Реквием памяти эвакуированных ленинградцев, захороненных в Вологодской области в годы Великой Отечественной войны. Как я пережила блокаду, эвакуацию и вернулась в Ленинград. Ситуация с жильем в Ленинграде после блокады с одной стороны накалилась ввиду того, что многие жилые дома оказались разрушенными, с другой стороны, наоборот, количество населения существенно уменьшилось во время блокады.
Непредвиденная блокада
- В Музее обороны и блокады Ленинграда открыли выставку об эвакуации детей из осажденного города
- Проблемы эвакуации жителей
- В Москве показали фильм об эвакуации из блокадного Ленинграда
- В порядке очереди
- Официальные сетевые ресурсы
- Как в Горячем Ключе спасали детей-блокадников
Новости и события Российского исторического общества
История с эвакуацией Ленинграда сыграла огромное значение в науке о действиях в чрезвычайных ситуациях. Седьмую симфонию Шостаковича в день годовщины снятия блокады Ленинграда играет новосибирский симфонический. Кандидат исторических наук Ирина Карпенко много лет исследует историю блокады Ленинграда и ту её часть, которая касалась возвращения горожан домой из эвакуации. Эвакуация населения из блокадного Ленинграда, начавшаяся 29 июня 1941 года и продолжившаяся до 1 апреля 1943 года, проходила в три этапа. 15 апреля 1942 года в блокадном Ленинграде после четырёхмесячного перерыва пошёл пассажирский трамвай. Многим жителям, покинувшим Ленинград во время эвакуации, не разрешали после блокады вернуться в город.
1. Кризис в жилищном секторе
- Данные об эвакуированных жителях блокадного Ленинграда собраны в 44-х регионах России
- За кольцом блокады: как ленинградцев эвакуировали на Урал
- Вагон замерзших тел
- Данные об эвакуированных жителях блокадного Ленинграда собраны в 44-х регионах России
- Переживший блокаду Юрий Смолич рассказал, как его эвакуировали из Ленинграда
Тысячи спасенных. 29 июня 1941-го начался I этап эвакуации из Ленинграда
Это была уже вторая эвакуация. Собрались за полдня. Но… на станции Тихорецкая поезд разбомбили. Ленинградцев поселили в двухэтажных бараках. В сентябре 1942 года Иван, как и часть других ленинградских детей, не смог пойти в школу, потому что вырос из старой одежды, а новую купить было не на что. Потом пришли холода, вновь наступил голод. Тогда семья была вынуждена отправиться дальше — к родственникам в Туркмению, в Ашхабад. Так началась третья «эвакуация». Родственников в Ашхабаде найти не удалось, и Курбан-баба приютил Ивана с его мамой, у которых не было ни денег, ни крыши над головой. Жили ленинградцы в огромной семье гостеприимного туркмена.
Списки умерших в эвакуации детей и детей, взятых родителями. Фотографии эвакуированных детей. Книги эвакуированных детей Дзержинского, Ленинского и Смольнинского районов города Ленинграда 30. Список детей, присоединившихся по пути следования к месту эвакуации из других населенных пунктов. Список умерших детей. Список детей оздоровительных яслей комбината им. Список детей работников Северо-Западного отделения треста "Теплоэлектропроект".
Так Тоня превратилась в Толю. Племянница Антонины Александровой написала, что ее тетя родилась в Ленинграде 6 марта 1937 года. Жила с мамой Ульяной и папой Александром. В марте 1942 года у Тони умерла мама. Отца отправили на фронт, и за девочкой присматривала двоюродная сестра отца Наталья. Но родственница малышки трудилась день и ночь на заводе и не могла уделять девочке много внимания. Она отправила ее в детский сад. Оттуда в апреле 1942 года Тоню эвакуировали, и она попала в Горячий Ключ. Благодаря племяннице Антонины Александровой удалось установить еще один интересный факт. Если ранее предполагалось, что часть детей из Горячего Ключа эвакуировали в Киргизию, а ребят из списка — в Понежукай и оттуда в Старокорсунскую, то оказалось, что маленькая Тоня осталась в Горячем Ключе. Возможно, сначала ее приютили местные жители. Затем Тоню отправили в городской дом малютки. В школу она пошла в Горячем Ключе и проучилась до 1953 года. Это было самое яркое воспоминание Тони. И она ее нашла! И отыскала отца малышки! Александрова Тоня с сыном Алешей Фото: Из личного архива Антонины Александровой Как выяснилось, он давно, но безуспешно разыскивал дочь. В 1947 году отец Тони повторно женился. У него родилась еще одна девочка, которую Александр Александров назвал Антониной в честь старшей дочери. Но благодаря неравнодушной жительнице Горячего Ключа, имя и фамилия которой, к сожалению, не сохранились, удалось вернуть Тоню в семью. Отец приехал в Горячий Ключ и забрал дочь в Ленинград. Антонина Александрова прожила долгую жизнь, родила сына. По воспоминаниям племянницы, тетя была до последних дней активной и бодрой. Но о блокадном детстве рассказывать не любила, предпочитая радоваться каждому дню послевоенной мирной жизни. Ищет музей, ищут соцсети Юлия Лысенко пыталась проследить и судьбы ребят-ленинградцев, которых из Горячего Ключа увезли в Киргизию. По рукописным воспоминаниям жителей, хранящимся в музее, удалось даже составить карту их пути, который пролегал через Туапсе, Сухум, Тбилиси, Баку, Алят, Красноводск, Ташкент до Киргизии. Мы связались с ним.
Фото: пресс-служба губернатора Санкт-Петербурга С 1941 по 1943 годы из Ленинграда эвакуировали более 1,7 млн человек, в том числе около полумиллиона детей. Ярославская область одна из первых приняла маленьких ленинградцев. К августу 1941-го в Ярославль прибыли более 80 тыс. За февраль — апрель 1942 года 167 поездов доставили в город на Волге 300 тыс.
Блокадница об эвакуации из Ленинграда: несколько машин с детьми утонули
Читайте, как работники ЖКХ помогли блокадному Ленинграду выжить, а также как была организована уборка дворов и защита домов от снарядов. Седьмую симфонию Шостаковича в день годовщины снятия блокады Ленинграда играет новосибирский симфонический. Эвакуация» ничего найти не удалось, можно также воспользоваться аналогичными базами данных, например, «Возвращенные имена» или «Книга памяти блокадного Ленинграда». В целом во время эвакуации умерло 120–160 тысяч ленинградцев (только на территории Вологодской и Ярославской областей, по данным историка Александра Ваксера, умерло 20 тысяч эвакуированных из Ленинграда). Аннотация: Статья посвящена малоисследованному сюжету из истории эвакуации населения Ленинграда в годы блокады.
Проблемы эвакуации жителей
Свыше пяти тысяч оцифрованных архивных дел с информацией о судьбах более чем 684 тысяч эвакуированных жителей блокадного Ленинграда переданы Архивному комитету Санкт-Петербурга. 15 апреля 1942 года в блокадном Ленинграде после четырёхмесячного перерыва пошёл пассажирский трамвай. Статья неточно озаглавлена «О взимании платы за эвакуацию детей из блокадного Ленинграда».
К мирной жизни
- Блокада Ленинграда: можно ли было предотвратить крупнейшую гуманитарную катастрофу в истории?
- 2. Возвращение домой
- Блокада Ленинграда
- Поездом, по воздуху, по воде и льду
- Архивы Санкт-Петербурга: Документы по эвакуации детей | Пикабу
В Музее обороны и блокады Ленинграда открыли выставку об эвакуации детей из осажденного города
В июле 1944 в Ленинграде было около 725 тысяч, в сентябре 1944 года — около 920 тысяч человек. Был и бум рождаемости — в 1945—1946 годах. С 1 июня 1946 г. Иначе милиция выселяла в течение суток». Многих ленинградцев оставили в Челябинске и других городах военной эвакуации, замечает доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории обороны и блокады Ленинграда Борис Ковалев. Некоторые предприятия, указывает он, были оставлены в Сибири, на Урале — например, в Челябинске.
Многим жителям, покинувшим Ленинград во время эвакуации, не разрешали после блокады вернуться в город. Они мечтали попасть домой — к оставшимся там родным, к могилам предков. Но далеко не всем удалось осуществить эту мечту. Многие ленинградцы из-за проблем со здоровьем, подорванным во время войны, погибли, так и не вернулись в родной город. Но Борис Ковалев добавляет, что трагедии блокады и войны объединили многих — старых и новых ленинградцев, а также тех, кто был в эмиграции.
Какие специалисты были нужны городу Но Ленинграду для восстановления города нужны были рабочие и инженеры, технические сотрудники. Доктор исторических наук, профессор Никита Ломагин рассказывает, что они, в первую очередь, должны были наладить работу приоритетных отраслей: судостроения, авиастроения, станкостроения, выпуск боеприпасов. Борис Ковалев рассказывает, что в Ленинград со всего Северо-Запада привозили молодых ребят для учебы в ремесленных училищах, где они получали профессию. В воспоминаниях тех людей, которые учились в училищах, говорится, что Ленинград очаровывал и затягивал.
Выдачи эти были невелики, и лишь в особых случаях они достигали 300 рублей [14]. В дальнейшем в Челябинской области была продолжена практика разовых денежных выдач эвакуированным [15].
Эвакуированные испытывали нужду в зимней обуви, поэтому в феврале 1942 года облисполком выделил необходимую шерсть и поручил кооперативным артелям изготовить 20 тыс. В июне 1942 года областные власти обратили внимание, что многие эвакуированные граждане не нашли работу, в особенности учителя и медики. Их трудоустройство, обеспечение жильем и топливом было возложено на председателей местных поселковых и сельских советов; местным исполкомам советов депутатов трудящихся предлагалось провести учет безработных специалистов учителей, врачей, инженеров и техников , и всех их в месячный срок устроить на работу. Для самостоятельной заготовки дров в ближайших лесосеках эвакуированным следовало организоваться в бригады. Областные власти осознавали, что труднее всего приходится «вновь прибывшим ленинградцам», поэтому эту категорию эвакуированных граждан предписывалось в первую очередь снабжать продовольствием и промышленными товарами [17]. В условиях военной повседневности невозможно было избыть проблему тесноты и плохого качества жилья, но на эту проблему также обращалось внимание.
Так, в постановлении Челябинского облисполкома от 1 июня 1943 года «О мероприятиях по улучшению обслуживания эвакуированного населения» отмечалось, что «эвакуированное население ещё во многих случаях живет крайне скученно, в непригодных и малоприспособленных к зиме квартирах». Потому председателям городских и районных исполкомов предлагалось в 1943 году ремонт жилых домов рекомендовалось проводить в первую очередь у эвакуированных, и им же в первую очередь давать освободившиеся квартиры [18]. В октябре 1943 года облисполком заметил недостатки продовольственного обеспечения эвакуированных, в числе прочих мер распорядился обеспечить выдачу им не менее 400 граммов хлеба в день [19]. На основании только распорядительных документов трудно сделать выводы о реальном положении эвакуированных ленинградцев на территории Челябинской области, как они решали возникающие трудности и какую помощь в действительности могли получить. Отчасти ответить на этот вопрос нам помогают мемуарные источники. Профессор Александр Дмитриевич Гожев вместе с другими преподавателями Ленинградского педагогического института имени А.
Герцена находился в эвакуации в Челябинской области, приведем несколько фрагментов из его воспоминаний об этом времени. В сентябре 1942 года институт имени Герцена прибыл в город Кыштым Челябинской области, где находился без малого два года. В фонде Челябинского обкома КПСС сохранилось благодарственное письмо от работников этого института от 9 июня 1944 года. За «кыштымский» период с 19 сентября 1942 по июнь 1944 года выпустили 85 студентов, восстановили аспирантуру и диссертационный совет, в нём и возможно, в других советах состоялось 38 защит диссертаций [20]. На этом основании отметим, что «герценовцы» продолжили работу в условиях блокады и эвакуации [21]. В воспоминаниях А.
Гожева картина первых часов после его прибытия предстает перед нами довольно обыденной, но при этом будящей сочувствие: «В Кыштым приехали ночью. Пошли в город, в педагогическое училище. Целых два километра вещи несли на себе.
Если бы эти люди зашли к нам на пару дней позже, то, вполне вероятно, помогать было бы уже некому. Всеобщая эвакуация Осенью 1942 года власти поняли, что вторую зиму жители Ленинграда уже не переживут.
Была объявлена всеобщая эвакуация: женщин и детей отправляли подальше от военных действий. Из города увезли около миллиона человек. Эвакуация продолжалась вплоть до 1943 года. Многие не хотели уезжать, но их мнение никого тогда не интересовало. Людей сажали в грузовики силой.
Мы взяли всё, что можно было унести. Нас повезли в деревню Ваганово Ленинградской области, там на берегу Ладожского озера находился сборный пункт», — продолжает блокадник. Людей переплавляли на катерах в Сестрорецк, там их сажали в товарный поезд и отправляли в Челябинск. Творился настоящий ад. Со всего Ленинграда ехали грузовики с людьми.
Самое страшное было потеряться. Над головами то и дело летали самолёты. Нас посадили в теплушки: там были установлены печки и нары. Так мы ехали 2,5 месяца. В декабре нас привезли в Челябинск».
По пути умерло очень много людей — порядка 300 тысяч человек. Смерть шла по пятам, даже когда война осталась позади. Дело в том, что практически у всех эвакуированных была дистрофия последней стадии. Им нельзя было много есть, лишний кусок хлеба оказывался ядом. Организм отвык от еды.
Мы простаивали по 5-7 дней. Тут же прибегали местные жители, чтобы накормить детей.
Для наголодавшихся в Ленинграде людей это была самая ценная валюта. Материалы по теме Красноярцы в боях за Родину Люди Красноярского края на фронтах Великой Отечественной войны — Помню, как мне впервые налили полый ковш сливок. Я выпила до дна — и захмелела. Меня сразу начало клонить в сон, и я уснула прямо на той же лавке, где сидела, — вспоминает Элеонора Фриман. Мы с сестрой еще долгие годы не умели себя ограничивать в еде. Все на столе съедали до последней крошки, да еще и хлебом дочиста все миски вытирали. С трудом удерживались, чтобы не облизать.
Часто было очень стыдно за такое поведение, особенно, когда нас приглашали в гости. В деревнях в войну все жили впроголодь, семьям и самим было нечего есть. Но если удавалось что-то добыть, достать, то деревенские хозяйки старались обязательно угостить нас, «страдальцев», как они нас тогда называли. Ставили на стол все припасы. Честное слово, я очень хотела удержаться, есть не спеша, но не могла! Несколько раз случалось, что хозяйки не могли удержаться от слез, когда смотрели, как мы набрасываемся на еду. Встав на ноги и окрепнув, эвакуированные из блокадного Ленинграда юноши отправлялись на фронт. На улицы вывалили все, и дети, и взрослые. Женщины выли в голос.
Это было трогательно, хотя, конечно, и пугало. Я прижалась к маме и спросила: «Почему братика провожают, как на смерть? Зачем плачут, если он еще живой? Так здесь принято провожать своих, когда они покидают родной дом». Тогда я поняла, что Сибирь и вправду стала нашим новым домом.