Рис. 2. Места работы «Луноходов-1 и -2» на изображении видимого полушария Луны («Природа» №2, 2021). Как Советский Союз совершил посадку на Луне.
«Луноходу» — 50: чем знаменит первый в истории аппарат по исследованию Луны
Луноход-1 — первый лунный самоходный аппарат – Самые лучшие и интересные новости по теме: СССР, интересно, космос на развлекательном портале Как развивалась лунная программа в Советском Союзе и России? И почему СССР так и не смог реализовать проекты по облету Луны и высадке на нее экипажа? Лайф разбирался, какие причины привели к закрытию амбициозного советского проекта "Луноход". 17 ноября 1970 года на Луну был доставлен советский Луноход.
Гордость СССР: каким был первый луноход
Для этого на Земле провели стендовые испытания аналогичных приборов и установили, что «наиболее вероятной причиной ненормальной работы прибора является отказ диода». Изменения в технологию изготовления проблемных диодов были внесены мгновенно. Документ содержит и свидетельство об окончательной физической гибели «Лунохода-1»: «После седьмого лунного дня при малой информативной мощности с борта передавалась только телеметрия, при нормальной передавались телевидение и телеметрия. На 12-й лунный день передатчик не включился, отказало бортовое питание объекта.
Новый проект внешне почти не отличался от своего предшественника, но был усовершенствован, и 15 января 1973 года АМС «Луна-21» доставила его на Селену.
К сожалению, луноход просуществовал всего 4 земных месяца, но за это время он успел пройти 42 км и провести сотни измерений и экспериментов. Дадим слово водителю экипажа Вячеславу Георгиевичу Довганю: «Со вторым история получилась глупая. Четыре месяца он уже находился на спутнике Земли. Мы угодили в кратер, навигационная система вышла из строя. Как выбираться?
Не раз мы уже попадали в подобные ситуации. Тогда просто закрывали солнечные батареи и выбирались. А тут приказали не закрывать и так выбираться. Мол, закроем, и не будет откачки тепла из лунохода, приборы перегреются. Мы попробовали выехать и зацепили лунный грунт.
А лунная пыль такая липкая… Луноход перестал получать подзарядку солнечной энергией в необходимом объёме и постепенно обесточился. Проблема заключалась в том, что в ее исследованиях, к сожалению, главенствовали не научные, а политические устремления. А ведь уже завершалась подготовка к старту нового уникального самоходного аппарата «Луноход-3», и экипажи, получившие бесценный опыт в предыдущих экспедициях готовились вести его среди лунных кратеров. Эта машина, вобравшая в себя все самые лучшие качества предшественников, имела на борту самое совершенное в те годы техническое оборудование и новейшие научные приборы. Чего только стоила поворотная стереокамера, подобные которой модно сейчас называть 3D.
Испарители-теплообменники, расположенные на магистрали, соединяющей радиатор и гермоотсек, дополнительно охлаждают газ-теплоноситель во время движения при больших углах возвышения Солнца. Перемещение газа по магистралям и внутри гермоконтейнера обеспечивается системой заслонок и вентиляторов, управляемых автоматически. Ориентация контролировалась с помощью внутренних гироскопов [2]. Запуск и эксплуатация[ править править код ] Автоматическая межпланетная станция « Луна-17 » с «Луноходом-1» стартовала 10 ноября 1970 года и 15 ноября вышла на орбиту искусственного спутника Луны.
На поверхность Луны был доставлен пятиугольный вымпел с барельефом В. В 06:28 UT были откинуты пандусы, «Луноход-1» открыл крышки телекамер и передал панораму пандусов, чтобы убедиться в отсутствии препятствий, а затем съехал на лунный грунт, проехал 20 м по поверхности и поднял крышку с солнечной батареей для зарядки аккумулятора. За первые трое земных суток луноход проехал 197 метров и в связи с наступлением лунной ночи перешёл в ждущий режим [2]. В течение первых трёх месяцев запланированной работы помимо изучения поверхности аппарат выполнял ещё и прикладную программу, в ходе которой отрабатывал поиск района посадки пилотируемой лунной кабины.
После выполнения программы луноход проработал на Луне в три раза больше своего первоначально рассчитанного ресурса 3 месяца. Суммарная длительность активного существования Лунохода составила 301 сутки 06 ч 37 мин. За 157 сеансов с Землёй было выдано 24 820 радиокоманд. Прибор оценки проходимости отработал 537 циклов определения физико-механических свойств поверхностного слоя лунного грунта, в 25 точках проведён его химический анализ [8].
Последний успешный сеанс связи состоялся 14 сентября 1971 в 13:05 по всемирному времени, на этот момент было отмечено неожиданное уменьшение давления в гермообъёме корпуса [2]. К сентябрю 1971 года температура внутри герметичного контейнера лунохода стала падать, так как исчерпался ресурс изотопного источника тепла — к этому времени его тепловыделение упало более чем в 4 раза по сравнению с моментом посадки. Максимальная длительность непрерывного движения на первой передаче составляла 50 секунд, на второй — 9 секунд.
Решение было принято по ряду причин, включая финансовые и технические сложности. Тем не менее серия «Луна» оставила свой след в истории космических исследований. В ее честь в 2023 году Международным астрономическим союзом была названа линия на поверхности Плутона — Luna Linea. Главные успехи советской лунной программы В 1959 году автоматическая станция «Луна-3» облетела спутник и отправила на Землю первое в истории фото обратной стороны Луны В 1966 году станции «Луна-10» удалось стать первым искусственным спутником Луны. Это были растения, бактерии, мухи-дрозофилы и две черепахи.
В 1970 году станция «Луна-17» доставила на спутник «Луноход-1» — первую автоматическую самоходную лабораторию, которой управляли с Земли. В 1976 году АМС «Луна-24» забрала и доставила на Землю образцы грунта, в которых впервые были найдены следы воды. На долгие годы человечество потеряло интерес к исследованию нашего ближайшего космического соседа. Только в 1990 году Япония вернула внимание к полетам на Луну, запустив космический зонд Hiten. В России о возобновлении лунной программы и продолжении запусков АМС серии «Луна» объявили в 2023 году. В планах разработчиков из Роскосмоса — старты с космодромов «Байконур» и «Восточный». Первый запуск АМС «Луна-25» состоялся 11 августа 2023 года и был неудачным — аппарат потеряли, а затем признали потерпевшим крушение в результате столкновения со спутником. Рекомендуем также прочитать материал «ФедералПресс» о том, что думает Кремль о падении спутника «Луна-25».
Серия межпланетных станций Е-8
- Эпоха советских луноходов - Российская газета
- Как был устроен луноход
- День в истории. Луноход
- В СССР запущена космическая станция Луна-17 - Знаменательное событие
Почему «Луна-25» разбилась
- История советских «Луноходов»: один разбился, один замерз, один перегрелся
- «Луноход-0»
- Гордость СССР: каким был первый луноход - #ЗаМинуту / Видео НТВ
- Успехи 1970-го года: в космосе – луноход, на земле – универсам — Страна СССР: всё о Советском Союзе
«Луноходу» — 50: чем знаменит первый в истории аппарат по исследованию Луны
Космическая станция "Луна-21" и "Луноход-2" | РИА Новости Медиабанк | Как были созданы советские Луноход-1 и Луноход-2, какие цели преследовала программа изучения Луны и почему для проекта планетохода выбрали колеса, а не гусеницы. |
Рассекречен отчет о деятельности «Лунохода-2» на Луне | КП Наука | Дзен | Как были созданы советские Луноход-1 и Луноход-2, какие цели преследовала программа изучения Луны и почему для проекта планетохода выбрали колеса, а не гусеницы. |
«Луноход-1» был запущен 50 лет назад. Как он был устроен и для чего нужен? | ИВАК» Космонавтика» А.Л. Кемурджиан – основатель научной школы космического транспортного машиностроения (к 50-летию «Лунохода-1»). |
Успехи 1970-го года: в космосе – луноход, на земле – универсам
Да еще точно повернул в сторону Земли. А тут — более 2000 с первой попытки. Это очень странно. Исследователь удивляется еще и потому, что сам обнаружил: эффективность действующих на Луне отражателей снизилась примерно в 10 раз. То есть те, которые были оставлены на «Луноходе-2» и установлены астронавтами миссий «Аполлон-11», «-14» и «-15» сильно испортились. Возможно, запылились. Или поцарапались. А прибор на «Луноходе-1» , один из самых старых, отражает, как новый.
Будто и 40 лет не прошло. Загадка… Напомним, зонд LRO передал на Землю снимки всех мест, где высаживались американские астронавты. Оставленная техника там видна. Хоть и не настолько четко, чтобы совсем уж избавить от сомнений. Канадцу было легче — брат-близнец «Лунохода-1» никуда не пропадал, стоял в Море ясности. А его отражатели отражали. Она села примерно в 150 километрах от американского Аполона-17.
И по одной из легенд аппарат поехал к площадке, на которой в 1972 году орудовали американцы и ездили на своем самоходном экипаже. Вроде бы «Луноход-2», оснащенный камерой, должен был снять оставленную астронавтами технику. И подтвердить, что они там действительно были. Похоже, что в СССР все-таки сомневались, хотя никогда официально в этом не признавались. Наш самоходный аппарат проехал 37 километров — это рекорд передвижения по другим небесным телам. Он реально мог бы добраться до Аполлона-17, но зацепил рыхлый грунт с кромки кратера, перегрелся от этого и сломался. Историческое попадание Американские ученые попали в советский луноход лазерным лучом — такая новость появилась в пишущих о науке СМИ в конце апреля.
Теперь специалисты намерены использовать «проснувшийся» луноход для проведения различных научных экспериментов и даже проверить с его помощью теорию относительности. История вопроса Прежде чем рассказать, как созданная в 1970 году машина с недоброй славы радиоактивным изотопом полония внутри связана с Альбертом Эйнштейном, коротко напомним, какие события предшествовали появлению описываемой новости. Дистанционно управляемый самоходный аппарат-планетоход «Луноход-1» разрабатывался в НПО имени Лавочкина в рамках советской космической программы. После успеха «Спутника» и знаменитого гагаринского «Поехали! В Крыму под Симферополем был создан полигон, на котором будущие обитатели лунной базы тренировались управлять специальными аппаратами для передвижения по лунному грунту, а инженеры-испытатели учились контролировать передвижения «беспилотных» луноходов — машин класса «Луноход-1». В общей сложности было построено четыре таких машины. Одна из них должна была стать первым земным объектом, достигшим поверхности спутника.
Однако на 52-й секунде полета ракета взорвалась из-за аварийного отключения двигателей первой ступени. Организовать новый старт сразу же было невозможно, и в итоге американцы, которые не менее напряженно работали над программой пилотируемых полетов, успели первыми. Запуск космического корабля «Аполлон-11», на борту которого находились Нил Армстронг, Базз Олдрин и Майкл Коллинз, состоялся 16 июля того же года. Читайте также: 10 странных аномалий и загадок Луны 10 фото Вторую попытку запустить «Луноход-1» советские инженеры предприняли 10 ноября 1970 года.
На них воспроизводились лунные условия? Основных лунодромов было два. На этапе разработки технических решений испытывался макет лунохода, который передвигался в ангаре. Его подвешивали на специальных резиновых канатах, чтобы имитировать лунную силу тяжести, которая в шесть раз меньше, чем на Земле. В таком «обезвешенном» состоянии сцепление колес становилось меньше, и тогда можно было понять, как он реально будет двигаться по Луне. Так имитировалось поведение шасси, сначала без телевидения — мы участвовали на этом этапе как наблюдатели. Материалы по теме: 7 октября 2016 Потом, когда луноход уже был создан, небольшой «лунодром» был построен в Симферополе, около наземного Центра управления, буквально во дворе. Все как сегодня в компьютерной игре: экраны, джойстики. Задержка в передаче сигнала была смоделирована. Там луноход управлялся не по радио, а по проводам. Он ехал, а за ним передвигался провод с пультом управления. На этом этапе уже использовались наши камеры. И я, и сотрудники моего отдела участвовали в тренировках, управляли луноходом на Земле. Важно было самим сыграть роль водителей, чтобы понять, как работает телевизионная система управления в данных условиях. Чем оборудование, которое вы делали для «Лунохода-2», отличалось от «Лунохода-1»? На первом аппарате две телевизионные камеры были установлены очень низко, поэтому они видели перед собой лишь небольшой участок поверхности. Поначалу все считали, что очень важно видеть то, что находится непосредственно перед луноходом, чтобы рассмотреть более мелкие предметы, не пропустить какие-то препятствия. Тем более что изображение более далеких объектов давали четыре панорамные камеры — правда, они работали не все время. Надо было часто останавливаться, чтобы осмотреться, что заметно снижало скорость движения первого лунохода. Эти обстоятельства были учтены на втором луноходе: была установлена дополнительная камера на высоте человеческого роста. Она оказалась наиболее эффективной в реальной работе. В результате качество изображения получилось намного выше, скорость движения аппарата и управляемость существенно возросли, и он прошел значительно большее расстояние за меньшее время. Как выбирали водителя? Было два экипажа. Кроме управления движением был еще один контур управления. Поскольку очень мощного передатчика на «Луноход-2» не поставишь, то пришлось делать направленную на Землю антенну с узким лучом. Антенна тоже была на приводе. В некоторых случаях при движении по неровной местности существенно смещалось направление антенны, и требовалось возвращать ее обратно, в нужный сектор. Была даже такая должность — оператор направленной антенны, и был специальный второй джойстик для управления ею. Таким образом, экипаж состоял из пяти человек: водитель, командир, штурман, оператор остронаправленной антенны и бортинженер. Все они специальным образом отбирались для этой цели, их психологически готовили к управлению.
В другом варианте игры все становились луноходами, а водящий — базой. Тот, кто рассмеется, должен был проследовать на базу и получить задание от водящего. Например, залить 200 мл горючего, или произвести стыковку с «Луноходом-N», или совместно с «Луноходом-N» снять две детали обшивки с «Лунохода-М»… «Луноходами» называли сапоги-дутики и милицейские автомобили, игрушки-луноходы в разных видах украшали полки магазинов. Тем более что история их была драматичной: «Луноход-0» погиб при взлете, «Луноход-1» замерз, а «Луноход-2» перегрелся. Электромобиль на Луне Конструктивно аппараты серии «Луноход» были электромобилями, причем довольно продвинутыми. Энергию они получали от солнечной батареи через промежуточный аккумулятор емкостью в 200 ампер-час, а в движение приводились мотор-колесами. То есть это был полноприводной аппарат с колесной формулой 8х8. Точнее, колес было девять, но непарное служило для измерения пройденного расстояния. Корпус ему сделали из магниевого сплава, так что весил аппарат всего 900 кг. Диаметр колес составлял 510 мм при ширине в 200 мм, а дорожный просвет достигал, судя по изображениям, не менее 500 мм. Впрочем, спереди был подвешен блок приборов «Рифма», немного снижавший клиренс. Кстати, шасси для них разрабатывали во ВНИИтрансмаше — там же, где занимались конструированием ходовой части танков, а проект целиком вело КБ Машиностроительного завода имени С. Чтобы во время лунной ночи обеспечить обогрев оборудования, расположенного в герметичном корпусе «Лунохода», применяли термоизотопный генератор — штуку вроде тех «атомных батареек», что нашли в горах грузинские дровосеки. А для охлаждения машины лунным днем у генератора был радиатор-охладитель. Миссия «Луна-21».
Впоследствии водитель аппарата Вячеслав Довгань ныне академик вспоминал: «Сеанс начался. Трасса проходила по относительно ровной поверхности, имевшей впадины и возвышения с углами наклона до 10 градусов. На пути встречались камни и кратеры небольшого размера, а также невысокая гряда, которые были преодолены. На различных участках провели измерения физико-механических свойств грунта и параметров проходимости шасси. Работал в старт-стопном режиме движения, сосредоточился на восприятии и анализе телевизионного изображения. Параллельно с этим с помощью стрелочных индикаторов контролировал крен и дифферент лунохода, следил за изменением его курсовых характеристик. Впервые увидел, как изменяется на экране линия лунного горизонта при различных значениях дифферента, что позволяло приближенно следить за величиной крена лунохода. Прислушивался, конечно, и к докладам бортинженера Алика Кожевникова, который по громкой радиосвязи сообщал о давлении и температуре внутри приборного отсека и о других параметрах, характеризующих состояние лунохода». Выполняя маневры, члены «экипажа» аппарата внимательно изучали расположение кратеров и камней. Сначала «Луноход» двигался на юго-восток, а на исходе третьего дня лунного, разумеется сменил направление маршрута на северо-западное. К 20 февраля 1971 года первоначальная программа работ была выполнена, но поскольку аппарат оставался во вполне работоспособном состоянии, ученым пришлось разрабатывать дополнительную программу исследований. К тому времени экипаж настолько освоился со своим «конем», что на следующий день 8 марта «луноходовцы» решили поздравить работавших с ними в коллективе женщин — и выписали по поверхности Луны цифру 8. Передвигаясь с максимальной скоростью два километра в час, «Луноход-1» за 302 дня «прополз» 10 540 метров, обследовав площадь в 80 000 квадратных метров. Он передал на Землю 211 лунных панорам и 25 тысяч фотографий. При этом велось постоянное исследование физико-механических свойств поверхностного слоя лунного грунта, в 25 точках проведен его химический анализ. К сентябрю 1971-го связь с механическим лунопроходцем стала ослабевать, его энергетические ресурсы почти истощились, он стал хуже повиноваться командам.
«Луна-25»: почему разбилась первая российская лунная станция и что нужно знать о миссии
50 лет назад, 17 ноября 1970 года в 9 часов 28 минут Советский самоходный аппарат Луноход-1 оставил первый след на Лунной поверхности. В готовом виде «Луноход-1» являл собой герметичный перевернутый усеченный конус с приборами на самоходном шасси. Советская детская игрушка «Луноход» с дистанционным управлением 10 ноября 1970 года в СССР был произведён запуск космической станции «Луна-17».
Гордость СССР: каким был первый луноход
На луноходе и посадочной ступени были установлены Государственный флаг СССР, вымпелы с барельефом В. И. Ленина, изображением Государственного герба СССР и надписью «50 лет. Уникальной особенностью советского лунохода было то, что управлялся он с Земли двумя экипажами из пяти человек. Вымпелы с барельефом В.И. Ленина, государственным флага СССР, герба СССР с надписью "50 лет СССР", "Лунохода-2" и станции "Луна-21", подготовленные для отправки на Луну. Лайф разбирался, какие причины привели к закрытию амбициозного советского проекта "Луноход". Третья версия лунного беспилотника, планетоход "Луноход-3", на свою планету снова не попал, поскольку СССР чуть раньше свернул лунную программу.
Как «Луноход-1» стал советским ответом Америке
Он провел на Луне чуть больше 10 месяцев и проехал за это время более 10 километров. Устройство не развивало большой скорости, но она и не была нужна для проведения качественного исследования спутника Земли. Луноходом управляла группа специально обученных людей. Несмотря на такое расстояние от нашей планеты, устройство выполняло команды с задержкой всего в 5 секунд.
Кстати, если вам интересно узнать о том, как Луна поможет нам найти жизнь в космосе, то переходите по ссылке на другой наш материал. Через определенные промежутки времени аппарат выходил на связь с Землей и передавал ученым данные о своих новых исследованиях. Однажды луноход не вышел на связь, и программа по исследованию спутника Земли была закрыта.
Луноход и космический аппарат Луна-17 были обнаружены в 2010 году американским зондом LRO. Lunar Recon. Москва, Большой Саввинский пер. II; Адрес редакции: 119435, г.
Всего было изготовлено целых четыре лунохода. Они могли работать как в автоматическом режиме, так и с ручным управлением. Именно таким образом, сидя верхом на луноходе, словно на лошади, его испытывал космонавт В. Быковский на испытательном полигоне в Крыму.
Американцы были впечатлены советским луноходом и усиленно вели работы в том же направлении, чтобы в кратчайшие сроки изготовить и продемонстрировать миру собственную лунную машину. Космический корабль и лунный модуль, а также СОЖ были значительно усовершенствованы. Но главным «гвоздём» экспедиции был американский «лунный скиталец» - маленький лунный вездеход, рассчитанный на двух человек. У вездехода были четыре алюминиевые колеса диаметром 81. Общая масса — 210 кг, полная длина — 3,1 м, высотка — 1,14 м. Вездеход был оборудован приборами связи, фото-, видео- и телекамерами. К сожалению, отказала система поворота передних колёс, и пришлось управлять только задними. При взятии пробы лунного грунта бур застрял и его с трудом вытащили.
Астронавты едва не погибли при возращении на Землю — один из трёх парашютов не раскрылся, перегрузки достигли 16-ти, но всё же все выжили. На лунной орбите пришлось сделать три дополнительных витка. Астронавты отправились во второе путешествие на лунном электромобиле. На луноходе вышли из строя индикатор дифферента и вся система навигации. Назад пришлось возвращаться в прямом смысле по собственной колее, чтобы не заблудится. Из-за отлетевшего крыла астронавтов постоянно засыпало пылью. Астронавты с 12 по 15 декабря 1972 года находились на Луне, провели множество исследований. Успешно выполнив программу полёта, астронавты возвратились на Землю 19 декабря 1972 года.
В США было объявлено о завершении космической лунной пилотируемой программы. В СССР лунная программа продолжалась. После успеха «Лунохода-1» для закрепления результатов его испытаний к Луне 16 января 1973 года АМС «Луна-21» доставила на дно кратера Лемонье диаметр 51 км на восточном побережье Моря Ясности второй самоходный аппарат — «Луноход-2». За пять лунных дней он преодолел 42 км, обследовав на своём пути мелкие кратеры, линии тектонических разломов.
Не стоит забывать, что за прошедшие десятилетия отечественная космонавтика лишилась многих ценных инженерно-конструкторских кадров, которые в силу возраста или других причин уже не могли передать свой опыт нынешним инженерам НПО Лавочкина, разрабатывавшем «Луну-25». Разумеется, некоторые советские наработки были использованы, но многое в российской лунной программе пришлось делать, фактически, с «чистого листа». Не будем забывать и о том, что в постсоветские годы многие облеченные властью государственный мужи просто не понимали, зачем России нужны космические программы. Как следствие этого, не было понимания, зачем нужно растить инженерные кадры и уж тем более, зачем им платить большие зарплаты. Не удивлюсь, если для многих чиновников, с 1991 года восседавших в высоких кабинетах, космонавтика вообще являлась чем-то вроде чемодана без ручки. Тащить чемодан надо, хотя бы ради престижа страны, но какой со всего это «выхлоп» — мало кто понимал. Более того, огромное количество чиновников, засевших на всех вертикалях и горизонталях власти, наверняка разделяли мнение незабвенного Егора Тимуровича, вопрошавшего — зачем нам ваши дерьмовые станки читай - ракеты и межпланетные станции? Не из-за такого ли подхода выполнение программы «Луна-25» заняло почти двадцать лет? Можно, конечно, списать все это на недостатки финансирования, но всем хорошо известно, что, например, на всякие помпезные мероприятия типа Чемпионата мира по футболу деньги находились, причем деньги колоссальные. И как результат, задолго до «Луны-25», ещё в 2011 году, прозвенел первый тревожный звонок, когда неудачей закончилась миссия станции «Фобос-Грунт». А ведь помимо этого были и другие, не менее тревожные звоночки. Ради интереса неплохо посмотреть, как идут дела у наших извечных соперников по космической гонке. Хотя говорить об этом в 2023 году уже бессмысленно, ибо ни США, ни Китай Россию соперником давно не считают. Американцы мало того, что успешно совершили мягкую посадку на поверхность — не Луны, а Марса — марсохода Perseverance в 2021 году, так ещё и запустили в полет над Красной планетой беспилотный вертолет Ingenuity. А чуть позже, в том же 2021 году, на Марсе успешно сел и китайский марсоход «Чжужун». И пока китайцы с американцами вовсю обрабатывали информацию, полученную со своих марсоходов, Роскосмос доводил до ума «Луну-25», но, как показали события 20 августа, довести так и не смог, и теперь «Луна-25», вернее, её дорогостоящие обломки, навсегда станут частью лунного пейзажа. В продолжении этой темы неплохо бы посмотреть на своеобразный рейтинг мировых космических достижений за 2023 год. То есть на количество космических запусков, говорящих о том, как интенсивно разные страны осваивают космическое пространство. Лидируют в этом рейтинге США, осуществившие на сегодняшний день 63 запуска, из которых 61 был успешным.
Что советские «Луноходы» делали на Луне и почему запуск этих аппаратов прекратили
Перемещение газа по магистралям и внутри гермоконтейнера обеспечивается системой заслонок и вентиляторов, управляемых автоматически. Ориентация контролировалась с помощью внутренних гироскопов [2]. Запуск и эксплуатация[ править править код ] Автоматическая межпланетная станция « Луна-17 » с «Луноходом-1» стартовала 10 ноября 1970 года и 15 ноября вышла на орбиту искусственного спутника Луны. На поверхность Луны был доставлен пятиугольный вымпел с барельефом В. В 06:28 UT были откинуты пандусы, «Луноход-1» открыл крышки телекамер и передал панораму пандусов, чтобы убедиться в отсутствии препятствий, а затем съехал на лунный грунт, проехал 20 м по поверхности и поднял крышку с солнечной батареей для зарядки аккумулятора. За первые трое земных суток луноход проехал 197 метров и в связи с наступлением лунной ночи перешёл в ждущий режим [2]. В течение первых трёх месяцев запланированной работы помимо изучения поверхности аппарат выполнял ещё и прикладную программу, в ходе которой отрабатывал поиск района посадки пилотируемой лунной кабины. После выполнения программы луноход проработал на Луне в три раза больше своего первоначально рассчитанного ресурса 3 месяца. Суммарная длительность активного существования Лунохода составила 301 сутки 06 ч 37 мин. За 157 сеансов с Землёй было выдано 24 820 радиокоманд. Прибор оценки проходимости отработал 537 циклов определения физико-механических свойств поверхностного слоя лунного грунта, в 25 точках проведён его химический анализ [8].
Последний успешный сеанс связи состоялся 14 сентября 1971 в 13:05 по всемирному времени, на этот момент было отмечено неожиданное уменьшение давления в гермообъёме корпуса [2]. К сентябрю 1971 года температура внутри герметичного контейнера лунохода стала падать, так как исчерпался ресурс изотопного источника тепла — к этому времени его тепловыделение упало более чем в 4 раза по сравнению с моментом посадки. Максимальная длительность непрерывного движения на первой передаче составляла 50 секунд, на второй — 9 секунд. При прямолинейном движении луноход отработал около 2450 команд управления движением на первой передаче и только одну команду — на второй.
За это время он преодолел дистанцию в 10,5 тысяч метров и исследовал 80 тысяч квадратных метров поверхности Луны. Аппарат перестал выходить на связь 30 сентября 1971 года, к тому времени исчерпался ресурс изотопного источника тепла. С 4 октября экипаж перестал пытаться выйти на связь с «Луноходом».
После этого ученые из Калифорнийского университета направили в предполагаемое место нахождения аппарата лазерный луч. Он попал в отражатель «Лунохода» и отразился от него.
Подробнее - в статье. Первой задачей было изучить Луну, причём сделать это нужно было раньше американцев. Сначала советские исследователи работали над запуском к Луне автоматических станций, причём без выхода на орбиту. Попыток запуска космических аппаратов было много, и не все они оказались успешными. К примеру, первые три запуска устройств серии Е-1 завершились аварией ракеты-носителя. Четвёртый запуск «Луны-1» январь 1959 года был удачным: аппарат удалось вывести в космос. Однако станция всё же прошла мимо Луны. Тем не менее этот четвёртый запуск дал возможность получить некоторую информацию о Луне.
За много лет советские люди привыкли к небольшим специализированным магазинчикам Хлеб», «Молоко», «Мясо», «Соки — воды», «Вино», «Табак», «Ткани» и т. Для универсама требовалось строительство специального 1-2-этажного типового здания. Затем покупатель шел в кассу, оплачивал покупку и возвращался с чеком в продавцу, после чего тот выдавал покупку. В универсаме процесс покупки строился по-другому: покупателю на входе надлежало взять корзину или тележку, пройти в торговый зал, выбрать с полок заранее расфасованный товар и пройти с ним на кассу, расположенную у выхода. Официально внедрение универсамов в советскую систему торговли было объявлено как забота об экономии времени покупателей. И с этой точки зрения магазин самообслуживания действительно экономил время, так как вместо двух очередей — к прилавку и в кассу — покупателю приходилось выстаивать одну. Но при этом была и другая сторона медали: универсамы экономили значительную часть бюджета на зарплатах сокращенных продавцов и кассиров. Сейчас такой организацией торговли никого не удивишь: универсамы есть даже в небольших поселках. Но тогда, в 1970-м, ленинградцы и гости города ходили в диковинный магазин, как на музейную экскурсию. Ленинский зачет — явление, суть которого неясна по сей день К 100-летию со дня рождения Ленина руководство СССР придумало мероприятие, позволяющее тестировать комсомольцев на политическую активность — ленинский зачет.
Все личные, трудовые, комсомольские общественные обязательства и достижения надлежало записывать в специально заведенную ленинскую тетрадь. Там же комсомолец фиксировал свои знания устава ВЛКСМ, материалов комсомольских и партийных съездов, владение вопросами международной обстановки, конспектировал книги генсека Леонида Ильича Брежнева. Правда, особого пиетета у молодых парней и девчонок это мероприятие, превратившееся в рутинную обязаловку, не вызывало. Да и для комсомольской верхушки страны ленинские зачеты были лишь формальностью.
«Луноход-1» был запущен 50 лет назад. Как он был устроен и для чего нужен?
Рассказываем об уникальном советском космическом аппарате «Луноход-1» и его значительном вкладе в мировую науку. 17 ноября 1970 года в 7 часов 20 минут по московскому времени в районе Моря Дождей на Луне советский самоходный космический аппарат «Луноход-1», управляемый с Земли. В 2024 году США планируют отправить к южному полюсу тяжелый луноход Viper, в этом же году начнется новый этап китайских миссий. Советские луноходы были оборудованы двумя навигационными камерами в передней части корпуса и четырьмя панорамными телефотокамерами. В готовом виде «Луноход-1» являл собой герметичный перевернутый усеченный конус с приборами на самоходном шасси.