Благодаря статье Добролюбова «Луч света в тёмном царстве» за писателем закрепилась слава изобразителя «тёмного царства». "Бесприданница" в театре Фоменко, где роль Карандышева играл Евгений -служба Бахрушинского музея. В очередном выпуске «Книгопанорамы» обзор произведения, не теряющего актуальности вот уже полтора века – пьесы «Бесприданница» Александра Островского. за три дня ее посетили. Благополучно пройдя цензуру, «Бесприданница» была напечатана в 1879 году в литературном журнале «Отечественные записки».
БЕСПРИДАННИЦА
«Бесприданница»: подлинные истории | Бесприданница: Драма в четырех действиях автор Александр Николаевич Островский (1823—1886). |
Бесприданница | Благодаря статье Добролюбова «Луч света в тёмном царстве» за писателем закрепилась слава изобразителя «тёмного царства». |
История создания пьесы Островского Бесприданница – смысл и сюжет драмы | Слушайте все песни с альбома Александр Островский — «Бесприданница» без ограничений! |
Сто сорок лет пьесе "Бесприданница" | — Композитор атрибутировал «Бесприданницу» как мюзикл, однако в плане жанровой характеристики с ним можно было бы поспорить. |
«Бесприданница» и «Последняя жертва» А. Н. Островского | Вообще Рязанов в «Жестоком романсе», так же как Островский в «Бесприданнице», придавали особое значение Волге. |
Премьера восстановленной оперы "Бесприданница" собрала в Красноярске более 2 тыс. зрителей
Премьера новой «Бесприданницы»: Похудевшая до неузнаваемости Ирина Пегова и ослепительная Алена Хмельницкая. Обложка книги 1С Аудиокниги Бесприданница. Александр Николаевич Островский считал «Бесприданницу» одним из лучших своих произведений. Воспринятая как любовная драма, «Бесприданница» не встретила затруднений при прохождении через драматическую цензуру и легко получила одобрительную резолюцию. Бесприданница Автор: Александр Островский Жанр: #русскаяклассика.
Сто сорок лет пьесе "Бесприданница"
Таковой она находит в богатом и наглом столичном барине Паратове. Но для него Лариса — лишь игрушка.
Фестиваль, который проводится с 1993 года, в этом году приурочен к 200-летию со дня рождения Островского, которое будет отмечаться 12 апреля.
Свои спектакли по пьесам этого драматурга покажут коллективы из разных городов России, а также Минска. Постановки будут идти на Исторической сцене Малого театра и Большой и Малой сцене на Ордынке, а также в филиале театра в Когалыме.
Предлагаем ознакомиться с литературным анализом произведения по плану, который будет полезен ученикам 10 класса при подготовке к уроку литературы. Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной. Опыт работы учителем русского языка и литературы - 27 лет.
Краткий анализ Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Бесприданница. Год написания — 1874—1878 годы. История создания — За основу сюжета Островский, занимавший почётную должность мирового судьи, взял реальную историю смерти молодой женщины, погибшей от рук собственного супруга. Над пьесой автор работал в течение четырех лет, с 1874 по 1878 годы. Поначалу произведение не получило признание, но спустя время приобрело ошеломительный успех.
Тема — Искажённые взаимоотношения в обществе, в котором царят принципы «купли-продажи».
Сейчас театр готовит репертуарную программу на 2023 год для гастролей по Красноярскому краю и другим городам России. Опера по пьесе Алекса ндра Островского на му зыку Даниила Френкеля "Бесприданница" впервые вышла на сцене ленинградского Малого оперного театра в 1959 году. С тех пор российские театры ее не ставили.
БЕСПРИДАННИЦА
И если она и чувствует себя одиноко, отличаясь от них, то исключительно размером своего капитала, а не своими интересами и чувствами. Ведь так или иначе влюбляется она в роскошь и кошелек, а не в ум, совесть и честь. Случилось так, что пьеса была опубликована гораздо позднее, чем она вышла на сцене, поэтому литераторы и критики восприняли ее на основе постановок как заурядную бытовую драму, во время первого представления автора и вовсе не вызвали на сцену. В Ларисе критики увидели недалекую романтическую мещанку, способную глубоко влюбляться лишь в "мещанские" внешние прелести Паратова, посчитав данную пьесу не лучшей работой Островского. Островскому тратить свои силы и свое время на драматическое воспроизведение банальной, старой, неинтересной истории о глупенькой обольщенной девице? Жестоко ошибся тот, кто ждал нового слова, новых типов от почтенного драматурга; взамен их мы получили подновленные старенькие мотивы, получили множество диалогов вместо действия", - пишет в ноябре 1878 года рецензент "Нового времени". На мой взгляд это тот редкий случай, когда экранизация Эльдара Рязанова ярче и сильнее самого литературного произведения по аналогии с "Женитьбой Бальзаминова".
Теперь он не просто социально бессильный герой, но бесчувственный и загордившийся человек. Он уже беден не столько материально, сколько духовно. Карандышев стремиться показать себя лучше, чем он есть. Брак с Ларисой для него — способ хвастовства перед окружающими. Его не уважают герой пьесы и презирает сам автор. Вера Комиссаржевская в роли Ларисы Огудаловой Реальная история в основе сюжета Идею пьесы автору подсказала сама жизнь. Островский в тот период работал уездным судьей и разбирал дело мужчины, мелкого чиновника Ивана Коновалова, который убил свою молодую жену. Считается, что трагический случай и лег в основу «Бесприданницы».
Неизвестно, есть ли прототипы у героев пьесы. Скорее всего, это собирательные образы, «герои своего времени». Островский всегда писал, что называется, на злобу дня.
Второе действие «Бесприданницы» происходит в доме Огудаловых, куда приезжает Паратов. Происходит объяснение с Ларисой и словесная перепалка с Карандышевым.
Несмотря на то что Паратов не собирается брать Ларису в жёны, его самолюбие уязвлено её помолвкой, и он срывает гнев на новоиспечённом женихе. Третье действие посвящено званому обеду в доме Карандышева. В ходе обеда всем становится понятно, насколько глуп и жаден жених Ларисы. Паратов просит девушку спеть, и она исполняет романс «Не искушай меня без нужды». Паратов приглашает Ларису ехать за Волгу, и пока Карандышев отсутствует, дом пустеет.
Вожеватов рассказал собеседнику, что приобрёл пароход у судовладельца Паратова, и поделился новостью о скором замужестве Ларисы Огудаловой. Узнав, что будущий муж Ларисы — Карандышев, Кнуров сильно удивился. Что за вздор такой! Вот фантазия!
Ну что такое Карандышев! Не пара ведь он ей… Ларисе, правда, выбирать не приходилось, поскольку выдавали её замуж без приданого. Вожеватов вспомнил, как Паратов появился в доме Огудаловых. Лариса влюбилась в него, а он поездил, женихов отбил и исчез.
Харита Игнатьевна тогда не прислушалась к чувствам дочери, велела улыбаться и любезничать со всеми. Это надоело Ларисе, и она сказала, что пойдёт за первого, кто посватается. Первым оказался Карандышев. Молодой человек этому очень обрадовался, но вместо того, чтобы жениться и уехать поскорей к себе в небольшое имение, как это хотелось Огудаловым, он всюду таскал за собой Ларису.
Кнуров посочувствовал девушке, посчитав, что с мужем-дураком она или погибнет, или опошлится. Реклама В кофейную пришли Карандышев, Лариса и её мать. Карандышев всех пригласил к себе на обед. После того, как сообщили о прибытии парохода, купленного Вожеватовым, новый владелец судна вместе с Кнуровым и Харитой Игнатьевной отправился посмотреть на корабль, оставив Ларису и Карандышева вдвоём.
Девушка напомнила жениху о своём стремлении поскорее уехать. Он не обратил внимание на желание невесты, но ревниво отметил, что та довольно фамильярно разговаривала с Вожеватовым. Припомнил он также и Паратова, чем сильно обидел Ларису. После их ухода в кофейную вернулись купцы в компании Паратова и Робинзона.
Паратов сообщил, что вскоре женится на очень богатой девушке. Судовладелец прощался со своей свободной и весёлой жизнью и собирался провести последние холостые дни как можно веселее. Он пригласил купцов к себе, но узнал, что его собеседники уже приглашены на обед к Карандышеву. Выяснив, что Лариса выходит замуж, Паратов задумался, но решил, что это к лучшему.
Реклама Действие 2. Перед обедом В дом к Харите Игнатьевне пришёл Кнуров. Он поговорил с хозяйкой о грядущем браке Карандышева и Ларисы, к которому относился крайне неодобрительно.
Александр Островский — «Бесприданница»
История создания Бесприданницы Островского, задумка пьесы появилась в ноябре 1874 года и стала одним из лучших творений Александра Николаевича. С историей создания пьесы Островского «Бесприданница» знакомы далеко не все. 28 октября "Бесприданница" была одобрена к постановке Театрально-литературным комитетом. Автор: ©Агентство городских новостей "Москва". Он остановился на пьесе «Бесприданница» Александра Островского.
«Бесприданница»: ваша дама — убита!
одна из самых популярных пьес Александра Островского, которая впервые была опубликована в журнале "Отечественные записки" в 1879 году. Во многом успех «Бесприданницы» что в театре, что в фильмах зависел от актерского состава, в частности от исполнителя главной роли. «Бесприданница» – трагическая история девушки, которая искала настоящую любовь, но на самом деле любила выдуманный ею образ – Самые лучшие и интересные новости по теме. Автор: ©Агентство городских новостей "Москва". Певица Dead Blonde (настоящее имя Арина Буланова) обрела известность благодаря песням «Мальчик на девятке» и «Бесприданница». Слышали новость, Мокий Парменыч?
История создания Бесприданницы Островского
Однако премьеры в Москве и Петербурге провалились с треском: общество не оценило свое уродливое отражение в «Бесприданнице». Лишь после смерти писателя пьеса обрела успех. Перов «Бесприданница»: тема и персонажи. Что хотел сказать пьесой Островский? Суть пьесы раскрыта в названии: судьбу главной героини решает наличие приданого, а не моральные качества. Человеческие отношения больше напоминают товарные — вот что хотел донести автор этим трагичным сюжетом. История разворачивается вокруг личной драмы молодой девушки Ларисы.
Она красива и талантлива, отлично поет и танцует. Но отсутствие приданого делает ее положение в обществе унизительным. Девушка мечтает о настоящей искренней любви и наивно находит свой идеал в том, кто на самом деле им не является. Все остальные персонажи то и дело стараются продемонстрировать свое состояние — даже если такового нет. Мать Ларисы и Карандышев пытаются скрыть нищету, пускают пыль в глаза: дают светские ужины, обустраивают дома с претензией на роскошь. Более состоятельные Паратов и купцы не упускают возможности потрясти купюрами.
Они убеждены: все в этом мире можно продать или купить. Жанр и композиция произведения. В произведении отражен конфликт личности и общества. Установки социума пагубно влияют на судьбу человека, толкают его на страдания, отказ от личного счастья и даже гибель. История имеет классическую структуру и делится на четыре акта: Первое действие — завязка. Читателя знакомят с главными героями, их прошлым и настоящим.
Второй акт — развитие событий. Лариса встречает Паратова и убеждается, что любит только его. В третьем действии происходит кульминация: девушка бросает жениха и уходит с возлюбленным. В четвертом акте узнаем развязку: Лариса гибнет, но прощает всех обидчиков. Примечательно, что история укладывается в короткий промежуток времени — сутки, отчего сюжет кажется более драматичным. Если хотите усвоить сюжет и идеи драмы «Бесприданница», фильм 1936 года с точностью расскажет о раскрытых в ней событиях.
Участие в земских делах развитие образования, медицинского обслуживания жителей уезда, строительство школ, дороги и т. Судейские впечатления, интересные сведения о крестьянском и купеческом быте, описание вечеров и собраний кинешемского купечества легли в основу большинства произведений Островского. Кинешма незримо присутствует в пьесах «Горячее сердце» и «Бесприданница». Для сюжета последней Александр Николаевич взял реальный случай убийства молодой девушки на почве ревности, дело которой рассматривалось в кинешемском мировом суде. Известно, что творчески переработанные и обобщенные материалы суда явились сюжетной основой пьес «Волки и овцы», «На бойком месте», «Гроза».
В постановке художественного руководителя театра Евгения Марчелли драма о роковой страсти в маленьком городе на берегу Волги стала строгим минималистическим спектаклем, в котором все внимание направлено на отношения между людьми. О том, почему в «БЕСприданнице» нет музыки и что значит непривычное написание названия пьесы, рассказали режиссер и актрисы Анастасия Белова и Елена Валюшкина.
Любимая пьеса Об этом нечасто говорят учителя литературы, но, вероятно, одна из самых известных пьес Александра Островского родилась из криминальной хроники. В 1870-х драматург занимал должность мирового судьи Кинешемского уезда Ивановская область. Он пытливо изучал дела, вникая во все подробности. Убийство молодой красавицы-жены, совершенное местным жителем, глубоко его взволновало. Островский начал искать мотивы, побудившие убийцу. Некоторые исследователи считают, что именно этот случай подсказал ему финал будущей «Бесприданницы». По сюжету пьесы, оконченной в 1878 году, Лариса Огудалова, девушка из обедневшей семьи, собирается замуж за небогатого чиновника Юлия Карандышева.
Жених прижимист, болезненно ревнив и не очень умен; невеста его откровенно презирает, но уступает матери, Харите Игнатьевне. Выбора у Ларисы нет: когда-то она поддалась на страстные уговоры Сергея Паратова — «блестящего барина из судохозяев». Жениться и тем самым спасать ее репутацию жестокий красавец не захотел и из городка уехал. Паратов появляется накануне свадьбы Ларисы — чтобы спутать все карты. Любовь заглушает голос долга и запускает цепочку событий, ведущих к отчаянному крику обманутого Карандышева «Так не доставайся же никому!
Одной из таких «беспокойных» является Мурзавецкая, мечтающая женить на Купавиной своего беспутного племянника Аполлона, а денежки будущей родственницы прибрать к своим рукам. Для этого Меропия Давыдовна не без помощи «надежных людей», конечно же распускает слухи и подделывает документы, согласно которым покойный муж Купавиной якобы остался должен ее покойному отцу крупную сумму.
Честная и по-детски доверчивая Евлампия Николаевна готова расплатиться со всеми долгами, будь они вымышленные или настоящие. Так и удалось бы изворотливой Мурзавецкой и ее «компании» путем мошенничества прижать к стене скромную, деликатную Купавину и выдать ее замуж за пьяницу Аполлона, однако в пьесе появляется новое действующее лицо — Василий Иванович Беркутов, сосед Евлампии Николаевны. Будучи сообразительным и предприимчивым, он распутывает все ходы Мурзавецкой. И ему есть что сказать в ответ строящей козни помещице… Все книги Бориса Акунина про Эраста Фандорина за 20 лет: От «Азазель» до «Не прощаюсь» Борис Акунин подарил литературному детективному миру удивительного героя — Эраста Фандорина. Произведения принесли автору известность и любовь читателей всего мира. Это самый масштабный цикл писателя к данному моменту и каждая книга, каждое новое расследование не похоже на предыдущее. Будучи настоятельницей Введенского Владычного монастыря в Серпухове, она занимала высокое положение в кругах московского духовенства, но в 1874 году попала под суд за попытки мошенническим путем завладеть чужим имуществом и была признана виновной.
Любопытно, что эти «трофеи» не должны были предназначаться ей лично — она планировала направить их на поддержку монастыря. Цитата: «Женщины любят думать, что они свободны и могут располагать собой, как им хочется. А на деле-то они никак и никогда не располагают собой, а располагают ими ловкие люди». Издательский союз «Андронум» Действие происходит в Москве, в доме бедной дворянки Шабловой. Младший из ее сыновей — Дормедонт — служит писарем у адвоката Маргаритова, который вместе с дочерью Людмилой снимает комнату в этом доме. Дормедонт влюблен в Людмилу, но девушка не отвечает ему взаимностью, так как неравнодушна к его старшему брату Николаю — игроку и гуляке. Чтобы помочь ему расплатиться с карточными долгами, она готова отдать последние деньги.
Из-под пера писательницы вышли более 60 детективных романов, 19 сборников рассказов, 6 психологических романов правда, их она писала под другим псевдонимом — Мэри Уэстмакотт , пьесы, автобиографические произведения. Представляем рейтинг лучших книг популярного автора. Список книг В свою очередь, отучившийся на адвоката, но не желающий работать «за копейки» Николай волочится за хитрой и богатой вдовой Лебедкиной. Много лет назад она задолжала крупную сумму одному купцу, и сейчас он хочет вернуть свои деньги — это дело ведет как раз адвокат Марагритов, и у него под замком хранится давняя долговая расписка Лебедкиной, доступ к которой есть лишь у Людмилы. Варвара Харитоновна решает воспользоваться увлеченным ею Николаем и влюбленной в него Людмилой, чтобы выкрасть бумагу… Удастся ли это ей? Поверит ли Николай щедрым обещаниям изобретательной вдовы? Сможет ли Людмила предать отца ради любимого?
Добавим только, что финал пьесы весьма неожиданный. Интересный факт: В 1983 году вышла экранизация пьесы. Режиссером выступил Леонид Пчелкин. Цитата: «Как хочется жить, так нельзя; а как можно, так не хочется». Издательство Нобель Пресс Бальзаминов — мелкий чиновник и очень простодушный, мечтательный, наивный как ребенок молодой человек. Его материальное положение оставляет желать лучшего, и единственным способом его поправить Михайло Дмитриевич видит выгодный брак. Согласна с ним и его мать Павла Петровна.
Чтобы подыскать вечно витающему в грезах стеснительному сыну подходящую партию, она обращается за помощью к свахе, и та предлагает подходящий вариант — флегматичную вдову Домну Евстигнеевну Белотелову, надеющуюся найти в новом муже средство от скуки. Скрытые смыслы романа «Мастер и Маргарита» Булгакова: почему вдова писателя считала роман пророческим, откуда взялся Воланд и причем тут Данте В 2021 году Россия отметила 130-летие со дня рождения Михаила Булгакова. Наш обозреватель Денис Корсаков по этому поводу вспоминает его самый знаменитый роман «Мастер и Маргарита». Узнать подробности Между тем, Бальзаминов и сам предпринял робкие попытки устроить свою жизнь. Вместе с отставным офицером Лукьяном Лукьянычем Чебаковым он намеревается выкрасть из богатого купеческого дома Пеженовых двух сестер — Анфису и Раису — и обвенчаться с ними. Все ли нюансы своего плана открыл Чебаков незадачливому товарищу? Кого предпочтет Бальзаминов: скучающую Белотелову, готовую хоть сейчас отправиться под венец, или холодную Раису, потерявшую всякую надежду на замужество?
Об этом, а также о том, в какие истории придется угодить Бальзаминову перед тем, как выбор будет определен, предстоит узнать читателям. Интересный факт: Это последнее произведение из трилогии Островского, рассказывающей о страстно желающем жениться молодом человеке первые две части — «Праздничный сон до обеда», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай». Цитата: «Если б я был царь, я бы издал такой закон, чтоб богатый женился на бедной, а бедный — на богатой; а кто не послушается, тому смертная казнь». Однако на ее сердце претендуют сразу два жениха. Один из них — богатый престарелый купец Ахов, своенравный самодур, одаривающий Агнию дорогими безделицами. Его жена умерла, а сыновья не выдерживали деспотизма отца: один переехал жить к теще, другой спился. Жизнь с Аховым будет безбедной, но вряд ли счастливой.
Второй претендент в мужья — приказчик Ахова Ипполит, бедный, но предприимчивый и перспективный парень, который по сути управляет всеми делами купца и в будущем может добиться многого своим трудом. Девушка не может выбрать, предложение которого из ухажеров принять. Определиться с окончательным решением своими советами помогает ей мать… Но как отреагирует отвергнутый жених? Интересные факты: В письме к упомянутому выше актеру Федору Бурдину Островский охарактеризовал свое новое произведение так: «Это скорее этюд, чем пьеса, в ней нет никаких сценических эффектов; эта вещь писана для знатоков, тут главное московский быт и купеческий язык, доведенный до точки».
«Бесприданница»: краткое содержание и анализ произведения
Волновались все: публика, творческая группа, директор театра Виталий Емельянов пристраивал сотрудников на единичные свободные места. Следует признать, у волнения были резоны. Не на каждую премьеру собираются первые лица региона. Министр культуры, представители правительства , депутаты городской и областной думы… Похвально, что мюзикл основан на классическом прочтении сюжета. Труппа театра в очередной раз заставила присутствующих в зале на три часа забыть о времени , сделала публику соучастником того. Когда понимаешь, что подлец-человек, но ведь чертовски хорош!
Автором текстов песен «Бесприданницы» является Вениамин Борисов. Поэт, сценарист, редактор текстов на конкурсе «Новая волна» 2010-2014 , шеф-редактор шоу «Танцуй! В спектакле исключительно живой звук. Актеры играют на музыкальных инструментах, также неотъемлемой частью сценического действия стал приглашенный эстрадный коллектив музыкантов. У музыкальных номеров спектакля есть все предпосылки для того, чтобы стать новыми театральными хитами.
Помимо оригинальной музыки композитора Александра Бараева, написанной в жанре рок и поп-рок, в спектакле исполняются цыганские романсы, которые органично вплелись в канву спектакля как отображение страсти Ларисы Огудаловой к свободе. Цыганские романсы являются безусловным украшением спектакля, авторы новой постановки отобрали лучшие образцы романсов, в основном конца XIX века, гармонично и талантливо вписав их и перемешав с основным музыкальным материалом.
Серия «Читаем по школьной программе» — это продолжение книжных серий «Читаем до школы» и «Книги для внеклассного чтения». Красные корешки — гарантия отличных оценок по литературе!
Издание в твёрдом переплёте. Произведения входят в школьную программу по литературе для старших классов.
Однако Сергей Сергеич внезапно исчез; жизнь бесприданницы вошла в обычную, надоевшую до слез колею. Решение выйти замуж за ничтожного Карандашева Лариса принимает от отчаяния перед крушением мечты. Брак с Юлием Капитонычем не доставит ей счастья, но по крайне мере позволит занять определенное положение в обществе и вырвет из того «балагана», в который превратился ее дом, наполненный стараниями матери женихами. Неожиданное возвращение Паратова становится причиной разыгравшейся трагедии. В душе Ларисы вновь оживают умершие надежды.
Она, не задумываясь, бросает жениха и отправляется за любимым человеком. Отдавшись Паратову, Лариса уверена, что это автоматически делает их мужем и женой. Грубый обман Сергея Сергеевича наносит последний удар по мечтательной девушке. Она уже ничего не ждет от опостылевшей жизни. Лариса остается благодарной Карандышеву за его смертельный выстрел. Только таким страшным способом ей удается вырваться на свободу и перестать чувствовать на себе клеймо бесприданницы. Проблематика Главная проблема Ларисы заключается в том, что из-за отсутствия приданого никто из окружающих не видит в ней живого человека со своими чувствами и желаниями.
Мать мечтает поскорее сбыть дочь с рук и надеется с помощью ее выгодного брака поправиться свое материальное положение. Для Кнурова и Вожеватова Лариса — игрушка, «дорогой бриллиант», требующий «дорогой оправы» и «хорошего ювелира».