Принято считать, что идея создания Академии наук в Петербурге родилась из бесед первого российского императора с Лейбницем. В 1841 году Академия Российская превращается во Второе отделение, русского языка и словесности, Императорской Петербургской Академии наук. Так что Академия наук сыграла огромную роль в распространении научных знаний в России. Дата выбрана неслучайно — именно 8 февраля 1724 года императором Петром I была открыта Российская академия наук.
«...Наблюдение за делом художественного образования и воспитания в России.»
Академия наук была задумана как многоцелевая организация. Структурно она состояла из трех частей: собственно научного подразделения; высшего учебного заведения для подготовки российских «натуральных» ученых и, наконец, гимназии, где юноши готовились бы к учению в Академическом университете. Петр I был практичен и требовал, чтобы новое учреждение работало «с малыми убытками» и более эффективно, чем его зарубежные аналоги. И считал, что первые материальные условия для деятельности Академии достаточно подготовлены. Имелась немалая библиотека, захваченная при военных действиях в Прибалтике. Любимым детищем императора также была Кунсткамера, и особым указом повелевалось доставлять в нее со всех концов России «уродов», редкости, старинные вещи; за доставку полагалось денежное вознаграждение, за утайку — штраф. Академия призвана была не только вести научные исследования, но и способствовать развитию «вольных художеств и мануфактур» путем создания для них «удобных машин» и инструментов. Иначе говоря, научное знание должно приносить пользу производству. В штате Академии было 11 академиков, представлявших первый, второй и третий класс наук. В первом — классе математических наук — академики занимались математикой, астрономией, географией, навигацией, механикой.
Во втором — классе естественных наук — изучали физику, анатомию, химию и ботанику. В третьем — классе «гуманиоры, гистории и права» — академики вели исследования в областях риторики, античной и новой истории, естественного и публичного права, политики и этики. Чего же именно ждали от академиков? Они должны были «в своей науке добрых авторов, которые в иных государствах издаются, читать», «сочинять из оных экстракты» и публиковать их «с протчими изобретениями и розсуждениями». Все новейшие «декуверты» изобретения следовало: «1 Розискивать и свою апробацию откровенно о том сообщать, сиречь — верны ли оныя изобретения; 2 Великой ли пользы суть или малой; 3 Известны ли оныя прежде сего бывали или нет? Таким образом, речь шла по преимуществу о прикладной науке. Важной функцией нового учреждения стала и популяризация научных знаний — перевод и сочинение книг, чтение публичных лекций. Лицо с неопределенным социальным статусом. Эти слова практически ничего не говорили русскому уху.
Какой бы мировой известностью они ни пользовались, в глазах дворянской аристократии ученые мало отличались от образованной домашней прислуги. Однако при этом сам император все же учитывал специфику ученых как людей особой природы. Первую оценку-характеристику ученых мы находим в проекте Положения об Академии. Впервые о бескорыстии ученых людей здесь заявлено как о их неотъемлемом свойстве. В Западной Европе, особенно Германии, профессора традиционно были окружены почетом, всеобщим уважением, общественный статус их был высок. Поэтому было непросто набрать для Российской Академии видных ученых, которые согласились бы оставить родные пенаты ради снежной «страны варваров». Однако соратникам Петра I удалось пригласить, как он того требовал, «самолутчих ученых людей». Среди них были естествоиспытатели Г. Стеллер, Д.
Бернулли, И. Гмелин и Г. Рихман, астроном Ж. Делиль, математик Л.
Его отношение к ученым характеризуется, например, высылкой философа Вольфа, заподозренного в еретичестве. Лейбниц и Петр I Лейбниц не переставал думать об академиях, составляя проекты и для Дрездена, и для Вены, неустанно заботясь о процветании немецкой науки.
Но мы видели выше, что в политических проектах Лейбница очень рано стала фигурировать Московия как соучастник общей борьбы против турок. Ее следует вовлечь в общеевропейскую политику. Живо заинтересовывают Лейбница вопросы о происхождении русского языка и его связи с языками других славянских народов, и о населяющих Россию инородцах черкесах, черемисах, калмыках, сибиряках. Заграничное путешествие Петра 1697—1698 гг. И уже в 1697 году в записке Лефорту-старшему Лейбниц обращается к вопросу о просвещении России. Это: 1 образование специального учреждения для наук и искусств; 2 привлечение иностранцев; 3 ввоз из-за границы книг, редкостей, изящных вещей и т.
Изучение языков и обычаев этих народов, в особенности языческих, Лейбниц связывал с задачами христианского миссионерства и проникновения в Китай, настаивал на необходимости для протестантов отнять у католиков эту их исключительную привилегию [23]. Проекты Лейбница относительно турок не имели шансов на успех. Готовясь к борьбе с Францией, европейские государства не думали о турках, а Австрия определенно стремилась обезопасить себя с этой стороны. Петру в ответ на его разговоры об антитурецкой коалиции отвечали советом обратить свои силы против союзника Франции — Швеции. Русско-польско-датский союз против этой державы не вызвал восторга со стороны Лейбница. По мере развития военных действий, он не переставал выражать желаний скорейшего заключения мира, явно не желая расширения русской территории на Западе и продолжал настаивать на том, что задача России — нанести удар туркам.
Через посредство Лефорта, Гюйссена и других лиц и Петр уже знал о Лейбнице, и в декабре 1708 года последний уже по предложению царя составил для него записку о введении в Россию наук. Повторяя здесь в основном свои предложения Лефорту, Лейбниц резче подчеркнул утилитарный, практический характер знаний. В особенности же много он распространяется о пользе технических знаний. Наконец, отбросив разговоры о религиозных миссиях, Лейбниц уже прямо указывает на желательность торгового проникновения Европы в Китай через Россию [24]. Здесь в беседе великий ученый развил перед царем свой план. В первую очередь произвести исследование природы и географических условий страны, ассигновав на это 10000 талеров и поручив руководство этим одному опытному лицу.
Затем организация коллегии, которой должно быть поручено руководство школами, науками и искусствами, книжным и бумажным делом, лечебным делом, солеварнями и рудниками, изобретениями и мануфактурами, введение культуры новых растений, новых фабрик, расширение торговли. Средства коллегии должны составляться из пошлин от торговли китайской, балтийской и каспийской, а также от разных привилегий вроде устройства лагерей, открытия ломбардов, банков и мастерских. Президент коллегии должен быть членом верховных учреждений государства, члены иметь права секретарей царя. Ко всему этому присоединялись проекты заданий для коллегии: улучшения внутренней навигации, судоходства по Днепру, изготовки измерительных приборов для инженеров [25]. Эта грандиозная программа сочетания научной работы с проблемами промышленного и торгового развития в одном учреждении, в которой мы встречаем и многие из проектов Лейбница о берлинском обществе науки, не могла не произвести впечатления на Петра. Программа открывала перед иностранцами широкие возможности использования отсталой страны.
Грандиозность проекта делала его осуществление сомнительным. И возможно, что под влиянием возражений и сомнений Петра, Лейбниц стал высказываться за постепенность в деле осуществления. После нового их свидания Лейбниц уже прямо писал о создании Академии наук и рекомендовал для начала озаботиться организацией библиотеки и кабинета редкостей [26]. Царь, окончательно плененный Лейбницем, дал ему чин тайного юстиц-советника и пенсию в 2000 гульденов, рассчитывая и в дальнейшем пользоваться его советами. В то же время Лейбниц, уже предвидевший примирение Англии с Францией, настаивал в Германии на союзе немецких держав с царем для противодействия Франции. Развитие европейской торговли, повсеместная борьба за торговые пути не могла не отразиться на этом государстве, давно уже связанном торговыми сношениями с Западом, но ограниченном в своих сообщениях Архангельском и Белым морем.
Борьба за Черное и Азовское море, недоконченная и оставленная, длительная и увенчавшаяся успехом борьба за Балтийское море, связанная с этим необходимость реформы военного дела, создание флота, появление крупной мануфактуры и металлургических заводов — все это как будто выдвигало на переднюю линию торговую буржуазию. Выдвижение худородных, создание буржуазной администрации, борьба против знати вызвали соответствующую оценку петровской политики у историка-купца. Но вся реформа, включая и развитие промышленности, проводилась не только на старой социальной, в основе крепостной, базе, но и с дальнейшим закрепощением масс. А перед этим сословием даже легшие на него тяготы — в частности повинность военной службы — открыли новые возможности. С другой стороны, буржуазии не хватало ни капиталов, ни знаний, ни рабочей силы. А в двадцатых годах, когда после окончания Великой Северной войны стала с каждым годом расти и шириться балтийская торговля, было уже несомненно, что вся эта торговля целиком в руках у иностранцев, прежде всего англичан, что русского коммерческого флота нет и при существующих условиях быть не может.
И к моменту смерти Петра уже чувствовалась дворянская реакция против его политики развития промышленности и военного дела за счет земледелия. Несмотря на это обстоятельство, повернуть назад уже было невозможно. Российская империя нуждалась в сильной армии и флоте, а тем самым в обслуживающей их крупной промышленности и в дальнейшем росте внешней торговли, дающей государству необходимые средства. В рамках крепостной действительности начальные элементы будущего капитализма были уже заложены. Необходимость знаний Новая Россия требовала развития знаний, прежде всего прикладных знаний. Нужны были инженеры, техники, знающие офицеры, мореплаватели.
И мы видим и в действиях, и в высказываниях Петра и его сотрудников тот же утилитарный практический взгляд на науку, который так характерен для изучаемой эпохи. Организация прежде всего навигацких школ, где обучали арифметике, геометрии, тригонометрии, геодезии, навигации и астрономии, и морской академии свидетельствует о том, какой вид профессионального образования насаждался прежде всего. Переводы иностранных книг в первую очередь таких, как география Варения, архитектура Виньоля, искусство фортификации Вобана, кораблестроение Аллярда и т. Нельзя сказать, чтобы при этом пренебрегали гуманитарными знаниями. Так, известны старания Петра о собирании материалов по русской истории, включая материалы по его собственному царствованию. Это больше всего история военного дела, промышленности и техники.
Русские образованные кадры Когда говорят о петровской эпохе, обычно подчеркивают роль иностранцев и невозможность обойтись без них в деле выучки и насаждения нового. Это указание совершенно правильно. Но нельзя забывать и того, что страна создавала и свои, пусть очень немногочисленные, образованные кадры. Прежде всего отметим самого Петра. Он не только царь, полководец и администратор. Он и первый редактор первой русской газеты, и редактор переводов иностранных книг, и изобретатель русской гражданской азбуки.
Он сам всю жизнь учился. Недооценивают обычно работу таких людей, как В. Татищев историк, экономист, политик, инженер и администратор и совсем забывают таких узких, но высококвалифицированных специалистов, как Ф. Соймонов и А. Однако в громадном большинстве случаев эти люди были действительно очень узкими специалистами и при том практическими деятелями прежде всего. Ученых, кроме Татищева, не было.
Да и этот ученый прежде всего нужен был для административной деятельности, где так не хватало образованных людей. Думать об осуществлении проекта Лейбница без помощи иностранцев нельзя было. А думать об этом начали задолго до практического осуществления. Так уже в 1714 г. В 1718 г. Утилитарный взгляд на науку И несомненно, что взгляд на задачи этой Академии был практический, утилитарный.
Таков вообще был взгляд на науку передовых людей эпохи. Идеолог передовой торговой буржуазии эпохи, Посошков, перечисляя необходимые науки ставил вслед за языками и арифметикой геометрию, архитектуру и фортификацию [34]. Сношения Петра с западными учеными начались еще во время его пребывания в 1697 г. Сюда относится знакомство с ученым, бургомистром Амстердама Витзеном, бывавшим ранее в Москве и составившим карту восточной и южной Европы и Азии. С помощью Витзена Петр познакомился с другими учеными, осмотрел анатомический кабинет Рюйша и другие кабинеты и музеи. Выше мы говорили о встречах и общении с Лейбницем.
Смерть последнего в 1716 году помешала ему работать в направлении осуществления его проектов. Связь с французской Академией наук Поездка Петра в 1717 году в Париж имела прежде всего политическое значение. Враждебное отношение Англии к России, резко обнаружившееся после побед последней над Швецией, побуждало Петра искать сближения с Францией. Но в Париже он заинтересовался и учеными, посетил Академию наук и установил с ней связь. По возвращении в Россию Петр послал в Париж Нартова для усовершенствования в токарном деле. В 1720 г.
Между тем в 1720 г. Соймонов привез в Петербург из Астрахани составленную им карту и описание Каспийского моря. Петр послал карту на отзыв в парижскую Академию. Петр был избран членом Парижской Академии наук. К этому времени окончательно был решен вопрос об учреждении Академии наук в Петербурге. Работу над этим делом Петр поручил своему лейб-медику Блюментросту.
Блюментрост Отец Лаврентия Блюментроста переехал в Россию при Алексее Михайловиче: он был сюда вызван по протекции своего пасынка, пастора. Молодой Блюментрост, окончив в Москве школу Глюка, продолжал образование за границей, вернулся в Россию в 1714 году и стал лейб-медиком сначала сестры царя Натальи, а с 1718 г. Командировка Шумахера В феврале 1721 г. Он вез с собой в Париж и вышеупомянутую карту Соймонова и благодарственное письмо Петра по поводу избрания в Академию. За несколько месяцев перед этим Петр писал германскому философу Вольфу, ученику Лейбница, о своем намерении создать Академию [39]. Шумахеру было поручено звать Вольфа в Россию.
Такое же поручение ему было дано и в отношении французского астронома Делиля и других ученых.
Юридический факультет. При оном академик третьего класа, который науки практики, яко политику, этику и право натуры, учит быть может, аще же еще похощется славного, правам искусного человека притом определить, оное бы толь наилутче было. Медицынский факультет совершенно из второго класа, сиречь анатомика, химика и ботаника, сочинен быть может. Факультет филозофской не может в совершенстве больше сего быть, ибо академик матезеос сублимиорис может професором логики и метафизики и математики генеральной быть и притом же физику генеральную и экспериментальную учить, а протчие собственные части математики можно протчим академикам первого класа, яко астроному и механику, розделить.
Гуманиора, яко элоквенцию, студиум антиквитатис и гисторию, обучать могут к тому определенные члены третьего класа. Помянутые и в некоторые класы розделенные академики обязаны будут в своей науки ежедневно один час публичные лекции иметь, как в протчих универзитетах. Ежели который академик похощет за деньги партикулярные коллегии иметь, то ему позволено. Однакожде не надобно ему токмо ради корысти вельми много коллегиев держать и тем протчим своим наукам и розмышлениям вред чинить. А чтоб пользу от сих обучениев иметь, к тому требуются угодные люди, которые гуманиора отчасти знают и некоторое малое искуство филозофии и математики имеют.
Того ради весьма нуждно, дабы каждому академику один или два человека из младых студентов даны были и довольным жалованием снабдены, которые со всем прилежанием обучаться и академикам вспомогать имеют. И понеже помянутые младые люди, под дирекциею академиков, без своих убытков наукам обучатся и притом ежели себя хорошо ведут и некоторые пробы искуства своего объявят надежду имеют произойти и учителям своим наследовать; и тако подобает, чтоб оне за такую добродетель благодарствовали. Того ради имеют оные тех, которые учиться начинают, первым фундаментам наук обучать, дабы и те со временем учениями академическими пользоваться могли. И таким образом можно б, без великих убытков, намерение нижней школы изполнить. Надлежит по два человека еще прибавить, которые из словенского народа, дабы могли удобнее русских учить, а каких наук написать именно.
Аще же его императорское величество ныне или со временем сему собранию такую привилегию пожаловать соизволит, чтоб они тем, которые в науках произошли, градусы академиков давать могли, сие бы вельми к возращению ее служило. Но чтоб сие здание непременно и полезно было, то имеет оное токмо под ведением императора, яко протектора своего, быть и само себя править, еже учиняется, когда из оных или непременный президент или попеременно один по другому каждый год или полгода выбирается. Ученые люди, которые о произведении наук стараются, обычайно мало думают на собственное свое содержание, того ради потребно есть, чтоб Академии кураторы непременные определены были, которые бы на оную смотрели, о благосостоятельстве их и надобном приуготовлении старались, нужду их императору при всех оказиях предлагали и доходы в своем ведении имели. Надлежит учинить директора и двух товарыщей и одного камисара над деньгами. Но надлежит, чтоб сии доходы достаточны, верны и неспоримы были, дабы оные люди непринуждены больше о своем и фамилии своей содержании старатися, нежели о возращении наук, наипаче понеже все такие люди суть, которым жалованием своим жить надобно, ибо трудно поверить, чтоб кто охоту имел в службе чюжого государя то прожить, что он в своем отечестве имеет.
Давать деньги с верхних зачиная. И тако хотя бы как поступать, то однакожде все тое без 20000 рублев зачать невозможно.
В 2024 году в России запланированы мероприятия, посвященные юбилейной дате. Из указа Петра I: Универзитет есть собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко феологии и юриспруденции прав искусству , медицины, филозофии, сиречь до какого состояния оные ныне дошли, младых людей обучают. Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде, в том градусе, в котором они ныне обретаются, знают, но и чрез новые инвенты издания оные совершить и умножить тщатся, а об учении протчих никакого попечения не имеют. Хотя Академия из тех же наук и тако из тех же членов состоит, из которых и универзитет, однакожде обои сии здания в иных государствах для множества ученых людей, из которых разные собрания сочинить можно, никакого сообщения между собою не имеют, дабы Академия, которая токмо о приведении художеств и наук в лутчее состояние старается, учением в спекуляциях розмышлениях и розисканиях своих, отчего как профессоры в универзитетах, так и студенты пользу имеют, помешательства не имела, а универзитет некоторыми остроумными розисканиями и спекуляциями от обучения не отведен был, и тако младые люди оставлены были. К празднованию памятной даты уже идёт подготовка. В рамках юбилейных мероприятий проходят научные фестивали, конференции, конгрессы, выставки, молодежные соревнования, а также лекции и встречи со школьниками и другие научно-просветительские мероприятия.
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК - 275 ЛЕТ
Российская академия наук была учреждена в 1724 г. История старейшей научной организации России и обзор литературы, представленной на выставке. 1 августа 1725 года в Петербурге открылась Российская Академия наук. Картина «Первое торжественное заседание в Российской академии наук». Российская академия наук (РАН). Российская академия наук (РАН), являясь высшей научной организацией России, принимает участие в координации фундаментальных исследований. Российская академия наук (РАН), являясь высшей научной организацией России, принимает участие в координации фундаментальных исследований.
Петр I подписал указ об образовании Российской Академии наук и художеств
В средней — арифметике, геометрии, "плоской и сферической тригонометрии". В старших классах преподавались: математическая география, астрономия, черчение, геодезия и навигация. Многие ученики недворянского происхождения ограничивалось первыми двумя ступенями и шли после школы на подсобные работы во флот. Те, кто продолжал учебу в старших классах, проходили обязательную практику на морских кораблях, судостроительных верфях, на прокладке дорог. В первые годы число учеников возрастало. Так в 1701 году в Школу было принято 300 человек, а в 1711 — уже 500.
Одним из главных организаторов и вдохновителей Школы был Леонтий Магницкий — русский математик и знаменитый педагог, автор учебника "Арифметика, сиречь наука числительная... По этому учебнику учился и М. Ломоносов, назвав эту книгу "вратами учености".
Однако первое собрание Академии состоялось лишь в конце 1725 года. Академия наук была открыта первоначально в доме Шафирова на Петербургской стороне, а потом перешла в здание с обсерваторией, расположенное на Васильевском острове ныне Музей антропологии и этнографии , где разместилась петровская кунсткамера музей и библиотека.
В другом ныне не существующем академическом здании находился зал «конференции» ученого совета академии, ее архив и типография.
Открытия последних лет, сделанные российскими учеными Рассказываем о некоторых открытиях и достижениях российских ученых за последние годы. Было установлено, что, помимо кроманьонцев и неандертальцев, существовал еще один вымерший вид или подвид людей — денисовцы Homo denisovensis. Это новый, третий по счету вид человека. Жили они около 300 тысяч лет назад одновременно с неандертальцами.
Совместно с наземными станциями он стал самым большим в мире радиотелескопом и был зафиксирован в Книге рекордов Гиннесса. Для того чтобы пробурить доступ к озеру, потребовалось несколько десятилетий. Под толщей льда оно находилось около 14 миллионов лет. Элемент получил название "оганесон" и обозначение Og. Это стало завершением одного из самых известных научных долгостроев в стране, начатого еще в 1976 году.
Сконструирован аппарат, который помогает ходить людям с инвалидностью дата не уточняется. Так, в Калининградской области впервые обнаружена печать Владимира Мономаха. На Таманском полуострове найдено захоронение, предположительно, жрицы богини Афродиты, а также иранский меч. Под Астраханью нашли мощный культурный слой хазарского времени. Лобачевского создали прибор для настройки оптимальной работы головного мозга.
Мероприятия ко Дню российской науки В честь Дня российской науки учебные и научные учреждения по всей России организовывают культурные мероприятия, призванные популяризировать научную деятельность. В 2024 году в стране пройдут научные конференции, экскурсии, круглые столы, фестивали, выставки, лекции, интерактивы и даже научные стендапы. Кроме того, запланированы показы научного кино. Стоит отметить, что более 1,5 тысячи ученых в День российской науки примут участие в проекте "Ученые — в школы" и прочитают лекции в школах по всей России. Также в третье десятилетие науки и технологий специально для классных часов были разработаны сценарии и методические материалы.
Школы проведут викторины, командные и образовательные игры, а также различные практикумы и тематические уроки. Кстати, в этом году 8 февраля празднуется не только День российской науки, но и 190-летие со дня рождения выдающегося русского ученого Дмитрия Менделеева.
Петербургская библиотека Академии наук считает датой своего рождения 1714 год. За 10 лет до создания Академии Петр сделал общедоступным свое личное собрание книг, взял библиотекаря, которому поручил навести в собрании порядок и пополнять его. Первый музей, впоследствии вошедший в состав Академии как ее важная часть, Кунсткамера, начал формироваться тоже до ее создания - в 1718 г. Была образована первая типография гражданского назначения. Своего библиотекаря, Шумахера того самого, с которым 20 лет спустя боролся М.
Ломоносов , в 1721 г. Петр направил в Европу изучать опыт создания и функционирования научных и учебных заведений и подобрать ученых для работы в России, хотя и до этого, с 1715 г. Крутой, решительный и нередко жестокий Петр, в делах, касавшихся науки, проявлял осторожность, терпение, и я бы сказал, деликатность. Это проявилось не только по отношению к ученым, с которыми Петр общался, но, прежде всего, в формулировании задач. Блюментростом, подписал "Определение об Академии", и 28 января вышел именной Указ об ее учреждении. Положение об Академии Петр утвердить не успел, однако в течение 20 лет его использовали как первый Устав. Реальное образование Академии приходится на начало царствования Екатерины I : в декабре 1725 года состоялось ее торжественное открытие.
К этому моменту Академия уже существовала, штат был укомплектован, приехавшие из-за границы ученые были назначены академиками. Общие собрания Академии начали проводить с сентября 1725 г. Екатерина I всячески содействовала созданию Академии. Уже летом 1725 года она приняла у себя всех приехавших ученых - почесть, неслыханная в Европе. Помимо Петра и Екатерины I, еще два человека приложили руку к созданию этого научного учреждения - Блюментрост и Шумахер. Лейб-медик Лаврентий Блюментрост был важным действующим лицом в создании этого замечательного учреждения. Кстати, он был единственным из академиков первого набора, родившимся в России, хотя, конечно, корни у него были иностранными.
При подготовке Проекта положения об Академии он руководствовался установками Петра, и успешно вел от его имени, а затем от имени Екатерины I,переписку с иностранными учеными об их приезде в Россию. Впрочем, назначение его первым президентом Академии, было каким-то полуофициальным. Следует напомнить, что в России тогда не было не только собственных ученых, но и практически не существовало подготовленных для такой деятельности людей. Не было высшего образования. Московская славяно-греко-латинская академия, созданная в конце 17 века, готовила, в сущности, священнослужителей. Академия наук создавалась на пустом месте. Петр и Блюментрост стремились пригласить в Петербург ученых первой величины.
Это удалось лишь частично, в основном ехали смелые, молодые, подающие надежды, рекомендованные мэтрами. Приезжали преимущественно из Германии и из немецко-говорящей Швейцарии из Базеля приехали Эйлер, Бернулли и кое-кто еще. Четвертый участник процесса образования Академии — Шумахер, фактически основал библиотеку Академии наук. Долгие годы Шумахер, будучи начальником канцелярии, вел дела Академии, в том числе в периоды, когда не было президента.
День в истории: Рождество Христово, "Брюсов календарь" и открытие академии наук в России
С момента основания Российской академии наук ученые нашей страны оказали огромное влияние на историю человечества. Сейчас, когда Российская Академия наук переживает переломный период в своей истории, интересно было бы обратиться к прошлому – к первым десятилетиям ее существования. При академии был открыт Академический университет (1726— 1766 гг.) — первое в России светское высшее учебное заведение. Академия наук 13 Васильевский остров 51 наука и образование 116 открыты 376 Правление Екатерины I 13. Принято считать, что идея создания Академии наук в Петербурге родилась из бесед первого российского императора с Лейбницем. «Открытия Российской академии наук, изменившие мир» – это историко-просветительский портал, созданный к 300-летнему юбилею Российской академии наук.
Триста лет в поисках истины. 8 февраля — юбилей Петербургской академии наук
После Февральской революции 1917 года «политкорректно» переименована в Российскую Академию Наук, в 1925 году – в Академию наук СССР, а с ноября 1991 года это Российская академия наук (РАН). Первые члены Российской академии наук сразу приступили к работе по умножению научного и культурного богатства России. Осипов Ю.С. Академия наук в истории Российского государства.
День в истории: в России пустили троллейбусы, в Казани открыли филиал Академии наук
При академии был открыт Академический университет (1726— 1766 гг.) — первое в России светское высшее учебное заведение. В память об этом событии 8 февраля в нашей стране стали отмечать День российской науки. Российская академия наук была учреждена в 1724 г. История старейшей научной организации России и обзор литературы, представленной на выставке.
К 300 летию РАН. Отец-основатель: роль Петра Великого в основании Академии наук
Не было высшего образования. Московская славяно-греко-латинская академия, созданная в конце 17 века, готовила, в сущности, священнослужителей. Академия наук создавалась на пустом месте. Петр и Блюментрост стремились пригласить в Петербург ученых первой величины. Это удалось лишь частично, в основном ехали смелые, молодые, подающие надежды, рекомендованные мэтрами. Приезжали преимущественно из Германии и из немецко-говорящей Швейцарии из Базеля приехали Эйлер, Бернулли и кое-кто еще.
Четвертый участник процесса образования Академии — Шумахер, фактически основал библиотеку Академии наук. Долгие годы Шумахер, будучи начальником канцелярии, вел дела Академии, в том числе в периоды, когда не было президента. Он был трудолюбив, по-немецки последователен и аккуратен, но плохо понимал специфику научной работы. Что касается конфликтов 40-х годов, в том числе с Ломоносовым, то надо принять во внимание общественно-политический фон того времени. В 1741 г.
В этой обстановке выступления против засилья немцев в Академии били отражением общего настроения в обществе. Немцы многое сделали для становления российской науки, но в 40-е годы появились первые русские ученые, они расправили плечи и стали считать, что немцев слишком много. К тому же, не стоит забывать о буйном характере родоначальника российской науки. Как писал Пушкин, "наука была сильнейшей страстью его души, исполненной страстей". И последнее, что касается Шумахера.
О борьбе Ломоносова с засильем иностранных ученых особенно много писали в годы борьбы с космополитизмом. Создаваемая Петром Академия, несмотря на влияние западного опыта, строилась отличной от существовавших учреждений такого типа - Лондонского королевского общества или той же Парижской академии. Она сразу и практически навсегда создавалась как государственное учреждение. Получая жалование от государства, члены Академии должны были обеспечивать его научно-техническое обслуживание. Казалось бы, при таком подходе у Академии на первом плане должны быть дела текущие, практические, а не вечные проблемы.
Однако прагматик Петр I, создавая Академию, считал, что основным занятием этого научного учреждения будет наука фундаментальная, а не прикладная. Стоит еще раз удивиться уму и прозорливости этого государственного деятеля. Далее Петр решил сразу осуществить программу "Интеграция", которую мы сейчас развиваем. Академия, университет и гимназия задумывались одновременно, как единый комплекс. В университете должны были преподавать академики, в гимназии - их помощники, которых стали называть адъюнктами.
Университет был относительно активен в 50-е и в начале 60-х годов, когда его деятельность опекал Ломоносов, а потом стал угасать, просуществовав всего до 1767 г. Однако в подготовке первых отечественных академиков он все-таки сыграл свою роль. Академия быстро развернула экспедиционную и издательскую деятельность, с 1728 г. В том же году появилось массовое академическое издание как приложение к газете "Ведомости", причем подписчиков у этого приложения было больше, чем сейчас у многих наших научных журналов.
Ломоносов в 60-х годах XVIII века осуществил первый международный научный проект - наблюдение и зарисовку прохождения Венеры по диску Солнца. В работе принимали участие астрономы России, Англии и Франции. Результаты наблюдений позволили Ломоносову уверенно заявить, что Венера "знатною атмосферою окружена". Не снижала Академия своего научного уровня и в дальнейшем. В XIX веке в ее составе были выдающиеся исследователи - физики В.
Петров, Э. Ленц, Б. Якоби; математики М. Остроградский, В. Буняковский, П. Севергин, А. Бутлеров, Я. Захаров, Н. Бекетов; биологи К.
Бэр, А. Ковалевский, И.
Университет был относительно активен в 50-е и в начале 60-х годов, когда его деятельность опекал Ломоносов, а потом стал угасать, просуществовав всего до 1767 г. Однако в подготовке первых отечественных академиков он все-таки сыграл свою роль. Академия быстро развернула экспедиционную и издательскую деятельность, с 1728 г. В том же году появилось массовое академическое издание как приложение к газете "Ведомости", причем подписчиков у этого приложения было больше, чем сейчас у многих наших научных журналов. С лабораторной базой было хуже.
Был создан физический кабинет, химической лаборатории не было до 1748 г. Огромную роль в Академии, как и во всей российской науке, сыграл М. Об этом ученом и его вкладе в химию, физику, астрономию и многие другие области науки широко известно. В числе академиков-химиков послеломоносовского периода следует назвать Т. Ловица, из более поздних — Г. Гесса; заметный вклад внес в химию минералог В. Анахронизм или пример?
Примат фундаментальной науки, опора на общечеловеческие ценности, нежелание уж очень держать нос по ветру всегда отличали Академию наук. В годы реформ Александра II , в 60-е годы прошлого века на Академию наук обрушилась волна проектов перестройки и газетных обвинений в консерватизме, академической изоляции и игнорировании практических нужд страны. Академия, решая и прикладные задачи, старалась сохранить систему приоритета фундаментальных исследований. В советское время у Академии было, по крайней мере, три сложных периода, когда стоял вопрос о самом ее существовании. В 1928 г. Три кандидата-коммуниста, одобренные Политбюро, в том числе философ Деборин, были забаллотированы. Наверху был взрыв неудовольствия, Академию стали резко критиковать, появились угрозы ее упразднения.
Руководство Академии пошло на неслыханный шаг: оно испросило разрешения провести перебаллотировку неизбранных. Коммунисты были избраны, но академический аппарат пошерстили. Отыскали и формальные причины для чисток. Академии приписали антисоветский заговор, отстранили от работы академика-секретаря Отделения гуманитарных наук, арестовали четырех академиков, в том числе Тарле. Третий трудный период приходится на хрущевское время. Реформатор всего и вся в мае 1959 г. В полном виде план не прошел, но вскоре было ликвидировано Отделение технических наук и немалое число институтов передано в промышленность, как, например, Радиевый институт или Институт горного дела.
Академия эти преобразования встречала без восторга и даже с известным сопротивлением. В связи с этим в конце апреля 1961 г. Дело кончилось отставкой Несмеянова буквально через несколько дней. Следующий акт драмы под названием "Хрущев и Академия" приходится на 1964 год.
Да что там с устройством — уже тогда в головах у некоторых чиновников зародилась идея смены управления имуществом научных институтов.
И зачем им так много?! Но по факту почти все управление наукой перешло в руки администраторов от министерства. А те, возьми да и сделай основную ставку не на институты, оставшиеся без толкового руководства, а на других своих подведомственных — вузы. Мол, делается же американская наука в университетах, и мы пойдем по этому пути. Выбор больше поддерживать вузы был странен.
Все дело в том, что в тех же Штатах исследовательские вузы рядом с нашими не стояли, у каждого из них есть собственная материальная база, чем многие наши, увы, похвастаться не могут. Ну а такие образования, как, к примеру, «Сколково», вообще вызывают недоумение. Несмотря на вложенные средства, за много лет вуз так и не вошел в число ведущих высших учебных заводов страны. А его ориентация на зарубежных партнеров в новых условиях ставит, по мнению многих собеседников, вопрос о возможности его существования. Когда нам кивают на западные научные организации, надо понимать, что все они не универсальны, каждая имеет свои отличительные черты.
Во Франции наряду с вузами для развития фундаментальной науки существует Национальный центр научных исследований, в Германии — сразу четыре общества: Общество Фраунгофера, Объединение имени Гельмгольца, Ассоциация Лейбница и Общество Макса Планка. С нее брали пример ведущие страны мира, а наши чиновники взяли и развалили ее. Фото: Наталья Мущинкина Ученые вынуждены самоорганизовываться Конечно, с течением времени, за 10 лет, что-то в общем обустройстве науки начало меняться к лучшему, например, "майские указы" Владимира Путина от 2018 года о 100-процентной прибавке к окладу худо-бедно выполняются, хотя и не везде. Но главного все же нет: у академии институты отняли, но министерство стать для них таким же научным координатором не смогло. На местах доходило даже до того, что институты сами себе писали задания и потом сами же их выполняли, чего, конечно, не было в бытность их принадлежности к РАН.
Знаменитый кибернетик Эшби сформулировал в свое время закон необходимого разнообразия для кибернетики: «Управляющий орган должен быть более разнообразным, чем управляемый», иначе не будет никакого развития. Взять, к примеру, тренера по гимнастике. Если он хочет хорошо натренировать олимпийскую команду, должен сам быть профессионалом по брусьям, по занятиям на перекладине и пр. В противном случае ничего не получится. Такими тренерами для сотрудников институтов всегда были члены РАН.
А потом пришло ФАНО с умением только хорошо оптимизировать... Хотелось бы верить, что реформаторы не по злому умыслу, а по чистому недоумению уничтожили грамотно выстроенную когда-то систему управления наукой. Ну хорошо! Тогда следовало бы ожидать резких ее изменений хотя бы после начала СВО, ведь именно на ученых сейчас возлагаются надежды по созданию своей техники, электроники, медицинских приборов. Еще одной целью до 2014 года для нашей науки была интеграция в мировое научное сообщество, но по его правилам: российским ученым навязали в качестве показателя успешности оценку публикационной активности.
Этот день в истории: 1724 год — по указу Петра I учреждена академия наук
Десятилетие науки и технологий в России Российская наука стремительно развивается. Одна из задач Десятилетия — рассказать, какими научными именами и достижениями может гордиться наша страна. В течение всего Десятилетия при поддержке государства будут проходить просветительские мероприятия с участием ведущих деятелей науки, запускаться образовательные платформы, конкурсы для всех желающих и многое другое.
Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост. Гравюра П. Константинова 1830—1890 по литографии П.
Источник: Wikipedia Первые шаги академии Первые члены Российской академии наук сразу приступили к работе по умножению научного и культурного богатства России. В качестве главных направлений академики выбрали три основных класса: математический, физический или естественный и гуманитарный. В распоряжении ученых были коллекции Кунсткамеры, Анатомический театр, Географический департамент, Астрономическая обсерватория, Минералогический кабинет и даже Ботанический сад. На благо российской науки трудились крупные ботаники И. Гмелин и И.
Кельрейтер, основатель эмбриологии К. Вольф, знаменитый натуралист и путешественник П. В первые десятилетия в академии зарождались основы для развития горного дела, металлургии и других значимых для государства отраслей промышленности. Ведущие географы и путешественники осваивали геодезию и картографию. Благодаря этим работам уже в 1745 г.
Генеральная карта Российской империи, 1745 г. Источник: Wikipedia Одновременно проводились крупные исследовательские экспедиции, участники которых внесли вклад в освоение природных ресурсов России. Большое внимание академики уделяли этнографическим исследованиям территории страны. Ученые исследовали животный и растительный мир регионов, обнаружили месторождения полезных ископаемых, описали историю, этнографию и хозяйственную деятельность живущих на территории России народов и начали изучение их языков. Спустя 12 лет после основания академии наук известный французский физик Дорту де Меран писал: «Петербургская академия со времени своего рождения поднялась на выдающуюся высоту науки, до которой академии Парижская и Лондонская добрались только за 60 лет упорного труда».
Не забывали академики и о популяризации науки. Культурная жизнь Санкт-Петербурга обогатилась публичными лекциями по математике, физике, химии и истории.
Именно по совету Лейбница он начал создавать Академию и стал приглашать для работы видных иностранных учёных и профессоров.
В числе первых приглашённых учёных наибольший вклад внёс знаменитый математик Л. Эйлер, воспитавший целую плеяду блестящих российских математиков, физик Д. Бернулли и механик Н.
По своей структуре и задачам Российская академия наук существенно отличалась от западных академий. Во-первых, понимая, что создание академии на частной или общественной основе не даст ожидаемого результата, Петр предусмотрел создание Академии, как государственного учреждения с финансированием за счёт казны. Во-вторых, академия создавалась в комплексе с университетом и гимназиями.
Её члены были обязаны вести преподавание и индивидуально вести одного-двух воспитанников, которые впоследствии смогли бы их заменить. Этим обеспечивалась ускоренная подготовка отечественных научных и преподавательских кадров для академии, университета и гимназий. Вместе с тем в европейские университеты и академии направлялись на учёбу и стажировку перспективные молодые учёные.
Торжественное открытие Императорской академии наук и художеств состоялось уже после кончины Петра — 27 декабря 1725 года 7 января 1726 года по новому стилю. Первым её президентом стал Лаврентий Блюменпрост, медик по специальности. Начальный состав академии включал только иностранных специалистов.
По мере подготовки отечественных учёных и профессоров они постепенно заменяли иностранцев. Одним из первых российских учёных начал работать в академии вернувшийся в 1742 году из заграничной командировки в Германию Михайло Ломоносов, впоследствии прославивший российскую науку. В числе первых четырёх российских учёных он был назначен профессором химии в Московском университете, позднее названный его именем, и возведён в ранг членов Академии.
В 1746 году он выпустил учебник по экспериментальной физике на русском языке, по которому учились несколько поколений студентов.
Многих академических гимназистов например, Михаила Ломоносова и основоположника производства фарфора в России Дмитрия Виноградова отправляли учиться в европейские университеты. Триста лет назад был учрежден Святейший синод Важной миссией академии должны были стать экспедиции, во время которых следовало вести астрономические, геодезические, географические наблюдения. Петр I стремился как можно больше узнать о России, поддерживая устремления путешественников.
Он сам скрупулезно составлял планы экспедиций, и надеялся, что академия продолжит изучение России. Это тоже сбылось: в 1745 году академия выпустила уникальную книгу, плод многолетних исследований — «Атлас Российский», состоявший из 19 подробных карт. Крупнейшему собранию русского искусства положил начало купец-благотворитель Первые шаги Академии наук Верховным руководителем академии считался император. Но ученые получили право выбирать своего президента — пожизненно или на определенный срок.
Эта традиция сохраняется до нашего времени. Первым президентом академии стал Лаврентий Блюментрост — лейб-медик императора, с которым он советовался, разрабатывая проект положения об академии. Его отец прибыл в Россию во времена царя Алексея Михайловича и стал организатором Аптекарского приказа.