Пашинян также добавил, что Армения выйдет из ОДКБ, если посчитает ее «недееспособной организацией». Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) — военно-политический союз, созданный государствами СНГ на основе Договора о Коллективной Безопасности (ДКБ). ОДКБ – это Организация Договора о коллективной безопасности. Приоритетными задачами Объединенного штаба ОДКБ в этом году будут качественная подготовка и успешное проведение комплекса совместных и специальных учений. Уставными органами Организации являются: Совет коллективной безопасности (СКБ), Совет министров иностранных дел (СМИД), Совет министров обороны (СМО), Комитет секретарей.
«Российскому НАТО» 25 лет: что сегодня представляют собой силы ОДКБ
Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) берет свое начало с заключения Договора о коллективной безопасности, подписанного в Ташкенте 15 мая 1992 года главами. ОДКБ – это Организация Договора о коллективной безопасности. ОДКБ — это Организация Договора о коллективной безопасности.
Расшифровка что такое ОДКБ и какие страны входят в это объединение
Новым генеральным секретарем Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) с 1 января следующего года станет Имангали Тасмагамбетов. Главным испытанием для ОДКБ стала прошлогодняя карабахская война – Организация ее, по сути, проигнорировала. Генсек Организации Договора о коллективной безопасности Имангали Тасмагамбетов заявил, что ОДКБ с тревогой наблюдает эскалацию напряжённости на Ближнем Востоке. В основе ОДКБ лежит Договор о коллективной безопасности (ДКБ), заключенный в 1992 году Арменией, Казахстаном, Киргизией, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном.
ДОСЬЕ: К 30-летию Договора о коллективной безопасности
областная детская клиническая больница. организация деятельности коммерческого банка. Организация договора о коллективной безопасности. Скопировано в буфер обмена. ОДКБ — последние новости. Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) — региональная международная организация, созданная с целью укрепления мира и защиты. Главная/Организация Договора о коллективной безопасности/Общая информация. Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) — военно-политический союз, созданный государствами СНГ для стабилизации обстановки в странах-партнерах в случае ЧП. Главным испытанием для ОДКБ стала прошлогодняя карабахская война – Организация ее, по сути, проигнорировала.
ОДКБ - что это? История, задача, структура
Расшифровка аббревиатуры ОДКБ. ОДКБ расшифровывается как «Организация Договора о коллективной безопасности». ОДКБ — последние новости. Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) — региональная международная организация, созданная с целью укрепления мира и защиты. Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) берет свое начало с заключения Договора о коллективной безопасности, подписанного в Ташкенте 15 мая 1992 года главами. В Секретариате ОДКБ проводится очередной сбор представителей государств – членов Организации Договора о коллективной безопасности, не имеющих статус военнослужащих. областная детская клиническая больница. организация деятельности коммерческого банка. Организация договора о коллективной безопасности. Скопировано в буфер обмена. Генсек Организации Договора о коллективной безопасности Имангали Тасмагамбетов заявил, что ОДКБ с тревогой наблюдает эскалацию напряжённости на Ближнем Востоке.
Что такое ОДКБ и зачем она России?
В состав сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ входят: объединения, соединения, воинские части и подразделения национальных вооруженных сил и других войск сторон, а также подразделения специального назначения группы специалистов органов внутренних дел полиции , внутренних войск, органов безопасности и специальных служб, формирования органов, уполномоченных в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, подчиненные национальным органам управления и используемые по решению органов ОДКБ; коалиционная группировка войск; группировки объединенных совместных военных систем; коллективные миротворческие силы. При этом в документе говорится, что стратегические ядерные силы Российской Федерации выполняют функцию сдерживания от возможных попыток осуществления вооруженного нападения агрессии в отношении одной или нескольких сторон. Региональную объединенную группировку войск составляют дислоцированные в мирное время или развернутые в угрожаемый период для отражения возможного вооруженного нападения агрессии органы управления и войска вооруженных сил и других воинских формирований сторон соответствующего региона коллективной безопасности. Одной из таких сил является объединенная группировка войск Кавказского региона коллективной безопасности, которая формируется на основе двусторонних соглашений между Арменией и Россией.
Кроме того, страны-участницы ОДКБ подписали в октябре 2007 года соглашение , которое предусматривает в случае необходимости порядок развертывания миротворческих сил. В документе говорится, что решение о проведении миротворческой операции на территории государств-членов принимается советом коллективной безопасности с учетом национального законодательства государств-членов на основании официального обращения государства-члена о проведении на его территории миротворческой операции или решения Совета Безопасности ООН о проведении миротворческой операции на территории государства, не входящего в ОДКБ.
С 1 января 2018 года Объединенный штаб функционирует в новых структуре и штате, соответствующих реально возложенным на него задачам, что позволило придать новый импульс развитию военной составляющей Организации: реализован принцип коалиционного управления, предусмотрены специалисты родов войск и специальных войск, видов всестороннего обеспечения.
Новым структурным подразделением Объединенного штаба и важным элементом системы коллективной безопасности Организации стал Центр кризисного реагирования ОДКБ. Основы военного сотрудничества Особенностью деятельности ОДКБ, как и ряда других международных организаций, является консенсус — принцип принятия решения на основе общего согласия. Любое государство при голосовании имеет один голос.
В таких непростых условиях совмещения интересов шести оборонных ведомств государств — членов ОДКБ формируются предложения и принимаются решения в сфере военного сотрудничества, развития военной составляющей Организации. Сегодня в рамках ОДКБ наработана необходимая нормативная правовая база, регламентирующая деятельность Организации по всем направлениям обеспечения коллективной безопасности, непосредственное участие в разработке которых принял Объединенный штаб. К настоящему моменту заключено и ратифицировано около 60 международных договоров по наиболее принципиальным вопросам межгосударственного взаимодействия в сфере коллективной безопасности, подписано более 300 документов на уровне глав государств, секретарей советов безопасности, а также руководителей ключевых министерств — обороны и иностранных дел наших государств.
Объединенным штабом непрерывно осуществляется работа по уточнению действующей нормативной правовой базы, регламентирующей статус, порядок формирования и функционирования сил и средств системы коллективной безопасности, а также порядок принятия решений на их применение. Большое внимание уделяется развитию всех компонентов Войск Коллективных сил ОДКБ, приведению их структуры, состава и оснащения в соответствие с реально существующими вызовами и угрозами военной безопасности государств — членов ОДКБ, совершенствованию подготовки к выполнению задач по предназначению. Совместно с генеральными штабами вооруженных сил государств — членов ОДКБ, заинтересованными министерствами и ведомствами, а также Секретариатом ОДКБ проводится ежегодное уточнение состава и дислокации компонентов Войск Коллективных сил ОДКБ для внесения необходимых изменений в соответствующие нормативные правовые документы.
Принимаются решения по развитию системы управления, порядку формирования и подготовки соответствующих командований. Организована и продолжается работа по созданию объединенных военных систем. Выделенные первоначально государствами — членами ОДКБ в их состав наиболее боеготовые и мобильные соединения, воинские части, подразделения и формирования сил специального назначения на настоящий момент усилены частями и подразделениями разведки, РХБ защиты, инженерного и материально-технического обеспечения, а также подразделениями авиации.
Учитывая опыт урегулирования конфликта в Сирии, для охраны командных пунктов и поддержания правопорядка в районах выполнения задач по предназначению в состав КСОР включены подразделения военной полиции и комендантской службы. При активном задействовании научного потенциала базовых научно-исследовательских и учебно-методических организаций ОДКБ осуществляется работа по созданию объединенных систем военного назначения прежде всего — ПВО, управления и связи, материально-технического обеспечения. При этом большое внимание уделяется разработке подходов к обеспечению межрегионального взаимодействия созданных коалиционных группировок в рамках общей системы коллективной безопасности.
В развитие направления материально-технического обеспечения, исходя из необходимости правового регулирования вопросов организации и осуществления материально-технического и медицинского обеспечения Войск Коллективных сил ОДКБ при совместном решении ими задач по обеспечению коллективной безопасности, а также в ходе совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки Объединенным штабом подготовлено и в 2021 году подписано главами государств Соглашение о совместном материально-техническом и медицинском обеспечении Войск Коллективных сил ОДКБ. Он был создан на фондах военного городка, где размещается Объединенный штаб, и стал функционировать с 2018 года. При планировании структуры, оснащения и механизмов взаимодействия ЦКР ОДКБ с оборонными и другими заинтересованными ведомствами государств — членов ОДКБ были учтены лучшие наработки Национального центра управления обороной Российской Федерации, непосредственное оснащение Центра и обеспечение его функционирования осуществляется Министерством обороны и Генеральным штабом Российской Федерации с применением новейших средств коммуникации.
Это позволяет ЦКР ОДКБ обеспечивать информационный обмен с Национальным центром управления обороной Российской Федерации, центральными командными пунктами вооруженных сил государств — членов ОДКБ, организационную, информационно-аналитическую и информационно-технологическую поддержки деятельности уставных и рабочих органов ОДКБ в интересах своевременного принятия решений, направленных на обеспечение безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитета государств — членов ОДКБ в рамках кризисного реагирования, в том числе, в режиме закрытой видеоконференц-связи между членами уставных органов ОДКБ и электронный документооборот. Данная работа осуществляется также при активном взаимодействии с Антитеррористическим центром СНГ и Координационной службой Совета командующих Пограничными войсками государств — участников СНГ. Анализ вызовов и угроз коллективной безопасности регулярно рассматривается как один из ключевых вопросов в ходе заседаний Военного комитета и СМО ОДКБ.
Внедрена система проведения тренировок по регионам коллективной безопасности, а также с привлечением представителей министерств по чрезвычайным ситуациям государств — членов ОДКБ. С 2018 года с использованием возможностей ЦКР ОДКБ ежегодно проводятся стратегические командно-штабные тренировки и деловые игры, в ходе которых в соответствии с алгоритмом работы готовятся предложения органам ОДКБ по урегулированию кризисных ситуаций в зоне ответственности ОДКБ.
Укрепление системы коллективной безопасности в рамках Организации Договора о коллективной безопасности и наращивание ее потенциала, в соответствии с Военной доктриной Российской Федерации, является одной из основных задач по сдерживанию и предотвращению военных конфликтов. Консолидация усилий в совершенствовании сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ в интересах обеспечения коллективной безопасности и совместной обороны является одной из основных задач военно-политического сотрудничества с государствами — членами ОДКБ. Военная доктрина Российской Федерации Республика Казахстан Республика Казахстан подписала Договор о коллективной безопасности 15 мая 1992 года в городе Ташкенте. Согласно Военной доктрине развитие системы коллективной безопасности в рамках Организации Договора о коллективной безопасности является одной из составляющих обеспечения военной безопасности Республики Казахстан в военно-политической сфере.
Эта позиция Лукашенко остается практически неизменной и сегодня, о чем говорят его последние заявления и стремление коренным образом изменить ситуацию в ОДКБ. Белорусский лидер говорил много, отмечая проблемы как частного порядка, так и общие для всех участников организации. И здесь заявления Лукашенко были схожи с тем, о чем говорил его российский коллега. При этом белорусский лидер и в этот раз был довольно критичен, напомнив всем о том, что внутри самой ОДКБ есть проблемы, которые пока разрешить не удается.
Поэтому есть очень серьезные шаги вперед в этом направлении», — сказал белорусский лидер. В этой связи Лукашенко представил свое видение того, что необходимо сделать в плане дальнейшего развития Организации Договора о коллективной безопасности. В частности, речь идет о «повышении сплоченности государств — членов ОДКБ», «снижении уровня напряженности и урегулировании противоречий между ними в целях укрепления самой организации», а также «обеспечении безопасности и стабильности в зоне ее ответственности», в том числе за счет усиления военного сотрудничества. Кроме того, Лукашенко считает необходимым повышение роли организации на международной арене. И здесь четко прослеживаются интересы Белоруссии, так как у Минска в настоящее время наблюдается острая нехватка международных площадок, где белорусские власти могли бы доносить свою точку зрения на происходящее как внутри, так и вокруг республики.
Более того, в случае повышения международного статуса ОДКБ организация может быть использована для налаживания связей с Западом через усиление контактов с дружественными сегодня Минску странами. Все это и вошло в нынешнюю белорусскую концепцию развития ОДКБ, которую Белоруссия попытается реализовать в 2023 году. В частности, Лукашенко предложил сразу несколько основных направлений, которые так или иначе связаны с национальными интересами его страны. Во-первых, это «урегулирование кризисных ситуаций и недопущение дальнейшей дестабилизации в зоне ответственности ОДКБ». В данном случае важно не только то, что данная инициатива должна «повысить уровень взаимного доверия через совместные действия», но и то, что она позволит организации превратиться в реальный инструмент военной и иной помощи ее участникам.
Неслучайно в данном контексте Минск планирует добиваться как «совершенствования нормативно-правовой базы организации и национальных правовых актов», так и «упрощения процедуры транзита контингентов с вооружением и военной техникой через территории государств-членов». Кроме того, белорусская сторона планирует интенсифицировать сотрудничество внутри организации за счет увеличения совместной работы по самым различным вопросам, которые затрагивают и интересы республики. Так, Лукашенко планирует организовать различные мероприятия с приглашением представителей «других заинтересованных стран и специализированных международных организаций».
ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности)
Каждая страна, входящая в состав структуры, вправе выйти из неё по первому желанию. Удерживать её никто не станет, так же как и чинить препятствий. Но дата создания ОДКБ несколько другая. Спустя 10-летие главы государств вновь собрались, чтобы обсудить условия сотрудничества. В ходе переговоров был подписан новый акт.
Дата его заключения — 2 мая 2002-го года. Устав организации рассмотрели представители ООН. Он был утверждён и зарегистрирован в Секретариате. Штаб-квартира ОДКБ находится на территории нашей страны.
В Москве участники организации собираются на совещания и собрания. Здесь рассматриваются предложения, поступающие от руководителей стран, входящих в состав структуры. В своей стране он занимает должность премьер-министра. Его имя — Никол Пашинян.
Этот человек, по сути, является руководителем организации. К нему обращаются с предложениями, которые позже коллективно рассматриваются. Напомним, что события 90-х годов нельзя назвать положительными. Главы государств бывшей единой страны стремились создать в своих республиках безопасную обстановку.
Задачи ОДКБ понятны. Главным в то время, было создание мирной обстановки на постсоветском пространстве. Лидеры стран, входящих в ОДКБ, понимали, что совместная деятельность принесёт больше результатов.
Об этом рассказали в региональном минздраве. Об этом сообщает армянский новостной портал Panorama.
Они условились продолжать и развивать партнерство. Однако при этом среди сфер сотрудничества не была упомянута безопасность, которая, в отсутствие прочного мира с соседним Азербайджаном, является для Армении ключевым вопросом.
Казахстанская армия и полицейские при помощи миротворцев ОДКБ провели антитеррористические мероприятия, под охрану солдат были переданы самые значимые в стране объекты стратегического значения: Международный аэропорт Almaty International Airport. Генеральное консульское учреждение. Сооружения для трансляций теле- и радиопередач. Государственные многофункциональные центры и здания в городе Алматы. Самые крупные хлебопекарные предприятия. Касым-Жомарт Кемелевич Токаев поблагодарил партнеров за оказанное содействие.
Заявил на весь мир, что ОДКБ показала себя «на все сто процентов» как эффективную и достойную уважения военно-политическую организацию. Участвует ли в СВО в Украине Вопрос о том, будет ли участвовать организация в специальной военной операции по защите Донбасса, не рассматривался. Об этом журналистам рассказал пресс-секретарь В. Путина, Д. Но еще до объявления режима контртеррористической операции Рамзан Кадыров резко осудил глав государств, входящих в ОКДБ. Президент Чеченской Республики сказал, что от такого содружества России вообще нет никакой пользы.
Страны ОДКБ обязуются защищать друг друга в случае агрессии. В рамках организации создано несколько военных структур, которые ежегодно отрабатывают выполнение боевых задач и проводят совместные учения. RT рассказывает об итогах четвертьвековой международной работы в рамках Договора. В экспертной среде отсутствует единое мнение о результатах развития коллективной безопасности на пространстве СНГ. Часто в упрёк организации ставится бездействие во время беспорядков в Киргизии 10—15 июня 2010 года и в период обострения карабахского кризиса в апреле 2016 года. Цели и задачи ОДКБ прописаны в основополагающих документах. В Договоре от 15 мая 1992 года говорится, что решение о совместном применении вооружённых сил принимается исключительно на основе консенсуса, то есть единогласно. Только таким образом соблюдается суверенитет каждого участника. В документе ничего не говорится о праве организации вмешиваться во внутренние дела стран, равно как и о политике в отношении спорных территорий. В большей степени ОДКБ направлена на ликвидацию внешних угроз: конфликты вблизи границы, необоснованное наращивание военной мощи третьих стран, нарушение договоров о сокращении вооружений, применение ядерного и других видов оружия массового поражения, международный терроризм, попытки вмешательств во внутренние дела участников Договора. ОДКБ не предназначена для предотвращения государственных переворотов, гражданских войн и разрешения территориальных или политических споров военным путём. При этом Устав ООН имеет высшую силу позволяет государствам запрашивать военную помощь извне для поддержки официального правительства. Этим правом могут воспользоваться власти любого государства — участника ОДКБ, если они сочтут это необходимым. До 1999 года участниками Договора были Азербайджан, Грузия и Узбекистан. После массовых беспорядков в Андижане 13 мая 2005 года Ташкент решил вернуться в состав ОДКБ, но в 2012 году вновь покинул организацию. Ещё одно нейтральное государство на пространстве СНГ — Туркменистан. Тем не менее обе республики достаточно тесно взаимодействуют с Россией по линии военно-технического сотрудничества. Москва остаётся для Ташкента и Ашхабада практически безальтернативным поставщиком вооружения. Договор не предполагает каких-либо географических рамок и открыт для любого государства, которое не входит в другие военные блоки. С 1992 по 2002 годы проходило формирование национальных вооружённых сил.
В каких случаях ОДКБ может оказать помощь странам-участницам
Является членом Организации Договора о коллективной безопасности, созданной в 2003 году на основе и в развитие сотрудничества в рамках Договора о коллективной безопасности. Конституция Республики Армения определяет, что Вооруженные силы находятся в подчинении Правительства. Постановление о применении вооруженных сил принимает Правительство. В случае безотлагательной необходимости постановление о применении вооруженных сил по предложению министра обороны выносит Премьер-министр и немедленно сообщает об этом членам Правительства. В Стратегии национальной безопасности Республики Армения отмечено, что членство в ОДКБ является одной из составляющих обеспечения безопасности Армении, которая достигается за счет многосторонних связей между государствами — участниками.
Как пример одного из тесных сотрудничеств стран на постсоветском пространстве стоит отметить коллективный договор по безопасности. Он предусматривает не только оказание помощи, в том числе и военной в случае угрозы безопасности стран-подписантов. Это может быть угроза целостности страны в связи с переворотами и восстаниями, природными стихиями и катаклизмами. Его основной задачей было сохранить взаимодействие армий новообразованных независимых государств на постсоветском пространстве. В 1993 году к коллективному договору присоединились Азербайджан, Белоруссия и Грузия. В настоящее время ГУАМ не является действующей и реально работающей структурой, несмотря на то, что формального решения об ее роспуске не принималось, а расположенный в Киеве Секретариат ГУАМ регулярно выпускает пресс-релизы на русском языке о своей работе. Документы о создании ОДКБ были ратифицированы всеми странами-участницами и 18 сентября 2003 года вступили в силу. В их задачи входит противодействие военной агрессии, спецоперации по борьбе с международным терроризмом, организованной преступностью, наркотрафиком, а также ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций. Практически все республики столкнулись с ростом преступности и угрозой международного терроризма и религиозного экстремизма. Одна из самых накаленных ситуаций складывалась в Таджикистане, гражданская война в котором грозила отразиться на соседних странах. Важную роль в достижении примирения в республике сыграл ОДКБ, что неоднократно было отмечено руководством Таджикистана. Опасное развитие событий в Афганистане также послужили причиной задействования возможности ОДКБ осенью 1996 года и летом 1998 года, чтобы предотвратить попытки дестабилизации обстановки в этом регионе экстремистами. Нейтрализация угрозы, которая была создана действиями группировок международных террористов в районах Центральной Азии и на юге Киргизии в 1999 и 2000 годах, произошла благодаря мерам, оперативно предпринятым государствами-участниками ДКБ. Свежим примером оперативной работы ОДКБ стала стабилизация ситуации в Казахстане после подавления беспорядков, начавшихся в январе 2022 года на фоне двукратного роста цен на сжиженный газ. Уличные протесты переросли в масштабные столкновения и стали угрозой национальной безопасности и суверенитету страны. После обращения Президента Казахстана К. Токаева, Совет коллективной безопасности ОДКБ принял решение направить миротворческие силы в Республику Казахстан на ограниченный срок. Работа структур ОДКБ опираются на следующие нормативно-правовые акты: — «Декларация государств-участников ДКБ»; — «Концепция коллективной безопасности государств-участников ДКБ»; — документ об «Основных направлениях углубления военного сотрудничества»; — план реализации Концепции коллективной безопасности и Основные направления углубления военного сотрудничества. Обоюдные претензии Взаимоотношения стран, входящих в ОДКБ нельзя назвать идиллическими ни на этапе создания организации, ни сейчас.
Военная доктрина Республики Беларусь предусматривает укрепление системы коллективной безопасности и дальнейшее развитие отношений с государствами — членами ОДКБ по вопросам развития и применения сил коллективной безопасности, создания объединенных военных систем, развития миротворческого потенциала ОДКБ и укрепления статуса ОДКБ на международной арене в целом. Военная доктрина Республики Беларусь Российская Федерация Российская Федерация подписала Договор о коллективной безопасности 15 мая 1992 года в городе Ташкенте. Согласно Стратегии национальной безопасности Российская Федерация выступает за качественное развитие Организации Договора о коллективной безопасности, превращение ее в универсальную международную организацию, способную противостоять региональным вызовам и угрозам военно-политического и военно-стратегического характера включая международный терроризм и экстремизм, незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, нелегальную миграцию , а также угрозам в информационной сфере. Укрепление системы коллективной безопасности в рамках Организации Договора о коллективной безопасности и наращивание ее потенциала, в соответствии с Военной доктриной Российской Федерации, является одной из основных задач по сдерживанию и предотвращению военных конфликтов. Консолидация усилий в совершенствовании сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ в интересах обеспечения коллективной безопасности и совместной обороны является одной из основных задач военно-политического сотрудничества с государствами — членами ОДКБ.
Пашинян в своем выступлении заявил, что цитата : «Договор о коллективной безопасности, по нашему мнению, не был выполнен в отношении Армении, в особенности в 2021-2022 годах. Это не могло остаться без нашего внимания. Мы приостановили наше участие в этом договоре. Посмотрим, что будет дальше». Ранее Пашинян в ходе юбилейного заседания Совета глав государств ОДКБ в мае 2022 года подверг организацию критике за отсутствие ответа на просьбы его страны о помощи в 2020 и 2021 годах, когда, по мнению армянской стороны, азербайджанские войска вторглись на территорию Армении.
Значения аббревиатуры ОДКБ
Как организация получила вторую жизнь В 1999 году от продления договора отказались Узбекистан, Азербайджан и Грузия — уровень конфликтности стран-участниц снизился, а географический центр переместился в Центральную Азию, крайне неустойчивый регион, страдающий от вспышек исламского фундаментализма. В это время к власти в России пришел Владимир Путин, страна стала претендовать на значимую роль в мировой политике, и ДКБ выступил потенциальным каналом для расширения ее влияния. Запрос центральноазиатских республик на военную помощь и амбиции Москвы ситуативно совпали и привели к реформе ДКБ. В 2003 году альянс трансформировался в полноценную международную организацию — ОДКБ, де-факто региональный блок без заявки на статус глобального игрока. Это, конечно, отличало альянс от Организации Варшавского договора. При юридическом равенстве стран-участниц ОДКБ воспринималась в качестве силового инструмента в руках России — и эта проблема еще проявит себя в будущем. Акция протеста у российской военной базы в Армении. В ответ на террористические атаки 11 сентября 2001 США начали вторжение в Афганистан — в регионе появилась альтернативная сила, на которую ориентировались центральноазиатские республики.
Чтобы избежать разногласий с союзниками, Россия поддержала Соединенные Штаты. Однако война в Афганистане затянулась на 20 лет и закончилась победой талибов «Талибан» признан террористической организацией на территории России.
Когда на переговорах по Донбассу зашел разговор о возможном введении миротворцев, то возникло ожидаемое предположение, что это должны быть представители ОДКБ. Замгенсека Валерий Семериков даже не исключил, что это может произойти, если будет политическое решение в верхах.
Но с тех пор донбасское урегулирование зашло в тупик, и о таком оптимистичном сценарии уже не вспоминают. Наконец, в рамках ОДКБ пытались создать единый список террористических организаций. Но и эта идея оказалась нереализуемой. Например, в Армении вообще нет собственного списка террористических организаций, а Таджикистан включает туда, например, оппозиционную Партию исламского возрождения, которая до 2015 года заседала в парламенте республики, после чего ее обвинили в организации едва ли не всех терактов в истории страны.
Казахстан и Кыргызстан тоже оказались бы перед неприятным выбором. Сейчас они, чтобы не обижать турецких партнеров, признают Рабочую партию Курдистана террористической организацией, а Москва идти на такие уступки Анкаре не собирается. В итоге у ОДКБ не получается проявить себя почти ни в чем, кроме военных учений, устраиваемых в пику аналогичным маневрам НАТО, и «обсуждения военно-политической обстановки» за круглым столом. Но проблема в том, что лаборатории, которые вызывают беспокойство Москвы, есть в том числе в Армении и Казахстане, которые входят в Организацию.
Говорить о возможности оживить ОДКБ с помощью расширения тоже не приходится. Еще несколько лет назад много спорили о возможном вступлении туда Азербайджана — тем более что в 1992 году он тоже подписывал Договор о коллективной безопасности. Но, судя по всему, это были лишь дипломатические маневры Баку, чтобы изолировать Армению. Сейчас, после победы во второй карабахской войне, Азербайджану вряд ли захочется связывать себя лишними обязательствами.
Другой теоретический кандидат на вступление, а вернее — возвращение — Узбекистан, который вышел из ОДКБ в 2012 году.
Фактически ОДКБ была учреждена лишь в 2002 году. Особенности деятельности: нападение на одну страну приравнивается к нападению на все государства, входящие в Организацию; создание многоструктурных органов для защиты безопасности стран; оказание необходимой помощи государствам-участникам, ставшим «жертвами агрессии». Совет коллективной безопасности является высшим органом ОДКБ. В него входят главы государств.
На сессии СКБ в Кишинёве 7 октября 2002 г. В качестве целей ОДКБ были зафиксированы укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов.
Структура К 2004 г. Председательство СКБ назначается по принципу ротации из глав государств — членов ОДКБ, генеральный секретарь высшее административное должностное лицо; с января 2023 И. Тасмагамбетов назначается решением СКБ. На сессии СКБ в Минске 23 июня 2006 одобрена Декларация о дальнейшем совершенствовании и повышении эффективности деятельности ОДКБ, поставившая задачу её превращения в многофункциональную структуру противодействия всему спектру вызовов и угроз безопасности государств-членов; тогда же принято решение о восстановлении членства Узбекистана 19 декабря 2012 членство Узбекистана приостановлено. С 2006 г.
ДОСЬЕ: К 30-летию Договора о коллективной безопасности
ОДКБ — это региональная международная организация, созданная ради укрепления мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов. Говоря простыми словами ОДКБ — это союз нескольких государств со своими задачами и целями. ОДКБ — это своеобразная замена Организации Варшавского договора Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи , которая распалась 1 июля 1991 года. ОДКБ был создал менее чем через год — 15 мая 1992 года. Чуть позже к ДКБ присоединились Азербайджан 24 сентября 1993 года , Грузия 9 сентября 1993 года , а также Беларусь 31 декабря 1993 года. Договор вступил в силу 20 апреля 1994 года.
Он был рассчитан на 5 лет и допускал продление.
Основные усилия в деятельности многонационального коллектива Объединенного штаба, возглавляемого генерал-полковником Андреем Сердюковым, сосредоточены на организации выполнения решений глав государств — членов ОДКБ, руководителей оборонных ведомств по развитию военной составляющей Организации. Особое внимание уделяется дальнейшему совершенствованию сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ. Осуществляется дальнейшее развитие Коллективных сил оперативного реагирования, Миротворческих сил, Коллективных авиационных сил ОДКБ и Коллективных сил быстрого развертывания Центральноазиатского региона.
Но проблема в том, что лаборатории, которые вызывают беспокойство Москвы, есть в том числе в Армении и Казахстане, которые входят в Организацию.
Говорить о возможности оживить ОДКБ с помощью расширения тоже не приходится. Еще несколько лет назад много спорили о возможном вступлении туда Азербайджана — тем более что в 1992 году он тоже подписывал Договор о коллективной безопасности. Но, судя по всему, это были лишь дипломатические маневры Баку, чтобы изолировать Армению. Сейчас, после победы во второй карабахской войне, Азербайджану вряд ли захочется связывать себя лишними обязательствами. Другой теоретический кандидат на вступление, а вернее — возвращение — Узбекистан, который вышел из ОДКБ в 2012 году.
Когда пришедший к власти в 2016 году Шавкат Мирзиёев стал налаживать отношения с соседями, возникло предположение, что Ташкент удастся вернуть в ОДКБ. Ведь в 2006 году он уже приостанавливал свое участие, а позже вернулся. Однако эти ожидания вряд ли оправдаются — учитывая, с каким трудом Москва уговорила Ташкент присоединиться к ЕАЭС в качестве наблюдателя. Граница с Афганистаном у Узбекистана не особенно протяженная и успешно охраняется без внешней помощи. А в проблемах с соседями — например, в Ферганской долине — от ОДКБ, как видно по прошлому опыту, мало толку.
Тем не менее, шанс показать себя у ОДКБ все же остается — если Организация сможет продемонстрировать эффективную и слаженную работу после вывода американских войск из Афганистана. Предположить, с какими именно проблемами придется столкнуться Центральной Азии после ухода американцев из Афганистана, пока трудно. Но если с помощью России удастся разработать внятную стратегию сдерживания подобных рисков, то сомнений в пользе от ОДКБ станет куда меньше. Toggle navigation.
Впоследствии к нему присоединились Азербайджан, Грузия и Беларусь. Договор вступил в силу 20 апреля 1994 г. В апреле 1999 г.