Директор по развитию цифрового направления и новым медиа Денис Халаимов. В Центробанке представили три сценария развития российской экономики до 2025 года включительно — «базовый», «ускоренная адаптация» и «глобальный кризис». Предварительные итоги развития российской экономики в 2023 г. свидетельствуют об успешной.
Названы стресс-сценарии для российской экономики
2026 годов (апрель 2023). Доходы бюджета России увеличились, в том числе нефтегазовые. Появились предпосылки к росту поступлений в ближайшие шесть лет, заявил президент Владимир Путин на совещании по экономическим вопросам. Рост ВВП России в 2023 году превзошел ожидания, но восстановительный подъем завершен. «Как в апреле грохнулись, так и лежим»: экономисты — о том, когда российская экономика начнет восстанавливаться. Россия сможет восстановить положительные темпы развития экономики через пять-шесть лет, если оказывать всестороннюю поддержку российским предпринимателям в условиях санкций. РИА Новости выбрало 10 главных ожидаемых событий в экономике в 2024 году, которые будут иметь важные последствия как для развития страны в целом, так и для каждого человека.
Экономика и бизнес
Российский президент Владимир Путин в рамках совещания с правительством по экономическим вопросам заявил, что проекты по развитию государства обсудят в мае 2024 года на совместном заседании Госсовета и Совета по национальным проектам. Соответственно, через двадцатилетие половозрастная структура российского общества будет становиться все хуже – Россия продолжит стареть. Российский президент Владимир Путин в рамках совещания с правительством по экономическим вопросам заявил, что проекты по развитию государства обсудят в мае 2024 года на совместном заседании Госсовета и Совета по национальным проектам. Финансы - 3 октября 2023 - Новости Санкт-Петербурга - В дальней перспективе ракета может заменить Союз-2, однако это произойдёт не ранее 2028 года.
В ЦБ назвали три сценария развития российской экономики
Сегодня мы рассмотрим сценарные условия функционирования российской экономики, а также основные параметры прогноза социально-экономического развития на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов. Российский президент Владимир Путин в рамках совещания с правительством по экономическим вопросам заявил, что проекты по развитию государства обсудят в мае 2024 года на совместном заседании Госсовета и Совета по национальным проектам. 2022 год показал всем, что прогнозы — дело неблагодарное, а экономические тем более. В 2023 году нас ждет интересное. Что будет с экономикой и бюджетом? Как. новости России и мира сегодня. Банк России опубликовал три прогнозных сценария развития ситуации в российской экономике до 2026 года. Главная» Новости» Перспективы развития вс рф в 2024.
Мировая экономика и Россия. Перспективы развития
Как отметил Путин, в условиях санкций России удалось компенсировать закрытие западных рынков и нарастить объём внешней торговли благодаря сотрудничеству с быстрорастущими регионами мира. В рамках прогноза социально-экономического развития на 2023-2025 годы Минэкономразвития России был скорректирован ряд ключевых макропараметров по сравнению со сценарными условиями прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год. Последние новости экономики, финансов, энергетики и бизнеса в России и мире. Финансово-экономическая аналитика, статьи, интервью с экспертами, топовыми представителями бизнеса, прогнозы и комментарии. В ходе послания Федеральному собранию 29 февраля Путин заявил, что РФ в ближайшей перспективе войдет в четверку крупнейших экономик мира.
Центробанк рассказал о перспективах развития российской экономики
Но ведь начальство с 2014 года этот подход и демонстрирует — общий уровень потребления людей не растет — в то же время мы видим буквально закипающее, бьющее через край, пузырящееся богатство… А потому, что так «перераспределение» и работает — начальство очень умело формирует устойчивые группы бенефициаров текущей экономической политики, которые полностью отдают себе отчет в источниках своего растущего благосостояния. И, если кому-то придет в голову эту политику менять — он столкнется с необходимостью «снимать с довольствия» очень большие группы людей и это не «олигархия», там счет уже на десятки миллионов «получающих выплаты» … В общем, это то самое «разделяй и властвуй», две экономики, два общества, два «народа» даже — в одной стране». Откуда в стране взялись «два народа» Кстати, на странную ситуацию, когда в стране с экономической точки зрения живут «два народа», Прокофьев обратил свое внимание еще несколько месяцев назад: «Один народ закредитован по уши, а другой народ — пытается копить деньги…» Тогда «Новые Известия» привели его резоны по этому поводу. Причем, скорее всего, основу кредитов для «более бедных» составляют «деньги до получки по паспорту» с огромными процентами. Но именно эти люди — с дорогими кредитами и низкими доходами — больше всего боятся инфляции. По данным ЦБ РФ, инфляционные ожидания в этой страте почти вдвое выше, чем у «условно обеспеченных» и в кризисный момент «бедные» бегут в магазин «за гречкой» — сметая все с полок и провоцируя ту самую инфляцию, которой они сами боятся и которой боится ЦБ РФ.
Возможные риски. Однако экономический рост России в 2024 году также будет сталкиваться с рядом рисков и неопределенностей, таких как: Риск снижения добычи и экспорта углеводородов, которые являются основным источником доходов бюджета России. Основными причинами снижения добычи являются истощение запасов, высокие издержки, недостаток инвестиций и технологий, а также экологические ограничения. Снижение добычи углеводородов может привести к уменьшению экспортных поставок на мировые рынки, а также к увеличению зависимости от импорта нефтепродуктов и газа из других стран. Риск ухудшения социальной ситуации и роста недовольства населения в России. Ухудшение социальной ситуации и роста недовольства населения может привести к снижению доверия к государству. Недостаточная диверсификация экономики России, ее зависимость от цен на нефть и другие товары, которые подвержены сильным колебаниям на мировых рынках.
В экономике России начались после распада Союза следующие процессы: Хаотичный отход от принципов социалистической экономики. В бюджете страны наблюдался постоянный дефицит. Резкий рост цен. Отсутствие договорной дисциплины на предприятиях. Росли внешние и внутренние долги государства. В 1998 году произошел кризис, который снизил уровень жизни и вызвал девальвацию рубля. Рост экономических показателей наблюдался только до 1999 года, когда государственная валюта страны начала медленно укрепляться. Финансовая политика России осуществлялась очень ненадежными методами. С 2007 по 2010 год ситуация существенно меняется: В 2007 г. Страна вошла в семерку самых развитых мировых экономик.
Все эти суммы, мало того, что они увеличиваются, они продлеваются как минимум до 2030 года», — отметил экономист. Региональный акцент Остановившись отдельно на вопросах регионального развития, Владимир Путин предложил снизить долговую нагрузку субъектов Российской Федерации, списав две трети задолженности регионов по бюджетным кредитам, что позволит им сохранить порядка 200 млрд рублей ежегодно в 2025—2028 годах — эти деньги должны будут пойти на поддержку инвестиций и инфраструктурных проектов. И средства, которые возвращаются в федеральный бюджет, предлагаю вновь вкладывать в развитие регионов, направлять их на выдачу новых инфраструктурных бюджетных кредитов, а в целом начиная с 2025 года будем наращивать портфель инфраструктурных кредитов субъектам Федерации не менее чем на 250 млрд рублей ежегодно», — сказал президент. Президент во время оглашения послания уделил большое внимание вопросу социально-экономической устойчивости регионов. Он несколько раз делал на этом акцент и сфокусировался на том, что важно обеспечить равномерное региональное развитие. Принятые решения по финансовой поддержке субъектов федерации — это, с одной стороны, про поддержку экономического развития регионов. И, с другой стороны, поддержка экономики неизбежно влечет за собой развитие человеческого капитала. Как смогут поступить регионы с той частью средств, которая должна была пойти на закрытие кредитных обязательств? Направить ее на те статьи расходов, которые напрямую связаны с повышением качества жизни граждан. Вопросы экономики в контексте регионального развития — это фактически всегда сюжет про влияние принимаемых решений на уровень жизни в субъекте страны. Когда списывают часть задолженности по бюджетным кредитам, стимулируют освобождение средств на задачи по повестке развития. Поскольку в центре президентской политики находится человек, его потребности и интересы, — эти задачи напрямую касаются именно человека, направлены на его благополучие», — отметила в комментарии «ФедералПресс» Дарья Кислицына , руководитель департамента по работе с регионами ЭИСИ, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по территориальному развитию, городской среде и инфраструктуре.
Перспективы экономического развития России в 2023 году
Глава государства призвал придерживаться консервативного подхода к планированию госбюджета. Путин также поручил, верстая расходную часть, сконцентрировать внимание на социальной сфере, поддержке семей, развитии территорий. В целом макроэкономические показатели превысили прогнозы, заявил он, также сообщив о замедлении инфляции.
В прогнозе ЦБ приведены средние значения, рассчитанные на основе заявленных в источнике диапазонов. При этом цены на продовольствие в стране растут быстрее, чем на прочие товары. Это делает инфляцию наиболее болезненной для самых малообеспеченных слоев населения, которые тратят на еду значительную часть семейного бюджета. По мнению ведомства, основным драйвером снижения станет расширение объемов предложения товаров и услуг, которое должно удовлетворить внутренний спрос — как потребительский, так и инвестиционный.
Это открывает широкие возможности для успешной деятельности Российской Федерации на международной арене. Национальные интересы Российской Федерации во внешнеполитической сфере, стратегические цели и основные задачи внешней политики Российской Федерации 15. Исходя из национальных интересов и стратегических национальных приоритетов Российской Федерации внешнеполитическая деятельность государства направлена на достижение следующих стратегических целей: 1 обеспечение безопасности Российской Федерации, ее суверенитета во всех сферах и территориальной целостности; 2 создание благоприятных внешних условий для развития России; 3 упрочение позиций Российской Федерации как одного из ответственных, влиятельных и самостоятельных центров современного мира. Приоритетные направления внешней политики Российской Федерации Формирование справедливого и устойчивого мироустройства 18. Россия стремится к формированию такой системы международных отношений, которая обеспечивала бы надежную безопасность, сохранение культурно-цивилизационной самобытности, равные возможности развития для всех государств независимо от их географического положения, размера территории, демографического, ресурсного и военного потенциалов, политического, экономического и социального устройства. Верховенство права в международных отношениях 20. Обеспечение верховенства права в международных отношениях служит одной из основ справедливого и устойчивого мироустройства, поддержания глобальной стабильности, мирного и плодотворного сотрудничества государств и их объединений, является фактором снижения международной напряженности и повышения предсказуемости мирового развития. Россия последовательно выступает за укрепление правовых основ международных отношений, добросовестно выполняет свои международно-правовые обязательства.
При этом решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Механизм формирования универсальных международно-правовых норм должен основываться на свободном волеизъявлении суверенных государств, а ООН должна оставаться главной площадкой для прогрессивного развития и кодификации международного права. Дальнейшее продвижение концепции миропорядка, основанного на правилах, чревато разрушением международно-правовой системы и другими опасными последствиями для человечества. В целях повышения устойчивости международно-правовой системы, недопущения ее фрагментации и ослабления, предотвращения избирательного применения общепризнанных принципов и норм международного права Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание: 1 противодействию попыткам подменять, подвергать ревизии и произвольному толкованию принципы международного права, закрепленные в Уставе ООН, Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, от 24 октября 1970 г. Укрепление международного мира и безопасности 24. Российская Федерация исходит из неделимости международной безопасности в глобальном и региональном аспектах и стремится к ее обеспечению в равной мере для всех государств на основе принципа взаимности. На этой основе Россия открыта к совместным действиям по формированию обновленной, более устойчивой архитектуры международной безопасности со всеми заинтересованными государствами и межгосударственными объединениями. В целях поддержания и укрепления международного мира и безопасности Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание: 1 использованию мирных средств, прежде всего дипломатии, переговоров, консультаций, посредничества и добрых услуг, для разрешения международных споров и конфликтов, их урегулированию на основе взаимного уважения, компромиссов и баланса легитимных интересов; 2 налаживанию широкого взаимодействия в целях нейтрализации попыток любых государств и межгосударственных объединений добиваться глобального доминирования в военной сфере, проецировать свою силу за пределы своей зоны ответственности, присваивать себе преимущественную ответственность за поддержание международного мира и безопасности, проводить разделительные линии и обеспечивать безопасность одних государств в ущерб легитимным интересам других стран.
Российская Федерация исходит из того, что ее Вооруженные Силы могут использоваться в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации. Россия рассматривает статью 51 Устава ООН в качестве адекватной и не подлежащей ревизии правовой основы для применения силы в порядке самообороны. Использование Вооруженных Сил Российской Федерации может быть направлено, в частности, на решение задач по отражению и предотвращению вооруженного нападения на Россию и или ее союзников, по урегулированию кризисов, по поддержанию восстановлению мира в соответствии с решением Совета Безопасности ООН, других структур коллективной безопасности с участием России в их зоне ответственности, по обеспечению защиты своих граждан, находящихся за рубежом, по борьбе с международным терроризмом и пиратством. В случае совершения иностранными государствами или их объединениями недружественных действий, представляющих угрозу суверенитету и территориальной целостности Российской Федерации, в том числе связанных с применением ограничительных мер санкций политического или экономического характера либо с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, Российская Федерация считает правомерным принять симметричные и асимметричные меры, необходимые для пресечения таких недружественных действий, а также для предотвращения их повторения в будущем. В целях предотвращения возникновения биологических угроз и обеспечения биологической безопасности Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание: 1 расследованию случаев предполагаемой разработки, размещения и применения биологического и токсинного оружия, прежде всего на территориях сопредельных государств; 2 предотвращению террористических актов и или диверсий, совершаемых с использованием опасных патогенов, и ликвидации последствий совершения таких актов и или диверсий; 3 расширению сотрудничества с союзниками и партнерами в сфере обеспечения биологической безопасности, прежде всего с государствами — членами ОДКБ и государствами — участниками СНГ. В целях борьбы с незаконными оборотом и потреблением наркотических средств и психотропных веществ, представляющих серьезную угрозу для международной и национальной безопасности, здоровья граждан и духовно-нравственных основ российского общества, Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание: 1 расширению международного сотрудничества в интересах недопущения ослабления или пересмотра действующего глобального режима контроля над наркотиками в том числе недопущения легализации их применения в немедицинских целях , а также противодействия иным инициативам, которые могут повлечь за собой увеличение незаконных оборота и потребления наркотиков; 2 оказанию союзникам и партнерам практического содействия в осуществлении антинаркотической деятельности. В целях борьбы с транснациональной организованной преступностью и коррупцией, представляющими растущую угрозу для безопасности и устойчивого развития России, ее союзников и партнеров, Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание расширению международного сотрудничества в интересах ликвидации «безопасных гаваней» для преступников и укреплению профильных многосторонних механизмов, отвечающих национальным интересам России. В целях снижения на территории Российской Федерации рисков, связанных с возникновением за ее пределами стихийных бедствий и техногенных аварий, повышения устойчивости к ним иностранных государств Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание: 1 укреплению организационно-правовых основ и совершенствованию механизмов двустороннего и многостороннего взаимодействия в сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, наращиванию возможностей по раннему предупреждению и прогнозированию таких чрезвычайных ситуаций, ликвидации их последствий; 2 оказанию иностранным государствам практического содействия в сфере защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе с использованием уникальных российских технологий и опыта чрезвычайного реагирования.
В целях противодействия нелегальной миграции и совершенствования регулирования международных миграционных процессов Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание укреплению взаимодействия в этой сфере с государствами — участниками СНГ, проводящими конструктивную политику в отношении Российской Федерации. Обеспечение интересов Российской Федерации в Мировом океане, космическом и воздушном пространстве 36. В целях изучения, освоения и использования Мирового океана в интересах обеспечения безопасности и развития России, противодействия односторонним ограничительным мерам недружественных государств и их объединений в отношении российской морской деятельности Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание: 1 обеспечению гарантированного свободного, безопасного и полного доступа России к жизненно важным, важным и другим пространствам, транспортным коммуникациям и ресурсам Мирового океана; 2 ответственному и рациональному освоению биологических, минеральных, энергетических и других ресурсов Мирового океана, развитию морских трубопроводных систем, проведению научных исследований, защите и сохранению морской среды; 3 закреплению в соответствии с международным правом внешних границ континентального шельфа Российской Федерации, защите ее суверенных прав на континентальном шельфе. В целях мирного исследования и использования космического пространства, закрепления на лидирующих позициях на рынке космических товаров, работ и услуг, упрочения статуса одной из ведущих космических держав Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание: 1 продвижению международного сотрудничества в интересах предотвращения гонки вооружений в космическом пространстве, прежде всего посредством разработки и заключения соответствующего международного договора, а в качестве промежуточной меры — посредством принятия всеми государствами обязательства по неразмещению первыми оружия в космосе; 2 географической диверсификации международного сотрудничества в сфере космической деятельности. В целях использования международного воздушного пространства в интересах безопасности и развития России, противодействия односторонним ограничительным мерам недружественных государств и их объединений в отношении российских воздушных судов Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание: 1 обеспечению гарантированного доступа России к международному открытому воздушному пространству с учетом принципа свободы полетов; 2 географической диверсификации маршрутов международных полетов российских воздушных судов и развитию сотрудничества в сфере воздушного транспорта, охраны и использования воздушного пространства с государствами, проводящими конструктивную политику в отношении России. Международное экономическое сотрудничество и содействие международному развитию 39. В целях повышения устойчивости системы международных отношений к кризисам, улучшения социально-экономической и гуманитарной ситуации в мире, ликвидации последствий вооруженных конфликтов, реализации Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, укрепления позитивного восприятия России в мире Российская Федерация намерена содействовать международному развитию, уделяя приоритетное внимание социально-экономическому развитию Республики Абхазия, Республики Южная Осетия, государств — членов ЕАЭС, государств — участников СНГ, поддерживающих добрососедские отношения с Россией, а также развивающихся государств, проводящих конструктивную политику в отношении Российской Федерации. Охрана окружающей среды и глобальное здравоохранение 41.
В целях содействия охране здоровья и обеспечения социального благополучия народов России и других государств Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание: 1 повышению эффективности международного сотрудничества в сфере здравоохранения и противодействию его политизации, в том числе в рамках международных организаций; 2 консолидации международных усилий в целях предупреждения распространения опасных инфекционных заболеваний, своевременного и эффективного реагирования на чрезвычайные ситуации санитарно-эпидемиологического характера, борьбы с хроническими неинфекционными заболеваниями, преодоления социально-экономических последствий пандемий и эпидемий; 3 повышению эффективности международных научных исследований в сфере здравоохранения, прежде всего направленных на разработку и внедрение новых средств профилактики, диагностики и лечения заболеваний. Международное гуманитарное сотрудничество 43.
У России уже есть успешный опыт такого объединения, заявила спикер Совфеда Валентина Матвиенко. Источник: РИА "Новости" Матвиенко отметила, что концепция пространственного развития нужна России для экономической сферы. Она добавила, что Россия не может не иметь такую концепцию. Власти РФ должны понимать, где и какие центры новой экономики должны появиться.
Перспективы экономического развития РФ в новых макроэкономических реалиях
Возросший спрос на российское вооружение предвещает значительные доходы для страны и после завершения спецоперации. А активизация оборонно-промышленной отрасли стимулирует научные разработки и технологический прогресс гражданских производств. Трудности отдельных отраслей С другой стороны, ряд отраслей российской экономики испытали в уходящем году ощутимые трудности. Снижение показали добыча полезных ископаемых, энергетический сектор, водоснабжение и водоотведение, здравоохранение, образование, розничная и оптовая торговля, а также международный туризм и гражданская авиация. Динамика экономических показателей в современном мире в условиях смены системных циклов носит, как правило, неустойчивый характер и может быть исправлена при наличии воли и ресурсов у государства», — считает директор Курганского филиала института экономики УрО РАН Сергей Орлов. Есть среди «аутсайдеров» и отрасли, которые несмотря на падение в 2023 году имеют высокий потенциал в будущем.
К таким сферам экономисты относят авиационную промышленность, мощности которой сегодня брошены на производство сотен тысяч высокотехнологичных дронов. После завершения СВО все эти наработки станут большим стимулом для развития гражданского авиастроения. Рекордный кредитный рост Еще одной заметной экономической тенденцией в 2023 году стал серьезный кредитный импульс, как среди предприятий, так и среди населения. По данным Центробанка, общий объем кредитов, выданных бизнесу и населению, достиг рекордных 102,4 трлн рублей. Особенно заметен был рост кредитования населения , где кредитный портфель увеличился на 6 трлн рублей всего за 10 месяцев.
Рост кредитования был обусловлен отложенным спросом, господдержкой различных сфер экономики и гибкой динамикой ставок. Рост ипотечного кредитования был поддержан льготными программами, особенно активизировавшимися при ужесточении политики Банка России. Автокредитование увеличилось из-за отложенного спроса и повышения цен на авто. Неизбежная инфляция Предыдущая тенденция в совокупности с остальными факторами привела к неизбежному инфляционному росту. Произошла экономическая накачка деньгами.
Люди понесли эти деньги в магазины, а в магазинах, к сожалению, больше потребительских товаров не появилось. В связи с этим произошел рост цен», — объясняет независимый финансовый аналитик Виталий Калугин. Самым ярким примером инфляции в ноябре-декабре 2023 года стал стремительный рост цен на куриные яйца. В регионах десяток яиц вырос до 180-200 рублей за упаковку по сравнению с привычными 60-80 рублями.
Во время брифинга замглавы исследовательского департамента МВФ Петя Коева-Брукс обозначила четыре главные причины пересмотра оценки. Во-первых, по её словам, поставки российской нефти на зарубежные рынки по-прежнему остаются стабильными. Во-вторых, значительно вырос объём корпоративных инвестиций, в том числе со стороны госпредприятий. И наконец, мы отмечаем влияние государственных расходов, хотя здесь наблюдается гораздо большее увеличение трат на безопасность, нежели общих расходов», — рассказала представитель организации. Впрочем, как полагают эксперты МВФ, в следующем году рост экономики России замедлится, поскольку эффект высокой инвестиционной активности и сильного потребительского спроса начнёт угасать. Кроме того, в среднесрочной перспективе страна продолжит сталкиваться с различными препятствиями, вызванными санкциями и последствиями спецоперации, считают в фонде. При этом основными драйверами роста служат обрабатывающая промышленность, строительство и розничная торговля, заявил глава департамента макроэкономического анализа и прогнозирования ведомства Лев Денисов. Для России важно сохранить устойчивые темпы экономического роста, для обеспечения которых правительство уже реализует широкий набор мер», — подчеркнул Денисов. По информации специализированной базы данных Castellum.
Путин также поручил, верстая расходную часть, сконцентрировать внимание на социальной сфере, поддержке семей, развитии территорий. В целом макроэкономические показатели превысили прогнозы, заявил он, также сообщив о замедлении инфляции.
Вторым направлением будет развитие новых технологий и цифровизация. Эти контуры заметны вовсю сегодня, по мере того, что государство предпринимает значительные усилия по достижению технологического суверенитета и по мере становления сознания, где Россия будет в центре мира, эта задача будет решаться, так как наши люди будут стремиться свой потенциал реализовывать внутри страны, соответственно, будет решена главная проблема современной России — отток мозгов и отток капиталов. Если научить людей любить свою родину, большую и малую, то им просто не захочется выводить деньги куда-то и уезжать из своего региона. Тем не менее, огромной гирей на России будет висеть ее демографический кризис, который вряд ли будет решен через 20 лет, тем более что его корни находятся весьма глубоко и не обусловлены одними лишь экономическими потрясениями или недостатком квадратных метров. Решение демографического кризиса возможно лишь по мере перестройки сознания людей, что наблюдается не особо. Соответственно, я бы ожидал, в лучшем случае, начало решения демографического кризиса через 20 лет. Соответственно, через двадцатилетие половозрастная структура российского общества будет становиться все хуже — Россия продолжит стареть. Частично негативные эффекты будут парированы развитием технологий и иммиграцией, но полностью решить демографическую проблему эти источники не смогут. Поэтому решение естественной убыли населения будет выходить на первый план и в ближайшие 20 лет Россия либо предпримет действия по радикальному изменению ситуации, либо депопуляция приобретет эффект снежного кома, когда малочисленное поколение детей двадцатых даст еще меньшее поколение детей сороковых. Пока же тенденцией прошедших десятилетий были лишь полумеры, устраивавшие всех, но не решавшие проблему. Радикальное же решение будет сопряжено с устранением широкого круга людей, открыто пропагандирующего в России практики, негативно влияющие на нашу демографию. Первые ласточки этой тенденции уже полетели. И здесь мы подходим к еще одному вопросу, решение которого определит Россию через 20 лет. Россия без Путина При всей своей хорошей физической форме, Владимир Путин, скорее всего, не будет главой государства через 20 лет. Соответственно, та система сдержек и противовесов между элитными группировками, которую он выстроил, и поддержание которой помогло России выйти из хаоса 90-х, подвергнется серьезному стресс-тесту. Многие исследователи отмечают, что Владимир Путин придает огромное значение личным взаимоотношениям и персональным договоренностям. Так вот, его уход вызовет дестабилизацию политической системы России и положит начало серьезному противостоянию элитных группировок. Это будет время уязвимости России, которой обязательно постараются воспользоваться ее противники. Однако работа на упреждение этого сценария фактически началась — в настоящий момент уже происходит зачистка некоторых прозападных элитных групп. Эта зачистка продолжится до тех пор, пока прозападных элит в России не останется и с уходом Путина уничтожение прозападных кланов только ускорится, если, конечно, его приемником будет «силовик», а не либерал — этот вопрос прояснится по мере реализации СВО на Украине.
Россия 2035: новое качество национальной экономики
Тем не менее период высоких ставок может продлиться дольше, чем многим бы того хотелось. ЦБ предупредил, что начнет снижать ставку, только когда убедится, что инфляция перешла к устойчивому спаду и это не связано с разовыми факторами. Он проявляется и в росте срочных депозитов, и в снижении темпов роста розничного кредитования, — отметила председатель ЦБ Эльвира Набиуллина в недавнем интервью. Но нас продолжают беспокоить ценовые ожидания. У предприятий они остаются на высоком уровне, у граждан немного снизились, но все равно выше ноября.
То есть будут и покрываться проблемы людей, и будет расти экономика за счет льготного финансирования жилищного строительства. Плюс огромные средства, огромные с точки зрения нашего бюджета, вкладываются в усиление и в рост материнского капитала. Все эти суммы, мало того, что они увеличиваются, они продлеваются как минимум до 2030 года», — отметил экономист. Региональный акцент Остановившись отдельно на вопросах регионального развития, Владимир Путин предложил снизить долговую нагрузку субъектов Российской Федерации, списав две трети задолженности регионов по бюджетным кредитам, что позволит им сохранить порядка 200 млрд рублей ежегодно в 2025—2028 годах — эти деньги должны будут пойти на поддержку инвестиций и инфраструктурных проектов. И средства, которые возвращаются в федеральный бюджет, предлагаю вновь вкладывать в развитие регионов, направлять их на выдачу новых инфраструктурных бюджетных кредитов, а в целом начиная с 2025 года будем наращивать портфель инфраструктурных кредитов субъектам Федерации не менее чем на 250 млрд рублей ежегодно», — сказал президент. Президент во время оглашения послания уделил большое внимание вопросу социально-экономической устойчивости регионов.
Он несколько раз делал на этом акцент и сфокусировался на том, что важно обеспечить равномерное региональное развитие. Принятые решения по финансовой поддержке субъектов федерации — это, с одной стороны, про поддержку экономического развития регионов. И, с другой стороны, поддержка экономики неизбежно влечет за собой развитие человеческого капитала. Как смогут поступить регионы с той частью средств, которая должна была пойти на закрытие кредитных обязательств? Направить ее на те статьи расходов, которые напрямую связаны с повышением качества жизни граждан. Вопросы экономики в контексте регионального развития — это фактически всегда сюжет про влияние принимаемых решений на уровень жизни в субъекте страны. Когда списывают часть задолженности по бюджетным кредитам, стимулируют освобождение средств на задачи по повестке развития.
Читать далее Третий сценарий — самый негативный. В случае глобального кризиса продолжат разрушаться финансовые и торговые взаимодействия между странами, кредитно-денежная политика будет ужесточаться, в мире возникнет рецессия, а российская экономика будет испытывать трудности при структурной перестройке.
Не в рецессию, а в некий кризис. Я правильно вас услышал? Я был практически в этом уверен. Вроде бы и импорт проседал, и кредиты тормознули. Но нет. Есть некое торможение, но очень скромное. И оно явно не соответствует моим ожиданиям. Процесс стал сильно затяжным и более масштабным, чем я его ожидал увидеть. Не исключено, что в начале следующего года может быть ещё одно впечатляющее повышение ставок ЦБ. И можно влететь. Причём рост будет весьма внушительный, а расплата придёт чуть позже. Вопрос времени — когда. И у меня нет сомнений, что это "когда" наступит в очень непродолжительный период. ЦБ сдерживает экономический рост — Евгений, а расплачиваться чем будем? Вот, когда мы говорим "придётся расплачиваться". Но, к сожалению, далеко не у всех это получится и получится безболезненно. Рынок труда выглядит очень горячим. Когда мы смотрим на динамику зарплаты — там темпы роста двузначные. Да, они больше инфляции, но какого-то существенного ускорения мы не наблюдаем. Кроме того, у меня есть чёткое ощущение, что на нас сильно давит конкуренция с китайскими производителями. Их всё больше и больше на нашем рынке. Это самые эффективные производители в мире. И обратите внимание: они инвестировали не в эффективность за счёт корпоративных финансов и урезания или сокращения. Они инвестировали в производственные мощности, в современные технологии. Они ведут борьбу на глобальном рынке и побеждают. А нашим компаниям приходится с ними конкурировать на собственном рынке. Я боюсь, что это тот вызов, на который российский производитель пока не нашёл хорошего, комфортного ответа. И даже не ищет. Нам некуда наращивать наш труд. У нас низкая готовность к инвестициям. Я говорил в эфирах, что подавляющая часть инвестиций, рост которых мы видим, — это оборонное производство. Но это не новые мощности оборонного производства — это просто выпуск продукции. Её производят для того, чтобы держать фронт, наступать и так далее. Но получить экономическую отдачу с подавляющей части этих инвестиций совершенно нереально.
Эксперты оценили перспективы российской экономики в ближайшие 6 лет
Эти усилия во многом перечеркиваются Банком России со словами «расширение потенциала экономики — это всегда процесс небыстрый» и указание на то, что рост «должен быть сбалансированным», полагают экономисты. В выступлении председателя Банка России особо подчеркнуто, что поддерживать жесткие денежно-кредитные условия потребуется «продолжительное время». В таких условиях модернизация производства и сохранение достигнутого ранее уровня его развития станут фактически невозможны для большинства предприятий. Ускорению российской экономики также способны помешать рост дефицита федерального бюджета, который может существенно превысить плановые значения Минфина, и внешние факторы в виде замедления роста глобального ВВП.
Военные расходы чрезвычайно высоки. Социальные выплаты чрезвычайно высоки», — пояснила Гопинат. По данным Института развивающихся экономик Банка Финляндии Bofit , большая часть роста российской промышленности приходится на сектора, связанные с военными действиями», — пишет Сандбу.
Скорее, мы находимся в самом его начале», — так прокомментировал результаты экономист Bloomberg Александр Исаков. Директор по инвестициям «Астра управление активами» Дмитрий Полевой назвал данные о бурном росте ВВП свидетельством не «силы экономики», а «признаком наличия проблем с производством и доступом к отдельным товарам». И это при том, что две ведущие экономики ЕАЭС — российская и белорусская — находятся под действием мер сдерживания развития.
Отмечается рост взаимной торговли, во всех государствах-членах доля экспорта товаров в ЕАЭС находится выше средних значений за 2015—2021 годы. К слову, в ЕС не анализируют санкции против России в числе факторов, влияющих на падение европейских экономик. Однако плачевное состояние — явное их следствие.
В случае совершения иностранными государствами или их объединениями недружественных действий, представляющих угрозу суверенитету и территориальной целостности Российской Федерации, в том числе связанных с применением ограничительных мер санкций политического или экономического характера либо с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, Российская Федерация считает правомерным принять симметричные и асимметричные меры, необходимые для пресечения таких недружественных действий, а также для предотвращения их повторения в будущем. В целях предотвращения возникновения биологических угроз и обеспечения биологической безопасности Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание: 1 расследованию случаев предполагаемой разработки, размещения и применения биологического и токсинного оружия, прежде всего на территориях сопредельных государств; 2 предотвращению террористических актов и или диверсий, совершаемых с использованием опасных патогенов, и ликвидации последствий совершения таких актов и или диверсий; 3 расширению сотрудничества с союзниками и партнерами в сфере обеспечения биологической безопасности, прежде всего с государствами — членами ОДКБ и государствами — участниками СНГ. В целях борьбы с незаконными оборотом и потреблением наркотических средств и психотропных веществ, представляющих серьезную угрозу для международной и национальной безопасности, здоровья граждан и духовно-нравственных основ российского общества, Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание: 1 расширению международного сотрудничества в интересах недопущения ослабления или пересмотра действующего глобального режима контроля над наркотиками в том числе недопущения легализации их применения в немедицинских целях , а также противодействия иным инициативам, которые могут повлечь за собой увеличение незаконных оборота и потребления наркотиков; 2 оказанию союзникам и партнерам практического содействия в осуществлении антинаркотической деятельности. В целях борьбы с транснациональной организованной преступностью и коррупцией, представляющими растущую угрозу для безопасности и устойчивого развития России, ее союзников и партнеров, Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание расширению международного сотрудничества в интересах ликвидации «безопасных гаваней» для преступников и укреплению профильных многосторонних механизмов, отвечающих национальным интересам России. В целях снижения на территории Российской Федерации рисков, связанных с возникновением за ее пределами стихийных бедствий и техногенных аварий, повышения устойчивости к ним иностранных государств Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание: 1 укреплению организационно-правовых основ и совершенствованию механизмов двустороннего и многостороннего взаимодействия в сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, наращиванию возможностей по раннему предупреждению и прогнозированию таких чрезвычайных ситуаций, ликвидации их последствий; 2 оказанию иностранным государствам практического содействия в сфере защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе с использованием уникальных российских технологий и опыта чрезвычайного реагирования. В целях противодействия нелегальной миграции и совершенствования регулирования международных миграционных процессов Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание укреплению взаимодействия в этой сфере с государствами — участниками СНГ, проводящими конструктивную политику в отношении Российской Федерации. Обеспечение интересов Российской Федерации в Мировом океане, космическом и воздушном пространстве 36. В целях изучения, освоения и использования Мирового океана в интересах обеспечения безопасности и развития России, противодействия односторонним ограничительным мерам недружественных государств и их объединений в отношении российской морской деятельности Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание: 1 обеспечению гарантированного свободного, безопасного и полного доступа России к жизненно важным, важным и другим пространствам, транспортным коммуникациям и ресурсам Мирового океана; 2 ответственному и рациональному освоению биологических, минеральных, энергетических и других ресурсов Мирового океана, развитию морских трубопроводных систем, проведению научных исследований, защите и сохранению морской среды; 3 закреплению в соответствии с международным правом внешних границ континентального шельфа Российской Федерации, защите ее суверенных прав на континентальном шельфе. В целях мирного исследования и использования космического пространства, закрепления на лидирующих позициях на рынке космических товаров, работ и услуг, упрочения статуса одной из ведущих космических держав Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание: 1 продвижению международного сотрудничества в интересах предотвращения гонки вооружений в космическом пространстве, прежде всего посредством разработки и заключения соответствующего международного договора, а в качестве промежуточной меры — посредством принятия всеми государствами обязательства по неразмещению первыми оружия в космосе; 2 географической диверсификации международного сотрудничества в сфере космической деятельности.
В целях использования международного воздушного пространства в интересах безопасности и развития России, противодействия односторонним ограничительным мерам недружественных государств и их объединений в отношении российских воздушных судов Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание: 1 обеспечению гарантированного доступа России к международному открытому воздушному пространству с учетом принципа свободы полетов; 2 географической диверсификации маршрутов международных полетов российских воздушных судов и развитию сотрудничества в сфере воздушного транспорта, охраны и использования воздушного пространства с государствами, проводящими конструктивную политику в отношении России. Международное экономическое сотрудничество и содействие международному развитию 39. В целях повышения устойчивости системы международных отношений к кризисам, улучшения социально-экономической и гуманитарной ситуации в мире, ликвидации последствий вооруженных конфликтов, реализации Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, укрепления позитивного восприятия России в мире Российская Федерация намерена содействовать международному развитию, уделяя приоритетное внимание социально-экономическому развитию Республики Абхазия, Республики Южная Осетия, государств — членов ЕАЭС, государств — участников СНГ, поддерживающих добрососедские отношения с Россией, а также развивающихся государств, проводящих конструктивную политику в отношении Российской Федерации. Охрана окружающей среды и глобальное здравоохранение 41. В целях содействия охране здоровья и обеспечения социального благополучия народов России и других государств Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание: 1 повышению эффективности международного сотрудничества в сфере здравоохранения и противодействию его политизации, в том числе в рамках международных организаций; 2 консолидации международных усилий в целях предупреждения распространения опасных инфекционных заболеваний, своевременного и эффективного реагирования на чрезвычайные ситуации санитарно-эпидемиологического характера, борьбы с хроническими неинфекционными заболеваниями, преодоления социально-экономических последствий пандемий и эпидемий; 3 повышению эффективности международных научных исследований в сфере здравоохранения, прежде всего направленных на разработку и внедрение новых средств профилактики, диагностики и лечения заболеваний. Международное гуманитарное сотрудничество 43. Защита российских граждан и организаций от иностранных противоправных посягательств, оказание поддержки соотечественникам, проживающим за рубежом, международное сотрудничество в сфере прав человека. В целях развития связей с соотечественниками, проживающими за рубежом, и оказания им всесторонней поддержки с учетом их значительного вклада в сохранение и распространение русского языка и российской культуры в связи с их систематической дискриминацией в ряде государств Российская Федерация, являясь ядром цивилизационной общности Русского мира, намерена уделять приоритетное внимание: 1 содействию консолидации конструктивно настроенных по отношению к России соотечественников, проживающих за рубежом, и оказанию им поддержки в защите их прав и законных интересов в государствах проживания, прежде всего в недружественных государствах, сохранении ими общероссийской культурной, языковой идентичности и российских духовно-нравственных ценностей, связей с исторической Родиной; 2 поощрению добровольного переселения в Российскую Федерацию конструктивно настроенных по отношению к России соотечественников, особенно тех, кто подвергается дискриминации в государствах проживания. Россия признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, считает отказ от лицемерия и добросовестное выполнение государствами своих обязательств в этой сфере одним из условий прогрессивного и гармоничного развития человечества.
Информационное сопровождение внешнеполитической деятельности Российской Федерации 48. Региональные направления внешней политики Российской Федерации Ближнее зарубежье 49. Наиболее важными для безопасности, стабильности, территориальной целостности и социально-экономического развития России, упрочения ее позиций как одного из влиятельных суверенных центров мирового развития и цивилизации являются обеспечение устойчивых долгосрочных добрососедских отношений и объединение потенциалов в различных сферах с государствами — участниками СНГ и другими сопредельными государствами, связанными с Россией многовековыми традициями совместной государственности, глубокой взаимозависимостью в различных сферах, общим языком, близкими культурами. Арктика 50. Россия стремится к сохранению мира и стабильности, повышению экологической устойчивости, снижению уровня угроз национальной безопасности в Арктике, обеспечению благоприятных международных условий для социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации включая защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни проживающих в этой зоне коренных малочисленных народов , а также для развития Северного морского пути в качестве конкурентоспособной национальной транспортной артерии с возможностью его международного использования для осуществления перевозок между Европой и Азией. В этих целях Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание: 1 мирному решению международных вопросов, касающихся Арктики, исходя из особой ответственности арктических государств за устойчивое развитие региона и достаточности Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву от 10 декабря 1982 г. Евразийский континент. Китайская Народная Республика, Республика Индия 51. Особо важное значение для достижения стратегических целей и выполнения основных задач внешней политики Российской Федерации имеет всеобъемлющее углубление связей и координации с дружественными суверенными глобальными центрами силы и развития, расположенными на Евразийском континенте и приверженными подходам, принципиально совпадающим с российскими подходами к будущему мироустройству и решению ключевых проблем мировой политики.
Россия нацелена на дальнейшее упрочение отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия с Китайской Народной Республикой и уделяет приоритетное внимание развитию обоюдовыгодного сотрудничества во всех сферах, оказанию взаимопомощи и укреплению координации на международной арене в интересах обеспечения безопасности, стабильности, устойчивого развития на глобальном и региональном уровнях как в Евразии, так и в других частях мира. Россия будет и далее наращивать особо привилегированное стратегическое партнерство с Республикой Индией в целях повышения уровня и расширения взаимодействия во всех сферах на взаимовыгодной основе и уделять особое внимание увеличению объемов двусторонних торговых, инвестиционных и технологических связей, обеспечению их устойчивости к деструктивным действиям недружественных государств и их объединений. Россия стремится к преобразованию Евразии в единое общеконтинентальное пространство мира, стабильности, взаимного доверия, развития и процветания. Азиатско-Тихоокеанский регион 55. Исламский мир 56. Все более востребованными и надежными партнерами России в вопросах обеспечения безопасности, стабильности, решения экономических проблем на глобальном и региональном уровнях становятся государства дружественной исламской цивилизации, перед которой в реалиях многополярного мира открываются широкие перспективы становления в качестве самостоятельного центра мирового развития. Россия стремится укреплять всеобъемлющее взаимовыгодное сотрудничество с государствами — членами Организации исламского сотрудничества, уважая их общественно-политические уклады и традиционные духовно-нравственные ценности.
Поэтому, заключает Остапкович, первая половина года в лучшем случае пройдет с теми же темпами инфляции, что и сейчас, а в худшем — ускорится уже в первые месяцы. При этом эксперт отмечает и позитивный момент: по мнению Остапковича, ко второй половине года есть вероятность того, что инфляция замедлится. Самый важный вопрос: когда упадет цена на яйца? Георгий Остапкович полагает, что уже в начале года цены, скорее всего, пойдут на спад. А вот Владимир Солодков не до конца разделяет позицию Остапковича: по его мнению, ждать резкого снижения пока не стоит. Он добавляет, что дефицит получится ликвидировать за счет покупки импортных яиц из Турции, однако стоимость с учетом доставки и логистики пока что вызывает больше вопросов, чем ответов. Главные риски для экономики России в 2024 году Георгий Остапкович в числе главных причин называет в первую очередь инфляционное давление. По его словам, именно оно «больно бьет» по населению, равно как и курс рубля. При этом есть большая проблема с занятостью населения — сейчас на рынке не хватает людей для полноценной загрузки мощностей. Владимир Солодков среди главных рисков выделяет геополитическую ситуацию, которую практически невозможно предсказать и которая может измениться в любой момент, что напрямую повлияет на российскую экономику. Ключевые тренды в экономике на следующий год По мнению Георгия Остапковича, в 2024 году будет продолжаться импорт из Китая, потому что импортозамещение — очень дорогой и долгий процесс. Одним из самых успешных мировых кейсов стала Южная Корея, но для этого ей потребовалось порядка пяти лет. Для полноценного импортозамещения нужно создавать новые заводы, рабочие места. Кроме того, нужны компетентные и образованные люди. По словам Остапковича, в России в последние годы падает численность занятых людей в промежутке между 25-39 лет — то есть сектор с самыми производительными работниками.
По ее словам, эта роль России может со временем расти на всей мировой арене, однако стране предстоит столкнуться с рядом вызовов. Первый — инновационный. Технологическое развитие, как видно из примера США, Европы и Японии, дает серьезный импульс экономике. Сейчас активно наращивает свою инновационную мощь Китай, он уже опережает Европу и Японию по научному потенциалу и некоторым показателям инновационности, приближаясь к Америке. Согласно прогнозам, к 2035 году здесь будет не просто инновационная экономика, Китай превратится в инновационные общество, когда все население заинтересовано в повышении уровня знаний и внедрении новых производств и технологий. Признавая, что Россия не сможет двигаться так же стремительно, эксперты считают, что она сможет удержать нишевое лидерство по ряду направлений науки и технологий и выйдет на небольшой устойчивый рост инновационной активности в традиционных отраслях. В этой связи следует особое внимание уделять новым технологиям в энергетике, в том числе и нефтедобыче, где у России сильные позиции. По словам Ивановой, несмотря на то, что со временем спрос на нефть замедлится, тем не менее, углеводороды еще долгое время будут нужны мировой экономике. Также России следует обратить внимание на внедрение технологий в оборонной промышленности.