Новости. Фотографии. Фильмы Сергея Параджанова. Национальная комиссия по реабилитации на Украине реабилитировала кинорежиссера Сергея Параджанова (1924-1990), осужденного в СССР по статье о «мужеложестве». Параджанов стал фактическим режиссером «Легенды о Сурамской крепости» (на бумаге режиссером значился Давид Абашидзе) и продолжил развитие поэтического метода.
К 100-летию со Дня рождения Сергея Параджанова
ПЕРВЫЙ ЛЮБОВНИК ПАРАДЖАНОВА: ygashae_zvezdu — LiveJournal | Единственный сын советского кинорежиссера Сергея Параджанова Сурен скончался в Киеве. |
Сергей Параджанов: биография, личная жизнь, фильмы :: | Игорь Оболенский, автор документального фильма о Параджанове, знает немало поразительных историй о жизни режиссера. |
Серебренников, Мейерхольд, Параджанов. За что сажали и сажают режиссеров | Национальная комиссия по реабилитации на Украине реабилитировала кинорежиссера Сергея Параджанова (1924-1990), осужденного в СССР по статье о «мужеложестве». |
Режиссера Параджанова реабилитировали к 100-летию со дня рождения | Книга состоит из десяти очерков, в которых автор последовательно обращается к эпизодам биографии Сергея Параджанова, говорит о его становлении как режиссера. |
На Украине реабилитирован режиссер Сергей Параджанов
Главные новости о персоне Сергей Параджанов на Один из следователей, майор Макашев, по воспоминаниям Параджанова, обвинял режиссера в том, что тот якобы изнасиловал 30 членов КПСС. В Киеве в возрасте 63 лет скончался сын всемирно известного армянского кинорежиссера Сергея Параджанова – режиссер Сурен Параджанов. После школы Сергей Параджанов поступил в Тбилисский институт инженеров железнодорожного транспорта. К великому мастеру советского кинематографа Сергею Параджанову это относится в первую очередь.
К 100-летию со Дня рождения Сергея Параджанова
Стоимость альбома 1. Формат этой площадки и материалов, размещенных на ней, будет несколько отличаться от того, что вы видите здесь — больше лонгридов, аналитический статей, интересных фактов и новостей из мира кино, связанных с творческим наследием Сергея Параджанова. На сегодня это первый и единственный телеграм-канал, посвященный изучению жизни и творчества Сергея Иосифовича Параджанова.
И вдруг пришел однажды и сказал: «Ее убили… Отец и братья… Связали и положили на рельсы…» Что было с Сережей — описать невозможно! И во сне она ему являлась в самых необычных обличиях…». Кадр из фильма «Тени забытых предков» Трагедия тяжело ударила по психике Параджанова, его племянник Георгий рассказывал, что год после трагедии Сергей Параджанов провел в психиатрической клинике. А когда вышел, проводил дни на могиле Нигяр на татарском кладбище в Москве, обустраивал могилу, ухаживал.
Георгий Параджанов вспоминал, что родственники Нигяр и после смерти девушки никак не могли успокоиться — постоянно приходили и рушили могилу. Тема Нигяр была запретной и для него самого, и для окружающих, заставляла его невыносимо болезненно страдать даже спустя долгие годы Ужасающая трагедия. Невозможно даже представить, что переживал в душе Сергей Параджанов, как он смог вообще жить после такого. Позже вся его боль, тоска, невысказанная любовь, разрушенная под давлением внешних обстоятельств, вылилась в щемящую историю фильма «Тени забытых предков» — историю о любви Марички и Ивана. И последним его фильмом был тоже фильм о любви: «Ашик-Кериб» - сказка, рассказанная влюбленным человеком, пусть в мечту, пусть в далекий образ, приходивший потом только в снах, но влюбленным до самого конца своей жизни. Хотя сам Параджанов никогда не рассказывал эту историю: тема Нигяр была запретной и для него самого, и для окружающих, заставляла его невыносимо болезненно страдать даже спустя долгие годы.
К Сергею Параджанову можно относиться по-разному. Но трагическая история его первой настоящей любви, наверное, никого не оставит равнодушным. Марина ОпаринаСпециально для Журнала Calend.
Специально к выставке подготовлена публичная программа: экскурсии, мастер—классы по коллажу, лекции, кинопоказы, встречи с современными авторами экспериментального кино. Выставка пройдет на втором этаже Дворового корпуса.
Мировую славу режиссёру принесли ленты «Цвет граната» 1968 и «Тени забытых предков» 1964. Первый фильм посвящён армянскому поэту Саят-Нове, причём поэта, а также его музу и любовь и ещё несколько ролей играет грузинская актриса Софико Чиаурели. В «Цвете граната» оригинальное название — «Саят-Нова» множество символов-отсылок и просто крайне эстетичных кадров, не случайно Параджанова называли ещё и советским «гением Ренессанса», как бы парадоксально это ни звучало. Ну а «Тени забытых предков» — фильм по мотивам повести Михаила Коцюбинского про «украинских Ромео и Джульетту».
Сергей Параджанов: биография, личная жизнь, фильмы
Или у него ее было так много, что даже век-волкодав оказался перед ней бессильным. Сегодня, в день 100-летия мастера, многие вспоминают его фильмографию, но в случае с Параджановым правильнее было бы вспомнить Параджанова-мудреца. Ведь он совсем не случайно рассыпал в своих письмах и автобиографиях афоризмы, знал, что со временем потребность в любви и чуде будет только возрастать. Потом увидел облака, красивую мать, горы, собор, сияние радуги, и все - с балкона детства. Чтобы не отстранить предмет своим присутствием. Чем меньше будет слов, тем больше будет пластики, выразительности. У нас изобилие слов в газетах и везде.
Мы много говорим. Много слов. Только когда приходим на балет, мы прикасаемся к языку. Это неверно.
Это наложило отпечаток на его дальнейшее творчество — он часто использовал кукол [7] [8]. Отец Сергея Параджанова занимался торговлей антиквариатом , в результате чего тот с детства хорошо разбирался в старинных вещах и приобрёл определённое эстетическое восприятие [7]. Атмосферу своего детства Параджанов отразил в нереализованном сценарии «Исповедь», а также в фильме «Цвет граната» [7]. Студенческие годы[ править править код ] В 1942 году Параджанов поступил на строительный факультет Тбилисского института инженеров железнодорожного транспорта. Однако вскоре он оставил этот вуз и в 1943 году поступил на вокальный факультет Тбилисской консерватории. В это же время брал уроки танца при Тбилисском оперном театре имени Палиашвили. Во время Второй мировой войны в составе концертной группы выступал в военных госпиталях [7] [9]. После войны в 1945 году Параджанов перевёлся в Московскую государственную консерваторию , учился вокалу у известного педагога Н. Но его привлёк кинематограф, и в 1946 году он поступил на режиссёрский факультет ВГИКа , где учился в мастерской И. Савченко [7]. В институте преподавали такие кинематографисты, как С. Эйзенштейн , Г. Козинцев , М. Ромм и др. Хуциев , В. Наумов , А. Алов , Ю. Озеров , Г. Габай , Г. Мелик-Аваков и др. Савченко приняли активное участие в съёмках его фильма "Третий удар ". В этом же году ученики И. Савченко вместе с учителем приступили к работе над фильмом « Тарас Шевченко ». По воспоминаниям Г. Мелик-Авакова , именно Параджанов предложил на роль Шевченко тогда ещё молодого актёра С. Бондарчука [7]. По свидетельству Г. Мелик-Авакова, это произошло в рамках разгрома этой организации, члены которой обвинялись в «идеологическом отступлении», а сам Параджанов якобы попал в поле зрения МГБ из-за предложения разрисовать стены ГОКСа фресками с изображением святых. Однако формально обвиняемым вменялись однополые отношения. Параджанов свою гомосексуальность на допросах не отрицал. За Параджанова вступился его учитель И. Савченко, он также привлёк А. Корнейчука , В. Василевскую и Н. В результате после рассмотрения кассационной жалобы Военной коллегией Верховного суда СССР молодой режиссёр был освобождён в декабре 1948 года [7] [10] [11]. В январе 1951 года Параджанов женился на татарской девушке Нигяр Сераевой [К 1]. Однако 13 февраля он сообщил друзьям, что его жена была убита своими родственниками за вероотступничество. По свидетельству друзей Параджанова, это событие стало одним из сильнейших потрясений в его жизни [7] [12]. В конце 1950 года И. Савченко внезапно умер. Фильм «Тарас Шевченко» оказался незаконченным, и руководством было принято неожиданное решение позволить ученикам режиссёра закончить работу учителя. Фильм вышел в 1951 году [7]. Он предложил молодому режиссёру в качестве дипломной работы экранизировать молдавскую сказку «Андриеш». Под его руководством в 1952 году был снят несохранившийся короткометражный фильм, за который Параджанов получил диплом с отличием. Это этнографическая история, отличавшаяся декоративностью изобразительного ряда, во многом определила и отразила стиль нового режиссёра [7]. Киев[ править править код ] В 1952 году в Киеве Сергей Параджанов начал работать в качестве ассистента режиссёра В. Брауна на съёмках фильма « Максимка » [7]. Жил в общежитии при киностудии в одной комнате с А. Аловым, В. Наумовым и Г. Чухраем [13]. Режиссёрский дебют Параджанова состоялся для тех времён рано: в 1954—1955 годах вместе с таким же начинающим кинематографистом Я. Базеляном он снял на Киевской киностудии свою первую полнометражную картину « Андриеш », повторив сюжет дипломной работы. Однако картина не получила признания публики и критиков [7]. В последующие годы Параджанов снял ряд документальных фильмов «Думка» 1957 , «Наталия Ужвий» 1959 , «Золотые руки» 1960 , а также художественных картин « Первый парень » 1958 , « Украинская рапсодия » 1961 , « Цветок на камне » 1962. Однако эти киноленты, выдержанные в стиле соцреализма , не получили известности. Киноведы упрекали режиссёра в конформизме , идеологической сервильности в отношении партийного и студийного руководства, а также в поверхностности и трафаретности творческой составляющей [7]. В ноябре 1955 года Сергей Параджанов женился на семнадцатилетней дочери советского дипломата Светлане Щербатюк. В доме супругов Параджанов открыл своеобразный интеллектуальный салон, где бывали в гостях самые разные люди. Здесь режиссёр играл свои импровизированные спектакли, показывал отечественные и зарубежные фильмы. Тут же происходило откровенное, без идеологических купюр обсуждение художественных и общественно-политических вопросов. Уже тогда Параджанов попал в поле зрения КГБ [7]. Жизнь супругов не заладилась. Параджанов, по наблюдениям друзей, был деспотичен в отношениях. Регулярные ссоры закончились в 1961 году разводом, хотя в последующие годы бывшие супруги продолжали сохранять близкие отношения [7] [15].
Лента получила специальные призы жюри кинофестивалей в Салониках и городе Мар-дель-Плата. В своих фильмах Параджанов воплощал аллегории и притчевые сюжеты. Характерная кинообразность режиссёра была признана во всём мире и нашла отражение в музыкальной композиции Bedtime Story певицы Мадонны, а фрагменты из ленты «Цвет граната» появились в клипах нескольких зарубежных групп.
А потом обклеивал эскизы тканью, кусочками картона, битым стеклом, ракушками, кружевами, бусинками, перьями, скорлупой. Одна из работ, хранящихся в музее в Ереване - Мною всю жизнь движет зависть. Я завидовал красивым - и стал обаятельным, я завидовал умным - и стал неожиданным, завидовал талантливым - и стал гениальным, - не уставал повторять Сергей Параджанов. Дядина ориентация стала лишь поводом, чтобы упечь его за решетку. Об этом и его близкая подруга Белла Ахмадулина говорила. Дядя никогда не афишировал, что принадлежит к сексуальным меньшинствам. Я много за ним наблюдал и понял, что это какая-то внутренняя болезнь. Он мучился от этого, презирал себя и меня заодно. Но и женщины у него были. И сын Сурен от второй супруги Светланы остался. Дядя даже из бытовых сторон жизни пытался сделать кино или картину. Окружающая реальность становилась для него очередной сценкой с декорациями. Сегодня он мог в жену запустить кастрюлю с макаронами, а назавтра подарить ей кольцо с бриллиантами. А потом у дяди нашли рак легких, как и у его друга Андрея Тарковского.
Серебренников, Мейерхольд, Параджанов. За что сажали и сажают режиссеров
Режиссер Александр Атанесян рассказал Мессереру одну из тысяч необыкновенных историй, связанных с Параджановым. 1966, 15 мин. Режиссёр Сергей Параджанов Актёры: Антонина Лефтий, Тенгиз Арчвадзе, Афанасий Кочетков, Вия Артмане. Сергей Параджанов — читайте последние новости и события сегодня на сайте Вестник Кавказа. Все эти снимки так и висели в доме Параджанова в Ереване, где провел последние годы жизни режиссер. Кадр из фильма "Тени забытых предков" (1964, режиссёр Сергей Параджанов).
Сергей Параджанов
Используя славу кинорежиссера, Параджанов склонял к совершению актов мужеложства многих мужчин. Читайте последние новости дня по теме Сергей Параджанов: Не было ни бумаги, ни карандаша, но было желание: как Параджанов создавал шедевры в тюрьме, Злодей или гений. Георгий Георгиевич Параджанов является известным российским актером, кинорежиссером, сценаристом и художником. 32 года назад фильм режиссёра Сергея Иосифовича Параджанова «Ашик-Кериб» получил сразу две награды учреждённой в 1988 году премии Европейской Киноакадемии.
Сергей Параджанов – режиссёр свободы
Это все идет, разумеется, от иного и издалека: от искусства икон и религиозной концепции, где изображение должно быть приношением — Богу, зрителю, им обоим». Однако существуют и «земные книги» — ковры. Отбросив такой ковер от слухового окошка хамама, маленький герой видит юный женский торс. Причем одна грудь прикрыта спиралевидно закрученной раковиной, очевидно символизирующей сокровенное женское естество. Следующая новелла: подросший герой, вернее его пробудившаяся душа, предстает андрогином в исполнении Софико Чиаурели. С этого момента мы просматриваем биографию поэта изнутри, в обрамлении его внутреннего ландшафта — как историю томления духа. Наивное искусство, которое ориентируется не на массового зрителя и кассу, но зачастую определяется недостатком средств, технологических возможностей и даже профессиональных артистов, вынужденно воспроизводит одни и те же приемы. Статичные планы, подобные назывным предложениям; ослабленный сюжет, сопутствующая ему монтажная вольница. При наличии минимальных способностей и железной воли к победе снимать или писать авангард нетрудно: зачастую достаточно делать все наоборот.
Вспоминаю одного малоизвестного, но острого на язык поэта: Нет стихов хороших, Есть в деревне лошадь. Лошадь — это стих! За псевдоисторический картон его бы распяли. При этом от биографии поэта остался лишь приблизительный событийный контур. Повторюсь, он нашел выход в предельно торжественном подходе к этой работе. Параджанов преодолевает искус авангардизма. Впрочем, так почти всегда: из особенно настойчивых экспериментов непременно вырастает нечто художественное. Но в «Саят-Нове» ему удалось нечто, превосходящее «художественность».
Для сравнения: советское «параллельное кино» в 1980-е иногда открывало если не новые материки, то затейливые экзотические острова. Но кто станет сейчас пересматривать по доброй воле изобретательные некрореалистические опусы Евгения Юфита со товарищи? В случае же Параджанова перебор «примитивов» породил натуральное чудо. Но то был перебор примитивов, освященных Традицией, вот же что. Выходит, «материал» имеет еще какое-то значение. Безблагодатный материал обрекает формальный поиск на последующий мусорный ветер. Весь его серьез поместился в единственном главном фильме. Статуарные герои, аскетичные коллизии, колышущиеся страницы и ковры, моросящие дожди… В «Саят-Нове» с человека словно сдирают корку автоматического существования, актуализируя вопрос вопросов: каков человек в Вечности?
Почему, кстати, он не по-доброму эстетически распоясался в поздних картинах?!
Стоимость альбома 1. Формат этой площадки и материалов, размещенных на ней, будет несколько отличаться от того, что вы видите здесь — больше лонгридов, аналитический статей, интересных фактов и новостей из мира кино, связанных с творческим наследием Сергея Параджанова. На сегодня это первый и единственный телеграм-канал, посвященный изучению жизни и творчества Сергея Иосифовича Параджанова.
Поделиться: Параджанова называли «армянином, родившимся в Грузии и сидевшим в русской тюрьме за украинский национализм». Режиссёр, как и многие деятели «нового искусства» в 1960-х, подвергался жестокой критике и преследованиям за свои прогрессивные взгляды на гражданское общество и свободу слова. За свою активную деятельность по освобождению политзаключённых он сам стал жертвой репрессий — был осуждён на 5 лет за гомосексуализм.
До сих пор неизвестно, надуманный это был предлог или нет. Все они выразили протест против заключения Параджанова. Луи Арагон лично обратился к Брежневу. Старания не прошли даром — Сергей Параджанов был освобождён 30 декабря 1977 года.
Поделитесь с друзьями! Национальная комиссия по реабилитации на Украине реабилитировала кинорежиссера Сергея Параджанова 1924-1990 , осужденного в СССР по статье о «мужеложестве», спустя 50 лет после приговора. Об этом сообщил украинский Институт национальной памяти в Facebook владелец компания Meta признана в России экстремистской и запрещена.
Второй сезон конкурса «ПАРАДЖАНОВ—100»
Мкртчян, А. Азатян , "Сергей Параджанов" реж. Казальс, Франция , "Кухня пристрастий" реж. Добровольский , "Маэстро" реж. Кайдановский , "Театр Параджанова" реж.
Татарец , "Сергей Параджанов. Посещение" реж. Серых , "Параджанов. Реквием" реж.
Холлоуейя, США , "Я снимаю гениальный фильм" реж. Геворкян , "Ночь в музее Параджанова" реж. Роман Балаян и другие. Cпециальная премия жюри фильму "Тени забытых предков" за талантливый поиск и новаторство II-го Всесоюзного кинофестиваля Киев, 1966 год.
Золотая медаль за лучшую постановку I Международного кинофестиваля Салоники, Греция, 1966 год. Кубок Международного кинофестиваля в Риме Италия, 1965 год. Премия Британской киноакадемии за лучший зарубежный фильм 1965 год. Шевченко 1991, посмертно.
Политическая цензура делает власти невольными и невидимыми соавторами картин Панахи снимал на дому, как раз будучи осужденным, «Это не фильм», показанный в 2011 году в Каннах,. И хотя эти картины демонстрируются и в Берлине, и в Каннах, и в Венеции, репрессивными и превентивными аресты режиссеров от этого быть не перестают.
Уголовное дело, заведенное в 2014 году в России на украинского кинематографиста и активиста Майдана Олега Сенцова по подозрению в террористической деятельности, прекрасно вписывается в судебно-предупредительную систему санкций, схожую с иранской, но гораздо менее при этом щадящую. Впрочем, в отличие от Панахи и Расулофа, Сенцов в своем творчестве никогда не обращался к политической проблематике, поэтому и судебное преследование, и последовавшая за ним голодовка с требованием освободить украинских политзаключенных в России связаны с гражданской позицией режиссера, а не с его художественными замыслами. До крымских событий Сенцов успел снять всего один фильм — дебют «Гамер» 2011 о юном симферопольском геймере, отправляющемся на международный турнир по компьютерным играм, картина была представлен на фестивале в Роттердаме.
Второй фильм — «Носорог» 2013 — остался незавершенным. Приписываемая Ленину фраза: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино» — иллюстрирует просветительско-пропагандистский потенциал кинематографа. Это обстоятельство создавало хорошие условия для его технического развития, но при этом режиссерам предлагалось следовать определенным политическим инструкциям.
Жизнь и карьера Сергея Эйзенштейна оказались под угрозой, когда в 1937 году Иосиф Сталин приказал уничтожить пленки с фильмом «Бежин луг», где история Павлика Морозова рассказывается как история предателя. Режиссеру тогда чудом удалось избежать ареста как считает Наум Клейман, такая милость связана с тем, что Сталин надеялся сделать Эйзенштейна своим личным биографом. Реабилитировал его вышедший в 1938 году «Александр Невский».
В 1939-м был арестован, а позже расстрелян по обвинению в контрреволюционной деятельности наставник Эйзенштейна, театральный режиссер и теоретик Всеволод Мейерхольд, поставивший также несколько фильмов. Со слов Винер-Лациса, одного из выпускников студии Мейерхольда, причиной ареста режиссера является его излишняя прогрессивность — он строил революционный театр, свободную культуру, которую большевики принять не могли. Выступая в 1940 году с речью против фильма «Закон жизни» режиссеры А.
Столпер и Б. Иванов, сценарий А.
Но вообще довольно удивительно, что человеку, так мало склонному к конформизму, удалось снять в Советском Союзе целых четыре фильма, официально признанных мировой историей кино как выдающиеся, — «Тени забытых предков», «Саят-Нова» «Цвет граната» , «Легенда о Сурамской крепости» и «Ашик-Кериб». Фото: Валерий Плотников Впрочем, Сергей Параджанов, родившийся в семье тифлисского антиквара-армянина и с детства привыкший к мультикультурной окружающей среде, вряд ли идентифицировал себя как гражданина советской империи: «Все знают, что у меня три родины. Родился в Грузии, работал на Украине и собираюсь умирать в Армении».
Но даже на этом звездном фоне Параджанов выделяется беззаконной кометой, движущейся по своей особой, малопредсказуемой траектории. Хотя начинал молодой режиссер с довольно стереотипных фильмов: его дипломная короткометражка сделана по молдавской сказке «Андриеш» про юного пастушка, который сражается со злым волшебником. Глава «Мосфильма» Карен Шахназаров — о расширении киногеографии и продвижении отечественных фильмов на мировом рынке По окончании ВГИКа, будучи распределен на Киевскую киностудию, Параджанов расширил «Андриеша» для своего полнометражного дебюта совместно с Яковом Базеляном , и главное, что можно отметить из просматривающегося тут режиссерского почерка, — это любовь к сверхъестественному, мистическому и страшному, пока еще простодушная и детская. Вечный ребенок На самом деле Сергей Параджанов даже в зрелости не утратил немного детского отношения к режиссуре как к веселой игре с любыми подручными материалами: «Вынимать из сундуков перья и превращаться в петуха или в какую-то жар-птицу — это всё меня преследует с детства, и мне казалось, это и есть режиссура».
Эти поделки даже отправляли на психиатрическую экспертизу, но ответ был короткий: "Просто талантливый".
Один из таких "талеров" попался Федерико Феллини. Гениальный итальянец оценил изобретательность Параджанова и отлил из медальона серебряную медаль, которой награждал победителей фестиваля в Римини. На свободу Параджанов вышел в результате международной кампании протеста. Завидовал талантливым — и стал гениальным". Последним фильмом, над которым Параджанов начал работать, уже будучи смертельно больным, стала автобиографическая картина "Исповедь".
По воспоминаниям современников, к этой ленте он шел всю жизнь, и она должна была стать прощанием маэстро. Незадолго до смерти Параджанов отснял одну из сцен фильма — похороны девочки-соседки. Готовясь к съемке этой сцены, реквизиторы сами выбирали гроб, но замысла Параджанова они не знали, поэтому попросили доставить на съемочную площадку сразу два гроба — белый и черный. Увидев это, режиссер спросил: "А второй для кого? Для меня что-ли?!
Он был сумасшедший, но он был гений".