Резиденция Вселенского Патриарха в Стамбуле В дошедших до нас источниках эпитет «вселенский» в приложении к архиерею впервые встречается в актах т.н. Это сборная страница, посвященная "вселенский патриарх". Глава РПЦ назвал Вселенского патриарха Варфоломея «вероотступником и шпиком ЦРУ», а возглавляемую им организацию – экстремистской и еретической.
Константинопольский Патриархат: история и положение в современном мире
В Азербайджан она пойдет, потому что патриарх Варфоломей назван в честь апостола, который был убит именно в Баку. Константинопольский Патриарх Варфоломей I восстановил в сане протодиакона Андрея. Патриарх Московского и всея Руси Кирилл заявил о том, что арест наместника Святогорской лавры митрополита Арсения является очередным карательным шагом в отношении. Прибыв в Турцию, патриарх выразил надежду, что его визит в Стамбул станет началом обновления отношений с Константинопольской церковью.
В Службе коммуникации ОВЦС РПЦ ответили патриарху Варфоломею на обвинения в ереси
Далее патриарх гордится предоставлением автокефалии Православной Церкви Украины и отмечает, что после этого шага отношения Вселенского Патриархата с РПЦ резко ухудшились. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, отвечая на вопросы генерального директора ТАСС А.О. Кондрашова во время своего. За все это время патриарх Константинопольский о нас не вспоминал, пачки вермишели не прислал детям, которые здесь у нас жили. Архиепископ Константинополя и Вселенский патриарх Варфоломей I. По случаю приближающегося Рождества Христова Вселенский Патриарх Константинопольский обнародовал традиционное послание, в котором подчёркивает риск. Константинопольский патриарх Варфоломей полагает, что своим решением признать неканоническую Православную церковь Украины (ПЦУ).
«Патриарх Варфоломей повел себя крайне непоследовательно»
Святейший Патриарх Кирилл: Константинопольский Патриарх — это не свободный человек 07. Кондрашова во время своего Рождественского интервью 7 января 2024 года, отметил, что Константинопольский Патриарх находится под сильным влиянием «тех, кто имеет силу в этом мире», а поддержка им раскола на Украине — это не просто ошибка, но «его великий грех». Он находится под сильным влиянием тех, кто имеет силу в этом мире.
Патриарх Варфоломей позволил себе «ряд некорректных, необоснованных и откровенно клеветнических обвинений в адрес Русской Православной Церкви», говорится в заявлении РПЦ. Кроме того, что патриарх Варфоломей сделал несколько «спорных, некомпетентных и политизированных оценок ряда исторических событий в истории России и Восточной Европы», так как «со времен патриарха Иеремии и до сего дня ни в российских государственных актах и документах, ни в официальных документах и заявлениях Русской Церкви политическая концепция «Третьего Рима» никогда не применялась». Во времена «холодной войны» пресловутыми «Третьим Римом» и «панславизмом» традиционно запугивали единоверных нам греческих собратьев и западное сообщество», — сообщили в ОВЦС РПЦ, напомнив, что «как показывают недавно опубликованные ЦРУ документы о сотрудничестве патриарха Афинагора с американской разведкой, мифический аргумент «Третьего Рима» активно использовался Фанаром, в основном, для усиления религиозного фактора в международной политике и привлечения поддержки мировых политических сил».
Ее поддержкой и административным механизмом принуждения пользовались тогда фанариоты, чтобы беспощадно искоренять самобытную культуру народов Балкан, их богослужебные традиции, пение и даже язык, повсеместно заменяя их на греческие». Составители документа считают, что «изобретя понятие этнофилетизма и осудив его на Константинопольском Соборе 1872 г.
Коснувшись осуждения Русской православной церковью РПЦ его действий по признанию автокефалии ПЦУ, Варфоломей сказал: "Меня беспокоит не столько клевета в мой адрес, сколько попытки ущемить права Константинополя [Константинопольского патриархата]". Его решение о предоставлении ПЦУ томоса об автокефалии стало причиной того, что 15 октября 2018 года РПЦ разорвала молитвенное общение с Константинопольским патриархатом. Церковный раскол В декабре 2018 года в Киеве представителями Константинопольского патриархата при активном участии украинской власти был проведен объединительный собор, на котором две раскольнические организации - Киевский патриархат и Украинская автокефальная православная церковь - объявили о создании ПЦУ.
РПЦ и Украинская православная церковь считают и томос об автокефалии, и объединительный собор в Киеве "канонически ничтожными".
При этом Варфоломей добавил, что Константинопольский патриархат желает как можно скорее преодолеть церковный раскол на Украине. Напомним, 11 октября Синод Константинопольской церкви объявил, что приступил к предоставлению Украинской церкви автокефалии. Он отменил указ 1686 года, согласно которому Киевская митрополия передавалась Московскому патриархату.
В РПЦ сказали, кто может предать анафеме Константинопольского патриарха
заявил в интервью Вселенский патриарх Варфоломей. Святейший Патриарх Кирилл совершил утреню с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского в Храме Христа Спасителя. Вселенский (Константинопольский) патриарх Варфоломей в пятницу произнес что-то вроде программной речи, в которой он рассуждает об изменениях, которые сейчас происходят в мире.
"Великий грех": Патриарх Кирилл осудил Константинополь за признание раскола на Украине
А министр культуры Александр Ткаченко в эфире «Единого телемарафона» дал понять, что в Лавре могут остаться только те монахи, кто перейдет в ПЦУ. Что до Варфоломея, то именно Константинопольский патриарх в 2019 году по обращению тогдашнего президента Петра Порошенко выдал ПЦУ «томос» как символ признания автокефалии. Украинские СМИ тогда поясняли, будто Порошенко пообещал, что Константинопольскому патриархату передадут 12 храмов и монастырей по всей Украине, которые принадлежат УПЦ и другим конфессиям. На территории США также расположено большинство приходов Вселенского патриархата, там же проживает многочисленная и влиятельная украинская община, бешено ненавидящая Россию.
Особо патриарх Варфоломей выделил Собрание предстоятелей православных церквей в октябре минувшего года с участием покойного Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. По словам патриарха Варфоломея, если решения этого Собрания будут реализовываться, «это станет хорошей возможностью представить наше достойное свидетельство и христианству, и тем, кто вне и пребывает в большом замешательстве». Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в ходе своего визита также посетил в минувшую субботу вечером одну из величайших святынь христианского мира — стамбульский храм Святой Софии — Премудрости Божией, превращенный в мечеть, а затем в музей, и молча помолился в нем, передает РИА «Новости». Мы постоим», — сказал предстоятель Русской православной церкви сопровождавшим его представителям музея, когда делегация остановилась на месте, где когда-то располагался алтарь. После этого на несколько минут воцарилось молчание. После посещения храма Святой Софии патриарх Кирилл ответил на вопросы журналистов, посвященные его переговорам с Патриархом Константинопольским Варфоломеем. По его словам, обсуждались все вопросы, стоящие на повестке дня двусторонних отношений Русского и Константинопольского патриархатов, в т.
Он также напомнил, что минувшей осенью в Стамбуле на встрече предстоятелей и представителей поместных православных церквей мира с участием покойного патриарха Алексия II было принято решение о возобновлении «процесса консультаций в плане подготовки Всеправославного Собора». Напомним, что отношения РПЦ и Константинопольского патриархата на протяжении последних десятилетий складывались довольно непросто. Константинополь неоднократно делал попытки заявить о себе как о главенствующей в административном плане церкви среди других православных церквей. Так, в 1996 году Священный синод Константинопольской церкви, невзирая на наличие в Эстонии канонической власти Московского патриархата, учредил автономную церковь под своей юрисдикцией, в результате чего произошел своего рода разрыв дипотношений: Московский патриарх на время прекратил молитвенное поминовение своего Константинопольского собрата.
Что до Варфоломея, то именно Константинопольский патриарх в 2019 году по обращению тогдашнего президента Петра Порошенко выдал ПЦУ «томос» как символ признания автокефалии. Украинские СМИ тогда поясняли, будто Порошенко пообещал, что Константинопольскому патриархату передадут 12 храмов и монастырей по всей Украине, которые принадлежат УПЦ и другим конфессиям. На территории США также расположено большинство приходов Вселенского патриархата, там же проживает многочисленная и влиятельная украинская община, бешено ненавидящая Россию. Инициатива по созданию ПЦУ исходила прежде всего от США, чей государственный секретарь Майкл Помпео уделял большое внимание религиозной тематике в рамках борьбы с противниками Америки на мировой арене.
Что до Варфоломея, то именно Константинопольский патриарх в 2019 году по обращению тогдашнего президента Петра Порошенко выдал ПЦУ «томос» как символ признания автокефалии. Украинские СМИ тогда поясняли, будто Порошенко пообещал, что Константинопольскому патриархату передадут 12 храмов и монастырей по всей Украине, которые принадлежат УПЦ и другим конфессиям.
На территории США также расположено большинство приходов Вселенского патриархата, там же проживает многочисленная и влиятельная украинская община, бешено ненавидящая Россию. Инициатива по созданию ПЦУ исходила прежде всего от США, чей государственный секретарь Майкл Помпео уделял большое внимание религиозной тематике в рамках борьбы с противниками Америки на мировой арене.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
В рамках визита в Литву, состоявшегося 21 марта, патриарх Константинопольский провел беседу с премьер-министром страны Ингридой Шимоните и подписал соглашение о сотрудничестве с литовским правительством. В то же время Варфоломей допустил возможность создания в республике «новой православной церкви», которая будет подчиняться непосредственно Вселенскому патриархату. В настоящее время только три православные церкви под юрисдикцией Московского патриархата имеют статус самоуправляемых: Эстонская, Латвийская и Молдавская. Такой статус предполагает полную независимость во внутренних церковных делах, но не означает автономности. Православные христиане Литвы утверждают , что «вплотную приблизились к уставу независимой церкви».
Москвы; игумен Григорий Качалов , благочинный Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы; протоиерей Владимир Макеев, настоятель храма равноапостольных Мефодия и Кирилла, Патриаршего подворья на Дубровке г. Москвы; протоиерей Александр Салтыков, и. Москвы; протоиерей Владислав Свешников, почетный настоятель храма Трех святителей на Кулишках г.
Москвы; протоиерей Сергий Селезнев, благочинный Москворецкого церковного округа г. Москвы, настоятель храма Михаила Архангела в Овчинниках г. Москвы, за усердное служение Церкви Божией был награжден правом ношения креста с украшениями. На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Святейший Владыка прочитал молитву о Святой Руси. Проповедь перед причастием произнес иерей Глеб Киселев, клирик храма преподобного Андрея Рублева в Раменках г. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Минусинского и Курагинского Серафима на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим свое первое архипастырское благословение.
О кризисе ясно свидетельствуют серьезные разногласия среди православных о том, как мы понимаем устройство Вселенского Православия, что мы подразумеваем под первенством и соборностью, как мы соотносим канонический строй Церкви с деяниями в области церковного управления. В этом кризисе усматривается, конечно, влияние определенных политических сил — вся история Церкви сопровождалась таким влиянием. И нельзя отрицать, что в мире есть те, кто хотел бы разрушить устои православной жизни, посеять разделение и вражду между народами и Церквами. И совершенно очевидно прослеживается тенденция создать средостение, если вообще не оторвать греческое Православие, средиземноморское Православие от славянского Православия, и в первую очередь — от Русской Православной Церкви. То есть воспроизвести модель раскола 1054 года и тем самым ослабить Православную Церковь, которая сегодня, не побоюсь сказать, как мало кто из других христианских конфессий осуществляет и способна осуществлять пророческое служение, в первую очередь, оценивая все то, что происходит с человеческой цивилизацией. Как Предстоятель Русской Православной Церкви, который обязан заботиться о сохранении и укреплении отношений со всеми Поместными Православными Церквами, не могу не испытывать личной боли от происходящего в наших взаимоотношениях с Константинопольским Патриархатом и с теми Церквами, которые были втянуты Константинополем в признание так называемой «автокефальной Украинской церкви», на деле представляющей не что иное, как легитимизацию церковного раскола. На этапе подготовки к так и не состоявшемуся Всеправославному Собору между Поместными Православными Церквами было достигнуто принципиальное решение: автокефалия в дальнейшем может предоставляться только с согласия всех общепризнанных Поместных Православных Церквей. Мы дошли до этого консенсуса на одном из заседаний в Шамбези, и он был воспринят с энтузиазмом, потому что эта позиция действительно выставляет границу для возможного развития различного рода раскольнических движений. Решение оставалось закрепить на Соборе, но по просьбе Константинопольского Патриарха тема автокефалии была снята с рассмотрения. А после совещания десяти Поместных Православных Церквей на Крите в 2016 году эта тема была окончательно похоронена, все достигнутые в прошлом договоренности были обнулены, и Константинопольский Патриарх заявил о якобы полученном от апостолов праве единолично, без согласия других Поместных Церквей, предоставлять автокефалию кому заблагорассудится. Совершенно ясно, что ни один канон этого не утверждает. Есть определенные каноны, которые регулируют отношения Константинопольского Патриарха с митрополитами, входящими в его Патриархат — так вот эту модель Константинополь распространил на всю Православную Церковь, при этом не опираясь ни на какие каноны. Претензии на особые права и привилегии и раньше высказывались Константинопольскими иерархами и богословами, но никогда еще они не озвучивались с такой жесткой интонацией и в такой радикальной трактовке, как сегодня. Дошло до того, что Константинопольского Патриарха стали именовать не первым среди равных, а «первым без равных». Эта новая экклезиология не имеет никаких оснований ни в священных канонах, ни в целом в церковном Предании. Рост и усиление указанных тенденций не оставались без внимания Русской Православной Церкви. В 2008 году Архиерейский Собор особым образом отмечал, что «угрозы церковному единству в настоящее время существуют не только в пределах Поместной Русской Церкви, но и в жизни Вселенского Православия. Они исходят прежде всего из неосторожных попыток ревизии многовековых устоев церковных взаимоотношений, запечатленных в священных канонах Церкви». Выразив глубокую озабоченность в связи с тенденциями пересмотра канонической традиции, проявляющимися в высказываниях и действиях некоторых представителей Константинопольской Церкви, Собор подчеркнул, что то видение Константинопольским Патриархатом собственных прав и полномочий, которое все чаще высказывается иерархами этой Церкви, «вступает в непреодолимое противоречие с многовековой канонической традицией, на которой зиждется бытие Русской Православной Церкви и других Поместных Церквей». Когда я затрагивал эту тему на одном из заседаний в Шамбези, в качестве аргументации своей позиции сказал: посмотрите на иконы Вселенских Соборов — там нет председателя, вместо председателя мы видим икону Спасителя. Когда на Вселенских Соборах присутствовали императоры, они занимали центральное место, а когда императора не было, там была икона Спасителя.
Диоскор, поставленный от императора председателем собора, владычествовал диктаторски, употребляя угрозы и явное насилие. Евтихий был оправдан, а святитель Флавиан осужден. В 450 году Феодосий умер. Его сестра Пульхерия возвела с собой на престол Маркиана. Умирение Церкви было делом первой необходимости. Вселенский Собор был назначен на 451 год.
Разрыв отношений РПЦ и Константинополя: все, что нужно знать
В Московском патриархате отметили, что в выступлении Константинопольского Предстоятеля не сказано ни слова о преследовании УПЦ со стороны украинских властей. Более того, иерархи Фанара публично поддерживают гонения на Украине, лицемерно именуя их «очищением и обновлением Украинского Православия»», — сказано в документе. В РПЦ считают, что обвинения главы Фанара в использовании Русской Церковью «использовании средств государства» для достижения своих целей, является безосновательным, так как более наглядный пример использования государственных рычагов в церковных целях — это «процесс легализации церковного раскола, предпринятый Константинополем на Украине, и его признания предстоятелями в некоторых Поместных Православных Церквах». Американские дипломаты и представители спецслужб проделали колоссальную работу, оказывая беспрецедентное для нашего времени давление на предстоятелей и епископат Поместных Православных Церквей с целью принудить их согласиться с антиканоническим деянием Константинопольского патриархата», — напомнили в Фанару в службе коммуникации ОВЦС РПЦ. Там уверены, что «именно этот грубый нажим мировых политических сил на Православную Церковь по всему миру и желание Фанара действовать на Украине в одностороннем порядке — вопреки воле и протестам других Поместных Церквей — привели к тому глубокому разделению в православном мире, которое упоминает патриарх Варфоломей в выступлении».
И потому поддержка раскола на Украине — это не просто ошибка Константинопольского Патриарха, это его великий грех», — добавил Предстоятель Русской Православной Церкви. Но, по милости Божией, все-таки большинство православных лидеров — люди мудрые, и они не поддаются на такого рода давление, хотя это давление осуществляется и кое-кто сдает свои позиции.
Однако некоторые главы Церквей мужественно этому сопротивляются», — заключил Святейший Патриарх.
Таким образом, с конца 1940-х годов Фанар находится под плотной «опекой» ЦРУ, а сам Афинагор даже заявлял, что «краеугольным камнем его деятельности как патриарха является продвижение американских идеалов». Эта линия проводится до сих пор, а специалисты по Ближнему Востоку утверждают, что нынешний патриарх Варфоломей является агентом не только ЦРУ, но и турецкой разведки.
И, судя по его регулярной критике РПЦ и периодически возникавшим трениям из-за зарубежных приходов, антироссийскую линию он проводил твёрдо и последовательно. Президент Гарри Трумэн обменивается рукопожатием с патриархом Афинагором. Скриншот: Harry S.
Сегодня это решение отзывается захватом храмов и монастырей, принадлежащих Украинской православной церкви, приписанной к Московской патриархии, драками в церквях и личными трагедиями верующих. Теперь Варфоломея подключили к политико-идеологическим атакам на Русскую православную церковь и Россию в целом. Пока политики Запада вводят санкции, накачивают оружием Украину и пытаются выстроить вокруг Москвы полосу отчуждения, он создаёт почву для превращения РПЦ в изгоя христианского мира.
Если верить слухам, которые ходили летом этого года, миссию по обличению России как «источника мирового зла» и преданию её анафеме должен был взять на себя папа римский Франциск, но он пока молчит, и на передовую линию вытолкнули главу одной из православных церквей. В непримиримой борьбе все средства хороши Запад с незапамятных времён ведёт войну с православием, одновременно с этим используя религию как инструмент борьбы за продвижение своих интересов. Во времена Крестовых походов рыцари отправлялись в поход ради спасения Гроба Господня, а по дороге грабили и разоряли Константинополь и православные общины Малой Азии.
Тем самым они внесли посильный вклад в ослабление Византии и её падение под натиском османов. Во второй половине XIV века, когда поддержанный генуэзскими купцами хан Мамай двинулся походом на непокорную Москву, папа Урбан VI в послании магистру Доминиканского ордена потребовал провести тотальное крещение славян в католическую веру и приказал «назначить специального инквизитора для Руси и Валахии». Но если во времена Куликовской битвы речь шла о согласованной многопрофильной экспансии религия, торговля, территории , то в ХХ веке вера неважно какая превратилась в инструмент военно-политического противостояния.
Достаточно вспомнить исламские батальоны СС в Третьем рейхе или запущенный для ослабления СССР американский проект «Ислам против коммунизма», из которого «вылупилась» пресловутая «Аль-Каида» признана террористической и запрещена в России. При этом США и их союзники были готовы поддержать любую религию или конфессию ради ослабления своего главного геополитического противника. В 1970-х годах Запад боролся за права баптистов и пятидесятников, после распада Союза плотно работал со всеми религиями, заигрывал с сектантами всех мастей и агрессивным исламом.
А теперь дело дошло до инспирирования раскола в православии: сначала Украина, затем православные церкви Восточной Европы. Пока Варфоломей обличал Россию в грехе этнофилетизма установки на принесение общецерковных интересов в жертву национально-политическим , в Болгарии активисты прозападной партии «ГЕРБ» «Граждане за европейское развитие Болгарии» и примкнувшие к ним борцы за разнообразные права атаковали приехавшего в Софию главу управления Московской патриархии по зарубежным учреждениям митрополита Антония, заблокировав его в одном из храмов. Но главная новация этой провокации состояла в том, что далёкая от церковных дел агрессивная толпа требовала от Болгарской православной церкви БПЦ «разорвать отношения с РПЦ» и «признать созданную Варфоломеем автокефальную ПЦУ».
Кризис духовный, кризис моральный, кризис финансовый, кризис всесторонний расползается по всему миру. Может быть, агрессивный атеизм почти везде отступил, однако практический атеизм самодостаточности, небрежности и эвдемонизма процветает», — добавил патриарх Варфоломей. По словам Константинопольского патриарха, «якобы во имя Бога звучат «барабаны войны», проливается кровь, искореняются народы, страдают беженцы, развивается религиозный и националистический фанатизм, страны «попадают в чужие руки», «человеческое лицо унижается» от эксплуатации детей и женщин, продажи наркотиков и прочего зла. Однако, по его словам, обнадеживают события в области межправославных отношений последнего времени. Особо патриарх Варфоломей выделил Собрание предстоятелей православных церквей в октябре минувшего года с участием покойного Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. По словам патриарха Варфоломея, если решения этого Собрания будут реализовываться, «это станет хорошей возможностью представить наше достойное свидетельство и христианству, и тем, кто вне и пребывает в большом замешательстве». Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в ходе своего визита также посетил в минувшую субботу вечером одну из величайших святынь христианского мира — стамбульский храм Святой Софии — Премудрости Божией, превращенный в мечеть, а затем в музей, и молча помолился в нем, передает РИА «Новости».
Мы постоим», — сказал предстоятель Русской православной церкви сопровождавшим его представителям музея, когда делегация остановилась на месте, где когда-то располагался алтарь. После этого на несколько минут воцарилось молчание. После посещения храма Святой Софии патриарх Кирилл ответил на вопросы журналистов, посвященные его переговорам с Патриархом Константинопольским Варфоломеем. По его словам, обсуждались все вопросы, стоящие на повестке дня двусторонних отношений Русского и Константинопольского патриархатов, в т.
Патриарх Кирилл назвал карательной мерой арест митрополита на Украине
Лавров заявил, что Константинопольский патриарх разваливает православие | Архиепископ Константинополя и Вселенский патриарх Варфоломей I. |
Память святых отцов IV Вселенского Собора (451) | Резиденция Вселенского Патриарха в Стамбуле В дошедших до нас источниках эпитет «вселенский» в приложении к архиерею впервые встречается в актах т.н. |
Вселенский Патриарх. История одного титула | Судить Вселенского патриарха может только Вселенский собор», — сказал протоиерей. |
Святейший Патриарх Кирилл: Константинопольский Патриарх — это не свободный человек | Патриарх Кирилл назвал арест митрополита Арсения очередной карательной мерой Киева. |
Кураев распространил фейк о заступничестве за него патриарха Варфоломея
Это одно из главных святых мест для православных. Для прихожан и священнослужителей РПЦ «под запретом» оказались все храмы Константинопольской церкви. Секретарь Отдела внешних церковных связей ОВЦС Московского патриархата протоиерей Игорь Якимчук уточнил , на каких именно популярных туристических направлениях они расположены. В Турции это все действующие храмы Стамбула и единственный действующий храм в Анталии. В Греции — на Крите и на островах Додеканеса, расположенных в юго-восточной части Эгейского моря, самый крупный из них — Родос.
Он руководит епархией Русской церкви в Британии. Патриарх Кирилл с 1991 года лично стал архитектором разделения Украинской церкви.
Ведь Макарий категорически против того, чтобы главой объединенных Церквей стал Филарет, на чем тот настаивает».
Близкий к Фанару отец Кирилл Говорун , знакомый с украинскими реалиями, так прокомментировал решение: «Это не автокефалия, а восстановление Киевской митрополии в составе Константинопольского патриархата. Что само по себе не исключает автокефалию как следующий шаг». Ставропигия Константинопольского патриархата Для понимания этого пункта следует объяснить, что такое «ставропигия».
Это аналог прямого подчинения какого-либо населенного пункта столице, как, например, города со специальным статусом. Ставропигия подразумевает прямое подчинение монастыря а иногда и храма патриарху. Это решение говорит о том, что независимости украинской церкви в этом решении нет и не будет, так как теперь все монастыри а возможно, и храмы подчиняются Фанару.
Другое дело, что не понятно, в каких границах действует эта ставропигия, на что именно она распространяется, возникают и другие конкретные вопросы. Но это решение полностью опровергает слова Филарета о том, что Киево-Печерская и Почаевская лавры должны принадлежать украинской церкви — в случае захвата они будут принадлежать именно Стамбулу. Константинопольская ставропигия распространялась не на всю территорию нынешней Украины.
А теперь дело дошло до инспирирования раскола в православии: сначала Украина, затем православные церкви Восточной Европы. Пока Варфоломей обличал Россию в грехе этнофилетизма установки на принесение общецерковных интересов в жертву национально-политическим , в Болгарии активисты прозападной партии «ГЕРБ» «Граждане за европейское развитие Болгарии» и примкнувшие к ним борцы за разнообразные права атаковали приехавшего в Софию главу управления Московской патриархии по зарубежным учреждениям митрополита Антония, заблокировав его в одном из храмов. Но главная новация этой провокации состояла в том, что далёкая от церковных дел агрессивная толпа требовала от Болгарской православной церкви БПЦ «разорвать отношения с РПЦ» и «признать созданную Варфоломеем автокефальную ПЦУ». Всё это происходило в стране, баталии вокруг которой спровоцировали в 1872 году созыв поместного Константинопольского собора, на котором в угоду османским властям была осуждена всё та же ересь этнофилетизма.
Это решение стало реакцией на движение за церковную независимость Болгарии, которое являлось частью борьбы за освобождение от турецкого ига. В сухом остатке получается, что 150 лет назад Османская империя использовала Константинопольский патриархат для подавления национально-освободительной борьбы болгарского народа, сегодня Варфоломей обращает эти наработки против России обвинения в этнофилетизме , а спонсируемые Западом болгарские активисты учат БПЦ, что она должна делать, покушаясь тем самым на её с таким трудом завоёванную самостоятельность. Новое или хорошо забытое старое Сегодня в околоцерковных кругах ходят упорные слухи о намерении Константинопольской патриархии заключить с Ватиканом договор, аналогичный Флорентийской унии 1439 года, которая объединяла восточное православное и западное католическое христианство при главенствующей роли Рима. Документ был подписан папой римским Евгением IV, византийским императором Иоанном VIII Палеологом и 33 православными иерархами, среди которых был глава Русской церкви митрополит греческого происхождения Исидор.
В XV веке этот номер не прошёл. Восточное духовенство не приняло унию. Вернувшиеся из Флоренции епископы отреклись от своих подписей, заявив, что их насильно принудили к соглашению с латинянами. Иерусалимский собор 1443 года признал сторонников унии еретиками и отлучил их от православной церкви.
В 1450 году унию ещё раз осудил Константинопольский собор, а поддержавший её патриарх Григорий Мамма был низложен. Папа Франциск в сопровождении патриарха Константинопольского Варфоломея. На архипастырский престол был возведён русский епископ Иона, и с этого времени началась автокефалия независимость Московской митрополии, которая после захвата турками Константинополя и поглощения Османской империей православных балканских государств осталась единственным островком ни от кого не зависящей православной веры. В начале XVI века это положение было зафиксировано в известном послании псковского старца Филофея: «Первый Рим древний пал от нечестия, Второй Рим — от засилья мусульман, Третий Рим — Москва, а четвёртому не бывать».
Затем на Московском соборе 1589 года при участии и с благословения патриарха Константинопольского Иеремии на Руси была учреждена Московская патриархия. После этого на протяжении трёх с лишним веков Русская православная церковь и Российское государство поддерживали христианские святыни в Палестине и находившиеся под османским гнётом православные церкви. Никаких попыток подмять их под себя Москва не предпринимала. В 2002 году кардинал Каспер приписал Московской патриархии экклезиологическую ересь.
В РПЦ считают, что обвинения главы Фанара в использовании Русской Церковью «использовании средств государства» для достижения своих целей, является безосновательным, так как более наглядный пример использования государственных рычагов в церковных целях — это «процесс легализации церковного раскола, предпринятый Константинополем на Украине, и его признания предстоятелями в некоторых Поместных Православных Церквах». Американские дипломаты и представители спецслужб проделали колоссальную работу, оказывая беспрецедентное для нашего времени давление на предстоятелей и епископат Поместных Православных Церквей с целью принудить их согласиться с антиканоническим деянием Константинопольского патриархата», — напомнили в Фанару в службе коммуникации ОВЦС РПЦ. Там уверены, что «именно этот грубый нажим мировых политических сил на Православную Церковь по всему миру и желание Фанара действовать на Украине в одностороннем порядке — вопреки воле и протестам других Поместных Церквей — привели к тому глубокому разделению в православном мире, которое упоминает патриарх Варфоломей в выступлении».
Он не только предпринимает попытки косвенно обвинить Русскую Православную Церковь в неких «ошибках», «ереси», уклонении от канонов и догматов, но и в оскорбительном тоне комментирует позицию всех Поместных Православных Церквей, не ставших на сторону Фанара по украинскому церковному вопросу», — говорится в документе. В РПЦ считают, что «своим скандальным выступлением в Абу-Даби Константинопольский предстоятель лишь подтверждает фактическую утрату им морального права и способности быть координатором межправославных отношений».