Патриарх Кирилл обратился к церквям и организациям из-за «гонений» на УПЦ. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил обращения главам поместных православных церквей и международных объединений после ареста наместника Святогорской лавры. Далее патриарх гордится предоставлением автокефалии Православной Церкви Украины и отмечает, что после этого шага отношения Вселенского Патриархата с РПЦ резко ухудшились. За все это время патриарх Константинопольский о нас не вспоминал, пачки вермишели не прислал детям, которые здесь у нас жили. Однако вселенский патриарх отказался принять просьбу и не стал на празднике 1020-летия Крещения Руси в Киеве встречаться с Филаретом.
Вашингтон и Фанар готовятся к «зачистке» русского православия
Как писало EADaily, Вселенский патриарх Варфоломей является гражданином Турции, пользующимся покровительством спецслужб США. Константинопольский патриарх вмешался в наше судебное решение, не имея на то никаких полномочий. Глава киевского режима, как стало известно, встречался не только с президентом Турции Эрдоганом, но и с так называемым «вселенским патриархом» Варфоломеем. Об этом заявил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, слова которого приводятся на сайте РПЦ. Визит патриарха Константинопольского Варфоломея в Литву держали в тайне до последнего момента. Новая концепция первенства Константинопольского Патриарха, представляемого в качестве земного главы Вселенской Церкви, усваивает ему права и привилегии.
СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ КИРИЛЛ: СЛЕДУЯ ЗА ХРИСТОМ, МЫ ДОСТИГАЕМ САМОЙ ВЫСОКОЙ ЦЕЛИ ЖИЗНИ
Глава МИД добавил, что патриарх не направлял никаких обращений и предложений по поводу судьбы православных на Украине. Ранее стало известно, что управление Киево-Печёрской лаврой собираются передать патриарху Варфоломею. Как рассказал украинский бизнесмен Вадим Новинский, представители патриарха уже предлагали передать ему обитель в 2022 году, но сейчас тема снова стала актуальна. Новинский отметил, что верующие не могут выйти на защиту лавры, потому что на них давит украинское правительство — в стране начали выдавать повестки священникам и наиболее активным мирянам. Как сообщало ИА Регнум, в марте 2023 года Киев начал процесс изгнания монахов канонической Украинской православной церкви из Киево-Печёрской лавры после отказа им в продлении аренды.
Согласно суждениям вселенского патриарха, данная идея своим истоком имеет пангерманизм, националистическую концепцию 19-го столетия. Он называет такое явление «этнотрайбализмом» убеждением в превосходстве. Такая политика «направлена на удаление славянских верующих из их матери-церкви и продвижение Москвы как Третьего Рима». Стоит отметить, что в Московском патриархате заняты встречным движением по дискредитации соперников.
Арест митрополита Арсения стал очередной акцией в ряду карательных мер, совершаемых властями Украины в отношении УПЦ и её информационных ресурсов, подчеркнул Кирилл. В ходе обыска был задержан наместник обители, 25 апреля суд вынес решение о его заключении под стражу на срок 60 дней без права внесения залога. Основанием для ареста послужила публичная речь митрополита, в которой он якобы раскрыл расположение ВСУ, отметил патриарх.
Среди других поводов — обыски в монастыре и аресты журналистов «Союза православных журналистов». В послании предстоятелям поместных православных церквей патриарх обратил внимание на «все более усиливающееся давление на Украинскую православную церковь». По его мнению, оно «приобрело характер открытых религиозных гонений». Патриарх попросил молитв о «даровании помощи Божией, мужества и утешения страждущим архипастырям, пастырям и верующим Украинской Православной Церкви».
Поделиться
- Вселенский патриарх Варфоломей выполняет волю Ватикана и ЦРУ
- Содержание
- «Патриарх Варфоломей повел себя крайне непоследовательно» | Радонеж.Ру
- Разрыв отношений РПЦ и Константинополя: все, что нужно знать
Главное меню
- На Афон ходу нет. Все, что нужно знать о разрыве РПЦ с Константинополем | Аргументы и Факты
- Вселенский патриарх Варфоломей раскритиковал Россию во время своей речи - Аргументы Недели
- Патриарх Кирилл обратился к церквям и организациям из-за «гонений» на УПЦ - Новости
- Патриарх Варфоломей повел себя крайне непоследовательно
- Форма поиска
Патриарх Варфоломей призвал РПЦ смириться с украинской автокефалией
Вселенский Патриарх. История одного титула | Об этом заявил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, слова которого приводятся на сайте РПЦ. |
Патриарх Варфоломей повел себя крайне непоследовательно | Патриарх Константинопольский (также именуемый Вселенским) имеет постоянную резиденцию в Стамбуле и считается «первым среди равных» в Православной церкви. |
Патриарх Варфоломей повел себя крайне непоследовательно | Константинопольский патриарх обосновал такое решение отказом четырех православных церквей присутствовать на Вселенском священном соборе. |
Константинополь объявил о падении Третьего Рима | Вселенский патриарх Варфоломей велел приостановить богослужения в храмах и церквях на время пандемии коронавируса. |
Telegram: Contact @spastv | Протодиакон Андрей Кураев* рассказал в фейсбуке**, что патриарх Константинопольский Варфоломей вернул ему духовный сан и принял его в число своих клириков. |
Вашингтон и Фанар готовятся к «зачистке» русского православия
Он делает всё, чтобы развалить мировое православие. Это же очевидная вещь, американцы её даже не скрывают», — заявил он на онлайн-брифинге. Глава МИД добавил, что патриарх не направлял никаких обращений и предложений по поводу судьбы православных на Украине. Ранее стало известно, что управление Киево-Печёрской лаврой собираются передать патриарху Варфоломею. Как рассказал украинский бизнесмен Вадим Новинский, представители патриарха уже предлагали передать ему обитель в 2022 году, но сейчас тема снова стала актуальна.
Таково мнение священнослужителей и экспертов Так, Константинопольский Синод под председательством Вселенского патриарха Варфоломея принял решение о принятии в церковное общение анафематствованного «патриарха УПЦ КП» Филарета Денисенко и «митрополита УАПЦ» Макария Малетича , а также о признании незаконной передачи Киевской митрополии Константинопольского патриархата Московскому. Эти решения не только не каноничны и разрушительны, но и абсурдны сами по себе. Решения, принятые Константинопольским патриархатом, вызвали бурю возмущения в социальных сетях, в основном среди православных. В украинском сегменте реакция была абсолютно противоположна, так как принятые решения выдаются там за долгожданный томос, хотя на самом деле речи о независимой, то есть Поместной церкви, в решении Константинопольского Синода не идет. Ру собрала мнения экспертов и представителей Церкви по этому вопросу. Самое яркое из них — пророчество схиархимандрита Зосимы Сокура , который в своем духовном завещании говорил следующее: «Строго держитесь Русской Православной Церкви и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
В случае отхода Украины от Москвы, какая бы ни была автокефалия — беззаконная или «законная», автоматически прерывается связь с митрополитом Киевским… 11 октября 2018, 18:55 Алчность больше не грех? Константинополь получит не только души православныхВ эти дни синод Вселенского патриархата принимает решение о предоставлении украинскому православию автокефалии. Главный вопрос: кто будет финансировать автокефальную церковь, если это будет действительно всеукраинская структура, объединяющая основные православные приходы? Твердо стоять за каноны Русской Православной Церкви.
Скриншот: Harry S. Сегодня это решение отзывается захватом храмов и монастырей, принадлежащих Украинской православной церкви, приписанной к Московской патриархии, драками в церквях и личными трагедиями верующих. Теперь Варфоломея подключили к политико-идеологическим атакам на Русскую православную церковь и Россию в целом. Пока политики Запада вводят санкции, накачивают оружием Украину и пытаются выстроить вокруг Москвы полосу отчуждения, он создаёт почву для превращения РПЦ в изгоя христианского мира. Если верить слухам, которые ходили летом этого года, миссию по обличению России как «источника мирового зла» и преданию её анафеме должен был взять на себя папа римский Франциск, но он пока молчит, и на передовую линию вытолкнули главу одной из православных церквей. В непримиримой борьбе все средства хороши Запад с незапамятных времён ведёт войну с православием, одновременно с этим используя религию как инструмент борьбы за продвижение своих интересов. Во времена Крестовых походов рыцари отправлялись в поход ради спасения Гроба Господня, а по дороге грабили и разоряли Константинополь и православные общины Малой Азии. Тем самым они внесли посильный вклад в ослабление Византии и её падение под натиском османов. Во второй половине XIV века, когда поддержанный генуэзскими купцами хан Мамай двинулся походом на непокорную Москву, папа Урбан VI в послании магистру Доминиканского ордена потребовал провести тотальное крещение славян в католическую веру и приказал «назначить специального инквизитора для Руси и Валахии». Но если во времена Куликовской битвы речь шла о согласованной многопрофильной экспансии религия, торговля, территории , то в ХХ веке вера неважно какая превратилась в инструмент военно-политического противостояния. Достаточно вспомнить исламские батальоны СС в Третьем рейхе или запущенный для ослабления СССР американский проект «Ислам против коммунизма», из которого «вылупилась» пресловутая «Аль-Каида» признана террористической и запрещена в России. При этом США и их союзники были готовы поддержать любую религию или конфессию ради ослабления своего главного геополитического противника. В 1970-х годах Запад боролся за права баптистов и пятидесятников, после распада Союза плотно работал со всеми религиями, заигрывал с сектантами всех мастей и агрессивным исламом. А теперь дело дошло до инспирирования раскола в православии: сначала Украина, затем православные церкви Восточной Европы. Пока Варфоломей обличал Россию в грехе этнофилетизма установки на принесение общецерковных интересов в жертву национально-политическим , в Болгарии активисты прозападной партии «ГЕРБ» «Граждане за европейское развитие Болгарии» и примкнувшие к ним борцы за разнообразные права атаковали приехавшего в Софию главу управления Московской патриархии по зарубежным учреждениям митрополита Антония, заблокировав его в одном из храмов. Но главная новация этой провокации состояла в том, что далёкая от церковных дел агрессивная толпа требовала от Болгарской православной церкви БПЦ «разорвать отношения с РПЦ» и «признать созданную Варфоломеем автокефальную ПЦУ». Всё это происходило в стране, баталии вокруг которой спровоцировали в 1872 году созыв поместного Константинопольского собора, на котором в угоду османским властям была осуждена всё та же ересь этнофилетизма. Это решение стало реакцией на движение за церковную независимость Болгарии, которое являлось частью борьбы за освобождение от турецкого ига. В сухом остатке получается, что 150 лет назад Османская империя использовала Константинопольский патриархат для подавления национально-освободительной борьбы болгарского народа, сегодня Варфоломей обращает эти наработки против России обвинения в этнофилетизме , а спонсируемые Западом болгарские активисты учат БПЦ, что она должна делать, покушаясь тем самым на её с таким трудом завоёванную самостоятельность. Новое или хорошо забытое старое Сегодня в околоцерковных кругах ходят упорные слухи о намерении Константинопольской патриархии заключить с Ватиканом договор, аналогичный Флорентийской унии 1439 года, которая объединяла восточное православное и западное католическое христианство при главенствующей роли Рима.
Телеграм-канал «Церквач», посвященный церковным вопросам, так прокомментировал перспективы объединения раскольников на Украине: «Главная проблема такова: на одну и ту же епархию в случае объединения будут претендовать сразу два, а то и три епископа — от УПЦ КП, УПЦ и УАПЦ, — пишут авторы канала. Эту проблему придется решать до проведения Собора и провозглашения автокефалии, иначе владыки банально передерутся». Это же подтверждает и председатель Синодального информационно-просветительского отдела Украинской православной церкви архиепископ Климент Вечеря : «Украинская Православная Церковь точно не пойдет на такое объединение. Не очень верю в техническое объединение «Киевского патриархата» со второй неканонической Украинской автокефальной Церковью во главе с Макарием. Ведь Макарий категорически против того, чтобы главой объединенных Церквей стал Филарет, на чем тот настаивает». Близкий к Фанару отец Кирилл Говорун , знакомый с украинскими реалиями, так прокомментировал решение: «Это не автокефалия, а восстановление Киевской митрополии в составе Константинопольского патриархата. Что само по себе не исключает автокефалию как следующий шаг». Ставропигия Константинопольского патриархата Для понимания этого пункта следует объяснить, что такое «ставропигия». Это аналог прямого подчинения какого-либо населенного пункта столице, как, например, города со специальным статусом. Ставропигия подразумевает прямое подчинение монастыря а иногда и храма патриарху.
Власть и храмы: Вселенский патриарх Варфоломей все забрал себе
Святейший Патриарх Кирилл выступил с обращениями в связи с вопиющими примерами давления на Украинскую Православную Церковь. Так, Константинопольский Синод под председательством Вселенского патриарха Варфоломея принял решение о принятии в церковное общение анафематствованного. Глава РПЦ назвал Вселенского патриарха Варфоломея «вероотступником и шпиком ЦРУ», а возглавляемую им организацию – экстремистской и еретической. «Политические факторы привели к тому, что была создана раскольническая "церковь" на Украине; к сожалению, ее поддержал Константинопольский Патриарх. Новая концепция первенства Константинопольского Патриарха, представляемого в качестве земного главы Вселенской Церкви, усваивает ему права и привилегии. Поддержка Константинопольским патриархом Варфоломеем церковного раскола на Украине — это не просто ошибка, а великий грех.
"Великий грех": Патриарх Кирилл осудил Константинополь за признание раскола на Украине
Главная» Новости» Андрей Кураев заявил о восстановлении в сане патриархом Константинопольским. В интерпретации патриарха формула «Москва – Третий Рим» нацелена на отторжение славян от Вселенской православной церкви. С беспрецедентной враждебностью обрушился Вселенский Патриарх Варфоломей на Русскую Православную Церковь, которая представляет почти половину православного мира. Константинопольский патриарх Варфоломей I восстановил в сане протодиакона Андрея. Как отметил Святейший Патриарх Кирилл, в апреле сего года украинскими властями без объяснения причин был заблокирован ряд православных новостных интернет-ресурсов. В связи с новыми вопиющими примерами давления на Украинскую Православную Церковь, ее епископат, духовенство, общины и монастыри 27 апреля 2024 года Святейший Патриарх.
Память святых отцов IV Вселенского Собора (451)
Отметим, что и в Московском патриархате заняты встречным движением по пути дискредитации соперника. В конце октября РПЦ организовала круглый стол, в ходе которого обсуждалось использование в странах Запада религии в политических целях. В главном оба соперника сходятся: религия сегодня находится в фокусе мировой политики. Кризис глобализации и либерализма также порождает глубокое разочарование и опасные обиды. В этом ландшафте рушащихся материалистических идеологий духовность мощно возвращается. Однако это возвращение может быть опасным, если оно не выражено в соответствии с подходами, включающими мудрость религиозных традиций, почерпнутых из наследия великих цивилизаций прошлого». И Константинопольский патриархат, за которым стоит политический ресурс Запада, и РПЦ, опирающаяся на возможности Российского государства, вовсю используют новую реальность и участвуют в переформатировании устаревшего, на их взгляд, мирового порядка.
Такой статус предполагает полную независимость во внутренних церковных делах, но не означает автономности. Православные христиане Литвы утверждают , что «вплотную приблизились к уставу независимой церкви». Виленско-Литовская епархия подала заявление в РПЦ на получение самоуправления в июле 2022 года. Тогда митрополит Иннокентий отмечал, что православная церковь в Литве давно принимает все решения самостоятельно.
Патриарх Кирилл также отметил, что всецело поддерживает призыв патриарха Варфоломея «сознавать себя и действовать как единая Церковь». Он также призвал не забывать, что «Русская церковь всегда имела особые отношения с первенствующим Константинопольским престолом», вспомнил про важную роль византийских миссионеров и духовенства в укреплении православной веры на Руси, подчеркнув, что «спасительное сеяние миссионеров Константинополя в русской земле принесло свои обильные плоды, являющиеся сегодня нашим общим достоянием». От него мы получили просвещение светом веры и начала премудрости книжной, храмоздательство и священную живопись, богослужение и все многообразие церковного устроения», — подчеркнул глава РПЦ. Патриарх Кирилл напомнил, что его визит в Константинопольский патриархат является первым после интронизации посещением братской поместной Православной церкви, и подчеркнул, что для него «особо важно чувствовать молитвенную поддержку собратьев». Предстоятель Русской православной церкви заявил, что Константинопольская и Русская православные церкви должны объединить усилия для сохранения и утверждения христианских ценностей в современном мире. Предстоятель назвал совместное богослужение важнейшим событием своего визита в Константинопольский патриархат. Жизнь Церкви, подчеркнул он, строится вокруг евхаристии причащении , и совместное служение предстоятелей поместных православных церквей мира служит ярким проявлением православного единства. Глава РПЦ особо отметил, что с благоговением взирает на святыни православия, которые хранятся в Константинополе Стамбуле. По его словам, воскресают образы истории, вспоминаются события, связанные с Крещением Руси. В свою очередь, патриарх Варфоломей заявил о готовности работать совместно с предстоятелем Русской православной церкви «в рамках канонического порядка и установленного веками церковного предания». Варфоломей, по его словам, готов укреплять единство с Русской православной церковью ради блага всего человечества и преодоления «всестороннего кризиса», который, по его словам, «расползается по миру».
По словам патриарха Варфоломея, если решения этого Собрания будут реализовываться, «это станет хорошей возможностью представить наше достойное свидетельство и христианству, и тем, кто вне и пребывает в большом замешательстве». Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в ходе своего визита также посетил в минувшую субботу вечером одну из величайших святынь христианского мира — стамбульский храм Святой Софии — Премудрости Божией, превращенный в мечеть, а затем в музей, и молча помолился в нем, передает РИА «Новости». Мы постоим», — сказал предстоятель Русской православной церкви сопровождавшим его представителям музея, когда делегация остановилась на месте, где когда-то располагался алтарь. После этого на несколько минут воцарилось молчание. После посещения храма Святой Софии патриарх Кирилл ответил на вопросы журналистов, посвященные его переговорам с Патриархом Константинопольским Варфоломеем. По его словам, обсуждались все вопросы, стоящие на повестке дня двусторонних отношений Русского и Константинопольского патриархатов, в т. Он также напомнил, что минувшей осенью в Стамбуле на встрече предстоятелей и представителей поместных православных церквей мира с участием покойного патриарха Алексия II было принято решение о возобновлении «процесса консультаций в плане подготовки Всеправославного Собора». Напомним, что отношения РПЦ и Константинопольского патриархата на протяжении последних десятилетий складывались довольно непросто. Константинополь неоднократно делал попытки заявить о себе как о главенствующей в административном плане церкви среди других православных церквей. Так, в 1996 году Священный синод Константинопольской церкви, невзирая на наличие в Эстонии канонической власти Московского патриархата, учредил автономную церковь под своей юрисдикцией, в результате чего произошел своего рода разрыв дипотношений: Московский патриарх на время прекратил молитвенное поминовение своего Константинопольского собрата. На это, по словам эксперта, серьезно рассчитывал в прошлом году президент Украины Виктор Ющенко, когда летом приглашал Константинопольского патриарха в Киев.
Глава Фанара пригласил открытого гея на юбилейные торжества Собора в Никее
Именно он предоставил лжеавтокефалию им же самим учрежденной в Киеве личной лжецеркви, состоящей из раскольников, отлученных, самосвятов, не имеющих священного сана и анафематствованных лиц во главе с лжепредстоятелем лжеепископом Епифанием. Он попытался обмануть всех глав Церквей, всю православную полноту, утверждая, что восстановил с точки зрения экклесиологии всех, кого Московский Патриархат подверг каноническим прещениям. Я как журналист попросил Патриарха сделать достоянием общественности процедуру восстановления подвергнутых церковным прещениям лиц, но ответом с его стороны было молчание, которое прикрывало его полную с экклесиологической точки зрения наготу. И снова Патриарх стоит перед вызовом, потому что просто обязан это сделать.
Это требование поистине универсальное, это требование всей православной полноты. Я задержусь на этом вопросе, потому что он носит ключевой и основополагающий характер. Украинский вопрос продолжает терзать единство всего Православия из-за возникновения расколов.
Единственный, кто несет ответственность за эту печальную церковную ситуацию, — Вселенский Патриарх Варфоломей. Внимание, дорогие читатели, внимание и еще раз внимание! Патриарх ясно опровергает самого себя.
Характерно при этом, что попытки папского Рима обосновать свое главенство над другими Церквами Константинопольские Патриархи осуждали строго и недвусмысленно. В Патриаршем и Синодальном послании 1895 г. Как епископы автокефальных Церквей Востока, так и епископы Африки, Испании, Галлии, Германии и Британии управляли своими Церквами чрез собственные поместные соборы; никакого права вмешательства римский епископ, который и сам обязан был подчиняться соборным решениям, не имел.
А когда возникали важные вопросы, требовавшие решения всей Церкви, созывался собор вселенский, который один всегда был и остается высшею в Церкви властию. Таково древнее церковное устройство»[17]. Крушение Османской империи породило в греческом мире иллюзию скорой реализации «Великой идеи» — восстановления Византии — при помощи победоносной Антанты.
На этом фоне в недрах Фанара родилась идея: превратить Вселенский Патриархат во всемирный межцерковный христианский центр. Амбициозный проект вызвал одобрение многих православных иерархов и живой интерес со стороны шведского лютеранского архиепископа Натана Седерблома, одного из основателей экуменического движения. Начались переговоры о подготовке в 1925 году, в годовщину Никейского Собора, общехристианского «Вселенского Собора».
Но мечтам помешала политика. Греко-турецкая война окончилась выдворением из Константинополя войск Антанты и депортацией греческого населения с территории Турции, возрожденной Кемалем Ататюрком. На Лозаннской конференции 1923 г.
И тогда титул «Вселенского» пришлось использовать совсем в других целях: греческая делегация во главе с Э. Венизелосом заявила, что «Вселенский Патриархат является первенствующим primate среди всех Православных Церквей… В вопросах веры, христианской нравственности и церковного права взгляды и авторитет Вселенского Патриархата имеют решающее значение» [19]. Под давлением французов и англичан турки пошли на уступки, и Патриарху с фанариотами было разрешено остаться в Стамбуле — на условиях полного отказа от политики.
Но о «Вселенском Соборе» пришлось забыть… За прошедший век положение Вселенского Патриарха в Турции отнюдь не укрепилось. Напротив, греческое население Фанара резко сократилось, и сейчас на той канонической территории, которую 1570 лет назад подчинил Константинополю Халкидонский Собор, у Вселенского Патриарха почти не осталось прихожан. Основная его паства ныне находится на территории Америки и Западной Европы.
Такое положение нуждается в обосновании. И вот в трудах константинопольских канонистов сначала робко, а потом все откровеннее стала обыгрываться идея, что архиерею, украшенному титулом «Вселенского», подобает и «вселенская» юрисдикция. Для обоснования этого тезиса подбираются любые эпизоды из прошлого, вырываются из контекста древние прецеденты, превратно толкуются давно разъясненные церковные каноны.
Но особенно активно эксплуатируется древний титул. В 2008 г. В самом базовом смысле, таково значение слова "вселенский", потому что "ойкумена" — это обитаемый мир, земля, понимаемая как дом, в котором живут все народы, племена и языки».
Для англоязычной аудитории слово ecumenical — «вселенский», которое входит в патриарший титул Варфоломея, имеет специфическую коннотацию, связанную с известным протестантским движением за общехристианское единство. И если в русской церковной лексике термины «вселенский» и «экуменический» звучат как антиподы, по-английски и по-новогречески это — одно и то же слово. И в текстах, выходящих из-под пера нынешних апологетов «новой экклезиологии», все труднее провести грань между этими значениями.
Древний термин времен Юстиниана Великого, обозначавший особую роль пяти Вселенских Патриархов Империи как столпов и гарантов Православия, как-то незаметно трансформировался в «Экуменического патриарха», сочетающего притязания на статус «лидера Православного мира»[20] с претензиями на роль «надконфессионального» лидера всего христианства. И не случайно прозвучавшая недавно инициатива Патриарха Варфоломея о встрече церковных лидеров в 2025 году — в очередную юбилейную годовщину Первого Вселенского Собора — предлагает выработать на ней «more determined ecumenical course»[21].
Именно в таком смысле употребляет это слово св. Термин «ойкумена» означал не столько заселенное, сколько окультуренное пространство античной цивилизации. У других культур были свои «вселенные» — и это понимание сохранялось веками. Так родился институт всеимперского уровня, на котором по призыву императоров в особо важных случаях собирались епископы со всех концов огромного римского государства — под председательством наиболее авторитетных архиереев, которых со временем стали называть «начальниками отцов» — Патриархами. Особенно широкое распространение эпитет «вселенский» в смысле «общеимперский, общегосударственный» получил в законодательстве Юстиниана Великого 527-565.
В его законах постоянно встречаются слова «вселенная, вселенский» как указание на всю территорию Империи. А в 109-й новелле 541 года император дает исчерпывающее объяснение высших церковных институтов — Вселенских Соборов и Патриархатов: «Еретиками же и отцы назвали, и мы называем тех, кто принадлежит к различным ересям … и вообще всех, кто не суть члены Святой Божией Кафолической и Апостольской Церкви, в которой все святейшие Патриархи всей Вселенной — и западного Рима, и сего царственного града, и Александрии, и Теуполя Антиохии — П. Итак, с точки зрения имперского законодательства, православная вера согласно возглашается пятью «Патриархами Вселенной» и подчиненными им епископами — и именно для свидетельства этого согласия собираются императорами Вселенские Соборы. Порядок почитания Патриархов определен канонами 2 Всел. Важно отметить, что этот перечень пяти патриарших престолов отнюдь не исчерпывает число автокефальных Поместных Церквей: за его рамками оказываются не только Православные Церкви, находившиеся в ту эпоху за пределами Империи Грузинская, Аквилейская , но и независимые Церкви внутри ее границ Кипрская, Карфагенская, Юстинианы Первой. Пентархия, по Юстиниану, символизировала единство Православной Церкви, гарантами которого выступали предстоятели самых авторитетных архиерейских престолов Империи. И, что самое важное, все пять Патриархов считались «Вселенскими».
От пяти «Патриархов Вселенной» к одному «Вселенскому Патриарху» В дошедших до нас источниках эпитет «вселенский» в приложении к архиерею впервые встречается в актах т. Разбойничьего собора в Эфесе 449 г. Через два года, на Халкидонском Соборе, легаты папы Льва Великого подписывались от имени «господина нашего, блаженнейшего апостольского мужа вселенской церкви, епископа города Рима»[5]. Но только в законах Юстиниана с 530 г. Это новшество было не сразу замечено за пределами Византии, а когда было замечено — немедленно вызвало гневную отповедь со стороны Римского престола. В ответ Евлогий, да и сам тогдашний Патриарх Константинопольский уверяли папу, что это не более чем пышный церемониальный титул. И что, конечно же, истинным лидером христиан всего мира является он, предстоятель Апостольского Престола… Понимание, что все патриаршие престолы являются вселенскими, сохранялось в Византии веками.
Характерно, что в IX в. Впоследствии византийские канонисты Феодор Вальсамон XI в. И никому из Патриархов «не дозволяется ни отправлять ставропигию в страну, которая подчиняется другому Патриарху, ни брать из нее клирика, дабы не нарушались права Церквей»[11]. Но, несмотря на все это, в имперском законодательстве и византийских номоканонах появляется мысль об особых, уникальных прерогативах Константинополя. Например, в Номоканоне XIV титулов в редакции 880 г. А 16-й раздел 2-го титула 1-й книги [Кодекса] говорит, что Константинополь имеет председательство над всеми»[12]. Вторит этому тексту и «Исагога» императора Василия I 886 г.
Характерно, что ни один из перечисленных в Номоканоне текстов не говорит о Константинополе как о «главе всех церквей» и ни один из законов не предписывает всемирной юрисдикции Константинопольского престола. Но если говорить о территории самой Империи — то в этом случае утверждения Номоканона и «Исагоги» справедливы. Дело в том, что к IX веку Византия потеряла все свои владения на востоке и западе, и ее границы фактически совпали с областью канонической юрисдикции Константинопольского Патриархата.
Об этом в воскресенье сообщил ТАСС. На сайте Русской православной церкви, где приводятся слова Патриарха, говорится о том, что давление, усиливающееся на Украинскую православную церковь, всё больше приобретает характер религиозных гонений. Арест митрополита Арсения стал очередной акцией в ряду карательных мер, совершаемых властями Украины в отношении УПЦ и её информационных ресурсов, подчеркнул Кирилл.
СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ КИРИЛЛ: СЛЕДУЯ ЗА ХРИСТОМ, МЫ ДОСТИГАЕМ САМОЙ ВЫСОКОЙ ЦЕЛИ ЖИЗНИ
Прибыв в Турцию, патриарх выразил надежду, что его визит в Стамбул станет началом обновления отношений с Константинопольской церковью. Вселенский (Константинопольский) патриарх Варфоломей в пятницу произнес что-то вроде программной речи, в которой он рассуждает об изменениях, которые сейчас происходят в мире. Лишь созванный усилиями святого Константинопольского Патриарха Тарасия (784-806 гг.) Седьмой Вселенский Собор сумел остановить ересь иконоборчества и предать анафеме её. Эммануил, митрополит Галльский Константинопольского патриархата: «Вселенский патриарх, как первый среди равных. Константинопольский патриарх обосновал такое решение отказом четырех православных церквей присутствовать на Вселенском священном соборе.