Российская академия наук (РАН), являясь высшей научной организацией России, принимает участие в координации фундаментальных исследований.
Российская академия наук: замыслы Петра I и трехвековая история
Должна была обучать студентов, готовить новые поколения ученых. Поэтому при ней были учреждены Академический университет и гимназия. Так что Академия наук сыграла огромную роль в распространении научных знаний в России. В 1828 году при Академии наук была создана Археографическая экспедиция, которая занялась сбором древних документов, рукописей по истории России, а также их публикацией. Именно тогда были найдены и введены в научный оборот многие очень ценные памятники российской истории. Тенденция к расширению академической структуры сохранялась и позже.
В этом, кстати, состояло одно из главных отличий академии советского периода от дореволюционной. Если говорить о гуманитарных институтах, появилась Академия истории материальной культуры, в итоге из нее вышел Институт археологии. Из дореволюционной Археографической комиссии возник Историко-археографический институт, его прямой наследник — наш Санкт-Петербургский институт истории РАН, а в Москве сейчас работают Институт российской истории, Институт всеобщей истории, Институт славяноведения. И это еще далеко не все действующие ныне гуманитарные академические учреждения. И иногда трудно разделять в их биографии эти стороны… Среди дореволюционных академиков существовала разница между «штатными» и «внештатными».
Например, известный лингвист Филипп Федорович Фортунатов, профессор Московского университета, глава московской школы сравнительного языкознания, в самом конце XIX века был избран академиком. Но он жил в Москве, потому был академиком вне штата. Его учеником был академик Алексей Александрович Шахматов, также выдающийся лингвист и исследователь древнерусского летописания, переписку которого мы с моими коллегами сейчас издаем, поэтому сюжет этот мне близок. Будучи избран в Академию наук, он переехал в Петербург и предлагал своему учителю также сюда приехать. В 1902 году Фортунатов принял это предложение, стал «штатным» академиком.
Только штатные академики получали государственное жалованье. К тому же считалось, что академики должны посещать академические заседания, поэтому желательно, чтобы они жили в Петербурге или могли туда постоянно приезжать. Были еще члены-корреспонденты: в ту пору это в прямом смысле были члены академии «по переписке», то есть в основном иностранные ученые. И, кстати, многие российские академики точно так же были членами-корреспондентами иностранных академий. Со временем появилось понятие «почетные академики».
Так, при Отделении русского языка и словесности в самом конце XIX века был создан особый «Разряд изящной словесности». В него в качестве почетных академиков включили известных писателей — Льва Толстого, Бунина, Чехова, Короленко… Правда, много было споров по этому поводу, некоторые ученые не понимали, зачем в академии нужно такое подразделение.
Коровина, М. Врубеля, Ф. Малявина, А. Бенуа, М. Добужинского, К. Сомова, Б. Кустодиева, С. Судейкина, Н.
Сапунова, Б. Григорьева, Н. Фешина, А. Яковлева, М. Шагала и других русских художников. Музей-квартира И. Бродского, Санкт-Петербург. Интерьер Фото С. Церетели Продолжая академическую традицию, И. Бродский подарил около 300 произведений живописи и графики своим землякам в Бердянске, где по его инициативе в 1930 году был создан музей, а в 1936-м передал 300 работ мастеров русского искусства Днепропетровскому художественному музею.
Поступали дары академика и в другие музеи страны. В 1939-м, после смерти коллекционера, его родные передали Всероссийской академии художеств большое собрание картин и рисунков. Интерьер с цветами. Бродского, Санкт-Петербург Декрет Совнаркома об упразднении Академии художеств содержал положение не только о роспуске академического собрания, но и о переименовании Высшего художественного училища живописи, скульптуры и архитектуры в Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские ПГСХУМ. На протяжении 1920-х - 1930-х годов это название несколько раз менялось. В 1934-м учебному заведению возвратили название «Российская академия художеств»; ректором ее был назначен член бывшей Императорской Академии художеств, живописец И. В те годы многие бывшие академики преподавали и в этом художественном вузе, и в других художественных учебных заведениях. Своим вкладом в русскую культуру они подтвердили преемственность моральных и художественных традиций, заложенных Императорской Академией художеств. В соответствии с утвержденным тогда же уставом в академическое собрание вошли 45 действительных членов и 25 членов-корреспондентов. Подведомственными Академии учреждениями стали с учетом некоторых последующих изменений в названиях Московский Государственный академический художественный институт имени В.
Сурикова, Санкт-Петербургский Государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Репина, Московский академический художественный лицей имени Н. Томского, Санкт-Петербургский государственный академический художественный лицей имени Б. Иогансона, Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств, библиотеки, музеи и творческие мастерские. Герасимов, Б. Иогансон, В. Серов, Н. Томский, Б. Угаров, Н. В 1948 году возродился к жизни принадлежавший ранее Императорской Академии художеств Владимиро-Мариинский приют, называемый теперь Домом творчества художников «Академическая дача» имени И.
Члены Академии, продолжая традиции, приезжали туда в качестве руководителей творческих групп, работали вместе с молодыми художниками. Для многих художников «Академичка» явилась жизненной и профессиональной школой. Здесь происходило становление их творческой личности, определение пути. Академия художеств СССР продолжила деятельность по формированию музеев. Были созданы мемориальные музеи: Музей-усадьба И. Репина «Пенаты», Музей-квартира И. Бродского, Дом-музей П. Чистякова, Музей-мастерская С. Выдающийся педагог, профессор ИАХ П. Чистяков 1832-1919 воспитал плеяду замечательных художников, среди них - И.
Репин, В. Поленов, B. Суриков, В. Васнецов, В. Савинский, В. Серов, М. Врубель, И. Грабарь, Д. Кардовский, А. Рябушкин, В.
Борисов-Мусатов и другие. Мемориальный музей «Творческая мастерская C. Коненкова» был открыт в Москве в 1974 году, в год столетнего юбилея скульптора 1874-1971. Практически дом Коненкова уже при жизни мастера стал в какой-то мере музеем. Прежде всего это касается так называемой «вечной мебели», одного из шедевров скульптора, созданного в основном в 30-е годы, во время пребывания в Америке. В экспозиции представлены произведения Коненкова, многие из которых составили славную страницу в истории отечественной скульптуры. Коненкова», Москва. Экспозиция Фото С. Репина в Чугуеве и Мемориального музея-мастерской П. Корина в Москве по просьбе его вдовы Прасковьи Тихоновны Кориной.
Корин 18921967 собрал уникальную коллекцию икон, которая по его воле вместе с его собственными произведениями, архивом и другими мемориальными предметами составила музей, переданный затем Академией музейному объединению «Государственная Третьяковская галерея». Музей-квартира великого пейзажиста академика А. Куинджи 1841 1842? Оно принадлежало его ученику, академику Н. Распространению художественных знаний способствовала и академическая библиотека; из ее фондов безвозмездно передавались в разные годы книги по искусству и искусствоведению более чем в 20 учебных и художественных учреждений. Одним из самых удивительных событий в советский период истории Академии художеств был дар, сделанный знатоком искусств и меценатом князем Семеном Семеновичем Абамелек-Лазаревым 18571916 : в соответствии с завещанием коллекционера, окончившего свои дни в Италии, Академии была передана его вилла в Риме. В советское время виллу посетили более шестисот художников - академиков и награжденных золотыми медалями Академии. При организации Академии в 1947 году вышло постановление об учреждении наград за лучшие произведения изобразительного искусства - золотых и серебряных медалей и дипломов. Творческие результаты этих поездок были очень высоки: художники впервые получили возможность воочию увидеть шедевры искусства, многие из них привезли из Италии не просто отдельные работы, а целые циклы. Портреты, пейзажи, виды городов, созданные такими мастерами, как Я.
Ромас, О. Г Верейский, Т. Салахов, А. Грицай, И. Заринь, Д. Налбандян, М. Куприянов, П. Крылов, Н. Соколов, А. Мыльников, Д.
Мочальский, Н. Пономарев, Ф. Решетников, Н. Ромадин, Б. Угаров, Д. Шмаринов, и другими, стали украшением многих выставок и вошли в золотой фонд отечественного искусства. Указом Президента Российской Федерации Б. Черномырдина был утвержден новый Устав Академии. Академию возглавил Н. Пономарев, затем ее Президентом был избран З.
Графиком М. Аввакумовым и скульптором И. Уткиным , а также дипломы и грамоты к ним. Количество наград увеличилось, так как расширился спектр награжденных за счет выдвижения архитекторов, дизайнеров, критиков и историков искусства. Одно из направлений деятельности президента Зураба Константиновича Церетели — создание музеев. Создание первого в России Московского музея современного искусства явилось ценнейшим вкладом в российскую культуру. Несмотря на то, что подобными музеями обладают практически все крупнейшие города мира, в России данное начинание в течение десятилетий не приводило к успеху, пока З. Церетели не взялся за организацию музея. Одной из основных выставочных площадок Российской академии художеств является открытый в 2009 году Российский музей современного искусства Гоголевский бульвар, 10. Во внутреннем дворике музея находится «Хрустальная часовня», возведенная З.
Академия поддержала создание Дома-музея П. Кузнецова в Саратове к 120-летию со дня рождения художника, которое отмечалось в 1998 году. Весной состоялась закладка сада у мемориального дома художника; к этому событию была приурочена выставка «Сад Павла Кузнецова». Многие академики стали основателями музеев в тех городах, где они родились. Вице-президент РАХ А. Мыльников 1919-2012 родился и провел детство в городе Покровске ныне город Энгельс. Дед его, почетный гражданин города Н. Ухин, зерноторговец, попечитель и меценат, на свои деньги приобрел здания для женского епархиального училища и богадельни, щедро жертвовал деньги на Троицкую церковь, в которой он был старостой. Внук продолжил деятельность деда.
Вдова известного российского писателя и философа Александра Зиновьева Ольга даже предложила органам внутренних дел проверить сотрудников Института философии РАН на детекторе лжи на предмет их лояльности интересам России. По её словам Ольги, «русофобы» института «должны быть подвергнуты самой настоящей денацификации». Эту идею поддержал политолог и философ Александр Дугин. На эти обвинения Институт философии никак не отреагировал. Директор ИФ РАН Абдусалам Гусейнов к словам Зиновьевой о детекторе лжи отнёсся иронично и лишь высказал встречное предложение — проверить на нём всё население. Помимо идеологических претензий, к некоторым сотрудникам РАН возникают и экономические. Например, в 2023 году профессора Татьяну Волосовец обвинили в растрате. По версии следствия, специалист руководила двумя институтами по изучению проблем детства и семьи. При этом она незаконно выписала премии самой себе и ближайшим подчинённым на общую сумму более 1 млн рублей. Несколько первых лет Академия существовала без фиксированного названия и часто называлась «Академией наук» или «Академией наук и художеств». Идея создания академии наук возникла у Петра после поездок в Европу, где император черпал вдохновение и возможности для развития российского государства. Пётр I посетил Французскую академию наук, где наблюдал, как иностранные учёные демонстрировали химические эксперименты. Он даже принял участие в одном из заседаний французской академии, на котором император был единогласно избран почётным членом. Задолго до официального появления и открытия Российской академии Пётр стал разрабатывать элементы будущей инфраструктуры, сделал общедоступной личную библиотеку. Вслед за этим Пётр организовал публичный музей — Кунсткамеру, фонды которого содержали различные редкости. В первые годы работа Академии велась по трём направлениям: математическому, физическому и гуманитарному. В Россию прибыли ведущие иностранные учёные. В 1747 году императрица Елизавета Петровна присвоила академии постоянное название — Императорская академия наук и художеств в Санкт-Петербурге. Далее название постоянно менялось: Императорская академия наук 1803—1836 ; Императорская Санкт-Петербургская академия наук 1836—1917 ; Российская академия наук 1917—1925 ; 21 ноября 1991 года уже Указом президента РФ организация вновь стала Российской академией наук. Пример упоминания на «Секрете» «Министерство науки и высшего образования отвечает за создание электронных архивов выпусков научных журналов на разную тематику.
Академия предоставляла Товариществу залы для выставок - желательно совместных. Многие передвижники стали преподавать в Академии, получая высокое профессорское жалованье, однако при этом поставили условие, что не будут носить мундир. Многие из них выполняли заказы членов императорской семьи - да же такие жанристы-бытописатели, как А. Корзухин и В. Маковский, исполнили несколько портретов великих князей. Сам основатель Товарищества И. Крамской создал парадные портреты императора и императрицы. Методика академического образования формировала художников, могущих в совершенстве справляться с самыми разными художественными задачами. В своей «Книге воспоминаний»[9] вел. Александр Михайлович признается: «... Первыми он упоминает всегда приносившие убытки пять императорских театров и балет С. Дягилева, а далее указывает: «Такую же значительную материальную поддержку требовала и Императорская академия художеств. Хотя официально она и содержалась за счет Государственного казначейства, Академия никогда не сводила концы с концами, и члены Императорской семьи считали своим долгом поддерживать материально ее нуждавшихся учеников»[10]. Наивысшей наградой для учащихся Академии была золотая медаль за «программу», то есть, как бы сказали сейчас, за дипломную работу. Программой она называлась потому, что Совет Академии предлагал оканчивавшим учебу исполнить картину на сюжет чаще всего из русской истории или на библейскую либо мифологическую темы с целью проверки профессиональных знаний, полученных во время учебы. Желавшие участвовать в конкурсе предоставляли эскизы на рассмотрение Совета Академии. Тем, чьи работы получали одобрение, Академия на год предоставляла повышенную стипендию и отдельную мастерскую в своем здании; они назывались «программистами» или «конкурсантами». Присуждение золотой медали давало право награжденным на заграничное пенсионерство, то есть на поездку до шести лет за границу для усовершенствования за счет Академии, причем содержание выделялось очень щедрое. В Императорской Академии художеств студенты за успехи в учебе награждались золотыми и серебряными медалями первого и второго достоинства , поощрительными медалями первого и второго достоинства и денежными премиями. Это происходило регулярно на «третных» экзаменах учебный год делился на «трети» по 4 месяца. Их списки публиковались в Отчетах и Журналах Академии. В эти списки входили и денежные вспомоществования «недостаточным учащимся», выдававшиеся по постановлению Совета на основании их прошений. Количество выдаваемых пособий определялось их необходимостью; сумма пособия составляла от 10 до 50 рублей. Ежегодно в ноябре Совет присуждал стипендии сроком на один год, по истечении которого Совет, в зависимости от успехов стипендиата, либо продлевал стипендию, либо передавал более достойному. В последней трети XIX века в России появилось много провинциальных художественных школ; особенно интенсивным этот процесс был в 1880-1890-х годах. Большая часть школ создавалась благодаря инициативе выпускников Академии художеств, вернувшихся к родным пенатам, при поддержке местных городских властей и состоятельных горожан - почитателей и ценителей искусства. При этом главную опеку над школами осуществляла Академия художеств, которая всячески способствовала их развитию, курируя учебную и просветительскую, а в некоторых случаях и финансовую деятельность. Обращение провинциальных школ к Академии за помощью и поддержкой было само собой разумеющимся, поскольку никакому другому образовательному художественному учреждению было не под силу осуществлять столь грандиозные задачи. Академия художеств всегда оказывала безвозмездную помощь различным учебным заведениям, воспитывавшим художников или просто имевшим рисовальные классы. Начиная с первой провинциальной школы, открытой академиком А. Ступиным в Арзамасе в 1810 году, Академия щедро дарила гипсы, оригиналы и другие учебные пособия. В создании художественных школ по всей России в конце XIX - начале XX века колоссальную роль сыграло безвозмездное деятельное участие членов ИАХ, ее преподавателей или бывших выпускников. Они становились директорами, входили в советы или попечительские комитеты школ, оказывая разнообразное содействие в организации учебного процесса. Академия щедро помогала не только провинциальным учебным заведениям, но и музеям, безвозмездно передавая или предоставляя во временное пользование произведения из собственного собрания. Списки их утверждались Советом Академии. Впервые в 1884-1885 годах Академия передала 150 произведений в поддержку провинциальных музеев в Риге, Саратове, Вильно, Одессе и Харькове. Впоследствии это происходило регулярно: произведения искусства, гравюры и книги отсылались партиями в Тобольск, Нижний Новгород, Самару, Хабаровск, Ташкент, Пермь, Воронеж. Музеев, взятых Академией под свое благотворительное попечительство, было более двадцати, им передали более восьмисот художественных произведений. Такая помощь - одна из традиций Академии, не прерывавшаяся в разные периоды истории нашей страны и являющаяся по сей день непременной частью нашей художественной жизни. Типичный пример - история Пензенского художественного училища и картинной галереи, одной из старейших в России. Их созданию послужило завещание пензенского губернатора, генерал-лейтенанта Н. Селиверстова 1830-1891 , он завещал городу коллекцию картин, библиотеку, а также свыше полумиллиона рублей на учреждение Рисовальной школы «на манер Штиглицкой». В завещании специально оговаривалось выделение из этой суммы пятидесяти тысяч рублей неприкосновенного капитала для обеспечения существования художественного музея. В Пензу приехал душеприказчик Н. Селиверстова - известный путешественник и знаток искусства, почетный член Академии художеств П. Состоялась закладка здания, а в 1898-м - торжественное открытие училища и музея, директором которого Академия художеств утвердила известного художника академика К. Савицкого 1844-1905; имя его носит сейчас Картинная галерея. В первом отчете за 1898 год в Академию художеств он дал подробную характеристику учебного процесса и музея, собрание которого уже состояло из 224 произведений живописи и графики. Савицкий стремился пополнить музей произведениями современных мастеров. В архивах академиков В. Васнецова, А. Киселева, С. Иванова, И. Шишкина сохранились письма, в которых Савицкий обращался к своим друзьям с просьбой прислать в дар вновь созданному музею свои работы. Что тебе стоит дать музею какой-нибудь небольшой рисуночек, который бы наглядно представил тебя. Поищи, найдешь»[11]. На призывы откликнулись многие художники и безвозмездно передали музею свои работы. По просьбе Савицкого Академия художеств также прислала в дар новому музею живописные произведения русских мастеров, графические листы, скульптуру, а также назначила Комиссию для просмотра коллекции, для чего в Пензу приезжал, чтобы руководить ее работой, П. Преемник К. Савицкого академик Николай Филиппович Петров всемерно способствовал росту собрания музея, которое пополнялось за счет добровольных пожертвований горожан. Самыми крупными из них были коллекции бывшего пензенского губернатора А. Татищева и попечителя училища, генерала от инфантерии А. Боголюбова около 140 произведений искусства, в том числе работы И. Мартоса, И. Крамского, И. Шишкина, И. Репина, И. Ендогурова, Ф. Рубо, а также коллекция старинного вооружения и предметов прикладного искусства [12]. Похожий путь становления прошли другие провинциальные художественные школы и музеи в Казани, Одессе, Харькове, Риге, Смоленске и других городах. Самым крупным вкладом Академии художеств в организацию музейного дела в России явилось формирование и курирование коллекции Русского музея имени императора Александра III. Начало Русскому музею было положено высочайшим указом от 13 апреля 1895 года; тогда же ему был дарован Михайловский дворец, перестройка и приспособление которого для нужд музея были осуществлены академиком В. Основу собрания музея составили предметы и произведения, переданные из императорских дворцов, Эрмитажа и Академии художеств. Совет Академии разработал положение и штат музея. Положение предусматривало, «что художественные коллекции музея пополняются произведениями, о которых Академия должна предварительно произнести одобрительное суждение»[13]. С тех пор и до закрытия ИАХ в 1918 году почти на каждом заседании Совета утверждались произведения для закупки Русским музеем, представленные специальной комиссией из трех академиков. Журналы заседаний Совета Академии содержат не только принимаемые время от времени решения о замене выбывших членов этой комиссии новыми, но и множество других поручений. Советом постоянно командировались профессора и академики в Московское училище живописи, ваяния и зодчества для участия в выпускных экзаменах это было вменено ИАХ в обязанность. Заседание Совета Императорской Академии художеств При изучении документов ИАХ становится очевидным, что многие ее музейные начинания финансово поддерживали российские миллионеры. В этом отношении показателен пример почетного члена Академии, мецената Б. В 1913 году «сахарный король» обратился к президенту ИАХ вел. Марии Павловне с представлением следующего содержания: «... Стремясь посильно придти на помощь энергичной Вашей деятельности, я, в бытность этой зимой в Венеции, пришел к решению предоставить в распоряжение Ваше двадцать одну тысячу рублей, как сумму, необходимую на сооружение в Венеции Русского выставочного павильона, и десять тысяч рублей в качестве капитала, проценты с коего употреблялись бы на необходимейшие расходы по охране имеющего быть воздвигнутым здания»[14]. Русский выставочный павильон в Венеции был построен по проекту академика А. Щусева и открыт в 1914 году. Он и сейчас верно служит русскому искусству в качестве российского павильона на Венецианской биеннале. Президент ИАХ вел. Мария Павловна 1854-1920 в 1910 году высказала идею о постройке в Петербурге выставочного «Дворца искусств». Через два года Академии был передан участок земли, примыкавший к Михайловскому дворцу со стороны набережной Екатерининского канала. Проект здания разработал ректор архитектуры Академии художеств Л. Бенуа, но на его осуществление требовалась огромная сумма - более миллиона рублей. В феврале 1913 года петербургские и московские банкиры собрали миллион рублей для увековечения 300-летнего юбилея Дома Романовых. Дарители просили Николая II «предначертать цель и назначение» этой суммы. И хотя императору предлагали использовать эти деньги по-разному, он отдал предпочтение предложению вел. Марии Павловны. Уже летом император и великая княгиня заложили первые кирпичи в основание будущей постройки. Здание было впоследствии передано Русскому музею, сохранив до сих пор свое название «корпус Бенуа». Портрет художника И. ГРМ Великий художник академик И. Айвазовский 1817-1900 много сделал для родного города Феодосии. Трогательно звучат слова его духовного завещания: «Мое искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи в городе Феодосии со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составляли полную собственность города Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю ее родному городу Феодосии, моему родному городу... Так, академик В. Поленов 1844-1927 в своем имении устроил даже небольшой художественный музей, так как считал необходимым поднимать культуру сельских жителей. ГТГ 4 марта 1915 года в Академию была препровождена копия духовного завещания скончавшейся в 1914 году Наталии Борисовны Нордман, жены И. Репина"»[16] Музей-усадьба И. Репина «Пенаты». Фото С. Архив З. Церетели После октябрьских событий Совнарком декретом от 12 апреля 1918 года упразднил Императорскую Академию художеств. Ее деятельность, в том числе и по созданию художественных училищ и музеев, была приостановлена, академическое сообщество распущено, однако лишь немногие академики покинули Россию, закончив свою жизнь во Франции, Италии или Латвии. Среди тех, кто разделил свою судьбу с судьбой родины и кто продолжал плодотворно трудиться на пользу русского искусства, можно назвать известные имена. За творческие успехи ряд из них получили звания народных или заслуженных художников, архитекторов или артистов, звания заслуженных деятелей искусства, стали лауреатами Сталинских премий, были награждены орденами. Однако, несмотря на эти почести, они всегда гордились званиями академиков, полученными от Императорской Академии художеств, ставя их выше других заслуженных наград. Несмотря на упразднение Императорской Академии, моральные принципы, по которым жило до революции академическое сообщество, сохранялись в советское время. Так, академик живописи И. Куликов 18751941 , с 1930 года преподававший в художественной студии в городе Муроме, основал краеведческие музеи в Муроме и селе Павлово. Академик И.
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК - 275 ЛЕТ
Первый российский император основал Академию не только как научное, но и учебно-образовательное учреждение. 2024 год объявлен в России «Годом Российской академии наук», это было приурочено к её 300 летней годовщине. Так что Академия наук сыграла огромную роль в распространении научных знаний в России. У истоков создания Российской Академии наук стоял царь-реформатор Петр I Великий. Он отчетливо понимал, что развитие промышленности и торговли в России в большой мере связано с уровнем развития науки.
Как Петр I Академию наук России создавал
Изучению опыта работы иностранных академий наук он посвятил несколько зарубежных поездок. Во время поездки во Францию он посетил Сорбонну, обсерваторию, Академию письменности и словесности и даже принял участие в заседании Королевской академии наук в Париже, в состав которой полгода спустя он был принят в качестве иностранного члена за участие в составлении детальной карты Каспийского моря и его побережья. Он также посетил Лондонское королевское общество, Оксфорд, ряд музеев и научных лабораторий, верфи Голландии. Изучив организацию и опыт работы этих организаций, Пётр Первый утвердился во мнении о необходимости создания в России не только Академии наук, но и сети научно-учебных центров, университетов. Среди западноевропейских учёных, оказавших влияние на императора, особое место занимает великий немецкий философ, математик и организатор науки Леонард Лейбниц.
Поскольку в тот момент в России отсутствовали дипломированные учёные, Пётр Первый назначил его тайным юстиц-советником и поручил опекать научные учреждения. Именно по совету Лейбница он начал создавать Академию и стал приглашать для работы видных иностранных учёных и профессоров. В числе первых приглашённых учёных наибольший вклад внёс знаменитый математик Л. Эйлер, воспитавший целую плеяду блестящих российских математиков, физик Д.
Бернулли и механик Н. По своей структуре и задачам Российская академия наук существенно отличалась от западных академий. Во-первых, понимая, что создание академии на частной или общественной основе не даст ожидаемого результата, Петр предусмотрел создание Академии, как государственного учреждения с финансированием за счёт казны. Во-вторых, академия создавалась в комплексе с университетом и гимназиями.
Её члены были обязаны вести преподавание и индивидуально вести одного-двух воспитанников, которые впоследствии смогли бы их заменить. Этим обеспечивалась ускоренная подготовка отечественных научных и преподавательских кадров для академии, университета и гимназий. Вместе с тем в европейские университеты и академии направлялись на учёбу и стажировку перспективные молодые учёные. Торжественное открытие Императорской академии наук и художеств состоялось уже после кончины Петра — 27 декабря 1725 года 7 января 1726 года по новому стилю.
Комаров, физики С. Чаплыгин, И. Курчатов, Л. Ландау, И. Тамм, П. Капица и А. Сахаров, биофизик Н. Семёнов, биохимики А. Бах и Н.
Зелинский, химик-органик А. Несмеянов, геолог А. Карпинский, основатель практической космонавтики С. Королёв, авиаконструктор А. Туполев, экономист С. Струмилин, историки Е. Тарле, Б. Греков, М. Нечкина и Н.
Дружинин, археологи А. Арциховский и В. Янин, филолог Д. На 1 янв. При РАН состоят научные советы комиссии по различным проблемам естественных и общественных наук. Персональный состав работающих в РАН на 1 янв. В системе подготовки научных кадров при РАН обучалось 6,7 тыс. В XIX - нач. Макарием Глухаревым , богословом и церковным историком митр.
Макарием Булгаковым , митр. Московским свт. Филаретом Дроздовым , митр. Иннокентием Вениаминовым , известными историками Русской Церкви проф. МДА Е. Голубинским и проф. КазДА П. В 1999 г. АН представлял акад.
В 1867 г. Московского Макария Булгакова из его личных средств была учреждена премия с общим фондом 120 тыс. Премия присуждалась после смерти учредителя 1882 , начиная с 1884 г. Последнее перед революцией присуждение премий АН состоялось в 1913 г. С 1997 г. Центр активно сотрудничает с духовными академиями, Российским православным ун-том Иоанна Богослова и ПСТБИ, регулярно проводит совместные научные конференции, издает сборники научных трудов. В 1988 г. Президенты и директора АН: Л. Блюментрост 1725-1733 , Г.
Корф 1734-1740 , К. Разумовский 1746-1798 в период пребывания его за границей в 1766-1798 гг. Орлов 1766-1774 , С. Домашнев 1775-1783 , Е. Дашкова 1783-1796 , П. Бакунин 1796-1798 , А. Новосильцов 1803-1810 , С. Уваров 1818-1855 , Д. Блудов 1855-1864 , Ф.
Литке 1864-1882 , Д. Толстой 1882-1889 , вел. Константин Константинович 1889-1915 , А. Карпинский 1917-1936 , В. Комаров 1936-1945 , С.
Байер , русская история, палеография, архивное дело и публикация исторических источников Г. Миллер , естественная история И. Гмелин , С. Крашенинников , И. Лепёхин , П. Паллас , Г. Стеллер , кавказоведение И. Гильденштедт , физика, изучение свойств электричества, физическая химия Г. Крафт, М. Ломоносов , Г. Рихман , русистика В. Адодуров , М. Ломоносов, В. Тредиаковский , минералогия В. Севергин , химия Я. В 1803 г. В соответствии с ним АН была объявлена «первым ученым обществом в империи» Уставы. По Уставу 1836 г. В 1841 г. В структуре АН образованы 3 отделения: физико-математических наук, русского языка и словесности бывшая Российская академия , исторических наук и филологии с 1844 историко-филологическое, с 1916 исторических наук и филологии. Действительными членами АН были, как правило, крупнейшие отечественные учёные — математики М. Остроградский , В. Буняковский , П. Чебышёв , А. Марков , А. Ляпунов , физики В. Петров , Э. Ленц , Б. Якоби , князь Б. Голицын , химики Н. Зинин , А. Бутлеров , Н. Бекетов , Н. Курнаков , астрономы В. Струве , А. Белопольский , Ф. Бредихин , биологи К. Бэр , А.
Третий класс был гуманитарным — изучение древностей, история, право. В XIX веке это учреждение было включено в Петербургскую академию наук в качестве особого Отделения русского языка и словесности… На первых порах гуманитарную сферу в Академии наук представлял только один академик — немецкий историк и филолог Готлиб Зигфрид Байер. Он был весьма ученым человеком, окончил Кенигсбергский университет, владел восточными языками, древнегреческим и, естественно, латынью. А вот русский он так и не выучил, хотя долгое время жил в России. Это неудивительно, поскольку все делопроизводство в Петербургской академии наук долгое время велось на латинском и немецком языках. И так продолжалось до середины XVIII века, когда языком общения верхушки общества стал французский и академическое делопроизводство перешло на французский язык. Нет, наоборот, они были ее патриотами. Приведу в пример академика Герхарда Фридриха Миллера, который в возрасте двадцати лет приехал в Россию и прожил здесь всю жизнь. Он участвовал в академических экспедициях на Камчатку и в Сибирь, собрал огромное число сведений об обычаях местных жителей, географии, вывез оттуда коллекцию документов. Потом им были написаны научные труды о России, в том числе многотомная «История Сибири», которую до сих пор используют специалисты. Разнообразные архивные материалы, оставшиеся после его смерти так называемые Портфели Миллера , приобрело государство, и в Российском государственном архиве древних актов в Москве к ним до сих пор обращаются историки… Петербургская академия наук была призвана стать не только средоточием научной деятельности, но и центром образования и распространения знаний. Должна была обучать студентов, готовить новые поколения ученых. Поэтому при ней были учреждены Академический университет и гимназия. Так что Академия наук сыграла огромную роль в распространении научных знаний в России. В 1828 году при Академии наук была создана Археографическая экспедиция, которая занялась сбором древних документов, рукописей по истории России, а также их публикацией. Именно тогда были найдены и введены в научный оборот многие очень ценные памятники российской истории. Тенденция к расширению академической структуры сохранялась и позже. В этом, кстати, состояло одно из главных отличий академии советского периода от дореволюционной. Если говорить о гуманитарных институтах, появилась Академия истории материальной культуры, в итоге из нее вышел Институт археологии. Из дореволюционной Археографической комиссии возник Историко-археографический институт, его прямой наследник — наш Санкт-Петербургский институт истории РАН, а в Москве сейчас работают Институт российской истории, Институт всеобщей истории, Институт славяноведения. И это еще далеко не все действующие ныне гуманитарные академические учреждения. И иногда трудно разделять в их биографии эти стороны… Среди дореволюционных академиков существовала разница между «штатными» и «внештатными». Например, известный лингвист Филипп Федорович Фортунатов, профессор Московского университета, глава московской школы сравнительного языкознания, в самом конце XIX века был избран академиком.
Указ о «заведении» Академии наук — к 300-летию основания виртуальная выставка
В 1841 г. Российская академия была упразднена, а часть ее членов влилась в Академию наук, составив Отделение русского языка и словесности. «Открытия Российской академии наук, изменившие мир» – это историко-просветительский портал, созданный к 300-летнему юбилею Российской академии наук. 1 августа 1725 года в Петербурге открылась Российская Академия наук. Российская академия наук (здание Академии наук в Петербурге). ВЭО России от всей души поздравляет Российскую академию наук с 300-летием — великим для нашей страны событием.
Пётр Первый - создатель Российской академии наук
Осипов Ю.С. Академия наук в истории Российского государства. Российская академия наук (здание Академии наук в Петербурге). Отд-нием исторических наук и филологии); в 3-м отд-нии изучались также этнография и нек-рые вост. В 1917 году Петербургская Академия наук была преобразована в Российскую академию наук, а в 1925-м — в Академию наук СССР.
Реорганизация Российской академии наук 2013
В память об этом событии 8 февраля в нашей стране стали отмечать День российской науки. Основание Российской академии наук было результатом инициативы Петра I, который признал необходимость создания национальной академии для развития науки в России. Ученые Российской академии наук читают в университете открытые лекции, совместно с академическими институтами вузом организуются конференции и другие научные мероприятия. Сотрудничество Российской Академии наук с Королевским научным обществом. О судьбе Российской академии наук, об исторической роли президентов и их участии в развитии главной научной организации страны и ее переломных моментах беседуем с директором Архива РАН в 2013–2018 гг. Виталием Юрьевичем Афиани. По своей структуре и задачам Российская академия наук существенно отличалась от западных академий.
8 февраля 1724 года по распоряжению Петра I в России была основана Академия наук.
Не требовали утверждения выборы почетных членов и членов-корреспондентов. Академические науки делились на 3 класса: математический чистая математика, прикладная математика, астрономия, география и навигация , естественный физика, общая химия и технологическая химия, приспособленная к художествам и ремеслам, зоология, ботаника, минералогия, сравнительная анатомия и физиология и класс исторических и политических наук политическая экономия и статистика, история древностей российских, греч. Состав АН определен в числе 21 академика и 10 адъюнктов. По новому уставу от 8 янв. Дашковой указом императрицы Екатерины II 24 янв.
Первым ее директором, затем президентом стала Дашкова 1783-1796 , впосл. Бакунин 1796-1801 , А. Нартов 1801-1813 и А. Шишков 1813-1841.
По Уставу 1783 г. В их числе в кон. XVIII - нач. XIX в.
Фонвизин, Г. Державин , Я. Княжнин, П. Вяземский , И.
Крылов, В. Жуковский , И. Дмитриев, Н. Карамзин , А.
В 1785-1796 гг. После присоединения Российской академии АН имела 3 отд-ния: 1 физико-математических наук, 2 рус. Российская академия по изучению рус. Устав 1836 г.
Неоднократно в 1857, 1864, 1889 и в нач. Старое здание президиума РАН. В 1-й пол. В 1803-1806 гг.
Крузенштерн и Ю. Лисянский совершили кругосветное путешествие. В 1820 г. Беллинсгаузен и М.
Лазарев открыли Антарктиду. В течение 1-й пол. Академики М. Остроградский и В.
Буняковский сделали ряд крупных открытий в математической физике и в области интегральных исчислений, В. Петров, Э. Ленц и Б. Якоби - в учении об электричестве, К.
Бэр - в области эмбриологии. Археографическая экспедиция АН 1828-1834 провела огромную работу по собиранию, изучению и изданию важнейших исторических письменных памятников. Трудами К. Калайдовича , П.
Строева , А. Востокова в 1834 г. С 1887 г. АН существенно расширила связи с российскими и зарубежными научными учреждениями и ун-тами.
В академики и члены-корреспонденты были избраны видные профессора российских ун-тов, а в почетные члены - многие зарубежные ученые А. Ампер, Ж. Гей-Люссак, А. Гумбольдт, Ч.
Дарвин , Ж. Кювье, Ю. Либих, Т. Мальтус , И.
Гёте , Ж. Фурье и др.
В своем ответе Петр I писал: «Мы ничего больше не желаем, как чтоб через прилежность, которую мы будем прилагать, науки в лучший цвет привесть, себя яко достойного вашей компании члена показать». Карта Каспийского моря и его прибрежья, за составление которой Петр I получил статус иностранного члена Королевской академии наук Франции в 1717 году. А между тем Петр посещает и Лондонское Королевское общество, и Гринвич, и Оксфорд, многочисленные музеи и лаборатории. Приезжая в Голландию, он тесно общается с голландскими мыслителями и другими виднейшими иностранными философами. Увиденное и услышанное производит на него большое впечатление. После таких встреч и поездок мысль организовать в России научно-учебные центры, подобные университетам и академиям Западной Европы, уже никогда не покидает царя.
Петр Алексеевич Романов, 30. Петр познакомился с Лейбницем в 1711 г. И поскольку Лейбниц проявлял очень большой интерес к России и к величайшим возможностям ее научного прогресса, в 1712 г. Именно по совету Лейбница Петр начинает создавать академию и по его же совету приглашает для работы в ней видных иностранных ученых. Лейбниц был автором проекта первого Устава Академии. Так идея необходимости «заведения наук» в России была не только воспринята русским монархом, но и получила самую квалифицированную интеллектуальную поддержку ведущих европейских ученых. В соответствии с проектом Российская академия наук должна была по своей структуре значительно отличаться от западноевропейских академий. Во-первых, она фактически образовывала неразрывное единство с Академическим университетом и гимназией, которые создавались при ней.
Формально это были отдельные учреждения, но и в состав членов академии, и в преподавательский штат университета входили одни и те же люди то есть новая академия должна была совмещать функции научного исследования и обучения. Каждый академик должен был составить учебное руководство в пользу учащегося и каждый день по часу заниматься публичным преподаванием своего предмета. Академик должен был приготовить одного или двух воспитанников, которые бы со временем могли заступить на его место, причем Петр выразил желание, «чтобы такие были выбираемы из славянского народа, дабы могли удобнее русских учить». В определениях Академии и Университета Петр I проводил четкое разграничение: «Универзитет есть собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко феологии и юрис пруденции прав искусству , медицины, филозофии, сиречь до какого состояния оные ныне дошли, младых людей обучают. Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде, в том градусе, в котором они ныне обретаются, знают, но и чрез новые инвенты издания оные совершить и умножить тщатся, а об учении протчих никакого попечения не имеют».
Первым президентом Академии наук был назначен медик Лаврентий Блюментрост, а в 1746 году состоялось назначение первого русского президента Академии, им стал граф К. Президентами Академии были писатели, государственные деятели, литераторы, географы, геологи, физики, химики, математики. Вся документация АН велась сначала на латыни, а потом на немецком и французском языках. Процесс перехода на русский язык был длительным, а начат он был академиком М. Ломоносовым, который в 1746 году первым стал читать лекции русским студентам на русском языке. Академик Михаил Ломоносов стал первым учёным мирового масштаба, имевшим российское происхождение. Он обогатил науку фундаментальными открытиями в химии, физике, астрономии, геологии и внёс вклад в языкознание. Много времени Ломоносов потратил на перевод на русский язык учебников по физике и химии.
Якобы именно он заказал великому композитору Иоганну Себастьяну Баху написать произведения для клавира, ставшие знаменитыми под названием «Вариации Гольдберга». При третьем президенте Академии 1734 г -1740 гг. Иоганне Альбрехте фон Корфе были учреждены первые академические объединения - Математическая конференция и Географический департамент, появился институт иностранных членов Академии. По его распоряжению была опубликована «Ода на взятие Хотина» Михаила Ломоносова. Четвертый руководитель Академии 1740 — 1741 гг. Семейство Бревернов славилось благородством и неподкупностью и на протяжении нескольких поколений обладало исключительно доброй репутацией, что был вынужден отметить даже известный своим злоязычием российский историк Петр Долгоруков. Сегодня Академия наук переживает не самые лучшие времена. Но славное имя отечественной академической науки все еще вызывает во всем мире глубокое уважение. Хочется верить, что так будет всегда. С Днем российской, в том числе и юридической науки!
Российская Академия наук
Хотя Академия из тех же наук и тако из тех же членов состоит, из которых и универзитет, однакожде обои сии здания в иных государствах для множества ученых людей, из которых разные собрания сочинить можно, никакого сообщения между собою не имеют, дабы Академия, которая токмо о приведении художеств и наук в лутчее состояние старается, учением в спекуляциях розмышлениях и розисканиях своих, отчего как профессоры в универзитетах, так и студенты пользу имеют, помешательства не имела, а универзитет некоторыми остроумными розисканиями и спекуляциями от обучения не отведен был, и тако младые люди оставлены были. К празднованию памятной даты уже идёт подготовка. В рамках юбилейных мероприятий проходят научные фестивали, конференции, конгрессы, выставки, молодежные соревнования, а также лекции и встречи со школьниками и другие научно-просветительские мероприятия. Необходимо говорить о вкладе ученых в историческое развитие нашей страны, донести до молодого поколения значимость и ценность исследовательской деятельности. Поэтому в 2022 году будет продолжена работа по подготовке публикации архива «300 знаковых документов за 300 лет истории Академии наук». Выпустить их планируется к юбилейному для академии 2024 году», — рассказал Министр науки и высшего образования России Валерий Фальков.
По указанию Петра учиться в академии дозволено было отрокам не только дворянского происхождения. За старания и успехи в учебе, искусстве и науке царь Петр жаловал своею милостью.
Российская академия наук и художеств организовывала и проводила исследования для получения новых знаний о законах развития природы, человека и общества, которые могут способствовать развитию экономики, технологии, социальному и духовному росту России. Со дня основания академия занималась и издательской деятельностью. Также неоценим ее вклад в организации первого государственного музея «Кунсткамера». Это начинание дало старт для развития музейного дела, как целой научной отрасли. В настоящее время в ведении академии наук 55 функционирующих музеев.
News начинает ежедневный марафон, посвященный будущему юбилею. Каждый день на протяжении 20 дней мы будем публиковать статьи, посвященные истории Академии наук и интервью с членами Академии. Исторические тексты — в рамках Десятилетия науки и технологий в России также будут публиковаться на портале «Живая история науки». А начнем мы с текста, посвященного человеку, без которого Академия бы не появилась — иностранному члену Парижской академии наук с 1717 года, ученику и другу выдающегося нидерландского анатома Фредерика Рюйша, собеседнику великого философа Годфрида Лейбница, а по совместительству — первому императору России Петру I.
Как ни странно, но Петр Алексеевич, будущий Петр Великий, 14-й ребенок Алексея Михайловича «Тишайшего» но первый от его второй жены, Натальи Кирилловны Нарышкиной , получил весьма слабое домашнее образование. В то время патриарх Иоаким, ведя борьбу против «латинизации», отодвинул от царского двора образованных учеников Симеона Полоцкого, и в результате Петра обучали менее грамотные люди. Потому, к слову, Петр до конца жизни писал с ошибками. Поэтому еще отодвинутый от реального правления своей сестрой Софьей Петр, играя в свои потешные войска, стал самостоятельно — и при помощи голландского купца Франца Тиммермана — изучать все, что нужно для военного дела и путешествий: арифметику и геометрию, астрономию и корабельное дело. Во-первых, найти союзников для борьбы с турками, а во-вторых — привлечь в Россию специалистов в области новых технологий. Де-факто — создать программу технологических мегагрантов позже по велению Петра точно так будет проводиться в жизнь уже чисто научная программа создания Академии наук.
В 1903 году заболела брюшным тифом и умерла на 41-м году жизни. Здание заказал купец Александр Александров, конкурс на лучший проект первый этаж под магазины, второй этаж — 5—6 квартир со всеми удобствами, третий этаж — тоже квартиры, но несколько меньших размеров выиграли молодые выпускники Петербургской академии художеств Владимир Суслов и Николай Поздеев. Казанский пассаж был третьим в России после Москвы и Санкт-Петербурга. За свою работу архитекторы получили премию 500 рублей, но не могли покинуть Санкт-Петербург, здание строил Генрих Руш.
Фото pastvu. В него входили пять институтов: физико-технический, химический, геологический и биологический, языка и литературы, а также сектор водохозяйственных проблем и энергетики и сектор научно-технической пропаганды. Возглавил филиал Александр Арбузов. После музыкального училища в Уфе стала солисткой Башкирской государственной филармонии.