Новости примерный устав сельскохозяйственной артели

Примерный Устав колхоза отразил социально-экономические преобразования, происшедшие в советской деревне после принятия ранее действовавшего Примерного устава сельскохозяйственной артели 1935 г. Устав состоял из 12 разделов и 61 статьи.

52.Примерный устав сельскохозяйственной артели 1930 г. И 1935 г.

Примерный устав сельскохозяйственной артели, принятый II всесоюзным съездом колхозников—ударников и утвержденный советом народных комиссаров союза сср и центральным комитетом вкп(б). Ниже вы найдете примерный образец устава сельсхозкооператива, содержащий все обязательные требования. Если взять «Примерный устав сельскохозяйственной артели» (утвержден СНК СССР, ЦК ВКП(б) 17.02.1935), то слова «акционирование» там просто нет. Пресс-центр. Новости. Лента новостей.

Образец Устава СПК

Примерный Устав колхоза отразил социально-экономические преобразования, происшедшие в советской деревне после принятия ранее действовавшего Примерного устава сельскохозяйственной артели 1935 г. 1. Примерный Устав сельскохозяйственной артели 1930 года за пять лет своего действия сыграл огромную роль в деле укрепления колхозов. Примерный устав сельско-хозяйственной артели. постановление ЦИК и СНК СССР: 1 марта 1930 г. Утверждение нового Устава сельскохозяйственной артели на II Всесоюзном съезде колхозников в 1935 г., ставшего основным законом советской деревни.

Примерный устав сельскохозяйственной артели 1930 г. и 1935 г

Согласно "Примерному уставу сельскохозяйственной артели", принятому в 1935 г., артелям предоставлялось право на образование (путем отчисления до 2% валовой продукции колхозов) специального социально-культурного фонда, находившегося в распоряжении правлений. ## $a: Примерный Устав сельскохозяйственной артели $h: [Текст] $b: Окончательный текст. Примерный устав колхоза. В СССР нормативный акт, регламентирующий основные вопросы деятельности колхозов: их цели и задачи, порядок пользования землёй, правовой режим колхозного имущества, права и обязанности колхозников, распределение доходов.

Примерный устав сельскохозяйственной артели 17.02.1935

Примерный устав сельскохозяйственной артели, изданный в марте 1930 г., сыграл большую роль в проведении сплошной коллективизации. ПРИНЯТ II Всесоюзным съездом колхозников-ударников Утвержден СНК СССР и ЦК ВКП(б) 17 февраля 1935 года ПРИМЕРНЫЙ УСТАВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ АРТЕЛИ I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 1. Трудящиеся крестьяне села (станицы, деревни, хутора, кишлака, аула). Разработкой Примерного устава сельскохозяйственной артели была завершена система мероприятий партии и правительства по созданию и законодательному оформлению новых производственных отношений в дерев-не. Устав 1930 года: «Примерный устав сельскохозяйственной артели» был разработан Колхозцентром, одобрен Наркоматом земледелия СССР и утвержден СНК и ЦИК СССР 1 марта 1930 г. его введение привело к тяжелейшим последствиям. В этих условиях Примерный устав сельскохозяйственной артели не охватывает все стороны деятельности колхозов.

Образец. Устав производственного кооператива (артели)

Устав 1930 года:«Примерный устав сельскохозяйственной артели» был разработан Колхозцентром, одобрен Наркоматом земледелия СССР и утвержден СНК и ЦИК СССР 1 марта 1930 г. его введение привело к тяжелейшим последствиям. 1935 г. Примерный устав сельскохозяйственной артели исходил из незыблемости национализации земли. они специфичны и требуют адаптации к конкретным условиям). Примерный Устав сельскохозяйственной артели сыграл большую роль в упрочении колхозного строя.

ПРИМЕРНЫЙ УСТАВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ АРТЕЛИ. Ч.1.

За каждой полеводческой бригадой правление колхоза закрепляет по специальному акту весь необходимый ей инвентарь, рабочий скот и хозяйственные постройки. Животноводческие бригады выделяются на срок не менее 3 лет. За каждой животноводческой бригадой закрепляется правлением артели продуктивной скот, необходимые для обслуживания инвентарь и тягло и животноводческие постройки. Работа распределяется между членами артели непосредственно бригадиром, который обязан наилучшим образом использовать каждого колхозника своей бригады, не допуская при распределении работы никакого кумовства, семейственности и строго учитывая трудовую квалификацию, опыт и физическую силу каждого, а в отношении беременных и кормящих женщин - необходимость облегчить их работу, освобождая женщин от работ за месяц до родов и на месяц после родов с сохранением за ними содержания на эти 2 месяца в половинном размере средней выработки ими трудодней. Сельскохозяйственные работы в артели осуществляются на основах сдельщины. Правлением артели разрабатываются и общим собранием колхозников утверждаются по всем сельскохозяйственным работам нормы выработки и расценки каждой работы в трудоднях. На каждую работу устанавливаются нормы выработки, доступные добросовестно работающему колхознику, с учетом состояния рабочего скота, машин и почвы.

Каждая работа, например: вспахать гектар, посеять гектар, произвести окучку гектара хлопка, намолотить тонну зерна, накопать центнер свеклы, вытеребить гектар льна, замочить гектар льна, надоить литр молока и т. Каждому члену артели не реже одного раза в неделю бригадир подсчитывает всю работу, которую произвел колхозник, и соответственно установленным расценкам записывает в трудовую книжку колхозника количество выработанных им трудодней. Правление артели ежемесячно вывешивает список членов артели с указанием количества трудодней, выработанных ими за истекший месяц. Годовой итог работы и доход каждого колхозника, помимо счетовода, обязательно заверяется бригадиром и председателем артели. Ведомость числа выработанных каждым членом артели трудодней вывешивается к всеобщему сведению не позднее чем за две недели до общего собрания, утверждающего распределение доходов артели. Распределение доходов артели между членами производится исключительно по количеству выработанных каждым членом артели трудодней.

В артели, занимающейся посевом технических культур, выдача денежного дохода члену артели производится, не дожидаясь окончания сдачи государству хлопка, льна, пеньки, свеклы, чая, табака и т. Все члены артели обязуются строго беречь свою колхозную собственность и государственные машины, работающие на колхозных полях, работать честно, подчиняться требованиям устава, постановлениям общего собрания и правления, соблюдать правила внутреннего распорядка, аккуратно выполнять возлагаемые на них правлением и бригадиром работы и общественные обязанности, строго соблюдать дисциплину труда. За бесхозяйственное и нерадивое отношение к общественному имуществу, за невыход без уважительных причин на работу, за недоброкачественную работу и за другие нарушения трудовой дисциплины и устава правление налагает на виновных взыскания согласно правилам внутреннего распорядка, например: переделать недоброкачественную работу без начисления трудодней, предупреждение, выговор, порицание на общем собрании, занесение на черную доску, штраф в размере до 5 трудодней, перемещение на низшую работу, временное отстранение от работы. В тех случаях, когда все принятые артелью меры воспитания и наказания оказываются недействительными, в отношении неисправимых членов артели правление ставит перед общим собранием вопрос об их исключении из артели. Исключение производится в порядке, установленном пунктом 8 Устава сельскохозяйственной артели. Всякое расхищение общественной колхозной и государственной собственности, вредительское отношение к имуществу и скоту артели и машинам машинно-тракторной станции рассматривается артелью как измена общему делу колхоза и помощь врагам народа.

Лица, виновные в таком преступном подрыве основ колхозного строя, предаются артелью в суд для наложения наказания по всей строгости законов рабоче-крестьянского государства. Управление делами артели 19. Делами артели управляет общее собрание членов артели, а в промежутке между собраниями - избранное общим собранием правление. Общее собрание является высшим органом управления артели. Общее собрание: а избирает председателя артели и правление артели, а также ревизионную комиссию артели, причем ревизионная комиссия утверждается районным исполнительным комитетом Советов; б производит прием новых членов и исключение из состава артели; в утверждает годовой производственный план, приходно-расходную смету, план строительства, нормы выработки и расценки работ в трудоднях; г утверждает договор с машинно-тракторной станцией; д утверждает годовой отчет правления, с обязательным заключением ревизионной комиссии, а также отчеты правления по важнейшим сельскохозяйственным кампаниям; е утверждает размеры различных фондов и количество продуктов и денег, подлежащих выдаче на трудодень; ж утверждает правила внутреннего распорядка артели. По всем вопросам, перечисленным в настоящем пункте Устава, решения правления артели без утверждения общего собрания являются недействительными.

Решения общего собрания принимаются большинством голосов открытым голосованием. Для заведывания делами артели общее собрание членов артели избирает сроком на 2 года правление в составе 5 - 9 человек, смотря по величине артели.

И пока мы будем в ней жить, всё рациональное для нас будет нелепостью... Об истинных причинах отсутствия паспортов у колхозников, в статье: Если колхозник без паспорта «раб», то чипирование — это свобода! Парадоксы и ложь антисоветизма. Нищие, забитые крестьяне покупали пушки, танки, самолёты для РККА - разве такого не было? А где деньги они брали? Грабили берлинские банки? Сергей Б. Дожили что нет работ специалистов ученых по по экономическим показателям в колхозах, совхозах и артелях в предвоенные и первые военные годы.

Засекретились и мифы в печати с трибуны и кино гонят с утра и до вечера. Про реальные доходы труженников узнаем урывками. Откуда масса подарков фронту в виде танков самолетов от колхозников артельщиков и работников культуры.

В годы второй пятилетки 1933-1937 гг. Колхозный строй юридически оформился в основных чертах. Основная часть крестьян стала колхозниками. Появилось понятие единоличник. Это была группа хозяйств невысокого достатка, которая не вошла в колхозы, но сохранила себя как производственная единица. Устав разрешал колхознику иметь небольшое личное подсобное хозяйство ЛПХ , однако не определял его размеры, не гарантировал от посягательств со стороны государства. В начале второй пятилетки распространилось мнение, что по мере завершения коллективизации ЛПХ колхозника теряет свое значение, его надо сокращать.

На такой позиции стоял и Сталин Устав 1935 года: В феврале 1935 г. Устав определял порядок распределения доходов колхоза. Из произведенных артелью продуктов она была обязана выполнить обязательства перед государством по поставкам и возврату семенных ссуд, расплатиться с МТС, засыпать семена для посева и страхования от неурожая и бескормицы, создать неприкосновенный семенной и кормовой фонды, а по решению общего собрания - фонды помощи инвалидам, старикам, временно нетрудоспособным, нуждающимся семьям красноармейцев, на содержание детских яслей и сирот. Остальную часть продуктов артель распределяла между своими членами по трудодням. Устав закреплял использование земель, как в колхозном, так и в личном пользовании колхозников. Сохранение приусадебных участков было большой победой крестьян. Оплата труда производилась на основе выработки трудодней и не была гарантирована. Среди крестьян это называлось работать за "палочки".

Колхозный путь, путь социализма, есть единственно правильный путь для трудящихся крестьян. Члены артели обязуются укреплять свою артель, трудиться честно, делить колхозные доходы по труду, охранять общественную собственность, беречь колхозное добро, беречь тракторы и машины, установить хороший уход за конем, выполнять задания своего рабоче-крестьянского государства и таким образом сделать свой колхоз большевистским, а всех колхозников зажиточными. О земле 2. Все межи, разделявшие ранее земельные наделы членов артели, уничтожаются, и все полевые наделы превращаются в единый земельный массив, находящийся в коллективном пользовании артели. Земля, занимаемая артелью как и всякая другая земля в СССР , есть общенародная государственная собственность. Она, согласно законам рабоче-крестьянского государства, закрепляется за артелью в бессрочное пользование, то есть навечно, и не подлежит ни купле-продаже, ни сдаче артелью в аренду. Каждой артели выдается районным исполнительным комитетом Советов государственный акт на бессрочное пользование землей, в котором устанавливаются размеры и точные границы земли, находящейся в пользовании артели, причем сокращение этих земель не допускается, а допускается лишь их увеличение - либо за счет свободных земель государственного фонда, либо за счет излишних земель, занимаемых единоличниками, с тем чтобы никакая чересполосица при этом не допускалась. Из обобществленных земельных угодий выделяется в личное пользование каждого колхозного двора по небольшому участку в виде приусадебной земли огород, сад. Единый земельный массив артели ни в коем случае не должен уменьшаться. Наделение выбывших членов артели землей за счет земельной площади артели воспрещается. Выбывающие из артели могут получать землю лишь из свободных земель государственного земельного фонда. Земли артели разбиваются на поля в соответствии с утвержденным севооборотом. В полях севооборота к каждой полеводческой бригаде прикрепляется постоянный участок на весь срок севооборота. В колхозах, имеющих крупные животноводческие фермы, в случае необходимости при наличии достаточных земель могут быть выделены определенные участки земли, прикрепляемые к ферме и используемые для посева кормовых культур для скота ферм. О средствах производства 4. Обобществляются: весь рабочий скот, сельскохозяйственный инвентарь плуг, сеялка, борона, молотилка, косилка , семенные запасы, кормовые средства в размерах, необходимых для содержания обобществленного скота, хозяйственные постройки, необходимые для ведения артельного хозяйства, и все предприятия по переработке продуктов сельского хозяйства. Не обобществляются и остаются в личном пользовании колхозного двора: жилые постройки, его личный скот и птица, хозяйственные постройки, необходимые для содержания скота, находящегося в личном пользовании колхозного двора. При обобществлении сельскохозяйственного инвентаря оставляется в личном пользовании членов артели мелкий сельскохозяйственный инвентарь, потребный для работ на приусадебной земле. Из обобществленного рабочего скота правление артели в случае необходимости выделяет несколько лошадей для обслуживания за плату личных нужд членов артели. Артель организует смешанную животноводческую товарную ферму или в случае наличия большого количества скота несколько специализированных животноводческих товарных ферм. Каждый колхозный двор в зерновых, хлопковых, свекловичных, льняных, конопляных, картофеле-овощных, чайных и табачных районах может иметь в личном пользовании корову, до 2 голов молодняка рогатого скота, 1 свиноматку с приплодом или, если правление колхоза найдет необходимым, 2 свиноматки с приплодом, до 10 овец и коз вместе, неограниченное количество птицы и кроликов и до 20 ульев. Каждый колхозный двор в земледельческих районах с развитым животноводством может иметь в личном пользовании 2 - 3 коровы и, кроме того, молодняк, от 2 до 3 свиноматок с приплодом, от 20 до 25 овец и коз вместе, неограниченное количество птицы и кроликов и до 20 ульев. К этим районам относятся, например, земледельческие, не смежные с кочевыми, районы Казахстана, полесские районы Белоруссии, Черниговской и Киевской областей Украины, районы Барабинской степи и приалтайские районы Западно-Сибирского края, Ишимская и Тобольская группы районов Омской области, горная часть Башкирии, восточная часть Восточной Сибири, земледельческие районы Дальне-Восточного края, Вологодская и Холмогорская группы районов Северного края. Каждый колхозный двор в районах некочевого и полукочевого животноводства, где земледелие имеет небольшое значение, а животноводство играет решающую роль в хозяйстве, может иметь в личном пользовании от 4 до 5 коров и, кроме того, молодняк, от 30 до 40 овец и коз вместе, от 2 до 3 свиноматок с приплодом, неограниченное количество птицы и кроликов, до 20 ульев, а также по одной лошади или по одной кумысной кобылице, или по 2 верблюда, или по 2 осла, или по 2 мула. Каждый колхозный двор в районах кочевого животноводства, где земледелие не имеет почти никакого значения, а животноводство является всеобъемлющей формой хозяйства, может иметь в личном пользовании от 8 до 10 коров и, кроме того, молодняк, 100 - 150 овец и коз вместе, неограниченное количество птицы, до 10 лошадей, от 5 до 8 верблюдов. К этим районам относятся, например, кочевые районы Казахстана, Нагайский район, кочевые районы Бурят-Монголии. Деятельность артели и ее правления 6.

ПРИМЕРНЫЙ УСТАВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ АРТЕЛИ (УТВ. СНК СССР, ЦК ВКП(Б) 17.02.1935)

С 1933 по конец 30-х гг. Главная цель в этот период - привлечь оставшуюся треть деревни в колхозы. В годы второй пятилетки 1933-1937 гг. Колхозный строй юридически оформился в основных чертах. Основная часть крестьян стала колхозниками.

Появилось понятие единоличник. Это была группа хозяйств невысокого достатка, которая не вошла в колхозы, но сохранила себя как производственная единица. Устав разрешал колхознику иметь небольшое личное подсобное хозяйство ЛПХ , однако не определял его размеры, не гарантировал от посягательств со стороны государства. В начале второй пятилетки распространилось мнение, что по мере завершения коллективизации ЛПХ колхозника теряет свое значение, его надо сокращать.

На такой позиции стоял и Сталин Устав 1935 года: В феврале 1935 г. Устав определял порядок распределения доходов колхоза. Из произведенных артелью продуктов она была обязана выполнить обязательства перед государством по поставкам и возврату семенных ссуд, расплатиться с МТС, засыпать семена для посева и страхования от неурожая и бескормицы, создать неприкосновенный семенной и кормовой фонды, а по решению общего собрания - фонды помощи инвалидам, старикам, временно нетрудоспособным, нуждающимся семьям красноармейцев, на содержание детских яслей и сирот. Остальную часть продуктов артель распределяла между своими членами по трудодням.

Устав закреплял использование земель, как в колхозном, так и в личном пользовании колхозников. Сохранение приусадебных участков было большой победой крестьян. Оплата труда производилась на основе выработки трудодней и не была гарантирована.

Повторное собрание назначается не позднее чем через 30 дней и считается правомочным при любом числе собравшихся участников в случае, если все участники были надлежащим образом извещены о времени, месте и повестке дня повторного собрания.

Общие собрания могут быть годовыми и чрезвычайными. Между годовыми собраниями должно пройти не более 15 месяцев. Чрезвычайные собрания созываются председателем в любом случае, если этого требуют интересы Артели. О дате и месте проведения очередного собрания участники извещаются в письменной форме не позднее чем за 25 дней до момента проведения собрания.

В случае если участник Артели к моменту направления извещения о проведении общего собрания не известил председателя об изменении своего местонахождения или почтового адреса, он считается надлежащим образом извещенным, если сообщение о проведении общего собрания было направлено по ранее сообщенному адресу. В остальных случаях все решения принимаются открытым голосованием. Решения по вопросам, указанным в пп. По остальным вопросам решения принимаются простым большинством голосов присутствующих на собрании участников представителей участников.

Участник вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным решения общего собрания, принятого с нарушением действующего законодательства или настоящего устава. Исполнительным органом Артели является председатель. Председателем может быть избран один из участников Артели. Председатель избирается общим собранием Артели сроком на три года простым большинством голосов участников Артели, присутствующих на собрании.

Трудовой контракт с председателем от имени Артели подписывает один из участников Артели, специально уполномоченный для этого общим собранием участников. Председателю в период между общими собраниями участников предоставляется вся полнота власти по управлению Артелью, за исключением вопросов, которые являются исключительной компетенцией общего собрания участников. Председатель без доверенности действует от имени Артели. Председатель имеет право принимать решение на получение кредитов в рублях и в иностранной валюте с согласия общего собрания участников.

Заместители председателя назначаются общим собранием участников и возглавляют направления работы в соответствии с распределением обязанностей, утверждаемым председателем. Заместители председателя в пределах своей компетенции без доверенности действуют от имени Артели. В отсутствие председателя, а также в иных случаях, когда председатель не может исполнять своих обязанностей, его функции исполняет назначенный им заместитель председателя. Заместители председателя могут быть уволены по инициативе председателя лишь с согласия общего собрания участников.

Назначение и увольнение главного бухгалтера, руководителей филиалов и представительств, а также иных лиц, обладающих правом подписи финансовых документов, производятся председателем с согласия общего собрания участников. Решение председателя о наложении взысканий на его заместителей, главного бухгалтера, руководителей филиалов и представительств должно быть согласовано с общим собранием либо с участником Артели, специально уполномоченным общим собранием для решения таких вопросов. Ревизионная комиссия 7. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Артели осуществляется ревизионной комиссией или избранным общим собранием ревизором, а также внешним аудитом.

Порядок осуществления ревизионной комиссией ревизором своих полномочий, ее количественный и персональный состав утверждаются общим собранием участников. Членом ревизионной комиссии ревизором может быть любой участник представитель участника , избранный в установленном порядке общим собранием. Участник, занимающий в Артели должности председателя, заместителя председателя или главного бухгалтера, не может исполнять обязанности ревизора члена ревизионной комиссии. Член ревизионной комиссии ревизор вправе требовать от должностных лиц Артели предоставления всех необходимых документов и личных объяснений.

Ревизионная комиссия ревизор вправе привлекать к своей работе экспертов и консультантов, работа которых оплачивается за счет Артели. При отсутствии внешнего аудита годовой отчет и баланс представляются председателем общему собранию только с заключением ревизионной комиссии ревизора. Ревизионная комиссия ревизор обязана потребовать созыва чрезвычайного общего собрания, если возникла серьезная угроза интересам Артели. В случае если невозможно избрать ревизора из числа участников Артели, в том числе и по причине отказа участников выполнять указанные обязанности, порядок осуществления контроля за деятельностью Артели определяет общее собрание на основании настоящего устава и действующего законодательства.

Имущество, учет и отчетность 8. Имущество Артели образуется за счет паевых вкладов, а также за счет иных источников, предусмотренных действующим законодательством. Из принадлежащего Артели имущества общим собранием Артели может быть принято решение о создании неделимого фонда, используемого на цели, определяемые уставом Артели.

С 1 января 1933 г.

До начала коллективизации насчитывалось около 25 млн. В 1940 г. Значительное численное уменьшение объяснялось уходом в города, а также — особенно в 1933—1934 гг. Завершению коллективизации способствовали важные элементы компромисса, которые по ходу дела были в нее введены.

Это вовсе не значит, что начиная с какого-то момента вступление в колхозы крестьян, остававшихся вне коллективных хозяйств, сделалось просто делом их доброй воли. Инициатива введения этих мер, как утверждают, исходила лично от Сталина. В то же время в ход были пущены некоторые реальные стимулы и средства убеждения. Даже после вступления в колхоз крестьянину предоставлялось небольшое личное хозяйство: клочок земли и хлев.

В июле 1934 г. Процесс ее выработки продлился несколько месяцев и завершился в феврале 1935 г. Съезд утвердил также новый Примерный устав сельскохозяйственной артели, придавший колхозам более определенный юридический статус. Новому Уставу суждено было целых 35 лет оставаться чем-то вроде основного закона советской деревни.

Раздел «Организация, оплата и дисциплина труда»устанавливал, что все работы в колхозе производятся личным трудом его членов. По найму могли привлекаться только лица, обладавшие специальными знаниями агрономы, инженеры и т. Оплата была сдельной - правление разрабатывало, а общее собрание утверждало нормы выработки по всем работам и расценки в трудоднях. Перечислялись взыскания, которые могли быть наложены на колхозников за нарушение устава и трудовой дисциплины. Конституция СССР 1936 г. Эти нормы время от времени подкреплялись. Так, 28 мая 1939 г. Оно обязывало произвести до 15 августа 1939 г. Постановление также установило, начиная с 1939 г.

Начиная с урожая 1940 г. А поставки молока - не по поголовью коров, а с земельной площади, закрепленной за колхозами. Артель должна была также заключать с МТС договор, который имел силу закона и придавал взаимоотношениям колхозов и МТС обязательный характер. Объем тракторных работ определялся не запросами и потребностями колхозов, а возможностями машинно-тракторного парка МТС. Закон предписывал сельхозартели использовать «все тракторы, двигатели, молотилки, комбайны и другие машины, предоставляемые рабоче-крестьянским правительством через МТС», таким образом государство выстраивало жесткую систему. С 1941 г. С принятием устава началось восстановление поголовья продуктивного скота, рост урожайности.

Примерный устав сельскохозяйственной артели утв. СНК СССР, ЦК ВКПб 17.02.1935

  • Виртуальный хостинг
  • Примерный устав сельскохозяйственной артели 1930 г. и 1935 г.
  • УСТАВ сельскохозяйственного потребительского кооператива
  • MARC-запись (MARC21)
  • Приложения к документу:

УСТАВ сельскохозяйственного потребительского кооператива

Государство не отвечает по обязательствам Артели. Участники Артели несут субсидиарную ответственность по обязательствам Артели. По собственным долгам члена Артели может быть обращено взыскание лишь на его пай в случае недостатка иного его имущества для покрытия таких долгов. Взыскание по долгам члена Артели не может быть обращено на неделимые фонды Артели. В порядке, установленном законом, Артель может создавать самостоятельно и совместно с другими Артелями предприятиями с иной организационно правовой формой предприятия и организации с правами юридического лица, а также филиалы и представительства. Филиалы и представительства не являются юридическими лицами и действуют в соответствии с Положениями о них. Положения о филиалах и представительствах утверждаются Общим собранием участников. Филиалы и представительства наделяются основными и оборотными средствами за счет Артели. Руководители филиалов и представительств действуют на основании доверенностей, выданных Артелью.

Создание филиалов и представительств за границей регулируется законодательством Российской Федерации и соответствующих стран. Филиалы имеют собственные балансы, которые входят в баланс Артели. Филиалы и представительства отвечают по обязательствам Артели, а Артель - по их обязательствам. Артель самостоятельно планирует свою производственно-хозяйственную деятельность, а также социальное развитие коллектива. Основу планов составляют договоры, заключаемые с потребителями продукции и услуг, а также поставщиками материально-технических и иных ресурсов. Реализация продукции, выполнение работ и предоставление услуг осуществляются по ценам и тарифам, устанавливаемым Артелью самостоятельно. Артель имеет право: - в порядке, установленном законом, участвовать в деятельности и создавать в РФ и других странах хозяйственные общества и другие предприятия и организации с правами юридического лица; - помещать денежные средства в ценные бумаги, находящиеся в обращении; - проводить аукционы, лотереи, выставки; - участвовать в ассоциациях и других видах объединений; - проводить операции на валютных, товарных и фондовых биржах в порядке, установленном законодательством; - участвовать в деятельности и сотрудничать в любой иной форме с международными общественными, кооперативными и иными организациями; - приобретать и реализовывать продукцию работы, услуги других, артелей, обществ, предприятий, объединений и организаций, а также иностранных фирм как в РФ, так и за рубежом в соответствии с действующим законодательством; - осуществлять иные права и нести другие обязанности в соответствии с действующим законодательством. Артель осуществляет: - импорт продукции, оборудования и услуг, необходимых для осуществления своей производственно-хозяйственной деятельности, а также товаров народного потребления; - экспорт продукции, товаров и услуг.

Артель вправе привлекать для работы российских и иностранных специалистов, самостоятельно определяя формы, размеры и виды оплаты труда. Артель в целях реализации технической, социальной, экономической и налоговой политики несет ответственность за сохранность документов управленческих, финансово - хозяйственных, по личному составу и др. Артель вправе совершать любые действия, не запрещенные действующим законодательством. Деятельность Артели не ограничивается оговоренной в Уставе. Сделки, выходящие за пределы уставной деятельности, но не противоречащие закону, признаются действительными. Оставшуюся часть участники вносят в течение года после регистрации Артели. Имущество Артели может формироваться за счет прибыли от её деятельности. При необходимости, в том числе в случаях, прямо предусмотренных законом, имущество может быть увеличено как за счет дополнительных взносов участников, так и за счет прибыли от деятельности Артели.

Участник, не оплативший полностью свой пай в сроки, установленные настоящим Уставом, действующим законодательством либо решением Общего собрания участников, может быть выведен из числа участников Артели по единогласному решению участников Артели, которые выполнили к моменту принятия решения свои обязательства по внесению своих паевых взносов. Участнику, выводимому из состава Артели по основаниям, предусмотренным пунктом 4. Вопрос о возврате имущества и денежных средств, внесенных выводимым участником по другим основаниям, решается в соответствии с договорами, заключенными между соответствующим участником и Артелью в связи с передачей указанного имущества и денежных средств. Каждый учкастник обладает одним голосом при принятии решений общим собранием. Участник обязан: 5. В течение года после принятия в Артель внести полностью свой паевой вклад. Дивиденды начисляются, если это предусмотренно в Уставе Артели. Соблюдать требования Устава и решения органов управления Артели, принятые в рамках их компетенции.

Сохранять конфиденциальность по вопросам, касающимся деятельности Артели, перечень которых определяется Общим собранием.

Решения по вопросам, отнесенным к исключительной компетенции общего собрания членов кооператива, не могут быть переданы исполнительным органам кооператива или наблюдательному совету кооператива. Созыв Общего собрания: 9. Первое Общее собрание членов Кооператива созывается в возможно короткий срок, но не позднее чем через три месяца после государственной регистрации Кооператива. Кооператив не ранее чем через два месяца и не позднее через четыре месяца после окончания финансового года обязан проводить годовое общее собрание членов кооператива. Общие собрания членов кооператива, проводимые помимо годового общего собрания членов кооператива являются внеочередными. Обязанность по созыву годового и внеочередного общих собраний членов Кооператива осуществляет Правление, а в случае приостановления его полномочий — Совет.

Внеочередное Общее собрание членов кооператива созывается правлением кооператива по собственной инициативе или по требованию наблюдательного совета кооператива, ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, членом которого является кооператив, одной десятой от числа членов кооператива или одной третьей от числа ассоциированных членов кооператива. Формирование повестки дня годового общего собрания членов кооператива осуществляется с учетом статьи 22 ФЗ о сельскохозяйственной кооперации ,а в случае приостановления полномочий правления кооператива- наблюдательным советом кооперативом. Орган управления кооперативом имеющая на то право группа членов кооператива или ассоциированных членов кооператива, потребовавшие созыва внеочередного общего собрания членов кооператива, обязаны представить в правление кооператива в письменной форме предлагаемую повестку дня указанного общего собрания и обоснование необходимости его проведения. Иные органы управления кооперативом либо иные члены кооператива или ассоциированные члены кооператива ,не являющиеся инициаторами созыва внеочередного общего собрания членов кооператива, не праве вносить изменения в повестку дня внеочередного общего собрания членов кооператива или дополнения к ней без согласия на это инициатора созыва указанного собрания. Правление кооператива или в случае приостановления его полномочий наблюдательный совет кооператива в течении семи дней с даты получения требования о проведении внеочередного общего собрания членов кооператива обязаны принять решение о проведении указанного собрания либо об отказе в его проведении. Решение об отказе в проведении внеочередного общего собрания членов кооператива может быть принято только в случае , если ни один из вопросов предлагаемой повестки дня внеочередного общего собрания членов кооператива не относятся к его компетенции не соответствует требованиям федеральных законов либо не соблюдены установленные ФЗ о сельскохозяйственной кооперации требования к проведению внеочередного общего собрания членов кооператива. В случае , если один вопрос или несколько вопросов предлагаемой повестки дня внеочередного собрания членов кооператива относятся к его компетенции и соблюдены остальные требования к проведению общего собрания членов кооператива, установленные ФЗ ,внеочередное общее собрание членов кооператива должно быть проведено.

Если в течении семи дней со дня получения правлением кооператива требования о проведении внеочередного общего собрания членов кооператива правлением кооператива не будет принято решение о проведении указанного собрания или будет принято решение об отказе в его проведении либо решение о проведении указанного собрания в установленный срок не будет выполнено ,внеочередное общее собрание членов кооператива может быть созвано наблюдательным советом кооператива, ревизионным союзом кооператива ,имеющих право на созыв внеочередного общего собрания членов кооператива В данном случае правление кооператива обязано предоставить инициаторам созыва внеочередного собрания членов кооператива списки членов кооператива, ассоциированных членов кооператива и их адреса. Порядок и сроки созыва Общего собрания. Член кооператива ,ассоциированный член кооператива в письменной форме обязан сообщить в правлению кооператива о месте своего нахождения, об адресе, об изменении адреса, по которому им должны направляться в письменной форме уведомление и извещения. О созыве общего собрания членов кооператива, повестке данного собрания, месте, дате и времени его проведения члены кооператива и ассоциированные члены кооператива должны быть уведомлены в письменной форме не позднее за 30 дней до даты проведения общего собрания членов кооператива. Настоящим Уставом предусматривается проведение общего собрания членов кооператива в форме собрания уполномоченных кооператива. При этом в уведомлении о созыве собрания уполномоченных кооператива помино сведений, указанных в пункте 9. Отказ в письменной форме члена кооператива, которому направляется указанное уведомление , от его получения означает , что данный член кооператива может быть подписан членом кооператива в любое время.

Вопросы повестки дня общего собрания членов кооператива должны быть конкретными, в них должны быть указаны имя, должность гражданина или наименование юридического лица, в отношении которых предполагается принятия соответствующего решения, а также положения устава или внутренних документов кооператива, в которые предполагается вносить изменения. В случае если в повестку дня общего собрания членов кооператива включены вопросы, связанные с принятием устава в новой редакции либо внесении изменений в устав кооператива, которые невозможно отразить в уведомлении о созыве общего собрания членов кооператива, в повестке дня этого собрания указывается время и место ознакомления с проектами указанных документов. Повестка дня годового общего собрания членов кооператива формируется правлением кооператива. Наблюдательный совет кооператива , или составляющая не менее одной десятой от числа всех членов кооператива группа членов кооператива, или составляющая не менее одной трети от числа ассоциированных членов кооператива группа ассоциированных членов кооператива дополнительно вправе внести в письменной форме в повестку дня годового общего собрания членов кооператива не более двух вопросов и выдвинуть кандидатов в наблюдательный совет кооператива, правлению кооператива, на должность председателя кооператива. Дополнительные вопросы , подлежащие включению в повестку дня годового общего собрания членов кооператива, должны быть внесены в правлению кооператива не позднее чем через 30 дней после окончания финансового года. Правление кооператива не вправе менять формировку дополнительных вопросов, подлежащих включению в повестку дня годового общего собрания членов кооператива. Дополнительные вопросы, равно как и предложения о выдвижении кандидатов в органы управления кооперативом, подлежат включению в повестку дня годового общего собрания членов кооператива, за исключением случаев, если: 1 срок внесения этих вопросов в правлению кооператива не соблюден : 2 кандидаты в органы управления кооператива не являются членами кооператива: 3 дополнительные вопросы, подлежащие включению в повестку дня годового общего собрания членов кооператива , соответствуют требованиям ФЗ «О сельскохозяйственном кооперации»,иных нормативных правовых актов РФ или устава кооператива.

Мотивированное решение правления кооператива об отказе во включения в повестку дня годового общего собрания членов кооператива дополнительных вопросов или предложений о выдвижении кандидатов в органы управления кооперативом в семидневный срок с момента внесения этих вопросов и предложений в правлении кооператива направляется лицам или в орган управления кооперативом, которые внесли эти вопросы и предложения в повестку дня годового общего собрания членов кооператива. Указанные лица или орган управления кооперативом могут обжаловать это решение в суд. Собрание уполномоченных. Если в Кооперативе число его членов превысит 200 членов, Общее собрание в соответствии с настоящим Уставом может проводиться в форме Собрания уполномоченных. Уполномоченным может быть физическое лицо, являющееся или членом Кооператива, или ассоциированным членом Кооператива, или представителем юридического лица - ассоциированного члена Кооператива. Члены Правления, члены Совета или Председатель, не избранные уполномоченными, принимают участие в Собрании уполномоченных без права голоса, но имеют право выступать на собрании и вносить предложения. Установленные настоящим Уставом и Федеральным законом положения об Общем собрании действительны и в отношении Собрания уполномоченных.

Уполномоченные избираются на собраниях по месту работы либо месту жительства и или месту нахождения членов Кооператива или ассоциированных членов Кооператива открытым или тайным голосованием на каждое предстоящее Собрание уполномоченных после получения членами Кооператива в порядке, определенном настоящим Уставом, уведомления в письменной форме с указанием повестки дня Собрания уполномоченных, даты, места и времени его проведения, нормы избрания уполномоченных на данное собрание. Уполномоченный должен избираться не более чем от 10 членов Кооператива. Число уполномоченных, избранных от ассоциированных членов Кооператива, не должно превышать 20 процентов от числа уполномоченных, избранных от членов Кооператива. Число уполномоченных устанавливается исходя из числа членов Кооператива и числа ассоциированных членов Кооператива на конец соответствующего финансового года. Уполномоченные не могут передавать свои полномочия другим членам Кооператива. Избрание уполномоченного оформляется протоколом, подписанным председателем и секретарем избравшего его собрания. Протокол передается в счетную комиссию Собрания уполномоченных.

Порядок принятия решений Общим собранием Собранием уполномоченных. Общее собрание членов кооператива не праве принимать решение по вопросам повестки дня, обьявленным в нарушение предусмотренных настоящим уставом Федеральным законом порядка и сроков созыва общего собрания членов кооператива, за исключением регламента работы общего собрания членов кооператива в случае , если на данном собрании присутствуют все члены кооператива. Общее собрание принимает решения простым большинством голосов от числа присутствующих членов Кооператива на Общем собрании.. Член Кооператива, не внесший в установленном порядке паевой взнос, не имеет права участвовать в голосовании. Член Кооператива не участвует в голосовании при принятии решений об отстранении его от выборной должности или об освобождении от обязательств перед Кооперативом, а также в случае предъявления к нему исковых требований. Итоги голосования оглашаются на общем собрании членов кооператива, в ходе которого проводилось голосование. По предложению наблюдательного совета кооператива или при его отсутствии по предложению правления кооператива для проведения голосования на общем собрании членов кооператива из числа его участников избирается счетная комиссия в составе не менее трех человек.

В состав счетной комисси не могут входить члены правления кооператива , члены наблюдательного совета кооператива, председатель кооператива или выдвигаемые кандидаты в эти органы управления кооперативом. Счетная комиссия определяет кворум общего собрания членов кооператива, разъясняет вопросы , возникающие в связи с реализацией членами кооператива и ассоциированными членами кооператива права голоса на общем собрании членов кооператива и соблюдением порядка голосования, обеспечивает порядок голосования, осуществляет подсчет голосов и подведение итогов голосования, составляет протокол об итогах голосования, передает в архив этот протокол и бюллетени для голосования. Юридическое лицо — член кооператива или ассоциированный член Кооператива - может быть представлено на Общем собрании без доверенности руководителем этого юридического лица или по доверенности иным работником этого юридического лица. На Общем собрании представлять по доверенности имеет право член Кооператива только одного другого члена Кооператива, ассоциированный член Кооператива, имеющий право голоса, не более трех других ассоциированных членов Кооператива, имеющих право голоса. Решения Общего собрания оформляются протоколом, который составляется в ходе этого собрания и оформляется не менее чем в двух экземплярах не позднее чем через десять дней после окончания этого собрания. В протоколе Общего собрания должны содержаться следующие сведения: наименование Кооператива и информация о его месте нахождения; место, дата и время проведения Общего собрания членов кооператива; дата извещения о проведении Общего собрания членов кооператива и дата представления материалов, прилагаемых к повестке дня Общего собрания членов кооператива; общее число членов Кооператива на дату извещения о проведении Общего собрания членов кооператива , число присутствующих на Общем собрании членов Кооператива и ассоциированных членов Кооператива с правом голоса. При проведении Собрания уполномоченных - число избранных уполномоченных и число присутствующих на этом собрании уполномоченных; отметка о правомочности неправомочности Общего собрания членов кооператива; объявленная повестка дня Общего собрания членов кооператива; фамилия, имя, отчество и должность лица, выступающего на Общем собрании членов кооператива, и основные положения его выступления; результаты голосования по вопросам повестки дня Общего собрания членов кооператива , решения, принятые и объявленные на этом собрании.

К протоколу Общего собрания прилагаются: решение Правления, или Совета, или инициативной группы членов Кооператива, или ассоциированных членов Кооператива о созыве общего собрания членов Кооператива; список членов Кооператива и имеющих право голоса ассоциированных членов Кооператива, которые приняли участие в Общем собрании членов кооператива. При проведении Собрания уполномоченных - список избранных уполномоченных и список уполномоченных, принявших участие в Собрании уполномоченных; доверенности, представленные Общему собранию членов кооператива , на право представительства или протоколы об избрании уполномоченных; материалы, представленные по повестке дня Общего собрания членов кооператива; 4. Каждый из двух экземпляров протокола Общего собрания членов кооператива подписывается председателем и секретарем этого собрания, председателем кооператива и по решению общего собрания членов кооператива членами наблюдательного совета кооператива или не менее чем тремя иными членами кооператива. Если одно из лиц, которые должны подписать протокол Общего собрания членов кооператива , отказывается его подписать ,оно обязано указать в протоколе этого собрания причины своего отказа. В Правлении кооператива, наблюдательном совете Кооператива должно храниться по одному экземпляру протокола Общего собрания членов кооператива. Правление обязано по требованию члена Кооператива или ассоциированного члена Кооператива ознакомить их с протоколом Общего собрания членов кооператива либо выдать им удостоверенные копии протокола этого собрания или выписки из протокола этого собрания, за исключением сведений, отнесенных Общим собранием к коммерческой тайне, за плату, не превышающую расходов на изготовление этих копий или выписок. В случае если члены Кооператива или ассоциированные члены Кооператива подали заявления о недостоверности протокола Общего собрания членов кооператива или его неполноте, эти заявления должны быть рассмотрены на ближайшем Общем собрании членов кооператива.

Во всех процедурных вопросах, не урегулированных настоящим Уставом, Кооператив руководствуется действующим законодательством и решениями Общего собрания, принятыми в пределах компетенции в порядке, не противоречащем настоящему Уставу и действующему законодательству. Обжалование решения Общего собрания. Решение Общего собрания членов кооператива в случае несогласия с ним может быть обжаловано членами Кооператива и ассоциированными членами Кооператива в суд. Решение Общего собрания членов кооператива, которое принято с нарушением законодательства Российской Федерации и законодательства Чувашской Республики , исполнение которого может повлечь ответственность членов Правления и членов Совета, может быть обжаловано ими в суд. Исполнительные органы Кооператива. Исполнительными органами Кооператива являются Председатель кооператива и Правление кооператива. Председатель кооператива и Правление кооператива избираются Общим собранием из числа членов Кооператива на срок не более пять лет.

Председатель кооператива является членом Правления кооператива и возглавляет его. Правление состоит из трех человек. Правление действует на основании настоящего Устава. Правление принимает решения простым большинством голосов от числа присутствующих членов Правления на его заседании. В случае невозможности присутствия на заседании Правления Председателя — обязанности и права Председателя исполняет и осуществляет Председатель Совета. При этом Председатель Совета несет ответственность при принятии решений в той же мере, в какой ее несут члены Правления. В протоколе заседания Правления должны содержаться следующие сведения: наименование Кооператива и информация о его месте нахождения; место, дата и время проведения заседания Правления; общее число членов Правления на дату проведения заседания Правления; отметка о правомочности неправомочности заседания Правления; повестка дня заседания Правления; фамилии, инициалы и должность лиц, участвующих в работе заседания Правления и основные положения их выступления на заседании Правления; результаты голосования по вопросам повестки дня заседания Правления, решения, принятые на этом заседании.

Если Председатель или члены Правления отказываются подписать протокол заседания Правления, то они обязаны указать в протоколе этого заседания причины своего отказа. Правление по требованию члена Кооператива или ассоциированного члена Кооператива может ознакомить их с протоколом заседания Правления либо выдать им удостоверенные копии протокола этого заседания или выписки из протокола этого заседания, за исключением сведений, отнесенных Общим собранием к коммерческой тайне, за плату, не превышающую расходов на изготовление этих копий или выписок, и при условия согласия на такое ознакомление и выдачу всех членов Правления, присутствовавших на данном заседании Правления. Председатель без доверенности действует на основании решений Общего собрания, Совета и Правления по вопросам, отнесенным к компетенции этих органов, и по остальным вопросам единолично от имени Кооператива. Председатель представляет Кооператив в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, распоряжается в соответствии с настоящим Уставом имуществом Кооператива, заключает договоры и выдает доверенности, в том числе с правом передоверия, открывает счета Кооператива в банках и других кредитных организациях, осуществляет прием и увольнение работников Кооператива, организует их работу, издает обязательные для исполнения членами Кооператива и работниками Кооператива приказы и распоряжения, организует выполнение решений Общего собрания, Совета и исполняет иные не противоречащие настоящему Уставу функции в интересах Кооператива. От имени Кооператива трудовой договор с Председателем заключает Председатель Совета. Размер оплаты труда Председателя и членов Правления устанавливается Общим собранием в зависимости от объема производственной и иной хозяйственной деятельности Кооператива, а также от объема работы, выполняемой членами Правления. Председатель и члены Правления осуществляют управление Кооперативом.

При этом они должны соблюдать ограничения, установленные настоящим Уставом и Федеральным законом. Председатель и члены Правления подотчетны наблюдательному совету и Общему собранию членов кооператива. Председатель или члены Правления могут быть в любое время освобождены от исполнения своих обязанностей по решению Общего собрания, созванного в порядке, определенном настоящим Уставом и Федеральным законом. Орган Кооператива, имеющий право на созыв Общего собрания и предлагающий включить в повестку дня этого собрания вопрос о досрочном освобождении от должности Председателя или члена Правления, обязан дать в письменной форме обоснование своих предложений и не менее чем за 45 дней до начала проведения Общего собрания, направить эти предложения для получения заключения ревизионный союз, членом которого в соответствии со статьей 31 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» является Кооператив. Заключение ревизионного союза по обоснованию досрочного освобождения от должности Председателя или члена Правления должно быть оглашено на Общем собрании. Общее собрание правомочно учесть или не учесть заключение аудиторского союза, но не правомочно рассматривать вопрос о досрочном освобождении от должности Председателя или члена Правления без оглашения на этом собрании соответствующего заключения ревизионного союза. Ответственность Председателя и членов Правления.

Председатель и члены Правления должны действовать в интересах Кооператива добросовестно и разумно. Они должны принимать меры по охране конфиденциальности информации, составляющей служебную и или коммерческую тайну Кооператива, которая стала им известна в связи с осуществлением их полномочий. Убытки, причиненные Кооперативу вследствие недобросовестного исполнения своих обязанностей членами Правления, подлежат возмещению ими Кооперативу на основании судебного решения. При этом причинители вреда несут солидарную ответственность. Член Правления обязан в установленном законом порядке возместить убытки, причиненные им Кооперативу, в случаях, если в нарушение настоящего Устава и Федерального закона: погашаются полностью или частично паевые взносы, выплачиваются дивиденды или кооперативные выплаты; передается или продается имущество Кооператива; производятся кооперативные выплаты после наступления неплатежеспособности Кооператива либо после объявления о его несостоятельности банкротстве ; предоставляется заем кредит. Члены Правления не возмещают Кооперативу убытки, если их действия основываются на решении Общего собрания. Члены Правления не освобождаются от обязанности возместить причиненные ими убытки Кооперативу в результате совершения действий, предусмотренных пунктом 9.

Член Правления освобождается от ответственности, если он не присутствовал на заседании Правления, на котором было принято решение, в результате которого Кооперативу были причинены убытки, или присутствовал на заседании Правления, на котором было принято указанное решение, но голосовал против указанного решения или воздержался от голосования, что должно быть отражено в протоколе заседания Правления. Председатель несет ответственность, предусмотренную настоящим Уставом для членов Правления. Наблюдательный совет кооператива. Наблюдательный совет состоит из пяти человек, избираемых Общим собранием из числа членов Кооператива. Председатель Совета является одновременно членом Совета и избирается Общим собранием из числа членов Совета. Количественный состав членов Совета устанавливается Общим собранием. Никакое вознаграждение за деятельность в качестве члена Совета получать не разрешается.

Расходы, понесенные членом Совета при выполнении им своих полномочий, возмещаются на основании решения Общего собрания. Полномочия членов Совета могут быть прекращены по решению Общего собрания и до истечения срока, на который они были избраны.

В статье раскрываются вопросы бригадного способа производства, перехода колхозников на сдельную оплату труда трудодень , практики выделения приусадебных участков колхозникам, определения норм скота на каждое хозяйство и сохранения личных хозяйств для единоличников в условиях колхозной деревни. Ключевые слова: коллективизация, Восточная Сибирь, крестьянство, колхозник, единоличник, личное подсобное хозяйство The contents and implementation of 1935 Model charter of an agricultural artel on East Siberian materials. Keywords: collectivization, Eastern Siberia, peasantry, collective farmer, individual farmer, personal part-time farm Истории аграрного развития страны в 1920-х -1930-х гг. В первые годы становления историографии по коллективизации весомый вклад в нее внесли такие ученые, как М. Залесский, М. Краев, И. Лаптев, С.

Трапезников и др. В своих трудах, в целом выдержанных в партийно-идеологическом ключе, данные исследователи рассматривали процесс коллективизации как единственно верный и значимый для крестьянства и государства, особое внима- ние уделялось вопросам налогообложения колхозов, организации и оплаты труда колхозников и др. После 1960-х гг. К ним, в частности, можно отнести работы В. Данилова и Н. Так, если ранее доминировала точка зрения о том, что процессы преобразования сельского хозяйства завершаются в 1934 г. E-mail: lkor11 mail. Таким образом, изменения, проводимые государством в рамках Примерного устава сельскохозяйственной артели 1935 г. Данилов и Н.

Ивницкий дали следующую оценку этому документу: «Уставом были определены основные принципы и нормы существования и развития коллективного хозяйства как социалистической формы общественного производства. Разработкой Примерного устава сельскохозяйственной артели была завершена система мероприятий партии и правительства по созданию и законодательному оформлению новых производственных отношений в деревне. С переходом колхозов на новый Устав сельскохозяйственной артели полностью сложился колхозный строй» [4, с. Общетеоретические проблемные вопросы по становлению коллективизации отражены в трудах И. Зеленина, М. Вылцана, в работах сибирских ученых - И. Степичева, Н. Гущина, В. Ильиных и др.

В то же время следует отметить, что большая часть исследований, особенно постсоветского времени, посвящена изучению сплошной коллективизации, процессам раскулачивания, то есть концу 1920-х - началу 1930-х гг. Восточная Сибирь сыграла важную роль в развитии сельского хозяйства, а массивный материал местных архивных документов позволяет детальнее рассмотреть вопрос «социалистической модернизации» восточносибирской деревни 1930-х гг. Второй Всесоюзный съезд колхозников-ударников, проходивший в Москве, принял проект нового Примерного устава сельскохозяйственной артели далее - Устав 1935 г. Данный документ стал преемником Примерного устава сельскохозяйственной артели 1930 г. За первую половину 1930-х гг. Все это нужно было зафиксировать и закрепить, что и сделал Устав 1935 г. Все коллективные хозяйства должны были перейти на форму нового Устава. До 10 марта 1935 г. Был разработан порядок его принятия.

Так, согласно постановлениям Президиума Восточно-Сибирского Крайисполкома и Крайкома ВКП б «О мероприятиях по выработке, обсуждению и принятию колхозами своих уставов» от 11 апреля 1935 г. На регистрацию отводилось пять дней. Составлялся такой устав в двух экземплярах: один зарегистрированный экземпляр выдавался правлению колхоза, а другой прикладывался к книге регистрации. Устав, не зарегистрированный районным исполнительным комитетом, передавался для внесения соответствующих поправок на вторичное рассмотрение общего собрания членов сельскохозяйственной артели, на котором представитель районного исполнительного комитета сообщал о причинах отказа в регистрации. Уставы должны были быть приняты по всем колхозам Восточно-Сибирского края к 1 июля 1935 г. Те же документы определяли и сроки землеустроительных работ с целью закрепления земельных участков за колхозами и выдачи актов колхозам «на вечное пользование». Так, было зафиксировано, что по восточносибирским районам без БМАССР такие мероприятия необходимо произвести: в 1935 г. При недостатке специалистов по землеустроительным работам в крае была поставлена задача организовать краткосрочные курсы и подготовить землеустроительных техников, мерщиков. Согласно Уставу 1935 г.

Сокращение площади земли не допускалось, наоборот, рекомендовалось увеличение площадей, что должно было происходить за счет свободных земель государственного фонда или за счет излишних земель, занимаемых единоличниками. В Восточной Сибири местными органами власти главный акцент при расширении земли делался на освоении свободных земель. При вступлении в колхоз обобществлялись основные средства сельскохозяйственного производства: весь рабочий скот, сельскохозяйственный инвентарь плуг, сеялка, борона, молотилка, косилка , семенные запасы, кормовые средства в размерах, необходимых для содержания обобществленного скота, хозяйственные постройки, необходимые для ведения артельного хозяйства, и все предприятия по переработке продуктов сельского хозяйства. Данное положение было зафиксировано и в предыдущем Уставе 1930 г. Также вступающие должны были внести денежный взнос в размере от 20 до 40 рублей на двор [18]. Новым уставом предусматривалось усиление мер ответственности за «бесхозяйственное и нерадивое отношение к общественному имуществу, за невыход без уважительных причин на работу, за недоброкачественную работу» и за другие нарушения трудовой дисциплины и устава. Правление колхоза могло наложить за них взыскания переделать недоброкачественную работу без начисления трудодней, предупреждение, выговор, порицание на общем собрании, занесение на черную доску, штраф в размере до пяти трудодней, перемещение на низшую работу, временное отстранение от ра- боты либо исключить из колхоза, а в ряде случаев расхищение общественной колхозной и государственной собственности, вредительское отношение к имуществу и скоту артели и машинам машинно-тракторной станции предусматривалось судебное преследование. Причем последнее как мера наказания использовалось достаточно широко уже с момента формирования первых советских коллективных хозяйств, что не раз обращало на себя внимание центральных органов власти.

В день приезда делегаты и их вещи проходили санобработку, проводившуюся с целью внедрения в быт колхозников санминимума. Возможно, это было вызвано опасениями краевого руководства по поводу распространения инфекционных заболеваний, причиной которых были голод и отсутствие средств гигиены. После санобработки делегатов распределяли по месту жительства. Как правило, мужчин расселяли в общежития, а женщин - в гостиницу. Свою работу съезд начинал в 10 часов утра. В повестку первого дня входили два вопроса: открытие съезда и доклад мандатной комиссии. По окончании первого заседания предполагался концерт, репертуар которого в обязательном порядке утверждался оргкомитетом. Грядинский, который посвятил свой доклад общей характеристике достижений социалистического строительства. Все акценты доклада смещались в сторону мобилизации передовых колхозников на проведение упорной воспитательной работы в колхозах с целью воздействия в ходе принятия Устава на местах на несознательные крестьянские массы. На первом заседании избирался рабочий президиум, куда входили руководящие работники края: первый секретарь Западно-Сибирского Крайкома ВКП б Р. Эйхе, Ф. Председателем съезда был избран Р. Формирование руководящих органов съезда сопровождалось аплодисментами и маршем, который исполнял городской оркестр. На первом заседании делегаты утверждали также регламент съезда: заседания проходили в первой половине дня с 10 до 14 часов и во второй - с 17 до 19 часов. Дальнейший ход съезда можно разбить на четыре этапа. Сначала проходили выступления руководящих работников края и районов. Затем шли приветственные выступления делегаций от учреждений и организаций: заводов, рудников, армии, колхозников другого края, комсомола и пионерии. После двух этих этапов начинались выступления колхозников. Подведение итогов в докладе Р. Эйхе являлось заключительным этапом съезда. Эйхе и Ф. Грядинский в своих речах во второй день работы съезда озвучивали задачи, поставленные перед краем руководством страны: «Превратить Кузбасс во второй Донбасс и шагать в ногу в области сельского хозяйства! Сделать колхозы большевистскими, а колхозников зажиточными! Итог заседаний подводился в последний день Р. Он настраивал колхозников на дальнейшие победы в социалистическом строительстве. В течение первых дней съезда президиум постоянно пополняли главы делегаций, приехавших приветствовать съезд. Приветствия эти готовились заранее за 10-12 дней до начала съезда, а число делегаций и предприятий, их посылавших, определялось комиссией по созыву съезда. В своих однотипных выступлениях делегации, приветствуя съезд и руководство края, рапортовали о достижениях своих предприятий, брали повышенные обязательства по оказанию помощи колхозам и выдвигали своего рода требования к колхозникам: работать, как это требует новый устав, по-социалистически, держать машинный парк в «большевистских руках», повышать урожайность. Заканчивались эти выступления пожеланием доброго здоровья руководству страны. Доклады и речи в ходе съезда носили схематичный характер, проецировали провозглашенную государством точку зрения на развитие страны: победам передового колхозного строя мешают чуждые социализму элементы, которые необходимо уничтожить, и в этом деле колхозникам помогут органы ОГПУ и городские рабочие. Докладчики были вынуждены высказывать не свое мнение, а точку зрения, навязанную им политикой партии. Выявить мнения рядовых колхозников на съездах позволяют стенограммы выступлений и «сводки о политическом состоянии делегатов», писавшиеся групповодами в конце каждого дня или после выступления кого-либо из руководителей. Содержание докладов и сводок часто противоречат друг другу. Выступления колхозников, как правило, не были оригинальными и готовились с помощью идеологов от крайкома партии. В сводках приводятся сиюминутные, незапланированные высказывания делегатов в разговорах между собой. Именно эти краткие реплики отражают истинное положение дел на селе, неподдельную активность и заинтересованность крестьян в улучшении своей жизни. Так, рассказывая о своей «счастливой» жизни и благодаря за это партию и тов. Сталина, колхозники вносили в речи, обращенные к съезду и руководству, крики о помощи: «В прошлом году был неурожай и большая задолженность. Продуктового хлеба нет, молотим солому. Были колхозники, которые приходили в правление и просили хлеба, но мы быстро отдали их под суд». Сводки показывают трагическое положение советских крестьян: «Плохо у нас с яслями. Говорят, что в телятнике чище, чем в яслях. В телятнике каждый день белят и моют пол, а в яслях - грязь не пролезешь». О недоверии крестьян к политике государства свидетельствуют следующие высказывания: «Сталин сказал, что надо сделать колхозников зажиточными, а если сказал, то для того, чтобы потом выслать в Нарым. У крестьян отбирали хлеб, и будут отбирать». Сводки показывают и реакцию делегатов на речь Эйхе: «Все выступающие - они не от сохи, потому так и говорят. Чего они нахально врут? Они что, не знают положения в стране? Анализ источников позволяет утверждать, что в соответствии с замыслом руководства делегаты съезда колхозников-ударников 1935 г. Именно эту задачу ставил перед ними председатель крайисполкома Ф. Грядинский в своем выступлении на съезде: «Нужно принять Устав, чтобы добиться лучших результатов, и наш успех будет обеспечен». С целью воплощения этой задачи в жизнь были подготовлены кадры инструкторов, организованы встречи делегатов с рабочими, которые, по мнению большевистских руководителей, отличались более высоким уровнем сознания. Под руководством инструкторов в специально образованных комиссиях делегаты занимались подробной проработкой устава сельскохозяйственной артели и речи А. Яковлева на Всесоюзном съезде. Внимание делегатов съезда обращали на отличия в содержании Примерных уставов сельскохозяйственной артели 1930 г. Колхозниками рассматривалась практика проведения собраний на местах, в ходе которых должен был приниматься устав конкретных сельскохозяйственных артелей. Особое внимание уделялось нормам устава, которые можно было корректировать в колхозах. На последнем заседании съезда колхозников-ударников из числа делегатов была образована комиссия, в функции которой входило оказание помощи краевому руководству в организации проработки Устава. Позднее делегаты краевого съезда обязаны были принять участие в организации обсуждения доклада Я. Яковлева и изучения Устава на заседаниях сельсоветов. В психологической науке существует понятие «манипуляция», под которым понимается «вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями». Съезды колхозников-ударников были средством манипулирования сознанием колхозников, их идеями, мыслями. Главная задача съездов заключалась в практической подготовке ударников колхозного строительства. В их сознании формировалась убежденность в необходимости принятия нового Устава, а навыки, полученные в процессе участия в кампании по проведению съездов, должны были помочь в организации общих собраний в колхозах края. Итак, на основе анализа процедуры созыва съезда колхозников - ударников, подтверждая точку зрения В. Комаровой, А. Нудненко и других авторов, можно сделать вывод, что процедура проведения съездов не соответствует характерным чертам прямой демократии. Делегаты краевых крестьянских форумов выбирались районными слетами, что не соответствует правилам прямого волеизъявления граждан. Другой чертой исследуемого института является участие граждан в принятии решений. Руководством создавалась видимость того, что участники союзного и краевого съездов колхозников-ударников в 1935 г. Но это участие было исключительно формальным.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий