Как только замерзала дорога и устанавливался санный путь, русские купцы собирались в дорогу и на всю зиму отправлялись в глубь страны. На первых порах купцы были странствующими, впоследствии же стали оседать в населённых пунктах, где происходил наибольший товарообмен. Купечество, сословие людей, профессионально занимающихся торговлей. В Российской империи являлись более привилегированным сословием, чем основное, крестьянское. #мещанекупцыекатерина #торговля #гостин Смотрите видео онлайн «ИСТОРИЯ РУССКОГО. Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «купцы». Новости Новости.
Как жили купцы. Купец: профессия и образ жизни
Император Павел I реорганизовал Коммерц-коллегию и включил в нее 13 выборных купцов. Его сын, император Александр I, запретил выборность купцов в Коммерц-коллегию. В 1807 году он издал манифест «О дарованных купечеству новых выгодах, отличиях, преимуществах и новых способах к распространению и усилению торговых предприятий». Этот документ разрешал купцам создавать товарищества для ведения внешней торговли. В начале XIX века в России начинают зарождаться капиталистические отношения. Сельскохозяйственная продукция производилась в целях сбыта. В поместьях становится больше промышленных мануфактур и предприятий, на которых трудились крепостные.
С 1818 года крестьянам разрешалась открывать свои фабрики и заводы. Таким образом, крестьянское сословие начинает дифференцироваться.
К отрицательному образу добавляют черты и отзывы иностранцев. В этой связи хочется отметить, что русских, о которых иностранцы отзываются хорошо, вообще крайне мало. Их мнение не должно быть приговором. Многие известные писатели над купцами подсмеивались. А вот Калашников у Лермонтова очень хорош.
В нем сконцентрированы лучшие черты купечества — честность, порядочность, смелость, готовность отдать жизнь за доброе имя любимого человека. Были, конечно, в этой среде и проходимцы. А в какой среде их нет? И потом, купечество, как отмечалось выше, делилось на гильдии. К «третьей», с небольшим капиталом 500 рублей могли относиться любые безответственные люди. Но состоятельные русские купцы, живущие на виду у всех, думающие о своей торговой марке, в большинстве своем были мало сказать совестливыми и порядочными, а фанатично честными людьми. Конечно же, не все сделки заключались только устно.
Но данное купеческое слово держалось жестко, иначе бы оно не стало легендой в хорошем смысле этого слова.
Ря-бушинский пишет о том, что для движения наверх у потомков отцов — основателей видных купеческих фамилий нужно было наличие двух последовательных талантливых поколений отца и сыновей и, конечно, Божие благословение теперь сказали бы — удача или выгодная конъюнктура. Отцы же наши говорили: «Если не Господь дом созидает, то зря трудится созидающий». Рябушкинский дает глубоко христианское понимание сути Божиего расположения к людям: «Не нужно думать, что благоволение Божие только в богатстве: когда в богатстве, а иногда в бедности. Многих из нас когда-то Господь благословил богатством, а сейчас бедностью или даже нищетою. Это благословение, думается, еще и выше» Бурышкин, 1991:141. Рассуждая о русском хозяине, он писал, что в третьем и четвертом поколениях вера в Божий промысел в отношении богатства исчезла, а вместе с ней разрушилось и патриархальное единение хозяина и рабочего.
На хозяйственной арене появляется новый тип предпринимателя, во многом ориентированного на образ жизни и ценности западноевропейской цивилизации. В начале XX в. Рябушинский, возник и другой «чисто русский» тип предпринимателя, пытавшегося восстановить патриархальный стиль управления хозяйством, основываясь на традициях и особенностях российской экономической жизни. Последнему не суждено было осуществиться из-за революции 1917 года. Заключение: духовные истоки. В завершение обратимся к главному — к духовным истокам отечественного предпринимательства. Основой формирования российского и западноевропейского типа хозяйственного поведения и мышления было христианство. Христианское понимание человека как личности, обладающей свободой выбора и воли, привело к зарождению нового типа экономического человека с новой хозяйственной мотивацией.
Булгакова, — есть та духовно-хозяйственная сила, которая утверждает фундамент всей европейской культуры» Булгаков, 1991:202. В широком смысле хозяйство — это деятельность, совершаемая хозяйствующим субъектом, который является конкретным духовным типом с многообразием и сложностью психологических мотиваций. Поэтому религиозное мировоззрение определяло особенности поведения «человека экономического». Купцы большей частью происходили из крестьян, унаследовав от них глубокую религиозность, они строили свои деловые отношения в соответствии с православной этикой. Хозяйственная жизнь регулировалась нормами, сложившимися по обычаям предков, осмысленными в духе христианского учения. Смыслом жизни мирянина, согласно православному мировоззрению, считалось спасение души через стяжание Св. Духа в таинстве Евхаристии и исполнении заповеди — любви к Богу и к ближнему как к самому себе. На этой основе сформировался вполне определенный тип православного хозяйственного поведения в России.
Изучение этого типа как базовой структуры личности показывает большое влияние социальных архетипов, то есть изначальных наиболее фундаментальных элементов психики людей, составляющих данное общество. Оставаясь неизменными в поколениях, архетипы определяют формы и направленность развития менталитета 21 7 личности Румянцев, 2005:40 , то есть восприятие общезначимых норм социального и хозяйственного поведения. В отечественной традиции наиболее значимыми архетипами являются добродетели терпения и самоограничения. Они связаны с отношением к страданию как к способу формирования личности. Другим важнейшим архетипом является «хранение совести». В понятие совести входит: взаимопомощь, милосердие, честь и достоинство, репутация, вера, трудолюбие и уважение к старшим, а также обычай просить прощение друг у друга. Национальной особенностью российского купечества было его стремление к церковной общности соборности , тогда как политическая деятельность привлекала купцов сравнительно мало. Русские предприниматели были христианами по своему воспитанию и традициям.
Крупный московский купец Н. Вишняков писал: «Как у отца, так и у матери, основы мировоззрения и морали покоились на религиозных началах, а в нашей среде религиозность почти всегда отождествлялась с державностью: одну от другой не отличали» Вишняков, 1911: ч. Присущая русским людям веротерпимость помогала преодолевать отчуждение различных религиозных конфессий и их хозяйственных практик. Благотворительность была нормой хозяйственного поведения, и предприниматели не подвергали сомнению ее богоугодного значения. Назовем только крупнейшие династии благотворителей в среде московского купечества. Бахрушины, Третьяковы, Морозовы и др. Они создавали больницы и приюты, дома бесплатных квартир, содержали учебные заведения, театры и картинные галереи. Пожертвования на эти нужды только в 1916 г.
Размеры пожертвований поражали воображение не только соотечественников, но и иностранных предпринимателей.
То же отношение было в своё время к купцам. И отказ делиться воспринимался крайне отрицательно, а то и вовсе враждебно. И никакие аргументы не учитывались, поэтому первое, что было уничтожено в 1917 году — купечество и дворянство, до сих пор не восстановлено в прежнем значении, — заметила Френкель. Когда сейчас идут разговоры о возрождении купечества, тут же возникают вопрос «а зачем? А ведь оно сейчас кому-то принадлежит. Кроме того, даже при дележе однокомнатной квартиры возникают отчаянные споры, что уж говорить об имуществе на которое могут претендовать десятки наследников? Это тот ящик Пандоры, считает Френкель, который можно только открыть, но пользы для общества от этого точно не будет. Для того чтобы сменить имидж? В духе времени, но сомнительно, ведь на взаимоотношение власти, общества и бизнеса это никак не повлияет.
Чтобы купец, коммерсант, бизнесмен стали уважаемыми понятиями, для начала нужно избавиться от традиционного презрительного отношения к тем соотечественникам, кто добился благосостояния большего, чем остальные. А это настолько большой клубок проблем, который даже не начали распутывать и даже скорее наоборот, — отметила эксперт.
Происхождение торговли
- «Темное царство» или разумная строгость?
- Значение слова «Купец»
- Купеческие гильдии: как это было в России
- О купечестве
Выпуск 58. Российское купечество
Слово купец происходит от древнегреческого emporos, что означает торговец. Купцы имели высокий социальный статус и часто занимались не только торговлей, но и финансовыми операциями, ссудами и даже дипломатическими делами. Купеческое сословие играло важную роль в экономической и социальной жизни России. Купцы обладали определенными привилегиями, имели право на ношение меховых шуб и золотых украшений, а также авторитет в обществе. Они пользовались выгодными условиями для торговли и имели право на свободу передвижения по стране.
Вкупиться в артель. Выкупиться из кабалы. Докупить забытое.
Закупить все. Я закупился, совсем. Искупить кое-что. Накупить лишнего. Расход окупился. Откупить вино или винную продажу. Насилу откупился от беды.
Что покупаете? Следователь подкуплен. Торговки все перекупают. Прикупи аршин сукна. Прокупился, ошибся в покупке. Товар раскуплен. Он скупил весь хлеб.
Купованье, купленье ср. Купля, торговля вообще: покупка; новокупка. Куплею да продажею торг стоит. Место купли, стар. Покажи куплю свою, покупку. Ни дар, ни купля, ни то, ни се. Не купля, а даровое, дешево.
Не купля учит, продажа. Купчий, купленный, покупной, недоморощенный.
Как свидетельствуют авторы сборника «История Казани», подготовленного к печати Институтом языка, литературы и истории им. А в пресс-релизе самого музея говорится, что первое упоминание о Гостином дворе, тогда деревянном, встречается еще в писцовых книгах XVI века.
Город тогда считался крупным военно-административным центром. Расширение и развитие ремесел и торговли привело к тому, что Казань стала играть важную роль в формировании российского внутреннего рынка. Благодаря выгодному географическому положению Казани в следующем веке стала развиваться и торговля на внешних рынках Российской империи. Подтверждение этому утверждению мы нашли в книге «Казань.
Времен связующая нить», изданной в 2000 году Казань, изд-во «Титул» , в статье, которая так и называется — «Гостиный двор». Перед статьей — цитата из «Книги Казанского торгу…», датированной 1566 годом: «Против же города за таможенною избою по стороне Спасские улицы двор гостин, а от городовые каменные стены до гостина двора, площадь порозжего места 52 сажени». Во времена Казанского ханства, утверждается в этой книге, на территории Гостиного двора или недалеко от него стояла колония-поселение торговцев и ремесленников, выходцев из далекой Бухары. Поселение было обнесено деревянным частоколом, а с 1500 года, после набега ногайских мурз на Казань, по велению казанского хана Абдыл-Летифа по двум сторонам поселения появились насыпные валы со рвами.
Через 30 лет колонию бухарцев, как и все посадские поселения, обнесли острожными стенами, которые хан Сафа-Гирей выстроил в преддверии ожидаемой войны с Москвой. Позже, с уходом русских войск и завершением строительства оборонительных укреплений вокруг Казани, валы бухарского посада были срыта, а рвы за ненадобностью зарыты. Большим разрушениям подвергся бухарский посад во время осады Казани войсками Ивана Грозного летом-осенью 1552 года. После взятия города власти вернули на прежнее место два базара — нижний, Так як, прямо под кремлем воды Казанки в ту пору плескались довольно далеко от кремлевских стен , и верхний, бывший бухарский.
Недалеко от новых каменных стен кремля, прямо напротив Спасской башни, появились 82 казенных амбара и 5 изб для заезжих гостей — так звались в то время крупные купцы. Все это было обнесено деревянным забором с тремя воротами и официально названо Гостиным двором. Амбары сдавались купцам в аренду, за это в пользу города взималась пошлина — более 3 рублей в неделю. Как указывается в книге «Казань…», в то время на эти деньги можно было купить 3 лошади или 6 коров.
От Гостиного двора лучами расходились по ближним улицам и переулкам более 200 торговых рядов с лавками. Пять лавок, как указывается в этой книге, принадлежало татарским купцам, которые торговали в основном привозным товаром — персидскими тканями и шелком. В конце XVI века в Гостином дворе насчитывалось 635 торговых точек. Сведения эти взяты из материалов археологических раскопок, и у нас нет оснований им не доверять.
Но все-таки это еще не был Гостиный двор в известном нам смысле. Каменное строительство началось здесь на исходе XVII века. В 1695 году близ новых главных ворот Гостиного двора была освящена церковь во имя Алексея Божия Человека. К 1739 году уже все постройки были из камня.
Кафтырев построил новое здание на месте старого, которое не сохранилось. Вот как писал о Гостином дворе один из первых исследователей Казани — Петр Рычков в 1767 году: «Гостиный двор каменный, на котором в верху таможня каменная ж; внутри однаго двора ряды: Суконной, 2 Мелочной, 3 Сибирской железной. К сему ж гостиному двору приделаны деревянные ряды». В Гостином дворе размещались также каземат, гарнизонная канцелярия, а над ней — трактир.
Это было центральное место городской торговли. В конце века Казань насчитывала 676 русских и 595 татарских купцов. В конце 50-х годов ХIХ века казанское купечество составляло около трех процентов всего городского населения. Наиболее состоятельные из них входили в «гостиную сотню», они-то и имели самые лучшие лавки в Гостином дворе.
Во время взятия Казани Емельяном Пугачевым в 1774 году, а потом — во время пожара 1797 года Гостиный двор серьезно пострадал. Пожар уничтожил здание практически полностью. В 1798 году Павел I издал указ о восстановлении Гостиного двора и даровал Казани беспроцентную ссуду на 10 лет из губернских доходов в размере 200 тысяч рублей — для сооружения нового Гостиного двора. В 1800 году, 25 июня, началось возведение третьего по счету сооружения Гостиного двора.
Автором проекта стал архитектор Ф. Парадный вход в Гостиный двор. Колоннада разрушена после одного из пожаров Гостиный двор был открыт в 1815 году. Это было двухэтажное строение, возведенное на кремлевском холме.
Здание в виде эллипсоидного кольца, построенное из кирпича большая редкость по тем временам занимало по периметру весь квартал по соседству с кремлем и одним из фасадов выходило на нижнюю часть города ныне на улицу Профсоюзную. Оно было выполнено в скромных формах русского классицизма. Колоннада ионического ордера, завершенная фронтоном, выделяла главный вход в здание с улицы Воскресенской, гармонируя с классическими фасадами близлежащих домов. Кстати, часть улицы Кремлевской — от Спасской башни до Пассажа —сохранила свой первозданный облик, и мы можем судить, каким красивым был наш город в XIX веке.
Купечество как социальное сословие. Средневековые города как центры ремесел и торговли. Купечество на службе у государства.
Денежные единицы на Руси. Гостиные дворы, торговые рядя и лавки. Волжский торговый путь в XVI веке, время в пути и товары с Востока.
Роль купечества в развитии товарных отношений Древней Руси Всем известно, что купечество — это торговое сословие, то есть это люди, для которых торговля стала основным видом деятельности. С давних времен торговые отношения сводились к простому натуральному обмену. Появление и развитие денег и товарно-денежных отношений связано с развитием товарного производства.
Тогда посредником между товаром и потребителем выступает рынок. Торговля была известна еще со времен Древнерусского государства. В письменных документах того времени часто встречается слово «гость», которым называли купцов, ведших торговлю с заморскими странами или другими княжествами.
В центре каждого из них имелся торг — специальная площадь, где сбывалась ремесленная и сельскохозяйственная продукция. Торг делился на ряды, специализировавшиеся на каком-то одном товаре или группе родственных товаров. Ученые считают, что первыми товарами для торговли стали излишки дани, получаемой князьями с подвластного населения.
Времена года и торговый календарь Как только замерзала дорога и устанавливался санный путь, русские купцы собирались в дорогу и на всю зиму отправлялись в глубь страны. Там они скупали излишки продукции промыслов и ремесел. Весной купцы собирались в большие торговые караваны и отправлялись по рекам и морям на юг или север.
По данным историков ежегодно к Царьграду Константинополю отправлялось 100-120 русских торговых судов, способных перевести 200 тонн груза.
ИСТОРИЯ РУССКОГО КУПЕЧЕСТВА
Меланья выслушала и захохотала: до чего бабы-то доводят - мужик умом двинулся! Да только Иван жене на прилавок показывает - товар-то и правда весь расхватали. С тех пор в роду Хлудовых присказка сложилась: "Станешь заводить кралей, ищи купчиху на меду! Однако особо искать не понадобилось. Уже Иван, опочив, оставил детям прибытнейшие лавки в гостином дворе и городских рядах. А сыновья такими миллионами ворочали, что за свой счет в родной Егорьевск железную дорогу провели. Да и в Москве много школ, больниц и домов для престарелых построили. История о Павле Третьякове. Павел Михайлович Третьяков нервно потер нос, как всегда в минуты искреннего волнения. Хочется и ту картину купить, и эту.
Да и безвозмездно помогать художникам приходится. Перов вон почти в нищете живет, у Крамского жена больна, у Васильева чахотка. Где на всех денег взять?! Третьяков ведь не миллионер. На всем экономит - сам за бухгалтерскими отчетами до ночи корпит, выручку из лавок дотемна пересчитывает. Вот и сейчас уж стемнело. Главный бухгалтер, старичок Семипятов, ворчит что-то в своем закутке. Наконец не выдерживает и подходит к хозяину: "Я вам, Павел Михайлович, прямо скажу -- кончайте вы эти ночные подсчеты! Я сорок лет при бухгалтерии и дело денежное знаю.
Не любят деньги ночного пересчета. Поутру их считать надо, особливо наличные. Старые бухгалтера говорят, что купюрам, как людям, утренний променад нужен. Деньги ведь существа любопытные. Им хочется на мир посмотреть, себя показать. А что ночью-то видно? У Третьякова и самого уже болят глаза от колонок цифр. Да и купюры в сейфе до утра полежать могут. Правда, утром Павел Михайлович по антикварным лавкам ездить привык.
Но можно встать пораньше. Говорят же: кто рано встает, тому Бог дает! На другой день кассир из лавки на Неглинке справился: привозить ли деньги вечером, как всегда? А Третьяков и ответил: "Нет уж, привози с утречка! А назавтра утром принял деньги - выручка больше, чем обычно! Вот вам и "утренний променад"! Поинтересовался у старичка бухгалтера, может, еще чему научит? Семипятов расцвел: "Я и батюшке вашему пытался сказать, да тот не слушал! Вам скажу: нельзя деньги держать в пачках с нечетным количеством купюр: поругаются они между собой и быстро разойдутся.
Но, как мы знаем теперь, работало это только до поры до времени. Потомственные же дворяне воспринимали купцов как поднявшихся из грязи в князи, кичащихся своими деньгами. Купцы же не только строили железные дороги и фабрики, но и доходные дома, где студенты и другой небогатый люд мог снять вполне добротную комнатку. Возводились и часто отличные по тем временам рабочие казармы для приезжавших на заработки из деревень и городов поменьше. В других оставшихся казармах — поныне лофт-территории с уютнейшими классными апартаментами для гостей столицы, офисами — взгляните только на такие территории, как «Арма», «Красный октябрь», «Флакон», или на бывшую чаеразвесочную фабрику на Красносельской, где ныне KleinHouse и московский «Манхэттен».
Теперь это любимые места досуга для многих москвичей. Базой для всех этих зданий служили именно заводы, фабрики и казармы, возведённые на деньги московских купцов. А ведь владельцы предприятий не только платили работникам не такую и плохую по тем временам зарплату, но и строили школы для их детей. О твёрдости купеческого слова, которое прочнее любых бумажных договоров, ходили легенды. Не говоря уже о хрестоматийных примерах предпринимателя, мецената и создателя прославившей Москву галереи Павла Третьякова и Саввы Морозова, создавшего для своих работников театры и дома культуры прямо по месту их жительства и ставшего заказчиком строительства и главным спонсором МХАТ в самой Москве.
Рабочие отвечали ему Морозовской стачкой: им мало было бесплатного жилья без ипотеки, театров и недорогих столовых, а хотелось ещё и работать поменьше, как в Европе, и побольше политических прав, что от купца никак, понятно, не зависело, — отметил эксперт.
Получить торговое свидетельство можно было в городской управе в течение года, а возобновить его - с 1 ноября по 1 января. Соответствующие свидетельствам билеты следовало получать на каждое заведение. Государство обязывало торговцев отнести себя к определенной категории подданных и заплатить соответствующую сумму. Но все ли честно и исправно обзаводились торговыми документами? Обычно было несколько вариантов: выбрать свидетельство, соответствующее роду торговли, и соответствующие билеты к нему; торговать без свидетельства; выбрать свидетельство более низкого разряда; билеты на торговые заведения и свидетельства на складские помещения выбрать в недостаточном количестве. Меньше всего известно о законном поведении, то есть о выборе полного комплекта торговых документов, соответствующих роду торговли и числу заведений. Оно считалось само собой разумеющимся и не фиксировалось в источниках. Торговля же без документов считалась нарушением общественной морали, и газеты рубежа веков были полны заметок об инцидентах подобного рода. Проблему, учитывая ее масштабы, трудно было игнорировать.
По словам современника, "генеральная ревизия торгово-промышленных заведений, произведенная в 1882 г. Иными словами, более четверти предпринимателей занимались своей деятельностью бесконтрольно. В марте 1868 г. Свидетельства на право торговли он не имел, что и подтвердил лично: "о таковой торговле и неимении торгового свидетельства, татарин Салеков подтвердил Присутствию Городской Думы, но от рукоприкладства то есть подписи своей рукой. В свою очередь Середин также подтвердил факт покупки им чая, а гласные - купцы Хилков и Ошаров - в присутствии полицейского чиновника и двух понятых нашли в квартире Салекова еще восемь мест кирпичного чая. Находку опечатали и передали на хранение в кладовую лавку гостиного двора4. Казалось, налицо очевидное нарушение закона, и городской голова сообщил о нем в Енисейскую казенную палату с просьбой наложить взыскание на виновного. Реакция Казенной палаты оказалась неожиданной: "Одного этого доноса недостаточно для обвинения Салекова, и нужны для этого письменные свидетельства на протоколе тех лиц, которым он продавал чай, и показание самого обвиняемого о причине, по которой он решился производить продажу без права на торговлю"5. Кроме того, в протоколе отсутствовала важная для Казенной палаты информация: место составления протокола, где, кем и когда обнаружено нарушение, место жительства обвиняемого, показания, замечания и возражения его и свидетелей, отсутствовала информация об отказе Салекова подписать протокол. Несмотря на то что в письме городского головы в Казенную палату есть все требуемые сведения, неправильное оформление протокола привело к тому, что "через такие упущения Казенная палата не находит себя вправе обвинить Салекова и подвергнуть его штрафу"6.
Дума должна была вернуть Салекову чай, "с тем, что ежели он полагает производить в Красноярске торговлю, то взял бы на это установленное торговое свидетельство"7.
Они различались лишь «в чести», то есть «суконники» выполняли более мелкие поручения государства и по должности были ниже, чем две более высокие категории купцов. В конце XVI века членов «суконной сотни» насчитывалось 250 человек. Указанные выше данные по количеству членов различных купеческих разрядов относятся только к главам торговых семейств, однако правовые привилегии сословия распространялись на всех членов семей купцов, а также на их братьев, на племянников и даже на их приказчиков. Гостиная и суконная сотня пополнялись из посадских людей и черных сотен. Переход в новое сословие был возможен с согласия сотен. Обе сотни обладали правом самоуправления и избирали из своей среды голов и старшин. Низший разряд купечества представляли жители черных сотен и слобод. Это были преимущественно ремесленные самоуправляемые организации, сами производившие товары, которые потом продавали. Этот разряд, условно говоря, непрофессиональных торговцев составлял сильную конкуренцию профессионалам-купцам высших разрядов, так как черные сотни, торгуя собственной продукцией, могли продавать ее дешевле.
В середине XVI века русские предприниматели получили право беспошлинной торговли с Англией она шла Беломорским путем и имели в Лондоне несколько зданий для своих нужд. Русские везли в Англию меха, лен, пеньку, говяжье сало, юфть, ворвань, смолу, деготь, а получали ткани, сахар, бумагу, предметы роскоши. Таким образом, при сословно-представительной монархии купцы занимали видное место и в экономике, и в структурах государственного управления, и в работе верховного органа власти — Земского собора. Государство своими решениями разделило купцов на различные разряды и, в связи с тем, что в это время еще не сформировался класс бюрократических чиновников, использовало высшие разряды для исполнения государственных обязанностей. Объем прав представителей каждой из групп отличался в зависимости от масштабов торговли и личных заслуг. Высшие слои купечества по своим правам вплотную примыкали к классу дворян, а низшие мало чем отличались от городских простолюдинов. Поэтому для того времени сложно говорить о правовом положении всего купеческого сословия в целом. Отсюда и вытекает несколько расплывчатая характеристика купечества данного периода как полупривилегированного сословия.
Купечество
Русские купцы — герои фольклора и художественной литературы. Причем былинные и сказочные купцы, а также купцы — герои литературных произведений, написанных по фольклорным мотивам, являются, как правило, положительными образами. Среди них: былинный новгородский купец Садко; купцы из «Сказки о царе Салтане» А. Пушкина; богатырь-купец Калашников из «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Лермонтова; отец героини сказки С. Аксакова «Аленький цветочек». Широко известно в России имя купца Афанасия Никитина и его книга «Хождение за три моря» 1468—1474 гг. Образы купцов ХIХ в. Островского «Бесприданница», «Последняя жертва», «Волки и овцы» и др. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Чехова «Вишневый сад». Купцов довольно часто изображали художники ХIХ в. Хорошо известны картины — «Сватовство майора» П. Федотова, «Приезд гувернантки в купеческий дом» В. Перова, «Купчиха за чаем» Б.
Например, Андрей Миклютин потерял половину состояния, когда затонуло его судно с зерном. Затем последовали неурожайные годы, а накоплений не было. Все излишки средств уходили на строительство монастыря. Так к старости почтенный и всеми уважаемый человек стал банкротом. При Екатерине II была окончательно оформлена организация купечества, сохранившаяся с некоторыми изменениями до 1917 года. Всё торгово-промышленное сословие было разделено на три гильдии, куда, в зависимости от величины капитала, приписывались все купцы: Портрет купца Ивана Алексеевича Миклютина. При этом, купцам 1-й гильдии разрешалось вести внешнюю торговлю, иметь фабрики и заводы, 2-й гильдии — внутреннюю оптовую и розничную торговлю, 3 й — только мелочную торговлю. Члены всех гильдий освобождались от уплаты подушного налога и натуральной рекрутской повинности, а 1-й и 2-й гильдии — от телесного наказания. За это они были обязаны ежегодно выплачивать промысловый налог, а в случае неуплаты следовало исключение из гильдии. В результате в сословие купцов начался приток из посадского населения и крестьянства. В 1858 году численность торгово-промышленного сословия достигла 239 883 человек мужчин , что составило примерно 2 человека на тысячу населения империи. После отмены крепостного права сословие купечества стало доступным для всех социальных слоев, число гильдий сократилось до двух. При Николае II разрешалось заниматься торгово-промышленной деятельностью без записи в гильдии: купцы получили паспортную льготу, дававшую свободу перемещения по империи. Самые крупные купеческие общества со значительными денежными капиталами и недвижимостью действовали в Москве, Санкт-Петербурге и Одессе. Московские купцы.
Они жили «на земле», хоть и были приписаны к городу Екатеринодару, а также сдавали земли в аренду. Фотография из семейного альбома Надежды Владимировны Петрик. Предположительно на фото имеется один из представителей купеческого рода Петриков — М. С 1807 года за особо важные заслуги купцы награждались орденами и медалями и пользовались преимуществами, связанными с этими отличиями, до 1892 года могли получать гражданские чины. На портрете пятигорского купца и старосты Спасского собора Василия Зипалова можно обратить внимание на количество медалей «За усердие». Их наличие подтверждается и архивными данными в следующих статьях я расскажу, как можно найти информацию о награждении. Две медали на груди, а три — на шее. Награждали медалями «За усердие» за различные заслуги, в частности за благотворительную деятельность и помощь церкви. Медали получали в порядке возрастания, а высшей была золотая медаль на Андреевской ленте для ношения на шее. Также на картине мы видим и другие награды. Портрет Зипалова Василия Семеновича. Художник Я. Епанечников Москва, 1897г. Из фондов ПКМ. На купечество распространялась паспортная льгота, избавлявшая от необходимости приписки и получения увольнительной от своего общества, что было обязательно для крестьян и мещан. Купцы 1-й гильдии имели особые преимущества: право приезда к императорскому двору с 1785 года , ношения шпаги или сабли и губернского мундира той губернии, где купец был приписан, право записи в «Бархатную книгу» знатных купеческих родов с 1807 года , — и даже могли возводиться в личные и потомственные дворяне с 1804 года. Помимо этого, они имели возможность получать звания именитых граждан в 1785—1807 гг. Позже право почетного гражданства получили купцы и 2-й гильдии. А, например, в «Сборниках Императорского Русского исторического общества» от 1894 года публиковались архивные «Депутатские наказы от купеческого общества» различных городов конца XVIII века, там можно встретить знакомые фамилии не только купцов, но и других горожан. Связь между получением купеческого гильдейского свидетельства и предпринимательством окончательно прекратилась после издания Положения «О государственном промысловом налоге» в 1898 году, согласно которому право на ведение собственного дела стали давать промысловые свидетельства трех торговых и восьми промысловых разрядов в зависимости от доходности, расположения, степени механизации предприятия и числа рабочих. Их ежегодно выкупали предприниматели всех сословий. Необходимо отметить, что после введения всеобщей воинской повинности и отмены подушной подати сословные права и льготы купечества стали носить преимущественно декоративный характер. Но некоторые купцы продолжали выкупать сословные свидетельства из соображений престижа и сохранения традиций. Особое значение принадлежность к гильдиям имела для еврейского купечества, поскольку это позволяло проживать вне черты оседлости. Право на вступление в 1-ю гильдию с выкупом купеческого сословного свидетельства стоимостью 50 руб. В то же время купечество получило право, сохраняя свою сословную принадлежность, прекратить торговую деятельность.
Обойти закон прибыли ради Надзор над торговлей был слабым: в 1881 г. В Ачинском округе местный надзор обнаружил три случая нарушений, чиновники же составили 38 актов8. Огромная разница в цифрах свидетельствует о том, что на местах не предъявляли жестких требований к торговцам. Свою роль играл личный фактор - входившие в торговые депутации торговцы смотрели сквозь пальцы на нарушения из-за хороших отношений с нарушителем. Но была еще одна пострадавшая сторона - честные постоянные торговцы. Так, ачинские торговцы хлебом жаловались, что они платят за места на площади, выбирают торговые документы, но появились конкуренты без документов, занимающие места бесплатно9. Взятие торгового свидетельства более низкого разряда было распространенной тактикой. Формально торговец имел необходимый документ на право торговли, но платил за него гораздо меньше. В Минусинске в 1900 г. В результате "складывалась ситуация, что и мелкий торговец, и крупный, получавший солидную прибыль - более 100 тысяч рублей в год, содержали свои предприятия по однородным свидетельствам второго разряда"10. Действительно, по данным статистических обзоров Енисейской губернии за первое десятилетие XX в. Подобные явления отмечались и в других городах Енисейской губернии. В 1894 г. Гадалов не прогадал Некоторые торговцы при своем заведении имели несколько складов: дома, в гостином дворе, на вышке чердаке , кто-то устраивал четвертый склад раскладывали товар перед лавкой: бочки с рыбой, дуги, рогожи, железный товар 13, но билеты на них не брали и денег не платили. Раскладка же товара перед лавкой - это неотъемлемая часть торговли: ведь нужно "показать товар лицом". Неудивительно, что нарушения такого рода "ускользали" от взгляда проверяющих, так как были естественны. Показателен случай, произошедший в 1888 г. Гадаловым, представителем известной в Енисейской губернии купеческой семьи. В Канске он занимался мануфактурной, бакалейной и оптовой торговлей. Последняя производилась из каменного корпуса из двух кладовых с двумя вышками, а перед корпусом имелся открытый навес, под которым стоял сахар в бочках.
Купеческий бизнес
В нём, например, говорилось: «Первой гильдии дозволяется ездить по городу в карете парою то есть с двумя лошадьми в упряжи. Первая гильдия освобождается от телесного наказания… Второй гильдии дозволяется ездить по городу в коляске парою. Вторая гильдия освобождается от телесного наказания… Третьей гильдии запрещается по городу ездить в карете и впрягать зимой и летом более одной лошади». Кроме того, купцы первой гильдии обладали так называемой паспортной льготой, то есть правом беспрепятственного передвижения по стране. Все купцы освобождались от личной рекрутской повинности , но должны были оплатить рекрута вместо себя. При этом жалованная грамота предписывала «объявление капитала оставить на показание по совести каждого; и того для нигде и ни под каким видом об утайке капитала доноса не принимать и следствия не чинить».
Жалованная грамота городам «Пряник» привилегий оказался гораздо более действенным, чем «кнут» в виде следствия и полицейских мер. В сословной стране, какой была Российская империя XVIII века, люди имели мало возможностей повысить своё положение в обществе. Жалованная грамота открывала успешным купцам путь наверх — к более высокому социальному статусу. Так, появилась отдельная категория людей — «именитые граждане». К ним стали относить купцов и промышленников с капиталом более 50 тысяч рублей, которые получали право строить усадьбы, подобные дворянским.
Основными правовыми привилегиями гостей было то, что их освобождали от тягловых повинностей, а также им разрешался свободный проезд за границу для торговли, и они получали право приобретать в собственность земельные владения — вотчины. Кроме этого, гости не могли быть судимы никаким судом, кроме личного царского. Гости имели право выбирать своих представителей для участия в Земских соборах — высшем органе власти в государстве. Они могли исполнять и государственные обязанности, так из числа гостей выбирались начальники таможен в Москве и Архангельске, бургомистры и Головы внутренних таможен, оценщики мехов в Сибирском приказе. Гости также собирали чрезвычайные налоги, заведовали казенными предприятиями, торговали казенными товарами вино, соль и т. В случае недобора в казну денег гости несли материальную ответственность. И была у гостей еще одна обязанность перед государством: правительство использовало гостей для сбора информации за границей. Следующими по правовому положению после гостей следовали «торговые люди гостиной сотни». Они тоже имели существенные привилегии и широкие права.
Но в отличие от гостей они не имели право свободного выезда за границу и не могли приобретать в собственность вотчины. В остальном их права были почти такими же, что и у гостей. Члены «гостиной сотни» не несли тягловой повинности и освобождались от суда воевод и дьяков, их могли судить только в определенном приказе; при Алексее Михайловиче это был Приказ Большой казны. Они также могли исполнять различные государственные обязанности и повышаться по службе. За усердную службу люди гостиной сотни жаловались «гостиным именем» — то есть получали жалованную грамоту и переходили в гости. В Новгороде члены «гостиной сотни» назывались «именитыми людьми» и также как в республиканский период имели высокий правовой статус. В частности, именно их обычно и избирали в различные советы и назначали на высокие должности. Интересны, скажем, такие особые права членов «гостиной сотни»: они могли беспошлинно приобретать «съестных товаров» на 60 рублей на человека и имели право «безвыемочно» и «безявочно» держать в доме «питье».
Купцы-старообрядцы вообще жертвовали немало средств на образование народа, на благотворительность. Свой вклад купцы-староверы внесли и в развитие науки. Химические и физические лаборатории, исследовательские проекты часто финансировались старообрядцами. Рябушинский организовал географическую экспедицию для исследования Камчатки. Деловая хватка не мешала старообрядцам-предпринимателям быть тонкими ценителями прекрасного. Среди староверов было много коллекционеров, знатоков древних рукописей, иконописи. В храмах Рогожского кладбища, других старообрядческих церквях было немало древних икон из коллекций купцов и промышленников. За счет этих коллекций во многом сформированы фонды современных государственных музеев - Третьяковской галереи, Русского музея, музея имени Андрея Рублева, провинциальных художественных галерей. Морозов издал памятник древнерусской литературы «Изборник Святослава». Собрание древних рукописей балаковского купца П. Мальцева стало основой фонда редкой книги библиотеки Саратовского государственного университета. Морозов основал Кустарный музей, был покровителем Музея изящных искусств, Строгановского училища. Известна его помощь журналу «Мир искусства», художникам И. Левитану, В. Серову, В. Д Поленову. Вообще старообрядцы-предприниматели пользовались славой наиболее честных и добросовестных, их считали надежными и заслуживающими доверия партнерами. Десятилетиями нам навязывался образ купца как алчного, хищного монстра, пекущегося только о наживе. И вся его деятельность была представлена чуждой народу. Но откуда же брались купцы, как не из народа? Нельзя не согласиться с глубокой мыслью Федора Ивановича Шаляпина о том, что «в полустолетие, предшествовавшее иудейской революции, русское купечество играло первенствующую роль в бытовой жизни всей страны». А Шаляпину ли этого не знать, когда его талант достиг небывалого величия благодаря купеческому меценатству. Платонов Олег Анатольевич. Его юбилеи можно было отмечать вместе с тысячелетием России, которое праздновалось в прошлом веке. Однако до сих пор, говоря о тысячелетии России, почемуто подразумевают тысячелетие российской государственности, забывая важнейший факт, что, какой бы великой ни была эта государственность, она не смогла бы выполнить свои задачи без тесного союза с русским предпринимательством. Только опираясь на предпринимательство и частную инициативу, русское государство сумело освоить безбрежные просторы нашей страны. Политическое освоение гигантских территорий, осуществляемое Российским государством, шло параллельно с их экономическим освоением русскими предпринимателями, тяжелым самоотверженным трудом. В 1918 году предпринимательство было запрещено под страхом смертной казни. Из российской жизни изъяли важнейший элемент экономического развития. За несколько лет был ликвидирован слой людей предпринимателей — профессиональных организаторов российской экономики, которых Россия вынашивала и рождала столетиями. К 1920 году было физически истреблено или оказалось в вынужденной эмиграции более 100 тысяч предпринимателей. В последующие десятилетия вплоть до последних лет предпринимательство по закону рассматривалось как уголовно наказуемое преступление. Потеря предпринимательского слоя была непоправима для России. Она лишилась уникальных тружеников, которые по своей культуре, психологии, образу жизни заметно отличались от западных предпринимателей. Очень важно подчеркнуть, что, наряду с крестьянством, русские предприниматели в гораздо большей мере, чем другие слои, сохраняли самобытные черты, несли в себе ценности русского национального сознания и русской культуры. Были среди них и очень большие по тем временам города. Наверно, не случайно русской княжне Анне Париж XI века показался большой деревней, а спустя несколько веков англичанин Р. Ченслер отмечал в 1554 году, что Москва по размерам превосходит Лондон. Именно города становились оплотом развития предпринимательства, складочными местами, в которых сосредотачивались массы товаров, распределяемые отсюда как по стране, так и за рубеж.
В это же время начинает развиваться гужевой транспорт знаменитая ямщицкая служба и торговля с ним связанная, просуществовавшая до конца XIX века, когда её заменила торговля, основанная на железнодорожном транспорте. Так, в XIX веке, например, известна история купца А. Второва , родоначальника купеческой династии Второвых , который, как и многие другие, начал своё дело с крупных оптовых поставок мануфактуры в Сибирь с Нижегородской ярмарки и Москвы, как тогда говаривали, «добывал хлеб гужом» гуж — кожаная глухая петля, которой скрепляется хомут с оглоблями. Одежда Купец, Могилёвская губерния , 1867 год. В будние дни купцы носили картуз разновидность фуражки , длиннополый, утеплённый, из толстого сукна сюртук , сапоги с высокими голенищами. Сюртуки купцы предпочитали чёрного или темно-синего крепа, кастора или сукна. Пуговицы на купеческих сюртуках были маленькие, размером с двухкопеечную монету, плоские, обтянутые шелком. Широкие брюки шаровары заправлялись в сапоги. Часто носили брюки в мелкую клеточку или в полоску. Зимой носили шубы. Мелкие купцы носили утеплённую разновидность сюртука, которая называлась «сибирка». Сибирка одновременно выполняла роль и летнего пальто , и представительского костюма. В праздничные дни купцы следовали европейской моде, надевали сюртуки, жилетки , туфли , иногда фраки и цилиндры. Для того, чтобы выделиться, купцы сочетали в своей одежде различные стили: шинель могла сочетаться с цилиндром. Постепенно традиционная русская одежда в гардеробе купца заменялась на европейскую: фраки, визитки , костюмы , зачастую сшитые у столичных мастеров. Браки Жёны купцов были, как правило, моложе мужей. Были широко распространены межсословные браки. Жены остальных купцов происходили, в основном, из крестьян и мещан. Семья Картина В. Перова , Приезд гувернантки в купеческий дом. Купеческие семьи — патриархального типа, с большим количеством детей. Семьи купцов евреев и старообрядцев были большего размера. Купеческая семья к тому же была ещё и формой купеческой компании, семейным предприятием. Некоторые из них стали крупнейшими в России компаниями, например «Товарищество А. Второва с сыновьями».
Купеческие семьи: как это было в Российской империи?
Как только замерзала дорога и устанавливался санный путь, русские купцы собирались в дорогу и на всю зиму отправлялись в глубь страны. Купец – это представитель ремесленно-торговых обществ, занимающийся куплей-продажей товаров и услуг на рынке. Первое упоминание о купцах относится к Х в., в ХII в. в Древней Руси уже появились купеческие корпорации. Хотя первоначально купцы торговали только товарами, необходимыми для выживания, позже они начали продавать более ценные вещи знати по высоким ценам. В 12–13 вв. нем. купцы сумели создать крупные объединения (напр., Ганза), чтобы противостоять морским и сухопутным разбойникам.
Гости, купцы, смерды, закупы: на какие типы делили людей на Руси
Указом Александра I от 1801 года купцы получили право приобретать ненаселенные земли, в результате чего сложилось купеческое землевладение. Попробуем понять, что такое «русский купец» и кем были первые селф-мейд предприниматели, умевшие из ничего создать интересные окружающему миру товары и услуги. Упоминания об отдельных купеческих корпорациях также датируются XII веком, однако в это время купцы еще не сформировали отдельного сословия. Упоминания об отдельных купеческих корпорациях также датируются XII веком, однако в это время купцы еще не сформировали отдельного сословия. что это такое? значение и описание. Хочешь знать что значит КУПЕЦ? тогда слушай до конца. #n #n -пца, м. 1. Богатый торговец, владелец торгового.
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
- Смотрите также
- Честное слово купеческое
- Купец – это кто? Русский купец
- СЛОВО КУПЕЧЕСКОЕ. |
- Купеческая жизнь
Кто такой купец
пили-кутили, не зная, куда немереные деньжищи девать. [Франц:] Купец, сидя за своими книгами, считает, считает, клянется, хитрит перед всяким покупщиком. «Ухарь-купец» (1909) — немой художественный короткометражный фильм Василия Гончарова по мотивам одноимённой народной песни на стихи И. С. Никитина. Читайте наш канал в TelegramАктуальные новости о значимых событиях нашей жизниПодписаться. Купцы занимались торговлей, а также промысловой деятельностью. К концу 19 века многие состоятельные купцы почти не отличались от дворян. Интересные факты о купечестве в этом выпуске рубрики Вероники Грачевой.