал. При академии наук обретаются мастера инструментальные.

МАН 2 59. Инструментальное художество. АСС 9 340. Славный виртуоз г. Гартман,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка Концерт — I Концерт нем.

До этого времени серьезную музыку… … Энциклопедия Кольера концерт — а, м. Устроить концерт.

Этим термином сегодня называют масштабное музыкальное сочинение, написанное композитором для одного или же нескольких солирующих инструментов в сопровождении оркестра, а также жанр, основанный на контрастном сопоставлении партий сольного инструмента и сопровождающей его исполнение оркестровой группы. Это можно расценивать как творческое соперничество, смысл которого заложен в самом слове «концерт», имеющем двойное происхождение. С латинского языка оно переводится как состязание, а с итальянского — согласие.

Обсудить Редактировать статью Посетители залов филармонии знакомы с особой, приподнятой атмосферой, которая царит во время концерта инструментальной музыки. Приковывает внимание то, как соревнуется солист с целым оркестровым коллективом. Специфика и сложность жанра состоит в том, что солист постоянно должен доказывать превосходство своего инструмента над другими, участвующими в концерте. Понятие инструментального концерта, специфика В основном, концерты пишут для богатых своими звуковыми возможностями инструментов - скрипки, фортепиано, виолончели. Композиторы стараются придать концертам виртуозный характер, чтобы максимально раскрыть художественные возможности и техническую виртуозность выбранного инструмента. Однако инструментальный концерт предполагает не только соревновательный характер, но и точную согласованность между исполнителями солирующих и аккомпанирующих партий. Содержит в себе противоречивые тенденции: Раскрытие возможностей одного инструмента в противопоставлении целому оркестру.

Совершенство и согласованность полного ансамбля. Возможно специфика понятия "концерт" имеет двоякое значение, а все из-за двойственного происхождения слова: Concertare с латинского - "состязаться"; Concerto с итальянского , concertus с латинского , koncert с немецкого - "согласие", "гармония".

Инструментальный концерт это кратко

Тематизм курант, а особенно сарабанд и гавотов обычно гомофонный, нередко симметричный; заметны рудименты сонатной формы. Напротив, аллеманды и жиги чаще движутся без остановок и повторений, в аллеманде обычны полифонические элементы, жига нередко пронизана духом концертирования. Сонаты dachiesa и dacamera не связаны строгой композиционной схемой. Все камерные концерты начинаются с прелюдии, за которой следуют танцевальные пьесы, лишь изредка "замещенные" медленными вступлениями или концертирующими Allegrо. Церковные концерты более торжественны и серьезны, однако в их темах то и дело слышатся ритмы жиги, гавота или менуэта. Немалую путаницу в жанровые подразделения начала XVIII века вносит так называемый камерный концерт, который ничего общего не имел с сюитообразной сонатой dacamera и, по мнению исследователей, зародился как раз не в камерной, а в церковной музыке болонской школы. Речь идет о современнике и "двойнике" так называемой итальянской увертюры - трехчастном концерте Торелли, Альбинони и Вивальди, хрестоматийное описание которого оставил нам И.

Первая часть "камерного концерта" сочинялась обычно в четырехдольном метре, в концертной форме; ее ритурнель должен был отличаться пышностью и полифоническим богатством; в дальнейшем требовался постоянный контраст блестящих, героических эпизодов с лирическими. Вторая, медленная часть предназначалась для возбуждения и успокоения страстей, контрастировала первой в метре и тональности одноименный минор, тональности первой степени родства, минорная доминанта в мажоре и допускала определенное количество украшений в партии солиста, которой подчинялись все остальные голоса. Наконец, третья часть - снова быстрая, но абсолютно не похожая на первую: она гораздо менее серьезна, часто танцевальная, в трехдольном метре; ее ритурнель краток и полон огня, но не лишен некоторой кокетливости, общий характер - оживленный, шутливый; вместо солидной полифонической разработки первой части здесь легкий гомофонный аккомпанемент. Кванц называет даже оптимальную продолжительность такого концерта: первая часть - 5 минут, вторая - 5-6 минут, третья - 3-4 минуты. Из всех циклов в музыке барокко трехчастный был наиболее устойчивой и замкнутой в образном плане формой. Однако даже "отец" этой формы Вивальди зачастую варьирует жанровые типы отдельных частей.

Так, например, в двухорном "дрезденском" концерте A-dur в собрании сочинений Вивальди под редакцией Ф. А в Восьмом концерте из тома XI собрания Малипьеро третья часть, в отличие от описания Кванца, - фуга. Нередко к трехчастному циклу как бы присоединяются части, заимствованные из сюиты, церковной сонаты или оперной увертюры. А в Скрипичном концерте F-dur Г. Телемана за ритурнельной формой первой части следует типично сюитное продолжение: корсикана, allegrezza "веселость" , скерцо, рондо, полонез и менуэт. Таким образом, можно отметить повышенное значение "импровизационности".

Между тем Кванц, как и другие тогдашние теоретики, считал одной из важнейших черт concerto grosso "ловкие смешения имитаций в концертирующих голосах", так, чтобы слух привлекал то один, то другой инструмент, но при этом все солисты оставались бы равноправными. Следовательно, уже во время Корелли concerto grosso подвергается воздействию своих собратьев - сольного и рипьенного без солистов концертов. В свою очередь в сольном концерте подчас выделяются дополнительные солисты из оркестра, например в первой части концерта "Весна" ор. Для этого жанра характерно смешение различных концертирующих инструментов числом от двух до восьми и даже более. Соотечественник Кванца, Маттезон считал число партий в concerto grosso чрезмерным и уподоблял такие концерты столу, накрытому не для того, чтобы утолить голод, а ради пышности и импозантности. И Кванц, и Маттезон исходили из немецкой традиции concertogrosso.

Любовь немцев к смешанным составам в этом жанре Шеринг связывал с традициями исполнительства на духовых инструментах: еще в средневековой Германии существовал цех Stadtpfeifer городских музыкантов , игравших в церквах, на торжественных церемониях, на свадьбах, а также подававших разные сигналы с крепостных или ратушных башен. Духовое concertino, по словам Шеринга, появляется очень рано, почти одновременно со струнным. Его наиболее популярной моделью также было трио два гобоя и "бас" унисонных фаготов. Иногда гобои заменялись флейтами. Широкое распространение подобных составов вскоре появятся также две трубы с "басом" литавр приписывают не только их акустическим достоинствам и сходству со струнным трио, но и авторитету Люлли, который в 70-х годах XVII века перенес их из французских военных оркестров в оперу. Сопоставления трех- и пятиголосия - чисто динамические, а не тембровые- превосходно организуют и членят его формы.

Фактически это дальнейшее развитие приемов старого многохорного концерта. По примеру Люлли, эхо-перекличками замкнутых масс воспользуется в развивающих частях своих concertigrossi Георг Муффат, этим приемом не будут пренебрегать и Корелли, и его последователи. Однако в XVIII веке Вивальди "отбрасывает старое понимание concertino, требовавшее стилистического единства обеих звуковых материй, и выдвигает новое, диктуемое духом времени, колоритно-программное. Сам этот принцип уже был известен венецианским оперным композиторам. Торелли и Корелли исподволь развивали его в своих пасторальных концертах. Вивальди же соединил его с поэзией сольного концертирования".

Как это нередко случалось в истории музыки, в симфонический стиль колоритно программная трактовка оркестра пришла из театрального. В свою очередь многие увертюры к операм, ораториям, кантатам начала XVIII века оказываются на деле циклами concerto grosso.

Вторая — спокойная, лирическая, окрашенная в пасторальные тона, обычно имеет форму трёхчастной арии. В последнем жизнерадостном финальном разделе авторы отдают предпочтение форме рондо, рондо-сонаты или теме с вариациями. Исходя из вышесказанного, вся структура инструментального концерта напоминает небольшую симфонию с тем отличием, что в нём есть новое действующее лицо — солист, в партию которого помимо основного музыкального материала предусматривается включение большого эпизода, называемого каденцией. Она исполняется без сопровождения оркестра, отличается виртуозностью и играет важную роль в драматургии произведения.

Популярные инструментальные концерты Ф. Мендельсон «Концерт для скрипки с оркестром». Произведение является ярчайшим образцом концертного скрипичного репертуара. Музыка этой чудесной лирической поэмы покоряет не только виртуозным блеском, но и мелодическим богатством. Концерт имеет трёхчастную форму, в которой первая часть Allegro molto appassionato , заключённая в форму сонатного аллегро, сразу открывается завораживающей взволнованной темой, звучащей у солирующей скрипки. Вторая часть Andante — своеобразное элегическое интермеццо.

Его выразительная чувственная тема навевает лирическое настроение и погружает в романтическую атмосферу. Третья часть Allegro molto vivace — контрастный по своему характеру финал произведения, в завершении которого звучит эффектная кода. Чайковский «Концерт для фортепиано с оркестром». Необходимо отметить, что это популярнейшее во всём мире произведение в русской музыкальной культуре явилось первым сочинением в жанре «Инструментальный концерт». В основу музыкального тематизма «Концерта» композитор положил народные мелодии, но каждый мотив, искусно обработав, превратил в сверкающую драгоценность. Первая часть открывается развёрнутой интродукцией с величественной темой, которую именуют Гимном жизни.

Далее творческая фантазия автора преподносит слушателям неожиданные контрастные сюрпризы: от мощных динамических подъёмов, до моментов умиротворённого покоя. Вторая часть — это прекрасный образец светлой поэтической лирики. Пасторальный окрас музыки крайних частей раздела погружает в атмосферу спокойствия и безмятежности. Средний эпизод хоть и пролетает в игриво — скерцозном настроении, но общего идиллического характера музыки не нарушает. Третья часть произведения — ликующий финал, переносящий в жизнерадостный мир народного празднества. Данное сочинение, входящее в число самых известных произведений композитора, заслуживает только восторженных эпитетов.

В его выразительной и наполненной благородством эмоциональной музыке, воспета радость жизни и любовь к Отчизне. Первый раздел Moderato открывается напряжёнными аккордами солирующего инструмента, напоминающими грозные удары набата. Далее вступает величественная тема, отображающая светлый образ Родины. Она развивается не торопясь, но затем предстаёт во всей своей могучей красоте. Вторая часть Adagio sostenuto — это лирический раздел. Его спокойная мечтательная музыка символизирует гармонию не только в природе, но и согласие человека с самим собой.

Третья часть Allegro scherzando. В финале концерта, окрашенном радостными перезвонами, автор вновь возвращается к образам первой части и со всей величавостью утверждает триумфальную победу светлых сил. Хачатурян «Концерт для скрипки с оркестром».

Что такое концерт мероприятия? Концерт в массовой культуре — массовое зрелищное мероприятие, проходящее в закрытом помещении или на открытом воздухе площади, стадионы и т. Как правило в концертах участвуют хореографические, эстрадные и рок-коллективы.

Что играет симфонический оркестр? В состав симфонического оркестра входят деревянные духовые инструменты: флейты, гобои, кларнеты, фаготы; медные духовые — валторны, трубы, тромбоны, туба. Наконец, душа оркестра — благороднейшая по звучанию группа струнно-смычковых: скрипки, альты, виолончели, контрабасы. Сколько инструментов входит в состав оркестра? Основу симфонического оркестра составляют три группы инструментов: струнные смычковые, деревянные и медные духовые, ударные. Стоит почитать.

И почему участники конкурса должны были играть именно концерт? Слово это можно перевести как «состязание»», таким образом, «Концерт для фортепиано с оркестром» - это состязание пианиста с симфоническим оркестром. Когда вам интересно смотреть спортивное состязание? Когда «противники» равны по силе, по мастерству, верно? Потому что если состязаются слабая и сильная команды или мастер спорта с новичком-любителем, то заранее уже ясно, кто победит. А это совсем не интересно. В концерте состязаются какой-нибудь музыкальный инструмент и... Вот так-так!

Да разве какой-нибудь крохотке флейте или хрупкой, изящной скрипке под силу победить или хотя бы, говоря спортивным языком, «сделать ничью» с этакой громадой? Что же это за состязание? Великолепное, друзья мои, замечательное состязание! Так как силе, мощи и блеску симфонического оркестра противопоставляются талант исполнителя-солиста, его мастерство, достигнутое годами и годами напряжённой работы. Скажу вам по секрету, что выигрывает почти, всегда тот, кто на первый взгляд кажется слабейшим. Солист подчиняет себе оркестр. Конечно, только в том случае, если он настоящий музыкант, талантливый исполнитель, потому что для него это очень серьёзное испытание. И когда нет мастерства и таланта, побеждает оркестр. Но какая это грустная победа.

Победа есть, а музыки нет. Музыка концерта. Каких только трудностей в ней не найдёшь! Сложные до головоломности пассажи, сильные аккорды, стремительно катящиеся гаммы... Это всё так называемые технические трудности, испытание беглости пальцев, силы удара, - словом, умения музыканта-исполнителя.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий