Вторая произошла во время полета «Аполлона-13»: из-за взрыва бака с жидким кислородом и поломки двух из трех батарей топливных элементов высадка на Луну сорвалась, астронавтам с риском для жизни удалось вернуться на Землю. всего было отправлено 7 экспедиций, и лишь одна из них не увенчалась успехом. Шестая и последняя высадка людей на Луну состоялась почти 50 лет назад, 11 декабря 1972 года. "На Луне нам не рады", — якобы произнёс отец американской космической программы Вернер фон Браун, когда узнал о результатах миссии "Аполлон-17". Тогда она включала полеты на Луну и создание постоянной базы на Луне с перспективой полета к Марсу.
Великая миссия «Аполлона-11». Как американцы покорили Луну
США и Китай уже заявили, что намерены отправить астронавтов на Луну в ближайшие годы. Россия, Китай, Япония и Индия делают ставку на роботизированные миссии. Но если в 1960х годах основной целью лунной миссии было добраться до астрономического объекта, то теперь цель - выжить и достичь процветания в суровых условиях космоса. Тем не менее политический аспект освоения Луны по-прежнему играет немаловажную роль: Китай, например, рассматривает успехи своей космической и, в частности, лунной программы как политическое послание о своем могуществе, а Индия, добравшись до Южного полюса Луны первой в мире , надеется зарекомендовать себя в качестве державы, открывающей новые горизонты в космической коммерции. Зачем все летят на Луну? Ученые и предприниматели активно приступили к лунным миссиям, надеясь достичь следующих целей: Изучить воду на Луне. Долгое время было неясно, есть ли вода на Луне. Поскольку вода - важнейший элемент для жизни, ее необходимо разведать и изучить для дальнейших планов по колонизации Луны. Найти источник топлива на Луне.
Поскольку вода состоит из водорода и кислорода, по крайней мере, теоретически, лунный лед который точно есть на Луне может стать источником питьевой воды, кислорода для дыхания и топлива для заправки космических кораблей. Лунный туризм. Лунный туризм, скорее всего, будет доступен очень небольшому количеству чрезвычайно богатых людей, тем не менее он может окупиться с точки зрения создания рабочих мест на Земле.
За время своей активности на Луне астронавты поставили на месте посадки флаг США, установили несколько научных приборов, а также собрали почти 22 кг образцов лунного грунта, которые затем доставили на Землю Вторая высадка на Луну «Аполлон-12» Cлева направо: Чарльз Конрад, Ричард Гордон, Алан Бин Запуск второй пилотируемой миссии к Луне состоялся 14 ноября 1969 года. К спутнику добрались 19 ноября.
Вид на поверхность Луны из иллюминатора посадочного модуля Прогуляться по поверхности спутника повезло астронавтам Питу Конраду и Алану Бину. Пилот Ричард Гордон ждал их на орбите. Алан Бин выходит из лунного модуля Посадка на спутник осуществлялась примерно в 1500 километрах от места высадки «Аполлона-11». В ходе этой высадки астронавты провели фотографирование спутника, собрали образцы грунта, провели несколько сеансов телевизионной связи с Землей. Телекамера Кроме того, команда «Аполлона-12» подтвердила свои навыки сверхточной посадки.
Они прилунились всего в 185 метрах от беспилотного космического корабля Сервейер-3, севшего на Луну двумя годами ранее. Перед астронавтами была поставлена задача демонтировать некоторые детали указанного аппарата и доставить их на Землю для изучения влияния длительного пребывания в лунных условиях. Пит Конрад рядом с аппаратом Сервейер-3 Время пребывания на Луне астронавтов миссии «Аполлон-12» составило 31 час 31 минуту 04 секунды. Ее запуск состоялся 11 апреля 1970 года. Спустя два дня после запуска произошла серьезная авария — взорвался кислородный бак на служебном модуле космического аппарата.
Экипаж так и не смог высадиться на Луну. Вид из корабля над поверхностью Луны Именно во время этой экспедиции прозвучала знаменитая фраза: «Хьюстон, у нас проблемы». Последствия взрыва На время операции по спасению экипажа ряд стран, в том числе СССР, объявили режим радиомолчания на использовавшихся частотах. Кстати, по мотивам этих событий даже сняли фильм. Он так и называется — «Аполлон-13».
Советуем посмотреть, если кто еще не видел. За время пребывания на спутнике астронавты совершили два выхода на поверхность общей продолжительностью 9 часов 23 минуты. Шепард держит флаг Митчелл и Шепард собрали 42,8 кг образцов лунного грунта. Анализ камней в лабораториях на Земле показал, что их возраст составляет 4,51 млрд лет. Читайте также: Рассекреченные документы раскрывают проект «Горизонт»: лунный форпост армии США На борту «Аполлона-14» к Луне совершили полет около 500 семян пяти видов деревьев.
Где были посажены деревья — учета не велось. Но к февралю 2016 года удалось разыскать 75 «лунных деревьев» в 25 штатах.
Само углубление очерчено с подозрительной четкостью. Фальшивый горизонт Для съемок лунной поверхности НАСО применяли особые камеры с «крестиками-регистраторами». Эти крестики позволяют рассчитать расстояние между объектами на снимках. На любом снимке крестики располагаются перед объектами, попадающими в кадр. До недавнего времени крестики отчетливо проявлялись на всех снимках, а потом они «пропали».
Пропажа — очередная фикция, крестики кто-то упорно удалял, делая фальшивый горизонт. Но кому именно это нужно, и что скрывается за «замазанной» картинкой, пока неизвестно. На этом снимке с горизонтом все в порядке, крестики на месте. А этот снимок явно прошел процедуру ретуши — горизонт абсолютно чист Пирамиды на Луне — это реальность На всех официальных фото Луны небо черного цвета, и это совсем не «ночь», а специальная обработка. На темном фоне попросту не видно множества объектов, которые отчетливо выделяются на осветленных снимках со снятыми фильтрами. После миссии «Аполло 17» публика увидела немало новых изображений. В течение 30 лет это была пустая фотография с белым фоном, но все оказалось не так просто.
Отработать все возникающие в космосе ситуации на Земле в принципе невозможно — это осознали еще в 1960-х, во время советской лунной автоматической программы. Естественно, что при разработке одного нового «дальнего» аппарата раз в десять лет как было после 1991 года в России , никакой опыт не нарабатывается: люди, трудившиеся над «Марсом-96» в 1996 году, давно на пенсии. Да и те, кто делал «Фобос-грунт» 2011 года, зачастую уже не работают в корпорации. В результате «Роскосмос» оказывается в позиции вечного новичка.
Облет Луны
- «Аполлон-17» : последний полет человека на Луну состоялся почти 50 лет назад | Ямал-Медиа
- Сколько раз люди высаживались на Луну? (43 фото)
- Странные прогулки по Луне
- Полная статистика нашей (СССР и РФ) лунной программы (с неудачами…) - Записки обывателя
- Сколько раз люди были на Луне? И почему я думал, что высадка на Луну была совершена всего один раз?
- Почему «летавшие на Луну» американцы не могут вновь покорить спутник Земли
NASA впервые за более чем 50 лет отправит людей к Луне: объявлен состав экипажа
Существуют разработки, их никто не закрывал: полет на Марс более экономичен с лунной поверхности. Главное что — ракетное топливо, самое тяжелое и сложное для доставки. А если там есть H2O, то его можно разделить на водород как топливо и кислород как окислитель, это вещи известные. А уровень международной кооперации в космосе вообще не позволяет сказать: а и не нужна нам своя станция, вот эти страны с нами поделятся данными, у нас с ними отношения нормальные? Наши исследования, планы, задачи, технологии — это всё не из публикаций берется. Есть межправительственное соглашение между Россией и КНР о создании обитаемой базы на Луне совместной. Но оно может осуществляться в течение десятилетий, это зависит от договаривающихся сторон и от интересов каждой из них. Для тех, кто придерживается этой условной теории про Стэнли Кубрика и съемки в павильоне, падение « Луны-25 » — аргумент в их пользу: смотрите, мы необитаемый аппарат не смогли посадить, а вы нам рассказываете про шесть успешных миссий «Аполлон» еще в 60—70-х годах… — Вы говорите с живым свидетелем.
Что касается Хогланда, то это достаточно известный лжеучёный и конспиролог, выделяющийся своими идеями даже на фоне остальных. Так, он доказывал, что теракт 11 сентября был частью тайной войны, ведущейся между масонами и тамплиерами с одной стороны и ассасинами с другой. Джонстон, будучи поклонником Хогланда, подошёл к нему после одной из лекций и рассказал, что у него есть эксклюзивные снимки, которые он сохранил во время работы в компании-подрядчике, занимавшейся хранением артефактов, связанных с лунной программой. На самом деле в этих фотографиях не было ничего эксклюзивного и они никогда не были секретными. Однако Хогланд, по его утверждениям, "пропустил их через специальную программу, которая сканирует фото и позволяет увидеть то, что не сможет увидеть человеческий глаз", и обнаружил на фоне лунных ландшафтов следы лунных баз и других внеземных объектов. Объяснение про чудо-программу, которая видит невидимые глазу объекты, высмеяли в научных кругах, хотя отдельные сторонники теории заговора и приняли его на веру. Наконец, сворачиванию программы "Аполлон" есть несколько вполне рациональных объяснений. О том, что лунная программа будет закрыта, НАСА официально объявило на пресс-конференции ещё в 1970 году, сразу после запуска "Аполлона-13". То, что "Аполлон-17" станет последним запуском к Луне, было известно за несколько лет до полёта, поэтому астронавты остались на Луне на больший, чем обычно, срок. Ни о каком экстренном прекращении программы после возвращения "Аполлона-17" не было и речи. Сворачивание лунной программы можно объяснить как финансовыми, так и политическими причинами. Первоочередная задача — демонстрация мощи американских науки и техники — была решена ещё после первой высадки на Луну. Дальнейшие запуски решали только специфические научные задачи, которые при этом считались не настолько важными и ценными, чтобы тратить на программу несколько миллиардов долларов ежегодно. Вдобавок лунная программа была инициативой Кеннеди и ассоциировалась с ним. Пришедший к власти Ричард Никсон, не любивший Кеннеди, постарался как можно скорее закрыть программу и сосредоточить усилия на амбициозной программе космических шаттлов. В настоящее время опубликовано множество фотографий лунной поверхности с различных точек и ракурсов. Но разглядеть на них руины высокоразвитой цивилизации без помощи "программы, которая видит то, что не видит человеческий глаз", весьма затруднительно.
Почему так произошло Момент приводнения Orion 11 декабря. Эти успехи позволяют агентству быть уверенным в своих расчетах и технологиях. Поэтому сроки сдвинулись. Посмотрите, как все прошло тогда: 27фотографий Любите космос? Он может стать ближе: Виджет Яндекс.
Схема проработана. Она требует еще создания специальных межорбитальных буксиров для доставки к Луне того, что может на низкую орбиту вынести тяжелая "Ангара" А5В с водородной третьей ступенью. Сейчас, занимаясь новыми ракетами на сжиженном природном газе с возвращаемыми первыми ступенями, мы начинаем задумываться о том, как бы этот задел уже в перспективе использовать и для сверхтяжелых носителей. Гвоздь лунной программы - строительство научной лунной базы? Уже понятно, как она может выглядеть? Из каких материалов строиться? С каким оборудованием? Александр Блошенко: Проект лунных баз, и не один, существовал еще со времен Советского Союза. Концептуально велосипед никто не изобретает. Появляются новые материалы, электроника, аккумуляторы повышенной надежности. Повышаются автономность, удобство пользователя. Но целеполагание то же самое: любая база за пределами Земли, будь то МКС, лунная база, марсианская или еще где-то - это убежище для человека в априори чуждой для него среде. И это не только вакуум и температуры. Это радиация, гипомагнетизм. Кто будет работать на лунной базе? Александр Блошенко: Пребывание человека на Луне требует огромных затрат на ресурсное обеспечение. Это очевидно. Поэтому люди будут работать там, где без них обойтись нельзя. Остальное поручим автоматам и роботам. То есть задача "Роскосмоса" и космической отрасли - создать такую технику, чтобы ею было проще, удобнее пользоваться. И чтобы экипаж был сосредоточен на выполнении научных задач больше, чем на рутине. Носитель будущего должен быть с многоразовыми элементами. Чтобы большую часть ресурсов тратить на аппаратуру, а не на изготовление ракеты Сколько космонавты могут максимально работать на Луне? Вопрос пока открытый. В Институте медико-биологических проблем РАН по нашему заказу уже ведутся работы по отработке технологий освоения космического пространства и совершенствованию медико-биологического обеспечения дальних полетов в космос. Каким вы видите оптимальный профессиональный состав лунного экипажа? Александр Блошенко: Знаете, это как в самолете, где есть командир, второй пилот, бортинженер или штурман. Все остальные летят выполнять целевую работу: доктор, геолог, биолог и т. Потому что нет задачи долететь до Луны, воткнуть в нее флаг, и сказать: "Все, мы смогли". Есть задача выполнить определенную научную работу. У нас накоплен самый большой в мире опыт по эксплуатации космических станций. И его в полной мере можно применить на лунных базах. Ученые хотят изучить возможность использования 3D-печати для постройки домов на Луне. Это из области фантастики? Александр Блошенко: Нет, не из области фантастики. Сегодня есть компании, в том числе и в России, которые предлагают услуги по 3D-печати домов. Это вполне реально и на Луне. Другой вопрос, насколько целесообразно. А создание полигона для отработки технологий , которые понадобятся для продвижения дальше в космос? Александр Блошенко: Фактически Луна и станет таким полигоном. Сообщалось, что для лунной базы в сотрудничестве с "Росатомом" разворачивается работа по ядерным энергетическим модулям небольшого размера. Что это такое? Александр Блошенко: Поясню. Первые лунные базы, как уже говорил, будут работать с использованием солнечных батарей. Такая система сможет генерировать до 20 кВт электроэнергии при сроке службы до десяти лет. Однако на следующих этапах, когда потребуется долговременное пребывание на Луне человека и функционирование каких-то сложных систем жизнеобеспечения, уже нужна будет мощность 100-200 кВт. И без ядерных миниэлектростанций не обойтись. Это некий реактор с делящимся материалом, который нагревается, а дальше энергию тепла преобразует в электричество. Такие энергетические установки будут фактически бесперебойно обеспечивать электричеством станцию. Это важно. Не будем забывать про длинные лунные ночи - 14,5 суток, когда все погружается во тьму. Даже луноходы в этот период "засыпали". В настоящее время в России разрабатывается межорбитальный транспортный модуль с использованием газоохлаждаемого ядерного реактора, турбомашинной системой преобразования тепловой энергии в электрическую с мощностью до 500 кВт. Основные составляющие его энергоустановки выполняются по модульному принципу и могут быть использованы для создания напланетной, в том числе лунной, ядерной энергоустановки. Кроме того, такой межорбитальный буксир сам по себе нам будет необходим для транспортного и грузового обеспечения лунной базы - он сможет доставлять к Луне десятки тонн груза. Когда россияне могут полететь на Луну? Александр Блошенко: Полет россиян на Луну - вопрос не ближайшей перспективы. После 2030 года. Это будет зависеть от создания средств доставки: пилотируемого транспортного комплекса, лунного взлетно-посадочного корабля, ракеты-носителя сверхтяжелого класса, а также от развития нашего сотрудничества по созданию Международной научной лунной станции. С Китаем? Сообщалось, что станция будет развернута в два этапа с 2025 до 2035 года, потом начнется ее эксплуатация. Александр Блошенко: Между Россией и Китаем подписано межправительственное соглашение по созданию Международной научной лунной станции, которое предполагает взаимную увязку наших планов.
Кто на Луну: обзор полетов
Обращает на себя внимание и то, что скептики концентрируют усилия главным образом на опровержении подлинности первой высадки человека на Луну. Тогда как для подтверждения своей теории им необходимо опровергнуть по отдельности подлинность каждой из шести официально имевших место высадок. Чего они не делают. Что касается несовершенства тогдашних технологий, то «убийственность» данного аргумента отражает ущербность сознания современного цивилизованного человечества, поставившего себя в фатальную зависимость от компьютеров. Как раз на рубеже 1960-1970-х гг. На смену установке на покорение пространства приходила установка на производство и использование информации, причём в утилитарных, потребительских целях. Это вызвало всплеск развития компьютерных технологий, но одновременно положило конец внешней экспансии человечества.
Попутно в те же годы стало меняться общее отношение к научному прогрессу — от восторженного оно сначала сделалось сдержанным, а потом стал преобладать негатив. Эту смену общественных настроений хорошо отразил а может быть, в известной степени, и сформировал голливудский кинематограф, одним из хрестоматийных образов которого стал учёный, чьи опыты и открытия становятся страшной угрозой безопасности людей. Большинству современных людей, воспитанных в категориях линейного прогресса, трудно представить, что ещё 40-50 лет назад наша цивилизации была в некоторых отношениях выше я бы даже сказал — возвышеннее , чем теперь, идеалистичнее. В том числе и в области технологий, связанных с проникновением во внеземное пространство. Этому немало способствовало соревнование альтернативных общественно-экономических систем. Романтику и героику борьбы и экспансии ещё не убил до конца вирус самодовольного всепоглощающего потребительства.
Поэтому все ссылки на невозможность для американцев построить в 1960-е годы лунный КК просто несостоятельны. Так, ещё одним триумфом заокеанской державы стала программа АКА «Вояджер». В 1977 году к дальним планетам Солнечной системы были запущены два аппарата этой серии. Первый пролетел рядом с Юпитером, Сатурном и Ураном, второй исследовал все четыре планеты-гиганта. На Землю были переданы тысячи потрясающих снимков, обошедших страницы всех научно-популярных изданий. Результатом стали сенсационные научные открытия, в частности, десятков новых спутников внешних планет, колец Юпитера и Нептуна, и др.
Это тоже мистификация?! Кстати, связь с обоими АКА, находящимися сейчас на расстоянии 90 астрономических единиц 14,85 млрд. Так что нет никаких оснований отрицать способность цивилизации второй половины прошлого века, в том числе в США, совершить серию пилотируемых полётов на Луну. Тем более, что и в СССР осуществлялась аналогичная программа. Её наличие и степень её развития служат самым главным доказательством подлинности события, совершившегося 40 лет назад. Почему наши космонавты так и не побывали на Луне?
Один из ответов на поставленный вопрос заключается в том, что советское руководство, в отличие от американского, не концентрировало на этом направлении главных усилий. Казалось, что первые успехи сами по себе создали достаточно прочный и долгий задел лидерства СССР в этой области. Вторая причина — то, что нашим специалистам не удалось решить многих технических проблем, возникших при реализации лунной программы. Так, советские конструкторы не смогли создать действующую достаточно мощную РН — аналог «Сатурна-5». Прототип такой ракеты — РН Н-1 на фото — постиг целый ряд катастроф. После чего работы над ней, в связи с уже состоявшимися полётами американцев на Луну, были свёрнуты.
Третья причина заключалась в том, что, как ни парадоксально, но именно в СССР, в отличие от США, существовала реальная конкуренция вариантов лунных программ между объединёнными конструкторскими бюро ОКБ. Политическое руководство СССР оказывалось перед необходимостью выбирать приоритетный проект, а в силу своей научно-технической некомпетентности оно не всегда могло сделать удачный выбор. Параллельная поддержка двух и более программ приводила к распылению человеческих и финансовых ресурсов. Она состояла из различных, часто многофункциональных проектов, которые так и не слились в один. Программы облёта Луны, высадки на Луну и создания тяжёлой РН реализовывались во многом раздельно. Наконец, руководство СССР рассматривало высадку человека на Луне исключительно в политическом контексте.
Отставание от США в осуществлении пилотируемого полёта на Луну почему-то оценивалось им как худшее признание поражения, нежели «отмазка», будто лунной программы у СССР вовсе не было. В последнее мало кто верил даже тогда, а отсутствие намёков на попытки хотя бы повторить достижение американцев воспринимались и в нашем обществе, и во всём мире, как признак безнадёжного отставания от США в сфере космических технологий. Но в декабре 1965 года Политбюро решает сосредоточить все практические работы по лунной программе в ОКБ-1 Сергея Королёва. Там были представлены два проекта. Проект Л-1 предусматривал облёт Луны экипажем из двух человек. Другой Л-3 , подписанный Королёвым ещё в декабре 1964 года — полёт к Луне экипажа тоже из двух человек с высадкой на поверхность Луны одного космонавта.
Первоначально срок его осуществления был назначен Королёвым на 1967-1968 гг. В 1966 году Главный Конструктор неожиданно умирает во время неудачной операции. История руководства и научно-технического обеспечения советской космонавтики, роль в этом отдельных личностей — особая тема, её разбор увёл бы нас слишком далеко. Первый удачный запуск комплекса «Протон»—Л-1 был осуществлён с Байконура 10 марта 1967 года. На орбиту ИСЗ был выведен макет модуля, получивший официальное обозначение «Космос-146». К этому времени американцы уже почти год как провели первое испытание «Аполлона» в автоматическом режиме.
Последующие две попытки запуска оказались неудачными из-за сбоев в работе двигателей РН. Только 15 сентября 1968 года на траекторию полёта к Луне был выведен Л-1 под названием «Зонд-5». Однако спуск состоялся в незапланированный район. Системы спуска в атмосфере подвели и «Зонд-6» по его возвращении в ноябре 1968 года. Напомним, что уже в октябре 1968 года американцы перешли от автоматических к пилотируемым полётам по программе «Аполлон». А в декабре того же года первый триумфальный облёт Луны совершил «Аполлон-8».
В январе 1969 года РН снова захандрила на старте. Только в августе 1969 года состоялся успешный беспилотный полёт «Зонда-7» с возвращением на Землю в заданный район. К этому времени американцы уже побывали на Луне… В октябре 1970 года состоялся рейс «Зонда-8». Практически все технические проблемы были решены. Следующие два аппарата этой серии были уже подготовлены к пилотируемым полётам, но… программу было приказано свернуть. Проект Л-3, предназначенный для посадки на Луну, имел существенные отличия от американского.
Принципиальная схема полёта была той же. Однако более мощный двигатель ЛК не требовал разделения кабины на посадочную и взлётную ступени. Другим отличием было то, что переход космонавта между ЛОК и ЛК должен был осуществляться через открытый космос. Это было связано с тем, что к тому моменту отечественная космонавтика ещё не решила технических проблем, связанных с герметичной стыковкой двух КК. Первый успешный опыт такого рода был проделан нашими только в 1971 году при запуске к орбитальной станции «Салют-1» КК «Союз-11». А американцы уже в марте 1969 года на «Аполлоне-9» выполнили первую в истории герметичную стыковку и расстыковку и переход из одного космического модуля в другой без выхода в открытый космос.
Необходимость создания в советском ЛОК шлюзовой камеры и присутствия там пилота в скафандре резко ограничивала полезный объём и полезную нагрузку всего лунного комплекса. Поэтому в экспедицию намечалось только два человека, а не три, как у американцев. Испытания отдельных элементов полёта на Луну проходили первоначально в рамках проектов «Союз» и «Космос». В январе 1969 года Владимир Шаталов на «Союзе-4», Борис Волынов, Алексей Елисеев и Евгений Хрунов на «Союзе-5» совершили первую стыковку пилотируемых аппаратов и переход из одного в другой через открытый космос. Отработка расстыковки, торможения, ускорения и стыковки ЛК на околоземной орбите продолжалась и после принятия решения об отмене пилотируемого полёта, в начале 1970-х. Главным препятствием на пути лунного проекта стали трудности с созданием РН Н-1.
Её аванпроект был подписан Королёвым ещё в 1962 году, причём на эскизе Главный Конструктор сделал пометку: «Мы мечтали об этом ещё в 1956-57 гг. Конструкция РН Н-1 была пятиступенчатой! По проекту первые три ступени должны были выводить на траекторию полёта к Луне груз общим весом 96 тонн, включавший, кроме лунного корабля, две ступени для маневрирования у Луны, спуска на её поверхность, подъёма с неё и отлёта к Земле. Вес собственно лунного корабля, состоявшего из орбитального отсека и лунной кабины, не превышал 16 тонн. Ракету Н-1, первое испытание которой состоялось в январе 1969 года уже после первого облёта Луны американцами , с начала и до конца преследовали фатальные неудачи, вызванные сбоем работы двигателей. Ни один запуск Н-1 не был успешным.
После катастрофы при четвёртом старте в ноябре 1972 года дальнейшие работы над Н-1 были прекращены, хотя причины аварий были выявлены и вполне подлежали устранению. Ещё в 1966 году Челомей предложил альтернативный проект лунной экспедиции, базировавшийся на создании РН УР700 дальнейшее, так и не осуществлённое развитие УР500, то есть «Протона». Схема полёта по этой программе напоминала первоначальный проект американцев от которого те потом отказались. Она предусматривала одномодульный лунный корабль, без разделения на орбитальный и взлётно-посадочный отсеки, с двумя космонавтами на борту. Однако ОКБ-52 дали «добро» только на теоретическую разработку данного проекта. Если бы не поспешное политическое решение советского руководства, можно утверждать, что, несмотря на все технические проблемы, наши космонавты вполне реально смогли бы осуществить первый облёт Луны в 1970-1971 гг.
В тогдашней советской прессе эта тема умалчивалась. С падением «железного занавеса» оказалось, что и в западной прессе тема лунных полетов освещалась весьма скупо. Американцы, умеющие даже из малого успеха сделать пропагандистское шоу, на этот раз скромно молчали или очень сдержанно вспоминали о своих достижениях в деле покорения Луны. Ведь этот факт может быть козырной картой США в битве за техническое лидерство. Впрочем, кажется странным уже то, что США смогли осуществить технически сложную программу, тогда как отдельные узлы этой же программы они не были готовы выполнить. К примеру, в отличие от советских соперников, американцы ни тогда, ни позже не могли осуществить стыковку аппаратов в открытом космосе. Провал попытки НАСА запустить в 90-х годах станцию «Freedom» — аналога уже десятилетия курсирующего по орбите советского комплекса «Мир» — показал их неспособность справиться, даже много лет спустя, с гораздо более простыми задачами, чем лунная высадка.
Обратимся теперь к фактам. За 6 экспедиций астронавты пребывали на Луне в общей сложности 300 часов и взяли 382 пробы лунных пород. После того как образцы лунного грунта были привезены и отправлены в специальное хранилище, значительная часть этих пород исчезла. Официальная версия — они похищены. Поэтому неизбежно появление украденных проб грунта на аукционах и черных рынках, где и по сей день фигурируют лишь образцы, привезенные советскими станциями «Луна» за 3 экспедиции они доставили на Землю всего 0,33 кг лунного грунта.
Нил Армстронг не смог заснуть в лунном модуле: «Земля светила мне прямо в глаз, как лампочка» Кстати, в это же время к Луне приближалась советская автоматическая станция «Луна—15», которая должна была забрать образцы грунта. Увы, во время её посадки, связь с ней прервалась по неизвестной причине — возможно, из-за столкновения с горой. На Землю «Аполлон—11» успешно вернулся 24 июля.
В последующие годы американцы еще несколько раз высаживались на Луну и даже ездили по её поверхности на специальном автомобиле. Советскую же программу пилотируемых полётов к спутнику власти решили свернуть. А 20 июля 2005 года появился сервис Google Moon — аналогичный «земному» Google Earth. Компания опубликовала карту Луны и привязала к ней фотографии, сделанные астронавтами нескольких миссий «Аполлон». Google Moon Позже Google продолжила «освоение» планет Солнечной системы.
К ней планируется пристыковать двухступенчатый посадочный корабль, в котором на поверхность Луны будут отправляться исследовательские миссии.
Новая лунная программа НАСА носит название Artemis «Артемида» , по имени греческой богини Луны и сестры бога Аполлона, причем первая посадка запланирована уже на 2024 год миссия Artemis 3. НАСА планирует вернуть людей на поверхность Луны уже в 2024 году. На этот раз в экипаже будет первая женщина на Луне. Непонятно также, будет ли в проекте участвовать Россия. НАСА предложило нам сделать вклад в станцию в виде многоцелевого модуля шлюза. Китайцы тоже планируют оставить свои следы в лунной пыли.
Сегодня они активно работают над сверхтяжелым носителем Long March 9 «Великий поход 9». Испытательный пуск назначен на 2028 год. Грузоподъемность у новой китайской ракеты будет внушительная — 140 т на низкую околоземную орбиту, 44 т к Луне. Такой козырь позволить китайцам наравне с США запускать пилотируемые миссии к Луне и доставлять модули для базы на ее поверхности. Мы не зря назвали запуск первого китайского лунного аппарата к Луне началом новой космической «гонки», хотя Япония, а не Поднебесная, стала третьей страной, запустившей лунную миссию. Японцы в пилотируемой космонавтике склонны не конкурировать, а сотрудничать.
Вот и в проекте Gateway они, скорее всего, будут создавать свой модуль. Также в Gateway сделают свой вклад Канада рука-манипулятор Canadarm 3 и Европа несколько модулей плюс служебный модуль корабля «Орион». Она состоит из автоматической и пилотируемой частей. В Федеральной космической программе на 2016—2025 годы предусмотрено создание не менее пяти автоматических аппаратов для исследования Луны и доставка образцов лунного грунта на Землю. На данный момент запуск первого из них — тяжелой посадочной станции «Луна-25», которая должна исследовать район южного полюса Луны, еще не состоялся. Он несколько раз переносился и сейчас намечен на 2021 год.
Первый этап российской лунной программы включает в себя четыре автоматические орбитальные и посадочные миссии. Фото: pvsm. Предусмотрено не менее трех пусков нового пилотируемого транспортного корабля для его летной отработки. С точки зрения российской академии наук, обратная сторона Луны крайне удобна для размещения там радиотелескопов, поскольку туда не доходят радиопомехи от Земли. Также там можно размещать станции для предупреждения астероидной и кометной опасности. В выступлении главы Роскосмоса Дмитрия Рогозина в мае 2019 года сказано, что первый полет транспортного пилотируемого корабля «Федерация» запланирован на 2022 год, а уже на 2028-й — первый запуск корабля на полярную окололунную орбиту.
По нашим оценкам, пилотируемой высадки на поверхность российских космонавтов следует ждать уже после 2030 года. Здесь ключевой фактор — сроки создания и успешных испытаний сверхтяжелого носителя для лунных пилотируемых миссий, работа над которым сейчас ведется.
Сколько раз люди высаживались на Луну?
Сколько из них пережило полвека и сохранило в целостности техническую документацию по давно закрытой и ненужной «лунной программе»? Сколько дожило до наших дней старых инженеров, которые помогли бы с консультациями? Это ж не шуточное дело, такую ракету строить. То же касается и скафандров. Вот представьте, что будет, если США отправят на Луну женщину-космонавта, да еще и афроамериканку, а она получит при этом дозу радиации и лишится здоровья. Какого масштаба скандал тогда будет? Лучше перестраховаться. Частный космос Вторая и неочевидная проблема может заключаться в принципиальном изменении состава участников «лунной гонки». Если в 60-70 годы прошлого века между собой соревновались два сверхдержавы, США и СССР, каждая из которых старалась продемонстрировать все достоинства своего пути, то сейчас все иначе. Россия о Луне только думает, Китай присматривается и готовит технологическую базу.
Реальными соперниками в «лунной программе» сегодня являются крупные частные компании миллиардеров Илона Маска и Джефа Бэзоса, а также формирующиеся вокруг них корпоративные альянсы. И это вызывает к себе неоднозначное отношение. С одной стороны, в рамках либеральной мифологии частные собственники считаются более эффективными, чем государство.
По данным пресс-службы ведомства, основной проблемой в реализации нового лунного проекта, повлиявшей на график подготовки к запускам, стало то, что доплеровский измеритель скорости и дальности не соответствовал требованиям технического задания. Впрочем, уже в декабре прошлого года сообщалось, что модуль доставлен в «НПО Лавочкина», уже прошёл входной контроль и установлен на космический аппарат. Целью проекта является отправка автоматического зонда для исследований в районе лунного южного полюса, привлекающего большое внимание и других космических держав.
И если первые аппараты гибли еще на дальних подступах к спутнику, то к середине десятилетия наметился явный прогресс. Его кульминацией стала миссия « Луна-8 » — она практически вплотную подобралась к достижению своей цели. В ночь с 6 на 7 декабря 1965 года «Луна-8» приступила к посадке в западной части Океана Бурь. Но станцию погубил производственный дефект. Из-за преждевременного разрыва амортизационной оболочки она предназначалась для смягчения удара при прилунении аппарат закрутило. Тормозной двигатель не сумел выправить ситуацию и «Луна-8» разбилась. Конечно, все участники программы понимали, что мягкая посадка на Луну очень близка и будет достигнута буквально в течение одного-двух запусков. И в самом деле, 3 февраля 1966 года «Луна-9» наконец успешно справилась с поставленной задачей. Однако ключевое лицо советской космической программы уже не стало свидетелем этого успеха. Речь о Сергее Королеве. Главный конструктор умер во время неудачной операции 14 января 1966 года, так и не увидев, как выглядит лунная поверхность. Правда, у него все еще оставалась возможность взять «утешительный приз» в виде первого пилотируемого облета спутника. Если бы ранний «Протон» оказался надежной ракетой, с большой долей вероятности СССР действительно бы реализовал эту задачу. И вначале советская, а затем и российская пропаганда захлебывалась бы от восторга, подавая это событие как величайшее достижение в истории человечества. Ракета УР-500 на стартовой площадке Байконур, 1966 год. Первые семь беспилотных испытаний 7К-Л1 в целях секретности они проходили под обозначением «Зонд» завершились авариями. Лишь в сентябре 1968 года конструкторы смогли отметить долгожданный успех. Космический корабль «Зонд-5» благополучно облетел Луну и вернулся на Землю вместе с «пассажирами» — парой черепах и коллекцией насекомых. Теперь все зависело от «Зонда-6». Если бы и его полет оказался удачным, советское руководство дало бы добро на пилотируемый запуск с облетом Луны. Его запланировали на 8 декабря 1968 года — 13 днями ранее старта Apollo 8. Однако всего за несколько часов до возвращения на Землю космический корабль разгерметизировался. Вдобавок ко всем бедам, при посадке произошел преждевременный отстрел парашюта и спускаемый аппарат разбился. Изображение Земли, сделанное камерой «Зонда-6». Очевидно, это и к лучшему, ибо при новом беспилотном испытании ракета попросту взорвалась на стартовой площадке. Крупнейший взрыв в истории космонавтики Существует множество причин, почему СССР проиграл лунную гонку. Но главным гвоздем в крышку гроба все же стала сверхтяжелая ракета Н1. Во-первых, ее создание оказалось куда более сложной задачей, чем предполагалось изначально. Во-вторых, новая ракета была весьма сырой, что и доказал 21 февраля 1969 года испытательный запуск, завершившийся аварией. Второе испытание Н1 , в ходе которого она должна была направить к Луне беспилотный корабль 7К-Л1 c прототипом лунного модуля, состоялось 3 июля 1969 года. В этот раз все вылилось в настоящую катастрофу. Произошедший взрыв стал не просто крупнейшим в истории мировой космонавтики, но и в принципе одним из наиболее мощных неядерных взрывов изо всех известных.
Если всмотреться внимательно, то оба вопроса взаимосвязаны, и сама постановка второго есть как бы ответ на первый. В самом деле, если советская лунная программа действительно существовала и уже была близка к осуществлению, почему нельзя предположить, что американцы смогли реально воплотить в жизнь свою программу «Аполлон»? Ещё один вопрос, вытекающий отсюда. Если бы у советских специалистов по космосу имелись хоть малейшие сомнения в подлинности факта высадки американцев на Луне, неужели советское руководство, исходя именно из политических целей лунной программы, не довело бы её до конца только для того, чтобы уличить американцев во вселенской лжи и нанести тем самым смертельный удар международному престижу США, одновременно подняв на небывалую высоту авторитет СССР? Хотя в этих двух вопросах уже содержится ответ на самый первый, разберёмся во всём по порядку. Начнём с официальной версии истории программы «Аполлон». Как немецкий гений поднял янки в космос Успехи американского ракетостроения связаны в первую очередь с именем знаменитого немецкого конструктора барона Вернера фон Брауна — создателя первых боевых баллистических ракет V-2 Фау-2. В конце войны Браун в числе других немецких специалистов в сфере передовых военных технологий был вывезен в США. Однако американцы долго не доверяли Брауну проведение серьёзных исследований. Работая в арсенале Хантсвилля штат Алабама над ракетами малой дальности, Браун продолжал проектирование перспективных ракет-носителей РН , способных развить космическую скорость. Однако сказать было легче, чем сделать. Если у нас гений Сергея Павловича Королёва довольно быстро создал принципиально новые ракетные системы, то у американцев доморощенных мастеров такого уровня не было. Несколько неудачных попыток ВМС запустить свою неизменно взрывавшуюся на старте ракету побудили Пентагон благосклоннее отнестись к бывшему штурмбанфюреру СС, ставшему в 1955 году гражданином США. В 1957 году как громом среди ясного неба прозвучало для американцев известие об успешном запуске советского ИСЗ. Эта сфера деятельности была изъята из ведения Пентагона. Для неё в 1958 году была создана особая структура — Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства НАСА при федеральном правительстве США. Под его началом работали 2 тысячи сотрудников затем больше , сосредоточенные в 30 отделах. Все начальники отделов первоначально были немцами — бывшими сотрудниками Брауна по программе V-2. Но венцом всей жизни Вернера фон Брауна стали его ракета «Сатурн-5» и программа «Аполлон». На пути к Луне 1961 год ознаменовался новым триумфом советской науки и техники. Первый официально считаемый таковым американский астронавт Алан Бартлет Шепард впоследствии побывавший на Луне пробыл в космосе лишь 15 минут и совершил приводнение в Атлантическом океане всего в 300 милях от места старта на мысе Канаверал. Космической скорости его КК так и не достиг. Следующий четвертьчасовой суборбитальный полёт «Меркурия» астронавт Вирджил И. Гриссом состоялся 21 июля 1961 года. Как бы в издёвку 6-7 августа состоялся второй полноценный орбитальный полёт советского КК. Космонавт Герман Титов на «Востоке-2» пробыл в космосе 25 ч 18 мин, совершив за это время 17 оборотов вокруг Земли. Первый нормальный орбитальный полёт у американцев получился только 20 февраля 1962 года астронавт Джон Х. Гленн благодаря новой, более мощной РН «Атлас». КК «Меркурий» совершил всего 3 оборота вокруг Земли, пробыв на орбите менее пяти часов. В 1961 году президент США Джон Кеннеди провозгласил своего рода «национальный проект», призванный покончить с отставанием США от СССР в космической области и преодолеть возникший у американцев комплекс неполноценности. Он пообещал, что американцы раньше русских высадятся на Луну и произойдёт это ещё до конца 1960-х гг. Отныне любые программы пилотируемых космических полётов в США следующим стал проект «Джемини» были подчинены одной цели — подготовке высадки на Луну. Так был дан старт проекту «Аполлон». Правда, Кеннеди не довелось дожить до его осуществления. Высадка на Луну требовала решения двух сложнейших технических задач. Первая — маневрирование, расстыковка и стыковка модулей КК на околоземной и окололунной орбитах. Гриссом и Джон У. Янг 23 марта 1965 года совершил первый манёвр в космосе с помощью ручного управления. В июне 1965 года астронавт Эдуард Х. Уайт покинул «Джемини-4» и пробыл в открытом космосе 21 минуту тремя месяцами раньше наш Алексей Леонов — 10 минут. В августе 1965 года экипаж «Джемини-5» Л. Гордон Купер и Чарльз Конрад установил новый мировой рекорд продолжительности орбитального полёта — 191 час. Для сравнения: в то время советский рекорд продолжительности орбитального полёта, установленный в 1963 году пилотом «Востока-5» Валерием Быковским, составлял 119 часов. Ловелл совершил за 330 с половиной часов 206 витков по околоземной орбите! В ходе этого полёта было осуществлено сближение с «Джемини-6А» Уолтер М. Ширра и Томас П. Стаффорд на расстояние менее двух метров! Наконец, в марте 1966 года экипаж «Джемини-8» Нейл А. Армстронг и Дэвид Р. Скотт совершил первую стыковку на орбите с беспилотным модулем «Аджена». Первые КК серии «Аполлон» были беспилотными. На них в автоматическом режиме отрабатывались элементы полёта на Луну. На «Аполлоне-5» в феврале 1968 года на орбите ИСЗ в беспилотном режиме имитировались разные режимы работы лунного модуля. Стартовый вес РН составлял 3000 тонн, из которых 2000 тонн — вес топлива первой ступени. Вес второй ступени — 500 тонн. Третья ступень придавала КК, состоящему из орбитального отсека с маршевым двигателем и лунной кабины, разделённой на посадочную и взлётную ступени, вторую космическую скорость. На космодроме вся эта конструкция вздымалась на высоту 110 м. Первый пилотируемый полёт по программе «Аполлон» состоялся в октябре 1968 года. Ширра — первым из людей трижды слетал в космос, Донн Ф. Эйзел, Р. Уолтер Каннингэм совершил 163 оборота вокруг Земли продолжительностью 260 часов, что превышало расчётный при полёте к Луне и обратно. Ловелл, для которого это был третий космический полёт, и Уильям А. Андерс отправился в первый в истории пилотируемый полёт к Луне. Вообще-то, сначала планировалась отработка экипажем всех элементов полёта к Луне на орбите ИСЗ, но лунный спускаемый аппарат лунная кабина ещё не был готов. Поэтому было решено сначала совершить облёт Луны на орбитальном модуле. По некоторым сведениям, именно этот полёт стал решающим в замораживании руководством СССР собственной лунной программы: стало очевидным теперь уже наше отставание от американцев. Экипаж «Аполлона-9» Джемс А. Макдивитт, Дэвид Р. Скотт, Рассел Л. Швейкарт в марте 1969 года совершил на околоземной орбите все манёвры, связанные с расстыковкой и стыковкой модулей, переходом астронавтов из одного отсека в другой через герметичный стык без выхода в космос. А «Аполлон-10» Томас П. Стаффорд и Джон У. Янг — для обоих это был третий полёт в космос, Юджин А. Сернан в мае 1969 года выполнил всё то же самое, но уже на окололунной орбите! Орбитальный командный отсек совершил 31 оборот вокруг Луны. Лунная кабина, отстыковавшись, выполнила вокруг Луны два самостоятельных оборота, спустившись до высоты 15 км над поверхностью спутника! В общем, были выполнены все этапы полёта на Луну, кроме, собственно, высадки на неё. Первые люди на Луне «Аполлон-11» командир корабля — Нейл Алден Армстронг, пилот лунного модуля — Эдвин Юджин Олдрин, пилот орбитального модуля — Майкл Коллинз; для всех троих это был второй полёт в космос стартовал с мыса Канаверал 16 июля 1969 года. После проверки бортовых систем, в течение полутора витков по околоземной орбите, была включена третья ступень и КК вышел на траекторию полёта к Луне. Этот путь занял порядка трёх суток. Конструкция «Аполлона» требовала одного серьёзного манёвра в ходе полёта. Орбитальный модуль, состыкованный с лунной кабиной своей хвостовой частью, где располагался маршевый двигатель, был отстыкован, совершил разворот на 180 градусов и пристыкован к лунной кабине носовой частью. После чего от перестроенного таким образом КК была отделена отработавшая третья ступень. По той же схеме проходили и остальные шесть полётов на Луну. При подлёте к Луне астронавты включили маршевый двигатель орбитального командного модуля для торможения и перехода на окололунную орбиту.
Американцы на луне. Где начинается вымысел?
Предупреждение из других миров. Почему НАСА свернуло лунную программу | Вторая произошла во время полета «Аполлона-13»: из-за взрыва бака с жидким кислородом и поломки двух из трех батарей топливных элементов высадка на Луну сорвалась, астронавтам с риском для жизни удалось вернуться на Землю. |
NASA объявило новые сроки запуска людей на Луну и Марс | Первая высадка человека на поверхность Луны стала результатом приказа Джона Ф. Кеннеди, который в 1961 году задал национальную цель США: высадиться на Луну и вернуться домой живыми. |
Сколько людей побывало в космосе и на Луне? Статистика на 2024 год
Главная цель полёта сводилась к тестированию всех аспектов высадки человека на Луну. Последняя американская лунная миссия «Аполлон-17» была успешно завершена в декабре 1972 года, и с тех пор ни один человек не летал на Луну – Самые лучшие и интересные новости по теме: Луна, США, человечество на развлекательном портале Как американцы смогли за несколько лет преодолеть такой гигантский технологический разрыв между первым полетом астронавта на орбиту Земли и высадкой людей на Луну? Тогда она включала полеты на Луну и создание постоянной базы на Луне с перспективой полета к Марсу. «Орион» выпустит кубсаты в свободный полет тремя порциями: дважды на пути к Луне и один раз уже в районе Селены.
Сколько раз американцы были на Луне?
Фактическое возвращение людей на Луну произойдет в рамках проекта Артемида 3, который в настоящее время запланирован не ранее 2025 года. В период с 1968 по 1972 годы по программе «Аполлон» было выполнено 9 полётов к Луне. Три экспедиции прошли без высадки астронавтов на Луне и шесть — с посадкой на Луне. Впервые человек высадился на Луне.
Как прошел старт и последующие этапы программы
- 50 лет назад человек впервые высадился на Луне - изображения
- Зачем Россия впервые за 50 лет отправила корабль на Луну
- Что за станция «Луна-25», которая отправится к Луне впервые за 50 лет - 10 августа 2023 - НГС24.ру
- Для первого за полвека полета к Луне отобраны четверо астронавтов - МК
Зачем человечество снова летит на Луну?
Определяя сколько раз люди были на Луне, нельзя забывать о первопроходцах. В ходе миссии они два раза выходили на поверхность Луны, установив приборы для измерения атмосферы, магнитного поля, недр и солнечного ветра (устройства посылали на Землю данные на протяжении десятилетия). Сколько раз люди высаживались на Луну? Последняя американская лунная миссия «Аполлон-17» была успешно завершена в декабре 1972 года, и с тех пор ни один человек не летал на Луну – Самые лучшие и интересные новости по теме: Луна, США, человечество на развлекательном портале