Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения писателя и фронтовика Юрия Бондарева.
Горячий снег Юрия Бондарева
Он искренне сокрушается, что в наше время молодые писатели не имеют той государственной поддержки, что имели его сотоварищи по Литературному институту: их вводили в редакции литературных журналов, помогали с публикациями, способствовали поиску материала для литературы, который может дать только жизнь. Юрий Бондарев родился 15 марта 1924 года в городе Орске Оренбургской области. Предки Бондарева по отцовской линии из уральских крестьян. Отец Василий Васильевич успел повоевать в Первую мировую, во время Гражданской войны вступил в партию большевиков, активно укреплял Советскую власть на Урале. Работал народным следователем, получил юридическое образование, работал в коллегии адвокатов. Дед со стороны матери Клавдии Иосифовны — железнодорожный рабочий из Полтавы. Все двадцатые и начало тридцатых годов семья Бондаревых колесила по азиатской части Советского Союза.
В 1927 году родилась сестра Элеонора, в 1936 году — младший брат Евгений. К тому времени семья уже перебралась в Москву, в Замоскворечье, которое писатель вспоминает во многих своих произведениях. Свой первый рассказ будущий писатель написал в школе. И назывался он по-школьному: «Как я провел лето». Лето он провел на реке Белой в башкирской деревушке Чишмы у своего дяди, Федора Иосифовича Гришаенко. Там подружился с Сашей, двоюродным братом.
Все время братья проводили на реке, плавали наперегонки, катались на лодке, жили в лесу. Сочинение содержало точные и тонкие описания природы. Учительница русского языка и литературы Мария Сергеевна Кузовкина попросила Юру прочитать сочинение перед всем классом, а потом посоветовала завести дневник для записи своих наблюдений. Тот внял совету, начал вести в школе литературный журнал, но война помешала. Молодые люди 1923—1924 годов рождения на своих плечах вынесли всю тяжесть войны. Бондарев попадает на фронт под Сталинград в октябре 1942 года в качестве артиллериста.
Получил контузию, ранение, обморожение. После госпиталя снова в противотанковой батарее, форсировал Днепр и участвовал в штурме Киева. Снова ранен под Житомиром, снова — в госпиталь. В 1944 будущий писатель воевал в Польше, затем в Карпатах, на границе с Чехословакией, затем направлен на учебу в Чкаловское училище зенитной авиации, после окончания которого признан ограниченно годным и демобилизован по ранениям. Бондарев относится к тому удивительному поколению лейтенантов-фронтовиков, которое не только выжило в войне, но и дало всему миру выдающихся советских писателей: Виктора Некрасова, Константина Воробьева, Евгения Носова, Бориса Васильева, Василя Быкова, Григория Бакланова. После армии Бондарев в поисках своего жизненного пути поступил в шоферскую школу, потом подал документы на подготовительное отделение Московского авиационно-технологического института, даже думал об учебе во ВГИКе.
Все планы спутал случай: школьный друг, которому Юра дал почитать тетрадку со своими заметками о войне, заявил безапелляционно: «У тебя талант. Срочно неси документы в Литературный! Есть такой институт! Печататься начал в журналах «Огонек», «Смена», «Октябрь» и в 1951 году был принят в Союз писателей СССР, а в 1953 году вышел первый сборник его рассказов «На большой реке». В центре всех его последующих произведений была война. Война без прикрас, опасная, в огне которой писатель сделал несколько выводов на всю жизнь: «человек рождается для любви, а медля ненависти», «легкой жизни не бывает, бывает лишь легкая смерть».
Работает он очень много и плодотворно: в 1950-е годы пишет «фронтовые» повести «Юность командиров», «Батальоны просят огня», «Последние залпы», положившие начало целому направлению в советской литературе. Бондарев становится очень популярным в Советском Союзе и за рубежом, его произведения широко издаются за границей. В 1962 году в дачном поселке Красная Пахра он покупает небольшую дачу у известного писателя Николая Вильмонта, чтобы тихо, спокойно работать на природе, вдалеке от московской суеты и городских проблем. Он увеличил дом, построил на втором этаже кабинет, и в этом кабинете создал большинство своих произведений после 1962 года. Практически сорок лет он работал по жесткому графику. Просыпался в восемь часов утра, делал интенсивную зарядку, затем недолгий и не очень плотный завтрак: каша, яйцо или яичница, чай.
В девять часов он поднимался в кабинет и писал практически без перерывов до четырех часов. Вначале он очень много курил, до двух пачек в день. В пепельнице собиралась гора окурков. В 55 лет Юрий Васильевич решил, что выкуривать такое количество табака — это уже чрезмерно. Бросал нелегко, но силы воли хватило, и бросил. Был, правда, один недолгий срыв, но сейчас даже запаха табачного дыма не выносит.
Какое-то время просто жевал мундштук сигареты и, не зажигая ее, бросал в пепельницу. Это ужасно раздражало Сергея Михалкова, с которым Бондарев тогда работал в Союзе писателей. Однако, такая манера стала просто отвлечением, такое встречается у некоторых людей, машинально рисующих фигурки на листе бумаги. Потом следовали обед, недолгая прогулка по аллеям поселка, отдых. Вечером снова к столу и работа до ужина. Такой сложный график Юрий Васильевич почерпнул из дневников своего любимого писателя Льва Николаевича Толстого.
Бондарев пишет ручкой и только ручкой. Он считает, что она имеет магическую и магнетическую связь с подсознанием. Объяснить процесс творчества невозможно.
В 1953 году выпустил в московском издательстве "Советский писатель" первый сборник рассказов - "На большой реке". Дебютом Юрия Бондарева в области крупных прозаических форм стала военная повесть "Юность командиров" 1956. Широкую известность ему принесли произведения, также посвященные темам войны и послевоенной жизни: повесть "Батальоны просят огня" 1957 , романы "Тишина" 1962 и "Двое" 1964. В 1970 году Юрий Бондарев выпустил роман "Горячий снег" о событиях Сталинградской битвы. Среди основных работ 1970-1980-х годах: романы "Берег" 1975 , "Выбор" 1981 и "Игра" 1985 , отражающие нравственно-философские стороны жизни советской интеллигенции, а также цикл рассказов-размышлений "Мгновения" 1977. В 1990-е годы вышли романы "Искушение" 1992 , "Непротивление" 1996 и "Бермудский треугольник" 1999. Последний к настоящему времени роман - "Без милосердия" - был издан в 2004 году.
Публицистические работы Юрия Бондарева входят в сборники: "Взгляд в биографию" 1971 , "Поиск истины" 1976 , "Хранители ценностей" 1987 , "Диалоги о формулах и красоте" 1990. Проза Юрия Бондарева переведена на 70 языков, в т. В конце 1980-х - начале 1990-х годов входил в несколько организаций и движений национальной и патриотической направленности "Единение", "Славянский собор России", "Русский национальный собор", "Духовное наследие". С 1967 года избирался членом правления, в 1971-1991 годах - секретарем правления, в 1986-1991 годах - членом бюро секретариата правления Союза писателей СССР. В 1991-1994 годах являлся председателем правления Союза писателей России. В разное время входил в состав редколлегий "Литературной газеты", журналов "Роман-газета", "Мир образования - образование в мире", "Наше наследие", "Кубань". Юрий Бондарев был членом общественного совета журнала "Наш современник", членом Союза кинематографистов РФ.
Текст: Арсений Замостьянов, заместитель главного редактора журнала «Историк» 100 лет назад, 15 марта 1924 года, родился писатель-фронтовик, открывший новое направление в русской литературе — «лейтенантскую прозу», а потом первым с высокой трибуны предсказавший крах Перестройки, по сути — распад СССР и уничтожение КПСС. Он появился на свет в Орске, под Оренбургом, в семье народного следователя и адвоката, которого по службе постоянно перебрасывали с Урала в Поволжье, а из Поволжья — в Среднюю Азию, пока в 1931 году семейство не обосновалось в Замоскворечье, которое Бондарев всегда называл «самым прелестным уголком во всем мире» и любил его до последних дней, вспоминая почти в каждом разговоре.
Комбат Бондарев Еще в школе он, вместе с друзьями, вёл рукописный литературный журнал, в котором публиковал свои первые стихи и рассказы, был лидером среди одноклассников. Там, во дворах Новокузнецкой улицы, все утопало в липах, там снег пахнул арбузами — это запомнилось навсегда, как сказка. Теплыми ночами соседи выносили во двор кровати и спали под липами. У Юрия была голубятня, он каждый день возился с птицами. Когда началась война, в 17 лет он перешел в десятый класс. Но еще летом вместе с сотнями московских комсомольцев отправился в Смоленск — рыть окопы, строить оборонительные сооружения. Возвращались, когда немцы уже стояли в нескольких верстах — эшелон, в котором школьников спешно эвакуировали в Москву, попал под бомбежку, но прорвался к столице — чуть не в последнем вагоне, вместе с другими такими же старшеклассниками. Школу он окончил в эвакуации — а потом сразу поступил в военное училище в Актюбинске. Солдат Юрий Бондарев, 1944 год После учебы курсантов отправили под Сталинград — и там в декабре 1942 года сержант Бондарев он не стал офицером — возможно, потому что их выпускали по ускоренной программе, а возможно — из-за ершистого характера , командир минометного расчета, принял первый бой на берегу реки Мышкова.
Он навсегда запомнил те сражения в деталях, кажется, каждую снежинку помнил, не то что каждый залп. В предновогодние дни красноармейцы выбили немцев со станции Котельниково. А потом очередной налет «юнкерсов». У этих пакгаузов меня ранило, и не одного», - писал много лет спустя Бондарев. Несколько часов раненые бойцы пролежали на 30-градусном морозе в ожидании санитаров. Потом — госпиталь для тяжелых под Куйбышевом, после — батальон выздоравливающих, и снова передовая. Воронежский фронт. Бондарев уже тогда решил, что, если выживет, когда-нибудь напишет об этом, но во время войны не вёл дневников, только запоминал. Считал, что так точнее — чтобы все второстепенное отсеивалось.
Командиром противотанкового орудия он участвовал в форсировании Днепра и освобождении Киева. В бою за Хмельницкий комбат получил свою вторую медаль «За отвагу». В приказе по артполку значилось: «Товарищ Бондарев встретил немецкие танки и пехоту огнём своего орудия с открытой огневой позиции. Один танк был подбит и пехота рассеяна. Контратака противника была отбита». Юрий Бондарев В боях за Житомир, в окружении, его снова ранило. И опять, после скитаний по госпиталям, Бондарев вернулся на фронт. Карпаты, Польша, Чехословакия... В конце 1944 года его направили в Чкаловское училище зенитной артиллерии, там Бондарев и отпраздновал День Победы.
Перед ним открывалось будущее кадрового офицера, достойно прошедшего войну, но в декабре 1945 года израненного фронтовика признали ограниченно годным к службе — и младший лейтенант Бондарев вернулся в Москву. Оказалось, что все его школьные друзья погибли. До конца своих дней он вспоминал непривычную, страшную тишину, которая встретила его в замоскворецких дворах. Тишина — потом он назовет так один из своих романов. Там есть и об этом. Несколько месяцев демобилизованный офицер метался, не мог выбрать свою судьбу: поступил на шоферские курсы, учился на подготовительном отделении авиационно-технологического института, а в свободное время писал. Очерки, стихи, прозу. Фото: rg. Но до знакомства с Симоновым тогда дело не дошло.
Редактор отдела прозы «завернул» рассказы за «нагнетание страдальческих чувств», хотя в критическом отзыве отметил и сильные стороны: «Боец, изуродованный войною калека, лежит в госпитале и, по его ощущениям, нет ему возврата домой. Ни к матери, ни к любимой девушке. Кому он нужен? Его томят тяжёлые сны, и маниакальная идея владеет им: выброситься в окно. Довольно сильно описано, как этот калека забирается на подоконник. И ужас перед самоубийством». Тогда требовалась другая проза о войне: мажорная, триумфальная — чтобы не бередить фронтовые раны. Время Бондарева ещё не пришло. Исключением из правил оставался в то время роман Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда», в котором об армейских буднях рассказано предельно просто и правдиво.
Но ни самому Некрасову, ни другим писателям потом еще долго не удавалось даже приблизиться к такому уровню. В литературе, да и вообще в искусстве с конца 1940-х утвердился парадный стиль, напоминающий пышную архитектуру тогдашних станций метро. Той же весной Бондарев заглянул на Тверской бульвар, в Литературный институт. Дама из приемной комиссии — он навсегда запомнил ее прическу, тугой пучок волос — сразу посоветовала выбросить стихи в урну, а к рассказам отнеслась благосклонно. Не следующий день ему позвонили: принят в институт без экзаменов, в семинар прозы Константина Паустовского. Стихи он с той поры больше никому не показывал.
Роман Бондарева Тишина 1962 продолжил общеевропейскую тему «потерянного поколения» — трудного вхождения в мирную жизнь молодых людей, попавших на фронт со школьной скамьи. В романе Горячий снег 1969 еще более обострена проблема ценности человеческой личности. С начала 1970-х годов в творчестве Бондарева острота психологических коллизий сопрягается главным образом со сферой частной жизни, подчеркивая экзистенциальную ответственность каждого за свою судьбу — будь то отношения между мужчиной и женщиной, «завоевателем» и побежденным, выбор между жизнью предателя и смертью героя, между муками истинного творчества и благополучием рутины тетралогия Берег, 1975, Государственная премия СССР, 1977; Выбор, 1980, Государственная премия СССР, 1983; Игра, 1985, Искушение, 1991. Герой романов Бондарева, человек сильный, творческий и преуспевающий, явно автобиографичен писатель Никитин, художник Васильев, кинорежиссер Крымов, ученый Дроздов. С годами в произведениях Бондарева все свободнее происходит «игра» не только со сложными человеческими судьбами, но и с временными и пространственными пластами — и одновременно еще более изощренными становятся путешествия по извилинам человеческой души, фиксирующие каждый миг восприятия утекающего события цикл импрессионистических миниатюр Мгновения, 1977—1982. Бондарев — автор публицистически-злободневного романа о современности Сопротивление 1994—1996 , книги размышлений о роли литературы в историческом процессе Поиск истины 1976 , многочисленных работ для театра и кино в т.
Доклад Творчество Юрия Бондарева
Краткие содержания. Юрий Бондарев, биография которого полна интересных фактов и судьбоносных событий, оставил большой след в советской литературе. Мы подготовили для вас видео-презентацию, ее можно посмотреть, пройдя во вкладку фото/видео. Юрий Бондарев, биография которого полна интересных фактов и судьбоносных событий, оставил большой след в советской литературе. Мы подготовили для вас видео-презентацию, ее можно посмотреть, пройдя во вкладку фото/видео. Герой романов Бондарева сильный, преуспевающий и творческий человек. Юрий Бондарев биография кратко расскажет о жизни и творчестве русского писателя.
Юрий Бондарев: биография, фото и интересные факты
На 97-м году жизни. И до последнего говорил: «Меня держит на земле литература! И ты должен быть счастлив, что она тебе дана. Эта обжигающая секунда.
Именно секунда - говорю с высоты прожитого. Настоящее проявляется в поступках. Можно сколько угодно рассуждать на тему патриотизма, а можно делать что-то конкретное для своей страны.
Нельзя предаваться унынию. Больше оптимизма! Обязательно ставить высокие цели и стремиться к их достижению.
Все простить невозможно. И, наверное, не нужно. Ему было семь лет, когда семья перебралась в Москву.
Отец Василий Васильевич, юрист, следователь, в 1949-м по ложному доносу получил восемь лет лагерей. Вернулся больным туберкулезом. Мама Клавдия Иосифовна - домохозяйка.
Будущая жена писателя Валентина Никитична жила в Москве на соседней улице, училась вместе с младшей сестрой Бондарева. Поженились после войны, прожили вместе почти 70 лет. Дочери Елена Бондарева - преподаватель английского языка и Екатерина Бондарева - художница, иллюстрировала книги отца.
Кстати, Юрий Васильевич и сам увлекался живописью. Внук Андрей Бондарев - дипломат.
Большой успех имел роман «Горячий снег» 1970 г. В следующих романах — «Берег» 1975 г. Бондарев активно выступал как публицист сборник статей «Поиск истины», 1976 г. Значительное место в творческой биографии Бондарева занимают работы в кино — им созданы киносценарии по многим собственным произведениям, сценарий киноэпопеи «Освобождение» 1970—1972 гг. С конца 60-х гг. Награждён Ленинской премией 1972 г.
При виде любого бедствия. Слабенькие люди утверждаются насилием, когда чувствуют себя богами, когда разрушают... Это парадокс, это чудовищно, но это так. В 1931 году они переехали в Москву. Учился в 516-й средней школе. Летом 1941 года комсомолец Бондарев участвовал в сооружении оборонительных укреплений под Смоленском. Летом 1942 года, после окончания 10 класса средней школы, направлен на учёбу во 2-е Бердичевское пехотное училище, которое было эвакуировано в город Актюбинск. В октябре того же года курсанты были направлены под Сталинград. Бондарев зачислен командиром миномётного расчёта 308-го полка 98-й стрелковой дивизии. В боях под Котельниковским ныне Котельниково был контужен, получил обморожение и лёгкое ранение в спину. После лечения в госпитале служил командиром орудия в составе 89-го стрелкового полка 23-й стрелковой дивизии Воронежского фронта. Участвовал в форсировании Днепра и освобождении Киева. В боях за Житомир был ранен и снова попал в полевой госпиталь. За уничтожение в районе села Боромля Сумской области из боевых порядков пехоты трёх огневых точек, автомашины, противотанковой пушки и 20 солдат и офицеров противника был награждён медалью «За отвагу. За подбитый танк и отражение атаки немецкой пехоты в районе города Каменец-Подольский награждён второй медалью «За отвагу»] С января 1944 года воевал в рядах 121-й Краснознаменной Рыльско-Киевской стрелковой дивизии в Польше и на границе с Чехословакией. Член ВКП б с 1944 года.
Широкую известность писателю принесли повести «Батальоны просят огня» 1957 и «Последние залпы» 1959. Они считаются выдающимися образцами жанра лирической фронтовой повести. Событием стал и первый роман Юрия Бондарева «Тишина» 1962—1964 — одно из первых в советской литературе обращений к теме сталинских репрессий. Большой успех имел роман «Горячий снег» 1970 , в котором Бондарев вплотную подошел к созданию эпического полотна, хотя действие произведения было ограничено одними сутками и одним событием — боями на подступах к Сталинграду. В следующих романах — «Берег» 1975 , «Выбор» 1980 , «Игра» 1985 , «Искушение» 1991 , «Непротивление» 1994—1995 — писатель обратился к судьбам русской интеллигенции второй половины 20 столетия. Юрий Бондарев также активно выступал как публицист.
Ко дню рождения Писателя.
Отец писателя, Василий Васильевич, участник Первой мировой войны. Потом, получив юридическое образование, работал в коллегии адвокатов. Мать Клавдия Иосифовна — в детском саду. Двадцатые годы в связи с работой отца прошли в переездах. В 1931 году семья переехала из Ташкента в Москву, в Замоскворечье. Юрий учился в 516-й средней школе на Лужниковской улице. В старших классах серьезно задумывался о морской профессии, состоял в спортивном обществе «Водник».
Большое место в его жизни занимали книги. Этому способствовала мать, часто читавшая сыну по вечерам и привившая ему любовь к русской классике. Летом 1941 года комсомолец Бондарев вместе с тысячами молодых москвичей участвовал в сооружении оборонительных укреплений под Смоленском. Потом была эвакуация в Казахстан, куда Юрий добирался один, догоняя уехавших родителей. Столичному школьнику пришлось скирдовать, накладывать сено на арбу, о чем писателем вспоминал в рассказе «Быки». Потом Бондарев стал забойщиком и откатчиком на одной из шахт в Актюбинской области.
В августе 1942 года Бондарева призвали в армию и направили во 2-е Бердичевское пехотное училище, эвакуированное в город Актюбинск. Через два с небольшим месяца обучения Бондарев попал в военно-формировочные лагеря под Тамбовом, а оттуда — в составе 2-й гвардейской армии генерала Малиновского — на Сталинградский фронт. Стремительным маршем армия двинулась к рубежу реки Мышковы. Сержант Бондарев принял здесь свой первый и страшный бой в качестве командира минометного расчета 308-го полка 98-й стрелковой дивизии. Получив ранение, пролежал несколько часов на тридцатиградусном морозе. Обмороженного, его отвезли в медсанбат, оттуда — в полевой госпиталь в Куйбышевской области.
Из госпиталя Юрий Бондарев выписался в апреле 1943 года.
Там всё просто, по жизненному. Ведь Юрий Васильевич войну пережил сам. Поэтому он знал, что писал и что делал. Когда в 1957 году вышла книга «Батальоны просят огня», Ю. Бондарев проснулся знаменитым. Действие книги происходит во время Великой Отечественной войны, и в ней рассказывается о двух батальонах, которым поручено захватить плацдарм под Новомихайловкой.
Первоначально им была предоставлена поддержка артиллерийских бригад, но командование меняет план, оставляя их без помощи, сводя с остатками уже перемолотых войск и бросая в безнадёжный бой. Результат оказывается катастрофическим: большие потери, в живых остаются только пять человек. Книга «Батальоны просят огня» и сегодня остается столь же актуальной. Ее антивоенный посыл неподвластен времени. Пожалуй, можно сказать, что Юрий Васильевич Бондарев — это «наш Ремарк советской эпохи». Он не гонялся за конъюнктурой, не искал славы, он писал и говорил то, что думал. Особенно дорог писателю «Горячий снег», потому что это Сталинград, а герои романа — артиллеристы.
Роман «Горячий снег» — одно из достоверных произведений, написанных Бондаревым о войне, о Сталинградской битве, о защитниках Сталинграда, для которых он олицетворял защиту Родины. Пронзительный «Горячий снег», где каждую секунду понимаешь, из чего на самом деле состоит подвиг. И от этого понимания сжимаются кулаки. А героям не сострадаешь — проживаешь с ними ад, изо всех сил пытаясь ему противостоять. Роман, не знающий передышек и лирических отступлений, будто у автора от постоянного напряжения перехвачено дыхание. В 1972 году по мотивам романа был создан одноименный фильм. Есть фильмы, о которых не хочется говорить, что ты их просто видел.
События, происходящие в этих фильмах, захватывают, закручивают в столь крутой жизненный водоворот, что будто вдруг исчезает экран, и ты сам становишься участником событий. К таким относится «Горячий снег». Роман «Тишина» состоит из трех частей, в название которых Ю. Бондарев выносит даты: 1945, 1949, 1953. Эти годы выбраны автором не случайно, поскольку ими обозначено не только реальное время действия в произведении, но и важные моменты в истории страны: 1945-й — год Победы в Великой Отечественной войне, 1949-й — время массовых арестов и новой волны репрессий, 1953-й — год смерти Сталина. С этими событиями теснейшим образом оказываются связаны судьбы недавно вернувшихся с войны главных героев романа. Автор погружает героев в сложные ситуации, ставя перед выбором: заключить сделку с совестью, подстроиться под требования современной системы или остаться верным себе и своим убеждениям.
Роман «Берег» Юрия Бондарева был написан в 1975 году. Это роман-послесловие к войне, роман-эпилог.
В 1943 году за участие в боях на территории Сумской области и в 1944-ом — за бои под Каменец-Подольским Ю. Бондарев дважды награждался медалью «За отвагу». Также получил медаль «За оборону Сталинграда». В 1945 году поступил в Литературный институт имени Горького и окончил его в 1951-ом. Началом его литературного творчества стали небольшие рассказы, которые с 1949 года печатались в журналах «Огонёк», «Смена», «Октябрь».
В 1953 году он заявил о себе первым сборником — «На большой реке», в который вошло 11 рассказов. Через десять лет, в 1962 году, писатель издал ещё одну книгу в жанре малой прозы — сборник рассказов «Поздним вечером». В 1956 году выпустил повесть «Юность командиров» — о бойцах, курсантах артиллерийского училища. В 1957 году был написан и опубликован в журнале «Молодая гвардия» первый роман — «Батальоны просят огня», который имел дальнейшую киноисторию: по нему в1985 году, к 40-летию Победы, сняли 4-серийный фильм.
Первое произведение вышло в печать в 1949 году.
Затем было несколько книг, из которых наиболее известны книги о войне: "Батальоны просят огня", "Горячий снег", "Последние залпы", "Тишина" и многие другие. По всем этим произведениям написаны сценарии и сняты кинофильмы. Юрий Бондарев принимал участие в написании почти всех сценариев. Он также автор сценария к кинофильму "Горячий снег". Союз кинематографистов, Мосфильм Юрия Бондарева в 1963 году приняли в члены Союза кинематографистов.
В период с 1961 по 1966 год он занимал должность главного редактора в Объединении киноработников и писателей на студии Мосфильм. Бондарев был председателем правления добровольного общества любителей книги, почётным Председателем Союза писателей Подмосковья. Также он был Академиком Академии российской словесности. Сотрудничество с журналами и газетами Бондарев был членом редколлегии журнала "Роман-газета", "Наш современник", "Наше наследие", "Кубань" и членом редколлегии журнала "Мир образования - образование в мире". Также он был членом редколлегии газеты "Литературная Евразия".
Юрий Бондарев отказался принять орден "Дружбы народов" в 1994 году от президента. Медали и ордена, другие награды Бондарев был награждён многими боевыми медалями: "За победу над Германией", "За оборону Сталинграда", "За отвагу" двумя медалями. Также он был награждён "Золотой медалью им. Он имеет также ряд других наград и премий: он Герой Социалистического Труда, Почётный гражданин города Волгограда, награждён Всероссийской премией "Сталинград", имеет диплом Главкома ВМФ и награждён премией "Золотой кортик". Родился 15 марта 1924 в Орске в семье крестьянина - участника борьбы за установление советской власти на Урале, впоследствии юриста.
С 1931 жил в Москве. В годы Великой Отечественной войны был эвакуирован в Казахстан; после окончания военного училища принял первый бой на Сталинградском фронте, был ранен. Войну продолжил командиром противотанкового орудия. В 1945-1951 учился в Литературном институте им.
100 лет назад — 15 марта 1924 г. родился Юрий Васильевич Бондарев.
Классическая литература Анализ, биографии, краткие содержания, теория литературы, сочинения. 15 марта день рождения Юрия Васильевича Бондарева (15.03.1924 по настоящее время) Героя Соцтруда, лауреата Ленинской и двух Государственных премий СССР, ученика Паустовского, писателя-классика, фронтовика, основоположника лейтенантской прозы, автора многих. После войны Юрий Бондарев решил посвятить себя литературе: с 1949 года его рассказы выходили в журналах «Смена», «Огонёк», «Октябрь». Биография[править | править код]. Имя Бондарева в списке выпускников Оренбургского училища — Героев Советского Союза и Социалистического труда.
Юрий Бондарев: командир батареи
Биография[. ] Юрий Бондарев родился 15 марта 1924 года в городе Орске Оренбургской губернии (ныне Оренбургская область) в семье Бондарева Василия Васильевича (1896—1988), народного следователя, и Бондаревой Клавдии Иосифовны (1900—1978). Ю.В. Бондарев ярко проявил себя и как организатор литературного процесса: занимал руководящие должности в правлении СП СССР и СП РСФСР: с 1971 года – являлся первым заместителем председателя правления Союза писателей РСФСР, входил в состав редколлегий. Биография Юрия Васильевича Бондарева, писателя и сценариста, участника Великой Отечественной войны. В каком городе родился Юрий Бондарев? Биография и творчество одного из знаковых писателей советской эпохи будет представлена в статье. Краткие биографии писателей. Бондарев Юрий Васильевич (р. 1924). Биография Юрия Бондарева. Советский писатель-фронтовик Юрий Васильевич Бондарев родился 15 марта 1924 года в Орске Оренбургской области.
БиблиоПрофи
В школе учился неплохо. Как многие молодые люди того поколения, занимался спортом, сдавал нормы ГТО, готовился к службе в армии. Вступил в комсомол и принимал активное участие во всех мероприятиях. Любил ходить с друзьями в походы, рассказывать интересные истории у костра. Умел наловить рыбы на уху. Бондарев много читал и следил за новинками на полках книжных магазинов. В те годы, подражая маститым писателям, юноша вел дневник. Можно сказать, что вести дневник было модно. Когда началась война, Юрий еще не завершил обучения в школе. Завершить образование ему пришлось в эвакуации.
И сразу же его зачислили в пехотное училище, которое базировалось в Актюбинске. По окончании курсов, осенью 1942 года, лейтенанта Бондарева направили под Сталинград и назначили командиром минометного расчета.
Во время войны большая часть семьи Бондаревых — мать, брат и сестра — была эвакуирована в Актюбинскую область Казахской ССР, однако сам Юрий отправился добровольцем строить оборонительные рубежи в районе Смоленска и только после завершения работы эвакуировался вслед за родными. Уже в городе Актюбинске после выпуска из школы он прошел ускоренный курс военной подготовки и попал на фронт в звании сержанта. На долю Юрия Бондарева пришлось большое количество боевых испытаний: он сражался в Сталинграде, форсировал Днепр, освобождал Киев и Житомир, в ходе боев был дважды ранен.
В 1944 году, когда советские части достигли Чехословакии, Юрия Васильевича перевели в Чкаловское училище зенитной артиллерии, где он встретил окончание войны. Уже после Победы в 1945 году он был демобилизован из-за полученных в боях ранений.
Сначала — стихи, потом — прозу. Студент Литинститута. Из книги «Человек несет в себе мир» 1980 В 1946-м Ю. Бондарев поступил в Литературный институт имени Горького и здесь, в творческом семинаре К. Паустовского, прошел хорошую школу. Еще студентом он печатал свои рассказы в журналах «Смена» первый — «В пути», 1949 , «Молодая гвардия» и других. В 1951 году, окончив Литинститут, был принят в Союз писателей СССР с одними лишь журнальными публикациями, без единой книги — редкий случай для того времени.
Из книги «Человек несет в себе мир» 1980 Первый сборник рассказов — «На большой реке» — вышел в 1953 году. В 1957-м пришел черед первой повести — «Юность командиров» о курсантах артиллерийского училища. Суровая «окопная правда» Великой Отечественной войны была показана им в таких могучей силы произведениях, как «Батальоны просят огня» 1957 , «Последние залпы» 1959 , «Горячий снег» 1969 , «Берег» 1975. Произведения эти относят к «лейтенантской прозе». В своем творчестве они обращались к личному, выстраданному, военному опыту; им был интересен человек, оказавшийся на войне; они стремились к максимальной правдивости. С Василем Быковым. Из книги «Человек несет в себе мир» 1980 Форма произведений — предельно простая, строгая. Множество подробностей, деталей.
Когда началась Великая Отечественная война, Юрий заканчивал десятый класс. Беззаботная юность закончилась, мечты и планы пришлось оставить в счастливом прошлом. Вчерашним школьникам пришлось повзрослеть буквально за одну ночь. Юрий Бондарев, как и огромное количество его ровесников, стремился попасть на фронт. Но прежде всего необходимо было получить военную профессию, чтобы приносить реальную пользу. На фронт Бондарев попал только через год после начала войны, окончив к тому времени пехотное училище. Оно давало ему право стать командиром минометного расчета. Огромное влияние на формирование его жизненных и творческих взглядов оказала война. Многим читателям наверняка интересно узнать, где он воевал и в каких сражениях принимал участие. Будущий писатель попал в самое пекло - Сталинград. Изучая воспоминания фронтовиков и материалы о войне, мы знаем, что в 1942 году здесь было много убитых и раненых. Сталинградская битва стала переломным моментом в войне. Был ранен и Юрий Бондарев. Он был направлен в госпиталь, а после выздоровления освобождал Киев, Польшу, Чехословакию. Окончание войны застало его на обучении в артиллерийском училище. Что еще известно об этом человеке и будущем писателе? Любопытные факты о жизни и творчестве писателя В детские годы любимыми занятиями были - охота, рыбалка, ночные разговоры у костра. После войны пытался заниматься самой разной работой, но внутренняя неуспокоенность не давала ему сделать окончательный выбор профессии. Благодаря приятелю, который прочитал его тетрадь с записями и рассказами о войне, решил стать писателем. Юрий Бондарев книги стал писать в послевоенные годы. К писательскому мастерству отнесся очень серьёзно, окончил литературный институт. Большую поддержку начинающему писателю оказал Константин Паустовский.
Краткая биография Юрия Бондарева
Юрий Бондарев. Родился 15 марта 1924 г. В 1931 г. Со школьной скамьи был призван в армию и закончил войну командиром артиллерийского орудия. Демобилизовавшись после второго ранения 1945 г. Горького в Москве, где занимался в семинаре К.
Дебютом Юрия Бондарева в области крупных прозаических форм стала военная повесть "Юность командиров" 1956. Широкую известность ему принесли произведения, также посвященные темам войны и послевоенной жизни: повесть "Батальоны просят огня" 1957 , романы "Тишина" 1962 и "Двое" 1964. В 1970 году Юрий Бондарев выпустил роман "Горячий снег" о событиях Сталинградской битвы.
Среди основных работ 1970-1980-х годах: романы "Берег" 1975 , "Выбор" 1981 и "Игра" 1985 , отражающие нравственно-философские стороны жизни советской интеллигенции, а также цикл рассказов-размышлений "Мгновения" 1977. В 1990-е годы вышли романы "Искушение" 1992 , "Непротивление" 1996 и "Бермудский треугольник" 1999. Последний к настоящему времени роман - "Без милосердия" - был издан в 2004 году. Публицистические работы Юрия Бондарева входят в сборники: "Взгляд в биографию" 1971 , "Поиск истины" 1976 , "Хранители ценностей" 1987 , "Диалоги о формулах и красоте" 1990. Проза Юрия Бондарева переведена на 70 языков, в т. В конце 1980-х - начале 1990-х годов входил в несколько организаций и движений национальной и патриотической направленности "Единение", "Славянский собор России", "Русский национальный собор", "Духовное наследие". С 1967 года избирался членом правления, в 1971-1991 годах - секретарем правления, в 1986-1991 годах - членом бюро секретариата правления Союза писателей СССР. В 1991-1994 годах являлся председателем правления Союза писателей России.
В разное время входил в состав редколлегий "Литературной газеты", журналов "Роман-газета", "Мир образования - образование в мире", "Наше наследие", "Кубань". Юрий Бондарев был членом общественного совета журнала "Наш современник", членом Союза кинематографистов РФ. Герой Социалистического Труда 1984.
Его очерки, объединенные в книгу «Русский дневник», с юмором описывали его встречи с простыми людьми, были лишены идеологического привкуса, столь горького во времена холодной войны. Жена запрещала Стейнбеку выпивать даже при гостях, а тот был большим любителем этого занятия.
Когда Стейнбек пригласил Бондарева к себе, то усадил его рядом с собой и произнес со смешным акцентом: — Юрий! Далее застолье превратилось в своеобразную игру. Стейнбек внимательно следил за передвижениями жены по дому, и как только она отвлекалась, жестом показывал Бондареву на свой бокал и бутылку. Тот, старый солдат, не мог ему отказать и подливал. Джон быстро забрасывал содержимое в рот и после этого разговаривал с независимым видом.
Диалог о судьбах литературы в наших странах продолжался. В 1963 году Стейнбек приезжал вторично в Советский Союз. К сожалению, Бондарева тогда в Москве не было. На многочисленных встречах с советскими деятелями культуры лауреат Нобелевской премии поддерживал войну США во Вьетнаме. В знак дружбы Стейнбеку приходилось пить бесчисленные мировые, что не лучшим образом отразилось на его здоровье.
Последний был не только очень хорошим писателем, у него был безукоризненный вкус архитектора. Он с гордостью показывал свое имение: жилые комнаты, библиотеку, круглую комнату для курения, бассейн, комнату, в которой работали его помощники, собиравшие материалы для его биографических книг. Но встреча с Эрнестом Хемингуэем, к сожалению, не состоялась. Мери, его вдова, с которой Юрий Васильевич все-таки встретился, говорила ему, что Эрнест читал какие-то произведения советского писателя, был о них хорошего мнения, но что именно читал американский классик узнать, увы, не удалось. Начало 1990-х годов раскололо страну.
Союз писателей СССР распался на множество организаций. В России возникло два творческих союза: Союз писателей России, объединивший писателей патриотического направления, и Союз российских писателей, куда вошли демократы. Бондарев был избран председателем Союза писателей России и руководил Союзом с 1991 по 1994 год, в самое тревожное время борьбы «перестройщиков» и «патриотов». В стране установился государственно-монополистический капитализм, строй победивших чиновников, олигархов и спецслужб, одинаково далекий как от идеалов социализма, так и от демократических ценностей. В октябре 1993 года Белый Дом, в свою очередь, обороняли патриоты, среди которых был и Юрий Бондарев.
С тех пор многие оценки событий поменялись. Недаром публицист Леонид Радзиховский 16 лет спустя так охарактеризует события октября 1993 года: «Бессмысленное и беспощадное противостояние двух ветвей власти, у которых не было по сути никаких разногласий, кроме слепой корпоративной ненависти и спора, кто кого в землю закопает». За полтора года до этого произошли другие события, которые впоследствии и привели писателя в осажденный правительственными войсками Белый Дом. Основными действующими лицами были члены «Трудовой России» Виктора Ампилова. Формально они требовали предоставления оппозиции ежедневной пятнадцатиминутной информационной программы по Центральному телевидению.
Однако, помимо этого, выдвигался лозунг «телевидение — русским». У телецентра разбили палаточный городок, и пикетирование превратилось в круглосуточное. Апогея события достигли 22 июня, в день начала войны. К вечеру соответствующим образом настроенные массы двинулись к Манежной площади. В шествии приняли участие и лидеры Союза писателей России.
Масса людей оказалась зажатой на площади. Народ прибывал, а милиция шествие дальше не пропускала. Бондарев со своими коллегами подошел к закованным в доспехи из щитов и бронежилетов омоновцам: — Я писатель Юрий Бондарев. Вам мое имя знакомо? Ряды бойцов зашумели, кто-то сказал: — «Горячий снег», — и это название начало передаваться по рядам.
Бондарев тщательно подбирал слова, понимая, что напряжение в массах достигло предела. Я понимаю, приказы не обсуждают. Но помните, жизнь не заканчивается нынешним днем. Вы вернетесь домой, и когда-нибудь ваши дети спросят у вас, что было в Москве 22 июня 92-го. Подумайте, что вам придется ответить.
Что рассказать о вашей роли сегодня? Конечно, колоннам пройти не дали, но и мясорубки не случилось. Через день в одной из центральных газет был опубликован репортаж Юрия Васильевича об этом дне:: «В тот день я особенно ясно увидел, что такое ложь и что такое правда, и особенно остро почувствовал, что я частица своего великого и униженного народа, чья боль — моя боль. Как будто в жаркий день 41-го года под Рославлем я на зубах ощутил вкус этой боли». Бондарев отказался от награждения орденом Дружбы народов и ответил телеграммой лично Президенту России Борису Ельцину: «Сегодня это уже не поможет доброму согласию и дружбе народов нашей великой страны».
Для себя Юрий Васильевич извлек из того времени ясные уроки. В 1999 году он первым из современных прозаиков дал литературное осмысление трагического 1993 года в романе «Бермудский треугольник». Творческий путь немногих из советских писателей был отмечен таким количеством наград и премий, как путь Юрия Васильевича Бондарева. Он награжден двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской революции, Трудового красного знамени, Знаком почета и множеством медалей. Он действительный член пяти академий, почетный профессор Государственного открытого педагогического университета.
Выйдя из госпиталя в январе 1944 года, старший сержант Бондарев воевал в рядах 121-й краснознаменной Рыльско-Киевской стрелковой дивизии в Польше и на границе с Чехословакией. В октябре того же года Бондарев был направлен в Чкаловское училище зенитной артиллерии. Здесь он встретил День Победы. Окончив училище в декабре 1945 года, младший лейтенант Бондарев был демобилизован по ранениям и вернулся домой, в родное Замоскворечье. Еще курсантом военного училища он начал писать.
Сначала стихи, слабые, подражательные, как их оценивал сам автор, а потом и прозу. Но после возвращения в Москву жизненные проблемы отодвинули литературные опыты в сторону. Он устроился на шоферские курсы, подал документы на подготовительное отделение Московского авиационно-технологического института, думал о поступлении во ВГИК. Но именно тогда со всей ясностью Бондарев почувствовал, что его влечет совсем к другому. В 1946 году Юрий Бондарев стал студентом Литературного института имени Горького.
Юрий попал на семинар, которым руководил Константин Паустовский. Суровый реалист Бондарев, каким его знают читатели по повестям и романам «Батальоны просят огня», «Последние залпы», «Тишина», «Горячий снег», «Берег» не был похож на романтика Паустовского. Но уроки мастерства были направлены на выявление в каждом студенте его индивидуальных качеств. Паустовский добивался, чтобы каждый из его учеников говорил «своим голосом». Юрий Бондарев вспоминал: «Во время войны мысль взяться за перо не приходила ни разу.
И только после фронта странное состояние смутной потребности выразить что-то вернулось. Тогда я написал первые свои рассказы». Бондарев дебютировал как прозаик в 1949 году, когда учился на третьем курсе. В журнале «Смена» был напечатан его рассказ «В пути». За ним последовали другие рассказы, опубликованные в журналах «Огонек», «Октябрь», «Советский воин», «Крестьянка», «Молодая гвардия».