После массовых протестов в Болгарии отказались от решения снести памятник советскому солдату «Алёша». это неофициальное название памятника, который правильно именовать памятником советскому солдату-освободителю. Памятник советскому солдату-освободителю («Алеша») в болгарском городе Пловдив на холме Бунарджик (Фото: Алексей Витвицкий / РИА Новости). Презентация "Алёша" содержит материал об истории создания памятника русскому солдату в городе Пловдив (Болгария), а также об истории написания песни "Алёша", которая стала гимном болгарского города. Верховный суд Болгарии в 1996 году постановил, что монумент-памятник Второй мировой войны не может быть разрушен.
Советским воинам, победившим в войне с фашизмом посвящается
- История создания памятника "Алеша"
- В Болгарии открыт памятник советским воинам-освободителям — знаменитый «Алеша»
- Памятник Алеше в Болгарии, Пловдив
- Памятник советскому солдату Алеше в Болгарии - символ дружбы и благодарности – Bulgaria 4LIFE 2024
- Какая судьба ждет знаменитый монумент
- Мой взгляд на памятник Алёше в Пловдиве
В Болгарии отказались от решения снести памятник советскому солдату «Алёша»
В свою очередь, председатель Госдумы Вячеслав Володин заявил, что надо уважать память наших солдат и руководствоваться любовью к своей стране. Он отметил, что к власти пришли нацисты, которые хотят убрать все памятники. История памятника «Алеша» Памятник был установлен в 1954 году, а открыт 5 ноября 1957 года в городе Пловдив на холме Бунарджик. Монумент представляет собой 10,8-метровую железобетонную скульптуру советского солдата, который смотрит на восток. У него в руке находится пистолет-пулемет Шпагина, направленный вниз, к земле. Постамент фигуры украшен двумя барельефами, которые изображают победу и войну. Кроме того, памятник расположен таким образом, что его видно почти с любой точки города. В 1948 году появилась идея о создании памятника, чтобы почтить память советских воинов-освободителей. В связи с этим был создан Общегородской инициативный комитет по строительству монумента. В его состав вошли художники, преподаватели, писатели, архитекторы и общественные деятели. Главой комитета был назначен начальник Пловдивского военного гарнизона, генерал Асен Греков.
Общеболгарский конкурс проектов памятника был объявлен в 1949 году.
В июне 1950 года данный вариант был утверждён. Прототип памятника Прототипом памятника считается рядовой сборной роты 3-го Украинского фронта Алексей Иванович Скурлатов, бывший стрелок 10 отдельного лыжного батальона 922 стрелкового полка, переведённый из-за тяжёлого ранения в связисты. В 1944 году он восстанавливал телефонную линию Пловдив — София. Есть версия, что именно Методи Витанов передал фотографию [1] Алексея скульптору Василу Родославову и тот создавал памятник, основываясь на этом изображении. Попытки сноса памятника Первая попытка сноса памятника, как символа «советской оккупации», была предпринята пловдивским «общинским советом» в 1989 году. Однако жителями Пловдива были организованы мероприятия в защиту памятника, в том числе, круглосуточные дежурства у «Алёши».
Следующая попытка была сделана в 1993 году. Мэр кмет Пловдива принял решение о демонтаже памятника. Против этого решения выступили десятки общественных организаций Болгарии, а группа проживающих в Болгарии русских ветеранов даже пригрозила актом публичного самосожжения в случае уничтожения памятника. В 1996 году «общинский совет» Пловдива вновь постановил снести монумент.
В парламенте Болгарии сорвали слушания о демонтаже памятника советским солдатамЧитать подробнее Депутаты уверены, что "жители не только Пловдива, но и Болгарии в целом, как это уже было ранее, возвысят свои голоса в защиту памятника "Алеша", отстоят его и сохранят священную для братских народов России и Болгарии память о подвигах героев Великой Победы над фашизмом". Парламентарии напомнили, что прообразом памятника "Алеша", возведенного по инициативе болгарского народа, стал красноармеец Алексей Иванович Скурлатов, кавалер двух орденов Красной Звезды, уроженец Алтая, участвовавший в 1944 году в восстановлении телефонной связи между Софией и Пловдивом; в августе 1982 года Скурлатову присвоили звание почетного гражданина Пловдива.
В декабре 2023 года в Софии демонтировали памятник Советской армии, установленный в 1954 году.
Отец оставил Методи свою фотографию, когда уходил из Болгарии, а тот показал её местному скульптору. Так и родилась идея памятника. В 1953 г. Во время стройки Витанов поднялся на гору Бунарджик. На камне он написал: «Алёша». Так и стал памятник зваться Алёшей. Алексей Иванович прочитал и на работе коллегам вскользь упомянул, что он и есть тот самый Алёша.
Так слава наконец нашла Алексея Ивановича». Статья по теме «Война с памятниками до добра не доведет! Организовали ему поездку в Болгарию. Как его встречали в Софии! Он только вышел из самолёта, а ему стали розы под ноги бросать. Чествовали как героя. Памятник папе понравился. Похож на него очень!
Алексей Иванович на все письма отвечал обязательно. Но вообще он избегал шумихи вокруг себя, даже когда делегации приезжали или Бисер Киров, который песню «Алёша» исполнял, его навещал.
«Я нашёл тебя!»
- Болгарии русский солдат - Централизованная библиотечная система города Лермонтова
- Значение памятника для Пловдива
- Алексей Скурлатов, прототип памятника «Алеша», установленного в Болгарии
- «Алёшу» в обиду не дадим: «это замена памяти» — заявляют жители Пловдива
- Лента новостей
- Библиотека
В Болгарии отказались от решения снести памятник советскому солдату «Алёша»
Алёша (памятник, Пловдив) Памятник Алёша болг. Альоша Страна Болгария Город Пловдив Автор проекта скульпторы В. Радославов и др., архитекторы Н. Марангозов и др. Строительство 1954—1957 годы Статус Памятник Второй мировой войны Состояние приемлемое. На сегодняшний момент точку в этой истории поставил Верховный суд Болгарии, присвоивший монументу статус «Памятник Второй Мировой войны». Они прототипу памятника «Алеша» в Болгарии приходили со всего СССР и стран соцлагеря. «АЛЁША», общепринятое неофициальное название памятника советским воинам-освободителям на холме Бунарджик в г. Пловдив (Болгария).
Памятник Алеше в Болгарии: какая судьба ждет известный монумент
Обе они заявляют, что действия властей незаконны. Пока же известно, что 12 декабря у самой высокой фигуры монумента уже отрезали руку, держащую автомат. А вечером возле него начали собираться протестующие, пытаясь остановить демонтаж. Один из депутатов парламента даже получил травму, прорываясь через полицейский кордон. Стоит заметить, что речи о сносе самого знаменитого из подобных памятников в Болгарии — «Алеше» в Пловдиве пока не идет, да и вандалов около него почти не бывает. Вероятно, это объясняется еще и эстетической ценностью монумента: «Алеша» давно стал одним из символов древнейшего из болгарских городов.
Участвовал в Курской битве, освобождении Харькова, Николаева и Вознесенска. Был награждён двумя орденами Красной Звезды второй получил уже в наши дни, с большим опозданием. За четыре года войны Скурлатова не раз считали погибшим, его родители дважды получали похоронку. Русский солдат Алексей Скурлатов дошёл до Болгарии, где в 1944 г. Именно в Пловдиве Алексей Иванович подружился с рабочим телефонной станции Методи Витановым, участником болгарского антифашистского Сопротивления. И именно Витанов потом и передал фотографию Алексея скульптору В.
Вернулся Скурлатов домой в ноябре 1946 г. Благодатная земля: из этого района родом также лётчик-космонавт Герман Титов и поэт Роберт Рождественский. Алексей работал бригадиром МТС, комбайнёром, слесарем-наладчиком, старшим инженером, мастером моторного участка. В 1983 г. О том, кто был прототипом пловдивского «Алёши», стало широко известно только в 1980-х. С тех пор власти Болгарии тесно общались с ветераном.
В доме Скуратова хранится медаль почетного гражданина Пловдива и письма, которые приходили со всего света. Сохранился чемодан с документами, письмами.
Памятник жители Пловдива задумали ровно 70 лет назад, в День Победы в 1948 году. Строили на деньги народа почти десять лет. Болгарский скульптор Родославов высек лицо Алёши из гранита по фотографии 22-летнего связиста 3-го Украинского фронта Алексея Скурлатова. Он налаживал телефонную связь Пловдив — София. А его образ соединил Софию с Москвой более крепкой, беспроводной связью. Анатолий Макаров, посол РФ в Болгарии: «Я уже полтора года работаю послом в Болгарии, и более сердечного отношения отношения к себе я никогда за всю свою дипломатическую карьеру не встречал. Я понимаю, что это уважение ко мне, но через меня это уважение и к моей родине, к России».
Болгария — страна, в которой не был разрушен ни один из четырехсот памятников русским — ни российскому царю-освободителю солдату-освободителю.
До сих пор не прекращаются разговоры о сносе памятника, хотя в 2005 году Верховный Суд страны официально принял решение о том, что такой вариант исключен. Вандалы регулярно портят постамент фашистской символикой и лозунгами. Но русскому туристу бояться нечего — Алешу отстаивали десятки общественных организаций и десятки тысяч граждан Болгарии, и они защищают его и теперь. Тираж был очень ограниченным, так что марка представляет собой филателистический дефицит. А заодно во время празднования юбилея Пловдив выяснил, что их Алеша жив и здоров — фронтовик Алексей Иванович Скурлатов проживал на Алтае.
На празднование юбилея приехала его дочь. Лихие болгарские «патриоты» несколько раз пытались снести...
«Стоит над горою Алёша»: в Болгарии почтили память советских воинов
Памятник русскому солдату в Болгарии — один из самых любимых монументов для всех, в ком живёт память о Великой Отечественной. Первая угроза памятнику «Алёша» возникла в 1989 г., когда «перестроечная» болгарская власть решила избавиться от любого упоминания о «советской оккупации». В истории памятника существует как минимум три попытки его сноса.
История создания памятника "Алеша"
Стоит заметить, что речи о сносе самого знаменитого из подобных памятников в Болгарии — «Алеше» в Пловдиве пока не идет, да и вандалов около него почти не бывает. Самый тёмный след в истории существования «Алёши» (1992-1994 гг.) оставил тогдашний мэр Пловдива. Верховный суд Болгарии постановил, что монумент «Алеша» — это памятник Второй мировой войны и он не может быть разрушен. В качестве модели для «Алёши» скульптор В. Радославов использовал фотографию советского фронтового разведчика, участника освобождения Болгарии Алексея Ивановича Скурлатова. Дальнейшую судьбу памятника Алеше, прообразом для которого послужил алтайский фронтовик Алексей Скурлатов, определит народный референдум в Пловдиве.
Памятник «Алеше» в Болгарии
Для воплощения идеи в жизнь жители Пловдива: собрали комитет из уважаемых горожан, организовали сбор средств на памятник, провели конкурс проектов будущего монумента. Уже 9 мая 1948 года на холме торжественно заложили символический камень в основание будущего памятника, который навсегда стал одним из главных символов Пловдива. Конкурс проектов и выбор дизайна В 1949 году был объявлен конкурс проектов будущего памятника советским воинам-освободителям. В нем приняли участие 10 творческих коллективов известных скульпторов, архитекторов и художников. Представленные на конкурс работы отличались высоким художественным уровнем. Комиссии было сложно выбрать лучший вариант. После долгого обсуждения в финал были отобраны 2 проекта: «Красный богатырь» скульптора Васила Радославова; «Победа» авторства Николы Николова. Обоим финалистам дали время до работки проектов. В итоге победителем стал «Красный богатырь». Строительство и открытие памятника Строительство монумента по проекту «Красный богатырь» началось в 1950 году.
Авторский коллектив во главе с Василом Радославовым создал 11-метровую фигуру советского воина из железобетона. Её установили на 6-метровый постамент из гранита. Торжественное открытие памятника состоялось 7 ноября 1957 года. Он моментально стал новым символом Пловдива и гордостью его жителей. Вскоре этот монумент получил имя «Алёша», под которым и известен по сей день.
Такое масштабное празднование происходит впервые. Уличная инсталляция расскажет об устройстве полевого лагеря. Готовим выставки, посвящённые медицине, сапёрному делу, связи на войне, а также уличные инсталляции «Карта освобождения Новгородской области», «Руины храмов», «Разрушенный памятник Тысячелетию России»», — рассказала главный художник новгородского театра Екатерина Чазова.
Позднее Юрий Луковский, однополчанин Алексея Скурлатова, рассказал журналистам о приятеле: «В мае сорок пятого, когда праздновали победу, Скурлатов посадил себе на плечи двух болгар — и давай с ними выплясывать! При этом, казалось, он ещё и третьего может поднять! В 1944 году он работал на телефонной станции — там они со Скурлатовым и познакомились. По мнению дипломата, несмотря на то что... О том, что именно он стал прототипом знаменитой статуи и героем песни, сам Скурлатов узнал лишь в 1974 году, когда Методи Витанов решил найти своего боевого товарища и отправил в журнал «Огонёк» обращение к бывшим связистам военных лет с просьбой помочь отыскать настоящего Алёшу. Алексей Иванович тогда работал слесарем в селе Овчинниково Алтайского края. Он прочитал заметку в журнале и узнал себя. В 1982 году Алексей Скурлатов поехал в Болгарию — на площади Пловдива собралось огромное количество людей, советского героя песней про Алёшу встретил хор, а администрация города присвоила Скурлатову звание почётного гражданина. Скверна национализма Прошли годы, и политические взгляды болгарского руководства изменились.
Авторам обоих был дан год на доработку, и в 1950 году комиссия остановила свой выбор на «Красном богатыре», которого создал коллектив под руководством Васила Радославова. Первым делом на месте будущего памятника был возведен макет в натуральную величину, который тут же выявил определенные недостатки — по задумке авторов монумент должен был состоять из трех элементов, но выяснилось, что на фоне неба они сливаются и композиция теряет свою красоту. В итоге было решено оставить только воина. Этот вариант и был утвержден в июне 1950 года. История создания памятника "Алеша" Васил Родославов со своими соратниками-скульпторами Любомиром Далчевым, Тодором Босилковым и Александром Ковачевым приступили к работе над 11-ти метровым железобетонным памятником, который в итоге был водружен на 6-ти метровый постамент, облицованый Среднегорским сиенитом и гранитом с горы Витоша, а также украшенный барельефами «Советская армия бьет врага» автор Георгий Коцев и «Народ встречает советских воинов» автор Александр Занков. К монументу, стоящему посреди большой смотровой площадки ведет широкая лестница в 100 ступеней авторы архитектурно-планировочного решения - Борис Марков, Николай Марангозов, Петр Цветков. Почему болгарский Алеша — вылитый Скурлатов в молодости, сейчас уже точно никто не вспомнит. Может, скульптор видел, как Алексей катает на себе болгар, да говорят, что и рисовал кто-то русского богатыря. В общем, 17-метровая статуя оказалась похожа на Алексея Ивановича так сильно, что его болгарский друг Методи Витанов однажды написал на постаменте: "Альоша". Написано было мелом, а из души не стерлось — с тех пор каменного воина никто иначе не зовет. И эту историю в Болгарии раньше знал каждый. Методи Витанов в годы войны был бойцом болгарского Сопротивления, а в 1944 году работал в Пловдиве на телефонной станции. Там и познакомился со Скурлатовым. Витанов, к сожалению, уже умер. Но в Болгарии остались его воспоминания: "Алеша был рослый, плечистый, с русым чубом, чистыми синими глазами, весельчак". История создания памятника "Алеша" История о том, как в 70-е годы Витанов решил найти русского друга, прогремела на весь Союз. В марте 1974 года он через журнал "Огонек" обратился к советским воинам-связистам, помогавшим болгарам восстанавливать телефонную связь между Пловдивом и Софией, рассказал историю памятника Советской Армии в Пловдиве, объяснил, почему памятнику дано имя "Алеша", и просил откликнуться советского солдата, с которым его свела война. История создания памятника "Алеша" Даже на ремонтном заводе в селе Овчинниково, где слесарил Скурлатов, заметку прочитали. Алексей Иванович себя узнал, но товарищи по бригаде не поверили: так не бывает, ну какой из тебя памятник?! Алексей Иванович замкнулся, о Пловдиве и о памятнике не говорил больше никогда и ни с кем. Да и теперь ту историю с "Огоньком" вспоминать не любит. Но чему быть — того не миновать: в 1980 году в доме отдыха алтайского города-курорта Белокуриха судьба свела учителя из Свердловска Леонида Голубева и рабочего Овчинниковского ремзавода Андрея Усольцева. Когда по телевизору запели "Алешу", Голубев сказал Усольцеву, что давно со школьниками ищет героя этой песни. Голубев-то поверил. Он списался со Скурлатовым, попросил его фотографию и переслал ее в Болгарию.
Память жива, пока стоит «Алёша». Как создавался знаменитый памятник?
Странно это как-то, не находите? В будущем придётся и с этим разбираться... Пока же надо констатировать вот что: условные «наши», а фактически — болгарские патриоты, сами к власти в этой стране не придут. Без нанесения нами мощного поражения США и их ближайшим натовским союзникам а именно они, понятно, отбирали и готовили таких своих ставленников для Болгарии и многих других стран по периметру наших границ надеяться на лучшее бессмысленно.
Босилков, А. Ковачев; архитекторы Н. Марангозов, Б.
Марков и др. Памятник установлен в 1954, открыт в 1957. Представляет собой 11,5-метровую скульптуру советского солдата в пилотке и плащ-палатке, оружие в его руке опущено вниз.
Ее он отдал скульптору проекта, когда узнал о том, что в городе будут устанавливать памятник. По фотографии Скурлатова создавалось лицо «Алеши».
Общий облик скульптуры соответствует одежде фронтовиков Советской армии. Антисоветская пропаганда в Пловдиве «Алешу» за историю его существования пытались несколько раз снести. В 1989 году группа активистов собирала подписи в пользу сноса памятника, но жители города пригрозили властям самосожжением, если скульптура будет демонтирована. Спустя 4 года мэр Пловдива вновь попытался организовать мероприятие по демонтажу монумента, и снова жители городка вступились за памятник. В 1996 году местный суд постановил снести «Алешу», но Верховный суд страны отклонил данное решение, так как памятник был признан важным историческим сооружением, напоминавшим людям о Второй мировой.
Композиторы Ваншенкин и Колмановский создали песню, посвященную «Алеше», которая долгое время являлась гимном Пловдива. Затем поэт-песенник Рождественский посвятил «Алеше» свои стихи. В 2007 году в честь памятника провели торжественную церемонию, так как исполнилось 50 лет с момента его возведения. Помимо праздника в этот год были выпущены памятные открытки с изображением «Алеши».
Направлен книзу грозный советский ППШ... Взбираются к солдату туристы не спеша. Фракийский город светлый под солнцем разогрет, У древних гор Родопы цветёт здесь много лет.
Балканский град прекрасен: красив народ вокруг, Военная дорога возникла здесь не вдруг, Налёт тысячелетий - античная печать...
Символ «советской оккупации»: кто в Болгарии борется с памятниками солдатам-освободителям
Госдума призвала Болгарию не сносить памятник "Алеше" | В этом письме Методи Витанов рассказал историю памятника Советской армии в Пловдиве, объяснил, почему памятнику дано имя "Алеша", и просил откликнуться советского солдата, с которым в Пловдиве его свела война. |
Стоит над горою Алёша... — По ком звонит колокол | Первая угроза памятнику «Алёша» возникла в 1989 г., когда «перестроечная» болгарская власть решила избавиться от любого упоминания о «советской оккупации». |
История создания памятника "Алеша" | | Самый тёмный след в истории существования «Алёши» (1992-1994 гг.) оставил тогдашний мэр Пловдива. |
«Алёшу» в обиду не дадим: «это замена памяти» — заявляют жители Пловдива
О том, что у каменного «Алёши» — памятника советскому воину в г. Пловдиве, открытого в 1957 г., есть прототип — Алексей Иванович Скурлатов, стало известно спустя много лет. Почтовая карточка с оригинальной маркой Болгарии, посвящённая 50-летию создания памятника «Алёша», 2007. Памятник русскому солдату в Болгарии — один из самых любимых монументов для всех, в ком живёт память о Великой Отечественной.
Стоит над горою Алёша...
К монументу, стоящему посреди большой смотровой площадки ведёт широкая лестница из ста ступеней авторы архитектурно-планировочного решения - Борис Марков, Николай Марангозов, Пётр Цветков. Памятник можно увидеть практически из любой точки города. Марангозов и др. Памятник установлен в 1954 году, открыт - 7 ноября 1957 года. Идея соорудить на холме Бунарджик монумент в честь советских воинов-освободителей родилась у жителей Пловдива ещё в 1948 году. Возглавил его начальник Пловдивского военного гарнизона, генерал Асен Греков. В тот же день была сделана символическая кладка основания памятника. Через год был объявлен общеболгарский конкурс проектов памятника, в котором приняли участие десять творческих коллективов. Комиссия остановилась на двух вариантах: «Красный богатырь» и «Победа», авторам которых был дан год на доработку. В 1950 году комиссия остановила свой выбор на проекте «Красный богатырь», созданном коллективом под руководством Васила Радославова. При возведении макета на месте будущего памятника, выявились определённые недостатки.
По замыслу авторов монумент должен был состоять из трёх элементов, однако на фоне неба они сливались и, композиция теряла свою красоту. Поэтому было решено оставить только воина. В июне 1950 года данный вариант был утверждён. Попытки сноса памятника Первая попытка сноса памятника, как символа «советской оккупации», была предпринята пловдивским городским парламентом в 1989 году. Однако жителями Пловдива были организованы мероприятия в защиту памятника, в том числе, круглосуточные дежурства у «Алёши». Следующая попытка была сделана в 1993 году. Мэр кмет Пловдива принял решение о демонтаже памятника. Против этого решения выступили десятки общественных организаций Болгарии, а группа проживающих в Болгарии русских ветеранов даже пригрозила актом публичного самосожжения в случае уничтожения памятника. В 1996 году городской парламент Пловдива вновь постановил снести монумент. Это решение было отменено окружным судом.
Окончательную точку поставил в том же году Верховный суд Болгарии, постановивший, что монумент является памятником Второй мировой войны и не может быть разрушен. Болгарский Алеша живет на Алтае. Жди меня, и я вернусь всем смертям назло. По этому поводу его поздравлял весь Алтайский край, а 12 апреля Болгария пригласила ветерана на прием в консульство в Новосибирск. Про то, что было в 44-м, Алексей Иванович рассказывать не мастак, да и здоровье не то - все хуже слышит, это последствие контузии. А еще беспокоит оставшийся с войны осколок. В 20-е годы прошлого века в большой семье Скурлатовых было трое сыновей и две дочери.
Фото: Википедия Памятник «Алеша» на фото был установлен в 1954 году Власти Болгарии демонтировали памятник советскому солдату-освободителю «Алеша» в Пловдиве. В связи с этим на пленарном заседании Госдума приняла заявление, в котором осудила такую инициативу болгарских властей. RU рассказывает историю памятника «Алеша». В свою очередь, председатель Госдумы Вячеслав Володин заявил, что надо уважать память наших солдат и руководствоваться любовью к своей стране. Он отметил, что к власти пришли нацисты, которые хотят убрать все памятники. История памятника «Алеша» Памятник был установлен в 1954 году, а открыт 5 ноября 1957 года в городе Пловдив на холме Бунарджик. Монумент представляет собой 10,8-метровую железобетонную скульптуру советского солдата, который смотрит на восток. У него в руке находится пистолет-пулемет Шпагина, направленный вниз, к земле. Постамент фигуры украшен двумя барельефами, которые изображают победу и войну. Кроме того, памятник расположен таким образом, что его видно почти с любой точки города.
Прекрасную песню эту включил в свой репертуар Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской Армии имени Александрова, и в 1967 году краснознаменцы привезли ее в Болгарию. Там, в Пловдиве, у подножия памятника «Алеше», в присутствии многих тысяч слушателей состоялось ее первое исполнение. С огромным успехом исполнил «Алешу» Московский хор молодежи и студентов на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Софии. Для наших, советских слушателей песню эту по-настоящему «открыли» болгарские певцы, замечательный дуэт - Маргарет Николова и Георги Кордов. С тех пор «Алеша» своеобразный музыкальный символ советско-болгарской дружбы и нерушимого братства наших народов. Решением Пловдивского городского Совета эта песня утверждена официальным гимном города. Ею каждое утро радиостанция Пловдива начинает свои передачи. Ярким музыкальным событием в жизни этого города, да и всей Болгарии, стал традиционный фестиваль советской песни, названный также «Алеша». Композитору Э. Колмановскому и поэту К. Ваншенкину не однажды довелось участвовать в этом фестивале. Число их, к моей радости, растет. И первым среди них я называю своего старого друга «Алешу», бессмертная молодость которого навеки утверждена кровным братством и нерушимой дружбой наших народов. И пусть, как поется в песне, «из камня его гимнастерка, из камня его сапоги», - Алеша живет в наших сердцах, в наших мечтах и надеждах, в наших делах…» История создания памятника «Алёша». Памятник представляет собой 11-ти метровую железобетонную скульптуру советского солдата, смотрящего на восток. В его руке ППШ, направленный к земле. Скульптура водружена на 6-ти метровый постамент, облицованныйсиенитом и гранитом. Постамент украшен барельефами «Советская армия бьёт врага» автор Георгий Коцев и «Народ встречает советских воинов» автор Александр Занков. К монументу, стоящему посреди большой смотровой площадки ведёт широкая лестница из ста ступеней авторы архитектурно-планировочного решения - Борис Марков, Николай Марангозов, Пётр Цветков. Памятник можно увидеть практически из любой точки города. Марангозов и др. Памятник установлен в 1954 году, открыт - 7 ноября 1957 года. Идея соорудить на холме Бунарджик монумент в честь советских воинов-освободителей родилась у жителей Пловдива ещё в 1948 году. Возглавил его начальник Пловдивского военного гарнизона, генерал Асен Греков. В тот же день была сделана символическая кладка основания памятника. Через год был объявлен общеболгарский конкурс проектов памятника, в котором приняли участие десять творческих коллективов. Комиссия остановилась на двух вариантах: «Красный богатырь» и «Победа», авторам которых был дан год на доработку. В 1950 году комиссия остановила свой выбор на проекте «Красный богатырь», созданном коллективом под руководством Васила Радославова.
Целевая аудитория: Историки, краеведы, студенты искусствоведческих и исторических факультетов, люди, интересующиеся историей и культурой Задачи проекта: 1. Провести исследование истории возведения памятника. Описать культурное и историческое значение памятника. Проанализировать символическую значимость памятника для народа Болгарии и России.