Новости ширвиндт артист биография

Александру Ширвиндту уже исполнилось 89. Несмотря на годы, артист нашел силы, чтобы посетить собрание труппы Театра Сатиры, худруком которого он был больше двадцати лет. Александру Ширвиндту уже исполнилось 89. Несмотря на годы, артист нашел силы, чтобы посетить собрание труппы Театра Сатиры, худруком которого он был больше двадцати лет. Александр Ширвиндт – советский и российский актер театра и кино, сценарист и педагог.

«Плеяда практически исчерпана». Политики и деятели культуры вспоминают Ширвиндта

Александр Анатольевич Ширвиндт — любимый всеми советский и российский актер театра и кино, театральный режиссер, художественный руководитель Московского театра сатиры (с 1989 года), писатель. Ширвиндт — Народный артист РСФСР (1989). От первого брака у наследника артиста появился сын Андрей — внук Ширвиндта. Много лет Ширвиндт преподавал на кафедре мастерства актера в родной Щуке (с 1995 года – в статусе профессора).

Как сегодня живут потомки Александра Ширвиндта

Таня Васильева всегда мне говорит: «Я ни о чем в жизни не жалею, только завидую Шурке, что он нашел в себе мужество оставить свою фамилию». У меня в Театре сатиры четыре Васильевых, а Ицыкович была одна». Александр Анатольевич — великий острослов. Причём, шутить умеет с фирменным, абсолютно невозмутимым выражением лица. Его ироничные высказывания можно собрать в «золотую коллекцию» и перечитывать — столько в них искромётного юмора и жизненной мудрости!

Вот, например, некоторые из них. О любви «В моей профессии любовь постоянно приходится играть. Про любовь я наигрался, поэтому в жизни, когда говорят «любовь», у меня сразу возникает ощущение либо вранья и соплей, либо сурового быта: дети, внуки, тещи, невестки, обязательства… И всплывают воспоминания: когда начиналась вся эта любовь, не было ни квартир, ни машин. Велосипеды были.

А как любить на велосипеде? Женскую грудь я впервые увидел в родильном доме. Мама рассказывала, что, когда она стала меня кормить, я смотрел на грудь как настоящий бабник… Получается, что в жизни я однолюб. То есть мужчина, испортивший жизнь только одной женщине…» О возрасте «У меня очень тяжелая зарядка утром.

Лежа, я сначала сучу ножками для поясницы. Потом с трудом, кряхтя, сажусь на кровати и делаю вращательное движение на скрипучей шее пять раз туда, пять раз назад. И потом плечиками 10 раз. Меня кто-то когда-то научил, и я привык.

И чувствую, что сделал зарядку… Смерти я не боюсь… Боюсь выглядеть старым.

Его навык помог ему поступить в театральное училище В 1951 году Александр смог зачислиться в ряды студентов училища имени Щукина. Преподавателем у Ширвиндта была Вера Львова. Она восхищалась упорством и характером подопечного и пророчила ему успешное будущее на сцене театра. Актерская карьера в театре Во времена студенчества актер привлек внимание руководителя «Театра-студии киноактера». После дипломных работ, представленных в конце обучения, Александр стал востребованным и дипломированным актером. Многие театры хотели видеть такого талантливого человека в своих рядах. Начало карьеры Ширвиндта было положено в труппе «Театра-студии киноактера».

Первая постановка с участием актера под названием «Первая конная» вышла в свет в 1957 году. Зрители были в восторге от игры Ширвиндта и желали чаще видеть на сцене юного таланта. В дальнейшем Александр Анатольевич сменил место работы и перешел в Московский академический театр сатиры. Это место всегда имело для актера особое значение. После нескольких лет успешных выступлений на сцене Ширвиндт занялся режиссурой.

Понастоящему в нашей семье папа был мамой, а мама — папой. Воспитание кнутом и пряником у нас если и практиковалось, то лишь в мягкой форме. Во всяком случае ремнем меня не учили. Если хотелось от родителей чего-то добиться, я прибегал к уговорам. Одним из самых сильных разочарований детства стал эпизод, когда однажды меня не взяли в кино.

Родители собирались на какой-то новый иностранный фильм. Попасть на демонстрацию можно было только избранному кругу. До сих пор вспоминаю ту истерику, которую закатил маме и папе, когда они уходили из дома. Обычно в таких случаях моих воплей они не выдерживали — ломались. Я и тут был настолько уверен, что в конце концов их дожму, что кричал, а сам думал: «Ну сейчас еще немножко — и скажут: «Ладно, одевайся! Я же орал на весь Скатертный переулок…» Как и положено в интеллигентных семьях, родители очень хотели, чтобы чадо пошло по их стопам. Больше всего этого хотел Ширвиндт-старший, который спал и видел, как его сын станет скрипачом и достигнет гораздо больших успехов на этом поприще, чем он сам. Однако Александр этого не хотел. Поэтому всеми силами сопротивлялся отцовскому диктату. Чаще всего это выглядело следующим образом.

Отец приходил домой с работы и, если заставал сына, немедленно заставлял его приниматься за гаммы. Предварительно он закрывал дверь в коридор на ключ, чтобы у сына не возникло желание улизнуть от обязательного ритуала. Но Александр был хитрее своего отца. Он брал в руки скрипку и смычок, якобы подчиняясь воле родителя. Едва же отец расслаблялся, сын начинал канючить: «Пап, я в туалет хочу». Отец, естественно, не был извергом и открывал заветную дверь. На этом занятия и заканчивались. Александр запирался в туалете и мужественно держал оборону за закрытыми дверями. В такие моменты часть соседей горячо поддерживала Ширвиндта-младшего, но не потому, что любили мальчика: просто слушать его скрипичные пассажи было выше всяких человеческих сил. Но часть коммуналки принимала сторону Ширвиндта-старшего.

Особенно усердствовали в этом те из них, кто мучился мочевым пузырем. Они барабанили в дверь кулаком и требовали немедленно освободить коммунальное помещение. Игнорировать их просьбы мальчик, естественно, не мог. В семь лет Александра отдали в музыкальную школу, видимо, рассчитывая, что тамошние учителя смогут справиться с патологической нелюбовью сына к гаммам. Но все было тщетно. Мальчик проучился там пять классов, после чего его отправили восвояси с категорическим выводом: «К музыке не пригоден». Не лучшим образом обстояли дела Александра и в средней школе. Он учился в 110-й школе — самой знаменитой в Москве, — туда отдавали детей самых высокопоставленных родителей. В одном классе с Ширвиндтом учился, например, сын будущего нашего руководителя Сергей Хрущев. Однако в отличие от «руководящего отпрыска», который учился на «хорошо» и «отлично», Ширвиндт был двоечником.

Сам он впоследствии вспоминал об этом следующим образом: «Много лет спустя, став взрослым, мне приходилось прятать свои дневники и тетрадки, чтобы внуки случайно не наткнулись. Было время, когда им говорили: «Дедушка у вас отличник… А вы что же? После этого меня в пример никогда больше не ставили. Ничего страшнее, чем в тех дневниках, вычитать просто невозможно. Всякий раз, когда я находился на грани исключения, моя мама, редактор филармонии, звонила Лемешеву или Козловскому и говорила: «Шурку опять выгоняют. Дорогой Иван Семенович, вы не могли бы выступить перед детьми? А наша администрация понимала: выгнать меня невозможно — на горизонте уже следующее торжество. Только в городе Чердынь, где я жил в эвакуации во время войны, меня поминают добрым словом. Я пошел там в первый класс, а спустя много лет узнал: оказывается, благодаря этому факту своей биографии в музее города Чердыни у меня есть целый «угол»…» Помимо учебы в музыкальной и общеобразовательной школах, Ширвиндт посещал еще одно заведение — школу бальных танцев при Доме ученых. Пребывание в ее стенах доставляло ему гораздо больше удовольствия, чем в двух предыдущих заведениях.

Особенно нравилось Ширвиндту танцевать полонез и падеграс. Ширвиндт на этих вечерах, что называется, «блистал» во всей своей красе, лихо отплясывая какой-нибудь краковяк или те же полонез с падеграсом. Девочки были в восторге, и немногие из них находили в себе силы отказать во внимании такому парню. Однако девочкам было невдомек, что их герой, «блистая» в одном, был слаб в другом. Ширвиндт: «В моих школьных ухаживаниях — две трагические ситуации. В зависимости от времени года они повторялись всякий раз, как я знакомился с девочкой. Драма номер один: я не мог качаться на качелях. Драма номер два: терпеть не мог кататься на коньках. В то время никакое знакомство летом не обходилось без парка с обязательными качелями, а зимой — с катком. Под качелями для влюбленных подразумевались не такие качельки, которые сейчас во дворах для детей ставят, а громоздкие лодки на двоих.

Девчонок на эти качели тянуло со страшной силой. Особенный шик состоял в том, чтобы раскачаться до небес и лететь, можно сказать, вверх тормашками. Меня в таких полетах тошнило, сразу начинала кружиться голова. Поэтому всякий раз, когда мы с подружкой вскарабкивались на этого монстра и она, счастливая, начинала изо всех сил приседать, все увеличивая и увеличивая амплитуду, я дико страдал. Правда, виду старался не подавать и, зажмурившись, раскачивался до полного посинения. Примерно то же происходило и с коньками. По школьным меркам я хорошо играл в баскетбол, на лыжах катался неплохо, но вот коньки у меня как-то не пошли… Если я спрашивал «куда пойдем? Ходил, но никакого удовольствия и счастья, особенно когда кто-то рядом выписывал кренделя, не испытывал…» Однако если Ширвиндту в его ухаживаниях удавалось благополучно избежать этих ужасов, то он с лихвой компенсировал свои недостатки. К примеру, в театре он поражал свою избранницу поистине энциклопедическими знаниями, а дома доводил чуть ли не до исступления смычком и скрипкой. Хотя из «музыкалки» Ширвиндта выгнали за профнепригодность, однако пять лет пребывания в ней не пропали даром — кое-что из пройденного он помнил и умел в нужную минуту применить свои умения на практике.

В дворовой компании Саша тоже пользовался авторитетом. Правда, не за свои скрипичные пассажи за это его скорее всего высмеяли бы , а за то, что был остроумен и всегда участвовал в общих играх: будь то гонимый пристеночек игра на деньги или тот же футбол. К моменту окончания школы Ширвиндт уже окончательно определился с будущей профессией — он хотел стать артистом. Этот выбор не казался странным, если учесть, что его мама в молодости занималась в Первой студии МХАТа из-за туберкулеза она вынуждена была оставить актерскую профессию ; что в доме Ширвиндтов актеры всегда были частыми гостями. К примеру, Яхонтов «проверял» все свои новые работы на маме Ширвиндта, при этом обязательно сажал маленького Шурика на колени: мол, мальчик не позволит ему схалтурить. Буквальное первых же дней своего пребывания в «Щуке» Ширвиндт зарекомендовал себя как одаренный ученик. Преподаватели не могли на него нарадоваться и в один голос прочили ему прекрасную карьеру в будущем. Правда, в 1953 году, в разгар так называемого «дела врачей», еврейские корни Ширвиндта едва не стоили ему отчисления из вуза. Но в дело вмешалось само Провидение: вскоре умер Сталин, и все, кто затевал это «дело», оказались в дураках. В 1956 году Ширвиндт закончил училище с отличием и попал в труппу Театра-студии киноактера.

Почему туда? Дело в том, что советское кино в те годы обрело «второе дыхание», и сделать карьеру в кино было легче, чем в театре. Правда, требовалось попасть в «струю». Ширвиндт попытался. В 1957 году он был зачислен в штат киностудии «Мосфильм». В том же году состоялся его дебют в кино: в комедии Семена Деревянского и Рафаила Сусловича «Она вас любит» он сыграл небольшую роль молодого человека по фамилии Ухов. Хотя фильм имел успех у публики собрал в прокате 21,5 млн. С одной стороны, материальной, он был удовлетворен: на полученный гонорар сумел обновить свой автопарк — вместо «Москвича-401», подаренного родителями на его 20-летие, приобрел «Победу», в просторечии именуемую «сугробом». Но с другой стороны — творческой — его грызли сомнения: а тем ли делом он занялся? Видимо, во многом под влиянием этих мыслей Ширвиндт в 1957 году решил податься в театр, а именно в Театр имени Ленинского комсомола.

По словам самого Ширвиндта, в те годы Ленком представлял собой странный организм. Не было режиссуры в прямом, профессиональном, смысле этого слова, но было созвездие личностей, во главе которого находились две женщины: Софья Владимировна Гиацинтова и Серафима Германовна Бирман.

Дети тем не менее благополучно закончили школу. А сын Андрей он просто, что мы называем, «в семье не без урода» стал видным юристом, владеющим пятью языками и читающим на этих языках лекции по всему миру. Ну, может, еще и исправится. Саша, дочка, закончила РГГУ, поучилась искусствоведению. Михаил Ширвиндт идет в школу Воспитывала детей и открытость дома, и хлебосольный его дух, даже в не самые сытые времена. Это ведь тоже московская традиция: собирать за столом несколько поколений.

И откуда бы кто ни приехал, какие бы дела в этот момент у кого-то ни были, все в этом застолье объединяются и говорят на одном языке. Существует вот эта вот «шампура», про которую нам с детства твердил папа, а ему, соответственно, наверное, его родители. И вот на этой «шампуре» мы все существуем. Единомыслие — можно вот так пафосно сказать, но отношение к жизни очень схоже у всех. Без каких-либо принципиальных разногласий. У нас одинаковая расстановка приоритетов и ценностей. Мы все не приемлем, в общем, одни и те же пороки и кошмары. Иногда смотришь на выступающего там или сям деятеля культуры, и тебе становится стыдно.

Стыдно за то, что человек потерял честь, достоинство, отсутствуют вот эти понятия, которые очень ценимы и значимы в нашей семье. И еще раз скажу: никто никого специально не воспитывал. Мы не проходили курсы честолюбия, а это так распорядилась «ваше благородие, госпожа генетика». Как бы мы ни были разбросаны профессионально-территориально-событийно, связующий центр нашей большой семьи — это застолья, выпивания. Только выпивая, можно вообще понять друг друга, свою семью. Когда дети пьют, это очень хорошо, внуки, слава богу, начинают потихонечку. Только в этом случае ты становишься настоящим москвичом. А знаете, что такое быть настоящим москвичом?

Это уметь пить, а не нажираться. Человек получилось очень много, очень трудно запомнить, кто есть who, потому что имена придумывают неслыханные. Элла, Сема, Рина, Мотя, это нужно записывать, а если не запоминаешь, то иногда схлопатываешь по морде, потому что как можно не запомнить имя любимой правнучки? А если их шестнадцать и самому уже не 24, приходится записывать. Династия Ширвиндтов продолжается. Такое впечатление, что из поколения в поколение эти люди передают друг другу таинственный ген жизнелюбия и удачи. Тоже очень сложно, потому что моя любимая внучка Сашенька два года назад родила очаровательную двойню, Сему и Матвея, а через месяц мой первенец, 63-летний Михаил Александрович, родил Михаила Михайловича. Это дядя Моти и Семы, который младше племянников на месяц!

При том что к определенному возрасту основная эмоция — это брюзжание, все равно брюзжать мне можно было бы меньше. Потому что я совершенно не брошенный старик, и те претензии, которые я имею к старым своим детям, и внукам, и правнукам, они, конечно, такие местечково-нервные, нежели смысловые. Александр Ширвиндт с сыном Михаилом и внуками Александрой и Андреем Говоря о местечковости, Ширвиндт, конечно, слегка кокетничает: эмоции у него, как и многое другое, столичные. Самая московская книга — это не книга, а книги, которые я написал. Его парадоксальные, казалось бы, московские пристрастия имеют свою логику. Знаменитый омлет по секретному рецепту готовит он сам. Знаменитые книги, разошедшиеся огромными тиражами, пишет тоже сам. Ну а знаменитый фильм Федерико Феллини считает московским, потому что в далеком 1963 году «Восемь с половиной» стал знаком оттепели — первой иностранной картиной, получившей Гран-при Московского кинофестиваля.

Все хотят как-то приукрасить, все хотят выглядеть какими-то сердобольными, щедрыми, сентиментальными. Что объединяет фамилию Ширвиндт… Я думаю, что все-таки такая наседковая какая-то, ностальгическая, ужасно трепетная и старомодная забота обо всем, что сидит внизу под твоим крылом. Ширвиндтовский род всегда был очень, так сказать, кланово вместе. В Византии сбрасывали стариков со скалы в пятьдесят лет, чтобы под ногами не крутились, а мы вот доживаем до девяноста, и еще дети нас узнают.

Официальные данные

  • Что еще почитать
  • Биография Александра Ширвиндта
  • Александр Ширвиндт - биография, новости, личная жизнь
  • Александр Ширвиндт: биография, фильмография, семья

Читайте также

  • Александр Ширвиндт - актёр - биография - советские актёры - Кино-Театр.Ру
  • В возрасте 89 лет умер Александр Ширвиндт
  • Александр Ширвиндт
  • Александр Ширвиндт: биография, семья, личная жизнь, книги и фильмы ::

Где живет Александр Ширвиндт

Она ради мужа оставила р аботу в театре и помогала Ширвиндту на телевидении. В этом бр аке родилась дочь Александра. Супруги развелись в 2019 году. Сейчас 65-летний Михаил Ширвиндт женат на Ана стасии Пономаре вой, котор ая младше его на 32 г ода.

В мае 2020 года у них родился сын Михаил. Супруга телеведущего актив но ведет социальные сети, в которых рассказывает об их жизни. По словам жены Ширвиндта, из-за публичности о на регуля рно сталкивается с критикой со стороны других женщин.

Принять свою внешность Анастасия Пономарева смогла то лько после работы с психологом. Семья телеведущего живет в пригороде Москвы. Его супруга в сентябре сообщила в личном блоге, что они продали свою квартиру на Чистых прудах в центре столицы и впредь будут жить в загородном доме.

Читайте также: Тяжелая депрессия, переезд в Италию, муж: куда пропала певица Сати Казанова «Глухарь», скандал в Шереметьево, сериалы: где сейчас актер Максим Аве рин «Я заслуживаю большего?

В последующие годы помимо основной деятельности создает талантливые произведения. В числе наиболее популярных книг Ширвиндта: «Schirwindt, стёртый с лица земли»; «Проходные дворы биографии»; «В промежутках между». Их сын Михаил Ширвиндт — известный телеведущий. Театральные работы Александра Ширвиндта насчитывают более сотни ролей. Список его режиссерских работ включает около тридцати постановок. В его фильмографии — более шести десятков ролей. Карьера на телевидении также успешна: в разное время Ширвиндт был ведущим пяти популярных телепрограмм.

Когда обеспокоенные поклонники спрашивали его, стоит ли начинать переживать, актер только смеется и отрицает проблемы со здоровьем. Краткая биография Будущий актер родился в Москве 19 июля 1934 года в еврейской семье. Его отец был музыкальным педагогом и скрипачом, дед — врачом, родные братья — врачом и юристом, а мать — актрисой. Семья проживала в 9-комнатной коммуналке. В 1956 году Александр окончил Театральное училище им. Щукина и сразу же сыграл в фильме «Она вас любит! Далее началась его активная театрально-актерская деятельность. Александр работал в качестве режиссера и конферансье. С 1995 г. Щукина работает в нем с 1957 г.

Арканов и А. Ширвиндт «Мольер» — 2009, Мольер Где мы? Аркановым 2003 — «Слишком женатый таксист» 2004 — «Швейк, или гимн идиотизму» 2007 — «Женщины без границ» 2010 — «Кошмар на улице Лурсин» 2011 — «Дороги, которые нас выбирают» 2011 — «Здравствуйте! Это Я!

Умер актёр Александр Ширвиндт

Юношеская романтика трансформируется в возрастную лирику. Мы пережили бриллиантовую свадьбу и осторожно надеемся на благодатную для тех, кто тоже надеется, объясняю: это 70 лет брака. О родных он отзывается так: «Семья у меня замечательная». С 24 лет Ширвиндт преподает в Щукинском училище. В 1995 году он стал профессором кафедры мастерства актера. Я хороший педагог, терпеливый, не вредный. Лучшее, что я делаю, я делаю в училище. Из книги Александра Ширвиндта «Склероз, рассеянный по жизни» Артист написал несколько книг воспоминаний, самая свежая из которых — «Опережая некролог» — вышла в 2020 году.

Осенью 2021 года Александр Ширвиндт ушел с поста художественного руководителя Театра сатиры. Интересные факты 1. Когда Марк Захаров снимал «12 стульев», он позаимствовал трубку для роли главного героя, Остапа Бендера, у Александра Ширвиндта. Александр Ширвиндт — «болельщик с огромным стажем». С конца 1940-х годов он следит за успехами московской футбольной команды «Торпедо», а еще интересуется баскетболом, биатлоном и снукером. В честь Ширвиндта назвали астероид. Его открыла астроном Людмила Карачкина в Крымской астрофизической обсерватории зимой 1983 года.

Чем очень горжусь». Артист сам изобрел его рецепт: для приготовления блюда, помимо стандартных ингредиентов, используют минералку. В публикациях.

Его образ стал узнаваемым после роли в новогодней киноленте «Ирония судьбы». Трио Ширвиндт-Миронов-Державин стало символом хорошего юмора и настроения для советского зрителя. Родился Александр Ширвиндт в Москве, в 1934 году. Отец Александра по национальности немец, а точнее — прусс. Звали отца Теодором, а отчество и вовсе сложно выговорить — Гдальевич. Для простоты мужчина решил сменить имя и отчество на Анатолия Густавовича. По профессии отец был музыкантом и педагогом, работал скрипачом.

Маму звали Раиса Самойловна, она принадлежала к прослойке московской интеллигенции, работала в филармонии. Детство и выбор профессии Родителям Александра было не до воспитания сына, они почти все свое свободное время тратили на работу и гастрольные туры. Детство маленького Саши проходило больше под опекой бабушки, которая жила в городе Чердынь. Именно там Александр получил начальное образование. Через время Саша переезжает к родителям, старшую школу он оканчивает в Москве. Этот факт очень повлиял на дальнейшую биографию Александра и становление его как личности. В так называемой элитной московской школе учились дети партийных лидеров. Александр Ширвиндт в детстве Ширвиндты мечтали, чтобы их сын пошел по стопам родителей, поэтому добровольно-принудительно отправили Александра учиться в музыкальную школу. Но к их большому сожалению Саша не проявлял ожидаемого упорства в этом направлении. Зато парень очень любил находиться в обществе актеров, которые часто приходили в гости к Ширвиндтам.

Они с задором рассказывали о сцене и просто увлекли мальчика романтикой своей интересной профессии. Поэтому уже в скором времени Ширвиндт начал мечтать о карьере актера, чтобы добиться успехов уровня Леонида Утесова. Этот актер часто захаживал в гости к Ширвиндтам. В последнем классе средней школы Ширвиндт уже точно знал, кем он хочет стать. Он подал документы на поступление в театральные институты, начал ходить на вступительные экзамены. Опыта игры на сцене у юноши не было никакого, но зато ему очень помогали его танцевальные навыки, полученные во время занятий бальными танцами. В 1951 году Александра Ширвиндта принимают в Щукинское театральное училище, юноша начинает заниматься на актерском курсе у Веры Львовой.

Неизменны традиции и друзья Абсолютно закономерно, что своим глубоко любимым театром стал руководить именно Александр Ширвиндт. Личная жизнь его и театральная органично связаны и неразделимы. Следует особо отметить, что Ширвиндт, лишь только поступив в «Щуку», стал своим в театральном мире. Коллеги его уважали и любили. Об умении Александра Анатольевича дружить ходят легенды. Их дружба с Михаилом Державиным, оборвавшаяся смертью последнего, продлилась 72 года! Десятилетний Шура и восьмилетний Миша пошли по жизни одной актерской тропой, доверяя и поддерживая друг друга. В отличие от первой, дружба Ширвиндта с Аркадием Аркановым однажды имела тайм-аут: Аркан с Ширвой более года не разговаривал. Случилось это в 70-е, когда герой нашего повествования вдруг сменил их общую ставку в 26 тысяч рублей на лошадь в бегах на ипподроме. В результате оказалось, что их первоначальная ставка была счастливой. Конечно же, друзья потом помирились и далее со смехом вспоминали эту историю. Биография Александра Ширвиндта как театрального педагога началась более 60 лет назад. Он начал преподавать актерское искусство в Щукинском училище еще с 1957 года. Примечательно, что все, прошедшие его школу, видели в нем Мастера. Его авторитет признавали даже самые талантливые. Среди его более двух с половиной тысяч учеников были и Наталья Гундарева, и Андрей Миронов, им лично Александр Анатольевич ставил спектакли на выпускной экзамен. Леонид Ярмольник, его ученик, говорит о нем как об учителе, задавшем многим отношение к жизни, к профессии. Обучаемые им люди говорят о точности видения им сложнейших образов, о феноменальном терпении, с которым Ширвиндт добивается от своих студентов требуемого качества игры. Роли Ширвиндта Александр Анатольевич как актер имеет редкий дар — захватывать своей энергетикой весь зал. Среди множества его ярких актерских работ выделим лишь одну. Он и доныне считается непревзойденным исполнителем роли графа Альмавивы в «Женитьбе Фигаро». Зритель зачастую идет не на спектакль, а «на Ширвиндта», и это дорогого стоит. Яркими, характерными, хотя и небольшими кинематографическими ролями запомнился зрителям Ширвиндт Александр. Фильмы «Ирония судьбы», где он сыграл Павлика, друга главного героя, «Самая обаятельная и привлекательная», в котором Ширвиндт представил образ Аркадия, неизменно любимы народом. Неподражаемо актер также вошел в роль ведущего из картины «Зимняя вишня». Книги Талантливо, как и все, что он делает, предстал он и в роли писателя. Книги Александра Ширвиндта: «В промежутках между», «Склероз, рассеянный по жизни», «Проходные дворы биографии», «Schirwindt, стертый с лица земли», «Былое без дум» ярки, образны и пользуются спросом у читателей. Они написаны легко и доверительно. Читать сочинения Александра Анатольевича действительно смешно. Автор нескучно и со свойственным ему обаянием рассказывает о богатой яркими событиями жизни московского интеллигента и актера. Вызывает уважение его преданность искусству, театру и, конечно же, непревзойденное чувство юмора. Биография Александра Ширвиндта благодаря его непреходящему чувству юмора окрашивается в яркие краски даже в неприятные моменты. Достаточно лишь вспомнить эпизод, когда на вопрос жены: «Или я, или театр? Эфроса, А. Миронова, В.

С первых дней обучения Александр показал себя как один из самых способных студентов, и уже тогда ему пророчили успешную карьеру на сцене. С отличием окончив «Щуку» в 1956 году, он был принят в Театр-студию киноактёра. Молодой человек получил роль в комедии «Она вас любит» режиссёров С. Деревянского и Р. По словам самого артиста, он попал на съёмки картины случайно: изначально его персонажа должен был сыграть Михаил Козаков, однако тот был вынужден отказаться от участия в последний момент и вместо себя предложил кандидатуру Ширвиндта. Уже через год актёр сменил основное место работы: он был принят в труппу «Ленкома», где прослужил следующие десять лет. Практически с первых дней на сцене этого театра он стал принимать участие в большинстве постановок, и за всё время им были сыграны десятки ярких ролей. Так, самыми заметными работами этого периода стали «Чайка» по одноимённой пьесе А. Чехова , «Мольер» по пьесе «Кабала святош» М. Булгакова , «О Лермонтове» и др. В 1967 году Александр был утверждён на одну из главных ролей в военной драме «Майор Вихрь». Если на тот момент он уже был широко известен как театральный актёр, то с выходом картины он прославился и как киноактёр. В этот же период артист перешёл в Театр на Малой Бронной, однако уже в 1970 году был принят в Театр сатиры. Вместо покинувшего труппу Валентина Гафта он был утверждён на роль графа Альмавивы в постановке «Безумный день, или Женитьба Фигаро». В этом же году Александр впервые попробовал себя в качестве театрального режиссёра: совместно с Марком Захаровым им был поставлен спектакль «Проснись и пой! Ещё через три года, вместе с Андреем Мироновым , он был задействован в постановке «Маленьких комедий большого дома». Оба артиста также исполнили главные роли, а помимо них, в спектакле играли Михаил Державин, Анатолий Папанов, Татьяна Пельтцер и др. В это же время репертуар артиста пополнился такими постановками, как «Обыкновенное чудо» по одноимённой пьесе Евгения Шварца , «Клоп» по сатирической пьесе Владимира Маяковского , «Горе от ума» по комедии Александра Грибоедова и др. В 1978 году он в очередной раз выступил в качестве режиссёра, поставив на театральной сцене спектакль «Недоросль» по произведению Д. Однако он был показан только несколько раз.

Александру Ширвиндту – 86: Малоизвестные факты о знаменитом артисте

В Москве в возрасте 89 лет скончался народный артист России Александр Ширвиндт, сообщает ТАСС со ссылкой на художественного руководителя Театра Сатиры Сергея Газарова. Народный артист России Александр Ширвиндт скончался на 90-м году жизни. Александр Ширвиндт – народный артист, актер кино и театра, режиссер театра, профессор, сценарист и телеведущий. Культура - 16 марта 2024 - Новости Читы -

Ширвиндт скончался в больнице — давно смирился с неизбежным

Детские и юношеские годы биографии Александра Ширвиндта, карьера в кино и на сцене театра. С женой Натальей артист прожил вместе почти 70 лет. Александр Ширвиндт родился в Москве, в знаменитой семье педагога и скрипача МХАТа Анатолия Густавовича Ширвиндта.

Александр Ширвиндт: биография, фильмография, семья

В сцене, где они были заняты, свадебные столы ломились от всевозможных яств, естественно, не настоящих, а бутафорских. Однако Ширвиндт с Державиным на каждое представление приносили с собой настоящие яблоки и смачно хрустели ими на сцене, доводя публику до голодного спазма — яблочный аромат мгновенно заполнял весь театр. Эфросу это не нравилось, но ничего поделать с «шутниками» он не мог. Не заставлять же их хрустеть бутафорскими фруктами! Между тем Ширвиндт постепенно завоевывал в творческих замыслах Эфроса место одного из ведущих актеров. Благодаря этому он сыграл целый ряд замечательных ролей: Тригорина в «Чайке» А. Чехова, Гудериана в «Каждому свое» С. Что касается кино, то здесь Ширвиндту не очень везло — большинство ролей, которые он сыграл, почти не запомнились зрителям.

За двумя исключениями. Зритель этот фильм, конечно же, хорошо помнит: Ширвиндт играл «Станиславского», а Белов — «Немировича-Данченко». Блестяще сыгранный эпизод, наглядно демонстрировавший Ширвиндта — героя «капустников». Второе исключение — фильм все того же Е. Ташкова «Майор Вихрь», в котором Ширвиндту досталась роль совершенно иного плана: польского интеллигента Юзефа, помогающего советским разведчикам. В 1965 году Ширвиндт вместе с женой и сыном переехал в шаменитую высотку на Котельнической набережной. Этому событию предшествовали следующие обстоятельства.

До этого Ширвиндт — с семьей и с родителями — занимал две комнаты в «многосемейной» квартире в Скатертном переулке. Его супруга таким положением, естественно, была неудовлетворена и прилагала все силы к тому, чтобы благополучно разъехаться. Менялись две комнаты в Скатертном и однокомнатная квартира в «хрущевке» на трехкомнатную квартиру. Вариант, как казалось Ширвиндту, безнадежный. Видимо, поэтому в этом обмене он принимал самое скромное участие. А его жена разрывалась между работой, магазинами и обменным бюро. И Всевышний, видимо, оценил ее старания.

На их вариант «клюнул» некий сын покойного генерала КГБ, проживающий в элитной высотке в этом доме жили и до сих пор живут: Л. Зыкина, Н. Богословский, Л. Смирнова, К. Лучко, Н. Мордюкова и другие знаменитости. Сын генерала жил не один, а с двумя!

Естественно, на этой почве у женщин постоянно возникали скандалы, которые ни к чему хорошему привести не могли. В конце концов сын генерала решил разъехаться с бывшей супругой и в поисках удобного варианта набрел на ширвиндтовский. На новом месте Ширвиндт зажил лучше прежнего, хотя ностальгия по местам, где он провел свое детство и юность, изредка посещала его. Но проживание в элитном доме сняло множество проблем. Например, только здесь актеру удалось получить место для своего «сугроба» в гараже. Причем это место он отвоевал у поэта Евгения Евтушенко. Тот же его лишился по собственной вине.

Однажды, застигнутый очередным творческим порывом, он написал стихотворение «Тараканы в высотном доме». Причем стихотворение было аллегорическим: под тараканами подразумевались люди-паразиты, а под высотным домом — наша страна. Однако руководство в эту аллегорию вникать не захотело и причислило это произведение к разряду «злопыхательских». В результате Евтушенко сняли с очереди на гараж, а его место отдали Ширвиндту. Тем временем так плодотворно начавшаяся деятельность Эфроса в Ленкоме закончилась так же внезапно, как и началась. В середине 1967 года его вынудили уйти из театра. Все они вместе с Эфросом вскоре стали работать в Театре на Малой Бронной.

Ширвиндт: «Ленком придумал, как известно, Берсенев, очень хитрый человек. Он соблюдал баланс: ставил «Павку Корчагина», а «за это» — «Нору». Эфрос же в такие игры не играл. Поэтому на него и наседали со всех сторон. В самом же театре уже появились «его» артисты и «не его». Миша Зайцев, директор Театра на Бронной, очень симпатичный человек, прибежал и закричал: «Король умер, да здравствует король! Все к нам!

И мы всем табуном пошли на Бронную. Там начался новый период…» Однако «новый период» на Бронной для Ширвиндта закончился довольно быстро, практически так и не начавшись. В творческих планах Эфроса места для актера Ширвиндта почему-то не нашлось. Режиссер собирался ставить «Трех сестер» и хотел отдать роль Вершинина Ширвиндту. Но затем передумал, и эту роль сыграл Н. Это стало последней каплей, переполнившей чашу терпения Ширвиндта, и он ушел с Малой Бронной. Его новым пристанищем стал Театр сатиры, куда его давно звал Михаил Державин, ушедший от Эфроса.

На дворе стоял 1970 год. Театр сатиры стал именно тем местом, где творческая индивидуальность Ширвиндта сумела раскрыться наиболее полно. Вообще все то десятилетие было отмечено для Ширвиндта небывалым творческим энтузиазмом. Он успевал везде: играть и ставить спектакли в театре, сниматься в кино, выступать на эстраде. В театре он сыграл графа Альмавиву в «Безумном дне, или Женитьбе Фигаро» 1970 , Добчинского в «Ревизоре» 1972 , Президента репортажа в «Клопе» 1974 , Молчалина в «Горе от ума» 1976 и другие роли. В 1973 году Ширвиндт дебютировал в театре как режиссер — вместе с Андреем Мироновым поставил прекрасный спектакль «Маленькие комедии большого дома», имевший колоссальный успех и даже снятый на телевидении. Но главной ролью Ширвиндта в то десятилетие была, конечно же, роль одного из друзей Жени Лукашина в комедии Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром».

Именно она сделала Ширвиндта актером всесоюзного масштаба. На эстраде Ширвиндт выступал в нескольких амплуа: как режиссер, конферансье, автор и исполнитель. К примеру, именно ему принадлежит «отцовство» в рождении знаменитого дуэта — Авдотьи Никитичны Б. Владимиров и Вероники Маврикиевны В. Кроме того, он писал монологи для многих популярных артистов В. Марецкой, М. Пуговкина, В.

Санаева и др. Однако конец того десятилетия запомнился Ширвиндту не с самой лучшей стороны. Беду накликал его сын — 19-летний Михаил Ширвиндт, ныне известный шоумен, а тогда студент Щукинского училища. Стоит отметить, что сын и до этого доставлял своим родителям массу хлопот. Еще будучи школьником, он учился из рук вон плохо — имел двойки по всем предметам, кроме труда и физкультуры. Любимое занятие Михаила в те годы — взрывать унитазы в школьных туалетах. Делалось это так: мальчик «тибрил» с урока химии реактивы, заворачивал их в газеты и спускал во все унитазы.

Через несколько минут мощный взрыв сотрясал школу, и туалет выходил из строя минимум на месяц. За эти проделки да и за другие тоже Мишу Ширвиндта выгоняли из двух школ. И все же десятилетку мальчик закончил и был принят в альма-матер своего отца — Театральное училище имени Щукина кстати, Ширвиндт-старший в те годы работал там преподавателем. Не успел Михаил проучиться в училище и несколько месяцев, как оказался в эпицентре еще одного скандала. Инцидент произошел 7 ноября 1977 года, в день, когда вся страна отмечала круглую дату — 60-летие Советской власти. По-своему отмечал этот праздник и Михаил со своими друзьями. Ребята забрались на крышу архитектурного института и, нагрузившись «портвешком», сорвали со здания красный флаг.

Затем в пьяном угаре молодые люди стали вытворять с красной тряпкой Бог знает что. Разумеется, их застукала наша доблестная милиция.

Уже начиная с 1970-х, друзья стали вести разные программы, включая «Терем-теремок» и сверхпопулярную «Утреннюю почту». Ширвиндт неоднократно выступал ведущим телеконцерты и «Голубой огонек», а в 2013-м стал ведущим передачи «Хочу знать». На протяжении полувека он остается одним из самых узнаваемых отечественных артистов. Он удостаивался не только разнообразных профессиональных наград, но также и звания Народного артиста РСФСР 1989 и орденов «За заслуги перед Отечеством» и Дружбы народов. На ком женат Александр Ширвиндт? Свою будущую жену Ширвиндт встретил еще в середине 1950-х в дачном поселке НИЛ.

По его собственным словам, домой к родителям архитектора Натальи Белоусовой он заходил по меркантильным соображениям — они держали корову, а он любил молоко. В 1956-м Ширвиндт и Белоусова сочетались браком, а через год родился их единственный сын Михаил, ставший телеведущим, известным по передачам «Дог-шоу» и «Хочу знать». У Александра Ширвиндта трое внуков и пятеро правнуков. В июле 2022 года актер оказался в больнице с диагнозом «стенокардия». Впоследствии сын Ширвиндта Михаил опроверг новости о плохом состоянии здоровья отца, заявив, что тот лег на обследование в рамках ежегодного чекапа. В 2020 году Ширвиндт и его жена Наталья одновременно были госпитализированы с односторонней пневмонией. У супругов, по некоторым данным, был диагностирован коронавирус в легкой форме. Александр Ширвиндт славится своей любовью к спорту и является страстным болельщиком московского «Торпедо».

Он нередко высказывался о разнообразных спортивных новостях в прессе.

Воеводин выразил соболезнования по поводу утраты артиста, а также вспомнил, что всю жизнь провёл рядом с ним. Время шло, и я участвовал в его спектакле, когда он уже стал режиссёром театра, и новые постановки у него были, — пояснил российский актёр.

Несмотря на плохое самочувствие, Александр Ширвиндт продолжал работать. Он неделю назад приезжал в театр, принимал участие в жизни театра. С ним все считались и очень уважали», — уточнила Селезнёва.

Режиссёр, генеральный директор и председатель правления киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров в разговоре с RT назвал Ширвиндта необыкновенным человеком, а его смерть — огромной потерей. Многие годы, десятилетия я наблюдал его работу в театре, кино, на эстраде. Он был во всех смыслах необыкновенный человек.

Выдающийся актёр, но мало того, он был ещё человек стиля. Он во многом определял стиль советской эпохи, — высказался Шахназаров. Интонация Ширвиндта очень важна.

У него была своя интонация, ни на что не похожая.

Сергей Газаров, художественный руководитель Театра сатиры: «Мне позвонил Миша, сын Александра Анатольевича, он умер в больнице полчаса назад. Как и что будем делать, я пока не знаю». В последние годы СМИ не раз сообщали о проблемах с сердцем у Ширвиндта, однако официально эту информацию никто не подтверждал.

«Самоирония — спасение от всего». Александр Ширвиндт — о юморе, жизни и любви

Танцы ему нравились, но из музыкальной школы его после 5-го класса выгнали, объяснив отцу: «Анатолий Густафович, учить больше не можем! Биография Александра Ширвиндта с детских лет богата общением с замечательными людьми. Мама его была редактором филармонии, ее уважали, она курировала и вырастила многих известных артистов. Школа Будущий актер получил образование в элитной московской 110-й школе, где учились дети «вождей». Председателем родительского комитета учебного заведения была жена С. Смешливый парень по прозвищу Ширва был легендой этой школы, он слыл записным юмористом. Учебой юноша не отягощался, главной его заботой было — держать реноме первого шутника. Даже если проделка, вызывающая смех, была наказуема, Шура шел на это. Например, однажды, когда весьма строгий учитель физкультуры вынудил класс явиться на занятие в трусах и майках, Ширва предстал в панталонах и ночнушке своей бабушки. Он просто не мог поступить иначе, потеряв свое лицо.

Выгнать его не могли из-за мамы, Раисы Самойловны. Поясним почему. Во всех школах в то время были вечера: новогодние, в день Парижской коммуны, в день рождения Ленина и т. Мама Шуры привлекала на них таких артистов, что концерты в 110-й школе получались уровня правительственных в Колонном зале. Перед детьми выступали настоящие звезды: Обухова, И. Характеризуя свои школьные знания, актер говорит об «уровне недообразования». С его слов, только на экзамене на аттестат зрелости он узнал, что, как оказалось, существуют две химии: органическая и неорганическая. Выпускник Щукинского училища Попадая в театральный вуз, молодые люди погружаются в новый для себя мир, у которого есть свои особенные ценности, традиции. Если жаждущий приобщиться к искусству человек приходит учиться с должным трепетом и рвением, его личность непременно изменится, он «заболеет театром».

Биография Александра Ширвиндта в период студенчества разительно отличается от школьных лет. В 1952 г. Здесь в полной мере проявился его талант. Он постигал актерское искусство жадно, глубоко, заинтересованно, не жалея времени. Преподаватели ставили его в пример. Работа в театрах и кино В 1956 г. Ширвиндт был принят в Театр киноактера. В 1957-м он снялся в фильме «Она вас любит». За средства от полученного гонорара молодой артист приобрел себе автомобиль «Победа».

С 1957 г. Александр Анатольевич работал в театре «Ленком», где сыграл около 30 ролей. Зрители тепло встретили его роли в спектаклях, поставленных Софьей Гиацинтовой и Серафимой Бирман: «Первая Конная», «Чемодан с наклейками», «Товарищи романтики», «Вам 22, старики», «Колесо счастья», «До свидания, мальчики! Впрочем, актерский талант Ширвиндта приобрел черты зрелости в «Ленкоме», руководимым А. Эфросом: роли Тригорина в чеховской «Чайке», Людовика в Булгаковском «Мольере», роли в спектаклях «Снимается кино», «Каждому свое», «104 страницы про любовь». С 1968 по 1970 г. С 1970 г.

Александр сыграл в нем главного героя по имени Борис Домовой. Популярность обрушилась на Ширвиндта после сыгранной им роли Павлика в легендарной комедии Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или с легким паром». Ни один Новый год не обходится без просмотра этого по-настоящему доброго, душевного фильма. В 1976 году Александр предстал в образе председателя шахматного клуба в картине «12 стульев». Комедия поставлена по мотивам оперетты Флоримона Эрве «Мадемуазель Нитуш». Следующей работой, принесшей популярность Александру, стала приключенческая лента «Трое в лодке, не считая собаки». В увлекательной истории о путешествиях трех друзей актер сыграл одного из ключевых персонажей — Харриса. В 1985 году Александр перевоплотился в брутального мужчину Аркадия, по совместительству супруга Сусаны, в романтической комедии «Самая обаятельная и привлекательная». Затем Ширвиндт снялся в таких проектах, как: «Забытая мелодия для флейты», «Искусство жить в Одессе», «Шантажист», «Бабник», «Русский регтайм», «Привет дуралеи». С приходом нулевых, кинематографическая карьера Ширвинда продолжала развиваться, но все больше времени артист уделял театру. Так, с 2001 по 2004 год Александр играл исключительно в фильмах-спектаклях: «Андрюша», «Счастливцев — Несчастливцев», «Орнифль», «Привет от Цюрупы».

Больше всего этого хотел Ширвиндт-старший, который спал и видел, как его сын станет скрипачом и достигнет гораздо больших успехов на этом поприще, чем он сам. Однако Александр этого не хотел. Поэтому всеми силами сопротивлялся отцовскому диктату. Чаще всего это выглядело следующим образом. Отец приходил домой с работы и, если заставал сына, немедленно заставлял его приниматься за гаммы. Предварительно он закрывал дверь в коридор на ключ, чтобы у сына не возникло желание улизнуть от обязательного ритуала. Но Александр был хитрее своего отца. Он брал в руки скрипку и смычок, якобы подчиняясь воле родителя. Едва же отец расслаблялся, сын начинал канючить: «Пап, я в туалет хочу». Отец, естественно, не был извергом и открывал заветную дверь. На этом занятия и заканчивались. Александр запирался в туалете и мужественно держал оборону за закрытыми дверями. В такие моменты часть соседей горячо поддерживала Ширвиндта-младшего, но не потому, что любили мальчика: просто слушать его скрипичные пассажи было выше всяких человеческих сил. Но часть коммуналки принимала сторону Ширвиндта-старшего. Особенно усердствовали в этом те из них, кто мучился мочевым пузырем. Они барабанили в дверь кулаком и требовали немедленно освободить коммунальное помещение. Игнорировать их просьбы мальчик, естественно, не мог. В семь лет Александра отдали в музыкальную школу, видимо, рассчитывая, что тамошние учителя смогут справиться с патологической нелюбовью сына к гаммам. Но все было тщетно. Мальчик проучился там пять классов, после чего его отправили восвояси с категорическим выводом: «К музыке не пригоден». Не лучшим образом обстояли дела Александра и в средней школе. Он учился в 110-й школе — самой знаменитой в Москве, — туда отдавали детей самых высокопоставленных родителей. В одном классе с Ширвиндтом учился, например, сын будущего нашего руководителя Сергей Хрущев. Однако в отличие от «руководящего отпрыска», который учился на «хорошо» и «отлично», Ширвиндт был двоечником. Сам он впоследствии вспоминал об этом следующим образом: «Много лет спустя, став взрослым, мне приходилось прятать свои дневники и тетрадки, чтобы внуки случайно не наткнулись. Было время, когда им говорили: «Дедушка у вас отличник… А вы что же? После этого меня в пример никогда больше не ставили. Ничего страшнее, чем в тех дневниках, вычитать просто невозможно. Всякий раз, когда я находился на грани исключения, моя мама, редактор филармонии, звонила Лемешеву или Козловскому и говорила: «Шурку опять выгоняют. Дорогой Иван Семенович, вы не могли бы выступить перед детьми? А наша администрация понимала: выгнать меня невозможно — на горизонте уже следующее торжество. Только в городе Чердынь, где я жил в эвакуации во время войны, меня поминают добрым словом. Я пошел там в первый класс, а спустя много лет узнал: оказывается, благодаря этому факту своей биографии в музее города Чердыни у меня есть целый «угол»…» Помимо учебы в музыкальной и общеобразовательной школах, Ширвиндт посещал еще одно заведение — школу бальных танцев при Доме ученых. Пребывание в ее стенах доставляло ему гораздо больше удовольствия, чем в двух предыдущих заведениях. Особенно нравилось Ширвиндту танцевать полонез и падеграс. Ширвиндт на этих вечерах, что называется, «блистал» во всей своей красе, лихо отплясывая какой-нибудь краковяк или те же полонез с падеграсом. Девочки были в восторге, и немногие из них находили в себе силы отказать во внимании такому парню. Однако девочкам было невдомек, что их герой, «блистая» в одном, был слаб в другом. Ширвиндт: «В моих школьных ухаживаниях — две трагические ситуации. В зависимости от времени года они повторялись всякий раз, как я знакомился с девочкой. Драма номер один: я не мог качаться на качелях. Драма номер два: терпеть не мог кататься на коньках. В то время никакое знакомство летом не обходилось без парка с обязательными качелями, а зимой — с катком. Под качелями для влюбленных подразумевались не такие качельки, которые сейчас во дворах для детей ставят, а громоздкие лодки на двоих. Девчонок на эти качели тянуло со страшной силой. Особенный шик состоял в том, чтобы раскачаться до небес и лететь, можно сказать, вверх тормашками. Меня в таких полетах тошнило, сразу начинала кружиться голова. Поэтому всякий раз, когда мы с подружкой вскарабкивались на этого монстра и она, счастливая, начинала изо всех сил приседать, все увеличивая и увеличивая амплитуду, я дико страдал. Правда, виду старался не подавать и, зажмурившись, раскачивался до полного посинения. Примерно то же происходило и с коньками. По школьным меркам я хорошо играл в баскетбол, на лыжах катался неплохо, но вот коньки у меня как-то не пошли… Если я спрашивал «куда пойдем? Ходил, но никакого удовольствия и счастья, особенно когда кто-то рядом выписывал кренделя, не испытывал…» Однако если Ширвиндту в его ухаживаниях удавалось благополучно избежать этих ужасов, то он с лихвой компенсировал свои недостатки. К примеру, в театре он поражал свою избранницу поистине энциклопедическими знаниями, а дома доводил чуть ли не до исступления смычком и скрипкой. Хотя из «музыкалки» Ширвиндта выгнали за профнепригодность, однако пять лет пребывания в ней не пропали даром — кое-что из пройденного он помнил и умел в нужную минуту применить свои умения на практике. В дворовой компании Саша тоже пользовался авторитетом. Правда, не за свои скрипичные пассажи за это его скорее всего высмеяли бы , а за то, что был остроумен и всегда участвовал в общих играх: будь то гонимый пристеночек игра на деньги или тот же футбол. К моменту окончания школы Ширвиндт уже окончательно определился с будущей профессией — он хотел стать артистом. Этот выбор не казался странным, если учесть, что его мама в молодости занималась в Первой студии МХАТа из-за туберкулеза она вынуждена была оставить актерскую профессию ; что в доме Ширвиндтов актеры всегда были частыми гостями. К примеру, Яхонтов «проверял» все свои новые работы на маме Ширвиндта, при этом обязательно сажал маленького Шурика на колени: мол, мальчик не позволит ему схалтурить. Буквальное первых же дней своего пребывания в «Щуке» Ширвиндт зарекомендовал себя как одаренный ученик. Преподаватели не могли на него нарадоваться и в один голос прочили ему прекрасную карьеру в будущем. Правда, в 1953 году, в разгар так называемого «дела врачей», еврейские корни Ширвиндта едва не стоили ему отчисления из вуза. Но в дело вмешалось само Провидение: вскоре умер Сталин, и все, кто затевал это «дело», оказались в дураках. В 1956 году Ширвиндт закончил училище с отличием и попал в труппу Театра-студии киноактера. Почему туда? Дело в том, что советское кино в те годы обрело «второе дыхание», и сделать карьеру в кино было легче, чем в театре. Правда, требовалось попасть в «струю». Ширвиндт попытался. В 1957 году он был зачислен в штат киностудии «Мосфильм». В том же году состоялся его дебют в кино: в комедии Семена Деревянского и Рафаила Сусловича «Она вас любит» он сыграл небольшую роль молодого человека по фамилии Ухов. Хотя фильм имел успех у публики собрал в прокате 21,5 млн. С одной стороны, материальной, он был удовлетворен: на полученный гонорар сумел обновить свой автопарк — вместо «Москвича-401», подаренного родителями на его 20-летие, приобрел «Победу», в просторечии именуемую «сугробом». Но с другой стороны — творческой — его грызли сомнения: а тем ли делом он занялся? Видимо, во многом под влиянием этих мыслей Ширвиндт в 1957 году решил податься в театр, а именно в Театр имени Ленинского комсомола. По словам самого Ширвиндта, в те годы Ленком представлял собой странный организм. Не было режиссуры в прямом, профессиональном, смысле этого слова, но было созвездие личностей, во главе которого находились две женщины: Софья Владимировна Гиацинтова и Серафима Германовна Бирман. Они руководили коллективом, в котором работали «старые мастера» Берсеневского театра: Вовси, Пелевин, Соловьев, Шатов, Всеволодов, Брагин. Молодежь театра представляли актеры: В. Ларионов, Л. Марковы, Г. Карнович-Валуа, Л. Лосев, М. В этот коллектив и предстояло влиться Ширвиндту. Первой работой молодого актера на сцене Ленкома стала эпизодическая роль в спектакле «Хлеб и розы» — о становлении Советской власти в Сибири. Ширвиндт играл рабочего, приехавшего в сибирскую деревушку агитировать сельчан за большевиков. Роль была немногословной, в ней молодой актер произносил всего лишь одну-единственную фразу: «Пошто зазря по степу мыкаемся? Роль тоже была эпизодическая, но более колоритная, нежели первая.

За свою длинную карьеру Ширвиндт сыграл более сотни ролей в театре и кино. Среди наиболее известных работ Ширвиндт в кино: Павел в картине «Ирония судьбы, или С легким паром! За свою деятельность в творческой области Ширвиндт был удостоен звания народного артиста РСФСР, награжден орден «Дружбы народов» и является полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством».

Александр Анатольевич Ширвиндт

Александр Ширвиндт – актер СССР и РФ, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», театральный режиссер, известный сценарист и писатель-мемуарист. Урну с прахом Александра Ширвиндта захоронят на Новодевичьем кладбище. Церемония прощания с народным артистом России состоится сегодня. Детские и юношеские годы биографии Александра Ширвиндта, карьера в кино и на сцене театра. Народный артист РСФСР, президент Театра сатиры Александр Ширвиндт умер в возрасте 89 лет.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий