Обществознание в чём проявляется нравственная ответственность учёных? в чём проявляется рост влияния науки на современное общевство?
Профессиональная ответственность учёного
в чем проявляется нравственная ответственность ученых? в чем проявляется рост влияния науки на современное общество? в чем проявляется нравственная ответственность ученых? в чем проявляется рост влияния науки на современное общество? Ученый в своей деятельности естественным образом несет ответственность, если можно так выразиться, общечеловеческого характера.
В чём проявляется нравственная ответственность учёных?...
Она сложна и многообразна, складывается из немалого числа факторов, тесно сплетается с более широкой проблемой этических аспектов пауки, которую здесь затрагивать не будем. Ученый в своей деятельности естественным образом несет ответственность, если можно так выразиться, общечеловеческого характера. Он ответствен за полноценность вырабатываемого им научного «продукта» : от него ожидается безупречная требовательность к достоверности материала, корректность в использовании работы своих собратьев, строгость анализа и прочная обоснованность делаемых выводов.
Молекулярная биология и генетика открыли большие возможности для манипуляций с генетическим фондом человека: стало возможным ис- правлять генетические дефекты или вводить новую генетическую информацию в хромосомы человека. Многие из этих достижений направлены во благо человека.
Но существует опасность и другого их использования: создания людей с заранее заданными свойствами люди-ученые, люди-роботы и т. Именно это заставляет некоторых ученых требовать запрета исследований в области генной инженерии. Однако это выход из положения и вот почему: во-первых, невозможно и нецелесообразно искусственно сдерживать научный прогресс; во-вторых, нельзя отказываться от того, что может принести не только вред, но и пользу; в-третьих; пока не ясны результаты исследований, трудно четко разграничить, какой род исследований можно вести, а какой - нет. Подобные нравственные проблемы возникают сегодня и в связи с глобальными достижениями психиатрии, нейрохирургии и нейробиологии, в связи с проникновением науки в глубь структуры сознания личности, в связи с возможностью вмешиваться в эту структуру и влиять на нее.
Серьезного этического подхода требует и решение вопросов о трансплантации органов человека, о допустимых пределах его реанимации, заставивших ученых многих профессий и не только медиков вновь обратиться к нравственным аспектам проблемы жизни и смерти. Множество этических проблем возникло в связи с опасностью надвигающегося на планету экологического кризиса. Еще Фридрих Энгельс предупреждал: «Не будем... За каждую такую победу она нам мстит».
Действительно, в результате бурного роста науки и техники, овладения тайнами и силами природы и использования этих сил на благо человека, среда нашего обитания значительно истощилась и загрязнилась. Немного статистики: по данным экологов, за последние 500 лет люди извлекли из земли более 50 млрд. В настоящее время человечество ежегодно потребляет более 5 млрд. Земля деградирует со скоростью 44 гектара в минуту.
Огромную опасность представляет загрязнение окружающей среды: 30 млрд. Резко истощаются ресурсы питьевой воды. За последние десятилетия XX века вымерло 34 вида млекопитающих. Сегодня под угрозой вымирания - почти 1000 позвоночных и 25 тыс.
В результате человечество оказалось перед серьезной угрозой экологического кризиса. Ответственность ученых в этих условиях проявляется в ряде моментов: - прежде всего, в необходимости изменения сложившегося в сознании ученых стереотипа: в переходе от привычных антропоцентристских представлений о том, что человек - «царь природы», завоевывающий и покоряющий ее, к представлению о том, что он - часть природы и должен поэтому способствовать ее расцвету и гуманизации; - в связи с этим актуальной становится необходимость формирования у ученых - будущих и настоящих - экологического стиля мышления; повышения роли экологического воспитания молодых научных кадров; - ученым диктуется необходимость в первую очередь заняться изысканием и созданием искусственных материалов и новых видов энергии, способных заменить истощающиеся природные ресурсы. Таким образом, постижение таких сложных объектов, как атомная энергия, уникальные объекты экологии, генной инженерии, микроэлектроники и информатики, кибернетики и вычислительной техники, в которые включен сам человек, широкое внедрение роботов и компьютеров в самые различные сферы жизни человека и общества ставят под сомнение тезис об «этической нейтральности» современной науки. Нет сомнения, что в случае возникновения глобальных проблем, кризисов ученым не раз придется обращаться к своей совести, призывать чувство ответственности, чтобы найти правильный путь преодоления возникающих угроз.
Вероятно, самым главным выводом можно считать следующее: новое знание не должно увеличивать риск существования и выживания человека, а должно служить благу человечества, его интересам.
Ученый в своей деятельности естественным образом несет ответственность, если можно так выразиться, общечеловеческого характера. Он ответствен за полноценность вырабатываемого им научного "продукта": от него ожидается безупречная требовательность к достоверности материала, корректность в использовании работы своих собратьев, строгость анализа и прочная обоснованность делаемых выводов.
Отсюда возникает еще один вопрос. Как нравственность и религия, могут влиять, например, на гражданскую позицию человека?
Или может ли человек с активной гражданской позицией быть безнравственным? Я считаю, что развитие науки и техники, привело к серьезным изменениям в жизни людей и религиозных общин. И однозначно нельзя сказать, пришли ли в упадок вместе с этим наши нормы нравственности и воспитание. Сегодня нравственность образованного человека, может не опираться ни на религию и ни на государство. Ничто не помешает ему быть порядочным по отношению к женщинам, детям, предкам или окружающей среде.
Поэтому подводя итог свим рассуждениям, мне бы хотелось заметить, что существование нравственности, независимой от религии, возможно только в условиях хорошей образованности населения. Такие качества, как доброта, честь и справедливость, могут формироваться в условиях уличного двора, а подкрепляемые хорошими знаниями, они разовьются в нравственность и гражданскую позицию.
Роль нравственной ответственности ученых
- Последние вопросы
- Развернутый ответ:
- в чём проявляется нравственная ответственность учёных
- Этика науки и профессиональная ответственность ученого — Московская Школа Конфликтологии
- В чём проявляется нравственная ответственность учёных? - Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ »
- Нравственная ответственность ученых: в чем ее проявление в сфере науки и исследований
В чем проявляется нравственная ответственность ученых кратко
Но ученые и специалисты не могут не думать и об опасностях неконтролируемого прогресса, в частности неконтролируемого промышленного роста, и в особенности об опасностях военного применения достижений науки. В отношении чести имени в большинстве своём учёные очень требовательны, им не безразлично, каким образом добыта истина. Правильный ответ здесь, всего на вопрос ответили 1 раз: В чем проявляется нравственная ответственность ученых? 1) Проблема ответственности ученого перед обществом уже давно привлекает к себе большое в своей деятельности естественным образом несет ответственность, если можно так выразиться, общечеловеческого характера.
§ 2. Этические проблемы науки и ответственность ученого
Нравственная ответственность ученых так же заключается в том, чтобы, преследуя цель получения знаний, не причинить вреда человечеству или отдельным людям. про то, как тема ответственности учёного вошла в интеллектуальный оборот. Нравственная ответственность ученых также подразумевает объективность и точность в передаче результатов исследований. Нравственная ответственность ученых – требовательность отношения к чести своего имени; им небезразличен способ получения истины. В чем проявляется нравственная ответственность ученых? в чем проявляется рост влияния науки на современное общество? Новости Новости.
Этика науки и профессиональная ответственность ученого
Наивно думать, что действия, поведение отдельного ученого скажутся на возникновении или протекании того или иного кризиса.
При подконтрольности власти были бы невозможны, по моему мнению, такие трагические ошибки, как советское вторжение в Афганистан, затруднены проявления экспансионистской политики, внутренние репрессии. Важным шагом в направлении реальной свободы информации в тоталитарных странах явилась бы свободная продажа в них газет, журналов и книг, публикуемых за рубежом. Не менее, а может быть, более важна отмена цензуры — что, конечно, больше всего должно быть заботой ученых и интеллигенции именно тоталитарных стран. Особое значение имеет, по моему мнению, поддержка требования «Эмнести интернейшнл» всеобщей всемирной амнистии узников совести. Политическая амнистия была уже проведена в последние годы в ряде стран и во многом способствовала улучшению обстановки. Амнистия узников совести в СССР, в странах Восточной Европы и во всех других странах, где есть политзаключенные — узники совести, имела бы не только большое гуманистическое значение, но и в огромной степени способствовала бы международному доверию и безопасности.
Именно в решении всех этих задач может оказаться особенно важен всемирный характер научного сообщества. Вместе с тем, защищая права человека в международном масштабе, в том числе репрессированных ученых, но и не только их, а и всех, чьи права нарушены, — научное сообщество защищает и подтверждает свой международной статут, столь необходимый для успешной деятельности в науке и для служения обществу. Ученым на Западе известны многие имена тех их коллег в СССР, которые подверглись незаконным репрессиям в силу большей осведомленности я буду ниже говорить об СССР, хотя серьезные нарушения прав человека имеют место и в других странах, в частности в Восточной Европе. Все те, о ком я говорю, никогда не призывали к насилию и не применяли его, считая гласность единственно допустимой, эффективной и свободной от пагубных последствий формой защиты прав человека. Таким образом, все они — узники совести в том смысле этого слова, который применяет «Эмнести интернейшнл». Очень много общего и в их дальнейшей судьбе. Суд над каждым проходил с вопиющими нарушениями гласности и других требований закона, а также простого здравого смысла.
Так, мой друг Сергей Ковалев осужден в 1975 г. Во время суда над Орловым его адвокат был насильно заперт в комнате рядом с залом суда и не мог присутствовать на части заседания, а жена подвергнута грубому личному обыску со срыванием одежды в поисках записей и магнитофона, настолько велик страх раскрытия гротескной тайны суда. В лагере все узники совести подвергаются жестокому обращению, произвольным заключениям в карцер — на пытку холодом и голодом, произвольно лишаются и без того крайне ограниченных свиданий с близкими и права на переписку. Они разделяют всю недостойную современности тяжесть режима уголовных заключенных в СССР, при этом от них требуют еще «встать на путь исправления», то есть отказа от убеждений; хочу напомнить, что ни разу ни одна международная организация, в том числе юридические и Красный Крест, не добилась возможности видеть советские лагеря. Очень часты повторные осуждения политзаключенных, часто на чудовищный срок — 10 лет лагеря и 5 — ссылки. В эти дни я потрясен повторным пятым!
В нем сохраняются ценностные установки науки и возникает необходимость корректировки и конкретизации системы социального потребления научного знания. Эти коррективы связаны с выявлением и осознанием перечня социальных детерминант развития всех областей научного знания, что, в свою очередь, является предпосылкой получения объективного знания и ключевым условием продуктивной научной деятельности. Тем самым социально ответственная позиция современного ученого предполагает максимально широкое и гласное компетентное обсуждение конкретных технических и научных направлений, которых в современном мире достаточно много. Также социальная ответственность ученых включает стремление предвидеть и своевременно и доступно оповестить общественность о нежелательных последствиях проведенных исследований, а также возможности их ликвидации или частичной минимизации.
В этом случае речь идет о необходимости формирования инновационного типа научного мышления, который будет включать в себя производство новых знаний и спектра проблем, которые они могут порождать. В настоящее время принятые на основе полноценной информации научно — технические программы и исследования могут быть социально и морально обоснованными, оправданным с общественной точки зрения и с личностных позиций. В этом выражена роль ученого, который проявляя собственную социальную ответственность выполняет гораздо более важную функцию сохранения стабильности существования социального пространства.
Мертон дает описание этоса науки, который понимается им как некоторый комплекс ценностей и норм, обязательных для человека науки. Нормы науки строятся вокруг четырех основополагающих ценностей: универсализм, общность, незаинтересованность бескорыстность , организованный скептицизм. Тотальный характер нарушения этических норм ставит под угрозу функционирование всей науки. В современной науке особую остроту приобрели вопросы, касающиеся не только этических норм взаимодействия внутри научного сообщества, сколько взаимоотношений науки и ученого с обществом. Этот круг вопросов часто обозначают как проблему «социальной ответственности ученого». При всей своей современности и актуальности проблема социальной ответственности ученого имеет глубокие исторические корни. Убеждение в том, что поиск истины есть благо само по себе, стало постепенно изменяться. Ядерные взрывы, растущее загрязнение окружающей среды, генетические изменения живых организмов показали, что последствия применения научно-технических достижений являются необратимыми. Свободный выбор объекта и предмета исследования субъектом науки сопровождается осознанием последствий от применения открытия в отношении природы, общества, человека и культуры. Социальная ответственность ученого оказывается одним из факторов, определяющих тенденции развития науки, отдельных дисциплин. Социальная ответственность ученого выступает как органическая составляющая научной деятельности, достаточно ощутимо влияющая на проблематику и направление исследования. Тема ответственности ученого напрямую связана с вопросом о свободе исследования, научного поиска. В дискуссиях по социально-этическим проблемам науки, наряду с защитой ничем не ограниченной свободы исследования, представлена и противоположная точка зрения, которая предлагает регулировать науку так, как «регулируется железнодорожное движение». Тема неограниченной свободы исследования не принимается безоговорочно. Известно, что современные фундаментальные исследования, как правило, требуют совместных усилий больших научных коллективов и сопряжены со значительными материальными затратами, что накладывает ограничения на свободу исследования. Идея неограниченной свободы исследования не может уже приниматься безоговорочно, без учета той социальной ответственности, с которой должна быть связана эта свобода. Поэтому вопрос о свободе научного исследования, о том, как она понимается, остается открытым и требует своего решения. Свобода исследований преимущественно рассматривается не как абсолютное право, а как своего рода контакт, соглашение между ученым и обществом, причем условия этого контакта могут меняться по ситуации. В осознании ученым возможности или необходимости определенного научного риска проявляется противоречивый характер свободы научного творчества, с одной стороны, и ответственности - с другой. Ответственность ученого является оборотной стороной свободы его научного творчества. С одной стороны, ответственность немыслима без свободы, с другой - свобода без ответственности становится произволом. Среди областей научного знания, в которых особенно остро и напряженно обсуждаются вопросы социальной ответственности ученого и нравственно-этической оценки его деятельности, особое место занимают генная инженерия, биотехнология, биомедицинские и генетические исследования человека, все они довольно близко соприкасаются между собой. Осознание роли нравственного, этического начала в науке актуализирует вопрос о социальной ответственности ученого.