Искусствовед и писательница Нина Молева умерла в возрасте 98 лет. При жизни она со своим супругом Элием Белютным завещали президенту России Владимиру Путину коллекцию картин на 2 млрд долларов, сообщает РБК. Нина Молева — автор монографий о русских живописцах Иване Никитине, Федоре Рокотове, Дмитрии Левицком и других.
Завещала картины на 2 миллиарда долларов Путину. Кто такая Нина Молева и откуда у нее коллекция?
С 1950 года она работала консультантом по искусству отдела культуры ЦК партии издательского комплекса «Правда». В 1958—1964 годах преподавала на Высших литературных курсах при Союзе писателей СССР, вела курс психологии создания и восприятия художественного произведения. Читала лекции за рубежом — в Варшаве, Париже, Милане и других городах. В 1975 году создала и вела до 1989-го Театр сценического рассказа совместно с актерами Малого театра. Ранее сообщалось, что в России первый выпуск NFT-токенов на фрески мастерской Рафаэля из собрания Государственного Эрмитажа оказался востребованными.
Тогда с этим связываться не стали, и она решила, что хочет подарить, завещать эту коллекцию государству. В общем-то, сейчас, когда она умерла и все вспомнили, что завещание-то на Владимира Путина, и в этом-то вся загвоздка, потому что это юридически обязывающий акт.
Администрация президента должна решать, что с этим делать». От коллекции Белютина отказался также Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина. Несмотря даже на то, что о собрании в 1990-х была пара высоких отзывов со стороны зарубежных специалистов. Известный французский независимый эксперт в области старой живописи Эрик Тюркен сказал, что в Белютинской коллекции есть десяток более или менее интересных картин. Но реальной экспертизы так и не было, отмечает директор галереи «Элизиум» Марина Молчанова: — По-настоящему коллекцию никто не изучал. Она не проходила никаких исследований, сказать, что там на самом деле, на сегодняшний день, наверное, все-таки преждевременно.
К ней приходили в разные годы из-за рубежа, о ней писали, например, во французских ежедневниках. Приходили какие-то специалисты из аукционных домов и говорили о том, что там, конечно, не миллиарды, но несколько сотен миллионов долларов может быть. Но исследования как такового, соответствуют эти произведения музейному уровню, представляют они какую-то историческую или музейную ценность, в настоящий момент нет данных никаких. Она сама атрибутировала эти вещи.
Об атмосфере таинственности, окружавшей дом, вспоминал и художник Владимир Янкилевский, бывавший у Белютина, но, что удивительнее, не было информации и о самих вещах, а ведь в тесном кругу московских коллекционеров советского времени хорошо знали цену собраниям друг друга. Знали уровень крупных частных коллекций и музейные специалисты — но не работ, хранившихся в квартире Белютина — Молевой. Даже сейчас мы можем судить о домашней картинной галерее только на основании противоречивых отрывочных впечатлений и оценок тех, кто когда-то видел собрание.
В начале 1990 годов крупнейший независимый эксперт в области старой живописи Эрик Тюркен посещал Москву по просьбе одного аукциониста и видел коллекцию: по его мнению, в ней есть десяток более или менее интересных картин. В 1992 году итальянский издатель Спирали выпустил каталог собрания Белютина, назвав его «одной из самых прекрасных частных коллекций Европы». Московский специалист, отвечая на вопросы журнала, сообщил, что никто по-настоящему коллекцию не изучал и она не проходила исследования в инфракрасных лучах, а без этого не может быть и речи о подтверждении подлинности работ. Нина Молева, известный искусствовед, написала книгу «В саду времен» с подзаголовком «150 лет фамильной коллекции Элия Белютина», которая читается как увлекательный исторический роман и включает в себя составленные самой Молевой атрибуции вещей из собрания. Периодически возникали слухи о том, что на коллекцию претендуют крупнейшие российские музеи, однако ГМИИ им. Пушкина от предложения Нины Молевой принять коллекцию отказался. По словам хранителя коллекции итальянской живописи, ведущего сотрудника отдела старых мастеров музея доктора искусствоведения Виктории Марковой впервые увидевшей каталог собрания Белютина еще в 1974 году в Италии, где он был опубликован , «в коллекции не оказалось практически ни одного из заявленных владельцами коллекции громких имен, а многие произведения вообще не соответствуют музейному уровню и не представляют никакой исторической и музейной ценности».
Проявил осмотрительность и Юрий Лужков, когда в бытность свою мэром Москвы отклонил предложение владельцев передать коллекцию в дар городу. Видимо, консультанты градоначальника здраво оценили все положительные и отрицательные стороны такого подарка. Сегодня любой серьезный российский коллекционер, пополняющий свое собрание, поинтересуется и именем, и репутацией эксперта, и провенансом вещи: громкие скандалы с подделками произведений искусства научили осторожности. Тем не менее о том, будет ли в отношении коллекции Белютина организовано полноценное комплексное искусствоведческое и технологическое исследование, ничего не слышно. Пушкина, где представлены эталонные произведения как раз тех авторов, которые, по словам владелицы, присутствуют в коллекции Белютина. Вопрос остается открытым.
С 1936 по 1942 год Молева была участницей и ведущей торжественных майских и октябрьских концертов в Большом театре, правительственных концертов в Кремле. Присутствовавший на одном из первых выступлений Иосиф Сталин назвал ее "символом русской девочки". В годы Великой Отечественной войны служила санитаркой, затем была назначена заместителем начальника театрально-зрелищной бригады. Она была выполнена под руководством академика Игоря Грабаря. В 1950 году стала консультантом по искусству отдела культуры ЦК партии, издательского комплекса "Правда". В конце 1960-х годов читала курс лекций о русской и славянских культурах в Варшаве, Париже, Милане, преподавала в университетах Швейцарии. В 1975 году создала и вела до 1989 года Театр сценического рассказа совместно с актерами Малого театра Михаилом Царевым, Еленой Гоголевой, Эдуардом Марцевичем и другими, певцами Большого театра и музыкантами Московской консерватории. Личная жизнь Нина Молева считала, что ее личная жизнь сложилась удачно. В 1949 году она обвенчалась с художником-авангардистом Элием Белютиным, а через шесть лет, в 1955-м, вышла за него замуж.
Единственная моя! Все наши годы ты была моим мотором.
Искусствовед Молева, завещавшая Путину картины на $2 млрд, ушла из жизни
Как ни странно, экспонаты из этой частной коллекции не участвовали в больших музейных выставках. Это не значит, что эти работы никто не видел. Но в результате все обсуждения собрания сводятся к рассказам "очевидцев". Элий Белютин дает автографы посетителям выставки в Манеже, 1990 год. Например, художник Владимир Янкилевский, поэт Генрих Сапгир. Жена Генриха Сапгира Кира вспоминала: "Для Москвы того времени было несколько странно слышать открытое хвастовство коллекцией: вот Тинторетто, а вот Тициан, тут у нас Рубенс и так далее. Картины у них висели везде, даже на потолке. Они жили тогда где-то недалеко от Маяковки в странном большом сером доходном доме в полуподвальной квартире. Все задавали себе вопрос о происхождении коллекции, но никто не осмеливался произнести его вслух. Все заведомо знали, что любой ответ будет враньем.
Как только кто-то заводил разговоры о политике, хозяева их тут же пресекали. Супруги Белютин и Молева производили впечатление профессионалов, которые хотят выглядеть любителями". Среди посетителей были зарубежные независимые эксперты, в частности, известный знаток старой живописи Эрик Тюркен посещал Москву в начале 1990-х. По просьбе одного аукциониста он посмотрел коллекцию.
Меня пригласили в квартиру, чтобы рассказать о коллекции". По словам Боде, "картины были складированы в хаотичном порядке, лежали стопками, висели на стенах, были плохо освещены". Я сказал, что это удивительно, что такие картины висят в музеях, на что Белютин мне сказал: - В музеях висят вторые-третьи копии, а у меня - оригиналы", - пересказал критик разговор. Однако, по мнению Боде, это было лишь оценка самого Белютина.
Реалии»; Кавказ. Реалии; Крым. НЕТ»; Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения «Альянс врачей»; Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10. Минина и Д. Кушкуль г.
Их совместный вклад в исследование и продвижение русского искусства оказал значительное влияние на художественное сообщество. Ранее 78.
Скончалась искусствовед Молева, завещавшая Путину картины на миллионы долларов
Известен также по ряду трудов по искусствоведению, которые написал в соавторстве со своей женой, искусствоведом Ниной Молевой. Искусствовед Нина Молева завещала свою коллекцию живописи президенту страны, однако эксперты сомневаются, что она дойдет до адресата. На 99 году жизни скончалась известный искусствовед, писатель, историк Нина Михайловна Молева.
А был ли Тициан? Что за коллекцию завещали России Нина Молева и ее супруг
Молева была владелицей уникального собрания картин, которую оценивается в десятки миллионов долларов. Нина Молева родилась 5 декабря 1925 года. Она была автором более 120 работ о русских живописцах Иване Никитине, Федоре Рокотове, Дмитрии Левицком, Владимире Боровиковском, Павле Чистякове, Константине Коровине, а также исследований по истории русского и зарубежного искусства. Сохрани номер URA.
Такое мнение он высказал в беседе с ТАСС, рассказав, что бывал в ее квартире и видел собрание полотен. Молева умерла в возрасте 98 лет, она была членом Союза писателей и Союза художников России, автором монографий об отечественных живописцах и книг о древней московской архитектуре. В 2013 году она завещала ее президенту Владимиру Путину как юридическому представителю России.
Ни я, ни мало-мальски уважающий себя искусствовед не верит в то, что у картин была какая-то ценность, - сказал Боде.
Элий Белютин скончался 27 февраля 2012 года. Вдова Нина Молева унаследовала его коллекцию. Она хотела завещать её России.
Однако, по словам самой хозяйки, выяснилось, что в нашей стране по закону завещать что-то можно только физическому лицу или учреждению, но не государству. С подобной правовой коллизией, с невозможностью завещать свое наследие "всем", столкнулся во время оно еще Лев Николаевич Толстой. Нина Молева решила затруднение просто. В апреле 2013 года она передала коллекцию в дар по завещанию президенту Владимиру Путину как юридическому представителю России.
Казалось бы, сейчас, отдав дань уважения бескорыстной пожилой даме, можно лишь порадоваться тому, какая роскошная коллекция артефактов поступила в распоряжение нашего государства. Но есть нюансы, которые тоже не укрылись от прессы.
Умерла искусствовед Молева, завещавшая Путину картины на миллиарды долларов 11:13, 14. Однако выяснилось, что получателем может быть только физическое лицо, после чего завещание решили составить на Путина Искусствовед и писательница Нина Молева умерла в возрасте 98 лет. Нина Молева была членом Союза писателей и Союза художников России.
Скончалась завещавшая Путину полотна на 2 млрд долларов искусствовед Молева
Недавно пресса сообщила о смерти искусствоведа, историка и писателя Нины Молевой. Арт-критик Михаил Боде сомневается, что у умершей 11 февраля писательницы и искусствоведа Нины Молевой могла быть коллекция картин, которую можно оценить в миллионы долларов. На этой неделе стало известно, что на 99-ом году умерла Нина Михайловна Молева. В Москве умерла искусствовед и вдова художника и коллекционера живописи Элия Белютина Нина Молева. Нина Молева после смерти мужа вступила в права наследования коллекции и в 2013 году она завещала всё в дар президенту Владимиру Путину как юридическому представителю России.
Владимир Путин получит наследство в виде коллекции картин стоимостью $2 млрд
Картины принадлежали Молевой и ее мужу — Элию Белютину, умершему в 2012 году, они были получены от предков Белютина. По оценке мировых экспертов, собрание картин стоит два миллиарда долларов. Сама Молева рассказывала, что начало коллекции положил дедушка ее мужа Иван Гринев, работавший художником императорского театра. В советские годы в его квартире была коммуналка, картины были спрятаны. В 1968-м часть квартиры вернули прежним хозяевам, и тогда Белютин и Молева обнаружили это собрание.
Женщина ушла из жизни 11 февраля 2024 года. Она завещала уникальную коллекцию предметов искусства, которую хранила, президенту РФ Владимиру Путину.
Мужем Нины Молевой был художник и теоретик искусства Элий Белютин. Его дед Иван Гринёв, который работал художником в московской конторе императорских театров, начал собирать коллекцию предметов искусства ещё в XIX веке. За 43 года он сформировал целый музей.
Белютин и Молева — выходцы из особенных семей. Ещё интереснее генеалогия художника Элия Белютина. Львиная доля коллекции принадлежала его семье. Его дед служил художником московской конторы императорских театров.
Он создавал декорации в Большом и Малом театрах, получал огромные деньги и ездил в Западную Европу, где на аукционах покупал произведения искусства. Его единственная дочь вышла замуж за итальянца Микеле Белуччи — сына оперного дирижёра. Итальянские члены семьи начали пополнять семейный музей. Новоиспечённый свёкор подарил на свадьбу молодожёнам "Мадонну с младенцем и Иоанном Крестителем". Вскоре после свадьбы семья переехала в Москву, ассимилировалась. Микеле Белуччи получил советский паспорт на имя Михаила Павловича Белютина, занимался литературной работой. В 1919 году произведения искусства он спрятал на чердаке дома во 2-м Красносельском переулке, где они жили.
Спустя восемь лет Микеле-Михаил попал под маховик репрессий и был расстрелян. Причём дочь княжны, прекрасно зная, какое богатство хранится у неё над головой, не продала ни одной вещи из коллекции. Через голод, лишения гражданской войны и Великой Отечественной она пронесла свою тайну. Я спрашивала её потом: "Мария Никитична, ведь вы остались без профессии, без средств к существованию, с девочкой на руках, неужели вам не пришло в голову что-то продать? После двадцатилетнего заточения коллекцию атрибутировал друг их семьи — профессор-искусствовед Алексей Рыбников. Он снова натягивал холсты на подрамники и буквально вытирал пыль с фарфоровых статуэток эпохи барокко. Через неё художник-авангардист и единственный наследник коллекции постепенно перенёс все экспонаты домой.
А жили они неплохо — в пятикомнатной квартире Нины Молевой, доставшейся ей по наследству.
С 1955 г. Супруги владели коллекцией живописи, в которую в том числе входили картины Леонардо да Винчи, Микеланджело, Диего Веласкеса и др. В 2015 г. Молева завещала коллекцию России «в лице ее юридического представителя» — президента РФ Владимира Путина, отмечала газета.
Завещала картины на 2 миллиарда долларов Путину. Кто такая Нина Молева и откуда у нее коллекция?
В возрасте 98 лет из жизни ушла писательница, историк, искусствовед Нина Молева. Об этом трагическом событии со ссылкой на представителей Министерства культуры РФ сообщили корреспонденты РИА "Новости". Известная в России писательница и искусствовед Нина Молева умерла на 99 году жизни. Информацию сообщает РИА Новости со ссылкой на Минкультуры РФ. Выдающийся искусствовед и писательница Нина Молева скончалась в возрасте 98 лет. Эту информацию 13 февраля распространила пресс-служба министерства культуры Российской Федерации, сообщает РИА Новости. Российский искусствовед Нина Молева, завещавшая свою коллекцию картин стоимостью в 2 млрд долларов Владимиру Путину, скончалась в Москве на 99 году жизни. Писатель и искусствовед, доктор исторических наук Нина Молева ушла из жизни в возрасте 98 лет. Искусствовед и писательница Нина Молева ушла из жизни в возрасте 98 лет.
Ушла из жизни искусствовед Нина Молева, которая завещала Путину картины на $2 млрд
На этой неделе стало известно, что на 99-ом году умерла Нина Михайловна Молева. Российский искусствовед и писатель Нина Молева скончалась, завещав свою огромную коллекцию картин президенту России. Статья автора «Царьград» в Дзене: В Москве скончалась искусствовед и писательница Нина Молева. Арт-критик Михаил Боде сомневается, что у умершей 11 февраля писательницы и искусствоведа Нины Молевой могла быть коллекция картин, которую можно оценить в миллионы долларов. В действительности Нина Молева приходится внучатой племянницей театральному актёру и режиссёру Владимиру Тезавровскому (1880—1955) — мужу Евгении Бовшек, сестры жены Сигизмунда Кржижановского Анны Гавриловны Бовшек[39]. Элий Михайлович стал основоположником течения «Новая реальность» и создал теорию всеобщей контактности, которую отчасти популяризировала Нина Михайловна Молева в своих искусствоведческих работах.
В Москве на 99-м году жизни умерла искусствовед Нина Молева
Нина Михайловна, к счастью, таких критиков не слушала. Она написала более 120 книг и уж не знаю сколько статей и газетных заметок, нарисовав поражающий разнообразием портрет большой русской культуры. Она писала отнюдь не только об известных художниках, как можно судить по свежим некрологам. Она повествовала о малоизвестных эпохах и совсем неизвестных героях. Культура и искусство родной страны представали в ее книгах настоящими, яркими и разнообразными, вырывавшимися из общепринятых схем и стереотипов.
Нина Молева рассказывала в своих книгах и статьях, например, о музыкальных вечерах и библиотеках в домах просвещенных москвичей XVII века, о модах, научных занятиях. И, конечно, о дворянских и литературных гнездах, о борьбе идей и воззрений, о придворных интригах и любовных историях. В общем, о живой жизни и живой культуре. А в живой жизни самой Нины Михайловны была одна нескончаемая история, которая не отпускала ее до самых последних лет.
Это была история борьбы за сохранение культурного наследия. С самого начала, с 1966 года, Нина Михайловна Молева была членом Президиума Совета Московского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.
Сама Молева рассказывала, что начало коллекции положил дедушка ее мужа Иван Гринев, работавший художником императорского театра. В советские годы в его квартире была коммуналка, картины были спрятаны. В 1968-м часть квартиры вернули прежним хозяевам, и тогда Белютин и Молева обнаружили это собрание. Завещать картины России искусствовед с мужем решили еще в 1990-х годах. Но после смерти Белютина выяснилось, что коллекцию нельзя завещать стране, это может быть только физическое лицо или учреждение.
В 2015 году она сообщила, что завещает всю свою коллекцию президенту России Владимиру Путину. Молева была супругой художника Элия Белютина, который скончался еще в 2012 году. По оценкам мировых экспертов, собрание может стоить около двух миллиардов долларов.
В свое время Пушкинский музей не стал принимать в дар "сокровища" Белютина, ответил отказом художнику-авангардисту и Юрий Лужков. Нина Молева известна в качестве писательницы. На ее счету более 120 книг, среди которых произведения о художниках Иване Никитине, Федоре Рокотове, Дмитрии Левицком и других. Фото Нины Молевой и кадры из ее квартиры - в нашем репортаже.
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
На 99-м году жизни умерла писательница, историк, искусствовед Нина Молева. Эту информацию РИА «Новости» подтвердили в пресс-службе Минкультуры РФ. На 99-м году жизни умерла писательница, историк, искусствовед Нина Молева. Эту информацию РИА «Новости» подтвердили в пресс-службе Минкультуры РФ. С самого начала, с 1966 года, Нина Михайловна Молева была членом Президиума Совета Московского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. СМИ выяснили подробности о завещании писателя и искусствоведа Нины Молевой. Искусствовед Нина Молева завещала свою коллекцию живописи президенту страны, однако эксперты сомневаются, что она дойдет до адресата.