В файле аргументы распределены по каждому из 3 направлений; Сборник содержит более 170 аргументов для итогового сочинения 2023-2024 учебного года. универсальный список. Откуда брать аргументы к итоговому сочинению Для аргументов можно опираться на опубликованные произведения отечественной и мировой литературы любых жанров. Аргументы для итогового сочинения: что это и где брать. В критериях оценки итогового сочинения количество аргументов строго не регламентировано. О чем писать в итоговом сочинении, какие приводить аргументы, чтобы получить зачёт.
Аргументы для итогового сочинения: что это и где брать
Итоговое сочинение 2024: темы, структура, аргументы + примеры. Универсальные произведения для итогового сочинения 2024 Конечно, лучше всего подбирать аргументы исходя из конкретных тем итогового сочинения по направлениям 2023-2024 года. Максимально полная подборка клише для итогового сочинения: для вступления и основной части, для аргументов и заключения.
Аргументы из литературы по направлению «Время перемен»
Кроме того, крепкая дружная семья для писателя — основа жизни, именно поэтому таким индивидуалистам, как Базаров, не находится места в обществе. Чехов «Вишнёвый сад» Лирическая комедия А. Чехова «Вишнёвый сад» посвящена теме разрушения дворянских гнёзд. Второе действие пьесы предваряет подробная ремарка, содержащая важную антитезу. Прекрасный вишнёвый сад — символ юности и счастья — противопоставляется ряду телеграфных столбов. На смену дворянскому обществу приходит новое поколение купцов-приобретателей, представителем которого в произведении является Лопахин. Он не сентиментален и совершенно не восприимчив к красоте. Время и деньги — вот те ценности, которые герой ставит во главу угла.
Стук топора в финале и заколоченный дом с забытым всеми, больным слугой Фирсом подчёркивают мысль Чехова о неотвратимой смене поколений. Многие традиции уходят в прошлое, уступая место новаторствам, влиянию которых бессмысленно сопротивляться. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо? Некрасов назвал «эпопеей крестьянской жизни» посвящена актуальной проблеме поиска счастья. Главные герои отправляются в путь, надеясь встретить самого счастливого человека и узнать его секрет. Произведение не является законченным, поэтому читатель не получает ответа на поставленный в заглавии вопрос. Однако в последней части автор знакомит нас с бывшим семинаристом Григорием Добросклоновым.
Именно этот персонаж может претендовать на роль того самого счастливца, которого мечтали отыскать временнообязанные крестьяне. Думая о судьбе своего народа, Гриша Добросклонов чувствует в себе «силы необъятные», он готов бороться за права и свободы простых людей, видит своё предназначение в заступничестве и самопожертвовании. На примере этого героя Некрасов подчёркивает важность гражданских идеалов и размышляет о необходимости служить на благо своего Отечества. Пушкин «Капитанская дочка» «Береги платье снову, а честь смолоду», — именно такие напутственные слова говорит Гринёв-старший своему сыну перед разлукой. Изначально Петруша Гринёв — недоросль, который никогда надолго не отлучался из дома, но служба в Белогорской крепости кардинально изменяет его систему ценностей. Герой следует завету своего отца и не позволяет себе кривить душой ни при каких обстоятельствах. Он не присягает Пугачёву, тем самым рискуя собственной жизнью, и делает всё возможное, чтобы спасти возлюбленную Машу Миронову.
Пушкин размышляет о значении духовных ценностей в нашей жизни. Он приходит к выводу, что именно они помогают человеку оставаться собой в любой ситуации. На примере семьи Гринёвых мы видим, что такие простые, но очень важные истины о необходимости жить честно и достойно должны передаваться из поколения в поколение. Фонвизин «Недоросль» В основе сюжета комедии Д. Фонвизина лежит столкновение и противоборство двух систем ценностей. С одной стороны, мы видим таких крепостников-самодуров, как Простакова и Скотинин, а с другой — прогрессивно настроенных дворян Стародума и Правдина. Из-за произвола помещиков крестьяне оказываются абсолютно бесправными существами, а это, по мнению писателя, неприемлемо.
Можно высмеивать Митрофанушку, который называет слово «дверь» прилагательным, или госпожу Простакову, считающую науку и образование абсолютно бесполезными и никому не нужными, но подобное положение дел действительно вызывает тревогу за наше будущее. Через героя-резонёра Стародума Фонвизин высказывает важные мысли о необходимости повышения культурного уровня общества и развития гражданского самосознания. Именно это позволит избежать появление невежественных, чёрствых, безнравственных Скотининых-Простаковых. Раздел 3. Природа и культура в жизни человека 1. Пушкин «Евгений Онегин» Важное место в произведении А. Пушкина «Евгений Онегин» занимает природа, на фоне которой ярче раскрываются черты характера персонажей.
Это позволит убедиться в том, что результаты на ресурс внесены верно. Итоговое сочинение не совсем бесполезно, как считают многие школьники. Некоторые вузы учитывают его при поступлении и дают дополнительно до 10 баллов к общей сумме баллов за ЕГЭ.
С чем это связано? С введением единого государственного экзамена многие вузы перестали проводить вступительные испытания для абитуриентов, что лишило их возможности оценить общий уровень развития подростков. Такой информации не дает ЕГЭ, предлагающий задания в тестовой форме.
При учете результатов итогового сочинения вузы пользуются своей системой оценивания, максимальный балл которой составляет 10. В последнее во многих вузах это испытание учитывается в качестве личных достижений абитуриентов наряду с золотой медалью и результатами ГТО. Так что выпускникам следует заранее уточнить эту информацию в вузе.
Мы постарались очень подробно ответить на волнующие выпускников 11 классов вопросы. Если же у вас после прочтения остались какие-то неясности, напишите в комментариях к статье. Мы обязательно ответим на все вопросы и поможем преодолеть трудности!
Поделиться с друзьями Любовь Фриму Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории. Опыт преподавания - 7 лет. Оцените автора 6 оценок, среднее 3.
Предлагаемый объем работы — не менее 200 слов, а лучше 350. Параметры выставления оценки К оцениванию по стандартам составления принимаются работы, отвечающие этим параметрам: Объём написания не менее 150 слов; Уникальность содержания. Представляем пять параметров выставления отметки: Соответствие теме; Обоснованность при помощи литературного материала ; Структура и логика размышлений; Характер языка письма; Грамотность. Учитывайте, что первый и второй параметры — основополагающие! То есть, получение «зачёта» по этим двум критериям автоматически предоставляет «зачёт» за итоговое сочинение. Паралогизмы при рассмотрении этого параметра во внимание не принимаются. Также выпускник может использовать примеры из фольклора исключением являются его малые жанры.
Оставшись с мертвым врагом один на один, он осознает, что убил человека, такого же, как и он, и тогда-то читатель и понимает, какое на самом деле доброе сердце у мальчика, так рано оказавшегося на войне. Но герой не может пойти против системы, военные будни захлестывают его кровью, и в финале он — уже не мальчик, а опустошенный и апатичный мужчина, который погибает также незаметно, как и его противник.
Оруэлл, «1984». Можно ли человеку навязать какое-либо мнение, скажем, путем жестокости? В своей антиутопии «1984» Оруэлл рисует государство, в котором каждый должен придерживаться взглядов партии и превозносить господство Большого Брата. В Океании многое под запретом, в том числе и любовные отношения. Поэтому у Уинстона Смита — главного героя — имеется множество причин всей душой ненавидеть власть. Однако когда героя все же «ловят», его постепенно пытаются переубедить и принуждают отречься от собственного мировоззрения. В конце романа Уинстон приходит к осознанию того, что он предал все, во что верил, и теперь он придерживается идеологии партии. Голдинг, «Повелитель мух». С виду человек может быть добрым, прилежным и воспитанным, но нет никакой гарантии того, что в экстремальной ситуации он не превратится в жестокого дикаря.
В романе Голдинга «Повелитель мух» дети оказываются на необитаемом острове. Все мальчишки из хороших семей, они — юные джентльмены, которые еще никак не могли узнать о жестокости. Однако на острове некоторые ребята становятся настоящими монстрами, готовыми пойти на убийство одноклассников. В мире не так много людей, которые, оказавшись в чрезвычайном положении, смогут ставить нравственность превыше эгоизма и добро превыше жестокости. К сожалению, иногда порядочность и милосердие — это лишь маска, под которой спит темное нутро человека. Сэлинджер «Над пропастью во ржи». Некоторые люди кажутся циничными и жестокими, хотя на самом деле у них доброе сердце. В своем романе «Над пропастью во ржи» Сэлинджер представляет шестнадцатилетнего Холдена, полного юношеского максимализма. Герой пытается понять, что такое взрослая жизнь, но в то же время он считает старших немного скучными и холодными.
Мир детства полон добра, а Холден ищет способ повзрослеть, не потеряв красочное восприятие. В финале произведения юный герой находит ответ, и читатель понимает, что в демонстрирующем себя взрослым и порой циничным герое скрывается добрая душа. Жестокость — это всего лишь маска подростка, который боится проявить истинные чувства. Камю, «Посторонний». Чем руководствуются люди, когда совершают жестокие поступки? Неужели их сердце молчит, сострадание выключается, и им просто-напросто все равно? В повести Камю «Посторонний» перед читателями встает равнодушный герой, у которого, на первый взгляд, ничто не вызывает эмоции. Мерсо без особого мотива убивает незнакомого человека, а на суде его обвиняют в жестокости, аргументируя это еще и тем, что он не плакал на похоронах своей матери. Герой приговорен к казни, но и это не вызывает в нем эмоций.
Аргументы для итогового сочинения: что это и где брать
- Без клише, но с Библией: учитель русского дала советы по написанию итогового сочинения |
- Аргументы для итогового сочинения 2022 год 7 декабря
- Аргументы для итогового сочинения 2023-2024 года
- Аргументы для итогового сочинения. Список по темам | Коалиция
- Итоговое сочинение: как готовиться
Зачем надо извлекать уроки из поражений и побед на войне?
- Аргументы «Семья, общество, Отечество в жизни человека»
- 10 вариантов примерных комплектов тем итогового сочинения - По уши в ОГЭ и ЕГЭ!
- Аргументы для итогового сочинения 2022 год 7 декабря
- Аргументы для итогового сочинения ЕГЭ 2022-2023
Примеры вступлений с клише
- Библиотека
- «Война и мир»: аргументы для сочинения
- Telegram: Contact @egerussmoler
- Готовимся к итоговому сочинению: всё, что следует знать будущему выпускнику
Итоговое сочинение 2024: темы, структура, аргументы + примеры
Отношение человека к другому человеку окружению , нравственные идеалы и выбор между добром и злом. Познание человеком самого себя. Свобода человека и ее ограничения. Человек и общество. Родина, государство, гражданская позиция человека. Природа и культура в жизни человека Природа и человек. Искусство и человек.
Язык и языковая личность. В 2023 году ученики получат на выбор шесть тем: по две темы из каждого раздела банка «Темы могут быть сформулированы в виде вопроса, утверждения или цитаты. Сложных слов в формулировках не будет — равно как и указаний на конкретные произведения», — отметила Татьяна Воронцова. Из шести предложенных тем ученику нужно выбрать одну, по которой он и будет писать итоговое сочинение. Ответить на поставленный вопрос, то есть сформулировать тезис и написать сочинение-рассуждение по нему, проще, а вероятность логических ошибок меньше», — отметила Екатерина Краснова. При этом брать нужно не ту тему, которая понравилась, а ту, на которую получится привести хорошие примеры из произведений.
При выборе темы из первого раздела можно порассуждать о нравственных идеалах, морали, смысле жизни, гуманизме, мотивах поступков и совести. Также можно написать сочинение-рассуждение о выборе жизненного пути, достижении цели, любви и дружбе, уточнила Анастасия Дьяконова. Раскрытием темы из второго раздела может быть размышление о влиянии среды на человека, роли личности в истории и исторической памяти. А на одну из двух тем третьего раздела можно порассуждать об искусстве и науке, талантах, творчестве, о собственных интересах. Главное требование к сочинению — раскрытие темы, поэтому нужно выбирать формулировку, которую вы понимаете и по которой можете дать прямой развернутый ответ Татьяна Воронцоварепетитор по русскому языку и литературе Структура итогового сочинения Структура итогового сочинения не отличается от структуры обычного сочинения-рассуждения.
Раскольников спрашивает себя: «Тварь я дрожащая или право имею? Однако он понимает, что не может справиться с грузом вины, его жестокость и бесчеловечный поступок терзают душу.
Но в конечном счете именно это становится для него главным уроком, Соня Мармеладова помогает ему осознать свою ошибку. Раскольников признается в содеянном и берет на себя ответственность за свои поступки. Только совершив ошибку, Родион Романович учится отвечать за свои поступки и слова. В конце романа мы видим, что Раскольникову предстоит долгий путь искупления, но начало положено. Для чего нужна совесть? Проблема совести Совесть — внутренний регулятор поведения человека. Только она способна помочь человеку сделать правильный выбор и признать свою неправоту.
Ярким примером, подтверждающим мою позицию, может служить роман Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой Родион Раскольников совершил убийство, проверяя на что он способен и к какому типу людей относится: к «дрожащим» или «право имеющим». Сама проверка подобной теория является бессовестной. Человек может не слушать окружающих, однако остаться глухим к совести невозможно. После содеянного его «внутренний судья» стал внушал ему, чтобы он пошел и признался во всем. Несмотря на то, что он долго сопротивлялся, совесть победила: Раскольников во всем признался и сдался властям. В этот момент ему стало гораздо легче.
Таким образом, мы может увидеть на примере главного героя, что ,приглушая свою совесть, человек может превратиться в чудовище, которое считает свою жизнь выше жизни других. Поэтому совесть нужна для того, чтобы человек, делая выбор, был справедлив по отношению к окружающим. Человек — часть общества, поэтому он может поддаваться его влиянию или воздействовать на него. Человеком, опасным для общества, можно назвать того, кто своими действиями или словами нарушает законы, в том числе нравственные. Так, в романе Д. Достоевского есть такие герои. Конечно, в первую очередь, все вспоминают Раскольникова, чья теория привела к смерти нескольких человек и сделала несчастными его близких.
Но Родион Раскольников поплатился за свои действия, он был отправлен в Сибирь, в то время как Свидригайлова не обвиняли в преступлениях. Этот порочный, бесчестный человек умел притворяться и казаться порядочным. Под маской благопристойности скрывался убийца, на чьей совести были жизни нескольких людей. Еще одним персонажем, опасным для людей, можно назвать Лужина, поклонника теории индивидуализма. Эта теория гласит: каждый должен заботиться только о себе, тогда общество будет счастливо. Однако его теория не так безобидна, как кажется на первый взгляд. По сути он оправдывает любые преступления во имя личного блага.
Несмотря на то, что Лужин никого не убивал, он несправедливо обвинил Соню Мармеладову в воровстве, тем самым поставив себя в один ряд с Раскольниковым и Свидригайловым. Его поступки модно назвать опасными для социума. Описанные персонажи немного схожи в свои теориях, ведь они считают, что ради «блага» можно совершить плохое деяние. Однако нельзя оправдать преступления благими намерениями, зло рождает только зло. Конфликт между человека и общества. Разум и чувства. Разум и чувство.
Человек и общество как общество влияет на человека? Личность Онегина сформировалась в петербургской светской среде. В предыстории Пушкин отметил социальные факторы, повлиявшие на характер Евгения: принадлежность к высшему слою дворянства, обычное для этого круга воспитание, обучение, первые шаги в свете, опыт «однообразной и пестрой» жизни, жизнь «свободного дворянина», не обремененного службой, — суетная, беззаботная, насыщенная развлечениями и любовными романами. Конфликт человека и общества. Как общество влияет на человека? Характер и жизнь Онегина показаны в движении. Уже в первой главе можно увидеть, как из безликой, но требующей безусловного подчинения толпы вдруг появилась яркая, незаурядная личность.
Затворничество Онегина — его необъявленный конфликт со светом и с обществом дворянских помещиков — только на первый взгляд кажется причудой, вызванной «скукой», разочарованием в «науке страсти нежной». Пушкин подчеркивает, что онегинская «неподражательная странность» — это своеобразный протест социальным и духовным догмам, подавляющим в человеке личность, лишающим его права быть самим собой. Пустота души героя стала следствием пустоты и бессодержательности светской жизни. Онегин ищет новые духовные ценности, новый путь: в Петербурге и в деревне он усердно читает книги, общается с немногими близкими по духу людьми автор и Ленский. В деревне он даже пытается изменить порядок, заменив барщину легким оброком. Зависимость от общественного мнения. Можно ли стать свободным от общественного мнения?
Зачастую человек оказывается в глубочайшей зависимости от общественного мнения. Порой приходится пройти длинный путь освобождения от оков общества. Поиск новых жизненных истин Онегина растянулся на многие годы и остался незавершенным. Онегин освобождается от старых представлений о жизни, но прошлое не отпускает его. Кажется, что Онегин — хозяин своей жизни, но это только иллюзия. Всю его жизнь его преследует душевная лень и холодный скепсис, а также зависимость от общественного мнения. Однако сложно назвать Онегина жертвой общества.
Сменив образ жизни, он принял ответственность за свою судьбу. Его дальнейшие жизненные неудачи уже невозможно оправдать зависимостью от общества. Конфликт разума и чувств Онегин. В отношениях с Татьяной Онегин проявил себя как рассудительный, рациональный человек. Онегин послушался голоса своего рассудка. Автор еще в первой главе отметил в Евгении «острый ум» и неспособность к сильным чувствам. Именно эта его черта и стала причиной несостоявшейся любви.
Онегин не верит в любовь, потому и не способен полюбить. Смысл любви для него исчерпывается «наукой страсти нежной» или «домашним кругом», ограничивающим свободу человека. В 8 главе Пушкин показал новый этап в духовном развитии Онегина. Встретив Татьяну в Петербурге, Онегин совершенно преобразился. В нем ничего не осталось от прежнего холодного и рассудочного человека, он превратился в пылкого влюбленного, ничего не замечающего, кроме объекта своей любви эти стал больше напоминать Ленского. Онегин впервые испытал настоящее чувство, но оно обернулось новой любовной драмой: теперь уже Татьяна не смогла ответить на его запоздалую любовь. Как и прежде, на первом плане в характеристике героя — соотношение между разумом и чувством.
Теперь разум побежден — Онегин любит. Он не достиг желанной цели, в нем по-прежнему нет гармонии между чувством и разумом. Могут ли непохожие люди стать друзьями? Что объединяет людей? Романтик и поэт Ленский кажется духовным и социальным антиподом Онегина. Автор, сообщая об их знакомстве, говорит: «Они сошлись. Возникла парадоксальная дружба «от делать нечего».
Не только крайности соединили героев — между ними немало общего. Они оба разобщены с дворянской средой, Онегин из-за разочарованности, Ленский — из-за мечтательности и романтизма. Ленский — поклонник Канта и Шиллера, он также ищет цель жизни. Однако самое главное сходство — это дисгармония в характере, которая присутствует у обоих. Конфликт разума и чувств Татьяна. Любовь для нее могла быть или величайшим блаженством, или величайшим бедствием жизни, без всякой примирительной середины. При счастии взаимности любовь такой женщины — ровное, светлое пламя; в противном случае — упорное пламя, которому сила воли, может быть, не позволит прорваться наружу, но которое тем разрушительнее и жгучее, чем больше оно сдавлено внутри.
Счастливая жена, Татьяна спокойно, но тем не менее страстно и глубоко любила бы своего мужа, вполне пожертвовала бы собою детям, но не по рассудку, а опять по страсти, и в этой жертве, в строгом выполнении своих обязанностей нашла бы свое величайшее наслаждение, свое верховное блаженство. И все без фраз, без рассуждений, с этим спокойствием, с этим внешним бесстрастием, с этою наружною холодностью, которые составляют достоинство и величие глубоких и сильных натур». Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви, ничто другое не говорило ее душе, ум ее спал…» «Для Татьяны не существовал настоящий Онегин, которого она не могла ни понимать, ни знать; следовательно, ей необходимо было придать ему какое-нибудь значение, напрокат взятое из книги, а не из жизни, потому что жизни Татьяна тоже не могла ни понимать, ни знать. Зачем было ей воображать себя Кларисой, Юлией, Дельфиной? Затем, что она и саму себя так же мало понимала и знала, как и Онегина». Татьяна была из таких существ». После дуэли, отъезда Онегина и посещения Татьяной комнаты Онегина «она поняла наконец, что есть для человека интересы, есть страдания и скорби, кроме интереса страданий и скорби любви… поняла, но только умом, головою, потому что есть идеи, которые надо пережить и душою и телом, чтоб понять их вполне, и которых нельзя изучить в книге.
И поэтому книжное знакомство с этим новым миром скорбей если и было для Татьяны откровением, это откровение произвело на нее тяжелое, безотрадное и бесплодное впечатление; оно испугало ее, ужаснуло и заставило смотреть на страсти, как на гибель жизни, убедило ее в необходимости покориться действительности, как она есть, и если жить жизнью сердца, то про себя, во глубине своей души, в тиши уединения, во мраке ночи, посвященной тоске и рыданиям. Посещения дома Онегина и чтение его книг приготовили Татьяну к перерождению из деревенской девушки в светскую даму, которое так удивило и поразило Онегина». Но я другому отдана, — именно отдана, а не отдалась! Вечная верность — кому и в чем? Эта верность таким отношениям, которые освещены любовью, иные в ее понимании безнравственны… Татьяна не может презирать общественное мнение, но может жертвовать им скромно, без фраз, без самохвальства, понимая всю великость своей жертвы, всю тягость проклятия, которое она берет на себя, повинуясь другому высшему закону — закону своей натуры, а ее натура — любовь и самопожертвование…» Татьяна верна не столько мужу или Онегину, а, прежде всего, всего своим принципам, своей натуре, своим представлениям о себе и своим принципам. Равнодушие Онегина. Для Онегина равнодушие оказалось ядом, который разрушал его на протяжении многих лет.
Его неспособность к сильным чувствам сыграла с ним злую шутку. Когда Татьяна призналась Евгению в любви, он оказался глух к ее порывам. На том этапе своей жизни он просто не мог поступить иначе. Чтобы развить в себе способность чувствовать, ему понадобились годы. К сожалению, судьба не предоставила ему второго шанса. Однако признание Татьяне можно считать важной победой, пробуждением Евгения. Отсутствие цели.
Отсутствие цели — бич человечества. Ведь именно в достижении цели человек постигает жизнь и самого себя, накапливает опыт, развивает душу. Многие герои литературных произведений служат этому подтверждением. Обычно от отсутствия цели страдает незрелый человек, который находится в самом начале своего жизненного пути. Например, Евгений Онегин, герой одноименного романа в стихах А. В начале произведения перед нами молодой человек, лишенный интереса к жизни. А главная проблема — это бесцельность его существования.
Он не может найти той вершины, к которой мог бы стремиться, хотя на протяжении романа пытается это сделать.
Автор изображает его великодушным мечтателем, гуманистом, жаждущим осчастливить все человечество, который приходит к осознанию собственного бессилия перед лицом мирового зла и в отчаянии решается «преступить» нравственный закон — убить из любви к человечеству, совершить зло ради добра. Однако нормальному человеку, коим, несомненно, является и герой романа, чуждо кровопролитие и убийство.
Чтобы понять это, Раскольникову потребовалось пройти через все круги нравственного ада и побывать на каторге. Лишь в финале романа мы видим, что герой осознает абсурдность своей безумной идеи и обретает душевное равновесие. В противовес сомневающемуся и мечущемуся Раскольникову Достоевский рисует в своем романе образ Свидригайлова, человека, не задумывающегося о средствах достижения своих целей.
Опускаясь в пропасть разврата, теряя веру, Свидригайлов заканчивает жизнь самоубийством, показывая тем самым тупиковость теории Раскольникова. Проблема смысла жизни 1. На протяжении всего жизненного пути Пьер Безухов без устали искал себя и истинный смысл жизни.
После мучительных испытаний он стал способным не только размышлять о смысле жизни, но и совершать конкретные поступки, требующие воли и решительности. В эпилоге романа Л. Толстого мы встречаем Пьера, увлекающегося идеями декабризма, протестующего против существовавшего общественного строя и борющегося за справедливую жизнь того самого народа, частью которого он ощущает себя сам.
В этом органичном соединении личного и народного и есть, по Толстому, и смысл жизни, и счастье. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско» показал судьбу человека, который служил ложным ценностям. Богатство было его богом, и этому богу он поклонялся.
Но когда американский миллионер умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо человека: он умер, так и не узнав, что такое жизнь. Роль книг в жизни человека 1. Книги были для Горького спасительным контрастом «свинцовым мерзостям», жестокости и несчастьям окружающей жизни.
В повести «В людях» повар Смурый говорит: « Читай книги — это самое лучшее! В романе Николая Островского «Как закалялась сталь» герой Павка Корчагин в ответ на удивлённый вопрос хирурга о том, откуда берётся мужество так стойко переносить невыносимую боль, отвечает: «Читайте «Овод», тогда поймёте». Часто книга помогает принять единственно верное решение, побуждает к подвигу.
Твардовского, повесть «Всем смертям назло! Достижение цели 1. Гончаров «Обломов» Хороший, добрый, талантливый человек Илья Обломов не сумел преодолеть себя, своей лени и распущенности, не раскрыл своих лучших черт.
Отсутствие высокой цели в жизни ведёт к нравственной смерти. Даже любовь не смогла спасти Обломова. В своем позднем романе «Острие бритвы» У.
Моэм рисует жизненный путь молодого американца Ларри, половину жизни проведшего за книгами, а другую - в путешествиях, труде, поиске и самосовершенствовании. Его образ ярко выделяется на фоне молодых людей его круга, тратящих свою жизнь и незаурядные способности впустую на исполнение мимолетных прихотей, на развлечения, на беззаботное существование в роскоши и праздности. Ларри выбрал свой путь и, не обращая внимания на непонимание и порицание близких людей, искал смысл жизни в лишениях, странствиях и скитаниях по всему миру.
Он целиком отдался духовному началу, чтобы достичь просветления разума, очищения духа, открыть смысл вселенной. Значимость труда 1. Жизненная драма героя одноименного романа в стихах, написанного величайшим русским поэтом А.
Пушкиным, Евгения Онегина, человека умного и незаурядного, вызвана именно тем, что «труд упорный ему был тошен». Выросший в праздности, он не научился самому главному терпеливо трудиться, добиваясь своей цели, жить ради другого человека. Его жизнь превратилось в безрадостное существование «без слез, без жизни, без любви».
В одном из выпусков журнала «Вокруг света» был описан такой случай. Колонисты Северной Америки сгоняли коренных жите- лей-индейцев в специальные поселения - резервации. Белые люди желали индейцам блага: они строили им жилища, обеспечивали их пищей, одеждой.
Но странное дело: индейцы, лишенные необходимости своим трудом добывать себе пищу, стали вымирать. Вероятно, труд, опасности, жизненные невзгоды нужны человеку так же, как воздух, свет и вода. Хамство 1.
Главный герой повести М. Булгакова "Собачье сердце", профессор Преображенский - потомственный интеллигент и выдающийся ученый-медик. Он мечтает превратить собаку в человека.
Так на свет появляется Шариков с сердцем бродячей собаки, мозгом человека с тремя судимостями и ярко выраженной страстью к алкоголю. В результате проведенной операции привязчивый, хотя и хитроватый Шарик превращается в хамоватого люмпена, способного на предательство. Шариков чувствует себя хозяином жизни, он нагл, чванлив, агрессивен.
Он быстро учится пить водку, хамить прислуге, превращать свое невежество в оружие против образованности. Жизнь профессора и обитателей его квартиры становится сущим адом. Шариков- образ хамского отношения к людям.
Возмущаясь чужим хамством, люди часто не замечают, что и сами порой ведут себя столь же возмутительно. Пожалуй, лучше всего это можно увидеть на примере отношения родителей к детям. Характер человека формируется в семье, а каким человеком мог стать Митрофанушка?
Он перенял у матери все пороки: крайнее невежество, грубость, жадность, жестокость, презрение окружающих, хамство. Не удивительно, ведь родители - всегда главный пример для подражания детям. А какой пример могла подать своему сыночку госпожа Простакова, если если она позволяла себе на его глазах хамить, грубить, унижать окружающих?
Конечно, она любила Митрофана, но в связи с этим сильно избаловала его. Искусство 1. Очевидцы свидетельствуют, что симфония дала людям новые силы для борьбы с врагом.
Новое произведение Шостаковича потрясло слушателей: многие из них плакали, не скрывая слез. Великая музыка сумела выразить то, что объединяло людей в то рудное время: веру в победу, жертвенность, безграничную любовь к своему городу и стране. Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также громкоговорителям городской сети.
Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Своим пением Наташа Ростова способна воздействовать на лучшее в человеке. Именно так она спасла от отчаяния своего брата Николая после того, как он проиграл большую сумму денег.
Человек и власть 1. История знает много неудачных попыток насильно сделать человека счастливым. Если у людей отнимается свобода, то рай превращается в темницу.
Любимец царя Александра 1 генерал Аракчеев, создавая в начале 19 века военные поселения, преследовал благие цели. Крестьянам запрещалось пить водку, в положенные часы им полагалось ходить в церковь, детей следовало отдавать в школы, их запрещалось наказывать.
Главный герой не имеет имени неслучайно: он представитель людей с определенными жизненными ценностями. Во главу угла господин из Сан-Франциско ставит статус и делает все, чтобы сначала достичь его, а затем совершать только те поступки, которые совершают равные ему люди: «Он работал не покладая рук, — китайцы, которых он выписывал к себе на работы целыми тысячами, хорошо знали, что это значит! Люди, к которым принадлежал он, имели обычай начинать наслаждение жизнью с поездки в Европу, в Индию, в Египет. Положил и он поступить так же.
Конечно, он хотел вознаградить за годы труда прежде всего себя; однако рад был и за жену с дочерью». Думал ли герой о рабочих, которых эксплуатировал?
Все аргументы для итогового сочинения ЕГЭ 1 декабря 2021 год
Примеры сочинений» Итоговое сочинение 2022-2023» Аргументы к итоговому сочинению 2021-2022 по всем направлениям. Пересдачи итогового сочинения / дополнительные дни итогового сочинения состоятся. Перечислим, какие аргументы для итогового сочинения засчитают проверяющие. Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) одобрил использование сюжетов фильмов, сериалов, аниме, манги и видеоигр в качестве аргумента в сочинении по русскому языку на Едином.
Без клише, но с Библией: учитель русского дала советы по написанию итогового сочинения
Обратитесь к кратким содержаниям, чтобы вспомнить прочитанные ранее произведения. Для этого заранее выберите один их трех разделов: он должен быть понятен и интересен. При выборе также важно опираться на свой читательский опыт. Не забудьте также написать одно-два сочинения на тему из другого раздела. Желательно, чтобы ваши работы проверил учитель или репетитор и скорректировал недочеты, если они есть», — добавила Екатерина Краснова. Частые ошибки Подмена темы Это одна из самых частых ошибок, которую совершают ученики. Задают вопрос, почему предательство обычно ищет для себя оправданий, а мы говорим, что предателем быть плохо», — пояснила Татьяна Воронцова.
Из-за такой невнимательности ученик может потерять «плюс» за логику или вовсе получить незачет. Выбор темы ради примера Хороший литературный пример действительно важен, но только как доказательство, которое позволит подкрепить описанную позицию. Пересказ вместо анализа Итоговое сочинение — это рассуждение, анализ, а не отзыв о прочитанном. Поэтому высказывать свое отношение к герою или его поступку здесь неуместно, отметила Екатерина Краснова. Не указали автора или название книги? Если вдобавок к этому вы не анализируете текст, а ограничиваетесь общими высказываниями, аргумент не засчитают.
У вас повторы? Вычеркните их или замените синонимами. Сомневаетесь насчет пунктуации? Упростите предложение Татьяна Воронцоварепетитор по русскому языку и литературе Не стоит торопиться, пытаясь сдать сочинение раньше остальных. А если есть сомнения в том, как писать какое-то слово, можно воспользоваться орфографическим словарем, который будет доступен во время экзамена.
Одна из центральных проблем романа — истинный и ложный патриотизм. Любимые герои Толстого не говорят высоких слов о любви к родине, они во имя её совершают поступки: Наташа Ростова, не раздумывая, уговаривает мать отдать подводы раненым под Бородино, Князь Андрей Болконский получает смертельное ранения на Бородинском поле. Но подлинный патриотизм, по мнению Толстого, в простых русских людях, солдатах, которые без рисовки, без высоких фраз выполняют свой долг, в минуту смертельной опасности отдавая жизнь за Родину. Если в других странах Наполеон сражался против армий, то в России ему противостоял весь народ. Люди разных сословий, разных званий, разных национальностей сплотились в борьбе против общего врага, а с такой могучей силой никто не может сладить. Толстой даже пишет, что под Бородиным французская армия потерпела нравственное поражение - наше войско выиграло это сражение благодаря духу и патриотизму. Темой любви к родине пронизано творчество С. Есенина, и все мы помним строки его стихотворения: Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю! Для лирического героя Есенина очевидно: родина - самое важное, что есть у человека. Историческая память 1. Из отдельных стихотворений, написанных А. Ахматовой в разное время, «соткан» «Реквием» - поэма-памятник жертвам сталинских репрессий и тем, кто стоял у «красной тюремной стены» в огромной очереди, чтобы узнать о судьбе близких людей, оказавшихся в застенках. Анна Ахматова говорит, что без исторической памяти человек гармонично жить не может. Эта память определяет его любовь к прошлому. Эта память воспитывает благородное чувство заботы об окружающем мире и о корнях родства с ним, без которых не может быть счастья и радости для человека. Русский язык 1. Тургенев «Стихотворения в прозе». В стихотворении «Русский язык» писатель называет русский язык «поддержкой и опорой», необходимой человеку в трудные минуты. Он наделяет язык такими эпитетами, как великий, могучи "Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! В книге «Письма о добром и прекрасном» Д. Лихачев говорит о необходимости бережного отношения к родному языку, так как по-настоящему сильный и здоровый человек не будет употреблять жаргонных слов. Героизм 1. Шолохов в произведении «Судьба человека» повествует читателю трагическую историю Андрея Соколова. Главный ге Так дружеская встреча оборачивается встречей двух неравных чинов. Главный герой перенес тяжелейшие испытания, потерял родных, но отчаянно воевал за спасение своей Родины и всего человечества от фашизма. Андрей Соколов сумел справиться с обрушившейся лавиной несчастья, он нашел в себе силы совершить не только физический подвиг, сражаясь за Родину, но и духовный подвиг, усыновив мальчика. Настоящий подвиг героя заключается в том, чтоо н под натиском вражеской силы не сломился, остался настоящим человеком. Всем известно бессмертное произведение Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». В основе драматической истории — реальные факты биографии летчика- истребителя Алексея Мересьева. Сбитый в бою над оккупированной территорией, он три недели пробирался по застепененным лесам, пока не попал к партизанам. Потеряв обе ноги, герой впоследствии проявляет удивительную силу характера и пополняет счет воздушных побед над врагом. Проблема отцов и детей 1. Роман русского писателя И. Тургенева «Отцы и дети». Конфликт поколений мы видим во взаимоотношениях Базарова с его родителями. У главного героя очень противоречивые чувства по отношению к ним: с одной стороны, он признается, что любит родителей, с другой - презирает «глупую жизнь отцов». От родителей Базарова отдаляют прежде всего его убеждения. Если у Аркадия Кирсанова мы видим наносное презрение к старшему поколению, вызванное скорее желанием подражать другу, а не идущее изнутри, то у Базарова все иначе. Такова его жизненная позиция. При всем этом мы видим, что именно родителям их сын Евгений был по настоящему дорог. Старички Базаровы очень любят Евгения, и эта любовь смягчает их взаимоотношения с сыном, отсутствие взаимопонимания. Она сильнее других чувств и живет даже тогда, когда главный герой умирает. Несмотря на то, что госпожа Простакова - грубая, алчная помещица, она любит своего единственного сына Митрофана и готова ради него на все. Но сын отворачивается от неё в самую трагическую минуту. Этот пример показывает нам, что родители стараются все делать на благо детям. Но дети, к сожалению, не всегда это могут оценить и понять. Самопожертвование 1. В рассказе русского писателя, прозаика и драматурга Максима Горького «Старуха Изергиль» поражает образ Данко. Это романтический герой, пожертвовавший собой ради людей. Данко был "лучшим из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня". Он повел людей через лес с призывами победить тьму. Но слабые люди во время пути стали падать духом и умирать. Тогда они обвинили Данко в том, что он неумело управлял ими. Он преодолел негодование и во имя своей великой любви к людям разорвал грудь, достал свое горящее сердце и побежал вперед, держа его как факел. Люди побежали за ним и преодолели трудную дорогу. И тут же они забыли своего героя. А Данко умер. Самопожертвование, сострадание, чуткость и милосердие - проблема неоднозначная. Это хорошо видно в произведении великого русского драматурга Ф. Достоевского "Преступление и наказание". Две его героини, Сонечка Мармеладова и Дуня Раскольникова, жертвуют собой во имя дорогих им людей. Первая продает собственное тело, зарабатывая таким образом на хлеб своей семье. Девушка жестоко страдает, стыдится себя и своей жизни, но отказывает себе в даже в самоубийстве, потому что понимает, что без нее родные пропадут. И семья с благодарностью принимает ее жертву, практически боготворит Соню, ее самопожертвование идет во благо. Вторая собирается жениться на низком, подлом, но богатом человеке, чтобы помочь нищенствующему брату Родиону, не поинтересовавшись при этом, нужна ли ему такая жертва. В итоге Раскольникова это только раздражает, он злится на сестру, не желает ей такой судьбы, и это становится для него последним толчком к совершению преступления. Сострадание 1. В рассказе «Матрёнин двор» русского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе А. Солженицына поражает образ крестьянки Матрёны, её человечность, бескорыстие, сострадание и любовь ко всем, даже к незнакомцам. Матрёна «помогала чужим людям бесплатно», а сама «за обзаводом не гналась»: не заводила «добра», не старалась заполучить квартиранта.
В ходе беседы с Чичиковым героиня интересовалась только своими владениями и получением прибыли. Помещицу совершенно не беспокоил внешний мир, поэтому во многих серьезных вопросах она являлась «дубинноголовой». После предложения сделки Чичиковым, Коробочка всерьез решила, что мертвые души нынче ходовой товар, поэтому так боялась продешевить с ценой на них. Женщину интересовало лишь накопление материальных ценностей, и это привело героиню к деградации и невежеству. Размышления об ошибках и их исправлении Что мы понимаем под самосовершенствованием? Что мы понимаем под самосовершенствованием? Для каждого этот процесс выглядит по-своему. Например, для героя романа изначально самосовершенствование заключалось в достижении превосходства над другими. По пути к своей цели Родион убил старуху-процентщицу. После этой расправы Раскольников заболел, он страдал, и его грызли муки совести. Герой осознал, что совершил ужасную ошибку. Свой новый идеал парень нашел в православной вере. Он приступил к самосовершенствованию через искупление греха, любовь к ближнему. Родион начал изучать Библию. Можно отметить, что совершенствовался Раскольников путем удовлетворения собственных духовных нужд. Свобода и её ограничения Ларра не связан никакими нравственными ограничениями, поэтому он убивает девушку лишь за то, что она ему отказала. Сын орла и земной женщины не видит своей вины. Он считает, что может делать все, на что способна его сила. Но соплеменники не разделили его взглядов на мир. Они изгнали Ларру. Бог покарал его сильнее: он дал юноше бессмертие, чтобы тот понял, как тяжело находиться в изоляции. Через какое-то время Ларра и сам захотел смерти, потому что осознал тяжесть одиночества. К этому трагическому финалу его привела неограниченная свобода. Он делал все, что хотел, не спрашивая мнения других, поэтому остался один и разочаровался в себе. Аргументы «Семья, общество, Отечество в жизни человека» Больше аргументов и тем по разделу «Отцы и дети», автор И. Размышления о споре поколений Ярким примером конфликта старого и нового поколения может служить роман И. Тургенева "Отцы и дети". Главный герой Базаров отрицает убеждения братьев Кирсановых, олицетворяющих в романе образ старого дворянского общества. Его презрение к истории "отцов" поражает, нигилистические взгляды полностью противоречат всем нравственным убеждениям старшего поколения. Он отрицает даже такое фундаментальное понятие, как любовь. За такое пренебрежение Тургенев сам наказывает своего героя: смерть нахального и амбициозного Базарова нелепа и разрушительна для всех его идей, ведь на смертном одре он признает поражение своих убеждений, признаваясь в любви Одинцовой. На его примере мы видим, что новое может быть прекрасным, но быть сторонником новых идей не значит «растоптать» старые. Размышления о влиянии среды на человека В русской классической литературе есть герой, которому удалось сохранить себя, несмотря на общественное давление.
Учащимся с ограниченными возможностями здоровья что должно быть подтверждено при регистрации соответствующими документами разрешается писать не сочинение, а итоговое изложение объёмом не менее 150 слов; при этом время выполнения работы увеличивается на полтора часа. Как и в предыдущие годы, в этот раз ученики будут писать сочинение следующим образом: Темы итогового сочинения на выбор объявляются за 15 минут до начала выполнения задания. Инструктаж и заполнение бланков под руководством учителя, а также ознакомление с темами сочинения не входят в то время, которое отводится на выполнение работы. Во время написания работы нельзя пользоваться оригиналами литературных произведений или средствами связи. Время начала и окончания испытания должно быть записано на доске. Для опоздавших участников повторный инструктаж не проводится, но учитель помогает им заполнить регистрационные поля бланков сочинения. Сдают работу опоздавшие ученики в одно время с остальными участниками. Черновики, орфографический словарь и дополнительные бланки можно попросить у дежурного учителя; с собой на сочинение ученики приносят только чёрную гелевую ручку и паспорт. Темы итогового сочинения должны быть записаны на доске или выданы каждому участнику в печатном виде. За полчаса и за пять минут до окончания выполнения работы учитель предупреждает об этом учащихся. Это единственные правила, за невыполнение которых ученик сразу получает «незачёт»: такая работа даже не проверяется по основным критериям оценивания. Казалось бы, посчитать количество слов в сочинении проще простого, но и тут можно допустить промах: во-первых, фразы с числительными, написанными цифрами например, «12 лет» считаются, как одно слово. Если написать числительное словом, оно будет зачтено отдельно то есть фраза «двенадцать лет» — это два слова ; во-вторых, фамилии писателей или литературных персонажей, написанные с инициалами, считаются одним словом; если написать имя, отчество и фамилию полностью — эксперты засчитают три слова. Второе требование к итоговому сочинению — самостоятельность. Работа не должна быть списана с интернета или у другого учащегося, даже если ученика не поймали со шпаргалкой, а он воспроизвёл чужую работу по памяти. При этом разрешается использовать прямые или косвенные цитаты, однако с обязательным указанием источника. Общий объём цитат в сочинении должен составлять не более половины текста. Что нового в итоговом сочинении 2022—2023? В августе этого года на сайте Минпросвещения РФ была опубликована новость о том, что впервые за все годы проведения итогового сочинения изменён порядок формирования комплектов тем. Ранее в начале каждого учебного года одиннадцатиклассникам становились известны названия пяти тематических блоков например, «Разговор с собой» или «Преступление и наказание — вечная тема». На самом испытании учащиеся могли выбрать одну из пяти тем, соответствующих этим направлениям итогового сочинения. Это существенно облегчало подготовку к сочинению, ведь названия блоков были достаточно конкретными и позволяли каждому ученику заранее подготовить литературные аргументы по подходящим произведениям. С этого года открытые тематические направления публиковать перестали, заменив их тремя довольно общими разделами. Ученикам предстоит выбрать одну тему из шести: из каждого раздела будет взято по две темы. Все темы берутся из закрытого банка Федерального института педагогических измерений , сформированного в прошлые годы — всего их около полутора тысяч. В последующие годы банк тем будет пополняться. Эксперты оценивают каждую работу по пяти основным критериям: Соответствие теме — ученик должен ответить на вопрос или высказать своё мнение о теме сочинения. Литературный аргумент — свою точку зрения требуется подкрепить хотя бы одним примером из литературного произведения. Преподаватели рекомендуют использовать два литературных аргумента: в случае, если один из них засчитан не будет например, ученик не укажет имя автора или название произведения , наличие ещё одного подходящего аргумента — страховка от «незачёта» по этому критерию и за сочинение в целом. Композиция и логика рассуждения — этот критерий подразумевает, что в сочинении присутствует деление на абзацы; учащийся рассуждает и приводит доказательства своего тезиса в рамках заданной темы и обязательно в конце делает вывод. Качество письменной речи — получить «минус» за несоответствие работы этому критерию можно лишь в том случае, если многочисленные речевые ошибки препятствуют восприятию текста.
Аргументы для итогового сочинения
Гелприн «Свеча горела», А. Что вы вкладываете в понятие «женственность»? Можно ли прожить жизнь, не совершая ошибок? Когда человек становится личностью? Как вы понимаете выражение «жить в гармонии с природой»? От чего вы бы хотели предостеречь своих далёких потомков?
Идеальная семейная пара: как Вы её себе представляете? Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути? Что мешает взаимопониманию «отцов» и «детей»? Почему природа — вечный источник вдохновения для писателей? Нужны ли нравственные ограничения для научного исследования?
В чём проявляется любовь к жизни? Почему важно хранить верность семейным традициям? Что должно оставаться неизменным в любое время?
На работу выделяется 235 минут. Предлагаемый объем работы — не менее 200 слов, а лучше 350. Параметры выставления оценки К оцениванию по стандартам составления принимаются работы, отвечающие этим параметрам: Объём написания не менее 150 слов; Уникальность содержания. Представляем пять параметров выставления отметки: Соответствие теме; Обоснованность при помощи литературного материала ; Структура и логика размышлений; Характер языка письма; Грамотность. Учитывайте, что первый и второй параметры — основополагающие! То есть, получение «зачёта» по этим двум критериям автоматически предоставляет «зачёт» за итоговое сочинение.
Паралогизмы при рассмотрении этого параметра во внимание не принимаются.
От совести пьяница поспешил избавиться. После небольшого путешествия по людям разных чинов и званий совесть, наконец, обрела дом в сердце ребёнка. Теперь она растёт вместе с малышом, помогает ему принимать решения и жить честно. Таким образом, совесть — важная составляющая человеческой натуры и человеческой жизни. Без нее мир погружается во тьму коварства, насилия, лжи и бесчестия. Поэтому совесть нужно воспитывать с детства, ведь никто из нас не хочет жить в таком мире. В литературе этого персонажа называют «лишним человеком». Жизнь ему опостылела. Любое занятие кажется ему скучным и не может занять героя надолго.
В своём внутреннем монологе Печорин признаётся, что ощущает себя «топором в руках судьбы», который приносит окружающим людям только боль, печаль и разочарование. Один из ярких эпизод — история с Бэлой. Эгоистичные желания и поступки Печорина губят бедную девушку. Читателю сначала кажется, что Григорий Александрович остаётся равнодушен и холоден даже после смерти Бэлы. Он не пустил ни одной слезы. Более того, он рассмеялся. Но это был вовсе не злорадный смех и не смех веселья или довольства. За этим смехом кроются страх и боль. Так странно герой реагирует на утрату и пережитый стресс. Впоследствии Печорин всё лучше раскрывается перед читателем.
Тогда становится понятно, что Григорий Александрович не полностью утратил совесть. Всё происходящее приносит страдание не только другим людям, но и самому герою. Он глубоко несчастен, но у него не хватает духовных сил справиться со своей скукой и равнодушным отношением к жизни. Однако если мы восстановим правильную хронологию романа, то поймем, что Григорий не выдержал чувства вины и отправился на войну в Персию — погибать. Потому он и отдал свой дневник, дав понять читателю, что его жизнь кончена. Смерть Бэлы терзала его, не давала покоя, поэтому он решился на такой отчаянный шаг. Порой совесть может слишком сильно угнетать человека и вредить ему. Обращаясь к теме совести, стоит обратить внимание на повесть Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза». В особенности на то, как Эраст — юноша-дворянин — реагирует на самоубийство крестьянской девушки Лизы. Ведь она бросилась в воду и утопилась из-за предательства Эраста.
Между молодыми людьми вспыхнул роман, они сблизились, и Эраст даже обещал жениться на девушке. Но вскоре юноша сообщил, что его призывают на службу в армию. Там он промотал все деньги, а потом женился на старой богатой женщине, ведь не мог представить себе жизни без роскоши. Да и чувства к Лизе остыли. Когда обман раскрылся, героиня впала в отчаяние и убила себя. Однако Эраст не был злодеем — он был безвольным, слабым, эгоистичным, но не жестоким. Но он не желал причинить боль и вред. У него не было силы, зато была совесть. Так что до конца собственной жизни он почитал себя убийцей, глубоко раскаивался в своём поступке и так и остался несчастен. Совестливый человек никогда не простит себе проступка или ошибки, всегда постарается исправиться и выйти на верный путь.
Это доказывает пример из «Гранатового браслета». Вера Шеина была замужней женщиной, но с юности имела одного анонимного ухажера, который писал ей письма и даже присылал подарки. В ее семье к этому относились нормально, ведь женщина не давала поводов для подозрений, а ее поклонник не навязывал своего присутствия. Но однажды она получила в подарок на именины браслет от незнакомца. Ее брата, гордого и надменного военного, очень разозлило данное обстоятельство. Он вынудил мужа Веры вмешаться и найти загадочного дарителя. Им оказался телеграфист Желтков. Мужчины заставили его отказаться от написания анонимных посланий Вере. Не видя смысла в жизни без любви, герой совершил суицид. Героиня узнала об этом и винила себя в смерти Желткова.
Конечно, более черствый человек не придрался бы к себе из-за гибели какого-то незнакомца, ведь не она к нему ходила, а ее брат и муж. Но чувство вины не оставляло Веру, несмотря на все доводы рассудка. Только прощальное письмо Желткова и звуки сонаты Бетховена немного успокоили ее, но, без сомнения, голос совести еще не раз напомнит ей о Георгии и его судьбе. Человек без совести порой совершает ошибку, которую уже невозможно исправить. Именно в этом состоит опасность, который подвергается каждый из нас, кто не чувствует свою вину. Это доказывает пример из произведения «Станционный смотритель». Главная героиня убежала из отцовского дома вместе с гусаром. Отец очень любил ее, никогда не обижал, но не мог обеспечить богатства и процветания дочери. Поэтому Дуня выбрала обеспеченную жизнь в столице, не посоветовавшись с родителем. Самсон Вырин долго искал беглянку, хотел спасти ее от разврата и беды, ведь не знал намерений Минского.
Однако при встрече дочь упала в обморок от страха, и офицер выгнал Вырина вон. От горя герой запил и умер в одиночестве. Дочь даже не писала ему. Но спустя несколько лет после смерти смотрителя богато одетая дама с детьми приехала на его могилу и горько плакала. Дуня заглушила голос совести богатством и роскошью, а потому сделала ужасную ошибку, бросив отца. Когда она сама стала матерью и поняла горе Самсона, она раскаялась, но было уже слишком поздно: отец умер. Вот почему нам так необходима совесть: она помогает вовремя одуматься и принять правильное решение. Конфликт совести и предрассудков М. Булгаков, «Мастер и Маргарита». При появлении Иешуа у Понтия Пилата начинают проявляться чувства симпатии к человеку, который ни в чем не виновен.
Герой мечется между своими представлениями о долге перед Кесарем и тем, что принято называть «совесть». Он сострадает несчастному пророку, понимая, что тот — лишь жертва обстоятельств и глупой толпы, которая перевирает его слова. У него в голове возникла мысль отменить казнь и предстоящие муки. Но его статус не дает ему пойти на достойный поступок — помочь Иешуа. Когда первосвященник отпускает вора и убийцу взамен несчастного философа, прокуратор не вмешивается, потому что боится гнева «ненавидимого города», подстрекаемого священнослужителями. Его трусость и предрассудки против веры Иешуа пересилили его чувство справедливости. Лермонтов, «Герой нашего времени». Главный герой, Печорин, украл из селения очаровательную дикарку Бэлу.
Сразу оговорюсь: никого не собираюсь унижать. К учителям, то есть моим коллегам, отношусь с уважением и пониманием. Изложенная здесь информация достоверна и взята с сайта ФИПИ. Плюс мой шестилетний опыт итоговое сочинение появилось в 2014 году подтверждает эту информацию. Миф 1 Это сочинение по литературе. Нет, это сочинение «носит надпредметный характер, но при этом оно литературоцентрично» цитата с сайта ФИПИ. Я называю эту экзаменационную работу сочинением на свободную тему с литературными аргументами. Сочинение по литературе выглядит по-другому. Думаю, филологи должны об этом знать. Миф 2 В сочинении должно быть два аргумента, не более и не менее. Нет, это не так.
Банк аргументов для сочинения ЕГЭ
Так разумным же будь, не вгоняй в гроб маменьку». В конце романа Егор погибает от рук тех, кто не понимает красоту природы, кто привык только покорять ее. Но подрастает сын Полушкина, Колька, который, будем надеяться, сможет заменить своего отца. Станет любить и уважать родную землю, беречь ее. Рассуждения о науке, о значении научных открытий К сожалению, не все люди в полной мере понимают значение науки в жизни человека. Проблема невежества — одна из главных в произведении Фонвизина «Недоросль». Главный герой Митрофанушка был очень избалованным ребёнком. Мать Митрофана заботилась только о том, чтобы её ребёнок был здоровым и сытым. Простакова считала, что такие понятия, как воспитание и образование, абсолютно не важны в жизни. Героиня нанимала педагогов, однако их цель заключалась лишь в получении прибыли. Учителя не желали качественно выполнять свою работу, да и сама госпожа потворствовала лени своего сына.
Простакова не развивала наследника, ему были чужды моральные ценности. Лишённый знаний и умений, Митрофанушка оказался совершенно не приспособленным к жизни. Фонвизин продемонстрировал негативное влияние невежества на формирование человека. Автор напоминает нам, что лишь тот человек, который постоянно стремится к новым знаниям, может реализовать себя в обществе. Рассуждения об искусстве В повести «Портрет» Н. Гоголь рассказывает о двух художниках, один из которых трудился над картинами вдохновленно, бескорыстно, оттачивая и совершенствуя свой талант, второй же растратил данный ему дар, превратив в источник дохода. Такая проблема выбора встает перед каждой творческой личностью на пути ее становления. Но, как известно, истинные шедевры искусства живут и прославляют их авторов в веках, а созданные ради обогащения приносят лишь материальные блага. Рассуждения об искусстве Пьеса А. Пушкина «Моцарт и Сальери» повествует о двух композиторах, взгляды которых на создание музыки кардинально расходились.
Молодой Моцарт талантлив, и у него получается творить где угодно и когда угодно, главное — вдохновение. Старый Сальери уверен, что искусство подобно ремеслу, и только упорным трудом можно добиться хорошего результата. Он завидует гениальному Моцарту и отравляет его, но тайну великого таланта все равно не узнает, ведь дар дается человеку свыше. Он забирает талантливого мальчика к себе в ученики, обеспечив ему блестящее будущее. Куприн своим произведением «Тапер» доказывает, что истинный дар музыканта нельзя спутать с механической игрой по нотам. Юрий Азагаров не был бесчувственным тапером, а исполнял мелодии вдохновленно, за что и получил достойное вознаграждение. Аргументы для духовно-нравственные ориентиры в жизни человека 1. Достоевский «Преступление и наказание» «Тварь я дрожащая или право имею? Достоевского «Преступление и наказание». Он задумывается о том, можно ли совершить убийство ради тысячи добрых дел.
Персонаж считает, что все люди делятся на две категории: первые — сильные и властные личности имеют право вершить человеческие судьбы, а вторые — слабые — вынуждены подчиняться воле тиранов. Раскольников решает проверить антигуманную теорию на практике, но в конечном счёте разочаровывается в самом себе. На каторге герой видит сон о микроскопических существах — трихинах, которые вселялись в тела людей и делали их сумасшедшими. Заражённые считали себя носителями истины, и этот подчёркнутый эгоизм, гордыня, твёрдая уверенность в собственном всемогуществе привели к росту страшных преступлений. Сновидение доказывает Раскольникову несостоятельность его теории. Достоевский подчёркивает, что никто не может посягать на жизнь другого человека и отнимать его естественное право. Лермонтов «Герой нашего времени» Главный герой романа М. Лермонтова Печорин неслучайно относится к литературному типу «лишний человек». Он подвергает каждый свой поступок строгой критике и, по словам В. Белинского, «судит себя самым страшным судом».
Например, в повести «Тамань» герой сознательно рискует собственной жизнью, соглашаясь на свидание с ундиной. В дневнике Печорин отмечает, что не умеет плавать, и всё-таки садится в лодку с девушкой-контрабандисткой. Этот эпизод доказывает, что лермонтовский персонаж почти не дорожит жизнью, а единственное чувство, во власти которого он постоянно оказывается, — это любопытство. В постоянных поисках смысла Печорин подчиняется первому порыву, но достаточно быстро теряет интерес к людям. Он чувствует себя глубоко несчастным человеком, потому что не знает, «для какой цели родился» и зачем живёт, если всё равно всегда оказывается «топором в руках судьбы». Островский «Гроза» Главная героиня драмы А. Островского Катерина — глубоко верующий человек. Она делится с Варварой сокровенными мыслями о тяжёлой семейной жизни, противопоставляя ей милую сердцу юность. Тогда Катерина была нравственно чистой девушкой, которая с благоговением думала о Боге и видела ангелов во время молитвы. Ей снились «золотые храмы», «необыкновенные сады», прекрасные песни, а временами казалось, что она может подняться в воздух и улететь.
После замужества жизнь Катерины кардинально изменилась: «Да здесь всё как будто из-под неволи! Желание обрести личное счастье толкает Катерину на измену, но это оказывается невозможным, и девушка решается на самоубийство. Мы видим, как религиозный человек, задавленный средой, идёт против Бога и совершает грех, не выдерживая внутреннего разлада и угрызений совести. Толстой «Война и мир» В романе-эпопее «Война и мир» поднимается проблема духовного поиска, и каждый любимый персонаж Л. Толстого решает её по-своему. Так, например, Наташа Ростова проходит большой и тернистый путь, совершает ошибки и благодаря этому получает бесценные нравственные уроки. Она с честью выдерживает жизненные испытания и становится толстовским идеалом жены и матери. На протяжении всего произведения писатель подчёркивает близость Наташи к русскому народу. Толстой восхищается героиней, когда она вкладывает всю душу в народный танец, будучи «графинечкой, воспитанной эмигранткой-француженкой». Наташа Ростова обладает необыкновенным обаянием, которое никого не оставляет равнодушным.
Даже несимпатичный автору Анатоль Курагин поддаётся её очарованию, и в этот момент Наташа впервые оступается, идёт на поводу у внезапно нахлынувших чувств. Но после этого случая героиня меняется, и князь Андрей перед смертью прощает её. В эпилоге Л. Толстой пишет, что Наташа Ростова всецело отдаёт себя семье и совсем не интересуется светским обществом. Забота о муже и здоровье своих детей становится для неё смыслом жизни. Таким образом, мы видим эволюцию человека, который постепенно обретает желанное счастье.
Есть бойцы и есть командиры, понятно? Война идет, и покуда она не кончится, все в среднем роде ходить будем... И правда, девушки проходят целый путь перерождения, оказавшись на войне. Однако верно говорят, что у войны не женское лицо. Галя Четвертак — романтическая натура — не может побороть свою трусость. Только автор не укоряет ее за это, так как для девушки враждебность противоестественна. Но и женщины проявляют себя настоящими бойцами. Васкова удивляет усидчивость Лизы Бричкиной, которая примечает в лесу все, вплоть до маленьких росинок. Девушки даже способны совершать отважные подвиги: Соня Гурвич, получив удар ножом в грудь, вскрикивает, за что получает смертельный удар. Так Соня успевает предупредить остальных девушек и Васкова о вражеском присутствии. Смерть Жени Комельковой, девятнадцатилетней девушки, можно назвать героической: «... Война убивает всех героинь повести — убивает красоту, гармонию, естественность, ребячливость. Проблема исторической памяти, памяти о войне раскрывается в эпилоге — маленьком фрагменте текста повести. Эпилог переносит нас на несколько десятилетий вперед. Лес, в котором погибли бойцы, соседствует, видимо, с базой отдыха, куда люди теперь приезжают порыбачить.
Ответ: При проведении сочинения участникам сочинения запрещается пользоваться текстами литературных материалов художественных произведений, дневников, мемуаров, публицистики. Разрешается пользоваться орфографическими словарями, выданными Комиссией по проведению итогового сочинения. Вопрос: На скольких произведениях нужно строить рассуждение? Ответ: В критерии 2 указано: «достаточно опоры на один текст». Вместе с тем участнику следует учитывать и требования вуза, в который он планирует подавать свое сочинение как индивидуальное достижение. Вуз вправе разрабатывать свои критерии оценивания сочинений, в которых указывается на необходимость привести два и более литературных аргумента. Вуз также может требовать привлечения не только литературного аргумента, но и опоры на произведения других видов искусства или на исторические факты. Таким образом, в сочинении, кроме литературного аргумента, могут быть аргументы, связанные с театром, кино, живописью, историческими документами при проверке такие аргументы рассматриваются как органичная часть сочинения. Вопрос: Что собой представляют темы итогового сочинения? Ответ: Темы создаются в рамках открытых направлений, которые разрабатывает Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах. При составлении тем сочинений не используются узко заданные формулировки и осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и точность постановки проблемы. Образцы тем под открытые направления не предлагаются. Вопрос: Итоговое сочинение — это сочинение по литературе? Ответ: Итоговое сочинение носит надпредметный характер.
Всем членам семьи Ростовых свойственны живость и непосредственность именины Наташи, поведение Николая на войне, святки. Переломным моментом в жизни семьи становится отъезд из Москвы, решение отдать подводы, предназначенные для вывоза имущества, под раненых, что означает фактическое разорение. Старик Ростов умирает с чувством вины за разорение детей, но с чувством выполненного патриотического долга. Члены семьи связаны только внешними отношениями. У князя Василия нет отеческого чувства к детям, все Курагины разобщены. И в самостоятельной жизни дети князя Василия обречены на одиночество: у Элен и Пьера нет семьи, несмотря на официальный брак; Анатоль, будучи женатым на польке, вступает в новые связи, ищет богатую жену. Курагины органично вписываются в общество завсегдатаев салона Шерер с его фальшью, искусственностью, лжепатриотизмом, интригами. Подлинное лицо князя Василия проявляется в период «дележа» наследства Кирилы Безухова, от которого он ни при каких обстоятельствах не намерен отказаться. Он фактически продает свою дочь, выдавая ее за Пьера. Животное, безнравственное начало, заложенное в Анатоле Курагине, особенно ярко проявляется, когда отец привозит его в дом Болконских, чтобы сосватать за него княжну Марью эпизод с мадемуазель Бурьен. Анатоль на редкость ординарен и неумен, что, впрочем, не заставляет его отказываться от своих претензий. Чем выше стоит человек на ступенях общественной лестницы, тем очевиднее предопределенность и неизбежность в его судьбе. Толстой приходит к выводу, что «царь есть раб истории». Современник Толстого историк Богданович прежде всего указывал на определяющую роль Александра Первого в победе над Наполеоном, а роль народа и Кутузова вообще сбрасывал со счета. Толстой же ставил своей задачей развенчать роль царей и показать роль народных масс и народного полководца Кутузова. Писателем отражены в романе моменты бездействия Кутузова. Это объясняется тем, что и Кутузов не может по своей воле распоряжаться историческими событиями. Зато ему дано осознать действительный ход событий, в осуществлении которых он участвует. Кутузов не может понять всемирно-исторического смысла войны 12-го года, но он осознает значение этого события для своего народа, то есть он может быть сознательным проводником хода истории. Кутузов сам близок народу, он чувствует дух войска и может управлять этой великой силой главная задача Кутузова во время Бородинского сражения — поднять дух армии. Наполеон лишен понимания происходящих событий, он — пешка в руках истории. Образ Наполеона олицетворяет собой крайний индивидуализм и эгоизм. Себялюбец Наполеон действует, как слепец. Он не великий человек, он не может определить нравственный смысл события вследствие собственной ограниченности. С самого начала повествования все помыслы Анны Михайловны и ее сына устремлены к одной дели — устроению своего материального благополучия. Анна Михайловна ради этого не гнушается ни унизительным попрошайничеством, ни применением грубой силы сцена с мозаиковым портфелем , ни интригами и проч. Поначалу Борис пытается сопротивляться воле матери, но со временем понимает, что законы общества, в котором они живут, подчиняются только одному правилу — прав тот, у кого власть и деньги. Борис принимается «делать карьеру». Его не увлекает служба Отечеству, он предпочитает службу в тех местах, где можно с минимальной отдачей быстро продвинуться по служебной лестнице. Для него не существует ни искренних чувств отказ от Наташи , ни искренней дружбы холодность к Ростовым, которые много для него сделали. Даже женитьбу он подчиняет этой цели описание его «меланхолической службы» у Жюли Карагиной, признание ей в любви сквозь отвращение и т. В войне 12-го года Борис видит только придворные и штабные интриги и озабочен лишь тем, как обратить это себе на пользу. Жюли и Борис вполне устраивают друг друга: Жюли льстит наличие красивого, сделавшего блестящую карьеру мужа; Борису же нужны ее деньги. Проблема ценностей В сценах частной жизни и в исторических сценах, расположенных в разных частях романа, обнаруживается общий смысл. Так, кардинальная для Толстого мысль об истинных и ложных жизненных ценностях равно открывается Николаю Ростову после огромного карточного проигрыша, князю Андрею, лежащему после ранения на Праценской горе, Пьеру, наблюдающему за солдатами, идущими к Бородину перед сражением. Общность ситуации в том, что во всех трех случаях происходит решительный сдвиг — жизнь нарушает свое обычное течение перед лицом смерти Николаю невозможность заплатить «долг чести» грозит самоубийством, князь Андрей смертельно ранен и истекает кровью, Пьер думает о том, что эти веселые люди завтра, возможно, погибнут , — и тогда обычные и не вызывающие сомнений ценности, для каждого свои офицерская честь, слава, удобство и комфорт , обнаруживают свою ложность и в силу вступает настоящее и всеобщее в жизни — сила молодости и искусства, открывшаяся Николаю в пении Наташи, истина высокого неба, как будто впервые увиденного князем Андреем, спокойная уверенность в необходимости общего дела, которую почувствовал в солдатах Пьер. Проблема измены, моральных принципов Элен Курагина в романе представлена как человек с отсутствием моральных принципов, потому и понятие верности ей чуждо. В жизни она руководствуется только выгодой, чувства других людей для нее ничего не значат. Выходя замуж за Пьера, она не осознавала, что может причинить ему боль, и думала только о материальной выгоде. Элен не любила Пьера и не хотела от него детей. Поэтому брак был обречен на гибель. Ее многочисленные измены не оставили шанса их союзу. В итоге Пьер предложил ей расстаться, так как не мог больше терпеть позора. Наташа Ростова не смогла остаться верной Андрею Болконскому. Она изменила ему духовно с Анатолем Курагиным, даже хотела сбежать вместе с ним. На измену ее толкнули две причины: отсутствие житейской мудрости, неопытность, а также неуверенность в Андрее и ее будущем с ним. Уезжая на войну, Андрей не выяснил с ней личные дела, не дал ей уверенности в ее положении. Анатоль Курагин же, воспользовавшись неопытностью девушки, обольстил ее. Ростова, в силу своего возраста, не смогла подумать о последствиях своего выбора, от позора ее спас только случай. Семья Ростовых показала, что даже в самые тяжелые времени можно сохранить достоинство. Даже когда в стране наступил хаос, члены этой семьи остались верными своим моральным принципам. Они помогали солдатам, принимая их у себя дома. Тяготы жизни не отразились на их характерах. Для чего нужны ошибки? Подтверждение моих слов можно найти на страницах романа «Война и мир» Льва Николаевича Толстого. Вспомним Андрея Болконского в начале романа. Сколько эгоизма и себялюбия в нём, как он мечтает о славе любой ценой, почитает своего кумира Наполеона. Но ранение под Аустерлицем, ясное осознание конечности жизни и бесконечности природы — всё это помогает осознать Андрею, как мелочны и ничтожны были его мечты. Труден будет его путь поиска истины: от разочарования в жизни до желания быть нужным всем. И в конце герой с народом, защищает родину, героически сражается под деревней Бородино, получает смертельное ранение. Через ошибки к пониманию высшего смысла жизни, который заключается в любви к близким, народу, стране — такой путь проходит герой Толстого. Отцы и дети И. Аргументы к итоговому по направлению «Отцы и дети». Проблема «отцов и детей» проявляется в 3 видах: Борьба старого и нового. Конфликт: Евгений Базаров — Павел Петрович Кирсанов Базаров — представитель демократической интеллигенции, нигилист, отрицает любые авторитеты, практик, не верит на слово, натуралист, чуждо искусство и все, что не поддается научному объяснению. Кирсанов — аристократ, консерватор, приверженец традиций, романтик, «живет мечтами о прошлом», либерал на словах, теоретик, поклонник изящных искусств. Итог: дуэль и внешнее примирение. Семейные отношения отец-сын Конфликт: Аркадий Кирсанов — Николай Петрович Кирсанов Инициатор конфликта — Аркадий, который пытается перевоспитать отца, в «нигилистическом духе», ранит его этой бестактностью. Подвержен влиянию, стыдится несовременности отца, не одобряет романтического увлечения отца, помещик с псевдолиберальными взглядами, любит отца, но и дорожит дружбой своего кумира Базарова, называет себя нигилистом, но в сам таковым не является в душе, ничем не занимается в отличие от Базарова, теоретик, не работящий, любит природу и музыку. Николай Петрович — смешон в глазах сына, идеалист с романтическими вкусами и наклонностями, слабый, но добрый, чуткий, деликатный, доброжелателен в своем отношении к молодежи, любит своего сын, любит природу, музыку. Итог: сын и отец сблизились, объединяются в общем деле и достигают семейного счастья. Базаров и его родители Родители Василий Иванович Базаров — отец, Арина Власьевна — мать любят своего сына безоговорочно, тоскуют, всю свою жизнь посвятили тому, чтобы он жил лучше. Евгений Базаров: любит родителей, но не часто радует своим присутствием, тяготится этой любовью, жесток и требователен к ним, как и ко всем окружающим, попрекает родителей в отсутствии образованности. Итог: Перед лицом смерти Базаров начинает смутно понимать цену родительской любви и их роль в жизни. Наставник — ученик кумир — поклонник Конфликт: Евгений Базаров — Аркадий Кирсанов Аркадий Кирсанов -внешне между героями нет конфликта,однако Аркадию чужды взгляды Базаров в глубине души, в отличие от друга он ценит и любовь, и природу, и искусство, ему нравится образ Базарова, поэтому он соглашается с ним во всем и старается ему подражать и проповедовать нигилизм. Аркадий младше Базарова, поэтому старается казаться таким же взрослым и развязным, однако по природе своей он не так циничен. Базаров — не против такого отношения к себе, так как самолюбив. Однако не относится к Аркадию серьезно, понимает разницу в происхождении между ними. Он много работает, в отличие от Аркадия, серьезно занимается наукой, называет Аркадий «баричем», циничен. Итог: Аркадий влюбляется, сближается с отцом, принимает сторону «отцов» Аргументы к итоговому сочинению и сочинению ЕГЭ из романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание». К чему ведет нарушение нравственных законов? Нарушение нравственных законов делает жизнь человека пустой и бессмысленной. Так, один из главных героев романа «Преступление и наказание» Свидригайлов может служить примером человека, отрицающего моральные законы. Деньги, незаурядный ум и богатый жизненный опыт сделали его свободным и независимым от людей, но свою свободу он использовал для получения удовольствий. Цель его жизни — «срывать цветы удовольствия», а потом «бросать их в придорожную канаву». Однако такое поведение принесло герою только «бесконечную скуку» и привело его к полному опустошению. Он чувствовал себя запертым, а по ночам к нему являлись загубленные души. Добрые дела не смогли искупить зло, которое он совершил. Аркадий Иванович закончил жизнь самоубийством, не выдержав пустоты, на которую сам себя обрек. Иногда на поведение человека и его мировоззрение могут повлиять авторитеты или кумиры. Например, в романе Достоевского «Преступление и наказание» Раскольников преклоняется перед личностью Наполеона. Объясняя и оправдывая свою теорию, он обращается к именам известных полководцев и ученых. Разве не имел бы права Ньютон пожертвовать сотней человеческих жизней, чтобы подарить миру свои открытия? Этот вопрос задает себе Родион и называет своих кумиров «законодателями и установителями человечества». По мнению Раскольникова, каждый гений является преступником уже потому, что «разрушает настоящее во имя будущего». В своей теории он ставит в один ряд и художников, и святых, и полководцев, и ученых только на том основании, что они велики. Однако он не задумается о том, какой ценой они изменили будущее. Себя Раскольников мечтает поставить себя в один ряд с этими людьми, хотя все его «новое слово» заключается только в его теории. Для Раскольникова убийство стало психологическим экспериментом, тестом на собственную гениальность. Как Наполеон сделал Европу ареной собственных побед и устлал ее трупами жертв, так и Родион хотел дерзко переступить все границы и нормы. Однако важно понимать, что не всегда те, кто сотворяют себе кумиров, до конца понимают мотивы и мировоззрение тех людей, на которых они хотят быть похожими. Никто не вправе распоряжаться человеческой жизнью. Так, в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание» главный герой придумает теорию, согласно которой всех людей можно разделить на два типа: гениальных, способных сказать «новое слово» и материал, пригодный лишь для продления потомства. Раскольников пытается убедить себя, что «материалом» можно пожертвовать ради высших интересов. Лишив жизни Алену Ивановну, Раскольников хочет помочь не только своей семье, но и людям, пострадавшим от старухи- процентщицы. По мнению Раскольникова, смерть злобной старухи сделает мир лучше. Поначалу ему кажется, что он совершает преступление, чтобы спасти близких от нищеты, но такую мотивацию он быстро откидывает, избавляясь от украденных денег. Потом он пытается оправдать свой поступок соображениями высшего блага. Однако убийство не приносит ему свободы: герой страдает и мучается. В итоге Раскольников осознает, что теория обесценивания человеческой жизни губительна для всего мира. Проблема нравственного выбора Нравственный выбор встает перед несколькими персонажами романа Ф. Раскольников преступает нравственный закон и убивает человека. Мармеладов в своем пороке переступает через семью.
Итоговое сочинение: что вы должны знать о нем
Главная составляющая итогового сочинения — это аргументы. Аргументы для итогового сочинения в 2024 году. Список литературы к итоговому сочинению Аргументы на тему "Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека Аргументы на тему "Семья, общество, Отечество в жизни человека Темы итоговых сочинений 2014-2022. Плюс мой шестилетний опыт (итоговое сочинение появилось в 2014 году) подтверждает эту информацию.