На сцене Галереи Нико лауреат международных конкурсов Яков Кацнельсон представит новую франко-итальянскую мма концерта:Жан-Филипп Рамо (1683-1764)Сюита in вязальщиц2. Все концерты Яков Кацнельсон в КЗ Зарядье. Описание и фото. расписание, афиша, билеты, участники, фотографии, комментарии, адрес, схема проезда, факты, новости.
Яков Кацнельсон, пианист: «Терпеть не могу конкуренцию»
Я. Кацнельсон принимает активное участие в музыкальных фестивалях, в числе которых Фестиваль Фонда Святослава Рихтера в Тарусе, «Посвящение Олегу Кагану» в Кройте. На сцене Галереи Нико лауреат международных конкурсов Яков Кацнельсон представит новую франко-итальянскую мма концерта:Жан-Филипп Рамо (1683-1764)Сюита in вязальщиц2. Купить билеты на концерт Яков Кацнельсон в Консерватория можно по телефону 229-04-00 или онлайн. Яков Кацнельсон (фортепиано) — окончил Московскую консерваторию и аспирантуру (класс профессора Э. К. Вирсаладзе). На сцене Галереи Нико лауреат международных конкурсов Яков Кацнельсон представит новую франко-итальянскую мма концерта:Жан-Филипп Рамо (1683-1764)Сюита in вязальщиц2.
Эксклюзив: тайная звезда — пианист с дипломом флейтиста и балетным прошлым
Концерт Якова Кацнельсона 9 декабря 2023, Малый зал Консерватории в Москве — дата и место проведения, описание и программа мероприятия, купить билет. Последние новости о персоне Яков Кацнельсон новости личной жизни, карьеры, биография и многое другое. 25.04.2024 Яков Кацнельсон. Сольный концерт. Яков Кацнельсон в Консерватория им. Чайковского, 09 декабря 2023. расписание, афиша, билеты, участники, фотографии, комментарии, адрес, схема проезда, факты, новости.
Пианист Яков Кацнельсон выступил в Ковровском районе !
8 декабря 2022 в Усадьбе Танеевых пианист Яков Кацнельсон представил свою новую сольную программу. Яков Кацнельсон окончил Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского и аспирантуру по классу фортепиано у легендарной Элисо Вирсаладзе. Яков Кацнельсон окончил Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского и аспирантуру по классу фортепиано у легендарной Элисо Вирсаладзе. Кацнельсон Яков (фортепиано). Лауреат Международного конкурса пианистов в Тбилиси (2001), Международного конкурса пианистов им. С. Рихтера в Москве (2005).
Yakov Katsnelson
Яков Кацнельсон — исключительно одарённый пианист, тонкий музыкант, проникновенный интерпретатор фортепианной музыки всех жанров. Концерт Якова Кацнельсона 9 декабря 2023, Малый зал Консерватории в Москве — дата и место проведения, описание и программа мероприятия, купить билет. Последние новости о персоне Яков Кацнельсон новости личной жизни, карьеры, биография и многое другое. Аналитика по медийности персоны и новостям. Купить билеты на концерт Яков Кацнельсон в Консерватория можно по телефону 229-04-00 или онлайн. Концерт Якова Кацнельсона 9 декабря 2023, Малый зал Консерватории в Москве — дата и место проведения, описание и программа мероприятия, купить билет.
Яков Кацнельсон, пианист: «Терпеть не могу конкуренцию»
Фото Ирины Шымчак — Конечно. Я очень хорошо себе представляю, что Бетховен мог бы побить кого-нибудь. И Бах. Они были сами исполнителями, добивались, чего хотели. А другой исполнитель — это уже другая личность, другая фигура. Если композитор живой, то мы не можем с ним не считаться. А если нет, то для нас он все равно живой.
И мы с ним входим в какой-то контакт. Дальше уже работает фантазия — и это главное, поскольку очень часто сейчас её в музыкантах и не хватает. Полагаю, что это связано с давлением эталонов — все знают, как надо играть. Но записи начала двадцатого века из эпохи великих исполнителей существенно отличаются от современных. На музыкантов того времени не было такого давления грамзаписей, поэтому все играли очень по-разному. Сейчас это похоже на какой-то конвейер.
Все очень совершенно, очень здорово, может, даже гораздо совершеннее, чем в то время. Но при этом отсутствует какая-то фантазия, образ. Потому что идет давление и со стороны преподавателей, и со стороны жюри конкурсов, да и со стороны самого человека, потому что человечество с развитием технологий накопило столько записей! Они все буквально сваливаются молодому музыканту на голову. И все знают, как надо, какой эталон. Но это какое-то искусственное знание, я считаю.
Пианистов стало достаточно много. С помощью продюсеров или побед в конкурсах они становятся популярными. А любое популярное теряет качество. Есть ещё такое обстоятельство нынешнего исполнительского мира, когда просто нет возможности поработать над произведением, например, в определенном зале. Если музыкант приезжает на гастроли, то ему нужно освоиться. Он же уже немного другой становится, потому что очутился в другом месте.
Ему надо привыкнуть к городу, например, надо почувствовать пространство, совершенно другой воздух, зал, рояль. Всё другое. А сегодня нам не дают такой возможности. Должно очень быстро все произойти. Надо выдать какой-то продукт и поскорей уехать. Поэтому не остается в итоге никакого послевкусия от выступления.
Самое важное, чтобы остался какой-то след в душе после концерта, но у слушателя он не остаётся. Во время исполнения восхищаешься мастерством, тем, как человек играет, как он выглядит. Но я сам ловил себя на мысли, что во время прослушивания молодых исполнителей я могу выразить свой восторг. Но артист ушёл со сцены, и через полчаса я уже ничего не помню. Есть воспоминание просто, что человек хорошо сыграл, но ничего другого не остается. Я думаю, что это результат такого очень поспешного отношения ко всему, что сейчас происходит.
И почему? Но не могу сказать, что я очень большой знаток чего-то. Я интересуюсь и кино, и театром, и живописью, скульптурой особенно. Для меня очень большое значение имеет танец, балет. Но в силу своего характера пространственно-временные виды искусства ценю больше, чем другие. Конечно, по возможности я посещаю в разных городах музеи и выставки.
Приходят ли какие-то образы из других видов искусств? Тут ни в коем случае нельзя ничего надумывать. Это иногда может что-то заронить: смотришь картину и понимаешь какую-то эмоцию, которая нужна для того или иного произведения. Но это очень индивидуально, и не означает, что авторы что-то такое имели в виду. Просто у исполнителя в душе может что-то родиться, возникнуть какая-то идея. Вы сказали, что входите в контакт с композитором, когда исполняете его произведение.
Это что-то энергетическое или образное? Как я уже сказал — без фантазии вообще никуда. Некоторые говорят, что нужен жизненный опыт, но я считаю, что достаточно иметь развитое воображение. Необходимо уметь фантазировать и мечтать, и верить в это. Так фантазировать, что оказываться в этих фантазиях. Там, в этих фантазиях, может быть все что угодно.
В том числе и контакт с композитором. Вы ее чувствуете? Конечно, чувствую. Но я не думаю, что в этом смысле я отличаюсь от других исполнителей. Мне кажется, что публику чувствуют все. Другое дело, что я стараюсь играть для зрительного зала не по горизонтали, а по вертикали.
Так играли древнегреческие актеры для Диониса. Я исполняю не для Диониса, а для чего-то… Я даже не стал бы это формулировать, но для каких-то других сущностей, которые больше могут, наверное, и помогать, и входить в контакт.
Поскольку о Бетховене я знаю, что его юбилей может праздновать кто угодно, я решил, что могу и подождать. Более того, он не стал мне вдруг дороже в юбилейный год. Он всегда был со мной и надеюсь, всегда со мной и будет. Я бы не хотел какой-то год выделять для конкретного композитора. Другое дело, что иногда для концертных организаторов это имеет значение, потому что сейчас, как правило, требуют некую концепцию и основание для программы. Сейчас нельзя сказать — «Вечер фортепианной музыки» и, никак не обосновывая, просто представить музыкальные сочинения. Обязательно это должно быть или посвящение в связи с юбилеем, или какая-то концепция с названием. Честно говоря, я, как слушатель, очень соскучился по «просто концертам».
Без концепций. ИШ Тем не менее, ты представляешь такие программы, в которых обязательно есть интригующий замысел. ЯК Такой музыкальный замысел должен быть в любой программе. Но это очень индивидуальная вещь конкретного музыканта, и необязательно об этом рассказывать и объяснять. ИШ Кстати, некоторые музыканты или те же организаторы перед концертом проводят небольшой «ликбез», объясняя слушателям и замысел, и жизнь самого композитора. ЯК Я думаю, иногда это бывает очень интересно. Просто это не мой профиль. Я не люблю этого. Как ты к ней пришел, почему решил играть это безумно сложное сочинение? ЯК А что, у Шумана есть простые произведения смеется?
Просто я ее очень люблю. И не считаю труднее, чем что-то другое у Шумана. В ней есть свои особенные трудности. Если ты имеешь в виду трудности технические, виртуозные, то я не о них. ИШ Мне кажется, что говорить о каких-то технических сложностях в твоем случае — бессмысленно. ЯК Нет, почему. Есть много сочинений, которые я не могу сыграть технически, но, думаю, это только потому, что у меня нет точного музыкантского, то есть образного представления, как это должно звучать именно в моем исполнении. Токкату я воспринимаю как еще одно сочинение, где в смешении и, даже, может быть, угаре, пляшут все шумановские образы: и Эвсебий, и Флорестан, и мастер Раро, и Панталоне, и Коломбина. Мини-карнавал, где много смен характеров. Очень быстрые темпы, высокий эмоциональный градус, смена настроений.
Тем не менее, там есть место и для лирики. С удовольствием буду еще ее играть. ИШ Если наше время сейчас музыкально представлять, Токката Шумана — как zeitgeist отражает то, что сейчас происходит с нами. Тебе так не кажется? ЯК Нет, я так не мыслю, наверно, нет. Сейчас, мне кажется, наоборот — есть остановка. Остановка времени, если иметь в виду данный момент. Это вообще моя слабая сторона: я совершенно не чувствую времени. Музыкальное время, я считаю, чувствую неплохо, а вот сопоставление современности и актуальности определенной музыки — совершенно не понимаю. Я знаю, что некоторые люди хорошо это чувствуют.
ИШ Но бывает так, что на тебя «нападает» какая-то музыка, и ты понимаешь, что она — актуальна, созвучна тебе? ЯК И не просто бывает, а так обычно и бывает. Вернее, только так и должно быть, когда ты выбираешь произведения, чтобы их играть. Но это не связано со временем. Это связано с моим внутренним состоянием. Например, неделю назад я играл Первый концерт Шостаковича для фортепиано и трубы с оркестром в Воронеже. Партию трубы очень ярко исполнял Владислав Лаврик. Я играл этот концерт уже лет десять назад в Большом зале консерватории. И, думаю, что тогда это сочинение я играл, совершенно его не прочувствовав по-настоящему. То есть я все сделал неплохо, был даже успех.
Но я шел по дороге, которую до меня проделали сотни пианистов, а сейчас это сочинение открылось мне совершенно другими сторонами, и я был очень увлечен. ИШ Так что же сейчас ты в нем услышал? ЯК Как раз дух его времени. Не нашего времени, а времени, когда жил Шостакович. Он написал это в 1933 году, но, мне кажется, в этом концерте живет дух музыки двадцатых годов. С одной стороны, тревожное время. С другой, время с огромным желанием жизни, подъема и расцветом немого кино, нового искусства, авангарда, литературы. В этом сочинении тоже есть некая карнавальность, калейдоскоп всего. ИШ Мне еще и насмешка Шостаковича слышится там. ЯК Ну, насмешка всем там слышится.
Насмешка — на поверхности. Хотя я не уверен, что это именно насмешка. Может быть, что-то вульгарное, кабацкое, что-то таперское. Это все есть, и оно — в духе того времени. Что-то подобное у Ильфа и Петрова можно встретить. Много западноевропейских композиторов, но русских авторов совсем мало.
Мусоргского, композиторов, между которыми практически невозможно найти общие черты — это разные культуры, разные эпохи, разный музыкальный менталитет, разный музыкальный язык в конце концов. И, тем не менее, концерт производил впечатление своеобразной музыкальной монографии. Он, собственно, и выстроен был очень ритмично — каждое из двух отделений состояло из сольного фортепианного произведения и вокального цикла. Вероятно, нет необходимости представлять этих выдающихся музыкантов, просто сразу обозначу, что то, что они делали, точнее будет назвать не исполнением, а воплощением замысла композиторов.
Иначе говоря, здесь не было обычно хорошо чувствуемого зазора между музыкальным произведением и исполнителем. Владислав Сулимский. Концерт начался с фортепианного цикла Белы Бартока "Три народные песни из Чика" и "Варварского аллегро". Время, когда создавались эти произведения, было совершенно замечательной эпохой. Это были годы взрывного расцвета художников и композиторов, живших в относительно компактном географическом пространства — когда появились Золтан Кодаи, Джордже Энеску, Константин Бранкузи, Хаим Сутин , Марк Шагал , когда, с одной стороны, все эти художники внимательно всматривались в народное искусство, а с другой — в конечном счёте замкнулись на тогдашнюю столицу современной культуры — Париж. И эти фортепианные циклы Бартока как раз и отражают глубокий интерес к народному творчеству, тем более, что одной из его важных заслуг стало изучение и сохранение огромного числа народных мелодий, ведь Бела Барток был одним из первых, кто понял огромное значение только появившихся тогда возможностей звукозаписи именно в сфере этнографических исследований. И Яков Кацнельсон воплотил именно эту "варварскую", архаичную, невероятно энергичную и внутренне чрезвычайно ритмически свободную сторону этих произведений. Сделав акцент именно на этом более, чем на естественно заложенную в этих произведениях академическую составляющую. И это вызывает глубокое восхищение, потому что очень жёстком и точном ритмическом нотировании Бартоком этих произведений, исполнителю удалось сохранить присущую "Трём песням" ритмическую "безбашенность" более высокого уровня, а это чрезвычайная редкость.
В том, как написана партия фортепиано, чувствуется симфоническое мышление композитора, да он потом, кстати, и оркестровал первые пять песен цикла. И Яков Кацнельсон аккомпанирует очень по оркестровому, показывая этот оркестровый потенциал и, скажем, фактура юбиляций в Пс 121 в аккомпанементе носит совершенно оркестровый характер. Яков Кацнельсон Второе отделение концерта открыла соната ми-бемоль минор "1. Третью часть сонаты, "Похоронный марш", Яначек сжёг ещё перед премьерным концертом 27 января 1906 года, а две первые выбросил потом во Влтаву. Но их копии сохранились у пианистки Людмилы Тучковой, которая, собственно, и исполняла тогда сонату. С тех пор так и исполняют две части — "Предчувствие" и "Смерть". Трудно определённо сказать, насколько это великое произведение. Это очень странное сочетание условного "постмодернистского" шопеновско-скрябинского романтизма, в ткань которого включены элементы из совершенно иной эпохи и которое записано ритмически непростым языком, когда композитор как бы хочет перевести исполнение произведения на своё ручное управление. И плюс ко всему этому свой отпечаток накладывает программность произведения, её привязка к событию, к комплексу внешних эмоций, и это тоже является элементом, существенным и для исполнения, и для восприятия. Яков Кацнельсон из широкого спектра исполнительских возможностей выбрал трагическую составляющую этой музыки как доминирующий её смысловой элемент. И это было очень точным и, вероятно, самым правильным решением. Соната прозвучала и как совершенно самостоятельный акцент в концепции концерта, и как музыкальное предисловие к кульминации вечера — вокальному циклу "Песни и пляски смерти" М. Мусоргского на стихи графа А.
Яков Кацнельсон, пианист: «Терпеть не могу конкуренцию»
И не всегда на кафедре остаются самые одаренные из их учеников. Есть надежда только на появление каких-то талантов, личностей. А что касается такого понятия, как «русский пианизм», я бы не стал даже на это надеяться. Гугнин, Холоденко, Копачевский, Генюшас, Трифонов.. Насколько полнее они себя раскроют…И потом, еще неизвестно, что у них будет с преподаванием. Это тоже отдельное дарование и отдельный вид деятельности. Не все пианисты, и не все музыканты хотят заниматься педагогической деятельностью. Быть педагогом — особый талант. Проблема-то в том, что у нас много талантливых исполнителей, а истинных педагогов можно по пальцам пересчитать. В принципе, хороших пианистов очень много, но по-настоящему талантливых, имею в виду «талантливый» — это тот, которому есть что сказать, а не просто профессионально владеющий инструментом, — таких, конечно, совсем немного. Мы уже достигли предела или еще есть куда развиваться?
Но средний уровень сейчас несоизмеримо выше, чем раньше. Именно средний. Правда, от этого он не перестает быть средним. Выдающихся стало меньше. Они могут потонуть в этом количестве музыкантов. И привел пример Шостаковича, который жил в очень трудное время, был гоним, травлен и тем не менее… -Не всегда. Во-первых, смотря какой талант, а во-вторых, Шостакович жил в другое время. Тогда существовали свои сложности, но не было такого количества музыкантов. Сейчас это немножко как целый цех, как конвейер, и исполнители, и композиторы. Наше поле переполнено предложением, как торговый центр, где, если не знаешь, что нужно, можно потонуть и глаза разбегаются.
Все-таки раньше жили потрясающие личности, и было гораздо больше времени на развитие и подготовку, но меньше суеты. Артисты не были озабочены тем, что им сзади кто-то наступает на пятки. Даже мысли о конкуренции не возникали. То есть это могло быть, но не в таком масштабе. Он заканчивает консерваторию, и выходит в мир. Что он дальше делает? Ему обязательно нужна поддержка. Либо он должен победить на нескольких международных престижных конкурсах, и то, сейчас победа на конкурсах не гарантирует ничего, а просто дает шанс дальше правильно себя вести и развиваться. Да, шанс дается, но это трудно, потому что музыкант, получивший премии, импресарио и какое-то количество концертов, должен дать ТАКОЕ количество концертов, что ему сложно развиваться дальше, он может «заглохнуть», забуксовать, особенно молодой. Ему больше нечего сказать, ведь человеку нужно обязательно развиваться, познавать что-то новое.
Для этого нужен отдых, полноценная жизнь. А у него на это совершенно не хватает ни времени, ни сил. Поэтому нужно обладать неординарным внутренним миром, чтобы успешно существовать в таком режиме. Можно иметь, но не мочь донести. Потому что кто-то может жить в таком режиме, кто-то не может. У кого-то ритм жизни активный, а кому-то нужна тишина и покой. Люди просто разные. Перед тобой полный зал, рояль и произведение. В этот момент, когда ты садишься за рояль, что ты ощущаешь? Здесь нужна только внутренняя уверенность в том, что тебе нужно сказать именно сегодня.
Четкие представления и большая ясность в голове… -И каждый раз, даже если играешь одно и то же произведение, у тебя бывают разные посылы? Но нужно обладать внутренней свободой для того, чтобы потом уже мочь по настроению что-то менять. Но это, конечно, интересно, хотя сразу так не приходит. Приходит представление, что эту вещь я обязательно должен играть. То есть у меня есть знание о том, как это надо играть. Уверенность, причем конкретная, как та или иная вещь должна звучать именно в твоем понимании — вот это критерий выбора произведений. Есть же вещи, которые ты сразу не мог играть, а со временем развился так, что можешь? Какие-то произведения знаю, что уже сейчас могу исполнить, какие-то должны еще подождать…То есть я знаю, что обязательно должен это сделать, но еще чуть-чуть, через какое-то время. По-разному бывает, иногда так, иногда так. Главное — ясность в представлении и точность.
Словно в космос улетаешь, или в другую вселенную…Как тебе это удается? Одно только могу сказать, что это само собой не происходит. На это надо жизнь положить. В принципе, ничего, кроме этого, у музыканта в жизни быть не должно. Но при этом сама жизнь должна быть полноценной. Есть люди, у которых в жизни происходят какие-то удивительные вещи, трагедии, и кажется, человек столько переживал, вот сейчас что-то выйдет у него. И — ничего. Как играл без всяких чувств, так и играет. А бывает наоборот. Вроде бы баловень судьбы, ничего не предвещает какой-то глубины, садится за инструмент, а там...
И не понимаешь, откуда что берется.
Но там ведь люди, простые люди, которые тоже ни в чём не виноваты. Они этого захотели, они проголосовали за это. Может быть, похвалить… — Хвалить уж точно не моё дело. Я не знаю. Но я считаю, что всё равно могу для них играть, согласен я с ними или не согласен.
Время покажет. Как раз, когда всё начиналось. Только начинался Майдан, как раз я туда приехал. Только я там появился, всё началось. Потом я оттуда уехал, и началась война. У меня есть друзья как раз в Западной Украине.
Именно они после концерта в Киеве устроили мне дополнительно концерт в Западной Украине. Политика-разлучница - Я спрашиваю всех музыкантов, с которыми мне доводится общаться, об участии в каких-то политических акциях… — У нас это сейчас очень принято. Сейчас многие музыканты почему-то решили, что они должны участвовать в политических акциях, что у них есть какой-то вес, что они могут что-то решить, что они обязаны высказаться. При этом они страшно осуждают таких, как я, которые не высказываются. Они вообще очень болезненно относятся к стране, которую покинули. Я это связываю с тем, что, например, та же природа… Например, я сижу дома поздно вечером и знаю, что кто-то из моих близких сейчас вне дома, и мне очень страшно, ведь там темно, медведи ходят, кто-то нападёт, кого-нибудь съест, что-то обязательно произойдёт плохое.
Если я выхожу на улицу, то там уже не страшно. Вот мне и кажется, что они на чужбине ещё более остро воспринимают всё, что происходит у нас. Дескать, мы правильно сделали, что уехали. На самом деле, в глубине души они хотят приехать обратно, хотят вернуться. Но их не устраивает просто наша страна. Им нужно, чтобы она была процветающей обязательно, процветающей и уважаемой среди всех остальных стран.
Например, дети. Они же всё равно любят родителей, если те у них алкаши. Те, у кого имеются какие-то претензии к матери, те и к родине относятся негативно. Сейчас, если вдруг что-то изменится в противоположную сторону, у них начнётся приступ патриотизма. И они ещё, не дай Бог, приедут обратно. Я шучу, конечно.
На самом деле, это для меня больная тема. Очень многие музыканты и близкие люди переругались из-за политики. Может быть на миграцию музыкантов надо смотреть как на явление… — Нет, на миграцию музыкантов я смотрю совершенно нормально. Главное, как они относятся к нашей… Главное, зачем они уезжают? Одно дело уезжать, допустим, в Италию потому, что там красиво. Это я полностью принимаю.
А если уезжать в Италию или куда-либо потому, что там лучше жизнь, вот это я не принимаю. У меня папа, например, уехал в Израиль, но именно в Иерусалим. Ему не Израиль нужен был. Он хотел жить в вечном городе. Это позиция, которую я абсолютно принимаю. Былое и думы II - Это в вас говорят пережитки советского идеализма, когда вы не думали об успехе?
Сейчас есть у всех возможности все. Только человек должен знать, как их использовать. В то время это было всё бесполезно. Возможностей никаких не было, но в рамках этих невозможностей были ещё какие-то возможности, которые каждый человек мог очень хорошо использовать. Вот раньше, я помню, потрясающий Олег Бошнякович, или Игорь Никонович, или Мария Гамбарян — великолепные музыканты — играли в залах Института Гнесиных, в Малом зале Московской консерватории. Естественно, это было бесплатно, и иногда было три-пять человек в зале.
Эти пять человек были на вес золота. Такие пять человек, ради которых можно было играть целый концерт. Никому из администрации этих концертных залов или филармонии даже в голову не могло прийти упрекнуть музыканта в том, что на него не ходят и не дать зал. А сейчас нужна бесконечная реклама, а несколько свободных мест вгоняют в жуткий стресс. Так было с Людмилой Васильевной Белобрагиной, которая всю жизнь проработала на радио и в филармонии, потрясающе исполняла многие вещи, а ей сказали: «На вас не ходят», и выгнали её из филармонии. Это уже, конечно, новое время.
Через два-три дня поступили результаты конкурса в Сиднее, и два наших пианиста — Андрей Гугнин и Арсений Тарасевич-Николаев — получили два первых места Другое опровержение поступило 7 августа, когда победителем Международного конкурса пианистов в Кливленде США был объявлен Никита Мдоянц — А. Уже до того наши прекрасные исполнители не прошли. Дмитрий Шишкин, студент Московской консерватории, имел огромный успех на конкурсе Шопена, а получил последнюю — шестую премию. Он же играл в Брюсселе, и, имея тоже огромный успех, не получил ничего. Я понятия не имею, по какой причине. Но запретить участие россиян в конкурсах невозможно.
Это вызовет международный скандал. Вообще, всё может быть, но будет скандал. К счастью, я в этом уже не участвую. Некоторые музыканты могут, некоторые не могут. Вообще, могут, можно жить вообще без всего. Можно жить не только без западной, а вообще без всякой публики.
Правда, интересным и заманчивым было посетить страны и города, где проходили музыкальные состязания. Слышал я истории о встречах с выдающимися музыкантами и ценных советах, полученных от них, но у меня такого почти не случалось. В фестивалях никто не соревнуется. Фестиваль — выступление, как и любой другой концерт. Это для всех нас очень важно.
Педагогика увлекает? Педагогика — это огромное пространство, область деятельности, которая многое открывает, помогает развиваться мне самому. Не считаю, что пианисты кем-то становятся, это индивидуально. Какой-то пианист, может, и стремится стать дирижером — у меня такой мечты нет. Что касается педагогики, то я ее люблю очень.
Но она занимает свое место, не мешая артистической деятельности. Вместе со студентами скорее открывается новый взгляд на музыку. Иногда происходят какие-то озарения по поводу того или иного произведения прямо во время урока. Не говоря уже о том, что во время уроков очень много произведений выучивается. Старые программы повторяю и обязательно готовлю новые.
Еще очень много произведений, которые надо сыграть, — времени для этого мало, к сожалению. Когда великий, то конечно. Правда, именно великие открыты эксперименту, они никогда не настаивают на своей идее, их как раз отличает гибкость. Если выдающемуся музыканту предложить что-нибудь интересное, он всегда откликнется. Какой дирижер — такая и будет совместимость.
Другое дело, что надо идти навстречу друг другу — иначе никакой совместимости не получится. Если нравится произведение, то композитор, его сочинивший, для меня уже современен. Бетховен такой современный, что никакой живущий ныне композитор с ним не сравнится. Современных композиторов я действительно не очень хорошо знаю, но если какое-то произведение меня захватывает, то я исполняю его с удовольствием и совершенно неважно, современник он или нет. Мы с Максимом Рысановым — прекрасным альтистом — играли произведение Сергея Ахунова «Лесной царь» — яркая и оригинальная музыка.
Все равно скопировать точно не получится — это будет ваш собственный голос, но мастер может повести вас в верном направлении. Расскажите о ваших любимых исполнителях. Яков: Мне нравятся очень разные исполнители — пианисты, певцы, скрипачи, дирижеры. Но я еще и поклонник джаза, поп, рок музыки - сам играю, импровизирую, попытался даже написать некий кроссовер между классикой, поп и рок-музыкой. В этих жанрах у меня тоже есть свои кумиры — «Queen» и Фредди Меркьюри мы слушали с ребятами еще со школьной скамьи. Я живу в Лондоне и каждый год, 24 ноября, стараюсь подъехать к дому Фредди Меркьюри, выразить свое почтение. У него очень многому можно поучиться — например, бешеной энергетике, которой он делится на концертах со своими слушателями.
Юрий, Вы сказали, что музыканту необходимо всегда видеть какую-то конечную цель и стремиться к ней. Всегда ли у Вас была цель в годы учебы? Юрий: Нет, и в этом нет ничего хорошего. Я знал, что меня окружают потрясающие профессионалы — мои родители, замечательный педагог. Мне казалось, что они додумают, доделают все за меня — нужно только взять инструмент и водить смычком по струнам. К сожалению, видение цели появилось тогда, когда я сам начал идти по довольно сложному жизненному пути, чего-то добиваться, искать.
Эксклюзив: тайная звезда — пианист с дипломом флейтиста и балетным прошлым
Программы его концертов всегда интригуют зрителя: сочетая несочетаемое, как кажется изначально, они потом удивляют целостностью. Каждое произведение Яков наполняет новыми смыслами. Пианист — доцент Московской государственной консерватории имени П. Окончил Московскую консерваторию и аспирантуру класс профессора Э. С 1998 года ведёт класс концертмейстерского мастерства в Колледже имени Гнесиных. С 2001 года преподаёт в Московской консерватории, являясь ассистентом Э. С 2009 года ведёт класс специального фортепиано в консерватории.
Другие поздние вещи я играл — трио «Эрцгерцог», например, или Пятый концерт… Наверно, приду и к поздним сонатам. ИШ Готовишь что-то особенное в этот юбилейный год? ЯК Да, учу 14-ю сонату. Никогда ее раньше не играл и никогда даже не мечтал. Это будет одно из новых для меня произведений в следующем сезоне. Собираюсь также играть и его концерты, и камерную музыку, и сонаты. Конечно, с огромным удовольствием. Но я избегаю в юбилейный год играть Бетховена. Думаю, начну после того, как юбилей пройдет, тогда я буду исполнять его больше. С Бетховеном что-то подобное собираешься сделать? ЯК Нет, такого ничего не будет. Юбилей Клары тоже, как выяснилось, праздновался широко по всему миру. Но все-таки Клара Шуман и Людвиг ван Бетховен — разные «весовые» категории. Я хотел отпраздновать юбилей Клары еще тогда, когда думал, что это событие пройдет незамеченным. Поскольку о Бетховене я знаю, что его юбилей может праздновать кто угодно, я решил, что могу и подождать. Более того, он не стал мне вдруг дороже в юбилейный год. Он всегда был со мной и надеюсь, всегда со мной и будет. Я бы не хотел какой-то год выделять для конкретного композитора. Другое дело, что иногда для концертных организаторов это имеет значение, потому что сейчас, как правило, требуют некую концепцию и основание для программы. Сейчас нельзя сказать — «Вечер фортепианной музыки» и, никак не обосновывая, просто представить музыкальные сочинения. Обязательно это должно быть или посвящение в связи с юбилеем, или какая-то концепция с названием. Честно говоря, я, как слушатель, очень соскучился по «просто концертам». Без концепций. ИШ Тем не менее, ты представляешь такие программы, в которых обязательно есть интригующий замысел. ЯК Такой музыкальный замысел должен быть в любой программе. Но это очень индивидуальная вещь конкретного музыканта, и необязательно об этом рассказывать и объяснять. ИШ Кстати, некоторые музыканты или те же организаторы перед концертом проводят небольшой «ликбез», объясняя слушателям и замысел, и жизнь самого композитора. ЯК Я думаю, иногда это бывает очень интересно. Просто это не мой профиль. Я не люблю этого. Как ты к ней пришел, почему решил играть это безумно сложное сочинение? ЯК А что, у Шумана есть простые произведения смеется? Просто я ее очень люблю. И не считаю труднее, чем что-то другое у Шумана. В ней есть свои особенные трудности. Если ты имеешь в виду трудности технические, виртуозные, то я не о них. ИШ Мне кажется, что говорить о каких-то технических сложностях в твоем случае — бессмысленно. ЯК Нет, почему. Есть много сочинений, которые я не могу сыграть технически, но, думаю, это только потому, что у меня нет точного музыкантского, то есть образного представления, как это должно звучать именно в моем исполнении. Токкату я воспринимаю как еще одно сочинение, где в смешении и, даже, может быть, угаре, пляшут все шумановские образы: и Эвсебий, и Флорестан, и мастер Раро, и Панталоне, и Коломбина. Мини-карнавал, где много смен характеров. Очень быстрые темпы, высокий эмоциональный градус, смена настроений. Тем не менее, там есть место и для лирики. С удовольствием буду еще ее играть. ИШ Если наше время сейчас музыкально представлять, Токката Шумана — как zeitgeist отражает то, что сейчас происходит с нами. Тебе так не кажется? ЯК Нет, я так не мыслю, наверно, нет. Сейчас, мне кажется, наоборот — есть остановка. Остановка времени, если иметь в виду данный момент. Это вообще моя слабая сторона: я совершенно не чувствую времени. Музыкальное время, я считаю, чувствую неплохо, а вот сопоставление современности и актуальности определенной музыки — совершенно не понимаю. Я знаю, что некоторые люди хорошо это чувствуют. ИШ Но бывает так, что на тебя «нападает» какая-то музыка, и ты понимаешь, что она — актуальна, созвучна тебе? ЯК И не просто бывает, а так обычно и бывает. Вернее, только так и должно быть, когда ты выбираешь произведения, чтобы их играть. Но это не связано со временем. Это связано с моим внутренним состоянием. Например, неделю назад я играл Первый концерт Шостаковича для фортепиано и трубы с оркестром в Воронеже. Партию трубы очень ярко исполнял Владислав Лаврик. Я играл этот концерт уже лет десять назад в Большом зале консерватории. И, думаю, что тогда это сочинение я играл, совершенно его не прочувствовав по-настоящему. То есть я все сделал неплохо, был даже успех. Но я шел по дороге, которую до меня проделали сотни пианистов, а сейчас это сочинение открылось мне совершенно другими сторонами, и я был очень увлечен. ИШ Так что же сейчас ты в нем услышал?
Первый — Чайковский. Дух его России мы давно потеряли, он основан во многом на европейской базе, продолжает жить только в искусстве, и его проблески в жизни иногда случаются во времена взаимовлияния культур разных народов. Но, тем не менее, его музыка нас сопровождает с раннего детства. Противоположность — Прокофьев.
И Яков Кацнельсон воплотил именно эту "варварскую", архаичную, невероятно энергичную и внутренне чрезвычайно ритмически свободную сторону этих произведений. Сделав акцент именно на этом более, чем на естественно заложенную в этих произведениях академическую составляющую. И это вызывает глубокое восхищение, потому что очень жёстком и точном ритмическом нотировании Бартоком этих произведений, исполнителю удалось сохранить присущую "Трём песням" ритмическую "безбашенность" более высокого уровня, а это чрезвычайная редкость. А между тем оно написано совсем незадолго до появления самых популярных произведенийкомпозитора — Виолончельного концерта и Девятой симфонии "Из Нового света", то есть, тогда, когда Дворжак жил в Нью-Йорке и преподавал в Национальной консерватории Америки. Это фантастический по своей внутренней концентрации и возвышенности вокальный цикл, написанный на тексты Псалмов Давидовых. Дворжак использовал старочешский перевод Кралицкой библии 1579 года, и звучание чешского языка придаёт этому произведению ощущение какой-то домашней теплоты, если можно так сказать. Характер, фактура и само воплощение псалмов чрезвычайно разнится, среди них есть и гимнические, и интимно-лирические, и с элементами народных интонаций. Безусловно, для такого певца как Владислав Сулимский , это чрезвычайно благодатный материал, предоставляющий огромный спектр возможностей. Я имею в виду не вокал как таковой, а именно образную сферу. В том, как написана партия фортепиано, чувствуется симфоническое мышление композитора, да он потом, кстати, и оркестровал первые пять песен цикла. И Яков Кацнельсон аккомпанирует очень по оркестровому, показывая этот оркестровый потенциал и, скажем, фактура юбиляций в Пс 121 в аккомпанементе носит совершенно оркестровый характер. Яков Кацнельсон Второе отделение концерта открыла соната ми-бемоль минор "1. Третью часть сонаты, "Похоронный марш", Яначек сжёг ещё перед премьерным концертом 27 января 1906 года, а две первые выбросил потом во Влтаву.
Яков Кацнельсон. Чайковский, Прокофьев
Во-первых, уходят мелкие простуды, инфекции. Когда есть ощущение того, что вот-вот заболеешь а в Москве, допустим, эпидемии , я сразу же к ней иду. Во-вторых, проходит синдром хронической усталости. О болях в спине, в руках, в мышцах, остеохондрозе я уже не говорю: помогает, но не избавляет. Я люблю изучать иностранные языки. Знаю три — немецкий, французский и польский.
А вот на английском я не говорю. На нем многие говорят, но мне он просто менее интересен. Сложно сказать… Наверно, музыкой. Но совершенно не обязательно знать язык, чтобы чувствовать интонацию композитора. Но если уже ее чувствуешь, то изучение языка больше помогает погрузиться в его мышление.
Для меня это новые, особые ощущения. В музыке любопытство как-то проявляется? Например, любопытно ли вам играть современную музыку, понять, как она будет звучать? Для рояля написано такое огромное количество великих произведений, что целой жизни не хватит, чтобы сыграть четверть из того, что хочется. Есть много произведений, которые давно хочется сыграть, и я знаю, что я этого за всю жизнь не успею, поэтому меня нужно уговорить, привлечь чем-то особенным, чтобы я согласился на современную музыку.
Но иногда это бывает. Мне совершенно все равно, какого времени музыка, современная или старая — главное, чтобы она в какой-то момент оказалась мне созвучна. Мой мир.
Лауреат международных конкурсов пианистов — в Тбилиси 2001 , им. Рихтера в Москве 2005, 2-я премия. В качестве солиста играл с оркестрами под управлением известных дирижеров — Э. Класса, А.
Дмитриева, В. Понькина, В. Ашкенази, К. Кларка, М. Сустро и др. Кацнельсон принимает активное участие в музыкальных фестивалях, в числе которых Фестиваль Фонда Святослава Рихтера в Тарусе, «Посвящение Олегу Кагану» в Кройте Германия , фестиваль камерной музыки в Утрехте Нидерланды , «Возвращение» Москва , фестиваль искусств «Сараевская зима» Босния и др. Много времени уделяет ансамблевому музицированию.
Можно приблизиться к Шопену и без знания польского языка, но мне хотелось говорить на его языке. Французская болезнь - Но он говорил по-французски. Но этого было недостаточно.
Нет, там душа всё-таки другая. Она больше славянская. В мелодии, в гармонии, в характере его интонаций.
Я когда-то говорил в детстве на польском языке, потом я его забыл и захотел восстановить, не специально, но в том числе и ради Шопена. И вот когда я уже изучал польский язык, то подумал, насколько мелодика польской речи похожа на интонации и фразы Шопена. Я знаю, что другие музыканты его больше французским считают.
Всё что хорошо, они считают, что это — французское. Это почти то же самое, как если бы они считали Чайковского своим композитором. Здесь столько же правды, как и в том, что Чайковский — французский композитор.
Он, конечно, не эпигон, он просто был под влиянием французской музыки. Я бы сказал, что мышление Чайковского, его композиторское нутро базируется скорее на французской основе. Известна его любовь к французской музыке.
Всё друг на друга влияло в то время. Даже если взять такого совершенно единственного автора в своём роде, как Прокофьев. Я искал какие-то его корни.
Долго не мог понять. Потом понял, что уже у Римского-Корсакова слышится будущий Прокофьев. Я бы назвал это пророчеством.
Эпигонство вообще несколько переоценено музыковедами. Дай музыковеду только повод, он увидит, что что-то на что-то похоже и сразу скажет, что это эпигонство. Так, у Бетховена иногда слышен Верди.
Это же не означает, что Бетховен эпигон Верди. Бетховен — пророк всей музыкальной мысли, у него можно услышать всё — от строгой полифонии до Новой венской школы. Тут речь о пророчестве, или о влиянии, от которого не застрахован ни один гений.
Это не мешает ему иметь своё лицо. У нас есть композитор, фирменным знаком которого является цитирование — Десятников, и при этом у него своё, совершенно потрясающее лицо. Не могу сказать, что я — эксперт.
Иногда какой-то талант меня может заразить, и совершенно не важно, современный это композитор или старинный, живой или мёртвый, молодой или старый. Что-то меня задевает, и тогда мне это интересно, а не какое-то определённое направление. Ощущение свободы - Как вы выбираете произведения для исполнения?
Их выбор определяется моей собственной индивидуальной предрасположенностью именно к этим произведениям. Я знаю точно, как это должно звучать именно в моём исполнении. Иногда какие-то сочинения стоят в очереди, а потом вдруг я понимаю, что они от меня ушли, и время их ушло, но, может, придёт потом.
Очень мало произведений фортепианного репертуара, которые я не знаю. И даже третью их часть я не успею сыграть за свою жизнь. Многие из этих произведений уже живут во мне.
Я очень много играл в юности и в детстве. Я же учился как флейтист и очень не любил флейту. Мне нужно было себя как-то поддерживать, чем-то утешать, и я утешал себя тем, что играл с листа на рояле разные сочинения.
Внутренне я совершенно смирился с тем, что пианистом я не буду, что мне придётся играть на флейте, а мне хотелось получать удовольствие. Подсознательно я всё-таки чувствовал, что стану пианистом. Есть какой-то порядок, но кто-то ведь обязательно пролезет без очереди.
И тогда я всё бросаю и начинаю учить. Какая-то одержимость появляется. Например, готовился я к конкурсу в Тбилиси в 2001 году.
И, кстати, тоже абсолютно спонтанно. Никуда я не собирался, ни в какой Тбилиси. Вдруг показали фильм про царскую семью, в котором вдруг заиграла вторая часть 11-й сонаты Бетховена.
Я вспомнил, как я эту часть слушал в каком-то другом фильме, когда был в Грузии когда-то давно. И за одну секунду принял решение, что поеду на конкурс в Тбилиси. Сделал программу; собирался играть 3-й концерт Прокофьева.
Учил его, учил, учил. Потом вдруг, в один прекрасный день что-то случилось, и я переключился на второй, выучил его за две недели, и в итоге я играл Второй концерт Прокофьева, а третий так и не сыграл. А второй играю до сих пор, и он даже стал чем-то вроде моей визитной карточки.
Мне никогда не везло на конкурсах. Они очень мне испортили нервы. Если бы удалось вернуться назад и прожить жизнь ещё раз, то я бы, конечно, что-то по другому бы делал: может, ездил бы на другие конкурсы; может, по-другому бы себя там вёл; может, играл бы другие произведения.
Я очень послушно исполнял всё, что мне говорил мой педагог — Элисо Константиновна Вирсаладзе. Это было правильно, но, наверное, мне в большей степени надо было самому думать. Тогда это был единственный способ заявить о себе, чтобы о тебе услышали, узнали тебя и начали куда-то приглашать.
Без них это было возможно только в порядке исключения, случайно. У меня такой случайности не возникло.
В 1998 г. Вирсаладзе , в 2000 г. Педагогическая деятельность С 2001 г. Вирсаладзе с 2007 г.
С 1998 г. Концертная деятельность Выступает с сольными концертами во многих городах стран СНГ, а также в Австрии, Германии, Испании, Франции, принимал участие в нескольких международных музыкальных фестивалях, в т. Кагана, Фестивале им. Казадезюса Канны , фестивале в Шафхаузене Швейцария.
Яков Кацнельсон исполнит в Соборной палате произведения Бетховена и Листа
С 1998 года ведет класс концертмейстерского мастерства в Колледже имени Гнесиных. С 2001 по 2015 год являлся ассистентом Э. С 2009 года ведет свой класс.
Я бы не хотел какой-то год выделять для конкретного композитора. Другое дело, что иногда для концертных организаторов это имеет значение, потому что сейчас, как правило, требуют некую концепцию и основание для программы. Сейчас нельзя сказать — «Вечер фортепианной музыки» и, никак не обосновывая, просто представить музыкальные сочинения. Обязательно это должно быть или посвящение в связи с юбилеем, или какая-то концепция с названием.
Честно говоря, я, как слушатель, очень соскучился по «просто концертам». Без концепций. ИШ Тем не менее, ты представляешь такие программы, в которых обязательно есть интригующий замысел. ЯК Такой музыкальный замысел должен быть в любой программе. Но это очень индивидуальная вещь конкретного музыканта, и необязательно об этом рассказывать и объяснять. ИШ Кстати, некоторые музыканты или те же организаторы перед концертом проводят небольшой «ликбез», объясняя слушателям и замысел, и жизнь самого композитора. ЯК Я думаю, иногда это бывает очень интересно.
Просто это не мой профиль. Я не люблю этого. Как ты к ней пришел, почему решил играть это безумно сложное сочинение? ЯК А что, у Шумана есть простые произведения смеется? Просто я ее очень люблю. И не считаю труднее, чем что-то другое у Шумана. В ней есть свои особенные трудности.
Если ты имеешь в виду трудности технические, виртуозные, то я не о них. ИШ Мне кажется, что говорить о каких-то технических сложностях в твоем случае — бессмысленно. ЯК Нет, почему. Есть много сочинений, которые я не могу сыграть технически, но, думаю, это только потому, что у меня нет точного музыкантского, то есть образного представления, как это должно звучать именно в моем исполнении. Токкату я воспринимаю как еще одно сочинение, где в смешении и, даже, может быть, угаре, пляшут все шумановские образы: и Эвсебий, и Флорестан, и мастер Раро, и Панталоне, и Коломбина. Мини-карнавал, где много смен характеров. Очень быстрые темпы, высокий эмоциональный градус, смена настроений.
Тем не менее, там есть место и для лирики. С удовольствием буду еще ее играть. ИШ Если наше время сейчас музыкально представлять, Токката Шумана — как zeitgeist отражает то, что сейчас происходит с нами. Тебе так не кажется? ЯК Нет, я так не мыслю, наверно, нет. Сейчас, мне кажется, наоборот — есть остановка. Остановка времени, если иметь в виду данный момент.
Это вообще моя слабая сторона: я совершенно не чувствую времени. Музыкальное время, я считаю, чувствую неплохо, а вот сопоставление современности и актуальности определенной музыки — совершенно не понимаю. Я знаю, что некоторые люди хорошо это чувствуют. ИШ Но бывает так, что на тебя «нападает» какая-то музыка, и ты понимаешь, что она — актуальна, созвучна тебе? ЯК И не просто бывает, а так обычно и бывает. Вернее, только так и должно быть, когда ты выбираешь произведения, чтобы их играть. Но это не связано со временем.
Это связано с моим внутренним состоянием. Например, неделю назад я играл Первый концерт Шостаковича для фортепиано и трубы с оркестром в Воронеже. Партию трубы очень ярко исполнял Владислав Лаврик. Я играл этот концерт уже лет десять назад в Большом зале консерватории. И, думаю, что тогда это сочинение я играл, совершенно его не прочувствовав по-настоящему. То есть я все сделал неплохо, был даже успех. Но я шел по дороге, которую до меня проделали сотни пианистов, а сейчас это сочинение открылось мне совершенно другими сторонами, и я был очень увлечен.
ИШ Так что же сейчас ты в нем услышал? ЯК Как раз дух его времени. Не нашего времени, а времени, когда жил Шостакович. Он написал это в 1933 году, но, мне кажется, в этом концерте живет дух музыки двадцатых годов. С одной стороны, тревожное время. С другой, время с огромным желанием жизни, подъема и расцветом немого кино, нового искусства, авангарда, литературы. В этом сочинении тоже есть некая карнавальность, калейдоскоп всего.
ИШ Мне еще и насмешка Шостаковича слышится там. ЯК Ну, насмешка всем там слышится. Насмешка — на поверхности. Хотя я не уверен, что это именно насмешка. Может быть, что-то вульгарное, кабацкое, что-то таперское. Это все есть, и оно — в духе того времени. Что-то подобное у Ильфа и Петрова можно встретить.
Много западноевропейских композиторов, но русских авторов совсем мало. В прошлый раз ты мне сказал, что учишь Первый концерт Рахманинова, что он — особенный для тебя. Но кажется или я ошибаюсь? Когда я учил Первый концерт, он мне дал много счастья.
Регулярно записывает сольные и камерные альбомы.
Компакт-диск с произведениями И. Баха, записанный в 2009 году на фирме Steingraeber в Байройте и изданный фирмой Quarz, получил высокую оценку критиков. Крушельницкой у профессора Александра Эйдельмана ученика М. Домбровского, В. Пухальского, Ф.
Победитель Всеукраинского конкурса молодых музыкантов —исполнителей в Киеве 1975. В 1983 году с отличием окончил Московскую консерваторию по специальности фортепиано у профессора В. Горностаевой и по камерному ансамблю у профессора К. Доцент Московской государственной консерватории им.
За годы учебы он стал лауреатом и призером престижных международных конкурсов, таких как конкурс имени Рубинштейна в Москве 2001 , итальянских Valsesia Musica и конкурса в городе Канту 2003 , Эстонского конкурса пианистов в Таллине 2006 , фортепианного конкурса на острове Хилтон-Хед США, 2006 , имени Рахманинова в Москве 2008 , Шотландского конкурса пианистов в Глазго 2010.
Объездил с гастролями весь мир, преподает в Московской консерватории имени Чайковского.