Новости в чем смысл стихотворения пророк

Цели: основываясь на анализе стихотворения «Пророк», показать новое понимание Пушкиным поэтического дара – служение, исполнение воли Бога. Разгадываем тайны стихотворения Пушкина Пророк: герой, послания и скрытый смысл. Вот и думаешь, в чем смысл программного стихотворения Лермонтова "Пророк"?

Анализ стихотворения «Пророк» Пушкина: план, вопросы, сравнительная таблица

Стихотворение «Пророк» нельзя рассматривать в отрыве от исторических событий, потрясших в то время Россию. Стих «Пророк» Александра Сергеевича Пушкина содержит глубочайший философский смысл: человек, которому суждено родиться поэтом, должен приносить окружающим пользу, а не только создавать рифмы. Смысл стихотворения – рождение творческого вдохновения у поэта-пророка, призываемого к активной деятельности, — передан в библейской форме. Критики и специалисты в области литературы утверждают, что данное стихотворение носит очень сильный смысл, и несмотря на его зашифрованность он был понят и правильно растолкован правительством.

Краткий анализ стихотворения «Пророк» А. С. Пушкина

"Анализ стихотворения Пушкина "Пророк" полный текст по теме здесь. Анализ стихотворения Пушкина «Пророк» показывает, что поэт не особо заботился рифмовкой, его волновал сам смысл произведения. Разгадываем тайны стихотворения Пушкина Пророк: герой, послания и скрытый смысл. это размышление о задачах поэта и назначении поэзии в современном автору обществе. (В понимании смысла стихотворения немаловажную роль играет и изначальное значение слова серафим – «пламенеющий, горящий».

1в чем смысл стихотворения лермонтова пророк? 2почему пророку пришлось удалиться в пустыню?

Поэт страдает оттого, что тянется к людям, а те не понимают его; ищет любви, но его мольбы остаются без ответа, и он начинает ненавидеть. К Богу поэт обращается очень редко. Единственные моменты, когда ему удается почувствовать божественное присутствие — это моменты единения с природой. Но чаще поэт бросает Богу вызов, борется в его лице с судьбой, с предопределённостью; тянется к земному, мятежному и страстному. То, что происходит в его душе, не каждому дано почувствовать.

Век сильных страстей, героев-богатырей уже прошёл. Его поколение представляется поэту ненужным и ничтожным, он бросает ему упрёк: «Богатыри — не вы! Поэтому с героическим прошлым он тоже не может связывать свои надежды. Поэт противопоставляет себе обществу, миру, Богу.

Одиночество мешает поэту обрести счастье.

Этим произведением А. Пушкин как бы примерял на себя роль пророка-основателя религии, пытаясь в стихах передать переживания эгрегориальной инициации такого пророка. Творческие люди, к которым, несомненно, относился А. Пушкин, вполне могут испытывать на себе приливы эгрегориальной инициации, после чего такому таланту, как А. Пушкин осталось лишь сопоставить характер того, что написано в Библии и эти свои ощущения. Какая это была религия? В первую очередь стихотворение А. Пушкина относится к Ветхому Завету.

Поэт знал Библию, много размышлял над её происхождением, результатом чего явилось это стихотворение. В нём поэт впервые в истории открыто обозначил и выявил алгоримику эгрегориальной инициации «пророков»: И он мне грудь рассёк мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнём, Во грудь отверстую водвинул. После этого безсердечный — лишённый человеческого сердца, а, следовательно, и индивидуальности и совести и Любви — «пророк» идёт и «жжёт сердца людей» эгрегориальным глаголом «жаром» трансляции , исходящим из его сердечного «угля», а все, и он тоже, принимают это за «Бога глас».

Вторая несет судьбоносную встречу с шестикрылым серафимом, который через неимоверные страдания, такие как: замена глаз и ушей, вырывание грешного языка и вкладывание в уста мудрого змеиного жала, рассечение груди мечом и помещение вместо сердца горящего угля, дарит путнику возможность видеть, слышать, говорить и чувствовать то, что было недосягаемым до сих пор. И третья, заключительная, объясняющая смысл названия стихотворения «Пророк» часть, в которой Бог обращается к измученному путнику. Он должен восстать, смотреть и видеть, слушать и слышать, говорить, быть посланником Бога на земле и на морях. Библейские мотивы в стихотворении — своеобразное новшество для Пушкина, употреблявшего ранее исключительно слова, принадлежащие греческой мифологии: лира, Аполлон и прочие как например, в стихотворении «Поэт».

Аллегорический смысл стихотворения «Пророк» Понятно, что смысл пушкинского «Пророка» совсем не в библейской истории. Путник, изнемогающий от духовной жажды, символизирует поэта, творческого человека. Его путь без дара — блуждание по житейской пустыне без цели и без смысла. Талант, отсыпанный ему ангелом, превращает его в другого человека. Однако, это преображение и становление сопровождается невыносимыми страданиями и муками. Пророк-поэт должен быть готов отдать все, что у него есть, чтобы научиться нести свет и просвещение своим даром, чтобы «жечь глаголом сердца людей». Нет пророка в своем отечестве В свое время произведение вызвало немало гневных отзывов критиков и собратьев Пушкина по перу.

Его обвиняли в том, что он в этой торжественной высокопарной оде восхваляет самого себя, поднимая, таким образом, свое творчество на недосягаемую высоту, возвышая себя над остальными мастерами пера и слова. Но Пушкин, несмотря на ведомое от первого лица повествование, вовсе не отождествлял себя с пророком.

Композиция и тематики Стихотворение не разбито автором на строфы.

Несмотря на это, его можно условно разделить на 3 смысловые части: Романтический персонаж находится в начале своего пути, медленно идёт по «мрачной пустыне». В это место он попал из-за душевных терзаний, которые не давали покоя. С первых строчек текста читатель очарован и ожидает необычного развития.

Так и происходит: к персонажу спускается с небес посланник серафим. Во второй части рассказывается, как преображается странник: раскрываются глаза, звон наполняет уши, язык меняется на змеиный, а сердце — в раскалённый уголь. Многие богословы рассматривают Змея, как образ Иисуса.

Персонаж окончательно перерождается, ему слышится Божий голос, который рассказывает о предназначении пророка. Эти части можно назвать началом, завязкой и окончанием. Кульминация произведения остаётся незаконченной, если не вдаваться в подробности биографии поэта, читатель так и не узнаёт решения о принятии своей судьбы героем.

Через тематику произведения тонкой линией проходят библейские истории. Пушкин рассуждает о своей роли, смысле жизни. Функция поэзии заключается в умении преподносить правду, затрагивать такие проблемы, о которых остальные боятся говорить.

Немаловажной является тема поэта и поэзии. Для Александра Сергеевича стихосложение так же возвышенно и священно, как и Божьи законы и заповеди. С помощью стихов автор распространял лучшие качества: добродушие, заботу о близких, справедливость.

Идея пророчества также освещена Пушкиным в стихотворении. Человек, которого выбрал Бог, обречён на одиночество, но он должен выполнить своё назначение, даже если ему придётся лишиться радости и счастья в жизни. Образы и символы Романтический герой в стихотворении является обычным человеком, который перевоплощается в посланника Божьего, чтобы исполнять важное задание.

ГДЗ литература 9 класс, Коровина; поэзия XIX века. Как вы понимаете эти стихотворения?

Стихотворение о поэте, поэт как пророк, он должен доносить мысль до простого народа, Глаголом жечь сердца людей, то есть побуждать их к действию. Разгадываем тайны стихотворения Пушкина Пророк: герой, послания и скрытый смысл. Аллегорический характер стихотворения «Пророк» исключает его рассмотрение в одной смысловой плоскости: в произведении соотнесены религиозно-метафизический, исторический и литературный планы. Хрестоматийное стихотворение, названное как Пророк» было культовым шедевром. Разгадываем тайны стихотворения Пушкина Пророк: герой, послания и скрытый смысл. об авторстве четверостишия «Восстань, восстань, пророк России», месте его в творении и принадлежности иному стихотворению поэта - о нескольких вариантах стихотворения - об идее, тайнописи и смысле творения в разных его редакциях.

Пророк - Лермонтов

Он наделяет героя высшим, огненным смыслом жизни. Ангел дает ему точное понимание своего призвания, а также все силы, чтобы его осуществить. И он к устам моим приник, И вырвал грешный мой язык, И празднословный и лукавый, В уста замершие мои Вложил десницею кровавой. Конечно, в стихотворении все показано в виде мощных гипербол, поскольку речь идет в том числе о самом поэте, о Пушкине - обладателе необыкновенного поэтического дара. Но есть тут и смысл для любого влюбленного в истину.

Ведь каждый ищущий света, даже если он не религиозный деятель и не великий поэт, в конце концов встречает, образно говоря, своего ангела, свое сокровенное знание свыше, своим особенным образом. И потом идет по жизни и по-своему жжет сердца других людей, потому что духовный огонь, однажды полученный и принятый, скрыть невозможно.

Пророк-поэт должен быть готов отдать все, что у него есть, чтобы научиться нести свет и просвещение своим даром, чтобы «жечь глаголом сердца людей». Нет пророка в своем отечестве В свое время произведение вызвало немало гневных отзывов критиков и собратьев Пушкина по перу. Его обвиняли в том, что он в этой торжественной высокопарной оде восхваляет самого себя, поднимая, таким образом, свое творчество на недосягаемую высоту, возвышая себя над остальными мастерами пера и слова. Но Пушкин, несмотря на ведомое от первого лица повествование, вовсе не отождествлял себя с пророком. Он лишь описал путь любого настоящего поэта. Научиться слышать и видеть можно совершенно безболезненно, лишь с одним прикосновением шестикрылого серафима. Но дальнейшее преображение далеко не так легко и просто.

Для настоящего поэта мало видеть и слышать больше, чем обычный человек. Чтобы донести до людей открывшуюся мудрость, нужно ни много ни мало вырвать собственный язык, отказаться от него, грешного, лукавого и празднословного, заменив его мудрым жалом змеи. Но все эти приобретенные качества — умение видеть, слышать и говорить, будут ничем без горячего, пылкого сердца — угля, пылающего огнем. Это заключительный этап формирования настоящего поэта. Поэт ли, пророк, смысл обоих — нести «божью искру», взращенную в них, каждой живой душе. Тема пророка, поднятая Пушкиным, дала мощный толчок для философских рассуждений многим поколениям поэтов.

Поэт увидел мир совершенно другими глазами.

Все чувства, все мысли героя озарились божественным светом. Всё стало понятно ему, Серафим наставил поэта на истинный путь, и этой дорогой главный герой теперь и пойдёт. Очевидно, что в облике божественного посланника Пушкин увидел пострадавших декабристов. Они направили его по пути правды и справедливости. Философское начало Истинный смысл стихотворения «Пророк» показывает проблему предназначения поэта, а также и его творчество. В центре талантливого произведения — поэт, ставший пророком. Автор намеренно указывает на себя.

После трагических событий, которые произошли с декабристами, он взял на себя обязательство быть голосом правды, добра, справедливости. По мнению поэта, это и есть истинное предназначение пророка. Не случайно его одарили божественной силой. Настоящий мастер художественного слова обязан уметь доносить до людей всё светлое и хорошее. Первый этап преображения поэта — символическое прозрение. Открылись душевные глаза, всё злое и несправедливое увидел преобразившийся герой стихотворения. Вторая, более глубокая ступень —метаморфоза слуха.

Поэт неожиданно получил возможность слышать всё. Теперь ему доступны любые звуки. Он услышит все — и бесшумный полёт ангелов в небесах, и звуки от движения морских обитателей. Все звуки доступны теперь поэту, от земли до неба.

Лермонтова «Пророк» является продолжением одноимённого пушкинского стихотворения. Пушкина Бог отправляет пророка к людям. Лермонтов рассказывает о том, что стало с пророком, который исполнил волю Бога. Слова любви и правды оказались не нужны людям, которые не поверили пророку и встретили его смехом. Стихотворение посвящено теме поэта и поэзии. За образом пророка, несущего истину, скрывается фигура поэта, несущего свои строки людям.

Александр Пушкин ~ Пророк (Духовной жаждою томим…) (+ Анализ)

Пророк хочет творить добро искренне и безвозмездно, но человечество резко отвергает тех, кто говорит им горькую правду. Почему пророку пришлось удалиться в пустыню? Только в пустыне пророку удалось ощутить гармонию и абсолютный покой.

Пушкин написал стихотворение «Пророк» в 1826 году. Как раз в то время были наказаны участники декабристского восстания, многие из которых были пушкинскими друзьями. Это стихотворение было как бы ответом на такой неожиданный поворот событий.

Призванием, как пророка, так и поэта, Пушкин считал особую просветительскую миссию, способность донести до масс правду без каких-либо искажений. Поэт верил в святость искусства и считал, что оно не должно подчиняться политике. Персонажи и образы В начале произведения перед читателем предстает обычный человек, томящийся в пустыне пустыню нужно рассматривать, как неволю поэта. В финале он перерождается в пророка, наделенного особой миссией.

Несмотря на то, что образ пророка напрямую связан с евангельским героем, для пророка-поэта Пушкиным обозначена иная задача. Поэт, как пророк, должен глаголом жечь сердца людей, раскрывать перед ними всю красоту поэзии. Полное перерождение дает ему право осуществить эту цель. Осознавая, что простой поэт не наделен способностью Исайи открыть людям истину, автор вводит в произведение образ серафима, посланного Богом. Ангел совершает действия, направленные на перерождение героя, и это перерождение сопровождается невыносимой болью и мучениями. В последних строках слышится наставление Бога, которое определяет жизненный путь и цель, которую должен выполнить пророк. Композиция В стихотворении прослеживается классическая линейная композиция со всеми сопутствующими элементами. В экспозиции читатель знакомится с человеком, бредущим по пустыне. Завязка представляет собой встречу путника с серафимом.

Развитие действия начинается с манипуляций ангела, преображающих человека. Кульминация показывает, как обессилевший от боли, новоиспеченный пророк, словно труп, лежит на земле. Развязка представлена напутствием Бога своему новому посланнику. Условно стихотворение можно поделить на три части. В каждой из них происходит постепенное перерождение героя.

Пушкин описывает поэта, как сосланного правительством человека, который должен отстаивать правду даже тогда, когда все друзья его уничтожены, когда сам он поставлен на колени. Композиция и художественные средства Помимо смысловой нагрузки, которую несет в себе стихотворение, делая анализ стихотворения «Пророк», необходимо учесть также структуру произведения, а еще художественные средства, которые помогают раскрыть образ пророка. Композиционно стихотворение состоит из следующих частей: первая часть описывает состояние человека до момента перерождения; вторая часть описывает встречу с посланником серафимом, который наделяет человека дарами; третья часть включает в себя явление божественного гласа, повелевающего пророку идти и «жечь глаголом сердца людей». Написано стихотворение четырёхстопным ямбом с многочисленными пиррихиями, что делает произведение намеренно медленным, словно передающим мучения пророка. Строки с самого начала изобилуют метафорами и эпитетами «духовной жаждою», «горний ангелов полет», «грешный язык». Основной лексический костяк стихотворения составляют архаизмы и церковнославянизмы «влачился», «персты», «зеницы», «горний» , что помогает придать строкам торжественную вечность. Для придания ясности и художественности стихотворение содержит несколько сравнений «как труп в пустыне я лежал», «перстами легкими как сон». Также в произведении можно услышать множество шипящих и свистящих звуков «ж», «ш», «ц», «с», «з», что помогает передать атмосферу длительного страдания пророка. Таким образом, стихотворение Пушкина «Пророк» раскрывает центральную идею предназначения поэта в обществе, а композиционные и художественные средства помогают ярче и глубже прочувствовать настроение поэта. Анализ стихотворения А. Пушкина "Пророк" Стихотворение «Пророк» было написано в 1826 году. Пушкин дает в «Пророке» свою интерпретацию библейского сюжета. Его лирический герой не чувствует себя оскверненным беззаконием общества, но он не равнодушен к происходящему вокруг, он «духовной жаждою томим». Именно к такому человеку является посланник Бога. Все образы здесь истинно пушкинские, несмотря на библейский сюжет. Явление «шестикрылого серафима» в «Пророке» помогает поэту обрести дар прозрения, научиться видеть и слышать то, что недоступно зрению и слуху обыкновенных людей, постичь великие тайны бытия. Отныне для него нет тайн ни на земле, ни под водой.

Пророк Пушкина - анализ стихотворения

Строганов, М. Цявловский, С. Березкина и И. Сурат признают автором Пушкина; 2 Т. Цявловская, А.

Слонимский, П Морозов, Б. Томашевский, В. Вацуро, И. Немировский и М.

Здесь «пророк» оказывается не одним, высшим избранником Бога, обличающим и прорицающим, но одним из немногочисленного круга «пророков» - дворян-декабристов: Мы ждём и не дождёмся сроков Сей бедственной с нечестьем при: Твоих зарезали Пророков, Твои разбили алтари! В самом раннем стихотворении ряда «пророческих» произведений Ф. Глинки - «Призвании Исайи» 1822 , написанном еще в период формирования декабристского Северного общества, - Господь-Егова, обращаясь к Исайе, называет то, с чем ему предстоит бороться, о чём ему предстоит пророчить: скрытый «покровами» «порок» в народе, коварство душ и чёрствость сердец, «поддел и ложь», несправедливость «сильных и князей», - и это последнее оказывается самым страшным из пороков. Слова Бога к Исайе становятся обращением ко всем «сильным»: Омой корыстную десницу, Будь нищим друг, спасай вдовицу! Образ поэта-пророка в поле слияния античных и библейских ассоциаций, в русле романтических образов страсти и мятежности и противостояний «поэт - толпа» и «поэт - судьба» разрабатывается в творчестве В. Этот сплав соответствует специфике создаваемого образа поэта, снедаемого огнем поэзии и страсти. Он от века наделен Чьей-то незнаемой, но всемогущей властью «всесильным гласом» «вещих песней», направленных против «извергов и змей» и равно потрясающих мир людей и мир богов. Глинки, отсылает к ветхозаветному сюжету избрания поэта Богом к пророчеству.

Античная образность здесь полностью уступает место библейской, и поэт-пророк, призванный возвестить «глас Господень» о неправедности «Сильных», о «Свободе» народа, о «коварстве» и грядущем падении «Альбиона», встает в один ряд с теми, чьими руками творилась воля Божья на протяжении всей истории человечества: с турками-османами, разрушившими Византийскую империю, с Суворовым, усмиряющим и побеждающим османцев. По мнению С. Кибальника, именно «Пророчество» Кюхельбекера является «ближайшим претекстом» пушкинского «Пророка» [9]. Как и в других декабристских стихотворениях о поэте-пророке, в этом тексте дар поэзии - дар «возвещания» истины - представляется «в готовом виде»: поэт изначально одарен Богом «пламенем» и «силой» «воздвигать народы», прямое призвание его Господом к пророчеству необходимо потому, что он, будучи в состоянии духовного «леностного» сна, божественную истину замалчивает см. Заме- тим, что ожившие в этом произведении Кюхельбекера христианские, евангелические мотивы станут важнейшими в сюжете пушкинского «Пророка». Особо следует сказать о стихотворении 1826 г. Письмо Языкова, содержащее текст «А. Пушкину», по всей видимости, было получено адресатом несколько ранее даты написания Пушкиным своего «Пророка»; обращение к нему как к «пророку изящного» не могло не привлечь его внимания [18.

Образная система стихотворения Языкова выстраивается вокруг воспевания поэтической красоты как высшей ценности - в духе просветительской разработки темы пророчества. Для лирического героя, однако, красота поэзии достижима только как результат «вольного» дружеского общения. Через обозначение тем этого общения - русская история, величие России «И славой прадедов горжусь» и необходимость социально-политических реформ «Зовём свободу в нашу Русь» - текст вовлекается в круг декабристской поэзии. Творчество - творение дружбы, общения, поэзии - оказывается отблеском небесного огня «И я на вече, я на небе! В воспевании «свободного, радостного и гордого» союза, рождающего «сладостное песнопенье» и «смелые вдохновенные дела», стихотворение перекликается с известным стихотворением Кюхельбекера «Поэты» - посланием Пушкину, Дельвигу, Баратынскому. Таким образом, в творчестве поэтов-декабристов - ближайшего круга поэтов пушкинской поры - создается новый героико-политический «пророческий канон» с опорным образом поэта-пророка, пророка-декабриста, обличающего сильных мира сего в неправедности социально-политического устройства государства, в лишении своих подданных свободы. Ветхозаветная образность в этом декабристском «пророческом каноне» соседствует с античной, выявляя принципиальную условность нанизываемых образов-ассоциаций, призванных, так же как высокая архаичная лексика и весь одический строй произведений, передать мысль о высоком предназначении поэта в соответствующей «высокой» форме. Миссией поэта-пророка в произведениях декабристов признается такое «боговдохно-венное» обличение греха, которое направлено на установление социально-политической справедливости.

В систему мотивов декабристской разработки темы пророчества в русской литературе входит и романтическое противостояние «поэт - толпа», и романтический образ судьбы-рока, и ощущение движения времени, движения человеческой истории, и лирическая автобиографичность, и «мятежность» образов героев, столь характерные для русского и в целом европейского романтизма. Пушкина был написан в июле 1826 г. Глинки, В. Кюхельбекера, Н. По свидетельству исследователей-пушкинистов, многие из этих произведений были известны Пушкину; более того, на некоторые поэт ориентировался при написании чернового варианта своего «Пророка»; с текстом же «Пророчества» Кюхельбекера у Пушкина «есть прямые переклички» [22. Значителен и факт непосредственной связи между начальным этапом создания стихотворения и казнью декабристов [30]. Стихотворение Пушкина в его окончательной редакции вступает в диалог с декабристским и просветительским «пророческими канонами» и в то же время дает новый для русской поэзии сюжет о поэте-пророке. В нем необычно для обеих сложившихся в русской литературе традиций определена причина избрания героя: это его собственная «духовная жажда», неутолимая без Бога, в «пустыне мрачной» человеческого мира [24].

Необычно обозначена ситуация избрания: это ситуация «перепутья», то есть стремления и одновременно сомнения. Это архетипическая ситуация вопроса-выбора, на онтологическую глубину которой поэт только намекает. Явление «шестикрылого серафима» ситуация, заимствованная из видения пророка Исайи , очевидно, становится ответом Господа поэту, и в этом смысле призвание героя к служению есть призвание христианское, в известном смысле синергийное, евангельское, а не ветхозаветное. На лексическом уровне идея синергийности - со-работничества, со-направленности действий человека и Господа, человека и вышних сил - выражена в повторе анафорического союза «и». На уровне грамматическом - в параллелизме возвратных глаголов «влачился» о поэте и «явился» об ангеле. В евангельском ключе осуществлен в тексте Пушкина и перенос действия по сравнению с опорным ветхозаветным текстом из плоскости духовного видения в плоскость духовно-физической реальности: в христианстве ветхозаветная трансцедентная реальность Вечности преображается в имман-тентную человеку действительность в момент его глубокого молитвенного обращения к Богу1. Этот поворот пророческого сюжета в стихотворении Пушкина «Пророк» - поворот православный - обычно ускользает от внимания исследователей. При этом воздействие православия на духовный строй, сюжетосло-жение и образность пушкинской поэзии исследуется как в работах, посвященных определенному произведению или периоду творчества А.

Пушкина см. В работах, посвященных «Пророку» Пушкина, так или иначе отмечается в качестве центрального для стихотворения мотив преображения-перевоплощения-познания см. Однако 1 Ср. С 173]. Соглашаясь с этим положением, мы отказываемся от дальнейших экстраполяций о том, что Пушкин показал «обобщенный образ апостола Христа», и пытаемся расставить исследовательские акценты, освещающие вопрос о своеобразии пушкинского «Пророка» в аспекте развития пророческой темы в русской литературе. Христианский, евангельский, а точнее, евхаристический поворот определяет суть пророческого призвания у Пушкина. Ветхозаветная телесность образов «отверзания» «вещих зениц» героя, открытия некоего духовного слуха прикасанием серафима к его ушам, вырывания «грешного» языка и замены его на «жало мудрыя змеи», рассечения груди и замены сердца на «угль, пылающий огнём», несомненно, отсылает нас к сюжету избранничества древних библейских пророков. Однако в Ветхом Завете нигде не выражена идея замены частей тела пророков сущностно иными «частями», причастными Вечности, как не выражена она в и Коране, в котором исследователи видят один из источников пушкинского «Пророка».

В видении пророка Исайи «один из Серафимов» коснулся его уст «горящим углем» в знак очищения греха Ис 6 : 67. Пророк Иезекииль по указанию Господа должен съесть свиток, на котором написаны слова обличения «дом Израилева»1. Более того, в книгах ветхозаветных пророков не выражена идея сопровождающего их призвание страдания, боли, фиксирующей телесный и одновременно духовный опыт отрывания человека от человеческого и приближения к небесному2. У Пушкина -впервые в русской поэзии - в сюжете призвания пророка ветхозаветная телесность соединена с мотивом глубокого страдания и абсолютного вплоть до прохождения через границу смерти преображения через замену человеческого «своего» на даруемое Господом. В этом соединении рождается христианский смысл преображения пророка: замена языка и сердца на «жало» и «угль» несомненно, по внутреннему согласию и готовности героя есть та «потеря» «души своей» ради Господа, которой учит Евангелие. Шаманские практики, в свою очередь, в измененной форме и с преобразованием содержания имеют генетическую 1 О связи образности пушкинского стихотворения с библейскими образами см. Вацуро поясняет: «Мысль эта мученичество. Пропп говорит, в частности, и о том, что в ритуале посвящения в шаманы используется такое символико-магическое действие, как «введение в рот маленькой змеи, которая воплощает магические способности» [43.

Опираясь на ряд совпадений образов и мотивов пушкинского «Пророка» с формальными элементами, используемыми в шаманских практиках, Е. Тор-чинов утверждает, что «библейское пророческое обновление», «прекрасно прочувствованное и описанное Пушкиным», родственно тем ощущениям телесного расчленения и страдания, вплоть до перехода границы жизни и смерти, которые испытывает посвящаемый в шаманство [45. При этом ученый не освещает вопрос о сущностном отличии обновления духа и тела библейских пророков от магического изменения телесно-психического состояния посвящаемых в шаманство; тем менее - вопрос о различии смысла преображения героя в пушкинском «Пророке» и пророков в Ветхом Завете. Более определенно высказывается по этому поводу Ю. Лотман: отмечая несомненную формальную соотносимость стихотворения Пушкина с техниками превращения простого человека в шамана, он останавливается на мысли, что «скрытый мифо-обрядовый каркас» превратился у Пушкина «в грамматическую формальную основу построения текста об умирании «ветхого» человека и возрождении ясновидца» [46. Использование слова «ветхий» в размышлениях Лотмана, конечно, не случайно. В христианском богословии выражение «ветхий человек» имеет совершенно определенное значение: это человек, подпавший под власть самоугодия и страстей вследствие грехопадения [47. Сочетание «ветхий» человек у Ю.

Лотмана подразумевает понимание вовлеченности пушкинского «Пророка» в смысловую перспективу христианства. Действительно, в пушкинском стихотворении старый язычески-шаманский сюжетный каркас, описывающий изменения в состоянии сознания посвящаемого в шаманство, наполняется новым содержанием в новых условиях осуществления этого сюжета. В этих новых условиях человеческая перспектива сменяется божественной серафим есть посланник Божий; в преображенном состоянии герой слышит «Бога глас» ; цель магического управления реальностью заменяется глубинной духовной потребностью - жаждой Бога в ответ на томление «духовной жаждой» герою является шестикрылый серафим ; чудесная способность использования сил богов природных стихий для исполнения человеческих желаний замещается возлагаемой Господом миссией очищения человека через слово «Глаголом жги сердца людей». Смысловая парадигма пушкинского «Пророка» преобразует не только архаический шаманский, но и библейский ветхозаветный сюжет, на что лаконично указал Ю. Ветхозаветная идея призвания Господом пророков к служению не включала и не могла включать в себя смыслы, связанные с полным духовным и телесным преображением человека. Полнота такого преображения стала мыслиться только в контексте учения, жизни, смерти и воскресения Христа; в контексте евангельского, апостольского пути к полному преображению - обожению, в том числе в молитвенном подвиге и таинстве причастия. В древнееврейской религии, выраженной в Ветхом Завете, Бог понимается «как сверхприродное, мир превозмогающее, трансцендентное Существо», между миром и Богом «лежит абсолютное, непреодолимое для мира расстояние» [31. В связи с этим в ветхозаветной Книге Пророка Исайи Серафим только касается уст Пророка горящим углем, очищая его от «беззакония».

В язычестве же при всей «со-фийности мира» между человеком и богами жертва есть необходимый «посредник», потому что сближение между ними грозит человеку гибелью [44. И только «во Христе» соединяется и трансцендентная твари «полнота Божества, и имманентная миру человечность» [31. Мотив замены частей тела героя на сущностно другие, даруемые через Серафима Господом, выражает именно это полное христианское обновление. Об этом свидетельствует символическая условность соотнесенности даруемых «частей»-способностей со звериными, а затем включение в этот ряд огненной образности. Примечательно, что символическая связь таинства причастия с сюжетом очищения уст пророка Исайи раскрывается в самой православной церковной службе: причащальная лжица названа тем же словом, что и клещи, которыми Серафим в видении пророка Исайи берет уголь с жертвенника. Обобщая, можно утверждать, что пушкинский «Пророк» пропускает традиционные для русской литературы и библейские по своему происхожде- нию мотивы избранничества пророка к служению Господу, декабристские генетически связанные с просветительскими мотивами пользы, служения обществу мотивы и язычески-шаманский сюжетный каркас сквозь призму евхаристического сюжета и изображает мучительный путь преображения поэта в пророка в смысловой перспективе евангельского обожения. Евангельский, евхаристический контекст объясняет и необычную для ветхозаветного пророка-обличителя суть избранничества поэта-пророка в пушкинском стихотворении. Наделённый теперь нечеловечески обострёнными телесными и одновременно духовными чувствами - зрением и слухом, дающими ему возможность внимать и «неба содроганье», «и горний ангелов полёт», «и дольней лозы прозябанье», он призван видеть, внимать, исполниться волей Божьей и - только на этом твердом основании - «глаголом» жечь «сердца людей».

Несомненна связь этого призыва Господа -«Глаголом жги сердца людей» - с образом «угля, пылающего огнем», вложенного в грудь самого поэта-пророка. Столь же расширительно следует понимать и призвание поэта-пророка: это призвание к служению Словом - словом, приобщённым Истине, доходящим до сердца, выжигающим самой своей божественной природой нечистоту в нем и раздувающим огонь божественной любви. О том, что для образа пророка в стихотворении Пушкина сохраняет свое значение идущая для русской литературы из XVIII в. Кюхельбекера и Н. Языкова ; об этом же говорит большинство исследователей см. Обозначим точку пересечения содержания пророческой темы в стихотворении Пушкина и поэтов его круга. Это автобиографический, личностный образ поэта-пророка, наделенного небесным даром и призванного в связи с ним самим Господом к выполнению священного служения людям. Соотносится, но, естественно, не совпадает, поскольку автобиографичность образа была привнесена в трактовку пророческой темы именно в поэзии декабристов и поскольку сущность пророческого служения у декабристов особая, социально-политическая.

У Пушкина, однако, не воспроизводится общий «декабристский» сюжет, соотнесённый в культуре эпохи с социально-политической реальностью современной истории, с романтическими мятежными настроениями, 1 Иная точка зрения представлена, в частности, в исследовании В. Это стихи не о божественном, а о человеческом». Стихотворение Пушкина в диалоге с текстами поэтов его круга, в своеобразном восприятии как декабристских, так и всей толщи христианских и просветительских смыслов рождает новое, комплексное и индивидуальное осмысление поэзии как пророчества. Стихотворение изображает глубоко личный внутренний путь поэта, взалкавшего правды и желающего посвятить свой дар служению истине. В нем изображается ответное избранничество поэта Господом для высокого и трудного пути - пути служения народу, приобщения его гласу Божьему через поэтическое творчество, через поэзию как пророчество.

Два смысла в этих словах сливаются в единство. Пророк — это одновременно и пророк, и поэт. Пустыня является и местом, где человек ищет духовного уединения, и миром, в котором отсутствует свет, божественное начало. Художественные средства В стихотворении читатель найдет немало метафор. Это и «жажда духовная», и «неба содроганье», и «глаголом жги сердца». Также произведение богато эпитетами: «пустыня мрачная», «вещие зеницы». Немало в стихотворении и сравнений: «как труп», «легкими, как сон». Делая анализ стихотворения «Пророк», важно отметить, что стихотворение написано четырехстопным ямбом, который без деления на строфы создает медленный ритм, передающий духовные искания лирического героя. Для большей выразительности поэт использовал большое количество шипящих звуков. Исследователи творчества А. Пушкина убеждены, что в своем произведении поэт не добивался совершенства поэтической формы, а был полностью сконцентрирован на содержании произведения. Композиция Стихотворение состоит из трех частей. В каждой из них читатель следит за постепенным преображением лирического героя. Вначале он «влачится» по пустыне. Всего лишь в одно предложение поэт сумел вложить емкий, целостный образ — поэт, который находится в состоянии духовного поиска. Внезапно «на перепутье» он встречает божественного посланника.

Например, желание создавать литературные шедевры есть у многих, но творчески реализует себя не так много людей. Несмотря на это, есть поэты, на самом деле достойные миссии Пророка. Проблематика произведения заключается в том, какой сложный путь должен пройти избранник Бога, его жертвы и пр. Важно отметить взаимоотношения окружающего мира с избранником Господа. Пророк старается всячески помочь обществу, действуя из добрых побуждений, добросовестно выполняя возложенную на него миссию. Однако в начале произведения одинокий герой блуждает по пустыне. У читателей создается впечатление, что автор намеренно сторонится окружающих. Однако, получив божье благословение, он находит что-то большее для себя — талант и цель открыть глаза человечеству. Отвергнутый людьми персонаж становится истинным пророком, который готов нести в мир прекрасное. Действующие лица В начале работы лирический герой — обычный человек, но в конце он перевоплощается в посланника Творца для выполнения важнейшей миссии. То есть автор, истомленный пустыней, перерождается в пророка, которому в стихотворении отводится значительная роль. Образ божьего посланника тесно переплетается с персонажем из евангелия, однако автор ставит перед лирическим героем иные цели. Пророк, он же талантливый поэт, любит свое дело, его предназначение заключается в том, чтобы показать окружающим всю красоту поэзии. После перевоплощения персонаж готов выполнить свою задачу. Пушкин понимает, что простой поэт не может, как Исайя, показать людям истину, поэтому вторым, не менее значимым персонажем в стихотворении становится посланник Господа. Серафим — самый приближенный ангел к творцу, поэтому неслучайно Александр Сергеевич использует в своей работе образ этого архангела. Пушкин доверяет посланнику перевоплотить поэта в настоящего пророка. Праведник помогает персонажу переродиться, чем ставит его на правильный путь. Следует отметить, что даже в кино ангел садится на плечо человека и помогает ему выбрать верную дорогу. Также и в творении Александра Сергеевича: Серафим прикладывает максимум усилий, чтобы поэт выполнил долг перед людьми.

Анализ произведения

  • Пророк Пушкин: история создания, год написания и сюжет стихотворения
  • В чём смысл стихотворения М. Ю. Лермонтова «Пророк»? Почему пророку пришлось уда
  • ГДЗ литература 9 класс, Коровина; поэзия XIX века. Как вы понимаете эти стихотворения?
  • История написания
  • Лексические особенности
  • Краткий анализ стихотворения "Пророк" по плану

Темы и проблемы

  • Русский язык, 9 класс
  • Анализ стихотворения «Пророк» Пушкина: план, вопросы, сравнительная таблица
  • Пророк (стихотворение) — Википедия
  • Анализ стихотворения «Пророк» (А.С. Пушкин)
  • Анализ стихотворения Пушкина Пророк 9, 10 класс

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий