Почему иудейский праздник Песах называют еврейской Пасхой в чем суть этого торжества? Рассказываем, какого числа Песах будет в 2024 году, какова его история и традиции. Дело в том, что иудейскую Пасху начинают отмечать строго в 14 день месяца нисан, который в привычном представлении соответствует марту-апрелю. до вечера 30 апреля. Еврейская Пасха (Песах) – один из самых главных еврейских праздников. Наш сервис будет недоступен первые 2 дня Песаха, в Шаббат Песах, а также последние 2 дня празднования.
Праздник свободы: в Петербурге начали отмечать Песах
В Израиле празднование продолжается семь дней, а в диаспорах за пределами страны — восемь. Таким образом, во всем мире Песах продлится до ночи 30 апреля. Узнать подробнее Как появился этот праздник Исторически этот праздник привязан к событию исхода евреев из Египта. В Библии сказано, что там еврейский народ находился в рабстве, а фараон не желал отпускать их на свободу. Тогда Господь наказал египтян, наслав на них «Десять казней Египетских». Однако даже тогда правитель Египта не изменил своего решения. В результате Бог решил жестоко проучить народ Египта, умертвив первенцев в каждой семье, но при этом обойдя еврейские дома. Отсюда родилось название праздника: Песах образовано от слова «пасах», что обозначает «миновать».
Это событие стало ключевым моментом, который позволил пророку евреев Моисею увести свой народ из Египта, навсегда освободив его от рабства.
Ведь сказано, что каждый, кто рассказывает об Исходе из Египта с радостью и весельем, приглашен праздновать и веселиться в присутствии Всевышнего в будущем мире. А это — величайшая из радостей, которой может удостоиться человек, — ликовать вместе со Всевышним. Он сам радуется, слушая этот рассказ. В этот час Он созывает свою свиту и говорит ей: «Идите и слушайте рассказ, прославляющий Мое величие, который рассказывают Мои сыновья, радующиеся дарованному Мною спасением! И собирается вся свита и отправляется в еврейские дома — слушать радостный рассказ, прославляющий дарованное Всевышним освобождение. Затем эта свита возвращается к Всевышнему и благодарит Его за все эти чудеса и подвиги, прославляет Его, ибо Ему принадлежит святой народ, живущий на земле и радующийся посланному Всевышним освобождению. Таким образом увеличивается мощь Небес и выходит, что Израиль преумножает силу Всевышнего. Так возрастает мощь царя, когда люди прославляют его подвиги, благодарят его, трепещут перед ним и падают ниц перед его величием. По всем этим причинам необходимо прославлять Всевышнего, рассказывая об Исходе из Египта…» Поэтому каждый из нас должен постоянно рассказывать о величии Всевышнего и прославлять чудеса, постоянно совершаемые Им.
Естественно было бы спросить: «Для чего выдумана эта заповедь — заповедь рассказа об Исходе? Ведь Всевышний знает все, что было, и все, что будет, — для чего же мы рассказываем Ему о том, что Он сделал и что прекрасно Ему известно? Услышав его, собирается вся свита Всевышнего. Она благодарит и прославляет Его, и Его величие возрастает и распространяется и вверх, и вниз. Да будет Он благословенен, Амен, Амен. В обычаях и законах, установленных мудрецами в отношении этой ночи, скрыты величайшие, возвышеннейшие тайны мироздания. Даже различия в обычаях, принятых разными общинами, являются священными и необходимо их сохранять. Поэтому каждый из нас должен тщательно соблюдать обычаи своих отцов, даже когда мы не понимаем их скрытого смысла, а только прямой и непосредственный, — ведь мы обязаны подчиняться указаниям мудрецов и поступать так же, как поступали они, руководствоваться теми же устремлениями и придавать своим поступкам тот же смысл. Таким образом, исполняя заповеди, связанные с пасхальной ночью, мы удостаиваемся соприкоснуться с величайшей святостью. Ведь святость, достигаемая посредством духовного очищения и сердечной радости, выше той, которая достигается самым могучим разумом.
Вот почему так умножили мудрецы прославления этой ночи, равно как и прославления Израиля, очищающегося и освящающегося исполнением заповедей за пасхальным столом. Они сказали: «Всевышний покидает свою свиту на Небесах и праведников в раю и отправляется на землю к еврейскому народу, радующемуся заповедям пасхальной ночи и прославляющему Его». Хотя мы и не посвящены в тайные разделы Торы, Всевышний наградит нас за твердую веру в возвышенный смысл всего, что связано с пасхальным Седером. Точно так же мы будем награждены за то, что усвоили хотя бы непосредственный смысл всех законов и обычаев Седера, все то, что открыто каждому из нас, — ведь изучение всего, что доступно нашему пониманию, является нашей прямой обязанностью. Обсуждая слово «Седер» — «порядок» — в применении к пасхальной ночи, Магараль из Праги писал, что оно призвано напоминать о том, что чудеса, совершенные Всевышним в Египте и прославляемые в эту ночь, являются источником и прообразом всех чудес, совершенных Всевышним во все времена, равно как и тех, которые Он совершит в будущем до самого конца времен, ибо все они совершаются в соответствии с изначальным планом и в установленном порядке. Нет ничего, что не было бы задумано Всевышним с самого начала, равно как нет чуда, которое не было бы совершено в задуманном Всевышним порядке. Это относится и к истории еврейского народа — хотя и в ней нашлось место порабощению и изгнанию. Мудрецы дали еще одно объяснение слову «Седер» в применении к пасхальной ночи, с которой начинается первый праздничный день Песаха. Этот день устанавливает точку отсчета всем праздничным и иным примечательным дням еврейского года. Более того — дни праздника Песах связаны с остальными праздничными днями и как бы символизируют их.
Об этом мы, если будет на то воля Всевышнего, еще расскажем. Это заповедь, обязывающая есть мацу, и рассказ об Исходе из Египта — заповедь чтения Агады. В Торе сказано: «В первый месяц, с четырнадцатого числа месяца, ешьте мацу» Шмот, 12,18 — это указание на заповедь о маце. И хотя в Торе подчеркнуто — «В этот день», — наша традиция, передаваемая мудрецами, утверждает, что Агада должна читаться ночью 15-го Нисана, во время Седера, когда на столе перед нами лежит маца а во времена Храма лежали еще и марор и пасхальная жертва. Ведь недаром Тора продолжает: «Ради этого» — «ради того, чтобы выполнялись эти заповеди», то есть непосредственно во время Седера. Рассказывающий об Исходе указывает на них своему сыну и говорит: «Ради этого — ради того, чтобы я исполнял все эти заповеди — и поступил так со мною Г-сподь». Еврейская традиция утверждает, что заповедь Торы «И скажи сыну твоему» следует понимать расширительно. Тот, чьи дети сидят вместе с ним за праздничным столом, должен рассказать об Исходе из Египта прежде всего им. Однако тот, чьи дети не находятся рядом или тот, у кого вообще нет детей , должен рассказывать всем присутствующим. Более того, тот, кто проводит Седер в одиночестве, должен рассказывать об Исходе самому себе — так обязывает Тора.
Маца и рассказ об Исходе — это две заповеди Торы, которые мы исполняем и в наше время. Остальные заповеди, предписанные Торой, — пасхальная жертва и сопутствующая ей жертва Хагига — в наше время исполнены быть не могут. Заповедь, обязывающая есть марор в наше время, установлена не Торой, а еврейскими мудрецами. Как мы уже говорили, Тора обязывает есть марор только вместе с пасхальной жертвой. Мудрецы установили еще одну заповедь, относящуюся только к этой ночи, — заповедь, обязывающую выпить во время Седера четыре бокала вина. Таким образом, в пасхальную ночь мы исполняем четыре особые, специальные заповеди. Две из них установлены Торой маца и Агада , две — мудрецами четыре бокала и марор. К этому следует добавить заповедь о Кидуше и благословение Шегехеяну предшествующие прочим, однако они не введены специально для этой ночи. Кидуш над бокалом вина сопровождает все установленные Торой праздничные дни за исключением Йом Кипура, а Шегехеяну произносится в самых различных случаях, в частности, при исполнении праздничных заповедей. Необходимо отметить, что, по мнению многих авторитетов, заповедь, обязывающая устраивать Кидуш в праздничные дни, установлена Торой, — так же как заповедь о субботнем Кидуше.
Для того, чтобы правильно выполнить эти пять заповедей Кидуш и четыре заповеди пасхальной ночи , для тою, чтобы восстановить в памяти временно отмененные заповеди о пасхальной жертве и Хагиге, а также по причинам, смысл которых следует хранить в тайне, наши мудрецы установили множество законов и обычаев, относящихся к этой ночи. Среди них в порядке исполнения отметим следующие: возлежание за пасхальным столом, карпас, его обмакивание в соленую воду и омыва-ние рук перед этим, разламывание мацы и припрятывание части ее до конца трапезы, постоянный и обязывающий весь еврейский народ текст Агады, рассказывающей об Исходе из Египта и завершающейся благословением «Освободителя Израиля», специальное благословение на мацу, обмакивание марора в харосет и специальное благословение на него а также обмакнванне крутого яйца в соленую воду , обычай завершать трапезу афикоманом, чтение Галлеля и других текстов, прославляющих Всевышнего и т. Исполняя все эти заповеди, постановления и обычаи, мы обязательно вспоминаем рабство, предшествовавшее освобождению, и избавление, дарованное нам Всевышним в Египте. Таким образом, Седер и все этапы его проведения, по словам наших мудрецов, «начинается с осуждения и завершается прославлением». Это значит, что Агада начинается с рассказа о рабстве и его причинах, а завершается историей избавления. Ведь до освящения Седера Кидушем мы не можем есть и пить все то, что указывают заповеди. Тот, кто производит Кидуш, произносит три благословения: на «Плоды виноградной лозы», «Освящающему Израиль и времена» и Шегехеяну. Если пасхальная ночь выпадает на исход субботы, то добавляются еще два благословения, о которых речь ниже. Затем он выпивает бокал вина, при посредстве которого производился Кидуш — первый из четырех бокалов, предписанных заповедью. Второе правило: заповеди исполняются каждая в отдельности, а не «сериями».
Поэтому все четыре бокала выпиваются в разное время, отдельно друг от друга. Поскольку эта заповедь особенно близка нам, так как четыре бокала символизируют четыре разных названия, данных Торой избавлению евреев от рабства, равно как и четыре различных понятия, скрывающиеся за этими названиями, все бокалы выпиваются в особый момент, украшающий исполнение заповеди. Поэтому мудрецы выбрали для каждого из них наиболее красочный момент: после произнесения нескольких благословений, после прославления Всевышнего, в котором мы благодарим Его за дарованные Им милости, когда сердце радуется, и вино только увеличивает эту радость. Если мы, вслед за мудрецами, разделим Галлелъ на две части «египетскую», малую, и общую, большую , то сможем понять, когда именно выпиваются все четыре бокала. Первый бокал — после благословений, связанных с Кидушем, второй — после завершения чтения Агады и «египетской» части Галлеля, включающей благословение «Освободителю Израиля», третий — после Биркат гамазон, «Благословения после трапезы», четвертый — после завершения второй части Галлеля, включая «Благословение на восхваления». Третье правило: поскольку, согласно Торе, желательно, чтобы Агада рассказывалась в ответ на вопрос ребенка, чтение ее несколько откладывается. Вообще говоря, к чтению Агады, как и к исполнению любой другой заповеди Торы, следовало бы приступить как можно раньше, сразу же после Кидуша. Однако мы, для того, чтобы вызвать удивление у детей, сидящих за столом, и побудить их задавать вопросы, откладываем начало рассказа. Все новое и необычное, что дети видят в этот вечер, может пробудить их любопытство и вызвать недоуменные вопросы. В таком случае слова Агады будут восприняты ими с особой остротой и отпечатаются в их сердцах, что и составляет основу заповеди.
Поэтому прежде, чем приступить к чтению Агады, мы едим карпас, обмакивая его в соленую воду, разламываем пополам мацу и поднимаем — для общего обозрения — пасхальное блюдо. Четвертое правило: заповедь о маце предшествует заповеди о мароре. Так было даже во времена Храма, когда есть марор нас обязывала заповедь Торы, поскольку в ней сказано: «С мацой и марором вы будете есть ее пасхальную жертву ». Маца названа в Торе перед марором и оттого всегда предшествовала ей — тем более справедливо это в наше время, когда есть марор обязывает нас не заповедь Торы, а заповедь, установленная мудрецами. Пятое правило: пасхальная трапеза завершается афикоманом. Афикоман — половина разломанной мацы — выбран для завершения трапезы ввиду особого значения мацы в пасхальную ночь. Мы хотим, чтобы вкус мацы оставался во рту до утра, поэтому в самом конце трапезы, непосредственно перед Биркат гамазон, мы съедаем афикоман, после чего уже ничего не едим и ничего — кроме воды — не пьем. Однако это запрет не относится к третьему и четвертому бокалам вина, которые, следуя заповеди, мы выпиваем позже. Кидуш и связанные с ним благословения. Омовение рук перед тем, как есть карпас, обмакивание его в соленую воду и произнесение благословения, после которого его едят.
Затем разламывают пополам мацу для того, чтобы вызвать интерес у детей. Хотя основная причина действий, содержащихся в этом параграфе, связана, как будет видно далее, с марором, мы производим их сразу после Кидуша, чтобы они стали прелюдией к пасхальному рассказу. Омовение рук — нетилат ядаим — производится точно так же, как перед трапезой, однако соответствующее благословение не произносится. Затем мы приступаем к исполнению центральной заповеди пасхальной ночи — чтению Агады, включая «египетскую» часть Галлеля и благословение «Освободителю Израиля». Рассказ об Исходе из Египта предшествует даже исполнению установленной Торой заповеди о маце, потому что сама Тора обязывает нас привлечь к рассказу даже маленьких детей, в то время, как заповедь о маце к ним не относится. После этого наступает самый подходящий момент для того, чтобы торжественно выпить второй бокал вина, — сразу после завершения чтения Агады, «египетской» части Галлеля и благословения «Освободителю Израиля». Затем производится нетилат ядаим перед тем, как исполнить заповедь, обязывающую есть мацу, — на этот раз с благословением. Съедают мацат-мицва, прочитав перед этим два благословения — Гамоци как на все виды хлеба и «Обязавшему нас есть мацу». Затем — сразу после исполнения заповеди о маце — наступает очередь заповеди о мароре, являющейся неотъемлемой частью пасхальной ночи. Перед тем, как есть марор, произносят благословение «Обязавшему нас есть марор», но не произносят благословение «Создавшему плоды земли» его мы произнесли перед тем, как есть карпас.
Он говорил: «Существует заповедь есть их вместе». Затем съедают крутое яйцо, окунув его в соленую воду. Делать это предписывает не заповедь, а обычай, который исполняют многие но не все общины Израиля. Этим завершается первая часть Седера. Необходимо отметить, что в сефардских общинах принято есть яйцо во время чтения Агады, причем дважды. Существует обычай, исполняемый, прежде всего, первенцами, которые постились в канун Песаха, съедать яйцо сразу после Кидуша. Праздничная трапеза. Она завершается перед тем, как съедают афикоман. Им завершают пасхальную трапезу. Биркат гамазон — как во все другие дни.
Третий бокал, который выпивается после чтения Биркат гамазон. Затем читается вторая часть Галлеля и произносится «Благословение на восхваления». После этого наступает черед последнего, четвертого бокала вина, соответствующего словам Торы: «И Я взял вас Себе как Свой народ» — четвертому определению избавления. Выпивается четвертый бокал вина. Произносится обычное благословение, читаемое после того, как пьют вино. Затем читаются стихи, прославляющие Всевышнего, — пока все участники Седера не погружаются в сон. До дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней» Ваикра, 23,15. А в книге Дварим добавлено: «Семь недель отсчитай себе; от нанесения серпа на жатву начинай считать семь недель» Дварим, 16,5. Таким образом, заповедь обязывает нас отсчитать семь недель, начиная со дня принесения в жертву омера ячменя, то есть с 16-го Нисана, и до праздника Шавуот, который приходится на пятидесятый день от этого жертвоприношения. Считать мы начинаем со второй ночи праздника Песах.
Счет продолжается семь недель, то есть 49 дней. Слова Торы «отсчитайте пятьдесят дней» наши мудрецы понимают как «до пятидесятого дня». Эта заповедь обязывает каждого из нас вести этот счет — ведь в Торе сказано: «Отсчитайте себе». Поэтому заповедь обязывает каждого еврея. Эта заповедь не отменяется и в сегодня, когда Иерусалимский Храм разрушен, и мы не можем принести омер ячменя в жертву Всевышнему. Существует, правда, мнение, утверждающее, что на наше время заповедь Торы не распространяется, и мы исполняем ее лишь как постановление мудрецов. Счет должен совершаться в ночное время, ибо в Торе сказано: «Семь полных недель». Полная неделя обязательно должна состоять из семи полных дней, то есть счет должен начинаться ночью 16-го Нисана. А поскольку счет в первый день должен совершаться в начале ночи, то в это же время следует осуществлять его и в остальные дни. Тем не менее, мы начинаем ночь с вечерней молитвы, поскольку заповеди, обязывающие нас молиться, — заповеди о чтении Шма Исраэль и Шмоне-эсре, — мы исполняем чаще, чем заповедь о счете омера а общее правило обязывает нам отдавать предпочтение чаще исполняемым заповедям и исполнять их прежде других.
Сразу после завершения молитвы Шмоне-эсре мы переходим к счету омера, Тот, кто не произвел этот счет в начале ночи, может сделать это в течение всей ночи, вплоть до самой зари — как только вспомнит о своем упущении. Тот, кто не сделал этого до зари, может произвести счет в течение всего дня, но уже без благословения. Как производится счет омера! Вначале произносится благословение: «Благословен Ты, Г-сподь Б-г наш, Царь Вселенной, который… дал нам заповедь счета омера». Затем считающий говорит: «Сегодня столько-то дней счета омера» или просто: «Сегодня столько-то дней омера» — согласно принятому обычаю. В первую ночь мы говорим: «Сегодня один день омера», во вторую: «Сегодня два дня омера», — и так далее — вплоть до седьмого дня. В седьмой день мы говорим: «Сегодня семь дней, то есть одна неделя омера». Согласно обычаю сефардских общин, принято говорить: «Сегодня семь дней омера, то есть одна неделя омера». Начиная с этой ночи считаются как дни, так и недели. В восьмой день мы говорим: «Сегодня восемь дней, то есть одна неделя и один день омера», а сефардские евреи: «Сегодня восемь дней омера, то есть одна неделя и один день».
И так далее — мы называем поначалу общее число дней, а затем уточняем, сколько целых недель и дней в остатке оно составляет. Тот, кто совершил ошибку и назвал только число дней или недель, должен произвести счет снова, но уже без благословения. Произнося формулу счета омера, необходимо тщательно соблюдать правила грамматики, правильно называть однозначные и двузначные числа, помнить, что на иврите слово «неделя» — мужского рода и следить за родом числительных. Благословение на счет омера следует произносить стоя — как и сам счет. Это правило мы выводим из слов Торы: «Семь недель отсчитай себе; от нанесения кама серпа на жатву начинай считать семь недель» Дварим, 16,5. Слово кама происходит от того же корня, что слово кима — «стоя». Однако тот, кто произнес благословение и произвел счет сидя, считается выполнившим заповедь и не должен исполнять ее еще раз. Принято ссылаться на правило, толкующее известную фразу из Танаха в таком «прикладном» духе. Заповеди, связанные с этими предметами, мы, как известно, исполняем стоя. После произнесения формулы счета принято говорить: «Да будет воля Всевышнего на то, чтобы святой Храм был построен в наши дни, в самое ближайшее время».
Ведь сегодня мы выполняем заповедь счета омера, но лишены возможности выполнить другую заповедь, упомянутую в формуле счета — принести его в жертву Всевышнему, как сказано в Торе. Мы уже говорили, что производить счет омера следует в начале ночи. Как известно, ночь начинается с момента выхода звезд. Тот, кто произвел счет до выхода звезд, еще в сумерки, считается выполнившим заповедь. Он не обязан выполнять ее еще раз, однако все же предпочтительно, чтобы он произвел счет повторно — уже без благословения. Что произойдет, если один человек спросит другого, какой день счета омера сегодня? Если тот, кому задан вопрос, еще не произвел счет текущего дня, он должен остеречься и не давать прямого ответа на вопрос о сегодняшнем «номере», — в противном случае он тем самым выполнит заповедь и уже не сможет произнести полагающееся благословение. Однако он может ответить, например, так: «Вчера был такой-то день омера». Особенно следует остерегаться такой ошибки в Лаг баомер, потому что название этого праздника — всего лишь указание на номер его дня, «33-й день омера». Поэтому тот, кто просто скажет: «Сегодня Лаг ба-омер», тем самым произведет счет омера.
Однако наши мудрецы постановили, что тот, кто произнесет эту привычную фразу непроизвольно, не имея в виду формулу счета, все-таки имеет право произвести счет омера еще раз и произнести благословение. Это постановление нельзя толковать расширительно, поэтому тот, кто скажет: «Сегодня такой-то день омера», или даже опустит слово омер и ограничится такими словами: «Сегодня такой-то день», уже не может в этот день производить счет заново, произнося при этом благословение. Слово «сегодня» является ключевым: тот, кто сказал только: «Такое-то число омера», опустив слово «сегодня», не выполнил заповедь счета и может произнести формулу снова, вместе с благословением, — ведь внутренний смысл заповеди — сосчитать сегодняшний день. Правда, некоторые авторитеты считают иначе. Они полагают, что тот, кто упомянул номер сегодняшнего дня, даже опустив слово «сегодня», уже не может в этот день произвести счет заново, произнося при этом благословение. Тот, кто начинает произносить благословение на счет омера, должен знать уже в эту минуту номер сегодняшнего дня, который он затем вставит в формулу счета. Однако даже тот, кто произносит благословение, еще не сделав необходимых вычислений или, к примеру, решив, что он вставит в свою формулу тот номер, который услышит от соседа, который также исполняет сейчас заповедь счета, считается выполнившим заповедь. Тот, кто ошибочно полагал, произнося благословение, что сегодня такой-то день омера, а произнеся его, спохватился или услышал правильный номер, производит счет, опираясь на уже произнесенное благословение, несмотря на то, что в момент его произнесения имел в виду ошибочный номер. Дело в том, что в этом случае, как и во многих других, наши мысли и намерения не имеют решающего значения или, как утверждает знаменитая га-лахическая формула, дварим шебалев — эйнам дварим, буквально: «то, что у нас на сердце — ничего не меняет». Тот, кто произнес благословение и произвел счет, а затем обнаружил, что ошибся в номере, может немедленно исправить ошибку и назвать правильный номер, опираясь на произнесенное благословение, если он еще не «оторвался» от исполнения заповеди счета и не перешел к другим делам.
Тот, кто по забывчивости пропустил один день счета то есть не произвел счет ни ночью, с благословением, ни днем, без благословения , уже не должен произносить благословение и в последующие дни. Это значит, что в оставшиеся дни он производит счет без благословения. Однако этот запрет действует лишь если человек уверен, что действительно пропустил день. Если у него есть в этом сомнение, он продолжает исполнять заповедь счета с благословением. Женщины свободны от заповеди счета омера. Если женщина все же хочет ее исполнить, она не должна, считая, произносить благословение. Однако существует обычай, согласно которому женщины, которые привыкли систематически молиться, исполняют заповедь счета омера, произнося при этом благословение. После счета омера принято читать 67-й Псалом, выбранный потому, что в нем, согласно одной из традиций чтения, ровно 49 слов — по числу дней счета омера. Затем читают молитву Ана, бе-коах еминха «Пожалуйста, силой Твоей правой Руки» вместе с Барух шем кавод «Благословенно славное Имя» в конце ее, так как в ней 48 слов — всего на одно меньше, чем дней счета. После этого добавляют несколько просьб Всевышнему, речь о которых ниже.
Согласно древнему обычаю, принятому в Эрец Исраэль и Египте, кантор производит счет после общины, чтобы никто не выполнил заповедь, услышав его счет. Однако во многих общинах решили иначе: для того, чтобы предотвратить почти неизбежные ошибки в счете, было решено, что представитель общины произведет его вслух, прежде чем члены общины сделают это каждый за себя. В некоторых общинах вне пределов Эрец Исраэль, где проводится и второй Седер во вторую ночь Песаха, возник обычай производить первый счет омера после завершения второго Седера.
Телеграмма главы государства опубликована сегодня, 5 апреля, на сайте Кремля. Еврейские организации уделяют большое внимание благотворительной, просветительской деятельности, вносят весомый вклад в сохранение межнационального и межконфессионального мира, участвуют в воспитании молодежи, в приобщении ее к бесценному духовно-нравственному, историческому наследию предков», — говорится в телеграмме. Как подчеркнул Путин, этот праздник обращает последователей иудаизма к событиям глубокой древности, к освобождению еврейского народа от рабства. Песах символизирует торжество идеалов свободы, добра и справедливости, а его вековые традиции бережно передаются из поколения в поколение.
Так участники трапезы слушают рассказ, пробуют представленную на столе традиционную еду в особом порядке и выпивают по 4 бокала вина тоже в определенный момент чтения.
Дети пьют виноградный сок. Список блюд на праздник включает: 3 пластины мацы в центре стола, крутое яйцо, куриное крыло, марор горькую траву , зелень макают в подсоленную воду , харосет смесь натертых яблок, орехов, вина. Также прячут в салфетку кусочек мацы афикоман , чтобы дети его нашли и получили подарок. На этом седер заканчивается. По еврейскому календарю Песах начинается на 15-й день месяца Нисан, который по григорианскому календарю выпадает на март или апрель. Поэтому каждый год Песах, как и другие израильские праздники, отмечается в разное время. Одна из самых важных идей седера - то, что каждый участник получает личное понимание праздника и истории Исхода. Если вам интересны международные традиции, в этом разделе блога вы можете узнать о других интересных праздниках и пройти уроки английского по теме. Нравится статья?
У иудеев России 5 апреля начинается праздник Песах
Итак, пасха совершенно еврейская, Песах сейчас, никакого отношения к Христу, к Воскрешению Христа не имеет. Это главный иудейский праздник, который совершается в память об исходе евреев из Египта. Еврейская Пасха (Песах) в Московской хоральной синагоге.
22-30 апреля - Песах
Израильтяне пришли в Египет как одна семья — род Иакова, состоявший из семидесяти человек, а вышли как народ, насчитывавший шестьсот тысяч. Поначалу род Иакова был радушно принят в земле Гошен одной из провинций Египта , но когда евреев стало «слишком много», к ним были приняты особые меры. На всех жителей страны была возложена трудовая повинность, на евреев — особенно тяжелая. Дома евреев прослушивались и досматривались, жен разлучали с мужьями, новорожденных мальчиков убивали. Моше Моисей и был тем самым мальчиком, которому было суждено выжить и спасти свой народ. Эту историю знают все. Удивительное стечение обстоятельств спасло его от неминуемой гибели от рук египтян и привело к тому, что воспитывался Моше во дворце фараона, но всегда ощущал себя частью своего народа. За убийство египтянина, избивавшего еврея, он был приговорен к смерти, бежал, много лет жил в странах Африки и Среднего Востока. Однажды, перегоняя стадо овец через Синайский полуостров, увидел горящий, но не сгорающий куст «неопалимая купина». Из огня раздался голос Всевышнего, повелевающего Моисею отправиться в Египет и вывести евреев из рабства.
Центральным блюдом праздничной трапезы вместо мяса пасхального агнца стала маца, соответствующие изменения внесли в текст читаемых за столом молитв. Во время праздника Песах к обычным правилам кашрута добавляются специфические запреты, связанные с квасным хамец. Во все дни праздника запрещено не только есть, но и владеть квасным в любом виде. Пригодные для Песаха продукты кошер ле-песах , можно есть круглый год. Устранение квасного[ править править код ] Религиозные еврейские семьи обычно проводят недели до праздника в домашней уборке. Цель — устранить квасное хамец из всех шкафов и углов дома. Поиск квасного часто превращается в генеральную уборку, детские комнаты и кухни обыскиваются в поисках остатков в буфетах, под кроватями. Даже в нерелигиозных семьях Песах — повод провести генеральную уборку. Хотя галаха требует устранения квасного размером крупнее оливки, многие вычищают дом от квасного до последней крошки. Параллельно семья старается доесть к началу праздника все наличные запасы квасного хлеб, макароны, печенье, суповые смеси. Продажа квасного[ править править код ] Хамец, который представляет материальную ценность например, спиртные напитки , изготовляемые из злаков , разрешается продать перед Песахом нееврею. Продажа квасного организуется местным раввином, который становится «агентом» всех религиозных евреев общины, через процедуру, называемую мехират хамец «продажа квасного». Как агент, раввин «продаёт» весь хамец нееврею по цене, которая должна быть согласована после праздника, а до того нееврея просят уплатить символический начальный взнос, при условии доплатить остаток после Песаха. Когда праздник заканчивается, раввин связывается с неевреем, чтобы выкупить хамец общины обратно [6]. Такая «продажа» считается обязательной согласно галахе, причём каждый хозяин должен сложить весь хамец, который он продаёт, в коробку или ящик и предполагать, что в любой момент праздника нееврейский покупатель может прийти забрать или воспользоваться своей долей.
На сегодняшний день иудейская община Астрахани работает над возрождением языка, культуры и духовности еврейского народа, совершенствует религиозное и светское образование. Редакция «Блокнот Астрахань» присоединяется к поздравлениям губернатора и желает приверженцам иудаизма мира и благополучия.
Он посвящен исходу иудеев из Египта и освобождению от 400-летнего рабства. Как отметил в своем поздравлении верующим Александр Лукашенко, светлый праздник для иудеев особенно дорог как напоминание о том, что искренняя вера в Божественную силу творит чудеса. Праздник весны и свободы начинается с вечерней трапезы и длится восемь дней. Готовятся иудеи к пасхальной неделе заранее.
«ПЕСАХ И ПАСХА!» Прямой эфир из Иерусалима
На Песах считается нужным и уместным пересказать историю еврейского народа, а именно вспомнить его исход из Египта. Праздник Песах, известный как «еврейская Пасха», отмечается в память об исходе еврейского народа из Египта. Иудейская Пасха фактически открывает череду главных празднований у различных конфессий. Еврейский праздник Песах начинают праздновать в сумерках 14 Нисана (первый месяц у евреев).
Иудеи празднуют Песах
Иудейская Пасха фактически открывает череду главных празднований у различных конфессий. Песах Праздник Песах отмечает цепь событий, вследствие которых евреи стали народом (Фото: Noam Armonn, по лицензии ). На Песах считается нужным и уместным пересказать историю еврейского народа, а именно вспомнить его исход из Египта. Наш сервис будет недоступен первые 2 дня Песаха, в Шаббат Песах, а также последние 2 дня празднования. Главная > Полезные советы > Когда еврейская Пасха (Песах) в 2024 году. Песах, или еврейская Пасха, — один из главных иудейских праздников в память об освобождении евреев от рабства в Древнем Египте.
Песах 2024: точная дата, история, традиции, запреты и важные дела
Одним из главных иудейских праздников считается Песах, или еврейская пасха. Еврейская Пасха, или Песах, отмечается в ознаменование исхода евреев из Египта и избавления их от многолетнего рабства. РИА Новости, 1920. Песах — это один из важных праздников у иудеев, во время него отмечается Исход евреев из Египта и их освобождение от рабства.
Еврейская пасха (Песах) в 2024 году
Считается, что еврей должен выпить четыре бокала вина или виноградного сока. Это символизирует четыре обещания, данные Всевышним народу Израиля: "И выведу вас из-под ига египтян…"; "И избавлю вас…"; "И спасу вас…"; "И приму вас…". Пятый бокал наполняют и оставляют для пророка Элияха Илии , который вернется в канун Песаха на землю, чтобы возвестить о наступлении "дня Господня, великого и страшного". В конце трапезы съедается небольшой кусочек мацы, который взрослые прячут от детей, а те должны его найти. Во время седера также читают молитвы и благословения. Государственным комитетом Российской Федерации по печати. Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 16 лет. На информационном ресурсе применяются.
В этом году Песах продлится с вечера 5 апреля до ночи 13 апреля. Из Ветхого Завета известно, что для освобождения избранного народа Бог послал египтянам 10 казней, среди которых были и жуткие болезни, и непроглядная тьма, и голод, и мор скота. Самой страшной оказалась последняя, десятая - гибель первенцев, и именно ее удалось избежать евреям благодаря тому, что они по велению Бога пометили двери своих домов кровью жертвенного агнца. А все первенцы египтян умерли в одну ночь. После этого страшного события фараон отпустил евреев на свободу, их предводителем стал Моисей, и они 40 лет скитались по пустыне, пока не осели на Земле Обетованной. Пасха же символизирует воскрешение Иисуса Христа, сына Господня, принявшего смерть за грехи всего человечества.
На протяжении многих сотен лет блюда на столе не менялись в отличие от даты праздника. Первый день Песаха отмечают с началом 14-го дня месяца нисан, который в 2024 году выпал на 22 апреля. В Израиле празднование продолжается всю неделю, а в диаспорах за пределами страны — восемь дней. Это означает, что во всем мире Песах продлится до ночи 30 апреля. Что такое Песах: суть праздника Название главного иудейского праздника происходит от глагола «пасах», что означает миновать, пройти мимо. Это слово напрямую связано с историей из Ветхого завета об исходе евреев из Египта, где они много лет находились в рабстве. Об этом «360» рассказал публицист и эксперт по иудаизму Александр Листенгорт. Он напомнил, что для освобождения евреев Бог наслал на египтян 10 казней. Последняя из них касалась гибели первенцев. Евреи избежали этой участи, потому что пометили двери своих домов кровью жертвенного агнца. Поэтому их первенцы остались живы, а старшие дети в египетских семьях умерли. Поэтому праздник и называется Песах, то есть смерть прошла мимо Александр Листенгорт публицист и эксперт по иудаизму Длительность празднования в семь дней также имеет свои истоки в Библии. После разрешения фараона и исхода евреев из Египта им понадобилась неделя, чтобы дойти до Красного моря, которое расступилось перед Моисеем и снова сомкнулось над головами их преследователей, когда последний еврей вышел на соседний берег. Это стала началом 40-летнего путешествия в Землю обетованную. Традиции еврейской Пасхи Праздник начинается с традиционного ритуального ужина, меню для которого не меняется уже много лет.
Земля прямо к востоку от Храмовой горы, купленная 12 лет назад, соответствует обоим этим стандартам. Раввин Ицхак Мамо владеет этой землей на Елеонской горе. Мамо работает в Увне Иерусалим, группе, которая сохраняет историю Израиля и работает над образованием будущих поколений. Что касается специфики земли, он сказал CBN News: «Это должно было быть прямо перед местом, где священник, проводивший эту церемонию, мог видеть Святое Святых». Рабби Мамо добавил: «И мы надеемся, что через полтора года мы сможем провести здесь, в этом районе, церемонию красной телицы, которая на самом деле станет первым шагом к Храму». Он говорит, что для церемонии нужны священники, которые не были осквернены прикосновением к чему-либо мертвому. Они родились дома. Потому что они священники.
Песах - иудейская Пасха
В этот день у евреев принято приходить к морю, реке или другому водоёму и петь «Песнь на море». За праздничным столом читают книгу под названием Агада, вспоминают выход предков из Египта и представляют себя в их роли, стараясь рассмотреть давние события в контексте современности. Во все дни Песаха запрещается употреблять в пищу квасное хамец - любое блюдо из бродившего теста, муки, дрожжей. К квасному относятся хлеб, пироги, печенье, макароны, пшеничная водка, пиво. Их нельзя не только употреблять в пищу, но и держать в доме, кроме случаев, когда эти продукты проданы насовсем или на время Песаха нееврею. Накануне праздника дом тщательно обыскивают на предмет наличия квасного, а обнаруженное сжигают.
Единственный вид мучной продукции, который можно употреблять в пищу в дни праздника, — это маца. Весь процесс приготовления мацы — от добавления воды в муку до выпечки — не превышает 18 минут, и брожения не происходит. Можно ли во время Песаха есть булки на глазах у всех: что говорит закон Маца — напоминание о том, как после разрешения фараона покинуть Египет евреи собирались в такой спешке, что испекли хлеб из не успевшего подойти теста. Помимо мацы на Седере обязательно едят: Харосет — смесь из тертых яблок, орехов, фиников и вина в напоминание о глине, из которой древние евреи лепили кирпичи при строительстве египетских пирамид; Марор — горькая зелень например, листовой салат , вкус которой напоминает о горечи рабства; Зроа — кусок жареной баранины с косточкой или куриное крыло в память о пасхальном жертвоприношении; Бейца — крутое куриное яйцо в память о храмовых богослужениях, символизирующее крепость и выносливость еврейского характера яйцо - единственный продукт, при варке становящийся не мягче, а тверже ; Карпас — кусок негорького овоща картофель, петрушка, сельдерей, капуста , выражающий жизненное обновление.
В праздничном прямом эфире из Иерусалима поговорим о том, как события, произошедшие более двух тысяч лет назад в далекой Иудее, влияют на нас сегодня! Виктория Никитина-Шин — ведущая включения, президент телеканала ТБН — вместе с гостями поразмышляет о том, как связаны Песах и Пасха, какие параллели можно найти в обоих праздниках. Какова суть жертвы Христа и какое значение она имеет для людей сегодня, пояснит Авиэль Станкевич — пастор общины «Дом Света» в г. Ришон ле-Цион, теолог, декан Библейской школы. Показать больше.
Когда евреи убегали от преследовавшего их египетского войска, они прошли через расступившееся перед ними море. А как человек убегает от греха? Через воды Крещения. То есть и здесь отцы Церкви видели прообраз христианского таинства. Так же как в помазании косяков дверей кровью агнца — прообраз креста на Голгофе. И сам агнец — символ Христа, который, как пишет апостол Иоанн, есть жертва за грехи всего человечества 1 Ин 2:2. Христос раскрыл все эти ветхозаветные образы, и в этом глубочайший смысл и Тайной Вечери, и последующих Его страданий, смерти и воскресения. Кроме того, Господь говорил, что Он пришел не нарушить ветхозаветный закон, но исполнить его Мф 5:17 , а празднование Песаха прямо предписывалось каждому иудею, каковым был Сам Христос. В чем же особенность именно Тайной Вечери? В том, что после того, как совершена вся последовательность пасхальной трапезы, Христос совершенно неожиданно для учеников добавляет к ней нечто новое. Позволю себе процитировать святителя Иннокентия Херсонского: «Настало время беседовать уже не словами, а делами; последний час Ветхого Завета пробил, надлежало предначать Новый не агнцем от стад, а телом и кровью Своей... Он то есть Христос. Уже из этого благословения видно было, что это делается не по обычаю вечери пасхальной так называемый хлеб благословенный уже был потреблен , а по другой причине и для другой цели". И после того, как апостолы в безмолвии съели этот новый Хлеб — Тело их Учителя и Бога, Христос взял в руки чашу с вином и, подав им, сказал: Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов Мф 26:26—28. Так в один вечер происходит окончательный переход от ветхозаветного богослужения к новозаветному. Отныне кровавые жертвоприношения древнего Израиля Самим Богом упразднены. Вместо них на каждой литургии во время Евхаристии приносится Жертва бескровная, которой и причащается каждый верующий. Ветхозаветная пасха была прообразом новозаветной литургии, которая установлена и совершена Самим Христом в Сионской горнице в комнате, где проходила Тайная Вечеря за несколько часов до ареста в Гефсиманском саду. Об этом блаженный Иероним Стридонский пишет следующее: «После того, как совершена была пасха, имеющая значение прообраза, и после вкушения вместе с апостолами плоти агнца, Он взял хлеб, — который укрепляет сердце человека, — и совершает переход к истинному священнодействию Пасхи, чтобы подать истинное Свое Тело и Свою Кровь». При этом, очень важно понимать, что святые отцы настаивают, что есть только одна Божественная литургия, совершенная Христом на Тайной Вечери. И когда верующие сегодня приходят в храм на литургию, они становятся участниками событий именно той Вечери — и не символически, а действительно. Зачем нужно вкушать Плоть и Кровь Христа? Неужели одной веры недостаточно? Дело в том, что Господь призывает ко спасению всего человека — и его тело, и его душу. Так как Христос — Бог и Человек одновременно, то христианин, вкушающий Его Кровь и Плоть, становится причастником Божества по благодати. Важнейший призыв христианства заключается в том, что спастись и обожиться должны и тело, и душа человека. Поэтому Причастие приносит всецелое исцеление и физической, и духовной жизни человека. Христианин должен не только исповедовать веру, но и совершать некоторые сакральные действия, как пишет блаженный Августин: «Когда вода крещения касается нашего тела, она очищает нашу душу». Еще раз повторю: человек должен спастись не просто на уровне каких-то абстракций — как какое-то духовное существо, но только целостно — и телом, и душой. Любое таинство соединено с каким-то веществом. Например, таинство Крещения — с водой, таинство Миропомазания — с маслом. Вещество Исповеди — это грехи человека, которые он действительно совершил мыслями, словами или поступками и в которых он кается. Вещество Евхаристии — хлеб и вино, которые пресуществляются в истинное Тело и истинную Кровь Спасителя. Таким образом, тот факт, что таинство включает в себя некоторое освященное Богом вещество, делает его не чем-то абстрактным, а наоборот — конкретным, и эта конкретность очень важна.
В давние времена, именно в субботу, 10-й день нисана, иудеями был выбран ягненок без изъянов, его кровь спасла первенцев в еврейских семьях от смерти. Одна из традиций дня — приготовить немного «хамец» и раздать его беднякам. Мудрецы говорят, когда стали пренебрегать этим обычаем, на урожай пало проклятье. Прежде чем начать праздновать еврейскую пасху, нужно раздать деньги нуждающимся, чтобы они тоже могли отпраздновать Песах. Важно сжечь, съесть или отдать остатки всего хлеба, приготовленного на закваске. Накануне праздника первенцы-мужчины еврейских семей должны соблюдать строгий пост. Если старший сын не достиг совершеннолетия, то пост должен соблюдать глава семьи. Такая традиция введена в память о всех египетских первенцах, умерших во время 10-ти египетских казней. Женщины стараются убрать и украсить дом, приготовить еду, так как с наступлением праздника хозяйственными делами заниматься запрещено. Российско-Израильский консультационный центр «РИКЦ» — эксперт по израильскому миграционному законодательству. Наша задача — помочь людям, имеющим родственную связь с еврейским народом, стать частью израильского общества. С помощью наших специалистов по гражданству можно пройти весь процесс без нервов и лишней суеты. Итог сотрудничества — переезд в Израиль на ПМЖ и получение израильских документов. Традиции праздника Многие традиции праздника связаны с событиями тысячелетней давности. Например, в день, когда фараон Египта позволил евреям покинуть его страну, иудеям пришлось очень быстро собираться в дорогу, было взято сырое тесто, так как выпечь хлеб не успели. В жаркой пустыне тесто запеклось. Его назвали «мацой». В честь этого события на протяжении всей еврейской пасхи запрещено употреблять «хамец» — хлеб, полученный на основе закваски, с использованием дрожжей. Согласно Торе, кушать можно только мацу, пресный хлеб. Праздничный ужин Как уже говорилось, Песах длится 7 дней. В первую ночь праздника принято всей семьей собираться за праздничным столом. Важно позвать в гости всех родственников, особенно тех, кто может остаться в одиночестве в эти праздничные дни, и нуждающихся. В иудейских общинах Седер праздничный ужин проводится в начале праздника еврейской Пасхи. Обычаи начала праздника и Седера священны. Каждый иудей, где бы не находился, обязан их выполнять. В еврейской Пасхальной Агаде можно найти, как правильно проводить торжественный ужин, какие блюда и напитки подавать, в какой очередности и какие при этом произносить слова благословения. Кратко основные традиции и заповеди пасхального ужина сводятся к следующему: Обязательно за столом рассказывать об исходе евреев из египетского рабства. Подавать мацу, как одно из главных блюд. Употреблять горькую зелень марор.