Новости учреждение академии наук год

Петербургская академия наук создана Указом правительствующего Сената от 28 января (8 февраля) 1724 года по распоряжению императора Петра I. В указе она называется «Императорской Академии наук и художеств в Санкт–Петербурге». Академия наук (АН) образована по указу императора Петра I, объявленному из. завоевание средневековых немецких университетов научным движением. При Академии наук были созданы кунсткамера, обсерватория, типография.

Новые публикации

  • Настройки шрифта:
  • К 300-летию Российской академии наук | Государственная библиотека Югры
  • Учреждение Академии наук при Петре I
  • К 300-летию Российской академии наук
  • РАН — 300 лет: история и современность российской науки | Ямал-Медиа

Указом Петра I основаны Петербургская академия наук и Петербургский университет (1724 год)

Российские ученые не только прославили отечественную науку на весь мир. Их открытия сделали Россию первой страной, освоившей космос, запустившей в эксплуатацию первую в мире атомную станцию. На сегодняшний день государственная академия наук Российской Федерации — крупнейший в стране центр фундаментальных исследований. Основной целью деятельности Российской академии наук является организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований. Исследования ведутся по проблемам естественных, технических, гуманитарных и общественных наук, направленных на получение новых знаний о законах развития природы, общества, человека и способствующих технологическому, экономическому, социальному и культурному развитию России. Российская академия наук насчитывает 1938 членов, из них 855 академиков и 1083 члена-корреспондента. Кроме этого, 466 зарубежных учёных ныне являются иностранными членами РАН.

В состав АН входили ординарные академики и адъюнкты. Начиная с 1720-х гг. АН регулярно организовывала академические экспедиции. В 1735—1736 гг. В 1759 г.

Делиль , математика Л. Эйлер , древняя история Причерноморья, восточные языки Г. Байер , русская история, палеография, архивное дело и публикация исторических источников Г. Миллер , естественная история И. Гмелин , С.

Крашенинников , И. Лепёхин , П. Паллас , Г. Стеллер , кавказоведение И. Гильденштедт , физика, изучение свойств электричества, физическая химия Г.

Крафт, М. Ломоносов , Г. Рихман , русистика В. Адодуров , М. Ломоносов, В.

Тредиаковский , минералогия В. Севергин , химия Я. В 1803 г. В соответствии с ним АН была объявлена «первым ученым обществом в империи» Уставы. По Уставу 1836 г.

В 1841 г. В структуре АН образованы 3 отделения: физико-математических наук, русского языка и словесности бывшая Российская академия , исторических наук и филологии с 1844 историко-филологическое, с 1916 исторических наук и филологии. Действительными членами АН были, как правило, крупнейшие отечественные учёные — математики М. Остроградский , В. Буняковский , П.

Чебышёв , А. Марков , А. Ляпунов , физики В. Петров , Э. Ленц , Б.

Якоби , князь Б. Голицын , химики Н. Зинин , А.

Император успел учредить академию, проект утвердили сенаторы.

Вскоре при академии заработали гимназия и университет, рисовальная школа и некоторые другие образовательные учреждения. Не хватало учеников, а многие маститые академики с неохотой относились к учебной работе. Но все-таки это были первые в России светские и штатские учебные заведения — и их выпускники стали цветом отечественной науки. Многих академических гимназистов например, Михаила Ломоносова и основоположника производства фарфора в России Дмитрия Виноградова отправляли учиться в европейские университеты.

Триста лет назад был учрежден Святейший синод Важной миссией академии должны были стать экспедиции, во время которых следовало вести астрономические, геодезические, географические наблюдения. Петр I стремился как можно больше узнать о России, поддерживая устремления путешественников. Он сам скрупулезно составлял планы экспедиций, и надеялся, что академия продолжит изучение России. Это тоже сбылось: в 1745 году академия выпустила уникальную книгу, плод многолетних исследований — «Атлас Российский», состоявший из 19 подробных карт.

Крупнейшему собранию русского искусства положил начало купец-благотворитель Первые шаги Академии наук Верховным руководителем академии считался император.

Спорить с этим трудно — ничего подобного в России не существовало. Поэтому о «русских» академиках в данном случае можно говорить лишь с большой долей условности. В отечестве не было достаточного количества ученых, поэтому штат формировался в основном из иностранцев. В отличие от своих европейских собратьев Российская академия имела государственное финансирование, а ученые получали содержание — причем весьма и весьма недурное — из казны. Известно, что годовое жалованье одного из первых академиков — астронома Жозефа Никола Делиля составляло 1800 рублей. Значительная по тем временам сумма.

«Пора перестать считать нас за варваров...»

  • Читайте далее:
  • День основания Российской академии наук
  • Проект положения об учреждении Академии наук и художеств, 1724 — Документ
  • Также по теме
  • Проект положения об учреждении Академии наук и художеств, 1724 — Документ
  • Учреждение Академии наук при Петре I - предыстория создания и история развития Академии наук

Академии наук 300 лет

Основание Российской академии наук Российская академия наук (РАН) была основана указом Петра I от 28 января (8 февраля) 1724 года в Санкт-Петербурге. В 1988 году в здании библиотеки академии наук вспыхнул пожар, который называют «культурной катастрофой» – во время происшествия были уничтожены порядка 299 тыс. уникальных экземпляров. Еще до учреждения Академии наук, в 1620 году был учрежден Государев аптекарский приказ. Ныне это Российская Академия Наук, воссозданная в 1991 году в статусе высшего научного учреждения страны.

Мозг нации. Российская академия наук отмечает 295-летие

Государственная грамота. Указы Петра I. Указ об учреждении Академии наук [1] Российская Академия наук (РАН) была создана по распоряжению императора Петра I указом правительствующего Сената от 8 февраля (28 января по старому стилю) 1724 года.
Учреждение Академии наук при Петре I Видео автора «МИР 24 | Новости» в Дзене: Учреждение стало волей первого российского императора – Петра I. Удовлетворить его не смогла ни одна из иностранных академий.
АКАДЕМИЯ НАУК По вашему мнению, создание Академии медицинских наук 70 лет назад продвинуло вперед медицинскую науку и клиническую медицину?

Российская академия наук. Досье

22 января 1724 года Петр I представил на обсуждение в Сенате "Проект положения об учреждении Академии наук и художествЭ, подготовленный придворным врачом Л.Л. Блюментростом, подписал "Определение об Академии". А 10 лет назад был учреждён День российской науки, приуроченный к дню основания академии 8 февраля 1724 года. История Российской академии наук началась 28 января (8 февраля) 1724 года. Дело в том, что 28 января 1724 года по старому стилю, то есть именно 8 февраля по стилю новому, в Сенате был зачитан указ Петра I об учреждении «Академии наук и курьёзных художеств». Как видим из этого изложения, Академия Наук была учреждением, находившимся в полной зависимости от королевской власти. 8 февраля (28 января по старому стилю) 1724 года император Пётр I подписал именной Указ Сенату «Об учреждении Академии Наук и Художеств».

Пётр Первый - создатель Российской академии наук

В 1769 году он направляется в Оренбург, затем в Уфу, собирает сведения о минералах Уральских гор, растительном и животном мире, о быте, хозяйстве, занятиях башкир. Одним из руководителей академических экспедиций был Иван Лепехин, сын русского солдата, сумевшего не просто получить образование, но и добиться звания академика Санкт-Петербургской Академии наук. Он обследовал и описал фауну и флору, многие пещеры Башкирии, в том числе Шульганташ, которую назвал Бельской. Свою лепту в проведение академических экспедиций внес и ученый Иван Георги, автор одного из первых комплексных исследований о башкирах. Особое значение в ходе экспедиций придавалось обследованию и оценке экономического состояния Башкортостана, разведке полезных ископаемых, топографическим съемкам.

Также предполагалась стажировка молодых учёных в европейских университетах и академиях. Первоначально планировалось открыть три отделения: математическое, физическое и гуманитарное. Но сам Пётр Первый, заложивший фундамент будущей Академии наук, открыть её де-факто не успел.

Это сделала его супруга Екатерина I своим указом от 7 18 декабря 1725 года. Она же назначила и первого президента академии — лейб-медика Лаврентия Блюментроста, человека из окружения Петра Первого, который лично организовывал Аптекарский огород в Москве. В 1728 году академия переехала в новое здание Кунсткамеры на Васильевском острове. Читайте также: Окно в Россию: Петергофу 300 лет Русский гений Новое научное учреждение сразу же приступило к работе. И надо сказать, что эта деятельность осуществлялась не на пустом месте: в распоряжении учёных были коллекции Кунсткамеры, Анатомический театр, Географический департамент, Астрономическая обсерватория, Минералогический кабинет и даже Ботанический сад, где трудились также приглашённые из Европы ботаники и натуралисты. Интересный факт: по распоряжению Петра Первого в ведение Академии наук были переданы сформированная царём библиотека и Кунсткамера, куда он сделал бесплатное посещение для всех желающих. Когда царю предложили брать деньги с посетителей, он возразил, что за деньги туда никто ходить не будет и предложил, наоборот, угощать всех пришедших чашкой кофе или бокалом вина — на это библиотеке выделялись специальные средства.

Ну а с тех пор все библиотеки в России стали бесплатными и общедоступными. Академики в первые годы своей работы заложили основы для горного дела и металлургии, благодаря их усилиям зарождались геодезия и картография. Уже в 1745 году была создана первая карта страны — «Атлас российский». Его создание стало возможным благодаря крупным экспедициям и этнографическим исследованиям территории России — от Белого до Каспийского морей, во время которых были обнаружены залежи полезных ископаемых, исследовались животный и растительный мир, изучалась хозяйственная деятельность проживающих в Российской империи народов. Так, в 1733 — 1743 годах состоялась знаменитая Вторая Камчатская экспедиция Витуса Беринга, в которой участвовали и проводили научные исследования учёные Красильников и Крашенинников — на тот момент они были студентами университета при Академии впоследствии академик Степан Петрович Крашенинников станет автором первой естественнонаучной книги «Описание Земли Камчатки». Читайте также: Великая Сибирская экспедиция: как был найден путь в Америку Был исследован вопрос о приливе между Азией и Америкой и о северо-восточных рубежах России, составлены карты обследованных районов, что было высоко оценено европейскими коллегами. Неудивительно, что уже спустя 12 лет после создания Петербургской академии наук известный французский физик Дорту де Меран писал: «Петербургская академия со времени своего рождения поднялась на выдающуюся высоту науки, до которой академии Парижская и Лондонская добрались только за 60 лет упорного труда».

В 1742 году на должность адъюнкта академии был принят Михаил Васильевич Ломоносов, правда, произошло это благодаря личному вмешательству императрицы Елизаветы Петровны. После пятилетнего обучения в Германии 30-летний Ломоносов представил в Петербургской академии сразу две своих диссертации — по физике и по химии. Поскольку на учёбу за границу его направляла именно академия, согласно уставу она же должна была принять его на работу, но этот процесс затянулся на месяцы. Тогда Ломоносов написал прошение новой российской императрице Елизавете, и академиков поторопили высказать своё мнение о диссертациях молодого учёного. Вступив в должность, Ломоносов сразу же предложил открыть при академии химическую лабораторию, которой до сих пор там не было. Но это его предложение также повисло в воздухе. На тот момент в Петербургской академии наук всеми делами заправляли немцы, причём некоторые из них даже не знали латынь — главного научного языка того времени.

Конфликт между «немецкой» партией и молодым и горячим Ломоносовым был неизбежен. Русский учёный обвинил немецких коллег в казнокрадстве, приписках и взяточничестве, причём сделал это публично с угрозами «поправить зубы». В результате Ломоносова даже заключили под стражу на 8 месяцев, однако в академии оставили, правда, целый год платили только половину жалования.

РАН сегодня как наследница Академии прошлых веков Конечно, сейчас Российская академия наук воспринимается в первую очередь как преемница советской. К примеру, весной 2023 г. Академия в советское время была местом, где вырастали лучшие идеи, во главе ее стояли Александров, Курчатов, Кикоин. Достаточно всего лишь того факта, что Анатолий Петрович Александров был и президентом Академии наук, и директором Курчатовского института. Это мощнейшее единение привело к результату, что у нас самая сильная в мире атомная энергетика, самый мощный в мире ледокольный флот, не говоря уж о том, что мы владеем огромным запасом всех необходимых ресурсов. Согласно данным очередного общероссийского исследования, проведенного Институтом психологии РАН и исследовательской группой «Циркон» в начале мая 2023 г. По результатам опроса, в ассоциативном ряду со словосочетанием «Российская академия наук» первое место занимает «гордость», а также такие слова, как «надежда», «уважение».

Так, в середине 2022 г. Мы должны это признать. И вопрос в том, как мы дальше будем встраивать отношения с новым научным миром, где есть очень сильные игроки — и на Востоке и на Юго-Востоке. Это вопрос, который, безусловно, сейчас требует обсуждения и осмысления, — заявил экс-глава РАН, добавив также, что проблемы, стоящие перед Академией в наши дни, имеют много аналогий и параллелей с проблемами, стоявшими перед Петром например, стремление преодолеть технологическое отставание, задача максимально учесть национальные интересы , и его опыт следует учитывать при принятии решений. На юбилейной медали «300 лет Российской академии наук», размещено погрудное изображение Петра I на фоне здания Кунсткамеры. Что касается советского наследия — АН СССР в первую очередь была тем экспертным и аналитическим органом, на решения и рекомендации которого опиралось руководство страны; и в настоящее время Российская академия наук, успевшая утерять эту позицию, активно ее возвращает — и уже добилась на этом пути серьезных результатов. Успехи последнего года В последнее время усилия руководства РАН и всего академического сообщества направлены на укрепление взаимоотношений с органами власти, восстановление авторитета и высокого статуса Академии, включение РАН в государственную систему принятия научно-обоснованных решений и планомерное совершенствование научной экспертизы. В начале ноября на заседании комитета Госдумы по науке и высшему образованию, посвященном ежегодному докладу Академии наук «О реализации государственной научно-технической политики в РФ и о важнейших достижениях, полученных российскими учеными», президент РАН академик Геннадий Красников отдельно остановился на вопросах научно-методического руководства РАН, усиления ее экспертной роли и роли научных советов РАН. К Российской академии наук сегодня все чаще обращаются за экспертизой проектов государственных решений. Фактически ни один значимый государственный проект в настоящее время не обходится без экспертизы Академии наук.

По сравнению с прошлым годом количество экспертиз РАН выросло почти в полтора раза. Только в этом году мы уже выдали свыше 40 тыс. Действительно, РАН всегда была опорой для государства.

На сегодняшний день государственная академия наук Российской Федерации — крупнейший в стране центр фундаментальных исследований. Основной целью деятельности Российской академии наук является организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований. Исследования ведутся по проблемам естественных, технических, гуманитарных и общественных наук, направленных на получение новых знаний о законах развития природы, общества, человека и способствующих технологическому, экономическому, социальному и культурному развитию России. Российская академия наук насчитывает 1938 членов, из них 855 академиков и 1083 члена-корреспондента. Кроме этого, 466 зарубежных учёных ныне являются иностранными членами РАН. Также в этот день:.

День в истории 7 января: создание Российской академии наук

Интересно, что и далекая Московия уже тогда привлекала внимание Лейбница: ей в этом разделе Турции предоставлялся Крым. Широкий, универсальный характер этого проекта, его связь с развитием мировой торговли — совершенно несомненна. Но планы Лейбница не могли осуществиться. Людовика XIV трудно было прельстить завоеванием Египта: франко-турецкая дружба к этому времени уже обеспечивала французским купцам привилегированное положение в торговле Леванта. Подчинение себе испанского рынка и дальнейшее усиление за счет Германии французская торговая буржуазия рассматривала как свою ближайшую задачу.

Англию эти планы Франции гораздо более беспокоили, чем судьба Оттоманской империи. А феодальная Германия не могла увлечься перспективами испано-индийской торговли и идеей политического и церковного единства. Поскольку же известная часть немецкой буржуазии готова была поддержать торговое объединение с Испанией, постольку и для нее очередной задачей была борьба с французскими притязаниями. И Лейбниц был настоящим международным связующим звеном между Академиями и учеными различных стран.

В 1673 году он посетил Лондон и был избран членом королевского общества. В 1700 году он стал членом французской Академии наук. Проект общества наук в Берлине Уже с 1697 года он начал работать для создания такой Академии в Берлине, правильно учитывая значение этого нового государства для будущей истории Германии. И он сразу же указал, что организация такого общества может дать, помимо теоретического изучения астрономии, истории, филологии и т.

По словам Лейбница немцы не только изобрели книгопечатание и порох, не только были создателями химии, механики и всех точных наук, но и могут считаться основоположниками европейской промышленности, торговли и навигации. Учреждение королевского общества наук 19 марта 1700 г. Таким образом прусская Академия в отличие от английской и французской с самого начала включала в себя и гуманитарные науки и даже ставила перед собой религиозные, миссионерские задачи. Вряд ли, однако, может быть сомнение в том, что все эти задачи имели под собой почву в стремлении передовых представителей немецкой буржуазии к экономическому и политическому обновлению и усилению Германии.

Опубликованная одновременно с указом об учреждении генеральная инструкция провозглашала короля прожектором над обществом, учреждала совет для управления им и разделяла общество на три отделения: физико-математическое, отделение немецкого языка и литературное, включавшее в себя и историю, священную и светскую. Члены общества разделялись на почетных сотрудников и корреспондентов [17]. Лейбниц был назначен президентом. Кроме него, по происхождению ганноверца, в совет входили придворный проповедник Яблонский, поляк, профессор литературы Куно, француз, и пруссак Рабенер.

Руководство было таким образом интернациональным, но цели его оставались национальными. Первые задачи и средства общества Первыми задачами, поставленными перед обществом, были сооружение обсерватории и введение нового календаря. Последнее стояло в связи с тем, что только с 1700 года протестантская Германия перешла к григорианскому календарю. Но средства общества были ограничены.

Это были пошлины с заграничных подорожных, руководство книжным делом и книжной торговлей, право монопольной продажи календаря, устройство лотерей, пошлина с винокурения, и наконец монополия обработки шелка. Ходатайствуя о последней, он указывал на необходимость привлечь к этому делу бежавших из Франции протестантов и выражал уверенность, что развитие этого дела вытеснит с немецкого рынка иностранный шелк [19]. Но это не умаляет значения того факта, что Академия не только выражала тенденции грядущего капитализма, но и сама была капиталистическим предприятием. Деятельность общества и его члены Успехи общества были незначительны.

Обсерватория была отстроена только в 1710 году. Общество стало главным образом центром протестантской апологетики. Наиболее видными его членами были: Виньоль, теолог и математик, изучавший хронологию библии; Лакроз, лингвист и ориенталист, горячий протестант, изучавший апокрифы и легенды; Куно — историк литературы; Яблонский, заместитель президента, теолог; его брат, юрист и грамматик, секретарь общества; Кирх — астроном и первый директор обсерватории, которой после его смерти управлял его сын; Фриш — врач и филолог. Лейбниц старался установить связь с миссионерами в Китае и немцами, жившими в Москве, мечтал о химической лаборатории и кабинете редкостей.

Но сам сознавал, что военные обстоятельства и отсутствие средств всему этому мешали [20]. Реорганизация общества в 1710 году С другой стороны, Лейбниц вызывал неудовольствие в Берлине тем, что совмещал свою работу в обществе с должностью библиотекаря и историографа в Ганновере. И реорганизация общества в 1710 году была проведена без его ведома и участия. Новый устав предусматривал разделение общества на 4 класса: 1 физико-медико-химический, 2 математический включая астрономию и механику , 3 немецкого языка включая церковную и политическую историю Германии , 4 литературный включая изучение священного писания.

Каждый класс имел своего директора. Директора составляли консилиум. Упадок общества Тем не менее деятельность общества скоро пришла в полный упадок. Капиталистические тенденции были еще очень слабо развиты в Пруссии.

Король Фридрих Вильгельм I, вступивший на престол в 1713 году, все силы тратил на военное дело. Наука с его точки зрения была пустым делом или даже опасным, и общество наук при нем было только терпимо. Его отношение к ученым характеризуется, например, высылкой философа Вольфа, заподозренного в еретичестве. Лейбниц и Петр I Лейбниц не переставал думать об академиях, составляя проекты и для Дрездена, и для Вены, неустанно заботясь о процветании немецкой науки.

Но мы видели выше, что в политических проектах Лейбница очень рано стала фигурировать Московия как соучастник общей борьбы против турок. Ее следует вовлечь в общеевропейскую политику. Живо заинтересовывают Лейбница вопросы о происхождении русского языка и его связи с языками других славянских народов, и о населяющих Россию инородцах черкесах, черемисах, калмыках, сибиряках. Заграничное путешествие Петра 1697—1698 гг.

И уже в 1697 году в записке Лефорту-старшему Лейбниц обращается к вопросу о просвещении России. Это: 1 образование специального учреждения для наук и искусств; 2 привлечение иностранцев; 3 ввоз из-за границы книг, редкостей, изящных вещей и т. Изучение языков и обычаев этих народов, в особенности языческих, Лейбниц связывал с задачами христианского миссионерства и проникновения в Китай, настаивал на необходимости для протестантов отнять у католиков эту их исключительную привилегию [23]. Проекты Лейбница относительно турок не имели шансов на успех.

Готовясь к борьбе с Францией, европейские государства не думали о турках, а Австрия определенно стремилась обезопасить себя с этой стороны. Петру в ответ на его разговоры об антитурецкой коалиции отвечали советом обратить свои силы против союзника Франции — Швеции. Русско-польско-датский союз против этой державы не вызвал восторга со стороны Лейбница. По мере развития военных действий, он не переставал выражать желаний скорейшего заключения мира, явно не желая расширения русской территории на Западе и продолжал настаивать на том, что задача России — нанести удар туркам.

Через посредство Лефорта, Гюйссена и других лиц и Петр уже знал о Лейбнице, и в декабре 1708 года последний уже по предложению царя составил для него записку о введении в Россию наук. Повторяя здесь в основном свои предложения Лефорту, Лейбниц резче подчеркнул утилитарный, практический характер знаний. В особенности же много он распространяется о пользе технических знаний. Наконец, отбросив разговоры о религиозных миссиях, Лейбниц уже прямо указывает на желательность торгового проникновения Европы в Китай через Россию [24].

Здесь в беседе великий ученый развил перед царем свой план. В первую очередь произвести исследование природы и географических условий страны, ассигновав на это 10000 талеров и поручив руководство этим одному опытному лицу. Затем организация коллегии, которой должно быть поручено руководство школами, науками и искусствами, книжным и бумажным делом, лечебным делом, солеварнями и рудниками, изобретениями и мануфактурами, введение культуры новых растений, новых фабрик, расширение торговли. Средства коллегии должны составляться из пошлин от торговли китайской, балтийской и каспийской, а также от разных привилегий вроде устройства лагерей, открытия ломбардов, банков и мастерских.

Президент коллегии должен быть членом верховных учреждений государства, члены иметь права секретарей царя. Ко всему этому присоединялись проекты заданий для коллегии: улучшения внутренней навигации, судоходства по Днепру, изготовки измерительных приборов для инженеров [25]. Эта грандиозная программа сочетания научной работы с проблемами промышленного и торгового развития в одном учреждении, в которой мы встречаем и многие из проектов Лейбница о берлинском обществе науки, не могла не произвести впечатления на Петра. Программа открывала перед иностранцами широкие возможности использования отсталой страны.

Грандиозность проекта делала его осуществление сомнительным. И возможно, что под влиянием возражений и сомнений Петра, Лейбниц стал высказываться за постепенность в деле осуществления. После нового их свидания Лейбниц уже прямо писал о создании Академии наук и рекомендовал для начала озаботиться организацией библиотеки и кабинета редкостей [26]. Царь, окончательно плененный Лейбницем, дал ему чин тайного юстиц-советника и пенсию в 2000 гульденов, рассчитывая и в дальнейшем пользоваться его советами.

В то же время Лейбниц, уже предвидевший примирение Англии с Францией, настаивал в Германии на союзе немецких держав с царем для противодействия Франции. Развитие европейской торговли, повсеместная борьба за торговые пути не могла не отразиться на этом государстве, давно уже связанном торговыми сношениями с Западом, но ограниченном в своих сообщениях Архангельском и Белым морем. Борьба за Черное и Азовское море, недоконченная и оставленная, длительная и увенчавшаяся успехом борьба за Балтийское море, связанная с этим необходимость реформы военного дела, создание флота, появление крупной мануфактуры и металлургических заводов — все это как будто выдвигало на переднюю линию торговую буржуазию. Выдвижение худородных, создание буржуазной администрации, борьба против знати вызвали соответствующую оценку петровской политики у историка-купца.

Но вся реформа, включая и развитие промышленности, проводилась не только на старой социальной, в основе крепостной, базе, но и с дальнейшим закрепощением масс. А перед этим сословием даже легшие на него тяготы — в частности повинность военной службы — открыли новые возможности. С другой стороны, буржуазии не хватало ни капиталов, ни знаний, ни рабочей силы. А в двадцатых годах, когда после окончания Великой Северной войны стала с каждым годом расти и шириться балтийская торговля, было уже несомненно, что вся эта торговля целиком в руках у иностранцев, прежде всего англичан, что русского коммерческого флота нет и при существующих условиях быть не может.

И к моменту смерти Петра уже чувствовалась дворянская реакция против его политики развития промышленности и военного дела за счет земледелия. Несмотря на это обстоятельство, повернуть назад уже было невозможно. Российская империя нуждалась в сильной армии и флоте, а тем самым в обслуживающей их крупной промышленности и в дальнейшем росте внешней торговли, дающей государству необходимые средства. В рамках крепостной действительности начальные элементы будущего капитализма были уже заложены.

Необходимость знаний Новая Россия требовала развития знаний, прежде всего прикладных знаний. Нужны были инженеры, техники, знающие офицеры, мореплаватели. И мы видим и в действиях, и в высказываниях Петра и его сотрудников тот же утилитарный практический взгляд на науку, который так характерен для изучаемой эпохи. Организация прежде всего навигацких школ, где обучали арифметике, геометрии, тригонометрии, геодезии, навигации и астрономии, и морской академии свидетельствует о том, какой вид профессионального образования насаждался прежде всего.

Переводы иностранных книг в первую очередь таких, как география Варения, архитектура Виньоля, искусство фортификации Вобана, кораблестроение Аллярда и т. Нельзя сказать, чтобы при этом пренебрегали гуманитарными знаниями. Так, известны старания Петра о собирании материалов по русской истории, включая материалы по его собственному царствованию. Это больше всего история военного дела, промышленности и техники.

Через посредство Лефорта, Гюйссена и других лиц и Петр уже знал о Лейбнице, и в декабре 1708 года последний уже по предложению царя составил для него записку о введении в Россию наук. Повторяя здесь в основном свои предложения Лефорту, Лейбниц резче подчеркнул утилитарный, практический характер знаний. В особенности же много он распространяется о пользе технических знаний.

Наконец, отбросив разговоры о религиозных миссиях, Лейбниц уже прямо указывает на желательность торгового проникновения Европы в Китай через Россию [24]. Здесь в беседе великий ученый развил перед царем свой план. В первую очередь произвести исследование природы и географических условий страны, ассигновав на это 10000 талеров и поручив руководство этим одному опытному лицу.

Затем организация коллегии, которой должно быть поручено руководство школами, науками и искусствами, книжным и бумажным делом, лечебным делом, солеварнями и рудниками, изобретениями и мануфактурами, введение культуры новых растений, новых фабрик, расширение торговли. Средства коллегии должны составляться из пошлин от торговли китайской, балтийской и каспийской, а также от разных привилегий вроде устройства лагерей, открытия ломбардов, банков и мастерских. Президент коллегии должен быть членом верховных учреждений государства, члены иметь права секретарей царя.

Ко всему этому присоединялись проекты заданий для коллегии: улучшения внутренней навигации, судоходства по Днепру, изготовки измерительных приборов для инженеров [25]. Эта грандиозная программа сочетания научной работы с проблемами промышленного и торгового развития в одном учреждении, в которой мы встречаем и многие из проектов Лейбница о берлинском обществе науки, не могла не произвести впечатления на Петра. Программа открывала перед иностранцами широкие возможности использования отсталой страны.

Грандиозность проекта делала его осуществление сомнительным. И возможно, что под влиянием возражений и сомнений Петра, Лейбниц стал высказываться за постепенность в деле осуществления. После нового их свидания Лейбниц уже прямо писал о создании Академии наук и рекомендовал для начала озаботиться организацией библиотеки и кабинета редкостей [26].

Царь, окончательно плененный Лейбницем, дал ему чин тайного юстиц-советника и пенсию в 2000 гульденов, рассчитывая и в дальнейшем пользоваться его советами. В то же время Лейбниц, уже предвидевший примирение Англии с Францией, настаивал в Германии на союзе немецких держав с царем для противодействия Франции. Развитие европейской торговли, повсеместная борьба за торговые пути не могла не отразиться на этом государстве, давно уже связанном торговыми сношениями с Западом, но ограниченном в своих сообщениях Архангельском и Белым морем.

Борьба за Черное и Азовское море, недоконченная и оставленная, длительная и увенчавшаяся успехом борьба за Балтийское море, связанная с этим необходимость реформы военного дела, создание флота, появление крупной мануфактуры и металлургических заводов — все это как будто выдвигало на переднюю линию торговую буржуазию. Выдвижение худородных, создание буржуазной администрации, борьба против знати вызвали соответствующую оценку петровской политики у историка-купца. Но вся реформа, включая и развитие промышленности, проводилась не только на старой социальной, в основе крепостной, базе, но и с дальнейшим закрепощением масс.

А перед этим сословием даже легшие на него тяготы — в частности повинность военной службы — открыли новые возможности. С другой стороны, буржуазии не хватало ни капиталов, ни знаний, ни рабочей силы. А в двадцатых годах, когда после окончания Великой Северной войны стала с каждым годом расти и шириться балтийская торговля, было уже несомненно, что вся эта торговля целиком в руках у иностранцев, прежде всего англичан, что русского коммерческого флота нет и при существующих условиях быть не может.

И к моменту смерти Петра уже чувствовалась дворянская реакция против его политики развития промышленности и военного дела за счет земледелия. Несмотря на это обстоятельство, повернуть назад уже было невозможно. Российская империя нуждалась в сильной армии и флоте, а тем самым в обслуживающей их крупной промышленности и в дальнейшем росте внешней торговли, дающей государству необходимые средства.

В рамках крепостной действительности начальные элементы будущего капитализма были уже заложены. Необходимость знаний Новая Россия требовала развития знаний, прежде всего прикладных знаний. Нужны были инженеры, техники, знающие офицеры, мореплаватели.

И мы видим и в действиях, и в высказываниях Петра и его сотрудников тот же утилитарный практический взгляд на науку, который так характерен для изучаемой эпохи. Организация прежде всего навигацких школ, где обучали арифметике, геометрии, тригонометрии, геодезии, навигации и астрономии, и морской академии свидетельствует о том, какой вид профессионального образования насаждался прежде всего. Переводы иностранных книг в первую очередь таких, как география Варения, архитектура Виньоля, искусство фортификации Вобана, кораблестроение Аллярда и т.

Нельзя сказать, чтобы при этом пренебрегали гуманитарными знаниями. Так, известны старания Петра о собирании материалов по русской истории, включая материалы по его собственному царствованию. Это больше всего история военного дела, промышленности и техники.

Русские образованные кадры Когда говорят о петровской эпохе, обычно подчеркивают роль иностранцев и невозможность обойтись без них в деле выучки и насаждения нового. Это указание совершенно правильно. Но нельзя забывать и того, что страна создавала и свои, пусть очень немногочисленные, образованные кадры.

Прежде всего отметим самого Петра. Он не только царь, полководец и администратор. Он и первый редактор первой русской газеты, и редактор переводов иностранных книг, и изобретатель русской гражданской азбуки.

Он сам всю жизнь учился. Недооценивают обычно работу таких людей, как В. Татищев историк, экономист, политик, инженер и администратор и совсем забывают таких узких, но высококвалифицированных специалистов, как Ф.

Соймонов и А. Однако в громадном большинстве случаев эти люди были действительно очень узкими специалистами и при том практическими деятелями прежде всего. Ученых, кроме Татищева, не было.

Да и этот ученый прежде всего нужен был для административной деятельности, где так не хватало образованных людей. Думать об осуществлении проекта Лейбница без помощи иностранцев нельзя было. А думать об этом начали задолго до практического осуществления.

Так уже в 1714 г. В 1718 г. Утилитарный взгляд на науку И несомненно, что взгляд на задачи этой Академии был практический, утилитарный.

Таков вообще был взгляд на науку передовых людей эпохи. Идеолог передовой торговой буржуазии эпохи, Посошков, перечисляя необходимые науки ставил вслед за языками и арифметикой геометрию, архитектуру и фортификацию [34]. Сношения Петра с западными учеными начались еще во время его пребывания в 1697 г.

Сюда относится знакомство с ученым, бургомистром Амстердама Витзеном, бывавшим ранее в Москве и составившим карту восточной и южной Европы и Азии. С помощью Витзена Петр познакомился с другими учеными, осмотрел анатомический кабинет Рюйша и другие кабинеты и музеи. Выше мы говорили о встречах и общении с Лейбницем.

Смерть последнего в 1716 году помешала ему работать в направлении осуществления его проектов. Связь с французской Академией наук Поездка Петра в 1717 году в Париж имела прежде всего политическое значение. Враждебное отношение Англии к России, резко обнаружившееся после побед последней над Швецией, побуждало Петра искать сближения с Францией.

Но в Париже он заинтересовался и учеными, посетил Академию наук и установил с ней связь. По возвращении в Россию Петр послал в Париж Нартова для усовершенствования в токарном деле. В 1720 г.

Между тем в 1720 г. Соймонов привез в Петербург из Астрахани составленную им карту и описание Каспийского моря. Петр послал карту на отзыв в парижскую Академию.

Петр был избран членом Парижской Академии наук. К этому времени окончательно был решен вопрос об учреждении Академии наук в Петербурге. Работу над этим делом Петр поручил своему лейб-медику Блюментросту.

Блюментрост Отец Лаврентия Блюментроста переехал в Россию при Алексее Михайловиче: он был сюда вызван по протекции своего пасынка, пастора. Молодой Блюментрост, окончив в Москве школу Глюка, продолжал образование за границей, вернулся в Россию в 1714 году и стал лейб-медиком сначала сестры царя Натальи, а с 1718 г. Командировка Шумахера В феврале 1721 г.

Он вез с собой в Париж и вышеупомянутую карту Соймонова и благодарственное письмо Петра по поводу избрания в Академию. За несколько месяцев перед этим Петр писал германскому философу Вольфу, ученику Лейбница, о своем намерении создать Академию [39]. Шумахеру было поручено звать Вольфа в Россию.

Такое же поручение ему было дано и в отношении французского астронома Делиля и других ученых. В Париже Шумахер присутствовал в заседаниях Академии, где рассматривалась карта Соймонова, потом осматривал обсерваторию и кабинеты. В Германии, Англии и Голландии Шумахер осматривал кабинеты и музеи, дав их подробное описание в своем отчете [40].

По возвращении Шумахера в Россию Петр поручил Блюментросту составить проект учреждения Академии наук. Возражения против Академии наук в правящих кругах Но в правящих кругах России эта мысль не встречала единодушного одобрения. Та дворянская реакция, которая в то время уже чувствовалась, опиралась на широко распространенное в населении убеждение, что меры Петра тягостны и непосильны для страны, что они в конце концов искусственны и вредны.

Внешняя слава достигалась ценой неслыханных жертв и разорения. Так и Академия Наук в безграмотной стране казалась ненужной и дорогой роскошью. Как-то кто-то из его приближенных высказал сомнение в полезности Академии при отсутствии обучения юношества тем наукам, которые будут разрабатываться академиками.

На это Петр прямо ответил, что на Академию будут возложены не только ученые, но и учебные функции. Академия должна быть подобна парижской, но с указанным отличием. Отметим, однако, и другое отличие, больше сближавшее нашу Академию с Берлинским обществом наук.

Учреждалось 3 класса: 1 математический, 2 физический, 3 гуманитарный. Таким образом здесь было место для гуманитарных наук — истории и юриспруденции. В Академии учреждались должности президента и секретаря, назначенных императором, который брал на себя протекторат над Академией.

Кроме того, в зарубежном путешествии 1698—1699 гг. Петр познакомился Готфридом Лейбницем — выдающимся философом и математиком; их общение активизировалось в 1711 г. Принято считать, что идея создания Академии наук в Петербурге родилась из бесед первого российского императора с Лейбницем.

Лейбниц получил от Петра титул тайного советника юстиции и создал первую программу научных исследований в России. В 1716 г. Готфрид Лейбниц умер, однако идею Петр сохранил и в ходе второго длительного заграничного посольства 1716—1717 гг.

Однако, даже впечатлившись достижениями французской науки и техники, он не собирался напрямую копировать Парижскую академию наук — как, впрочем, и научные учреждения Британии, Германии, Нидерландов. Об этом свидетельствует «Проект», в составлении которого Петр участвовал лично. Академия ли университет?

К вопросу распространения наук в России император подошел системно — в том числе изучил и сравнил разные научные и образовательные институты европейских стран, сформулировал разницу между ними и решил, каких целей хочет достичь. Так, в самом начале проекта Положения Академии наук и художеств Петр дает следующее определение: «Универзитет есть собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко: феологии и юрис пруденции прав искусству , медицины и филозофии, сиречь до какого состояния оныя ныне дошли, младых людей обучают. Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде, в том градусе, в котором оныя ныне обретаются, знают, но и чрез новые инвенты издания оныя совершить и умножить тщатся, а о обучении протчих никакого попечения не имеют».

При этом Петра интересовало одновременно, чтобы в России сразу появились ученые, которые бы занимались научным процессом как таковым, чтобы эти ученые готовили себе смену, обучая молодежь, и чтобы также шла подготовка будущих педагогов для дальнейшего обучения российского юношества: «1. Науки производить и совершить, однакожде тако, чтоб они тем наукам: 2. Младых людей ежели которые из оных угодны будут публично обучали, и чтоб они 3.

Некоторых людей при себе обучили, которые б младых людей, первым рудиментам основательствам всех наук паки обучать могли». Таким образом, ни академия в ее чисто европейском виде, ни университет — а Петр в своих заграничных поездках посещал и те, и другие — не годились для того комплексного решения задачи, которое он задумал. Нужно было их соединить.

РАН ведет экспертизу государственных заданий на исследования и отчетов по ним. К Российской академии наук все чаще обращаются за экспертизой проектов государственных решений.

В феврале 1713 г. Петр I издал указ, призывающий искать и охранять найденные древности, в 1714 г. В 1715 г. С созданием Академии Кунсткамера была передана в ее ведение и стала ее частью, а в регламенте Академии оказались предусмотрены вакансии профессоров, изучающих древности.

Во время царствования Петра I начались «ученые путешествия» — экспедиции, целью которых было научное описание и исследование территории Российской империи и, главным образом, ее восточных регионов. Научная программа экспедиций включала сбор всех возможных сведений об этих местах от географического описания территорий и составления карт до описания быта, языков и верований живших здесь народов, сбора археологических древностей и рукописей. Ученые, входившие в состав этих экспедиций, были учеными широкого профиля, однако работа по изучению наследия Сибири и культуры населявших ее народов составила значительную часть экспедиционных исследований. Так, первая экспедиция, которую возглавил Даниэль Готлиб Мессершмидт, отправилась в Сибирь еще в 1719 г. Одним из ее итогов стала первая фиксация наскальных изображений, в ходе экспедиции были проведены первые на территории России археологические раскопки, а каменные изваяния, металлические предметы и керамическая посуда из курганов стали первыми объектами графического документирования.

Государственная грамота. Указы Петра I. Указ об учреждении Академии наук

Он стремился преодолеть отставание России от передовых стран, укрепить российское государство и вовлечь его в общемировой процесс промышленного, научного и культурного развития. Им было организовано интенсивное строительство новых фабрик и заводов, он издал несколько указов об организации просвещения и специального образования. Как и при реализации других грандиозных проектов, Пётр Первый основательно подошёл к организации первой в России Академии наук. Изучению опыта работы иностранных академий наук он посвятил несколько зарубежных поездок.

Во время поездки во Францию он посетил Сорбонну, обсерваторию, Академию письменности и словесности и даже принял участие в заседании Королевской академии наук в Париже, в состав которой полгода спустя он был принят в качестве иностранного члена за участие в составлении детальной карты Каспийского моря и его побережья. Он также посетил Лондонское королевское общество, Оксфорд, ряд музеев и научных лабораторий, верфи Голландии. Изучив организацию и опыт работы этих организаций, Пётр Первый утвердился во мнении о необходимости создания в России не только Академии наук, но и сети научно-учебных центров, университетов.

Среди западноевропейских учёных, оказавших влияние на императора, особое место занимает великий немецкий философ, математик и организатор науки Леонард Лейбниц. Поскольку в тот момент в России отсутствовали дипломированные учёные, Пётр Первый назначил его тайным юстиц-советником и поручил опекать научные учреждения. Именно по совету Лейбница он начал создавать Академию и стал приглашать для работы видных иностранных учёных и профессоров.

В числе первых приглашённых учёных наибольший вклад внёс знаменитый математик Л. Эйлер, воспитавший целую плеяду блестящих российских математиков, физик Д. Бернулли и механик Н.

По своей структуре и задачам Российская академия наук существенно отличалась от западных академий. Во-первых, понимая, что создание академии на частной или общественной основе не даст ожидаемого результата, Петр предусмотрел создание Академии, как государственного учреждения с финансированием за счёт казны. Во-вторых, академия создавалась в комплексе с университетом и гимназиями.

Её члены были обязаны вести преподавание и индивидуально вести одного-двух воспитанников, которые впоследствии смогли бы их заменить.

Константинова 1830—1890 по литографии П. Источник: Wikipedia Первые шаги академии Первые члены Российской академии наук сразу приступили к работе по умножению научного и культурного богатства России. В качестве главных направлений академики выбрали три основных класса: математический, физический или естественный и гуманитарный. В распоряжении ученых были коллекции Кунсткамеры, Анатомический театр, Географический департамент, Астрономическая обсерватория, Минералогический кабинет и даже Ботанический сад.

На благо российской науки трудились крупные ботаники И. Гмелин и И. Кельрейтер, основатель эмбриологии К. Вольф, знаменитый натуралист и путешественник П. В первые десятилетия в академии зарождались основы для развития горного дела, металлургии и других значимых для государства отраслей промышленности.

Ведущие географы и путешественники осваивали геодезию и картографию. Благодаря этим работам уже в 1745 г. Генеральная карта Российской империи, 1745 г. Источник: Wikipedia Одновременно проводились крупные исследовательские экспедиции, участники которых внесли вклад в освоение природных ресурсов России. Большое внимание академики уделяли этнографическим исследованиям территории страны.

Ученые исследовали животный и растительный мир регионов, обнаружили месторождения полезных ископаемых, описали историю, этнографию и хозяйственную деятельность живущих на территории России народов и начали изучение их языков. Спустя 12 лет после основания академии наук известный французский физик Дорту де Меран писал: «Петербургская академия со времени своего рождения поднялась на выдающуюся высоту науки, до которой академии Парижская и Лондонская добрались только за 60 лет упорного труда». Не забывали академики и о популяризации науки. Культурная жизнь Санкт-Петербурга обогатилась публичными лекциями по математике, физике, химии и истории. Лекции академиков собирали многочисленную аудиторию.

Так дело Петра Первого запустило процесс просвещения российского государства, а академия наук стала главным научным учреждением страны.

На основании Федерального закона "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к федеральному государственному бюджетному учреждению "Российская академия наук" далее - Академия присоединены Российская академия медицинских наук и Российская академия сельскохозяйственных наук. Академия является правопреемником Российской академии медицинских наук и Российской академии сельскохозяйственных наук. Академия является государственной академией наук, организацией науки, осуществляющей научное руководство научными исследованиями в Российской Федерации и проводящей научные исследования, юридическим лицом - некоммерческой организацией, созданной в форме федерального государственного бюджетного учреждения. Литература по истории Академии Российская академия наук строится по научно-отраслевому и территориальному принципам.

Таким образом, ни академия в ее чисто европейском виде, ни университет — а Петр в своих заграничных поездках посещал и те, и другие — не годились для того комплексного решения задачи, которое он задумал. Нужно было их соединить. РАН ведет экспертизу государственных заданий на исследования и отчетов по ним. К Российской академии наук все чаще обращаются за экспертизой проектов государственных решений. Уже в этом году мы выдали свыше 40 тыс. Сегодня РАН ведет экспертизу всех значимых государственных проектов. Планами Петра и их реализацией восхищались многие европейские исследователи: в Европе внимательно следили за реализацией замысла. Так, уже упомянутый Фредерик Рюйш писал, что видит в Академии венец завоеваний Петра. Однако император умер в первую годовщину своего великого детища, 8 февраля по новому стилю 1725 г. Первое официальное заседание и первые годы работы Наследница Петра Екатерина I повелела «удвоить усилия по ее Академии организации», подтвердила контракты с европейскими учеными — и они начали прибывать в Петербург. Якоб Герман, швейцарский математик на российской академической службе, сделал доклад о математическом доказательстве того, что Земля сплюснута у полюсов. Это первое документально зафиксированное заседание Петербургской академии наук. Кроме того, историки отмечают большое публичное собрание 27 декабря 1725 г. После того как она начала свою работу, заседания с научными выступлениями академиков стали регулярными. Следует отметить, что это планировалось еще в «Проекте» положения об Академии, по примеру научных дискуссий в Европе: «Понеже академия ничто иное есть, токмо социетет собрание персон, который для произведения наук друг друга вспомогать имеют, того ради весьма надобно, чтоб оне еженедельно несколько часов в собрании были, и тогда каждый мнение свое предлагать, советом и мнением других пользоваться и партикулярно учиненные эксперименты в присутствии всех членов поверять может. И сие последнее весьма надобно, для того, что в таких экспериментах многократно один другаго, яко например анатомикус механика и пр. Также с первых лет работы Академия начала заниматься экспериментами, экспедициями как научными, так и практическими — например, для картографии, определения координат российских городов и издательской деятельностью с 1728 г. А в 1727—1729 гг. Первым президентом Академии был назначен медик Лаврентий Блюментрост. Здесь работали ведущие иностранные ученые к примеру, в 1727 г.

В 2024 году Российская академия наук празднует 300-летие

Российская академия наук: замыслы Петра I и трехвековая история По велению императора 8 февраля 1724 года была образована Академия наук и художеств.
Российская академия наук [1] Российская Академия наук (РАН) была создана по распоряжению императора Петра I указом правительствующего Сената от 8 февраля (28 января по старому стилю) 1724 года.

Указом Петра I основаны Петербургская академия наук и Петербургский университет (1724 год)

В 1917 году Петербургская Академия наук была преобразована в Российскую академию наук, а в 1925-м — в Академию наук СССР. В 40-х годах ученые Академии наук решили такие сложнейшие научные и технические проблемы, как овладение энергией атомного ядра, проникновение в космос, создание электронных средств переработки информации. [1] Российская Академия наук (РАН) была создана по распоряжению императора Петра I указом правительствующего Сената от 8 февраля (28 января по старому стилю) 1724 года. День Российской науки не зря отмечается 8 февраля: именно в этот день в 1724 году из Сената был объявлен именной указ императора Петра I об учреждении Академии наук и художеств с приложением.

Указом Петра I основаны Петербургская академия наук и Петербургский университет (1724 год)

СНК СССР утвердил новую структуру АН — 8 отделений по основным группам наук: физико-математических, химических, геолого-географических, биологических, технических, экономики и права, истории и философии, литературы и языка. Согласно Уставу 1963 г. В 1957 г. В 1987 г. Значительную роль в организации региональных отделений, филиалов, научных центров сыграли В. Комаров , М. Лаврентьев , С. Соболев , А. Трофимук , С. Христианович , С. Вонсовский , Н.

Красовский и др. Первый председатель Сибирского отделения М. Лаврентьев, по существу, создал систему управления наукой в регионах, которая позднее была развита Г. Марчуком и В. Коптюгом и использована на Урале и Дальнем Востоке. В начале 1960-х гг. На АН возлагалась координация деятельности республиканских Академий наук. В 1990 г. АН СССР имела в своём составе 18 отраслевых и 3 региональных отделения, научно-исследовательский флот и научный центр — всего 295 учреждений. Ельцина от 21 мая 1991 г.

Общим собранием РАН утверждён Устав. В последующем новые Уставы РАН утверждались в 2001, 2007 и 2014 гг. В 2013 г. Определена новая организационно-правовая форма РАН — федеральное государственное бюджетное учреждение; к РАН присоединены Российская академия медицинских наук и Российская академия сельскохозяйственных наук; учреждён новый федеральный орган исполнительной власти — Федеральное агентство научных организаций ФАНО , в ведение которого перешли недвижимость и имущество РАН; проведены мониторинг имущества академических институтов и оценка эффективности деятельности неэффективные институты подлежали ликвидации или реструктуризации. В 2018 г. Указом Президента РФ от 15 мая 2018 г. По инициативе президента РФ В. Путина принят Федеральный закон от 19 июля 2018 г. В 2023 г. По состоянию на январь 2024 г.

В структуру РАН входят: 13 отделений по областям и направлениям науки, 4 региональных отделения Дальневосточное, Сибирское, Уральское, Санкт-Петербургское , 14 региональных научных центров Владикавказский, Кабардино-Балкарский, Дагестанский, Карельский, Казанский, Кольский, Санкт-Петербургский, Самарский, Саратовский, Троицкий, Уфимский, научный центр в Черноголовке, Пущинский научный центр биологических исследований, Южный научный центр , 4 представительства в Республике Башкортостан, Белгородской, Ульяновской, Самарской областях. В числе научных организаций, подведомственных РАН, — институты, обсерватории, научные станции, ботанические сады, библиотеки, архивы, музеи, заповедники и др. Управление РАН осуществляет Общее собрание членов РАН, состоящее из российских и иностранных членов; президиум в составе президента, вице-президентов, главного учёного секретаря президиума, а также не более 80 членов, избранных Общим собранием. Выборы членов Президиума РАН проводятся одновременно сроком на 5 лет. Редакция наук об образовании Президенты Академии наук: Л. Блюментрост 1725—1733 , барон Г. Разумовский 1746—1798 , барон А.

Она воссоздана Указом Президента Российской Федерации от 21 ноября 1991 года как высшее научное учреждение России. На основании Федерального закона "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к федеральному государственному бюджетному учреждению "Российская академия наук" далее - Академия присоединены Российская академия медицинских наук и Российская академия сельскохозяйственных наук.

Академия является правопреемником Российской академии медицинских наук и Российской академии сельскохозяйственных наук. Академия является государственной академией наук, организацией науки, осуществляющей научное руководство научными исследованиями в Российской Федерации и проводящей научные исследования, юридическим лицом - некоммерческой организацией, созданной в форме федерального государственного бюджетного учреждения.

Именно она была инициатором торжественного приема первых русских академиков. Именно 7 января считается официальным днем открытия императорской Академии наук. На императорском приеме физик и философ Георг Бильфингер назвал создание Академии наук крупнейшим событием времени. Спорить с этим трудно — ничего подобного в России не существовало. Поэтому о «русских» академиках в данном случае можно говорить лишь с большой долей условности. В отечестве не было достаточного количества ученых, поэтому штат формировался в основном из иностранцев.

Контент доступен только автору оплаченного проекта История создания Российской академии наук История основания Российской академии наук, роль Петра I в создании академии, ее развитие и изменения в названии. Контент доступен только автору оплаченного проекта Структура и функции Российской академии наук Описание структуры Российской академии наук, ее основные функции, направления научных исследований и взаимосвязь с образовательными учреждениями. Контент доступен только автору оплаченного проекта Достижения Российской академии наук Обзор значимых научных достижений Российской академии наук в различных областях знаний, вклад академии в развитие науки и общества. Контент доступен только автору оплаченного проекта Известные ученые Российской академии наук Биографии и научные достижения известных ученых, членов Российской академии наук, их вклад в различные области науки. Контент доступен только автору оплаченного проекта Международное сотрудничество Российской академии наук Анализ взаимодействия Российской академии наук с зарубежными научными организациями, проекты и исследования, проводимые в рамках международного сотрудничества. Контент доступен только автору оплаченного проекта Инновации и технологические разработки Российской академии наук Обзор инновационных проектов и технологических разработок, проводимых Российской академией наук, их влияние на развитие науки и экономики.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий