Пассивным избирательным правом называется право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Так, не имеют права избирать, быть избранными, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления.
Избирательные права граждан
В ряде случаев в определенном контексте КС РФ говорит о закреплении в ст. Активное избирательное право может быть охарактеризовано - с точки зрения конституционного содержания - прежде всего как всеобщее равное и прямое при тайной форме его реализации. Это вытекает из нормативного единства комментируемого положения с получающими закрепление в Конституции принципами избирательного права, в частности, применительно к выборам Президента РФ ч. Так, равенство определяет тождество, одинаковость меры возможного влияния каждого гражданина на формирование властных органов: один равноценный голос либо равное с другими избирателями число голосов. Обеспечивая действительное и справедливое в конституционном смысле народное представительство, такое равенство в свою очередь должно быть гарантированным, и любые отступления от этого принципа неконституционны. На это, в частности, указал Конституционный Суд при рассмотрении избирательного закона одного из субъектов Федерации, который допускал наделение избирателей неравным числом голосов в различных - одно- и многомандатных - округах, возможность необоснованного и произвольного решения соответствующих вопросов, а также не обеспечивал надлежащих условий реализации конституционного требования судебной защиты избирательных прав граждан см.
Постановление КС РФ от 23. Конституционный Суд РФ конкретизировал некоторые из соответствующих правовых, организационных, информационных средств и способов гарантирования избирательного равенства: включение избирателя не более чем в один список избирателей, образование равных по числу избирателей избирательных округов, соблюдение установленных норм представительства, предоставление равных юридических возможностей участия в предвыборной кампании для кандидатов. В то же время нарушениями принципа конституционного равенства избирателей были признаны усложнение процедуры выдвижения кандидатов в депутаты в республике по сравнению с федеральными требованиями см. Постановление от 21. Постановление от 10.
Прямой характер активного избирательного права означает принципиальное условие непосредственного и личного голосования каждого гражданина без каких-либо институциональных или договорных изъятий. Особые условия - с точки зрения реализации активного избирательные права - возникают у избирателей, когда в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, проводится голосование по почте, электронное голосование, досрочное голосование, голосование вне помещения для голосования. Важной конституционной гарантией недопустимости какого-либо контроля за актом волеизъявления гражданина или принуждения его к разглашению выраженного мнения в процессе выборов является в этом плане принцип тайного голосования, который одновременно как бы обеспечивает также "приращение" нормативного содержания активного избирательного права. Сущностная характеристика активного избирательного права заключена в свободе лица гражданина назвать того, кому из круга баллотирующихся лиц он доверяет представлять его в определенном публично-властном органе. Государством, как сказано в преамбуле Закона об основных гарантиях, гарантируется обеспечивается и защищается такое волеизъявление на демократических, свободных и периодических выборах.
Никто не вправе оказывать воздействие на граждан с целью принуждения к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать их волеизъявлению. Вместе с тем принцип свободного волеизъявления предполагает предоставление надлежащих гарантий правопользования на основе баланса публичных и частных интересов в соответствии с предписаниями Конституции ст. Активным избирательным правом, согласно положению п. Закона об основных гарантиях, можно пользоваться с достижением возраста 18 лет. Основные гарантии такого права установлены данным Законом, дополнительные - могут устанавливаться федеральными законами, законами субъектов Федерации.
К числу основных гарантий относится, в частности, то, что выборы организуют и проводят специальные избирательные комиссии, вмешательство в деятельность которых со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается п. Наряду с этим, в соответствии с п. Одновременно указывается, что активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа. При этом соответствующие нормативные конструкции Закона соотнесены с правовыми позициями Конституционного Суда РФ Постановление от 24. Сам по себе факт отсутствия гражданина на момент составления списков избирателей по месту постоянного или преимущественного проживания не может служить основанием для отказа ему во включении в список избирателей на соответствующем избирательном участке.
Как это вытекает из п. На данной основе обеспечиваются избирательные права граждан применительно к соответствующему уровню выборов, а кодекс закон субъекта РФ выступает при этом в качестве конкретизирующего нормативного регулятора субъективных избирательных прав граждан. Такое регулирование производно от базового, устанавливаемого - в соответствии с принципом единства системы правового регулирования избирательных прав, вытекающим из ст. Вводя конкретные избирательные процедуры, законодатель субъекта РФ должен - с учетом особенностей предмета правового регулирования - предусматривать необходимые дополнительные гарантии избирательных прав граждан и, во всяком случае, не должен снижать уровень федеральных гарантий этих прав; не вправе также вводить какие-либо ограничения конституционных избирательных прав и тем более - устанавливать такие процедуры и условия, которые затрагивают само существо права на свободные выборы. В силу этого значительно возрастают требования к правотворческой компетентности законодателя субъекта РФ.
Например, Закон об основных гарантиях устанавливает в качестве соответствующих гарантий процент допустимого выбытия кандидатов из списка кандидатов, выдвинутых от избирательного объединения политической партии. Системное конституционно-правовое толкование раскрывает ориентирующее значение данного положения для законодателя субъекта РФ при конкретизации им другого положения этого Закона - о числе региональных групп, уменьшение которого влечет отказ в регистрации списка кандидатов. Законодатель субъекта РФ не может не учитывать того обстоятельства, что факт недостаточного числа региональных групп как основание отказа в регистрации списка кандидатов, выдвинутых политической партией, федеральный законодатель обусловил выбытием значительного числа кандидатов и региональных групп, стремясь к обеспечению баланса таких конституционных ценностей, как плюралистическая демократия, многопартийность, свобода деятельности политических партий, пассивное и активное избирательное право граждан. Руководствуясь целью и действительным смыслом Закона об основных гарантиях, для предотвращения неправомерного ограничения права на свободные выборы законодатель субъекта РФ вправе, в частности, установить минимальное и максимальное число региональных групп, на которые может быть разбит список кандидатов, либо определить максимальное число региональных групп, предоставив право избирательному объединению самостоятельно принимать решения о формировании той или иной группы, избегая неблагоприятных последствий в виде отказа в регистрации см. Постановление КС РФ от 11.
Специфика пользования активным избирательным правом при выборе высших органов государственной власти, главы государства предопределяет дополнительные федеральные гарантии и возможности голосования см. Вместе с тем содержательные конкретизации основных избирательных прав применительно к избираемым лицам нельзя отождествлять с конституционными правами как таковыми и, следовательно, нельзя априори проецировать соответствующие возможности выбора и избрания на все органы государственной власти и должностных лиц. В частности, как указал Конституционный Суд в Постановлении от 21. Нет такого права и в числе тех общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, которые в Конституции не названы, а значит, их законодательная отмена не может трактоваться как ограничение конституционных прав и нарушение ст. Но в отдельных случаях, как подчеркнул Суд в том же Постановлении от 25.
Предусмотренная законодателем возможность отмены решения об итогах голосования и признания итогов голосования, результатов выборов недействительными, если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей п. Заявляя требования судебной защиты избирательных прав, необходимо в полной мере учитывать содержательные нормативные различия активных и пассивных избирательных полномочий граждан. Например, Верховный Суд придерживается позиции, согласно которой правоприменительный акт, хотя бы и затрагивающий пассивное избирательное право кандидатов в депутаты, включенных в список избирательного объединения, либо кандидата в депутаты по одномандатному избирательному округу, не касается не нарушает активных избирательных прав иных граждан, поскольку по смыслу таких конституционных прав каждый избиратель может голосовать за любой зарегистрированный список кандидатов или за любого зарегистрированного кандидата, включенных в списки для голосования см. Пользование основным активным избирательным правом может вступать в определенные противоречия с действиями других лиц, основанными на требованиях гарантирования свободы мысли и слова, права свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, свободы массовой информации ч. Соответствующая правовая коллизия может быть преодолена только на основе конституционно сбалансированной регламентации процесса выборов см.
Пассивное избирательное право граждан означает, по своей сути, возможность выдвигаться в установленном законом порядке для избрания депутатом, членом представительного законодательного органа государственной власти, органа местного самоуправления или выборным должностным лицом публичной власти и возможность быть избранным в соответствии с адекватно выявленным результатом непосредственного волеизъявления народа населения в лице необходимого большинства соответствующего избирательного корпуса. Пассивное избирательное право ограничено непосредственно Конституцией в части возрастных цензов: Президентом РФ может быть избран гражданин не моложе 35 лет, депутатом Государственной Думы - достигший 21 года ч. Для кандидатов на выборах Президента установлено также требование их постоянного проживания в Российской Федерации не менее 10 лет. Конституционный Суд подтвердил конституционный характер обусловленных этими требованиями законодательных установлений о порядке и условиях осуществления пассивного избирательного права см. Способы установления действительной воли избирателей на выборах зависят от вида избирательной системы, которая во всяком случае должна обеспечивать реальность избирательных прав.
При этом сам по себе переход федеральной избирательной системы от смешанного типа к пропорциональному Суд оценивает как укладывающийся в пределы конституционно допустимой дискреции федерального законодателя, который вправе установить тот или иной порядок формирования Государственной Думы, соблюдая, однако, при этом конституционные принципы народного представительства и избирательного права см. Определения КС РФ от 15. Конкретизируя содержание институтов пропорциональной избирательной системы, законодатель должен учитывать, что по своей природе пассивное избирательное право индивидуальное, а не коллективное; поэтому оно должно включать, например, гарантированную возможность снять свою кандидатуру на выборах в течение определенного законодателем в целях предотвращения злоупотребления свободой участия в выборах срока. Но, более того, и этот срок не может быть препятствием для снятия кандидатом своей кандидатуры, если возникли обстоятельства, вынуждающие его к этому тяжелая болезнь, стойкое расстройство здоровья и другие аналогичные обстоятельства см.
Кандидатом на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации может быть выдвинут гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 30 лет. Конституцией уставом , законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные с достижением гражданином определенного возраста.
Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год на день голосования на выборах депутатов законодательного органа субъекта Российской Федерации и выборного должностного лица местного самоуправления. Установление максимального возраста кандидата не допускается. Депутаты, выборные должностные лица, работающие на постоянной основе, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты законодательных органов субъектов Российской Федерации не могут замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, быть депутатами иных законодательных представительных органов государственной власти или представительных органов муниципальных образований, выборными должностными лицами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть сенаторами Российской Федерации и депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных органов субъектов Российской Федерации, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации далее также - государственные должности , должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Депутаты представительных органов муниципальных образований не могут замещать должности муниципальной службы, быть депутатами законодательных представительных органов государственной власти. Иные ограничения, связанные со статусом депутата, выборного должностного лица, могут устанавливаться федеральным законом. На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.
Лица, являвшиеся участником, членом, работником экстремистской или террористической организации или иным лицом, причастным к деятельности экстремистской или террористической организации, не могут быть избраны до истечения трех лет со дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации. Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа.
Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа. Активным избирательным правом на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, правом голосовать на референдуме субъекта Российской Федерации обладает также гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, не имеющий регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, зарегистрированный по месту пребывания на территории соответствующего избирательного округа, округа референдума не менее чем за три месяца до дня голосования, в случае подачи им заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту нахождения в соответствии с пунктом 16 статьи 64 настоящего Федерального закона для голосования в пределах избирательного округа, округа референдума, где он зарегистрирован по месту пребывания. Ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина Российской Федерации на определенной территории Российской Федерации, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина Российской Федерации на данной территории, устанавливаются только Конституцией Российской Федерации. Федеральным законом, конституцией уставом , законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного количества сроков подряд.
Уставом муниципального образования могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более установленного количества сроков подряд. При наличии в отношении гражданина Российской Федерации вступившего в силу решения суда о лишении его права занимать государственные и или муниципальные должности в течение определенного срока этот гражданин не может быть зарегистрирован в качестве кандидата, если голосование на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления состоится до истечения указанного срока. Кандидатом на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации может быть выдвинут гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 30 лет. Конституцией уставом , законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные с достижением гражданином определенного возраста. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год на день голосования на выборах депутатов законодательного органа субъекта Российской Федерации и выборного должностного лица местного самоуправления.
Установление максимального возраста кандидата не допускается. Депутаты, выборные должностные лица, работающие на постоянной основе, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
Участие в выборах является свободным и добровольным. Никто не может принуждать граждан голосовать за кого-либо из кандидатов, а также препятствовать свободному волеизъявлению избирателей.
Кто имеет право голосовать Принимать участие в выборах главы государства может любой гражданин РФ, достигший на день голосования 18 лет, дееспособный и не находящийся в местах лишения свободы по приговору суда. По данным на 1 июля 2017 года, Центризбирком зарегистрировал в России и за ее пределами 111 млн 425 тыс. На выборах 4 марта 2012 года в списки для голосования были включены 109 млн 860 тыс. Из них в выборах приняли участие 71 млн 780 тыс.
Избирательное право в РФ: особенности и распространенные мифы о его отсутствии у граждан
Избирательные права обладают исключительно граждане РФ. Избирательным правом не обладают граждане Российской Федерации. Избирательные права обладают исключительно граждане РФ. Россияне с активным избирательным правом могут сообщить, что их нет в списке, или о неточностях. Не имеет права избирать и быть избранным, участвовать в осуществлении других избирательных действий гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.
Статья 32 Конституции РФ.
Второй вариант — сохранить сообщение в переписке, сделать аудиозапись разговора и обратиться с жалобой в избирательную комиссию. Информационно-справочный центр Центральной избирательной комиссии — 8-800-200-0020. Третий вариант — сделать вид, что вы согласны, прийти на выборы и проголосовать не за того, о ком вас попросили, а за кандидата, которого выбрали бы лично вы. В кабинке для голосования нет камер, подписывать бюллетень не надо. Никто не имеет права заглядывать в нее при вас, никто не может попросить показать, где вы поставили галочку. На УИКах, кроме членов комиссии, всегда есть сотрудник полиции и независимые наблюдатели. Сверните бюллетень, опустите в урну.
Никто не узнает, что он именно ваш. И это запрещено. Голосование за других избирателей не допускается.
Члены УИК обеспечивают посещение избирателя с целью предоставления ему такой возможности. Избиратель при указанном посещении может устно или письменно заявить в соответствующую УИК о своем желании проголосовать вне помещения для голосования. Руководитель организации, в которой избиратели временно пребывают, представляет в соответствующую участковую комиссию сведения обо всех избирателях, которые в день голосования будут находиться в этой организации. Одновременно в участковую комиссию передаются личные заявления избирателей о включении их в список избирателей по месту временного пребывания. А уже в день голосования члены участковой избирательной комиссии приезжают в данные учреждения и избиратели осуществляют свое активное избирательное право, приняв участие в голосовании. У таких избирателей есть два варианта: 1 Могут подать за 45 — 5 дней до дня голосования заявление о включении в список избирателей по месту нахождения на любом избирательном участке, какой они укажут в заявлении и проголосовать на этом избирательном участке.
В этом случае активным избирательным правом обладают все граждане РФ независимо от их места жительства и пребывания, в том числе находящиеся и проживающие за пределами территории РФ. При проведении выборов в органы местного самоуправления допускается возможность предоставления активного избирательного права иностранным гражданам , постоянно проживающим на территории соответствующего муниципального образования , на основании международных договоров РФ и в порядке, установленном законом п. Например, Договор между Российской Федерацией и Киргизской Республикой о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Киргизской Республики, и граждан Киргизской Республики, постоянно проживающих на территории Российской Федерации , от 13 октября 1995 г. В соответствии с Конституцией РФ граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, лишены возможности реализации активного избирательного права ч. Активное избирательное право при проведении выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления включает в себя следующие правомочия: избирать кандидатов , списки кандидатов на выборные должности ; участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов; участвовать в предвыборной агитации ; осуществлять наблюдение за выборами; совершать иные избирательные действия, предусмотренные избирательным законодательством осуществлять добровольные пожертвования в избирательные фонды, входить в состав избирательных комиссий [ст. Реализация активного избирательного права может осуществляться в различных формах. Традиционно основной формой осуществления активного избирательного права является личное голосование избирателя в день голосования в помещении соответствующего избирательного участка, где избиратель зарегистрирован по месту жительства и включён в список избирателей, посредством заполнения избирательного бюллетеня и опускания его в стационарный ящик для голосования либо в техническое средство подсчёта голосов в случае его использования. Также в избирательном законодательстве большинства государств мира предусматриваются различные дополнительные субсидиарные формы реализации активного избирательного права. Они призваны обеспечить возможность голосования для избирателей, которые по уважительным причинам не могут лично присутствовать в день проведения выборов в помещении для голосования. В РФ применяются следующие дополнительные формы реализации активного избирательного права: голосование до дня голосования на выборах досрочное голосование , в том числе голосование по почте ; вне пределов избирательного участка голосование по открепительным удостоверениям ; вне помещения для голосования надомное голосование. Начиная с 2019—2020 гг. Дистанционное электронное голосование представляет собой голосование без использования бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием специального программного обеспечения п. Многодневное голосование может осуществляться по решению избирательной комиссии, организующей выборы.
Законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены учитываемые в условиях конкурса требования к уровню профессионального образования и или профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления. Иные требования в том числе к стажу и опыту работы законом субъекта Российской Федерации установлены быть не могут. Конкурсная комиссия осуществляет предварительный отбор кандидатур и последующее представление их представительному органу муниципального образования. При отборе кандидатов комиссия должна руководствоваться законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования и порядком проведения конкурса, принятым представительным органом муниципального образования. При этом единственным основанием к отказу в регистрации в качестве кандидата должны служить ограничения пассивного избирательного права для избрания выборным должностным лицом местного самоуправления. Все кандидаты, не имеющие указанных ограничений, должны быть зарегистрированы конкурсной комиссией и допущены к участию в конкурсе. Конкурсная комиссия, осуществляя отбор кандидатов на должность главы муниципального образования, должна проверить соответствие кандидатов требованиям к уровню профессионального образования и или профессиональным знаниям и навыкам, установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации для данного муниципального образования. В связи с этим целесообразно в условия проведения конкурса включить тестирование, собеседование, защиту программы кандидата и т.
Могут голосовать на выборах люди, лишённые дееспособности?
Что делать, если в день голосования Вас не будет в городе? За 15 дней до голосования на выборах депутатов и за 10 дней - на выборах главы образования Вы можете проголосовать досрочно в помещении окружной избирательной комиссии. За 3 дня - в помещении участковой избирательной комиссии. Для того, чтобы получить бюллетень для голосования, Вам нужно заполнить заявление по образцу, указанному в приложении к этой брошюре. Ваш бюллетень заклеивается в конверт. Вы должны расписаться на месте склейки, дабы гарантировать тайну голосования. В каком случае выборы главы муниципального образования признаются несостоявшимися? В каком случае выборы депутата признаются несостоявшимися? Выборы признаются несостоявшимися в случае, если число голосов, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другому кандидату другим кандидатам , меньше, чем количество голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. В каких случаях избирательная комиссия признает результаты выборов недействительными? Что такое повторные выборы?
В случае признания выборов несостоявшимися или недействительными, назначаются повторные выборы. То есть, все начинается сначала, но сроки избирательных действий сокращаются на треть. Что такое повторное голосование? Если ни один из кандидатов на пост главы муниципального образования не получил более половины от общего числа голосов, отданных за всех кандидатов, проводится повторное голосование по 2-м кандидатам, получившим наибольшее количество голосов. Повторное голосование проводится в воскресенье через 2 недели после дня общих выборов. Кто из кандидатов в депутаты признается избранным? Кандидат, получивший наибольшее число голосов избирателей по отношению к другим кандидатам другому кандидату , признается избранным. Если кандидат не будет избран, по данному округу проводятся повторные выборы. Кто из кандидатов на пост главы муниципального образования признается избранным? Кандидат, получивший более половины от общего числа голосов избирателей, отданных за всех кандидатов, признается избранным.
Если ни один из кандидатов не получил более половины от общего количества голосов, отданных за кандидатов, проводится повторное голосование.
Как правило, на основании данного ценза исключаются из числа избирателей военнослужащие или сотрудники правоохранительных органов. В Турции не обладают активным избирательным правом рядовые и капралы, служащие в вооружённых силах , а также слушатели высших военных школ. В Перу и Парагвае лишены активного избирательного права военнослужащие и сотрудники полиции Выборы в мире. В ряде государств реализация активного избирательного права имеет характер юридической обязанности. Так, например, в Таиланде «каждый человек обязан осуществлять своё активное избирательное право на выборах» ст. В Коста-Рике участие в выборах признано на конституционном уровне «обязательной и первичной гражданской функцией» ст. Граждане Мексики обязаны «голосовать на народных выборах в соответствующем избирательном округе» ч.
III ст. В РФ активное избирательное право предоставляется всем гражданам, достигшим на день голосования возраста 18 лет. Гражданин РФ имеет право избирать независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств пункты 1, 2 ст. По общему правилу активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа , на территории которого проводятся выборы. Данное требование не распространяется на выборы в федеральные органы государственной власти. В этом случае активным избирательным правом обладают все граждане РФ независимо от их места жительства и пребывания, в том числе находящиеся и проживающие за пределами территории РФ.
В настоящий момент он обычно составляет 18 лет, а в некоторых странах — Иран, Куба и другие — 16 лет Хабриева. На конституционном и законодательном уровне определяются условия и квалификационные требования, необходимые для реализации активного избирательного права. Как правило, к их числу относятся обладание гражданством , достижение определённого возраста и наличие дееспособности. В ряде государств в отношении активного избирательного права устанавливается «ценз оседлости», под которым понимается срок проживания на определённой территории [в США — 1 месяц, Германии — 3 месяца, Франции и Бельгии — 6 месяцев, Канаде и Финляндии — 1 год, Норвегии — не менее 10 лет Федотова. Кроме того, сохраняется практика лишения активного избирательного права лиц, осуждённых судом за совершение уголовного преступления и отбывающих наказание в местах лишения свободы Венгрия, Испания, Люксембург, Португалия, Российская Федерация, Румыния Лысенко. Право голоса лиц, находящихся в местах содержания под стражей или лишения свободы в государствах региона ОБСЕ. В отдельных государствах применяется ценз места работы или занимаемой должности. Как правило, на основании данного ценза исключаются из числа избирателей военнослужащие или сотрудники правоохранительных органов. В Турции не обладают активным избирательным правом рядовые и капралы, служащие в вооружённых силах , а также слушатели высших военных школ. В Перу и Парагвае лишены активного избирательного права военнослужащие и сотрудники полиции Выборы в мире. В ряде государств реализация активного избирательного права имеет характер юридической обязанности. Так, например, в Таиланде «каждый человек обязан осуществлять своё активное избирательное право на выборах» ст. В Коста-Рике участие в выборах признано на конституционном уровне «обязательной и первичной гражданской функцией» ст.
Так, в соответствии с положениями ст. Таким образом, за рамками перечня и требований, в которых фактически конкретизированы и установлены конституционные ограничения и регулирующие условия пользования правом на участие в референдуме в отношении возможностей его инициирования, законодателем утверждается свобода принятия принципиального о необходимости и содержательных о предмете референдума решений правообладателями. Некоторые из положений указанной статьи были предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, который подчеркнул, что федеральный законодатель не вправе отменить или умалить само принадлежащее гражданам РФ право на участие в референдуме, а свобода усмотрений законодателя при регламентации данного права ограничена особенностями и предназначением референдума как высшей формы непосредственного народовластия. Одновременно Суд признал конституционную соразмерность ограничения, предусматривающего, что на референдум не могут выноситься вопросы о принятии и об изменении федерального бюджета, исполнении и изменении внутренних финансовых обязательств РФ п. В первом случае в основание решения Конституционного Суда был положен тезис о самостоятельном конституционном значении форм непосредственной и представительной демократии, во втором - о необходимости гарантировать адекватность принимаемых на референдуме решений действительной воле граждан, которым принадлежит конституционное право участия в данной форме непосредственного осуществления народом-сувереном своей власти. Референдумы субъектов РФ и местные референдумы в субъектах РФ проводятся в соответствии с конституционными принципами, в том числе получившими отражение в ст. Права граждан на участие в референдуме субъекта РФ и местном референдуме следует рассматривать как конкретизированные возможности пользования правом, закрепленным в ч. При этом важно учитывать, что как в комментируемой норме ст. Это, в свою очередь, является подтверждением достаточно широкой дискреции федерального законодателя при решении вопроса об условиях и порядке проведения федерального и регионального референдумов, на что обращает внимание и Конституционный Суд см. Положения ч. Эти ограничения распространяются только на лиц, признанных судом недееспособными, а также содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда. Непосредственно конституционный характер ограничений означает, что они имеют высшую юридическую силу и не могут быть отменены или "ослаблены" законодателем, поскольку их цель и соразмерность уже определены в духе общей установки о допустимости ограничений, обусловленных необходимостью защиты иных конституционных ценностей ч. Вместе с тем непосредственное конституционное закрепление ограничивающих требований в отношении пользования соответствующими политическими правами не может рассматриваться как установление принципиально исчерпывающего перечня нормативных ограничений этих прав, поскольку оно направлено на установление безусловных, не подлежащих законодательному пересмотру в парламентской процедуре, изъятий из конституционной правосубъектности личности. Часть 3 ст. Из этого исходит и Конституционный Суд. Так, в Определении от 04. Особенностью комментируемых ограничений является то, что они начинают действовать в отношении тех или иных конкретных граждан только на основании вступивших в законную силу правосудных решений см. Постановление КС РФ от 27. Недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, может быть признан судом гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими; если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным, отпали, суд признает его дееспособным ст. При этом законодатель устанавливает дополнительные гарантии законности такого рода решений. В Законе РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" подчеркивается недопустимость ограничения прав и свобод лиц, страдающих психическими расстройствами, только на основании психиатрического диагноза, фактов нахождения под диспансерным наблюдением в психиатрическом стационаре либо в психоневрологическом учреждении ст. В то же время Федеральный закон от 05. Вопрос о распространении этих ограничений на конституционное право граждан участвовать в референдуме не имеет официального решения. Как представляется, с учетом смыслового и функционального наложения прав, закрепленных в ч. Нормативное содержание ч. С одной стороны, речь идет о конституционном праве граждан на доступ к государственной службе, что неоднократно подчеркивалось в решениях КС РФ. С другой стороны, имеет место фактическая конкретизация конституционного принципа равенства основных прав и свобод в соответствующей сфере отношений статья 19 Конституции России. И наконец, использованная формулировка недвусмысленно, посредством категории "доступ", подчеркивает, что комментируемое право содержательно характеризуется не полномочиями государственной службы как таковыми, а возможностями претендовать на получение и сохранение таких статусных полномочий, при условии соответствия претендента и подтверждения соответствия служащего если речь идет о продлении или прекращении полномочий равно определенным требованиям. Равенство доступа к государственной службе должно пониматься как равенство конституционное, а не фактическое или формально юридическое. Такое равенство вполне соотносится с положениями Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которому п. Вместе с тем его обеспечение не исключает, а предполагает конституционное дифференцирование, критерии отбора претендентов по тем или иным обоснованным признакам образование, возраст, профессионализм, компетентность, деловые качества и т. Необходимое конституционное дифференцирование в этих вопросах предполагает и учет национальных традиций, сложившейся системы и практики государственной службы. В силу чего, как подчеркнул Европейский Суд по правам человека, соответствующее право не фигурирует ни в Европейской конвенции, ни в Протоколах к ней, а отказ произвести назначение какого-либо лица на государственную службу не может как таковой служить основанием для жалобы в соответствии с Конвенцией. Тем не менее ограничения основного права на доступ к государственной службе чаще всего оцениваются в связи с проблематикой равенства и общим принципом недискриминации правообладателей, исходя из профессионально-трудового характера государственной службы. Федеральным законом от 27. По видам государственная служба делится на гражданскую, военную и правоохранительную. Специфика государственной службы как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов предопределяет особый правовой статус государственных служащих в трудовых отношениях, а пользование комментируемым конституционным правом всегда тесно соотнесено с гарантированным Конституцией правом каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию ч. Как подчеркивает Конституционный Суд, регламентируя правовое положение государственных служащих, порядок поступления на государственную службу и ее прохождения, государство вправе устанавливать в этой сфере и особые правила, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования государственной службы, целью обеспечения поддержания высокого уровня ее отправления в том числе за счет обновления и сменяемости управленческого персонала. На это направлены, в частности, общее требование о соблюдении возрастных критериев при замещении государственных должностей государственной службы; специальные правила, касающиеся условий замещения отдельных должностей и оснований освобождения от них для лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям. Если такие различия являются объективно оправданными, основанными на специфических квалификационных требованиях, связанных с определенной работой, согласно п. Постановления КС РФ от 06. По отношению к гражданам, претендующим на занятие определенной должности, например, в милиции, законодатель вправе устанавливать особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, которые обеспечили бы их способность исполнять возложенные на сотрудников милиции обязанности см. Определение КС РФ от 21. Содержательная конкретизация комментируемого права может проводиться также применительно к отдельным направлениям осуществления государственной власти. Так, притязанием, сопряженным с правом на равный доступ к государственной службе, является возможность для гражданина РФ быть судьей и в данном качестве осуществлять правосудие см. Определение КС РФ от 27. Применительно к замещению должностей судей федеральных судов необходимость специального правового порядка обусловлена особым местом судебных органов в системе государственной власти, значимостью и общеобязательным характером принимаемых ими решений см. Постановление КС РФ от 24. Конституционный Суд РФ исходит из основополагающего значения ч. Согласно положениям ст. Граждане РФ имеют равный доступ к муниципальной службе. Конституционные ограничения, установленные для государственных и муниципальных служащих запреты заниматься предпринимательской и иной экономической деятельностью, принимать участие в забастовках, допускать определенные публичные высказывания, особые имущественные обязательства и т. В этом плане уточняющие адресные новеллы в законодательство о публичной службе были внесены Федеральным законом от 02. Федеративное единство системы государственной власти ст. В частности, как указал КС РФ, закрепление единого подхода и справедливых исключений из общих правил конкурсного подбора для замещения должностей государственной гражданской службы, является прерогативой федерального законодателя, и законодатель субъекта РФ не может расширить круг таких исключений, поскольку это явилось бы дискриминационным ограничением права граждан на равный доступ к государственной службе в зависимости от места их жительства см.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ
Активным избирательным правом обладают все граждане Российской Федерации, достигшие на день голосования возраста 18 лет, не содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда и не признанные судом недееспособными. Избирательное право гарантировано независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и социального положения, принадлежности к общественным объединениям и др. деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования (публикации). Право избирать главу государства, то есть реализовать свое активное избирательное право, может любой дееспособный гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, и не находящийся в местах лишения свободы по приговору суда. право быть избранным, предоставляемое гражданам, достигшим установленного Конституцией Российской Федерации и (или) законом возраста, определенное законодательством Российской Федерации.
В ЦИК объяснили, что делать, если человека нет в списке избирателей
Россияне с активным избирательным правом могут сообщить, что их нет в списке, или о неточностях. Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 10 октября 2013 года № 20-П данное положение, устанавливающее бессрочное и недифференцированное ограничение пассивного избирательного права в отношении граждан Российской Федерации. Избирательные права граждан составляют ядро публично-политических прав граждан (в том числе как форма реализации права граждан на участие в управлении делами государства). Не имеют права избирать и быть избранными депутатами представительных органов местного самоуправления и выборными должностными лицами местного самоуправления граждане Российской Федерации.
Избирательные права военнослужащих.
Советуем прочитать: Какой возраст считается достаточным для становления дееспособным и полностью дееспособным у граждан: факторы и определение Какие категории граждан обладают избирательным правом в Российской Федерации? По закону, граждане, достигшие 18 лет, являются полноправными избирателями. Это включает себя большую часть населения России. Но есть и исключения: например, лица с ограниченными возможностями, имеющие признаки безвестности или признаки религиозной нетолерантности находятся под определенными ограничениями. Иностранные граждане и их права в России Иностранные граждане, проживающие на территории России, не обладают активным избирательным правом и не могут голосовать на выборах. Их положение объясняется тем, что избирательные права в стране предоставляются только гражданам РФ. Однако, иностранные граждане, имеющие вид на жительство, могут участвовать в местных выборах по законодательству того региона, в котором проживают.
Таким образом, у иностранных граждан есть возможность влиять на политическую жизнь местного сообщества, но их права ограничены в сравнении с гражданами Российской Федерации. Они не могут выбирать Президента, депутатов Государственной Думы и других высокопоставленных должностных лиц. Избирательные права и политические права граждан Избирательное право является одним из политических прав граждан Российской Федерации. Оно дает возможность участвовать в формировании органов государственной власти и влиять на принятие решений, которые повлияют на жизнь граждан. Поскольку избирательное право является основным политическим правом, оно называется также основополагающим и основным правом граждан. Граждане России, обладающие активным избирательным правом, могут свободно выражать свои политические взгляды, поддерживать определенных кандидатов или политические партии, и использовать свои голоса и участие в выборах для укрепления демократических процессов в стране.
Какими избирательными правами обладает гражданин? Граждане РФ могут участвовать в следующих категориях выборов: 1. Выборы депутатов законодательных представительных органов субъектов РФ: Граждане участвуют в выборах депутатов парламентов субъектов Российской Федерации.
Активное избирательное право при проведении выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления включает в себя следующие правомочия: избирать кандидатов , списки кандидатов на выборные должности ; участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов; участвовать в предвыборной агитации ; осуществлять наблюдение за выборами; совершать иные избирательные действия, предусмотренные избирательным законодательством осуществлять добровольные пожертвования в избирательные фонды, входить в состав избирательных комиссий [ст. Реализация активного избирательного права может осуществляться в различных формах. Традиционно основной формой осуществления активного избирательного права является личное голосование избирателя в день голосования в помещении соответствующего избирательного участка, где избиратель зарегистрирован по месту жительства и включён в список избирателей, посредством заполнения избирательного бюллетеня и опускания его в стационарный ящик для голосования либо в техническое средство подсчёта голосов в случае его использования.
Также в избирательном законодательстве большинства государств мира предусматриваются различные дополнительные субсидиарные формы реализации активного избирательного права. Они призваны обеспечить возможность голосования для избирателей, которые по уважительным причинам не могут лично присутствовать в день проведения выборов в помещении для голосования. В РФ применяются следующие дополнительные формы реализации активного избирательного права: голосование до дня голосования на выборах досрочное голосование , в том числе голосование по почте ; вне пределов избирательного участка голосование по открепительным удостоверениям ; вне помещения для голосования надомное голосование. Начиная с 2019—2020 гг. Дистанционное электронное голосование представляет собой голосование без использования бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием специального программного обеспечения п. Многодневное голосование может осуществляться по решению избирательной комиссии, организующей выборы.
Срок его проведения не должен составлять более трёх дней подряд п. Практика многодневного голосования получила своё распространение в целом ряде зарубежных государств Великобритании, Германии, Франции, Швеции и др. В Швеции, например, граждане имеют право голосовать в течение 18 дней до дня основного голосования. В США в зависимости от штата такое голосование может длиться от 3 до 46 дней Турищева.
Установление максимального возраста кандидата не допускается.
Федеральных законов от 11. Депутаты, выборные должностные лица, работающие на постоянной основе, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты законодательных органов субъектов Российской Федерации не могут замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, быть депутатами иных законодательных представительных органов государственной власти или представительных органов муниципальных образований, выборными должностными лицами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть сенаторами Российской Федерации и депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных органов субъектов Российской Федерации, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации далее также - государственные должности , должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Депутаты представительных органов муниципальных образований не могут замещать должности муниципальной службы, быть депутатами законодательных представительных органов государственной власти. Иные ограничения, связанные со статусом депутата, выборного должностного лица, могут устанавливаться федеральным законом. На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке , установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации. КонсультантПлюс: примечание. Положения ст.
ФЗ от 31. В случае принятия комиссией решений, предусмотренных пунктом 1 или 2 статьи 63. Федерального закона от 03.
Положения п. ФЗ от 25. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство подданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации. Федерального закона от 14. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации: а осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и или особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления; пп. Федерального закона от 21. Федеральных законов от 21. ФЗ от 23. Федерального закона от 24. Если срок действия ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных подпунктами "а. Федеральных законов от 23. Если деяние, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом не признается тяжким или особо тяжким преступлением, действие ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных подпунктами "а" , "а. Если тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается особо тяжким преступлением или если особо тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается тяжким преступлением, ограничения пассивного избирательного права, предусмотренные подпунктами "а.
Могут ли вас заставить идти на выборы и голосовать за конкретного кандидата
Те, кто не смог подать заявление на участие в онлайн-голосовании, смогут проголосовать на избирательном участке по месту жительства. Эту информацию за десять дней до дня голосования участковая избирательная комиссия УИК предоставляет для ознакомления и дополнительного уточнения. Россияне с активным избирательным правом могут сообщить, что их нет в списке, или о неточностях. В течение 24 часов, а в день голосования — двух, но не позднее окончания процедуры УИК обязана отреагировать и либо устранить ошибку, либо отклонить заявление и вручить обратившемуся заверенную копию своего решения с указанием причин. К тому же специалисты на постоянной основе тестируют его на уязвимости. Россиянам хотят разрешить любую самооборону при защите жилья Недавняя тренировка ДЭГ подтвердила работоспособность системы. При этом она проста и понятна не только молодому поколению, но и пожилым людям, так как алгоритм действий прописывается четкими инструкциями. Кроме того, на выборах президента доступ к порталам для голосования пользователям с иностранными IP-адресами будет ограничен.
В единый день голосования 8 сентября 2019 года этот способ применили на муниципальных выборах только в одном субъекте Российской Федерации, с его помощью мнение выразили 10,2 тысячи человек.
Имеют ли право голосовать заключенные? Каждый гражданин нашей страны имеет право голосовать, при этом есть и определенные ограничения. Согласно ст.
Активное избирательное право при выборах в органы местного самоуправления предоставляется иностранцам, достигшим 18 лет, постоянно или преимущественно проживающим на территории муниципального образования, в котором проводятся выборы или референдум. Правом быть избранным в органы местного самоуправления Российской Федерации неграждане не обладают. Ценз оседлости. В Конституции Российской Федерации установлено единственное ограничение по времени проживания на территории Российской Федерации для обладания пассивным избирательным правом — кандидат на пост Президента РФ должен проживать на территории России не менее 10 лет ч.
Федеральный закон запрещает устанавливать продолжительность и срок проживания гражданина на определенной территории Российской Федерации как условие приобретения им активного либо пассивного избирательного права. Фактор несовместимости.
Рассказываем, как вести себя в ситуации принуждения 75 Выборы президента — это возможность каждого ну почти совершеннолетнего жителя страны отдать свой голос за самого достойного. Или не отдать, если не хочется. Решать, кто должен управлять страной в ближайшие годы, каждый должен лично. Но что делать, если работодатель принуждает вас идти на выборы и голосовать за кого-то конкретного? Нет, не имеет. Ни начальник, ни супруг, никто вообще не имеет такого права.
Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах Президента Российской Федерации, а также препятствовать его свободному волеизъявлению", — сказано в первой же статье федерального закона о выборах президента страны. Для работодателя такое ограничение имеется еще и в статье 60 Трудового кодекса РФ. Там сказано, что нельзя требовать от сотрудника выполнения работы, не прописанной в его трудовом договоре или должностной инструкции. То же самое касается и дистанционного голосования.