Полное ощущение погружения в процесс выборов. По закону о выборах Президента РФ правом избирать главу государства обладают граждане РФ, достигшие на день голосования 18 лет. На основании протокола Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 21 марта 2024 года о результатах выборов Президента Российской Федерации, согласно которому в голосовании приняли участие 87 397 569 избирателей, руководствуясь статьями 19, 76 и 79. Подпишитесь на канал 360: В Центризбиркоме подводят предварительные итоги Единого дня голосования 2023.
Глава ЦИК прокомментировала первые часы выборов президента РФ
В ситуационном центре ОП РФ подвели итоги трехдневного голосования на выборах Президента РФ. Впервые голосование на выборах президента РФ продолжалось три дня – это дало возможность исполнить свой гражданский долг тем, чей плотный график ранее не позволял этого сделать. Центральная избирательная комиссия РФ сообщила, что для участия в электронном голосовании на выборах президента подано более 2 млн. заявок.
Памфилова: явка на президентских выборах в России достигла 61,37 процента на 9:45 мск
Весь процесс голосования на УИКах идет нормально, несмотря на попытки провокаций, заключила глава ЦИК. Во время заседания она рассказала, что явка на выборы в первые часы работы УИКов составила 2,89%. Очевидно, на выборах депутатов Новой Москвы задержка с расшифрованием данных ДЭГ была использована для манипуляции итогами голосования, с учётом уже полученных к этому времени данных подсчёта всех избирательных бюллетеней по этим выборам. Голосование за выбор общественной территории для благоустройства завершается на волне растущего энтузиазма горожан.
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ДОКЛАД "ВЫБОРЫ 2024 - МОЛОДЁЖНЫЙ ЗАПРОС"
Выборы в законодательные собрания и органы местного самоуправления проходят в 85 регионах страны. Кроме прочего, голосование через Госуслуги будет организовано на выборах губернаторов 5 областей и Алтайсского края, в двух регионах на выбрах депутатов Госдумы. Центральная избирательная комиссия РФ сообщила, что для участия в электронном голосовании на выборах президента подано более 2 млн. заявок. Сайт публикует предварительные итоги выборов президента России 2024 после подсчета 100% протоколов.
ОШ: Избиратели активно включились в процесс голосования на выборах в Москве
Выборы в законодательные собрания и органы местного самоуправления проходят в 85 регионах страны. После завершения голосования на президентских выборах немедленно начинается процесс подсчета голосов. В регионах бюджетников начали угрозами сгонять на выборы. Электронное голосование на думских выборах в 2021 году. В 2021 году ДЭГ впервые применялось в ходе голосования на выборах в Государственную думу РФ, которое прошло с 17 по 19 сентября включительно. Можно с уверенностью сказать, что выборы на Дальнем Востоке прошли максимально прозрачно и являются легитимными», – подчеркнула Кислицына.
Главные итоги двух дней выборов президента в России
Кроме прочего, голосование через Госуслуги будет организовано на выборах губернаторов 5 областей и Алтайсского края, в двух регионах на выбрах депутатов Госдумы. По словам Исавнина, система, используемая для электронного голосования на выборах, была полностью скрыта — никаких нод и внешнего взаимодействия. ↑ В регионах РФ стартует голосование на выборах различного уровня, Интерфакс (8 сентября 2023). Решено, что голосование на выборах, назначенных на 10 сентября 2023 года, будет проводиться в течение 3 дней — 8, 9 и 10 сентября». Выборы — это распространенная форма участия граждан в политике, при которой люди путем голосования выбирают представителей в законодательные органы власти или должностных лиц.
ЦИК России
На пост мэра изначально претендовали 14 кандидатов , в финал отбора прошли пятеро. Прямые выборы в городе в последний раз проходили в 2010 году — начало десятых для многих городов стало закатом эпохи муниципальных выборов. Проведение конкурса утвердили в 2015 году: претендентов оценивает специальная комиссия из городских депутатов и назначенных губернатором экспертов. Первым мэром, избранным таким образом, стал Евгений Первышов и «относил» эту должность 5 лет. Сразу после его ухода в Госдуму в 2021 году депутаты предлагали вернуть прямые выборы мэра , но успеха не добились.
Андрей Алексеенко, избранный в 2021 году из 24 кандидатов , уже через месяц попал под уголовное дело. А летом 2022 года спешно оставил пост сначала ради руководящей должности в Харьковской области , затем — в Херсонской. RU В Омске на новую систему избрания градоначальника перешли после ухода в отставку Вячеслава Двораковского в 2017 году. Он руководил Омском с 2012 года, и его отставку приняли большинством голосов : 19 депутатов проголосовали за, 12 — против.
После него, вероятно, претендовать на пост мэра было непросто, но выборы не состоялись: заявки подали только два кандидата, а затем сняли свои кандидатуры. Новый конкурс прошел через полгода, и на него заявилось уже 55 человек , 36 из них дошли до этапа собеседования , 2 — до финального голосования. По его итогам город впервые возглавила женщина — региональный министр экономики Оксана Фадина. Правда, не обошлось без скандала: фракция КПРФ не хотела голосовать открыто, и ее депутаты в знак протеста покинули зал заседаний.
Провокаторы вылили красящее вещество в урны сразу на двух участках для голосования. Ими оказались местные жительницы 58 и 66 лет. Против них возбудили уголовные дела. Еще одного провокатора задержали в Ростове-на-Дону — он испортил урну на участке в Азовском районе города. В Волжском в Волгоградской области испортить бюллетени попыталась 33-летняя женщина. Повлиять на результат выборов ей не удалось, так как бланки для голосования остались читаемы. Но ее все равно задержали и возбудили уголовное дело. В Симферополе провокацию устроила 31-летняя крымчанка — она принесла зеленку в пакете из-под сока и вылила ее в урну. Девушку задержали. Аналогичная ситуация произошла в Карачаево-Черкесии.
Но коллеги оперативно остановили женщину. В Подмосковном городе Лыткарино человека с зеленкой также остановили храбрые сотрудницы избиркома. Они вовремя увидели, что мужчина пытался вылить что-то в урну и оттеснили его. Злоумышленника задержали полицейские. В Москве 20-летняя девушка, залившая зеленку в избирательную урну, попала на видео.
Всё это депутаты, которые выбирают кандидата, оценивают уже на втором этапе конкурса. В итоге в 2021 году волгоградские депутаты выбирали нового градоначальника сначала из семи , а потом из трех кандидатов.
Новым главой Волгограда стал Владимир Марченко — именно он по назначению губернатора Андрея Бочарова исполнял эти обязанности после ухода Виталия Лихачёва. RU В уральской столице губернатор Александр Мишарин лоббировал введение должности назначаемого по конкурсу сити-менеджера еще в 2010 году. Местные депутаты идею раскритиковали, резко против выступили и екатеринбуржцы, и после публичных слушаний должностей стало две: выигравший конкурс сити-менеджер, то есть глава администрации, и избираемый горожанами глава Екатеринбурга. Его избирали на 5 лет, и кроме города он руководил также городской думой. В 2013 году мэром Екатеринбурга по новой системе стал Евгений Ройзман включен Минюстом в список физлиц-иноагентов. В 2018 году он ушел в отставку, а прямые выборы отменили окончательно. Должности совместили, и теперь мэра Екатеринбурга избирают депутаты.
Попытки возродить прямые выборы в городе предпринимались, но успеха не возымели. Единственным в городе сити-менеджером был Александр Якоб — он продержался на этой должности 8 лет, пережив двух мэров. В сентябре 2018 года депутаты избрали главой города Александра Высокинского он не снискал расположения на этой должности , а через три года его сменил бывший вице-губернатор региона Алексей Орлов — также избранный депутатами, причем за закрытыми дверьми. Его на тайном голосовании выбирали депутаты, правда, голосовали не все: фракция КПРФ голосовать отказалась вообще , потому что, объяснили депутаты, выбирать мэра должны горожане.
Если у гражданина есть пассивное избирательное право, он может сам предложить свою кандидатуру. Это называется самовыдвижением. Предвыборная агитация Второй этап избирательной кампании — это активная конкуренция кандидатов за голоса. Задача каждого из них — убедить как можно больше людей, что он заслуживает эту должность.
Для этого избираемые граждане используют различные методы и рассказывают о плюсах своей предвыборной программы: в личных выступлениях перед народом; на телевидении; с помощью наружной и интернет-рекламы; в социальных сетях и т. Все это кандидаты проводят в течение 28 дней до даты голосования. За день до выборов и в дату проведения самого мероприятия агитировать запрещено. Голосование Дату, когда проходят выборы разного уровня, в России называют единым днем голосования. В 2021 году он состоялся 19 сентября, в 2022-м пройдет 11 сентября. Граждане, которые хотят проголосовать, приходят с паспортом на свой избирательный участок по месту регистрации. Там члены избирательной комиссии выдают им бюллетень — официальный бланк единого образца, с помощью которого человек может отдать голос за кандидата. Чтобы соблюсти один из принципов демократических выборов — тайну голосования, каждый избиратель принимает решение за ширмой.
Так никто не узнает, кого он выбрал.
Вы точно человек?
Повлиять на результат выборов ей не удалось, так как бланки для голосования остались читаемы. Но ее все равно задержали и возбудили уголовное дело. В Симферополе провокацию устроила 31-летняя крымчанка — она принесла зеленку в пакете из-под сока и вылила ее в урну. Девушку задержали.
Аналогичная ситуация произошла в Карачаево-Черкесии. Но коллеги оперативно остановили женщину. В Подмосковном городе Лыткарино человека с зеленкой также остановили храбрые сотрудницы избиркома.
Они вовремя увидели, что мужчина пытался вылить что-то в урну и оттеснили его. Злоумышленника задержали полицейские. В Москве 20-летняя девушка, залившая зеленку в избирательную урну, попала на видео.
На кадрах видно, что во время преступления она разговаривала с кем-то по мобильному телефону, будто выполняя инструкции собеседника. После этого девушка сняла результат своих действий на камеру смартфона. Впрочем, зеленкой провокации не ограничились.
В Санкт-Петербурге 22-летняя студентка бросила коктейль Молотова на крыльцо одного из избирательных участков. С первого раза добиться своей цели ей не удалось, она подхватила бутылку и метнула ее еще раз.
Но степень внешнего воздействия на выборы в этот раз — желание их сорвать и дискредитировать — была беспрецедентной, — сказала председатель ЦИК. По словам Памфиловой, с момента начала кампании по выборам президента России зафиксировано более 12 млн кибератак, что «в 150 раз больше, чем обычно». Глава ЦИК также рассказала, что почти 10 млн избирателей смогли проголосовать по месту проживания, а не по месту прописки. Около 2,6 млн избирателей проголосовали досрочно.
При этом наряду с технической стороной вопроса важно понимать, насколько актуализирован запрос на такой формат голосования среди населения, в каких группах этот запрос локализован, а также с чем в первую очередь связаны опасения граждан относительно электронного голосования и насколько они интенсивны. Это в совокупности с информацией о технических рисках позволит наметить дальнейшие векторы развития системы электронного голосования и рассмотреть перспективы ее масштабирования в соответствии с запросами населения. Несмотря на то, что другая половина населения скептично относится к формату электронного голосования и скорее не одобряет его, специфика аудитории, в которой данная точка зрения актуализирована, позволяет предположить, что неодобрение и отказ от практики такого формата голосования вызваны преимущественно слабой вовлеченностью ее представителей в интернет-среду. В пользу высказанных аргументов свидетельствует и то, что именно пожилые люди и те, кто практически не взаимодействует с интернет-средой, чаще других не могут предположить, как электронное голосование может отразиться на избирательном процессе с точки зрения численности избирателей, доверия к выборам и прозрачности процесса рис. Таким образом, скепсис в отношении электронного голосования представители данных групп не связывают с какими-либо техническими недостатками или иными рисками, а скорее занимают в этом отношении индифферентную позицию. Авангард цифровой молодежи Конечно же, в силу специфики электронного формата наиболее заинтересованы в нем представители молодежной аудитории. Цифровая среда им хорошо знакома, многие из них вовлечены в нее с раннего детства. К молодежи в рамках нашего исследования были отнесены респонденты, принадлежащие к возрастным группам от 18 до 24 лет и от 25 до 34 лет. В обеих группах большинство респондентов одобрительно относятся к расширению практики электронного голосования и чаще, чем в целом среди россиян, выбирают его при условии доступности как альтернативу традиционному бумажному рис. В целом же такую идею поддерживает только половина опрошенных. Однако наряду с заинтересованностью в цифровизации избирательного процесса молодежь лучше осознает и возможные риски таких нововведений. Наряду с доминированием позитивных оценок возможного влияния электронного голосования на избирательный процесс значительная часть молодежи считает, что при введении такого формата прозрачность выборов и доверие к ним снизятся рис. Мнения молодежной аудитории в вопросе полезности и эффективности электронного голосования поляризуются, что свидетельствует о желании не просто быть вовлеченным в новый формат, но и быть при этом уверенным в безопасности и корректности используемой технологии.
Нельзя так просто взять и отказаться от своих привычек, понимаю, — написал он, сопроводив свой пост видеозаписью… банальной утренней очереди на участке. Очереди вполне логичной — в скоплении на участке перед началом выборов людей, которые услышали призывы проголосовать и решили сделать это с утра, перед работой, нет ничего удивительного, а тем более подозрительного. Автор этой статьи сам попадал в аналогичную очередь из мобилизованных людей — когда прекрасным сентябрьским утром в 8:10 утра то есть через 10 минут после открытия прибыл на пункт вакцинации в павильоне ВДНХ, то оказался лишь 30-м в очереди. Не идут на выборы — плохо. Идут — опять плохо, — гласит один из комментариев под постом Максима. Однако, по данным ЦИК, пока ни одно нельзя считать серьёзным. Что касается каких-либо нарушений, то я не считаю, что их много. Их мало, и они не являются определяющими, чтобы повлиять на результаты голосования, — заявил по итогам первого дня голосования Николай Булаев.
Выборы 2024 года: как будут проходить, и будет ли участвовать в них Владимир Путин
Имеет ли избиратель право отказать в доверии выдвинувшимися кандидатам, партиям еще до их вступления в должность? Важно искать и использовать все возможные стимулы к развитию политической конкуренции, ведь, чем больше выбор, тем меньше шансов, что найдутся люди, которых не устраивают все партии или кандидаты. Контроль на всех стадиях избирательного процесса Общественный контроль на всех стадиях избирательного процесса — гарантия качества выборов. Он обеспечивает открытость, прозрачность избирательного процесса, является гарантией легитимности. В последние годы мы видим прогресс в развитии института общественного контроля на выборах. Прорывом стало внесение изменений в избирательное законодательство, в соответствии с которыми право направлять наблюдателей на избирательные участки получили Общественная палата Российской Федерации и общественные палаты субъектов Российской Федерации. Особое место в осуществлении наблюдения занимает молодежь.
К примеру, добровольцы Российского фонда свободных выборов 18 марта 2018 года наблюдали за президентскими выборами в Севастополе, а уже 9 сентября 2018 года за региональными выборами в Псковской области. Главным отличием общественного наблюдателя от иных является наблюдение за соблюдением установленных законом процедур в интересах граждан и закона, а не политических партий и кандидатов. Цель общественного наблюдателя — обеспечить соблюдение избирательных прав граждан, а не написать жалобу. Но только ли Общественные палаты достойны права выдвижения общественных наблюдателей? Может быть, следует законодательно расширить число субъектов общественного контроля на выборах за счет профильных общественных организаций, таких, например, как молодежные парламенты, молодежные избирательные комиссии, центры избирательного права и процесса? При этом важно предусмотреть процедуры защиты избирательного процесса от недобросовестных «наблюдателей», злоупотребления своими правами.
Это может быть как формат саморегулирующейся организации, так и аккредитации организаций, исходя из профильной деятельности, срока существования, охвата территории или граждан, исходя из уровня их подготовки. Предлагаем всем участникам общественного контроля обсудить и выработать свои предложения по внесению изменений в законодательство в данном вопросе. Новые технологии представляют новые возможности для общественного наблюдения на выборах Применение онлайн-трансляций с избирательных участков показало, что возможно новое и эффективное средство общественного контроля — кибер-наблюдение. Кибер-наблюдатель — кто он? Сейчас это видеонаблюдатель, то есть человек, следящий за выборами удаленно при помощи онлайн-трансляции. По сути, видеонаблюдатель является и обычным наблюдателем-добровольцем, но при этом он не присутствует на избирательном участке лично.
Какие права у этого наблюдателя? Ответ прост — никаких. Видеонаблюдатель, как было сказано, является своеобразной версией наблюдателя. При этом, наблюдатель же имеет права, прямо предусмотренные законодательством. И это только права. Что же говорить о статусе и полномочиях?
Вопрос об определении прав, статуса, полномочий и полной интеграции видеонаблюдателей в электоральный процесс должен быть поднят на должном уровне в виду не просто остроты этого вопроса, но и очевидной пользы избирательному процессу. Ведь широкое общественное наблюдение на всех стадиях электорального процесса, делает выборы более, чем просто «прозрачными». А каким может быть кибер-наблюдение при переходе на цифровые технологии голосования? Обязательность итоговых докладов для субъектов общественного контроля Институт общественных наблюдателей позитивно зарекомендовал себя в период избирательных кампаний. Полагаем, что мнения общественников, сформулированные в результате реального и непосредственного наблюдения на выборах, могут направляться в государственные органы и избирательные комиссии в виде специальных докладов. Как вы считаете, есть ли в этом необходимость и обязательность?
Отраженная в документе позиция может быть заложена в основу оценки уровня легитимности выборов и соответствия всех избирательных процедур требованиям законодательства. Общественники имеют свое вполне определенное, что важно, не ангажированное мнение, которое может оказать существенное влияние на развитие событий при возникновении спорных и конфликтных ситуаций, в том числе в ходе судебных споров. Центры избирательного права и процесса — центры профессиональной подготовки всех участников избирательного процесса Непрерывный процесс подготовки и обучения участников избирательного процесса является важной составляющей не только в работе избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, но и, в первую очередь, Центров избирательного права и процесса далее — ЦИПП , создаваемых в регионах на базе учебных заведений и общественных организаций. Роль ЦИПП сегодня очень велика, так как развитие современного российского избирательного права невозможно без определенной подготовки высококвалифицированных кадров и специалистов в данном направлении деятельности. Просветительская деятельность ЦИПП особенно важна для повышения уровня правовой культуры молодых и будущих избирателей. Актуальность работы с молодежью в области правового просвещения обусловлена тем, что избирательный процесс обладает определенной спецификой, для изучения которой требуется значительное количество времени.
Особенно не просто освоить основы избирательного законодательства молодым людям, сталкивающимся с этим впервые. Повышение мотивации к получению знаний в области избирательного права и процесса и повышение уровня доверия к институту выборов являются основными задачами работы данного направления. А Вы готовы активно способствовать развитию этой сети дополнительного правового образования? Школьное самоуправление и молодежная демократия — основа избирательной системы Важность выбора и ответственность за него должны воспитываться с детства. Молодежные избирательные комиссии регулярно, совместно с организациями-партнерами проводят выборы в органы ученического самоуправления. Важно, чтобы в системе образования школьное самоуправление занималось реальными делами и решало проблемы обучающихся.
Ценность выборов и выбора осознается только с пониманием практического результата, как и важность участия в избирательном процессе. В процессе своих первых выборов молодые люди уже со школьной скамьи учатся применять свои знания на практике, аргументированно высказывать свои взгляды и убеждения, иметь собственное мнение. Сочетание практики и теории способствует повышению мотивации к получению знаний в области избирательного права и процесса, а также изучению прав и обязанностей гражданина России, формированию активной гражданской позиции у молодежи в условиях современного общества. Предлагаем обсудить, может ли активное распространение школьного самоуправления, обучения избирательному праву выступить в качестве аргумента снижения возраста избирателя? Молодежные избирательные комиссии— будущее избирательной системы России Поступательное развитие избирательной системы России невозможно без непрерывного притока молодых, образованных кадров в избирательный процесс. Сегодня молодые граждане все чаще заявляют о себе на политических просторах, а с недавнего времени — и в работе избирательных комиссий всех уровней, включая систему молодежных избирательных комиссий России, функционирующих практически в каждом регионе нашей страны.
Основная миссия молодежных избирательных комиссий заключается не только в общественной защите избирательных прав молодежи, но и в том, чтобы сформировать достойную смену действующим организаторам выборов. Молодежные избирательные комиссии взаимодействуют с избирательными комиссиями различного уровня, органами государственной власти и местного самоуправления, организациями молодежного самоуправления. Яркими примерами взаимодействия являются совместные мероприятия, посвященные Дню молодого избирателя. Наличие общих целей и задач молодежных избирательных комиссий, молодежных парламентов, молодежных советов и иных организаций молодежного самоуправления позволяет объединять совместные усилия, компетенции с целью вовлечения молодежи в процессы демократического развития страны, обеспечить необходимый уровень правовой культуры молодых граждан. Предлагаем обсудить, какие формы межорганизационного взаимодействия в области правового просвещения, наиболее эффективны? Кодификация избирательного права — новое измерение избирательного законодательства Ввиду активного развития в настоящий период выборного процесса современное избирательное законодательство нуждается в реформировании.
Одним из направлений по его совершенствованию является кодификация норм избирательного права. Ученые и практики не оставляют попытку кодифицировать нормы избирательного права. Так, 4 июля 2018 года между Российским фондом свободных выборов и представителями факультета политологии МГУ им. Ломоносова состоялось подписание Соглашения о начале совместной работы над законопроектом «Кодекс о выборах и референдумах в Российской Федерации». Какие принципы необходимо закрепить в данном Кодексе? Возможно, не только принципы, определяющие основы участия граждан в голосовании на выборах и референдуме как основных участников избирательных правоотношений, но и базовые принципы избирательного процесса: гласность и периодичность выборов, независимость избирательных комиссий.
При этом важно максимально унифицировать избирательные процедуры, с учетом федеративного характера государства и самостоятельности органов местного самоуправления в пределах своих полномочий. Учитывая безусловный приоритет избирательных прав граждан, необходимо ли включить избирательные комиссии муниципальных образований в единую систему избирательных комиссий? Представляется возможным к представленной структуре Избирательного кодекса добавить нормы, которые бы более подробно регулировали правовое положение представителей средств массовой информации, описывали порядок их участия в избирательной кампании. Важно уделить особое внимание точному разграничению прав участников избирательного процесса. Практика показала, что представители СМИ зачастую необоснованно стремятся воспользоваться полномочиями наблюдателей и членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса. На сегодняшний день законодательная регламентация политической рекламы становится все более актуальным вопросом, так как реклама и оказываемое с ее помощью воздействие способны продемонстрировать огромное влияние результат избирательной кампании.
Считаете ли Вы необходимым, чтобы в законе было прописано не только понятие «политическая реклама», но и требования к ней, способы, средства, режимы распространения, ответственность за нарушение порядка ее распространения? Активное развитие и внедрение электронных технологий в нашу жизнь порождает новые вызовы, связанные с возможностями дистанционного электронного голосования. В связи с чем возникают вопросы о необходимости отражения дистанционного электронного голосования в Избирательном кодексе. Предлагаем рассмотреть возможность внедрения института отзыва депутатов представительных органов различных уровней власти, импичмента выборных должностных лиц. Считаем возможным при реализации механизма отзыва депутатов использование технологии «электронного голосования».
Он уже вступил в должность. Действующие мэр Москвы Сергей Собянин лидирует на выборах главы города. Согласно предварительным итогам ДЭГ, он набрал более 2 млн голосов. Возбуждено шесть уголовных дел по статьям об умышленном уничтожении или повреждении имущества и заведомо ложном сообщении об акте терроризма статьи 167 и 207 УК. Также в МВД сообщили, что «нарушений, способных повлиять на процесс голосования в российских регионах, не зарегистрировано». В Общественной палате РИА Новости заявили , что на «горячую линию» поступило более 130 жалоб по выборам, но большинство из них не подтвердились. На одном из избирательных участков в Москве признали недействительными бюллетени за первый день голосования.
Уверен, что эту практику необходимо расширить на всю территорию России. Высокая явка говорит и о доверии россиян к честности и прозрачности избирательной системы. В этом направлении тоже была проделана огромная работа, доверие граждан зарабатывалось годами. Так, в Москве 10 лет назад был создан Общественный штаб по наблюдению за выборами. Его представители работают на каждом избирательном участке столицы. Они прошли серьезное обучение и знают все тонкости избирательного процесса. Кроме того, в Общественном штабе работает группа видеонаблюдения, которая просматривает участки через камеры и предварительно проверяет все сообщения о любых инцидентах. Вопиющие случаи рассматривает Группа разбора, которую я возглавляю. В ее состав входят члены Общественной палаты, юристы, представители различных политических сил, партий и кандидатов.
Однако после того, как Сергей Сокол из-за болезни снял свою кандидатуру, кампания утратила свою уникальность. Также интрига наблюдалась на выборах в Якутии и в Красноярске. В республике состоялись три больших кампании — по выборам главы региона, республиканского парламента и гордумы Якутска. Команда Айсена Николаева вызов приняла и справилась с ним очень уверенно», — отмечает собеседница. Почти во всех регионах федерального округа были очень высокие показатели явки. Вместе с тем сохранена и классическая традиция голосования в воскресный день», — замечает политолог. Во всех регионах округа работало большое число наблюдателей. Например, на Чукотке их было свыше 300 человек, а в Якутии — более пяти с половиной тысяч. Можно с уверенностью сказать, что выборы на Дальнем Востоке прошли максимально прозрачно и являются легитимными», — подчеркнула Кислицына. Второй фактор — военные действия. Шок от того, что наша страна участвует в конфликте, прошел, и мы вживаемся в новую реальность». Также собеседник указал на особенности хода предвыборных кампаний.
Выборы президента в 2024 году: где голосовать и как правильно заполнить бюллетень
Наряду с доминированием позитивных оценок возможного влияния электронного голосования на избирательный процесс значительная часть молодежи считает, что при введении такого формата прозрачность выборов и доверие к ним снизятся рис. Мнения молодежной аудитории в вопросе полезности и эффективности электронного голосования поляризуются, что свидетельствует о желании не просто быть вовлеченным в новый формат, но и быть при этом уверенным в безопасности и корректности используемой технологии. Такая полярность мнений имеет под собой рациональную основу. В преддверии выборов в Мосгордуму было проведено четыре этапа тестирования системы. И хотя ни на одном из тестовых испытаний система не была взломана, во время непосредственного голосования в Мосгордуму были зафиксированы технические сбои: в инфраструктуре портала госуслуг Москвы электронное голосование прерывалось дважды, платформа была недоступна для избирателей в течение двух часов. В ходе электронного голосования на выборах в Москве использовалась новая программа обеспечения тайны голосования — анонимизатор. Основной смысл ее запуска в том, чтобы создать автономную систему, не контролируемую Правительством Москвы и, в частности, его «профильным» подразделением ДИТ. Анонимизатор обезличивает данные о голосовании и включает несколько систем их шифрования, что теоретически обеспечивает и тайну голосования, и защиту данных от искажения. Личный кабинет пользователя «привязан» к номеру телефона, что позволяет идентифицировать избирателя и предотвратить повторное голосование, но не обеспечивает полную анонимность.
Защита информации и в этом случае односторонняя: будучи независимой от органов исполнительной власти, система администрируется специалистами Мосгоризбиркома, а значит, полностью защищенной от вмешательства не является. Помимо несовершенства законодательной базы нужно учесть, что применение иностранных протоколов шифрования в РФ невозможно, так как они не сертифицированы отечественными спецслужбами, а разработка собственных систем шифрования направлена преимущественно на решение задач государственной безопасности и сохранения государственной тайны, и применение их в процессе обеспечения электронного голосования в обозримом будущем не соответствует приоритетам силовых структур. Будущее электронного голосования в России В целом, хотя результаты приведенных данных демонстрируют отсутствие безусловного доверия россиян к электронному голосованию, запрос на качественное развитие данного формата среди россиян существует и актуализирован в наиболее перспективной социальной группе — молодежи. Важно также учитывать крайне ограниченный опыт электронного голосования в России, что также влияет на формирование общественного мнения относительно данной темы: в перспективе, в зависимости от успехов реализации электронного голосования в других регионах и на выборах различного уровня, мнение населения может измениться.
В результате, выборы мэра Москвы были имиджево «отвязаны» от грязных выборов в Новой Москве. Данные ДЭГ по Новой Москве не расшифровывались до 8 часов утра 11 сентября, а когда они были обнародованы — выдали ровно ожидаемый властями результат. Очевидно, на выборах депутатов Новой Москвы задержка с расшифрованием данных ДЭГ была использована для манипуляции итогами голосования, с учётом уже полученных к этому времени данных подсчёта всех избирательных бюллетеней по этим выборам. Московское городское отделение КПРФ не признаёт итоги выборов депутатов в Новой Москве и требует их отмены и проведения справедливых выборов с регистрацией всех кандидатов и с подсчётом голосов по законной процедуре. Мы решительно заявляем: на наших глазах олигархическая власть в очередной раз совершает грубейшее надругательство над законностью и правами народа, что абсолютно недопустимо в условиях беспрецедентного внешнего давления на Россию. Мы убеждены, что дистанционное электронное голосование представляет из себя угрозу национальной безопасности, поскольку ДЭГ даёт повод для негативных общественных настроений по причине уничтожения института выборов в России. Мы утверждаем: пришло время сплочения всех людей доброй воли против электронной диктатуры и цифрового концлагеря, всем гражданам необходимо возвысить голос против власти капитала и сплотиться вокруг КПРФ для защиты свободных и честных выборов! Мы требуем отказаться от электронного голосования и призываем поддержать эти наши законные требования всех наших сторонников. Одновременно мы ставим вопрос об острой необходимости создания условий для проведения честных и свободных выборов, и КПРФ уже предложила свой проект Избирательного кодекса, способного осуществить глубокое оздоровление всего выборного процесса в России. Нельзя, чтобы плоды прогресса и цифровизации вместо блага для общества превращались господствующим классом в инструмент тотального контроля за гражданами.
Ниже приведена схема процесса голосования. Кликабельно Блокчейн-платформа Теперь, когда мы разобрали основные особенности реализации системы дистанционного электронного голосования, ответим на вопрос, с которого начинали — а какую роль в этом играет технология блокчейн и какие задачи она позволяет решить? В реализованной системе дистанционного голосования технология блокчейн решает определенный круг задач. Базовая задача — обеспечение неизменности информации в рамках голосования, и, в первую очередь, голосов избирателей. Обеспечение прозрачности исполнения и неизменности программного кода, реализуемого в виде смарт-контрактов. Обеспечение защиты и неизменности данных, используемых в процессе голосования: списка избирателей, ключах, используемых для шифрования бюллетеней на различных этапах криптографического протокола, и так далее. Обеспечение децентрализованного хранения данных, при этом каждый участник имеет абсолютно идентичную со всеми копию, подтвержденную свойствами консенсуса в сети. Возможность просматривать транзакции и отслеживать ход голосования, полностью отражающегося в цепочках блоков, от его начала до записи рассчитанных итогов. Таких образом, мы видим, что без использования данной технологии добиться наличия в системе голосования необходимых свойств, как и доверия к ней, практически невозможно. Функциональность применяемой блокчейн-платформы обогащена использованием смарт-контрактов. Смарт-контракты проверяют каждую транзакцию с зашифрованными бюллетенями на подлинность электронной и «слепой» подписей, а также проводят базовые проверки корректности заполнения зашифрованного бюллетеня. При этом в рассматриваемой системе дистанционного электронного голосования компонент «Распределенное хранение и подсчет голосов» не ограничивается только блокчейн-узлами. Для каждого узла может быть развернут отдельный сервер, который реализует основные криптографические функции протокола голосования — серверы подсчета. Серверы подсчета Это децентрализованные компоненты, обеспечивающие процедуру распределенной генерации ключа шифрования бюллетеней, а также расшифрование и подсчет итогов голосования. В их задачи входит: Обеспечение распределённой генерации части ключа шифрования бюллетеней. Процедура генерации ключа будет рассмотрена в следующих статьях; Проверка корректности зашифрованного бюллетеня без его расшифрования ; Обработка бюллетеней в зашифрованном виде для формирования итогового шифротекста; Распределенное расшифрование итоговых результатов. Каждый этап исполнения криптографического протокола фиксируется в блокчейн-платформе и может быть проверен на корректность наблюдателями. Для придания системе необходимых свойств на различных этапах процесса голосования используются следующие криптографические алгоритмы: Электронная подпись; Слепая подпись публичного ключа избирателя; Схема шифрования Эль-Гамаля на эллиптических кривых; Доказательства с нулевым разглашением; Протокол DKG Distributed Key Generation Pedersen 91; Протокол разделения закрытого ключа по схеме Шамира. Более подробно криптографический сервис будет рассмотрен в следующих статьях. Итоги Давайте подведем некий промежуточный итог рассмотрения системы дистанционного электронного голосования. Мы кратко описали процесс и основные компоненты, которые его реализуют, а также определи средства достижения необходимых для любой системы голосования свойств: Верифицируемость избирателей. Система принимает голоса только от верифицированных избирателей. Это свойство обеспечивается с помощью идентификации и аутентификации голосующих, а также фиксации списка избирателей и факта предоставления доступа к бюллетеню в блокчейн. Система обеспечивает тайну голосования, закрепленную в законодательстве РФ, личность голосующего невозможно определить по зашифрованному бюллетеню.
Дистанционное электронное голосование ДЭГ См. По числу поданных заявлений лидером стала Московская область, далее — Алтайский край, Нижегородская и Свердловская области. Как сообщал Центризбирком, заявки на участие в ДЭГ подали 899 987 тыс. Почти 200 тыс. Участие политических партий в избирательной кампании [ править править код ] Своих кандидатов для участия в ЕДГ 2023 г. В общей сложности, это более 14 тысяч кандидатов. Еще 4438 — в порядке самовыдвижения, 183 человека выдвинуты от 6 общественных организаций [8]. После завершения регистрации кандидатов ЦИК РФ следующие данные: свои кандидатуры на выборах всех уровней выдвинули около 85 тысяч человек, из них более 12 тысяч — самовыдвиженцы. Всего зарегистрировано свыше 81 тысячи кандидатов.