Однако Воланду удалось разглядеть в москвичах их светлую сторону, найти людей по-настоящему высоконравственных. Воланд, персонаж романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, высказывает свое мнение о москвичах в разговоре с Маргаритой. Что, по мнению Воланда, «испортило москвичей»? По мнению Воланда, героя Михаила Булгакова, квартирный вопрос испортил москвичей.
Что по мнению воланда испортило москвичей
Для того чтобы показать главные пороки москвичей, Воланд и его свита устраивают сеанс разоблачительной черной магии. 1 Воланд в сериале "Мастер и Маргарита", 2005 г. Девушка-вампир, помогающая Воланду и его свите наказывать москвичей, которых «испортил квартирный вопрос». Чудеса, демонстрируемые свитой Воланда, есть удовлетворение скрытых желаний людей. С людей слетает благопристойность, и проявляются вечные человеческие пороки: алчность, жестокость, корыстолюбие, лживость, ханжество.
Внезапное столкновение москвичей с нечистой силой выворачивает наизнанку видимость всех этих берлиозов, никаноров ивановичей и латунских. Внезапное столкновение москвичей с нечистой силой выворачивает наизнанку видимость всех этих берлиозов, никаноров ивановичей и латунских. Михаил Булгаков, “Мастер и Маргарита” – Квартирный вопрос только испортил их.
Анатолий Ануфриев "Тайны и шифры романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Только квартирный вопрос их испортил. Воланд с помощью свиты наказывает людей только за серьезные пороки. Почему Воланд сказал, что москвичей испортил "квартирный вопрос"? Согласно мнению Воланда, один вопрос испортил москвичей по мнению Булгакова. Этот вопрос стал ключевым фактором, приведшим к разрушительным последствиям в жизни города. Девушка-вампир, помогающая Воланду и его свите наказывать москвичей, которых «испортил квартирный вопрос».
Размышления Воланда в варьете
По мнению Булгакова, москвичей испортил булгаковский Воланд. Мнение Булгакова о москвичах, выраженное через Воланда и его демоническую команду, ярко демонстрирует особенности характера московских горожан. Воланд лишь наблюдает и констатирует пороки москвичей, наказывает за их грехи, воздает по заслугам. Испортил москвичей вопрос об идеале человека, по мнению Воланда, потому что люди перестали задумываться о своих поступках и утратили понятие морали.
Михаил Булгаков, "Мастер и Маргарита"
Квартирный вопрос, что испортил москвичей, это, как видится, не совсем про рабочих и служащих, обитателей коммуналок написано. Как изменились современные москвичи и что сказал бы о них сейчас Воланд? Какой вопрос, по мнению булгаковского Воланда, испортил москвичей?
Сцена в варьете в романе «Мастер и Маргарита»
Вентиляция отсутствовала, никакого центрального отопления и водоснабжения, естественно, не было. Зато было очень душно, накурено и шумно. Жизнь в коммунальной квартире была нелёгкой Морально-этический вопрос Бытовые трудности доставляли много неудобств, но постепенно с ними научились справляться: люди окультуривались, комнаты становились чище, а для народа были организованы «банные недели» и «недели стрижки и бритья». Куда большую проблему Булгаков видел в морально-этическом плане, о чем, собственно, и писал в своем романе.
По его мнению, коммуналка убивала личность: все было общим, все происходило на глазах десятков соседей. Булгаков писал: «Жилище есть основной камень жизни человеческой. Без жилища человек существовать не может».
Устами Воланда Булгаков сказал о москвичах: «Люди как люди… квартирный вопрос только испортил их…» Кадр из фильма «Мастер и Маргарита», 2005 год И в этих словах не только тоска писателя о привычном семейном укладе в киевской квартире, который он описывал в романе «Белая гвардия». Дом для Булгакова — это душа. Это то, что защищает человека от внешнего мира.
Булгаков записывает в дневнике: «Пока у меня нет квартиры, я не человек, а лишь пол человека. Без жилья человек не может существовать как личность». Кроме того, в коммунальных квартирах было легко установить тотальный контроль за каждым жильцом, а потому пышным цветом расцвели доносы и кляузы.
Самое время сохранить свой прогресс. Подтверди свой E-Mail и получи 50 приветственных монет 7 496 игроков онлайн Подписываясь на QuizzClub, вы соглашаетесь получать ежедневные вопросы Сменить язык с Русский на English. Мы определили ваш язык как English.
Есть и прочие условия, которые ведомы только специалисту в сфере недвижимости. Лес дремучий В последнее время, рассказывает Алеся, зачастую для покупки жилья используются такие финансовые продукты, как субсидии и сертификаты. В этой области простому человеку сложно самостоятельно разобраться. Успешно реализовать субсидию не так просто, как кажется на первый взгляд. Во-первых, срок её действия ограничен. Во-вторых, исторически люди в нашей стране больше доверяют наличным, а субсидия — безналичные деньги и не каждого продавца это устраивает. В-третьих, субсидия перечисляется на счет продавца квартиры, приобретаемой очередником, что затрудняет приобретение квартиры, участвующей в «цепочке».
В-четвертых, в этом случае очень длительные сроки согласования документов и перечисления денег. Это только некоторые моменты, лежащие на поверхности. Именно поэтому, получившим или получающим безвозмездную субсидию, целесообразно для решения этих вопросов обратиться к специалисту агентства. Только специалист способен в минимальные сроки решить все вопросы с уполномоченными государственными структурами. Очевидно, что самостоятельно, без привлечения специалистов, вопрос приобретения и продажи решить сложно.
Один из них посмеялся над обстоятельствами собственной смерти, другой — усомнился в силе нечисти. Оба поплатились за это, каждый по-своему. Что же до имени героя, то, помимо аналогии с Теляевым, существует еще и версия об одном из советских журналов. Писателя якобы настолько шокировал выпуск «Безбожник.
Коровий», что фамилия персонажа родилась сама собой. Гелла Гелла — один из самых малозаметных и странных персонажей романа. Девушка-вампир, помогающая Воланду и его свите наказывать москвичей, которых «испортил квартирный вопрос». Вероятно, имя героини Булгаков позаимствовал из словаря Брокгауза и Ефрона, использовавшегося в процессе работы. Там указано, что «геллой» называлась безвременно погибшая девушка, превратившаяся в вампира. Роковой поцелуй, который делает Варенуху кровопийцей, роднит Геллу с героиней «Упыря» Алексея Толстого, а вся ее внешность, в том числе и красный шрам, — с гётевской Маргаритой, явившейся бывшему возлюбленному со шрамом на шее. Вампирша напоминает и образ, возникший в булгаковской же « Белой гвардии »: на глазах у Николая Турбина сторож Федор «ухватил за ногу труп женщины, и она, скользкая, со стуком сползла, как по маслу, на пол. Николке она показалась страшно красивой, как ведьма, и липкой. Глаза ее были раскрыты и глядели прямо на Федора.
Николка с трудом отвел глаза от шрама, опоясывающего ее, как красной лентой». В финальном эпизоде полета Воланда и его свиты Гелла отсутствует. Исследователи романа часто пытаются объяснить этот недочет тем, что Геллу, как низшего, «вспомогательного» члена свиты, Воланд мог просто не взять с собой. В редакции 1938 года она участвовала в последнем полете, следовательно, в предсмертном варианте Булгаков мог сознательно оставить ее среди людей.
Сочинение на тему булгаковская москва итоги воландовской ревизии
Это приводит к утрате спонтанности, интуиции и творческого мышления, что испортило москвичей и сделало их пассивными и слабыми. Подраздел 2: Сокровенные желания москвичей Воланд, воплощение зла в произведении Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», раскрывает перед нами темную сторону души москвичей. Он уверен, что один из вопросов, который испортил москвичей, связан с их сокровенными желаниями. Булгаковский Воланд утверждает, что эти сокровенные желания приводят к жадности, ненасытности и коррупции обитателей столицы.
Москвичи, согласно его мнению, потеряли внутреннюю гармонию и баланс, они готовы пойти на любые жертвы, чтобы осуществить свои желания, даже если это противоречит нормам и законам. Такие сокровенные желания приводят к разрушению моральных ценностей и духовности. Москвичи стали сосредотачиваться только на доступной материальной отдаче и немедленном удовлетворении своих желаний.
Они перестали ценить искренность, душевную свободу и уважение к ближнему. Однако Воланд считает, что сокровенные желания москвичей могут быть изменены. Он призывает к пониманию, что истинное счастье и достижение сокровенных желаний не связано с материальными благами, а скорее с удовлетворенностью души и честностью перед собой и окружающими.
Он напоминает москвичам, что отказ от жадности и корысти, восстановление духовных ценностей и взаимоуважение помогут им найти истинное счастье и исправить свои сокровенные желания. Глава 3: Попытка создать собственную реальность В мнении Воланда, один вопрос испортил москвичей в романе Михаила Булгакова. Этот вопрос касается способности людей создавать свою собственную реальность.
Воланд считает, что москвичи, как и большинство людей, склонны верить в то, что они могут контролировать мир вокруг себя и создавать свои собственные иллюзии. Воланд утверждает, что этот вопрос перевернул сознание москвичей. Они начали жить в своих грезах и фантазиях, забывая о реальном мире и заботясь только о своих желаниях и удовольствиях.
По мнению Воланда, это приводит к искажению реальности и потере связи с реальными ценностями и нравственностью. Читайте также: Написание слова "ненавидеть" или "не навидеть": как правильно? Воланд считает, что иллюзия создания собственной реальности лишает людей способности видеть и понимать мир таким, какой он есть.
Они перестают видеть чужое страдание и нужды других людей, становятся эгоистичными и равнодушными к истинным ценностям. Воланд призывает москвичей и всех людей отказаться от этой иллюзии и обратиться к реальности, чтобы найти истинное счастье и гармонию. Подраздел 1: Вопрос об идеале человека По мнению булгаковского Воланда, вопрос об идеале человека является тем, который испортил москвичей.
Эта мысль пронизывает его роман «Мастер и Маргарита», где он представляет Москву как место, где люди потеряли свою нравственность и идеалы. Воланд считает, что идеалы человека должны быть связаны с высокими моральными принципами, честностью и добросовестностью. Однако он видит, что москвичи забыли об этих ценностях и стали стремиться только к материальному благополучию.
Испортил москвичей вопрос об идеале человека, по мнению Воланда, потому что люди перестали задумываться о своих поступках и утратили понятие морали. Они стали эгоистичными и готовыми на любые жертвы, лишь бы достичь своих целей. Подраздел 2: Проблема искажения исторической памяти Согласно мнению булгаковского Воланда, одним из вопросов, который испортил москвичей, является проблема искажения исторической памяти.
Москва — город с богатой историей, важность которой нельзя недооценивать.
Не только элитное жилье толкало москвичей на такую низость, значит, Могарыч олицетворяет собой не кого иного, как Иуду, предавшего Иисуса за какие-то тридцать серебряников. Нечистая сила в Москве На примере жителей столицы в романе Булгаковым показываются пороки и духовные несовершенства, свойственные человечеству в целом.
Писатель никогда не скрывал, что имел достаточно скептический настрой в отношении нравственного прогресса человеческого рода. Такой же делает вывод и Воланд о москвичах. Будучи воплощением и олицетворением самого дьявола в творении Михаила Афанасьевича, персонаж Воланда в Москве предстает перед читателями глубоко образованным в области культуры и философии, внешне опрятным и с чувством юмора в образе иностранного гостя.
Фейерверк людских грехов, устроенный маэстро Воландом, находит свое отражение в сцене вечернего представления в московском театре Варьете. Благопристойные приличного вида граждане, чинно собравшиеся поглазеть на зрелищное представление, практически теряют человеческий облик, пытаясь набрать побольше драгоценных бумажек после устроенного в ходе представления денежного дождя. Потребительство жителей города и угода своим сиюминутным порывам раскрывается автором легендарного романа мастерски в сцене с бесплатными мехами, шелками и чулками для прекрасных дам, хватающих все подряд, вне зависимости даже от размера и стиля изделий.
С номенклатурными обитателями Варьете нечистая сила с Воландом во главе тоже разделалась, согласно их порокам. Так, заведующий театральным буфетом Соков, который получал наживу на реализации несвежих продуктов, неизлечимо заболел по части пищеварения, а нечестные капиталы его не спасли. Развратный директор театра Степа Лиходеев после всего, что устроили ему санитары пороков в романе, потерял интерес к спиртному и дамам, а также покинул столичное сытое место.
Финансовый директор Варьете Римский по доброй воле пошел служить в кукольный театр после всего того, что пережил за одну ночь в обществе Геллы и укушенного ею администратора заведения Варенухи.
Почти насильственно навязывая им толерантность как отсутствие своего мнения и безропотное потакание «Новому веянию» по раскрепощённости и нравственно - сексуальной эволюции вседозволенности, наносящих удар по семье и семейным традициям - истинным носителям высших ценностей и любви. Под демагогические и коварные лозунги «Дети имеют право на любовь», появились законы, разрешающие родителям продавать своих детей. Стало нормой и законным правом желание педофила «заиметь» десятилетнюю девочку или «облюбовать» девятилетнего мальчика. Произошедший слом вековых традиции и представлений людей о нормальности и моральных ценностях, вывел в разряд нормальных геев, трансгендеров, людей, считающих себя бесполыми, а также добровольно проводящих операции по его изменению - моральных уродов, агрессивно навязывающих свою сексуальную патологию всему обществу, требующих себе привилегий и широких прав. Людей стали готовить терпимо относится ко всем желающим изменить свою суть, заложенную творцом, подготавливая их толерантно относиться к созданию биороботов, со специфическим примитивным мышлением, непритязательных к еде, одежде и условиям существования, запрограммированных на выполнение ограниченных функций обслуживания. Во всей своей чудовищной красе предстал мыслительный и нравственный потенциал «Вершителей» в плане решения ими экологических и климатических проблем, а также тесно связанных с ними непомерным расходованием ресурсов и сырья, нарастания хаоса, недовольства и протестных явлений в обществе. Заключающийся в целенаправленном сокращении численности населения Земли на несколько миллиардов человек за счет развязывания локальных войн в разных частях света, искусственно созданных эпидемий и частичной стерилизации людей. После чего, по их мнению, на Земле наступит Рай для золотого миллиарда — элиты общества, обслуживание которого будет осуществляться небольшим количеством биороботов, запрограммированных на выполнение всех их капризов и прихотей, обеспечивая им комфортные и сытые условия существования.
Экскурс и обзор недалёкого будущего укрепили Воланда в первоначально сделанном им выводе, что несмотря ни на что, ни на какие экономические и политические реформы власть денег будет непобедимой, пока не изменится, оставаясь прежним, внутренний мир людей. Более того, при этом останется прежней и сущность поля их сознаний, несмотря на то, что границы его пластичны и определяются ими самими, они всегда будут в пределах Его Воланда территории, где добро разумно, разумно зло, и всё подчинено Его разумности и законам. На протяжении тысячелетий на Его территории расцветали и рушились цивилизации, развивались наука и техника, рос комфорт и благосостояние населения. А разумность этих цивилизаций, диктуемая неизменным агрессивным и алчным внутренним миром людей, не допускала понимания, как это можно не карать, не наказывать, покаянно всё прощать? Подобные слабости, свидетельствующие о несовершенстве духа, неизбежно приведут к насилию, произволу, крушению основ и хаосу, главнейшими из которых являются страх и шаблоны мышления: разделяй и властвуй, око за око, зуб за зуб, только силой и штыками можно сохранить мир и саму жизнь. Этими цивилизациями создавались и множились различные религиозные писания, в основе которых утверждались: греховная сущность людей, страх божий и сценарии битвы добра со злом. В них Единый Бог был разделён на различные, противоположные друг другу духовные образы, хитро вплетённые в тексты писаний для умелого манипулирования людьми. И все они содержали своды законов и заповедей, вытекающие из логики здравомыслия грозящей наказанием за их невыполнение. Логики страха, подавляющей высшие качества души: прощение, покаяние, любовь, сострадание, доброту, заставляющую людей здесь и сейчас предавать их исключая из взаимоотношений между собой, делая выбор в пользу здравомыслия и мнимого служения богу, проявляющегося в их стремлениях соблюдать заповеди и буквы закона писаний, выпрашивания у Бога благодати и прощения грехов своих.
Не осознающих, что такого рода служения принадлежит Ему При этом высшие духовные качества, всё же, эпизодически прорывались через сита разумности, внося некоторые коррективы в происходящие события, но, подавленные доминирующими страхом и здравомыслием, не были в состоянии кардинально изменить картину окружающего мира. Размышляя над этим Ему показались наивными и глупыми вековые чаяния людей однажды обрести рай, нирвану в царстве вечного блаженства и любви. Ведь всё это не внешние характеристики какого — либо мира, а всего лишь малая часть людского чувственного восприятия, занимающая доминирующее положение в сознании, блокирующая инстинкты, эмоции и прошлый жизненный опыт. Декодирующая и окрашивающая собой в розовый цвет осознаваемые картины внешнего мира. Вечное пребывание в этом состоянии сознания неизбежно обеднит опыт людей, утративших возможность испытать радость побед, остроту риска и другие потенциалы, дарованные им Творцом. Лишь в сравнении с которыми блаженство и счастье, связанные с любовью, могут восприниматься не привычными, рутинными и обыденными, а высшими ценностями, как награда за победу и преодолении себя в кипящем котле людских эмоций и страстей. В котором смертельная опасность, подстерегающая людей, проявляет их несовершенства, страхи и слабости духа. Даёт им возможность, преодолевая их, проявлять силу воли, бесстрашие, мужество и другие высшие человеческие качества. Позволяет подчинить разумности и осознанности безумие и ярость бессознательного зверя, грызущего цепи и клетки сознания и воли людей, усмирив которого, они смогут получить, наполнив силой, новый освоенный потенциал — смирение.
Так через страдания боль и кровь люди должны осваивать дарованные Богом различные потенциалы энергий, шаг за шагом идти по ступеням овладения своим могуществом, так как неуправляемая энергия разрушительна. А собрав и соединив воедино все свои освоенные потенциалы человек впервые сможет создать новое качество — целостность. В состоянии, которого, сознание и воля человека получит инструмент по - разному настраиваемый и перенастраиваемый, в зависимости от кардинально меняющихся внешних условий, инструмент, способный противостоять любым агрессивным проявлениям внешней среды. Этот инструмент, содержащий в себе колоссальную мощь и силу, будет подчинён и управляем высшими человеческими качествами: смирением, покаянием, состраданием, добротой и любовью, большую часть времени доминирующими над полем сознания людей, в котором всегда будет присутствовать и поле Его потенциалов. Не получив ответа, когда произойдёт качественная трансформация поля сознания людей, и сколько ещё потребуется столетий чтобы оно, приобретя целостность, стало управляться их высшими доминирующими потенциалами, Он понял, что случится это не раньше, чем смягчаться сердца человеческие.
А чтобы убедить пытливого читателя в неординарности Воланда, ему практически нет противопоставления.
Именно Воланд - главный герой романа. А Мастер, Маргарита, Бездомный, Иешуа и прочие - второстепенные герои. Еще одна цель книги - обыграть величие темных сил. А если бы в книге появились светлые образы, то она вышла бы совершенно другой. Бал сатаны больше походил бы на дешевый фарс с потусторонними спецэффектами и голыми ведьмами. А проделки свиты Воланда воспринимались бы как идиотские игры сбежавших из сумасшедшего дома.
Литература
В данном случае Булгаков опирается на широкий круг предшественников в изображении дьявола—черта—Сатаны— Мефистофеля Гете, Гоголь, Достоевский и одновременно полемизирует с ними. Булгаковский персонаж не столько творит зло, сколько обнаруживает его. Он читает человеческие мысли и, как рентгеновский аппарат, проявляет таящиеся в душах темные пятна распада.
Чтобы обличить пороки москвичей, Воланд и его свита совершают «сеанс черной магии с разоблачением». В театре Вальете герои разбрасывают деньги, и люди тут же начинают их собирать. При этом москвичи не задумаваются, откуда эти деньги, кто их и зачем дает.
Тем самым писатель показывает жадность, корысть людей. В итоге Воланд превращает деньги в бумажки и тем самым наказывает жителей. Женщины хватали все без разбора, они даже не смотрели на размер и стиль. В романе «Мастер и Маргарите» Воланд сказал, что москвичей испортил «квартирный вопрос». В 30-е гг.
В произведении подчеркивается, что советская власть раздает квартиры не просто так. Люди лишаются духовности, они становятся винтиками в системе и забывают о духовных ценностях. Например, писатель рассказывает про похороны племянника Поплавского, на которые приехал его дядя ради квартиры в Москве. Булгаков описывает роскошную квартиру 84, которая принадлежит критику Латунскому.
Воланд считает, что такое отношение к жилищу исказило приоритеты москвичей. Они утратили способность видеть истинные ценности жизни и стали зацикливаться на материальном. Квартирный вопрос стал одержимостью, что привело к потере духовного и нравственного баланса. Таким образом, Воланд считает, что именно квартирный вопрос испортил москвичей, заставив их забыть о более важных, философских и вечных вопросах жизни.
В итоге департамент предложил нам перезд в разнозначную квартиру, трехкомнатную, на всех 13ть человек. Мотивировав это тем, что мы переедем по реновации, а с очередью на улучшение жилищных условий будем разбираться потом. Читай — никогда. Такое положение дел не устроило нас и мы обратились с иском в суд. Этот этап мы проиграли. Решение суда вступает в законную силу через месяц, после его вынесения. Но уже через неделю после заседания, еще до получения решения на руки, судебные приставы начали исполнительное производство и выселили нас в новую трехкомнатную квартиру. С таким положением дел мы были категорически не согласны и подали апелляционную жалобу. Суд апелляционной инстанции отменил решение районного суда о переезде в разнозначную квартиру и обязал Департамент выделить варианты жилья из расчета 18 кв. Мы получили новое предложение, собрались все вместе и подписали согласие. Документы приняли и нас отправили на месяц ждать договора соцнайма. Вместо договоров, департамент вдруг требует от нас пройти новую перерегистрацию учетного дела, в несуществующем доме и квартире, в несуществующей очереди, несмотря на то, что 5ти летний срок с предыдущей не прошел последняя перерегистрация была в феврале 2022г.
По мнению Воланда, москвичей испортил квартирный вопрос. А рижан что портит? :-)
В ответ буфетчик так горько улыбнулся, что отпали все сомнения: да, среди москвичей есть мошенники. Скоре его навестил Азазелло, который «перекинулся» сначала в «паскудного воробья», затем в сестру милосердия с «мужским ртом». В итоге профессор получил повреждение рассудка. Вопил профессор, вглядевшись в ее рот. Он был мужской, кривой, до ушей, с одним клыком. Глаза у сестры были мертвые. Предприимчивый Алоизий Могарыч покупает у проводника штаны и возвращается в Москву, а через несколько месяцев занимает освободившийся пост финдиректора театра. Уплатив колоссальные деньги проводнику, Алоизий приобрел у него старую и засаленную пару штанов и из Вятки повернул обратно. Начинается перестрелка, но кот остается невредим и покидая «поле боя», опрокидывая примус. Квартиру охватывает пламя, и Воланд со своей свитой покидают квартиру. Он мигом навел его на ближайшего к нему стоящего, но у того раньше, чем кот успел выстрелить, в руке полыхнуло огнем, и вместе с выстрелом из маузера кот шлепнулся вниз головой с каминной полки на пол, уронив браунинг и бросив примус.
На комментарий швейцара, что у них все только за валюту, оба заявляют, что у них ее предостаточно. Они ведут себя неприлично. Кот на глазах у всех начинает нагло поедать с витрины продукты. Его товарищ разглагольствует на тему того, что несправедливо делить людей на тех, кто при валюте и тех, у кого ее нет, и отдавать лучшие товары иностранцам. И вся-то цена этому мандарину три копейки. И вот они уж свистят, как соловьи весной в лесу, тревожат милицию, отрывают ее от дела. Кот Бегемот поджигает магазин и уходит вместе с Коровьевым. Очевидцы впоследствии будут твердить, что оба странных субъекта подлетели в воздух и лопнули, как мыльный пузырь. Затем парочка приходит к «дому Грибоедова». Директор закрытого для чужих ресторана узнает в них хулиганов из Варьете, и впускает рассчитывая сообщить о них в органы.
Воланд в исполнении Олега Басилашвили Воланд в исполнении Олега Басилашвили Начнем с того, что тема квартирного вопроса является сквозной в творчестве Булгакова. От него страдает профессор Преображенский, которого всячески стараются уплотнить. И коль уж писатель так заостряет свое внимание на этой теме, то она явно для него близка. Если вспомнить раннюю биографию Булгакова, то можно понять, что в годы жизни в Киеве он вместе со своей большой семьей занимал целый этаж в доме на Андреевском спуске. Годы до революции были для него счастливым временем, после чего его ждали фронт, работа врачом в Вязьме, зависимость от морфия, долгие скитания и, наконец, попытки закрепиться в Москве.
Музей "Булгаковский дом" Музей "Булгаковский дом" За 13 лет Булгаков сменил много комнат, пока в 1934 году ему, наконец, не дали отдельную квартиру в доме жилищно-строительного кооперативного товарищества «Советский писатель». Для него квартирный вопрос, наконец, решился, но и тут, по воспоминаниям его супруги Елены, квартиры сперва получали самые хитрые и изворотливые: например, гражданин Б-н, доставший для кооператива 70 унитазов.
Но в чем же причина столь крепко вставшего квартирного вопроса? В 1917 году население Москвы составляло 1. В годы Гражданской войны в поисках пропитания население массово мигрировало, но после ее окончания в уже столичный город люди вновь стали возвращаться и к 1926 году число жителей составило почти 2 миллиона. Поскольку пролетариат, гегемон революции, до нее ютился в бараках и тесных и зловонных рабочих кварталах, а средств на строительство нового жилья катастрофически не хватало, власти решили вопрос со свойственной большевикам смекалкой: чуждые классы в их больших квартирах уплотнить а то и выселить из столицы , оставив минимум места, а в освободившиеся комнаты заселить рабочих с их семьями. Государство сопровождало этот процесс пропагандистскими материалами например, популярным в те годы фильмом «Уплотнение» , и в целом для рабочих это стало действительно серьезным шагом в сторону улучшения жилищных условий. Однако подобные меры неизбежно вызывали конфликты, и Булгаков, как писатель-интеллигент, не раз высмеивал хамство и невежество своих соседей. Михаил Булгаков Михаил Булгаков Но в определенный момент уплотнение перестало давать свои плоды, особенно когда растущая в промышленном отношении Москва к 1931 году выросла до 2.
Думаю, основная проблема в том, что мы являемся наследниками системы общедолевой собственности. И когда распадаются семьи, регулировать это спокойно не удаётся. И жилищный вопрос в итоге испортил не только москвичей, если вспомнить Булгакова», — сказала Николаева.