Новости блокада ленинграда эвакуация

Эвакуация населения из Ленинграда — одна из памятных страниц обороны города в период Великой Отечественной войны и блокады. Эвакуация населения из Ленинграда — одна из памятных страниц обороны города в период Великой Отечественной войны и блокады. Блокада Ленинграда — один из самых известных и трагических периодов Великой Отечественной войны. Издание в рамках акции по сохранению памяти о блокаде Ленинграда, объявленной в конце прошлого года, передал Президентской библиотеке сам 87-летний автор. Официальная советская версия о блокаде города Ленинграда рассказывает примерно следующее — город был взят в полное кольцо окружения с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 года.

В эвакуацию уехать было непросто, но вернуться – еще сложнее

Длинная история сложного переселения: в Перми открылась выставка, посвященная эвакуации из блокадного Ленинграда. Свыше пяти тысяч оцифрованных архивных дел с информацией о судьбах более чем 684 тысяч эвакуированных жителей блокадного Ленинграда переданы Архивному комитету Санкт-Петербурга. Путь до расположенного в тылу хлебного города Красноярска превратился для эвакуированных людей из блокадного Ленинграда в испытание, которое не всем оказалось под силу. В течение 2020-2021гг продолжалась масштабная работа с региональными архивными учреждениями по поиску и сбору информации об эвакуированных жителях блокадного Ленинграда, которых в годы войны судьба разбросала по всему Советскому Союзу. Ровно 81 год назад, в 1942 году, началась первая эвакуация жителей блокадного Ленинграда по льду Ладожского озера.

Блокада Ленинграда: Как спасали осаждённый город

Ленинград был окружен еще одним – внешним – кольцом блокады, отвлекая на себя огромное количество немецких войск. «Эвакуация детей Ленинграда в Ленинградскую область (1941)». Аннотация: Статья посвящена малоисследованному сюжету из истории эвакуации населения Ленинграда в годы блокады. Детей из блокадного Ленинграда вывозили в течение всех лет блокады, используя для этого все возможные средства: водный и железнодорожный транспорт, автодороги, Ледовую дорогу через Ладожское озеро, авиацию. Эвакуация — одна из самых памятных и болезненных страниц истории блокадного Ленинграда.

Судьбы 445 тысяч эвакуированных блокадников возвращены из забвения

К слову, Осиновецкий маяк, расположенный на юго-западе Ладожского озера, играл ключевую роль в период работы ледовой трассы - именно по его свету 22 ноября 1941 года водители первой автоколонны в истории Дороги жизни определили пункт назначения. Тогда это побережье Ладоги контролировали советские войска и тогда же его оперативно оборудовали для приема грузов: организовали подходные фарватеры и установили причалы. На Дороге жизни соорудили пункты обогрева и оказания первой помощи, посты технической поддержки, а позже на протяжении 30 километров через равные промежутки появились регулировщицы, в задачи которых входило обозначать для водителей правильный путь. Дорога жизни осталась в исторической памяти народа как грандиозный подвиг, позволивший сохранить бесчисленные жизни осажденных ленинградцев и отстоять северную столицу. Воюя с природой Важно понимать: Ладожское озеро к 1941 году оставалось малоисследованным - особенно его ледовый режим. Да и в целом славилось оно не только своими размерами, но и непредсказуемым характером, тяжелейшими погодными условиями и неравномерным замерзанием. Несмотря на это, советское военное руководство понимало, что Ладога - это единственный доступный способ бороться с бесчеловечной тактикой нацистских захватчиков, для которых голод и измор превратились в полноценных союзников по истреблению жителей Ленинграда. Нескончаемые обстрелы со стороны противника вкупе с переменчивым "настроением" озера делали путь до блокадного Ленинграда опасным для жизни - именно поэтому, как вспоминал академик Дмитрий Лихачев, Дорогу жизни часто называли "дорогой смерти". На спасительной трассе шоферов подстерегало множество угроз: от риска провалиться под ледовый покров до возможного попадания в автомобиль вражеского снаряда.

В Петербурге открыли выставку о детях, которых эвакуировали из Ленинграда в годы блокады. Материалы для нее собирали в государственном архиве Кировской области. Именно этот регион стал временным убежищем для 30 тысяч детей. Исторические документы рассказывают о том, как воспитанников детских домов сначала везли через линию фронта, потом распределяли по городам и поселкам.

Состояние жителей города ухудшалось — хлеб был сырой, состоял на две пятых из примесей. Началась цинга и дистрофия. Закончились запасы топлива, кроме того, в жилых домах прекратилась подача электричества. Вышел из строя водопровод, были разрушены 78 км канализационной сети. За сентябрь — ноябрь 1941 года в городе 251 раз раздавалась воздушная тревога. Средняя ежедневная продолжительность артобстрела в ноябре 1941 года достигла 9 часов. За время блокады от голода и обстрелов умерло более 641 тыс. Таким образом, в результате смертности, эвакуации и дополнительных призывов в армию население Ленинграда за период с сентября 1941 года по сентябрь 1942 года уменьшилось на 1 млн 837 тыс. В тяжелейших условиях блокады трудящиеся города давали фронту вооружение, снаряжение, обмундирование, боеприпасы. Борьба за Ленинград была ожесточенной. Большую заботу о городе проявляла вся страна.

Сами пытались искать родственников, потому что многие из детей не умели даже толком говорить. Ребят обеспечивали кровом, питанием, определяли в школы и даже на внеклассные занятия. Возвращать детей в Ленинград начали в конце 44-го. Сначала тех, у кого родители вернулись с фронта.

За кольцом блокады: как ленинградцев эвакуировали на Урал

Естественно, в таких условиях взяточничество было широко распространенным явлением. Человек, вселившийся до 01. Законодательство было настолько запутанным, что шансов вернуть себе квартиру у бывших владельцев почти не было. В квартиры тех, кто был эвакуирован, заселялись руководящие лица, а также их родственники. Один из них — принятие участия в «восстановлении» жилища. За понравившуюся квартиру чиновнику давалась определенная взятка, чтобы ее признали аварийной. Фиктивно человек делал ремонт, а затем уже вполне законно вселялся. В связи с этими махинациями с 29.

Лишь к середине пятидесятых годов прошлого столетия Ленинградский жилой фонд был полностью восстановлен.

Опубликовано: 08 сентября 2023 Просмотров: 726524 В этот день начался один из самых трагических этапов Великой Отечественной войны — блокада Ленинграда. Мужественные жители города стойко выдержали 872 дня, в течение которых сообщение с остальной страной поддерживалось только по Ладожскому озеру и по воздуху.

Блокада была снята 27 января 1944 года. В ходе битвы за Ленинград немецко-фашистские войска, прорвавшись через ст. Мга, 8 сентября 1941 года заняли Шлиссельбург Петрокрепость и отрезали Ленинград от остальной страны с суши. Согласно «Военной энциклопедии», в подготовленных в ставке Гитлера тезисах доклада «О блокаде Ленинграда» от 21 сентября отмечалось: «…б сначала мы блокируем Ленинград герметически и разрушаем город, если возможно, артиллерией и авиацией… г остатки «гарнизона крепости» останутся там на зиму.

Весной мы проникаем в город… вывезем всё, что осталось живое, в глубь России или возьмем в плен, сравняем Ленинград с землёй и передадим район севернее Невы Финляндии». Для осуществления этого плана противник не жалел ни сил, ни вооружения: по городу было выпущено около 150 тысяч снарядов и сброшено более 107 зажигательных и фугасных бомб. Жители города оказались в тяжелейших условиях. Запасы продовольствия были катастрофически ограничены, на 12 сентября 1941 года они составляли: хлеба, крупы и мяса — на 30—35 суток, жиров — на 45 суток, сахара и кондитерских изделий — на 60 суток.

Каменного угля при строжайшей экономии могло хватить только до ноября, жидкого топлива — до конца сентября.

Ледовый режим стремительно обрел статус главной проблемы Дороги жизни - несмотря на рассчитанную исследователями толщину, пригодную для движения грузовых автомобилей, в первые недели работы трассы на дно ушли порядка сотни полуторок. Причиной, вызывавшей внезапные проломы льда, оказался эффект резонанса, который сумел выявить советский ученый Наум Рейнов при помощи изобретенного им специального устройства - прогибографа. Наука внесла бесценный вклад в организацию максимально безопасного движения по 30-километровой трассе, и Дорога жизни в свою первую зиму функционировала до конца апреля 1942 года - тогда машины успешно проходили по озеру при толщине льда всего 10 сантиметров по сравнению с ноябрем, когда рекомендуемыми были 20 сантиметров. Отрицая саму смерть Установленные правила безопасного прохождения по дороге не устраняли риск для жизни. Напротив, каждый неверно сделанный шаг или неправильное решение вели к летальному исходу. Смертельная опасность таилась повсюду: в ледовых торосах, в потере ориентиров, в непрерывных вражеских артобстрелах. Для обеспечения светомаскировки предписывалось выключать фары, но водители предпочитали этого не делать. Да и противник, отлично знавший трассу, все равно был бессилен остановить на ней поток жизни.

Самое большее, что он мог сделать, - это разбить одну или несколько машин.

Видео Ruptly. Ранее Минобороны России к 80-летию со дня полного освобождения Ленинграда от немецко-фашистской блокады опубликовало рассекреченные документы. Среди них — описания боевых действий, карты с планом советского командования, фотоотчёт работы артиллерии Балтийского флота, наградные листы защитников города.

Также сообщалось, что программа «Память сильнее времени» , посвящённая 80-й годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, прошла в пятницу, 26 января, в Доме офицеров городского округа Краснознаменск в Московской области.

Главархив рассказал, как москвичи поддерживали ленинградцев в блокаду

Потом она оказалась в концлагере в Порхове, и уже там ее — обовшивевшую, чуть живую — отдали крестьянам. Те переправили девочку к партизанам под Уторгош. Там она пережила рейд карателей — партизанскую деревню Горончарово они сожгли. Осенью 1945-го вернулась домой, в Ленинград. Судьбу Клавы Захаровой я пока обозначил лишь пунктиром, рассчитываю посвятить ей отдельную публикацию. Еще около 105 тысяч либо выехали за пределы Ленобласти, либо остались на оккупированной территории.

Почему трагедия в Боровенке вообще не попала в отчеты об эвакуации? Из каких районов Ленинграда были погибшие там дети? Кроме того, из-за налетов или просто из-за неразберихи какая-то часть детей могла потеряться. Например, академик Дмитрий Лихачев описывает, как в районе Любани испуганные и растерявшиеся воспитательницы бросили на произвол судьбы маленьких детишек, похватав только своих. А кто-то, наоборот, спасал, брал ребеночка к себе.

Очень много вопросов, как общих, так и частных, все еще не исследованных. Лишь длительная работа в архивах поможет в той или иной степени установить истину. В том числе там оставались эвакуированные ясли, которые власти не могли или не хотели переместить в дальние колхозы. Педагог А. Смирнова описала первую пережитую ею бомбардировку в Окуловском районе: «Однажды ночью немцы не пролетели мимо Боровёнки.

Очень близко, почти рядом, раздался оглушительный взрыв. Наше двухэтажное деревянное здание качнулось. Дети проснулись, закричали. Старшие дети, жившие на втором этаже, кинулись к выходу, стали скатываться вниз по лестнице… Дождавшись утра, наша заведующая пошла на станцию узнать, что фашисты бомбили, как далеко или близко от станции и нашего дома. Вернувшись, она сказала, что недалеко от станции есть небольшая речка и через неё — железнодорожный мост.

Здесь, сначала в Ваганове, а с февраля 1942 года на станции Борисова Грива, люди пересаживались в автомобили и в сопровождении среднего и младшего медицинского персонала следовали на восточный берег озера. Въезд на ледовую трассу у д. Из коллекции Военно-медицинского музея Въезд на ледовую трассу у д. Согласно специальной инструкции, начальник этапа эвакуации, организовавший посадку и погрузку раненых и больных в автомобили, был обязан проверить состояние обуви и одежды эвакуируемых, их обеспеченность теплыми портянками и рукавицами; организовать утепление поврежденных частей тела и дополнительное укутывание раненых, снабдить всех пассажиров химическими грелками; проинструктировать и проверить готовность медицинского персонала, сопровождавшего раненых и больных в пути. Название «полуторка» пошло от грузоподъемности автомобиля, она составляла 1,5 тонны. Из-за своей распространенности и относительно малой массы они отлично подходили для совершения рейсов по «Дороге жизни».

Однако ситуации с уходом автомобилей под лед не были редкостью, особенно в весенний период. Справлялись с этим разными методами: грузили машины не полностью, заливали ограниченное количество топлива только на дорогу в один конец , соблюдались жесткие правила следования колонн автомобилей с дистанцией в 100 метров и запрет на остановку, если другая машина из колонны начинала тонуть. Объездной мост на Ледовой трассе. Из коллекции Военно-медицинского музея Объездной мост на Ледовой трассе. Из коллекции Военно-медицинского музея Одна из таких «полуторок», которые снабжали блокированный Ленинград продовольствием и эвакуировали людей, находится сейчас в Военно-медицинском музее. Она проходит этап реставрации и скоро станет частью Музея блокадной медицины.

В том случае, когда для эвакуационных целей привлекался порожняк автомобильного транспорта подвоза, кузов застилался толстым слоем соломы, сена или же ветвями сосны, ели, а поверх этой подстилки набрасывались плащ-накидки, затем размещались раненые, укутанные в теплые одеяла и снабженные химическими грелками. Замыкал такую колонну санитарный автомобиль с сопровождающим медицинским персоналом, который доставлял обратно одеяла для их повторного использования.

Она длилась 872 дня и унесла, по разным данным, от 500 тысяч до 1,5 миллиона жизней. Накануне Владимир Путин возложил цветы к братской могиле, в которой похоронен его брат. Президент родился в Ленинграде и постоянно участвует в памятных мероприятиях, связанных с блокадой.

Так началась блокада. Отныне сообщение с городом поддерживалось только через Ладожское озеро и по воздуху. Советский Союз оказался на грани катастрофы: взятие неприятелем Северной Пальмиры привело бы к потере основных военно-морских баз на Балтике, вывело бы из строя промышленность города и помешало контрнаступлению Красной армии под Москвой Многие исследователи уверены, что Гитлер хотел не просто взять Ленинград, а решил полностью стереть его с лица Земли — соответствующую директиву немецкое командование приняло 22 сентября. Как город готовился к осаде Жители попавшего в блокаду города даже не думали сдаваться оккупантам.

В оперативном порядке появилось народное ополчение, в домах — в основном из женщин и детей — сформировались группы самозащиты: они должны были сбрасывать с крыш зданий зажигательные бомбы и оказывать помощь пострадавшим. Они тоже были обязаны принимать участие в строительстве оборонительных укреплений. По формулировке видного военачальника Кирилла Мерецкова, «в сентябре 1941 года более чем 300-тысячная армия немцев обложила Ленинград с юга и юго-востока, а финские войска нависли со стороны Карельского перешейка и вышли к реке Свирь ». В критической ситуации Сталин решил заменить командующего Ленинградским фронтом — вместо Климента Ворошилова был назначен Георгий Жуков. Стремясь во что бы то ни стало остановить отступление, он начал с крутых мер: отныне за оставление рубежей обороны полагался немедленный расстрел. Как рассказывал впоследствии Жуков поэту Константину Симонову, Сталин оценивал сложившееся под Ленинградом положение как катастрофическое и даже употребил слово «безнадежное», считая, что через несколько дней город придется считать потерянным Больше всего верховного главнокомандующего беспокоило объединение немцев с финнами, что неминуемо произошло бы после захвата Ленинграда, и формирование крайне опасной группировки к северу от Москвы. Назначение Жукова на пост командующего Ленинградским фронтом прошло буднично: Сталин передал ему записку для Ворошилова, которому предписывалось сдать фронт и возвращаться тем же самолетом. Жизнь в блокаде Немецкое наступление развивалось успешно, к 18 сентября нацисты захватили Пушкин и Слуцк Павловск , вышли к Финскому заливу в районе Петергофа. При своем максимальном продвижении агрессор остановился в пригородах Ленинграда: линия фронта проходила в 4 километрах от Кировского завода и в 16 километрах от Зимнего дворца.

По ее свидетельству, нацисты прибыли в Сиверский на мотоциклах. Мешающую и лаявшую на них собаку застрелили. Пса было очень жалко, потом немцы забрали у нас всех кур и запас яиц. Часть картошки нам все же оставили, и это помогло выжить». Движение снайперов До конца сентября в блокадном Ленинграде и области провели 11 партийных мобилизаций. Гитлер был так уверен в скором триумфе, что 7 октября 1941 года отдал приказ не принимать капитуляцию Ленинграда.

Вы точно человек?

Причём, куда именно - не сообщалось, единственное, что было сказано: информацию о новом месте дислокации этого учреждения доведут до нас дополнительно. Нынешней молодёжи или людям среднего возраста, которые привыкли к тому, что принятие различных незначительных решений у нас зачастую растягивается на многие месяцы, наверное, сложно представить, как можно так быстро всё устроить, да ещё не поставив в известность родственников. Но тогда это особого удивления не вызвало, хотя некоторые матери, узнав о предстоящей разлуке со своими детьми, в буквальном смысле этого слова кидались под колёса и не давали их увозить. Судя по всему, эвакуация проходила в обстановке строгой секретности именно для того, чтобы подобные эксцессы не носили массовый характер и не сорвали её. Валентина Николаевна с внуком - А когда эвакуировали Вас? Точно так же сообщили о том, чтобы я собрала вещи, зашила их в картофельный мешок и взяла с собой документы. К месту назначения, в Ярославскую область нас доставили в «телятниках» или «теплушках», как их сейчас чаще называют. Это товарные вагоны, переоборудованные для перевозки людей, с окошком для того, чтобы легче дышалось, и двухярусными нарами внутри. Железная дорога тогда работала в особом режиме. В приоритетном порядке пропускались поезда, следующие на фронт.

Вторая по значимости категория была — это порожняк с фронта, а третья, по крайней мере, на нашем направлении, - дети из Ленинграда. Так что добрались до конечной станции мы довольно-таки быстро. На разгрузку нам отвели ровно час, сразу после этого состав должен был отправиться обратно, за новой партией школьников. Ярославль ведь находится сравнительно недалеко от Петербурга и теоретически такая возможность, наверное, существовала? Личных автомобилей, как вы понимаете, тогда ни у кого не было, добраться даже в соседний регион и вернуться обратно за сутки, было довольно проблематично. Особенно учитывая, что пассажирские поезда стали ходить гораздо медленнее из-за необходимости пропускать военные эшелоны. Тем не менее, многие матери действительно договаривались с начальством, брали отгулы и ехали к своим детям, забирали их обратно в Ленинград. Их, конечно, можно было понять. Несмотря на то, что немец шёл довольно быстро, жизнь в городе изменилась только в сентябре.

Летом же всё оставалось по-старому, в связи с чем у многих действительно возникала иллюзия, будто война идёт в какой-то параллельной реальности. Единственное, в небо по вечерам поднимались заградительные аэростаты, которые создавали помехи фашистской авиации. Вот собственно и все отличия. Да и мы, не осознавая, насколько печально может закончиться наше возвращение, писали домой слёзные письма о том, как скучаем, как нам плохо без родителей. Мою мать, слава Богу, не отпустили с работы, а вот за другой девочкой, которая жила в нашей парадной, мама приехала. И забрала её. Как я узнала после войны, обе они умерли во время блокады от голода. В классы принесли панцирные кровати, и мы на них спали. Скучать, кстати, несмотря на отсутствие занятий, нам не приходилось, уже на третий день всех эвакуированных ребят отправили в поле вязать снопы льна.

Поначалу, конечно, ни у кого ничего не получалось, но постепенно мы освоили это нехитрое ремесло и начали работать не хуже взрослых. Тем временем фашисты подходили всё ближе и ближе. Так что совсем скоро, наверное, в августе, сейчас уже точно не помню, нас отправили за Урал, в Тюменскую область. Поселили в одном из интернатов, где мы и жили вплоть до 45-го года.

Эвакуируемые у Московского вокзала. Из коллекции Военно-медицинского музея Эвакуируемые у Московского вокзала. Из коллекции Военно-медицинского музея Очередным и наиболее ответственным этапом эвакуации населения был путь через Ладожское озеро. Здесь, сначала в Ваганове, а с февраля 1942 года на станции Борисова Грива, люди пересаживались в автомобили и в сопровождении среднего и младшего медицинского персонала следовали на восточный берег озера. Въезд на ледовую трассу у д. Из коллекции Военно-медицинского музея Въезд на ледовую трассу у д.

Согласно специальной инструкции, начальник этапа эвакуации, организовавший посадку и погрузку раненых и больных в автомобили, был обязан проверить состояние обуви и одежды эвакуируемых, их обеспеченность теплыми портянками и рукавицами; организовать утепление поврежденных частей тела и дополнительное укутывание раненых, снабдить всех пассажиров химическими грелками; проинструктировать и проверить готовность медицинского персонала, сопровождавшего раненых и больных в пути. Название «полуторка» пошло от грузоподъемности автомобиля, она составляла 1,5 тонны. Из-за своей распространенности и относительно малой массы они отлично подходили для совершения рейсов по «Дороге жизни». Однако ситуации с уходом автомобилей под лед не были редкостью, особенно в весенний период. Справлялись с этим разными методами: грузили машины не полностью, заливали ограниченное количество топлива только на дорогу в один конец , соблюдались жесткие правила следования колонн автомобилей с дистанцией в 100 метров и запрет на остановку, если другая машина из колонны начинала тонуть. Объездной мост на Ледовой трассе. Из коллекции Военно-медицинского музея Объездной мост на Ледовой трассе. Из коллекции Военно-медицинского музея Одна из таких «полуторок», которые снабжали блокированный Ленинград продовольствием и эвакуировали людей, находится сейчас в Военно-медицинском музее.

История одного детдома». В музее обороны и блокады Ленинграда открыли выставку, основанную на реальных событиях. Экспозиция рассказывает о непростых испытаниях ста маленьких ленинградцев в страшные годы войны. Маршрут посетителя в музее начинается от блокадного детского сада. Далее: лёд Ладожского озера, вагон поезда и пароход, увозящий детей из оккупированного Краснодарского края в солнечную Армению — конечную точку эвакуации. Галина Мицкевич со слезами на глазах изучает экспонаты выставки и пытается разглядеть себя, пятилетнюю, на архивной фотографии. Вместе с другими ребятами из своего детского сада она пережила сложный путь из блокадного города в Санаин — небольшой посёлок в Армении. В июле 41-го их отправили на юг Ленинградской области. Вспоминает, о начале войны им никто не говорил. Дети, кто хочет — объявите родителям. И пусть они вас собирают.

Заболела и младшая сестра Валерии. Её определили в госпиталь в тяжёлом состоянии. Мать девочек устроилась работать на мясокомбинат, определив Валерию в детский сад, но вскоре заболела и умерла. Младшую сестру отдали в детдом и удочерили. Девочки потерялись на долгие годы. Когда Валерия повзрослела, то стала искать свою сестру, и оказалось, что та жила совсем рядом.

Оборона Ленинграда

В течение 2020-2021гг продолжалась масштабная работа с региональными архивными учреждениями по поиску и сбору информации об эвакуированных жителях блокадного Ленинграда, которых в годы войны судьба разбросала по всему Советскому Союзу. В Горячий Ключ из блокадного Ленинграда были эвакуированы несколько сотен детей. В июле — августе 1941 г. эвакуация из Ленинграда была форсирована, особое внимание уделялось вывозу оборонных предприятий вместе с квалифицированными рабочими. Организаторы ранней эвакуации из Ленинграда ошиблись с выбором ее направления, но поступить иначе не имели права.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий