15 мая 2021 года в институте состоялась Международная студенческая онлайн-олимпиада «Достоевский и мы». Рассказываем о том, что происходит в ОмГУ им.Ф.М. Достоевского. В 1837 умерла мать писателя, и вскоре отец отвез Достоевского с братом Михаилом в Петербург для продолжения образования. Достоевский, которого традиционно считают «петербургским» писателем, родился в Москве и провел в ней первые пятнадцать лет своей жизни. В ходе общения кадеты смогли задать митрополиту Аристарху и Алексею Дмитриевичу Достоевскому свои вопросы и получить на них ответы.
Возвышение Москвы. От Невского до Донского
Реально ли за год выучить русский язык так, чтобы поступить в университет? И, вообще, как это — быть студентом-иностранцем. Обо всем этом и о многом другом нам поведал Мозес, студент-магистрант экономического факультета.
В то же время Вербицкая предлагает включить в курс школьной программы изучение Библии. Об этом она сообщила в интервью Агентству городских новостей «Москва». Библию, думаю, каждый должен прочесть. Это и духовно-нравственное воспитание, моральные основы.
Достоевского в Доме журналиста состоялась пресс-конференция, посвященная присвоению Русской христианской гуманитарной академии имени великого писателя. Открыл пресс-конференцию ректор академии Дмитрий Богатырёв.
Он объявил, что 15 декабря 2022 года учреждению присвоено имя Ф. Приветствовал собравшихся и праправнук Ф. Интересно, что здание РХГА удивительным образом связано с судьбой и именем писателя.
Также студентов поразила в хорошем смысле слова развернувшаяся на конференции научная дискуссия между В.
Захаровым и председателем Комиссии по изучению творческого наследия Ф. Такое напряжение, столкновение исследовательских взглядов для развития науки необходимо. Во всех докладах с той или иной стороны актуализировались разные аспекты изучения биографии и произведений писателя. Очень современно прозвучал доклад профессора Иркутского университета О.
Юрьевой «Ф.
В Миланском университете хотели запретить изучение творчества Достоевского
Выдающийся русский писатель Федор Михайлович Достоевский родился 11 ноября (30 октября по старому стилю) 1821 года в Москве. Алексей Достоевский, праправнук Федора Достоевского: «Писательство – это болезнь. Происхождение и образование Федора Достоевского. Федор Михайлович Достоевский родился 11 ноября 1821 года в Москве. В Оптиной пустыни завершились духовно-просветительские мероприятия «Дней Достоевского».
Возвышение Москвы. От Невского до Донского
Обо всем этом и о многом другом нам поведал Мозес, студент-магистрант экономического факультета. Он приехал в Россию из Лусаки, столицы Замбии, 7 лет назад, и ему есть, что нам рассказать.
Его романы о противоречиях, которые существуют в человеческой душе. Он не создает шаблоны злых или добрых персонажей. Он предоставляет широчайший спектр двойственных эмоций, так свойственных и нашему поколению.
Ужас и сострадание, стыд и боль, любовь и ненависть умещаются в одном персонаже, будь то Раскольников, Настасья Филипповна, Аглая… Это и есть могучее средство покорения сердец, с помощью которого читатели видят в персонажах живых людей, так похожих на них самих. Разбираясь в сложных судьбах героев Достоевского, мы, сегодняшние читатели, пытаемся распутать и свой собственный эмоциональный клубок. Ведь у Достоевского не было равных в умении обнажить человека, заставить персонажа испытать все страсти, при этом представляя его большой и значимой личностью. Сюжет также непредсказуем, как и человеческая жизнь. Это непрерывная цепь, которая движется то вперед, то назад, включая в себя спасения и катастрофы.
Катастрофы… Слово, которое крепко засело в умах современного человека. Трагедии на воде, в воздухе и под землей, упад экономики, проблемы в образовании и здравоохранении, падение культуры и нравственности. Разве это все мы не встречаем в произведениях Федора Михайловича? Кризис человеческих взаимоотношений, брошенные старики и дети, алкоголизм, наркомания, суицид, нищета — темы, не прекращающие раскрываться от романа к роману. Болевой эффект мощно вовлекает нас в сопереживание герою как в его бунте против себя и мира, так и в катастрофе, идущей как последствие.
Но Достоевский не показывает обреченность ситуации, он бесстрашно взирает на хаос, пытается найти следы утраченной гармонии, веря в возможность ее восстановления. Именно поэтому на писателя откликаются души беспокойные, сомневающиеся, а главное, ищущие. Мне кажется, что именно в 21 веке искать ответы на вопросы нужно у Достоевского. Потому что Федор Михайлович спустя 200 лет смог через свои произведения показать реалии нашего общества, душевные распри индивида, нравственное и духовное падение человечества. Те вопросы, над которыми размышлял писатель не устарели, а наоборот, все более обостряются.
Но главное, это найти ответы и подсказки, которые оставлял нам автор. Мы сейчас существуем в «Преступлении и наказании», а именно во сне Раскольникова о «трихинах» раздора: «Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих, избранных. Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей.
Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований. Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем в одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки.
Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать…». Главное, пробудиться от этого сна, как подсказывает нам каждый раз Федор Михайлович Достоевский. Арина Коновалова. Новгородский государственный университет, Гуманитарный институт, кафедра филологии, 3 курс, 20 лет Нужен ли нам Достоевский?
Стрельба в пермском университете произошла как раз в тот день в то же время , когда мы на лекциях проходили «Преступление и наказание». Два студента-юриста из разных веков вместе переступили через грань. Разрешили «кровь по совести». Также как и Родион Романович Раскольников, пермский стрелок убил больше людей, чем значится официально. Кроме знакомых нам имен, сколько людей было убито горем, сколько душ искалечено.
После таких страшных совпадений, как не прошептать слова кота Бегемота: «Достоевский бессмертен». Действительно, бессмертен... Столько лет в школе изучают «Преступление и наказание», столько лет учителя литературы в унисон Библии взывают «не убий! Но почему человечество все также жестоко, почему мы постоянно повторяем одни и те же ошибки? Герои Ф.
Достоевского среди нас. Все мы встречаем таких людей, как Фома Опискин, гадких жестоких манипуляторов, компенсирующих свою ущербность за счет других. Практически у каждого в жизни был или есть страдающий эгоист, разбивающий сердце, терзающий душу. В нашем мире царствуют князья Волковские, «карамазовщина» - норма жизни. Добро все также «трагично», оно не ценится, люди, его несущие, не нужны обществу.
Человечество все больше становится одержимо деньгами, эта больная любовь к «капиталу» распространяется подобно опухоли. А «право на бесчестие» скоро станет культом. Каждая аномалия нашей жизни, каждая язва — знак того, что все опять «сбывается по Достоевскому». Иван Петрович повествователь в романе «Униженные и Оскорбленные» пишет: «Мрачная это была история, одна из тех мрачных и мучительных историй, которые так часто и неприметно, почти таинственно, сбываются под тяжелым петербургским небом, в темных, потаенных закоулках огромного города, среди взбалмошного кипения жизни, тупого эгоизма, сталкивающихся интересов, угрюмого разврата, сокровенных преступлений, среди всего этого кромешного ада бессмысленной и ненормальной жизни…» и у нас возникает вопрос: «это точно Россия XIX века? Не XX-го?
Не XXI-го? Почему же описание так подходит? Становится страшно. Когда мы читаем произведения Ф. Достоевского, то понимаем, что он не столько ответил на какие-либо философские вопросы, сколько поставил их.
И ценность его творчества еще и в том, что мы сами начинаем задавать вопросы, сомневаться, видеть, как Макар Девушкин, себя и свое общество в страдающих героях. Читатель все больше осознает весь ужас этого мира. И тогда… пытается найти ответы и решения. В романе «Волхв» [1] английского писателя Джона Фаулза есть очень занимательный диалог: «- Род человеческий - ерунда. Главное - не изменить самому себе.
Повернулся ко мне. Не изменял. Но миллионы немцев себе изменили.
Об этом он заявил, встречая в прославленном театре потомков русского классика Федора Достоевского. Первой точкой их визита стала Национальная библиотека, где их познакомили с богатейшим литературным наследием писателя, а затем они посетили музей истории белорусской литературы, после посещения которого их и ожидала встреча с театральной премьерой. Кстати, сама идея постановки, вспоминает министр, зародилась во время знакомства с прекрасной сербской актрисой Иваной Жигон, которая и стала режиссером спектакля. В кулуарах Министерства культуры два года назад была намечена протокольная встреча, которая растянулась на три с половиной часа, настолько обе стороны прониклись идеей совместных проектов.
Но насколько легко дается учеба в другой стране? Как можно преодолеть языковой барьер? Реально ли за год выучить русский язык так, чтобы поступить в университет?
Кем по профессии был писатель Достоевский. Где учат быть самым читаемым писателем в мире
Комментируя решение миланского университета, ассоциация «Сентинелли ди Милано», занимающаяся гражданскими правами? Бороться с Путиным, ведя себя как Путин, дисквалифицирует это решение без обжалования». Некоторые итальянские политики тоже высказали свое возмущение этим запретом. Никола Фратоянни, лидер итальянских левых: «Культура — самое мощное противоядие от войны и насилия. Остановить культуру — глупый и насильственный выбор.
Немедленно прекратите эту адскую карусель!
Причины, по которым выросли продажи книг, могут быть разные. Всякий, кто хоть что-то понимает в литературе, и без этих данных знает место Достоевского в литературе. Среди тех, кто покупает книги Достоевского, в основном люди средних и старших возрастов. Оценивая литературные пристрастия молодёжи, книгочеи уверены: через три-четыре десятилетия россияне забудут имя Достоевского. Руткевич просит не ругать молодёжь.
Он напомнил, что и в СССР многие не читали его романов. Но это было не так заметно — тогда печаталось «значительно меньше литературной макулатуры, чем сейчас». Проблема в другом: необходимо улучшить преподавание литературы в средней школе. Нужно сделать так, чтобы дети не для галочки читали «Преступление и наказание», а приобщались к серьёзной литературе. Думающая молодёжь была, есть и будет. Вопрос лишь в проценте этой молодёжи.
Желательно, чтобы он был повыше», — добавил Руткевич. Читайте также: От Достоевского до QR-кодов на выход из дома Литература без обязаловки Чтобы тиктокеры не уничтожили память о великом писателе, его книги «нужно актуализировать и рассматривать через существующие реалии», отметил политолог Сергей Марков. Он привёл как пример роман «Преступление и наказание», где поднята «актуальная для нашего времени проблема: имеет ли гражданин право убивать человека, которого он считает плохим, бесполезным». Но она, к сожалению, растворяется, разбегается. Нужно концентрировать эту мысль. То же самое касается «Бесов».
Некрасов назвал начинающего писателя «новым Гоголем» и опубликовал роман в своем альманахе «Петербургский сборник». Виссарион Белинский Отрывки своего следующего произведения — повести «Двойник» — Федор Достоевский зачитывал на собраниях кружка Белинского. Однако когда вышел полный текст, публика была разочарована. Достоевский писал брату: «Наши и вся публика нашли, что до того Голядкин скучен и вял, до того растянут, что читать нет возможности».
Позже он переработал повесть. Убрал некоторые второстепенные эпизоды и описания, сократил размышления героев и длинные диалоги — все, что отвлекало читателя от основной проблемы «Двойника». В 1847 году Достоевский увлекся идеями социализма. Он посещал кружок Петрашевского, здесь обсуждали свободу книгопечатания, реформу судов, освобождение крестьян.
На собрании кружка Федор Достоевский прочитал публике запрещенное письмо Белинского к Гоголю.
Чувствуя свое унизительное положение, терпя издевательства, ребенок ожесточается, в голове его рождаются «самые фантастические извращенные и цинические мечты», он окончательно теряет любовь к родному гнезду, к родителям, которые не дорожат им, не считаются с его человеческим достоинством, свойственным даже самому малому ребенку. Но «ленивые» родители не думают, что «эти мысли, а пелпгогичесний журнал епшнортосгпнп и 6 73 , яо17 йЖавя главное - сильные, хотя и детские впечатления эти он унесет потом в жизнь и проносит их в сердце своем, может быть, до самой могилы» 1, 25; 189. Достоевский убежден, что родительский пример - еще одно непременное условие воспитания, ведь «маленькие, детские души требуют беспрерывного и неустанного соприкосновения» с родительскими душами. Дети хотят, чтобы их родители были «всегда духовно на горе, как предмет любви, великого нелицемерного уважения и прекрасного подражания.
Наука наукой, а отец перед детьми всегда должен быть как бы добрым, наглядным примером всего того нравственного вывода, который умы и сердца могут почерпнуть из науки. Сердечная, всегда наглядная для них забота ваша о них, любовь ваша к ним согрели бы как теплым лучом все посеянное в их душах, и плод вышел бы, конечно, обильный и добрый» 1, 25; 189-190. Достоевский хотел бы, чтобы все родители поняли, что «воспитание детей есть труд и долг» 1, 25; 190. Для иных родителей это долг «сладкий, несмотря на гнетущие даже заботы, на слабость средств, на бедность даже». Для других же, причем часто именно для «достаточных родителей», воспитание собственных детей - «самый гнетущий труд и самый тяжелый долг».
Такие родители стремятся откупиться от своего родительского долга деньгами, а если денег нет, то прибегают «к строгости, к жестокости, к истязанию, к розге». Писатель полагает, что само по себе наказание - продукт родительской лени, ее неизбежный результат: «Все, что можно бы сделать трудом и любовью, неустанной работой над детьми и с детьми, все, чего можно достигнуть рассудком, разъяснением, внушением, терпением, воспитанием и примером, - всего того слабые, ленивые, но нетерпеливые отцы полагают всего чаще достигнуть розгой: "Не разъясню, а прикажу, не внушу, а заставлю"» 1, 25; 190. Результатом такого воспитания становится не исправление, а развращение ребенка: хитрый, скрытный, он «непременно покорится и обманет» 1, 25; 190. Ребенка же «слабого, трусливого и сердцем нежного» просто забьют. Обращаясь к родителям, Достоевский говорит от имени общества, государства, отечества: «Вы отцы, они ваши дети, вы современная Россия, они будущая: что же будет с Россией, если русские отцы будут уклоняться от своего гражданского долга и станут искать уединения или, лучше сказать, отъединения, ленивого и цинического, от общества, народа своего и самых первейших обязанностей.
Всего ужаснее то, что это так распространено... Таким образом, в воспитании подрастающего поколения Достоевский видит не только личное дело родителей, но их гражданский долг, который они обязаны выполнять со всем подобающим старанием и ответственностью за будущее своей страны: «Пусть мы умрем, но останутся дети наши, а после них - их дети», - писал Достоевский в романе «Подросток». Самое страшное для будущего России - молодое поколение, выросшее без идеалов, без высшей идеи. Воспитание верований и убеждений тем более важно, что, как полагал Достоевский, «теперешний юный народ» очень сильно отличается от предшествующих поколений: они «как-то решительнее и гораздо короче на сомнения и размышления». Если «прежние», надумав какие-нибудь фантастические проекты, их «не исполняли и много что поверяли их под клятвою какому-нибудь товарищу, а теперешние надумают да и выполнят».
Если прежнее поколение «связывало и чувство их долга, ощущение обязанности, - к отцам, к матерям, к известным верованиям и принципам», то в нынешнем «связи эти и ощущения стали несколько слабее. Меньше удержу и внешнего и пелпгогичесний журнал епшнортосгпнп и 6 73 , яо17 йЖавя внутреннего, в себе самом заключающегося». Поэтому из современной молодежи очень легко сделать «настеганное стадо» 1, 24; 51 , лишь уверив молодых людей в том, что «они собраны во имя чего-то высшего и прекрасного, во имя какого-то удивительного самопожертвования для величайших целей» 1, 24; 52. Появление разрушительных нигилистических и революционных идей Достоевский напрямую связывал с идейным крахом старшего поколения, оставившего в воспоминаниях «цинизм, глумление, безжалостные посягновения на первые нежные святые верования детей» 1, 22; 102. Такое «либеральное воспитание» произвело «совсем обратные следствия», и юноши и подростки стали искать новых путей, прямо начав с «отпора тому ненавистному циклу идей, которые встретили они в детстве, в своих жалких родных гнездах» 1, 22; 102.
Достоевский предупреждал, что «во времена переходные, во времена потрясений в жизни людей, сомнений и отрицаний, скептицизма и шатости в основных общественных убеждениях» 1, 21; 131 особенно сильна опасность «заражения» ложными, губительными «идейками», позволяющими человеку, не считая себя мерзавцем и даже не будучи им, делать «явную и бесспорную мерзость». В этом видит Достоевский «самую болезненную и грустную черту» своего времени. В таких условиях бессмысленно требовать от молодежи «стойкости» и «зрелости убеждений» - ведь их не было даже у их отцов, «а теперь менее чем когда-нибудь есть». Что можно ожидать от юношей, если «с самого первого детства своего эти дети встречали в семействах своих один лишь цинизм, высокомерное и равнодушное большею частию отрицание; если слово "отечество" произносилось перед ними не иначе как с насмешливой складкой, если к делу России все воспитывающее их относились с презрением или равнодушием; если великодушнейшие из отцов и воспитателей их твердили им лишь об идеях "общечеловеческих"; если еще в детстве их прогоняли их нянек за то, что те над колыбельками их читали "Богородицу"» 1, 21; 134-135. Достоевский был убежден, что будущее страны, ее свобода и независимость зависят от степени развития науки и образования, и потому одной из главных государственных задач писатель полагал создание истинно национальной системы образования, без которой невозможно будет противостоять все более динамично развивающимся «западным соседям»: «Воюют не столько оружием, сколько умом».
Чтобы изобретать «такие машины», которые смогут обеспечить свободу и независимость страны, нужна, как утверждает Достоевский, «наука самостоятельная, а не покупная; своя, а не выписанная; укоренившаяся и свободная». А для того, чтобы такая наука появилась в стране, нужна развитая и мощная система образования, на которую нужно затрачивать «по пелпгогичесний журнал епшнортосгпнп и 6 73 , яо17 йЖавя крайней мере столько же, как и на войско, если мы хотим догнать хоть какую-нибудь из великих держав» - иначе будет только «потрясение, а не просвещение» 1, 21; 92-93. Великий мыслитель был убежден: «Чем богаче духовно нация, тем она и матерьяльно богаче» 1, 26; 31.
Студенты посетили выставку к 200-летнему юбилею Ф.М. Достоевского
27-28 апреля в БГПУ им. ы состоялась Международная научная конференция «Актуальный Достоевский», посвященная 200-летию великого писателя-классика. К этому времени Достоевский уже успел написать свои первые юношеские произведения — драмы «Мария Стюарт» и «Борис Годунов», которые, к сожалению, не сохранились. Биография Достоевского Ф.М.: рождение и семья, юность Достоевского, первые литературные публикации, арест и ссылка, расцвет творчества, смерть и похороны писателя.
ДОСЬЕ: Достоевский бессмертен! Факты о жизни и творчестве к 200-летию классика
Творчество Ф.М. Достоевского: образ, стиль, философия, контекст (к 200-летнему юбилею писателя). Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ О ВОСПИТАНИИ, ОБРАЗОВАНИИ И "НАЦИОНАЛЬНОМ УЧИТЕЛЕ" Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение». Читайте последние новости об авторе Федор Достоевский на сайте издательства Эксмо.
«Достоевский. Insight»
Отношение Достоевского к отцу, человеку мнительному и болезненно подозрительному, было двойственным. В Инженерном училище 1838-1843.
Тобольск Евгений Панишев. В канун Рождества его заковали в кандалы и посадили под присмотром жандарма в закрытые сани. Так началось путешествие Достоевского по Сибири за государственный счёт длиною в 10 лет. Каким бы стал писатель, если бы не это испытание? Достоевского г. Омск Виктор Вайнерман. У него нет ни одной строчки, которая была бы написана равнодушной рукой». Его в Тобольске по дороге в Омский острог Достоевскому подарили жёны декабристов.
Ногтем и ножом Достоевский отмечал важные места. Тобольск Татьяна Грязнова.
Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-файлов. В монашестве ей было наречено имя Екатерина, в честь святой великомученицы Екатерины Александрийской.
Также студентов поразила в хорошем смысле слова развернувшаяся на конференции научная дискуссия между В. Захаровым и председателем Комиссии по изучению творческого наследия Ф. Такое напряжение, столкновение исследовательских взглядов для развития науки необходимо. Во всех докладах с той или иной стороны актуализировались разные аспекты изучения биографии и произведений писателя. Очень современно прозвучал доклад профессора Иркутского университета О. Юрьевой «Ф.
Зачем нам нужен Достоевский: размышляют русские и белорусские студенты
В июне в Институте среднего профессионального образования и довузовской подготовки ОмГУ был пройден этап приема Центров проведения демонстрационного экзамена. Сегодня идеи писателя приобретают особую актуальность, поэтому очень важно приобщать молодежь к его творческому наследию. Получить образование в другой стране — кто хоть раз в жизни не думал об этом?
Корреспондент: Это Тургенев… Ой, не помню… Текст тяжёлый, я вот с внучками сколько читала, они читали сами, тяжёлый текст, я такие не люблю. Приходилось, конечно, читать, но не очень нравилось, потому что в таком возрасте школьном, понять такие сложные произведения нереально.
Корреспондент: А вот сейчас вернуться, перечитать не было желания? Или не ваш писатель?
Глубокие знания в области русской литературы и творчества Ф. Достоевского показали студенты из Китая. Делясь впечатлениями об олимпиаде, студенты нашего института отметили, что «вопросы были увлекательные и познавательные, заставляли углубиться в творческий мир Достоевского, не просто искать информацию, а думать, вспоминать, сопоставлять, и это был супер-опыт! Мне всегда был интересен внутренний мир и биография Фёдора Михайловича, недавно пересматривал сериал о нем В.
Хотиненко, это помогло при прохождении теста» Андрей Хрунов, 3831б. Участники отметили, что Ф. Достоевский — один из самых интересных и сложных русских писателей, и, несмотря на обращение к его личности и творчеству и в школе, и в вузе, он оказывается тем, кого приходится открывать для себя самостоятельно. Особая благодарность была высказана за вопросы об экранных образах персонажей Достоевского: «очень понравились кинематографические вопросы, надо будет обязательно ознакомиться с японской версией «Идиота», а то знал о ее существовании, но никогда не видел. Вопросы умно расставлены, и вопросы по биографии писателя перемежаются с вопросами о его произведениях и их экранизациях» Михаил Романов, 1755 , а снятый в стилистике театра кабуки фильм А.
Парадокс: люди, не читавшие их, убеждают всех, что прочли от корки до корки. Принцип «не читал, но осуждаю» остаётся актуальным для российского общества. Миф о России как самой читающей стране не учитывает самого главного — как читают. Эксперты не рекомендуют оценивать популярность Достоевского, опираясь исключительно на данные о продаже его романов. Некоторые приобретают книги писателя, потому что так нужно, пуская тем самым пыль в глаза: когда на книжной полке «Бесы» или «Идиот», перед нами по умолчанию интеллектуал с хорошим литературным вкусом.
Причины, по которым выросли продажи книг, могут быть разные. Всякий, кто хоть что-то понимает в литературе, и без этих данных знает место Достоевского в литературе. Среди тех, кто покупает книги Достоевского, в основном люди средних и старших возрастов. Оценивая литературные пристрастия молодёжи, книгочеи уверены: через три-четыре десятилетия россияне забудут имя Достоевского. Руткевич просит не ругать молодёжь. Он напомнил, что и в СССР многие не читали его романов. Но это было не так заметно — тогда печаталось «значительно меньше литературной макулатуры, чем сейчас». Проблема в другом: необходимо улучшить преподавание литературы в средней школе. Нужно сделать так, чтобы дети не для галочки читали «Преступление и наказание», а приобщались к серьёзной литературе. Думающая молодёжь была, есть и будет.
Вопрос лишь в проценте этой молодёжи. Желательно, чтобы он был повыше», — добавил Руткевич.