Если избирательный бюллетень испорчен, Вам будет выдан другой. избирательный бюллетень — последние новости сегодня на избирательный бюллетень — все самые свежие новости по теме. Если в избирательный бюллетень было включено более двух зарегистрированных кандидатов и ни один из них не был избран высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, назначается повторное голосование по двум зарегистрированным кандидатам, получившим. Следовательно, демонстрация заполненного избирательного бюллетеня может быть расценена как предвыборная агитация. Передача избирательных бюллетеней членам участковой избирательной комиссии для выдачи их избирателям.
Коротко о выборах
Перед перемещением избирательных бюллетеней из переносного ящика для голосования члены участковой избирательной комиссии демонстрируют присутствующим лицам, что используемый сейф-пакет является пустым. На избирательном участке, на котором ожидается значительное число избирателей, имеющих открепительные удостоверения, количество избирательных бюллетеней может быть увеличено решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации. Заполнив бюллетень, избиратель достает его из папки-трафарета и опускает в ящик для голосования. Избиратель, который не может самостоя-тельно расписаться в получении изби-рательного бюллетеня или заполнить избирательный бюллетень, вправе восполь-зоваться для этого помощью другого изби-рателя, не являющегося членом избиратель-ной комиссии.
Что будет, если испортить бюллетень на выборах?
Соответственно, проголосовали вы или нет, испортили бюллетень нехорошими словами или рисунками, он все равно остается собственностью государства, и, пытаясь утащить его с избирательного участка, вы тащите государственную собственность. В случае если избиратель не может расписаться в получении избирательного бюллетеня или заполнить избирательный бюллетень самостоятельно, он может воспользоваться помощью другого лица. На избирательном участке опустить бюллетень можно только в урну для голосования. Соответственно, проголосовали вы или нет, испортили бюллетень нехорошими словами или рисунками, он все равно остается собственностью государства, и, пытаясь утащить его с избирательного участка, вы тащите государственную собственность. Испорченный бюллетень (порванный, с рисунками) — это бюллетень, в котором действия избирателя неясны и который не может быть учтен при подсчете голосов (будет погашен). По каждому избирательному участку количество избирательных бюллетеней, передаваемых в участковую избирательную комиссию, не может превышать более чем на 0,5 процента (но не менее чем на два бюллетеня) число избирателей, зарегистрированных на данном.
Ответы на вопросы Викторины
Соответственно, проголосовали вы или нет, испортили бюллетень нехорошими словами или рисунками, он все равно остается собственностью государства, и, пытаясь утащить его с избирательного участка, вы тащите государственную собственность. Перед перемещением избирательных бюллетеней из переносного ящика для голосования члены участковой избирательной комиссии демонстрируют присутствующим лицам, что используемый сейф-пакет является пустым. Передача избирательных бюллетеней членам участковой избирательной комиссии для выдачи их избирателям. По каждому избирательному участку количество избирательных бюллетеней, передаваемых в участковую избирательную комиссию, не может превышать более чем на 0,5 процента (но не менее чем на два бюллетеня) число избирателей, зарегистрированных на данном. Соответственно, проголосовали вы или нет, испортили бюллетень нехорошими словами или рисунками, он все равно остается собственностью государства, и, пытаясь утащить его с избирательного участка, вы тащите государственную собственность. Избирательный бюллетень заполняется избирателем в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц.
С какого возраста можно принимать участие в голосовании?
решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов, если эти нарушения должны были быть очевидны для избирательной комиссии при надлежащем исполнении ею своих обязанностей и не были известны или не могли быть известны. Если Вы вследствие инвалидности или по состоянию здоровья не можете самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня или заполнить избирательный бюллетень, Вы вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя. Выборы президента в 2024 году: где голосовать и как правильно заполнить бюллетень.
муниципального образования город-герой Новороссийск
Для участия в голосовании избиратель получает избирательный бюллетень. Избирательный бюллетень выдаётся избирателю, включенному в список избирателей, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Текст избирательного бюллетеня размещен на одной странице и содержит сведения о зарегистрированных кандидатах, фамилии которых располагаются в алфавитном порядке. Сверху листа указывается информация о порядке заполнения избирательного бюллетеня и о том, какой бюллетень считается недействительным.
В них действительно не содержится прямого запрета и, соответственно, «несун» полагает, что в данном случае работает принцип «что не запрещено, то разрешено». Милиция же, не зная, что делать, поступает как в старом детском анекдоте: «А я вам щас всем морду набью! А если подумать?
Давайте на время забудем про упомянутый нами 67 Закон и порассуждаем. Кто является собственником бюллетеней? Государство, которое заказывает и оплачивает изготовление бюллетеней. Для чего служит бюллетень? Для реализации права на выражение своей воли. При голосовании государство в лице избиркомов передает вам бюллетень в собственность дарит, продает, на что-то меняет и пр.
В пользование.
Необходимым условием для признания выборов недействительными в судебном порядке является установление невозможности с достоверностью определить волеизъявление избирателей на состоявшихся выборах в результате допущенных нарушений. Доводы заявителя о том, что исключение его фамилии из бюллетеней для голосования привело к нарушению прав избирателей, которые не смогли правильно определиться в том, как им следует поступить в этой ситуации, правильно оценены судом как не являющиеся достаточным основанием для признания выборов недействительными [19]. Бюллетени как единственные официальные документы, посредством которых реализуется право голосовать, несомненно, все имеют равную юридическую силу. Однако избирательные бюллетени, использованные при досрочном голосовании, являясь действительными с точки зрения закона, заполненные в установленном порядке и сохраненные с соблюдением тайны голосования до момента подсчета голосов, могут быть признаны недействительными при изменении некоторых обстоятельств, о которых не могло быть известно в момент их заполнения досрочно голосующим избирателем. Преимущество в такой ситуации будут, несомненно, иметь избирательные бюллетени, заполненные в день голосования. Так, в судебной практики встречалось дело, в котором за- явитель проголосовал досрочно за кандидата, впоследствии вычеркнутого из списков кандидатов в депутаты Законодательной Думы Хабаровского края. Бюллетень заявителя был признан недействительным. Суд правильно указал в решении на то, что в Федеральном законе об основных гарантиях избирательных прав не содержатся нормы, предусматривающие предоставление для избирателей, проголосовавших досрочно, избирательных бюллетеней с изменениями, внесенными в них после проведения досрочного голосования. В соответствии с п.
Поскольку заявитель проголосовал за кандидата в депутаты, который впоследствии был снят с регистрации, то его избирательный бюллетень обоснованно признан недействительным. Представляет интерес толкование оценочного понятия «сомнения в определении волеизъявления избирателя», которое используется в п. Избирательные бюллетени должны признаваться действительными, даже если весь бюллетень исписан словами, надписями, кроме оставшихся пустых квадратов разумеется, в одном квадрате отметка все же должна быть. Следует также указать, что при таком волеизъявлении избирателя бюллетень не может быть признан и бюллетенем неустановленной формы вследствие того, что к таким бюллетеням закон относит избирательные бюллетени, которые не изготовлены официально или не заверены избирательной комиссией. В частности, ч. Вид отметки, которая может быть поставлена в бюллетене, следуя букве закона, не влияет на действительность бюллетеня [21]. Таким обра- зом, представляется не вполне ясным, в каких случаях могут возникнуть указанные в законе «сомнения в определении волеизъявления избирателя». В связи с этим недействительный избирательный бюллетень имеет дефекты, возникающие вследствие его неправильного заполнения избирателем, в связи с чем по такому бюллетеню нельзя однозначно определить волеизъявление избирателя. Бюллетени неустановленной формы имеют дефекты, возникшие в связи с нарушением требований к их изготовлению или к приданию им юридической силы в участковых избирательных комиссиях проставление необходимых в соответствии с законом печатей и подписей. В соответствии с законом избирательные бюллетени неустановленной формы не признаются недействительными, а правовые последствия их обнаружения заключаются в том, что они не учитываются.
Однако, как представляется, законодатель не принимает во внимание ситуацию, при которой избиратель голосует с использованием бюллетеня неустановленной формы, не подозревая о дефектах формы данного бюллетеня. Таким образом, нарушение порядка заверения бюллетеня членами участковой избирательной комиссии влечет следующие последствия: одновременно не учитываются избиратель в числе проголосовавших и голос избирателя, получившего для голосования такой избирательный бюллетень. Существует определенная связь между недействительностью избирательного бюллетеня и недействительностью результатов выборов. Определенное количество избирательных бюллетеней может быть признано недействительным, что должно быть отражено в протоколе, но при этом выборы не обязательно будут признаны недействительными. Принципиально важной представляется правовая позиция, выраженная Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 15 января 2002 г. По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, при оценке выраженной на выборах воли избирателей на предмет ее действительности суды должны ориентироваться, прежде всего, на обеспечение реальных условий для подлин- 29 30 ного свободного волеизъявления избирателей о ходе выборов, а не на простую формальную проверку характеристик подлинности бюллетеней, правильности голосования и его количественных итогов. Оценка адекватности отражения в результатах выборов действительной воли избирателей шире указанной формальной проверки. Одного перечисления большого числа допущенных нарушений законодательства о выборах недостаточно для отмены решения о результатах выборов, необходимо определение степени влияния этих нарушений на результаты выборов. Нарушения избирательного законодательства в определенных случаях не исключают возможности свободного волеизъявления избирателей. В частности, это имеет место в отношении избирательных бюллетеней, определенное количество которых может быть признано недействительным, но на действительности выборов это не отразится.
Недействительность избирательных бюллетеней, а также нарушения порядка работы с данными юридическими документами не являются необходимыми основаниями для отмены результатов выборов, признания выборов недействительными. Возникает вопрос, какое количество недействительных избирательных бюллетеней повлияет на признание выборов недействительными. Недействительные избирательные бюллетени при подсчете голосов не учитываются и волеизъявление избирателей определяется на основании действительных избирательных бюллетеней. Не вызывает сомнений, что незначительное количество недействительных или утраченных бюллетеней не может оказать существенного влияния на результаты выборов. Так, в Определении от 16 июня 2004 г. Избирательное законодательство разделяет бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени. В частности, нормой п. При сортировке бюллетеней участковая комиссия отделяет бюллетени неустановленной формы, которые при подсчете голосов не учитываются п. Федеральное избирательное законодательство содержит разъяснения, что понимать под избирательными бюллетенями неустановленной формы. Согласно ч.
Кроме того, в соответствии с ч. Процедура заверения избирательных бюллетеней предполагает проставление в правом верхнем углу на лицевой стороне каждого бюллетеня подписей двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, а также заверение бюллетеня печатью участковой избирательной комиссии ч. Таким образом, недействительные избирательные бюллетени имеют дефекты, связанные с их неправильным заполнением избирателем, в связи с чем по ним нельзя однозначно определить волеизъявление избирателя. Бюллетени неустановленной формы имеют дефекты, возникшие в связи с нарушением требований к их изготовлению или к приданию им юридической силы в участковых избирательных комиссиях проставление печати и подписей. Необходимо также обратить внимание на следующую проблему в использовании избирательного бюллетеня, возникшую в правоприменительной практике. В соответствии с Федеральным законом об основных гарантиях избирательных прав участие гражданина в выборах является свободным и добровольным. Это означает, что никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению п. Таким образом, в Российской Федерации в отличие от некоторых других государств избирательное право не рассматривается как обязанность избирателей принимать участие в голосовании, и за неучастие в голосовании к ним не применяются различные санкции [26]. Добровольность участия в выборах подразумевает право избирателя самостоятельно решить вопрос о целесообразности участия в голосовании. Принцип свободных выборов, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, предполагает наличие у избирателей права выражать свою волю в любой из юридически возможных форм голосования в соответствии с установленными законодателем процедурами [27].
Следует согласиться с утверждением, согласно которому с предоставлением личности определенного избирательного права у нее возникает соответствующая этому праву обязанность - осуществление этого права производить согласно предписаниям закона, соблюдая установленные законом объем, пределы и другие условия возможного поведения, не злоупотреблять предоставленным правом в ущерб интересам других субъектов [28].
С согласия избирателя либо по его просьбе указанные сведения могут быть проставлены в списке избирателей членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. При наличии соответствующего решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть внесены в список избирателей с использованием ГАС "Выборы" при составлении указанного списка. В этом случае член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, выдающий избирательные бюллетени, сверяет указанные сведения с соответствующими записями в предъявляемом избирателем документе. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается в получении каждого избирательного бюллетеня. Член участковой избирательной комиссии, выдавший избирателю избирательные бюллетени, также расписывается в соответствующей графе списка избирателей. Голосование проводится путем внесения избирателем в избирательные бюллетени любого знака: в бюллетене для голосования по федеральному избирательному округу - в квадрат, относящийся к федеральному списку кандидатов, в пользу которого сделан выбор; в бюллетене для голосования по одномандатному избирательному округу - в квадрат, относящийся к кандидату, в пользу которого сделан выбор.
Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других избирателей не допускается. Избирательные бюллетени заполняются в кабине или ином специально оборудованном месте для тайного голосования, где присутствие других лиц недопустимо, за исключением случая, предусмотренного частью 10 настоящей статьи. Избиратель, который не может самостоятельно расписаться в получении избирательных бюллетеней или заполнить избирательные бюллетени, принять участие в электронном голосовании, вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, не являющегося членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, доверенным лицом или уполномоченным представителем политической партии, в том числе по финансовым вопросам, уполномоченным представителем регионального отделения политической партии по финансовым вопросам, уполномоченным представителем кандидата по финансовым вопросам, наблюдателем, иностранным международным наблюдателем. Такой избиратель устно извещает избирательную комиссию о своем намерении воспользоваться помощью другого лица. В этом случае в соответствующей графе соответствующих графах списка избирателей указываются фамилия, имя и отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь избирателю. Если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, выдавшему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного.
Как распознать и кому сообщить о нарушениях на выборах
В обоснование своих требований он указал, что существующая форма избирательного бюллетеня, когда фамилия кандидата в депутаты располагается слева, а квадрат для отметки о выборе кандидата справа, несовершенна. Избиратель не может одномоментно видеть и фамилию кандидата, и квадрат, в котором отмечает свой выбор. Поэтому при смещении поля зрения от фамилии к квадрату теряется первоначальная информация и избиратель может неправильно сделать отметку, сам того не замечая. Следствием такой формы бюллетеня является несоответствие результатов выборов, которые определяются по отметкам в избирательных бюллетенях.
Для выяснения действительного, по мнению указанного гражданина, волеизъявления надо, чтобы фамилия кандидата, квадрат и рука избирателя находились в одном поле зрения, чего не может быть при существующей форме бюллетеня. В Определении от 18 апреля 2002 г. Яшкина не могут являться основанием к удовлетворению его требований в силу того, что форма избирательного бюллетеня установлена избирательным законом и не может быть изменена судом, а следовательно, нет оснований к отмене результатов выборов.
Гражданин А. Яшкин обратился также с кассационной жалобой в Верховный Суд Российской Федерации, который в Определении от 16 мая 2002 г. Требования заявителя фактически сводятся к оспариванию соответствующей нормы Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав, устанавливающей требования к форме избирательного бюллетеня.
В конце концов А. Конституционный Суд Российской Федерации посчитал, что заявитель вносит предложение по совершенствованию формы избирательного бюлле- 2и 26 теня - изменить место расположения пустого квадрата, в котором избиратель ставит знак при голосовании. Было указано также, что разрешение вопроса о совершенствовании формы избирательного бюллетеня относится к прерогативе законодателя и в силу ст.
Кроме того, Суд указал, что положения федеральных законов, устанавливающие требования к форме избирательного бюллетеня, сами по себе не затрагивают конституционные права граждан. Рассмотрим отдельные проблемы, возникающие на практике в связи с утверждением формы и текста избирательного бюллетеня. Так, возникает вопрос, какое юридическое значение имеет неидентичность текстов избирательных бюллетеней на разных языках.
Нарушения избирательного законодательства заключались в том, что в тексте избирательного бюллетеня на русском языке было правильно напечатано, что все кандидаты зарегистрированы на основании подписей избирателей. Однако в переводе на удмуртский язык указано, что на основании подписей избирателей зарегистрирован только один кандидат, а остальные - на основании избирательного залога. Заявитель полагал, что избиратели, прочитавшие характеристики кандидатов на удмуртском языке, были введены в заблуждение, а несоответствие избирательного бюллетеня установленным законом требованиям влечет недействительность результатов выборов независимо от итогов голосования.
Однако Верховный Суд Российской Федерации, отказав в удовлетворении заявленных требований, отметил, что нельзя однозначно утверждать, что неправильность перевода бюллетеня повлияла на результаты голосования [8]. Особого внимания заслуживает решение вопроса о степени влияния на форму избирательного бюллетеня опечаток, допущенных в тексте данного избирательного документа. Так, внесение фамилии кандидата в бюллетени с опечаткой было расценено судом как тех- ническая ошибка в тексте бюллетеней, которая не позволяет признать данные документы бюллетенями неустановленной формы.
Кроме того, Суд отметил, что в избирательный бюллетень фамилия кандидата может быть внесена с ошибкой, главное, чтобы она не была изменена до неузнаваемости и не была похожа по написанию и созвучию с фамилиями других кандидатов в депутаты [9]. Необходимо отметить, что в судебной практике сформулирован запрет на содержание агитации в избирательном бюллетене. В Определении от 9 марта 2006 г.
В Федеральном законе об основных гарантиях избирательных прав не урегулирован вопрос о различных деталях, касающихся помещения сведений о кандидатах, списках кандидатов в избирательном бюллетене, в частности, речь идет о цвете шрифта, его размере, типе. Принимая во внимания полномочия соответствующих избирательных комиссий по утверждению формы и текста бюллетеней, можно сделать вывод об отнесении указанных деталей на усмотрение избирательных комиссий. Только в п.
Таким образом, указанное требование об одноцветном исполнении, очевидно, относится к эмблемам избирательных объединений, включаемым в избирательный бюллетень. В правоприменительной практике нарушение равенства кандидатов усматривалось в следующем: расстояние, выделенное для информации об одном кандидате, более чем в два раза меньше, чем расстояние, выделенное для информации о другом кандидате [12]; наименования избирательных объединений, от которых выдвинуты кандидаты, графически изображены не на равных условиях вследствие выделения сведений о выдвинутых ими кандидатах жирным шрифтом или заглавными буквами [13]; наименования политических партий в избирательном бюллетене напечатаны различными по размеру буквами прописными или строчными [14]. Верховный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что площадь полей для отображения сведений о кандидатах в депутаты носит технический характер и не определяет волеизъявление избирателей.
Однако такая позиция небесспорна в силу следующих аргументов. В период избирательной кампании политические партии стремятся всеми доступными средствами привлечь внимание наибольшего числа избирателей. Законодательство Российской Федерации допускает включать в избирательный бюллетень то наименование избирательного объединения, которое указано в уставе соответствующей политической партии.
Социологические и психологические исследования позволяют констатировать, что различия в начертании наименований избирательных объединений и сведений о кандидатах в избирательных бюллетенях привлекают внимание части избирателей, могут подсознательно сориентировать в день голосования избирателей поставить соответствующий знак в пользу того избирательного объединения, наименование которое выглядит более солидно и красочно в бюллетене. В связи с этим Г. Митин справедливо отмечает, что текст избирательного бюллетеня должен быть нейтральным по отношению ко всем избирательным объединениям, в нем указанным, он не может и не должен влиять на волеизъявление избирателя [15].
Считаем также, что текст избирательного бюллетеня не должен влиять на волеизъявление избирателя, так как избирательный бюллетень не является агитационным материалом. В связи с рассмотрением указанного вопроса следует привести постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 14 февраля 2007 г. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации отметила, что при решении вопроса об утверждении формы и текста бюллетеня как основного избирательного документа следует исходить из общего принципа равноправия граждан Российской Федерации в реализации своих избирательных прав и связанного с ним положения п.
С учетом указанных требований избирательные комиссии должны решать вопрос о размере и насыщенности начертания шрифта при печатании сведений о кандидатах, а также о размещении в бюллетене сведений о кандидатах из различных частей списка кандидатов. Учитывая, что избирательный бюллетень является тем документом, который непосредственно воспринимается и заполняется избирателем, пришедшим в помещение для голосования в день голосования, различные неточности в содержании данного избирательного документа могут оказать существенное влияние на волеизъявление избирателя. Представляется более целесообразным с точки зрения принципов равноправия и справедливости решение, вынесенное Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
При общей высокой степени регулирования вопросов, связанных с изготовлением, выдачей, заполнением, погашением избирательных бюллетеней, требования к размещению информации в бюллетене можно считать недостаточными. Вслед- 27 28 ствие этого целесообразно включить в п. Следует также отметить, что Г.
Митин предлагает установить в Федеральном законе об основных гарантиях избирательных прав требование о регистре букв и нормальном светлом начертании шрифта, которым печатаются наименования избирательных объединений в бюллетене [17]. Особого внимания заслуживает рассмотрение вопросов недействительности избирательных бюллетеней. Основания признания избирательных бюллетеней недействительными можно классифицировать на общие и дополнительные.
Общие основания используются по отношению ко всем избирательным бюллетеням.
В этом случае в реестре регистраций указываются фамилия, имя, отчество и место жительства этого лица, передавшего обращение. Когда проводится голосование на дому? Голосование на дому проводится только в день голосования — 10 сентября 2017 года и только на основании поступившего в участковую комиссию заявления или устного обращения избирателя. Если обращение в УИК передано устно например, по телефону , по прибытии членов УИК на дом к избирателю он пишет заявление о голосовании на дому. Какие сведения должны содержаться в письменном заявлении о предоставлении мне возможности проголосовать на дому? На письменном заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования избиратель указывает свою фамилию, имя, отчество, год рождения, проставляет серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, адрес места жительства. При получении избирательного бюллетеня избиратель расписывается на заявлении в его получении.
Как были защищены голоса избирателей в системе электронных выборов? Тайна голосования обеспечивалась системой шифрования. Перед началом голосования генерировалась уникальная пара ключей: ключ-шифратор и ключ-дешифратор. С помощью первого ключа для каждого избирателя на его устройстве или на электронном терминале формировался уникальный ключ шифрования голоса.
Его невозможно было повторить, так как в него закладывались случайные параметры конкретного устройства и действий пользователя в момент работы с бюллетенем. Все зашифрованные голоса хранились в блокчейне. Расшифровать голоса можно было только с помощью ключа-дешифратора, который сразу после создания разделялся на несколько частей и находился на хранении у представителей разных организаций. Собрать ключ можно было только по окончании голосования.
Это публичная процедура. В течение голосования компьютер, на котором были сгенерированы эти ключи, хранился в защищенном кейсе без права доступа. Собранный ключ-дешифратор опубликован в блокчейне по окончании голосования. Таким образом, есть возможность убедиться, что все голоса расшифрованы единственным возможным способом.
Есть ли техническая возможность соединить отданный голос с персональными данными избирателя? Нет, соединить отданный голос с персональными данными избирателя невозможно. Безопасность и анонимность голосования обеспечивает специальный прокси-сервер анонимайзер. Инфраструктура сервера отделена от любых элементов системы голосования, поэтому даже системный администратор не имеет единых логов входа на прокси-сервер или возможности сопоставить анонимного пользователя с данными личного кабинета.
Все голоса на входе в анонимную зону перемешиваются, ссылки на бюллетени назначаются с использованием случайных величин, например координат мышки на экране, разрешения и размера экрана, случайного набора данных из личного кабинета пользователя и так далее. Такие же правила действуют и для электронных терминалов. Сначала член комиссии удостоверяет личность избирателя, затем направляет его к электронному терминалу, на котором уже будет действовать анонимизатор и ключ шифрования. Как подводятся итоги голосования?
Промежуточных итогов в системе онлайн-голосования просто нет. Блокчейн хранит все голоса в зашифрованном виде. Чтобы подвести хоть какие-то итоги, надо иметь ключ расшифрования, а он публично разделен на несколько частей до начала голосования и находится на хранении у ответственных публичных лиц. Кроме того, в течение голосования на все транзакции «надета» специальная маска транспортное шифрование.
Таким образом, голоса скрыты двумя различными технологиями вплоть до подведения итогов выборов. Публикуется ли код голосования?
Для голосования необходимо предъявить, не передавая в руки члену участковой комиссии, паспорт или документ, его заменяющий. Показать страницы с фамилией, именем, отчеством, фотографией и указанием места жительства прописки. При предъявлении документа следует опустить маску для идентификации личности. Избирателю будет передан индивидуальный набор, содержащий избирательный бюллетень, бланк заявления с его данными о предоставлении возможности проголосовать на дому, одноразовую маску и перчатки, ручку, антисептическое средство анти-бактериальную салфетку. Передача индивидуального набора для голосования будет осуществляться бесконтактным способом.
Избирателю необходимо: перед голосованием воспользоваться антисептическими средствами и средствами индивидуальной защиты из выданного набора; проверить серию и номер своего паспорта, а также адрес места жительства, указанные в бланке заявления; поставить в бланке заявления подпись за получение избирательного бюллетеня и опустить его в отдельное приспособление для таких заявлений ящик, бокс, коробку, пакет ; заполнить избирательный бюллетень и опустить его в переносной ящик для голосования, который члены участковой комиссии предварительно установят возле входа в квартиру или дом. Голосование на территории или в месте , оборудованном комиссией для проведения голосования на придомовой территории, на территориях общего пользования и в иных местах Участковая комиссия в случае проведения голосования на придомовой территории, на территориях общего пользования заранее организует информирование участников голосования о месте и времени его проведения. Такое голосование также будет проводится с соблюдением санитарных норм и использованием членами комиссии и наблюдателями средств индивидуальной защиты. При предъявлении паспорта, получении и заполнении бюллетеня следует соблюдать дистанцию и указанные выше правила. Где можно получить информацию о порядке голосования По всем вопросам участия в голосовании Вы можете получить разъяснения в избирательной комиссии Краснодарского края, воспользовавшись возможностями телефона «горячей линии» для связи с избирателями 8 958 245-08-98, а также в территориальных избирательных комиссиях Краснодарского края или участковых избирательных комиссиях. Помимо этого, с информацией о порядке и процедуре голосования Вы можете ознакомиться в разделе «Единый день голосования 13 сентября 2020 года», а также в разделе «Версия для слабовидящих», размещенных в сетевом издании «Вестник избирательной комиссии Краснодарского края» в сети Интернет ikkk. Телефон «горячей линии» избирательной комиссии Краснодарского края 8 988 245-08-98 понедельник — четверг: с 9-00 до 18-00; пятница: с 9-00 до 17-00; суббота — воскресенье: с 9-00 до 14-00; 13 сентября 2020 года: с 7-00 до 22-00.
Официальный сайт избирательной комиссии Краснодарского края krasnodar.
Особенности проведения голосования на выборах 17, 18 и 19 сентября 2021 года
В случае голосования по открепительному удостоверению в списке избирателей делаются соответствующие дополнительные отметки. Голосование проводится путем внесения избирателем в избирательный бюллетень любого знака в квадрат, относящийся к федеральному списку кандидатов, в пользу которого сделан выбор. Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других избирателей не допускается. Избирательный бюллетень заполняется в кабине или ином специально оборудованном месте для тайного голосования, где присутствие других лиц недопустимо, за исключением случая, предусмотренного частью 10 настоящей статьи. Избиратель, который не может самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня или заполнить избирательный бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, не являющегося членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом, доверенным лицом или уполномоченным представителем политической партии, в том числе по финансовым вопросам, уполномоченным представителем регионального отделения политической партии по финансовым вопросам, наблюдателем, иностранным международным наблюдателем. Такой избиратель устно извещает избирательную комиссию о своем намерении воспользоваться помощью другого лица.
Изготовление бюллетеней по выборам депутатов обеспечивают окружные, территориальные районные, городские, сельские избирательные комиссии. Они утверждают тексты бюллетеней по каждому избирательному округу и снабжают ими участковые комиссии. Ответственность за сохранность бюллетеней несут председатели комиссий, осуществляющие получение, передачу и хранение бюллетеней. Конкретное число изготавливаемых бюллетеней определяет соответствующая комиссия. Их число не может быть меньше числа избирателей, включенных в списки.
В день голосования рекомендуется за 20-30 минут до начала голосования прибыть в помещение для голосования УИК, а в УИК, в которой используется техническое средство подсчета голосов избирателей, - за 1 час до начала голосования. Убедитесь, что Ваши данные внесли в список лиц, присутствующих в помещении для голосования. Оставьте в этом списке свои контактные данные. Они понадобятся для оповещения Вас в случае проведения повторного подсчета голосов, а также в случае составления повторного протокола. Председатель УИК лицо, его замещающее определит Вам место для наблюдения, с которого будут видны места выдачи избирательных бюллетеней, кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, ящики для голосования, техническое средство подсчета голосов при его использовании. В процессе наблюдения Вам могут понадобиться: - авторучка; - аппаратура для фото- и или видеосъемки; - калькулятор; Вы можете носить нагрудный знак с обозначением статуса наблюдателя, не содержащий признаков предвыборной агитации. Для визуального ознакомления с перечисленными выше документами Вы вправе подойти к тому месту, где находятся столы председателя, заместителя председателя, секретаря, членов УИК, выдающих избирательные бюллетени и работающих со списками избирателей и другими избирательными документами. Член УИК, обеспечивающий право наблюдателя на ознакомление с избирательными документами, осуществляет контроль за сохранностью этих документов в ходе ознакомления. Как наблюдатель, Вы не вправе: 1. Выдавать избирателям избирательные бюллетени. Расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательного бюллетеня. Заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательный бюллетень. Предпринимать действия, нарушающие тайну голосования. Принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней, проводимом членами УИК с правом решающего голоса. Совершать действия, препятствующие работе УИК. Вести предвыборную агитацию среди избирателей. Участвовать в принятии решений УИК. Помните, что главным в помещении для голосования является избиратель, а члены УИК и другие участники избирательного процесса, в том числе и наблюдатель, должны обеспечить все условия для его свободного волеизъявления и обеспечения тайны голосования. Если Вы планируете проводить фото- и или видеосъемку, предварительно уведомите об этом председателя, заместителя председателя или секретаря УИК. Они покажут Вам место, где осуществление съемки не будет нарушать тайну голосования и одновременно будет обеспечен обзор действий членов УИК и избирателей. При проведении фото- и или видеосъемки необходимо соблюдать следующие правила в помещении для голосования: 1. Проведение фото- и видеосъемки в помещении для голосования не должно нарушать тайну голосования и должно исключать возможность контроля за волеизъявлением избирателей. Поэтому недопустимо вести фото- и или видеосъемку в местах, предназначенных для заполнения избирательных бюллетеней, фото- и или видеосъемку заполненных избирательных бюллетеней до начала подсчета голосов. Фото- и или видеосъемка граждан в помещении для голосования должна осуществляться с учетом положений статьи 152.
Парламентские выборы будут длиться три дня. Также будут избираться региональные и местные органы власти субъектов страны. Как выглядит бюллетень, и как правильно его заполнять, рассказали в Центральной избирательной комиссии. Как правильно заполнять бюллетени Как выглядит бюллетень, образец Избирательный бюллетень является официальным документом. В нем указываются фамилии кандидатов и наименование партий, которые принимают участие в выборах. Избиратели получают его в день голосования. Чтобы получить бюллетень, необходимо явиться на избирательный участок и предоставить членам участковой избирательной комиссии паспорт гражданина Российской Федерации, или другой документ, разрешенный ЦИК. Жители семи регионов могут голосовать в дистанционном режиме.
ЦИК снова разъяснил, почему нельзя фотографировать бюллетени на выборах
4. Проблемные ситуации | Сверху листа указывается информация о порядке заполнения избирательного бюллетеня и о том, какой бюллетень считается недействительным. |
Защита документов | В-третьих, массовая порча бюллетеней может свидетельствовать о серьезных нарушениях в работе избирательных комиссий и фальсификациях. |
Ответы на вопросы Викторины | Избиратель, который не может самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня или заполнить избирательный бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, например родственника. |
Особенности голосования на выборах президента РФ 2024 года - Новости | сказал Охотников. |
Стало известно о задержаниях избирателей за надписи на бюллетенях | По каждому избирательному участку количество избирательных бюллетеней, передаваемых в участковую избирательную комиссию, не может превышать более чем на 0,5 процента (но не менее чем на два бюллетеня) число избирателей, зарегистрированных на данном. |
Поговорим, как правильно заполнять бюллетень
Если на избирательном участке, где проводится голосование, установлены прозрачные ящики для сбора бюллетеней, то в целях защиты тайны выбора избирателя заполненный бюллетень необходимо опускать в ящик лицевой стороной вниз. Также о том, как правильно заполнить бюллетень и куда его относить, избирателю разъяснят члены УИК. Кроме того, в помещении для голосования установят информационный стенд, на котором можно будет изучить образец правильно заполненного бюллетеня для голосования и информацию обо всех зарегистрированных кандидатах. В случае если избиратель допустил ошибку при заполнении бюллетеня, он может обратиться к члену УИК с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Член комиссии обменяет бюллетень с ошибкой на новый и выдаст его избирателю. Испорченные бюллетени погашаются членами УИК и не учитываются в качестве голоса избирателя. Какой бюллетень считается недействительным Недействительными считаются бюллетени, которые не содержат каких-либо письменных отметок избирателей в квадратах, расположенных справа от каждого информационного блока о зарегистрированных кандидатах. Бюллетень также признается недействительным, если избиратель поставил отметки в двух или более квадратах для волеизъявления. Например, если избиратель поставил несколько знаков за двух или более кандидатов, отметив это в нескольких квадратах, бюллетень засчитают как недействительный.
Такие бланки подсчитываются членами УИК, опечатываются и в дальнейшем не учитываются. Избиратель может отдать свой голос на выборах президента РФ только за одного кандидата, отметив это любым знаком в специальном квадрате на избирательном бюллетене. Если избиратель не может прибыть в помещение для голосования по уважительной причине — болезни, инвалидности, в связи с необходимостью ухода за лицами, нуждающимися в помощи, и иным значимым причинам, то он имеет право принять участие в выборах президента вне помещения для голосования. Это действует и для избирателей, находящихся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. Чтобы проголосовать из дома на бумажных бюллетенях, избирателю необходимо подать заявление, где указывается ФИО, место жительства и причина, по которой избиратель не сможет посетить избирательный участок в период проведения выборов.
Если в федеральном списке кандидатов отсутствуют общефедеральная часть и соответствующая региональная группа кандидатов, в избирательном бюллетене помещается только наименование политической партии, зарегистрировавшей данный федеральный список кандидатов. Если у зарегистрированного кандидата имелась или имеется судимость, указываются сведения о судимости кандидата. Если кандидат является физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, либо кандидатом, аффилированным с выполняющим функции иностранного агента лицом, указываются сведения об этом, в том числе в случае, если такой кандидат такие кандидаты включен включены в состав федерального списка кандидатов и сведения о нем них не внесены в избирательный бюллетень. Наименования политических партий, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, размещаются в порядке, определяемом жеребьевкой, проведенной ЦИК России. Фамилии, имена и отчества кандидатов, включенных в общефедеральную часть федерального списка кандидатов если она имеется , а также номер региональной группы и фамилии, имена и отчества первых трех зарегистрированных кандидатов, включенных в соответствующую региональную группу кандидатов если она имеется , располагаются в строку в порядке размещения кандидатов в зарегистрированном списке. При включении в избирательный бюллетень сведений о судимости зарегистрированного кандидата указываются сведения об имеющейся и или имевшейся судимости с указанием номера номеров и части частей , пункта пунктов , а также наименования наименований статьи статей Уголовного кодекса Российской Федерации , статьи статей уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи статей закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации. Если в избирательный бюллетень включаются сведения о неснятой и непогашенной судимости, то перед сведениями о судимости указывается "имеется судимость:". Если в избирательный бюллетень включаются сведения о снятой или погашенной судимости, то перед сведениями о судимости указывается "имелась судимость:". В соответствующих случаях слова "является физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента" либо "является кандидатом, аффилированным с выполняющим функции иностранного агента лицом" указываются после отчества кандидата, фамилия, имя, отчество которого внесены в избирательный бюллетень в случае наличия у кандидата также имеющейся и или имевшейся судимости - после сведений о судимости. В отношении кандидата кандидатов , сведения о котором которых не внесены в избирательный бюллетень, указываются слова "В составе федерального списка кандидатов также выдвинут" либо "В составе федерального списка кандидатов также выдвинуты" и в соответствующих случаях слова "кандидат, который является физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента", "кандидаты, которые являются физическими лицами, выполняющими функции иностранного агента", "кандидат, который является кандидатом, аффилированным с выполняющим функции иностранного агента лицом", "кандидаты, которые являются кандидатами, аффилированными с выполняющим функции иностранного агента лицом". Поверхность бумаги должна быть сухой, не должна иметь вкраплений краски, специальных покрытий клеящий слой, слой для самокопирования и т.
При выезде к избирателю в реестре или заверенной выписки из него проставляется время выезда членов УИК к избирателю, то есть время выезда из помещения УИК. Голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов УИК с правом решающего голоса. УИК должна обеспечить прибытие к месту проведения голосования не менее чем двум членам УИК с правом совещательного голоса, наблюдателям, назначенным разными кандидатами, избирательными объединениями. Голосование вне помещения для голосования может проводиться одним членом УИК с правом решающего голоса при условии, если при этом присутствует не менее двух членов УИК с правом совещательного голоса, наблюдателей, назначенных разными кандидатами, избирательными объединениями. После прибытия к избирателю он должен предъявить паспорт или документ его заменяющий и только тогда ему выдается бланк заявления о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. На заявлении о предоставлении возможности проголосовать избиратель проставляет серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, адрес места жительства, указывает ту же причину голосования, которая ранее им была заявлена в устном обращении в УИК, и удостоверяет получение избирательного бюллетеня своей подписью. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть внесены в заявление членом УИК с правом решающего голоса. После чего избирателю выдается избирательный бюллетень, а члены УИК с правом решающего голоса удостоверяют факт выдачи избирательного бюллетеня своими подписями на письменном заявлении избирателя. В заявлении также делаются отметки о получении нового избирательного бюллетеня взамен испорченного, а в случае получения избирателем двух и более избирательных бюллетеней с учетом вида выборов и совмещения выборов — об общем количестве полученных избирательных бюллетеней. В случае, если избиратель вследствие инвалидности или по состоянию здоровья не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня или заполнить избирательный бюллетень, он вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом УИК, наблюдателем, например, родственника или иного находящегося в помещении лица.
С помощью первого ключа для каждого избирателя на его устройстве или на электронном терминале формировался уникальный ключ шифрования голоса. Его невозможно было повторить, так как в него закладывались случайные параметры конкретного устройства и действий пользователя в момент работы с бюллетенем. Все зашифрованные голоса хранились в блокчейне. Расшифровать голоса можно было только с помощью ключа-дешифратора, который сразу после создания разделялся на несколько частей и находился на хранении у представителей разных организаций. Собрать ключ можно было только по окончании голосования. Это публичная процедура. В течение голосования компьютер, на котором были сгенерированы эти ключи, хранился в защищенном кейсе без права доступа. Собранный ключ-дешифратор опубликован в блокчейне по окончании голосования. Таким образом, есть возможность убедиться, что все голоса расшифрованы единственным возможным способом. Есть ли техническая возможность соединить отданный голос с персональными данными избирателя? Нет, соединить отданный голос с персональными данными избирателя невозможно. Безопасность и анонимность голосования обеспечивает специальный прокси-сервер анонимайзер. Инфраструктура сервера отделена от любых элементов системы голосования, поэтому даже системный администратор не имеет единых логов входа на прокси-сервер или возможности сопоставить анонимного пользователя с данными личного кабинета. Все голоса на входе в анонимную зону перемешиваются, ссылки на бюллетени назначаются с использованием случайных величин, например координат мышки на экране, разрешения и размера экрана, случайного набора данных из личного кабинета пользователя и так далее. Такие же правила действуют и для электронных терминалов. Сначала член комиссии удостоверяет личность избирателя, затем направляет его к электронному терминалу, на котором уже будет действовать анонимизатор и ключ шифрования. Как подводятся итоги голосования? Промежуточных итогов в системе онлайн-голосования просто нет. Блокчейн хранит все голоса в зашифрованном виде. Чтобы подвести хоть какие-то итоги, надо иметь ключ расшифрования, а он публично разделен на несколько частей до начала голосования и находится на хранении у ответственных публичных лиц. Кроме того, в течение голосования на все транзакции «надета» специальная маска транспортное шифрование. Таким образом, голоса скрыты двумя различными технологиями вплоть до подведения итогов выборов. Публикуется ли код голосования? С 2019 года исходный код ключевых разделов системы смарт-контракты блокчейн-сети, код электронного бюллетеня, криптографические библиотеки и так далее публикуется и обновляется в той части, где происходят доработки. Однако сейчас в связи с повышением угроз информационной безопасности правила доступа к данной информации устанавливаются отдельным решением. На них могли голосовать те, у кого есть постоянная регистрация в Москве, или те, кто прикрепился к московскому избирательному участку.