Как Башкирия становилась частью России — пост пикабушника Ecclesiastus. В процессе присоединения башкир к Русскому государству нужно различать два этапа. Присоединение Башкортостана к России — вхождение территории Башкортостана в. Монумент Дружбы был заложен 50 лет назад в честь 400-летия присоединения Башкирии к России; открытие памятника состоялось в 1965 г.
Условия и последствия присоединения Башкортостана к России
Президент РФ Владимир Путин подписал законы о ратификации договоров о принятии Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей в состав России. Присоединение калмыков к Русскому государству оказалось положительным во многих отношениях и для России. После присоединения Башкортостана к России на его территории был образован Уфимский уезд. Следует также отметить, что присоединение Башкирии к России произошло не сразу после взятия Казани, а несколько лет спустя — в 1557, г. Думается, это позволяет заключить.
Значение присоединения Башкортостана к России
Присоединение Башкортостана к России — вхождение территории Башкортостана в состав Российского государства на основе соглашения в 1557 году. В 1557 г. Россия завершила присоединение основной части Башкирии, находившейся под властью Ногайской Орды, Казанского и Сибирского ханств. Присоединение Башкирии к России произошло в 1557 году, при Иване IV Грозном, через 5 лет после попытки присоединения Казанского ханства. Российские историки также утверждают, что башкирские беспорядки были в первую очередь вызваны тем фактом, что российское правительство нарушило условия, на которых Башкортостан присоединился к Российской империи. Опрошенные РБК Уфа эксперты считают, что Башкирии и окружающим ее регионам слияние не грозит, при этом некоторые российские субъекты в среднесрочной перспективе могут присоединить к соседним. считает Рустам Алмаев.
Уроки истории на ProUfu.ru: Присоединение Башкирии к России, Казанское ханство
Ответ на вопрос: Присоединение Башкирии к России. Ответы на часто задаваемые вопросы при подготовке домашнего задания по всем школьным предметам. Присоединение Башкирии к России имело ряд положительных результатов, которые оказали значительное влияние на развитие региона. Başqortostan Respublikahı), также иногда употребляется название Башкирия — изначально республика (государство) в составе Российской Федерации, субъект Федерации; с 12 ноября 2026 года по март 2027 года – независимое государство, провозглашённое башкирскими. ПРИСОЕДИНЕНИЕ БАШКИРИИ К РУССКОМУ ГОСУДАРСТВУ — ПРИСОЕДИНЕНИЕ БАШКИРИИ К РУССКОМУ ГОСУДАРСТВУ, принятие башкирами рус. подданства на основе соглашения с царским пр-вом (см. Жалованная грамота).
Как присоединили Башкирию к России?
считает Рустам Алмаев. 1.2 Условия присоединения Башкортостана к России. В результате усиленной внешней политике русского правительства на Востоке, падение казанского и Астраханского ханства и признание Ногайской орды своей зависимости от Москвы были созданы реальные условия для присоединения Башкирии к России. История Башкирии со второй половины XVI века неразрывно связана с историей Российского государства — сначала царства, затем империи, после — СССР и современной Российской Федерации.
ПРИСОЕДИНЕНИЕ БАШКИРИИ К РУССКОМУ ГОСУДАРСТВУ
Официальной датой вступления Башкирии в Российское государство считается 1557 г. Присоединение калмыков к Русскому государству оказалось положительным во многих отношениях и для России. Тема нашей сегодняшней беседы – «Присоединение Башкирии к Российскому государству». До середины XVI века территория Башкортостана входила в состав Астраханского, Казанского ханств, Ногайской Орды и Сибирского ханства.
Присоединение Башкирии к Русскому государству и его последствия.
Так было положено начало формированию федеративной модели нашего государства и его национально-культурной политики», - подчеркнул он. Отметим, что соглашение о автономии Башкирии было опубликовано 23 марта 1919 года, эта дата отмечалась в советское время как день образования БАССР.
На народных собраниях йыйынах башкирских родов избирали представителей и организовывали посольство в Казань, а затем в Москву для ведения переговоров. Так, в 1554—1557 годах переговоры с царским наместником в Казани боярином А.
Горбатым-Шуйским сначала вели бывшие подданные Казанского ханства — северо-западные башкиры байлар, буляр, гайна, ирэкте, каратабын, уран , а затем центральные мин и юрматы , юго-восточные бурзян, кыпсак, тамьян, усерган и восточные племена башкир табын, кудей и другие. Основным документом, свидетельствующим о вхождении башкирского народа в состав Русского государства, является Никоновская летопись. Она сообщает, что в мае 1557 года было получено доношение казанского воеводы князя П. Шуйского о том, что "башкиры пришли, добив челом, и ясак поплатили".
Впоследствии уже в Москве они получили жалованные грамоты от Ивана IV, закреплявшие за ними право вотчинного владения землями. В них, а позже в "Соборном уложении 1649 года", под страхом конфискации имущества и государевой опалы "боярам, окольничим, и думным людям, и стольникам, и стряпчим, и дворянам московским, и из городов дворянам, и детям боярским, и всяких чинов русским людям поместным" запрещалось покупать земли у башкир. Умел давать клятву, умей и сдержать Хозяйственные связи, совместная охрана юго-восточной границы России, участие башкирских конников в походах русской армии в Ливонской войне второй половины XVI века, в ополчении Минина и Пожарского за освобождение Москвы в начале XVII века стали залогом дружеских отношений между русскими и башкирами. А прекратившиеся набеги дали стимул к развитию промышленности и росту башкирского населения.
Однако со второй половины XVII века царское правительство начало было отступать от вековых договоренностей: были попытки захвата земель, насильственной христианизации. Башкиры ответили восстаниями и вынудили внести коррективы в политику Москвы. В переломные моменты этнос апеллировал к добровольному характеру своего подданства. В челобитной башкир всех четырех "дорог" от 26 февраля 1706 года на имя царя Петра I говорится, что "…деды и отцы их поклонились без спору и без войны и приехав из своей воли покорились" русскому царю.
Еще яснее эту мысль выразили восставшие башкиры Сибирской дороги в своем письме В. Татищеву от 2 августа 1736 года: "Мы, башкирские народы, наши отцы, деды и прадеды, великому государю в подданство пришли своими волями, оставя своих ханов. А великие государи нас содержали по нашей воле, а не под саблею".
В-четвертых, правительство обязалось не вмешиваться во внутреннюю жизнь башкирского населения.
Власть на местах была оставлена в руках башкирских биев и князей. Итак, Русское государство пошло на существенные уступки башкирам. Они получили широкую автономию. В этой связи нельзя не отметить, что дореволюционные историки не совсем объективно оценивали подобную политику царского правительства в отношении башкир.
Они представляли дело так, будто русский царь в одностороннем порядке пошел на этот шаг. На самом деле, башкиры со своей стороны сделали не менее серьезные уступки Русскому государству. Прежде всего, они признали себя его подданными. Во-вторых, они согласились нести ряд повинностей: выполнять за свой счет военную службу и платить ясак — поземельную подать.
В шежере бурзян, кыпсак, усерган и тамьян сказано, что башкиры «приняли русское подданство с условием верной службы». В другом варианте шежере этих же племен сказано, что представители башкир поклялись, чтобы «башкирские роды стали нести искреннюю службу». В шежере юрматынцев мы находим следующее: «... Далее говорится, что в следующем году «сто куниц ясака доставили в Москву и заплатили царю».
Перечисляется состав ясака: «…положенный Грозным ясак состоял из лошадей, и куниц, и лисиц, и разного другого ясака». В другом варианте шежере ясно определяется плата за землю: «от имеющих на нашей земле богатств, а именно мед, шкуры куниц, а некоторые — выдры и бобра, доставили царю ясак». В-третьих, надо отметить, что присоединение Башкортостана значительно расширило территорию Русского государства. Границы страны на юго-востоке простирались теперь до рек Яик и Тобол.
Это не могло не способствовать усилению государства. Таким образом, стороны нашли общий язык, пошли на взаимовыгодные уступки. Условия присоединения отвечали интересам и башкир, и Русского государства. Почему после взятия Казани Москва не пошла на военный захват Башкирии, ведь соотношение сил было явно в пользу Москвы?
Завоевание Казанского ханства дорого обошлось русской армии. Она понесла большие людские и материальные потери. Стало ясно, что военное наступление далее на восток, на башкир, будет нелегким. Тем более что башкирская конница в те времена представляла собой значительную военную силу.
Далеко не блестящим было и международное положение Русского государства. Правительство не могло не учитывать напряженные отношения с соседними государствами — Крымом, Турцией, Польшей, Литвой, Ливонским Орденом. Следовательно, единственно возможной и выгодной для России политикой относительно башкир были мирные шаги, которые и были реализованы правительством Ивана IV. Дело заключалось не только в мирном вхождении края в состав России.
Составленные жалованные грамоты представляли собой договор между Русским государством и башкирами. Согласованные сторонами жалованные грамоты означали заключение письменного соглашения между ними по принципиальным вопросам. Важное значение для объективной оценки тех или иных событий прошлого имеет историческая память народа. Народ не был безучастен к вопросам своей истории.
Они решали его однозначно. В челобитной башкир «всех четырех дорог» от 26 февраля 1706 г. Еще яснее мысль о добровольном присоединении башкир к Русскому государству выразили восставшие башкиры Сибирской дороги в своем письме к В. Татищеву от 2 августа 1736 г.
А великие государи нас содержали по нашей воле, а не под саблею». Перечень подобных материалов можно продолжать и дальше. Однако приведенных фактов вполне достаточно, чтобы сказать, что башкиры считали, что их предки добровольно вошли в состав России.
Известен приезд послов этих башкир в начале 1554 г. Их примеру последовали в 1554— 1556 гг.
В процессе присоединения башкир к Русскому государству нужно различать два этапа. Первый этап — когда представители башкир ездили в Казань для переговоров о подданстве, что произошло в 1554—1556 гг. Второй этап — когда башкирские послы ездили в Москву, где происходило окончательное официальное оформление их присоединения к Русскому государству.
Условия и последствия присоединения Башкортостана к России
Именно здесь 12 августа 1990 года Ельцин произнес свою знаменитую речь: «Мы говорим народу Башкирии, Верховному Совету: возьмите ту долю власти, которую сами сможете проглотить. И мы согласны с этой волей. Верховный Совет России не будет ни в коем случае этому препятствовать». Начался «парад суверенитетов» внутри России: уже 20 июля 1990 года Декларацию о государственном суверенитете принимает Северная Осетия, 9 августа — Карелия, 29 августа — Коми, 30 августа — Татарстан, 20 сентября — Удмуртия, 27 сентября — Саха-Якутия, 8 октября — Бурятия, 11 октября — Башкортостан и т. I-й Башкирской Республикой считается буржуазно-демократический «Валидовский» Башкурдистан ноябрь 1917 — май 1920 года , а II-й Башкирской Республикой — Советский Башкортостан май 1920 — 11 октября 1990 год. Нельзя утверждать, что именно заразительный пример Б. Ельцина стал причиной так называемого «парада суверенитетов». Аналогично и большевики в свое время не были бескорыстными дарителями автономий сирым «инородцам». И первый, и вторые поступали, сообразуясь исключительно с требованием исторической ситуации. Ельцин обнажил клубок глубинных противоречий, зревших многие десятилетия и связанных с проблемой управления страной.
РСФСР являлась федерацией только на бумаге. Централизация власти достигла предела: любое решение, даже самое незначительное, как, например, строительство детсада или наименование улицы, утверждалось в Москве. Одновременно происходила интеллектуальная деградация правящей элиты. Борис Ельцин и Муртаза Рахимов, август 1990 г. Поэтому, когда командно-административная система окончательно пришла в негодность, в стране начался стихийный процесс регионализации. Причем этот процесс шел под знаком перезаключения союзного договора и образования нового СССР, в котором Башкортостан и другие автономии рассчитывали получить статус союзных республик. Однако подписание Беловежских соглашений между Россией, Украиной и Белоруссией 8 декабря 1991 года привело к денонсации союзного договора 1922 года и соответственно к упразднению СССР. Конечно, период «суверенитета» бывших российских автономий был неоднозначным, взять хотя бы вопрос юридической корректности названного термина. Были завихрения и перехлесты, неизбежные при внезапно возникшей свободе действий.
Республики словно подростки испытывали пределы возможного, двигаясь по пути избавления от внешней опеки. Однако, положительных моментов было значительно больше. Российские республики, обретя экономическую самостоятельность, сумели решить многие социально-экономические проблемы, копившиеся десятилетиями. Этот период для многих регионов, задыхавшихся от давления союзного центра, был подобен глотку свежего воздуха. Начавшийся в 2000-х годах процесс укрепления вертикали власти поначалу имел позитивный характер, поскольку необходимость четкого взаимодействия центра и регионов была очевидна всем. Однако где та оптимальная отметка, за которой централизация власти становится избыточной и становится губительной для регионов? День сегодняшний Централизация власти привела к тому, что главы республик и областей превратились в чисто технические фигуры, не отвечающие за конечный результат своей деятельности, а потому не пользующиеся ни авторитетом и ни просто уважением со стороны «подведомственного населения», как назвал жителей одного из регионов глава исполнительной власти. Другая проблема заключается в том, что губернаторы-пешки не в силах противостоять вторжению в регионы крупных корпораций, имеющих связи в правительстве и способных продавить любое решение. Как справедливо отметил в своей статье уфимский философ Рустем Вахитов, Башкортостан был отдан на разграбление олигархам.
Если изменение экономических реалий коснулось всего населения республики, то башкирская часть жителей республики в дополнение к этому стала еще объектом этнологических экспериментов, которые нужно рассматривать в русле мер по реализации концепции российской нации, сформулированной В. Сотрудники его института уже в нулевые годы развернули кампанию в СМИ, за которую были привлечены к суду за организацию экстремистского сообщества «Уфагуб». По мнению В. Тишкова, одним из условий формирования российской нации является нивелирование этнической идентичности нерусских народов. Примечательно, что его ситуативными союзниками были некоторые известные татарские идеологи, например, Д. Исхаков , которые поддерживали В. Тишкова по башкирскому вопросу, но протестовали, когда дело касалось татар. Присяга первого президента Республики Башкортостан Муртазы Рахимова, 1994 г. Тренд на подрыв башкирской идентичности, охарактеризованный некоторыми наблюдателями как «культурный садизм», был усилен с назначением на пост главы республики Р.
Теперь была избрана тактика дезинформации и дискредитации национальных героев башкирского народа. Причем делалось это очень топорно. Идеологические заготовки администрации Р. Хамитова о том, что башкиры на самом деле являются не башкирами, а сарматами, могли вызвать только гомерический смех.
Принципиально в их развитии ничего не произошло. Как и в развитии материнских регионов», — отмечает она. Зубаревич высказалась и о регионах, которые предложил объединить вице-премьер. По ее мнению, Еврейская автономия при слиянии с Хабаровским краем потеряет трансферты, которые сейчас перечисляются ей напрямую и составляют существенную часть регионального бюджета, а край при этом не сможет развивать присоединенный регион. Любой город, который перестает быть центром, ухудшает возможности развития. Все это ведет к тому, что те регионы, которые были субъектами, становятся дальней периферией и еще больше замедляют свое развития», — считает Зубаревич.
Причин этих восстаний было много, и главными были причины экономического и социального характера, в приведённой же нами выдержке Н. Фирсов особо подчёркивал религиозную составляющую антироссийских башкирских восстаний, так ведь восстание под именем Батырши более чем какое либо было именно с этой составляющей. Как бы к слову, отметим, что национализм башкир, всегда был и есть для властей второстепенным негативно воспринимаемым явлением, чем татар, и к тому же, и даже в особенности, большая татар, чем у башкир, приверженность мусульманской религии. В смысле положения Ислама в крае, причём, сохранившимся уже даже в позднейших временах существовании Российской империи, и о его, скажем так, самых активных последователях и проводниках, очень интересна небольшая книга С.
Эта работа примечательна ещё тем, что она обращена именно к Северо-Западу края, к характеристике населения Уфимской губернии. Сразу же, обращает внимание, что С. Рыбаков начинает своё повествование не с упоминаний прежних аборигенов края, не с самых коренных её жителей, как утверждают, а, в общем-то, с пришлого народа, татар. Прежде чем продолжить далее, здесь необходимо всё же сказать несколько слов о самом авторе С.
Так ведь он приверженец иного, христианского вероисповедания, и, в общем-то, по определению, противник мусульманской религии. Вместе с тем, именно в татарах он видит главных противников своей религии, но, и осознает их достойными соперниками, и даже несколько восхищен ими. Можно, наверное, даже сказать, что большему мешает только разность вероисповеданий. И надо заметить, что книга этого автора пестрит во множестве преимущественным обращением к имени татар, причём с обязательным подчеркиванием, выделением определяющей и лидирующей их роли в крае, и в частности, или в особенности в приверженности их Исламу, и в пропаганде ими мусульманской религии.
Автор писал: «Уфимская губерния является инородческую по преимуществу: русское население составляет там меньшинство; будучи населена главным образом инородцами-магометанами и отчасти язычниками, она по праву может быть названа магометанской: пребывание в этой губении татар-помещиков, дворян и высшего духовного главы мусульман восточной России — муфтия, влияние которого распространяется не только на Европейскую Россию, но и на Сибирь, настойчивые, напряженные происки распространителей ислама среди язычников и крещённых, — всё это делает Уфимскую губернию по истине Магометовым царством, по выражению Н. Это есть та губерния, где ислам с особенным успехом культурно борется с нами и где наши просветительные усилия до сих пор мало плодотворны и успехи ничтожны, если не плачевны. Между тем Уфимская губерния лежит не где нибудь в далёкой Азии, а в той же Европейской России, почти рядом с центрами русского просвещения: Казанью, Москвою … Было бы печально для русской культуры, поражением для деятелей русского просвещения, если бы мусульманская культура и образованность в лице татар одержали перевес над нашими просветительными усилиями. Уже не в первый раз отмечаются особые успехи ислама в Уфимской губернии; для ревнителей просвещения последняя даёт широкое поле деятельности и пусть, пока ещё не поздно, приложат здесь свои руки все те, кому надо делать это по долгу или в силу внутренней потребности… ради оживления, освежения и углубления своей жизни.
Пусть приложат, пока ещё не поздно…»[153]. Рыбаков, переходя непосредственно к описанию населения Уфимской губернии, подчеркивая преобладание в регион мусульманского населения, оговаривается: «Кроме русских, в Уфимской губернии проживают еще следующие народности: татары, башкиры, чуваши, черемисы, мещеряки, тептяри, мордва, вотяки, евреи и др. И действительно, начинает собственно описание населения губернии именно с татар. Приведем как есть эту его характеристику: «Татары.
Отличаясь энергией, подвижностью, они ведут жизнь оседлую, трудовую, промышленною; занимаясь главным образом торговлею даже с отдалёнными местностями Средней Азии , они живут зажиточно, и нередко среди них встречаются богачи. Одежда их чистая, нередко красивая, пища разнообразная и питательная. Умственное развитие Уфимских татар довольно высокое: мусульманская образованность сильно развита у них, почти не встречается татарина, который не умел бы по своему читать и писать; в каждом татарском селении есть мечеть, а при ней школа мектебе или медресе. Обилие мечетей указывает на религиозную ревность татар.
Все эти черты показывают, что татары стоят на довольно высокой культурной ступени и, как увидим ниже, безспорно превосходят духовно все другие народности Уфимской губ. Небольшая часть татар крещены»[155]. Не обращая всё же внимания, на эту небольшую часть отмеченных крещеных татар, озвучим вновь тот же вопрос, и даже, скажем так, с уже татарским уточнением, как могли проявляться высокие башкирские ассимиляторские способности на Северо-Западе нынешнего Башкортостана и в прилегающих территориях Юго-Востока Татарстана. И, в общем-то, и здесь, всё тот же вопрос, было ли таковое уже, и после того присоединения.
Знаков вопроса и здесь всё же не станем ставить, и далее, как бы в поисках такового поробуем выяснить в особенностях демографии башкирского народа уже под скипетром двуглавого орла. Интересен при этом будет, и вопрос, с чем же, и как, в этом смысле, пришёл далее башкирский народ к временам образования автономии республики Башкортостан?
И башкиры, сумевшие сохранить политическую субъектность в долгом процессе борьбы за наследство Чингиз-хана, т. Они обязались платить ясак, поставлять в случае войны свою конницу в царское войско, охранять границу, не нападать на царских данников и разрешить ставить на своих землях «царевы городки».
Царь же «на вечные времена» закрепил права башкир на их земли, веру, а также признал их самоуправление. Поначалу обе стороны выполняли условия договора: царь защищал башкирские вотчины от посягательств, а башкирские отряды участвовали в Ливонской войне 1558—1583 , сражались в составе ополчений в 1608—1612 годов против Лжедмитрия II и поляков, ходили в походы против монголов-ойратов калмыков , беспокоивших в первой половине XVII века юго-восточные границы государства. Но постепенно русские промышленники и купцы стали захватывать башкирские вотчины, башкиры же в ответ начали восставать. Локальные бунты происходили в 1616, 1633—1635, 1645 годах, а в 1662—1664 и 1681—1684 годы юго-восточные окраины Московского царства сотрясали уже общенациональные башкирские восстания.
Все они протекали по стандартной схеме: после серии вооруженных столкновений, происходивших с переменным успехом, правительство обращалось к башкирам с предложением переговоров, во время которых оно всячески открещивалось от имевших место злоупотреблений, перекладывая вину за них на местных воевод, и заверяло в недопущении их впредь. Башкиры, в свою очередь, отправляли своих посланцев в Москву, которые приносили присягу на верность трону, т. Так продолжалось до Губернской реформы Петра I, согласно который гигантский Уфимский уезд от Волги до Тобола , территориально совпадавший с исторической Башкирией, было решено подчинить властям вновь учрежденной Казанской губернии. А затем указали, что теперь по всем вопросам им нужно обращаться только к казанскому губернатору, а не к царю, как раньше.
Таким образом упразднили вековую традицию подданства башкир персонально царю и объявили их подданными Российского государства. Это спровоцировало грандиозное башкирское восстание 1704—1711 годов. Около 20 лет башкиры жили относительно спокойно. Но в 1731 году казахский хан Абулхаир обратился к правительству Российской империи с просьбой о принятии подданства и строительстве недалеко от границы крепости, в которой он собирался организовать резиденцию.
Власти предложение одобрили. Обер-секретарь Сената Иван Кирилов мечтал о славе Колумба, грезил завоеванием восточных стран и созданием колониальной империи не хуже испанской или португальской. Поэтому разработал проект Оренбургской экспедиции, конечной целью которой было проникновение в Индию, где уже обосновалась Английская Ост-Индская компания. Увлеченный мечтой «омыть сапоги в Индийском океане» и перспективой приобретения «новой России», обер-секретарь не подумал только о возможном возмущении башкир, на чьей территории планировалось построить Оренбург и чьи земли вынужденно заняли казахи, темнимые с востока джунгарами.
Очередное башкирское восстание полыхнуло летом 1735 года. Когда в Петербурге узнали о вспыхнувшем мятеже, то приказали немедленно прекратить экспедицию.
Древность и Золотая Орда
- Башкирское национальное движение начала XX века
- Присоединение Башкортостана к Русскому государству
- Присоединение Башкирии к Русскому государству: значение и оценки
- Присоединение Башкирии к Русскому государству: значение и оценки
- Содержание
- Б. Присоединение Башкирии к России — Студопедия
Из Википедии — свободной энциклопедии
- Последние вопросы
- Присоединение Башкирии к Русскому государству: значение и оценки
- ПРИСОЕДИНЕНИЕ БАШКИРИИ К РУССКОМУ ГОСУДАРСТВУ - История -
- 450-летию вхождения Башкирии в состав России.