Спасение челюскинцев. 13 февраля 1934 года в Чукотском море был раздавлен льдами и затонул пароход «Челюскин» под управлением начальника экспедиции Отто Шмидта и капитана Владимира Воронина. За пять месяцев до спасения челюскинцев экипаж Куканова на одном У-2 за тринадцать рейсов спас более 90 человек с вмёрзших в лёд пароходов Колымской экспедиции, но эта спасательная операция не получила широкой огласки в то время, поскольку многие из спасённых были.
Герои Арктики: как члены экспедиции «Челюскина» два месяца выживали на дрейфующей льдине
Большевики и ленинских, и сталинских времён хорошо понимали эту истину: их представления о прессе, об информационной политике соответствовали самым строгим запросам эпохи. Именно Мехлис организовал всестороннее освещение подвига полярных лётчиков — в газетах, на радио, в сюжетах кинодокументалистов. Оперативно вышла в свет и была переведена на многие иностранные языки! Народовластие — это всегда разговор с массами, с широкой аудиторией, без сословных предрассудков. И такой разговор о спасении челюскинцев в 1934 году у правдистов получился. Результат очевиден: подвиг не остался неизвестным. Челюскинцами и их спасателями восхищался весь мир — даже те, кто относился к Советскому Союзу враждебно. Возрос престиж нашего государства. Многие именно в те дни поняли, что советские индустрия и наука — это не пропагандистский пшик, а реальность, с которой нельзя не считаться.
И все понимали, что это не театральная постановка, а настоящее, подлинное «покорение пространства и времени». Был у той победы и дипломатический эффект. Две великие арктические державы — СССР и США, несмотря на политические разногласия, научились сотрудничать в полярных льдах и в северном небе. Этот опыт пригодится державам в 1941 году, когда лидеры Советского Союза и Соединённых Штатов смогли сплотиться, чтобы дать отпор «коричневой чуме». Нашли общий язык! А началось всё с полярников. Будем помнить об этом. Всенародный подвиг Лётчики, переправившие полярников из ледового лагеря на Большую землю, стали первыми Героями Советского Союза.
Без преувеличений, это был беспрецедентный подвиг. Впервые в истории столь убедительно показала себя полярная авиация. Полярники и лётчики доказали: человек пришёл в Арктику навсегда, чтобы исследовать этот труднодоступный край, осваивать его. Подвиг во льдах стал убедительным подтверждением верности курса на индустриализацию и массовое просвещение. За несколько лет, прошедших после «великого перелома», Советский Союз стал сильнее, современнее. Слова полити-ков не расходились с делом. После спасения челюскинцев страна ещё сильнее поверила в себя — в годы войны это станет одной из предпосылок Победы. И ещё один штрих, который особенно остро воспринимается в наше время.
Спасение челюскинцев было всенародной заботой и — после успешного завершения — всенародной славой. Если бы каждый думал о личной выгоде, ничего бы не получилось, кроме конфликта интересов. А у них было сплочение, была вера в социализм, в то, что все мы работаем ради общего будущего… Они жили ради прогресса — и в технике, и в человеческих взаимоотношениях. Так было. И это сокровище мы сегодня потеряли. Потеряли чувство справедливой и мощной социалистической Родины. А в 1934 году вся страна чествовала своих любимых сыновей. Иван Доронин вспоминал: «Я — лётчик и смело могу сказать, что неплохо знаю нашу великую Родину.
Она часто лежит у меня под крылом. Она хорошо видна мне.
История в кадре 90 лет назад спасли всех пассажиров затонувшего парохода "Челюскин" Семь лётчиков-спасателей стали первыми, кто получил звание Герой Советского Союза. Им удалось невозможное: всё было против успеха операции.
Metro вместе с Российским государственным архивом кинофотодокументов вспоминает героическую историю Плавание грузового парохода "Челюскин" обещало быть очередным триумфальным этапом освоения советскими полярниками Северного морского пути. На протяжении 400 лет его пытались пройти в одну навигацию, без зимовки, и вот, наконец, 1 октября 1932 года это удалось, хоть и с потерей гребневого винта, советскому экипажу ледокольного парохода "Александр Сибиряков". На волне этого успеха немедленно учредили Главное управление Северного морского пути и началось планомерное освоение Арктики. Следующим после "Сибирякова", 10 августа 1933 года, из Мурманска во Владивосток отправился "Челюскин": все были уверены, что он сможет повторить успех "Сибирякова" и доставит за одну навигацию грузы и новых зимовщиков на остров Врангеля.
Начальником Главсевморпути и новой экспедиции стал руководитель научной группы на "Сибирякове" — полярник и математик Отто Шмидт, а капитаном судна — Владимир Воронин, который вёл и "Сибирякова". Когда "Челюскин" был уже у цели и входил в Берингов пролив, тайфун отбросил его назад и льды унесли судно в океан на 150 миль к северу от побережья Чукотки. За час команда выгрузила на лёд всю необходимую для жизни поклажу и даже самолёт лётчика Бабушкина. Когда все уже покинули пароход, на верхней палубе замешкался завхоз Борис Могилевич.
Выпустив последний столб чёрного дыма, "Челюскин" задрал корму и в считанные секунды погрузился в морскую пучину вместе с несчастным. Все остальные остались живы: на льдине оказались 104 человека. Радист Эрнст Кренкель передал первую радиограмму с адресом "Чукотское море. Лагерь Шмидта".
Этот адрес не сходил с полос мировых газет на протяжении двух месяцев, пока шла операция спасения. На кадрах плёнки из Российского государственного архива кинофотодокументов подробно зафиксирована судьба "Челюскина" вплоть до последней секунды его жизни. Съёмку вёл кинооператор Анатолий Шафран, который затем снимал будни ледового лагеря и все этапы героического спасения челюскинцев. На пароходе также был художник Фёдор Решетников, который позднее стал известен школьникам всей страны благодаря картине "Опять двойка".
На следующий день после гибели парохода была создана комиссия по спасению пленников Чукотского моря. Как это сделать — на тот момент было решительно непонятно. Затем получил имя в честь полярного мореплавателя XVIII века Семёна Челюскина — Спущен на воду 11 марта 1933 года, затонул 13 февраля 1934 года — В 2006 году обнаружен на дне, в 2020 году проведена первая съёмка парохода На льду делали стенгазету На судне были полярники с семьями, в том числе, 10 женщин и двое детей. Любимицей всей экспедиции была дочь начальника зимовки на острове Врангеля Аллочка Буйко, которой не исполнилось и двух лет — на кадрах кинохроники видно, как она спокойно сидит в саночках, пока вокруг суетятся взрослые.
А когда пароход был в Карском море, жена геодезиста Васильева родила дочь, которую назвали созвучным с названием моря именем — Карина. Прогнозы на спасение потерпевших мировая пресса давала мрачные: датская газета "Политикен" даже опубликовала некролог Шмидту: "На льдине Отто Шмидт встретил врага, которого ещё никто не мог победить. Он умер как герой". Действительно, на ледовые торосы не мог сесть ни один из существовавших тогда самолётов.
Дожидаться прибытия нового парохода было невозможно — льдина могла в любой момент расколоться. Отто Шмидт, которого уже похоронили, успокаивал всех, кто потерял присутствие духа и, в конце концов, вселил веру, что помощь обязательно придёт: советская Родина не может бросить в беде! На кадрах кинохроники видно, как он бодро вылезает поутру из палатки, растирает лицо снегом и делает зарядку. Не впасть в уныние помогали дела: полярники хлопотали по хозяйству, вели наблюдения за температурой воздуха и силой ветра, даже выпускали стенгазету "Не сдадимся" и читали научные лекции.
Всё это запечатлели кадры кинохроники. А вот перед теми, кто должен был их спасать, стояли задачи поистине невыполнимые. Пилоты летели навстречу пурге в самолётах с открытой кабиной Попытки добраться до лагеря Шмидта на собачьих упряжках потерпели неудачу, и осталась авиация. Опыта дальних перелётов в Арктике ни у кого ещё не было.
Путь по воздуху к лагерю по маршруту Олюторка — Майна — Пыльгин — бухта Провидения — мыс Уэлен составлял более 2000 км, а самолёты в то время летали максимум на 500.
Экипаж и члены экспедиции успели покинуть судно. На дрейфующей льдине был создан ледовый лагерь, в котором оказалось 104 человека, включая 10 женщин и двух маленьких девочек, родившихся во время плавания. Этот лагерь просуществовал 2 месяца. На спасение челюскинцев были брошены полярная авиация и корабли — «Красин», «Сталинград» и «Смоленск». На Мысе Олюторка с кораблей выгрузили и собрали самолёты для полётов в лагерь.
Люди не пали духом, они верили, что их спасут. Они постоянно расчищали льды, готовя аэродромы для посадки спасательных самолетов. На спасение челюскинцев были брошены полярная авиация и корабли — «Красин», «Сталинград» и «Смоленск». На Мысе Олюторка с кораблей выгрузили и собрали самолеты для полетов в лагерь Шмидта. Летчики совершили невозможное: на легких самолетах они добрались туда. В первую очередь с льдины вывезли всех женщин и детей, затем и остальных челюскинцев. При температуре ниже 40 градусов, летчики совершили более десятка рейсов и эвакуировали попавших в беду. Совместными усилиями летчиков и моряков участники северной экспедиции были спасены.
Спасение челюскинцев: 90 лет назад семеро летчиков стали первыми в истории Героями Советского Союза
Газета "Правда". 85 лет назад завершилась операция по спасению челюскинцев | "Челюскинцам" и спасшим их героическим летчикам пламенный пролетарский привет!, 1934 г. |
Завершено спасение Челюскинцев в Арктике - Знаменательное событие | Спасение челюскинцев Пароход «Челюскин» летом 1933 года в Ленинграде. |
Завершены работы на месте гибели легендарного парохода «Челюскин» | 13 февраля 1934 года затонул советский ледокол "Челюскин". |
Трагедия «Челюскина»: авантюра Отто Шмидта или риск первооткрывателей?
Все остальные пассажиры "Челюскина" под руководством Шмидта и капитана судна Воронина успешно выгрузились на лед, взяв с собой необходимые материала для сооружения палаток, провизию, спальные мешки и средства связи с землей. Четкие инструкции руководства и дисциплина всех присутствующих позволили продержаться в тяжелых условиях в лютый мороз посреди ледяных вод в течение нескольких месяцев. На льдине был построен деревянный барак, организована кухня и пекарня. Как передавал в своих сообщениях Отто Шмидт, моральный дух у челюскинцев был превосходный и боевой. Четыре леденящие душу истории о кораблекрушениях и призраках Эвакуация В столице моментально узнали о случившемся и начали разрабатывать план спасения застрявших во льдах. Через два дня была организована специальная комиссия, которую возглавил Валериан Куйбышев. Эвакуацию планировалось провести с помощью авиации. Были предложены и рассмотрены разные варианты, от ледоколов до дирижаблей, однако авиация оказалась самой перспективной в этом вопросе.
Мощная трещина прошла через пространство, очищенное челюскинцами от льда. В дальнейшем он попадает в дрейф. На льду сделан первый аэродром. Зимовка протекает благополучно. В результате катастрофы на льду оказалось 104 человека 8 человек по разным причинам покинули пароход ещё около острова Колючин; в Карском море в семье геодезиста Васильева, который отправился в экспедицию с беременной женой, родилась дочь Карина; один человек — завхоз Б. Могилевич — погиб во время затопления судна, будучи придавлен сместившимся палубным грузом. Создана комиссия по оказанию помощи под председательством Куйбышева. Отто Шмидт в лагере.
Создана комиссия по оказанию помощи под председательством Куйбышева. Отто Шмидт в лагере. Из Хабаровска на помощь челюскинцам вылетает Водопьянов. Решено отправить на север ещё один пароход с самолётами лётчиков Доронина, Липпа и Галышева. Спешно ремонтируются ледокол «Красин» и ледорез «Литке», которые также должны пойти на помощь экспедиции Шмидта. Добыча питьевой воды. В этот день лётчик Ляпидевский совершил удачный перелёт из Уэлена в лагерь Шмидта, откуда он вывез на материк 10 женщин и двух детей.
Остальные участники и экипаж парохода были награждены орденами и медалями. На фотографии фрагмент экспозиции Таймырского краеведческого музея. Комплекс «Полярная авиация».
Не сдрейфили: как советские летчики спасали челюскинцев
Шмидт же возглавил борьбу вынужденных полярников за жизнь в суровых условиях Арктики. Люди не пали духом, они верили, что их спасут. Они постоянно расчищали льды, готовя аэродромы для посадки спасательных самолетов. На спасение челюскинцев были брошены полярная авиация и корабли - "Красин", "Сталинград" и "Смоленск". На Мысе Олюторка с кораблей выгрузили и собрали самолеты для полетов в лагерь Шмидта. В первую очередь с льдины вывезли всех женщин и детей, затем и остальных челюскинцев. При температуре ниже 40 градусов, летчики совершили более десятка рейсов и эвакуировали попавших в беду.
А 20 апреля был издан указ о присвоении летчикам званий Героя Советского Союза. Первыми кавалерами этой награды стали летчики, участвовавшие в этой операции — А. Ляпидевский, С.
Леваневский, М. Слепнев, Н. Каманин, В. Молоков, И.
В связи с успешным окончанием эпопеи была учреждена высшая степень отличия — звание Героя Советского Союза", пишет Скляренко. Таким образом, экипаж парохода "Челюскин" провел на льдине с 13 февраля по 13 апреля. Поиски "Челюскина": как искали затонувшее судно Жизнь Найти затонувший пароход пытались десятки лет. Во время первой экспедиции в 1974 году определили координаты парохода. В 1989 году состоялась гидрографическая экспедиция на судне «Дмитрий Лаптев» с участием журналиста и аквалангиста Сергея Мельникова. После погружение он утверждал, что на дне видел «Челюскина» и сделал снимок, на котором было сложно разобрать название судна, говорится в книге "ТАСС уполномочен… промолчать" Николая Николаева.
В 2006 году участники экспедиции «Челюскин-70» заявили, что они обнаружили затонувший пароход. Фотографии поднятых фрагментов и пробы металла направили в судостроительную компанию. В феврале 2007 года эксперты подтвердили, что стойка леерного ограждения и вентиляционная решетка, поднятые со дна Чукотского моря, это фрагменты легендарного парохода «Челюскин», пишет wiki. Самое важное - в нашем Telegram-канале.
Шмидтовцы на редкость организованно перенесли на лед давно заготовленный аварийный запас продовольствия, палатки, спальные мешки, а главное — самолет и радиоприборы.
Во время аварии погиб один человек — завхоз Борис Могилевич, лучший охотник из всех участников экспедиции. Погиб он по несчастной случайности: упал в воду и был придавлен бревном. Остальные 104 участника экспедиции, включая детей, оказались на дрейфующей льдине. Радист Эрнст Кренкель отправил в ближайший поселок Уэлен радиограмму, из которой Большая земля узнала о том, что произошло во льдах. Шмидт оказался настоящим лидером.
Челюскинцы не только выживали. Они выпускали стенгазету с характерным названием «Не сдадимся! Шмидт вдохновенно читал соратникам лекции по диалектическому материализму и математике. Правительственную комиссию по оказанию помощи челюскинцам создали уже 14 февраля. Большая ответственность легла на плечи опытного полярника Георгия Алексеевича Ушакова, назначенного уполномоченным по спасению.
Он и разработал стратегию операции. На спасение челюскинцев были брошены корабли «Красин», «Сталинград» и «Смоленск». Взялись за дело и авиаторы. Два знаменитых летчика — Леваневский и Слепнев — направились в США, чтобы там закупить самолеты для поисков шмидтовцев. По замыслу правительства, нужно было использовать все возможности и отечественной, и импортной авиатехники.
Слепые арктические поисковые полеты докажут преимущества советских самолетов. Найти и спасти Февраль и март в Арктике — самое трудное время. Метель, никакой видимости, даже расчистка посадочной полосы — задача подчас непосильная. Первым в поисковый рейс отправился экипаж летчика Анатолия Ляпидевского. Летчики до боли вглядывались в горизонт — и не видели ни лагеря, ни иных признаков жизни в ледяной пустыне...
Но 5 марта, в 40-градусный мороз, Ляпидевский не только обнаружил лагерь, но и благополучно сел на крохотном участке ровного льда, который расчистили для самолета челюскинцы. Для них это был день фантастического счастья. Завидев в небе самолет, они — почти приговоренные к смерти — поверили в свое спасение. Ляпидевскому с трудом удалось вместить в салоне АНТа десятерых женщин и двух маленьких девочек, одна из которых — Карина Васильева — родилась на борту «Челюскина» и имя свое получила в честь Карского моря. Не зря Кренкель прозвал молодцеватого Ляпидевского дамским летчиком.
Через два часа перегруженный пассажирами самолет безукоризненно приземлился на базе в Уэлене. Самолет спасателя "челюскинцев" Анатолия Ляпидевского после приземления в бухте Провидения Страна ликовала.
Завершены работы на месте гибели легендарного парохода «Челюскин»
Было спасено 111 человек. Подвиг спасателей был высоко оценен советским правительством — «Золотую Звезду» получил лётчик А. Это были первые Герои Советского Союза. Остальные участники и экипаж парохода были награждены орденами и медалями.
На ледоколе Великий Северный путь уже пройден. Поход "Сибирякова" доказал проходимость Ледовитого океана и не нуждается в проверке. Наша задача освоить путь, и ближайшее звено — это найти, комбинируя теорию и практический опыт, тот тип грузового корабля, по которому мы будем строить северную грузовую флотилию. Объединить в одном корабле свойства ледокола и грузового судна невозможно, так как ледокол всегда должен иметь очень мощную машину по сравнению со своей величиной.
Вместе с тем мощная машина требует много топлива, так что при длительном рейсе не остается места для груза». Шмидт признавал, что «Челюскин» «для сквозного плавания не предназначался и этим условиям не вполне удовлетворяет». Но рассчитывал, что экспедиция, помимо прочих задач, выявит, как нужно изменить проект при постройке будущих судов. Далее в этом же интервью Шмидт рассказывает о планах экспедиции: «Если же льды его "Челюскина". И мы будем иметь первую проводку грузового судна ледоколом». Таким образом, поход «Челюскина» не задумывался как автономное плавание. Напротив, планировалось, что экспедиция будет работать во взаимодействии с Ленской, а в Восточном секторе — с Северо-Восточной экспедицией Наркомвода, то есть экспедиция на «Челюскине» рассчитывала на ледоколы и авиацию вышеуказанных экспедиций.
Как известно, этим планам не суждено было сбыться. В сентябре, выводя суда Северо-Восточной экспедиции Наркомвода, получил тяжелые повреждения ледорез «Литке». В результате этих двух событий «Челюскин» практически лишился ледокольной поддержки. Тем не менее он продолжал свой путь на восток, а в Чукотском море попал в тяжелые льды и начал дрейфовать вместе с ними. В дрейфе в Беринговом проливе пароход практически вышел к чистой воде, до которой оставалось всего несколько миль. Однако направление дрейфа изменилось, судно вынесло назад в Чукотское море, и 13 февраля 1934 года оно погибло при сжатии льдов. Дальнейшая история хорошо известна.
Спасательные шлюпки с парохода «Челюскин» на месте гибели судна. Лагерь челюскинцев на дрейфующем льду Чукотского моря. Несомненно, полярные экспедиции того времени для их участников были сопряжены с риском. Давайте вспомним, например, проводившиеся в те годы экспедиции в полярные области на дирижаблях с водородным наполнением, в частности экспедицию на дирижабле «Италия». Эти воздухоплавательные средства по причине возможного возгорания представляли собой опасность, даже находясь в ангарах. Именно из-за этого от их использования вскоре повсеместно отказались. Какое определение можно подобрать для экспедиций на дирижаблях вглубь Арктики?
Исследователи сутки ждали, пока море немного успокоится, погружаться при двухметровых волнах было невозможно. Не сказать, что сейчас полный штиль, но отступать уже некуда. Удастся ли в прямом смысле прикоснуться к легенде с первого захода? На водолазов давит не только груз ответственности. У каждого за спиной больше центнера! У поверхности вода почти прозрачная, но с тридцатиметровой глубины начинается непроглядный мрак. Видно вот на таком расстоянии и все. Мы пришли на корабль, видно, что это корабль. Второе погружение.
Вокруг пелена тумана, но солнце каким-то таинственным образом освещает пятачок, где работают водолазы. Светло, однако, лишь наверху. Даже при помощи сверхмощных фонарей камера выхватывает лишь отдельные детали «Челюскина». Руководитель экспедиции — морской инженер Артем Мельников видит в этом даже некий символизм. Настоящей легенде к лицу недоступность: «Глубина 30 метров, это глубина приближения к "Челюскину". Это как такой снежный заряд. Как он в пургу погиб, так он там и находится. И можно сказать, что море не должно отдавать это. И пусть оно там и находится.
И пусть легенда остается легендой». Там, где оказалась почти бессильна съемочная техника, помогла гидроакустика. С помощью эхолота удалось не только уточнить координаты, но и сделать трехмерную модель парохода.
В результате катастрофы на льду оказалось 104 человека 8 человек по разным причинам покинули пароход ещё около острова Колючин ; в Карском море в семье геодезиста Васильева, который отправился в экспедицию с беременной женой, родилась дочь Карина [6] [7] ; один человек — завхоз Б. Могилевич — погиб во время затопления судна, будучи придавленным сместившимся палубным грузом. Эвакуация[ править править код ] «Челюскин», раздавленный льдами. Кинокадр из хроники А. Шафрана Через два дня после крушения судна в Москве была образована специальная комиссия, которую возглавил Валериан Куйбышев [8].
Эвакуация лагеря осуществлялась с помощью авиации. Следующий рейс был совершён только 7 апреля. Последний рейс был совершён 13 апреля 1934 года. Всего лётчики совершили 23 рейса, перевозя людей в чукотское становище Ванкарем , находящееся в 140—160 км от места ледовой стоянки. Лётчик Михаил Бабушкин и бортмеханик Георгий Валавин 2 апреля самостоятельно прилетели со льдины в Ванкарем на самолёте-амфибии Ш-2 , служившем «Челюскину» для ледовой разведки см. Записки лётчика М. Бабушкина, 1941.
Этот день в истории: 1934 год — завершена операция по спасению челюскинцев
Экипаж парохода «Челюскин» прождал два месяца спасения во льдах | 13 апреля операция по спасению челюскинцев была завершена, и ледовый лагерь перестал существовать. |
90 лет назад - 13 апреля 1934 года, успешное окончание операции по спасению челюскинцев! | 13 февраля 2024 года исполнилось 90 лет с начала операции по спасению экипажа парохода «Челюскин». |
13 февраля 1934 года погиб пароход "Челюскин" - Родина | 29 мая 1934 года Петропавловск-Камчатский торжественно встречал героев-челюскинцев, а также экипаж знаменитого ледокола «Красин». |
Экипаж парохода «Челюскин» прождал два месяца спасения во льдах
Новость о том, что «Челюскин» раздавлен льдами и затонул, моментально облетела планету. Запад не поверил, что спасение экспедиции возможно. син сделал очень много для спасения челюскинцев, он пользуется вполне заслуженно авторитетом среди других участников подготовки спасения, безусловно, заслуживает быть награжденным орденом Красной Звезды.». Спасение челюскинцев. 13 апреля 1934 года завершилась эвакуация экипажа ледокольного парохода «Челюскин».
«Челюскин»: катастрофа, спасение и чествование героев
18 февраля 1934 г. Правительственной комиссией дано распоряжение пароходу «Сталинград» (находящемуся на западном побережье Камчатки) направиться в Петропавловск для участия в походе с экспедицией по спасению челюскинцев. 13 февраля 2024 года исполнилось 90 лет с начала операции по спасению экипажа парохода «Челюскин». Длившаяся два месяца эпопея по спасению застрявших на льдине челюскинцев завершилась. За пять месяцев до спасения челюскинцев экипаж Куканова на одном У-2 за тринадцать рейсов спас более 90 человек с вмёрзших в лёд пароходов Колымской экспедиции, но эта спасательная операция не получила широкой огласки в то время, поскольку многие из спасённых были. Первую посадку в лагере челюскинцев 5 марта 1934 года совершил экипаж самолета АНТ-4 под управлением Анатолия Ляпидевского.
Этот день в истории: 1934 год — завершена операция по спасению челюскинцев
Спасение челюскинцев: подвиг во льдах | Спасение челюскинцев стало мировым триумфом Советского Союза — до этого момента все попытки спасти кого-то из Арктики либо ничем не заканчивались, либо не обходились без жертв. |
Челюскинцы во Владивостоке | 13 февраля 1934 года в Чукотском море затонул раздавленный льдами пароход «Челюскин», на котором участники высокоширотной экспедиции во главе с Отто Шмидтом пытались за одну навигацию пройти весь Северный морской путь. |
Челюскин (пароход) — Википедия | 13 апреля операция по спасению челюскинцев была завершена, и ледовый лагерь перестал существовать. |
Как спасали «челюскинцев» · Родина на Неве | 13 февраля 1934 года в Чукотском море затонул раздавленный льдами пароход «Челюскин», на котором участники высокоширотной экспедиции во главе с Отто Шмидтом пытались за одну навигацию пройти весь Северный морской путь. |
90 лет спасению челюскинцев
В каждом населенном пункте СССР челюскинцев и их спасателей встречали как героев, с размахом. Все лётчики, участвовавшие в спасении челюскинцев, были удостоены звания героев Советского Союза — награды, учреждённой в апреле 1934 года. После получения радиограммы Москва создала правительственную комиссию, и с этого момента началась операция по спасению челюскинцев. Москва отреагировала на несчастья челюскинцев быстро. Спецкомиссию по спасению людей возглавил Валериан Куйбышев, один из высших сановников государства. 14 апреля 1934 года в лагерь спасателей челюскинцев была отправлена телеграмма из Москвы.