Мусульманский фактор стал центральным предметом обсуждения научно-практической конференции «История ислама в России: традиции патриотизма и сосуществования», которая состоялась в нижней палате парламента, сообщает РБК. Мусульмане России обеспокоены мигрантофобией. Российское мусульманское сообщество обеспокоено тенденцией к развитию мигрантофобии — об этом вчера заявил глава Духовного собрания мусульман России Альбир Крганов. Как правило, в таких странах ислам официально признаётся в качестве государственной религии и где-то шариатские нормы присутствуют в отдельных сферах жизни, но в меньшинстве из них. Ислам», посвященное теме «Общественное служение религиозных общин в постпандемийном мире».
Ислам в России: современное состояние и перспективы
Баруди прошёл I всероссийский съезд мусульман, на котором было создано Центральное духовное управление мусульман ЦДУМ как преемник Оренбургского магометанского духовного собрания в делах религиозного управления мусульман Европейской России, Сибири и Казахстана. Однако с начала 1923 года началось закрытие религиозных школы округа ЦДУМ. Муллы приступили к открытию подпольных школ, начали агитацию за открытие религиозных школ, организуют отправку писем от имени верующих в центральные государственные и партийные органы. Муфтием и председателем Диния назараты был избран Р. Этот съезд показал, что уфимский муфтият является Центральным духовным управлением мусульман не только своего округа, но и большей части мусульман СССР. Руководители страны получили от них приветственные телеграммы, в которых говорилось о грядущем единении мусульман всего мира под знамёнами советской власти во имя борьбы с империализмом [26]. Официальное мусульманское духовенство активно содействовало проведению советской внешней политики [27].
В 1926 году состоялся I Всемирный мусульманский конгресс. Во второй половине 1920-х годов особенно усилились давление и атеистическая пропаганда, направленные против всех религиозных учреждений, в том числе и исламских. Мусульманство, как и другие религии, понесло сильный урон в результате того, что большинство мечетей и мусульманских учебных заведений было закрыто или даже разрушено. С 1944 года управление духовными делами мусульман СССР осуществляли четыре независимых друга от друга центра — духовных управления мусульман. В 1960—1980-х годах ДУМам разрешили издавать Коран , выпускать лунные календари , заниматься обеспечением мечетей предметами культового назначения. С июля 1968 года начал выходить журнал «Мусульмане Советского Востока» — единственный религиозный исламский журнал в СССР ориентирован он был не столько на советских мусульман, сколько на иностранцев.
Например, в ведении Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири на 1983 год находились только 182 действующие мечети, а в 1988 году — 211 мечетей [28]. В конце 1970-х — начале 1980-х годов наблюдалась явная активизация мусульманских религиозно-националистических настроений в южных республиках СССР, чему способствовали война в Афганистане и исламская революция в Иране. Органы КГБ отмечали, что среди таджикской и узбекской молодёжи широкое распространение получило ваххабитское учение. Не хватало образованного духовенства, причём готовить богословов было негде, так как в СССР были только одно медресе в Бухаре и один исламский институт в Ташкенте. Только в 1989 году Духовное управление мусульман Европейской части СССР и Сибири смогло открыть богословские курсы для священнослужителей, в том же году на хуторе Миасском в Челябинской области открылась медресе [30]. Поэтому проблемой были так называемые «бродячие муллы» — лица без религиозного образования, которые вели проповедь [31].
Вплоть до 1990 года советские мусульмане не могли совершить хадж в Саудовскую Аравию [33]. Положение изменилось в сторону благоприятного официального отношения к исламу и его усиления в последние годы существования СССР в эпоху гласности и перестройки. Здесь важную роль сыграл 1989 год, когда отмечались сразу две юбилейные даты — 200-летие Духовного управления мусульман Европейской части России и Сибири и 1100-летие принятия ислама населением Поволжья и Приуралья [34].
Среди представителей этой группы известные не только в Саудовской Аравии, но и за ее пределами шейхи, такие как Салман аль-Ауда. В контексте ситуации на Ближнем Востоке российский ислам также динамичен.
Упомянутое выше движение исламской эмиграции не стоит путать с другой «хиджрой»— военной, которая усилилась с 2011 года, приняв основное направление на воюющую Сирию. Оно охватило тысячи молодых мусульман со всей территории России — в значительной мере северокавказцев, но также и жителей других регионов: крупных городов Центральной России, российского Севера и т. В 2014 г. К концу 2014 — началу 2015 г. Успех в 2015 г.
В конце 2015 — начале 2016 г. Это выражается как ростом суннитской солидарности, не ведущей к активным действиям, так и присоединением к числу боевиков. Сейчас крайне важно почувствовать динамику процессов, происходящих с исламом в России. Исламское сообщество нашей страны находится в состоянии противоречивой трансформации, результаты которой все еще неочевидны. Сегодня весьма актуальна проблема выработки четких подходов в религиозной политике государства, учитывающих динамику происходящих в исламском сообществе процессов и фактическую мозаичность его состава.
Это не значит, что от системы духовных управлений необходимо отказываться. Они охватывают свою часть исламского поля страны, и этот потенциал нужно продолжать использовать.
Его нередко можно увидеть на разных мероприятиях, организуемых при участии ФАДН, правда, это чаще не столько религиозные, сколько национальные фестивали или форумы. В структуре его Управления есть четыре профильных отдела: Отдел мониторинга этноконфессиональных ситуаций, Отдел по взаимодействию с религиозными объединениями, Отдел профилактики экстремизма на религиозной почве, Отдел методического сопровождения органов власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих взаимодействие с религиозными объединениями.
Другой структурой, в задачи которой входит если не взаимодействие, то, как минимум, информирование по ситуации в умме, является Совет при Президенте РФ по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями. Председателем Совета является сам президент, а ответственным секретарем — заместитель руководителя АП РФ Магомедсалам Магомедов, в 2010 — 2013 гг. Если Михаил Белоусов в АП отвечает за татарскую часть российской уммы, то Магомедов выполняет роль связывающего звена с мусульманами Северного Кавказа, в особенности с его родным Дагестаном. В связи с постоянной сменой глав республики, а также из-за катастрофической ситуацией с коронавирусом весной этого года, дагестанский муфтий выглядит олицетворением стабильности и, даже можно сказать, проводником интересов Кремля в северо-восточной части Северного Кавказа.
Во время эпидемии муфтий Дагестана Ахмад Абдулаев открыто призывал даже самых откровенных скептиков и ковид-диссидентов поддерживать режим самоизоляции и не посещать мечети, и именно с ним Владимир Путин провел совещание по видеосвязи для того, чтобы понять, насколько критична ситуация в регионе. Присутствующий на этой видеоконференции теперь уже бывший глава Дагестана Владимир Васильев выглядел как несправившийся с проблемой пандемии в регионе. В двухпалатном российском парламенте также имеются институции, ответственные за взаимодействие с мусульманами. В Совете Федерации таковой является Совет по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями председатель — Андрей Турчак , где работу с мусульманами ведет Олег Мельниченко — заместитель председателя этого Совета, а также председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера.
Мельниченко, до того, как стать сенатором, долгие годы работал помощником и заместителем полпреда в Приволжском федеральном округе, лично знаком со всеми муфтиями Поволжья, а потому кому, как не ему, быть куратором исламской уммы по линии Совета Федерации. В Госдуме действует Комитет по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений председатель — депутат от КПРФ Сергей Гаврилов. Однако не менее значимым является Комитет по делам национальностей председатель — депутат от «Справедливой России» Валерий Газзаев. Но несмотря на этот расклад, среди депутатов Госдумы есть еще одна фигура, которая пусть и неофициально, но фактически играет важную роль по взаимодействию с мусульманами Северного Кавказа, — это Адам Делимханов из «Единой России», член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции.
В состав России на протяжении всей ее многовековой истории входили государства, которые представляли традиционно исламские регионы — это Крым, республики Средней Азии, Абхазия. Выходцы этих государств являются традиционно ханафитами. Шафиитами называют себя последователи Абу Абдуллаха Мухаммада ибн Идрис аш-Шафии , великого исламского ученого, который жил в 150-204 годах по хиджре, а также его учеников. По распространенности шафиитский мазхаб в мире занимает второе место.
Имам Ахмад ибн Ханбаль говорил, что Аллах отправляет к людям в конце каждого века того, кто возрождает Сунну. Среди последователей аш-Шафии есть много исламских ученых, среди которых ал-Маварди, ученый правовед, ал-Газали, ученый теолог, ас-Суйути, юрист и правовед, а также Рашид ад-дин ал-Хамадани, ученый историк из Ирана. Этому мазхабу следует большинство мусульман на Кавказе. За последние двадцать лет количество мусульман в России увеличивается за счет расширения диаспор, к которым примыкают выходцы с Кавказа в результате трудовой миграции — такое явление наблюдается на всей территории Российской Федерации, и в результате появляются практикующие шафииты и в тех регионах, где традиционно был распространен ханафизм.
Традиции и адаты мусульманских народов Мусульмане на территории России являются представителями народов, у которых культурные ценности и традиции были сформированы в течение нескольких столетий до появления Ислама и которые этно-конфессионально гармонируют с Исламом, но в ряде моментов противоречат ему.
Традиционный Ислам в России
Миграция приводит к распространению ислама на Север и Дальний Восток, в результате к Северному Кавказу и Поволжью добавляется еще один регион с сильным мусульманским влиянием. Европейские правые задаются вопросом: если ислам ни при чём, то почему тогда иммигранты из Китая, Мадагаскара или России не рубят топорами первых встречных на улицах? Группа предлагает читателям полезную информацию из ислама, актуальные темы и новости, фетвы и ответы на насущные вопросы. Распространение ислама среди кабардинцев и балкарцев носило преимущественно мирный характер. Специфической особенностью миграционных процессов в России является увеличение организованной преступности по этническому принципу, а также притоку совместно с криминальными элементами и сторонников радикальных течений ислама. География распространения российского ислама начинает включать себя все новые регионы, и процесс этот имеет тенденции к росту, а не к сокращению.
Глава XI. Ислам в современной России
Сами же верующие считают это неоспоримым доказательством истинности заповедей Корана, а священную книгу Божьим руководством. С приходом исламского учения появились новые традиции, ритуальные обряды, но главное мусульманские постулаты кардинально поменяли мышление у его приверженцев. Какими цифрами исчисляется мировой исламизм? На этот вопрос нет однозначного ответа, но примерно пятая часть населения Земли живет по законам шариата. Это огромное количество людей, на 2015 год из почти 8 млрд мусульмане составляли 1,3-1,8 млрд человек. Разумеется, что на планете они распределены неравномерно.
Есть целые страны, исповедующие ислам, а есть лишь небольшие общины в отдельных государствах. Всего зарегистрировано около 200 стран, где живут мусульманские народы. Общая численность мусульман составляет около 54 млн человек Наиболее плотно заселены мусульманами государства Средней Азии — Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан, Казахстан и расположенный в Закавказье Азербайджан. В России ислам — вторая по числу последователей религия после православия, а мусульман насчитывается более 11 млн человек. К народам России, исповедующим ислам, относятся более 5 млн татар, более 1,4 млн башкир, около 1 млн чеченцев, более 0,5 млн аварцев, около 400 тыс.
Совет В России проживают более 1 млн азербайджанцев, около 1 млн казахов, десятки тысяч узбеков, киргизов, таджиков, курдов, а также турки-месхетинцы, крымские татары, пуштуны и представители других народов из разорённого многолетней войной Афганистана. Благодаря многовековому взаимовлиянию культур Запада и Востока Россия до сих пор остаётся уникальным евразийским государством, в котором сосуществуют и порой причудливо сочетаются христианская и мусульманская культура. Это произошло благодаря торговцам-мусульманам, которые поднимались с Каспийского моря по Волге на север или добирались до этих мест по сухопутью из Хорезма через земли тюрков-кочевников в низовьях реки Урал. В VIII в. Нижнее Поволжье оказалось под властью Хазарского каганата.
Хазары, управляемые родом Ашина, подчинили булгар, кочевавших в Приазовье, а также несколько славянских и финно-угорских племён. В 737 г. Когда каган хазарский правитель запросил мира, арабский полководец потребовал от него принятия ислама, и тот согласился на требование победителя. Однако через несколько лет Хазарский каганат окреп и перестал считать себя зависимым от Арабского халифата, а каган отрёкся от навязанной ему веры. В конце VIII в.
В 965 г. Союзники Святослава кочевники-гузы после ухода русских ещё несколько лет грабили хазарские земли. Хазары обратились за помощью к правителю Хорезма. Он согласился помочь, если хазары примут ислам. Правители Хазарии, очевидно, пошли на это, ибо арабский историк ал-Макдиси писал в конце X в.
В 985 г. Обратите внимание Хазария была окончательно разорена и перешла во владение тюркских кочевников — гузов и кипчаков. В Среднем Поволжье к тому времени набирала мощь Волжская Булга-рия, правители которой избрали ислам в качестве официального вероисповедания. О проникновении ислама в Булгарию свидетельствует историк X в. Ахмад ибн Умар ибн Руста.
Излагая сведения 903—913 гг. И одеяния, и похоронные обряды у них мусульманские…». Другой документ — письмо булгарского правителя Алмуша к халифу ал-Муктадиру, полученное им в Багдаде в 921 г. В этом послании Алмуш просил помочь исламизировать своё государство. В результате часть населения Волжской Булгарии приняла ислам в мае—июне 922 г.
О статусе ислама как официальной религии Булгарии свидетельствуют и данные русских летописцев в связи с событиями конца 80-х гг. В 990 г. Благодаря их стараниям четверо булгарских князей, став христианами, переселились в Киев. Приняв ислам, Булгария обособилась от сопредельных неисламских территорий Поволжья и Урала как «страна истинной веры». В составленном в 982 г.
В нём все жители мусульмане; из него выходит 20 тысяч всадников. Со всяким войском неверных, сколько бы его не было, они сражаются и побеждают. Это место укреплённое, богатое». Историк XII в. Под влиянием ислама для булгарской письменности была принята арабская графика.
Важно Арабский язык способствовал расширению экономических и культурных связей обитателей Поволжья и Урала с мусульманскими государствами, расположенными в Средней Азии — в Хорезме, Мавераннахре и Хорасане. В XII столетии в Булгарии начала развиваться городская и книжная культура. Возникла влиятельная прослойка из числа факихов, улама и сурийских шейхов. Дальнейшее распространение ислама в Поволжье и на Урале связано с историей Улуса Джучи — западной части Монгольской империи. В его состав входили русские княжества, Волжская Булгария, Хорезм, а также степные владения кочевников-тюрков.
Первые монгольские правители отличались веротерпимостью, которая была обусловлена скорее всего их равнодушием к религии побеждённых. Ханские ярлыки охранные грамоты , данные монгольскими правителями мусульманским и христианским священнослужителям, освобождали их от податей и всех повинностей. Мечети и церкви были свободны от постоя. За оскорбление служителей культа, уничтожение храмового имущества полагалась смертная казнь. Мусульманское и христианское духовенство с первых лет установления власти монголов над Волжской Булгарией и Русью активно проникало в элиту завоевателей, соперничало в попытках оказать влияние на правителей Улуса Джучи и их окружение.
При хане Берке правил в 1256— 1266 гг. В государстве к этому времени насчитывалось 12 францисканских монастырей, главным образом в Крыму и Причерноморье. В правление ханов Золотой Орды Узбека 1313—1342 гг. Об этом, в частности, свидетельствует ногайская пословица «Вера пришла от Узбека». Узбек основал новую столицу — Сарай ал-джадид Новый Сарай и застроил её мечетями, медресе, дворцами и мавзолеями почитаемых шейхов.
Совет В то время в Москве, Рязани, Кашире, Серпухове, Звенигороде и других русских городах начали возникать мусульманские пригороды, а усиление влияния православия и католицизма в Золотой Орде стало одной из причин роста активности мусульманского духовенства. Под влиянием русского духовенства и из-за необходимости поддержки русских вассальных князей золото-ордынские ханы Узбек и Джанибек выступали против соперников православия. В русской летописи под 1357 г. Летописец писал, что он «был добр зело к христианству, много льготы сотворил земле Русской». Куликовская битва 1380 г.
И те и другие приняли лозунг «священной войны против неверных». Нетерпимость к исламу ярко проявилась при Иване IV. После захвата Казани в 1552 г. Сельские жители-нехристиане были лишены земель, расположенных вдоль больших дорог и по берегам Волги и Камы. Эти стратегически важные земли получили русские служилые люди, местная новокрещённая знать и Православная Церковь.
Мусульманское население было вынуждено селиться в районах Волго-Вятского междуречья, по Средней и Верхней Каме, в низовьях Белой и за Уральским хребтом. Татары стали переселяться на земли единоверцев-башкир и дальше на восток. В результате в Приуралье и Западной Сибири увеличилась численность тюрков-мусульман, мусульманских священнослужителей, вырос авторитет ислама как преследуемой иноверцами «религии отцов и дедов». Стали укрепляться традиционные связи со Средней Азией, где в основном стало проходить подготовку духовенство, началась активная проповедь ислама среди чувашей, марийцев и других народов. Гонения русских властей, разрушение мечетей, введение новых податей толкало мусульман на открытое противостояние.
Обратите внимание На насильственную колонизацию башкиры и татары отвечали восстаниями, которые нередко возглавляли религиозные авторитеты — Карасакал, Батырша и др. В частности, из-за гонений на ислам башкиры и татары принимали участие в восстаниях Степана Разина, Кондратия Булавина и Емельяна Пугачёва. Вплоть до 30-х гг. XVIII в. В 1735 г.
В итоге царское правительство оценило выгоды от хороших отношении с мусульманским духовенством и учло его влияние на подданных мусульман. В 1756 г. После подавления восстания под предводительством Емельяна Пугачёва 1773—1775 гг. В 1777 г. В 1789 г.
Священный синод запретил посылать православных проповедников в чисто мусульманские селения. Чтобы усилить надзор за деятельностью духовных наставников мусульман, царское правительство создало иерархически организованное служилое мусульманское духовенство, которое должно было помогать царской администрации. В 1788 г. Оно начало действовать в 1789 г. После образования Оренбургского генерал-губернаторства Духовное собрание было переведено в Оренбург и с 1841 г.
Духовное собрание возглавлял муфтий, которого выдвигали, рекомендовали и проверяли многие государственные органы вплоть до Священного синода. Важно Кандидатуру муфтия предлагали оренбургский и казанский губернаторы, а после одобрения членами Оренбургского духовного собрания обсуждали в Министерстве внутренних дел. Император именным указом утверждал представленную министром кандидатуру в должности. История ислама в россии Первые мусульмане, появившиеся в России, а- это купцы из Халифата времен аббасидов. В основном, это были визиты по поводу торговли.
С начала 2023 года 20 человек приняли ислам в Чече... С начала 2023 года 20 человек приняли ислам в Чеченской Республике 9 апреля 2023 13:51 4253 Читать grozny. В республику часто приезжают жители различных регионов и городов России, чтобы именно в Чеченской Республике произнести Шахаду и принять Ислам.
Есть ещё многие другие страны. Я вам выложил снаибольой численностью живущих мусульман в этих странах. AbuAly Marzoity Пенсионер , по воле Всевышнего попал 25 лет назад по делам бизнеса в Башкортостан и так...
Гайнутдин процитировал президента РФ Владимира Путина, отметив, что мусульманская община России не располагает временем на раскачку. Назревшей необходимостью является строительство десятков мечетей, а также сопутствующих культурно-просветительских объектов. Реклама на веке Исламское духовенство, в первую очередь, молодые служители религии, должны получать от государства социальную поддержку, считает главный муфтий. Он также призвал власти строить и расширять богословские и образовательные заведения для мусульман в культурных центрах России, Москве и Санкт-Петербурге, а не на задворках. Государству также следует реализовать комплекс мероприятий, направленных на вовлечение исповедующих ислам россиян в культурную жизнь государства. На увеличении доли мусульман в структуре населения страны акцентировал внимание и первый заместитель председателя Духовного управления мусульман России Дамир Мухетдинов. Кроме того, трудовые мигранты, приезжающие в Россию, чаще всего также придерживаются ислама.
Ислам в россии
Мусульман просто намного больше, поскольку Европа в близком соседстве с исламскими странами. Латинская Америка и Юго-Восточная Азия значительно более благополучны с экономической и демографической точек зрения, в них нет такого количества голодной бедной молодёжи, которой некуда себя деть. Тропическая Африка сильно южнее и не поставляет такого количества беженцев. Нет ничего удивительного в том, что прибытие большого количества выходцев из традиционных обществ создаёт в центрах цивилизации турбулентность.
И Европа, и Россия всё это уже проходили, хотя и под другим соусом. В XVIII-XIX веках Европа стремительно модернизировалась, что неминуемо сопровождается переходом от сельского хозяйства к промышленности, а следовательно, массовым переездом из деревень в города. Даже если экономика страны при этом успешно развивается, а доходы населения растут, почти ни одной стране в Европе не удалось избежать на этом пути революций Франция, например, пережила за сто лет аж четыре таких катаклизма.
Проблема в том, что деревенский уклад регламентирован и предсказуем: есть обычаи, посты, старосты, праздники, свадьбы, посевная, уборочная. Очень многое определяется влиянием общины и семьи: например, понравилась девушка — засылай сватов к её родителям. В городе всё иначе: тяжёлый труд в цеху, жизнь в мужской общаге, постепенное отмирание старых обычаев и привычек, суровый гендерный дисбаланс.
Конечно, в городе есть и плюсы, но в целом молодой рабочий сильно дестабилизирован. Ему жизненно необходим в голове понятный нарратив: кто он, к чему стремится, кто теперь для него «свои». И в этот момент он становится лёгкой добычей различных наставников: блатных, большевистских или ваххабитских.
А уж они умеют объяснить, что мир, где он стоит на самой нижней ступени, несправедлив и должен быть разрушен. До XXI века считалось, что модернизации без сколько-нибудь разрушительных революций не бывает. Но если стране удалось с наименьшими потерями проскочить 30—50-летний переходный период, то дальше у неё всё будет отлично: из вчерашнего крестьянина получится культурный, трудолюбивый, обеспеченный бюргер, который дорожит существующим порядком.
Сегодня всё изменилось. По сути, массовая иммиграция из стран Магриба и Леванта в Европу — это новое пришествие из деревни в город, только гораздо хуже. Когда немецкий крестьянин XIX века уезжал пахать на верфи Гамбурга, он всё-таки осознавал себя в Германии: ходил в кирху, говорил на своём языке, да и отчий дом был в сотне километров.
Три четверти горожан жили не лучше него. Сегодняшний сириец даже не знает слов, чтобы обратиться к бюргерам в сверкающих «фольксвагенах». А их улыбки только усиливают его гнев.
Москва правоверная В России ситуация иная. В отличие от Германии или Швеции в состав Российской империи и СССР всегда входили обширные территории с преимущественно мусульманским населением. Исламские регионы прошли со всей страной крутые виражи последнего столетия: революции, гражданскую войну, репрессии, победу в мировой войне, попытки насаждения атеизма.
Это совсем не то же самое, что сирийский беженец попал в Лондон и впервые увидел англичанина. В советские времена славяне составляли до трети населения в республиках Кавказа и Средней Азии, но межэтнических конфликтов между ними и коренным населением не наблюдалось. Наоборот, существовал реальный культурный обмен.
Более того, далеко не во всех мусульманских регионах преобладает сельское хозяйство. Мусульманин, как Муса Джалиль или Расул Гамзатов, мог стать героем всей страны благодаря своим делам, а не авторитету в общине соплеменников. Но при этом не забывать веры.
Писатель Чингиз Айтматов говорил, что ислам должен содействовать духу человеческому, его приближению к божественным началам. Певец Муслим Магомаев завещал похоронить себя по мусульманскому обычаю. И разве не должна Россия гордиться 24-летним дагестанцем Маратом Рахметовым, который в 2013 г.
А в нулевые на фоне экономического роста российские мегаполисы столкнулись с невиданным наплывом приезжих из республик Средней Азии. Москвичей и петербуржцев накрыла тревога, что приезжие по-тихому захватят их земли и города. Люди тогда ещё не понимали, что узбеки и таджики приезжают в основном на заработки, и жить в России не стремятся.
Но важно не то, как накалилась атмосфера, а как её остужали общество и власти. В нулевые Москва начала субсидировать республики Северного Кавказа в первую очередь Чечню деньгами в виде дотаций и субвенций. Президент Владимир Путин объяснил это так.
Дескать, что будет, если мы перестанем вкладываться в экономику Северного Кавказа?
Отличительной чертой исламского финансирования, который основывается на принципах шариата, является то, что не разрешается взимать любые проценты по кредитам. Для получения дохода финансовый институт должен быть долевым участником проекта, полностью разделяя риски и премии финансируемого предприятия, или участвовать в торговле и извлекать прибыль из наценки между себестоимостью приобретения товара и ценой его реализации.
Поэтому скорее уместно говорить именно о салафитском джихадизме как о том направлении радикализации в мире, который на определенном этапе стал более привлекательной радикальной идеологией, чем крайне левый и крайне правый терроризм Но это временное явление, которое не стоит «укоренять» использованием слова «исламский». Да и от исламизма было бы неплохо отличать это течение. Сам по себе исламизм представлен именно умеренным течением, в то время как радикальный исламизм, то есть тот, который призывает к убийствам и терактам, это именно салафитский джихадизм Кроме того, можно вспомнить, как несуразно пытаются оправдать массовые убийства гражданских лиц в терактах сами идеологи салафитского джихадизма. Они приводят за неимением иного пример применения катапульты первыми мусульманами при осаде иудейской крепости Хайбар. Мол, от камней могли погибнуть и мирные жители. Но всем очевидна несостоятельность таких доводов, так как в данном случае речь может идти исключительно о случайных жертвах, а не о целенаправленном убийстве.
Кто составляет социальную базу исламистских террористов? Социальная база отличается от региона к региону, от организации к организации. Есть так называемый «джихад масс», а есть «джихад элит». Идеологом этого направления был в свое время Абу Мухаммад аль-Макдиси. В этом случае создается некий боевой авангард из наиболее идеологически мотивированных, наиболее знающих террористов, образованных не только религиозно, но и в целом. Они готовы взять на себя роль авангарда для того, чтобы нанести удар по мировой системе, создать в ней трещины, а на ее руинах построить уже новое общество. Игиловцы не используют «джихад элит», наоборот, пытаются в террористическую активность вовлечь кого угодно, любых людей, которые будут выступать под их знаменем. При этом у них есть четкое разделение на тех, кто выполняет зарубежные теракты, и тех, кто контролирует территорию Проще говоря, между самим по себе квазигосударством с квазиармией, квазиспецслужбами и тому подобным и террористической активностью по всему миру. ИГИЛ целенаправленно действует на различные радикальные группы, на людей, которые имеют определенные свойства характера, даже, скажем так, психические нарушения, кому важно самоутвердиться за счет жестокости, за счет проявления зверств.
Раньше, допустим, люди шли в какие-то леворадикальные или праворадикальные группировки, в том числе и на Ближнем Востоке. К примеру, в «Красные бригады» или Организацию освобождения Палестины. Теперь для них такой является ИГИЛ, где практикуется отрезание голов. Эта показная жестокость подавляющее большинство мусульман, не говоря уже о людях других религий, естественно, отпугивает. Она заставляет говорить о недопустимости подобных практик Но в том-то и дело, что расчет делается именно на конкретную аудиторию. Им все равно, что о них будут думать другие. Им все равно, что к ним не будут присоединяться многие мусульмане, которые будут видеть в ИГИЛ секту. Но им важно, что эти действия, вот эта жестокость, наоборот, заставит присоединиться к ним именно людей с определенными личностными характеристиками И такими людьми могут быть не обязательно приверженцы ислама?.. Да, мы видим, что происходит это, и даже очень часто, за счет людей, которые к исламу вообще не имеют отношения.
Люди идут в ИГИЛ и принимают ислам фактически формально. Нет такой закономерности, что в тех странах, где был наиболее радикальный, как некоторые считают, фундаменталистский ислам например, в Саудовской Аравии, там и больше всего сторонников ИГИЛ.
Войска Наполеона встретились с калмыками верхом. Наполеон столкнулся с легкими конными башкирскими войсками. Конные калмыки и башкиры численностью 100 человек были доступны русским комендантам во время войны с Наполеоном. Калмыки и башкиры служили в русской армии во Франции.
Начальник присутствовал в каждом из 11 кантонов Башкирского войска, созданного Россией после Пугачевского восстания. К башкирам был применен военный статут 1874 года. Бои в горах Дагестана во время Мюридской войны В то время как полное изгнание как это практикуется в других христианских странах, таких как Испания , Португалия и Сицилия было невозможно для достижения однородного русско-православного населения, другие меры, такие как предоставление земли и поощрение миграции другого русского и немусульманского населения в Мусульманские земли вытеснили многих мусульман, сделав их меньшинствами в таких местах, как некоторые части Южного Урала, и стимулировали эмиграцию в другие части, такие как Османская Турция и соседняя Персия , и почти уничтожили черкесов , крымских татар и различных мусульман Кавказа. Российская армия собирала людей, изгоняя мусульман из их деревень в порты на Черном море, где они ждали корабли, предоставленные соседней Османской империей. Явная цель России заключалась в изгнании указанных групп с их земель. Им был предоставлен выбор, куда им переселиться: в Османскую империю, в Персию или в Россию, вдали от их старых земель.
Русско-Кавказская война закончилась подписанием клятвы верности черкесскими лидерами 2 июня [OS 21 мая] 1864 года. После этого Османская империя предложила укрытие черкесам, которые не желали соглашаться с правлением христианского монарха, и многие эмигрировал в Анатолию сердце Османской империи и оказался в современной Турции, Сирии, Иордании, Палестине, Ираке и Косово. Многие другие кавказские мусульмане оказались в соседнем Иране - значительное количество шиитов, лезгин, азербайджанцев, мусульман-грузин , кабардинцев и лакцев. Различные российские, кавказские и западные историки сходятся во мнении, что фигура ок. Большая часть из них умерла от болезней. Те, кто остался верен России, были расселены в низинах, на левом берегу реки Кубань.
Тенденция русификации продолжалась разными темпами в остальную часть царского и советского периодов, так что по состоянию на 2014 год за пределами Республики Татарстан проживало больше татар, чем внутри нее. Ученики и сотрудники Эриванского русско-мусульманского женского училища, 1902 г. Русские проводили политику преднамеренного навязывания антисовременного, традиционного, древнего консервативного исламского образования в школах и исламской идеологии, чтобы намеренно препятствовать и уничтожать оппозицию своему правлению, удерживая их в состоянии оцепенения и препятствуя проникновению иностранных идеологий. Пленные советские солдаты мусульманского происхождения в большом количестве отправлялись добровольцами на сторону Остлегионен Вермахта. Коммунистическое правление угнетало и подавляло ислам, как и другие религии в Советском Союзе. Например, мечеть Мяркани была единственной действующей мечетью в Казани в то время.
Ислам в постсоветский период Районы в России, где ислам является самой распространенной религией. Было много свидетельств официального примирения с исламом в России в 1990-е годы. Число мусульман, которым разрешено совершать паломничество в Мекку, резко возросло после того, как в 1991 году закончилось эмбарго советской эпохи. В 1995 году недавно созданный Союз мусульман России , возглавляемый имамом Хатыбом Мукаддасом из Татарстана, начал организовывать движение, направленное на улучшение внутренней жизни. Союз мусульман России является прямым преемником Союза мусульман , существовавшего до Первой мировой войны , у которого была своя фракция в российской Думе.
Распространение ислама в России: где он находит наибольшее отражение
Актуальные новости из мусульманских стран, последние известия из Исламского мира, а также новости портала В Дагестане, Ингушетии, Чечне ислам основная религия. Полярный ислам: в России формируется третий мусульманский регион — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Полярный ислам: в России формируется третий мусульманский регион — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». «Ислам в России стал одной из важных составных частей уникальной многонациональной культуры. Cтуденты медресе «Нуруль Ислам» ЦДУМ России в Священный месяц Рамазан проходят практику в мечетях.
Кто курирует ислам в России?
Области в России, где ислам является самой распространенной религией. Последователи ислама для некоторых как бельмо на глазу. Европейские правые задаются вопросом: если ислам ни при чём, то почему тогда иммигранты из Китая, Мадагаскара или России не рубят топорами первых встречных на улицах?
Шариат вместо права: почему мигранты не хотят жить в России по светским законам
Мусульманин, как Муса Джалиль или Расул Гамзатов, мог стать героем всей страны благодаря своим делам, а не авторитету в общине соплеменников. Но при этом не забывать веры. Писатель Чингиз Айтматов говорил, что ислам должен содействовать духу человеческому, его приближению к божественным началам. Певец Муслим Магомаев завещал похоронить себя по мусульманскому обычаю. И разве не должна Россия гордиться 24-летним дагестанцем Маратом Рахметовым, который в 2013 г. А в нулевые на фоне экономического роста российские мегаполисы столкнулись с невиданным наплывом приезжих из республик Средней Азии. Москвичей и петербуржцев накрыла тревога, что приезжие по-тихому захватят их земли и города. Люди тогда ещё не понимали, что узбеки и таджики приезжают в основном на заработки, и жить в России не стремятся. Но важно не то, как накалилась атмосфера, а как её остужали общество и власти.
В нулевые Москва начала субсидировать республики Северного Кавказа в первую очередь Чечню деньгами в виде дотаций и субвенций. Президент Владимир Путин объяснил это так. Дескать, что будет, если мы перестанем вкладываться в экономику Северного Кавказа? Безработная молодёжь поедет в крупные российские города. Или в горы к бандитам. Отделить Кавказ от России? Тогда отделиться захотят и другие национальные республики, и начнётся распад страны. В любом случае последствия коснутся каждого россиянина.
Москва не просто перечисляла миллиарды хотя случаев хищений и распилов не перечесть , но и смогла вслед за дотациями дать порядок и рабочие места. Самым сложным субъектом оказалась даже не маленькая Чечня, а многонациональный Дагестан, где режим контртеррористической операции пришлось вводить аж в мае 2014 года. А чему удивляться, если половину населения республики составляет молодёжь до 30 лет, треть которой — безработные. Тогда Дагестан возглавил профессор Рамазан Абдулатипов, не побоявшийся влезть в религиозные дела: при нём на первый план вышли муфтии, учившиеся в Дагестане. А пророки из Турции, Пакистана, Саудовской Аравии, в которых власть видела огонь агрессии и нетерпимости, уехали по домам. В Европе подобное представить невозможно — поднимется страшный вой об ущемлении по религиозному признаку. Межэтническая напряжённость в городах России пошла на убыль вместе с развенчанием угрозы исламизации России. Специалистами она рассматривается скорее как эмоциональная и невротическая.
Но динамика рождаемости всегда падает при переселении в мегаполисы и при получении женщинами образования. Я думаю, что демографическая динамика мусульманских сообществ будет приближаться к общероссийской, а не наоборот». Русские не рожают по той же причине, по которой не рожают все остальные урбанизированные народы. К 2050 году чеченцы и ингуши тоже будут рожать меньше», — полагает старший научный сотрудник экономического факультета МГУ Борис Денисов. А доцент Сергей Маркедонов с кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ отмечает, что темпы сокращения рождаемости у татар и башкир, согласно данным переписей населения, «даже повыше русских». Мегаполис, как ничто другое, уравнивает выходцев из разных культур, а «горожанин» — это своего рода национальность. Межконфессиональные браки в городах — обычное дело. Более того, в российских городах мусульмане реже, чем в Европе, ходят в «кружки по изучению Корана».
За этим всегда скрываются попытки найти «своих», сохранить идентичность. Стало быть, в Москве правоверному комфортнее, чем в Париже. Хотя улыбающихся лиц на наших улицах намного меньше, а полиция не церемонится. Как и в любой нормальной стране на Востоке. Разворот на Восток В России мусульмане не создали вертикали. За представительство правоверных на федеральном уровне борются две организации. Многие, если не большинство российских мусульман, не относят себя ни к суннитам, ни к шиитам. Чаще по суфийской традиции вокруг духовного лидера формируются тарикаты, обычно сложившиеся по этническому принципу.
Последние новости об исламе в России и мире Актуальные события и свежие заявления, касающиеся ислама и мусульман в России и в мире В Симферополе в Соборной мечети Крыма впервые провели обряд исламского бракосочетания — никях. Владимир Путин письмом поздравил всех верующих и пожелал здоровья, успехов и всего наилучшего. Кадры празднования — в видео RT. Турция одобрила прошение Стокгольма». Её слова приводит индийская газета Hindustan Times.
Но сочувствие палестинцам носит консенсусный характер — здесь речь идет об идентичности. Однако реакции на конкретные вызовы например, на израильскую операцию в секторе Газа могут быть разными, связанными как с культурно-историческими особенностями, так и с социально-экономической ситуацией. Как на Северном Кавказе, где в борьбе с ваххабизмом ставка была сделана на укоренявшиеся столетиями консервативные традиции, ситуация совершенно иная, чем в Татарстане с дореволюционными модернистами-просветителями такими как Марджани , советской промышленностью и постсоветским Иннополисом. Социальные лифты тоже связаны с разными моделями развития, которые влияют на степень радикализма. Где-то люди штурмуют аэропорт и ищут евреев, а где-то выражают свое мнение в законных рамках. И не следует априори исходить из того, что любой традиционный ислам носит умеренный характер. Вспомним, что сепаратистское движение в Чечне в 1991 году было поддержано частью суфиев, которых относят именно к традиционному исламу — ваххабиты как реальная сила в республике появились уже позднее.
Роль ислама, нормы шариата, сожжение Корана и «мусульманская карта» России — интервью 3 июля 2023 02:01 Иллюстрация: Рисаля Буст Многие, возможно, слышали про пять столпов ислама «хамсату ль-Аркян» — шахаду, намаз, пост ас-Саум , закят и хадж. Данная тема вновь приобрела особую актуальность в свете очередной акции по осквернению Корана в Швеции. Так что нам нужно знать про роль ислама в мусульманских странах? Как они отреагировали на недавнее сожжение священного Корана в Швеции? Каков образ России в глазах арабо-мусульманских сообществ во всём мире? Об этом корреспондент EADaily поговорил с иракским политическим аналитиком и комментатором, основателем популярного проекта « Голос арабов » Ибрагимом Мусой. Ибрагим Муса справа на приёме у посла Мавритании. Иллюстрация: личный архив И. Мусы — Как было отмечено ранее, зачастую мы не можем объективно понять сущность ислама, в частности его значение в рамках общественного и государственного строительства. Ибрагим, расскажите, пожалуйста, про роль ислама в общественно-политической жизни мусульманских стран: насколько оно велико сегодня? Я, как вы знаете, скорее более всего ратую за своё этническое арабское пространство, чем за весь необъятный мусульманский мир, и предпочитаю всегда арабскую идентичность. Поэтому более всего осведомлён о положении и роли ислама в общественно-политической жизни именно в арабских странах. Хотя в целом можно сделать и оценочные выводы касаемо неарабских стран. Условно я бы разделил все страны с мусульманским большинством населения по степени охвата законами шариата сфер жизни. Есть государства, где шариат охватывает все сферы жизни, а принимаемые законы не должны ему противоречить, — это небольшая группа стран, среди которых Афганистан, Иран, Судан, Сомали, Пакистан, Мавритания, монархии Залива кроме Омана. Однако в тех же Объединённых Арабских Эмиратах всё зависит от конкретного эмирата, так как ОАЭ — это федеративная монархия и в каждом эмирате функционирует своё собственное законодательство, например та же Шарджа по сравнению с другими весьма строго придерживается законов шариата, менее всего подобные тенденции наблюдаются в Дубае. Вторая группировка государств — это страны, где шариат в законодательстве частичен и в основном охватывает лишь вопросы семейного права. К ним, в свою очередь, относятся все остальные арабские страны, кроме Туниса.
Подведение итогов празднования 1100-летия ислама в России
Российский лидер, принявший Коран в качестве подарка, заявил: «Это святыня для мусульман и для всех других является святыней. Мы знаем, что в других странах поступают иначе — не уважают религиозные чувства людей и еще говорят, что это не преступление». Ибрагим, каков образ России в арабо-мусульманском мире с учётом того, что в нашей стране проживает порядка 20 миллионов мусульман? Это формирует образ альтернативной великой державы. Тем не менее образ России подвержен стереотипам.
Более того, пока отсутствует чёткое представление о том, что же такое современная Россия. Связано это с тем, что всё же в нынешний период Россия рассматривается через призму советского прошлого, советского наследия и той доброй памяти о том, как раньше СССР помогал арабам. На сегодняшний день далеко не во всех арабских странах у России имеется достаточное дипломатическое и экономическое присутствие. Именно из-за этого восприятие России у широких слоёв населения может идти на уровне корреляций — «Путин, водка, коммунизм, противостояние Америке, оружие».
При этом о чём-то большем они могут и не знать и не иметь никакого чёткого представления о современной России. Что касается мнения о России как о стране, где большое количество мусульман, то пока самым более-менее узнаваемым мусульманским регионом является, пожалуй, лишь Чечня. Кто-то из арабов может сказать что-нибудь про черкесов из-за их проживания в Иордании, Палестине и Сирии. А вот если говорить о существовании остальных мусульманских субъектов России, то боюсь, что жители арабских стран вообще о них не в курсе от слова «совсем».
И, на мой взгляд, российская дипломатия практически не использует исламскую карту в своей политике. Зачастую Россия не всегда заявляет о себе как о стране со значительным мусульманским населением. Именно от этого в арабских странах царит и слабое представление о мусульманах России, если не говорить о Чечне. Хотя всё же о Чечне арабы знают благодаря чеченской диаспоре, усилиям по раскрутке образа Чеченской Республики Рамзаном Кадыровым, а также из-за трагических событий 1990-х годов.
Вообще, очень характерно и показательно, что арабские жители в целом могут быть даже не осведомлены и о существовании каких-либо постсоветских государств, в том числе и о среднеазиатских республиках.
Накануне мусульмане всего мира отмечали праздник Ид аль-Фитр. В этой связи особое внимание в рассказе было уделено особенностям празднования в России окончания поста в месяц Рамадан. Сразу после ознакомления с выставкой вниманию гостей был предложен репортаж, снятый спутниковым телеканалом "Русия яль-Яум», о жизни мусульманских общин в Российской Федерации, сообщает Россотрудничество.
На рост численности мусульман указывает и увеличение числа граждан, отмечающих исламские праздники, заявил главный муфтий. В частности, в прошлом году в Москве и Подмосковье Курбан-байрам молитвой отмечали 320 тыс. При этом с каждым годом празднование Курбан-байрама становится все более массовым, подчеркнул Гайнутдин.
Главный муфтий призвал власти отказаться от попыток искусственно контролировать распространение мусульманской религии. Непродолжительное время такая политика может быть результативной, однако неизбежно обернется кризисными явлениями в межрелигиозной коммуникации. Гайнутдин процитировал президента РФ Владимира Путина, отметив, что мусульманская община России не располагает временем на раскачку.
Назревшей необходимостью является строительство десятков мечетей, а также сопутствующих культурно-просветительских объектов.
Более того, в начале XX в. К 1889 в ведении ОМДС находилось 4254 прихода, 3,4 млн прихожан обоего пола, 65 ахунов , 2734 хатыба, 2621 мударрисjов и имамов , 2783 муэдзина ; к 1912 — 4,5 млн прихожан обоего пола, 5771 приход и 12 341 духовное лицо. Поддержка ОМДС различных действий правительства зачастую приводила к стремлению национальной татарской элиты взять ОМДС под свой контроль, которое усилилось после назначения в 1915 г.
Баязитова, подвергнутого бойкоту татарской элитой. Сразу после Февральской революции 1917 г. Имамат Этот раздел не завершён. Мусульманство на Северном Кавказе было очень сильно вплоть до Кавказских войн , в результате которых России удалось завоевать Имамат Чечни и Дагестана.
После распада Российской Империи на недолгое время до становления Советской власти были вновь учреждены северокавказские государства-эмираты с действием норм шариата. Eё содержимое, вероятно, скопировано с защищённого авторским правом источника практически без изменений. Если вы считаете, что это не так, выскажите ваше мнение на странице обсуждения этой статьи. Если Вы автор, то оформите разрешение на использование текста Дата обнаружения нарушения: 9 августа 2011.
Поначалу официальная политика Советской власти и СССР в отношении мусульманства была наиболее благоприятной по сравнению с линией, проводившейся в отношении иных исповеданий и религиозных групп. Активно привлекавшееся большевиками для крушения названной ими "тюрьмой народов" Российской Империи, мусульманское население также было призвано поддержать становление Советской власти. Для мусульманских народов были учреждены Башкирская, Татарская, Туркестанская и другие первые из автономных советских республик. Баруди прохошёл I всероссийский съезд мусульман, на котором было создано Центральное духовное управление мусульман ЦДУМ как преемник Оренбургского магометанского духовного собрания в делах религиозного управления мусульман Европейской России, Сибири и Казахстана.
Однако, с начала 1923 года началось закрытие религиозных школы округа ЦДУМ. Муллы приступили к открытию подпольных школ, начали агитацию за открытие религиозных школ, организуют отправку писем от имени верующих в центральные государственные и партийные органы. Муфтием и председателем Диния назараты был избран Р. Этот съезд показал, что уфимский муфтият является Центральным духовным управлением мусульман не только своего округа, но и большей части мусульман СССР.
Руководители страны получили от них приветственные телеграммы, в которых говорилось о грядущем единении мусульман всего мира под знаменами советской власти во имя борьбы с империализмом. В 1926 году состоялся I Всемирный мусульманский конгресс. Мусульманство, как и другие религии, понесло сильный урон в результате того, что большинство мечетей и мусульманских учебных заведений было закрыто или даже разрушено. В конце 1970-х начале 1980-х годов наблюдалась явная активизация мусульманских религиозно-националистических настроений в южных республиках СССР, чему способствовали война в Афганистане и исламская революция в Иране.
Органы КГБ отмечали, что среди таджикской и узбекской молодежи широкое распространение получило ваххабитское учение. В сентябре 1981 г. Духовные управления мусульман в России До 1991 г. Зачастую результатом этого становится появление параллельных мусульманских управленческих структур в ряде регионов.
Татары , башкиры , казахи , ногайцы , кабардинцы , балкарцы , карачаевцы , черкесы , адыгейцы и шапсуги , часть ингушей , а также исповедующие ислам осетины являются ханафитами. К ним относятся также около трети азербайджанцев и народы Средней Азии. Суннизм шафиитского мазхаба исповедует большая часть чеченцев и ингушей, а также большинство народов Дагестана. В нём существуют различные тарикаты направления , основанные религиозными авторитетами и названные по их именам.