Этапы разработки бизнес-плана. Что надо знать, чтобы составить бизнес-план самостоятельно. Составить бизнес-план самостоятельно, без помощи квалифицированных специалистов очень сложно.
Как составить бизнес-план: пошаговая инструкция и советы
По словам ведущего канала Big Money Евгения Черняка , бизнес должен иметь понятные метрики, без цифр не обойтись. Составление бизнес-плана преследует конкретные цели. Грамотно составленный документ должен служить одной или двум целям одновременно: Внутренние цели: определение ориентиров, краткосрочных и долгосрочных задач, помощь собственнику бизнеса, детализация задач для сотрудников, которые должны их реализовывать. Внешние цели: привлечение инвесторов, информирование их об основных показателях предпринимательского проекта, оценка уровня привлекательности инвестиционного проекта. Не бойтесь упрощать. Если имеете широкую целевую аудиторию, а не узкоспециализированную, без упрощенных формулировок не обойтись.
Используйте аббревиатуры и специфические понятия только в том случае, если они будут понятны всем читателям. Упрощайте, но не делайте описание примитивным, проявите уважение к интеллектуальным способностям потенциального читателя бизнес-плана. Не стоит забывать и о качественной презентации. Это касается и документа в формате PowerPoint или другом, и внешнего вида докладчика. Красочные слайды на экране не спасут, если заминаетесь, путаетесь в графиках и диаграммах.
Будьте уверены в себе. Простой бизнес-план можно составить самостоятельно. Для этого не нужно получать высшее экономическое образование. Достаточного погрузиться в процесс и посмотреть примеры в интернете. Но никогда не будет лишним проконсультироваться с экспертами.
Это могут быть финансисты, маркетологи или знакомые собственники бизнесов, которые уже прошли этот путь. План должен состоять из таких частей разделов : Резюме.
При возможности можно прикрепить фотографию или образец продукта или услуги.
Маркетинг и продажи стратегия проникновения бизнеса на рынок; стратегия развития, в том числе: внутреннее развитие — увеличение объемов бизнеса, численности персонала, развитие франшизы; горизонтальная интеграция — приобретение другой компании того же направления; вертикальная интеграция — расширение сфер деятельности за счет приобретения новых активов; сбытовая стратегия; PR-стратегия. Финансирование Этот раздел необходим, если инициатор проекта ищет финансирование для своего бизнеса. Сюда включаются имеющиеся и потенциальные потребности в капитале, планы по использованию привлеченных средств и предполагаемые способы их возврата.
Прогнозы В раздел включаются финансовые показатели компании за предыдущие годы, финансовые прогнозы в будущих периодах. Также для наглядности в раздел следует включить анализ финансовой информации с графическими приложениями и таблицами.
Предпринимателям, которые хотят масштабироваться, бизнес-план нужен для привлечения дополнительного финансирования. Для привлечения инвестиций есть несколько вариантов: 1. Государственные гранты и субсидии. Существуют программы, по которым можно получить деньги от государства на развитие собственного дела. Например, за поддержкой могут обратиться фермеры, производители различного оборудования.
Кредит в банке. Бизнес-план нужен, чтобы кредитная организация видела перспективу развития и сроки окупаемости проекта, а также каким образом компания планирует вернуть заемные средства.
В общем многое зависит от требований, которые предъявит к бизнес-плану его будущий адресат. Если требования высокие, составить хороший бизнес-план без специальных навыков не получится. Получится ли самостоятельно проанализировать рынок? Самая сложная и трудоёмкая часть хорошего бизнес-плана - это маркетинговое исследование. В статье по ссылке мы написали, как самостоятельно провести анализ рынка. Загляните в этот текст и решите, сможете ли вы провести такой анализ рынка самостоятельно. Если не сможете, лучше поручить составить бизнес-план профессионалам.
Сможете ли вы составить финансовый план? Состав финансового плана в бизнес-плане также не является секретом. Но чтобы составить профессиональный финансовый план, нужно не только владеть навыками инвестиционного анализа.
Как составить бизнес-план: подробная инструкция от практиков (часть 1 из 3)
Создайте идеальный бизнес-план с помощью нейросети – бесплатный онлайн бот | О том, как составить бизнес-план, зачем он нужен и где взять готовые примеры с расчетами — в материале РИА Новости. |
Основы составления бизнес-плана | Последующий шаг – составление бизнес-плана, который определяет базовые показатели для оценки перспектив бизнеса. |
Как написать бизнес план правильно: пошаговое руководство | Рассказываем, как составить бизнес-план, благодаря которому можно структурировать всю информацию и предугадать риски. |
Как написать бизнес план правильно: пошаговое руководство
Как составить бизнес-план самостоятельно, если вы не разбираетесь в этом. это структурированный документ описывающий этапы развития компании, ее основные направления деятельности, ее стратегии и риски. Составление бизнес-плана. – Основные ошибки при составлении бизнес-плана предпринимателем самостоятельно – технические. Самостоятельно составить бизнес-план непросто, но это реальная задача при серьезном подходе. Как написать бизнес-план самостоятельно. Если у вас есть опыт исследования рынка, построения финансовых моделей или желание разобраться в этом, то можно составить бизнес-план самому.
Что такое бизнес-план: для чего нужен, как составить и какие виды бывают
Это касается и документа в формате PowerPoint или другом, и внешнего вида докладчика. Красочные слайды на экране не спасут, если заминаетесь, путаетесь в графиках и диаграммах. Будьте уверены в себе. Простой бизнес-план можно составить самостоятельно. Для этого не нужно получать высшее экономическое образование. Достаточного погрузиться в процесс и посмотреть примеры в интернете. Но никогда не будет лишним проконсультироваться с экспертами. Это могут быть финансисты, маркетологи или знакомые собственники бизнесов, которые уже прошли этот путь. План должен состоять из таких частей разделов : Резюме. Краткое описание бизнеса, чем будет заниматься компания или частный предприниматель, какие пути развития предпочтительны. Именно резюме должно убедить инвестора вложить в проект финансы.
Если резюме составлено неудачно, вряд ли кто-то будет читать бизнес-план дальше. Если резюме представить емким предложением или небанальным слоганом, то докладчика ждет инвестиционный успех. Автор книги «Искусство сбора средств для стартапов и серийный предприниматель» Алехандро Кремадес пишет, что бизнес-план одного всемирного сервиса поиска аренды жилья занимал всего одну страницу. Необходимо описать, каким образом планируете решать две ключевые проблемы любого рынка — создать качественный продукт и удовлетворить потенциальных покупателей. Уделите внимание описанию продукта, его преимуществ. Простыми словами опишите производственный и логистический процессы бизнеса. В этот раздел включите маркетинговое исследование рынка.
Будем получать до 4 кг урожая с каждого квадратного метра. Через год, когда дело окупится, мы планируем поставить еще 3 теплицы, нанять 10 сотрудников и открыть 3 торговые точки. Мы вывели новый сорт лука, который дольше остается свежим и не желтеет.
Четкость здесь — это оружие убеждения сомневающихся инвесторов и банкиров. Палите цифры и разработки. Покажите, что вы серьезно относитесь к делу и доверяете своим спонсорам. Анализ отрасли Узнайте, кто чем дышит в вашей отрасли — сделайте анализ конкурентов. Для этого не нужно отправлять шпиона. Хватит официальных источников. Сильно вдаваться в маркетинговые дебри не буду. На это уйдет часа 2, и вы заскучаете. Расскажу о важных моментах и о том, что должно быть в разделе. Информацию для анализа отрасли можно взять на официальном сайте Росстата.
Еще попросите информацию по региону в торговых ассоциациях. Это объединения предпринимателей, которые бесплатно делятся данными об уровне продаж, сезонности и т. Какие показатели необходимо включить: объем рынка — количество продукции, которое могут купить за конкретное время; определение целевой аудитории, примерное измерение численности, деление на группы по социальным, демографическим признакам; влияние экономики, политики, законов, экологии; анализ конкурентов — объем производства и сбыта, технологии, фишки; изучение цен; какая реклама лучше работает в этой сфере. Рассмотрим на примере выращивания лука, огурцов, помидоров. Объем рынка. За вторую половину 2019 года собрано 15,6 тонны огурцов, 11,3 тонны помидоров и 17,4 тонны лука. Остальное испортилось и было утилизировано. Поклонники ЗОЖ, мамы готовят для семьи , бабушки. Влияние политики, экономики, законов. В августе 2019 года запретили привозить овощи и фрукты из Америки, Австралии, Канады, Европы и Норвегии.
Отечественную сельскохозяйственную продукцию стали покупать больше. Налог на теплицу вредит и помогает. Любители отказались выращивать овощи для себя из-за НДС и стали покупать. Но это дополнительные расходы для владельцев малого бизнеса. Анализ конкурентов. Кроме них, есть индивидуальные предприниматели с 2—7 теплицами. Основная технология: выращивание на высоте от земли, капельный полив. На стоимость влияет сезонность.
То есть тут описываем суть проекта, его цель и миссию. Стратегия маркетинга, анализ рынка. Один из важнейших пунктов, потому что нужно изучить поведение конкурентов на рынке, понять, какое положение ваш проект будет на нем занимать. А также разработать стратегию продвижения продукта. Помимо этого, должен быть обзор конкурентов, потенциальных потребителей, пути продвижения продукта на рынке, — объясняет Александр Верес. В маркетинговой части детально расписываются перспективные направления развития компании с учетом динамики рынка и анализа конкурентной среды, то есть доли на рынках, объемы производства, ценовая политика и др. Например, вы берете кредит на четыре года, значит, в финансовом плане должны быть отражены расчеты на 5 лет. Необходимо учесть все доходы и расходы — текущие, инвестиционные, финансовые, — уточняет Александр Верес. Чистого дохода предприятия должно быть достаточно для расчетов по обязательствам и финансирования собственного участия в проекте. Чтобы выполнить расчетную часть, можно воспользоваться самыми обычными программами типа Excel, а текстовую часть оформлять в Word. Если бизнес-план будет представлен инвестору, не забудьте сделать презентацию — это поможет ускорить процесс принятия им решения. Юридическое описание — здесь нужно указать, какая форма собственности будет в вашей организации. Это может быть и закупка сырья для продукта, и покупка оборудования. Здесь же нужно посчитать планируемые объемы выпуска продукции, затраты на сырье и производство, а также себестоимость товара. Далее оцениваются возможности сбыта продукции и сырьевое обеспечение, исходя из этого принимается решение о сменности работы и загрузке мощностей. Также необходимо учитывать сезонность и возможности по хранению сырья, материалов и готовой продукции, — объясняет эксперт.
Понять свои конкурентные преимущества, сильные и слабые места. Решить, какие направления нужно развивать первыми и сколько это будет стоить. Просчитать риски и возможные пути выхода из сложных ситуаций. Бизнес-план поможет вовремя скорректировать свои действия. Просчитав все, вы можете понять, что вам не хватает собственных денег и нужно привлекать инвестиции или взять кредит. Или, например, выбрать другое помещение. Вот из каких частей может состоять бизнес-план: сведения о проекте как, где, зачем и т. В плане нужно прописать заранее свои задачи и цели. Например, вы хотите открыть сеть пекарен.
Как составить бизнес-план
Инструкция (и образцы), пример написанного бизнес плана с нуля для чайников, скачать примеры бесплатно. один из самых важных этапов, к которому нужно подойти со всей ответственностью. Чтобы составить Бизнес-план необходимо определить содержание и структуру, чтобы все было включено и понятно. Как самому составить бизнес-план для малого бизнеса, чтобы он был грамотным и отвечал всем вызовам рынка. Чтобы сэкономить, постарайтесь написать бизнес-план самостоятельно на основе статистических данных и фактов. Рассуждая о важности составления бизнес-плана, предприниматели не редко придерживаются точки зрения о его ненужности, поскольку на деле все оказывается не так как в расчетах на бумаге, и это пустая трата времени.
Как самостоятельно составить бизнес-план
Заказываем бизнес-план или кто кого переиграл? Я работаю инвестиционным аналитиком с 2006 года на рынках РФ и ЕС и решаю различные задачи в рамках этого профиля: от поиска перспективных проектов и разработки необходимой документации по ним, до самого запуска таких проектов. Сразу оговорюсь, занимаюсь проектами исключительно в реальном секторе. Это значит, что ко мне приходят люди, готовые открыть свой ресторан или организовать своё производство. Форекс, сырьевые рынки и прочие «игры» на фондовых рынках — совсем не мой профиль Ко мне часто обращаются люди с просьбой написать очередной бизнес-план для инвестора. И начну я, пожалуй, с одной из последних историй, хотя этот сценарий повторяется с очень завидной регулярностью. Июльским ранним утром на мобильный мне позвонил предприимчивый молодой человек по имени, пусть будет, Михаил. Михаил начал с того, что очень хочет реализовать свою мечту детства и открыть свою пекарню, но собственные средства ещё не успел заработать… А инвесторы, как заклинание, твердят о каких —то финансовых моделях, рынке и прочих скучных примудростях. Михаил стал искать решение и знакомые предложили ему мой контакт, описав лёгкость и гибкость моей работы на личном примере. Поэтому Михаил сразу решил мне позвонить, чтобы договориться о моём участии в решении столь «деликатного» вопроса.
Ведь у него всё есть и нужно лишь немного доработать его материалы. С лёгкостью договариваемся о встрече в тот же вечер. Встретились мы с ним в кафе возле метро и за чашечкой горячего кофе он увлечённо рассказывал о своём проекте, плане реализации и о том, что не хватает буквально чуть-чуть: бизнес-плана, чтобы показать его инвестору. Как оказалось, озвученное по телефону: «есть всё и нужно немного доработать» - это горящие глаза, серьёзный настрой и примерное место, где он хочет организовать свой бизнес. Кроме этого, есть некая большая сумма, которую он готов заплатить за доработку своих материалов и трансформацию их в качественный бизнес-план. На языке инвестиционного аналитика — это значит: нет ничего, кроме некой суммы на разработку бизнес-плана. Чтобы понять масштабы «бедствия», перехожу к главному вопросу: «А что хочет непосредственно инвестор? Инвестора, как такового тоже нет. У Михаила есть некая база потенциальных инвесторов, которые могут проявить заинтересованность и готовы смотреть проект после того, как будет реальный бизнес-план.
Переходим к деталям, поясняю риски, рассказываю про стандарты и о том, в чём отличия между этими стандартами. Михаил воодушевляется и говорит, что нужно сделать всё по максимуму и как можно быстрее, выбрав самую высокую степень проработки всех разделов. Начинает радоваться тому, что он сможет использовать этот документ и для внутреннего планирования. Осталось обсудить только один, но очень важный вопрос для обеих сторон: бюджет, который Михаил готов выделить на разработку бизнес-плана.
Что важно продумать? Кто купит мой продукт? Где найти деньги на развитие?
Как быстро и сколько я заработаю? Бизнес-план ответит на все вопросы разом. Делимся пошаговой инструкцией, как составить хороший документ. Таск-менеджер для планирования личных и рабочих задач Составляйте списки дел, добавляйте чек-листы и приглашайте других пользователей для совместной работы с проектами. Скачать бесплатно Что такое бизнес-план Документ, который полностью описывает будущий проект: идею, целевую аудиторию, расходы и сроки окупаемости. Он поможет продумать этапы и финансирование, оценить жизнеспособность компании на рынке и избежать рисков. Бизнес-план привлечет партнеров или инвесторов, поможет получить кредит в банке или субсидию от государства.
Пример: Валентина любит подбирать стильные наряды, поэтому захотела открыть шоурум одежды. Ей кажется, что идея прекрасная: можно закупить трендовые вещи, сделать рекламу в соцсетях и заработать много денег. План ясный, поэтому она находит пару поставщиков в интернете, арендует помещение и начинает работу. На деле выяснилось, что в квартале уже есть 4 магазина, где выбор больше, а цены — меньше.
Каким образом сырье хранится, подготавливается, перемещается к производству, обрабатывается и производится продукт, как он упаковывается, хранится отгружается. Весь производственный процесс с точки зрения технологической цепочки обязательно должен быть подробно описан в бизнес-плане и составлен в приложениях. Не нужно готовить бизнес-план на 300—600 страниц — никто не прочитает такой документ. Важно, чтобы аналитик точечно мог проверить, ошибаетесь вы или нет.
Однажды предприниматель, который хотел собирать и развозить по городам продукты из домохозяйств, в анализе рынка указал, что в стране 120 млн домохозяйств. В результате проверки выяснилось, что в России всего 52 млн домохозяйств — человек ошибся в два раза! После этого его бизнес-план уже не было смысла читать дальше. План продаж и стратегия маркетинга Этот важный раздел показывает, каким образом и через какие каналы продвижения вы будете доставлять продукт и показывать его клиенту. Анализ ресурсов Чаще всего этот раздел опускается, если занимаются услугами. Здесь даются общие данные: сведения о строительной, производственной площадках, трудовые ресурсы, сырье, материалы и капитальные вложения, которые нужны, чтобы создать или арендовать эти площадки. Анализ проектных рисков Их около десятка, и один из самых важных — маркетинговый, который содержит три тезиса: не то, не тем и не там. Вы продаете не тот продукт который не пользуется популярностью, вышел из моды, не в тренде , Не тем — не знаете своего клиента, не разобрались, существует ли он вообще, заходите в низкоконкурентный, а, следовательно, безденежный рынок.
Не там — выбираете не ту локацию, канал продвижения. Например, хотите продавать задвижки для нефтепровода через Инстаграм, а металлоконструкции в Facebook. Второй важный риск — это риск участников проекта. Люди, которые находятся внутри контура предприятия например, совет директоров и акционеры, руководители и подчиненные, которые не нашли общий язык и участники проекта за контуром: налоговики, поставщики, контрагенты, компании на аутсорсинге. Все они относятся к рискам участников проекта, которые нужно прорабатывать. Например, вы должны быть готовы, что аналитики, которые будут смотреть ваш бизнес-план, спросят: «Как вы будете решать ситуацию, если поставщик откажется работать? Еще существуют финансовые риски если вы неправильно используете средства , юридические и политические какова обстановка в стране, запрещается ли что-то законом, вводятся ли санкции, можете ли вы закупать иностранное сырье или оборудование. То есть, как только вы зашли, вы должны запустить деятельность и начать инвестировать.
Все «минусовые» месяцы, которые получатся в PNA, и есть та сумма инвестиций, которую вы будете запрашивать. Сюда же внесите, например, основные макроэкономические показатели, если они важны: куда двигается курс экономики, каков курс валют. Сделайте прогноз основных финансовых показателей и покажите расходы: сколько планируете тратить на маркетинг, сколько стоит клиент, каков размер фонда оплаты труда, ожидаемые траты аутсорсинг и закупку продукции.
Любой запускаемый проект требует грамотного бизнес-планирования. Бизнес-план - это документ, в котором обозначены ближайшие перспективы развития, основные цели, расходы, сроки выхода на окупаемость, анализ трудностей и рисков, с которым может столкнуться компания, а также способы решения возможных проблем. Кому нужен бизнес-план? Практически всем, кто причастен к бизнесу: инвесторам, кредиторам, банкам владельцу компании его партнерам Составление бизнес-плана - один из самых важных этапов, к которому нужно подойти со всей ответственностью. Правильное планирование дает ответ на важнейший вопрос: "Есть ли смысл вкладывать деньги в развитие этого бизнеса?
Стоит ли он того, чтобы вкладывать в него силы, время и средства? Кто должен составлять бизнес-план?
Бизнес-план | Что это такое, как составить, пример с расчётами
Разбираемся, как самостоятельно разработать бизнес-план для социального контракта и что в нем отразить. Что такое бизнес-план и когда он нужен Составление бизнес-плана самостоятельно Ошибки при составлении бизнес-плана. Практическое руководство, как самостоятельно написать бизнес-план и повысить вероятность запуска успешного и прибыльного бизнеса.
Основы составления бизнес-плана
Если составить бизнес-план самостоятельно, это даст возможность более глубоко разобраться в деятельности компании, но, неграмотно составленный документ, где не учтены многие моменты, приведет в негодность даже хорошую идею. Как самому составить бизнес-план для малого бизнеса, чтобы он был грамотным и отвечал всем вызовам рынка. Самостоятельно составить бизнес-план реально владельцу небольшой фирмы, предпринимателю, не рассчитывающему на значительные инвестиции, или бизнесмену с солидным опытом в маркетинговых исследованиях, финансовых расчетах. Каждый учебник по экономике, пиар-курсу предлагает последовательную структуру, следуя которой вы можете составить бизнес-план самостоятельно без особого труда. Мы рассмотрим правила составления бизнес-плана для малого бизнеса, и надеемся, информация будет полезна начинающим предпринимателям. Бизнес-план осуществления предпринимательской деятельности (далее — бизнес-план) имеет следующую структуру.
Бизнес-план: как разработать самостоятельно
Стоит ли он того, чтобы вкладывать в него силы, время и средства? Кто должен составлять бизнес-план? Писать бизнес-план должны специалисты, ответственные за реализацию этого плана. То есть первые лица компании, руководители, собственники. Также можно обратиться в консалтинговую компанию, но нужно иметь в виду, что услуги экспертов стоят от тысячи долларов, поэтому есть вполне разумный смысл составить бизнес-план самому. Основное предназначение бизнес-плана он помогает представить перспективы рынка сбыта товаров или услуг выстроить стратегию развития бизнеса с нуля обозначить в качестве целей показатели, по которым будет оцениваться положение дел бизнеса в будущем разработать методы управления компанией На какой срок составляется бизнес-план? Поскольку в этом плане оцениваются и излагаются перспективы компании, то составляется он на 3-5 лет вперед.
Вопросы конкурентного анализа Анализ конкурентов. Опишите сильные и слабые стороны ваших конкурентов, чтобы помочь вашей компании добиться успеха. В конкурентном анализе необходимо описать кто ваши конкуренты, их процентная доля на рынке и то, как вы планируете составить конкуренцию им. Ответьте на вопросы: Кто ваши прямые конкуренты?
Какой процент доли рынка они занимают? Кто ваши косвенные конкуренты? Каковы сильные и слабые стороны ваших конкурентов? Какую продукцию, товары или услуги предлагают ваши конкуренты?
По какой цене ваши конкуренты предлагают свою продукцию, товары или услуги? Сможете ли вы обеспечить лучший ассортимент продукции, товаров или услуг для своих потенциальных клиентов? Предложите ли вы лучшие цены для своих потенциальных клиентов? Будет ли ваше обслуживание клиентов более эффективным?
Вопросы маркетингового плана Рекламная стратегия. Ответьте на вопросы: Как вы будете сообщать своим целевым клиентам о своем продукте, товаре или услуге? Почему вы выбираете именно эти направления например, офлайн магазин, веб-сайт, социальные сети и т. Какие рекламные материалы у вас есть или нужны, и какова будет их стоимость?
Сколько вы планируете потратить на маркетинг с целью привлечения потенциального клиента? Как вы будете удерживать существующих клиентов?
При этом каждый платеж фактически является инвестицией, а имущество в итоге будет выкуплено по остаточной в большинстве случаев — крайне низкой цене. Это предпочтительнее аренды, поскольку уплаченные арендные платежи являются лишь дополнительными расходами, а имущество нужно будет вернуть. Лизинг подходит индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим свою деятельность свыше одного года, которым требуется спецтехника, транспорт, недвижимость или оборудование для развития бизнеса. Физические лица имеют возможность оформить лизинг на легковой транспорт, однако у бизнеса эта услуга пользуется гораздо большей популярностью.
А также за счет использования механизма ускоренной амортизации. Возмещение НДС в составе лизинговых платежей. Завершение амортизации имущества к концу договора лизинга. Облегчение бизнес-планирования за счет равномерного распределения затрат на весь срок лизинга. Отсутствие необходимости дополнительного обеспечения сделки со стороны клиента, так как этим обеспечением выступает сам предмет лизинга. Отсутствие дополнительных комиссий за рассмотрение заявки, обслуживание счетов и т.
В новой технике нуждаются крупные холдинги АПК и небольшие фермерские хозяйства, что связано с сезонностью сельскохозяйственного бизнеса. Также в городах активно ведется застройка и реализация крупных инфраструктурных проектов, что стимулирует спрос на строительную технику. Большой популярностью пользуется лизинг автотранспорта. Всего за отчетный период компания заключила 19 688 сделок финансового и операционного лизинга, побив свой предыдущий рекорд в 16 196 сделок. По данным на 1 января 2020 года объем лизингового портфеля превысил 65 млрд рублей.
Маркетинговая стратегия Опишите основные критерии эффективной маркетинговой стратегии для вашего продукта. Дайте подробную информацию об инструментах, которыми будут пользоваться маркетологи. Стоит также дать план работы всех сотрудников отдела маркетинга по реализации выбранной стратегии. Приведите суммы, выделяемые из бюджета на продвижение продукта. Следующие пункты должны быть обязательно включены в данный раздел: Анализ ситуации на рынке. Улучшение характеристик товара по мере развития компании. Данные о ценообразовании и описание упаковки товара. Данные о схеме сбыта и закупок. Способы продвижения товара целевой аудитории. Количественные показатели. Данные о сервисном обслуживании. Предполагаемые меры контроля за исполнением маркетингового плана. Единого образца, как составить бизнес-план, попросту нет. Каждый из стандартных пунктов вы можете изменять, дополнять или полностью исключать. Все зависит от стратегии и целей вашей компании. План по использованию производственных мощностей Если вы собираетесь заняться продажей уже готовых изделий, то данный пункт вполне можно пропустить. В противном случае укажите здесь все данные о будущем производстве. Учитывайте сезонность. Когда создается новое производство, важно дать полные сведения о необходимых мощностях, описать специфику процесса изготовления товара, дать перечень операций, выведенных на аутсорсинг. Включите сюда список оборудования со стоимостью, в том числе при покупке в лизинг. Кроме того, данный пункт включает: данные о количестве м2 для организации производства; список материалов; затраты по стадиям производственного цикла. Любой фактор, который прямо или косвенно влияет на стоимость производимого товара, должен быть учтен. Этапы организационной деятельности Приведите в данном разделе план по найму сотрудников, управлению командой и распределению обязанностей. Работа по осмыслению организационной структуры будет полезна не только для вновь создаваемого предприятия, но и для уже действующего. Это помогает оценить соответствие структуры поставленным целям. Вот что следует указать: Адрес компании юридический и фактический. Матрицу управления. Постарайтесь отразить все связи между сотрудниками и отделами, а также обязанности каждого члена команды. Данные учредителей и соучредителей. Менеджмент генеральный директор, коммерческий, по продажам и т. Инструкцию по взаимодействию с сотрудниками. Информацию о снабжении административного звена. Сюда относятся показатели рентабельности, сроки окупаемости и др. Здесь же стоит указать влияние курсов валют, если используются импортные комплектующие. Следующие пункты обязательно должны быть в разделе: Данные по выплате налогов какие и в каком объеме платить. Структура капитала взятые кредиты, инвестиции, акции и др. План-отчет о доходах и расходах. Cash flow или денежный поток, оформленный с помощью таблиц. Баланс проекта. Срок окупаемости. Важно также указать точку безубыточности и сделать расчеты чистого дисконтированного дохода. Чтобы показать эффективность вложений в конкретный проект, будет полезным привести расчеты ряда других показателей: индекса доходности инвестиций PI и показателя внутренней нормы доходности при нескольких ставках дисконта IRR. Проект считается нерентабельным, если получившийся индекс меньше или равен единице. Это означает, дисконтированная прибыль на каждый вложенный рубль составила всего 3 рубля — невысокая рентабельность. IRR — та ставка процента, при которой стоимость всех денежных потоков инвестпроекта равняется нулю. В этой ситуации начальные вложения отобьются, но прибыли не будет. Анализ рисков Данный раздел должен показать, что вы осведомлены о возможных рисках для своего бизнеса. Особое внимание уделите факторам, влияющим на прибыль. Учитывайте отраслевые, финансовые, социальные и другие риски. Приведите перечень мер по предотвращению или уменьшению влияния данных факторов на проект. Поместите в данном разделе максимально полный список возможных рисков, а также тех методов, которые вы будете использовать для купирования проблем и профилактической работы. Можно смоделировать ситуацию с нулевым ростом компании и описать шаги для выхода из этой ситуации.
Как составить бизнес-план, который поможет прийти к успеху
Пошаговая инструкция по самостоятельному составлению бизнес-плана. Мы собрали для Вас образцы бизнес-планов на просторах всего Интернета. Чтобы составить бизнес-план, важно проанализировать рынок, собрать исходные данные и сформировать финансовую модель. Рассказываем, как правильно составить бизнес-план по стандарту и на что обратить внимание при его составлении.