Новости что такое синдром отличника

Опасность синдрома отличника как у взрослых, так и у детей проявляется в эмоциональном и психическом истощении.

Чем опасен синдром отличника: 5 способов его побороть

«Синдром отличника» — в психологии убеждение, что идеал может и должен быть достигнут, убеждение, что несовершенный результат работы не имеет права на существование. При вопросе, что значит синдром отличника, обычно говорят о навязчивой зацикленности идеального выполнения действий без наслаждения самим процессом. Именно в таких ситуациях ребенок чувствует себя нужным и любимым, и если это усугубляется склонностью к неуверенности в себе, в нем растет синдром отличника. Под синдромом отличника обычно понимают комплекс психологических проблем, из-за которых человек стремится всегда достигать идеального результата во всем и получать одобрение окружающих. Синдром отличника (отличницы): что это такое, почему появляется и как от данного комплекса. В остальном синдром отличника очень похож на перфекционизм: это тревожность из-за невозможности достигнуть идеала.

Все или ничего – уверен человек с синдромом отличника

Это позволит сформировать здоровый интерес не только к результату, но и к процессу. Не нужно зацикливаться на оценках — ни на высоких, ни на низких. Аттестат не даст гарантии успеха в работе и счастья в жизни. Стоит хвалить школьника не за полученный балл, а за сам процесс. Не сравнивайте ребенка с другими. Нельзя создавать идеальный образ соседа или приятеля, у которого всегда все получается лучше: учеба, работа, личная жизнь. Иначе ребенок всю жизнь будет стараться доказать родителям, что он лучше кого-то. Если уж показывать его прогресс, то только по сравнению с самим собой — с его прошлыми успехами. Демонстрируйте ребенку безусловность вашей любви к нему. У каждого случаются ошибки, не всегда все получается идеально. Не нужна победа любой ценой.

Ошибка не заставит родителей отвернуться. Чаще обнимайте детей, говорите о своей любви и поддержке! Необходимо научить ребенка радоваться чужим успехам. Важно, чтобы он понимал, что чужой успех вовсе не означает его провала. Они мечтают быть идеальными во всем: в быту, в семье, на работе. Это ведет за собой лишь стресс и выгорание. Как только появляется желание быть идеальной, его стоит зафиксировать и спросить себя, насколько оно полезно и необходимо, что будет, если оно не исполнится. Важно остановить мысли о необходимости непременного достижения идеального результата или переключиться на другую задачу. Можно также вслух проговорить слово «стоп» или написать его большими буквами. Попробуйте изучить негативную максималистскую мысль.

Есть ли возможность превратить ее в рациональную, мотивирующую и позитивную?

Это неизбежно оставляет меньше времени на другие аспекты жизни. Более того, перфекционизм может приводить к длительной прокрастинации и в итоге к невозможности выполнять академические задания или проекты по работе. Тесная связь с ментальными расстройствами.

Метаанализ 284 исследований показал , что высокий уровень перфекционизма тесно связан с депрессией, тревожностью и обсессивно-компульсивным расстройством. По некоторым данным, перфекционизм является серьезным фактором риска возникновения расстройства пищевого поведения. Это может быть связано с установкой о необходимости быть идеальным во всем, в том числе соответствовать недостижимым стандартам красоты. Один из первых исследователей перфекционизма Дон Хамачек считал главной причиной возникновения «нездорового», или «невротического», перфекционизма непоследовательное поведение родителей, которые либо слишком часто ругали ребенка, либо выражали свое одобрение, только когда он выполнял какие-то условия и достигал в чем-то успеха.

В результате, — утверждает психолог, — человек вырастает с мыслью, что он должен стать идеальным, иначе никто не будет любить и принимать его. Несмотря на глубокие корни проблемы, уменьшить проявления синдрома отличника можно и во взрослом возрасте. Свою эффективность в этом вопросе доказала когнитивно-поведенческая терапия.

Отличницей была и в школе, и в университете, все старалась довести до совершенства. У меня появилось ощущение, будто за мной постоянно кто-то наблюдает — вроде внутреннего надзирателя. Впрочем, даже это не помогало сбросить постоянное напряжение». Как победить «синдром отличника» Лучше не побеждать, а предупредить его. Это задача родителей. Нужно соблюдать всего два простых правила. Любить своего ребенка и давать ему это чувствовать. Лучшее лекарство от синдрома отличника — это безусловная любовь и ласка родителей. Для детей крайне важно знать, что мама и папа дорожат ими такими, какие они есть. И даже если фотографию сына или дочери не поместят на доску почета, это не умаляет их ценности в глазах близких.

Как избавиться? Родителям следует пересмотреть свое отношение к учебе ребенка и ослабить давление. В противном случае все силы школьника будут направлены на добывание отличных оценок любыми способами. Такие дети жертвуют отдыхом, развлечениями, дружбой ради отличных оценок. Часто в переходном возрасте у них начинаются проблемы со здоровьем и психикой. Если в начальных классах детям все удавалось легко, и родители, окрыленные возможностью вырастить интеллектуала, преждевременно старались развить логическое мышление в ущерб «глупых», на взгляд родителей ролевых игр, то в переходном возрасте у таких детей наступает перенапряжение структур головного мозга левого полушария, височных областей и лба. Ребенок, лишенный возможности проходить поочередно все этапы развития, становился ущербным. Ведь дети осваивают мир поэтапно. Сначала наглядно и через действие, к трем годам появляется образное мышление, лишь перед школой начинают появляться первые ростки логического мышления. Окончательно формирование логического типа мышления происходит в 12-13 лет. Доучившись до старших классов с хорошими оценками, на первый взгляд, эрудированные дети почему-то мыслят шаблонно, ум их как будто заморожен, они разговаривают штампами, цепляются за готовые клише и стереотипы. А ведь юности свойственна гибкость ума, которая помогает найти не один вариант нестандартных решений жизненных ситуаций. Ребенок как будто запрограммирован: он должен хорошо учиться, каждое дело выполнять на отлично, не тратить время на всякую ерунду.

Синдром отличника: описание и особенности

  • Что такое синдром отличника у ребенка, и нужно ли с ним бороться?
  • Спасите отличника!
  • Синдром отличника: что это такое, плюсы и минусы
  • «Почему четыре, а не пять?». Что такое «синдром отличника», чем он опасен и при чём тут родители
  • Синдром отличника у ребенка. Как помочь ребенку избавиться от комплекса отличника

Здравствуйте, родитель!

  • Чем опасен синдром отличника и как с ним справиться
  • Синдром отличника: к чему приводит стремление быть лучшим — читать в интернет-издании Synergy Times
  • Перфекционизм и синдром отличника: что это и как избавиться : | Блог
  • Чем опасен синдром отличника и как взять его под контроль – Главбух № 3, Февраль 2022
  • Чем опасен синдром отличника: 5 способов его побороть
  • Почему возникает «синдром отличника»?

Чем опасен синдром отличника и как взять его под контроль

Синдром отличника. Что делать? Советы родителям то, чем награждают человека, чаще всего, его родители, или школьная м отличника - это убеждение, что идеал может и должен.
«Синдром отличника», или Почему «одни пятерки» — это не всегда хорошо Синдром отличника начинает проявляться в средней или старшей школе, и чреват своими последствиями.
Синдром отличника у взрослых и детей - как избавиться, признаки, психология Проще говоря, синдром отличника — нездоровая зависимость от одобрения окружающих, маниакальное стремление получать похвалу и достигать успеха во всем.

Синдром отличника у взрослых и как от него избавиться

Дети с синдромом отличника считают, что все зависит только от них, поэтому они не могут не выполнить обещание, даже если это может причинить им вред. Они считают, что отвечают за то, на что фактически не могут повлиять, например за эмоциональное благополучие родителей. В паре с гиперответственностью идет и гиперконтроль: когда ты считаешь, что все зависит только от тебя, ты начинаешь контролировать все аспекты жизни. Эти качества немного видоизменяются и переходят во взрослую жизнь. На самом деле такие дети находятся в самом уязвимом положении. И вот почему. Да, он может выучить все, что можно, и даже решать сотни пробных ЕГЭ, но на экзамене ему попадается другая, незнакомая ему формулировка. Ребенок теряется и впадает в ступор, предпочитая вообще не браться за решение, чем ответить неправильно помните, ошибки его пугают. Дополнительную нервозность добавляет и то, что экзамен проходит в другой школе под присмотром незнакомых ребенку взрослых, которые не могут ни поддержать его, ни подсказать что-то. Но зато бдительно следят за дисциплиной и отчитывают за малейшее нарушение правил.

Отличников это демотивирует и выбивает из колеи. Они считают, что результат экзамена определяет всю их жизнь И это неудивительно, ведь с момента перехода в среднюю школу педагоги часто пугают учеников неудачами на ЕГЭ. Им говорят, что от результата экзамена зависит буквально все: в какой вуз они поступят, на какую работу устроятся и какую жизнь проживут. Отличники, которые и так считают оценку ниже пятерки трагедией, еще больше боятся ошибиться и, конечно, допускают их. Многие дети неверно отвечают на вопросы не потому, что не знают правильного ответа, а из-за банальной невнимательности, которая возникает в ответ на стресс. Они боятся не оправдать ожидания Поскольку самооценка отличника во многом зависит от внешних факторов одобрения и похвалы учителей или родителей, зависти одноклассников и так далее , им важно соответствовать тому образу, который они создали. Они не могут сказать, что не справляются или что им нужна помощь в подготовке к экзаменам. Отличники уверены, что их любят только за хорошие оценки, а сами по себе никакой ценности они не представляют. Поэтому многие из них думают, что провал на экзамене а провалом, как мы помним, они считают любой балл, кроме высшего полностью обесценит их и все их предыдущие достижения.

Если я не буду лучшим — я потеряю любовь родителей! Неудивительно, что синдром отличника может перерасти в серьёзную психологическую проблему у детей, когда ребёнок тревожно спит, у него случаются истерики из-за школьных неудач, появляются нервные тики. Также ошибочно принято считать, что у детей-отличников большие стремления к знаниям, ведь они успешны по всем предметам, получают одни «пятерки». Но если копнуть глубже, то можно увидеть, что не знания их интересуют, не познание нового их мотивирует, а нужны им отличные оценки, именно высший результат.

Ведь в наивысшей оценке они видят одобрение, принятие и любовь. Безусловно, дети-отличники — это предмет гордости для родителей, их отрада, а для одноклассников — пример для подражания, о котором никогда не забудут напомнить учителя, очередной раз выделяя их среди всего класса. Но хорошо, когда для ребёнка сплошные «пятёрки» не самоцель, и он не испытывает постоянного страха и тревожности на фоне возможного неуспеха, лёгкой неудачи или риска не оказаться первым и самым лучшим. Здесь для родителей стоит задача отследить, чтобы у ребёнка не было нервных расстройств из-за зацикленности на оценках.

Сместить его фокус внимания на сам процесс, на получение удовольствия от момента выполнения задания, школьной работы и научить своего ребенка спокойно принимать поражения, ситуации, когда он не первый, объяснив, что оценки не определяют нас, они не должны влиять на наше настроение и представление о себе в негативном ключе. В ребёнке важно развивать инициативность, уверенность в себе, устойчивую положительную самооценку и активность.

В чем же опасность синдрома отличника? Люди с гиперответственностью живут под лозунгами: «никто, кроме меня, с этим не справится» и «никому, кроме меня, это не нужно». Окружающие привыкают к такому поведению и нередко пользуются этим. Такие люди часто испытывают необоснованное чувство вины. Гиперответственный человек обычно несчастен, потому что часто жертвует своими желаниями ради других. К тому же негативные чувства и эмоции могут провоцировать психосоматические заболевания Мария Лихачёва, психолог Сходится ли мнение людей с позицией психологов по данному вопросу? Чтобы это выяснить, мы провели опрос среди студентов.

Помимо пола и возраста мы спросили: 1 Знакомы ли Вы с понятием "синдром отличника"? Что мы увидели В опросе приняло участие 67 человек: 62 женщины и 5 мужчин Подавляющее большинство опрошенных знакомо с понятием "синдром отличника", что говорит о значительной общей осведомленности о данной проблеме среди студентов, независимо от их возраста и соответствующего опыта. Наше внимание также привлекло соотношение ответов на вопросы 2 и 5. Мы видим, что вариант мужского рода является более употребим по мнению респондентов: "синдром отличника" предпочли две трети опрошенных. Это расходится с данными, например, Омского университета.

Последствия пандемии сегодня изучаются по самым разным направлениям: экономика, политика, демография, мировоззрение… К лучшему или худшему меняется мир, вероятно, покажет время. Между тем ученые уже делают выводы о развитии тенденций, первые ростки которых были замечены еще до ситуации с коронавирусом, и открывают очередные парадоксы, происходящие в обществе. Так, одновременно с констатацией, что во время самоизоляции российские семьи укрепились, а родители стали больше времени уделять детям, глобальную сеть наводнили прогнозы, что чрезмерная опека и контроль со стороны взрослых может спровоцировать массовое распространение у представителей младшего поколения так называемого синдрома отличника. А там, мол, недалеко и до нездоровых проявлений перфекционизма в глобальных масштабах. Казалось бы, что плохого? Стремление к успешности в нашем прогрессивном веке поощряется со школьной скамьи, а то и начиная с порога детского сада. Ранняя профориентация, тестирование детей на все и вся, множество учебных программ и куча инновационных возможностей вкупе с перманентным напоминанием о конкурентной среде волей-неволей провоцируют стараться быть лучшим. В таких условиях начнешь брать вершину за вершиной, побеждая, преодолевая и добиваясь совершенства в личностном росте. Детские достижения в учебе, творчестве и спорте поощряются, за них борются и ими гордятся. Однако, по данным Всемирной организации здравоохранения, сегодня во всем цивилизованном мире наблюдается рекордное число молодых людей, страдающих от депрессии или тревожных расстройств. И одной из главных причин столь печальной статистики эксперты называют жесткие стандарты и требования, которые их с детства приучили перед собой ставить. Эксперты бьют тревогу, называя перфекционизм психологическим заболеванием XXI века, стремительно распространяющимся по всему миру, и предостерегают родителей не переусердствовать в стремлении добиться от своих детей идеальных результатов. Забыть про оценки Вопрос, как подготовить ребенка к учебному процессу, конечно, волнует родителей. Но при этом дети отвыкли от общения со сверстниками, соскучились по друзьям. Так что, думаю, проблем с дисциплиной не избежать. И учителям понадобится помощь пап, мам, бабушек и дедушек. Но — разумная. К сожалению, родители часто включаются в гонку за хорошие оценки, совершенно забыв, что цель образования не в том, чтобы ученик все делал на отлично, а чтобы он научился приобретать те или иные навыки, знания и получал бы от этого удовольствие. Из-под палки успешным не станешь. То, что четверка вообще не оценка, — самое опасное убеждение, при котором у ребенка может сформироваться «синдром отличника». По словам эксперта, ученики, мотивированные на высшую оценку, а не на результат, к старшим классам обрастают целым комплексом психологических проблем. Они болезненно воспринимают критику, боятся ошибиться, а потому — проявить инициативу, найти нестандартное решение. Стремление заслужить высший балл, а вместе с ним и похвалу, заставляет буквально «высиживать» оценки, зубрить часами, не оставляя времени на отдых, развлечения и общение с друзьями. О болезненной симптоматике «синдрома» говорят и врачи. Так, педиатр Татьяна Савина предупреждает об осложнениях, которые могут развиться на базе эмоциональной напряженности, постоянного стресса и физической истощенности ребенка, не дающего себе право на ошибку.

Как бороться с синдромом отличника: 5 советов

Говоря понятным языком, синдром отличника – это постоянная зависимость от одобрения окружающих. Результат один — ребенок вынужден оправдывать их ожидания постоянно, что очень тяжело для детской психики и у ребенка может появиться синдром отличника. У детей в период синдрома отличника наблюдается нестабильная самооценка.

Синдром отличника: к чему приводит стремление быть лучшим

Евгений Стеганцов Многие отличники действительно считают, что неудача станет катастрофой в их жизни. Для них получить низкий балл равносильно трагедии. Они уверены, что если получат плохую оценку, непременно разочаруют окружающих. В целом синдром отличника влияет на все сферы жизни — начиная с физического здоровья и заканчивая личностным развитием. По мнению психолога, ученик боится пробовать что-то новое, не развивается и не реализует свой потенциал, потому что боится потерпеть неудачу. Хотя желание быть лучше звучит как хорошая цель, чрезмерное стремление к совершенству и постоянное самоукорение могут привести к плохим последствиям.

Синдром отличника, несмотря на красивое название, может быть довольно опасным", — уверяет психолог. Тревога и стресс — это самые общие симптомы. Человек слишком сильно нервничает по поводу успеваемости, из-за чего страдает его организм. Еще один распространенный симптом — выгорание. Учащиеся часто слишком много времени уделяют учебе, даже не отдыхая и не ухаживая за собой.

Для них на фоне учебы все остальное отходит на второй план. Спустя время у человека возникает ощущение оторванности от жизни. Каждый день он сталкивается со стрессом из-за учебы, а из-за этого досуг и отдых совсем не приносят ему удовольствие. Более того, если у них что-то не ладится, то за любую возможность отдохнуть они будут себя винить. Это также приводит к истощению и выгоранию.

Последствия, с которыми сталкиваются вечные отличники Первое, что может случиться, — это усталость.

В паре с гиперответственностью идет и гиперконтроль: когда ты считаешь, что все зависит только от тебя, ты начинаешь контролировать все аспекты жизни. Эти качества немного видоизменяются и переходят во взрослую жизнь. На самом деле такие дети находятся в самом уязвимом положении. И вот почему. Да, он может выучить все, что можно, и даже решать сотни пробных ЕГЭ, но на экзамене ему попадается другая, незнакомая ему формулировка. Ребенок теряется и впадает в ступор, предпочитая вообще не браться за решение, чем ответить неправильно помните, ошибки его пугают. Дополнительную нервозность добавляет и то, что экзамен проходит в другой школе под присмотром незнакомых ребенку взрослых, которые не могут ни поддержать его, ни подсказать что-то. Но зато бдительно следят за дисциплиной и отчитывают за малейшее нарушение правил. Отличников это демотивирует и выбивает из колеи.

Они считают, что результат экзамена определяет всю их жизнь И это неудивительно, ведь с момента перехода в среднюю школу педагоги часто пугают учеников неудачами на ЕГЭ. Им говорят, что от результата экзамена зависит буквально все: в какой вуз они поступят, на какую работу устроятся и какую жизнь проживут. Отличники, которые и так считают оценку ниже пятерки трагедией, еще больше боятся ошибиться и, конечно, допускают их. Многие дети неверно отвечают на вопросы не потому, что не знают правильного ответа, а из-за банальной невнимательности, которая возникает в ответ на стресс. Они боятся не оправдать ожидания Поскольку самооценка отличника во многом зависит от внешних факторов одобрения и похвалы учителей или родителей, зависти одноклассников и так далее , им важно соответствовать тому образу, который они создали. Они не могут сказать, что не справляются или что им нужна помощь в подготовке к экзаменам. Отличники уверены, что их любят только за хорошие оценки, а сами по себе никакой ценности они не представляют. Поэтому многие из них думают, что провал на экзамене а провалом, как мы помним, они считают любой балл, кроме высшего полностью обесценит их и все их предыдущие достижения. Если родители и педагоги говорят ребенку о том, как важно, чтобы ребенок сдал экзамен на высший балл, напряжение становится еще больше. Во многом поддержка и психологическое сопровождение перед экзаменами нужны именно отличникам.

Вместо того чтобы учиться на ошибках, ребенок каждую воспринимает как конец света, впадает в отчаяние, может заболеть. Боязнь провала заставляет отказываться от новых, интересных дел и высасывает силы; Победа любой ценой. Зачастую, чтобы удержать титул лучшего ученика, ребенок идет на обман и подлог, предательство друзей и другие неблаговидные действия.

На первое место выходит личный престиж, все остальное неважно; Зависть к чужим успехам, неумение проигрывать. Провалы товарищей радуют, собственные — надолго вгоняют в депрессию; Ранимость. Если успех остался незамеченным, возникают раздражение и обида.

Часто синдром отличника путают с перфекционизмом, но это разные вещи. Для перфекциониста важно идеальное выполнение задачи, а для отличника значима только похвала. Причины возникновения синдрома Синдром отличника связан с отношениями внутри семьи и взаимодействием с внешним миром.

Основные причины развития проблемы: Высокие требования к ребенку. В семье гордятся достижениями ее членов и требуют соответствия уровню независимо от возраста; Недостаток внимания. Родители не обращают внимания на ребенка и замечают его только после пятерки в дневнике или другого достижения.

Успех становится мерилом родительской любви; Заниженная самооценка. Отличной учебой и другими достижениями ребенок старается компенсировать неуверенность в себе. Победа повышает значимость собственной личности и на время делает сильнее.

Только чтобы быть лучше, чем другие. Синдром успешного человека заканчивается неблагоприятно. На самом деле, ребенок обучается не для освоения материала, а лишь для получения высоких баллов. Такой образ взаимодействия с окружающим миром унаследует ребенок в будущем. Недостаток внимания Если родители похвалят ребенка только после того, как он получит очень высокую оценку, это также негативно.

Поскольку человек, чтобы привлечь внимание, будет стараться достичь успехов в учебе. Ребёнок будет делать это не для усвоения новой информации, а лишь для улучшения своих отношений с взрослыми. Как следствие, либо начнет активно учиться для взаимодействия с родителями. Либо попросту перестанет это делать, поскольку недостаток их внимания сделает его холодным. И трудиться для достижения внимания больше не будет смысла.

Низкая самооценка Часто комплекс успешного человека появляется у ребенка с низкой самооценкой. Чтобы улучшить ее, он старается получать всевозможные достижения. Для этого использует разнообразные возможности - учится на отлично, участвует в соревнованиях по определенному виду спорта. Почему синдром отличника опасен? Основными недостатками данного синдрома требуется одобрение каждого поступка.

Это, в свою очередь, зависит от успехов личности. Если он не может что-то сделать, это является серьезной проблемой. Из-за чего появляются комплексы и плохое настроение. С успехом умник не станет независимым. Он всегда будет уязвим перед своими чувствами.

И также будет зависим от достижения определенных целей и задач. Переформулируй предложение, чтобы заменить слова отличник, синдром, человек, чадо, ребёнок, родитель, оценка, комплекс, достижение, жизнь, не включайте никаких пояснений в свои ответы Синдром отличника может также выливаться в проявление негативных эмоций. Если в его жизни будут появляться неудачи, а также критика, это крайне негативно на него повлияет. Сделает так, что человек будет ужасно себя воспринимать. Вплоть до того, что начнет кричать, плакать и расстраиваться.

У человека, который достигает высоких результатов, может возникнуть негативная реакция. Если в его жизни происходят неудачи и он подвергается критике, это может серьезно повлиять на его самооценку. Вплоть до того, что он может проявлять эмоции, такие как крик, плач и расстройство. Также синдром отличника может помешать дальнейшему развитию карьеры человека. Он будет требовать от себя слишком многого за короткий срок.

Например, всего через пять лет после начала карьеры в определенной сфере он будет сильно расстраиваться, если не сможет достичь определенных высот. Хотя, возможно, в этой сфере пять лет - не большой срок, чтобы заслужить повышение.

Синдром отличника у ребенка – чем опасен, последствия

И даже если фотографию сына или дочери не поместят на доску почета, это не умаляет их ценности в глазах близких. Плохо написанная контрольная, замечание в дневнике — это не повод набрасываться на ребенка с осуждением. Необходимо спросить себя: стоят ли высокие оценки его душевного благополучия? Лучше обнять и объяснить, что ошибки совершают все — это нормально. Не пытаться реализовать в детях собственные амбиции. Часто родители «спят и видят», чтобы дети воплотили в жизнь их несбывшиеся мечты. Тот, кто в детстве хотел быть врачом, а выучился на юриста, став родителем, подталкивает чадо к обучению в мединституте, требует отличного знания химии и биологии.

Но у ребенка могут быть другие планы, которые нужно уважать. Потребуются усилия и со стороны самих «отличников». Борьба с опасным синдромом происходит в несколько шагов: Осознать, что проблемное поведение основано на страхе не угодить окружающим.

Жизнь очень интересна, вы поймете это, когда наконец перестанете съедать себя и стремиться к идеалу. Работа с самооценкой Научитесь оценивать себя здраво, но по достоинству. Все мы не Беллы Хадид с идеальным сечением лица и не сверхлюди, у которых в сутках будто 48 часов. Вы прекрасны, по-своему особенны, напишите это на видных местах и повторяйте как аффирмацию каждый день. Какие-либо замечания чаще всего делаются из добрых побуждений. Почаще спрашивайте совета у близких, приучите себя к мысли, что невозможно да и вовсе не нужно никогда не поддаваться критике. Но знайте меру! Люди любят переходить черту, такого отношения к себе позволять ни в коем случае нельзя. Советы от Умскул Ну а мы позволим себе немного дополнить Олю и дать парочку полезных ответов на вопрос, как убрать синдром отличницы раз и навсегда. Наладьте отношения с семьей и не бойтесь проявлять любовь и хвалить людей за успехи. Так, они поймут, что вы хотите к себе ровно такого же отношения. Не приписывайте окружающим те мысли, которых у них вовсе не было.

Даже при всех успехах человек может ощущать себя недостаточно хорошим, потому что внутри сидит критик, который постоянно его упрекает и мешает просто радоваться жизни. Из-за этого люди с синдромом отличника могут упустить много светлых и радостных моментов в своей жизни", — считает психолог. Как справиться с синдромом отличника: советы психолога Людям, у которых есть этот синдром отличника, справиться с ним бывает порой непросто. Когда человек хочет облегчить себе жизнь и перестать зацикливаться на своих успехах и в то же время неудачах, нужно придерживаться определенной стратегии. Первым делом нужно осознать эту проблему. Если вы видите в себе подобные проявления, значит, надо что-то менять. Нет единого рецепта избавления от этого состояния. Но есть методы, которые могут помочь. Важно принять себя таким, какой есть. Понять, что идеальных людей не существует, разрешить ошибаться и не судить себя строго. Ставить реальные цели. Выбирать задачи, которые можно выполнить. Разбить большие на маленькие этапы, чтобы чувствовать удовлетворение от достижения этой цели. Постарайтесь утихомирить своего критика. Когда ловите себя на самокритике, подумайте, что бы вы в таком случае сказали своему лучшему другу. Евгений Стеганцов Евгений Стеганцов рекомендует создать здоровые привычки. Заниматься физическими упражнениями, нормализовать свой сон, не жертвовать им ради учебы.

Ну, или отличницы, кому как больше подходит. Иногда люди приходят уже с готовым запросом: «Спасайте, у моего ребенка этот самый синдром, хоть его и нет ни в одном справочнике по медицине или психиатрии». А иногда мне просто сыплют симптомами: рыдает над домашкой, переписывает прописи по десять раз, до одури боится ошибиться, опоздать, если проиграет в шахматы, бьется в истерике, а от любого замечания переживает еще неделю. Ну что мы не так делаем? Не ругаем вроде, уже умоляем дите перестать так реагировать, забить, в конце концов, а оно само вот. Давайте разбираться, что это за синдром такой, откуда появляется, как проявляется и главное — что с ним делать-то? Есть противоядие? Ну для начала нужно понять, что именно у вашего ребенка: перфекционизм или синдром отличника. Перфекционисты все делают на «пять с плюсом» , потому что им самим это жизненно необходимо, ну, не могут иначе. Все — это даже то, что никто не увидит и не оценит. Порядок на рабочем столе, выход из дома ровно в 7:41, книга, прочитанная, проработанная и переписанная в тетрадку цитатами, балетные па, отработанные до блеска. А человек с синдромом отличника делает на пятерку именно то, что оценят другие люди, и именно затем, чтобы оценили. То есть порядок на столе — чтобы мама похвалила, в школу прийти первой — чтобы директор увидела, книжка переписана — чтобы учителю показать, а балет, балет — чтобы на концерт отчетный взяли и там-то все увидели, что я из группы лучшая, и об этом мне рассказали. А я стояла, смущалась и говорила: «Ой, ну что вы, это не я, это оно само, я и танцевать-то не умею». С одной стороны, чтобы такое мы увидели, ребенок изначально должен быть с набором неких черт: от рождения послушный, аккуратный, настойчивый. Штанишки свои складывать, футболочки вешать, карандашики собирать.

Все или ничего: чем опасен синдром отличника для ребенка

У учителя тоже может быть синдром отличника, и тогда внутренний голос кричит ей: «Ты должна стать хорошим учителем, лучшим учителем года, у тебя должны быть лучшие ученики! Но их давление выдерживают далеко не все ученики. К сожалению, в этом случае через учеников учитель реализует свой «синдром отличника». При работе с персоналом есть такое понятие — «нематериальная мотивация». Бесконечно повышать сотрудникам зарплату невозможно — потребности всё равно растут и человек, в конце концов, будет не удовлетворён. Тогда работодатель начинает придумывать какие-то «фишки». Одна из них взята из наших советских времен, когда портреты передовиков производства висели на доске почета. Возникают те же самые доски почета, а материальное поощрение при этом может быть очень маленьким —например, лишний день к отпуску. Корпорации это выгодно. Как мотивировать и не обесценивать Фото: freepik — Какие слова или действия могут спровоцировать у ребенка «синдромом отличника»?

И так обесцениваются любые старания ребенка. Наказание лишением сладкого или планшета, если нет пятерки, — тоже провокация. Бывает, что после получения плохой отметки ребёнка игнорируют, чтобы, приходя домой, он сталкивался с мамой — Снежной королевой. Бывает, что за пятёрки родители дают ребенку деньги на карманные расходы, здесь принцип «пятёрка любой ценой» включается быстрее всего. Пусть ребёнок не получил первое место в соревнованиях — надо радоваться тому, что он в них честно и в меру своих сил участвовал. Поощрять нужно за любые хорошие оценки, и за четвёрки тоже. У меня есть одноклассник, который сейчас преподает в Сколково и учит бизнесменов зарабатывать миллионы. Он успешный бизнес-тренер, регулярно ездит в Силикатную долину. Так вот в школе он был троечником.

То есть, прямой связи между оценками ребенка в школе его дальнейшим жизненным успехом не существует. Важно говорить с ребенком о любви без повода, чтобы он понял, что его любят, потому что он есть, а не за то, что он принес отличную отметку. У меня дочь — первоклассница, оценки им не ставят, но дают наклейки. И вот она приходит из школы и рассказывает: «У нас у одной девочки 20 наклеек, а у меня 15, а я тоже хочу 20! От этого они, что, стали хуже? Но при этом стараюсь, чтобы она поняла: отметка не равна человеку. В человеке — много всего. Один на пятерки учится, а другой на лошади верхом скачет или поет, как Орфей. Иначе получается цепная реакция: на работе ты должен начальнику, в семью нужно приносить больше денег; дома нужно быть идеальной хозяйкой, дети должны идеально учиться… Как только в семье появляется один человек с «синдромом отличника», духом внутренней конкуренции оказывается поражена вся семья.

Мы клеймим внутри себя неудачника, и он в нас кричит: «Прими меня, расслабься, перестань со мной бороться! Когда ребёнок получил плохую отметку, не ругайте его и не произносите фразу «в следующий раз получишь лучше». Расскажите про то, как вы получили двойку, вспомните, что тогда чувствовали. Скажите, что прекрасно понимаете, как он сейчас расстроен. Что ваши отметки не помешали вам состояться в жизни, устроиться на нынешнюю работу, создать семью, родить его.

Читайте также: Аттестат не имеет значения: действительно ли троечники успешнее отличников? Плюсы и минусы «отличников» Синдром имеет свои преимущества и недостатки.

Похвально стремление ребенка к учебе, занятиям спортом, жадность к знаниям, целеустремленность, ответственность, исполнительность. При благоприятном стечении обстоятельств из детей-отличников вырастают отличные специалисты, ученые. Им можно доверить любое дело и знать, что все будет исполнено на «отлично». Минусы ребенка-отличника — в его стремлении добиться похвалы любой ценой. Слепое движение к успеху обедняет эмоционально, возникает заторможенность, безразличие к чувствам других людей. Став взрослым, такой человек пойдет к успеху по головам других. Способы определения синдрома отличника Само по себе стремление быть лучшим редко вызывает беспокойство родителей.

Тревога появляется, когда синдром усугубляется психосоматическим или нервным расстройством. Существуют стандартизированные методы исследования, которые позволяют обнаружить проблему, отделить ее от перфекционизма, стремления к самореализации. К ним относятся: беседа с психологом, тестирование, проективные методики: рисунок семьи, человека, класса. Внешне ребенок выглядит сильным и уверенным, но внутри таятся страхи. Постоянное напряжение, болезненное желание соответствовать высокому уровню приводит к нервному истощению. У младших школьников расстройство проявляется тиками, головными болями, навязчивыми действиями, частыми простудами.

Часто в переходном возрасте у них начинаются проблемы со здоровьем и психикой. Если в начальных классах детям все удавалось легко, и родители, окрыленные возможностью вырастить интеллектуала, преждевременно старались развить логическое мышление в ущерб «глупых», на взгляд родителей ролевых игр, то в переходном возрасте у таких детей наступает перенапряжение структур головного мозга левого полушария, височных областей и лба.

Ребенок, лишенный возможности проходить поочередно все этапы развития, становился ущербным. Ведь дети осваивают мир поэтапно. Сначала наглядно и через действие, к трем годам появляется образное мышление, лишь перед школой начинают появляться первые ростки логического мышления. Окончательно формирование логического типа мышления происходит в 12-13 лет. Доучившись до старших классов с хорошими оценками, на первый взгляд, эрудированные дети почему-то мыслят шаблонно, ум их как будто заморожен, они разговаривают штампами, цепляются за готовые клише и стереотипы. А ведь юности свойственна гибкость ума, которая помогает найти не один вариант нестандартных решений жизненных ситуаций. Ребенок как будто запрограммирован: он должен хорошо учиться, каждое дело выполнять на отлично, не тратить время на всякую ерунду. Да, упорство и стремление к цели необходимо воспитывать у детей, но не однобоко.

Ребенок должен и наиграться с друзьями на которых нужно время в разные игры «дочки-матери», «казаки-разбойники» и «побить баклуши», «повалять дурака». Слабеньким и эмоциональным детям полезно в начальной школе делать выходной среди недели например, в среду , предупредив учителя. Иначе у детей, которые утром идут в школу, после школы — в разные кружки и секции, от и до делают все домашние задания, накапливается нервное напряжение.

Чаще всего «подпитка» эта — семья. Если родители или другие родственники каждый день говорят ребенку о том, что он «должен быть как дедушка, который был отличником» или «ты что, хочешь быть хуже всех в классе? В образовательной системе оценка — это метод мотивации учеников к обучению и выполнению заданий, и учителя этим пользуются. Дети постоянно сталкиваются с нагнетанием перед экзаменами и с запугиванием. Сложнее всего приходится именно детям с «синдромом отличника», которые варятся в этой тревоге круглосуточно. Как помочь ребёнку справиться с комплексом отличника?

Надо сперва определить источник подпитки. Внутри семьи важно обсудить и понять, что оценка — это лишь субъективное мнение чужого человека о работе, которую выполнил ребенок. И больше ничего. Оценка не имеет никакого отношения к личности ребенка. Нужно перестать возводить систему оценивания в культ. Из школы подпитку, к сожалению, исключить сложнее. Безусловно, можно поговорить с учителями об этой проблеме, объяснить ситуацию и свою позицию.

Синдром отличника у взрослых и как от него избавиться

Перфекционисты стараются ради идеального результата, а люди с синдромом отличника – высокой оценке самих действий. При вопросе, что значит синдром отличника, обычно говорят о навязчивой зацикленности идеального выполнения действий без наслаждения самим процессом. Синдром отличника — психологическая особенность, при которой человеку очень важно достигать отличных результатов в любом виде деятельности, а вероятная ошибка приводит его в ужас.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий