Комизм в литературе. Что это? Определение понятия кратко. Значение термина. Что это такое? Что это значит? Как понять? Объяснение и суть. Комические ситуации в таких публикациях, как правило, строятся на непривычном местном колорите и забавных для человека русской культуры предпочтениях и поведении иностранцев.
Что значит комическая ситуация
В словарных статьях помимо самих определений приведены авторские комментарии, позволяющие более полно понять суть того или иного определения. Несмотря на прошедшее с момента издания время, словарь по-прежнему остается источником полезных знаний для экономистов, историков и всех тех, кому интересно коммерческое дело начала прошлого века. Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению ситуация от лат. Ситуация зависит от общественных отношений, противоречий, столкновения стремлений, взглядов, намерений. Характер противоречий определяет и характер ситуации.
Рб: композиция и сюжет Целое: композиция Вид: драматическая ситуация, комическая ситуация, трагическая ситуация и т. Но покупка Чичиковым мертвых душ не исчерпывает сюжета. Сюжетные ситуации используются для обрисовки характеров, для глубокого и широкого обобщения" А. Рубрикаторы содержат ссылки на словарные статьи или отсылки к нужному термину, если подобный уже был растолкован.
В словаре дано толкование самых широко применяемых определений, используемых в современном литературоведении, даны биографические сведения об известных философах, теоретиках литературы, критиках. Словарь адресован широкому кругу читателей и будет полезен и школьникам, интересующимся литературой, и специалистам-филологам и преподавателям литературоведческих дисциплин. Холшевников сидел, ждал электричку, подошел пьяный: "Вы интеллигентный человек, и я интеллигентный человек, вы меня поймете: я артист , мой отец у Соколова перед Распутиным пел, а теперь от нас образованности требуют. Ну скажите, зачем интеллигентному человеку образованность?
Гаспарова, вышедший в 2001 году. В книге представлены воспоминания автора, а также заметки, рассуждения, цитаты на разные темы, переводы стихотворений зарубежных авторов, пересказы снов самого автора и знакомых ему людей. Переводы выполнены с сокращением оригинального текста. Также в сборнике содержатся статьи на темы филологии, педагогики, истории.
Сборник состоит из четырех разделов, каждый из которых раскрывает отдельный аспект жизни и творческого и трудового пути автора.
Они могут быть использованы как в художественных произведениях, так и в реальной жизни для достижения юмористического эффекта и веселья. Механизмы создания комической ситуации Ирония — это прием, основанный на несоответствии между тем, что говорится или происходит, и настоящим смыслом ситуации.
Ирония может стать источником комического эффекта, если создает неловкое или смешное положение для героя. Непредсказуемость — это создание ситуаций, которые неожиданно меняются или противоречат ожиданиям зрителя. Непредсказуемость вызывает смех, так как она нарушает ожидания и предположения зрителя.
Персонажи — главные действующие лица в комической ситуации. Они могут быть представлены как неуклюжие, неловкие или просто смешные. Их поведение, речь и внешность могут вызывать смех у зрителей.
Словесные игры — игра со словами, двусмысленными фразами или игра на противоречиях может стать источником комического эффекта. Этот механизм используется в комедийных ситкомах, где шутки и смешные диалоги основаны на игре слов и смыслов. Физический юмор — использование физической комедии, такой как падения, столкновения, неумелые движения или смешные жесты.
Физический юмор основан на визуальных эффектах и может вызывать смех у зрителей. Сатира — это критическое отображение реальности с использованием юмора. Сатира может использоваться для изображения социальных проблем, политических ситуаций или человеческих недостатков.
Она использует юмористические приемы для подчеркивания и высмеивания отрицательных сторон. Эти механизмы создания комической ситуации используются в комедийных произведениях, передачах, фильмах и спектаклях. Они помогают создать атмосферу веселья, радости и смеха, которая делает комедийные произведения популярными и забавными для публики.
Типы комических ситуаций: Конфуз или недоразумение: в такой ситуации персонажи оказываются в забавном положении из-за непонимания или неправильных предположений. Например, два персонажа могут думать, что они говорят о разных вещах, или кто-то может случайно попасть в неловкую ситуацию из-за неправильного понимания сказанного. Ирония: это момент, когда события или действия персонажей иронично контрастируют с ожиданиями зрителей или читателей.
Например, если персонаж, который обычно слабый и неумелый, оказывается способным на подвиги, это может вызвать смех. Неловкая ситуация: когда персонаж оказывается в ситуации, которая вызывает неловкость или дискомфорт, это может стать источником комедии.
Анализ ситуации в сфере культуры Заслуга в изучении теории бисоциации применительно к анализу различных форм комизма принадлежит прежде всего лингвистам. По мнению Д. Казаковой, «одним из самых продуктивных направлений современных теорий вербального юмора является когнитивное»[66].
Теория Кестлера-Раскина является, на наш взгляд, одной из самых продуктивных для исследования такого сложного и многоаспектного феномена, как комическая ситуация. Данная теория, как мы убедились, подготавливалась множеством других исследований, которые рассматривали тот же круг явлений, используя при описании другой терминологический аппарат. Исследования последних лет, научной основой которых являлся бы анализ комического с помощью теории бисоциации, крайне немногочисленны. Трудов, которые были бы посвящены проблеме изучения комической ситуации в рамках указанной теории, не существует вовсе. Однако если теория бисоциации претендует на роль универсальной модели интерпретации комического, с ее помощью возможно описать и языковые средства создания комического, и непосредственно комическую ситуацию.
В научной литературе существует несколько вариантов объяснения теории, базирующейся на столкновении разных контекстов — двух полюсов восприятии текста — внутри одного. Мы воспринимаем действительность в двух ассоциативных контекстах матрицах при резком переключении хода мыслей из одного в другой»[67], — указывает А. Уткина в работе «Обоснование когнитивного подхода к категории комического». Об умении соединять разнородные явления в едином понятии пишет З. Фрейд в работе «Остроумие и его отношение к бессознательному»[68]: «Остроумие любили определять как ловкое умение находить сходство между несходными вещами, следовательно, находить скрытое сходство.
Фишер возражает, что существуют остроты, при которых нет и речи о сравнении, а поэтому и о нахождении сходства. Подобное понимание комического как столкновения двух логик, двух контекстов восприятия легло в основу механизма анализа комической ситуации. Краснов пишет, что подобное столкновение логик лежит не только в основе создания комического эффекта, но и в основе катарсиса: «Катарсис в притче также вызывается столкновением двух логик: логики трансцендентального и профанной логики»[70]. Как уже упоминалось, творческий процесс, как и процесс познания вообще, согласно Кестлеру, основан на бисоциации bisociation идей. Под бисоциацией мы понимаем в данной работе формирование оригинальной связи между различными элементами двух ситуаций «ассоциативных контекстов» , которая образует новое значение и новый смысл.
Черновол-Ткаченко в работе «Теория бисоциации как инструмент анализа вербального юмора», вслед за А. Кестлером, схематически представляет понятие бисоциации «как модель, в основе которой лежит «восприятие ситуации или идеи, L, в двух самодостаточных, но обычно несовместимых фреймах референции, Ml и М2. Пока такая необычная в когнитивном плане ситуация продолжается, L не ассоциируется реципиентом с одним конкретным контекстом фреймом , а бисоциируется с обоими. При этом Кестлер утверждает, что бисоциация с двумя несовместимыми когнитивными матрицами вызывает моментальный перенос внимания от одной к другой, а порождаемое здравым смыслом напряжение находит выход в смехе»[71]. Аттардо, последователь А.
Кестлера, также исходит из положения о бисоциативности структуры комического. По определению С. Аттардо, скрипт — это хранящаяся в нашем сознании структурированная информация о каком-либо объекте действительности. Любой скрипт имеет определенную структуру и состоит из следующих компонентов: участников, ролей, которые они выполняют, характерных признаков данных участников, отношений, которые сложились между участниками, действий, совершаемых участниками, места, в котором совершаются данные действия, и цели, ради которой совершаются действия»[72].
Смешным может быть всякий контраст цели и средства, намерения и результата. В частности, эстетик Ю. Борев утверждает: «Смешное шире комического. Комическое — прекрасная сестра смешного. Области смешного и комического имеют общий смысловой фон, но различаются в некоторых частностях.
Урок 3. Виды и приемы комического
Что такое комичность ситуации. Комическое определение. Комическая ситуация это в литературе. Комическая ситуация – это ситуация, в которой происходит комическое событие или разворачивается комический сюжет. Комизм в литературе. Что это? Определение понятия кратко. Значение термина. Что это такое? Что это значит? Как понять? Объяснение и суть. Наверное, нет в мире человека, который бы не попадал в странную, нелепую и смешную ситуацию. Хотя подобные случаи можно пересчитать по пальцам (мы очень надеемся), но вспоминать, а уж тем более рассказывать эти захватывающие истории, уж точно никому. смешная, комическая сторона чего-либо; юмор Одним из употребительных приемов языкового комизма у Платонова является «сдвиг в логике». В дни уроков своих он часто у нас обедал и выбирал обыкновенно за столом место поближе к нам, детям. Наиболее значительным показателем и результатом естественной комической ситуации является смех: от беззлобно-добродушного подтрунивания до беспощадного бичевания.
Почему нам бывает смешно: сущность комического
Если автор придерживается данного способа применения комического, он перестает быть ограничен стандартными жанровыми рамками, присущими сатирической публицистике. Формально журналистский текст остается сугубо информативным и деловым, поэтому документальный комизм может быть использован как в интервью, так и в репортаже или короткой информационной заметке. По этой причине юмор на политическую и социальную проблематику все чаще встречается в аполитичных жанрах и темах. Далее в этом же материале читаем: «Рядом с рингами — станции для макияжа, как на модных показах. Коровам начесывают и лакируют хвосты, лошадям заплетают косички, у баранов своя завивка — никакой парикмахер не нужен, их просто вычесывают. Все готовятся к соревнованиям. Перебить интерес к животным пытаются политики». Несовместимость сравниваемых объектов животных и политиков порождает интерес, то, что политики конкурировать с животными только пытаются и это не всегда выходит, вызывает улыбку. В «Огоньке» можно заметить следующую закономерность распределения частотности употребления комических приемов по жанрам.
Самыми богатыми на комизм чаще всего становятся материалы острой общественно-политической направленности чаще всего статьи следом идут авторские колонки и комментарии. Крайне мало элементов комического в интервью. Если таковые и появляются, то благодаря яркой личности респондента. Сравнительно редко можно встретить комизм в материалах, посвященных науке, культуре или спорту. В случае с наукой и спортом, по аналогии с экономикой, к этому обязывает подчеркнуто деловой формат публикаций. Если рассматривать материалы «Огонька», посвященные культуре, то отсутствие комизма в них можно объяснить подбором жанров. Это либо интервью с каким-либо деятелем культуры и искусства, которое не предполагает ярко выраженной журналисткой позиции, либо отзывы о книгах, фильмах написанные в серьёзной академической манере. Особняком по отношению к остальным во многих качественных журналах стоит тема путешествий во всем её многообразии.
В жанровом отношении это чаще всего путевые заметки. В «Огоньке» они занимают значительное место и очень часто содержат в себе комизм. Комические ситуации в таких публикациях, как правило, строятся на непривычном местном колорите и забавных для человека русской культуры предпочтениях и поведении иностранцев. Ключевой для комизма аспект, несовпадения ожидаемого и реального, заложен в данных материалах изначально отличиями культур и быта разных стран. Вот как описывается журналистом повседневная жизнь далекой от России Кубы: «Вообще же с уличной преступностью в Гаване все плохо. Ее фактически нет.
Суд карикатура.
Юрист карикатура. Судья карикатура. Судебное заседание карикатура. Комиксы про космос. Космонавт комикс. Шутки про космос. Комиксы про космос на русском.
Приколы рисунки. Смешной юмор в рисунках. Средства создания комической ситуации. Перенос как способ создания комической ситуации. Комизма применения. Сатирическое или юмористическое изображение. Сатирическая карикатура.
Сатирическое изображение. Юмористические или сатирические стихи. Трагическое и комическое в литературе это. Проблемные ситуации для дошкольников. Примеры проблемных ситуаций для дошкольников. Проблемная ситуация пример. Конфликтные ситуации в школе.
Юмор и сатира в рассказе Чехова толстый и тонкий. Сатира в рассказах Чехова. Сатира в произведениях Чехова. Юмор и сатира в рассказах Чехова. Ольга Громова художник бабки. Художник карикатурист Ольга Громова. Ольга Громова художник-иллюстратор.
Ольга Громова художник-иллюстратор карикатуры. Кавказская пленница Вицин Моргунов Никулин. Вицин Моргунов и Никулин. Троица Никулин Вицин Моргунов. Моргунов Кавказская пленница. Смешные рисунки. Юмор про кухню.
Девушка бежит в магазин. Смешная девушка на улице. Женщина бежит с пакетами. Смешные ситуации на улице. НЭП годы. Повседневная жизнь в годы НЭПА. Культура НЭПА.
Компьютерные иллюстрации. За компьютером карикатура. Картинки про работу с юмором. Девушка за компьютером юмор. Пин ап художник Валерий Барыкин. Советский пин-ап от Валерия Барыкина. Советский пин ап Валерий Барыкин.
Комическое это. Комическое в природе. Что такое комическое смешное. Примеры комического в литературе. Космические виды в литературе. Карикатуры Кийко. Рисунки Игоря Кийко.
Юмор приколы. Комические открытки. Юмористические иллюстрации. Унитаз карикатура. Общественный туалет карикатура. Смешные ситуации. Забавные ситуации.
Необычные ситуации. Неожиданная ситуация. Политическая составляющая.
Там он впервые пробует себя в качестве постановщика, а в 1912 году собирает актеров-единомышленников и основывает собственную студию «Кистоун». Важное открытие Сеннета и его последователей это «гэг». Точнее, разнообразие «гэгов» и способ их организации. Что такое «гэг»? Он может быть пластическим, метафорическим, цирковым. Бой пирогами с кремом, комическая погоня, волосы вставшие дыбом, сама собой подкурившаяся сигара, облетевшее от выстрела дерево, тающая от жара любви льдина, человек, который падает с высоты, но не разбивается насмерть, а лишь отряхивается —— все это «гэги», комические трюки. В фильмах студии «Кистоун» гэги следовали друг за другом без пауз. Бешенный темп был главным принципом их организации. У зрителей не было шансов отвлечься от происходящего: одна волна хохота от удачного трюка сменялась следующей. Распространённым местом действия «комических» были городские улицы с их постоянным движением, пешеходами и автомобилями, велосипедами и трамваями, галантерейными лавками и домами вдоль обочин.
Он стал чертить в душе своей Карикатуры всех гостей… Окарикатуривание того, что не заслуживает этого, есть акт аморальный. Пушкин описывает бал у Лариных, добродушно подсмеиваясь, но не искажая истины до степени карикатуры. Другой вид преувеличения представляет собой гипербола. Гипербола есть, собственно, разновидность карикатуры. В карикатуре преувеличивается частность, в гиперболе — целое. Гипербола смешна только тогда, когда подчеркивает отрицательные качества, а не положительные. Это особенно хорошо видно в народном эпосе. В раннем эпосе многих народов преувеличение есть один из способов героизации. Вот как описывается герой в якутском эпосе: «Стан его в перехвате был пяти саженей. Шести саженей дороден в плечах был. В три сажени были округлые бедра». В русском эпосе гиперболизируется не внешний облик, а сила героя, проявляющаяся во время боя. Илья Муромец один, размахивая палицей или взяв за ноги татарина, которым он размахивает как оружием, побивает целое вражеское войско. Преувеличение здесь имеет оттенок юмора, но оно не преследует цели комизма. Еще сильнее юмор сказывается в описании того, как Василий Буслаевич набирает себе дружину. Чтобы отобрать достойнейших, он ставит на дворе огромный чан вина в сорок бочек и чару в полтора ведра. В дрркину принимаются только те, кто сумеет выпить такую чару одним духом. Кроме того, рядом с чаном стоит сам Василий Буслаевич с огромным вязом. Тот, кто хочет вступить в его дрркину, должен выдержать удар по голове этим вязом. И такие молодцы находятся. Сверхчеловеческая сила положительного героя может вызвать улыбку одобрения, но этот образ не вызывает смеха. Иначе преувеличение применяется в описании отрицательных персонажей. Огромный, неуклюжий антагонист героя, который храпит так громко, что трясется земля, или обжирается, кладя в рот сразу по целому лебедю или по целой ковриге хлеба, представляет собой образец гиперболизации сатирической. В русском эпосе гиперболизация применяется для описания врагов и слркит средством уничтожения. Так, например, в былине об Алеше и Тугарине гиперболически описывается Тугарин, чудище, которое сидит на пиру у Владимира: В вышину ли он, Тугарин, трех сажен, Промеж плечами косая сажень, Промеж глаз калена стрела. Он так толст, что едва ходит. Голова у него с пивной котел. На пиру он хватает сразу по целому лебедю или по целой ковриге хлеба и засовывает их за щеку. Гипербола здесь служит сатирическим целям. Из литературы XIX в. Она иногда употребляется в шутку. В непосредственно сатирических целях Гоголь, например, ею не пользуется. Для этого его стиль слишком реалистичен, но он изредка применяет ее для усиления комизма: «У Ивана Никифоровича шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно было бы поместить весь двор с амбарами и строением»; «Приказный в один раз съедал девять пирогов, и десятый клал в карман». Изредка гипербола у Гоголя встречается в орнаментальной прозе, как, например, при описании Днепра: «Редкая птица долетит до его середины», — но здесь этот прием не представляет художественной удачи Гоголя. Вновь гипербола — как героизирующая, так и уничтожи-тельная — оживает в поэтике Маяковского, примеры чрезвычайно многочисленны. Крайнюю, высшую степень преувеличения представляет собой гротеск. О гротеске имеется довольно значительная литература, и есть попытки очень сложных определений его сущности «перемещение плоскостей». Сложность эта ничем не оправдана. В гротеске преувеличение достигает таких размеров, что увеличенное превращается уже в чудовищное. Оно полностью выходит за грани реальности и переходит в область фантастики. Этим гротеск соприкасается уже со страшным. Правильное и простое определение гротеска дает Борев: «Гротеск есть высшая форма комедийного преувеличения и заострения. Это — преувеличение, придающее фантастический характер данному образу или произведению» Борев, 22. Бушмин считает, что преувеличение необязательно. Его определение гласит: «Гротеск — искусственное фантастическое построение сочетаний, не встречающееся в природе и обществе» Бушмин, 50. Граница между простой гиперболой и гротеском условна. Так, описание героя в якутском эпосе, приведенное выше, в такой же степени гиперболично, как и гротескно. Обжорство Тугарина также может быть определено как гротеск. В европейской литературе типичный сплошной гротеск — роман Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» с описанием всяческих гиперболизированных излишеств. Гротеск — излюбленная форма народного искусства комизма, начиная с древности. Маски древнегреческой комедии гротескны. Буйная несдержанность в комедии противостояла сдержанности и величавости трагедии. Но преувеличение — не единственное свойство гротеска. Гротеск выводит нас за рамки реально возможного мира. Так, повесть Гоголя «Нос» по сюжету представляет собой гротеск: нос свободно разгуливает по Невскому проспекту, С-того момента, как в повести «Шинель» Акакий Акакиевич превращается в привидение, повесть приобретает характер гротеска. Гротеск комичен тогда, когда он, как и все комическое, заслоняет духовное начало и обнажает недостатки. Он делается страшен, когда это духовное начало в человеке уничтожается. От этого по-страшному комичны могут быть изображения сумасшедших. Есть картина, приписываемая Шевченко, изображающая кадриль в сумасшедшем доме. Несколько мужчин в белье и с ночными колпаками на головах в проходе между койками "с самым веселым видом и широко жестикулируя, танцуют кадриль. Картина эта отличается высокой степенью художественности и выразительности и производит жуткое впечатление. Наконец, и нарочито страшное может иметь характер гротеска вне области комизма. Сюда относится, например, «Страшная месть» и последние страницы повести Гоголя «Вий», где гроб в церкви снимается с места и летает по воздуху. В области живописи в качестве примера страшного гротеска можно указать на гравюры Гойи, где он изображает иногда в фантастических, иногда в совершенно натуралистических рисунках ужасы наполеоновского террора в мятежной Испании. Гротеск возможен только в искусстве и невозможен в жизни. Непременное его условие — некоторое эстетическоеотношение к изображаемым ужасам. Ужасы войны, снятые фотоаппаратом с целью документального изображения их, не имеют и не могут иметь характера гротеска. Глава 14. Посрамление воли До сих пор речь шла о комических образах и о некоторых средствах, при помощи которых образ может быть представлен в смешном виде. Ниже речь пойдет о некоторых комических ситуациях, сюжетах и действиях. Мы вступаем в новую, очень широкую область рассмотрения. Комические сюжеты имеются в драматургии, в кино, цирке, на эстраде; на них держится огромная и разнообразная юмористическая и сатирическая литература и значительная часть повествовательного фольклора. Нет никакой надежды не только исчерпать возможный материал, но даже хотя бы приблизительно пересчитать наиболее часто встречающиеся случаи. Но в этом нет и необходимости. Достаточно привести яркие и показательные примеры, чтобы увидеть, в чем здесь дело. Смех этот несколько жесток. Характер его зависит от степени бедствия, и тут разные люди будут реагировать по-разному. Там, где один будет смеяться, другой подбежит, чтобы помочь. Возможно и то и другое одновременно: можно одновременно и смеяться, и Помогать. Канадский юморист Ликок считал подобный смех вообще непозволительным. Он приводит такой пример: конькобежец во время фигурного катания вдруг проваливается под лед. Действительно, такой случай сам по себе не смешон, потому что провалившемуся под лед грозит смерть. Но вопреки Ликоку можно утверждать, что даже такой случай может оказаться смешным. В «Посмертных записках Пиквикского клуба» Диккенс рассказывает, как мистер Пиквик катается на коньках по льду замерзшего пруда и вдруг проваливается. На поверхности остается только его шляпа. Но ничего страшного не происходит. Мокрый и испуганный мистер Пиквик, тяжело отдуваясь, показывается из-под воды, его ведут домой и помогают ему отогреться и привести себя в порядок. Никакого несчастья не случилось. В этих случаях с людьми происходит нечто неприятное, чего они не ждали и что нарушает мирное течение их жизни. Происходит некоторое неожиданное посрамление человеческой воликакими-нибудь совершенно случайными, непредвиденными причинами. Не всякое посрамление воли комично. Крушение каких-нибудь великих или героических начинаний не комично, а трагично. Комична будет неудача в мелких, житейских человеческих делах, вызванная столь же мелкими обстоятельствами. Этот цринцип часто используется в кино, причем в таких случаях обычно подчеркивается наличие каких-то определенных стремлений или желаний. Люди не просто идут, или едут, или развлекаются, а что-то хотят, или делают, или начинают, но неожиданное препятствие нарушает все их планы. В одном из фильмов Чаплина герой вместе с такой же бедной, как и он, девушкой строит себе на окраине города хибарку из ящиков и разных дощечек. Утром он в трусиках, с полотенцем через плечо, похлопывая себя по животу, выходит из дому, чтобы выкупаться. Мимо дома протекает ручей, который тут образует заливчик. Есть и мосток. Он с разбегу бросается в воду, но ручей оказывается совсем мелким. Расшибленный и мокрый, хромая, он возвращается в свою хибарку. Здесь смех не нарушает симпатии к скромному маленькому человеку, который всюду терпит неудачи. Этот случай комичен, но вместе с тем и грустен, что характерно для фильмов Чаплина. Комизм уже без всякой примеси грусти, а, наоборот, с некоторой долей злорадства получается в тех случаях, когда человеком руководят не просто маленькие житейские, а, эгоистические, ничтожные побуждения и стремления; неудача, вызванная внешними обстоятельствами, в этих случаях вскрывает ничтожество устремлений, убожество человека: и имеет характер заслуженного наказания. Комизм усиливается, если это посрамление происходит внезапно и неожиданно для действующих лиц или для зрителей и читателя. Классический случай такого посрамления воли — падение: Бобчинского с дверью во втором акте «Ревизора». Бобчинский хочет подслушать, о чем будет говорить городничий и Хлестаков. Но он слишком сильно налегает на дверь, дверь вдруг обрывается. Попытка не удалась.. В некоторых случаях человек как будто не виноват в своих: неудачах. Но это только так кажется. На самом деле неудача вызвана именно каким-то недостатком дальновидности и наблюдательности, неумением ориентироваться в обстановке, что приводит к смеху независимо от побуждений. Желание выкупаться отнюдь не смешно. В случае из фильма Чаплина комизм усилен подчеркиванием физиологии похлопывание себя по животу , прекрасным настроением, которое сейчас будет нарушено. Тем не менее зритель совершенно инстинктивно смеется. В случае с падением Бобчинского мы тоже имеем некоторую нерасчетливость и недальновидность. Бобчинский не рассчитал, что дверь не выдержит. Но вместе с тем в этом случае неудача явно вскрывает всю неблаговидность тайных намерений Бобчинского. Этот случай комичен вдвойне. Бобчинский наказан и за свою недальновидность, и за намерение подслушать. В приведенных случаях посрамление вызвано причинами, которые находятся вне человека, но одновременно оно вызвано чисть внутренними причинами, кроющимися в натуре человека. Посрамление воли может происходить и по чисто внутренним причинам. Точнее — внутренние причины составляют основу, а внешние как бы служат ареной или поводом для их выступления наружу. Сюда относится проявление человеческой рассеянности, представленной многочисленными анекдотами. Выражаясь несколько парадоксально, можно сказать, что рассеянность есть следствие некоторой сосредоточенности. Предаваясь исключительно одной какой-нибудь мысли или заботе, человек не обращает внимания на свои действия, совершает их автоматически, что приводит к самым неожиданным последствиям. Всем известна рассеянность профессоров. Эта рассеянность проистекает из того, что люди науки, всецело погруженные в свои мысли, не замечают того, что происходит вокруг них. Это, конечно, недостаток, и подсознательно именно это и вызывает смех. Здесь можно вспомнить об анекдоте, который незадолго до революции произошел с профессором университета Ив. Лапшиным, популярным в студенческой среде за доброту, крупным специалистом по философии и психологии. Он был командирован в Вену на конгресс. Утром в Вене, в отеле, желая надеть парадные, заранее хорошо проутюженные брюки, которые, как он помнил, он с вечера повесил на спинку кровати, он обнаружил, что брюк нет. Прислуга божилась в своей невиновности, вышла неприятность. По окончании конгресса профессор вернулся в Петербург, приехал домой поздно вечером и сразу лег спать. Проснувшись утром, он увидел свои свежеотутюженные брюки висящими на спинке кровати. В отель была послана извинительная телеграмма. В жизни подобные случаи довольно обычны, но в художественной литературе ими пользуются мало, так как вызываемый ими смех хотя и приятен, но несколько поверхностен. У Гоголя случаи рассеянности встречаются чаше, чем у других писателей.
Что такое комические ситуации
Основные виды комического В юморе – самом «позитивном» виде комического – одновременно соединяются смех над предметами или явлениями (комическая их трактовка) и внутренне серьезное к ним отношение со стороны смеющегося. Смотреть что такое "комическая ситуация" в других словарях: ситуация — (от лат. situatio положение) совокупность определенных условий, обстоятельств, в которых развивается конфликт. Категория комического в эстетике идет в связке с трагическим, но здесь я рассмотрю только комическое, о трагическом потом.
Как это работает. Комическое в литературе
Комическая ситуация – это ситуация, в которой происходит комическое событие или разворачивается комический сюжет. это тип литературного или драматического произведения, в котором происходит некая необычная, нелепая или вызывающая смех ситуация или событие. Комическая ситуация – это ситуация, в которой происходит комическое событие или разворачивается комический сюжет. Комическая ситуация – это особый вид ситуации, который порождает смех у зрителя или читателя. Что такое комичность ситуации. Приемы создания комической ситуации.
Занятие 13. КОМИЧЕСКОЕ И СМЕШНОЕ КАК ПРОЯВЛЕНИЯ И ОТРАЖЕНИЯ ДЕГРАДАЦИИ, РАЗВИТИЯ, СТАНОВЛЕНИЯ
Смотреть что такое «комическая ситуация» в других словарях. В основе комического всегда лежит какое-то несоответствие, нарушение нормы. Это несоответствие может быть на языковом уровне (нелепицы, оговорки, имитация дефекта речи, акцента, не к месту звучащая иностранная речь), на уровне сюжетной ситуации. Комическое, в отличие от смешного, выражает «глубинную доброжелательность», стремление освободиться от того, что вызывает смех (философия XVIII-XIX веков). Игра слов — это комический приём, при котором автор или персонаж употребляет омонимы, то есть слова, которые звучат и пишутся одинаково, но имеют совершенно разные значения. Кристиана Восс отличает комические ситуации от трагических и возвышенных. Сельма Алик рассматривает комедию ситуаций как суперкатегорию по сравнению с другими видами комедии, такими как комедия формы, движения или словесная комедия.
Комическое в романе Тургенева Отцы и дети
Юмор вызывает у людей положительные эмоции, сопровождаемые смехом и экспрессией, что самым благоприятным образом сказывается на восприятии рекламы, способствует положительной оценке рекламного сообщения и обеспечивает хорошее его запоминание. А иногда положительные эмоции от удачной, «смешной» рекламы настолько сильны, что люди испытывают потребность рассказать о ней другим людям, стремятся, чтобы другие тоже «это увидели». Британские ученые, проводившие широкомасштабные исследования запоминаемости юмора и симпатий к нему, обнаружили закономерность: мужчинам больше нравится юмор с сексуальным и агрессивным подтекстом, а женщинам — связанный с игрой слов. Смешное, забавное улучшает отношение человека к окружающему миру, позволяет ему избавиться от негативных эмоций гнев, страх, вина, раздражительность. Для рекламы, которая обрушивается на потребителя в огромных количествах, это имеет очень большое значение.
Заставьте человека смеяться, и он не будет злиться, раздражаться, что в нашем деле очень и очень желательно. Сюжетный юмор.
Кристиана Восс отличает комические ситуации от трагических и возвышенных. Сельма Алик рассматривает комедию ситуаций как суперкатегорию по сравнению с другими видами комедии, такими как комедия формы, движения или словесная комедия. Возможно, самое известное описание ситуационной комедии взято из романа Анри Бергсона Le Rire 1900. Здесь также оно определяется как комедия персонажей, слова и тела.
Ситуациикомик, производимый механическими повторениями Повторение , перевернутыми ролями инверсия или путаницей интерференция серий : «Ситуация всегда забавна, когда она принадлежит двум совершенно независимым сериям событий одновременно и, следовательно, имеет двоякое значение». Начиная с размышлений Артура Шопенгауэра о несоответствии , комикс неоднократно описывался в терминах противоречивого, противоположного, парадоксального или противоположного. Мы говорим о нестабильных оппозиционных отношениях, нарушениях соглашений или обменах , которые либо распущены облегчение , либо нет. В любом случае биполярность кажется важной чертой комедии. Биполярность между возвышенным и ничто у Теодора Липпса или живым и механическим у Анри Бергсона. Пары контрастов могут неожиданно появиться рядом или одна за другой.
Этот неожиданный момент изюминка кажется второй определяющей характеристикой. Согласно теории неконгруэнтности, забавные ситуации характеризуются неожиданно бессмысленными контрастами. Сложность этого нормативного определения заключается в огромном количестве ситуаций, вызывающих смех. Поскольку комедия часто делает своим предметом нарушения табу и отклонения от нормы , само ненормальное должно быть стандартизировано. Теория восприятия См. Также: Восприятие фигуры и фона.
Неожиданно сумасшедшие пропорции комических ситуаций часто сравнивают с оптическими парадоксами, такими как наклонные фигуры или полоски Мебиуса. Восприятие ситуации переключается из одного состояния в другое, противоположно одному.
А иногда положительные эмоции от удачной, «смешной» рекламы настолько сильны, что люди испытывают потребность рассказать о ней другим людям, стремятся, чтобы другие тоже «это увидели». Британские ученые, проводившие широкомасштабные исследования запоминаемости юмора и симпатий к нему, обнаружили закономерность: мужчинам больше нравится юмор с сексуальным и агрессивным подтекстом, а женщинам — связанный с игрой слов. Смешное, забавное улучшает отношение человека к окружающему миру, позволяет ему избавиться от негативных эмоций гнев, страх, вина, раздражительность.
Для рекламы, которая обрушивается на потребителя в огромных количествах, это имеет очень большое значение. Заставьте человека смеяться, и он не будет злиться, раздражаться, что в нашем деле очень и очень желательно. Сюжетный юмор. Хорошо подходит для теле- и радиорекламы, где есть пространство для развития сюжета.
Их функция —— попадать в абсурдные ситуации и провоцировать их. Сеннет постоянно обращается к фигуре полицейского или попросту говоря копа, потому что в обычной жизни блюстители порядка были синонимом чрезмерно серьезного отношения к жизни.
Снижать серьезное до смешного —— главный прием комедии, будь то книга, фильм или пьеса. Чуть ли не в каждом фильме появляются и «прекрасные купальщицы» —— девушки, напоминавшие участниц популярного бродвейского шоу «Безумства Зигфельда». Девушки не влияли на сюжет фильмов, но их присутствие в фильмах само по себе было столь нелепым, что стало символом абсурдности происходящего. Помимо этого, красивые девушки в кадре добавляли комическим фильмам зрелищности, то есть привлекали зрителей в кинозалы и делали «комическую» коммерчески успешной. Третий и самый яркий элемент «комических» студии «Кистоун» это пироги с кремом, которые бросали во всех подряд. Осыпание друг друга различными предметами —— традиционный элемент цирковой клоунады.
Но именно пироги и торты с липким кремом вошли в арсенал «комической». Они неизменно вызывали удивление у публики, а вместе с удивлением и смех.
"Все ваши друзья - гусеницы". Что такое логика, и как она спасает от безумия?
Смысл комического — унижение и тем самым переоценка определенных социально ранжированных ценностей. Не случайно, что перед социальными переворотами происходит взрыв комического творчества. Смех разоблачает устаревшие ценности и лишает их пиетета. Средневековый карнавал выполнял функцию сомнения в ценности королевской власти, в безусловности установлений церкви, и это был резерв развития. Здесь действует механизм переворачивания ценностей, способствующий изменению пропорций мировосприятия.
В гротескном осмеянии снимались телесные запреты, совершалось пиршество плоти, что способствовало бестрепетной ее переоценке. Истоки русского мата — в его карнавальном характере. Использование этой лексики как нормы в настоящий переходный и кризисный для России период, по меньшей мере, неуместно, а точнее разрушительно в условиях, когда старые ценности уже отвергнуты, а новые еще не состоялись. Но в комизме не все сводится к отрицанию.
Вместе с отрицанием происходит и некоторое утверждение, а именно, утверждается свобода человеческого духа. Смеясь и играя, человек отстаивает свою свободу, возможность преодоления любых границ. У Маркса: человечество, смеясь расстается со своим прошлым. Комизм — это утверждение творческих сил, новизны, идеалов, ибо отрицание ложных ценностей происходит при доминировании положительного начала.
Но может быть скабрезный смех человека бездуховного, без идеалов, обозначающий подглядывание в замочную скважину, и смех, вызванный просто проявлением телесности: пошлые анекдоты, и смех цинический — над всем, включая святыни, с позиций отрицания всего и вся, и по отношению к дорогим сторонам жизни других людей. Определяя структуру комического, необходимо отметить, что это единственная эстетическая ценность, в которой субъект выступает не только реципиентом, приемником информации, в комическом нужна творческая роль самого субъекта. В комическом не нужна определенная дистанция, субъект должен разрушить ее, примерив на себя комическую маску, вступив в свободные игровые отношения с реальностью. Когда это получается и возникает комическое.
Комизм возникает тогда, когда есть некое противоречие в объекте. Чтобы стало смешно, некая антиценность должна быть проявлена в несообразности объекта. В эстетике это называется комическое несоответствие. Вначале это внутреннее несоответствие в объекте.
В свете идеала несообразность становится нелепой, абсурдной, смешной, разоблачительной. Условием комического отношения является духовная свобода человека, тогда он способен на осмеяние. Комическое несоответствие — форма существования комического, так же, как и трагический конфликт — форма бытия трагического. Отсюда две взаимосвязанные способности субъекта: остроумие — способность создавать комическое несоответствие; соединение несоединимого в огороде бузина, а в Киеве — дядька; стрелять из пушки по воробьям.
Здесь же — несовпадение сущности и явления, формы и содержания, замысла и результата. В результате возникает некий парадокс, обнажающий странность данного явления. Эффект комического всегда рождается по принципу метафоры как в детском анекдоте: слон вымазался в муке, посмотрел на себя в зеркало и сказал: «Вот это пельмень! Вторая способность субъекта, определяющая грань эстетического вкуса, — способность интуитивно чувствовать комическое несоответствие и реагировать на него смехом — юмор.
Если анекдот объяснять, он все теряет.
Юмор вызывает у людей положительные эмоции, сопровождаемые смехом и экспрессией, что самым благоприятным образом сказывается на восприятии рекламы, способствует положительной оценке рекламного сообщения и обеспечивает хорошее его запоминание. А иногда положительные эмоции от удачной «смешной» рекламы настолько сильны, что люди испытывают потребность рассказать о ней другим людям, стремятся, чтобы другие тоже это увидели. Юмор, как правило, предполагает или необычное, нестандартное сюжетное развитие, или неожиданный ход мысли, способность увидеть оттенок смешного в обыденной ситуации. Отличным примером последнего могут быть одностишия В. Вишневский и другие : «Да нет, до свадьбы он у нас не заикался», «И вновь я не замечен с Мавзолея», «Ах, вы не спонсор?! Положите вилку! Есть лекарства». Смешное, комичное, забавное улучшает, гармонизирует отношение человека к окружающему миру, позволяет ему избавиться от негативных эмоций: гнева, страха, вины, раздражительности. Для рекламы, которая обрушивается на потребителя в огромных количествах, все это имеет очень важное значение.
Заставьте человека засмеяться — и он уже, как минимум, не будет злиться, раздражаться, что в нашем деле очень и очень желательно. Сюжетный юмор. Он хорошо подходит для теле- и радиорекламы, где есть пространство для развития сюжета. Вариации здесь будут такие: неожиданная развязка «Деньги могут заморозить» и «Ты вообще в чем-нибудь уверен? Пиво пил» — «Толстяк» ; случайный, неожиданный эффект реклама «с днем жестянщика» от «БиЛайн», открытие теории относительности — пиво «Пит». Персонажный юмор. Если сюжетный юмор связан с развитием определенной сюжетной линии, то речь идет о персонажном юморе. Он акцентируется на некотором комическом образе, который вызывает смех. Иногда бывает так, что к этому привлекают известные смеховые фигуры.
Примеры комичных ситуаций в повседневной жизни Комичные ситуации в повседневной жизни возникают постоянно и могут приводить к смеху и радости. Ниже приведены несколько примеров комичных ситуаций: 1. Когда ты спускаешься по лестнице и спотыкаешься Это типичная комичная ситуация, которая случается с каждым из нас. Мы чувствуем себя неловко, но не сдерживаем смеха, осознавая курьезность произошедшего. Когда тебя будят по телефону, а ты не можешь понять, где он Это смешная ситуация, когда мы привыкли спать с телефоном под подушкой или в другом странном месте, и когда кто-то пытается нас разбудить, мы начинаем комично искать свой телефон в непонятных местах. Когда кто-то ошибается в адресе или телефоне при доставке еды Это часто встречающаяся комичная ситуация, когда мы заказываем еду, а курьер приезжает не по нашему адресу или звонит не на тот телефон. Это может вызывать смех и удивление, а также приятные или не очень приятные ситуации. Когда мы спотыкаемся на улице в присутствии множества людей Это классическая комичная ситуация, когда мы спотыкаемся и падаем, вызывая смех и улыбки окружающих. Это неловко, но в то же время смешно и позволяет нам расслабиться. Когда мы забываем слово или делаем грамматические ошибки во время разговора Это типичная комичная ситуация, когда мы внезапно забываем нужное слово или говорим что-то несообразительное. Это вызывает смех окружающих и создает ощущение неловкости, но в то же время приносит радость и хорошее настроение. Однако комичные ситуации в повседневной жизни бывают разными, и каждый из нас может вспомнить свои собственные забавные моменты, которые произошли в его жизни. Комичные ситуации в литературе и кино Комичные ситуации не ограничиваются только реальной жизнью, они также широко присутствуют в литературе и кино.
Бахтина о карнавальном смехе, когда исполнители социальных ролей меняются местами. Платон и Аристотель определяли комическое и смешное через безобразное. Платон считал комическое недостойным для свободных граждан идеального государства, противопоставляя смешное серьезному. Смешное есть конкретный случай комического. Комическое — это как бы формула смешного. Эстетическая теория как часть философии рассматривает «общезначимое», общедоступное, смешное. Это типичные случаи смешного, они представлены прежде всего в конкретной социальной жизни, а в более устойчивом, рафинированном виде — в искусстве. Эстетическое понимание комедии и комического развернуто Аристотелем: «Комедия же, как сказано, есть подражание людям худшим, хотя и не во всей их подлости: ведь смешное есть лишь часть безобразного. В самом деле, смешное есть некоторая ошибка и уродство, но безболезненное и безвредное: так, чтобы недалеко ходить за примером , смешная маска есть нечто безобразное и искаженное, но без боли» «Поэтика», 1448 в. Удовольствие от комического нередко связывалось с рассеиванием той или иной иллюзии и с избавлением от видимости. Еще Будда, получив просветление, прозрев мир как майю, видимость, рассмеялся. Этот мотив является решающим в трактовке комического у Т. Гоббса, Канта, Г. Липпса, Н. Чернышевского, которые отличаются по трактовке видимости — будь то ничтожное, выдающее себя за высокое, низкое — за возвышенное, лишенное ценности — за ценное, механизм — за живое существо. Фрейд видел сущность комического, и в частности остроумия, в намеке на запретную сексуальную тему. Комическое выводится Кантом из игры представлений: «Музыка и повод к смеху представляют собой два вида игры с эстетическими идеями или же с представлениями рассудка, посредством которых в конце концов ничего не мыслится и которые могут благодаря лишь одной своей смене и тем не менее живо доставлять удовольствие» Кант И. Он определяет смех как эффект от внезапного превращения напряженного ожидания в ничто, когда душа не находит вызвавшей напряжение причины.