За оборону Ленинграда от вражеской блокады Кронштадту вручен Орден Красного Знамени. В начале блокады Кронштадт отдал свои запасы Ленинграду.
Таллинский переход: как Балтийский флот по немецким минам шел в Кронштадт
И на закопченных стенах рейхстага оставили надпись: «Мы из Кронштадта! Первым командиром Кронштадтской военно-морской базы в начале войны был контр-адмирал В. С июня 1942 г. Кронштадтская ВМБ была главной базой Балтийского флота.
В январе 1943 г. Силы базы вели боевые действия в Выборгском заливе, участвовали в создании Восточной и Тыловой минно-артиллерийских позиций, привлекались к обороне Таллина, п-ова Ханко, Моонзундских о-вов, обеспечивали развертывание подводных лодок, действовавших на морских коммуникациях противника. Кронштадт надежно прикрывал остров от ударов противника с моря.
Сыграл свою роль Кронштадт и в наступательных операциях советских войск под Ленинградом. Корабли Краснознаменного Балтийского флота обеспечивали огневую поддержку наступавших частей, из Кронштадта шло обеспечение фронта боеприпасами и людскими резервами. В конце 1943 г.
Десятки тысяч солдат и офицеров, тысячи орудий и минометов, сотни танков и лошадей были скрытно переброшены на Ораниенбаумский пятачок. В начале января 1944 г.
В свою очередь на выставке "Подвиг блокадного учителя" будет представлен материал об истории кронштадтских школ в период блокады. Это документы из архивов Петербурга, а также фотографии из личных семейных архивов жителей города, которые будут продемонстрированы впервые - заявления учителей в 1942 году о приёме в партию, тетради с конспектами уроков учеников, фотографии военного времени. Перед зданием музея в сквере Желобовского на стендах будет развернута выставка "Кронштадт в фотографиях.
Ещё одно памятное место — Усть-Рогатка. Живой памятник героизму моряков — наверное, самых бесстрашных и яростных защитников Кронштадта и Ленинграда — Стояли подводные лодки, здесь они готовились и в Великую Отечественную войну заправлялись топливом, продовольствием, боеприпасами и после этого уходили на выход из Финского залива, в Балтийское море, — отметил Пирогов. Именно отсюда в поход отправилась знаменитая субмарина С-13 под командованием легендарного Александра Маринеско, торпедная атака которого практически лишила Германию кадров для подводного флота Кригсмарине. Фото: 78. Только эта традиция работает исключительно для представительниц прекрасного пола. Почти половину населения Кронштадта составляют женщины, чьи сыновья, мужья или отцы, уходят в морской поход. И не сложно догадаться, какое именно желание они загадывают.
Под удары метронома участники акции почтили память тех, кто защищал город и погиб в период блокады, минутой молчания, сообщает департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны РФ.
Мы из Кронштадта
Кронштадт. Военные традиции и судьба во время блокады Ленинграда - Хочу всё знать | Во время блокады Ленинграда были построены «Дорога жизни» и «Дорога победы», но мало кто знает где, как и кем они были сооружены. |
Кронштадт в годы блокады : | За оборону Ленинграда от вражеской блокады Кронштадту вручен Орден Красного Знамени. |
Петербуржцам расскажут об истории кронштадтских школ в период блокады
Напомним, в годы Великой Отечественной войны внутри находились метеорологический пост и пост наблюдения за воздушной обстановкой, чтобы знать, откуда вражеская авиация будет идти на блокадный Ленинград. Во время артобстрелов в здание попало несколько артиллерийских снарядов. В ходе реставрации, приняли решение сохранить след от неразорвавшейся немецкой бомбы.
Тему не пришлось выбирать - все очевидно : "Кронштадт во время блокады Ленинграда ". Конечно, о трагедии перехода наших кораблей из Таллина вспомнили. И возложили цветы у стены Памяти на Якорной площади.
Участники акции создали инсталляцию — надпись "Прорыв 1943" из зажженных лампад. В мероприятии помимо военных моряков приняли участие заместитель главы администрации Кронштадта Андрей Бережной, глава муниципального совета Наталья Чашина и сопредседатель Кронштадтского Морского собрания Александр Горошко.
Фото: globallookpress. Историки рассказывают, что название этого небольшого города-порта даже было указано в плане Барбаросса — наряду с Ленинградом и Москвой. Практически каждая пядь земли на острове Котлин дышит памятью об обороне Города-Героя. На входе в главный храма Кронштадта — как обычно очередь.
Удивительное дело: население этого небольшого города-порта на острове Котлин едва насчитывает полсотни тысяч, но за день Морской собор могут посетить до 10 тысяч человек. В советские годы храм был закрыт, но во время войны вновь стал прибежищем, причём не только верующих. Здесь прятались от обстрелов и бомбёжек — собор считался самым безопасным местом на острове, в нём укрывали малышей и даже утраивали для них детские утренники.
Кронштадт — как щит для Ленинграда
В программе - произведения христианской духовной музыки Рахманинова, Чайковского, Чеснокова и других композиторов. Участвуют мужские, детские и сводные коллективы. Поют а капелла. По словам исполнителей, акустика в Морском соборе прекрасная, своды храма отражают звук и делают его объемным.
В городе начался голод. Были предприняты попытки эвакуации женщин и детей подальше от военных действий.
Из города увезли около миллиона человек. Эвакуация продолжалась вплоть до 1943 года. С наступлением холодов люди стали умирать прямо на улицах, некоторые умирали дома во сне. Матери, чтобы прокормить своих детей, могли убить домашних животных. Люди ели все, что можно было съесть: цветы из них делали лепешки , растворяли и варили плитки столярного клея с лавровым листом, олифу, на которой поджаривали хлеб.
Люди выезжали за город, на поля, где уже был собран урожай. Ленинградцы собирали нижние зеленые листья капусты, кочерыжки и ботву. Из них варили супы и делали заготовки на зиму. Корм для животных. Особенно хорошо шел корм для птиц.
Его быстро раскупили и потом питались много голодных месяцев. Корм для птиц состоял из крупы — чечевицы, гороха, вперемешку с палочками и песком. Люди стали выращивать овощи в парках и скверах, власти это всячески поощряли. Из выращенных овощей делали заготовки на зиму. Массово издавались брошюры, где рассказывали, как обрабатывать землю, выращивать овощи, какие дикие травы подходят для употребления в пищу, как сварить суп из крапивы, как из высушенного и измельченного корня одуванчика сделать заменитель кофе.
Это была не только еда, а источник витамина С. Из неё варили напиток, который спасал людей от цинги. В пищу шла и промышленная «органика». Свиная кожа для одежды и обуви и столярный клей. Спасались и ловлей рыбы.
Под обстрелом врага рыбачили на Неве в основном, мальчишки. Улов был небольшой, но в условиях блокады и эти крохи спасали жизни. Спасались конфетами, которыми в прошлом голу украшали новогоднюю ёлку и положили вместе с ёлочными игрушками.
В обратную сторону происходила перевозка войск на пополнение воинских частей, везли продовольствие для голодающих блокадной ораниенбаумской земли. Перевозки осуществлялись грузовиками. Поистине велика роль береговых фортов Красная Горка и Серая Лошадь. Они огнем своих орудий не позволяли придвинуться врагу со своих позиций. На вооружении фортов были орудия разного калибра, в основном 180 мм.
Но были и более крупного калибра - 305 мм. Мощные орудия, ранее нацеленные на противоположный берег Финского залива, в период обороны плацдарма, были развернуты на 180 градусов и держали под прицелом и немецкие позиции. Жители «Малой земли» и Кронштадта испытали те же ужасы блокады, что и ленинградцы - артобстрелы, бомбежки, голод, холод и смерть. Здесь действовали нормы хлеба как в Ленинграде. Наибольший размах эвакуация приобрела весной, летом 1942 года. Действовала Малая дорога жизни и во вторую блокадную зиму Только к январю 1942 года осажденный город получил первую прибавку хлеба.. С 15 декабря 1942 года по 28 марта 1943 года по ее ледовым трассам было проведено свыше 270 тыс. Осенью 1943 года по Малой Дороге жизни осуществлялась подготовка операции по полному освобождению Ленинграда от блокады.
Во многих местах был разрушен водопровод. Искалеченные дома, изрытые снарядами и бомбами улицы и площади, завалы и воронки — таким был Кронштадт к концу войны. Но кронштадтцы сказали: «Мы защитили свой город от врага, мы его и восстановим». Еще не кончилась война, а по призыву партийной организации Кронштадта все трудящиеся, оставшиеся в блокированном городе, вместе с военными начали залечивать раны, нанесенные войной. Уже в 1944 году было восстановлено более 7 тысяч квадратных метров жилой площади, капитально отремонтировано более 7 километров уличной канализации, около 15 квадратных километров мостовых. Начался ремонт кровли и фасадов домов. После победы работы пошли еще быстрее. В начале октября 1945 года возобновилось автобусное движение.
30 памятных мест Ленинградской блокады
Из них 2.5 года я участвовал в защите Кронштадта, которая была не только и не столько защитой самой крепости, сколько обороной Ленинграда. Дело в том, что на образовании 8 сентября 1941 года кольца окружения Ленинграда, враг не собирался ограничиваться блокадой. После прорыва блокады Ленинграда в январе 1943 года снабжение ленинградцев и кронштадтцев значительно улучшилось, что позволило организовать на заводе рационное питание. С днем полного снятия блокады Ленинграда! В Музее истории Кронштадта состоятся мероприятия, приуроченные к 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Для детей блокадного Кронштадта, отправившихся в первый класс в 1942 году Александра Ивановна стала первой учительницей. «Немцы всё время обстреливали Кронштадт, смерть ходила рядом.
Малая Дорога жизни: специальный репортаж ЛенТВ24
Всё что связано с Победой до сих пор интересно для россиян. Будучи по делам в Санкт-Петербурге , я не мог не посетить Кронштадт - цитадель русского флота. Фото автора: Вид на причал боевых кораблей БФ. Что сказать о городе моряков?
Это наша история, а она чем славна? Победами русского народа и нашего оружия в первую очередь. А победы всегда связаны с трагедиями.
Для этого требовалась только одна справка от управхоза домохозяйства. Надо сказать, эти справки, подтверждающие право на жильё, стали предметом многочисленных спекуляций. А если квартира оказывалась занятой, вернуться в неё в некоторых случаях было возможно только через суд. Только в одном 1945 году в юридические консультации Ленинграда обратились 150 тысяч граждан. А за два месяца 1946 года было зафиксировано 36 тысяч обращений. По этим цифрам можно судить, насколько массовыми тогда были жилищные разбирательства. При этом обращение в судебные инстанции не всегда помогало доказать право на жилье.
В фондах Центрального государственного архива Санкт-Петербурга вместе с делопроизводственными документами хранятся материалы множества судебных дел, в которых фигурируют обращения граждан к главе города как к последней инстанции. И основная часть заявлений связана с просьбой помочь решить жилищный спор. Из этих документов видно, как постановления городских властей в сфере жилья применялись в каждом конкретном случае. Была, например, долгая судебная тяжба — одна из сотен — между гражданами Л. Герцман и В. Началась она в 1945 году, продолжалась восемь лет, и всё это время городское законодательство постоянно менялось. Жилищный вопрос в то время стоял во всей остроте.
Ведь были еще разрушены, сожжены тысячи жилых зданий, деревянные дома во многих районах в лютые зимы разобрали на дрова. Возвращавшимся людям нередко заселяться было некуда. Практически всё обустройство сотрудников ложилось на плечи работодателей. Обеспечить людей жильём — это было в те дни самым главным. Не помню, как наша семья переживала то время. Осенью 1942 года мы с мамой и старшим братом уехали к бабушке. Она жила на Украине, на оккупированной территории, но мама повезла нас туда, потому что хотела оставить у родного человека.
Мы добирались не одну неделю. Вскоре мама умерла — не смогла оправиться после истощения. В 1944 году погиб от взрыва снаряда мой брат. Не вернулся с войны отец. Бабушка и дядя уговаривали его съехать. Но он отказывался. Кто-то посоветовал пожаловаться домоуправу.
Левченко и бригадный комиссар П. В, Боярченко. Охрану водного района Кронштадта возложили на капитана 1-го ранга Ю. Афанасьева, быстро увеличивался. Особо отличившиеся «Щ-406» Е. Осипова и «С7» С. Им приходилось отражать вражеские атаки. В «КТЩ-702» попала бомба. Но и для них атаки не проходили безнаказанно.
Чернышева и «МО-308» М. Самолеты противника сбросили на каждый катер до 80 бомб. Первая лодка второго эшелона, «Л-3», пробралась в самое логово врага — на меридиан Берлина, в Померанскую ныне Поморская бухту. Советские моряки во главе с П. Грищенко быстро нарушили безмятежную жизнь фашистов. Транспорт водоизмещением 10000 тонн мог перевезти 200 танков или 2 тысячи солдат с оружием и боеприпасами либо полугодовой запас продовольствия для пехотной дивизии. Эти блестящие победы достались дорогой ценой. Из боевых походов не вернулись «М-97», «С-7» и 9 «щук». Воды Балтики стали могилой для сотен подводников.
Бон перегородил залив на всю его глубину и ширину. Операция «Балрус» потребовала напрячь силы и средства всего рейха. В мае 1943 года из Кронштадта вышли на разведку три лодки. Что случилось с Краснознаменной «Щ-406» Е. Осипова, неизвестно. Летчики потопили два вражеских сторожевика, остальных рассеяли, но совсем отогнать не смогли. Тогда «Щ-408» всплыла и два часа сражалась с 8 фашистскими катерами. Два из них загорелись, еще два получили повреждения. Но слишком не равны были силы.
Под градом снарядов и крупнокалиберных пуль, изрешеченная пробоинами, лодка медленно уходила на дно. Над ней трепетал не спущенный флаг. Этот сигнал, понятный всем морякам мира, способны поднять лишь самые сильные духом: «Погибаю, но не сдаюсь! Они несколько раз пересекала минные поля, запуталась в сетях, но все же освободилась из стальной паутины уклонилась от преследования кораблей и самолетов противника, сбросивших на нее сотни бомб. Экипаж лодки во главе с И. Травкиным выполнил поставленную задачу. Данные разведки убедили командование флота и фронта в необходимости временно воз держаться от применения подводных лодок. В Германии торжествовали: операция «Балрус» удалась! Немецкие транспорты стали ходить с зажженными ходовыми и отличительными огнями, без конвоев и даже без зенитного вооружения.
На море работали все маяки и световые буи, словно в мирное время. Но с 28 мая вражеские суда снова стали гореть, взрываться и тонуть. Это вышли на морские коммуникации летчики 1-го гвардейского минно-торпедного авиаполка. В 1943 году они потопили 55, повредили 6 транспортов и кораблей противника. Левченко , а в его составе - Островная военно-морская база командир - контр-адмирал Г. База объединила все части и подразделения на острове Лавенсари. Гуськова, истребительный отряд охраны водного района Кронштадта во главе с капитаном 2-го ранга М. И, конечно, атаковали врага при первой возможности. Гуманенко и С.
Осипова, капитан-лейтенантов И. Иванова и А. Чернышева отправились в дозор. Они должны были обеспечить безопасность перехода больших конвоев между Лавенсари и Котлином. Позже к ним добавились еще три. Казалось бы, вступать в бой при таком соотношении сил бессмысленно, но советские моряки отважно атаковали врага. В этом неравном бою пули буквально изрешетили командира катера Н. Лежа па палубе, истекая кровью, он продолжал руководить экипажем, Командир второго «охотника» В. Чернышев и многие моряки получили ранения и контузии.
Они позорно бежали под защиту своих береговых батарей. Но моряки выполнили свой долг. Они потопили два и сильно повредили один катер противника, а главное - защитили фарватер, уберегли корабли. Звериной жестокости фашистов советские воины противопоставили контрбатарейную борьбу. Ее вела артиллерия фронта и флота, но главную роль играла морская—более мощная, дальнобойная, и, благодаря особым приборам управления, более точная. Командующий артиллерией КБФ контр-адмирал И. Грен требовал научного учета вражеских батарей. На каждую из них заводилась особая карточка, ей давался номер, указывались калибр, обычное время «работы» и другие данные. Сначала наносили ответные удары.
Достигли такого совершенства, что открывали огонь через минуту после первого выстрела гитлеровцев, а некоторые корабли - через 40-50 секунд. Еще позднее противник стал вести обстрел города лишь в мглистую погоду короткими огневыми налетами. Только так фашистская артиллерия сохраняла шансы уцелеть. Одной из ответных мер артиллерии флота стала снайперская стрельба. Представляли к этому званию поорудийно, командование придирчиво оценивало каждого претендента. И все равно вскоре десятки батарей получили звание снайперских. К концу года только в Ижорском секторе их стало 20. Чтобы облегчить муки Ленинграда, артиллеристы смогли найти лишь один метод: «огонь на себя». Гитлеровцы сразу же переносили огонь с города на орудия.
Начальник артиллерии крепости Кронштадт Н. Но расчеты не уходили в укрытия, и стрельба не прекращалась до тех нор, пока не умолкали батареи противника». Родилась новая мысль: сочетать мощь артиллерии и авиации. В третьем квартале таким способом удалось уничтожить 7 батарей и 5 орудий врага. В октябре обстрелы Ленинграда сократились в 3 раза. С 5 ноября 1943 года заметно оживилось движение кораблей и судов между Ленинградом, Лисьем Носом, Кронштадтом и Ораниенбаумом. Впрочем, заметно это было только советским людям. Этот клочок суши не имел тыла, насквозь простреливался врагом. Десятки кораблей совершали рейсы по ночам, с полным соблюдением светомаскировки.
Фашисты включали прожекторы, осматривали залив. Но немедленно по ним открывали огонь орудия Кронштадта и кораблей, враги «слепли». Морская артиллерия и авиации подавляли любые попытки неприятельских батареи обстрелять обнаруженные ими суда и не дали потопить ни одного. В полной темноте их нужно было очень быстро разгрузить, чтобы до рассвета суда могли вернуться в Ленинград, Лисий Нос или хотя бы в Кронштадт. На этой работе отличились выгрузочные команды моряков из Кронштадта. Утром 14 января 1944 года ленинградцы услышали канонаду небывалой силы.
Результатом рекогносцировки явилось вскоре последовавшее решение командования 2-й дивизии войск НКВД командир — полковник Янгель, военный комиссар — полковой комиссар Громов о формировании в одном из полков этой дивизии 51-м полку войск НКВД совершенно нового 3-го батальона трёхротного состава - специально для охраны продовольственных грузов, поступающих через Ладожское озеро, включая перевалочные базы. Уже трое суток спустя из деревни Кабона в сторону Ленинграда отправился первый санный обоз из 350 упряжек, доставивший в осаждённый город 63 тонны муки. По Дороге жизни в дни блокады осуществлялось снабжение продуктами питания, бензином, углём, боеприпасами, медикаментами и почтой находившихся в окружении противника городов Ленинград и Кронштадт, Ораниенбаумского плацдарма, войск Ленинградского фронта и Краснознаменного Балтийского флота. В обратный путь по ней войска эвакуировали в тыл измождённых голодом, малолетних, больных и раненых жителей и защитников Ленинграда.
На ледовую трассу вышли и автомобили войск НКВД: на базе 13-го мотострелкового полка внутренних войск НКВД СССР были созданы ещё две автоколонны, которые в блокадную пору доставили в Ленинград по Дороге жизни 1856 тонн различных грузов и вывезли в тыл более 30 тысяч его жителей.
Жизнь гражданского населения в блокадном Кронштадте
И ко дню снятия блокады Ленинграда решили провести очередной телемост в формате игры "Морской бой". В самые тяжёлые месяцы блокады Кронштадт делился с жителями Ленинграда продуктами и обеспечивал поставку необходимых припасов в осаждённый город. В школе №422 Кронштадтского района прошли мероприятия посвящённые 80-ой годовщине прорыва блокады Ленинграда и 79-ой годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. В Кронштадте прошли памятные мероприятия, посвященные 79 годовщине полного освобождения Ленинграда от блокады.
Город, переживший ад. Как Ленинград выдержал блокаду
Кронштадт в прорыве блокады Ленинграда. Полное снятие блокады произошло 27 января 1944 года. Блокада Ленинграда продолжалась 872 дня, погибли по некоторым оценкам полтора миллиона человек. Композитор Дмитрий Шостакович (первый справа) в дни блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны был бойцом добровольной противопожарной команды и дежурил на крыше консерватории. Во время обороны Ленинграда моряки-балтийцы показали множество примеров героизма и самопожертвования. За оборону Ленинграда от вражеской блокады Кронштадту вручен Орден Красного Знамени.
Кронштадт во время войны
Кронштадт, Ораниенбаум и острова в заливе оказались отрезаны от материка. Финский залив, который отделял их от Большой земли, образовал второе кольцо. Мы оказались в более тяжелом положении", — говорит директор Морского музея Кронштадта, автор-составитель альманаха "История Кронштадта" Владимир Шатров. По словам историка, в начале блокады на Ораниенбаумском пятачке, в Кронштадте и на островах оказались отрезанными от Большой земли около 100 тыс. Встал вопрос обустройства ледовой трассы.
Впоследствии в народе ее прозвали Малой Дорогой жизни. Первая проходка Так как немцы стояли в районе Петергофа, что позволяло им свободно обстреливать расположенный на другом берегу залива Лисий Нос, ледовую трассу через залив решили проложить так, чтобы Кронштадт прикрывал ее от обстрела. Сначала обустроили базу снабжения войск в пакгаузах для хранения снарядов в Лисьем Носу. Также к поселку вела хоть и заброшенная, но сохранившаяся с царских времен узкоколейка.
Там было решено устроить базу для обеспечения продуктами питания и боеприпасами территорий, оказавшихся в двойном кольце блокады. Как "срочное изобретение" спасало жителей блокадного города Дорогу жизни начали готовить с Ораниенбаумского пятачка, рассказывает Владимир Шатров. Но вода в заливе все никак не замерзала. Первый отряд разведчиков вышел на лед 22 ноября 1941 года.
После них прокладывать маршрут по льду вышел отряд бойцов, которые скалывали льдины и делали проходы. И бойцы пытались делать дорогу ровнее. И все ждали, когда настоящие морозы ударят", — добавляет историк. Только 17 декабря 1941 года, когда установился прочный лед, с Ораниенбаумского плацдарма через Кронштадт в сторону Лисьего Носа вышли первые 30 машин.
К этому моменту Дорога жизни через Ладогу действовала уже почти месяц — с 22 ноября. Однако вода еще выступала из-подо льда у берега залива. Двери у них были открыты на случай, если провалятся, чтобы выпрыгнуть, — поясняет глава музея. Путь пустой транспорт прошел за шесть часов — это очень долго".
Жилищный вопрос в то время стоял во всей остроте. Ведь были еще разрушены, сожжены тысячи жилых зданий, деревянные дома во многих районах в лютые зимы разобрали на дрова. Возвращавшимся людям нередко заселяться было некуда. Практически всё обустройство сотрудников ложилось на плечи работодателей. Обеспечить людей жильём — это было в те дни самым главным. Не помню, как наша семья переживала то время. Осенью 1942 года мы с мамой и старшим братом уехали к бабушке. Она жила на Украине, на оккупированной территории, но мама повезла нас туда, потому что хотела оставить у родного человека.
Мы добирались не одну неделю. Вскоре мама умерла — не смогла оправиться после истощения. В 1944 году погиб от взрыва снаряда мой брат. Не вернулся с войны отец. Бабушка и дядя уговаривали его съехать. Но он отказывался. Кто-то посоветовал пожаловаться домоуправу. И нам помогли: домоуправ написал в прокуратуру заявление.
Было проведено расследование. Оказалось, что комнату заняли незаконно, и через десять дней по предписанию прокуратуры друг нашей семьи вынужден был съехать. Городские власти передавали разрушенные дома предприятиям. Они должны были восстанавливать их за свой счет, после город принимал эти здания в эксплуатацию. Сложно было купить самые простые предметы: инструменты для ремонта, качественную одежду, обувь, посуду. В 1944-1945 годах в мастерских Ленинграда делали обувь на деревянной подошве — не имелось возможности использовать другие материалы, фабрики работали на нужды тыла. Поэтому вернулись к технологии XIX века. Сложно было с продовольствием.
Именно поэтому оказались так востребованы садовые участки. Их в послевоенное время начали массово распределять через предприятия. Собственный огород, где можно было выращивать овощи, помогал выжить. Но, чтобы его получить, нужно было обязательно иметь работу.
Под удары метронома участники акции почтили память тех, кто защищал город и погиб в период блокады, минутой молчания, сообщает департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны РФ.
Огромную роль сыграл Кронштадт в деле обороны Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Надежно прикрыв город с моря, Кронштадт помог воинам Ленинградского фронта отразить штурм города, активно участвовал в контрбатарейной борьбе, обеспечивал боевые действия всех подразделений Краснознаменного Балтийского флота КБФ и оказывал мощную огневую поддержку частям Красной Армии. В первые часы войны Кронштадт, наряду с другими военно-морскими базами ВМБ , подвергся бомбардировкам авиации противника. В 3 ч 15 мин зенитчики передовых укреплений города открыли свой боевой счет, сбив первый самолет. Пока тяжелые оборонительные бои шли на дальних подступах, Ленинград и Кронштадт переводили свою промышленность на военные рельсы и готовились к боям. Котлин были построены новые оборонительные сооружения, усилена охрана рейдов и прилегающих к ним районов Финского залива. Кронштадтский военный порт, располагавший огромными ресурсами и хорошо налаженным военным хозяйством результат работы флотской интендантской службы , создавал все условия для сохранения и повышения боеспособности кораблей, подводных лодок, катеров и самолетов. Активные боевые действия флота продолжались до самого ледостава. В связи с военной угрозой Ленинграду повсюду продолжали формироваться новые отряды народного ополчения. Из моряков, в свою очередь, формировались отряды морской пехоты. А всего за войну Кронштадт послал на фронт 115 тыс. Это были стойкие и бесстрашные бойцы, спаянные морской дружбой и преданностью Родине.
Мемориал "Малая дорога жизни" в Кронштадте обрёл подсветку
* Медали «За оборону Ленинграда» были вручены также группе учителей, хозяйственным работникам школ и учащимся 5-6 классов, активно участвовавшим в дни обороны Ленинграда в создании овощной базы для Кронштадта и показывавшим. защитники которой погибали но не сдавались. 27 января 1944 года в результате Ленинградско-Новгородской стратегической наступательной операции фашистские войска были окончательно разгромлены, а блокада. Прорыв блокады Ленинграда. 20.01.2017 23:08. Новости проекта. 27 января 1944 года в результате Ленинградско-Новгородской стратегической наступательной операции фашистские войска были окончательно разгромлены, а блокада. защитники которой погибали но не сдавались.