Российские читатели начали занижать рейтинг книги «Цветы для Элджернона» — на это обратили внимание пользователи соцсетей. All Symbols Algernon’s Maze Charlie’s Hallucinations (younger Charlie) Adam and Eve. «Цветы для Элджернона» оказали влияние на сольный альбом клавишника группы Genesis Тони Бэнкса A Curious Feeling (1979 г.), который изначально был задуман как адаптация рассказа и имел то же название[11]. Как зовут главного героя цветы для элджернона? автора подтолкнул вопрос ученика о том, сможет ли он перейти в стандартную школу, если станет умнее.
Кратко «Цветы для Элджернона» Д. Киз
Подробная информация о фильме Цветы для Элджернона на сайте Кинопоиск. А месяц назад я прочел книгу Дэниела Киза «Цветы для Элджернона» («Flowers for Algernon»). Роман «Цветы для Элджернона» (1966) стал одним из самых популярных у Дэниела Киза.
Цветы для элджернона описание героев
Он просит других возложить цветы на могилу Элджернона, которого Чарли похоронил на заднем дворе. Роман "Цветы для Элджернона" это подробные откровенные записи Чарли, которые он ведет до операции и после нее. Algernon A white mouse that undergoes the same surgery as Charlie. Цветы для Элджернона Flowers for Algernon Обложка русскоязычного издания, «Эксмо», 2006 г. Жанр: научно-фантастический рассказ Автор: Дэниел Киз Язык оригинала: английский Публикация: 1959 «Цветы для Элджернона» (англ. Flowers for Algernon).
Цветы для элджернона описание героев
Именно эта тема поднимается в книге «Цветы для Элджернона», которая мало кого оставит равнодушным. тэги: главные герои, дэниел киз, описание героев, характеристика героев, цветы для элджернона. Фрагмент из книги Дэниела Киза «Элджернон, Чарли и я». Впечатляющая история жизненного пути главного героя Чарли Гордона в книге «Цветы для Элджернона» заставляет нас задуматься о смысле жизни, ценности интеллекта и непредсказуемости нашего существования. Flowers for Algernon study guide contains a biography of Daniel Keyes, literature essays, quiz questions, major themes, characters, and a full summary and analysis.
Краткое содержание «Цветы для Элджернона»
Произведение "Цветы для Элджернона" можно отнести к научно-фантастической драме. Мини-рассказ «Цветы для Элджернона» был опубликован в апреле 1959 года и принёс Дэниэлу Кизу одну из главных наград в мире литературы — премию Хьюго. В книжном интернет-магазине «Читай-город» вы можете заказать книгу Цветы для Элджернона от автора Дэниел Киз (ISBN: 978-5-04-115610-7) по низкой цене.
Тема одиночества цветы для элджернона. «Цветы для Элджернона
Доктор Штраус проводит сеансы терапии с Чарли после операции. В отличие от Немура, доктор Штраус выявляет интерес и заботу об эмоциональном развитии Чарли. Элджернон Белая мышь, которая является первым успешным испытуемым после экспериментальной операции, которой позже подвергается Чарли. Операция делает Элджернона в три раза умнее обычной мыши и позволяет ему решать сложные головоломки. Фэй Лиллман Соседка Чарли в многоквартирном доме, в который он переезжает после того, как сбежал с научной конвенции. Фэй — привлекательная, энергичная и соблазнительная художнца, чьи любимые игры — пить и танцевать. Она вступает в короткую связь с Чарли, ничего не зная о его прошлом. Роуз Гордон Мать Чарли, властная женщина, которая стыдилась слабоумия Чарли. В раннем детстве Роуз отказалась признать, что Чарли ненормальный, несмотря на призывы мужа к ее рациональности. Когда у Роуз появился еще один ребенок, Норма, то она сосредоточила на ней всю заботу. Роуз регулярно наказывала Чарли, и чтобы оградить его от сестры велела мужу отвезти его в интернат для умственно отсталых.
Скорость обучения Чарли во много раз превосходит скорость обучения обычных людей — и уже через несколько недель он свободно знает несколько языков и с удовольствием читает техническую литературу. Его бывшая учительница из школы для умственно отсталых, Алиса Кинниан, первоначально радуется успехам Чарли, но затем начинает от него отдаляться: она уже не в состоянии его понять. В романе, в отличие от рассказа, значительно более разработана сюжетная линия романтических отношений Чарли и учительницы. На своей работе Чарли предложил новую модель размещения станков, что позволило бы сэкономить 10 тысяч долларов ежегодно, однако восторг директора не был поддержан рабочими, и они подписали прошение об увольнении Чарли. Они не были готовы общаться с Чарли после изменения его личности; Чарли тоже понимает, что не может поддерживать с ними дружеские отношения.
В романе присутствуют также воспоминания детства Чарли, его встречи с родителями и сестрой, запоздалое осознание себя мужчиной. Ещё через месяц уровень интеллекта Чарли становится выше, чем уровень интеллекта профессоров, проводящих эксперимент. Для Чарли очевидны их ограниченность и заблуждения. Когда у подопытной мыши начинают наблюдаться признаки регрессии, он решает сам продолжить исследование и использовать всю силу собственного интеллекта, чтобы найти решение проблемы. Несмотря на видимую первоначальную удачу эксперимента, поведение мыши даёт серьёзный повод для беспокойства — её интеллект начинает угасать столь же быстро, как и нарастал.
Через некоторое время Элджернон умирает. При вскрытии видно, что его мозг уменьшен, извилины сглажены. Чарли попросил не сжигать труп Элджернона, как это обычно делали с лабораторными животными, и похоронил его сам.
Элджернон - белая мышь, на которой был впервые испытан эксперимент по увеличению интеллекта. Сначала Элджернон демонстрирует удивительные способности к обучению, но затем его состояние резко ухудшается, что становится предвестником судьбы Чарли. Доктор Страусс - один из ведущих ученых, непосредственно проводящих операцию на Чарли. По мере продвижения истории он становится чем-то вроде наставника и даже друга для Чарли, хотя их отношения натянуты из-за различий во взглядах на этику и последствия эксперимента. Профессор Немур - второй ведущий ученый, работающий над проектом по увеличению интеллекта. В отличие от Страусса, Немур более сосредоточен на успехе эксперимента и его научной значимости, что иногда приводит к конфликтам с Чарли, который видит в себе скорее человека, а не объект исследования.
Стиль и техника «Цветы для Элджернона» — это произведение, написанное в форме дневниковых записей главного героя Чарли Гордона. Этот стилистический прием позволяет автору, Дэниэлу Кизу, показать внутренний мир персонажа, его мысли и чувства в процессе изменения его интеллекта.
Ученый поинтересовался у Чарли, что он видит на карточках, но тот ответил, что ничего, кроме обычных клякс. Глава 3 Чарли рассказал доктору Штрауссу и доктору Ремюру, что посещал школу для взрослых.
Он «всю жизнь хотел быть умным, а не тупицей» , и учительница миссис Кинниен хвалила его за старательность и тягу к знаниям. Чарли познакомили с белой мышью по имени Элджернон, которая также участвовала в эксперименте. Чарли и Элджернон вместе проходили испытания на сообразительность, и мышка неизменно выигрывала. Глава 4 Чарли добровольно согласился на проведение операции по улучшению его интеллекта.
Он был очень доволен, что доктор Штраусс и доктор Ремюр выбрали его и пообещал «ужас как старатца». Глава 5 Накануне операции Чарли стал одолевать страх, но желание стать умным и победить мышку Элджернона оказалось сильнее всех его тревог. Глава 6 Когда Чарли сняли с головы и глаз повязку, доктор Штраусс сказал, чтобы он вновь начал вести дневник, и при этом больше писал о том, что он думает и чувствует. Однако Чарли трудно выполнить это условие: он не умеет думать и хочет поскорее поумнеть.
Глава 7 «много испытаний и разные состязания с Элджерноном». К тому времени он уже ненавидел мышь, которая постоянно его обыгрывала. Глава 8 Чарли вновь вернулся на фабрику, где он работал уборщиком. Но он не должен никому говорить об операции, и каждый день должен появляться в больнице для осмотра.
Дэниел Киз — Цветы для Элджернона
Но иногда у него всё-таки возникали мысли попробовать стать и врачом, и писателем одновременно. Киз проучился по подготовительной программе для будущих студентов-медиков в университете Нью-Йорка целый год, потратив практически все сбережения и гадая, где бы найти денег на оплату осеннего семестра. Но молодой человек чувствовал, что учёба не приносила ему удовольствия. Одним апрельским утром 1945 года у Киза в голове появилась мысль: «Моё образование отдаляет меня от людей, которых я люблю. Как это можно исправить? Затем, внезапно, возникла и вторая: «Если бы было возможно увеличить интеллект человека, то, к чему бы это привело? Киз запомнил обе идеи и отправился на учёбу. На одном из занятий, учащиеся проводили вскрытие белых мышей.
Операция оказала на Киза сильное впечатление, и в его сознании закрепился ещё один образ. Позднее в тот же день, один из друзей Киза рассказал ему об интересной инициативе: если учащийся поступает на службу в армию США, то он освобождается от экзаменов. Киз решил попробовать стать моряком, но сомневался, что у него получится: проблемы со зрением никуда не исчезли. Однако он успешно прошёл медобследование и был назначен на должность судового казначея нефтяного танкера. На корабле он также числился штатным врачом. Его служба закончилась в декабре 1946 года, когда один из матросов отравился экстрактом лимона. Капитан поручил Кизу сделать всё возможное, чтобы спасти его, но попытки откачать пострадавшего ни к чему не привели.
Он вернулся домой и в 1950 году получил степень бакалавра психологии в Бруклинском колледже. После окончания учёбы будущий писатель работал продавцом книг, а затем — в почтовой компании. Спустя некоторое время Киз устроился редактором в журнал Marvel Science Stories. В то же время он опубликовал в журнале Outer Worlds свой первый рассказ — Robot Unwanted. Главный герой истории — робот Роберт, которому удалось получить свободу от своего хозяина. За эту историю в пять тысяч слов Киз заработал 90 долларов. Осенью 1952 года Киз женился, и в его жизни начался новый этап.
В 1957 году он получил лицензию на преподавание и работал в школе Нью-Йорка, ведя занятия по английскому языку для детей с умственными проблемами. Однажды, после занятия к Кизу подошёл один из студентов и сказал: «Мистер Киз, это класс для глупых детей. Если я буду стараться и поумнею до конца семестра, вы переведёте меня к обычным ученикам?
По большей части, книга несколько расширила оригинальный рассказ. Например, в неё были добавлены сюжетные линии, отсылающие к семье и прошлому Чарли, выразительнее прописана любовная линия, а некоторые детали возраст и место работы главного героя изменены. Концовка новой версии стала чуть более определённой: в рассказе главный герой просто уезжал из Нью-Йорка. Во всём остальном произведения были очень похожи: канва сюжета та же самая, а повествование по-прежнему делилось не на главы, а на отчёты, которые Чарли писал от своего лица.
Однако, когда работа была закончена, возникла проблема с издательством Doubleday, для которого и готовилась расширенная версия рассказа: редакторы компании также желали другого завершения истории Чарли. Киз вновь отказался от внесения корректировок в концовку, вернул аванс и начал искать другое издательство. В течение следующего года писатель предложил издать свою книгу пяти компаниям, но в каждой из них он получал отказ. Наконец, на публикацию согласились представители британского издательства Harcourt. И в 1966 году роман «Цветы для Элджернона» увидел свет, а уже через год Дэниел Киз стал обладателем престижной премии от ассоциации писателей-фантастов Небьюл. Надо отметить, что Киз является единственным автором, который был удостоен двух почетных литературных премий за произведения с одинаковым названием, героями и фабулой. За годы после выхода произведение было переведено на 27 языков и выпущено более чем в 30 странах.
Помимо высоких продаж и признания критиков, произведение вошло в американскую школьную программу по литературе, что подчёркивало её культурное значение. Но вот парадокс - произведение Киза также вошло и в число 50 классических книг, которые чаще всего пытались убрать из библиотек и школьных программ. Как и оригинальный рассказ, роман получил экранное воплощение. Самая первая и наиболее известная экранизация «Цветов для Элджернона» была выпущена на большие экраны в 1968 году в США. Несмотря на всю сложность создания сценария по «дневнику слабоумного», его автор - Стёрлинг Силлифант постарался на славу, за что и получил свой «Золотой глобус», а Клифф Робертсон - актер, исполнивший роль Чарли Гордона, за свою работу был удостоен «Оскара». В целом фильм получился крайне эмоциональным, в том числе, благодаря музыке Рави Шанкара. Но исходный сюжет подвергся значительным изменениям, и оттого главная идея произведения получила принципиально иную трактовку.
Вскоре окружающие перестают его понимать. Из-за этого он ссорится с Алисой — та чувствует себя рядом с ним полной дурой. Чарли отдаляется ото всех, кого знал, и погружается в учёбу.
Главными «экспонатами» на этом крупном мероприятии станут Чарли и мышь Элджернон. В самолёте Чарли вспоминает, как мать безрезультатно пыталась вылечить его, сделать умнее. Она потратила почти все семейные сбережения, на которые отец, продавец парикмахерского оборудования, хотел открыть собственную парикмахерскую.
Мать оставила Чарли в покое, родив ещё раз и доказав, что способна иметь здоровых детей. Чарли же мечтал превратиться в нормального человека, чтобы мать наконец-то полюбила его. Каждый день я узнаю о себе что-то новое, и воспоминания, начавшиеся с небольшой ряби, захлёстывают меня десятибалльным штормом.
На симпозиуме Чарли обнаруживает такие обширные знания и высокий интеллект, что профессора и академики бледнеют на его фоне. Это не мешает профессору Немуру называть его «своим созданием» приравнивая Чарли к мыши Элджернону. Профессор уверен, что до операции Чарли был «пустой оболочкой» и не существовал как личность.
Многие считают Чарли надменным и нетерпимым, но он просто не может найти своё место в жизни. На докладе, посвящённом операции по повышению интеллекта Гордон чувствует себя подопытным животным. В знак протеста он выпускает Элджернона из клетки, потом первым находит его и улетает домой.
В Нью-Йорке Гордон видит газету с фотографией матери и сестры. Он вспоминает, как мать заставила отца отвезти его в приют. После рождения здоровой дочери умственно отсталый сын вызывал в ней лишь отвращение.
Чарли снимает четырёхкомнатную меблированную квартиру недалеко от библиотеки. В одной из комнат он устраивает трёхмерный лабиринт для Элджернона. О своём местонахождении Чарли не сообщает даже Алисе Кинниган.
Вскоре он знакомится с соседкой — свободной художницей. Чтобы избавиться от одиночества и убедиться в своей способности быть с женщиной Чарли вступает с соседкой в связь. Прежний Чарли не мешает отношениям, поскольку эта женщина ему безразлична, он только наблюдает за происходящим со стороны.
Чарли находит отца, который развёлся с женой и открыл парикмахерский салон в бедном квартале. Он не узнаёт сына, а тот не решается открыться. Гордон обнаруживает, что сильно выпив, он превращается в умственно отсталого Чарли.
Алкоголь выпускает на свободу его подсознание, которое всё ещё не догнало стремительно растущий IQ. Ничто в нас не исчезает без следа. Операция прикрыла Чарли тонким слоем культуры и образования, но он остался.
Он смотрит и ждёт. Теперь Чарли старается не напиваться. Он подолгу гуляет, заходит в кафе.
Однажды он видит, как официант, умственно отсталый парень, роняет поднос с тарелками, и посетители начинают над ним потешаться. Удивительно, как люди высоких моральных принципов … никогда не позволяющие себе воспользоваться преимуществом над человеком, рождённым без рук, ног или глаз, … легко и бездумно потешаются над человеком, рождённым без разума. Это побуждает Гордона продолжить научную деятельность, чтобы принести пользу таким людям.
Приняв решение, он встречается с Алисой. Он объясняет, что любит её, но между ними встаёт маленький мальчик Чарли, который боится женщин, потому что мама била его. Чарли начинает работать в лаборатории.
У него нет времени на любовницу, и она от него уходит. У Элджернона начинаются непонятные приступы агрессии. Временами он не может пройти свой лабиринт.
Чарли относит мышь в лабораторию. Он спрашивает профессора Немура, что они собирались делать с ним в случае неудачи. Оказалось, что для Чарли предназначалось место в государственной социальной школе и лечебнице «Уоррен».
Гордон посещает это заведение, чтобы знать, что его ждёт. Элджернону становится хуже, он отказывается от еды. Чарли же достигает пика умственной активности.
Словно все знания, приобретённые мной в последние месяцы, соединились и вознесли меня на вершину света и понимания. Чарли понимает, что вскоре у него начнётся умственная регрессия, такая же, как и у Элджернона. Чарли хоронит его на заднем дворе.
Он обнаруживает, что у матери старческий маразм. Сестре тяжело с ней, она рада, что Чарли их нашёл. Сестра не подозревала, что мать избавилась от Чарли ради неё.
Гордон обещает помогать им, пока сможет. IQ Гордона стремительно снижается, он становится забывчивым. Книги, раньше любимые, теперь ему непонятны.
К Гордону приходит Алиса. На этот раз прежний Чарли не препятствует их любви. Она остаётся на несколько недель, ухаживает за Чарли.
Вскоре он прогоняет Алису — она напоминает ему о способностях, которые нельзя вернуть. В отчётах, которые по-прежнему пишет Чарли, появляется всё больше ошибок. В конце концов они становятся такими же, как и до операции.
Работники, которые раньше издевались над ним, теперь опекают и защищают его. Однако Чарли ещё помнит, что был умным. Он не хочет, чтобы его жалели, и отправляется в «Уоррен».
Он пишет прощальное письмо мисс Кинниан, в котором просит положить цветы на могилку Элджернона. Это интересно: «Паяцы» — опера Р.
По этой причине он ссорится с Алисой.
Чарли отдаляется от нее и погружается в учебу. Медицинский симпозиум В середине июня ученых приглашают на крупнейший симпозиум в Чикаго. Главными действующими лицами являются мышь Элджернон и Чарли Гордон.
Во время перелета он вспоминает, сколько сил потратила мать, чтобы сделать его умнее. На лечение были потрачены все сбережения семьи, но усилия оказались безрезультатны. После этого мать перестала обращать на больного сына внимание и родила еще одного ребенка.
Видимо, она хотела доказать себе, что может иметь здоровых детей. Всю любовь и заботу она отдала дочери. Во время выступления Чарли показывает высокий уровень знаний.
Это не мешает ученым приравнять его к мышонку и назвать «своим творением». Они уверены, что до опыта Чарли был лишь оболочкой, которую они наполнили содержанием и сотворили полноценную личность. Гордон чувствует себя подопытным животным.
В знак протеста он забирает мышь и возвращается домой. Чарли арендует просторную квартиру рядом с библиотекой. В одной из комнат он размещает огромный лабиринт для Элджернона.
Где он находится, не знают даже близкие друзья. Гордон знакомится со своей соседкой — художницей. Чтобы убедиться, что он может поддерживать отношения с женщиной, он вступает с ней в связь.
Спустя некоторое время герой встречается с отцом. К этому времени тот развелся с женой и открыл парикмахерскую в бедном районе города. Чарли не решается рассказать, кто он.
После неудачного визита в салон Гордон идет в бар и напивается. С ужасом он обнаруживает, что алкоголь превращает его в умственно отсталого человека. После этого случая герой решает никогда не пить.
Необратимые последствия Гордон продолжает заниматься наукой. Он встречается с Алисой, но понимает, что не может быть с ней вместе.
Вы точно человек?
Действия разворачиваются в Нью-Йорке. По утрам Чарли Гордон работает уборщиков в пекарни, куда ему помог утроиться дядя. Свою младшую сестру и родителей помнит смутно. В один прекрасный день учительница из спецшколы мисс Кинниан, чтобы показать своего воспитанника коллегам — доктору Штраусу и профессору Немуру. Последним был необходим доброволец, безобидный воспитанник, который помог бы получить определенные результаты проводимого ими эксперимента. Разумеется, самым подходящим кандидатом на эту роль был Чарли, так как в течении всего обучения показывал отличные результаты. Таким образом Гордон начинает записывать мысли, ощущения и ситуации в которые ему доводится попадать. Регулярно проходя тесты в виде лабиринта 29 марта Чарли наконец проходит данное испытание быстрее Элдерона. После этого мисс Кинниан переводит его на индивидуальные занятия.
В начале следующего месяца работники пекарни вздумали подшутить на Гордоном и попросили его включить смеситель для теста, шутка не удалась, так как он справился этой задачей, что повлекло за собой повышение в должности. Каждый день работы в пекарни был заботливо приукрашен издевательствами и упреками со стороны коллег Чарли. В ходе эксперимента, и написания отчетов для дневника, герой все больше начинает понимать ту ненависть, с которой к нему обращаются в пекарне. К концу апреля главный герой испытывает настолько сильные метаморфозы, что наживает себе врагов среди коллег. В ходе эксперимента интеллектуальное развитие Чарли демонстрировало стабильное развитие, но в конце лета ошибка в расчетах обнаруженная героем говорит, что в дальнейшем уровень интеллекта будет идти на спад, как и у Элджерона. В середине сентября Элджерон умирает. В страхе за свое будущее Чарли навещает свою мать больную старческим маразмом и младшую сестру, которой так тяжело ухаживать за ней. В прощальном письме к мисс Кинниан он просит вознести цветы на могилу Элджерона.
Повествование учит видеть глубинные пороков общества и вере в то, что каждый достоин второго шанса. Этот пересказ можно использовать для читательского дневника. Это интересно: Роман «Над кукушкиным гнездом» Кен Кинзи написал в 1962 году. Это произведение считается одним из главных литературных произведений движений битников и хиппи. Прочитать краткое содержание «Пролетая над гнездом кукушки» можно на нашем сайте LitFest. Короткий пересказ «Цветы для Элджернона» Киза Киз Цветы для Элджернона краткое содержание: Чарли Гордон — умственно отсталый 32-летний мужчина, которому предстоит серьезная плановая операция по улучшению интеллекта. Рассказ изложен в форме дневника главного героя, где описаны все чувства и мысли Чарли. У Чарли не так много близких людей, болеющих за него, но у него есть хорошая учительница Алиса Кинниан, которая хочет, чтобы он преуспел.
Благодаря ей Чарли должны сделать экспериментальную операцию для улучшения интеллекта. Чарли работает уборщиком в пекарне Доннера. И это делает ситуацию более душераздирающей. Доктора в больнице проводят с ним тесты, чтобы определить его первоначальные способности. Чарли знакомят с супер-умным Элджерноном, мышью, которая уже подверглась экспериментальной операции. Чарли делают операцию, но он не просыпается умным, хотя и надеялся на это. Доктора объясняют, что теперь ему нужно будет учиться, вспоминать, и записывать все в дневник. Алиса занимается с Чарли, он учиться читать, с каждым днем он умнеет.
В его комнате всю ночь работает телевизор, по котором что-то рассказывается. Чарли он сначала мешает спать, он не понимает чем ему это поможет… Но все же развитие Чарли ускоряется. В результате проведённой операции IQ Чарли стремительно растёт с 68 до 185. В отчётах Чарли отмечает своё изменившееся понимание происходящего: осознаёт реальное отношение к нему людей понимает, как над ним смеялись на работе те, кого он считал своими друзьями , получает новые знания. Чарли чувствует особенную привязанность к Элджернону, понимая, что Элджернон — единственное существо с судьбой, похожей на его собственную. С самого начала эксперимента над главным героем Элджернон и Чарли соревновались в прохождении лабиринтов — мышь в коробке, а человек на бумаге. Сначала Элджернон всё время выигрывал, что сильно злило Чарли; он очень обрадовался, наконец победив Элджернона. После этого Чарли старался подружиться с мышью.
Скорость обучения Чарли во много раз превосходит скорость обучения обычных людей — и уже через несколько недель он свободно знает несколько языков и с удовольствием читает классическую литературу, что помогает ему стать полноценной личностью. На своей работе Чарли изобретает способы как ускорить производство, однако восторг директора не был поддержан рабочими, и они подписали прошение об увольнении Чарли. Они не были готовы общаться с Чарли после изменения его личности, они его даже ненавидят; Чарли тоже понимает, что не может поддерживать с ними дружеские отношения. Чарли замечает, что Алиса намного привлекательнее, чем он думал, что заставляет его стремиться к дополнительному обучению. Алиса немного настороженно относится к Чарли, но ей определенно нравится ее ученик. Чарли все больше вспоминает свое детство… его мать мечтала, чтобы он был умным и страшно издевалась над ним… А с появлением младшей сестры Нормы отправила в интернат для умственно отсталых. Его отец встал на его сторону, но все равно отказывался от него. Чарли начинает понимать, что быть умным не так просто, ведь раньше он много не замечал, и это его не ранило и не обижало… Он испытывает гнев и злость..
Чарли развивает чувства к Алисе Кинниан, также он начинает понимать, что Немур и Штраус — тоже только нормальные люди, которые надеются, что эксперимент пройдет хорошо. Чарли приглашает мисс Кинниан на пару свиданий, и, хотя она явно отвечает взаимностью на его чувства на втором свидании, они не могут встречаться, потому что Чарли видит галлюцинации, когда он пытается поцеловать ее… он видит себя самого, только еще глупого… Алиса Кинниан, первоначально радуется успехам Чарли, но затем начинает от него отдаляться: она уже не в состоянии его понять. Интеллект Чарли продолжает расти и расти. Его коллеги по пекарне ходатайствуют о его увольнении, и мистер Доннер отпускает его. Интеллект Чарли превосходит интеллект Алисы и заставляет ее чувствовать себя хуже; он также понимает, что он больше не любит ее из-за своего интеллекта, и чувствует только благодарность к ней. Доктор Штраус и профессор Немур везут Чарли и Элджернона на научную конференцию в Чикаго, чтобы показать невероятный успех их методики. Но Чарли понимает, что над ним проводили опыты, ему кажется что все смотрят на него как на подопытного и не видят в нем человека. Сытый по горло всем этим, Чарли дает сбегает с конференции с Элджерноном и улетает домой.
В Нью-Йорке Чарли со своим спутником Элджерноном снимает квартиру, где строит огромный лабиринт для крохотного друга. Чарли знакомиться с соседкой цветочницей-хиппи Фэй, художницей, между ними начинается роман. Но когда Чарли напивается, он возвращается в свое состояние до операции, поэтому он решает больше не пить. Вскоре Чарли видит ухудшения в состоянии Элджернона, у него начинается регрессия — его умственные способности угасают, у него бывают приступы агрессии. Когда Чарли осознает, что с ним будет тоже что и с Элджерноном, он звонит Алисе и решает вернуться в лабораторию в качестве ученого, а не экспериментальной лабораторной крысы. Тем не менее, он не может помочь бедному Элджернону, который продолжает терять умственные способности… Увидев свое будущее на примере мыши, Чарли решает помочь докторам исправить свои ошибки. Чарли наконец вспоминает все свое детство. Он решает навестить свою мать и сестру, и видит насколько они жалки.
Мама Чарли, Роуз, страдает старческим маразмом, а его сестра вынуждена за ней ухаживать. Чарли после этой встречи немного расстроен и вымотан, но теперь он знает все факты о своем детстве. Чарли также готовится к своей надвигающейся регрессии и чувствует, что он одолжил жизнь у идиота-Чарли, который все еще ждет, чтобы вернуть ее.
В знак протеста он забирает мышь и возвращается домой. Чарли арендует просторную квартиру рядом с библиотекой. В одной из комнат он размещает огромный лабиринт для Элджернона. Где он находится, не знают даже близкие друзья. Гордон знакомится со своей соседкой — художницей. Чтобы убедиться, что он может поддерживать отношения с женщиной, он вступает с ней в связь. Спустя некоторое время герой встречается с отцом.
К этому времени тот развелся с женой и открыл парикмахерскую в бедном районе города. Чарли не решается рассказать, кто он. После неудачного визита в салон Гордон идет в бар и напивается. С ужасом он обнаруживает, что алкоголь превращает его в умственно отсталого человека. После этого случая герой решает никогда не пить. Необратимые последствия Гордон продолжает заниматься наукой. Он встречается с Алисой, но понимает, что не может быть с ней вместе. Чарли приглашают на работу в лабораторию. Мужчина обнаруживает, что периодически у него возникают приступы неконтролируемой ярости, причину которых он объяснить не может. Иногда у него возникают трудности с прохождением домашнего лабиринта.
Чарли интересуется у профессора, как сложилась бы его судьба в случае неудачного эксперимента. Оказалось, что ему было предназначено место в социальной лечебнице Уоренн. Гордон едет в клинику, чтобы понять, что его ожидает в будущем. Чарли достигает высшей точки умственной активности. А мышь чувствует себя хуже. Однажды герой обнаруживает ошибку в расчетах. Он понимает, что его ждет спад. На заднем дворе он находит мертвого Элджернона. Уровень интеллекта Чарли стремительно падает. Появляется забывчивость и отстраненность.
В итоге издательство, доверившееся интуиции писателя, только выиграло. После выхода роман получил престижную в среде писателей-фантастов премию «Небьюла» и стал мировым бестселлером. Такая популярность обусловлена сюжетом произведения, который затрагивает сложные проблемы жизни людей с особенностями. Немаловажным здесь является и выбранный жанр — жанр научной фантастики. Особенности повествования На момент написания романа Киз знал не понаслышке о тех трудностях, с которыми сталкиваются люди с особенностями развития. В 1957 г. Однажды один ученик спросил у него, можно ли будет перейти в обычную школу, если старательно заниматься и стать умнее? Именно эти события легли в основу сюжета.
Однако фантастика здесь является только приемом, при помощи которого писатель показывает жизнь Чарли с разных точек зрения. Значимо здесь и то, что повествование строится от лица главного героя, то есть у Киза есть возможность показать мышление своего персонажа, точнее его постепенное развитие. Жизнь Чарли протекает параллельно с жизнью мыши Элджернон: только она является единственным живым существом, чья судьба тождественна судьбе главного героя. Животное проходит через стремительное развитие интеллекта, а после этого — через столь же стремительное его угасание. Впоследствии Чарли похоронит мышонка и будет носить цветы на его могилу. В романе особое значение имеет тема любви. Именно взаимоотношения с женщиной позволяют наиболее ярко показать изменения личности Чарли, пробудить в нем воспоминания о детстве, а также обозначить трагичность ситуации, когда интеллектуальная пропасть между героями становится непреодолимой. Почему же любовь Чарли и Алисы была обречена?
Эта любовь была обречена по нескольким причинам. Первая, самая очевидная — несмотря на быстрое формирование навыков для «нормальной» жизни в социуме, Чарли в нем просто нет места.
Рассказ был опубликован в 1958 году, а в роман он превратился только в 1966-м, когда писатель понял, что с развитием интеллекта в Чарли должны пробуждаться и детские воспоминания.
Так появилась линия взаимоотношений с родителями и сестрой. Писатель сам искренне потешался над своим героем и его реакцией на окружающих. Но в какой-то момент он понял, что это преступление: «Вспомнилось, как я расколотил посуду в ресторане; как ржали надо мной посетители, как мистер Гольдштейн обозвал меня кретином.
Разве эту цель я преследую, разве хочу выставить Чарли на посмешище? Так родилась идея «промежуточных отчетов» пациента. Изначально роман открывала сцена, в которой Алиса Кинниан просит профессора Немюра найти вновь поглупевшего Чарли, но потом и она отпала, поскольку Киз решил довериться читателям и сразу показать им безграмотные записки своего любимого героя.
Автор получил сразу две престижные премии: «Хьюго» за рассказ и «Небьюла» за роман.
Видеоанонс
- Гениальный ум — чудесный дар или самое страшное проклятье? Обзор книги «Цветы для Элджернона»
- Рассказ «Цветы для Элджернона»: краткое содержание сюжета
- «Цветы для Элджернона» Дэниела Киза: краткое содержание
- Цветы для элджернона описание героев - фото
- Газонокосильщик
Цветы для Элджернона
Грамматика становится идеальной, мысли — глубокими от записи к записи. Всего лишь за несколько месяцев Гордон превращается в гениального ученого, интеллект которого выше тех людей, на которых он хотел быть похожим до операции. Стоит отметить, что важную роль в произведении играет смена времен года, на которую проецируется ход умственного развития и спада главного героя. Весною, вместе с начало расцветания природы, происходит заложение основ для исцеления Чарли. Летом, в одно из самых бурных времен года для деятельности любого человека, совершается подъем и для Чарли, он проявляет бурную научную деятельность, его жизнь становится максимально полноценной, множество событий становятся своего рода кульминацией истории. С приходом осени гаснет прежняя зелень, а вместе с ней и личность нового Чарли. Далее разум его вернётся в прежнее положение, положение исключительной и бесконечной зимы. За эти 3 сезона происходит больше событий, чем за всю остальную жизнь. Не смотря на то, что первые «атчёты» написаны совершенно безграмотно, они превосходят дальнейшие «отчеты» в плане передачи искренних и чистых эмоций самого Чарли, ведь в них раскрывается самое главное его желание — стать умным.
В них он по-детски чист мыслями, поступками и отношением к окружению. Однако, нельзя не отметить, что открытость не находит отклика в обществе. Для всех остальных, он является объектом издёвок, жалости, которая обуславливается не пониманием и принятием его особенного положения, а скорее невежественностью, пропущенной сквозь призму лишь своей реальности. Главной проблемой постоянных сложностей между обществом и Чарли является то, что в ходе научного эксперимента увеличили только интеллект, оставив чувственность на прежнем уровне. Быть может поэтому единственным существом, с которым он смог найти понимание стал мышонок Элджернон, так же подвергнутый эксперименту? В вашем университете разум, образование, знания — все обожествляется. Но я знаю то, чего вы все не заметили: голые знания, не пронизанные человеческими чувствами, не стоят и ломаного гроша» [3, с.
Если в первом случае люди потешались над Чарли, то во втором — сочувствовали и сопереживали, чего и хотел добиться автор. Несмотря на то, что жанровые формы биографии достаточно разнообразны мемуары, дневники, письма, эссе , Киз прибегает в романе к новой форме повествования — отчету. Это объясняется тем, что использование таких форм, как дневник или мемуары предполагает наличие хорошо развитого мышления, чего, как известно, был лишен Чарли Гордон. Отчет же, хотя и схож с дневниковой формой, но пишется не по собственному волеизъявлению, а по указанию «сверху», что как раз соответствует данному сюжету. Темы Образование На протяжении большей части истории умственная отсталость приписывалась плохой наследственности. Такие люди часто считались угрозой для общества и, даже, определенным злом. Некоторые изолировались от социума, подвергались насильственной стерилизации. Многих помещали в специализированные лечебные учреждения, где они были вынуждены работать, чтобы оплачивать уход за собой. Идея обучения людей с ограниченными интеллектуальными возможностями набрала обороты в середине 20-го века. В то время родители детей с умственными недостатками все чаще отвергали советы врачей помещать детей в специальные лечебные учреждения. Они отдавали предпочтение специализированным образовательным услугам, которые спонсировались государством. В 1960-х годах усилия Национальной ассоциации умственно отсталых детей привели к тому, что некоторые государственные школы начали предлагать классы и программы профессионального образования для учащихся с ограниченными интеллектуальными возможностями. Программы, подобные занятиям, которые Чарли посещал в «Цветах для Элджернона», были разработаны для обучения жизненным навыкам, укреплению уверенности в себе и т. Образовательная политика продолжала меняться в последующие десятилетия, и в 1975 году был принят Государственный закон известный как FAPE , который признавал право каждого учащегося на бесплатное государственное образование. Знаменитое судебное дело о расовой сегрегации в школах, «Браун против Совета по образованию» 1954 года, имело последствия и для учащихся с ограниченными возможностями, еще больше укрепив их образовательные права вне зависимости от умственных способностей. Жестокость В романе Чарли сталкивается с двумя видами жестокого обращения. Его мать Роуз оскорбляет его словесно и наказывает физически, когда видит проявления его умственной отсталости, хотя Чарли не виновен ни в каких «проступках». Когда Чарли не может правильно повторить то, что читает Роуз, она ругает его и угрожает физической расправой, называет его ленивым и обещает «вбить в него это». Поскольку мать изначально не хочет верить в инвалидность Чарли, она придумывает альтернативные объяснения его поведению: он ленив, рассеян или медленно усваивает материал. Когда Роуз, наконец, признает его неполноценность после того, как его сестра Норма рождается «нормальной», она становится еще более жестокой. Например, после того, как Чарли берет сестренку на руки, она кричит и бьет его так сильно, что он падает на кровать. Женщина боится, что Чарли каким-то образом причинит вред Норме. Однажды ночью он просыпается и слышит ее крик: «Лучше ему умереть. Он никогда не сможет жить нормальной жизнью». В романе также показан другой вид жестокого обращения с людьми, подобными Чарли: жестокость исключительно ради развлечения. Жертва часто не понимает жестокого обращения и бессильна его предотвратить. Чарли считает своих коллег по пекарне своими друзьями и не обижается, когда они насмехаются над ним или ставят ему подножку. Он не понимает, что их фраза «изображать Чарли Гордона» означает «вести себя так же глупо, как Чарли». Такой тип жестокости по отношению к умственно-отсталым нисколько не лучше физического насилия и не может быть оправдан. Одиночество Чарли испытывает одиночество как в самой низшей стадии своего развития, так и на пике интеллекта. Отвергнутый семьей, он находится в полной духовной изоляции. Его самое большое стремление — общение, и он надеется, что, став умнее, у него будет «много друзей». Тем не менее, когда Чарли становится гением, он все так же изолирован. Его растущий интеллект также обособляет его от коллег по пекарне, что совершенно противоположно его ожиданиям. Став гением, он обнаруживает, что создатели эксперимента далеки от «интеллектуальных гигантов», которыми они когда-то казались ему. Они понимают гораздо меньше в своих областях знаний, чем он. Следовательно, только Чарли должен найти ошибку в эксперименте. Несмотря на начавшееся снижение интеллекта, он по-прежнему чувствует себя изолированным. Глядя целыми днями на экран телевизора, он задается вопросом: «Почему я всегда смотрю на жизнь через окно? Личность В своем романе автор задает центральный вопрос: что делает человека личностью? Для профессора Немура человек — это личность, способная к разумному мышлению. Немур говорит, что когда-нибудь такие люди, как Чарли, «станут настоящими людьми» благодаря его операции. На конференции по психологии в присутствии Чарли он говорит: «Можно сказать, что Чарли Гордона на самом деле не существовало до этого эксперимента». Точно так же сестра Чарли, Норма, признает Чарли своим старшим братом только после того, как он «стал очень умным». Она радостно восклицает: «У меня вдруг появился старший брат», как будто Чарли до этого просто не существовало. Чарли, с другой стороны, приходит к пониманию, что личность — это нечто гораздо большее, чем просто интеллект. На самом деле, думает он: «Интеллект без человеческой привязанности не стоит и выеденного яйца». Для него настоящий человек — это тот, у кого есть «родители, память и история». Чарли настаивает: «Я человек. Я был кем-то до того, как лег под нож хирурга», и горячо желает убедить в этом профессора Немура. Его интеллект, его воспоминания и новая встреча с семьей служат подтверждением того, что у него «была семья и … он был таким же человеком, как и все» задолго до того, как он встретил Немура. По словам Чарли, любовь является неотъемлемой частью того, что делает человека личностью, и его стремление к любви проявляется на протяжении всей его жизни. Он говорит: «Я человек… и я должен кого-то любить». Любовь Чарли должен преодолеть комплексы, сформированные в его детстве, чтобы выразить свою любовь к Алисе. Его чувства к ней вызывают тревогу и негативные ассоциации, связанные с сексом. Его воспоминания указывают на то, что эти ассоциации связаны с жестоким обращением со стороны матери. Она наказывала его за проявление любых признаков сексуальности, например, когда он смотрел на свою обнаженную сестру через дверь ванной или возбуждался от подруги своей сестры. Она говорила ему, что он не имеет права «так смотреть на девушку», и шлепала его за это. Чарли был избит братьями Харриет за то, что он передал ей, как он считал, невинную, искреннюю любовную записку. Как выяснилось, это была записка сексуального характера, написанная его «другом» Хайми. Поэтому неудивительно, что у Чарли возникали проблемы сексуального характера с Алисой, в которую он был влюблен. Эта любовь беспокоит и смущает его, так как напоминает ему о любви к матери и сестре. Ему удается иметь случайные сексуальные отношения с Фэй, но только «сильным усилием воли», чтобы отмежеваться от дооперационного Чарли, который «прячется за окном». Страх Автор показывает, что страх является мощной мотивацией для Чарли и других персонажей. Страх постоянно присутствует в жизни Чарли как до, так и после операции. В детстве он боялся жестокого обращения со стороны матери: она наказывала его за поведение, которое он не мог контролировать, например, за пачкание штанишек. Также она была склонна к непредсказуемым вспышкам гнева, например, когда ударила его за то, что он взял на руки свою маленькую сестру. После операции, когда Чарли начинает умнеть и его жизнь меняется, он боится разлуки с теми, к кому он привык. Он испытывает «панику … страх, которого я не понимаю» при мысли об уходе из пекарни. Он боится остаться в одиночестве. Чарли также боится собственных сексуальных реакций, избегая даже прикосновения к руке Алис в кино и на свиданиях. По мере того, как Чарли становится умнее и узнает об ошибке в эксперименте, он опасается потери навыков и знаний, которые приобрел. Он умоляет: «Не дай мне забыть петь и читать». Он также боится потерять свои отношения и время с Алисой, и, прежде всего, он боится будущего. Другие персонажи также подвержены разным страхам. Немур опасается, что интеллект Чарли превзойдет его собственный. Алиса боится, что эксперимент скорее навредит, чем поможет Чарли, и частично она будет нести ответственность за этот вред. Позже она боится вступать с ним в любые отношения. Анализ Отчет 1. На основании этого и последующих отчетов доктор Штраус и профессор Немур решат, подходит ли Чарли для их эксперимента. Мисс Кинниан, преподаватель Чарли в Центре для умственно отсталых взрослых колледжа Бикман, сказала ему, что врачи могут повысить его интеллект, и Чарли очень надеется на это. Чарли согласился написать отчеты, но предупредил врачей, что не умеет хорошо писать. Они сказали ему писать так же, как он говорит. В отчете Чарли упоминает свой возраст, 32 года, и свою работу в пекарне мистера Доннера. Анализ Этот первый отчет знакомит читателей с главным героем и приглашает их в мир Чарли Гордона. В отчете содержится достаточно доказательств умственной отсталости Чарли. Письмо Чарли изобилует повторяющимися предложениями, а его правописание в основном фонетическое, как у ребенка, который только учится читать. Умственная отсталость Чарли также проявляется в его замешательстве по поводу эксперимента, в котором он может принять участие. Он не знает, зачем ему нужно писать отчеты о проделанной работе, хотя знает, что это как-то связано с доктором Штраусом и профессором Немуром, которые сделают его умным. Он подписывает отчет «искренне ваш Чарли Гордон», как будто пишет письмо. Отчет дает представление о личности Чарли, а не только о его умственных ограничениях. Читатели узнают, что Чарли «хочет быть умным» и очень мотивирован; он работает и учится в школе. Несмотря на то, что Чарли утверждает, что он «не может писать хорошо», он пишет весь отчет до тех пор, пока «больше не может думать». Он делает все возможное, и это кажется ему важным. Поскольку Чарли — рассказчик, читатели узнают об эксперименте только то, что знает он сам: очень немногое. На самом деле не ясно, существует ли эксперимент вообще, возможно, это просто исследование. Чарли непонятно, как, зачем и почему его планируют использовать ученые. Хотя отчет оставляет у читателей больше вопросов, чем ответов, он сразу же дает четкое представление о психическом состоянии рассказчика, его дружелюбном характере и желании угодить. Отчет 2. Он описывает тест как «грубый шок», проведенный Бертом на факультете психологии. Чарли пишет, что боялся, что тест будет болезненным, потому что Берт был в белом халате и сказал Чарли расслабиться. Это напомнило Чарли о врачах и дантистах, причинявших Чарли боль. Он также беспокоился о тесте, потому что пролил чернила. Во время теста Берт поднял серию белых карточек с пролитыми на них чернилами и спросил Чарли, какие картинки он на них видит? Чарли написал, что не видел никаких картинок, кроме чернильных клякс, хотя и старался изо всех сил. Анализ Этот отчет показывает страх Чарли Гордона перед неудачей, основанный на прошлом опыте. Чарли, которому нужно было пройти тест с чернильными пятнами, говорит: «Я увидел пролитые чернила и очень испугался», потому что «в детстве я всегда проваливал тесты в школе и проливал чернила». Когда Чарли пытается дать ответы на вопросы Берта, он говорит: «Я боялся провалить тест». Отчет Чарли начинается и заканчивается ощущением страха. Тесты Роршаха, более известные как тесты чернильных пятен, были популярным инструментом психоанализа в 1960-х годах. Они использовались для постановки психологических диагнозов и измерения личности и познания. В тесте Роршаха пациентов просят описать, что они видят в серии из 10 карточек с двусторонне симметричными чернильными пятнами. Неспособность Чарли связать формы с чем-либо, кажется, расстраивает Берта, который несколько раз объясняет Чарли тест, прежде чем «его карандаш» сломается и тестирование закончится. Этот отчет также знакомит читателей с Бертом, которого Чарли называет «хорошим человеком». Он терпелив и ободряет Чарли, просит его расслабиться и улыбается ему. Он говорит медленно и несколько раз, осторожно объясняет Чарли тест. Из этого отчета неясна роль Берта в колледже и в эксперименте; читатели знают о нем столько же, сколько и Чарли. Отчет 3. Доктор Штраус говорит, что мисс Кинниан называет Чарли своим лучшим учеником. Он спросил Чарли о его желании стать умнее и о его учебе в Центре колледжа Бикмана для умственно отсталых взрослых. Чарли ответил, что его мать хотела, чтобы он стал умным, и он очень старался этого добиться, хотя у него были проблемы с запоминанием. Профессор Немур предупредил Чарли, что неясно, подействует ли на него экспериментальная операция, потому что до сих пор ее делали только на животных. Он добавил, что если Чарли примет участие, врачам потребуется разрешение его семьи. Однако дядя Чарли Герман умер, и он мало что помнит о своих родителях или сестре Норме, за исключением того, что они жили в Бруклине. Чарли не хочет продолжать писать отчеты. Они не дают ему выспаться, из-за чего он хуже работает в пекарне. Гимпи накричал на него за то, что он роняет булочки. Чарли называет Гимпи своим другом и размышляет о том, как Гимпи удивится, если он станет умнее. Анализ Этот отчет представляет собой еще одно свидетельство желания Чарли Гордона стать умнее, а также его решимость сделать все возможное, чтобы добиться этого. Доктор Штраус говорит, что Алиса Кинниан отметила возросшее усердие Чарли в колледже. Его желание и усилия делают его лучшим учеником, чем «люди, которые даже умнее меня». Доктор Штраус задается вопросом, чем объясняется его интерес к учебе, и Чарли заявляет: «Всю свою жизнь я хотел быть умным, а не тупицей». Чарли также признает роль своей матери в его стремлении учиться: «Моя мама всегда говорила мне, чтобы я пытался учиться». Из этого отчета читатели немного больше узнают об эксперименте. Профессор Немур говорит Чарли, что эксперимент проводился на животных, но никогда на людях, что означает то, что Чарли может пойти на большой риск, если согласится участвовать. Это также указывает на то, что Чарли далек от своей семьи. Его дядя Герман мертв, он не знает, где живут его родители или сестра и даже не знает, живы ли они. Это создает ощущение его глубокой отчужденности и одиночества во внешнем мире. Отчет 4 В этом отчете Чарли пишет о других «безумных тестах», которые он прошел. Женщина, проводившая тесты, попросила его придумать истории о людях на фотографиях. Чарли описывает, как он сопротивлялся выполнению этого задания.
Интеллект Гордона растет. Окружающие перестают понимать его. По этой причине он ссорится с Алисой. Чарли отдаляется от нее и погружается в учебу. Медицинский симпозиум В середине июня ученых приглашают на крупнейший симпозиум в Чикаго. Главными действующими лицами являются мышь Элджернон и Чарли Гордон. Во время перелета он вспоминает, сколько сил потратила мать, чтобы сделать его умнее. На лечение были потрачены все сбережения семьи, но усилия оказались безрезультатны. После этого мать перестала обращать на больного сына внимание и родила еще одного ребенка. Видимо, она хотела доказать себе, что может иметь здоровых детей. Всю любовь и заботу она отдала дочери. Во время выступления Чарли показывает высокий уровень знаний. Это не мешает ученым приравнять его к мышонку и назвать «своим творением». Они уверены, что до опыта Чарли был лишь оболочкой, которую они наполнили содержанием и сотворили полноценную личность. Гордон чувствует себя подопытным животным. В знак протеста он забирает мышь и возвращается домой. Чарли арендует просторную квартиру рядом с библиотекой. В одной из комнат он размещает огромный лабиринт для Элджернона. Где он находится, не знают даже близкие друзья. Гордон знакомится со своей соседкой — художницей. Чтобы убедиться, что он может поддерживать отношения с женщиной, он вступает с ней в связь. Спустя некоторое время герой встречается с отцом. К этому времени тот развелся с женой и открыл парикмахерскую в бедном районе города. Чарли не решается рассказать, кто он. После неудачного визита в салон Гордон идет в бар и напивается. С ужасом он обнаруживает, что алкоголь превращает его в умственно отсталого человека. После этого случая герой решает никогда не пить.
Он начал вспоминать свое детство, родных, стал понимать, как над ним издевались его "друзья". Эксперимент дал ему на время ту жизнь, которую он хотел. Но он превзошел всех, он стал умнее! Он быстро вырос в глазах многих, но так же быстро растаял в своем сознании. Но его мечта осуществилась. Хорошая книга с глубоким смыслом. Я все чаще стала замечать, что серьезные,глубокие авторы психологически-фантастического стиля имеют что-то схожее в своем восприятии мира. После таких книг ощущается, что промыли все шестеренки в мозгу и механизм отлажено заработал. Удивительно то, что человек рождается с разными границами разума. Кто-то воспринимает жизнь настолько поверхностно,что его жизнь состоит только из автоматически повторяющихся действий и фраз. А кто-то - настолько глубоко, что в рассуждениях с самим собой погружается в такие дебри, что доходит до состояния аффекта. Такое происходит и в моей жизни.