упражнение «пустой стул». это одна из многих интерактивных техник, используемых для вовлечения чувств, мыслей и поведения клиента. Техника "пустого стула" используется как для интеграции "частей" личности, так и для диссоциации с интроектами.
Отзывы о НАДПО
- Как проходит работа с техникой
- Укрощение строптивой, или техника пустого стула и терапия письмами
- Как простить и отпустить человека. Техника «Пустой стул» – Telegraph
- Целое невероятнее частей
Призраки прошлого: почему важно закрывать гештальты
В своей простейшей форме техника пустого стула использует один стул. Но сцена может быть расширена, усложнена и в этом случае можно использовать несколько пустых стульев, представляющих несколько ролей. Например, могут быть поставлены два стула — один доброжелатель протагониста, другой — злопыхатель. Группа пустых стульев может представлять целый репертуар ролей муж, отец, поставщик, начальник, помощник, преподаватель, интеллектуальный компаньон, секретарь. Терапевт ставит пустой стул в центр пространства действия напротив протагониста или членов группы в случае группового лечения и дает следующие инструкции: "Я хотел бы, чтобы вы посмотрели на стул. Не смотрите на меня, сконцентрируйте внимание на пустом стуле. Когда смотрите на стул, попробуйте посадить на него в своем воображении кого-то, с кем у вас "не закончен разговор".
Когда возникает нереализованная потребность, человек может оказаться в тупике. Неудовлетворенность какого-то глубинного желания приводит к тому, что психика постоянно возвращает к этой задаче, делая ее одним из приоритетов. В результате формируется незакрытый гештальт. Такие навязчивые фоновые мысли могут проявляться в различных сферах жизни: работе, семейных или романтических отношениях.
Часто люди сталкиваются с повторяющимися ситуациями, ощущением дежавю или строят отношения с людьми, напоминающими кого-то из прошлого. На самом деле это стремление мозга разрешить травму. Воспоминания о недавней ссоре с близким человеком могут вызывать желание вернуться назад и поступить иначе. К таким ситуациям относятся не только вопросы взаимоотношений, но и невыполненные домашние задания или важные пропущенные события: например, концерт любимого артиста. Как мозг реагирует на гештальт Когда мы получаем информацию с помощью органов чувств, наши мозговые нейроны, направленные на формирование цельного образа, реагируют первыми. Затем активизируются ответственные за распознавание деталей нейроны. Мозг не просто обрабатывает поступающие сигналы, но и пытается предугадать, какая информация будет получена дальше, а после сравнивает свое предсказание с фактическими данными. Если предсказание подтверждается и формируется целостный образ, или гештальт, выделяется дофамин — нейромедиатор, который вырабатывается, когда человек предвкушает удовольствие или ожидает вознаграждение. В случае несоответствия ожиданий и действительности нейронная активность усиливается для обработки новой информации. Некоторые ученые полагают, что такой механизм позволяет мозгу упрощать задачи и экономить энергию: вместо того, чтобы заново обрабатывать каждый сигнал, мозг сравнивает его с уже известными моделями и объединяет информацию в гештальты.
Эта способность мозга значительно упрощает восприятие мира, делая его более предсказуемым и понятным. У каждого гештальта есть свое поле влияния, состоящее из сенсорных комплексов. Есть некое внутреннее впечатление, относящееся к одному и тому же объекту, но в разных состояниях. Восприятие организовано так, что мы склонны группировать элементы в целостные формы или фигуры на основе определенных закономерностей. В случае с «Вазой Рубина», в зависимости от того, на чем сфокусировано внимание, мы можем увидеть либо вазу на черном фоне, либо два обращенных друг к другу лицевых профиля. В чем суть гештальт-психологии История гештальт-психологии Понятие «гештальт» впервые предложил в конце XIX века австрийский философ и психолог Христиан фон Эренфельс. Он выдвинул теорию, согласно которой человеческое восприятие выходит за рамки суммирования ощущений органов чувств. Фон Эренфельс предположил, что в процессе восприятия человек объединяет впечатления в цельные образы или структуры. Гештальт-психология — это направление в психологии, возникшее благодаря идее Христиана фон Эренфельса и работам немецких ученых Макса Вертгеймера, Курта Коффке и Вольфганга Кёлера в начале XX века. Их исследования привели к формированию теории, согласно которой психические феномены должны изучаться как целостные структуры, а не как сумма отдельных элементов.
Сама школа начала формироваться в 1912 году после публикации Вертгеймером статьи о восприятии движения. Основная идея гештальт-психологии заключается в том, что наше восприятие организовано таким образом, что мы видим мир вокруг как целостные образы, а не наборы отдельных частей.
Понять, какие чувства они несут в себе, какие импульсы и потребности они выражают через сновидение. Метод «Пустого стула» Данный метод гештальт-терапии то есть техника «Пустого стула» , предлагает клиентам вообразить себе значимого человека рядом с ними и напрямую обратиться к этой личности. Так, будто она физически присутствует в комнате. Этот подход может вызвать интенсивные эмоциональные реакции. Поэтому терапевт всегда присутствует и оказывает поддержку во время сеанса. А еще он может быть полезен для завершения неразрешенных аспектов отношений, которые не получилось обсудить в реальности.
Иногда этот метод помогает клиенту лучше подготовиться к серьезному и важному разговору, который предстоит провести. Техника «Два стула» В отличие от метода «Пустой стул», который предлагает визуализировать настоящего человека рядом с собой — упражнение «Два стула» разработано с целью организации диалога между конфликтующими аспектами личности внутри нее. Это связано с тем, что получение внутренней гармонии и целостности является одной из главных задач психотерапии. Подходы техники к разрешению внутренних конфликтов могут быть разнообразны. Но началом всегда является допущение обеих «сторон» к выражению своих взглядов. К примеру, на один стул можно поместить критическую часть личности, а на другой — ее творческую составляющую. Еще можно провести диалог между «эмоциональными» и «желательными» аспектами, если именно они находятся в конфликте. Не всегда таковой приводит к моментальному устранению внутриличностного конфликта, но он часто приносит четкое чувство осознания и понимание внутренних динамик, и взаимодействий.
Речь и практика Я-высказываний В любых техниках формата гештальт важными элементами являются осознанность пациента. Его внимание к себе любимому и своим эмоциям, а также адекватное понимание ответственности то есть способность не пытаться контролировать неконтролируемое, но при этом не отказываться от ответственности за свои собственные выборы и действия. Эти аспекты часто проявляются через речь.
Из этого очерка ясно, что в профессиональном смысле Перлза прошел необычный путь клинической и творческой трансформации. Как мы видели, Перлз испытывал давнее и стойкое влечение к театру.
История возникновения
- Кого можно посадить на пустой стул
- Комментарии
- Техники психодрамы
- Техники психодрамы
- 5 гештальт-техник для личностного роста
КРУТАЯ ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ 9. ПУСТОЙ СТУЛ
В статье расскажем, что такое техника «Пустого стула», какова ее суть, как ее проводить в психологии и каких результатов можно ожидать. «Пустой стул» предлагает взглянуть на проблему со стороны, но далеко не каждый на это способен. Техника «пустой стул» ф. перлза в психологии и её особенности. он для значимого другого, который может тот стул занять.
Что такое гештальт? Зачем его закрывать и как делать это правильно
Тут важно пояснить, что в этом контексте бывший тоже является субличностью, поскольку он не реальный человек, а твое внутреннее отражение этого человека. С ним диалог будет происходить для того, чтобы вы оба высказали свою точку зрения и услышали ее. Благодаря тому, что ты скажешь ему все, что не успела или не смогла сказать, у тебя исчезнет внутреннее напряжение. Благодаря тому, что он выскажет свою позицию, придет понимание и, возможно, прощение. Или непрощение. Все будет зависеть от твоих желаний. Если на стуле окажется внутренний обиженный ребенок, то главное — его пожалеть, понять, успокоить и сказать, что «все будет хорошо, ты не останешься один, я с тобой и я тебя все еще люблю. И больше не дам в обиду». Это лишь пример, у тебя могут быть совершенно другие слова.
Может возникнуть вопрос, а как можно «посадить» на пустой стул само чувство обиды? Для этого его важно визуализировать, отвечая на вопросы: «как она выглядит? И уже только потом «что она хочет сказать? Условия и результаты техники Чтобы техника «сработала», нужно чтобы между субличностями был актуальный конфликт, из-за которого ты испытываешь напряжение. Это значит, что личностям действительно есть что сказать. Также важно, чтобы было чувство безопасности. Уважай свои субличности, дай им право высказаться, иначе они спрячутся, залезут в темный угол, а конфликт так и останется неразрешенным. Несмотря на то, что это диалог между двумя субъектами, в технике Перлза их, все же, трое.
Третий — психотерапевт, который выступает в роли объективного рефери. К чему, в итоге, нужно прийти? Результат техники «Пустой стул» бывает разным. Это зависит от каждого конкретного случая. Из наиболее распространенных вариантов можно выделить: компромисс — субличности смогли договориться, сформулировали правила сосуществования, распределили обязанности и права. В будущем они будут их соблюдать, поэтому конфликт на этом исчерпан; понимание — когда субличностям позволили высказаться, ты понимаешь причины их появления и поведения. Например, если ты поговорила с внутренним критиком и выяснила, что он тебя все время поучает из страха за тебя, поскольку боится, что если ты не будешь «идеальной», то останешься в одиночестве. Понимая его мотивы, ты можешь отвечать внутреннему критику, когда он снова активизируется: «все хорошо, не волнуйся, окружающие меня любят такой, какая я есть»; избавление — если ты используешь технику, чтобы справиться с негативным чувством или страхом, то, когда вы «выяснили отношения», результатом будет то, что ты его отпустишь, у тебя больше не будет этой субличности; осознание себя — техника помогает понять твои истинные желания и потребности, особенно, если конфликт был между тем, что «хочу» и тем, что «имею».
Это приводит к лучшему осознанию себя, формулированию новых целей, переменам в жизни. Лучше всего эту технику проводить с психотерапевтом, поскольку он помогает осознать, с какой именно частью себя у тебя конфликт. Также он помогает «усадить» эту часть на стул, порой корректирует направление вашего диалога. Но ты можешь освоить эту технику самостоятельно. Тогда у тебя появиться эффективный инструмент, помогающий справляться как с внутренними, так и с внешними конфликтами. Искусство прощать Одной из самых популярных в психологии, а именно в гештальт-терапии, является техника «Пустой стул». Это упражнение поможет справиться с трудностями, завершить какую-либо ситуацию, закрыть гештальт или просто разобраться в себе.
Такие дублеры часто с готовностью предлагают свою интерпретацию поведения протагониста и постоянно проводят мини-интервью в своей роли, задают много вопросов. Лучшее дублирование осуществляется посредством утверждений, а не вопросов, повторяющих высказывания протагониста и их интерпретирования.
Пытаясь выдать скрытые мысли протагониста, двойник обогащает его выступление. Он может быть нейтральным, ироничным, двойником-оппозиционером. Нейтральный двойник подтверждает или только несколько усиливает чувства протагониста. Иронический двойник исполняет роль протагониста в ироническом, юмористическом ключе, подталкивая его на более глубокое изучение проблемы. Страстный двойник усиливает чувства протагониста, делает их более яркими и понятными. Двойник-оппозиционер старается занять позицию, противоположную позиции протагониста, чтобы вызвать его на спор и привлечь его внимание к альтернативным вариантам поведения. Важно, чтобы двойник во всех случаях выражал чувства протагониста, а не свои собственные. Техника множественного дублирования, которая часто используется в работе, является продолжением техники дублирования, подчиняется тем же требованиям и принципам, что и техника дублирования, за одним исключением. Исключением является то, что роль дублера поделена между несколькими вспомогательными лицами.
Каждое вспомогательное лицо изображает один аспект поведения протагониста, одну сторону его конфликта, одну черту личности, что позволяет разобраться с каждым проявлением в отдельности. При введении техники дублирования терапевт должен инструктировать протагониста и будущего дублера по отдельности. Протагонисту: «Как и у всех нас, у тебя иногда бывают противоречивые мысли и чувства. Иногда ты ощущаешь, что в тебе происходит внутренний спор. Я хочу, чтобы у тебя был дублер. Этот человек попытается стать тобой и представлять внутренний аспект твоей личности. Твой двойник попробует помочь тебе, проясняя твои мысли и чувства. Ты можешь разговаривать со своим двойником, как будто ты ведешь внутренний спор. Если твой двойник не прав и произносит вещи, не отражающие твои мысли и чувства, пожалуйста, исправь его».
Дублеру: «Как дублер ты становишься частью протагониста. Попробуй имитировать его поведение, прочувствовать протагониста. Ты — его продолжение, часть его, а не только его голос. Говори от первого лица и попробуй изобразить то, что скрыто и не выражено. Время от времени советуйся с протагонистом, не сошел ли ты с верного пути. Запомни, ты говоришь только с твоим протагонистом». Опытным протагонистам и вспомогательным лицам терапевт может просто сказать: «Я хочу дать Вам протагонисту дублера. Кого Вы хотите себе в дублеры? Иногда он не хочет этого.
Кроме того, если это возможно, хорошо бы протагонисту самому выбрать себе дублера. Вероятно, протагонисты выберут тех, с кем у них установились тесные отношения. Если же терапевту нужно назначить кого-то определенного в дублеры, он делает это, не предлагая протагонисту права выбора. Показания к использованию техники дублирования: Протагонист переживает стресс. Протагонист чувствует себя одиноким, обиженным. Протагонист выглядит подавленным или испуганным в результате столкновения со вспомогательными «я». Терапевт ищет ключи для перехода к другой сцене. Противопоказания к использованию техники дублирования: Протагонист должен справиться с проблемой самостоятельно.
Продолжить диалог. Продолжайте отвечать, меняя роли, пока не почувствуете, что достигли желаемого результата. Слушайте, задавайте вопросы и отвечайте на них, высказывайте свои претензии, спорьте и соглашайтесь, уточняйте и углубляйте, просите и давайте, извиняйтесь и прощайте, благодарите, помогайте и принимайте. Воображайте, ярко представляйте оппонента. Стремитесь к отпусканию обиды и страха, пониманию и примирению. Не мешайте себе. Использование упражнения «Пустого стула» часто дает разные результаты в зависимости от темы, собеседника, задачи и продолжительности диалога. Например: Освобождение от негативных эмоций, гнева, вины, стыда, страха, грусти, обиды, ревности, психологических конфликтов и проблем. Вы сможете выделить и выразить свои эмоции, дать им выход, пережить и отпустить их. Повышение самооценки, самоуважения, самолюбия, доверия к себе. Вы сможете увидеть свои достоинства, способности, ценности, достижения, признаете свою уникальность, целостность, полную ответственность. Разрешение внутренних конфликтов, противоречий, проблем, дилемм. Вы сможете установить диалог между разными частями своей личности, найдете компромисс, согласие, баланс. Вы сможете разобраться и интегрировать свои противоположности, полярности, амбивалентности, конфликты. Улучшение отношений с другими людьми, партнером, друзьями, реальными или воображаемыми объектами. Вы разберетесь в отношениях, выскажете претензии, пожелания, ожидания. Вы сможете принять другого таким, какой он есть, простите ему, извинитесь перед ним, поблагодарите его или попрощаетесь с ним. Вы справитесь с тревогой, освободитесь от негатива и плохих переживаний. Принятие решений, выработка стратегий поведения, достижение целей. Вы разберетесь в своих мотивах, ресурсах, препятствиях, сформулируете план, шаги, критерии, сроки. Техника «Пустого стула» не всегда проходит легко. Это глубокая работа над собой. Поэтому при ее использовании вы иногда можете столкнуться с разными сложностями, например: Сопротивление. Возможно, вы не захотите делать упражнение «Пустого стула», потому что боитесь, стесняетесь, сомневаетесь, отрицаете, избегаете. Вы не хотите открываться, слушать, меняться, рисковать, контактировать с той частью своей личности или с тем человеком, с которым должны поговорить. Возможно, вы разобрались, что нужно сказать, как сказать, как ответить. Вы можете застрять на одном стуле, на одной роли, на одной эмоции например, обиде , на одном конфликте, на одной проблеме. Возможно, у вас в этот момент нет доступа к вашим чувствам, мыслям, воспоминаниям, фантазиям. Возможно, вы не идентифицируете себя с той частью вашей личности или с тем человеком, с которым вы говорите. Вы говорите от третьего лица, в прошедшем времени, в косвенной форме, обобщенно, абстрактно, рационально. Говорите не о себе, а о других, о ситуации в теории. В этих случаях помогает использование следующих простых методов: Дыхание, релаксация, движение. Это важно, чтобы расслабиться, снять психологическое напряжение, выразить себя. Начните дышать глубоко, медленно, ритмично. Нужно расслабить мышцы, суставы. Выделите себе достаточно времени на эту практику. Подключите фантазию, творчество, игру, чтобы сделать технику «Пустого стула» более интересной, увлекательной и полезной. Поддержка психотерапевта или группы. Если вы хотите узнать о ней больше, мы приглашаем вас на наше гештальт-обучение. Это специальная программа, которая предлагает теоретические и практические знания, и возможность получить личный опыт, обратную связь, супервизию и сертификацию за короткое время. Курс проводится опытными и квалифицированными преподавателями со стажем работы более 8 лет. Источник Разговор со стулом: эффективная техника для выражения чувств и принятия решения Речь идет, конечно, не о предмете мебели: мы мысленно усаживаем необходимого человека на стул или кресло и начинаем с ним разговор. В каких ситуациях эта техника будет полезна? И что она нам может дать? Вы тяжело переживаете ссору с кем-то из близких? Не можете понять чье-то поведение? Не решаетесь сообщить о своем решении? В подобных ситуациях бывает полезно поставить себя на место другого человека. На сеансах психотерапии для этого часто используют технику пустого стула, когда клиент ведет диалог от своего лица и от лица партнера, смотрит на происходящее его глазами, а психолог помогает проанализировать полученный опыт. Психотерапевт Илсе Санд в книге «Исцеляющие беседы» объясняет, как можно использовать эту технику наедине с самим собой, без участия специалиста. Озвучить внутренний спор и понять, что происходит, намного проще, чем прокручивать все в голове. Когда я не могу прийти к согласию с собой и сделать выбор, я тоже «рассаживаю» себя на два стула: на одном — та Илсе, которая хочет чаще выступать с лекциями, на другом — та, которая распорядилась бы своим временем иначе. Порой стульев бывает даже не два, а несколько — чтобы учесть все нюансы Я обращаюсь к этой технике и тогда, когда нужно выразить чувства к кому-то другому: представляю себе этого человека напротив — и говорю ему все, что хочу. Чувства могут быть и добрыми, но чаще — нет. Выплескивая неприятные эмоции, я иногда сама удивляюсь выражениям, в которых это делаю, а иногда — и смеюсь. Мне нравится чувство освобождения, появляющееся благодаря гневным тирадам. Я избавляюсь от негатива, и нередко это полезно: становится легче сформулировать, что не так, и придумать способ конструктивно обсудить это с «виновником». К тому же обращаться к пустому стулу безопаснее: потом не придется мириться с человеком, которому я выплеснула бы в лицо напрасный гнев. Когда я озвучиваю отрицательные эмоции, у меня редко возникает желание сесть на стул напротив. Если отношения с воображаемым собеседником не очень важны для меня например, это нагрубивший мне продавец , я часто разрешаю себе не смотреть на ситуацию его глазами. Но если отношения для меня важны, я, как правило, собираю волю в кулак, чтобы все-таки сесть на стул напротив и представить, каково оппоненту. В этом случае последнюю реплику тоже лучше произносить «за себя». Если вам не становится легче, вы, возможно, поддались искушению и принялись объяснять чересчур подробно — или просто не сумели дать волю чувствам Вспомните: они не бывают правильными или неправильными. Они такие, как есть, нравится это нам или нет. Пока мы проявляем их в одиночку, они никому не вредят, скорее наоборот. Если вы закричите, например: «Чтоб ты провалился! Видеть тебя больше не хочу! Но отношение к человеку может и улучшиться после того, как вы дадите волю эмоциям. Помочь по-настоящему понять ваши чувства к «собеседнику» могут такие выражения: «Мне хочется…» «У меня просто нет сил…» «Меня это так бесит, что хочется…» «Я боюсь, что…» «Мне не нравится, что…» «По-моему…» Важно постоянно представлять, что напротив — другой человек. Как только «изображение исчезает», вспоминайте детали. Во что, например, он одет? Как причесан? В какой позе сидит? Улыбается или выглядит строгим?
К основным гештальт-терапевтическим техникам относится техника «пустого стула». Поговорим о ней… «Пустой стул» представляет из себя действительно пустой стул или кресло , расположенный рядом или напротив от человека. Во-вторых, «пустой стул» может быть использован для диалога различных частей личности.
Научиться прощать: техника «Пустой стул»
Техника пустого стула является мощным инструментом в психологической практике, который может быть применен в различных ситуациях. В статье расскажем, что такое техника «Пустого стула», какова ее суть, как ее проводить в психологии и каких результатов можно ожидать. Техника пустого стула направлена на то, чтобы стать инструментом, с помощью которого человек может выполнить серию ролей для проецирования и достижения катарсического эффекта.
Техники психодрамы
Используя технику двух стульев, люди могут достичь осознания своих отдельных сторон с помощью диалога, исполняя различные роли и меняя стулья с каждой сменой роли. В статье расскажем, что такое техника «Пустого стула», какова ее суть, как ее проводить в психологии и каких результатов можно ожидать. Если в технике «Пустой стул» напротив себя предлагается представить реального человека, то упражнение «Два стула» создано, чтобы организовать диалог между внутренними конфликтующими частями, поскольку достижение внутренней целостности — одна из целей.
Как преодолеть страх: психологический метод "пустой стул"
Поговорим о ней… «Пустой стул» представляет из себя действительно пустой стул или кресло , расположенный рядом или напротив от человека. Во-вторых, «пустой стул» может быть использован для диалога различных частей личности. Этот вариант предлагается тогда, когда у человека имеются противоположные установки, борющиеся между собой, порождая внутриличностный конфликт.
Этот вариант предлагается тогда, когда у человека имеются противоположные установки, борющиеся между собой, порождая внутриличностный конфликт. Такие конфликты часто порождаются внутренним диалогом долга, требований общества, совести, с одной стороны, и желаний, эмоций, спонтанности, с другой. Разворачивание этого диалога вовне оказывает терапевтическое воздействие.
Протагонисту: «Не могли бы Вы выйти из пространства действия и встать вот здесь, рядом со мной. Я хочу кого-нибудь попросить сыграть Вас в сцене; понаблюдайте за этой игрой. Можете хранить молчание, а можете делать замечания мне или вспомогательному лицу, когда захотите». Вспомогательному лицу: «Я бы хотел, чтобы в этой сцене ты исполнил роль протагониста. Веди себя точно так, как это делает протагонист, в том, что касается манер, жестов, интонаций голоса. Показания: Протагонист неохотно взаимодействует со вспомогательным лицом, погружен в себя, недостаточно разогрет или занимает позицию неучастия в сцене. Протагонист участвует в сцене, но явно мало проникается значением своих действий, их последствий, значением своего отношения и поведения. Приходится иметь дело с протагонистом, неспособным открыто общаться с другими людьми состояние депрессии, неадекватное поведение, одержимость фантазиями, нереальностью и т. Противопоказания: Протагонист очень чувствителен, обладает низкой самооценкой. Протагонист с суицидальными наклонностями или параноидальными проявлениями. Из вышеизложенных показаний к применению становится ясно, что данная техника направлена на преодоление сопротивления со стороны протагониста. Мотивационный аспект сопротивления связан с вопросом: «Чему сопротивление сопротивляется? Техника «Пустой стул» «Пустой» стул «высокий» стул. При использовании техники «пустого» стула клиент взаимодействует с антагонистом и даже обменивается с ним ролями, и, соответственно, в его роли взаимодействует с воображаемым самим собой. При использовании техники «высокого» стула обычный стул помещают на подставке так, чтобы клиент, сидящий на нем, возвышался над остальными сидящими. Это делается для того, чтобы придать клиенту-протагонисту ощущение силы, которая ему необходима, чтобы успешно справиться со своими противниками в психодраматическом действии или с другими людьми, которые обычно подавляют его в реальной жизни. Опыт «высокого» стула может помочь клиенту более успешно научиться справляться с угрожающей реальностью. Проигрывание возможных будущих жизненных ситуаций. Участники должны представить себе, что произошло бы, если реально драматизируемая ими проблемная ситуация оказалась иной, чем она есть на самом деле, или разрешилась каким-нибудь другим способом. Импровизированно воссоздаются и проигрываются возможные ситуации, которые могут сложиться в будущем. Метод применяется для того, чтобы подготовить протагониста к ситуациям, возникновение которых можно предвидеть в будущем. Проигрывая эти ситуации заранее, протагонист готовится к ним и вносит соответствующие коррективы в свое настоящее или будущее поведение. Техника «За спиной» заключается в том, что клиент садится на сцене на стул спиной к зрителям, а режиссер призывает зрителей к обсуждению клиента, давая ему тем самым возможность понять, как его видят другие. Техника «Идеальный другой» Использование техники «Идеальный другой» помогает снизить напряженность клиента в конце психодраматического действия, а также дает ему возможность испытать отношение к себе, которого он желает, но которое может и не быть возможным в реальной жизни. Одной их наиболее широко применяемых в психодраме разминок является игра под названием «Волшебный магазин». Эта техника помогает клиенту осознать свои истинные цели и желания в жизни: клиент взаимодействует с владельцем «волшебного магазина», которого часто изображает вспомогательное «Я» или режиссер. Режиссер просит участников представить себе, что на сцене открыта лавочка, где продаются различные чудесные вещи: любовь, мужество, мудрость, талант и т. Добровольцев просят выйти вперед и попробовать выменять какой-нибудь товар. Например, кто-нибудь может попросить «уважения». Режиссер, играющий роль волшебной лавки, уточняет, сколько нужно уважения, от кого, в связи с чем. В то же самое время владелец магазина требует в уплату от клиента что-нибудь из того, что пациенту тоже дорого, например здоровье, любовь, честь, независимость. Это ставит клиента перед дилеммой и обычно заставляет его немедленно обратиться внутрь самого себя, чтобы осознать, что он на самом деле ценит и чего хочет в жизни. Результатом взаимодействия клиента и продавца является либо принятие сделки, либо отказ от нее, либо что случается очень часто неспособность покупателя принять какое-либо решение. Проработка этой темы приводит к тому, что добровольные покупатели начинают лучше понимать цель своей покупки и осознавать последствия своих действий. Группу делят пополам и образуют два круга, находящихся один внутри другого. По сигналу психотерапевта участники внешнего круга движутся в одну сторону, участники внутреннего, соответственно, в противоположную. По команде все участники останавливаются и поворачиваются лицом друг к другу.
Может показаться, что это противоречит постоянно утверждаемому психологами-гуманистами принципу целостности психики. Однако же нетрудно заметить, что как основатель гештальттерапии Фриц Перлз, так и многие другие классики гуманистической психотерапии на деле придерживались лежащего за обсуждаемой техникой представления — что психика человека, как бы к этому ни относиться, разделена. Например, у основателя психосинтеза Роберто Ассаджоли мы обнаруживаем понятие субличности. А вот цитата из книги еще одного из «отцов» гуманистической психотерапии Эрика Берна, где феномен субличности или «части» описывается с предельной отчетливостью хотя и под другим именем : «Наблюдения за спонтанной социальной деятельностью... Поведенческие изменения обычно сопровождаются эмоциональными. У каждого человека свой набор поведенческих схем соотносится с определенным состоянием его сознания. А с другим психическим состоянием, часто несовместимым с первым, бывает связан уже другой набор схем. Эти различия и изменения приводят нас к мысли о существовании различных эго-состояний. На языке психологии эго-состояния можно описывать как систему чувств, определяя ее как набор согласованных поведенческих схем. По-видимому, каждый человек располагает определенным, чаще всего ограниченным репертуаром эго-состояний, которые суть не роли, а психологическая реальность». Берн имеет в виду, разумеется, свою знаменитую триаду Р-В-Д именно их он называет «эго-состояниями» , но приведенная цитата фиксирует интересующий нас психологический феномен более обобщенно. Под берновское описание вполне подпадают и «части», и субличности. От описанного представления возможны два направления движения: одно из них акцентирует интер-субъективные межличностные , другое — интра-субъективные внутри-личностные аспекты возникающей ситуации. Что касается первого, то практически полезно иметь в виду, что «ведет себя», участвуя в разнообразных социальных ситуациях, не «человек-как-целое», а различные субличности. Как замечает придерживающийся аналогичной концепции Г. Гурджиев, одно «я» в человеке может подписать вексель, по которому и всем другим его «я» придется расплачиваться всю оставшуюся жизнь. Берновские схемы трансакций два столбика, состоящие из кружочков, и стрелки между ними также описывают эту, — межличностную, — сторону дела. Во втором направлении особый психотехнический и психотерапевтический интерес могут представлять взаимоотношения субличностей «внутри» человека. Техника «пустого стула» занята тем, чтобы выявить, экстериоризовать те субличности, из бесконечных диалогов, конфликтов, схваток и клинчей которых подчас состоит внутренняя жизнь «здорового невротика». Рассмотрим несколько примеров, чтобы практически прочувствовать разделенность «частей» или субличностей в человеке. Вот одна из часто встречающихся проблем, с которыми сталкивается «здоровый невротик»: как заставить себя делать то, чего делать не хочется? Например, писать курсовую работу, учить английский язык, мыть посуду, гулять с собакой в плохую погоду… Попробуем разложить ситуацию на составляющие. Прежде всего, долженствование всегда имеет собственную коммуникативную структуру: кто-то должен кому-то. Адресатом долженствования тем, кому должны может быть внешний человек, а может быть собственная субличность: «Я должен сам себе», — говорит клиент.
Призраки прошлого: почему важно закрывать гештальты
Закрыть гештальт означает довести какую-то жизненную ситуацию до завершения Психолог подчеркнула, что «завершение гештальта» — это проживание чувств, которые долгое время были невыраженными и мешали спокойно жить, это чувство облегчения и освобождения, возможность строить отношения не по привычным сценариям, а более осознанно, выбирая то, что хочется, а не то, что «надо» или «привычно». Современные психотерапевты не закрывают гештальты. Это скорее понятие, которое стало популярно в медийной среде. Она открывает возможность для того, чтобы пробовать что-то новое в той области, с которой уже долго связано ощущение замкнутого круга.
Когда ситуация разрешается, человек чувствует облегчение. Это и называют «закрытым гештальтом». В процессе работы исследуем установку «надо выйти замуж поскорее», а за ней тянутся негативные убеждения о себе — «я недостаточно хороша для хороших мужчин».
В процессе работы нам удалось отследить эти мысли, оказывается, клиентка переняла их от матери. Благодаря терапии женщина начала выбирать более подходящих людей в свое окружение и пересмотрела свои взгляды на замужество как на единственный способ реализоваться Марина Ионычевагештальт-терапевт Можно ли закрыть гештальт самостоятельно По словам Юлии Ананьевой, самостоятельно человек может проработать какие-то несущественные моменты. Если речь идет о глубоких травмах, лучше обратиться к психотерапевту.
Если за открытым гештальтом прячется болезненная ситуация или серьезная утрата, человек самостоятельно не пойдет в свою травму, если он, конечно, не мазохист. Психика попросту не даст ему провести над собой эту экзекуцию Юлия Ананьевагештальт-терапевт Эксперт добавила, что психика человека способна скрывать множество «слепых пятен». Самостоятельно человек может попросту не осознавать, где именно есть незакрытые гештальты, отравляющие ему жизнь.
Как закрыть гештальт Галина Хафизова подчеркнула, что в терапии незакрытых гештальтов могут быть эффективны разнообразные творческие техники.
Важная часть терапии в транзактном анализе, ее основа — это контракт. Заключить соглашение можно в начале или середине работы. В нем оговариваются цели и направления работы, методы терапии. Контрактов может быть несколько, они могут быть устными и письменными. Например, часто аналитики обращаются к таким видам: контракт на диагностику, антисуицидальный контракт, контракт на изменения. Работа методами транзактного анализа может быть краткосрочной — в среднем 6—20 сессий, средней продолжительности — от 21 до 50 и долгосрочной — от 50 сессий. В последнем случае обычно речь идет о переписывании сценариев и комплексном изменении жизни, а не решении отдельного запроса. Примеры техник транзактного анализа в психологическом консультировании и психотерапии В психотерапии часто используют регрессивные техники для экологичного перепроживания детского опыта. Психолог помогает клиенту не просто погрузиться в эго-состояние Ребенка, но и прожить здесь и сейчас какую-то ситуацию из прошлого.
Этот метод подходит для проработки психотравм. Техника «Пустой стул» Это пример регрессивной техники. Психолог предлагает клиенту сесть на стул, а напротив себя на пустом стуле представить человека, с которым связан неприятный опыт. Например, представить родителя, вспомнить травмирующую ситуацию из детства и сказать родителю то, что человек хотел, но не смог сказать тогда. В психологическом консультировании регрессивные техники транзактного анализа используются реже, чаще психолог предлагает работу с ситуацией здесь и сейчас. Например, помогает клиенту научиться видеть психологические игры, выходить из них и не затевать их. Также через консультирование можно найти выход из повторяющихся неприятных жизненных ситуаций. Обычно дело в транзакциях и эго-состояниях. Когда человек научится управлять своим общением, поведением и реакциями, то сможет защитить себя от манипуляций и выйти из круга неприятностей. На самом деле человек сам выбирает таких партнеров, притягивает их своим поведением, а затем отыгрывает в отношениях с ними свой сценарий, подтверждает свои представления о себе, других людях и мире.
Техника «Театр» С помощью одно из самых популярных техник транзактного анализа можно определить жизненный сценарий. Вы можете выполнить ее прямо сейчас. Представьте, что сидите в театре и ожидаете начало спектакля. Он о вашей жизни. Подумайте, как называется этот спектакль и каким он будет: Трагичным или комичным?
Все ли гештальты нужно закрывать? Далеко не все гештальты можно и нужно закрыть. Некоторые неудовлетворенные потребности могут просто не осознаваться человеком. Но есть и такие, что человек сознательно не стремится восполнить — считает их опасными или постыдными. И вот имеем замкнутый круг: потребность — нет удовлетворения — незакрытый гештальт.
И так этот ком может катиться годами и увеличиваться. Каждая удовлетворенная потребность — это мощная энергия для человека. Она правильно расходуется, если удовлетворяется. В противном случае эта энергия накапливается, не расходуется продуктивно, человек ощущает напряжение. И из-за этого имеем людей со страхами, агрессией, чувством вины, а также больных соматически: кожные сыпи, псориаз и другие болезни. По этой логике все гештальты нужно закрывать. Но вот вам парадокс: некоторые закрытые гештальты не дают человеку дальше развиваться! Например, человек заикается и это мешает ему полноценно общаться, он чувствует себя неуверенно и боится выступать на публике. Он начинает разбираться в себе, вспоминает, что в детстве его напугала собака, он был один и старался быстрее убежать от нее. Если человек на этом этапе остановится, то гештальт может и будет закрыт, но самопознание завершится, подсознательный страх наверняка останется.
Мы приходим к тому, что все-таки не все гештальты нужно стремиться закрывать. Но тут ремарочка: если уж не завершать целостную картинку в сознании, так делать это под присмотром психотерапевта или психолога. Ведь иначе можно до болезни себя довести. Примеры незакрытых гештальтов Закрыть гештальт иногда не так-то просто. Например, хотела я стать врачом кардиохирургом, но не сложилось и могу всю жизнь навязывать это желание своему ребенку, не спрашивая о его желании. Ребенок мне за это спасибо не скажет, особенно если он до ужаса боится крови. Или девочку не принимают в семье, хвалят только за какие-то выдающиеся успехи. Что будем иметь на выходе? Когда она вырастет, костьми ляжет, только чтобы ее хвалили и принимали. Будет ли она счастлива, когда придется всем и каждому угождать?
Парня погнали с работы, так как невыгодно было поднимать ему зарплату. Он может подсознательно стремиться устроиться туда, где мало платят, чтобы не потерять хотя бы это место. И таких примеров на самом деле очень много в нашей жизни и жизни окружающих людей. Да и в быту незакрытые гештальты иногда осложняют нашу жизнь: недочитанный сюжет в книге может нам даже сниться. Недосказанные фразы осложняют общение между друзьями. На основе открытых гештальтов люди всю жизнь могут что-то кому-то доказывать, так и не разобравшись в себе. Нервная система от этого устает, и появляется прокрастинация в поведении. Особенно запоминается незакрытый гештальт в подростковом возрасте, когда все воспринимается через призму дисбаланса гормонов и перепадов настроения, а также увеличенного чувства справедливости. Например, девочка-подросток не хочет мыть посуду — родители в качестве наказания забрали у нее телефон на 3 дня. У нее закрепится обида на них, так как будет считать наказание несправедливым и ко всем взрослым может теперь относиться настороженно, как будто они посягают на ее свободу.
И здесь просто необходимо закрыть гештальт в отношениях, чтобы она поговорила с родителями по душам. Как закрыть гештальт — техники Простым языком закрыть гештальт — значит создать целостную картину чего-то, будь то какое-то дело, ситуация или отношения.
Гештальт-терапия, разработанная Фрицем Перлзом 1893-1970 , основана на идее целостного существа, связанного со своим окружением, близкими и воспоминаниями. Терапия направлена на создание полного осознания того, что происходит здесь и сейчас, как внутри клиента, так и между клиентом и терапевтом. Пустой стул - это одна из многих интерактивных техник, используемых для вовлечения чувств, мыслей и поведения клиента. На протяжении многих лет над старым добрым пустым стулом изрядно поиздевались. Благодаря этому простому инструменту клиенты поделились своим мнением с бесчисленными супругами, начальниками, лучшими друзьями и умершими родственниками.
Но стул от этого не изнашивается, и в результате миллионы людей лучше понимают чувства и общение. Это определенно квалифицирует его как финалиста первой десятки крутых терапевтических техник. Для меня большая честь принимать Дэна Блума, нью-йоркского гештальт-психотерапевта и президента Ассоциации содействия развитию гештальт-терапии, международного сообщества. Он осуществляет супервизию и обучает терапевтов в Нью-Йорке и за рубежом. Он любезно делится своими мыслями о пустом стуле: 1.
Техника «Пустой стул»
От «пустого стула» к «круглому столу» — техника работы с субличностями (1/2) | Пикабу | Работает это так: напротив клиента ставится пустой стул, и он представляет, что на нем сидит человек, с которым есть нерешенная проблема. |
Пустое кресло: методика гештальт-терапии | Техника «пустого стула» позволяет выразить накопившиеся чувства, когда невозможно поговорить с человеком напрямую. |
Способ забыть человека со стулом
В статье расскажем, что такое техника «Пустого стула», какова ее суть, как ее проводить в психологии и каких результатов можно ожидать. Техника «пустого стула» относится к популярным гештальт-терапевтическим техникам. «Пустой стул» предлагает взглянуть на проблему со стороны, но далеко не каждый на это способен.
Техника «Пустого стула» в гештальт-терапии: основы и практика
Эффективность интерпретирования в значительной мере зависит от его глубины и времени проведения. Хорошая интерпретация, как правило, не бывает слишком глубокой. Она должна связываться с тем, что клиент уже знает. Действенность интерпретации тоже определяется своевременностью, готовностью клиента ее принять. Какой бы мудрой и точной ни была интерпретация — если она представлена в неподходящее время, эффект будет нулевым, поскольку клиент не сможет понять объяснений консультанта. Эффективность интерпретации зависит и от личности клиента. По данным S.
Spiegel и С. Hill 1989 , клиенты, имеющие высокий уровень самоуважения и образованности, более чувствительны к интерпретациям и даже в случае несогласия принимают их во внимание. Консультант обязан уметь понимать реакции клиентов на суть интерпретаций. Эмоциональное равнодушие клиента должно заставить консультанта подумать о соответствии интерпретации действительности. Однако, если клиент прореагировал враждебно и сразу отверг интерпретацию как неправдоподобную, есть основание предполагать, что интерпретация затронула корень проблемы. Конфронтация Каждый консультант время от времени вынужден в терапевтических целях вступать в конфронтацию с клиентами.
Egan 1986 определяет конфронтацию как всякую реакцию консультанта, противоречащую поведению клиента. Чаще всего противостояние бывает направлено на двойственное поведение клиента: увертки, "игры", хитрости, извинения, "пускание пыли в глаза", то есть на все то, что мешает клиенту увидеть и решать свои насущные проблемы. Конфронтацией добиваются показа клиенту способов психологической защиты, используемых в стремлении приспособиться к жизненным ситуациям, но которые угнетают, ограничивают становление личности. В центре конфронтации обычно оказывается стиль межличностного общения клиента, отражающийся в консультативном контакте. Консультант обращает внимание на приемы, с помощью которых клиент старается избежать обсуждения важных в консультировании тем, искажает злободневность своих жизненных ситуаций и т.
Техника «пустого стула» используется как для интеграции «частей» личности, так и для диссоциации с интроектами. Например, клиентка Л. Терапевт предложил Л.
Пересаживаясь с одного стула на другой и идентифицируясь с разными частями своей личности, клиентка вела диалог от их имени. Клиентка на левом стуле, уверенно, с блестящими глазами. Я люблю свою работу. Я чувствую себя умной, эрудированной.
Еще одна цель основной терапии в том, чтобы восстановить доступ пациента к его подавленным чувствам и, следовательно, освободить его от последствий сдерживания эмоций. Более того, клиент может впоследствии использовать эту технику самостоятельно, когда полностью изучит ее. Иллюзия голода Созданная психологом Джорджем Вайнбергом, эта интервенция является одной из самых популярных. Но, что еще лучше — вы сами можете попробовать ее дома без помощи терапевта. Многие люди решают обратиться за профессиональной помощью, чтобы понять, почему они пьют алкоголь, переедают, используют экспрессивные жесты во время бури эмоций и делают многое другое. Фрейд сказал бы, что у них есть бессознательные мотивы, которые блокируются сознанием. Такие мотивы могут просачиваться через сны, оговорки или свободные ассоциации. Вернемся к Вайнбергу и его определению интервенции «Иллюзия голода»: «Человек, который сознательно останавливает свое шаблонное поведение, подвергается иллюзии, которая становится ярко выраженной в тот момент, когда возникает импульс для возобновления привычки. Я называю это иллюзией голода». Процесс следующий: Определите момент, когда вы склонны действовать автоматически. Не действуйте на автомате. Отмечайте, какие мысли и чувства возникают. Словом, когда мы пытаемся сознательно изменить автоматическую реакцию, то в эту секунду как будто испытываем голод. Вайнберг говорит, что в такой момент мы возвращаемся в момент формирования этой привычки и, скорее всего, корни уходят в детство. Например, если человек привык размахивать руками, чтобы его выслушали, он может избежать этого автоматического поведения.
Нужно, чтобы они настаивали на своих интересах, отстаивали их. Это самая важная вещь: обеспечить не только наличие интересов, но мотивированность к поддержанию переговоров и обеспечение «творческой части» энергией. Обеспечивается это целым набором условий. Во-первых, важна актуальность для человека самой проблемы. Если проблему можно не решать, а отложить ну встаю я в десять часов, и Бог с ним, если по условиям жизни я могу себе это позволить , то оно так и будет продолжаться. Но если проблема действительно актуальна, если решать ее надо, если мотив достаточно силен, то это составит необходимое условие того, что субличности на стульях будут продолжать вести переговоры. Второе условие, столь же необходимое: чтобы заинтересованные субличности продолжали участие в переговорах, у них должна быть обоснованная надежда на то, что из этого что-то выйдет. Чем больше у клиента либо собственного, либо чужого опыта, что это действительно происходит, тем легче обеспечить заинтересованность субличностей в продолжении переговоров. В этом преимущество групповых форм работы, даже если терапевт работает с одним клиентом «горячем стуле», а не с группой в целом. Кроме того важен опыт клиента в отношении межличностных переговоров и психотехнической коммуникации. Еще одно обязательное условие, которое требует специального аналитического искусства, — участие в переговорах всех или хотя бы основных заинтересованных субличностей. Я вернусь здесь к примеру со своим утренним вставанием и немного его разверну. Реально вопрос был вовсе не в том, что мне лень было вставать. Раннее вставание для определенной моей «части» было накрепко связано с состоянием унизительного школьного рабства, когда меня заставляли рано вставать и могли отругать за опоздание, — и все это ради того, чтобы сидеть и слушать, как мой сосед по парте вяло бубнит то, что я и так уже давно знаю. Когда мне удалось объяснить этой своей субличности, что теперь я волен вставать или не вставать по собственному желанию, и ждут меня, когда я встану, интересные и приятные дела, — ситуация сильно изменилась. Когда наконец достигнуто соглашение о том, как «мы» субличности будем вести «себя» в определенных ситуациях, необходима так называемая «пристройка к будущему». Нужно определить условия соблюдения достигнутого соглашения, установить санкции, напомнить каждой из сторон, что она получает при этом все, что ей нужно, и т. Возможны и более сложные ситуации. Например, может оказаться, что выделенная нами субличность представляет не один интерес, а группу противоречивых интересов. Такую субличность нужно дальше раскладывать на составляющие субличности и рассаживать их по своим стульям. Здесь есть свои структурные проблемы: однопорядковы ли получившиеся субличности то есть можно ли их собрать за одним и тем же «круглым столом» или нужно провести какие-то предварительные группировки и переговоры, и т. Это хорошо видно на следующем примере из области искусства. В юности я имел возможность близко наблюдать развитие одного известного пианиста. У него были две совершенно разные «манеры» для романтиков и для музыки ХХ века — две разные субличности для двух разных «музык». Совершенно иначе звучал рояль, менялось выражение лица и посадка за роялем, как будто играл другой человек. Постепенно по мере творческого роста он эти субличности «манеры» интегрировал в единый более богатый творческий облик, в единую творческую личность. Но вот в более поздний свой период он стал играть на органе. Тут, наоборот, пришлось не синтезировать, а очень резко разделять, потому что на органе играют совершенно иначе, чем на фортепиано, и ему нужно было очень точно, четко и жестко различать, «кто» он в данный момент — органист или пианист: прежде всего это касается аппарата рук, но задействовано и все остальное, весь «строй души» разный. На «предметном» уровне здесь нужна не интеграция, а, наоборот, ясная дифференциация. Конечно, где-то «на высотах» все это соединяется в единой Музыке, но практически необходимы две разные субличности: Пианист и Органист. Следующая методика — функциональный анализ субличностей. Неудобная, мешающая клиенту субличность часто «живет» на том, что выполняет определенную функцию в структуре личности. Например, у большинства клиентов есть на службе внутренний Очень Критический Родитель — «Грызла», выполняющая функцию контроля за поведением и деятельностью. Ее невозможно так просто выгнать, уволить, потому что тогда человек остается без контроля. Необходимо, по-видимому найти других исполнителей на функцию, другие способы исполнения функции. Если функция обеспечена и клиент получил соответствующий опыт, то можно ставить вопрос об освобождении Грызлы от обязанностей грызлы а также об исключении должности «грызлы» из внутреннего штатного расписания. Часто субличность выполняет не одну функцию, а три-четыре. Она тем и сильна, потому и может осуществлять свое грызлое дело, потому ее и не прогонишь, что она сидит одновременно на трех-четырех функциях и говорит: «Ну да, с этим ты справишься иначе, а с этим, а с этим? После этого ее можно будет уволить. Впрочем, фрейдовская надежда, что достаточно проанализировать и понять, а дальше «само рассосется» русский перевод латинского «natura sanat» далеко не всегда сбывается. Реально психотерапевту, группе, а главное — самому клиенту, который работает над собой, стремится к собственной свободе, — нужно много чего «дожать». Мы нашли функции, нашли новых исполнителей на них, но исполнителей надо еще «нанять», надо обеспечить действительно другое исполнение функций, Грызлу надо еще на самом деле уволить. И это все специальные волютивные действия, которые надо совершать. С теоретической точки зрения можно вспомнить, что все основные психические функции возникают в результате интериоризации вбирания внутрь «себя» определенной внешней коммуникации. В этом смысле субличность — это функция или набор функций , отягощенная личностными особенностями участников интериоризованной коммуникации, вообще «загрязненная» «контаминированная», пользуясь словечком Эрика Берна привходящими обстоятельствами. Иными словами, субличность появляется тогда, когда функция или функции выполняются в некоторой определенной не имеющей необходимого отношения к делу «манере» и с «добавками», часто далеко не желательными. Чтобы можно было осуществить перемену исполнителей функции, клиент должен отделить собственно функцию, которая ему необходима, от «добавок», которые портят ему жизнь. Для этого нужно вернуться к исходной коммуникации которая интериоризована в виде рассматриваемой субличности и посмотреть на нее новыми глазами. Вот два примера из практики. Клиентка рассказывает, что хорошо управляется со своими делами на работе и дома, но только при условии, если она сама их себе назначила. Если кто-то начальник ли, муж ли говорит, что нужно сделать, — у нее возникает неприятное состояние неловкости, работа валится из рук, и хотя она сама тоже понимает, что сделать ее надо, это дается значительно труднее, чем если бы она делала это по собственной инициативе. Специально следует оговорить, что по многим вербальным и невербальным признакам в данном случае мы не имели дело с простым «подростковым негативизмом»: клиентка — вполне взрослый человек как в смысле физического возраста, так и в своих отношениях с окружающими.