Выпуск новостей в 12:00 от 22.04.2024. Еженедельная региональная газета "Московские новости" выходила как в русских, так и в английских изданиях и освещала внутренние и международные события. Она стала очень популярной в конце 1980-х годов как в Советском Союзе, так и за рубежом. Также советские читатели смогли ознакомиться с трудами религиозных философов поздней Российской империи, за свою антикоммунистическую позицию изгнанных из СССР. На одного советского гражданина выделялась определенная норма, которую превысить было нельзя. Телевидение в СССР появилось в 1930-х, когда Иосиф Сталин сказал знаменитую фразу: «Жить стало лучше, жить стало веселее!».
Противоречия оттепели и их влияние на развитие духовной жизни
- Эпоха гласности
- Купите товары, связанные со статьёй
- Самые популярные газеты в СССР
- Товарищеский суд
Какие традиции советского времени могут быть полезными в современной жизни
Издательское дело в советский период (1917-1991). Еженедельная региональная газета "Московские новости" выходила как в русских, так и в английских изданиях и освещала внутренние и международные события. Она стала очень популярной в конце 1980-х годов как в Советском Союзе, так и за рубежом. Сове́тская пропага́нда — пропаганда, осуществлявшаяся органами подчинёнными отделу агитации и пропаганды ВКП(б) (в дальнейшем КПСС) под строгой цензурой.
Особо бдительные товарищи. Как доносительство стало привычкой советских людей
Ещё более значимым для пропаганды, чем образ героев, был образ врагов. До Великой Отечественной войны советская пропаганда уподобляла происходящее в тех или иных сферах общественной жизни событиям эпохи Гражданской войны и использовала, в основном, риторику классовой борьбы. В качестве главных внешних врагов советского народа пропаганда до Великой Отечественной войны изображала «мировую буржуазию », « фашистов », а после войны — блок НАТО во главе с США. Формы представления этих врагов были стереотипны — от черно-белых карикатурно-плакатных толстяков-капиталистов в цилиндрах и с мешком долларов в руке до дядюшки Сэма и генералов Пентагона. Их стандартными атрибутами в кино или книгах «про шпионов» были бутылка виски , толстая сигара , разговоры о потерянных из-за революции и коммунистов деньгах или планах уничтожения СССР. Во время Великой Отечественной войны главными врагами были « немецкие фашисты » и их союзники. Это стал наиболее значимый и сильный в моральном и идентификационном плане образ врага, в советской и постсоветской пропагандистской риторике гитлеровцы всегда служили и служат абсолютной мерой негативного. В послевоенное время внешние враги, по существу, вытеснили из риторического поля прежние образы таких врагов, как белогвардейцы , кулаки , меньшевики , троцкисты. Но всё же немаловажными для пропаганды оставались и внутренние враги. В качестве таковых изображался прежде всего скрытый, сознательный вредитель, убежденный противник Советской власти , ждущий, когда она развалится, инженер, бездарный профессор, реже — кулак, бывший помещик, пробравшийся в номенклатурные чины. Если этот персонаж не был сам до революции крупным собственником, то он — сын бывших владельцев фабрики или поместья, бывший «царский» офицер.
Такое же прошлое мог иметь и диверсант или шпион, засланный в СССР, и практически всегда имел изображаемый в пропаганде коллаборационист периода Великой Отечественной войны. Все они выдвигали на первый план главного персонажа пропагандистских кампаний бдительности и борьбы с классовым врагом — «пособника врага», каждый раз утверждаемого сверху в качестве предмета соответствующей критики подкулачник , злопыхатель, критикан, паникёр и т. Главной задачей пропаганды было связать позицию такого рода персонажей с действиями наиболее агрессивных и непримиримых врагов, представить любую возможность самостоятельного рассуждения или взгляда как угрозу обществу и государству. Это открывало для пропаганды возможности всеобщей охоты на «сомневающихся» и «маловеров», «попутчиков» социалистического строительства, заставляя всех не просто демонстрировать, но и доказывать свою преданность и лояльность режиму [14]. Советские идеологи утверждали: «Формирование нового человека не только следствие, но и условие успешного строительства коммунизма ». Важную роль в пропаганде коммунистической идеологии они отводили литературе и искусству , печати , радио , телевидению , различным формам устной пропаганды; отмечался вклад в идеологическую работу советских культурно-просветительных учреждений. Приоритетное значение отводилось «непримиримой наступательной борьбе против буржуазной и ревизионистской идеологии». Пропагандистская работа должна была воспитывать у советских людей преданность делу коммунизма, советский патриотизм , высокое сознание общественного долга, коллективизм и товарищескую взаимопомощь, честность, нравственную чистоту, простоту и скромность в общественной и личной жизни [15]. В середине 1950-х годов советский вариант образа внутреннего врага стал медленно уходить из общественного сознания, однако образ внешнего врага практически без изменений сохранился до середины 1980-х годов [16]. В условиях стагнации экономики в период застоя государственная пропаганда постепенно утратила эффективность.
Объявления в газете вместо сервиса знакомств Контент недоступен Чтобы познакомиться с парнем или девушкой, в наше время достаточно установить приложение для знакомств, добавить симпатичное фото и заполнить профиль информацией о своих интересах. В 80-х знакомства через объявления были закономерностью. В сообщениях люди указывали свой возраст, рост, вес, контакты, а также требования к потенциальным женихам и невестам.
Если требовалось отправить срочное сообщение, проще всего было пойти на почту и написать телеграмму. Стоимость передачи одного слова в 1980-х годах составляла 5 копеек для обычных телеграмм и 20 — для срочных. Их писали «в телеграфном стиле» — сжато и с опущенными предлогами.
Поиграть на столиках под деревьями собирались и дети, и взрослые, и пенсионеры.
Уход от острых вопросов, обезличивание газеты, не спасая Н. Так, М. Цебрикова, советуя Нотовичу придать более серьезный характер материалам, утверждала, что «Новости» могут занять опустевшее место в отечественной журналистике после закрытия «Голоса» и «Порядка» М. Стасюлевича, если только ослабнет гнет. Издателю Н. Нотовичу выносились выговоры за исторический роман Д. Мордовцева «Фанатик», осуждавший Петра I, и за публикацию строфы из оды А.
Пушкина «Вольность», оскорбительной для памяти Павла I; за критику действий Государственного банка и преувеличение размеров эпидемии дифтерита. Газета часто помещала официальные опровержения; издатель, по воспоминаниям А. Кауфмана, Вас. Немировича-Данченко, Л. Оболенского и мн. Первая русская революция привела к закрытию газеты. В ноябре 1905 г. В декабре 1905 г.
В конце года Совет рабочих депутатов призывал к немедленному вооруженному восстанию. Казаки Урупского казачьего полка в январе 1906 г. Самой невыносимой для правительства стала статья «Террор успокоения» 30 января 1906 г. Газета прекратилась, Нотович же эмигрировал. Русская печать и цензура прошлом и настоящем. На кладбищах воспоминания.
Через подобный же опыт человек проходит в раннем детстве, когда им командуют больше всего. Ребенок связывает феномен невидимого голоса с «наказанием», следующим сразу после анонимного предупреждения. Опытный диктор интонацией и тембром может придать своему голосу резко директивный характер и заставить слушателей поверить в «объективность» и «правдивость» ретранслируемой им «оценки» некоей информации [1] , использовать «авторитарные свойства невидимого голоса» [2]. На протяжении всех 20-х годов этот «голос» был важнейшей альтернативой проповеди священника, которую и призван был заменить. Его организация была возложена на акционерное общество «Радиопередача», учредителями выступили Наркомпочтель, Всероссийский электротехнический трест заводов слабого тока, РОСТА. Формой организации было акционирование, типичное для периода Новой Экономической Политики. Идеологический контроль над материалом, поступающим в эфир, осуществлялся Наркомпросом. Относительная свобода первых лет работы советского радио была связана, прежде всего с тем, что технические возможности вещания были несовершенными — передачи шли в прямом эфире. Традиционная «печатная» цензура приспосабливалась к новому формату с большим трудом. Популистские по сути, однако, задействовавшие много людей одновременно «Радиогазеты» и «Радиомитинг» — как самая популярная из её составляющих в 20-е годы создавали некоторую возможность общественной дискуссии и обмена мнениями: «безграничные интонационные средства человеческого голоса, способного вобрать в себя всю палитру мыслей и чувств» [4] строгой цензуре не поддавались. Уже к 1925-му году структура «Радиогазеты» окончательно оформилась и состояла из постоянных рубрик: «Что нового за границей», «По Союзу Советских Республик», «Что слышно в Москве?
Была ли свобода информации в СССР?
Символом доносительства в советскую эпоху по праву считается Павлик Морозов. Советская пресса, конечно была достаточно информационной, но после развала СССР стало ясно то, что информировали нас, советских граждан – не очень хорошо, можно даже сказать — плохо. Ностальгируем по Советскому Союзу на информационно-развлекательном портале Продолжаем изучать замечательные фотоархивы РИА Новости и ТАСС. новости дня ссср скачать с видео в MP4, FLV Вы можете скачать M4A аудио формат. Главная» Новости» В советскую эпоху нормой стало строительство егэ ответы.
Газета "Правда". «Русские премьеры» как зеркало насущных проблем общества
Символом доносительства в советскую эпоху по праву считается Павлик Морозов. Телевидение в СССР появилось в 1930-х, когда Иосиф Сталин сказал знаменитую фразу: «Жить стало лучше, жить стало веселее!». В советской журналистике настал период полного её подчинения власти, эпоха полного контроля над прессой. Советская пресса, конечно была достаточно информационной, но после развала СССР стало ясно то, что информировали нас, советских граждан – не очень хорошо, можно даже сказать — плохо. Теперь они независимы, но их тиражи по России стали меньше в разы, если сравнивать с советской эпохой и началом 1990-х. Редакторский опыт в советский период в полной мере вобрал в себя и достижения, и просчеты, которые характерны для этой области деятельности, отражающей прежде всего специфику социально-общественного развития.
Советские газеты
Книга Иова 6:29 Информирование советских граждан в эпохи СССР. Телевидение в СССР появилось в 1930-х, когда Иосиф Сталин сказал знаменитую фразу: «Жить стало лучше, жить стало веселее!». В советскую эпоху было множество слов, которые использовала молодёжь, стремясь выделиться и быть непонятой старшим поколением. 11 мая 2023 года на базе МБУДО-РДДиЮ состоялся Слёт Советников Советского Района – СССР.
Газеты советского периода с 1917 по 1991 гг.
Деревень больших, колхозов, было множество в стране, ферм, коровников, совхозов, все работало вполне. Бесплатно людям выдавали, дома, квартиры на совсем, в стране Советской люди знали, найдут работу без проблем. Секции, кружки и курсы, все бесплатно для детей, Ведь страна свои ресурсы, направляла для людей. В школу в форме мы ходили, в фартуках и пиджаках, Красный галстук мы носили и портфель несли в руках. Уважаем был учитель, он нам знания давал, жизни наш путеводитель, за это денег он не брал. Спортсмены наши удивляли, рекордов брали вышину, Под красным флагом выступали, не за деньги, за страну. Депутат был из народа, из ткачей и работяг, Из колхозников, с завода, без охраны, не «варяг». Певцы, певицы с голосами, со смыслом пели все года, И так душевно исполняли, их песни с нами навсегда.
Подписка на газеты и журналы шла сверху. Росло количество изданий, но цель оставалась прежней - усиление административно-командного нажима, директивного воздействия партии на все сферы жизни. Появляются новые возможности радио, в феврале 1956 года начинает работать вторая программа Центрального ТВ. К 1960 году определились общественные функции ТВ. Первая программа-информационная, вторая - «Маяк» - информационно-музыкальная, третья-литературно-музыкальная, четвертая-музыкальная, пятая - общественно-политическая и художественная морякам, рыбакам, полярникам. К 50-х годам - I Всесоюзный съезд советских журналистов. В эти годы происходит создание союза журналистов СССР.
Новые полиграфические комбинаты строятся по всей стране, одновременно с этим наблюдается рост тиражей газет и журналов - так, разовый тираж газет в 1977 году составил 140 млн.
К началу Отечественной войны в стране действовало около 5 млн. В военные годы это обернулось для советского руководства своеобразным преимуществом, поскольку сделало возможной максимальную централизацию новостного вещания и пропаганды. На протяжении 1941—1945 гг.
Это было связано как с его способностью наиболее оперативно доставлять последние новости даже в удалённые районы страны, так и с определённой демократизацией вещания: именно во время войны по радио стали достаточно регулярно передавать выступления простых советских граждан. В конце войны в распоряжении радиокорреспондентов появились трофейные немецкие магнитофоны, что заметно расширило их технические возможности. Эфирное радио использовалось для вещания на оккупированные территории и пропагандистских передач на немецком языке, адресованных солдатам противника. Необходимость наращивать эфирное вещание была в полной мере осознана уже в первые послевоенные годы, но его развитие ещё довольно долго сдерживал дефицит дешёвых бытовых радиоприёмников, которые появились в достаточном количестве только после смерти Сталина.
Отмечалось также, что лица интеллектуальных профессий по-прежнему предпочитают радио набирающему популярность телевидению. Это свидетельствовало о радикальном изменении общественной функции радио, которое на заре советского широковещания воспринималось скорее как технология, объединяющая и унифицирующая население. Продолжала функционировать и система проводного вещания — в модифицированном виде, с новыми трёхканальными приёмниками вместо прежних одноканальных «тарелок»; многие слушатели старшего поколения продолжают пользоваться ими даже сегодня. Влияние последнего на аудиторию, по заключению автора, оставалось таким образом, весьма значительным и в эпоху «развитого социализма».
Ввиду обширности изучаемого материала автор ограничила своё исследование рядом передач, выходивших по Первой программе Центрального телевидения. Тематически её монография, как и работа Ловелла, охватывает не только техническую и институциональную историю советского телевещания, но и содержание выходивших передач, которое, в свою очередь, анализируется в общем социально-политическом контексте того времени. Последний влиял на развитие советского ТВ в нескольких отношениях. Работникам телевидения это открывало достаточно широкие возможности для экспериментов, хотя и в определённых идеологических рамках, в т.
С другой стороны, советское телевидение не было полностью изолировано от заграницы, в СССР активно заимствовались и переосмысливались иностранные форматы передач — главным образом восточноевропейские, которые, в свою очередь, нередко были заимствованы из Западной Европы. Понимание этого контекста позволяет глубже и отчётливее изучить своеобразие советского ТВ — по сравнению как с капиталистическими странами, так и с просоветской Восточной Европой. Хронологическими рамками исследования являются т. Не отказываясь от этого термина полностью, она относит его скорее к истории массового сознания, поскольку в политическом, экономическом, научно-техническом и культурном отношениях брежневский период был в действительности весьма насыщенным.
История телевидения, где строгий цензурный контроль сочетался с поощрением творческих экспериментов, наглядно это подтверждает. Книга состоит из введения, семи тематических глав и эпилога.
Он поясняет: - У меня полдюжины детей, один другого меньше, а у них кивок в сторону ответчика 4 здоровеннейших пса.
Ну, известно, детишкам не усидеть в одной комнате, им подавай и коридор и кухню... А на кухне и коридоре - прямо беда: собаки грызутся, возятся, детишки - вместе с ними. Того и гляди, какой-нибудь пес искусает ребенка.
Кроме того, ихние собаки едят, видите ли, котлеты... Собаки рычат, воют, детишки плачут, кричат... Одно недоразумение...
Несмотря на это, суд нашел иск доказанным и постановил: выселить собак ответчика. Рекламные объявления в газете "Правда. В ней еще уживались рядом бурлящая Сухаревка, с ее бесконечными палатками, ларями и лавками и комсомольские клубы в бывших купеческих особняках, сверкавшие свежим лаком вывесок магазины и конторы первых нэпманов и аудитории рабфака имени Покровского на Моховой, где вчерашние токари, слесари и машинисты спешно готовились к поступлению в университет; огромная черная вывеска московского клуба анархистов на Тверской "Анархия - мать порядка" и замысловатая живопись в кафе "Стойло Пегаса" на углу Страстной площади, где читали очень разношерстной и не очень трезвой публике свои стихи поэты-имажинисты.
Лев Шейнин, писатель, 1923 г. Кустарная промышленность Из доклада А. Рыкова на XIII Всероссийском съезде Советов По отношению к кустарной промышленности у некоторых товарищей установилась совершенно неправильная точка зрения, характеризующаяся недооценкой значения и роли этой промышленности в системе народного хозяйства.
«Правда» и «Известия»
Переход к рыночной системе без раскрепощения товаропроизводителя и сферы обмена продуктами его труда есть либо нелепость, либо самообман, либо просто обман". Доклад Рыжкова был очередной попыткой консервативного крыла Политбюро перехватить инициативу у более либерально настроенных экономистов и государственных структур47. Однако стихийно возникавшие, хотя и неизбежно уродливые в условиях кризиса денежного обращения рыночные структуры в 1990 году явно вытесняли "плановую экономику". Об этом можно судить по информации в газетах самого разного уровня. Например, "Советское село" еще от 4 января содержало следующую информацию: "Кооператив "Новинка" принимает заказы на пошив верхней одежды, бижутерию далее следует табличка с перечнем товаров и ценами. Таким образом, крестьянин из уральской деревни мог заказать и получить по почте пальто, сшитое в молдавском сельском кооперативе. Кооператив сам искал своего клиента.
Такой рекламы не было, например, в газете "Уральский рабочий": объявление было обращено именно к жителям села, где дефицит товаров был велик, а предло жения не было вовсе49. Объявления о деятельности кооператива "Новинка" со все расширяющимся списком позиций публиковались в "Советском селе" на протяжении всего года. Доклад Рыжкова о переходе к рынку был попыткой "присвоить" то, что происходило без всякого участия власти. От власти в этой ситуации ждали грамотного смягчения последствий перехода, гарантий и социальной защиты. Однако такую программу правительство Рыжкова выработать, похоже, не могло. Наиболее впечатляющим последствием этого для газетного дискурса становится то, что после доклада Рыжкова декларации инфантильных патерналистских настроений и соответствующая лексика из газет исчезают практически полностью.
Судя по газетам, именно в этот момент в обществе распространяется мысль о том, что выживание в новых условиях — личная инициатива каждого. Крах социальных иллюзий приводит к полной смене интонаций в газетах разного уровня. Меняются интонации не только у представителей "обычной" общественности, но и у оппозиции Горбачеву "справа" — с неокоммунистических позиций. Приведем в качестве примера фрагмент манифеста Марксистской рабочей партии — Партии диктатуры пролетариата50: "Нас уверяют, что альтернативы рынку нет, так как народ не хочет возврата к административным методам бюрократического правления. Это ложь! Это самоуправление и хозрасчет рабочих коллективов, передача им собственности на средства производства, право самим определять численность, состав и оплату администрации, сокращение госаппарата и передача власти от Советов, находящихся под полным контролем госаппарата, органам рабочего самоуправления, в том числе забастовочным комитетам".
Заявление это, несмотря на его грозный тон, как ни странно, уже представляет собой характерный пример новой тактики выживания. Ни одна из провозглашенных позиций не могла быть реализована на практике. Подоплека большинства процитированных лозунгов — непонимание глубины и самих основ охватившего страну экономического кризиса, апология забастовочных комитетов, которые могут навести на предприятиях порядок — очевидно, под руководством новосозданной партии или в соответствии с ее установками51. Но главное, что и за этим манифестом стоит представление о том, что стоит сократить аппарат, как появятся свободные деньги и жизнь улучшится. Тем не менее перед нами все же пример оживления риторики революционного 1917 года, которая воспринимается как противоядие против кризиса власти. Этот "гибельный восторг", впрочем, очень слаб и выглядит скорее курьезно и жалко, чем страшно.
Для лета, помимо рыночного вопроса, характерно также решение судьбы Союза, обсуждение союзного договора, лозунги "сплотимся во имя подлинного возрождения России и укрепления Советского Союза", "за консолидацию и обновление" и т. Важно, что в условиях надвигающегося голода, о котором авторы газетных статей, как правило, не говорили впрямую, но который после доклада Рыжкова ждали многие, эти лозунги остаются пустыми — потому что ни читателей, ни журналистов уже не интересует исход дебатов вокруг СССР. Ельцина на съезде: Страной больше нельзя командовать. Народ может дать отставку любой политической силе, какой бы влиятельной она ни была в прошлом. Он поддержит только ту политическую организацию, которая позовет не в заоблачные коммунистические дали, а будет каждодневно делом защищать интересы каждого человека, помогать сделать его и всю страну нашу передовой, богатой и счастливой. Этот фрагмент характерен с точки зрения формирования оппозиции "Горбачев — Ельцин", которая становится определяющей во второй половине 1990 года.
Ельцин выступает с позиции антикоммуниста. На первый взгляд, он говорит о неких "политических силах" вообще, но, конечно, имеет в виду именно КПСС. Таким образом, Ельцин обозначает преимущества демократической позиции перед коммунистической: реальная помощь людям сегодня, а не мучительная жизнь ради абстрактного "светлого будущего". К августу со страниц газет, кажется, вовсе исчезают коллективные обращения. Резко падает поток писем в редакции. Если в январе-мае "Уральский рабочий" каждую неделю с гордостью сообщал, что в редакцию пришло больше тысячи писем, то с июня колонка редактора обходится без точных данных.
В августе паника по поводу повышения цен сменяется паникой по поводу урожая. Битва за урожай и призрак голода Набивший оскомину лозунг оказывается не только актуальным, но и зловеще неметафорическим. Битву за урожай страна ведет сама с собой. Газеты переполнены "вестями с полей". Сам способ подачи этих новостей резко отличается от обычной модели "советских уборочных". Никаких восторгов по поводу удивительного плодородия 1990 года никто не испытывает.
Урожай зерновых 1990 года оказался необычно большим, однако богатство это было непосильным для советской экономики. Собирать урожай было некому; непонятно было, как и кому его нужно продавать; не известно даже, зачем хранить. Можно выделить несколько симптоматичных риторических моделей, позволяющих оценить общий настрой. Искренний порыв людей помочь сохранить собранный урожай. Порыв можно квалифицировать как вполне коммунистический, похожий по своей сути на энтузиазм ранних субботников. Так, в "Уральском рабочем" публикуется письмо ветерана Б.
Солонина с призывом прекратить всякие совещания и отправиться на уборку: "Нетрудно догадаться, что нас ждет нынешней зимой, если этого не сделать. Я сам готов ехать"53. Столь же искренняя и однозначная пассивность и массовое нежелание работать — "возиться в грязи". В "Известиях" передовая статья от 19 августа так и названа: "Кто сказал, что жатва — всенародное дело? Подозреваю, что это язвительное замечание сделано кем-то из читателей "по горячим следам", а не через несколько лет после событий; в таком случае эта поправка тоже выражает настроения 1990 года. Ощущение бессмысленности уборочной, невозможность в советских условиях эффективного стимулирования труда в экстренной ситуации — вот что просматривается за сообщениями газет.
Привычные для брежневской эпохи впрочем, и вообще для советского режима административно-командные методы спасения урожая. Например, в газете сообщается, что в Варненском районе Челябинской области введено чрезвычайное положение в связи с "битвой за урожай". Газеты печатают указы и постановления правительства, касающиеся студентов, которых в обязательном порядке отправляют на поля. Первые ростки рыночных отношений во время уборочной — приглашение горожан на уборку урожая с возможностью собрать для себя необходимое количество лука, картошки и т. В газетах разного уровня приводятся примеры действенности таких методов и указывается их общая половинчатость, нецивилизованность. При этом хлеба не стало меньше, а людей не стало больше, однако началась заготовка хлеба впрок — страна кинулась сушить сухари.
Парадоксальность ситуации — с одной стороны, огромный урожай, тысячи тонн пшеницы, полные закрома, с другой — призрак голода — определяется многовековым горьким опытом. Отчуждение горожанина от производства сельской продукции впрочем, как и крестьянина , превращение "урожая" в мифические цифры, а на деле — в гнилое именно так будет сказано в "Известиях" — "сгноили зерно"54 — все это не раз и не два ощущали на себе советские жители. Однако в советский период каждый человек был уверен в государственной "пайке" — пусть в минимальных размерах, пусть в виде талонов на продукты, пусть в виде импорта канадского зерна взамен своего погубленного. Осень 1990 года воспринималась обществом как время "социального дарвинизма" — выживет тот, кто сам позаботится о себе. Журналист "Известий" Э. Сделаем, чтобы следующей осенью урожай собирал тот, кто сеял, а не тот, кого пригнали из-под палки"55.
Очереди за хлебом были переходом "тактики выживания" в фазу откровенной паники. Поэтому инерция заявлений о "железной руке", которую ждет народ, может рассматриваться именно как инерция "Реальность такова, что люди не верят в возможность быстрой стабилизации, страшатся рынка, цепенеют от разгула преступности. Случайно ли, что обыденное массовое сознание все активнее и громче требует "железной руки", которая смогла бы навести порядок в стране?.. Как бы странно ни выглядела эта диалектика — к демократии через силу, — она все больше обретает черты реальности"56. Именно осенью в газетах появляется все больше сообщений о том, как люди приспосабливаются к условиям, не поддержанным никакими гарантиями и защитами. В политическом дискурсе главным словом становится "стабилизация".
Мы обязаны быстро завершить разработку единой общесоюзной программы перехода к рынку и при поддержке народа решительно взяться за ее претворение в жизнь"57. Следует отметить показательную смену императива в речах Рыжкова: в докладе он дает наказ словно бы лично себе "Мы обязаны быстро завершить разработку…" , хотя очевидно, что если от этого доклада чего-то и ждут, то готового решения и осмысленного плана действий. Впрочем, выбор этой модальности "самоуговаривания" показывает также и то, что Рыжков так или иначе ощущает пустоту и бессмысленность собственного выступления, где неуместным было все — от сообщения об отсутствии программы перехода к рынку хотя прошло около трех месяцев с момента провозглашения им лозунга "Альтернативы рынку нет" до реверанса "при поддержке народа", предполагающего извечное разделение на неких верхних "нас" и нижних "вас". С социально-психологической точки зрения перед нами — картина приспособления людей к изменившимся условиям существования.
Год был разделен на 72 пятидневки и 5 постоянных праздников 22 января, теперь называвшееся Днем В. Ленина и 9 января, двухдневное 1 мая, двухдневное 7 ноября. День низвержения самодержавия и день Парижской Коммуны были отменены и забыты народом навсегда. Новый год стал рабочим днем, но остался в народной памяти. Дополнительные неоплачиваемые религиозные праздники также были отменены навсегда.
Ни один день в пятидневке не был общим выходным, трудящиеся разделялись на пять групп, для каждой из которых выходным был один из пяти дней по очереди. Рабочий день стал семичасовым это обещалось ранее, но никто не ожидал, что семичасовка придет вместе с такой путаницей. Отпуск был зафиксирован как 12 рабочих дней, то есть сохранил продолжительность. Минимальная продолжительность воскресного отдыха была уменьшена до 39 часов, то есть канунные дни при односменной работе исчезли. Всё это привело к тому, что в году теперь было 276 7—часовых рабочих дней, дававших 1932 рабочих часа в год. Пятидневку ненавидели и в народе, и на производстве. Если у супругов день отдыха приходился на разные дни пятидневки, они не могли встретиться друг с другом в выходной день. На заводах же, привыкших к закреплению оборудования за определенными рабочими и бригадами, теперь на 4 станка приходилось 5 рабочих. С одной стороны, эффективность использования оборудования теоретически увеличивалась, но на практике произошла также и потеря ответственности.
Всё это привело к тому, что пятидневка продержалась недолго. С 1931 года страну начали переводить на шестидневную рабочую неделю с пятью фиксированными днями отдыха в месяц и семичасовым рабочим днем. Связь рабочей недели и семидневки по—прежнему была потеряна. В каждом месяце выходными были назначены 6,12, 18, 24 и 30 числа а значит, кое—какие недели на самом деле были семидневными. От праздников по—прежнему оставались 22 января, двухдневный Первомай и двухдневные Ноябрьские. При шестидневке в году оказалось 288 рабочих дней по 7 часов, что давало 2016 рабочих часов. Большевики признали, что рабочий день увеличен, но клялись пропорционально на 4. Шестидневка смогла несколько уменьшить чертову путаницу с табель—календарем и более или менее по факту, на нее перевели около половины трудящихся прижилась.
О нём слагали песни в том числе знаменитый Сергей Михалков, который позднее участвовал в написании советского гимна и поэмы, писали книги, ставили спектакли и даже оперу.
При этом Морозов был лишь одним из многих детей-доносчиков. В 1933 году, спустя год после гибели Павлика, газета «Пионерская правда» написала о новом герое — Мите Гордиенко из-под Ростова-на-Дону. Школьник доносил на своих односельчан, которые собирали опавшие колоски на колхозном поле в то время уже действовал так называемый «закон о трёх колосках», по которому могли казнить даже за кражу нескольких зёрен. По одному из доносов арестовали двух человек, мужчину и женщину. Её в итоге приговорили к десяти годам лагерей, его — к расстрелу. Гордиенко за свой подвиг получил именные часы, пионерский костюм и подписку на газету «Ленинские внучата». Известен также Проня Колыбин, который в похожих обстоятельствах донёс на собственную мать. Женщина получила срок, а мальчика отправили отдыхать в Артек. Воровали и воруют колхозное добро.
Например, мой отец Григорий Семёнович вместе с Кузнецовым, бригадиром первой бригады, и сродником, кулаком Фирсовым В. Ночью, когда все засыпали, к отцу являлись его друзья — бригадир Кузнецов Кузьма и Фирсов В. Все трое отправлялись воровать. Бригадир Кузнецов всё время назначал моего отца в Спасск к колхозным хлебам. Воза всё подвозили к нашему двору. Эти мошенники с возов брали хлеб. А в воза насыпали землю весом столько, сколько брали хлеба. Хлеб прятали в пустой избе, потом его продавали», — утверждала девочка. После её доноса на скамье подсудимых оказались 16 человек.
Балыкин и Фирсов получили по 10 лет заключения строгого режима, остальных обвиняемых приговорили к разным срокам исправительных работ. Поступок Оли Балыкиной стал примером для нового движения дозорников, которое по сути представляло собой кузницу пионеров-осведомителей. Детей учили следить за всеми подряд — за односельчанами, собирающими на уже убранных полях колоски для своей голодающей семьи, ненавистными советскому строю кулаками, за соседями и родителями. Даже появилась книга «Юные дозорники», представлявшая собой инструкцию по правильному доносительству. В ней пионерам объясняли, как выявлять врагов народа и куда о них сообщать. Согласно одной из рекомендаций, донос следовало лично отвести на железнодорожную станцию и опустить в почтовый вагон проходящего поезда, чтобы враги не смогли перехватить письмо на почте. Рупором движения была «Пионерская правда». Её редактор Андрей Гусев якобы даже ставил пионерам в пример мальчика, донёсшего на директора школы, который задал детям антисоветскую задачку: «Всего в селе было 15 лошадей, а когда люди вступили в колхоз, то 13 лошадей сдохли. Сколько лошадей осталось?
Дальнейшая судьба педагога неизвестна, но, по словам Гусева, его привлекли «к суровой ответственности» как классового врага. Доносы оставались распространённым явлением почти до распада СССР, но считается, что эпидемия пошла на спад после смерти Сталина. При этом и во время правления «вождя народов» власти периодически старались понизить степень всеобщего доносительства.
Наличие единой централизованной сети радиовещания позволило поддерживать коммуникацию властей с населением в годы Великой Отечественной войны. Диктор Всесоюзного радио Ю. Левитан регулярно зачитывал сводки Совинформбюро и приказы Верховного Главнокомандующего И. В эфире появились выступления простых людей с фронта, писателей. Велись регулярные передачи для жителей оккупированных территорий и партизан.
Немцы даже конфисковали у населения оккупированных советских территорий радиоприемники, чтобы уменьшить влияние коммунистической пропаганды. Однако и советские власти конфисковали радиоприемники, опасаясь вражеской пропаганды, и вещание шло только по проводным системам одного существующего канала. В 1945 году радиовещание в России стало двухпрограммным — была запущена «2-я программа Всесоюзного радио» с 1964 года — Радиостанция «Маяк». В 1947 г. В 1960 в Москве году была запущена 4-я программа Всесоюзного радио. Это была переориентация на более широкий круг слушателей эфирного вещания, которых не удовлетворяла простота однопрограммного радио. Это сопровождалось проникновением зарубежных «радиоголосов», которые подрывали идейное единство советской нации. Тем более, что промышленность выпускала радиоприемники, принимавшие КВ сигналы.
С этой бедой стали боролись с помощью «радиоглушилок», которые размещались на границах страны и у крупных городов. Проблема снабжения всего населения радиоприемниками была еще не решена и в 1962 г. Официоз первой программы радиовещания в 60-70-е гг. Тем не менее основной тональностью передач было высвечивание позитивных моментов советской жизни, критика Запада. В следующие три десятилетия уверенный прием трех программ Всесоюзного радио был обеспечен на всей территории СССР, четвертая программа вещала в УКВ диапазоне на Москву и область. В послевоенное время радиопередачи стали более разнообразны и насыщены. В лучшую сторону выделялось радио «Маяк». Появились радиорепортажи с производства, спортивные репортажи, передачи для детей и юношества, наряду с классической музыкой, передавали советские песни и популярную музыку, специальные радиопостановки, выступления юмористов.
Радиостанции «Голос Америки», ВВС, «Немецкая волна» в последние годы советской власти слушала в основном интеллигенция и молодежь. Передачи этих радиостанций отличались более оперативной подачей новостного материала, критической точкой зрения на советскую действительность, на них транслировали западную популярную музыку, читали произведения советских диссидентов, сообщали о фактах сопротивления режиму. Большого влияния на советскую общественную жизнь «вражеские голоса» не оказывали, хотя ослабляли веру в коммунистические идеи. Первые регулярные телепередачи передачи в СССР начались в начале 60-х гг. В стране производились собственные телевизионные передатчики, ретрансляторы и приемники. Начинали с трех передатчиков, а к 1970 г. В 1957 г. В 1967 г.
В этом же году началось телевизионное вещание со спутника, что позволило охватить сигналом отделенные регионы и сделать возможным практически полный охват населением телевещанием. К этому времени центральное телевидение вещало по четырем каналам. Свои телевизионные центры были открыты и в союзных республиках.