Для нескольких поколений российский и советских людей в XX веке он надолго стал символом царского произвола, жестокости и бездарности. 9 февраля 2020 года Русская Православная Церковь празднует Собор новомучеников и исповедников Русской Церкви (традиционно с 2000 года этот праздник отмечается в первое воскресенье после 7 февраля). В пример мы приводим первомученика архидьякона Стефана, Вифлеемских младенцев, тех, кто в первые века нашей эры еще на заре христианства пострадал за Христа и, конечно же, новомучеников и исповедников Российских XX века.
Новомученики и исповедники. Лица и судьбы
Оно подразделялось на две части, каждая из которых имела свое обвинительное заключение. Первое было составлено на 41 человека, арестованного в Ленинграде, а второе — на 51 человека из «филиалов» братства на периферии, в том числе на семь членов петергофской общины, четырех монахинь и послушниц поселка Вырица и сорок насельников Макариевской пустыни расположенной в Тосненском районе Ленинградской области. Этот монастырь, хотя и имел связи с Александро-Невским братством, никогда его «филиалом» не был, но реальная картина мало интересовала следственные органы. Вся братия обители во главе с настоятелем архимандритом Никифором Тихоновым и проживавшим в монастыре на покое схиепископом Макарием Васильевым была привезена в Ленинградский Дом предварительного заключения ДПЗ. Так оказался уничтожен последний не считая закрытой в сентябре 1933 года Александро-Невской Лавры действующий монастырь епархии. Впрочем, монашествующие Александро-Невской Лавры также пострадали в ходе массовых арестов в ночь с 17 на 18 февраля.
При этом, кроме части насельников обители были арестованы и все 11 проживавших на территории Лавры членов женской монашеской общины, состоявшей из сестер закрытого еще в 1923 году Иоанновского монастыря. При завершении уничтожения монашества в Ленинграде 18 апреля 1932 года были арестованы еще 129 человек: насельники и насельницы Очаковского, Воронцовского, Творожковского подворий, Александро-Невской Лавры и т. В ходе следствия 15 арестованных были освобождены, а остальные 114 постановлением Коллегии ОГПУ от 16 июня 1932 года приговорены к трем-пяти годам заключения в лагерь или к трем годам ссылки в Казахстан [6]. В первой половине 1932 года были проведены массовые репрессии и против старообрядцев-поповцев. В эту ночь началось следствие по делу «Всероссийского союза старообрядческих братств» уже давно не существовавшего и «Ленинградского братства имени протопопа Аввакума», по которому прошло в качестве обвиняемых 67 человек 46 из них были арестованы в ночь с 13 на 14 апреля, 3 человека — 17—18 апреля, 5 человек — 31 мая и с тринадцати взяли подписку о невыезде [7].
После девятимесячного содержания арестованных в тюрьмах Ленинграда Особое совещание Коллегии ОГПУ 22 ноября 1932 года вынесло приговор одиннадцати главным обвиняемым: 10 и 5 лет заключения в концлагерь. Через неделю — 28 ноября Особое совещание Коллегии ОГПУ вынесло приговор остальным пятидесяти шести обвиняемым старообрядцам: 20 человек приговорили к трем годам заключения в концлагерь, 12 — к ссылке на три года в Северный край, 6 — к ссылке на три года в Казахстан, 5 — к ссылке на три года в Среднюю Азию, 7 — к лишению права проживания в двенадцати крупнейших городах СССР на три года и прикреплению к определенному месту жительства что означало высылку из Ленинграда и 6 человек — к ссылке на три года в Северный край условно. Уже в декабре 20 осужденных отправили отбывать срок в Свирлаг ОГПУ Свирские лагеря, расположенные на реке Свирь в Ленинградской области , 11 человек выслали этапом в Архангельск и 5 — этапом в Ташкент [8]. Таким образом, практически вся легальная церковная деятельность старообрядцев-поповцев в северной столице была уничтожена на полвека. Один из тяжелых ударов по духовенству Ленинградской епархии был нанесен весной 1933 года при проведении в Ленинграде как и в других крупных центрах страны паспортизации населения.
Не выдавать паспортов служителям культов иосифлянского вероисповедания. В церквах не оставлять больше 2 и в часовнях больше 1 служителя культа... Справки о перерегистрации выдавать служителям культов по согласованию с т. Обратить особенное внимание на вредные и классово-чуждые кадры, выявляя особенно активных из числа религиозников, несмотря на то, что хотя бы он и не является членом 20-ки, но активно в ней работает, о чем и сообщать в местную тройку». В результате, в ленинградских паспортах было отказано примерно двумстам священнослужителям, в основном не зарегистрированным, и им пришлось покинуть город.
Самым крупным церковным следственным делом середины 1930-х годов в Ленинграде было так называемое дело «евлогиевцев», по которому проходил 171 человек из них 157 арестовали и с четырнадцати взяли подписку о невыезде. Сутью дела была полностью выдуманная ОГПУ концепция — якобы в 1932—1933 годах в Русской Православной Церкви произошел новый раскол, по тактическим соображениям не имевший открытого выражения. После того, как проживавший во Франции глава Западно-Европейского экзархата митрополит Евлогий Георгиевский разорвал отношения с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием Страгородским и перешел в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, «наиболее контрреволюционная часть» духовенства и мирян будто бы вступила на путь антисоветской борьбы, ориентируясь на митрополита Евлогия, белую эмиграцию и Англиканскую Церковь. Их целью, по версии ОГПУ, было свержение советской власти и установление конституционной монархии, подобной английской. Аресты начались 22 декабря 1933 года и продолжались до 26 января 1934-го.
В Доме предварительного заключения оказались священники главных храмов города, церковные активисты-миряне и даже два епископа — Сергий Зенкевич и Валериан Рудич [10]. В ходе расследования дела «евлогиевцев» органами ОГПУ была разгромлена тайная монашеская община под руководством известной церковной писательницы монахини Анастасии Платоновой. Саму монахиню Анастасию арестовали 22 декабря на квартире инокини Анны Усс на Черновской улице вместе с хозяйкой. В тот же день агенты ОГПУ схватили еще семь сестер «платоновской» общины. Их обвинили в принадлежности к контрреволюционной тайномонашеской ячейке «Братство Евлогия» или, в другом варианте, «Союз евлогиевцев».
Следователи пытались доказать, что Платонова через бывшую настоятельницу Холмского монастыря игумению Анастасию Громеко получала какие-то директивы от митрополита Евлогия, хотя никаких реальных подтверждений этому не существовало последние контакты игумении с митрополитом Евлогием были в 1910-е годы, когда Владыка управлял Холмской епархией. Сестер «платоновской» общины приговорили к трем, а мать Анастасию к пяти годам лагерей. Во второй половине 1930-х годов советская религиозная политика еще более ужесточилась. Его гибель использовали для нагнетания широкомасштабной кампании репрессий и террора.
В XX веке, когда писались хорошие книги и снимались добрые фильмы, когда люди еще как-то понимали, что такое хорошо и что такое плохо, и умели отличать белое от черного, грех от добродетели, — всё это совершалось вовсе не благодаря тем образчикам, к которым сегодня пытаются возвратиться в культурной и образовательной жизни, полагая, что в них кроется успех созидания, а благодаря тому духу, который был заложен людьми верующими и который они передавали своим детям и внукам, кои, может быть, и не были религиозными, но по духу, по сути по своей были продолжателями евангельской христианской жизни. И если сегодня мы будем пытаться основывать воспитание и образование на каких-то прежних, советских формах, которые вроде бы и красивые, и правильные, но не имеют жизни, не укоренены в жизни евангельской, в вере в Бога, а значит, не освящены Им и не долговечны, — мы наступим на те же грабли, на которые наступили прежде бывшие поколения, которые разрушали церкви, презирали священнослужителей, гнали верных и боролись с Богом, думая, что без Него можно построить рай на земле, устроить счастье и решить все проблемы. Новомученики и исповедники Церкви Русской XX века — вот то семя, которое и сегодня способно принести добрый плод.
И именно к их примеру, к их житию, изучению их веры и подвигов, их историй мы должны вернуться сегодня, в тяжелые годы XXI века, и учить на их примерах, а не на каких-то других молодое поколение, называть в честь них улицы, города и веси, школы и университеты, в крещении — детей в честь них. Именно они подлинные герои духа и святые люди Отечества нашего. Мы перед ними в огромном долгу. Сегодня мы прославляли их поименно: во время литии прозвучали имена архиереев, многих священников, монахов и мирян Тверской земли, которые прославлены у Бога как люди, которые кровью своей истину соблюли и веру не предали. Они, а не прежние разрушители устоев русского народа должны стать основанием жизни нашего современного общества. Если мы обратимся к их примеру, к их вере, может быть, и нам Господь уделит какую-то часть от их силы духа, благодаря которой они пережили и достойно пронесли звание христиан через страшные гонения и испытания XX столетия. Их предстательством, Долготерпеливе Господи, страну нашу и ныне в Православии сохрани до скончания века.
Справка: Определением Архиерейского Собора 1992 года празднование Собора новомучеников и исповедников Российских установлено совершать 25 января при совпадении этого числа с воскресным днем или в ближайшее воскресенье после него. В связи с различием практик, принятых в Русской Зарубежной Церкви и в Церкви в Отечестве относительно времени празднования Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, Архиерейский Собор 2013 года определил установить празднование Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской: 25 января по старому стилю в случае совпадения этого числа с воскресным днем; в предшествующий этой дате воскресный день, если 25 января по старому стилю приходится на дни от понедельника до среды; в последующий этой дате воскресный день, если 25 января по старому стилю приходится на дни от четверга до субботы.
Сергий Кедров , прот. Варлаам Никольский , игум. Гавриил Владимиров , иером.
Гавриил Гур , иером. Арсений Троицкий , прот. Никита Делекторский , еп. Кирилл Смирнов , митр. Сергий Зверев , архиеп.
Михаил Гусев , прот. Николай Романовский , прот. Парфений Брянских , еп. Алексий Задворнов , иером. Димитрий Русинов , прот.
Илия Рылько , прот. Иосиф Сченснович , диак. Нестор Панин , прот. Павел Ансимов , прот. Феодор Чичканов , прот.
Августин Беляев , архиеп. Прокопий Титов , архиеп. Иоанникий Дмитриев , архим. Серафим Гущин , иером. Иоанн Сперанский , прот.
Петр Павлушков , прот. Константин Успенский , прот. Симеон Кречков , диак. Александр Покровский , прот. Алексий Никологорский , прот.
Аристарх Заглодин-Кокорев , иером. Василий Лихарев , прот. Василий Никольский , прот. Георгий Извеков , прот. Димитрий Беневоленский , прот.
Димитрий Лебедев , прот. Николай Виноградов , прот. Сергий Знаменский , прот. Сергий Руфицкий , прот. Михаил Абрамов , прот.
Пантелеимон Аржаных , игум. Александр Серебров , прот. Вениамин Зыков , архидиак. Геннадий Ребеза , архим. Герасим Сухов , иером.
Димитрий Куклин , прот. Иаков Передерий , прот. Иоанн Малиновский , прот. Иоасаф Крымзин , игум. Иоасаф Удалов , еп.
Константин Михайловский , прот. Митрофан Кванин , иером. Михаил Дмитрев , прот. Петр Мамонтов , иером. Порфирий Гулевич , еп.
Сергий Махаев , прот. Александр Сахаров , прот. Алексий Аманов , прот. Алексий Никатов , прот. Арсений Дмитриев , игум.
Владимир Медведюк , прот. Евтихий Качур , игум. Иларион Писарец , иером. Иоанн Сарв , прот. Иоанникия Кожевникова , игум.
Макарий Кармазин , еп. Иоасаф Жевахов , еп. Алексий Бенеманский , прот. Герасим Мочалов , иером. Илия Громогласов , прот.
Борис Воскобойников , еп. Александр Левицкий , прот. Михаил Богородицкий , прот. Серафим Остроумов , архиеп. Александр Вершинский , прот.
Варлаам Попов , прот. Виктор Смирнов , прот. Григорий Воинов , прот.
В 1926 году, когда среди епископата происходил тайный сбор мнений о кандидатуре на пост Патриарха, наибольшее число голосов было отдано митрополиту Кириллу. Священномученик Евграф Еварестов, протоиерей Память 7 декабря 24 ноября ст. На расстрел его повели в одном нижнем белье, босиком по снегу.
Священномученик Серафим Чичагов , митрополит Память 11 декабря 28 ноября ст. Офицер царской армии, выдающийся артиллерист, а также врач, композитор, художник… Он оставил мирскую славу ради служения Христу и принял священный сан по послушанию своему духовному отцу — святому Иоанну Кронштадтскому. В тюрьму его везли на карете скорой помощи, на расстрел — вынесли на носилках. Священномученик Иларион Троицкий , архиепископ Верейский Память 28 декабря 15 декабря ст. Выдающийся православный богослов, писатель, миссионер. Во время Поместного Собора 1917—18 годов тогда еще архимандрит Иларион был единственным не-епископом, которого в кулуарных разговорах называли в числе желательных кандидатов на патриаршество.
Он принял епископский сан в разгар гонений на веру — в 1920 году, и вскоре стал ближайшим помощником святого патриарха Тихона. Ему было 43 года. Мученица княжна Кира Оболенская, мирянка Память 17 декабря 4 декабря ст. На момент расстрела мученице Кире было 48 лет. Мученица Екатерина Арская, мирянка Память 17 декабря 4 декабря ст. Купеческая дочь, родилась в Петербурге.
В 1920 году она пережила трагедию: от холеры скончался ее муж — офицер Царской армии и староста Смольного собора, затем — пятеро их детей. Ища помощи у Господа, Екатерина Андреевна включилась в жизнь Александро-Невского братства при Феодоровском соборе в Петрограде, стала духовной дочерью священномученика Льва Егорова. На момент расстрела ей было 62 года. Мученик Михаил Новоселов, мирянин Память 21 января 8 января ст. Историк, публицист, почетный член Московской Духовной Академии. Внук священника, в молодости он пытался создать собственную общину, живущую по учению графа Толстого.
Затем вернулся в Церковь и стал православным миссионером. С приходом к власти большевиков, Михаил Александрович вошел во Временный Совет объединенных приходов города Москвы, который на первом же своем заседании призвал верующих встать на защиту храмов, оградить их от посягательств безбожников. Священномученик Александр Туберовский, иерей Память 23 декабря 10 декабря ст. На момент революции он был мирянином, доцентом кафедры догматического богословия Московской Духовной академии. В 1919 году академической карьере пришел конец: Московская академия была закрыта большевиками, а профессура разогнана. Тогда Туберовский принял решение вернуться на родную Рязанщину.
В начале 20-х годов, в самый разгар антицерковных гонений, он принимает священный сан и вместе со своим отцом служит в храме Покрова Богородицы в родном селе. Отцу Александру Туберовскому на момент расстрела было 56 лет. Преподобномученица Августа Защук , схимонахиня Память 8 января 26 декабря ст. На момент расстрела схимонахине Августе было 67 лет. Священномученик Сергий Мечев, иерей Память 6 января 29 декабря ст. На момент расстрела ему было 49 лет.
Фотокарточки исповедников Трудности почитания Новомучеников и исповедников Российских в настоящее время Митрополит Климент: Нужно активно повествовать о подвиге новомучеников и исповедников ХХ век в истории России ознаменован жестокими репрессиями Советской власти против собственных граждан. Людей карали за малейшее несогласие с коммунистической идеологией и за религиозные убеждения. Многие православные христиане стали жертвами большевиков, не отступив от своей веры. Новомученики и Исповедники Церкви Русской — сонм святых Русской Православной Церкви, принявших мученическую кончину за Христа или подвергшихся гонениям после Октябрьской революции 1917 года. Собор Новомучеников и Исповедников начал формироваться в 1989 году, когда был канонизирован первый святой — патриарх Тихон. Затем, по мере исследования биографий и других архивных документов, из года в год канонизировали несколько человек.
Среди Новомучеников и Исповедников есть священнослужители и миряне, люди разных профессий, званий и сословий, объединённые любовью к Богу и людям. Безбожная власть Христианство и коммунизм несовместимы. Их моральные нормы противоречат друг другу. Бог есть любовь, а не революционный террор. Церковь учила не убивать, не красть, не лгать, не творить кумиров, прощать врагов, чтить родителей. А большевики убивали невинных, сокрушали традиции предков, растаскивали чужое имущество, насиловали, воспевали блуд в ущерб семье, на место икон вешали портреты Ленина и Сталина.
С точки зрения христианина, строили Ад на земле. Легко представить, как такой лидер государства проявил себя в отношении Церкви, когда получил власть. Взрыв православной церкви, 1918 год Разграбление церкви, послереволюционные годы Только с началом Великой Отечественной войны репрессии священнослужителей сократили свой размах. Поскольку Советское правительство решило использовать Церковь для патриотической пропаганды. Открывались храмы. Прихожане под руководством священников собирали деньги для фронта.
За период 1941-43 г. Но война окончилась, и неблагодарная власть более не нуждалась в Церкви. С 1948 года начинаются новые аресты духовенства, которые продолжаются весь период с 1948 по 1953 год, и снова закрываются храмы. Судили быстро, расстреливали сразу Над священнослужителями и монахами не было длительных процессов. Их вина в глазах большевиков была бесспорной — религиозность, а лучшим доказательством преступления являлся крест на шее. Поэтому среди Новомучеников и Исповедников много тех, кто был убит на месте — там, где молился, там, где призвал Бога.
А причину могли найти любую. Он был расстрелян 31 октября 1917 года за организацию Крестного хода, на котором, как решили красногвардейцы, молился за победу белоказаков, защищавших Царское Село, но вынужденных отступить. На самом деле отец Иоанн и другие священнослужители хотели успокоить местных жителей, напуганных артиллерийским обстрелом, и возносили молитвы о мире. Вот как рассказывает о гибели священника очевидец: 25 января 1918 года в Киеве после большевистского погрома в Киево-Печерской Лавре, был убит митрополит Киевский и Галицкий Владимир Богоявленский. Его похитила и тут же расстреляла группа солдат. Фотография семьи императора Николая II 18 июля 1918 года в Алапаевске сбросили в шахту и забросали гранатами нескольких представителей Дома Романовых и близких к ним людей.
Русская православная церковь за границей канонизировала всех убитых под Алапаевском кроме управляющего Ф. Ремеза в лике мучеников. Русская православная церковь причислила к лику святых только двух из них — великую княгиню Елизавету Фёдоровну и инокиню Варвару, которые до казни вели монашескую жизнь. Елизавета Фёдоровна после смерти мужа от рук террористов основала Марфо-Мариинскую обитель милосердия, насельницы которой занимались лечением нуждающихся и благотворительностью. Там и была арестована. Елизавета Фёдоровна и инокиня Варвара Среди новомучеников есть дети.
Отрок Сергий Конев, воспитанник епископа Гермогена, считал Владыку дедушкой. После ареста и расстрела епископа мальчик сказал одноклассникам, что его дедушка пострадал за веру в Бога. Кто-то передал это красноармейцам. Те изрубили мальчика шашками. Часто на допросах чекисты старались добиться, чтобы человек признался в антисоветских высказываниях. Нужен был формальный повод для осуждения его как врага революции.
Поэтому заставляли подследственных клеветать друг на друга, фабриковали дела о контрреволюционных организациях. Верующие люди не желали свидетельствовать против ближних, за это они подвергались пыткам. Жития Новомучеников и Исповедников безупречны. Они помнили слова Евангелия: Доносчики и клеветники впоследствии не были канонизированы. В безвинности пострадавших от репрессий можно убедиться сразу. Священник Александр Соколов пострадал за то, что организовывал хождения с молебнами по окрестным сёлам.
По мнению следствия, он намеренно отвлекал колхозников от уборки урожая. За что и был расстрелян 17 февраля 1938 года на полигоне Бутово. Священник Василий Надеждин читал молодёжи Василия Великого, Иоанна Богослова, рассказывал о поездке в Дивеевский монастырь, за что был сослан в Соловецкий лагерь особого назначения, где заболел тифом и умер 19 февраля 1930 года. Священник Иоанн Покровский советовал местным школьникам молиться, чтобы уроки лучше запоминались. Один из учителей донёс на него. Обвинённый в религиозной пропаганде, священник был расстрелян 21 февраля 1938 года.
Кто-то пожалел о том, что больше не празднуют Рождество, кто-то принял у себя монахов и за это упокоился в братской могиле или пошёл по этапу на Север… Разумеется, были представители духовенства и миряне не только заявлявшие о своей вере, но и разоблачавшие Советскую власть. Эта критика была рождена христианскими убеждениями, которая не позволяла мириться с грабежами, насилием, разрухой, которые принесли большевики. Именно тогда Церковь показала, что она с народом, что священники, которых и в те времена социалисты обвиняли в стяжательстве, не стали обслугой новой власти, но обличили её. Священники сожалели о судьбах репрессированных христиан, носили им передачи, призывали молиться о спасении страны, объединяли прихожан утешительным словом, за что обвинялись в контрреволюционной деятельности. Фреска в храме с Новомучениками и Исповедниками Понадобилось немало усилий карательных органов, прежде чем остатки священнослужителей были загнаны под каблук государства.
Новомученики Новосибирские
Новомученикам и исповедникам Российским. На «СПАСе» есть огромная библиотека фильмов и проектов о мучениках гонений XX века. Смотрите многосерийный проект «Новомученик дня с Юрием Батуриным» в соцсетях и на сайте телеканала. СПЖ начинает цикл публикаций о новомучениках XX столетия. Новомученикам и исповедникам Российским. На «СПАСе» есть огромная библиотека фильмов и проектов о мучениках гонений XX века. Смотрите многосерийный проект «Новомученик дня с Юрием Батуриным» в соцсетях и на сайте телеканала.
Новомученики Российские
Открытые судебные процессы показали абсурдность обвинений и предвзятость судей. К таковым судебным процессам, например, можно отнести дело митрополита Вениамина Петроградского 1922 г. Вместе с ним перед судом предстали викарный епископ Венедикт, настоятели почти всех главных петроградских соборов, профессора Духовной академии, Богословского института и университета, студенты и просто миряне, всего — 86 человек. Им было предъявлено обвинение в сопротивлении изъятию церковных ценностей. Владыку Вениамина и еще 9 человек приговорили к расстрелу, остальных — к разным срокам заключения. Обвинение, по сути, было абсурдно, поскольку еще в начале 1922 г. Церковь в лице патриарха Тихона обратилась к верующим с призывом жертвовать на нужды голодающих любые церковные ценности, кроме тех, которые имеют богослужебное употребление: антиминсы, евхаристические сосуды и некоторые другие предметы.
Причем владыка Вениамин являлся активным сторонником помощи голодающим. Суд вынес обвинительный приговор, но с точки зрения пиара, как бы мы сейчас сказали, власти достигли обратного эффекта — общественность убедилась в несправедливости приговора. Что-то подобное происходит и сегодня. Власти зачем-то устраивают громкие показательные процессы над известными архиереями, например наместником Киево-Печерской лавры митрополитом Павлом или Банченским владыкой Лонгином. В последнем случае это вообще абсурд: преследовать под абсолютно надуманным предлогом человека, усыновившего 400 детей, отца сирот с тяжелыми заболеваниями, создателя нескольких монастырей, больниц, примера евангельского милосердия и доброты! А когда против монахов и детей-инвалидов власть направила отряд с автоматами наперевес и собаками — это было вообще показательное издевательство!
Весь мир увидел истинное лицо гонителей! Украинские власти опозорились донельзя и перед своим народом, и перед румынами, и перед международным сообществом в целом. И вряд ли инициаторы этого перформанса желали достигнуть подобного эффекта. Зачем им это? Может быть, дело в уровне интеллекта и отсутствии совести? Кто знает?
Отдельно следует упомянуть использование большевиками Обновленческой церкви в разрушении Церкви настоящей. О схожести этой организации и ПЦУ уже написано очень много. Схема та же: забрать у православных храмы, отдать обновленцам, а поскольку к обновленцам народ ходить не желает, то и получается, что к тем не ходят, потому что некуда, а к этим — потому что незачем. Но опыт большевистских гонений говорит о том, что власти не только поддерживали обновленцев, чтобы уничтожить Церковь, — они еще пытались устроить расколы в самой Церкви. После смерти в апреле 1925 г. В конечном итоге фактическим предстоятелем стал митрополит Сергий Страгородский , но его канонический статус был весьма экзотичен: заместитель патриаршего местоблюстителя.
Естественно, власти умело разжигали конфликты между его сторонниками и сторонниками его оппонентов, тем более что действия и решения митрополита Сергия были, мягко говоря, неоднозначными. Поддерживали то одну сторону, то другую и сеяли хаос в Церкви. В той или иной степени власти искушали практически всех архиереев, предлагая им относительную нормализацию жизни в обмен на компромиссы и сотрудничество. Это то, чего можно ожидать и от нынешних украинских властей: мы прекратим или ослабим гонения в обмен на то-то и то-то. Они будут предлагать эту сделку и искать архиереев, которые на нее согласятся. Например, станут поддерживать сторонников провозглашения автокефалии и одновременно тех немногих, кто продолжает ратовать за административное единство с РПЦ.
Способ этот апробирован уже много раз в истории: поддержать сторонников противоположных радикальных точек зрения и тем самым расшатать саму организацию. Наша же сила — в единстве! Третий период гонений Начало этого периода ознаменовалось принятием в 1929 г. Следом за ним в феврале 1930 г.
А в 1920-м, на тридцать шестом году жизни, он уже сам становится священником и назначается в университетскую церковь. Надо было обладать большим мужеством, чтобы принять на себя в то время заведомо мученический крест священнического служения. И мученичество не заставило себя долго ждать.
В первый раз отец Владимир был арестован в 1924 году по сфабрикованному ОГПУ делу о православных братствах. Занимаясь просветительской, миссионерской и благотворительной деятельностью, братства мешали властям в целенаправленном ослаблении и разрушении церкви. В этот раз отец Владимир пробыл в заключении недолго - чуть больше трех месяцев. Однако и свобода длилась недолго. Ровно через год, 15 февраля 1925 года, его вновь арестовывают - на сей раз вместе с группой выпускников Императорского Александровского лицея. В обвинении, предъявленном священнику Лозине-Лозинскому, говорится: "... Отцу Владимиру и еще тридцати трем заключенным, проходившим по этому делу, грозил расстрел.
Но в окончательном приговоре высшую меру наказания заменяют десятилетней ссылкой в Соловецкий лагерь. Из жития священномученика Владимира следует, что лагерную жизнь он принимал смиренно и безропотно, "покорясь велению Божьему", как писал он в одном из своих стихотворений. По воспоминаниям узников, отбывавших вместе с ним срок на Соловках, аристократизм породы, наклонностей и привычек не исчезал у отца Владимира даже тогда, "когда он отвешивал вонючую воблу" в продовольственном ларьке, разносил посылки или мыл управленческие уборные. Но врожденный такт и, главное, "светившаяся в нем глубокая любовь к человеку сглаживали внешние различия с окружающими". Он был "так воздушно светел, так легко добр, что казался воплощением безгрешной чистоты, которую ничто не может запятнать"... Через три года родственники отца Владимира добились смягчения приговора, и лагерное заключение было заменено пятилетней ссылкой в Сибирь. По возвращении из нее в 1933 году отец Владимир служит в Новгороде - и вновь совсем недолго.
Некий прихожанин кафедрального Михайло-Архангельского собора, где с 1935 года Лозина-Лозинский был настоятелем, признал на допросе, что является организатором контрреволюционной группы, и в числе ее членов назвал отца Владимира. Материалы архивного дела свидетельствуют: несмотря на жесткое давление следователей, отец Владимир не признал себя виновным, не подтвердил существование этой контрреволюционной группы и никого не оговорил. И единственный из всех, проходящих по этому делу, был приговорен к расстрелу. Отец Владимир был расстрелян 26 декабря 1937 года в Новгороде. Место его захоронения Господь оставил сокровенным... Материалы к канонизации священномученика Владимира собирали в архивах Петербурга и Новгорода члены православной общины, возрожденной в Университете почти десять лет назад. В помещении главной университетской церкви сейчас размещается музей, поэтому литургии служатся здесь пока нечасто.
Зато молебны и панихиды бывают постоянно, совершаются таинства крещения и венчания. Есть община и в Петергофском учебно-научном комплексе Университета. Богослужения проходят в небольшой часовенке - по сути комнате, специально выделенной в одном из зданий под церковь. Но уже согласованы предпроектные предложения по строительству на территории комплекса храма в честь святых новомучеников российских - питомцев Университета...
В 1948 году всего 11827 священников и диаконов[3]. Их столько по той причине, что в период войны открылись тысячи храмов.
Следовательно, в конце 30-х действующих священников было как минимум в два раза меньше, но уж точно не 165 тысяч. Тут главный вопрос: где список репрессированных? Почему не все 165 тысяч являются новомучениками? Отдельные попы признали подлог. Игумен Дамаскин Орловский утверждает: «К сожалению, точных цифр пострадавших в этот период времени нет, не приводит их и правительственная Комиссия при Президенте РФ по реабилитации жертв политических репрессий, ограничившись всего лишь обобщенными подсчетами, подготовленными Православным Свято-Тихоновским богословским институтом»[4]. Интересно получилось.
Комиссия по реабилитации вместо того, чтобы изучить вопрос, просто обратилась к РПЦ, а там выдали такую цифру, какую захотели, не основываясь ни на чем. Проверять это не стали. Научный подход Александра Яковлева. Ведь их полно, нужно как-то доказать «мученическую смерть». Хотя понятие «доказать» у РПЦ несколько извращенное. Оно заключается в том, чтобы сочинить легенду и пересказывать ее лицам, которые заранее относятся некритически к любым изречениям попов.
Итак, Сильвестр — противник советской власти. Сразу же после принятия декрета об отделении церкви от государства он объявил о начале крестных ходов, где проклиналась новая власть. Затем он присоединился к белому движению, не подтверждая библейский тезис, что всякая власть от бога. Поп подчинялся Колчаку. На территории, которую контролировал в ту пору Колчак, декрет об отделении церкви от государства отменен. Сильвестр был покровителем дружины святого креста — добровольческого батальона.
То есть Сильвестр — участник гражданской войны, агитатор.
Митрополит вышел, попрощался с келейником, его увели одного, не пустив келейника дальше ворот. Послышались выстрелы...
Владыка Владимир Богоявленский не был первым «церковником», погибшим от рук новой власти: уже 31 октября 1917-го, через шесть дней после переворота, в Царском Селе отряд красногвардейцев убил протоиерея Иоанна Кочурова, были и другие жертвы в других местах. Но это убийство стало знаковым: митрополит Владимир был почетным председателем Поместного собора, да и вообще одним из известнейших иерархов Русской Церкви. Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, так отозвался об этом событии: «Конечно, судя по-человечески, ужасною кажется эта кончина, но нет ничего напрасного в путях Промысла Божия, и мы глубоко верим, что эта мученическая кончина владыки Владимира была не только очищением вольных и невольных грехов его, которые неизбежны у каждого, плоть носящего, но и жертвою благовонною во очищение грехов великой матушки-России».
В апреле 1918-го, когда окончательно стало ясно, что речь идет не об отдельных инцидентах, но о войне новой власти с Церковью, да и с собственным народом, Поместный собор учредил «ежегодное помин о вение в день 25 января или в следующий за сим воскресный день всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников». Можно сказать, что Православная Церковь оказалась совершенно не готовой к грозным событиям 1917 года, — впрочем, кто тогда был к ним готов? Вековые устои распадались, и для многих простых людей, когда не стало царя, — не стало и Бога.
Генерал А. Деникин вспоминал, как после Февральской революции одна из стрелковых рот на фронте оборудовала церковь себе под казарму, а в алтаре сделала отхожее место — и ни один человек не возмутился. Как это могло быть, тем более на фронте, где смерть была совсем рядом?
Неужели все они в один день стали ярыми атеистами? Скорее, таких нашлось двое-трое человек, а остальные просто остались безразличными, не решились возразить наглецам. Нечто подобное происходило в те месяцы и в масштабах всей страны: агрессивное меньшинство навязывало свою волю пассивному большинству.
И Церковь, казалось бы, не могла найти себе место в столь быстро менявшейся обстановке, ничего не могла противопоставить такому натиску революционеров. Но одно, по крайней мере, оставалось неизменным: возможность умереть за Христа. Этого слишком мало?
Да, кто-то ведь брал в руки оружие и шел сражаться с большевиками, а кто-то всего лишь становился их мишенью... Всего лишь? Но не так ли выстояла и победила Церковь в первые века своего существования, когда ее гнали и преследовали римские власти?
И по сходству с теми, древними христианами, убитых в XX веке назвали новомучениками. Здесь, правда, есть одно существенное отличие.
Христианские Новомученики и история России в XX столетии
В базе представлены сведения о священнослужителях и мирянах, пострадавших за веру в годы советской власти, и признанных новомучениками и исповедниками российскими ХХ века. XX век для России явился эпохой мучеников и исповедников. Русская Церковь пережила беспрецедентные гонения, воздвигнутые богоборцами на веру Христову. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Церкви Русской постановлением Священного Синода от 26 декабря 2002 года для общецерковного почитания. Новомученики Российские — Собор святых новомучеников и исповедников российских — российские святые, принявшие мученическую кончину за Христа или подвергшиеся гонениям после Октябрьской революции 1917 года; название праздника в их честь. Настоятель храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Бутове протоиерей Кирилл Каледа дал интервью порталу В Санкт-Петербурге открылась выставка «Русская Голгофа», посвященная подвигу новомучеников и исповедников Российских.
Новомученики и исповедники Церкви Русской
Полный текст житий опубликован в книге «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века, составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Особенности подвига и прославления новомучеников российских. В честь мучеников ХХ века будут строить храмы и составлять церковные службы, называть новые улицы и снимать кинофильмы. Новомученики ХХI века: смерть за веру.
Смоленские новомученики и исповедники церкви русской (ХХ век)
Тропарь, кондак, величание священноисповеднику Российскому XX века. Отличительными особенностями истории Русской Православной Церкви и других конфессий в СССР в XX веке были ожесточенные гонения со стороны безбожных властей и мужественное стояние за Веру Христову целого сонма новомучеников и исповедников. Официальный сайт Новосибирской Митрополии Русской Православной Церкви По благословению Митрополита Новосибирского и Бердского НИКОДИМА.
Новомученики и исповедники российские
Подобно им миллионы других, не прославленных во святых, но известных Богу страстотерпцев были убиты советской властью за их мнимое или реальное сочувствие царской власти, а также за дворянское, купеческое или «кулацкое» происхождение. Других отправляли на смерть, когда они отказывались написать донос и отречься от своего ближнего: от своего знакомого или своего приходского священника. А были и такие христиане, которые, ради сохранения своей жизни, соглашались написать донос на своего ближнего. Казалось бы, Христа они не предавали? Но они предавали свою христианскую совесть. И порой получалось так, что подвижники умирали, а предатели оставались в живых и разлагали Церковь.
В этом — зловещая сторона советских гонений, та изворотливость, с которой диавол действовал против Церкви руками советских безбожных гонителей. Помолимся же Богу об упокоении всех, кто не выдержал тех страшных испытаний и предал своих ближних. И поклонимся тем чадам Русской Церкви, которые сохранили себя. Кто-то из этих новомучеников, исповедников и страстотерпцев был при этом примером мужества и мудрости. И святые Царственные страстотерпцы.
Более подробно о некоторых новомучениках можно прочитать здесь. Быть может, Вы уже прихожанин нашего храма, и наш дружный приход стал и Вашей семьей.
Приняв в 1909 году монашеский постриг, он до 1912 года продолжал подвизаться в пустыни. В 1912 году монаха Владимира перевели в Свято-Троицкую Сергиеву лавру, где он пребывал до ее закрытия в 1921 году.
В 1920 году монах Владимир был рукоположен во иеродиакона. После закрытия лавры иеродиакон Владимир был определен на служение в церковь села Клушина Смоленской губернии. В начале 1921 года власти закрыли этот храм, и в апреле иеродиакон Владимир был назначен в храм великомученика Димитрия Солунского в селе Шиманово Можайского района Московской области. В 1930 году иеродиакон Владимир был рукоположен во иеромонаха.
В 1936 году он был уволен с должности счетовода и служил в храме вплоть до ареста. Архимандрит Владимир был арестован 27 февраля 1938 года и во время следствия содержался в Можайской тюрьме. На первом допросе, состоявшемся 2 марта, следователь подробно расспросил отца Владимира о его жизни до и после революции 1917 года.
Мы старались найти для каждого из них ссылки в интернете и в литературе.
Нас интересовали их жизнеописания, иконы, молитвы, связанные с ними события. В конце 2000 года начал распространяться Православный церковный календарь 2001, изданный во Владимирской епархии по благословению Высокопреосвященнейшего архиепископа Евлогия. В этот календарь внесены имена всех святых, прославленных на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 года. Православный церковный календарь.
Поэтому на них ставят кресты, символ молитвы. Мы молимся о них, они молятся о нас. Возвращенные имена, незабытые могилы. Земля Вятлага становится Полем Памяти.
Находился в лагпунктах Комендантский, спецлагпункте Вятлага. Умер 20.
Новомученики российские. Церковная мифология XX века
История о смерти Архиепископа Сильвестра — пример того, как в РПЦ сочиняют биографии так называемых новомучеников. Новомученики ХХI века: смерть за веру. Церковная мифология XX века. Гонения — одна из любимых тем постсоветских церковников, этим оправдывается любой беспредел со стороны РПЦ. СПЖ начинает цикл публикаций о новомучениках XX столетия. admin Новости "Новомученики", изъятие святынь, Россия-моя история. Новомученики и исповедники Российские.